автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственной культуры студентов вузов инфокоммуникаций
- Автор научной работы
- Суханова, Светлана Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Хабаровск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственной культуры студентов вузов инфокоммуникаций"
На правах рукописи
СУХАНОВА Светлана Геннадьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
I / !':0Н ¿и)3
Москва-2013
005530967
Работа выполнена на кафедре«Начертательная геометрия и инженернаяграфика» естественно-научного института ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук ЛИТВИНОВА Наталья Борисовна
Официальные оппоненты:
БЕЗБОРОДОВА Людмила Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», факультет начальных классов,кафедра эстетического и трудового воспитания младших школьников, профессор кафедры
МЕЗЕНЦЕВА Юлия Ивановна,
кандидат педагогических наук, профессор, ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», факультет изобразительных искусств и народных ремесел кафедра методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, заведующий кафедрой
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Защита состоится «2» июля 2013г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при ФГОБУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. № 551.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОБУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, Малая Пироговская, д.1. стр.1.
9 У
Автореферат разослан " " мая 2013г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Зубрилин Константин Михайлович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определило состояние современной образовательной ситуации в России, которая представляет собой большую проблему, отражающую противоречие между потребностью в воспитании духовно-нравственной, творческой личности и направлением массовой школы на формирование исполнителя. Нестабильность, противоречивость и напряженность отношений между всеми социальными явлениями и процессами, происходящими в обществе, оказывают отрицательное влияние на формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей и идеалов.
По мнению АЛ. Данилюка, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, 2012). Очевидно, что проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения определяет стратегическую цель работы с молодежью. Названная проблема актуализирует поиск путей формирования духовно-нравственной культуры студентов в процессе обучения как на теоретическом, так и процессуальном уровнях.
Для разработки содержания, выявления возможностей, условий и технологий формирования духовно-нравственной культуры студентов в вузе мы обратились к сущностной характеристике понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственная культура», «мораль», «общечеловеческие ценности» и других, раскрытых в научной литературе.
Гуманистические идеи, связанные с проблемой человека в мире, его отношением к миру, смыслом и ценностями жизни достаточно убедительно отражены русскими религиозными философами НА. Бердяевым, ИЛ. Ильиным, B.C. Соловьевым C.JI. Франком и др. Духовность, как особую способность, определяют Г.Э. Бурбулис, В.Е. Кемеров, И.В. Силуянова, В.Д. Шадриков и др. Понятие духовности и нравственности нашло место в работах многих исследователей, среди которых можно назвать С.С. Аверинцева, В.П. Андрущенко, ЕА. Барковскую, Л.П. Буеву, C.B. Дармодехина и др. Раскрытию характеристик духовности посвящены публикации В А. Бачинина, B.C. Барулина, M Т. Домбинской, А.И. Дулова, Б.Т. Лихачева, РЛ. Лившица, П.В. Симонова, К. А. Уледова, В.Д. Шадрикова и др. Общие и отличительные особенности понятий «нравственность», «мораль», «духовная культура» рассмотрены A.C. Аверинцевым, Н.В. Бордовской, В.П. Ивановой, НА. Коваль, ЕА. Лукашевой и др. Основы управления формированием духовно-нравственной культуры молодежи нашли место в психолого-педагогической литературе у М.Н. Аплетаева, А.Г. Асмолова, В.И. Бакшта-новского, В.В. Давыдова, В.Е. Турина, И.С. Марьоненко, А.Д. Солдатенкова, и др.
На важность периода студенческого возраста для развития творческой, духовно-нравственной личности субъекта указывают исследования Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова и др. Приоритетность субъектного развития человека всегда были главными проблемами философского, психологического и педагогического осмысления. Эти вопросы разработаны H.A. Бердяевым, B.C. Библером, О.С.
Богдановой, Е.К. Дворянкиной, АЛ. Дуловым, ИА. Ильиным, СЛ. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Д.И Фельфпггейном и др.
Многие исследователи, рассматривая подготовку инженеров в вузе, делают вывод, что решение сложившейся проблемы возможно только с ориентацией на системный подход, при котором становится возможным формирование личности будущего специалиста в единстве интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития и саморазвития.
Идеи системного подхода для рассмотрения и изучения педагогических реалий, моделирования педагогической системы, управления целевым взаимодействием элементов ее состава, развития личности в системе как субъекта нашли место в работах Л.И. Анцыферовой, Ю.К. Бабанского, В.И. Бакштановского, Ю.В. Васильева, А.Т. Волова, Б.С. Гершунского, Э И. Гусинского, Е.К. Дворянкиной, В.П. Зинченко, Д.Ф. Каревой, Б.Ф. Ломов,ИЛ. Лернера, Ю.О. Овякимяна, Ю.М. Плотинского, А.И. Субетга и других.
Системный подход позволяет рассматривать образование в вузе как синергети-ческую целостность, сложность которой определяется ее составом, в целевое взаимодействие которого аксиоматически встраивается предметная область учебной дисциплины, как система за счет конвергенции целей и технологий их достижения. В результате управления взаимодействием состава системы обучения создаются педагогические условия для становления студентов как субъектов саморазвития интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала.
Анализ источников и наблюдение за педагогической реальностью в вузе позволили сделать вывод, что в системе высшего профессионального образования России до сих пор преобладает традиционное обучение. Его история насчитывает несколько веков успешной обучающей деятельности, оно проверено временем, но уже недостаточно в современных условиях. Современное общество актуализирует задачу воспитания у человека интеллектуальных и духовно-нравственных качеств, которые содействовали бы развитию у него высокого профессионализма, социальной мобильности, творческого потенциала, духовно-нравственной культуры. Обобщение результатов анализа научных источников позволило обозначить противоречия между объективными требованиями общества к повышению эффективности деятельности технических вузов, обеспечивающих духовно-нравственное развития студентов и уровнем современного осуществления их подготовки, которое не отвечает этим требованиям.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились противоречия:
- между задачей высшей школы создания такой системы обучения, в которой происходило бы формирование свободной, творческой, духовно богатой личности, способной в профессиональной деятельности развертывать свой творческий и духовно-нравственный потенциал и недостаточно разработанными теоретическими основами и технологиями моделирования системы обучения и управления взаимодействием ее составляющих, обеспечивающими духовно-нравственное становление студентов;
- естественно-научные дисциплины, как область научного знания, предоставляют возможности для формирования духовно-нравственной культуры студентов; в то же время в педагогической и методической литературе недостаточно разработаны технологии управления духовно-нравственным становлением студентов их средствами.
Противоречия определили актуальность исследования, позволили осуществить выбор .темы исследования, проблема которого обусловлена названными
противоречиями, определяющими состояние существующей теории и практики духовно-нравственного формирования студентов: системное понимание духовно-нравственного воспитания и технологии управления формированием личности студента как субъекта самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Цель исследования: разработать теоретические основы и технологию управления реализацией целей системы духовно-нравственного воспитания и самовоспитания студентов как субъектов формирования духовно-нравственной культуры средствами естественно-научных дисциплин.
Объект исследования: управление системой духовно-нравственного воспитания студентов в условиях взаимодействия систем обучения и воспитания, обеспечивающих развитие субъектов самовоспитания.
Предмет исследования: технологии управления системой нравственного воспитания при изучении естественно-научных дисциплин, обеспечивающие формирование студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры.
В основу исследования положена гипотеза, основанная на предположении о том, что управление формированием духовно-нравственной культуры студентов в вузе станет эффективным, если обеспечивается разработка технологий организации совместной деятельности субъектов системы обучения для реализации содержательно-образовательных, мировоззренческих, профессионально-управленческих целей, осуществляется целевое управление синхронным взаимодействием учения и преподавания, воспитания и самовоспитания в образовательной системе вуза.
Для подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Определить совокупность теоретических положений, раскрывающих сущность духовно-нравственной культуры студентов.
2. Выделить и обосновать педагогические условия для овладения студентами опытом моделирования систем обучения, самовоспитания и управления их взаимодействием на занятиях в вузе при изучении естественно-научных дисциплин.
3. Разработать общую модель системы духовно-нравственного воспитания студентов и технологию управления развитием ее и ее субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры: определить системообразующие характеристики системы нравственного воспитания при изучении предметной области учебных дисциплин; выявить взаимодействие стратегических, оперативных и тактических целей системы духовно-нравственного воспитания в техническом вузе; разработать технологию управления реализацией тактических целей духовно-нравственного воспитания на занятиях со студентами при изучении естественнонаучных дисциплин для развития их как субъектов самовоспитания.
4. Обосновать параметры и критерии оценки степени формирования у студентов качеств субъекта самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин.
5. Экспериментально проверить эффективность модели при ее реализации в реальной образовательной практике со студентами по формированию их субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют:
- философские положения, раскрывающие сущность духовности, нравственных ценностей, культуры, понимания человека как свободной, ответственной
личности, как творца своей жизнедеятельности (НА. Бердяев, И.А. Ильин, А. А. Кара-Мурза, А.Ф. Киселев, B.C. Соловьев, С.С. Сулакшин, В. Г. Федотова и др.);
- фундаментальные работы в области методологии образования, педагогики и психологии (ФГ. Асмсшов, В.П. Беспалько, С.И. Гессен, В.В. Давыдов, АЛ. Деркач, А.Н. Леонтьев, А.М. НовиковЗ-С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.);
- психолого-педагогические концепции гуманизации системы образования (Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунский, C.B. Дармодехин, М.Г. Домбинская, А.И. Дулов, ИЛ. Лернер, Н.Д. Никандров, С.Т. Шацкий и др.);
- теория интеллектуального развития и духовного становления личности в обучении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, АЛ. Данилюк, В.П. Зинченко, ИЛ. Лернер,
С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция управления системой нравственного воспитания в обучении, базирующаяся на выводах, достигнутых в науке об управлении на основе системного подхода (М.С.Каган, Е.К. Дворянкина, ИЛ. Лернер, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Конаржев-ский, Ю.К. Татаренко);
- идеи системного подхода в изучении педагогических явлений, используемые для моделирования систем обучения и воспитания, установки на общечеловеческие ценности и отборе адекватных механизмов их достижения (А.Н. Аверьянов, Е.К. Дворянкина, Д.Ф. Карева, Д. Клиланд, В. Кинг, Н.Б. Литвинова, М.Марков, В.А. Сластенин, Ю.К. Татаренко, Л.Н. Терский).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический, сравнительно-сопоставимый анализ; изучение и обобщение положений философских, психолого-педагогических наук; теоретический анализ проблемы обучения и воспитания при изучении предметных областей учебных дисциплин в вузе; моделирование, экстраполяция; метод педагогического наблюдения, метод бесед, анкетирование, интервьюирование; математико-сгатистические методы обработки результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Хабаровский институт инфокоммуникаций (филиал) ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения».
Организация исследования: исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2005-2007) - подготовительный, в ходе которого осуществлен теоретический анализ проблемы, определены исходные основы исследования: обоснование проблемы, цели и предмета исследования. Проведенный анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опыта, анализ тенденций развития высшего профессионального образования позволил определить гипотезу, задачи, методологии и методы исследования, выявил, основные параметры и критерии для отслеживания развития субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза при управлении духовно-нравственным воспитанием будущих инженеров.
Второй этап (2008-2009) - промежуточный, в ходе которого шла первичная проверка гипотезы; разрабатывались модели систем обучения и воспитания, поз-
воляющие управлять формированием духовно-нравственной культуры студентов средствами естественно-научных дисциплин.
Третий этап (2010-2012) (завершающий) - проверка эффективности построенной модели обучения посредством проведения преобразующего эксперимента. Систематизация и обобщение полученных результатов, проверка (уточнение) отдельных положений и выводов, разработанных в ходе исследования, подготовка методических рекомендаций. Апробация и внедрение результатов исследования в работу вузов инфо-коммуникаций. Оформление исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: определен поэлементный состав и структура системы духовно-нравственного воспитания в вузе; определены цели, механизмы их преобразования и реализации в развитии интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала студентов технического вуза; разработаны основы управления взаимодействием моделируемых образовательных систем: обучения, воспитания и предметной области естественно-научных дисциплин, аксиоматически встроенной в систему обучения, позволившие обеспечить управление формированием духовно-нравственной культуры студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложена оригинальная технология управления духовно-нравственным формированием личности студента технического вуза средствами дисциплин естественно-научного цикла.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен комплекс методических и дидактических средств и методов развития субъектной позиции студента в образовательном пространстве вузов при управлении духовно-нравственным воспитанием будущих инженеров, подготовлена технологическая документация, являющаяся методическими рекомендациями для преподавателей по развитию субъектной позиции студентов технических вузов в процессе обучения естественно-научным дисциплинам. Результаты исследования рекомендуется использовать в системе высшего профессионального (технического) образования и в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются опорой на результаты новейших философских, психологических и педагогических исследований по проблеме духовно-нравственного формирования личности; применением адекватных задачам теоретических и эмпирических методов исследования; личным участием автора в качестве педагога вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическая сущность духовно-нравственной культуры, развитие которой имманентно спрогнозированным и реализуемым студентами целям становления их субъектами саморазвития.
2. Педагогические условия развития духовно-нравственной культуры студентов как субъектов: организация образования в техническом вузе, основанная на системном подходе, обеспечивающем возможность саморазвития студентами интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала; определение целей на трех уровнях их преобразования (стратегические, оперативные и тактические), направленных на саморазвитие духовно-нравственной культуры в системе обучения средствами естественно-научных дисциплин; разработка технологии обуче-
ния, адекватаой целям формирования духовно-нравственной культуры студентов в образовательной системе вуза.
3. Разработанная модель системы духовно-нравственного воспитания студентов и технология управления развитием субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин. Формирование личности студента субъектом самовоспитания духовно-нравственной культуры происходит при: овладении опытом выбора мировоззренческих целей с одновременным осознанием и принятием тезиса об их приоритетности; понимании и приобретении опыта деятельности согласованной со свободно выбранными целями; осознании необходимости и применение моделировании системы поведения, находящейся в положительной или отрицательной позиции в отношении саморазвития, что определяется в соответствии с рефлексией.
4. Параметры и критерии оценки динамики формирования духовно-нравственной культуры студентов при изучении естественно-научных дисциплин. Параметры развития духовно-нравственных качеств связаны с мировоззренческой целью, реализация которой содержит информационный, мотивационный и операционный аспект, которые допускают измерение: информационный - по уровням усвоения, мотивационный - по чистоте технологии адекватного эмоционального отклика, операционный - по готовности моделировать системы познания и поведения при изучении математических дисциплин.
5. Результаты экспериментальной проверки эффективности реальной системы воспитания при изучении естественно-научных дисциплин (на примере математики) студентами и саморазвития их субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Апробация и внедрение. Результаты исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных конференциях. Международные научно-методические конференции: «Актуальные вопросы современной науки» (Москва, 2011), конференции вузов и факультетов инфокоммуникаций (Астрахань, 2010, Курск 2012); Всероссийские научные конференции: «Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин» (Хабаровск, 2009-2012), «Повышение качества высшего образования» (Красноярск, 2010; Владивосток, 2010,2011); краевые научные конференции преподавателей вузов и учителей образовательных учреждений (Хабаровск, 2010-2013); научно-методические конференции СибГУШ «Интеграция образования и науки в современном университете: перспективы, проблемы, решения» (Новосибирск, 2010 - 2013) и другие. Работа апробировалась на научно-теоретических семинарах кафедры инженерной графики и начертательной геометрии ФГОБУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», научно-методических семинарах кафедры математики и физики ХИИК ФГОБУ ВПО «СибГУТИ». Материалы исследования внедрены в системы обучения Хабаровского института инфокоммуникаций, ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», ФГОБУ ВПО «Московский технический университет связи и информатики». Автор принимает участие в работе Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического образования.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения. Завершает работу библиографический список, состоящий из 235 наименований. В шести приложениях приведены материалы, содержащие значимую информационную нагрузку по проблеме исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Д ИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, характеризуются основные этапы и база исследования, достоверность выводов и апробация результатов.
В первой главе «Теоретические основы духовно-нравственного формирования личности студента в системе обучения технического вуза» охарактеризовано современное состояние проблемы системного понимания духовно-нравственного воспитания, представлены теоретические положения, раскрывающие сущность духовно-нравственной культуры студентов, и технологии управления становлением студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры.
На современном этапе развития нашего общества реально подтверждается истина, что судьба цивилизации зависит от нравственности человека. Н.Д. Никан-дров в работе «Духовно-нравственная культура и российская школа» подчеркивает необходимость того, чтобы все предметы новой образовательной области несли нравственный посыл. «Нужно обеспечить содержательную стыковку духовно-нравственной культуры с другими областями и предметами, поскольку все они должны воспитывать нравственных молодых граждан страны». Поэтому духовное обновление современного российского общества стало проблемой государственной важности. Духовно-нравственное воспитание определяет стратегическую цель в работе с молодежью (и школы, и вуза), так как для части молодого поколения характерно искаженное понимание своего предназначения и положения в обществе. Проблема заключена в неэффективной технологии педагогического труда, не направленной на достижение позитивных целей и нейтрализацию антиподов нравственности. Так, АА. Бодалев пишет: «Целенаправленное инициирование собственного активного поведения ребенка должно быть психологически тонко инструментированным», то есть для реализации целей необходимо выбирать адекватные им технологии. Эта позиция согласуются с тем, что цели и технологии их достижения аксиоматически связаны. Поэтому разработка технологии управления формированием духовно-нравственной культуры студентов явилась целью нашего исследования.
В данном разделе работы рассмотрена сущностная характеристика понятий: «духовность», «нравственность», «духовно-нравственная культура», «мораль». Понятие духовности раскрывается в работах НА. Бердяева, ИА. Ильина, Вл. Соловьева, ПА. Флоренского и мн. др. Так, В. Соловьев связывает воедино божественное бытие с духовно-практической жизнью каждого человека: «Человек имеет не только природное начало, но и является существом духовным». На основе идей В. Соловьева мы рассматриваем студентов в единстве их интеллектуальной, духовно-нравственной и профессиональной сфер бытия, становление их субъектами саморазвития. Проявление духовности человека H.A. Бердяев видит в свободе, любви,
творчестве. Духовность не может быть исключительным направлением человека на себя, она проявляется в совокупности отношений к себе и к мфужающей действительности, основанных на нравственных категориях любви, свободы, дружбы. И.А. Ильин, называя нравственные категории свободы, уважения, солидарности и другие, относит их к сущностной характеристике и проявлению духовности. В этом мы видим связь понятий «духовность» и «нравственность». Таким образом, в философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как целостность духовности (нравственность), душевности (чувства) и телесности (тело). При этом особо подчеркивается мысль о доминирующем положении нравственности над чувствами и телесностью.
Игнорирование духовного в человеке привело к заблуждению о том что, прежде всего, важно организовать производственную жизнь людей. «Ценностная значимость культурного и образованного, творческого и высококвалифицированного специалиста, как значимого личностностного образца, на протяжении последних лет сменяется предпочтением «прагматически ориентированной личности, строящей свое поведение в интересах, в целях достижения личного успеха»,-как отмечает В. С. Собкин в докладе «Трансформация целей и мотивации учебы школьников». Такая ситуация породила антиинтеллектуальную, антигуманную направленность современной социокультурной ситуации. Поэтому значимой задачей науки становится переориентация на осмысление характеристик человека, важнейшими из которых являются духовность и нравственность.
Раскрытию характеристик духовности посвящены публикации ВА. Бачинина, Л.П. Буевой., B.C. Бурулина, М. Г. Домбинской, А. И. Дулова, Н. А. Коваль, Б. Т. Лихачева, Р. Л. Лившица, Р. А. Порошиной, П. В. Симонова, КА.Уледова, В. Г. Федотовой, В. Д. Шадрикова и др. Так, Л. П. Буева отмечает, что духовность - показатель иерархии ценностей, смыслов, целей, относящихся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. В сфере духовной жизни человеком осуществляется осмысленный выбор целей. В этом аспекте напрашивается вывод о необходимости осмысления целей и приобретения опьгга осуществления целеполагания личностью, что мы и рассматриваем в данной работе.
Человека делает человеком только духовность, как его внутренний мир, как форма самосознания. Такое понимание духовности легло в основу рассмотрения человека как субъекта отношений. Она выступает как могучий канал связи человека с обществом, «система управления человеческой деятельностью, ее командная рубка и сама душа человеческой деятельности», она дает импульс и содержание ей (B.C. Бурулин).
Любая деятельность, сопряженная с сознательно поставленными целями, носит духовный характер (В.А. Бачинин). К.А. Уледов и В.Д. Шадриков указывают на недопустимость отождествления духовности с образованностью. Для В.Н. Щердакова сердцевина духовности - нравственность. Он предлагает включить в духовность познавательное и нравственное начало. По мнению С. И. Гессена, целью образования является «не только приобщение учеников к культуре, в том числе к научным достижениям человечества, но и одновременное формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности» (Основы педагогики. Введение в прикладную философию). Такая точка зрения позволила нам утвердиться, что в системе обучения необходимо ставить цели на развитие интеллекта студентов и цели мировоззренческие, направленные на развитие их духовно-
нравственной культуры. В свою очередь, оперативные цели воспитания мы предлагаем рассматривать в единстве информационного (познавательного), мотиваци-онного (эмоционального отношения), операционного (принятие принципов морали в качестве регуляторов поведения) аспектов.
И.В. Силуянова дает определение: «Духовность - это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность»; В .И. Слободчиков утверждает, что способность определяет человека как субъекта; СЛ. Рубинштейн отмечает: «Способности квалифицируют человека как субъекта деятельности». Поэтому духовность, на наш взгляд, является одной из характеристик субъекта, под которым мы понимаем носителя целей и адекватных им технологий. Субъект - творец себя и окружающего мира, личность, обладающая технологией управления своим познанием и поведением, позволяющей устанавливать целевое взаимодействие личности с окружающим миром и с собой.
Понимание культуры как смыслового мира человека, как универсального отношения человека к миру, через который человек создает мир и самого себя, находит подтверждение в работах АЛ. Радугина и A.C. Запесоцкого. A.C. Запесоцкий в книге «Образование: философия, культурология, политика» рассматривает образование как форму трансляции культуры, как социокультурную систему, обеспечивающую культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности. Осмысление культуры в таком ракурсе позволило сформулировать дидактическое понимание ее как средства обучения и воспитания молодого поколения, отраженного в содержании образования как педагогической интерпретации культуры. То есть образование можно рассматривать как посредника между человеком и культурой, помогающего гармонично встраивать человека в мир культуры как субъекта, который является, с одной стороны, творением культуры через ее познание, с другой стороны, творит культуру своей творческой деятельностью.
Связь духовности, духовной культуры и нравственности отражена в работах М.Г. Домбинской, Г. Францева и др. В.П. Иванов и H.A. Коваль, которые выделяют нравственность в качестве важнейшей компоненты духовного. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь духовности и нравственности в становлении личности, мы обозначили его как духовно-нравственное. Однако эти понятия развиваются по своим законам: духовность дана человеку в своем потенциале, нравственность приобретается как результат воспитания и самовоспитания.
В главе раскрыта логика формирования духовно-нравственной культуры студентов в системе обучения и воспитания при изучении естественно-научных дисциплин. Подготовить специалиста — значит сформировать личность как субъекта саморазвития интеллектуального, духовно-нравственного, профессионального потенциала, что возможно при наличии определенных условий. Для поиска таких условий мы обратились к понятийному аппарату системного подхода, адаптировав его к образованию.
«Система - это организованный комплекс средств достижения общей цели» и ее «системообразующие характеристики: состав, структура и функционирование» (И.М. Верещагин). Состав - конечный перечень элементов системы. Структура - относительно устойчивая фиксация связей между ними. Функционирование - динамическое состояние системы, предполагающее применение технологий для реализации ее целей. В .Г. Афанасьев утверждает, что признаки системы позволяют считать ее «целостным образованием». Среди признаков ученый называет структуру, под которой
понимается инвариант отношений. Так, М. Марков отмечает: «Структура системы отражает устойчивые свойства, устойчивые проявления и устойчивые взаимодействия определенного множества,... подчиненность основного направления развития системы цели управления». Такое понимание структуры адаптировано применительно к образованию в исследованиях Е.К. Дворянкиной, Д.Ф. Каревой. Под структурой системы обучения мы понимаем цель.
В данном разделе диссертации рассмотрена образовательная системы вуза, в состав которой входят воспитание, обучение, профессионально-кадровая целостность, в их целевое взаимодействие встраивается предметная область знаний. Элементы состава рассмотрены как системы. Обучение в педагогике определяется как процесс или деятельность. Такой подход недостаточен Для понимания и управления развитием такой сложной целостности как обучение. Мы согласуем свое понимание обучения с определением: «Обучение - целенаправленная деятельность учителя и учащихся по усвоению элементов культуры» (ИЛ. Лернер), в котором оно рассматривает как модель социальной культуры. В составе обучения взаимодействуют целостности: преподавание, где субъектом является педагог, и учение, где субъектом предстоит стать студешу. Структура - предполагаемый результат, то есть цель. Функционирование системы обучения отражает закономерности созидательного или разрушительного развития, то есть движения системы.
К пониманию цели мы применили уровневый подход: стратегические, оперативные и тактические. Стратегический уровень целей зафиксирован в нормативных документах и обозначен выше. Оперативные цели обучения в вузе: содержательно-образовательные (С-О), мировоззренческие (Мц), профессионально-управленческие (П-У). С-О цели преобразуются на уровни усвоения, под которыми понимаются «сохраняемые модели содержания образования». Уровни усвоения в совокупности определяют «дерево цели», которое предлагается студентам для выбора конечного результата их интеллектуального развития на занятиях в вузе или при самообучении. В таком случае предметная область учебной дисциплины рассматривается как средство саморазвития интеллектуального потенциала студентов на уровнях усвоения. Очевидно, что, осмысливая цели и осваивая технологию их реализации в системе обучения, студенты одновременно включаются в моделирование своего поведения во взаимодействии систем: преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, управление и самоуправление их взаимодействием. Субъектное саморазвитие студентов является обязательным условием в работе со студентами, так как только субъекты саморазвития способны экстраполировать опыт учения в вузе в опыт моделирования реальной системы профессиональной деятельности.
Мировоззренческая цель определяет духовно-нравственное становление студентов. Наиболее убедительной и практически приемлемой нам представляется концепция целеполагания (АЛ Дулов), в которой качественный состав ведущих норм поведения гражданина общества определяется принципами общечеловеческой морали и которые для удобства оперирования обозначены цифрами 0.1 (патриотизм), 0.4. (долг), 0.11 (свобода) и т. п. Принципы морали (нравственные категории) являются личностным аспектом стратегической цели воспитания. Для каждой нравственной категории строится «дерево цели», образующего информационно-целевые поля добра и зла. Каждая цель рассматривается в единстве информационного, мошвационного и операционного аспектов, которые реализуются адекватными технологиями. Информацион-
ный аспект предполагает усвоение субъектами самовоспитания нравственной информации о целях по уровням усвоения адекватными им технологиями. Мотивационный — освоение технологии достижения целей, каковой является адекватный эмоциональный отклик (аэо): на положительные цели добра - положительный, на антипод - отрицательный эмоциональный отклик. Операционный аспект выражается в моделировании личностью поведения и в управлении взаимодействием его с другими системами на основе регуляторов поведения, за которые приняты нравственные категории.
Деятельность по моделированию системы воспитания при изучении наук предполагает необходимым перевод ее в новое качественное состояние - в систему самовоспитания, где субъектом является студент (таблица 1).
Таблица 1 - Модель системы воспитания
Ё 1-Йуу + - Алгоритм развития памяти; методы: ОИ, Р; создание информационного поля выбора 1-йуу а
с о СЗ >5 X X о 2-йуу + - Алгоритмы развития репродуктивного мышления, метод Р, свобода выбора, применение целей в стандартных ситуациях образовательной системы 2-йуу с а '3 3 о
г п. 0 •е- 1 3-й уу + - Алгоритм творческой деятельности, методы: ПИ,ЧП,И, свобода выбора целей и применение их в нестандартных ситуациях и в социокультурном пространстве 3-йуу 2 о. о ■е- X К
§ с и § 1 с о о ей о г £ и С >5 Цели добра + Прогнозирование адекватного (положительного) эмоционального на цель добра. Принятие и выбор целей добра. Рефлексия. Согласование с предметной областью всестороннего развития личности Принятие субъектом целей добра ¡г и с £ IX § 1 с в ей § X е
со о и л 2 е г и СЗ о 5 5 я и 13 а со Е .а X X 0 § Й 1 2 Антиподы морали Прогнозирование адекватного (положительного) эмоционального отклика на цель зла. Отрицание цели зла. Рефлексия. Согласование личностных целей с предметной областью состава социального аспекта цели всестороннего развития личности Отрицание субъектом целей зла 2 X X 0 еа 1 2 % « 3 X а 1 о. и X О X 1 Св г в X и
а. и с О £ о в Ы « Цель добра + Моделирование созидательного поведения, основанного на целях добра. Гармоничное встраивание поведения в гармоничный мир природы и общества. ВРЛ Моделирование созидательного поведения £ и С
X о а. и с О Цель зла - Отказ от моделирования разрушительного поведения, основанного на свободе выбора целей зла. Понимание опасности принятия целей зла, ведущих к гибели. ВРЛ Отказ от рассогласованного и губительного повеления X 0 1 о. и X О
Условные обозначения: уу - уровни усвоения: «+» - цель добра, «-»- цель зла, ВРЛ -всестороннее развитие личности; ОИ - объяснительно-иллюстративный, Р репродуктивный методы, ЧП - частично-поисковый, И - исследовательский методы, ПИ - проблемное изложение.
Моделируемые системы не являются самоцелью, они рассматриваются как пространство, которое обеспечивает становление студентов субъектами самораз-
вития интеллекта и самовоспитания духовно-нравственной культуры. Субъект -как носитель цели, направляет свою деятельность на ее достижение, что предполагает: постановку целей, осмысление их рабочего уровня и отбор адекватных технологий для реализации, на основе чего моделируется поведение, гармонично согласованное с окружающим миром (Е.К. Дворянкина).
Таким образом, воспитание рассмотрено как целостность, взаимодействующая с системой обучения, сохраняющая свои характеристики на уровне структуры и технологий, то есть целей личностного аспекта (нравственные категории) вместе с адекватным эмоциональным откликом. Это позволило определиться с педагогическими условиями, обеспечивающими становление студентов субъектами самовоспитания духовно-нравственного потенциала: организация образования в техническом вузе основана на системном подходе, который позволил определить цели на трех уровнях их преобразования, обеспечивающих становление студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин; технологии обучения, адекватные целям самовоспитания духовно-нравственной культуры студентов в системе обучения, позволяющие в связи с целями моделировать поведение.
Во второй главе «Пути и средства формирования студентов в системе обучения как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры»
рассмотрена организация эксперимента для внедрения теоретических положений, разработанных в первой главе, в практику моделирования системы обучения и проверки технологии управления формированием духовно-нравственной культуры студентов, эффективность которой обеспечивается наличием педагогических условий, сформулированных в гипотезе, и обусловливающих становление студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе осуществлена исследовательская работа и получены следующие результаты: 1. Разработана программа экспериментальных исследований, обозначены параметры, по которым составлена программа; 2. Определена последовательность реализации задач эксперимента, зафиксированы те механизмы, которые предстояло разработать и применить для проверки рабочей гипотезы, подтверждение положений которой позволит утверждать о решении задач и цели исследования; 3. Осуществлено выявление уровня сформированности мотивации студентов к будущей профессии, к изучению учебных дисциплин, как средству саморазвития интеллектуального, духовно-нравственного и профессионально-управленческого потенциала личности; 4. Выявлены содержательно-образовательные и мировоззренческие возможности предметной области учебных дисциплин (на примере математики); 5. Разработана технологическая документация для моделирования системы воспитания в техническом вузе; 6. Обозначены технологии прогнозирования целей в системах учения и самовоспитания и технологии моделирования системы обучения, обусловливающие приобретение студентами опыта постановки и реализации мировоззренческих целей для самовоспитания духовно-нравственной культуры средствами естественно-научных дисциплин, и обозначены пути их реализации.
На втором этапе в целевое взаимодействие систем преподавания и учения встраивалась предметная область учебных дисциплин. Эксперимент выстаивался
таким образом, чтобы студенты смогли усвоить информацию о целях и технологиях и применять ее в конкретных условиях занятия. Прежде всего, студентам предстояло осмыслить целевое взаимодействие систем учения и преподавания, воспитания и самовоспитания, как средства становления их субъектной позиции при усвоении предметной области знаний с учетом спрогнозированных целей.
Организация второго этапа эксперимента характеризовалась следующим образом: 1. Сохранялся поисковый характер познавательной мыслительной деятельности студентов на занятиях, что позволило им приобрести свободу творчества в учении. 2. Использование знаний из педагогики, теории систем и социального управления для применения их при усвоении студентами материала по учебной дисциплине, позволило переориентировать предметную область знаний из самоцели в средство становления студентов как субъектов саморазвития интеллекта, самовоспитания духовно-нравственной культуры и развития профессионализма. 3.Постоянство деятельности педагога по стимулированию субъектной позиции студента в обучении обеспечивало эффективность управления взаимодействием систем преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, самоорганизация которых осуществлялась посредством конвергенции целей, адекватности технологий их реализации, грамотностью моделирования систем на занятиях, установлением гармоничных (духовно-нравственных) отношений, анализа результатов обучения по степени реализации целей на основе рефлексии деятельности в границах
конкретного занятия.
В эксперименте приняли участие 114 студентов, из них 56 человек составили
контрольную группу, а 58 человек - экспериментальную группу.
Для проверки овладения студентами опытом целеполагания при работе с упражнениями на 1-м и 2-м уровнях усвоения проведено анкетирование в контрольных и экспериментальных группах. Студентам предложно выполнить задание по математике, описать какие были поставлены цели, какие технологии они использовали, выразить свое отношение к познавательно мыслительной деятельности в логике системного подхода. Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать ряд выводов: среди студентов контрольных групп только 7 человек (12%) имеют представление о воспитательной цели, то есть владеют информацией на 1 уровне усвоения (уу), остальные студенты не владеют информацией о целях в системе учения; 55 студентов экспериментальных групп (95%) приобрели опыт целеполагания усвоения информации на 1-м уу, 43 (85%) - готовы распознать мировоззренческую цель на 2-м уу. Что касается мотивации (принятия целей добра), то допустимый уровень присутствует у 9 человек (15%) контрольных групп позитивное отношение к мировоззренческим целям проявилось у 95% студентов экспериментальных групп, из них у 32 человек (55%) фиксируется оптимальный уровень мотивации, у 23 (40%)- допустимый. Сравнительный анализ результатов овладения студентами опытом постановки мировоззренческих целей представлен на рисунке 1.
Е Контрольная группа Е Экспериментальная группа
Рисунок 1- Результат овладения студентами опытом целеполагания при работе с заданием из математики, где уу иа - уровни усвоения информационного аспекта мировоззренческой цели, Ом - оптимальный уровень мотивации, Дм- допустимый уровень мотивации, Нм- недопустимый уровень мотивации.
Анализ экспериментальной работы этого этапа позволил выделить и сформулировать последовательность в становлении опыта субъектного саморазвития: 1. Осмысление целей образовательного пространства и становление студентов субъектами интеллектуального, духовно-нравственного, профессионального потенциала. 2. Подбор и реализация технологий для достижения спрогнозированных целей студентами; моделирование гармонических отношений (основанных на целях добра) между участниками взаимодействующих систем, с окружающей средой, позитивного отношения (мотивации) к изучению естественно-научных дисциплин, к учебной деятельности, к самому себе. 3. Установление синхронности взаимодействия сконструированных систем на основе единства целей и технологий их реализации. 4. Фиксирование факта и грамотности в осуществлении анализа достигнутых результатов по степени достижения целей с использованием рефлексии.
На заключительном этапе произошел окончательный перенос состояния субъекта учения в состояние субъекта самообразования (самообучение и самовоспитание), поэтому при осуществлении рефлексии, ее понятийный аппарат обогащается терминологией развития интеллектуального потенциала, духовно-нравственной культуры, профессиональных способностей. Подводя итоги проведенного эксперимента, можно сделать выводы:
1. Установлена целесообразность использования системного подхода к развитию студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры. Студенты приобретают знания о системности обучения на уровне простого воспроизведения (информационный аспект), узнавания и применения в сходной ситуации (операционный аспект), творческого подхода к моделированию своего поведения в учебной (стандартной и нестандартной ситуации) и внеаудиторной деятельности (мотивационный аспект).
2. Стало возможным фиксировать: а) студенты овладели структурными характеристиками систем (обучение и самообразование, воспитание и самовоспитание, раз-
витие и саморазвитие, управление и самоуправление) на уровнях простого воспроизведения, воспроизведения в сходной ситуации и с использованием творческого потенциала; б) студенты овладевают технологией управленческой деятельности в любой ситуации, требующей выбора цели и средств ее реализации, что указывает на осмысление ими функционирования систем в режиме их развития и становления субъектной позиции; в) студенты владеют механизмами самоанализа результата своей деятельности по изучению учебной дисциплины.
3. Развиваются профессионально-управленческие способности студентов: академические, дидактические, конструктивные, организаторские и другие, которые лежат в основе профессионального мастерства специалиста и не мыслятся без духовности, без нравственной позиции.
4. Зафиксирована целевая конвергентностъ учебной и профессионально-управленческой деятельности студентов, создающая условия для формирования духовно-нравственной культуры студентов. Моделируя систему учения при изучении естественно-научных дисциплин, управляя взаимодействием этих систем, студент приобретает опыт управленца, то есть становится субъектом самообразования (самообучения и самовоспитания) посредством интеграции целей и технологий двух областей знаний и преодоления их дискретности в своем сознании.
Динамика приобретения опыта постановки и реализации мировоззренческой цели и моделирования адекватного поведения отношением студентов первого курса (58 человек) и второго курса (52 человека) экспериментальных групп проверялась в ходе деловых игр. Этот опыт фиксировался отношением студентов к составляющим нравственной категории. Из анализа ответов следует, что количество студентов с активным (устойчиво-положительное, недостаточно устойчивое) отношением изменяется от 30-50% (для различных нравственных категорий) на первом курсе до 70-90% на втором курсе. Что касается пассивного и отрицательного (недостаточно устойчивое, неустойчивое) отношения студентов, то оно уменьшается с 50-70% на первом курсе до 10-30% на втором курсе (рисунок 2).
70%
■ Активное, устойчиво-положительное с Активное, недостаточно устойчивое
■ Пассивное, недостаточно устойчиво^к Отрицательное, неустойчивое
•Рисунок 2- Отношение студентов к составляющим нравственной категории
Таким образом, на основе проведенной экспериментальной работы можно сделать заключение, что в системе обучения вуза наблюдается динамика становления субъектной позиции студентов. Это подтверждается выводами из проведенного анкетирования. Моделируя в учении саморазвитие своего интеллекта, самовоспитание духовно-нравственной культуры во взаимодействии с системой преподавания, студенты обеспечивают возможность переноса опыта учения в опыт предстоящей профессиональной деятельности с устойчивой нравственной позицией.
Экспериментальные исследования подтверждают нашу позицию, что проблема повышения эффективности обучения студентов в образовательном пространстве вуза состоит в том, чтобы создать условия для становления студента не только субъектом учения, но и субъектом самообразования. Проблему можно решить, если педагоги вуза будут осуществлять свою деятельность как субъекты преподавания, управляя взаимодействием смоделированных образовательных целостностей.
Студент приобретает опыт применения механизмов целеполагания, разработки технологий достижения целей при изучении естественно-научных дисциплин; овладевает механизмами становления субъектом развития и саморазвития духовно-нравственной культуры (операционный аспект). То есть становится субъектом управления развитием интеллекта (памяти, мышления) и самовоспитанием духовно-нравственной культуры.
В заключении обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы о том, что управление формированием духовно-нравственной культуры студентов в вузе станет эффективным, если обеспечивается разработка технологий организации совместной деятельности субъектов системы обучения для реализации содержательно-образовательных, мировоззренческих, профессионально-управленческих целей, осуществляется целевое управление синхронным взаимодействием учения и преподавания, воспитания и самовоспитания в образовательной системе вуза. Основные выводы, приведенные в заключении, позволили подтвердить решение поставленных задач.
1. Определена совокупность теоретических и методологических положений, раскрывающих сущность духовно-нравственной культуры студентов. Обозначена неразрывная связь и обусловленность понятий нравственности и духовности. Чтобы подчеркнуть згу связь в становлении духовно-нравственной культуры студентов, мы обозначили его как духовно-нравственное. Духовность дана человеку в потенциале, нравственность приобретается как результат воспитания и самовоспитания. Духовно-нравственная культура развивается имманентно целям, реализуемым студентами при становлении их субъектами самовоспитания. Воспитание рассмотрено как целостность, которая при взаимодействии с обучением сохраняет свои характеристики на уровне структуры и технологий, то есть целей личностного аспекта (нравственные категории) вместе с адекватным эмоциональном откликом.
2. Выделены и обоснованы педагогические условия для овладения студентами опытом моделирования систем обучения, самовоспитания и управления их взаимодействием на занятиях в вузе при изучении естественно-научных дисциплин. К ним отнесены: организация обучения в вузе основана на системном подходе, обеспечивающем возможность саморазвития студентами интеллектуального, духовно-
нравственного и профессионального потенциала; овладение студентами опытом управления становлением своей субъектной позиции при взаимодействии систем учения и учебной дисциплины, состоящего в: 1) прогнозировании целей и подборе средств их достижения, 2) моделировании системы учения и самовоспитания, 3) организации деятельности по реализации сконструированных моделей, 4) осуществлении рефлексии по динамике реализации спрогнозированных целей.
3. Разработана общая модель системы духовно-нравственного воспитания студентов и технология управления развитием студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин. Для этого:
- определены системообразующие характеристики системы нравственного воспитания при изучении предметной области учебных дисциплин. Особое значение придано пониманию струюуры системы, за которую принят инвариант отношений между элементами состава, то есть цель. Эта позиция положена в основу как логики моделирования системы обучения при изучении естественно-научных дисциплин, так и логики становления студентов субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры;
- выявлено взаимодействие стратегических, оперативных и тактических целей системы духовно-нравственного воспитания в техническом вузе, направленное на саморазвитие интеллекта, духовно-нравственной культуры и профессионализма в системе обучения средствами естественно-научных дисциплин;
- разработаны технологии управления реализацией тактических целей духовно-нравственного воспитания на занятиях со студентами при изучении естественнонаучных дисциплин, адекватные содержательно-образовательным, мировоззренческим и профессионально-управленческим целям.
Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры студентов обеспечивается условиями, при которых студенты: овладевают опытом выбора мировоззренческой цели с одновременным принятием тезиса о ее приоритетности в логике позитивного развития мироздания и опытом согласования поведения с целью, принятой на основе свободы выбора, и являющейся личностным аспектом цели воспитания; понимают необходимость и реализуют опережающее моделирование своего поведения как системы, которая находится в разрушительной или созидательной позиции по отношению к их саморазвитию и в состоянии синхронного или рассогласованного взаимодействия с окружающим миром систем, что определяется рефлексией.
4. Обоснованы параметры и критерии оценки степени формирования у студентов качеств субъекта самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин. Параметры связаны с мировоззренческой целью, реализация которой отслеживается по информационному, мотивационному и операционному аспектам. При разработке критериев оценки учитывалось, что параметры объекта бывают измеряемыми и неизмеряемыми. Предлагается следующий вариант: информационный аспект цели подлежит измерению по уровням усвоения; мо-тивационный - по чистоте технологии адекватного эмоционального отклика; операционный - по готовности студентов моделировать систему самовоспитания при изучении естественно-научных дисциплин и экстраполировать этот опыт в профессиональную деятельность.
5. Экспериментально проверена эффективность модели при ее реализации в реальной; образовательной практике со студентами по формированию их субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры. Результаты экспериментальной проверки представлены в следующей логике:
- подтверждена целесообразность и значимость системного подхода к моделированию педагогом системы обучения и перевода ее в адаптивную систему (обучение - в учение - самообучение, воспитание - в самовоспитание, управление - в самоуправление) при изучении студентами естественно-научных дисциплин в вузах инфоком-муникациц для становления их субъектами саморазвития;
- вживлены содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессионально-управленческие возможности предметной области естественно-научных дисциплин (на примере математики) как средства развития субъектной позиции студентов;
- разработана технологическая документация и варианты механизмов моделирования системы обучения и управления взаимодействием элементов ее состава согласно стратегическим целям (интеллектуальное развитие, воспитание духовно-нравственной культуры и профессиональное становление студентов), обеспечивающим реализацию оперативных целей для становления студентов субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры;
- осуществлена проверка педагогических условий и установлена их эффективность при реализации целевой программы эксперимента, направленной на становление студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры, интеллекта и профессионализма при изучении естественно-научных дисциплин.
Решение обозначенных в работе задач подтверждает теоретическую и практическую значимость данной работы и выдвинутой гипотезы, что позволяет констатировать достижение цели диссертационной работы - разработать теоретические основы и технологию управления реализацией целей системы духовно-нравственного воспитания и самовоспитания студентов как субъектов формирования духовно-нравственной культуры средствами естественно-научных дисциплин.
Основное содержание диссертации раскрыто в 26 печатных работах, в том числе в: 1 монографии, 5 научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК РФ; 20 научных статьях.
Монографии
1.Суханова, С.Г., Дворянкина, Е.К. Становление духовно-нравственной культуры будущих инженеров в системе обучения вуза средствами математики: Монография / С.Г. Суханова, Е.К. Дворянкина. - Новосибирск: ФГОБУ ВПО «СибГУТИ», 2011. - 115 с.(7,2 пл., авт. вклад 3,6 пл.).
Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ
2. Суханова, С.Г. Управление духовно-нравственным самовоспитанием студентов / С.Г. Суханова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2011. -№ 1(76). - С. 61-63. (0,2 п.л.).
3. Суханова, С.Г. Духовно-нравственное становление студентов в техническом вузе / С.Г. Суханова // Теория и практика общественного развития.-2011. - № 3. - С. 177-180. (0,25 пл.).
4. Суханова, С.Г. Практика становления духовно-нравственной культуры студентов в вузе / С.Г. Суханова IIВ мире научных открытий.- 2011-№ 7.1(19)-С.468-477. (0,63п.л.).
5. Суханова, С.Г. К проблеме развития духовно-нравственной культуры будущих инженеров / С.Г. Суханова // Мир науки, культуры, образования.- 2011. - № 5 (30). - С. 128-130. (0,25 п.л.).
6. Суханова, С.Г. Условия развития духовно-нравственного потенциала студентов технического вуза / С.Г. Суханова // Педагогическое образование и наука.- 2011.-№ 7.- С. 73-77. (0,3 пл.).
Научные статьи, из них:
7. Суханова, С.Г., Дворянкина, Е.К. Духовно-нравственная кулыура в профессиональной подготовке инженера (философско-методологический анализ) / С.Г. Суханова, Е.К. Дворянкина. // Педагогическая теория, эксперимент, практика: Сборник статей. - Иркутск: ИПКРО, 2009.- С. 87- 97. (0,63 пл., автор, вклад 0,31 пл.).
8. Суханова, С.Г. Проблема духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке специалиста в техническом вузе / С.Г. Суханова // Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин : труды Всероссийской научно-практической конференции ( Хабаровск, 30 июня - 1 июля 2009 г.) / Под. ред. Б .А. Карева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. - С. 176- 182 (0,43 пл.).
9. Суханова, С.Г. Условия духовно-нравственного развития студентов при профессиональной подготовке в техническом вузе/ С.Г. Суханова Н XI Международная научно-методическая конференция вузов и факультетов инфокоммуника-ций: матер, конф. 23 июня 2010 г. / Астрахан. гос. техн. ун-т; МТУСИ. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. - С. 182-186. (0,3 пл.).
10. Суханова, С.Г. Духовно-нравственная культура в профессиональной подготовке специалистов коммерции (философско-методологический аспект) / С.Г. Суханова // «Экономика, образование, культура, перспективы кооперативного развития на Дальнем востоке и в странах АТР»: материалы Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 21-27 апреля 2009 г.).- Хабаровск, Изд-во ООО «Амурпринт», 2009. - С. 151-154.(0,25 пл.).
11. Суханова, С.Г. Педагогические условия для развития духовно-нравственной культуры будущих инженеров / С.Г. Суханова // Содержание и технологии развития учащихся и студентов в образовательном пространстве школы и вуза: материалы краевой конференции учителей и преподавателей образовательных учреждений и вузов, 4 февраля 2010 г. / под ред. Р.Г. Колпакова. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного гос. гуманит. ун-та, 2010. - С. 172-177. (0,43 пл.).
12. Суханова, С.Г. Состояние подготовки будущих инженеров как субъектов развития духовно-нравственной культуры / С.Г. Суханова // Проблемы педагогики высшей школы в области графических дисциплин: тр. II Всеросс. науч. -практ. конф. (Хабаровск, 29-30 июня 2010 г.); под ред. С.П. Ломова. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010. - С. 141- 148. (0,43 пл.).
13. Суханова, С.Г. Проблема подготовки будущих инженеров как субъектов развития духовно-нравственной культуры / С.Г. Суханова // Повышение качества
высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч 1 / отв. ред. С. А. Подлесный. -Красноярск: СФУ, 2010. - С. 222-225. (0,25 пл.).
14. Суханова, С.Г. Технология управления развитием духовно-нравственных качеств студентов / С.Г. Суханова II Повышение качества высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-методической конф. / Под. науч. ред. А.А Фаткулина. Владивосток: 2010. - С. 248-252. (0,3 п.л.).
15. Суханова, С.Г. О технологии управления развитием духовно-нравственной культуры студентов / С.Г. Суханова // Состояние и тенденции развития уровневого высшего профессионального образования в России: материалы Региональной научно-методической конференции / Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. -С. 106-108.(0,25 пл.).
16. Суханова, С.Г. Становление студентов технического вуза как субъектов развития духовно-нравственной культуры / С.Г. Суханова // Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы. Материалы международной научно-практической конф,— М. НОУ «Институт экономики и предпринимательства», 2011.- С. 50-55. (0,38 пл.).
17. Суханова, С.Г. К вопросу о духовно-нравственном становлении студентов при изучении основ наук / С.Г. Суханова // Наука, образование, инновации: пути развития. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция (25-28 апреля 2011г.). - Ч. 2. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011.- С.67-72. (0,38 пл.).
18. Суханова, С.Г. Духовно-нравственное становление студентов на занятиях по математике / С.Г. Суханова // Содержание и технологии развития учащихся и студентов в образовательном пространстве школы и вуза: материалы краевой конференции учителей и преподавателей образовательных учреждений и вузов, 1 февраля 2011г./ под ред.Е.К. Дворянкиной. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного гос. гуманит. ун-та, 2011.-С. 116-122. (0,43 пл.).
19. Суханова, С.Г. Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания как системы/ С.Г. Суханова // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XI Международной научно-практической конференции (30 апреля 2011 г.): Сборник научных трудов / Под ред.Г.Ф. Гребенщикова.- М.: «Спутник+», 2011. - С. 52-56. (0,25 пл.).
20. Суханова, С.Г. Основы системы духовно-нравственного воспитания в техническом вузе / С.Г. Суханова // Проблемы педагогики высшей школы: тр. Ш Всеросс. науч. -практ. конф. (Хабаровск, 1-2 июля 2011 г.). - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011.-С. 133- 138. (0,38 пл.).
21. Суханова, С.Г. К вопросу о духовно-нравственной культуре студентов технического вуза / С.Г. Суханова // Materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk - 2011» Volume 17. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka I studia, 2011. - S. 27-31. (0,3 пл.).
22. Суханова, С.Г. Целеполагание в вузе при изучении основ наук / С.Г. Суханова // Materiäly VH mezinärodni vedecko-praktickä konference «Aplikovane vedecke novinky - 2011». - Dil 4,- PedagogikaJHudba a zivot: Praha. Publishing House .«Educational and Science» S;r.o - S. 14-17 (0,25 пл.).
23. Суханова, С.Г. Практические инновации при целеполагании в системе духовно-нравственного воспитания студентов / С.Г. Суханова // Проблемы педагогики высшей школы: сб. науч. тр. / под. Ред. С. П. Ломова, Б.А. Карева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. - С. 143- 148. (0,25 пл.).
24. Суханова, С.Г. Новые подходы к духовно-нравственному развитию студентов в техническом вузе/ С.Г. Суханова // Совершенствование качества высшего профессионального образования: сборник трудов Всероссийской научно-методической конф. / науч. ред. А.А Фаткулин,- Владивосток: 2011. - С. 178-181. (0,3 пл.).
25.Суханова, С.Г. Особенности целеполагания в системе духовно-нравственного воспитания студентов технического вуза / С.Г. Суханова // ХП Международная научно-методическая конференция вузов и факультетов инфо-коммуникаций. Труды конференции. - М.: МТУСИ, 2012. - С. 166-170.(0,3 пл.).
26.Суханова, С.Г. Условия эффективности управления духовно-нравственным становлением студентов / С.Г. Суханова // Научный потенциал-2012 - № 3.- Выпуск 2 - С. 69-72. (0,25 пл.).
Подписано к печати 27.05.2013 Объем 1,25 п.л. Заказ № 18 Тираж 100 экз.
ГУ Т.МПГУ
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Суханова, Светлана Геннадьевна, Хабаровск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ»
На правах рукописи
04201358053
СУХАНОВА Светлана Геннадьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Научный руководитель доктор педагогических наук, Н.Б. Литвинова
Хабаровск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
1.1. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры студентов......................................................... 15
1.2. Педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры студентов в образовательном пространстве вуза.............. 32
1.3. Формирование личности студента как субъекта самовоспитания в сфере духовно-нравственной культуры....................................50
1.4. Педагогические технологии управления процессом становления духовно-нравственных качеств у студентов как субъектов самовоспитания в системе обучения...................................................................... 64
Выводы по первой главе.......................................78
Глава 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СУБЪЕКТОВ САМОВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Программа эксперимента по развитию студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры ............................... 79
2.2. Реализация технологии формирования духовно-нравственной культуры у студентов как субъектов самовоспитания..................................... 97
2.3.Результаты эксперимента по апробации инновационных педагогических технологий при изучении естественно-научных дисциплин............................................................................117
Выводы по второй главе......................................137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................154
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................... 175
Актуальность исследования определило состояние современной образовательной ситуации в России, которая представляет собой большую проблему, выражающую противоречие между потребностью в воспитании духовно-нравственной, творческой личности, субъекта образовательного пространства, своей жизнедеятельности и направленностью массовой школы на формирование исполнителя.
На современном этапе развития общества реально подтверждается истина, заключающаяся в том, что судьба цивилизации на земле зависит от нравственности человека. Нестабильность, противоречивость и напряженность отношений между всеми социальными явлениями и процессами, происходящими в обществе, оказывают отрицательное влияние на формирование у молодого поколения традиционных мировоззренческих взглядов, духовно-нравственных ценностей и идеалов.
По мнению А.Я. Данилюка, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [72]. Очевидно, что проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения определяет стратегическую цель работы с молодежью. Названная проблема актуализирует поиск путей формирования духовно-нравственной культуры студентов в процессе обучения, как на теоретическом, так и процессуальном уровнях.
Общественно-политические, государственные материалы содержат информацию о целях воспитания молодежи. Так, в Федеральной программе развития образования фиксируется важнейшая проблема, требующая научного обоснования решения и внедрения в практику образовательной деятельности, «ориентацию на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры» [1-6].
В системе воспитания на современном этапе развития образования в России приоритетным является: «Создание нормативно-организационных,
управленческих условий разработки содержания «Программы воспитания» студента: гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа на основе положения Конвенции ООН о правах ребенка, ценностно-нормативных положений Конституции РФ, закона РФ «Об образовании», результатов научных исследований и практических разработок педагогов-новаторов» [1-3, 144 и др.].
Для разработки содержания, выявления возможностей и условий, механизмов развития духовно-нравственной культуры будущих инженеров в вузе средствами математики мы обратились к сущностной характеристике понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственная культура», «мораль», «общечеловеческие ценности» и других, раскрытых в философско-методологической и психологической литературе.
Гуманистические идеи, сопряженные с проблемой человека в мире, его отношением к миру, с назначением человека, с природой жизни, ее смыслом и ценностями отражены в работе С. И. Гессена. В европейской культуре аспекты этой проблемы связаны с именами А. Бергсона, М. Бубера, К. Дом-бровской, Т. Шардена и др., в русской религиозной философии - Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И.А. Ильина, С. Л. Франка, П. А. Флоренского и др. Духовность как особую способность определяют Г. Э. Бурбулис, В. Е. Ке-меров, И. В. Силуянова, В. Д. Шадриков и др.
Понятие духовности и нравственности нашло место в работах многих исследователей [8, 15, 17, 18, 22, 29, 35, 46, 47, 50, 55, 58, 64, 81, 86, 159, 171, 190 и многих других]. Раскрытию характеристик духовности посвящены также публикации В. А. Бачинина, Л. П. Буевой., В.С. Барулина, С.В. Дармодехина, М. Г. Домбинской, А. И. Дулова, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, Р. Л. Лившица, Ю.М. Мезенцевой, Р. А. Парошиной, П. В. Симонова, К. А. Уледова, В. Г. Федотовой, В. Д. Шадрикова и др.
Для выяснения общих и отличительных особенностей понятий «нравственность», «мораль», «духовные ценности», «духовная культура» мы обра-
тились к работам А. С. Аверинцева, Н. В. Бордовской, В. П. Иванова, Н. А. Коваль, Е. А. Лукашевой, Р. А. Порошиной, Г. Францева и др.
Психолого-педагогические основы управления развитием духовно-нравственной культуры молодежи рассмотрены в философии И. Канта, Софокла, Сократа и др.; в психологической литературе, которая нами была проанализирована [23, 24, 27, 32, 64, 66, 70, 77, 93, 99, 105, 106, 113, 122, 124, 128, 130, 137, 141, 147, 158, 167, 187 и др.].
На важность периода студенческого возраста для развития и становления творческой, духовно-нравственной личности, субъекта указывают исследования психологов [10, 20, 43,62, 67,91, 117, 145, 150, 174 и др.].
Ценность человека, приоритетность его субъектного развития всегда были главными проблемами философского, психологического и педагогического осмысления. Эти вопросы разработаны Н. А. Бердяевым, В. С. Библе-ром, О. С. Богдановой, И. А. Ильиным, М. И. Шиловой и др.
В исследованиях, посвященных подготовке специалистов в технических вузе, для реализации инновационных методов в образовании предлагается использовать системный подход, дающий возможность формирования интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития и саморазвития личности будущего инженера.
Принципы применения в образовательной практике системного подхода, построения педагогической модели системы, управления взаимодействием состава системы образования, развитие личности в системе как субъекта нашли место в работах А. Н. Аверьянова, JI. И. Анцыферовой, В. Г. Афанасьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. И. Бакштановского, Ю. В. Васильева, А. Т. Волова, Б. С. Гершунского, Э И. Гусинского, Е. К. Дво-рянкиной, В. П. Зинченко, Б.А. Карева, Д. Ф. Каревой, И. Я. Лернера, Н.Б. Литвиновой, М. Маркова, Ю. М. Орлова, Ю. О. Овакимяна, Ю. М. Плотин-ского, В. Н. Садовского, А. И. Субетта, Ю. П. Сокольникова и других.
Системный подход позволяет рассматривать образование в вузе как сложную синергетическую целостность, сложность которой определяется
элементами ее состава, в целевое взаимодействие которых аксиоматически встраивается предметная область учебной дисциплины как система за счет конвергенции целей и технологий их достижения. В результате управления взаимодействием состава образовательной системы создаются педагогические условия для становления будущих инженеров как субъектов интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального саморазвития.
Анализ источников и наблюдение за педагогической реальностью в вузе позволили сделать вывод, что в системе высшего профессионального образования России, в равной степени и в техническом вузе, до сих пор преобладает традиционное обучение. Его история насчитывает несколько веков успешной обучающей деятельности, оно, безусловно, проверено временем, но уже недостаточно в современных условиях. Современное общество актуализирует задачу воспитания у человека интеллектуальных, духовно-нравственных качеств, которые содействовали бы развитию у него высокого профессионализма, социальной мобильности, творческого потенциала, духовной зрелости, нравственности, гуманности.
Обобщение результатов анализа материалов, позволило обозначить нашедшие место противоречия между объективными требованиями общества к повышению эффективности деятельности технических вузов, обеспечивающее духовно-нравственное становление студентов, и уровнем практического осуществления их подготовки, которое не отвечает этим требованиям. При анализе указанной проблемы были обнаружены следующие противоречия:
- с одной стороны задачей высшей школы является создание такой системы образования, в которой происходило бы становление свободной, творческой, духовно богатой личности, способной в профессиональной деятельности развертывать свой творческий и духовно-нравственный потенциал. С другой стороны, недостаточно разработаны теоретические основы и механизмы моделирования системы образования и управления взаимодействием
ее составляющих, обеспечивающие осмысление технологии управления духовно-нравственным становлением выпускников технического вуза;
- естественно-научные дисциплины как область научного знания предоставляют большие возможности для развития, как творческого потенциала студентов, так и для формирования и становления их духовно-нравственной культуры, в то же время в педагогической и методической литературе недостаточно разработана технология управления духовно-нравственным становлением студентов их средствами.
Перечисленные противоречия определили актуальность исследования, его теоретическое и практическое значение, обусловили содержание и направления исследования, позволили осуществить выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры студентов вузов инфокоммуникаций», проблема которого обусловлена противоречиями, определяющими состояние существующей теории и практики духовно-нравственного формирования студентов: системное понимание духовно-нравственного воспитания и технология управления формированием личности студента как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Решение этой проблемы в логике обозначенных противоречий составляет цель исследования.
Цель исследования: разработать теоретические основы и технологию управления реализацией целей системы нравственного воспитания и самовоспитания студентов как субъектов формирования духовно-нравственной культуры средствами естественно-научных дисциплин.
Объектом исследования является управление системой духовно-нравственного воспитания студентов в условиях взаимодействия систем обучения, воспитания, обеспечивающих развитие субъектов самовоспитания.
Предмет исследования: технологии управления системой нравственного воспитания при изучении естественно-научных дисциплин, обеспечи-
вающие формирование студентов как субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры.
В основу исследования положена гипотеза, основанная на предположении о том, что управление формированием духовно-нравственной культуры студентов в вузе станет эффективным, если обеспечивается разработка технологий организации совместной деятельности субъектов системы обучения для реализации содержательно-образовательных, мировоззренческих, профессионально-управленческих целей, осуществляется целевое управление синхронным взаимодействием учения и преподавания, воспитания и самовоспитания в образовательной системе вуза.
Для подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Определить совокупность теоретических положений, раскрывающих сущность духовно-нравственной культуры студентов.
2. Выделить и обосновать педагогические условия для овладения студентами опытом моделирования систем обучения, самовоспитания и управления их взаимодействием на занятиях в вузе при изучении естественнонаучных дисциплин.
3. Разработать общую модель системы духовно-нравственного воспитания студентов и технологию управления развитием ее и ее субъектов самовоспитания духовно-нравственной культуры:
3.1 определить системообразующие характеристики системы нравственного воспитания при изучении предметной области учебных дисциплин;
3.2 выявить взаимодействие стратегических, оперативных и тактических целей системы духовно-нравственного воспитания в техническом вузе;
3.3 разработать технологию управления реализацией тактических целей духовно-нравственного воспитания на занятиях со студентами при изучении естественно-научных дисциплин для развития их как субъектов самовоспитания.
4. Обосновать параметры и критерии оценки степени формирования у студентов качеств субъекта самовоспитания духовно-нравственной культуры при изучении естественно-научных дисциплин.
5. Экспериментально проверить эффективность модели при ее реализации в реальной образовательной практике со студентами по формированию их субъектами самовоспитания духовно-нравственной культуры.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют:
- философские положения, раскрывающие сущность духовности, нравственных ценностей, культуры, понимания человека как свободной, ответственной личности, как творца своей жизнедеятельности (H.A. Бердяев, И.А. Ильин, А. А. Кара-Мурза, А.Ф. Киселев, B.C. Соловьев, С.С. Сулакшин, В. Г. Федотова и др.);
- фундаментальные работы в области методологии образования, педагогики и психологии (Ф.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, С.И. Гессен, В.В. Давыдов,
A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, A.M. Новиков, B.C. Собкин, Д.И. Фельдштейн,
B.Д. Шадриков и др.);
- психолого-педагогические концепции гуманизации системы образования (Ш.А. Амонашвили, Б.С. Гершунский, C.B. Дармодехин, М.Г. Домбин-ская, А.И. Дулов, И .Я. Лернер, Н.Д. Никандров, С.Т. Шацкий и др.);
- теория интеллектуального развития и духовного становления личности в обучении (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Я. Данилюк, В.П. Зинченко, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция управления системой нравственного воспитания в обучении, базирующаяся на выводах, достигнутых в науке об управлении на основе системного подхода (М.С.Каган, Е.К. Дворянкина, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Ю.А. Конаржевский, Ю.К. Татаренко);
- идеи системного подхода в изучении педагогических явлений, используемые для моделирования систем обучения и воспитания, установки на общечеловеческие ценности (А.Н. Аверьянов, Е.К. Дворянкина, Д.Ф. Карева, Д. Кли-
ланд, В. Кинг, Н.Б. Литвинова, М.Марков, В.А. Сластенин, Ю.К. Татаренко, Л.Н. Терский).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический, сравнительно-сопоставимый анализ; изучение и обобщение положений философских, психолого-педагогических наук; теоретический анализ проблемы обучения и воспитания при изучении предметных областей учебных дисциплин в вузе; системный подход, моделирование, конструирование, экстраполяция; метод педагогического наблюдения и педагогический эксперимент, метод бесед, анкетирования, интервьюирования. Использовались математико-статистические методы.
Организация исследования: исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2005-2007) - подготовительный, в ходе которого осуществлен теоретический анализ проблемы, определены исходные основы исследования: обоснование проблемы, цели и предмета исследования. Проведенный анализ философской, психологической и педагогической литературы, систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опыта; анализ тенденций развития высшего профессионального �