автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование исполнительского аппарата валторниста в процессе профессиональной подготовки
- Автор научной работы
- Делий, Павел Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Делий, Павел Юрьевич, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ . стр.
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ВАЛТОРНОВОЙ ШКОЛЫ.
§ 1. Изменения конструкции валторны в процессе исторического развития.
§ 2. Особенности становления исполнительских традиций русской валторновой школы.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
§ 1. Специфика исполнительского аппарата валторниста.
§ 2. Структура исполнительского аппарата валторниста.
§ 3. Особенности формирования исполнительского аппарата валторниста.
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ВАЛТОРНИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
§ 1. Современное состояние русской валторновой школы.
§ 2. Сравнительный анализ влияния валторн F и В на формирование исполнительского аппарата валторниста по результатам опытно-экспериментального обучения.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование исполнительского аппарата валторниста в процессе профессиональной подготовки"
Актуальность исследования. Международный авторитет и национальное достоинство страны зависят не только от её экономических достижений, но и от успехов в науке, образовании, искусстве. О том, что музыкально-исполнительское искусство начинает входить в число приоритетных направлений государственной политики современной России, свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2002 года «В целях дальнейшего развития российской музыкальной культуры».
Российское музыкальное образование заслуженно считалось одним из лучших, а инструменталисты, закончившие наши музыкальные вузы, работают в оркестрах, ансамблях и музыкальных учебных заведениях всего мира. Русская школа игры на валторне всего полвека назад была уникальной и неповторимой, отличаясь от других исполнительских школ красотой звучания инструмента и духовной насыщенностью музыкального исполнения. В настоящее время русская валторновая школа переживает состояние кризиса. Свидетельством этого являются снижение исполнительского мастерства отечественных валторнистов, тенденция к утрате исполнительских традиций, резкое сокращение научных исследований в области теории и методики обучения и, как следствие, - падение международного авторитета школы. Задача возрождения русской валторновой школы требует выявления причин, вызвавших её регресс, а также разработки более совершенных методов профессиональной подготовки.
Сложные социально-экономические условия в стране, снижение социального статуса и материальной обеспеченности музыкантов, эмиграция или уход из профессии талантливых исполнителей и педагогов не могли не сказаться на судьбе отечественного инструментального искусства. Но, помимо этого, есть менее очевидные причины снижения мастерства отечественных валторнистов, связанные с методикой обучения.
Наиболее значительным преобразованием в методике профессиональной подготовки валторнистов, произошедшим за время существования русской валторновой школы, является внедрение в исполнительскую и педагогическую практику двойной хроматической валторны и последовавший за этим постепенный отказ от валторны в строе F (Фа) в пользу инструмента В (Си-бемоль). Победы российских валторнистов на международных конкурсах хронологически совпадают с появлением в стране двойных хроматических валторн. Последовавший за этим регресс русской валторновой школы совпадает во времени с переходом на валторну В как основной инструмент при обучении отечественных валторнистов. Но связать воедино эти факты сложно в силу того, что серьёзные социально-экономические преобразования в России, которые произошли в этот же временной отрезок и отразились на состоянии отечественного музыкального исполнительства, маскируют такое, казалось бы, незначительное на фоне глобальных социальных процессов изменение исполнительской деятельности валторнистов, как тип используемой в обучении валторны.
Социальная значимость проблемы возрождения русской валторновой школы, обусловленная этим необходимость выявления педагогических причин её кризиса и совершенствования методики профессиональной подготовки определяют актуальность данного исследования, посвящённого изучению влияния конструкции двух основных типов современных валторн на формирование исполнительского аппарата валторниста.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы показал, что в большей степени проблемы профессионального образования, представляющие интерес для данного исследования, изучались применительно к деятельности учителя, воспитателя. Они рассматривались в трудах выдающихся российских дореволюционных педагогов -П.Ф.Каптерева, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского; педагогов советского периода - А.С.Макаренко, В .А. Сухомлинского; в работах современных исследователей педагогической профессии - Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластёнина, В.А.Кан-Калика.
Важное значение для определения цели, задач, психолого-педагогических условий профессиональной подготовки специалистов музыкального профиля имеют исследования в области философии образования - В.С.Библер, П.А.Гагаев, Б.С.Гершунский, Ю.Г.Щедровицкий; аксиологические и культурологические исследования духовных идеалов и ценностных ориентаций личности, в том числе и в образовании -А.И.Арнольдов, А.А.Аронов, Л.С.Зорилова, Д.С.Лихачёв, Н.С.Розов; акмеологические исследования условий достижения вершин профессионального мастерства - А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина,
A.П.Ситников.
Различные аспекты теории и методики профессионального образования, значимые для решения задач данного исследования, рассматривались в работах, посвященных профессиональной подготовке специалистов культурно-просветительной, социально-культурной и культурно-досуговой деятельности - А.Я.Айзенберг, А.А.Аронов, Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, Т.Г.Киселёва, Ю.А.Стрельцов; посвященных духовно-творческому и профессиональному развитию специалистов в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусства - Н.К.Бакланова, Л.С.Зорилова, В.И.Черниченко.
Большой интерес для решения задач данного исследования представляют работы, посвящённые вопросам музыкального образования, обучения и воспитания - Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Л.Г.Арчажникова, Ю.Н.Рагс, Н.А.Терентьева, Л.В.Шамина; организационным, учебно-воспитательным процессам в музыкальном творческом коллективе
B.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, Е.И.Максимов; музыкально-исполнительскому искусству - Л.Баренбойм, Л.Л.Бочкарёв, В.В.Беликова, Г.М.Коган,
Л.Н.Логинова, И.Т.Назаров, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев, В.Г.Ражников, С.Савшинский, Б.И.Талалай, Н.Н.Токина, К.Флеш, Ю.А.Цагарелли, Г.М.Цыпин, О.Ф.Шульпяков.
Исследовательский материал, представляющий большую ценность для анализа изучаемых в диссертации проблем, был получен из работ по истории развития духовых инструментов, духового исполнительства и обучения искусству игры на духовых инструментах - А.П.Баранцев, В.В.Березин, С.В.Болотин, В.М.Буяновский, К.Вертков, А.Карс, Б.Кожевников, С.Я.Левин, А.Модр, Н.Привалов, И.Ф. Пушечников, Ю.А.Усов, А.В.Черных и др.
Особое значение при анализе проблем данного исследования имели работы по теории и методике обучения на духовых инструментах, в том числе на валторне. Начиная с середины 30-х годов прошедшего столетия был написан ряд учебно-методических пособий по обучению игре на духовых инструментах - Н.И.Платонов [132], С.В.Розанов [147], Н.Н.Яворский [200] и др.
Профессиональное внимание большинства педагогов и исполнителей того времени было сосредоточено на создании учебно-методических пособий и концертного репертуара. Первые труды по теории и методике обучения игре на духовых инструментах часто были универсальными - в них содержались сведения, необходимые для обучения на любом духовом инструменте. Но начиная с 60-х годов прошлого века теория исполнительства на духовых инструментах стала интенсивно развиваться от общего к частному. Авторы большинства работ стали стремиться к более глубокому изучению проблем, относящихся к вопросам игры на конкретном духовом инструменте. Значимым событием для валторнистов стало появление в 1957 году книги А.И.Усова «Вопросы теории и практики игры на валторне» [167], в которой анализировались основные компоненты исполнительской техники валторнистов и методы обучения игре на валторне. Чуть позже появились работы В.Н.Солодуева [155], А.А.Янкелевич [203],
В.М.Буяновского [46]. Рекомендации, содержащиеся в этих пособиях, обосновывались большей частью личными наблюдениями авторов и носили достаточно частный характер. В то же время их труды внесли неоценимый вклад в разработку отечественной теории и методики обучения искусству игры на валторне.
Наряду с обобщением эмпирического опыта известных педагогов стали появляться исследования, в которых рекомендации к методике обучения обосновывались научным экспериментом. В диссертационном исследовании Б.А.Дикова [70], посвященном изучению исполнительского дыхания духовиков, использовался объективный рентгенографический метод диагностики, позволивший подробно изучить анатомо-физиологические основы дыхания человека и определить основные принципы исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах.
В исследовании Ю.И.Гриценко [61] изучались закономерности звукоизвлечения на валторне. Применив специально сконструированный им прибор, Ю.И.Гриценко провёл серию экспериментов по изучению закономерностей процессов, происходящих в валторновом мундштуке при образовании звука и интонировании.
Диссертационное исследование И.В.Якустиди [202] посвящено формированию губного аппарата валторниста. В его исследовании был использован метод электромиографической регистрации напряжения амбуипорных мышц и рентгенографии движения языка при звукоизвлечении. Основываясь на материалах исследования, И.В.Якустиди приходит к выводу, что ключевые амбушюрные позиции, которые позволяют управлять губами в момент игры, расположены в углах рта.
Наиболее близко с темой данного исследования соприкасается кандидатская диссертация Л.Д.Беленова [27], посвященная изучению зависимости тембровых характеристик звучания валторны от её конструкции. В этом исследовании тембр инструмента анализируется при s сравнении валторн строев F и В. Согласно экспериментальным данным, полученным Л.Д.Беленовым, валторна В обладает большей интонационной стабильностью, точностью и чёткостью звукоизвлечения, тогда как преимуществом валторны F является красота её звучания. Опираясь на материалы своего исследования, Л.Д.Беленов делает выводы, противоположные тем, которые следуют из данного исследования: он считает, что неоспоримые преимущества валторны В при решении технических задач позволяют игнорировать некоторое ухудшение качества звука. Поэтому Л.Д.Беленов считает, что следует рекомендовать в практику обучения и исполнения валторну В как ведущий инструмент.
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время есть достаточная научная база, опираясь на которую можно исследовать выдвинутую в данной работе проблему. В то же время изучаемый в диссертации аспект формирования исполнительского аппарата валторниста, а именно, зависимость его от типа используемой в обучении валторны, до сих пор не рассматривался в качестве самостоятельной проблемы исследования.
Методологическую основу исследования составляют философские идеи о высших ценностях в развитии личности, этических и эстетических аспектах музыкального искусства, разработанные в философских трактатах мыслителей античности - Демокрита, Платона, Аристотеля; работах философов средневековья - Августина, Боэция, Н.Орема; немецкой классической философии - И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля; отечественных философов - М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева.
Теоретическую основу исследования составляют основные положения психологической теории деятельности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и др.; гуманистической парадигмы воспитания и образования, изложенные в работах А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла; физиологии и психофизиологии высшей нервной деятельности, разработанные в исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина,
Н.А.Бернштейна. Теоретической базой диссертационного исследования выступают также основные положения педагогической концепции целостного процесса общего и профессионального развития личности, разрабатываемой коллективом кафедры педагогики и психологии МГУКИ -Ю.П.Азаров, Н.К.Бакланова, Л.С.Зорилова, А.Л.Карамышев, В.И.Черниченко и др; музыкальной педагогики - Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев, С.Савшинский, Г.М.Цыпин, О.Ф.Шульпяков; музыкальной психологии - Л.Л.Бочкарёв,
A.Л.Готсдинер, Е.В.Назайкинский, В.А.Петрушин, В.Г.Ражников, М.С.Старчеус, Б.М.Теплов, Ю.А.Цагарелли; искусствоведческие работы в области теории и методики обучения игре на духовых инструментах -Г.А.Абаджан, В.Н.Апатский, В.М.Блажевич, Н.М.Волков, Б.А.Диков, Т.А.Докшицер, В.А.Иванов, С.А.Левин, В.А.Леонов, Г.А.Орвид, Н.И.Платонов, В.И.Пушкарёв, С.В.Розанов, М.И.Табаков, Ю.А.Усов, Н.Н.Яворский; теории и методики обучения игре на валторне - Л.Д.Беленов,
B.М.Буяновский, Ю.И.Гриценко, В.Н.Солодуев, А.И.Усов, И.В.Якустиди, А.А.Янкелевич; истории духового инструментального искусства -А.П.Баранцев, В.В.Березин, В.М.Буяновский, Ю.А.Усов, А.В.Черных.
Объектом исследования является профессиональная подготовка валторниста.
Предмет исследования - процесс формирования исполнительского аппарата валторниста.
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ формирования исполнительского аппарата валторниста, выявлении условий совершенствования его методики в процессе профессиональной подготовки.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что конструкционные особенности двух основных типов современных валторн по-разному влияют на формирование исполнительского аппарата музыканта: валторна F формирует более совершенный исполнительский аппарат.
Музыкант, прошедший полный курс обучения на валторне F, при переходе на валторну В может достичь более высокого качества игры, чем валторнист, чей исполнительский аппарат изначально формировался на валторне В.
Задачи исследования: выявить основные этапы исторического становления конструкции современных двойных хроматических валторн F/B, охарактеризовав их влияние на развитие русской валторновой школы и методику профессиональной подготовки российских валторнистов; определить особенности становления и развития русской валторновой школы, её исполнительские и педагогические традиции, а также причины, вызвавшие снижение исполнительского мастерства российских валторнистов; изучить современное состояние валторнового исполнительства в России; рассмотреть значение исполнительского аппарата в процессе профессиональной подготовки валторниста, его структуру, методику формирования; сравнить эффективность двух основных типов современных хроматических валторн в формировании исполнительского аппарата валторниста по результатам экспериментального обучения.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез, теоретическое моделирование; эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей по классу «валторна» музыкальных учебных заведений; включённое наблюдение и анализ результатов деятельности студентов и учащихся музыкальных учебных заведений по классу «валторна», валторнистов, работающих в профессиональных творческих коллективах; беседа с известными отечественными валторнистами - лауреатами международных конкурсов, с целью изучения и обобщения их исполнительского и педагогического опыта; Интернет-опрос членов международной ассоциации валторнистов; опрос-интервью профессиональных валторнистов, преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений по классу «валторна»; педагогический эксперимент, ставший основным методом получения данных для сравнительного анализа.
Эмпирическая база исследования: музыкальные учебные заведения -Московский государственный университет культуры и искусств, Московская государственная консерватория им. Чайковского, Московская центральная музыкальная школа, Государственное училище духового искусства, Саратовская государственная консерватория им. Собинова, Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки; симфонические и духовые оркестры - Академический большой концертный оркестр им. Ю.Силантьева, Государственный симфонический оркестр «Молодая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный духовой оркестр России, на базе которых проводились наблюдения, беседы, интервью. Эксперимент проводился на базе Музыкального центра консультации и стажировки «Маэстро».
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2003 год и состояло из четырёх этапов. Первый - подготовительный (1999 -2000гг.) состоял в разработке структурно-логического замысла исследования: определении проблемы изучения, её обоснованности и актуальности, выборе объекта и предмета, формулировании цели и задач, разработке плана исследования. Второй (2000 - 2001гг.) - теоретическое изучение проблемы на основе анализа отечественной и зарубежной литературы. На третьем этапе (2001 -2002гг.) проводились все виды эмпирического исследования, был получен необходимый для объективного анализа фактический материал. На заключительном, четвёртом, этапе (2002 - 2003гг.) осуществлялась обработка полученных опытным путём фактов, обобщение и систематизация результатов исследования, по итогам которого были сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации.
Данное исследование по специальности 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования» включало опытно-экспериментальную работу, позволившую сравнить влияние двух основных конструкционных типов современных валторн на формирование исполнительского аппарата валторниста. Эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующего, на котором были определены критерии оценки эффективности решения технических задач, сформированы экспериментальная и контрольная группы, проведены констатирующие замеры; формирующего, в процессе которого проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию качеств исполнительского аппарата валторниста, необходимых для решения технических задач при разучивании музыкального произведения, выбранного для эксперимента; обобщающего, содержащего сравнительный анализ эффективности валторн F и В в процессе формирования исполнительского аппарата валторнистов в экспериментальной и контрольной группах.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования, её вклад в теорию профессионального образования валторниста состоят в следующем: в диссертации изучена история становления конструкции современных валторн; сопоставлены основные этапы распространения двойной хроматической валторны F/B в России и развития русской валторновой школы; выявлены особенности русской валторновой школы и профессиональной подготовки российских валторнистов, позволившие в 5070-е годы прошлого столетия занять лидирующие позиции на международных исполнительских конкурсах; изучение современного состояния валторнового исполнительства в России, показавшее снижение мастерства отечественных исполнителей, падение социального престижа профессии, постепенный отказ от исполнительских и педагогических традиций, позволило обосновать необходимость возрождения русской валторновой школы и совершенствования методики профессиональной подготовки отечественных валторнистов; определены структура исполнительского аппарата валторниста, движущие силы процесса его формирования, критерии оценки сформированности, методика формирования исполнительского аппарата в процессе обучения, основанная на решении технических задач, составляющих для валторниста «зону ближайшего развития»; на теоретическом и эмпирическом уровнях исследовано влияние конструкционных особенностей двух основных типов современных хроматических валторн на формирование исполнительского аппарата валторниста, выявившее, что валторна F в силу особенностей своей конструкции формирует более совершенный исполнительский аппарат по сравнению с валторной В.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит методические рекомендации, направленные на оптимизацию профессиональной подготовки валторниста. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы в ходе практических занятий для решения задач формирования исполнительского аппарата валторниста, его коррекции, развития отдельных компонентов, преодоления технических трудностей при работе над конкретным музыкальным произведением, поддержания исполнительского аппарата в работоспособном состоянии; при разработке лекционных курсов по теории и методике обучения игре на музыкальных инструментах, музыкальной педагогике, музыкальной психологии, инструментоведению; разработанные в диссертации теоретические положения, выводы и рекомендации могут найти применение в системе подготовки преподавателей по классу «валторна» для музыкальных учебных заведений;
Положения, выносимые на защиту:
1. Конструкция современных двойных хроматических валторн F/B позволяет при адекватном использовании в исполнительской и педагогической деятельности обоих её строев значительно расширить спектр художественно-выразительных возможностей данного инструмента.
2. Русская валторновая школа достигла высокого уровня развития, ознаменовавшегося многочисленными победами на международных конкурсах, благодаря академической строгости и чистоте звучания инструмента, унаследованного от представителей лучших европейских школ, особому стилю звуковедения, звукоизвлечения и интонирования, заимствованного из вокальной практики, художественно-творческой доминанте в обучении, обусловившей эмоциональную экспрессивность и духовную насыщенность исполнения. Последовавший за этим кризис школы вызван не только социально-экономическими причинами. Задача возрождения исполнительских и педагогических традиций русской валторновой школы требует выявления причин кризиса, связанных с методикой профессиональной подготовки российских валторнистов и разработки научно обоснованных рекомендаций её совершенствования.
3. Исполнительский аппарат валторниста представляет сложную функциональную систему, в составе которой выделяются управляемый (периферический) и управляющий (центральный) отделы. Его формирование состоит из двух взаимосвязанных процессов - развития свойств периферического отдела - силы и выносливости амбушюра, исполнительского дыхания, беглости пальцев и др. и создания новообразований в структуре центрального звена.
4. Разработанная и апробированная в эксперименте методика рассматривает формирование исполнительского аппарата как центральную задачу профессиональной подготовки валторниста. Она строится на выработке навыков организации работы исполнительского аппарата, необходимых для решения технических задач исполняемого произведения, путём подбора аналогичных упражнений и этюдов для индивидуальных занятий ученика, исполняемых исключительно на валторне F.
5. Благодаря своим конструкционным особенностям валторна F позитивно влияет на формирование исполнительского аппарата, поэтому может быть рекомендована для индивидуальных занятий валторнистов, направленных на формирование, развитие, коррекцию и поддержание работоспособности исполнительского аппарата. Целесообразно специально обучать валторнистов технике дифференцированного использования двойных хроматических валторн F/B в учебной и профессиональной деятельности. Апробация материалов исследования осуществлялась: при разработке лекционных курсов по общей и музыкальной психологии для студентов МГУКИ; в процессе экспериментального обучения студентов и педагогической практике; при работе с группой валторн Государственного духового оркестра и Академического Большого концертного оркестра им. Ю.Силантьева; в выступлениях автора на межвузовских конференциях и научных статьях.
Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, трёх глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы и 20 приложений, представленных в рисунках, таблицах, диаграммах и графиках.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Особая значимость и актуальность проблем, связанных с формированием исполнительского аппарата, для теории и методики профессиональной подготовки валторниста определяется спецификой инструмента: валторна сама не издаёт звук, она является лишь резонатором, преобразующим звучание, издаваемое амбушюром музыканта. Поэтому красота, сила и стабильность звучания данного инструмента напрямую зависят от особенностей исполнительского аппарата валторниста.
Исполнительский аппарат имеет сложное строение. В периферической его части выделяют амбушюр, язык, органы дыхания, руки, пальцы, т.е. всё то, чем исполнитель играет на инструменте. Работа этих органов в процессе исполнительской деятельности частично доступна наблюдению и осознанию, поэтому чаще выступала в качестве объекта научно-методических исследований. Центральная часть исполнительского аппарата - сложные аналитико-синтетические процессы, происходящие в высшей нервной деятельности, - недоступна непосредственному наблюдению. На сегодняшний день эта часть исполнительского аппарата для музыкальной педагогики всё ещё остаётся «чёрным ящиком». Об адекватности программ, создаваемых мозгом, задачам выполняемой деятельности мы можем судить лишь опосредовано, наблюдая за результатами исполнительской деятельности.
Формирование исполнительского аппарата инструменталиста -сложный и длительный процесс объединения в целостную функциональную систему органов и мышц, от природы предназначенных к выполнению иных функций. Психофизиологическую основу сложных музыкально-исполнительских навыков составляет рефлекторное кольцо, функционирование которого организовано по принципу сенсорных коррекций. Благодаря коррекции, вносимой в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения, результат любого сложного двигательного акта зависит не только от собственно управляющих сигналов, составляющих акцептор предстоящего действия, но и от множества других факторов. Соответственно, на результаты деятельности исполнительского аппарата инструменталиста влияют множество самых разнообразных факторов - индивидуальные особенности строения организма исполнителя, его актуальное психофизиологическое состояние, уровень сложности исполняемого произведения и т.д. В данном исследовании изучался лишь один из множества факторов, влияющих на формирование исполнительского аппарата валторниста - конструкционные особенности основных типов валторн, на которых играют современные музыканты. Проблема исследования, таким образом, состояла в том, чтобы выяснить, влияет ли конструкция основных типов современных валторн - Фа и Си-бемоль - на формирование исполнительского аппарата валторниста, и, соответственно, на качество его исполнительской деятельности. Исследование исходило из предположения о том, что валторна F в силу особенностей своей конструкции формирует более совершенный исполнительский аппарат, благодаря чему исполнители, играющие на валторне этой конструкции, могут достигнуть более высокого уровня исполнительского мастерства.
Для доказательства правомочности данного предположения было проведено исследование, в ходе которого получены следующие аргументы в пользу высказанной гипотезы:
1. Изучение истории валторны показало, что конструкция инструмента за длительный исторический период существования претерпела множество изменений, в ходе которых валторна приобретала новые технические возможности, а также становилась всё более удобной для исполнителя. Разработка конструкции двойных хроматических валторн позволила соединить в одном инструменте два: валторну Фа - инструмент, наиболее полно удовлетворяющий требованиям художественной выразительности и красоты звучания, и валторну Си-бемоль - более адаптированную к возможностям исполнительского аппарата при игре в высоком регистре. Первоначально основным инструментом в учебной и исполнительской практике оставалась валторна F, а валторна В использовалась лишь для исполнения некоторых «капризных» звуков. Однако валторна Си-бемоль, как более удобная и надёжная в игре, постепенно вытеснила валторну Фа и стала основным инструментом в учебном процессе и исполнительской практике.
2. Изучение истории русской валторновой школы показало, что она окончательно сформировалась и выделилась как самостоятельное явление на рубеже XIX - XX вв. Игра лучших российских валторнистов соединила в себе академическую строгость и чистоту звучания, унаследованную от представителей лучших европейских школ, особый стиль звуковедения, звукоизвлечения и интонирования, заимствованный из вокальной практики, а также эмоциональную экспрессивность и духовную насыщенность исполнения. Появление двойных хроматических валторн позволило добиться большей технической стабильности и свободы. Победы российских валторнистов на престижных международных конкурсах хронологически совпадают с появлением в нашей стране двойных хроматических валторн. Однако к этому же времени относится и появление тревоги в высказываниях известных педагогов-валторнистов, уже тогда, в период громких побед, предостерегавших от излишнего увлечения валторной В. Последовавший за этим регресс русской валторновой школы вновь совпадает во времени с повсеместным внедрением в исполнительскую и педагогическую практику валторны В как основного инструмента.
3. Изучение биографий выдающихся отечественных исполнителей, которым Россия обязана блестящими победами на многих международных конкурсах - А.С.Дёмина, И.Б.Лифановского, В.В.Полеха, - показывает, что для валторнистов старшего поколения обучение на валторне F продолжалось значительно дольше, чем для современных музыкантов. Валторнисты того времени не только прошли все этапы обучения исключительно на валторне F, но и продолжали играть на ней, будучи уже солистами оркестров, а так же успешно выступали на исполнительских конкурсах.
4. Наблюдение за валторнистами, работающими в профессиональных коллективах или обучающимися в музыкальных учебных заведениях, свидетельствует, что переход на валторну F позволял им преодолевать серьёзные проблемы, связанные с функционированием исполнительского аппарата.
5. Результаты педагогического эксперимента, цель которого заключалась в сравнении эффективности двух типов валторн в процессе разучивания технически сложных произведений, подтверждают, что использование в индивидуальных занятиях инструмента строя F позволяет валторнистам быстрее преодолевать технические затруднения при работе над музыкальным произведением, составляющим для них «зону ближайшего развития».
Подводя итоги проведённому исследованию, следует отметить, что полученные результаты частично подтверждают гипотезу о влиянии конструкции основных типов современных валторн на формирование исполнительского аппарата. Соответственно, исходя из результатов экспериментального исследования, можно заключить, что валторна строя F в сравнении с валторной В обладает большим формирующим воздействием на исполнительский аппарат и, соответственно, необходима в индивидуальных занятиях, формирующих, развивающих и поддерживающих работоспособность исполнительского аппарата валторниста.
В то же время следует отметить, что в процессе экспериментального исследования процесса формирования исполнительского аппарата валторнистов нам пришлось столкнуться с трудностями, связанными со спецификой обучения музыкантов-инструменталистов: во-первых, валторновое исполнительство не является массовой профессией, поэтому нет возможности привлекать к эксперименту большое количество испытуемых; во-вторых, обучение по специальности носит индивидуальный характер с сугубо индивидуальной программой работы над музыкальным репертуаром, что затрудняет проведение групповых экспериментов в течение продолжительного времени. Именно поэтому в данном исследовании нам пришлось ограничиться педагогическим экспериментом, лишь частично подтверждающим выдвинутую нами гипотезу. Более полное её подтверждение требует лонгитюдных исследований, охватывающих более продолжительный период обучения.
Выявленная нами тенденция к снижению исполнительского мастерства российских валторнистов, в свою очередь, требует глобальных исследований, позволяющих наметить целостную педагогическую программу возрождения русской валторновой школы. В данном исследовании мы наметили лишь один из возможных путей решения данной проблемы - вернуть в практику обучения и исполнительства валторну F как инструмент, обладающий особым формирующим воздействием на исполнительский аппарат валторниста: начальное обучение валторнистов проводить только на валторне Фа; в последующем обучении овладение техникой игры на валторне Си-бемоль должно добавляться к игре на валторне Фа, но не заменять ее; на вступительных экзаменах в музыкальные учебные заведения по классу «валторна» включать задания на владение валторнами двух строев - Фа и Си-бемоль; обучать будущих профессиональных исполнителей умению дифференцированно использовать двойную хроматическую валторну в исполнительской практике.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Делий, Павел Юрьевич, Москва
1. Абаджан Г.А. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью музыкального индикатора. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4. М.:Музыка,1983. - С. 19-29.
2. Абаджан Г.А. Развитие средств художественной выразительности при игре на фаготе в свете современных научных исследований: Дис. . канд. искусствовед. М., 1982.
3. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. -188С.
4. Авдеев В.М. Темп, динамка, штрихи как неспецифические -музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии // В помощь военному дирижёру. Вып.1. М.: ВДФ при МГК, 1981.
5. Авратинер В.И. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике // Сб. трудов Ин-та им. Гнесиных. М., 1969.
6. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. -М: Высшая школа, 1986. 128с.
7. Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. М.: Топикал, 1994. -608с.
8. Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. - С.124 - 134.
9. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.4. М.: Музыка, 1976.- С.11 - 31.
10. Аристотель. О душе. М.: Соцэкгиз, 1937. - 179 с.
11. Арнольдов А.И. Специалист культуры и досуга: социально-профессиональный портрет // Специалист культуры и досуга нового тысячелетия. М.: МГУКИ, 2000. - С.ЗЗ - 36.
12. Аронов А. Проблема узнаваемости работников культуры // Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность. М.: МГУКИ, 2000. -С.10-13.
13. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков (в процессе обучения на фортепиано в музыкальной школе): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.,1971. - 21с.
14. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1987.-37с.
15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 143с.
16. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. М.: Просвещение, 1983.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. - 192с.
18. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. -М.: МГУКИ, 2001.- 122 с.
19. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля: Дис. .д-ра пед. наук. М.,1997. - 549 с.
20. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992. - 160с.
21. Баранцев А.П. История обучения игре на духовых инструментах в России: Дис. . канд. искусствовед. Петрозаводск, 1973.
22. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336
23. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л-М.: Советский композитор, 1973.-270с.
24. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.-288с.
25. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. //Собр. соч.: В 7 т. Т. 5: Работы 1940 начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996.-731с.
26. Беленов Л.Д. Значение "60 этюдов" Г. Копраша в процессе становления валторниста // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.45. -М.,1979. С.119 - 130.
27. Беленов Л.Д. Исследование развития конструктивных особенностей современных валторн и принципов игры на них: Дис. . канд. искусствовед. -М., 1977.
28. Беленов Л.Д. Проблемы воспитания исполнителей на современной валторне. // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.24. М.,1976.
29. Беликова В.В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности. Киев: Наукова думка, 1990.
30. Беляева Л.И. Психологические основы культурно-просветительной работы. М.:МГИК, 1988. - 45с
31. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка, 1974. -333с.
32. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-605 с.
33. Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма: Автореф. дис. . д-ра искусствовед. М., 2000.
34. Берлянчик М. Возрождение российской духовой культуры // Российский брасс-вестник. 1992,- № 2. - С.- 50-51.
35. Бернштейн Н.А. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса // Музыканту-педагогу. M-J1., 1939.
36. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349с.
37. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990. -62с.
38. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (педагогика, эстетика, фольклор). Минск: Наука и техника, 1965. -144с.
39. Блажевич В.М. Школа игры на трубе. М.: Музгиз, 1971.
40. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Наука, 1998 - 165с.
41. Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. М.: Радуница, 1995. - 358с.
42. Бочкарев J1.J1. Психология музыкальной деятельности. М., 1997. - 350с.
43. Бочкарев J1.J1. Насущные задачи музыкальной психологии // Советская музыка. 1981. - № 1.
44. Бочкарев J1.J1. Психологические аспекты публичного выступления музыканта исполнителя // Вопросы психологии. № 1. - 1975. - С. 68-79.
45. Брейтбург А. Значение физиологического учения академика И.П.Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства // Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, - 1954.-№ 1 -С. 108- 149.
46. Буяновский В.М. Валторна. М.: Музыка, 1971. - 69 с.
47. Буяновский В.М. О советской школе игры на валторне. // Исполнительсво на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.45. М., 1979. - С.131 -149.
48. Буяновский В.М. Роль валторны в симфоническом и оперном оркестре Чайковского: Дис. . канд. искусствовед. JI., 1955.
49. Буяновский М.Н. В классах духовых инструментов // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. - с.302-305.
50. Венгловский В.Ф. Основы рациональной постановки при игре на тромбоне. // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1983. -С.57 - 63.
51. Вертков К. Русская роговая музыка. М-Л.: Музгиз, 1948. - 84 с.
52. Волков Н.М. Исполнительская артикуляция при игре на трубе. Дис. . канд. искусствовед. М., 1987.
53. Гагаев П.А. Философия школы России: идея человека в русской культурно-исторической традиции. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1998 -516с.
54. Гайворонский В.Б. Основные принципы звукообразования в процессе обучения игре на трубе. СПб.: «Издательство Буковского», 1999.- 87с.
55. Гайдомович Т.А. Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991. -240с.
56. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., 1998. -№2.-С.3-8
57. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. // Собр.соч.: В 14 т. Т.14, кн. 3. М., 1958.-440с.
58. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. -608 с.
59. Гостдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993 - 190с.
60. Гриценко Ю.И. Некоторые закономерности звукоизвлечения на валторне: Дис. . канд. искусствовед. М., 1980.
61. Гриценко Ю.И. Технология освоения валторны. М., 1991. - 150 с.
62. Гриценко Ю.И. Столетию М.Н.Буяновского посвящается. // Российский брасс вестник. - 1992. - №2,- С.32 - 33.
63. Грубер Р.И. История музыкальной культуры: В 2 т. М.: Музгиз, 1953.
64. Декарт Р. Компедиум музыки // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков. - М.: Музыка, 1972. - С 342 - 351.
65. Дорфман Л.Я. Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности): Дисс. д-ра психол. наук. М.,1994.
66. Деркач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров. //Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 2. М.: Луч, 1993.
67. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.2. М.: Музыка, 1966. - С. 48-81.
68. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1962. - 116с.
69. Диков Б.А., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1959. - 115с.
70. Диков Б. А. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1956.
71. Диков Б.А. К вопросу о дыхании при игре на духовых инструментах: Дис. . канд. искусствовед. М.,1951.
72. Докшицер Т.А. Из записной книжки трубача: заметки об исполнительском мастерстве музыканта. М.: изд. «Русские фанфары», 1995.- 108 с.
73. Докшицер Т.А. Трубач на коне М.: изд. «Русские фанфары», 1996. -239 с.
74. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. М.: Изд. Дом «Муравей», 1999. -212 с.
75. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002. -287с.
76. Жаркова JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1994. -110с.
77. Закутский В.И. Хоровое творчество: часть 1 2. - М.: МГИК, 1993. -173с.
78. Закутский В.И. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья. // Метод, пособие. М.: МГИК, 1990. - 122 с.
79. Зорилова JI.C. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: Дис. . д-ра культурологии. -М.,1999. 506с.
80. Зорилова JI.C. Духовные основы музыкальной культуры. // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. 1 2. - М.: МГУКИ, 1998. - С. 16-23.
81. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: Дис. . д-ра искусствовед. -М., 1997.-295 с.
82. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264 с.
83. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 327с.
84. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 140с.
85. Кант И. О педагогике // Избранное: В 3 т.- Т. 1. О воспитании разума.- Калининград: Кн. из-во, 1995. -248с.
86. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. Л.: О-во «Знание», 1976.- 39с.
87. Капустин Ю.В. Музыкант исполнитель - публика (Социологические проблемы современной концертной жизни) // Исследование ЛГИТМК. -Л.: Музыка, 1985.
88. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
89. Караган Д.Б. Профессиональная подготовка студентов в вузах культуры. // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып.5. М.: МГУКИ, 2000.
90. Каргин А.С., Цагарелли Ю.П. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия,1986. - 104с.
91. Каре А. История оркестровки. М.: Музгиз, 1932. - 260с.
92. Квашнин К.А. Активизация обратных связей как метод формирования тембрового слуха при игре на духовых инструментах: Дис.канд. искусствовед. М., 1990.
93. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. // Вопросы музыкознания. Т.З. М.:1960.
94. Киселёва Т.Г. Высшая школа на пути гуманизации // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник-М: МГУК, 1996.-№ 1.- С. 73-84.
95. Киселёва Т.Г. Народное образование в России во второй половине XIX -начале XX веков // Мир образования образование в мире. - 2002. - №3.- С.123 -136.
96. Коган Г.М.У врат мастерства. Работа пианиста. М.Музгиз, 1961.- 200с.
97. Кожевников Б. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке. // Труды Института военных дирижёров. Вып.4. М., 1957.
98. Колин В. Взгляды на исполнительское дыхание музыканта-духовика в советской методической литературе: Учеб. пособие Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. - 64с.
99. Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1990, -189с.
100. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000. -246 с.
101. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш.школа, 1990. - 117с.
102. Куренкова Р.А. Заметки к музыкальному образованию будущего столетия. // Музыкальное образование: философия, педагогика, методика. Владимир. 1999.- С.24 - 27.
103. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: Дис. . канд. искусствовед. М.,1978.
104. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.- Л.: Соцэкгиз, 1936.-484с.
105. Леонов В.А. Функции дыхания, губного аппарата и языка и их взаимодействие при игре на фаготе: Дис. . канд. искусствовед. -М.,1988.
106. Леонов В.А. Теоретические основы исполнительства на фаготе (системный анализ и методология исследования компонентов исполнительского процесса): Дис. . д-ра искусствовед. М., 1993.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
108. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. -524с.
109. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. // Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985. -322с.
110. Мариупольская Т.Г. К вопросу об истоках русской пианистической традиции. // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы V Международной научно-практической конференции М.: МПГУД999. - С.259 - 263.
111. Макаренко А.С. О воспитании молодёжи // Сборник избранных педагогических произведений. 2-е изд. - М.: Трудрезервиздат, 1951. -396с.
112. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли (эволюция, культурные и просветительные функции). Современная проблематика: Дис. .д-рапед. наук. -М., МГИК, 1993.
113. Маслов Р.А. Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве: Дис. . канд. искусствоведения. -М., 1997.
114. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во Моск.Ун-та,1982. -С.108-117.
115. Мациевский И.В., Калаберда В.Л. Подготовка национальной творческой элиты в условиях консерватории. // Наука, культура, образование на рубеже XXI века: Мат. Всерос. науч.-пракг. конф.(4-6 окг.). СПБ., 1995. -С.89-92.
116. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. -1989. № 5. - С. 11-18.
117. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. -254с.
118. Модр А. Музыкальные инструменты. М.: Музгиз, 1959. - 267с.
119. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 384с.
120. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования. J1.: Музыка, 1969. - 134с.
121. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 2-е изд. - М.: Музыка, 1961 -319с.
122. Новиков A.M. Воспитание молодёжи и национальная идея России. // Специалист. 2000. - № 1.
123. Орвид Г. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе. // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. -М., 1976.
124. Орвид Г. Школа для трубы ( или корнета). М.: Музгиз, 1933.
125. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Л.: Изд. АН СССР, 1949. - 471с.
126. Петрушин В.А. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 383с.
127. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции. // Вопросы психологии. 2002. - № 3. - С.20 -32.
128. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. // Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - С. 438-451.
129. Платон. Смерть Сократа // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
130. Платонов Н.И. Школа для флейты. М.: Музгиз, 1933.
131. Платонов Н.И. Пути развития исполнительского мастерства на флейте: Автореф. дис. . д-ра искусствовед. М.,1954. - 16с.
132. Платонов Н.И. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах // Методика обучения игре на духовых инструментах. -М.: Музыка, 1964. С. 12-55.
133. Полех В. Школа игры на валторне. М.: Музыка, 1986.
134. Привалов Н. Музыкальные духовые инструменты русского народа в связи с соответствующими инструментами других стран. // Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. Том. 7. Вып. 2. СПб., 1907.
135. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем. // Вопросы психологии. 1959. - № 5.
136. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя пианиста. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 480с.
137. Пушечников И.Ф. Развитие техники пальцевого аппарата гобоиста. // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.45. М.,1979. - С. 75 -100.
138. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С.42 -78.
139. Пушкарёв В.И. Апертура языка формирование и развитие при игре на трубе. - М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 2000.- 84 с.
140. Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства: Автореф. дисс. .д-ра искусствовед. -М., 1998.
141. Ражников В. Исполнительство как творчество // Советская музыка. -1972.-№2.
142. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141с.
143. Рогаль-Левицкий Д. Беседы об оркестре. М.: Музгиз, 1961. - 288с.
144. Рогаль-Левицкий Д. Инструменты современного оркестра. М-Л.: Музгиз, 1930. - 63с.
145. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 480с.
146. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1935. - 52с.
147. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1998. -291с.
148. Рубинштейн C.JT. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН. СССР, 1957. -328с.
149. Сабанеев JI.J1. Психология музыкально-творческого процесса. М.:1923. -Юс.
150. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-JI.: Музыка, 1964. -187с.
151. Сеченов И.М. Физиология нервных центров М.: Изд-во АМН СССР, 1961,-234 с.
152. Сластёнин В.Н. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.-141с.
153. Солодуев В.Н. Практическое пособие по изучению гамм, интервалов и арпеджий для валторны. М - J1.: Искусство, 1938.
154. Солодуев В.Н. Школа игры на валторне. М.: Музгиз, 1960.
155. Старчеус М.С. Музыкальная психология. М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 1993.
156. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002.- 184 с.
157. Сумеркин В. Первая российская // Российский брасс- вестник. 1992. -№ 2. - С.14 - 19.
158. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 1969.-247с.
159. Табаков М. Прогрессивная школа обучения игре на трубе. В 4-х частях. -М., 1953.
160. Талалай Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментахна материале учебной работы в классе виолончели): Дис. . канд. искусствовед. -М., 1983.
161. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - С.42 -222.
162. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук. СПб., 1995.
163. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. - 33с.
164. Толстой JI.H. Педагогические сочинения / Сост. Н.В.Вейкшан. М.: Педагогика, 1989. - 452 с.
165. Усов А.И. О некоторых вопросах музыкального исполнительства на примере сонаты Бетховена для валторны и фортепиано фа-мажор, ор.17 //Методика обучения игре на духовых инструментах: Очерки М.: Музыка, 1964. - С.204 -231.
166. Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне. 2-е изд. - М.: Музыка, 1965. - 135с.
167. Усов А.И. Пути совершенствования исполнительской техники валторниста // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.З. М.: Музыка, 1971. - С.248 - 266.
168. Усов А.И. Научно-теоретические основы постановки при игре на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991. - С.8 -28.
169. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1989. - 207 с.
170. Усов Ю.А. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. -М., 1989.
171. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1984.-216с.
172. Усов Ю.А. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования: Проблемы музыкальной педагогики // Труды Московской консерватории. М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 1981.
173. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1975. - 195 с.
174. Усов Ю.А. Советские исполнители-духовики на международных конкурсах // Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.З. -М.: Музыка, 1971.
175. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11т. Т.8. -М., 1950.-774с.
176. Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах. М.,1998.-66 с.
177. Фёдоров Е. Что же нам мешает? // Российский брасс-вестник. 1992. -№ 2. С. 46-47.
178. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка, 1975.
179. Федотов А., Плахоцкий В. О возможностях чистого интонирования при игре на духовых инструментах. // Методика обучения игре на духовых инструментах: Очерки. М.: Музыка, 1964. - С.56 - 78.
180. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. С.364.
181. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 386с.
182. Хрестоматия ансамблевой литературы для духовых инструментов. М., 1977.-253с.
183. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. JL, 1989.
184. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. пособие. М.: Академия,1999,- 186с.
185. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. Композитор, 1988. 384.
186. Черниченко В.И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе культуры для библиотечной работы с подрастающим поколением: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1994. - 400с.
187. Черных А.В. Советское духовое инструментальное искусство. М.: Советский композитор, 1989. - 311с.
188. Чумов JI. Школа начального обучения игре на трубе. М.: Музыка, 1979.
189. Шилклопер А. Инструменты и эксперименты // Российский брасс-вестник. 1992. - № 2. - С. 42 - 44.
190. Шиянова Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д., 1995.
191. Шишкина Ю.Н. Работа над художественным образом в классе Г.Г. Нейгауза // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып. 1 2. - М.: МГУКИ, 1998. - С. 173-183.
192. Шоллар Ф. Школа для валторны. М., 1965.
193. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: 1935.- 77с.
194. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ: Дис. . д-ра искусствовед. Л., 1986.
195. Шульпяков О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства //Вопросы теории и эстетики. Вып. 12. Л.: 1973.
196. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Проблемы методологии. Л.: Музыка, 1973. - 103с.
197. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепьянной техники: Метод, пособие для педагогов музыкальных вузов. М., 1968. -248с.
198. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Изд-во «Школа культурной политики», 1997. - 641с.
199. Яворский Н.Н. Обучение игре на медных духовых инструментах в первоначальный период. (О методах индивидуальных занятий в духовых оркестрах художественной самодеятельности) М.,1959. - 80с.
200. Яконюк B.J1. Генезис мотивации профессиональной деятельности музыканта: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Минск, 1995. - 45с.
201. Якустиди И.В. К вопросу о формировании губного аппарата валторниста: Дис. . канд. искусствовед. Киев, 1982. - 160 с.
202. Янкелевич А.А. Школа игры на валторне. М.: Музыка, 1970.
203. Adorno Т. W. Philosophy of Modern Music. New Jersey: Free Press, 1973.
204. A system approach to playing and teaching. by Sion M. Honea // The Horn Call. - Vol. XXXII. No.l, November 2001 P. 45-48.
205. Brown H. The interplay of set content and temporal context in a functional theory of tonality perception // Music Perception, Spring 1988. Vol. 5 (3). P. 219-249.
206. Buller J.D., Olson P.J., Breen T. The effect of "happy" versus "sad" music and participation on anxiety // Journal of Music Therapy. 1974. Vol. 11. P. 68-73.
207. Carse A. Musical Wind Instruments. London, 1939.
208. Leloir E. A visit to Lisbon // The Horn Call. 2001. Vol. XXXII. No. 1.
209. Metzger A. An interview with Radek Baborak // The Horn Call. Vol. XXXI. No.3, May 2000. P. 41-44.
210. To buzz or not to buzz? asks Bob Ashworth, Principal horn of Opera North // The Horn Magazine Vol.4, Number 2,Summer 1996. p. 18-19.