Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Максимова, Валентина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Максимова, Валентина Николаевна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДВУЗЕ.

1.1. Художественно-эстетическое образование будущего учителя начальных классов - как педагогическая проблема.

1.2. Модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе.

1.3. Педагогические условия эффективной реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов. 66 Выводы по первой главе

ГЛАВА И. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ.

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.

2.2. Реализация модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов.

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы. 141 Выводы по второй главе 162 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164 БИБЛИОГРАФИЯ

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах"

Социально-экономический кризис в России отразился во всех областях жизни, в частности, в культуре и образовании. Прежние культурные ценности и достижения рушатся, нравственные и эстетические идеалы отсутствуют, либо насаждаются извне, лишаясь всякой национальной почвы. Новое поколение ориентируется на кратковременные модные течения, которые внедряются другими культурами, не имея под собой национальной почвы. При этом в большинстве случаев они направлены на разложение, растление истинных русских достижений в области культуры и искусства.

Сегодняшние перемены в обществе объясняют необходимость подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, обладающих знанием культурных и национальных традиций, гибким мышлением, творческим и духовным потенциалом, а также способностью к непрерывному самообразованию. Эти положения особенно актуальны для системы высшего педагогического образования, так как основная цель педагогической подготовки - не теоретические знания сами по себе, а знания как инструмент. Главная задача и обязанность школы, в том числе и высшей, - образование, воспитание, формирование культуры подрастающего поколения. При этом педагог должен быть функционирующим звеном в передаче накопленного культурного, духовного потенциала и лучших национальных достижений и традиций от предыдущих поколений к будущим.

В этих условиях остро встает вопрос о формировании разносторонне культурного и образованного специалиста, в котором объединены: высокий профессионализм, интеллектуальность,, социальная зрелость и творческое начало. Благодаря перестройке среднего и высшего образования открываются новые возможности для подготовки будущего педагога. О необходимости достижения соответствующего культурного уровня говорится и в Законе Российской Федерации «Об образовании», где сформулированы основные требования к содержанию образования, которое должно обеспечить формирование личности в системе интеграции различных видов культур: «Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образова

1 ния» ( 68,с.57 ).

Выпускник педвуза должен обладать достаточно широким кру

I- гозором как в профессиональной сфере, так и в литературе, музыке,

I живописи, кино и других областях культуры. Ему необходимо иметь i ;ц|

I первичные представления об истории искусств, о современных течениях в них. Культурному человеку необходимы знания общеприня

И тых правил общения с другими людьми как в официальной обстановке, так и в быту, устойчивые привычки выполнения этих правил, принятого этикета в обществе. Эти требования особенно актуальны для учителей начальных классов, так как именно от педагога, работающего в этом звене, зависит в большей степени становление младшего школьника как гармоничной личности. Учитель для ребенка -это не только человек, который может дать знания, но и модель общения и поведения в классе, в школе и в социуме вообще.

Одним из путей развития вышеперечисленных положений, а также творческого и духовного потенциала личности, гибкости мышления и самообразования личности является ее приобщение и овладение художественно-эстетическими ценностями. Формирование ху

I дожественно-эстетических умений у будущих учителей во многом

•А.

I решает эту проблему. Формирование и реализация этих умений может осуществляться в процессе изучения гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин в вузе путем научно-обоснованной переработки программного материала. Для этого учебный материал, j кроме образовательного потенциала, должен обладать и такими качествами, которые способствовали бы максимально эстетическому развитию студентов и показывали бы практическую полезность и значимость материала. В ходе такой работы требуется умелое использование учебного материала, необходима переработка информации как преподавателем, так и студентами. Овладение умениями, способствующими рациональной организации учебной деятельности, ведет к оптимизации процесса обучения. Это означает целенаправленный - подход к совершенствованию процесса обучения, т.е. в единстве рас-f сматриваются принципы, формы и методы обучения, особенности

V учебно-познавательной деятельности студентов, в результате чего f осознанно выбирается наилучший вариант построения учебного процесса в конкретных условиях.

Вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения, рассмотрены в работах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, М.М.Поташника, В.А.Черкасова и др. Проблемы оптимального сочетания форм, методов и средств как условия эффективного обучения и воспитания представлены в исследованиях А.А.Вербицкого, Т.Т.Загородной, В.А.Синицкой, В.ПТарантай и др.

При формировании у студентов целостного представления о научных основах современного педагогического процесса, художественно-эстетического образования преподавателю необходимо провести такую работу, которая бы раскрывала взаимосвязи наук, показывала бы применение культурологического подхода в ходе изучения программного материала. А это в свою очередь является одним из педагогических условий формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе.

Возможности использования культурологического подхода в образовании, основу которого составляет теория формирования личности в контексте культуры, рассматривались в работах Л.С.Выготского, В.В. Гуры, Л.С.Рубинштейна, Л.И.Рувинского, Л.Ф.Спирина и др.

Говоря о художественно-эстетических умениях, нельзя не упомянуть о комплексном воздействии искусства, роли эстетического вкуса и художественного интереса. Эти проблемы разрабатывались такими учеными, как А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, С.В.Громакова, В.П.Симонов и др. ( теоретические основы воспитания средствами искусства ); Д.М.Аптекман, В.К.Арсенкин, И.Г.Галицкий, С.Х.Столович и др. ( эстетическое воспитание молодежи ); Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн Б.М.Теплов и др. ( теоретическое обоснование проблемы эстетического вкуса и художественного интереса в педагогике).

Уровень развития художественного сознания, а также художественно-эстетического восприятия педагога определяется умением наблюдать, сравнивать, оценивать, выявлять наиболее значимые художественные явления, которые актуальны в данной педагогической ситуации для формирования и развития у детей эмоционально-образной и чувственной сферы познания мира. Развитию художественного сознания педагога во многом способствует формирование художественно-эстетических умений. На наш взгляд, должна быть построена модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе, которая способствовала бы выявлению наиболее существенных элементов и сторон этого процесса, а также получению новой информации и знаний о возможностях данного процесса.

В этой связи возникает необходимость теоретической и практической разработки ряда вопросов, связанных с формированием художественно-эстетических умений у студентов в педвузе. Разработке понятия о сущности, целях и задачах художественно-эстетического образования в высшей школе посвящены работы Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, А.А.Мелик-Пашаева,

Б.М.Неменского, З.Н.Новлянской и др.

Профессиональный аспект подготовки педагога получил освещение в исследованиях педагогов и психологов: А.П.Азарова, Р.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.М.Распопова, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и др.

Научная организация труда и учебно-воспитательный процесс как главные условия усвоения студентами глубоких и прочных знаний рассматриваются в работах П.Р.Атутова, В.Ф.Ефименко,

A.И.Маркушевича, В.В.Мултановского и др.

Проблемы совершенствования содержания и методов обучения в вузовском аспекте исследуются в работах С.И.Архангельского,

B.А.Беликова, Ю.К.Васильева, В.А.Сластенина, НА.Томина,

A.В.Усовой, В.А.Черкасова, Н.МЯковлевой и других исследователей. Вопросам организации самостоятельной работы студентов посвящены работы А.И.Мелюкова, П.И.Пидкасистого, А.В.Усовой и др.

Вопрос формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов остается полностью не решенным. Появлялись отдельные статьи, разработки ( Н.И.Киященко, Н.И.Лейзеров,

B.П.Зинченко и др. ), диссертационные исследования ( В.Т.Кальянов, Е.П.Зальцман, А.В.Литвинцева и др.), которые, однако, не решили всех проблем по формированию художественно-эстетических умений у студентов педвузов.

Проведенный нами опрос (1994-1995 гг.) на выпускном курсе отделения «Педагогика и методика начального образования» Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения ЧГПУ (84 студента) показал, что большинство из них считают свои знания по вопросам художественно-эстетического воспитания недостаточными. Так определить термин «художественно-эстетические умения» могут только 25% опрошенных; 27% студентов считают себя способными формировать художественно-эстетические умения у младших школьников. Эти и другие данные свидетельствуют о том, что существует ряд серьезных недостатков, который мешает решить в полной мере проблему формирования художественно-эстетических умений у будущего педагога: а) недостаточность разработки данной проблемы; б) отсутствие научно-методического обеспечения в данной области; в) невыявленность практических задач по решению данной проблемы.

В связи с тем, что формирование художественно-эстетических умений у студентов педвузов является многоаспектной проблемой, это обстоятельство ставит ее в ряд важнейших вопросов теоретического и практического воспитания и образования. Социальные требования к художественно-творческой личности учителя возрастают с каждым десятилетием, и, естественно, что в 21 веке они станут значительно выше, чем сегодня. В этой связи мы считаем, что процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы деятельность выпускника и через 10-20 лет отвечала динамике социального развития.

Таким образом, проблема формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов определяется противоречием между необходимостью и потребностью формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов с точки зрения подготовки творческих специалистов, с одной стороны, и отсутствием стратегии и условий для осуществления этого процесса в типовой системе подготовки будущих учителей, с другой стороны.

Вышеизложенное послужило основанием для выбора темы нашего исследования «Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе».

Цель исследования состоит в разработке модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов в педвузе, определение комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов.

Гипотеза исследования - повышение эффективности формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педвузе может быть обеспечено, если:

- будет разработана и реализована структурно-функциональная модель процесса формирования художественно-эстетических умений, особенностью которой является ее направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

- определен комплекс педагогических условий в целях эффективной реализации предлагаемой модели, а именно: культурологический подход к формированию художественно-эстетических умений; оптимальное сочетание форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; система задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений.

В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи:

1) определить степень разработанности проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

2) определить понятие и состав художественно-эстетических умений у студентов педвуза;

3) разработать структурно-функциональную модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

4) определить комплекс педагогических условий для эффективной реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений;

5) разработать и внедрить научно-методические рекомендации по совершенствованию формирования художественно-эстетических умений у студентов.

Методологической базой выполненного исследования являются:'

- концептуальные положения теории педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания, творческом характере педагогической деятельности;

- комплексный системный подход, основывающийся на общей теории систем (И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.П. Кузьмин, В.И. Океанов и др);

- личностно-ориентированный подход в образовании, базой которого является теория формирования развития личности (В.А. Беликов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская, и др.);

- культурологический подход в образовании, основу которого составляет теория формирования личности в контексте культуры (В.В.Гура, Л.И. Рувинский, Г.К. Селевко, Л.Ф. Спирин, и др.);

- деятельностный подход в образовании, основу которого составляет теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- идеи по вопросам выбора путей и средств развития творческой личности в различных видах деятельности (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.П. Беспалько, А.Я.Найн, П.И. Пидкасистый, Н.А. То-мин и др.).

Цель и задачи настоящей работы определили использование следующего комплекса методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, директивных документов по начальному и среднему образованию; моделирование; анкетирование, интервьюирование и тестирование учителей, студентов дневного и заочного отделений и т.д.; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; наблюдение, изучение продуктов педагогической деятельности студентов; пооперационный и поэлементный анализ; методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана структурно-функциональная модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов начальных классов в педвузе, особенностью которой является ее направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

- определен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, реализация которого обеспечивает эффективную реализацию модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов: культурологический подход к формированию художественно-эстетических умений у будущих учителей; отимальное сочетание форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; система задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выделены основные направления в исследовании формирования художественно-эстетических умений, конкретизировано и уточнено понятие «художественно-эстетические умения будущего учителя»;

- определен состав художественно-эстетических умений в контексте профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработаны научно-методические рекомендации по проблеме формирования художественно-эстетических умений в рамках профессионально-творческой подготовки студентов;

- разработаны критерии оценки уровня сформированности у будущих учителей художественно-эстетических умений;

Предложенные методические рекомендации позволяют повысить качество подготовки будущих учителей в педвузе и эффективность процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педагогических вузов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994-1996 гг.) изучался историко-педагогический аспект проблемы, а также философская, психолого-педагогическая и методическая литература, диссертационные исследования по данной проблеме. Был определен понятийный аппарат; обоснована проблема, изучен уровень теоретической разработанности и ее соотнесенность с практическим применением, а именно: организовано изучение практики работы отделения «Педагогика и методика начального образования» Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения 41 НУ. Кроме того определена актуальность исследуемой проблемы; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1996-1998 гг.) осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследованию проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей. Одновременно разрабатывалась модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей, выявлялись педагогические условия ее реализации. Осуществлялась следующая экспериментальная работа: шло моделирование процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности с учетом предмета исследования; проверялись и уточнялись полученные выводы, проводилась оценка итогов опытно-формирующего эксперимента, обобщались результаты процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих педагогов.

На третьем заключительном этапе (1998-2000 гт.) была осуществлена проверка и обработка результатов проведенного исследования, систематизированы и обобщены полученные выводы и результаты, что позволило внедрить их в практику работы высшей школы, разработаны научно-методические рекомендации по совершенствованию данного процесса.

На защиту выносятся: - модель процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов;

- комплекс педагогических условий, применение которого обеспечивает эффективную реализацию модели процесса формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается положениями современных педагогических теорий профессиональной подготовки, теорией педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания и творческом характере педагогической деятельности; использованием комплекса надежных методов математической статистики, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, длительным характером исследования в строго учитываемых и контролируемых условиях, а также результатами внедрения научно-методических разработок по материалам исследования в практику работы Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения ЧГГТУ.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

- разработки автором учебно-методических рекомендаций для студентов педвуза, работников детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов общеобразовательных школ;

- публикаций в печати;

- выступлений на научных конференциях Регионального института педагогического образования и дистанционного обучения (19971998 гг.), Челябинского государственного педагогического университета (1998г.), международной конференции «Инновационные процессы в ДОУ», «Культура и дети» (1998-1999);

- организации и проведения семинаров по обучению преподавателей начальных классов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе

1. Результаты анализа учебного процесса данного вуза показали, что если специально не заниматься формированием художественно-эстетических умений, то у студентов эти умения находятся на низком уровне. Благодаря сравнению существующей в данном вузе системы формирования у обучаемого художественно-эстетических умений и разработанной нами модели процесса формирования этих умений, мы выявили большие потенциальные возможности разработанной модели по формированию названных умений в образовательном процессе вузе.

2. Опытно-формирующий этап экспериментальной работы показал, что формирование художественно-эстетических умений осуществляется более успешно в результате реализации разработанной нами модели, особенностью которой является ее направленность на достижение цели и интеграцию функций отдельно взятых блоков, позволяющих реализовать функцию всей модели.

3. В результате проведенного эксперимента мы доказали, что необходимым и достаточным для реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов является комплекс педагогических условий: теоретико-методологической основой для формирования художественно-эстетических умений является культурологический подход к реализации блоков подготовок, оптимальное сочетание форм методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; использование системы задач, направленных на формирование художественно-эстетических умений у студентов.

4. В результате реализации модели процесса исследуемых умений прослеживается динамика этого процесса, характеризующаяся повышением уровня следующих показателей: систематичность применения художественно-эстетических умений, способность и стремление к художественно-эстетическому самообразованию, профессионально-педагогическая готовность к деятельности по формированию художественно-эстетических умений.

По итогам опытно-формирующего этапа эксперимента мы можем утверждать, что студенты в экспериментальной группе, где реализовывалась разработанная нами модель на фоне выделенного комплекса педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности художественно-эстетических умений, чем в остальных группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие общества на современном этапе отражается во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, которое нуждается в высококвалифицированных профессиональных кадрах, обладающих гибким мышлением, творческим потенциалом и способностью к непрерывному самообразованию. Эти положения особенно актуальны для системы высшего образования, так как основная цель педагогической подготовки - не теоретические знания сами по себе, а знания как инструмент. Одним из путей развития творческого потенциала, гибкости мышления и самообразования личности является ее художественно-эстетическая направленность. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей во многом решают эту проблему.

Наше диссертационное исследование мы строили на основе того, что формирование художественно-эстетических умений должно быть поставлено на прочную научную основу. Кроме этого теоретические знания обязательно должны быть закреплены практикой. Между тем, анализируя данную проблему, мы выявили противоречие между необходимостью и потребностью формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов с точки зрения творческого характера подготовки специалиста и отсутствием стратегии и условий для осуществления этого процесса в типовой системе подготовки будущих учителей.

Изучение состояния данной проблемы, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в общеобразовательной школе показали, что необходимы новые пути и средства формирования художественно-эстетических умений у студентов.

В первой главе диссертации описывается характеристика состояния проблемы художественно-эстетического образования, разрабатывается периодизация данного вопроса, определяется категориальный аппарат, изучаются идеи современных ученых, эстетов, психологов по исследуемой проблеме. С позиции теоретико-методологической основы нами дана авторская трактовка «художественно-эстетические умения у будущего учителя», под которой мы понимаем сформированную в личном опыте на основе знаний и навыков способность будущего учителя осуществлять в качестве субъекта учебной деятельности совокупность действий, направленную на рационально-логическое и эмоционально-чувственное познание мира.

Для изучения объекта нашего исследования - процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов - нами был использован научный метод моделирования, который наиболее полно позволил изучить данный процесс, выделить его существенные элементы и получить новую информацию о его возможностях. Благодаря этому методу мы разработали структурно-функциональную модель процесса формирования у студента педвуза художественно-эстетических умений.

Исходя из того, что оригиналом для нашей модели явилась профессионально-педагогическая подготовка, в основу нашей модели легла интеграция теоретического, методического и практического блоков подготовки. Так как наша модель является структурно-функциональной моделью процесса формирования художественно-эстетических умений, ее особенностью является направленность на достижение поставленной цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели,

Разработанная нами модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов будет эффективно реализована при наличии определенных педагогических условий, которые мы выделили на основании анализа психолого-; педагогической литературы, результатам констатирующего этапа] эксперимента и учету путей построения модели: а) использование в качестве теоретико-методологической основы формирования художественно-эстетических умений культурологического подхода; б) использование оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; в) применение системы задач, направленной на формирование у студентов художественно-эстетических умений.

Разработанная нами система формирования художественно-эстетических умений является одной из педагогических систем.

Теоретические положения, описанные в первой главе, экспериментально проверялись нами. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы доказали правильность высказанных нами предположений.

1. Опытно-формирующий этап экспериментальной работы показал, что формирование художественно-эстетических умений осуществляется более успешно в результате реализации разработанной нами модели, особенностью которой является ее направленность на достижение цели и интеграция функций отдельно взятых блоков, позволяющая реализовать функцию всей модели.

2. В результате проведенного эксперимента мы доказали, что необходимым и достаточным для реализации модели процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов является комплекс педагогических условий: в качестве теоретико-методологической основы формирования у студентов художественно-эстетических умений принят культурологический подход; осуществлено оптимальное сочетание форм методов и средств в учебной квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности; использована системы задач, направленная на формирование художественно-эстетических умений у студентов. 3. В результате реализации модели процесса исследуемых умений прослеживается динамика этого процесса, характеризующаяся повышением уровня следующих показателей: систематичности применения художественно-эстетических умений, способности и стремления обучаемых к художественно-эстетическому самообразованию, профессионально-педагогическая готовность будущих учителей к деятельности по формированию художественно-эстетических умений.

По итогам опытно-формирующего этапа эксперимента мы можем утверждать, что студенты в экспериментальной группе, где реализовывалась разработанная нами модель на фоне выделенного комплекса педагогических условий, показали более высокий уровень сформированности художественно-эстетических умений, чем в остальных группах.

Наше исследование по данной теме не является исчерпывающим. Дальнейшая разработка проблемы формирования художественно-эстетических умений у студентов педвузов может вестись в следующих направлениях:

- изучение возможностей других методологических подходов для формирования у обучаемых художественно-эстетических умений;

- дальнейшее изучение педагогических условий эффективного формирования у студентов художественно-эстетических умений;

- разработка системных диагностик формирования у будущего учителя художественно-эстетических умений. те

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Максимова, Валентина Николаевна, Челябинск

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для подготовки специалистов высших учебных заведений. - 2-е изд. Перераб. и доп.- М., 1990. - 141с.

2. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов, педагогов. / / Вопросы психологии. 1982. - №6. - С. 97-100.

3. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания / Отв. ред. А.Я.Зись. М.: Наука, 1983.-378 с.

4. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. ст. / Отв. ред. Э.В. Бурмакин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. -56с.

5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр. пер. с англ. В.Н.Самохина. Общ. ред. и вступит, статья В.П.Шестакова. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

8. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. - 200с.

9. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974. 384с.i

10. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Изд-во «Просвещение». - 1968. - С.57.

11. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в обучении: Учеб. пособие. Уфа: БГПИ, 1988. - 80с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982,- 192с.

13. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.; Педагогика, 1982. - 192 с.

14. Бабич JI.B. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. - С.90-99.

15. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Омск, ин-т физ. культуры.-Омск: 1990.-185с.

16. Базовая модель профессиограммы учителя. Челябинск: Чел. обл. ИУУ, 1990. - 72 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед, тр.-М., 1981.-351с.

18. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача». / / Вопросы психологии. 1970. - №6. - С. 75-84.

19. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психол.-пед. аспект. М.: Педагогика, 1990. - 183 с.

20. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Сов. педагогика. 1968.-№4.-С. 52-69.

21. Беспалько В.П. Программное обучение: Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1970. 300с.

22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, - 1989. - 190 с.

23. Блауберг И.В. Теория системы: Филос. и методол. проблемы. М., 1977.-86с.

24. Блок Б.Б. Сопереживание и сотворчество / / Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - С. 31-56.

25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - 173 с.

26. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / / Поблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. -М.: НИИОП, 1984. С. 5-18.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте -Психол. исследование. М., 1968. - 464с.

28. Бокарева Г.А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Дисс. .д-ра пед. наук. Волгоград, 1993.

29. Бокарева Г.А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Кн. изд-во, 1985. - 264с.

30. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высш. шк., 1966.- 150 с.

31. Бухарова Г.Д. Понятие «задача» в психологии, общей и частной дидактиках / / Понятийный аппарат педагогики и образования: сб.тнауч. тр. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург: УрГТТУ, УГППУ, 1995. - С.97-106.

32. Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов / / Диагностика познавательных способностей. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1986. - С. 18-25.

33. Валентайн К. Психология красоты М.: Изд-во «Пучина», 1926.1. Ю

34. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусств. -| М.: Сов. художник, 1966. 118 с.

35. Васильев К.И. Проблемы и перспективы современного высшего1.образования. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1977. - 128с.

36. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981г 128с.

37. Воловичева JI.H. Поиски новых путей подготовки учителей начальных классов / / Начальная школа. 1994. -№11.- С.79-81.

38. Вопросы эстетики: Сб. ст. / Под общ. ред. Г.Недошивина. М.: Искусство, 1958-, 1964. Вып. 6. - 400 с.

39. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование / / Педагогическая технология. 1993. - №3-4. -143с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1975. - 576с. . 50. Гальперин П.Л. Введение в психологию. - М: Изд. моек, ун-та,1976.-150с.

41. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -120с.

42. Глинский Б.А. Моделирование^кШГметод научного исследования.

43. М.: Высшая школа, 1965. 234с.

44. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. -Киев: Выща школа, 1980. 141 с.

45. Гоноболин Ф.М. Психология: Учебное пособие для пед. училищ. -М., 1973.-240с.

46. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математическойIстатистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136с.

47. Гура В.В. Культурологический подход как теоретико' методологическая гуманизации информационно-технологическогообучения, Дисс. канд. пед. наук — Ростов-на-Дону, 1994. С. 6264.

48. Дурай-Новакова К.М. /ПНР/ Профессиональное самоопределение как педагогическая проблема // Совершенствование трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в школах Узбекистана. Ташкент, 1983. - С.49-53.

49. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. .д-ра пед. наук. -М., 1983. -340с.

50. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. -72с.

51. Ефименко В.Н. Дидактические основы проблемного построения учебных дисциплин в вузе: Авореф. дисс. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1990. -19 с.

52. Ефимова Г., Новлянская 3. Почему дети фантазируют? / / Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост. В.В.Мироненко. М.:Просвещение, 1990. - С. 275280.

53. Жернов В.И. ДурановМ.Е. Культура и образование личности ( к постановке вопроса ) . -Магнитогорск.: МГПИ, 1998. 12с.

54. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

55. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988. - 167с.

56. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП "Новая школа", 1992. - 57с.

57. Занков JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. -М.: АПН РСФСР, 1962. 148с.щ

58. Зинченко В.П. Общие вопросы развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку / / Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. - С.29-39.

59. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. -М.: Искусство, 1987. 252 с.

60. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

61. Интенсификация творческой деятельности студентов / В.И.Андреев и др. Казань: Изд-во КГУ, 1990. - 197 с.

62. Искусство и дети. / / Сб-к «Эстетическое воспитание за рубежом».-М: Изд-во «Искусство», 1969. 278с.

63. Искусство и творческая активность масс / Под рук. Л.Т.Левчук. -Киев: Выща школа, 1985. 200 с.

64. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1987. - 223с.193.

66. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе / / Музыка в школе. 1987. - №4. - С. 28-32.

67. Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384с.

68. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.

69. Калмыкова З.Н. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики 11 Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.Н.Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. - С. 1030.Ф

70. Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М.: Госполитиздат, 1953. 239с.

71. Карпов А.В. Разработка принципов психологической диагностики интегральных способностей / / Способности и деятельность. Ярославль: ЯГПИ, 1989. - С. 23-24.

72. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: О проблемах эстетического творчества в развитии социалистического общества. М.: Знание, 1984. - 112 с.

73. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. - 282 с.

74. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 1989. -212с.

75. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии тврчества. -Пенза: Науч. метод, центр Пенз. гор. отд. образования, 1994. - 340 с.

76. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании / / Обзорная информация. Вып. 2. - М. :НИНОП, 1984. - 47 с.

77. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системе и 1 системном подходе. Челябинск: ЧГПИ. 1986. - 135с.

78. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971. - 658 с.

79. Коханович Л.И. Философско-методологические проблемы творчества / / Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч. тр. М.: НИВШ, 1990. - С. 5-11.

80. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

81. Кримцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Сов. педагогика. 1983. - Мб. - С.59-60.чт

82. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л: Изд. Ленингр. ун-та, 1970. - 114 с.

83. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1976. 133с.

84. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / / Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.

85. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.-Ленингр. Отд. Об-ва «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.

86. Кулагина Г.Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности. Дис. . канд. пед. наук. М., 1980.

87. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1999. - 511с.

88. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

89. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов.-3-е изд., перераб. и доп. М., 1964. - 478с.

90. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963. - 340 с.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит, лит., 1975. - 304с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 287 с.

93. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии / / Вопросы психологии. 1972. - №9. - с.7-16.

94. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.

95. Лернер И .Я. Как мы учим детей / / Семья и школа. 1976. - №10 - С. 15-17.

96. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

97. Лук A.M. Научное и художественное творчество сходство, различие, взаимодействие / / Художественное творчество: Вопр. компл. изуч. / АН СССР, Науч. совет, по истории мир. культуры. - Л: Наука, 1982.-С. 203-216.

98. Лушников A.M. Научно-исследовательская работа и профессиональная подготовка будущего учителя / / Советская педагогика. -1974.-№7.-С.87-91.

99. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 1989. - 77с.

100. ИЗ. Максимова В.Н. Актуальность изучения мировой художественной культуры в дошкольных учреждениях и начальной школе// Тезисы докладов конференции «Дошкольное воспитание, проблемы, поиски, решения».-Челябинск: ЧГПУ, 1997.-С.41-42.

101. Максимова В.Н. Мировая художественная культура как учебная дисциплина в начальной школе (Часть 1). Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1998.-99с.

102. Максимова В.Н. Мировая художественная культура как учебная дисциплина в начальной школе (Часть 2). Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1998.-58с.

103. Максимова В.Н. Об актуальности художественно-эстетического обучения студентов в педвузе// Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников РИПОДО по результатам научной работы 1999 года. Челябинск: ЧГПУД999.-С.44-45.

104. Максимова В.Н. Факторы, обеспечивающие эффективность формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов//Вестник ЧГПУ. — Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.-С.116-117.

105. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1992. - 272с.

106. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

107. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-240 с.

108. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 86 с.

109. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития / / Педагогика искусства и школа. М.: Сов. художник, 1982. - С. 47-49.

110. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. -144 с.

111. Методология и методика научного исследования / Авт. сост. А.Я.Найн. - Челябинск: Челяб. ФИПО, 1993. - 52 с.

112. Методы педагогического исследования / Под ред. В.И.Журавлева. -М.: Просвещение, 1972. 159 с.

113. Методы психологической диагностики. / Под ред. В. Н. Дружинина, Т.В.Галкиной. М.: РАН, 1993. - 87 с.

114. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч. метод, пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. - М.: Высш. шк., 1987. - 200 с.

115. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.

116. Найн А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. ИПО МО, 1995. - 288 с.

117. Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике. / / Педагогика. -1992.-№7-8. -С. 12-26.

118. Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск,1974.-262с.

119. Научное творчество: Сб. статей / Под ред. С.Ф. Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 446 с.

120. Неменский Б.М. Культура- Искусство- Образование: Цикл бесед. -М.: Изд-во Центр ХКО, 1993. 79 с.

121. Немыкина И.Н. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения: Межвузов, сб. науч. тр. М., 1991. - С.96-99.

122. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1975. - 302 с.

123. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 153 с.

124. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе / / Советская педагогика.1975. №2. - С.87-94.

125. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. -14-е изд. -М.: Русский язык, 1983. 816с.

126. Органов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 133 с.

127. Педагогика школы: Учебное пособие для пед. ин-тов / Под ред. Г.И.Щукиной. М., 1977. - 383с.

128. Пеня Т. Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития первоклассников П Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Квятковского. М.: НИИОП, 1981. - С. 8-24.

129. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1981. -750с.

130. Петрова Г.А. и др. Эстетическое воспитание в школе. Казань, 1991,- 182 с.

131. Пидкасистый П.Н. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. канд. пед. наук. М., 1973.

132. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. - 240с.

133. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. -1963. №11. - С. 40-53.

134. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 312с.

135. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 30 с.

136. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 206 с.

137. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса и уроки освоения / / Советская педагогика. 1991. -№1.- С.45-50.

138. Поташник М„М. Проблема оптимизации в педагогике // Советская педагогика. 1985. -№2. -С.14-15.

139. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913. - С. 83.

140. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред.

141. A. И.Бурова, Е.В.Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

142. Психологические исследования творческой деятельности / Ред. О.К.Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

143. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, И.А.Конников; АН СССР. М.: Наука, 1989.-190 с.

144. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А.П.Дьяков, А.И.Стеценко и др.; Науч. ред.

145. B.С.Рахманин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 160 с.

146. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М., 1969. - 190с.

147. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Просвещение, 1975. 272 с.г

148. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп.-М., 1972.-168с.

149. Ратнер Я.В. Эстетическое восприятие как деятельность // Вестник МГУ.- 1967. №2.- С. 44-43.

150. Раутен В.А. Элементы творческой деятельности в процессе подготовки студентов к овладению новыми знаниями // Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей: Сб. науч. тр. / Тю-мен. гос. ун-т. Тюмень: ТГУ, 1988. - С. 89-95.

151. Резванцева Р.В. Самообразовательная работа студентов педагогического вуза // Педагогика высшей школы.- Вып. 6- Алма-Ата, 1976.1. C.96-99.

152. Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987. - 200 с.

153. Рейнковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

154. Репкин В.В. Психологическая организация учебного материала и успешность обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М, 1967. -19с.

155. Розет И.М. Психология фантазии: экспериментальное теоретическое исследование внутренних закономернолстей продукта умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: «Университетское», 1991. - 339 с.

156. Роль искусства в развитии способностей школьников / НИИ Худож. Воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1985. -144 с

157. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. JL: Наука, 1982. - С. 53-72.

158. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2т. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с. Т. 2. - 322 с.

159. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии.-М.: АПН СССР, 1959. 553с.

160. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.

161. Рунин Б.М. Психология импровизации // Психология процессов художественного творчества. JL, 1980. - 165с.

162. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / / Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.- М: Изд-во «Народное образование», 1998. 256с.

163. Сериков Г.Н. Педагогические системы обучения. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980. - 96с.

164. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. -227с.

165. Сериков Г.Н. Управление педагогическими системами обучения. -Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1981. 101с.

166. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.- 254с.

167. Скаткин М-Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

168. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. М., 1992. - 6с.

169. Скаткин М.Н. Совершенствования процесса обучения: Проблемы и суждения. М., 1971. - 206 с.

170. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. - 160 с.

171. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд. Ленингр. ун-та, 1977. - 136с.

172. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с.

173. Соколов А.С. О типологии методов художественного мышления // Художественный тип человека: Комплексное исследование. М.: Московская гос. консерватория, 1994. - С.52-65.

174. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Уч.-метод. пособие. М: Лаборат. эстетич. освоения ок-руж. мира исслед. центра эст. восп. РАО, 1994. - 104 с.

175. Спирин Л.Ф. Эвристическая программа накопления знаний о формировании профессионально-значимых качеств у будущих учителей. Ярославль: ЯГПИ, 1989. - 17с.

176. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие. / Под ред. В.А.Сластенина. Ярославль, 1974. - 130с.

177. Столович Л.Н. Жизнь Творчество - Человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

178. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1981. - 64 с.

179. Стрелец Б.И. Квазипрофессиональная деятельность и имитационная игра. // Вестник высшей школы. 1989. №8. - С. 70-72.

180. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973. - 272с.

181. Тафель Р.Е., Файн В.М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческой личности // Вопросы психологии. -1974. -№6. С. 121-126.

182. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

183. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. Избр. работы. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

184. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1990. -184 с.

185. Томин Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии в подготовке учителя / Челяб. гос. пед. ин-т: Челябинск, 1991. 58с.

186. Томин Н.А., Белокур Н.Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1986. - 66с.

187. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси., 1961.-210с.

188. Управление творческим мышлением и воображением: Метод, разработка / Магнитогор. гос. пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1992- 34с.

189. Усова А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе. Челябинск. 1979. - С. 156-157.

190. Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: ЧГ1ТИ, 1994.-26 с.

191. Ушинский К.Д. / / Собр. соч. Гл. ред. А.М.Елагин. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т.2. - 655с.I

192. Философско-методологические основания системных исследований. Под ред. Д.М. Гвишиани и др.- М.: Наука, 1983.- 320с.

193. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. - 839с.

194. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство., 1996. —333с.

195. Художественно-эстетическое воспитание и задачи гуманитаризации высшего образования: Науч.-пр. конференция. Магнитогорск: МГПИ, 1989. - 61 с.

196. Худяков В.Н. Методика работы по развитию математической культуры учащихся ПТУ на уроках математики. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. -88с.

197. Худяков В.Н. Самообразование и политехническая подготовка учащихся: Метод, реком. в помощь учителю. Челябинск: ЧГПИ, 1983.-16с.

198. Худяков В.Н. Формирование политехнических знаний и умений у студентов педвуза при изучении дисциплин естественно-математического цикла: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1985.

199. Черкасов В.А., Фомина Т.А., Хайрулин Т.Ш. Развитие духовности школьника: Аспект оптимизации советского образования. Челябинск: ЧГПУ, 1993.-164 с.

200. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Бодрая жизнь: Собр. соч. В 2-х Т. -М., 1962.-Т.1.-425 с.

201. Шульман А.Я. Критерии, определяющие ценность теста // Сб.: Вопросы политического обучения в средней школе. Ростов н/Д., 1967.-С. 163-179.

202. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М: Высш. шк., 1989. - 143 с.

203. Яковлев Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: Монография. Челябинск, 1998. - 136с.

204. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. . д-ра. пед. наук. Челябинск, 1992. .

205. Яковлева Н.М. Теория практика педагогического творчества: Учеб. пособие к спецкурсу / Челяб. гос. пед. ин-т: Челябинск, 1987. 67 с.

206. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПУ, 1991.- 128 с.