автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников
- Автор научной работы
- Акулова, Ольга Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Акулова, Ольга Владимировна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. теоретические основы использования произведений устного народного творчества как средства развития выразительности речи старших дошкольников. . . и
ГЛАВА II. Особенности понимания и использования старшими дошкольниками средств речевой выразительности в процессе исполнения произведений устного народного творчества.
II.1. Задачи и методика констатируюшего эксперимента. . 41 II.£, Особенности отношения старших дошкольников к произведениям устного народного творчества.
II. 3. Особенности восприятия старшими дошкольниками русских народных прибауток и сказок.
II.4. Особенности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при исполнении русских народных прибауток и сказок.
Выводы по II главе.
ГЛАВА III. Педагогические условия использования произведений устного народного творчества в целях развития выразительности речи старших дошкольников.
III, 1. Задачи и методика Формирующего эксперимента.
III. г. Развитие у старших дошкольников представлений о средствах выразительности в процессе восприятия произведений устного народного творчества.
III. 3. Освоение детьми различных средств выразительности речи в процессе исполнения произведений устного народного творчества.
III.4. Творческое использование детьми средств речевой выразительности в процессе импровизации по мотивам произведений устного народного творчества.
III. 5. Проверка результативности разработанной методики.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников"
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к народной культуре своей страны. Культура русского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности.
Народное искусство, являясь Фундаментальным пластом национальной культуры, рассматривается как действенный Фактор социализации и развития личности (В.П.Аникин, Т. К. Ахаян, Л.С.Выготский, Н, Ф. Голованова, А. В. Запорожец, Н.И.Кравцов и др. ), Русское народное искусство, в силу своей общенародной изначальности, "всечело-вечно в своем содержании, понятно не только всем эпохам, но и всем народам" (90, с.71).
В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, О. И. Капица, А. П. Усова и др. ). В свете основных тенденций развития современной педагогики - гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре -приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования.
Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка.
В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, А. А. Грибовская, Р. И. Жуковская,
Н, А. Курочкина, М.А.Некрасова, О.И.Соловьёва и др.). Вместе с тем, развивающий потенциал устного народного творчества настолько велик, что требует дальнейшего изучения.
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование устного народного творчества в целях развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем она рассматривается как важный показатель речевой культуры личности (1, 36, 52, 56, 112, 160, 175, 187, 219). Современные исследования (О. И. Марченко, 3. В. Савкова, В. Г. Третьякова и др.) дают основание утверждать, что данное понятие имеет интег-ративный характер, включая в себя вербальные (интонационные, лексические, синтаксические) и невербальные (мимика, движения, поза) средства выразительности. Анализ специальных работ (36, 47, 55, 111, 161) позволяет назвать следующие определяющие признаки выразительной речи: адекватность выбора средств вербальной и невербальной выразительности содержанию высказывания; уместность их использования; образность; эмоциональность и индивидуальность речи. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности.
Проблема развития выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец и др. ) и педагогов (а. м. Леушина, ф. а. Сохин, О. С. Ушакова, А. и. Полозова и др. ). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета её интегративного характера. До настоящего времени не решён ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи. Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Иы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности Фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровиза-ционность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между "рассказчиком-артистом-автором" и "слушателями-зрителями-участниками", которое делает совместное действо более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, устное народное творчество выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам Е. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка" (192, т. 6, с. £98), обогащая тем самым детскую речь (47, 82, 103, 122, 173, 176, 190). Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников Фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка (27, 32, 40, 50, 76).
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы
- б и её несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и развития умений речевого самовыражения старших дошкольников обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: разработать содержательные и методические основы использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития выразительности речи старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного использования произведений устного народного творчества в качестве средства развития выразительности речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования:
I. особенности произведений устного народного творчества (простота и яркость художественного образа, сюжетная занимательность, образность и эмоциональность языка, традиционность и имп-ровизациониость исполнения) определяют возможность их использования в качестве эффективного средства развития выразительности детской речи в единстве всех её компонентов.
II. Эффективность использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности детской речи обеспечивается комплексом взаимосвязанных педагогических условий:
1. Отбор Фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения старшими дошкольниками. г. Применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие восприятия прибауток и сказок в единстве их содержания и языковой Формы; освоение детьми средств речевой выразительности; накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклора.
3. Модульная организация развивающей среды группы детского сада, способствующая развитию интереса дошкольников к выразительному исполнению произведений устного народного творчества. Задачи исследования:
1, Изучить особенности восприятия старшими дошкольниками русских народных прибауток и сказок в единстве их содержания, языковой Формы, речевого воплощения.
2. Изучить особенности выразительности речи старших дошкольников при исполнении произведений устного народного творчества.
2. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности речи старших дошкольников.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных условий развития выразительности речи старших дошкольников при освоении произведений устного народного творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- теоретически и экспериментально доказана возможность использования произведений устного народного творчества как эффективного средства развития у старших дошкольников выразительности речи в единстве вербальных и невербальных компонентов;
- разработан комплекс педагогических условий эффективного использования произведений устного народного творчества в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
- определены основные показатели развития восприятия старшими дошкольниками русских народных сказок и прибауток в единстве их содержания, языковой Формы и речевого воплощения;
- определены основные показатели развития выразительности исполнения старшими дошкольниками народных прибауток и сказок;
- выявлены индивидуальные особенности проявления у детей позиции исполнителя Фольклорных текстов;
- определены критерии отбора произведений устного народного творчества для развития выразительности речи старших дошкольников;
- обоснована поэтапная методика работы, обеспечивающая развитие у детей художественного восприятия Фольклорных произведений; освоение дошкольниками средств речевой выразительности; накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклора.
Практическая значимость исследования:
- спроектирована и апробирована поэтапная методика, обеспечивающая становление у ребёнка двух основных позиций по отношению к произведениям устного народного творчества: слушателя и исполнителя ("рассказчика", "артиста", "режиссёра", "импровизатора");
- разработана педагогическая диагностика восприятия детьми средств выразительности Фольклорных текстов и их использования в в процессе исполнения русских народных прибауток и сказок;
- определено содержание развивающей среды группы детского сада, предполагающее создание трёх модулей ("ориентирующего", "стимулирующего", "театрально-игрового") и обеспечивающее развитие интереса детей к выразительному исполнению Фольклорных текстов.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, при чтении лекций и проведении практических занятий по дошкольной педагогике и методике развития речи детей; при разработке спецкурсов и спецсеминаров в педагогических колледжах и ВУЗах.
Методологические основы исследования: культурно-историческая теория развития психики человека; учение о роли деятельности в развитии личности; об активной роли искусства в становлении познавательной и эмоционально-чувственной сферах личности; психолого педагогические исследования по проблеме использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи дошкольников; концепция целостного развития личности дошкольника как субъекта детских видов деятельности; концепции построения развиваюшей среды дошкольных учреждений.
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; разработку и проведение констатирующего, Формирующего и контрольного экспериментов; проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; использованием комплексной методики, её соответствием возрастным психологическим особенностям детей; разносторонним количественным, качественным и статистическим анализом полученных экспериментальных данных.
Базы проведения исследования: дошкольные образовательные учреждения №31 Пушкинского района и N'96 фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. В констатирующем эксперименте обследовано 89 детей 5-7 лет и 8 воспитателей. Формирующий эксперимент проведён с 65 детьми старшего дошкольного возраста с привлечением к работе трёх воспитателей.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
1. Произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития у старших дошкольников выразительности речи в единстве вербальных и невербальных компонентов. Это обусловлено такими особенностями данных текстов, как занимательность, образность и эмоциональность языка, традиционность выразительных средств, импровизационный характер исполнения, которые делают их привлекательным содержанием художественно-речевой деятельности, позволяющей детям практиковаться в выразительном исполнении.
2, Эффективность использования русских народных сказок, потешек и прибауток для развития выразительности детской речи обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: отбор Фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения дошкольниками; применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевой выразительности и накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклорных текстов; модульная организация развивающей среды группы детского сада, способствующая развитию интереса детей к выразительному исполнению произведений устного народного творчества.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты и выводы исследования докладывались на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на Герценовских чтениях в 1993-1998 гг, на курсах повышения квалификации воспитателей, методистов, заведующих детских садов при Лаборатории альтернативного образования Мэрии г. С~Петербурга в 1997 г. Материалы исследования используются в учебном процессе Факультета дошкольного образования РГПУ им. А. И. Герцена, изучаются студентами на спецсеминарах, при написании курсовых и дипломных работ.
- li
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.
1. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что для большинства старших дошкольников характерно обще-положительное отношение к произведениям устного народного творчества, особенно к сказке, которая является любимым жанром 91 и дошкольников. Вместе с тем интерес к данным произведениям не достаточно глубок и мотивирован. Произведения устного Фольклора русского народа знакомы старшим дошкольникам по воспоминаниям более раннего возраста. Они легко забываются детьми, не будучи востребованными в их самостоятельной творческой деятельности.
2. Мы полагаем, что обшие не высокие уровни отношения детей к устному народному творчеству обусловлены недостаточным бытованием произведений в детской деятельности. Данные бесед и наблюдений показывают: детей в основном привлекает позиция слушателя (это подтвердило в отношении русских народных сказок 100и и в отношении потешек и прибауток 54Х дошкольников). Художественно-речевая и игровая деятельности по содержанию Фольклорных произведений привлекает многих детей, однако интерес к ним не реализуется в виду отсутствия у старших дошкольников соответствующего опыта.
3. Уровень восприятия детьми русской народной прибаутки и сказки различен. Часть дошкольников (18И) не смогли адекватно понять Фольклорный текст. По 37И дошкольников показали уровни поверхностного и так называемого "героийного" восприятия поэтического и сказочного жанра. Первичное восприятие произведений устного народного творчества имело преимущественно недифференцированный характер, дошкольники ориентировались, в основном, на содержание, недооценивая красоту Формы и выразительность исполнения.
4. Повторное обращение к Фольклорным текстам способствовало углублению восприятия. Использование метода сравнения выразительного и невыразительного исполнения, акцентировало внимание дошкольников на значении средств лексической и интонационной выразительности для раскрытия художественного образа произведения.
5. Материалы констатирующего эксперимента свидетельствуют, что в стихийном опыте не создаются условия для развития выразительности речи детей. Так, рассказывание самостоятельно выбранных дошкольниками прибауток и сказок не было в должной мере выразительным: 36/ показали уровень невыразительного и 35/ - маловыразительного, "обыденно-прозаического" исполнения. Только 29/ детей показало уровень достаточно выразительного исполнения, обусловленного повышенной эмоциональной отзывчивостью на содержание произведения, и в первую очередь на образ понравившегося героя.
6. Данные III серии показали благоприятное влияние на выразительность исполнения предварительной беседы, направленной на углубление восприятия Фольклорного произведения в единстве его содержания, языковой Формы и речевого воплощения. Констатирующий эксперимент показал улучшение результатов выразительности исполнения в ролевом диалоге по русской народной сказке. С нашей точки зрения, данный Факт обусловлен изменением позиции ребёнка, который становился исполнителем-"артистом" и изменением его задачи (на основе "вхождения" в образ героя, выразительно передать в речи его характер и эмоциональное состояние).
7. Статистический анализ результатов позволил обнаружить корреляционные зависимости. Одна из них: между уровнем отношения детей к произведениям устного народного творчества и уровнем восприятия Фольклорных текстов (г = 0,935). Это позволяет предположить, что дошкольники лучше воспринимают привлекательное и знакомое содержание. Следовательно, в Формирующем эксперименте необходимо воспитывать интерес к Фольклорным произведениям на основе ознакомления детей с широким кругом потешек, прибауток и сказок.
Выявлена корреляционная связь между характером восприятия и выразительностью исполнения (г = 0,853). Данный показатель доказывает особое значение полноценного художественного восприятия для последующего выразительного воплощения художественного образа произведений устного народного творчества.
Наличие корреляционных зависимостей подтверждают взаимосвязь между тремя основными показателями, выдвинутыми нами для определения уровня выразительности исполнения: отношением, восприятием и использованием средств выразительности.
Таким образом, констатирующая часть исследования свидетельствуют, что выразительность речи старших дошкольников при исполнения Фольклорных произведений является следствием внутренней интеграции целого ряда компонентов. Основными из них выступают: к интерес детей к произведениям устного народного творчества; к художественное восприятие детьми доступных произведений устного Фольклора в единстве их содержания и Формы; понимание детьми значения выразительности языка произведений устного народного творчества и выразительности речи рассказчика для воплощения художественного образа; к желание отражать впечатления восприятия Фольклорных произведений в художественно-речевой и игровой деятельности; умение детей использовать некоторые средства выразительности для наиболее полного воплощения художественного образа произведений устного народного творчества.
Констатирующий эксперимент доказал правомерность нашего положения о необходимости специальной работы, направленной, во-первых, на развитие художественного восприятия Фольклорных произведений, во-вторых, на освоение средств выразительности речи и, в-третьих, на практикование в их использовании с помощью разных видов художественно-речевой и игровой деятельности.
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
Констатирующий эксперимент подтвердил, что для выразительной передачи произведения устного народного творчества, дошкольнику должен быть интересен и понятен текст, ему необходимо активно эмоционально сопережить его содержание, выделить отдельные средства выразительности языка произведения, помогающие раскрытию художественного образа, и затем отразить результаты восприятия в собственной речевой деятельности, используя адекватные содержанию средства речевой выразительности. Это позволило определить задачи и методику проведения Формирующего эксперимента.
ЗАДАЧИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА:
1. Разработать педагогические условия использования произведений устного народного творчества для развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Обосновать систему поэтапного построения процесса использования произведений устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи,
3. Экспериментально проверить эффективность разработанных Форм и методов развития выразительности детской речи средствами устного народного творчества.
Направленность экспериментальной работы состояла в том, чтобы постепенно перестроить позицию ребёнка с позиции "слушателя" произведений устного народного творчества на позицию "рассказчика-артиста", а затем "импровизатора", способного выразительно передать содержание Фольклорных произведений в художественно-речевой деятельности. В каждой из данных позиций обеспечивалось нарастание активности детей, как в направлении осознания выразительных средств, так и в отношении их использования в речи.
Формирующий эксперимент осуществлялся в контексте художественно-речевой деятельности, мотивы и содержание которой побуждали детей к выразительному исполнению сказок, потешек, прибауток. Система экспериментальной работы строилась в соответствии с этапами художественно-речевой деятельности: восприятие Фольклорных произведений, их выразительное исполнение и творчество как "пробуждение способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению" (203, с, 39). Особое внимание уделялось творческим играм на темы народных сказок и прибауток (драматиациям, театрализованным, режиссерским, играм-Фантазированиям). Художественно-речевая и игровая деятельность обеспечивали становление у ребёнка разные позиций исполнителя: рассказчика, артиста, участника театрализованного действия,придумщика-импровизатора. Это побуждало дошкольников активно использовать освоенные средства выразительности речи.
Работа строилась в соответствии с принципом естественного развития выразительности речи детей, в основе которого лежит художественное восприятие произведения, эмоциональное сопереживание его героям, практическое овладение отдельными средствами выразительности языка и развитие желания выразительно передавать слушателям содержание текста и своё эмоциональное впечатление от него.
В соответствии с данными положениями, был разработан трёх-этапный Формирующий эксперимент.
I ЭТАП - этап развития представлений о средствах выразительности в процессе восприятия Фольклорных произведений.
Его ЦЕЛЬ: познакомить детей с наиболее типичными для произведений устного народного творчества средствами языковой выразительности и способами их передачи в устной речи.
В ходе первого этапа работы решались следующие ЗАДАЧИ:
1. Развивать интерес детей к произведениям устного народного творчества и желание использовать их в художественно-речевой и игровой деятельности.
2. Развивать художественное восприятие Фольклорных текстов.
3. Познакомить детей с наиболее простыми, традиционными средствами выразительности языка произведений устного народного творчества (тавтология, парная синонимика, постоянные эпитеты, устойчивые словесные Формулы), с особой "сказовой" манерой их исполнения и побуждать детей к активному использованию выразительных средств в собственной речи.
Для развития интереса детей к устному народному творчеству был организован ориентирующий модуль развивающей среды, предусматривающий широкое ознакомление детей с Фольклорными произведениями. Его основной задачей было возбудить у дошкольников интерес к произведения устного народного творчества и желание использовать их в самостоятельной деятельности. Для этого значительно обогатился подбор книг с Фольклорными произведениями, костюмов и атрибутов для театрализации. В оборудовании модуля нашли место куклы в национальных костюмах; предметы русского быта; детали народной одежды для ряженья. В ДОУ If 31 этот модуль приобрёл вид "Русского подворья", в котором была воссоздана обстановка русской избы, Фрагмент деревенской улицы (см. Приложение III. 5.).
Основаниями отбора произведений устного народного творчества для Формирующего эксперимента выступали следующие положения: сюжетная занимательность, яркая характеристика героев; к простота и ясность композиции; разнообразие средств языковой выразительности; близость содержания и Формы произведений детскому опыту, возможность их использования в художественно-речевой и игровой деятельности старших дошкольников.
С учётом данных оснований для первого этапа были отобраны следующие произведения устного народного творчества:
Проведённое исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы и позволило сформулировать в заключение следующие выводы:
1. Для устного народного творчества характерны: простота и яркость художественного образа, сюжетная занимательность, высокая степень выразительности языка. Его произведения отличает традиционность, что способствует быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности, а так же импровизационность исполнения, которая предоставляет возможность дошкольникам использовать освоенные средства свободно и творчески. Данные особенности позволяют рассматривать устное народное творчество в качестве эффективного педагогического средства развития выразительности речи, а так же привлекательного для старших дошкольников содержания художественно-речевой деятельности» имеющей особое значение для практикова-ния детей в выразительной речи.
2. В ходе исследования выявлено, что выразительность речи старших дошкольников в процессе исполнения произведений устного народного творчества является следствием внутренней интеграции целого ряда компонентов. Первый из них - положительное отношение к устному народному творчеству, проявляющееся в активном интересе к его произведениям, в желании и умении использовать Фольклорные тексты в разных видах художественно-речевой деятельности. Центральным компонентом этой интеграции рассматривается художественное восприятие произведений в единстве их содержания, языковой Формы и речевого воплощения. Обязательным компонентом является умение выбирать и целесообразно использовать адекватные смысловому и эмоциональному содержанию средства вербальной и невербальной выразительности для наиболее полного воплощения прочувствованного и осмысленного художественного образа произведения.
3. Исследование доказало возможность использования произведений устного народного творчества в качестве средства развития выразительности как интегративной характеристики речи старших дошкольников. Результатом экспериментальной работы стало свободное использование детьми комплекса вербальных (в первую очередь, интонационных и лексических) и невербальных средств выразительности. Определенная организация педагогического процесса способствовала овладению дошкольниками умением применять средства речевой выразительности для более точного и адекватного воплощения содержания высказывания, для придания своей речи особой образности и эмоциональности. Исследование показало целесообразность использования разработанного комплекса взаимосвязанных условий развития выразительности детской речи средствами русских народных потешек, прибауток и сказок. Основными из них являются: отбор Фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения детьми; применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевой выразительности, накопление вариативного опыта исполнения Фольклорных текстов; модульная организация развивающей среды группы, способствующая развитию интереса детей к выразительному исполнению потешек, прибауток и сказок.
4. В экспериментальной работе определены критерии специального отбора Фольклорных произведений разных видов и жанров. К ним относятся: сюжетная занимательность, яркая характеристика героев; простота и ясность композиции; разнообразие и постепенное усложнение средств языковой выразительности; близость содержания и Формы произведения детскому опыту, возможность их использования в качестве содержания для художественно-речевой деятельности. В соответствии с данными критериями отобраны фольклорные тексты, отвечающие интересам старших дошкольников и стимулирующие желание их исполнять (рассказывать, разыгрывать, импровизировать).
В работе определены основания для постепенного усложнения художественно-образных особенностей произведений устного народного творчества, которые позволяют последовательно развивать у детей умения полноценно воспринимать Фольклорные произведения в единстве их содержания, языковой Формы и речевого воплощения. Для начального этапа работы выбор произведений должен быть обусловлен простотой и традиционностью языковых средств (тавтология, синонимика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На втором (основном) этапе необходимо значительное усложнение текстов с точки зрения разнообразия средств языковой образности (эпитет, метафора, сравнение, фразеологический оборот, элементы ритмизации и звукописи) . На заключительном этапе нужно знакомить дошкольников с менее известными текстами, в которых высокая степень образности дополняется особой эмоциональностью языка.
В результате исследования доказано, что в целях развития выразительности детской речи можно применять небольшие тексты народной поэзии (потешки, прибаутки и Фрагменты народных песен) и разные виды сказок (о животных и волшебные). Целесообразность использования данных жанров определена их привлекательностью в качестве содержания художественно-речевой деятельности детей, которая побуждает дошкольников активно применять освоенные средства вербальной и невербальной выразительности речи.
5. в ходе исследования вскрыта целесообразность использования поэтапной методики, обеспечивающей художественное восприятие Фольклорных произведений (позиция "слушатель") и нарастание выразительности исполнения русских народных стихов и сказок (позиция "исполнитель"). Доказана целесообразность конструирования специальной методики в объективной логике развития художественно-речевой деятельности: на первом этапе - развитие художественного восприятия русских народных потешек, прибауток и сказок, на втором - освоение средств выразительности речи и их использование в разных видах самостоятельной исполнительской деятельности, на третьем - импровизационное творчество по мотивам Фольклорных произведений.
Первоначальное становление выразительности детской речи требует развития художественного восприятия Фольклорных текстов в единстве их содержания, выразительности языка и речевого воплощения. С этой целью необходимо организовать ознакомление с широким кругом произведений устного народного творчества, в ходе которого использовать специально организованные беседы с включением проблемных вопросов и заданий; стилистическое экспериментирование; ролевые диалоги и игры-драматизации по фольклорным текстам.
Особое значение имеет обогащение представлений детей о средствах речевой выразительности и освоение умений использовать их в речи, наиболее эффективными для этого являются следующие приёмы работы: "словесное рисование", "предположение" (прием К.С.Станиславского), совместное комментирование средств языковой выразительности, образно-игровые этюды, проблемно-игровые задания. Практикованию в освоенных умениях способствуют театрализованные игры, в том числе с помощью специально созданной макета-карты "Тридевятое царство, тридесятое государство" и набора игровых атрибутов к ней.
Закрепление приобретённых детьми умений выразительно исполнять Фольклорные тексты целесообразно осуществлять в творческих импровизациях по мотивам произведений устного народного творчества и в процессе придумывания детьми сказочных образов и собственных сказок по аналогии с народными. При знакомстве детей с новыми
Фольклорными произведениями необходимы задания по прогнозированию дальнейшего развития сюжета и образных речевых оборотов, специальные игры, подводящие к самостоятельному придумыванию сказок. Особое внимание следует уделять организации режиссерской игры и игры-Фантазирования.
В исследовании выявлена необходимость постоянного углубления позиции активного "слушателя", становление которой приводит к постепенному усложнению позиции "исполнителя". Этот процесс подразумевает освоение детьми нескольких важнейших Функций исполнителя Фольклорных текстов: "рассказчик", "артист", "интерпретатор". В каждой из данных позиций обеспечивается нарастание активности детей в двух взаимосвязанных направлениях: в освоении средств языковой выразительности русских народных текстов и в самостоятельном использовании средств лексической, интонационной и невербальной выразительности речи. б. Становление самостоятельности и активности детей в процессе развития выразительности речи средствами произведений устного народного творчества требует специально созданной образовательной среды группы детского сада. Исследование доказало результативность модульной организации образовательной среды, которая, с одной стороны, проектирует маршрут ребёнка в направлении освоения выразительных средств (от ориентирующего модуля, к стимулирующему и театрально-игровому), а с другой стороны, обеспечивает возможность ребёнку полно выразить себя в художественно-речевой деятельности с помощью средств речевой выразительности.
Ориентирующий модуль развивающей среды способствует активному приобщению к устному творчеству как части народной культуры и побуждает к знакомству с новыми Фольклорными произведениями. Стимулирующий модуль развивает интерес детей к сравнению вариантов исполнения, их анализу с позиции выразительности и практикованию в самостоятельном использовании средств речевой выразительности. Театрально-игровой модуль обеспечивает накопление вариативного опыта исполнительской деятельности и обусловливает возможность широкого бытования русских народных прибауток и сказок в творческой деятельности старших дошкольников.
7. Исследование выявило индивидуальные особенности в освоении детьми позиции исполнителя произведений устного народного творчества, которые проявились в выборе определённого аспекта исполнительской деятельности, дифференциации мотивации и характере использования выразительных средств. По этим признакам нами было выделено четыре подгруппы дошкольников.
Слушатели-рассказчики" стремились к слушанию Фольклорных текстов; выразительность их речи зависела от ориентации в произведении и отношения к нему, поэтому дети выбирали для рассказывания не очень широкий круг хорошо знакомых текстов. "Режиссёры" проявляли себя в качестве организаторов совместных игр; владели средствами речевой выразительности воплощения образа; выразительность их речи проявлялась наиболее ярко в образно-игровых этюдах, словесных экспромтах и ролевых диалогах. "Артисты" с большим интересом и желанием исполняли произведения устного народного творчества, широко используя разнообразные средства выразительности; стремились к признанию своих успехов зрителями. "Импровизаторы" проявляли творчество в процессе исполнения Фольклорных текстов и импровизациях по их мотивам; их выразительность была адекватна содержанию; они искренне передавали свои мысли и чувства.
Экспериментальная работа позволила каждому ребёнку выбрать интересную для себя Форму речевого самовыражения в разных видах художественно-речевой деятельности.
8. Результаты проведённой работы доказывают её существенное влияние на повышение речевой культуры детей и на освоение ими языковой культуры русского народа. Наши наблюдения показали, что произошёл значительный личностный рост детей, который проявился в следующих изменениях: в направленности детских интересов на овладение творческими видами деятельности, связанными с разными видами искусства; в становлении особой позиции "ровесничества" (термин А. В. Запорожца, Т.А.Репиной, А. Г. Арушановой), которая обеспечивает создание особых творческих детских сообществ, изменяет содержательность общения по ходу совместной деятельности творческого характера, делает возможной и легко осуществимой совместную деятельность со сверстниками, помогает понять и оценить действия других детей, способствует улучшению взаимоотношений детей друг с другом.
Устное народное творчество стало новой областью самореализации детей в разных видах творческой деятельности (игре, рисовании, сочинении, моделировании и т. д. ); обогатило содержание самостоятельной деятельности дошкольников.
Таким образом, в настоящем исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована его цель и решены поставленные задачи.
Проведённая экспериментальная работа позволяет наметить пути дальнейшего исследования. Необходимо дополнительное изучение творческих возможностей старших дошкольников в придумывании текстов по мотивам произведений устного народного творчества, а так же более глубокое рассмотрение влияния выразительности речи на обеспечение эффективности коммуникации детей со взрослыми и сверстниками.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Акулова, Ольга Владимировна, Санкт-Петербург
1. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу Дошкольное воспитание, ,1996, w 5.- с. 79-84
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. 1968. 339 с.
4. Аникин В. П. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. Н. 1987. 286 с, 6. А Н И К И Н В. П. к М У Д Р О С Т И ступенька: о РУССКИХ пословицах, сказПсихология чувственного познания.- Н. 1960.- ках, песнях, загадках, народном языке. М. 1988. 174 с.
5. Арановская-Дубовис Д. М. Понимание сказки дошкольником Дошкольное воспитание, 1955, 10
7. Артемов В. А. Об интонеме и интонационном инварианте Интонация и ЗВУКОВОЙ состав. м. МГУ, 1965. 10. АСМОЛОВ А. г. Психология ЛИЧНОСТИ. М. 1990. 367 Театрализованные И Г Р Ы дошкольников. Н. 1991. 11. АСМУС В, 1961.
8. Чтение как ТРУД И творчество ВОПРОСЫ литературы,
9. Ачкасова г. А. "Видеть","слышать" и переживать художественное слово Литература в школе, 1988, Ы4.
10. Афанасьев А, Н, Народные русские сказки в 3 т. т. л. 1961,
11. Бабаева Т. И. Гуманизация педагогического процесса в детском дошкольника. саду Гуманизация процесса воспитания и развития СПб. 1994. 3-15.
12. Бабаева Т.Н. У школьного порога, М. 1993. 128 с.
13. Базик и. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию у детей старшего дошкольного возраста П Р И ознаИсследование проблем комлении с литературными произведениями
14. Баринова Е. А. трудах молодых ученых. М. 1985.- с. Основы методики развития связной рели Дисс. д. п. н. Л, 1971.
15. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- м. 1979.- 42 с,
16. Белякова Г. П. Формирование у старших дошкольников детского сада элементарного осознания языковых явлений АвтореФ. дисс. к. п. н. М. 1982. 21 с.
18. Боголюбская И. К. Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Н. 1970. 238 с.
19. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема П. г. Вопросы теории народного искусства. М. творчества. Ростов н/Д. 1983, 173 с.
20. Бодалев А. А. М. 1982. 199 с.
21. Бодалев А. А. Личность и общение.- М. 1983.- 271 с,
22. Бодрова Е. В. Психологические аспекты понимания литературных 1985, №5 с. 116-120 Восприятие и понимание человека человеком. текстов дошкольником
23. Божович Л. И. Н. 1958. 464
24. Бочкарева Л. П. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, Личность и ее Формирование в детском возрасте, Создание игровых образов детьми б года жизни АвтореФ. дисс, под влиянием художественной книги и картины к. п. н. М. 1987. 20 с. 2 8 Боша Р. -И. П. Использование латышской народной песни в Формистарших дошкольников АвтореФ. дисс. ровании образной речи к. п. Н. М. 1988. 23 с.
25. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности Формирования личности в детстве. М, 1990. 140 с.
26. Брушлинский А. В. Психология мьш1ления и проблемное обучение.
27. Венгер Л. А. Дьяченко о. М. и ДР. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М. ,1986. -222c.
28. Вербовая Н. П. М. 1977, 303 С Веселова т. с. Изучение Фольклора в школе как методическая Головина О. М, Урнова В. В. ИСКУССТВО речи. проблема Дисс. канд. пед. наук. Л. 1974.
29. Виноградов В. В. Теория поэтической речи. Поэтика,- Н. 1963,
30. Воробьёва Д. И. Гармония: Интегрированная программа интеллекличности дошкольника. СПб, туально-художественного развития 1995, 78 с, 1981, 80 с,
31. Ворошнина Л, В. Организация театрализованных И Г Р В детском саду Учить ребенка играть. Пермь, 1981.- 13-21 с.
32. Ворошнина Л. В. Формирование творческой самодеятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск, 1989.- с. 18-25.
33. Воспитание детей в игре /сост. М. 1983. 192 с.
34. Выготский Л. М. 1967, 93 с, Воображение и творчество в детском возрасте. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.
35. Выготский Л. Игра и ее РОЛЬ в психическом развитии ребёнка ВОПРОСЫ психологии, 1956, 1956, N 6
36. Выготский Л. Мышление и речь Избранные психологические исследования. М. 1956. 519 с,
37. Выготский Л. Психология искусства. М. 1968. 341 с. J
38. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку АвтореФ. дис. к. п. н, М. 1991. 20 с.
39. Гильбурд Г. и. Исполнительское искусство сФера проявления художественной идеи. Томск, 1988. 197 с, 49, Глоцер В. И. дети пишут стихи. И. 1964. 255 с. 5J3 Гогоберидзе А. Г. освоения детьми 1992. 199 с.
40. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб. 1997. 192 Развитие творческой деятельности в процессе ХОРОВОДНЫХ И Г Р народных Дисс. к. и, н. л. Головин Б. н. Основы КУЛЬТУРЫ речи. м. 1988. 320 с
41. Горанов к. Художественный образ и его историческая жизнь. М. 1970. 519 с.
42. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. М. 1985. 175 с,
43. Граудина Л. К. Ниськевич Г. И. красноречия. М. 1989. 256 с.
44. Гринь Н. А. Риторика.- Новосибирск, 1995.- 106 с. 57. ГУРОВИЧ Л. М. Береговая Л. Б. Логинова В. И. Ребёнок и книга. М. 1992. 64 с.
45. ГуроЕич Л. М. Панкратова Н. Л. Обучение дошкольников 5-6 лет Теория и практика русского сочинению сказок Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л. 1985. с. 43-52.
46. Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми
47. Гусев В. В. Современность и Фольклор.- Н. 1977.- 348 с.
48. Гучене Г. Появление метаФор в словесном творчестве детей 5-9 летнего возраста Материалы конференции психологов Прибалтики. Вильнюс. 1966. с. 82-85
49. Давыдов В. В, Проблемы развивающего обучения, И. 1986. 240 с
50. Детская речь: проблемы и наблюдения. Л. 1989. 159 с.
51. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Методические рекомендации /под ред. Т.А.Ладыженской/.- М. 1994.- 94 с.
52. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л. 1978. 143 с.
53. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. Н. 1962. 314 с.
54. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника.- М. 1986.- 95 с.
55. Дьяченко О. И. Использование наглядных моделей как средства Исследование проб1985, анализа детской художественной литературы лем дошкольного с. 67-70.
56. Жинкин Н. И. воспитания в трудах молодых ученых. М. Психологические основы развития речи В зашиту живого слова. м. 1966.
57. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1963. 318с.
58. Запорожец А. В. вания детской Значение ранних периодов детства для ФормироПРИНЦИП личности развития в психологии. Н. 1978. с. 180-205. ш. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения ТР. Всесоюзн. научн. конференции по дошкольному воспитанию. М. 1948. 7 3/ Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником Дошкольное воспитание, 1948, №9.- с. 34-41.
59. Зимняя И. А. Речевая деятельность и психология речи Основы
60. Игра дошкольника Под ред. Л.Новоселовой.- М. 1989. 286 с. 77. йзард К. Эмоции человека. М. 1980. 439 с.
61. Каган И, холостова Т. В, Культура-ФилосоФия-искусство. И. 1988. 63 с.
62. Каган М, Ребёнок и культура Тезисы международной конФе- ренции "Ребёнок в современном мире", т. 1, СПб. 1993. с. 36-37.
63. Каган Н. художественная деятельность и всестороннее разви- тие личности. л. 1991. 383 с, 8 i Капица О. И. Детский Фольклор.- Л., 1928.- £22 с. 8 2 Карпинская Н. М. 1972. 151 с. художественное слово в воспитании детей.
64. Кнебель М. И. ЛУРИЯ А. Р. П У Т И и средства декодирования смысла В О П Р О С Ы Философии, 1971, №4. с. 76-83.
65. Короткова Н. Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников Дошкольное воспитание, 1997, №6. с. 9-16.
66. Кравцов Н. И. Вопросы жанров РУССКОГО Фольклора.-М. 1972.-131 с. 8 6 Кравцов Н. И. Историческая поэтика Фольклора.- М. 1977.-10 с.
67. Кубасова о. В. Прием драматизации на уроках чтения Начальная школа, 1985, 12.
68. Кубасова О. В. РУССКИЙ язык в начальных классах. М. 1995. -87 с.
69. Кудина Г, Н. НоЕлянская 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки:! класс- М. 1990.- 304 с. 9,
70. Курочкина Н. А. ПУТИ развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к РУССКОМУ декоративно-прикладному И С К У С С Т В У Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПб., 1996.- с. 70-85
71. Лабунская 1989. 62 с. В. А. Психология экспрессивного поведения.- Н.
72. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство предмет обучения; Уч. пособ. М. 1986. 124 с. ЗЗ. Лазутин Г, Поэтика
73. Лакеев В. А. РУССКОГО Фольклора. Н. 1989. 208 с. аспекты использования наследия дисс... Методические К. Станиславского в преподавании литературы АвтореФ, к. п. н. Л. 1981. 18 с.
74. Левин В. А. Воспитание творчества.- И,, 1977.- 96 с.
75. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. Н. 1994. 192 с.
76. Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства Эмоциональное воздействие массовой коммуникации. И. 1983.
77. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения; в 2 тт. И. 1983.
79. Лернер И. Я. Проблемное обучение.- М. 1974,- 64 с. 1,01, Леушина A.M. Дидактическая система методов обучения, М. Развитие связной речи дошкольника Дисс.,. к. п. н. в 2-х т. т. л, 1940.
80. Леушина А. м. Развитие связной речи у дошкольников Уч. зап. ЛГПИ, т. 35. л. 1941. с, 21-73,
81. Литература и Фантазия 255 с.
82. Литературный энциклопедический словарь под обш. ред. в. М, Кожевникова. М. Сов, энциклопедия, 1987. 750 с.
83. Логинова В. И. Формирование системности знаний у детей дошсост. Л.Е.Стрельцова/.- и., 1992.- кольного возраста АвтореФ. дис. д. П, Н. Л. 1984. 40 с. 106. Л У Р И Я А. Р. Язык и сознание. И. 1979. 320 с, творческого мьш1ления. Уч. пособ, по Р У С
85. Люблинская А. А. Детская психология.- М. 1971.- 266 с.
86. Ляшко т. в. синицина Е. И. Через ИГРУ к творчеству. Методич. пособ. Вып.
88. Налинина В. И. Понимание образной речи детьми младшего школьного возраста //АвтореФ. дис. к. п. н. М, 1954. 16 с.
90. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной КУЛЬТУРЫ. Н, 1994. 191 с. ИЗ. Иатюшкин A.M. Н. 1972. 207
91. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные ВОПРОСЫ теоПроблемные ситуации в мышлении и обучении. Основы ораторского мастерства: КУРС лекций,- рии, М. 1975, 367 с.
92. Мелик-пашаев А. А, Педагогика искусства и творческие способности. Серия "Педагогика и психология".- Н. 1981, N1.- 96 с.
93. Ненджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.- Н. 1982-128 с.
94. Иихайленко н. я. Короткова Н. А. Н. 1990. 156 с.
95. Мокиенко В. М. Образы РУССКОЙ речи. л. 1986. 280 с.
96. Морохин В. Н. 1983. 303 с,
97. Найденов Б. Выразительность речи и чтения.- м. 1969.
98. Народная педагогическая культура и художественное воспис. Прозаические жанры РУССКОГО Фольклора. М. Как играть с ребенком.- тание детей. И. 1991. I
99. Насруллаева Н. н. Влияние содержания и языковых средств настарродной сказки на образность и выразительность детской речи ших дошкольников //АвтореФ. дисс, к. п. н. Киев, 1982. 16 с.
100. Неменский Б. Н. гогика, 1991, N
101. Вненаучные Формы познания Советская педа102. Никифорова о, и. Психология восприятия художественной литературы. М. 1972. 152 с,
103. Новлянская 3. Н. Исследование элементарных проявлений компоспособностей в младшем школьном нентов литературно-творческих возрасте. М. 1971. 19 с.
104. Новое педагогическое мышление под ред. А. в, Петровского/.М. 1989. 278 с.
105. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника под. ред. М.И.Лисиной М. 1974.- 208 с.
106. Основы теории речевой ева/. М. 1974. 368 129. От прубаутки до былины /сост. В.П.Аникин/. М. 1991. -398 с
107. Пархоменко Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе деятельности /под ред. А. А, Леонтьовладения изобразительными средствами языка художественных произведений. Лекция 1. л. 1976. 52 с. 131. Пиз А. Язык телодвижений,- М. Н. НОВГОРОД., 1995.- 257 с,
108. Поддьяков Н. н. Новый ПОДХОД К развитию творчества у дошкольников ВОПРОСЫ психологии. 1990, Ы1, с. 16-19.
109. Полифункциональность Фольклора: Сб. науч. ТР. Новосибирск, 1983, 174 С,
110. Полозова А. И. Особенности Формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми 6-7 лет Диссерт. канд. пед. наук, Л. 1971. 197 с. XIV с библ.
111. Померанцева Э. В. О РУССКОМ Фольклоре.- Н. 1977.- 120 с.
112. Померанцева Э. В. Русская устная проза: Уч. пособ. М. 1985.271 с.
113. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: Сб. научн. ст./отв. ред. А. М. Шахнарович/ И., 1993.- 183 с.
114. Проблемы художественного развития личности /под ред. Ю. Н. Петровой/. И. 1982. 247 с.
115. Психология эмоций: тексты. Н. МГУ. 1993. 303 с. li. ПУТИЛОВ Б. Н. ФОЛЬКЛОР и народная культура. СПб. 1994. 238
116. Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: 138 с.
117. Раев А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познаСб. н. тр, НИИ АПН. М. 1990. вательная способность Проблема развития познавательных способностей, л. 1983. с. 21-32.
118. Раппопорт X. ИСКУССТВО И эмоции. И. 1972. 168 с.
119. Речевые секреты. Книга для чтения начальных классов под ред. Т.А.Ладыженской/.- М. 1992.- 142 с.
120. Речевые УРОКИ /под ред. Т. А. Ладыженской/. М. 1995.-159с.
121. Речь. Речь. Речь /под ред. Т. А. Ладыженской/.- Н. 1990.- 335 с.
122. Речь, эмоции и личность. Л. 1978.
123. Родари Дж. Грамматика Фантазии: Введение
125. Романовская 3. И. Чтение и развитие младших как к школьников: ИСКУССТВУ. Д. Э. Практическая стилистика русского языка.- Н. Приобшение детей к художественной литературе М. 1982. 129 с. )
126. Рубинштейн Л. К психологии речи Уч. зап. ЛГПИ. Л. 1941. с. 6-21 Т. 35,
127. Рубинштейн Л. Основы обшей психологии. В 2 тт. М. 1989.
128. Рыбникова М. А. Избранные ТРУДЫ. Изд. АПН РСФСР.- И.. 1958. lyf. русская народная сказка /под ред. о. И. Капицы.- М,-л. 1930.
129. Русское народное поэтическое творчество под ред. Н. И. Кравцова. М. 1971, 384 с.
130. Русское народное поэтическое творчество под ред. А.М.Новиковой. М. 1978. 440.
132. Савкова 3. в. Энергия живого слова.- СПб., 1991.- 32 с. ibA. Средства речевой выразительности. Л. 1
133. Савушкина Е. В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства АвтореФ. дисс. канд. пед. наук. М. 1994. 19 с.
134. Свирская Л. В, Создание развиваюшей среды в дошкольных учреждениях, Новгород, 1994. 26 с. 164. Семёнова А. п. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнений Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л. 1941. с. 138-201.
135. Серебряный Д. Интерпретация ФОРМУЛЫ В. Я. ПРОппа сб. Типологические исследования по Фольклору. н. 1975. 250 с.
136. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996. 192 с.
137. Система эстетического воспитания в детском саду под ред. Н. А. Ветлугиной. Н. 1962.- 372
138. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками под пед. л. А. Венгера. Н. 1996.- 128 с.
139. Смольникова Н. Г. Формирование СТРУКТУРЫ связного высказывания у старших дошкольников АвтореФ. дисс. к. п. н. М, 1986. 23 с,
140. Соловейчик И. Об основных направлениях работы по развитию
141. Соловьева О, И. Русская народная волшебная сказка в воспитаТРУДЫ нии детей дошкольного возраста Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М, 1949. с, 247-265.
142. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи. Н. 1992. 416 с. 1 7 б Сохин Ф. А, Ушакова О. эстетическим и НОМУ образов Дисс. канд. Связь развития речи с умственным, нравственным воспитанием в процессе обучения РОДЯЗЫКУ Развитие речи детей. М. 1990. с. 3-14 актера над собой.М. 1985,-
143. Станиславский К. с. Работа 479 с.
144. Стрелкова Л. П. УРОКИ сказки.- И., 1989,- 128 с. 1 Стрельцова л. Е. ИСКУССТВО слова и младший школьник йскус.. ство в жизни детей. М. 1991.
145. Стрельцова 1996. 255 с. Л. Струнина Е. М. се развития Работа над смысловой стороной слова в процесЛ. Е. Тамарченко Н. Д. Мастерская слова. м. речи старших дошкольников в детском саду АвтореФ, дисс. канд. пед. наук. Н. 1984. 16 с.
146. Сыркина В. Е. Психологический анализ понимания школьниками
147. Театр и образование. М. 1992. зап. ЛГПИ. Т.
148. Теплов Б. м. Психологические ВОПРОСЫ художественного воспитания Изв. с, 7-29.
149. Тивикова К. Развитие речи младших школьников средствами АПН РСФСР. Вып
150. Отделение педагогики. М. 1947, народно-поэтического языка АвтореФ. дисс. к. п. н. н. НОВГОРОД. 1993. 16 с.
151. Тимофеев п. и. Основы теории литературы. М. 1976. 448 с.
152. Третьякова В. Г. Обучение школьников выразительности речи Детская речь и ПУТИ ее совершенствования. Екатеринбург, с, 90-97.
153. Трусова Е. о. Взаимосвязь изобразительной и театрально-иг1992,- ровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста //АвтореФ. канд. пед. наук, Н, 1986. 16 с.
154. Усова А. П. Роль ИГРЫ В воспитании детей. М. 1976. 74 с. I9j3: Усова А. П, русское народное творчество в детском саду. м. "1972. 76 с, 191, Ушакова О, С, Развитие поэтического слуха как одно из УСЛОВИЙ творчества детей 6-7 лет АвтореФ. дисс канд. пед. наук. М. 1973. 21 с.
155. Ушинский к. Д. Собрание сочинений. Тт. 2, 3, 5.- Н. -Л. 1948. l/з. Фидеравичене Э. А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа М. 1981.-24 с.
156. Фетисова К. К. АвтореФ. дисс. канд. пед. наук. К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ И определении эмоционального состояния по выразительным движениям Психологический журнал, 1981, т. 2.
157. Фельдштейн Л. И. Психология развития личности в онтогенезе.-
158. Филосовский энциклопедический словарь /гл. ред. л. Ф. Ильичев, П. н. Федосеев и др. Н. 1983. 840 с.
159. Фолсом Ф. Книга о языке; Человек разумный- это человек говорящий. М. 1977. 159 с.
160. Фольклор: поэтика и традиции. Н. 1982. 344 с.
161. Фурмина Л. тоятельной Роль предметно-игровой среды в развитии самостеатрально-игровой деятельности детей 5-6 лет Восдошкольного возпитание самостоятельности и активности у детей раста. М, 1973. 20</. Характеристика Ладыженской.- М. связной речи детей 6-7 лет под ред. т. А. 1979.- 108 с. I
162. Художественная литература в Формировании всесторонне развитой личности школьника. И., 1985. 178 с.
163. Художественная самодеятельность детей 4-7 лет под, ред. Н. А. Ветлугиной. М, 1976.- 189 с.
164. Художественное творчество в детском саду /под ред. лугиной. М, 1974. 175 с.
165. Художественные творчества. И. средства РУССКОГО Н. А. Ветнародного поэтического 1981. 205 с.
166. Чемортан СМ. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев. 1986. 108 с.
167. Чехов М. П. Литературное наследие. Т. 2, Об искусстве актёра, М. 1986. 557 с,
168. Чуковский К, И. И. 1962. 175 С, От ДВУХ ДО пяти. М. 1990. 384 с 1992,- 83 с. Живой как жизнь. Разговор о РУССКОМ языке.
170. Шабес В. Я, Речь и знание,- СПб,
171. Щеголева Г. Системный подход к работе над развитием связ1985. с. ной речи младших школьников Дисс. к. п. н. Л.
172. Щетинина A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека Вопросы психологии. 1984, н 3. с. 60-67. 212. ЭЛЬКОНИН д. Б. Психология ИГРЫ. М. 1978. 304 с.
173. Эмоциональное развитие дошкольников под. ред, А. Д. Кошеле1985. 175 с. вой. М.
174. Эмоциональные и познавательные характеристики общения отв. ред. В. А. Лабунская/. Ростов н/Д. 1990,- 167 с. Вып 4. /под ред. Н. И.
175. Эпитет в русском народном творчестве. Кравцова. М. МГУ, 1980. 144 с. 21/
176. Эстетическое воспитание в детском саду /под ред. ГИНОЙ М. 1985 207 с. Н. А. Ветлу177. Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л, 1963. 399 с.
178. Язовицкий Е. В. эстетическое 1973, 35 с. Педагогическое наследие К.С.Станиславского и в школе воспитание АвтореФ. дисс. д. п. Н. Л. 2ij/. Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе Матер. межвуз. семинара /под ред. Т. Г. Рамзаевой/.- и в вузе): СПб. Образование, 1995. 93 с.
179. Язык русского Фольклора 1992. 168 с.
180. Якобсон П. М. 1964. 86 с.
181. Якобсон П. Н, 1971. 48 с. 223. ЯКУНИН В. А. Педагогическая психология.- СПб, 1998.- 639 с. Психология художественного творчества. М. Психология художественного восприятия.М. (Сб. научн. тр.).Петрозаводск, 224. Н. -О. Tide. Zur literatiirpadagoglschen Arbeit in der alteren Gruppe Neue Erziehung im Kindergarten, 1970, N 9.