Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жукова, Светлана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жукова, Светлана Николаевна, 2001 год

Введение.

Глава 1. Эстетическое воспитание в бизнес-образовании как педагогическая проблема.

1.1 Психолого-педагогические основания профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

1.2 Эстетические аспекты профессиональной подготовки менеджеров.

1.3 Полихудожественность воспитания как педагогический принцип профессиональной подготовки менеджера.

Глава 2. Формы и методы эстетического воспитания в бизнес-образовании.

2.1 Специфика эстетического воспитания в бизнес-образовании.

2.2 Эстетические аспекты воспитания личностных качеств будущих менеджеров.

2.3 Формы и методы эстетического воспитания менеджера-профессионала в бизнес-образовании.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании"

XXI века поднимает необходимость переосмысления многих, казалось бы, незыблемых представлений, касающихся характера отношений человека с миром, понимания своего места в нем, поиска человеком смысла жизни. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая личность. Воспитать творческую личность, то есть сформировать контекст, условия и установку на творчество, а также потребность к активному творчеству, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Поэтому такой актуальной на современном этапе развития российского общества становится разработка и внедрение в учебный процесс программ по эстетическому воспитанию. Ведь эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, «суммирующим» ее, объединяющим в единую целостность. Становясь .субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций залог развития цивилизованного общества.

Изучение и развитие философской и педагогической мысли дает возможность понять, как видоизменился с течением времени эстетический идеал, а вместе с ним и система образования, которая на первый план выдвигает те формы, средства и методы эстетического воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

На каждом этапе общественного развития вырабатывались свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Эти основные эстетические категории во все времена очень тесно переплетались с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости. Справедливо определение эстетического воспитания, данное В.П.Острогорским. "Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только любви, но и в постоянном деятельном стремлении к нравственному идеалу"[ (10), с. 17-18 ]. Такому определению вторит другое. Эстетическое воспитание - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты [101].

Одна из основополагающих методологических предпосылок теории эстетического воспитания - тезис о ведущей роли целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении личности ребенка. Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность, тесно связанные с требованиями современной жизни, способны развить сенсорную сферу, способности ребенка до уровня понимания подлинного искусства, красоты действительности и эстетического творчества.

Академик Д.С. Лихачев призывал помнить простую истину: ".Старое не устаревает, если к нему обращаться с поправкой на время, на иные общественные условия. Взгляд историка никогда не должен оставлять нас, иначе мы ничего не поймем в культуре и лишим себя величайших ценностей, которые вдохновляли наших предков"[ 9 ]. Исходя из этого, мы должны помнить о том пути, по которому шло развитие идей эстетического воспитания в России.

В Древней Руси, где эстетические идеи развивались на стыке языческой и христианской культур, эстетическое воспитание осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах [ 8 ]. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивало художественный вкус людей. В древнерусских произведениях "Слово о полку Игореве", "Повесть- временных лет", "Изборник" и других проводится мысль о связи нравственного с прекрасным, где идеалом красоты выступает служение Родине, гармоничное сочетание духовного и физического /герои былин/. В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIY века - нравственная красота, открывающая взору человека невидимый мир Божественной красоты, сотканный из чистых красок, света и молитвенной тишины. Живописцев этого периода отличает стремление воплотить в своих произведениях всю теплоту и искренность религиозного чувства, проникновенный лиризм и задушевность, единство мудрости, красоты и искусства.

Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в XY - XYII в.в., эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Максима Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и других философов, педагогов, живописцев[ 8 ]. Они предлагали включать в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В трактате "Гражданство обычаев детских отмечается: "Любите мусикию, сладкопение и игранием на органех всяких остроту ума обучати"[ (8), с.329].

В XYII веке в России появились первые эстетические трактаты ( Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков ), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, дается классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К.Истомин, М.Ломоносов, Н.Новиков, Ф.Салтыков, Н.Спафарий, В.Татищев и другие [ 8 ]. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку, а затем обучать «искусствам и ремеслам», а И.Посошков говорил о необходимости определения сначала способности к художествам и потом их обучению, наряду с образовательными предметами нужно овладеть и художественными. Новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал М.В.Ломоносов. Он считал, что художники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

Таким образом, были заложены основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности. При Московском университете появились первые классы художеств (рисование, музыка, театр), устраивались музыкальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес И.Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «Обучать языкам, арифметике, геометрии, истории, стихотворению, отчасти архитектуре, геральдике, а в художествах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокальной и инструментальной, шитью, вязанию, плетению»[ (8), с.345 ]. Так, И.Бецкой определил содержание обучения, включив в него наряду с общеобразовательными и эстетические предметы, чем способствовал развитию эстетического воспитания и образования.

Дальнейшее развитие теории и практики эстетического воспитания в XYIII веке предпринял Н.И.Новиков, считавший эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включая изучение эстетики, красноречия, поэзии. Н.И.Новиков обращал внимание на необходимость учитывать природные задатки и способности каждого ребенка, но все же каждый, по его мнению, должен знать «элементарные основания изящных наук», а преподавание эстетики должно стать основой эстетического воспитания. Он утверждал, что занятия по изящным искусствам должно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и со всеми воспитанниками. В процессе обучения следует всех обучающихся детей приобщать к искусствам, воспитывая в каждом художественный вкус и развивая способности к созданию посильных им эстетических ценностей. [ (9), с.343]. Н.И.Новиков уделял большое внимание методике эстетического воспитания, говоря о том, что «помимо изучения изящных искусств нужно давать воспитанникам примеры, которые объясняются, а упражнением в способности превращаются. Примерами должны быть хорошие образцы в прозе, поэзии. Учителю надлежит не только показать особенности красоты, но и преподать правила, а также дать возможность самому ученику сочинять, творить».

Почти через 100 лет, в условиях общественного подъема 60-х годов, в период создания народной школы, под идейным руководством русских революционеров-демократов В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского вынашивалась мысль о всеобщем первоначальном обучении, о гармоничном развитии личности, в котором должны быть уравновешены чаши весов, составляющих рациональное и эмоциональное развитие личности. Русская философская и педагогическая мысль продолжает поиск и в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов.

Во второй половине XIX века вопросы эстетического воспитания рассматривались ведущими русскими педагогами К.Д.Ушинским, В.И.Водовозовым и другими. Они видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетическое вкуса, подчеркивая, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. В обязательные для изучения предметы они включали литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество - детский театр. К.Д.Ушинский придавал огромное значение художественно-эстетическому воспитанию. Он считал: «Запоет школа, запоет весь народ» [ 10 ].

Теоретические разработки довольно ограниченно внедрялись в школьную практику. С одной стороны, большинство детей получали лишь начальное (4 класса церковноприходской школы) образования, получая азы грамотности и достаточно серьезную церковно-религиозную подготовку (особенно по Закону Божьему). В сельских школах часто не бывало материалов (бумаги, карандашей, красок и т.п.), обеспечивающих полноценное художественно-эстетическое развитие детей. С другой стороны, правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся, преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собрания, общение учителей с детьми в свободное от уроков время.

В России XIX века начала XX века разрабатывались проблемы детской психологии и детского художественного творчества, вопросы сотрудничества художественных музеев и профессиональной школы, методика преподавания изобразительных искусств в школе (Аркин Е., Бакушинский А.В., Бехтерев В.М., Блинкман Ю., Воронов B.C.,

Куприянова 3., Нечаев А., Оршанский Л.Г., Сикорский И.А. и другие). В это время появились основательные работы по музыкальной и вокальной педагогике, методологии музыкально-педагогического воспитания, обучения и образования. Но использовать эти работы можно было только в нескольких консерваториях (Блюменау Е.Б., Джиральдони JL, Мазурин К., позже Аспелунд Д.Л).

Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчеркивается значение общеобразовательных и художественных знаний. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием искусства. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в XX . век обогащенными, содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в учебном процессе, профессиональной подготовке специалиста.

В XX веке роль эстетического воспитания в профессиональной подготовке специалистов обретает новый смысл. Развитие экономики, социалистическое обновление России поставили перед экономическим воспитанием новые задачи. Эти задачи были сформулированы А.К.Гастевым, который стал пионером решительного переворота в эстетике [ 39 ]. Ориентированного на практические задачи общества, новатор-поэт считал, что эстетическое воспитание должно быть тесно связано с экономикой, материально-технической базой социализма, повышением качества социалистического труда и его производительности. Из такого понимания вытекала новая функция эстетического воспитания в обществе. Ученый рассматривал его как воспитание культуры труда и производства. Если Россия не освоит новый инженерный тон эпохи, если снизу доверху не будет решена задача эстетического народа, то ее . в скором будущем объедет горожанин Европы и Америки. Он четко определяет первостепенные задачи общества - новая культура, пропитанная работой, энергией, выдержкой, трудовой дисциплиной.

А.К.Гастев, по сути дела, сформировал новый идеал воспитания человека труда, творца социалистического общества. Поэт сменил перо на хронометр, стал заниматься проблемами организации труда. В этом «предательстве» Гастева исследователи искусства 20-х годов увидели заземленность, односторонность, практицизм эстетического идеала поэта [ (78), с. 62 ].

Переход поэта в экономику, организацию труда был вызван необходимостью. Старые, полуфеодальные формы организации труда, расхлябанность, грязь, психологическая неподготовленность рабочего, крестьянина - все эти укоренившиеся явления он считал тормозящими революционную перестройку. По мнению А.К.Гастева, само понятие культуры в социалистическом обществе необходимо расширить, понимая под этим термином не только грамотность, начитанность, умение наслаждаться искусством, а прежде всего красоту труда, причем это последнее - для революции главное, ибо она родилась с лозунгом: «Залить страну красотой!» Культуру революционного общества определяют не стихи, прославляющие ее, а умение каждого создавать красоту на своем рабочем месте - станки, аэропланы, электростанции - вот показатель эстетики народа, его умения трудиться.

Когда в начале 90-х годов XX века в стране изменилась социально-политическая и культурно-экономическая ситуация: утверждение рынка как эффективного механизма товарной экономики, освоение принципов рыночных отношений, возросшая деловая • активность людей, нацеленность на демократические основы жизни, приведшие практически к переоценке нравственных ценностей, к перестановке в жизни каждого человека общественных и личных интересов, где личные интересы стали приоритетными, - эстетическое воспитание стало по сути дела единственным средством гуманизации общественной жизни.

Каждое учебное заведение (тем более высшее) должно стать храмом, в котором гуманитарная культура станет достоянием будущих молодых специалистов. Отношение к гуманитарному знанию - это своеобразный тест для тех учебных заведений, которые стремятся подготовить менеджеров-профессионалов, так как гуманитарные предметы являются приоритетными в сфере формирования идеалов, нравственных представлений, эстетической культуры.

В этой связи уместно будет вспомнить о «японском чуде». Страна, начавшая свое послевоенное экономическое развитие почти с нуля, за короткий срок стала одной из ведущих экономических держав. «Японское чудо» - это воплощение в жизнь гуманитарного подхода ' к организации образования и воспитания молодежи, умелого духовного пробуждения в работниках чувства личного достоинства, фирменного патриотизма, опоры на национальные и нравственные традиции. Его стержнем является признание социальной ответственности, которая лежит на управляющих: каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь цели, отличные от получения прибыли, которые оправдывают ее существование [ 148 ]. Таковыми являются гуманитарные цели.

Благодаря гуманитарным знаниям человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшим условием деятельности интеллекта, проявлением мыслительных способностей.

В современных условиях, когда предметно-вещный мир ( «вторая природа») фактически стал средой реального существования человека. У него возрастает стремление человека гармонизировать и гуманизировать предметную среду, переустроить ее эстетически. Самой массовой формой эстетической деятельности становится дизайн. В нем сочетаются разделенные, до недавнего времени неслиянные, сферы деятельности человека: прагматическая и эстетическая. Дизайн в наше время выступает как явление культуры, фактор формирования природной и вещевой среды обитания человека, образа жизни и стилистики времени, как показатель перемен в предметной культуре и в социально-эстетических нормах общества, выражая в конечном счете отношения человека с миром.

Как мы убедились, отечественная теория эстетического воспитания заложила основу, на которой должна выстраивается сегодня система профессионального образования, где одно из важных мест принадлежит эстетическому воспитанию как гуманитарной составляющей бизнес-образования. Идеи, рожденные в отечественной педагогике, помогают увидеть в бизнес-образовании эстетическое наполнение, заключающееся в художественном оформлении той социальной практики, с которой человек сталкивается в своей ежедневной деятельности. Это подготовило почву, на которой сформировалась система подготовки бизнесменов, менеджеров, маркетологов, т.е. новой социальной группы предпринимателей.

Структурно этот социальный . слой продуктивно-деятельных людей общества можно представить следующим образом: бизнесмены, менеджеры, маркетологи, дилеры (хотя необходимо заметить, что это не полное представление слоя предпринимателей, но характерная его часть). Именно они оказывают решающее влияние на состояние рыночных отношений.

Таким образом, актуальность темы «Эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании» обусловлена, с одной стороны, социально-педагогической значимостью проблемы, кризисным состоянием современного общества (в частности его духовной сферы), а с другой стороны - ее теоретической, педагогической значимостью, слабой теоретической разработанностью эстетико-педагогического аспекта профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образовании, что приводит к низкой компетентности специалистов - организаторов современного рынка.

Объект исследования - профессиональная подготовка менеджеров в бизнес-образовании.

Предмет исследования - эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджеров в бизнес-образования.

Цель исследования - выявить и обосновать эффективные формы и методы реализации эстетико-педагогического аспекта в профессиональной подготовке менеджеров в бизнес-образовании.

Гипотеза исследования. Формирование эстетикопрофессиональных качеств будущего менеджера будет эффективным при условии:

- установления взаимосвязи профессионального образования и эстетического воспитания, в процессе реализации которой обеспечивается формирование профессиональных, эстетико-нравственных качеств личности;

- обоснования интегративного характера эстетико-педагогических факторов, проявляющегося в проникновении эстетического воспитания во все сферы учебной деятельности;

- выявления и экспериментальной проверки творческих форм и методов эстетического воспитания, обеспечивающих профессионально-значимые качества будущих менеджеров.

При • проведении исследования принципиальным явилось положение о том, что эстетико-педагогические аспекты обеспечивают высокую компетентность профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:

- исследовать историю становления теории и практики эстетического воспитания как в нашей стране, так и за рубежом с целью выявления взаимосвязи профессиональной и эстетической подготовки менеджеров в бизнес-образовании;

- обосновать интегративный характер эстетико-педагогических факторов в профессиональной подготовке менеджеров в бизнес-образовании;

- выявить эффективные творческие формы и методы эстетического воспитания, формирующие эстетико-профессиональные качества будущего менеджера.

Методологической основой исследования являются философско-эстетические концепции о преобразующей роли эстетического воспитания в обществе. Основанием для построения научно-педагогической концепции послужили работы Е.А.Бодиной, Е.В.Волковой, К.В.Кулаева, И.Г.Хангельдиевой, Л.П.Печко, Б.П.Юсова, в которых содержится научный анализ содержания, форм и методов эстетического воспитания.

Большое значение для нашего исследования имели труды ученых, занимающихся проблемами профессионального образования (В.А.Кальней, В.А.Квартального, Н.В.Кузьминой, В.И.Садовского, В.Д.Шадрикова, С.Е.Шилова и др.) и проблемами педагогического творчества (В.И.Журавлева, В.И.Загвяренского, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова и др.).

Изучая эстетические аспекты формирования менеджера бизнес-образования, мы опирались на исследования Л.С.Выготского, К.А.Абульхановой-Словской, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, в которых раскрываются психологические аспекты развития личности, механизмы саморегуляции и творческой активности студента.

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач профессионального образования, системным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. Ведущими методами нашего исследования выступают следующие: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, эстетической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, а также социологические методы: анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных, их качественный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрена взаимосвязь профессиональной подготовки менеджеров и эстетического воспитания, проявляющаяся в развитии профессиональных качеств менеджеров, их творческого мышления, способности принимать ответственные решения, ориентированные не только на успешную деятельность отдельного предприятия или фирмы, но и на общество в целом;

- смысловые акценты и направления профессиональной деятельности должны быть перенесены с развития внешнего, направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление, на развитие внутреннее, то есть развитие самого человека, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей.

- Выявлены эффективные педагогические формы и методы, формирующие эстети ко-нравственные качества личности менеджера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по использованию эффективных методов и форм эстетического воспитания студентов в процессе бизнес-образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совокупность теоретических положений, выявленных на основании анализа исторического опыта и современного состояния эстетического воспитания и определяющих и определяющих эстетико-педагогический аспект профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

2. Эстетико-педагогические факторы, оказывающие воздействие на методику эстетического воспитания щ менеджеров бизнес-образовании. К таким факторам относятся: эстетическая организация педагогической среды, эстетико-педагогическое взаимодействие педагога и студента, эстетико-педагогическая оснащенность педагога;

3. Творческие формы и методы, формирующие эстетико-профессиональные качества будущего менеджера.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных теоретико-методологических понятий, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватным задачам исследования; анализом и обобщение данных, успешным внедрением результатов исследования в практику вуза.

База исследования: основная педагогическая работа проходила на базе Московского института делового администрирования, в котором изучалась система многоуровневого бизнес-образования: средняя школа - колледж - вуз. Теория и методика эстетического воспитания освещалась в ходе проведения семинаров и лекций для студентов, организации диспутов, дискуссионных клубов, студенческих конференций по эстетике, вечеров художественной самодеятельности. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 150 студентов III и IV курсов Московского института делового администрирования.

Апробация и внедрение разработанных материалов исследования:

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и методики профессионального образования РАМТ, ход исследования и его результаты были одобрены ученым советом МИДА.

Основные положения концепции освещались на конференциях «Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века», состоявшейся в МИЭТ в 1996 году, «Культура и туризм» - РМАТ в 2001 году. Разработаны методические рекомендации по активным, творческим методам обучения в бизнес-образовании и внедрены в педагогический процесс МИДА. Разработаны творческие методы и формы полихудожественного воспитания.

Исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа.

На первом этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялся анализ научной литературы и определялись подходы к разработке концепции исследования, выделялась актуальность и специфика изучаемой проблемы. Опытно-педагогическая работа была связана с содержанием, формами и методами эстетического воспитания. Были определены уровни эстетического развития студентов.

На втором этапе (1998 - 1999 гг.) разрабатывалась концепция эстетического воспитания в системе бизнес-образования. Основные положения концепции легли в основу форм и методов эстетического воспитания, разработанных для проведения опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (1990 - 2000 гг.) анализировались результаты проведенной исследовательской работы, накопленного опыта использования эстетико-педагогических факторов в профессиональной подготовке менеджера в системе бизнес-образования. В окончательном варианте были сформулированы теоретические основы концепции эстетического воспитания в структуре бизнес-образования, определен комплекс мер по ее использованию в педагогическом процессе- профессиональной школы. Проводилось внедрение научно-методических рекомендаций в практику работы вуза.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. В результате осуществленной работы исследована история становления теории и практики эстетического воспитания в бизнес-образовании и обоснована необходимость развивать творческую личность, индивидуальность, выращивать самобытность, неординарность мышления, а так же вырабатывать ответственность за принятые решения.

2. Профессиональное образование в области управления - это особый тип профессиональной деятельности, которой должна соответствовать определенная модель личности, эстетически развитой, вариативно мыслящей.

Наибольшую значимость для менеджера-профессионала приобретают личностные качества: эстетическая и этическая подготовленность, понимание внутреннего мира человека, его возможности, интересы, параметры профессиональной подготовки. Эстетическое воспитание во многом определяет пути формирования личностных качеств менеджеров, таких, как самостоятельность принятия решений, вариативность подходов к решению задач, инициативность, творчество, высокую нравственность. Это означает, что эстетическое воспитание создает условия для совпадения высокого уровня общего профессионального образования.

3. Исследование показало, что для преодоления сложившихся стереотипов в высшем профессиональном образовании необходимо реформировать не столько структуру управления, сколько сам процесс обучения и подготовки специалистов. Для этого необходимо предусмотреть время для самореализации педагогических устремлений в процессе изучения гуманитарных и профессиональных дисциплин, ввести в практику индивидуальные занятия с целью корректировки профессиональной подготовки менеджера в бизнес-образовании.

4. В диссертационном исследовании раскрыты эстетико-педагогические аспекты становления менеджера в бизнес-образовании, что связано с необходимостью реформирования профессионального высшего образования. В связи с этим возникает потребность включения в структуру подготовки специалиста-менеджера творческих форм и методов эстетического воспитания. Это позволит высшим учебным заведениям выпускать специалистов-профессионалов, творчески мыслящих, ставящих перед собой задачи развития экономики и общества на основе современных достижений науки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жукова, Светлана Николаевна, Москва

1. Азаров Ю. Проникая в тайники души // Высшее образование в России, 1999. - №4.

2. Айзенштат Р.Г. Эстетика и психология для менеджера. Калуга: Золотая аллея. 1992. - 102 с.

3. Алиев Ю.Б. Искусство в эстетическом воспитании детей разных возрастных групп. -М.: Просвещение, 1978. С. 29-40.

4. Аминов Н.А. Искусство в школе или школа искусств. // Искусство в школе. 1993. №5. С. 18-20

5. Амонашвили. Размышления о гуманитарной педагогике. М.: Педагогика, 1996. - 496 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - М., 1980.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII в. / Сост. С.Д. Бабышкин, Б.Н. Митюрров. - М., 1985. - 367 с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. - 603 с.

9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX нач. XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1990 - 603 с.

10. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. -Киев: Высшая школа, 1978. 124 с.

11. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и педагогика античности. М. - Уфа, 1993. - 147 с.

12. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973. - 60 с.

13. Ахияров К.Ш. Методическая культура педагога // Проблемы обучения и воспитания молодежи. Уфа, Вып. 6. 1996. С. 3-6.

14. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. М., 1985. - 208 с.

15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогич. исследований. М.: Педагогика, 1982. -192 с.

16. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческой активности личности. / Вопросы психологии, 1990. №6. С.25-34.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. - 126 с.

18. Батоцыренова К.Г. Новые информационные технологии как условие интеллектуального развития личности. // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление. 4.1. Тезисы. Всероссийской научно-методической конференции. -Новосибирск, 1998.-С.20-28.

19. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1989.

20. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. IX. С. 159.

21. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. / Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 230-312.

22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. -412 с.

23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

24. Блинов А. Обучение менеджменту и предпринимательству на современном этапе // Маркетинг. 1998. №6.

25. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. -М., 1917.

26. Блонский П.П. Трудовая школа / Избр. пед и психол. соч. -т.1,-143 с.

27. Боб Дерек. Университеты и будущее Америки. М.: МГУ, 1993,-128 с.

28. Богданов А.А. О пролетарской культуре. M.-JL, 1924. -195 с.

29. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -271 с.

30. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Международная педагогическая академия, 1995 - 326 с.

31. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.

32. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. (Методологические основы дискуссии в эстетике). М.: Искусство, 1975.

33. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.

34. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984.

35. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л. 1980. - 80 с.

36. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. М.: Знание, 1981.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. - 326 с.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., 1987.

39. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. М.: НИИВО, 1999. 100с

40. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1988.- 128 с.

41. Гастев А.К. Восстание культуры. X., 1923, с. 17.

42. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 310.

43. Гиглавый А.В., Кравкук Т. Лицей информационных технологий. Ассоциированные школы ЮНЕСКО. М.: Финансы и статистика, 1995. -240 с.

44. Гильфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. -М., 1965. С.60-71.

45. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика,1999.1986.- 128 с.

46. Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995. 1/

47. Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Образование: сокрытое сокровище. // Университетская книга. 1997. - №4.

48. Дж. Р. Эванс, Б. Берман. Маркетинг. М., 1990^c7l43. V

49. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. 370с.

50. Егоров Ю.Л., Леванов Б.В. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века // Школа, №5, 1999. \J

51. Ерунова Б.А. Философское освоение мира. М.-.Наука, 1978.-210 с.

52. Ефремов А.П. Экономика и оптимизация учебного процесса. -М.-.МГУП, 1999.- 198 с.

53. Зиновкина М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. 1999. - №3. - С. 101-104.

54. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995./ W

55. Знания на службе развития. М.: Весь мир, 1999. - С. 75.

56. Идеи эстетического воспитания: в 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973. Т. 1 - 407с, Т. 2 - 368с.

57. Каземиренко В.П. Социальная психология организаций. -Киев: МЗУУП, 1993 \J

58. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. - 584 с.

59. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. С.21-22.

60. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Роль эстетических факторов в жизни общества и личности // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. С. 18-61

61. Кобзев М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста // Сов. Педагогика, 1983. №3. С.90-93.

62. Колин К.К. Вызовы XXI и проблемы образования: Лекция-доклад / Под ред. Н.А. Селезневой и И.И. Дзегеленка. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 53 с.

63. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997. -304 с.

64. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999.

65. Краткий словарь по эстетике. М., 1983.-21,23 с.

66. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

67. Крухмалева О.В., Смоленцева А.Ю., Ушакова М.В. Новые образовательные учреждения в России / Под науч. ред. В.И.Добрыниной. М., 2000. - 60 с.

68. Кулаев К.В. Эстетическая мысль России 20-х годов. М., 1990.- 125 с.

69. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебной деятельном диалоге. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.

70. Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 114 с.

71. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей: Методические рекомендации. М. - СПб., 1998. V/

72. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.

73. Курдюмова Т.Ф. Взаимосвязь искусств на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: НИИ школ, 1987. \

74. Латынина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России X начало XX века: Учебное пособие. -М.: Форум, 1998.- 584 с.

75. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М-В, 1998. - 288 с.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.-304 с.

77. Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

78. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. -М.: Педагогика. 1980. 248 с.

79. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М., 1985.- 175 с.

80. Ломов Б.Ф. Методические основы методов обучения. -М.: Педагогика. 1981.

81. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. С.141.

82. Мазаев А.И. концепция производственного искусства 20-х годов.-М., 1975. С.62.

83. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. -М., 1957. Т.2. С. 136.

84. Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т.5. С. 74.

85. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

86. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии, 1989. № 6. С.29.

87. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание. 1981. С.96.

88. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 1994. N°4. С. 5.

89. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. - 328 с.

90. Многоуровневая структура высшего профессионального образования: Нормативные документы Госкомвуза России. М., 1997.-258 с.

91. Моисеев A.M. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практическое пособие. М.: РПА, 1998. -232 с.

92. Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза. //Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента. Материалы симпозиума / Отв. ред. К.О. Сантросян. Ереван, 1973. С. 104106.

93. Народное образование в СССР. // Сб. документов 1917 -1973 гг. М, 1973. С. 140-154.

94. Неменский Б.М. и др. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М., 1990 ^

95. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.-192с.

96. Ниренберг Дж. Искусство творческого мышления. -М.: Попурри, 1996.

97. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. — М.: Весь мир, 2000. 200 с.

98. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования. -М.: Проф. Образование, 1998. -96 с.

99. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование. /Под ред. J1.B. Занкова. -М.: Педагогика, 1975. -440 с.

100. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. -М.: Высшая школа, 1984. 335 с.

101. Основы культуры и этики учителя. -М.: Просвещение, 1997. 231 с.

102. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975.

103. Панкова JI.H. Модели преподавания гуманитарных наук в современных университетах // Философия образования. Сб. научн. ст. -М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

104. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. М., 1966. \/

105. Педагогическая энциклопедия. М., 1993. ^

106. Петрунева А.Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России, 1998. № 3. \j

107. Печко Л.П. Эстетическое развитие школьников основными видами деятельности //Теория эстетического воспитания. М., 1979. С. 196-218.

108. Пригожин А.И. Проблема субъекта в центре процесса приватизации. // СоЦИС. 1992. №4. С. 22-36.

109. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1995.

110. Проблемы воспитания нравственной и эстетической культуры студентов. Л. 1981 /с. 14-23/

111. Проблемы эстетического развития личности школьника. -М., 1987.

112. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики. М., 1996. - 55 с.

113. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 190 с.

114. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-централизованная терапия на основе экспрессивных искусств. // Вопросы психологии. 1995. №1.

115. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. №1 с. 164-170.

116. Савинкин B.J1., Червяков B.C. Роль объектов труда в обучении и воспитании учащихся // Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях. Волгоград: Перемена, 1995. 72-74 с.

117. Садовничий В. Национальная доктрина // Университет и школа. 1999. -№1.-с. 12-13.

118. Саломахин Д. Екатеринославский Ю. Проблемы формирования менеджеров нового типа. // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 2. с. 54-60.

119. Саранцев Г.И. Реформа высшего педобразования и ее научно-методическое обеспечение // Педагогика. 1988. - №4. -С. 54-59.

120. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.

121. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект-пресс, 1995.-271 с.

122. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.З.

123. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: Монография / Под ред. А .Я. Савельева. -М.: НИИВО, 1999.

124. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. -288 с.

125. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991. - 22 с.

126. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса. М., 1980.

127. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998. -271 с

128. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. -С. 54-71.

129. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философские проблемы образования. -М.: РАГС, 1996.

130. Ушинский К.Д. Собр. Соч. Т.2. -М., 1948.

131. Филиппов В. Образование для новой России // Высшее образование в России. 2000. - №1. - С. 7-13.

132. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я. Ляудус/ М.: Издательство Московского университета. 1989. -240 с.

133. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание. 1982.- 107 с.

134. Фуко М. Герменевтика субъекта. М.: Социо-Логос, 1991. I/

135. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992. -с. 21.

136. Чебышев Н., Каган В. Что такое учебная дисциплина? // Высшее образование в России. 1997. - №3. ^

137. Человек в мире диалога / Под ред. С.С.Гусева. — М.: Просвещение, 1989.-314 с.

138. Шапинская Е.Н. Философия образования и эстетического воспитания в США // Современный мир и эстетическое развитие человека. М., 1993. С. 38-40.

139. Шацкая В.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975 - 200 с.

140. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Избр. пед. соч.: в 2т., М., 1980. -т.2. С. 46.

141. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М.: Финансы и статистика, 1992.-240 с.

142. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Моск. Рабочий, 1987. - 239 с.

143. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.- JL, 1935, с. 245.

144. Шкляр А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы. Теория и практика. Мн: НМЦентр, 1995. 136 с.

145. Эстетическое воспитание в современном мире. М., 1991. -302 с.

146. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1981.

147. Эстетическое сознание личности. М., 1994.

148. Юсов В.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. 180 с.

149. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-48 с.