Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода

Автореферат по педагогике на тему «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Михайлова, Татьяна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Йошкар-Ола
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода"

На правах рукописи

005009726 ^/[фа У'.

Михайлова Татьяна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

2 6 Я Н В 2012

Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

005009726

На правах рукописи

Михайлова Татьяна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент Федорова Светлана Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогаческих наук, профессор

Тешокова Галина Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент Хурматуллина Резеда Камиловна

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»

Защита состоится «18» февраля 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 12 января 2012 г. Режим доступа: http://www.marsu.ru.

Автореферат разослан 14 января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

С.А.АРЕФЬЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Инновационные процессы в образовательной сфере затрагивают вопросы, направленные на развитие базовой культуры личности, приобщение человека к культурным ценностям. Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, в том числе и к музыкальной культуре, имеет особую значимость для студентов педагогического колледжа, так как музыкальная деятельность является важной составляющей в формировании высококультурного, творчески работающего профессионала-педагога.

Возрастной период студентов педагогического колледжа - 15-20 лет. Это время не только профессионального становления, но и личностного роста, становления мировоззрения, убеждений, идеалов молодых людей. Однако нестабильность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне способствуют развитию у молодого поколения негативных реакций, агрессивности. В связи с этим особо актуализируется проблема повышения культуры молодежи как одна из самых актуальных проблем современного общества. В том числе встает вопрос и о формировании музыкальной культуры молодых людей с усилением направленности на активное формирование личности.

Степень разработанности проблемы. Важность формирования музыкальной культуры современной молодежи подчеркивается многими учеными, музыковедами, педагогами-практиками. Проблема воспитания подрастающего поколения через приобщение к музыкально-культурным ценностям подчеркивается в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В. П. Анисимова, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, A.JI. Готсдинер, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Затяминой, Д.Б. Кабалевского, Л.П. Карпушиной, A.A. Мелик-Пашаева, М.А. Михайловой, С.И. Науменко, Я. Пономарева, Н.В. Соколовой, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Т.В. Челышевой, Н.М. Черноиваненко, JI.B. Школяр, Г.М. Цыпина, В.И. Шарабурова и др.

За последние годы проведен ряд диссертационных исследований, посвященных отдельным аспектам указанной проблемы. Работы Л.И. Арштейн, A.A. Веремьева, В.Л. Власенко, A.M. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Костриковой, Н.С. Ломакиной, Е.В. Петровой, Е.В. Потменской, И.П. Сергеевой, В.Р. Шамсутдиновой и др. содержат описание различных подходов к формированию музыкальной культуры личности.

Плодотворными представляются исследования истории и теории личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревской, В.Вершшшна, О.С. Газмана, Э.Ф. Зеер, В.А. Караковского, Т.П. Лакоцениной, А.Н. Леонтьева, Л.Н. Новиковой, З.И. Равкина, Л.Г. Семушиной, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, Ю.И. Турчаниновой, О.Б. Широких, И.С. Якиманской и др.

Личностно-ориентированному подходу в различных областях знаний посвящены работы таких ученых, как И.Ф. Богоявленская, М.В. Давер, О.Ю.

Гаранина, E.B. Глушевская, A.B. Глузман, A.A. Зайчиков, О.В. Иванова, Н.Г. Калинникова, М.А. Леванова, Я.И. Мельниченко, Ю.А. Плотоненко и др.

Применение на практике личностно-ориентированного подхода в формировании музыкальной культуры студентов позволяет совершенствовать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания человека, необходимые для становления его индивидуальности. Однако проблема формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода изучена недостаточно, поэтому исследование данной проблемы является актуальным и своевременным.

Переход высшего профессионального образования на двухуровневое обучение требует перехода и средних профессиональных учебных заведений на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это касается всех дисциплин среднего профессионального педагогического образования, в том числе и музыкальных. Но необходимо отметить, что интерес к музыкальным дисциплинам снижается, уменьшается количество отведенных на него часов. Объясняется это тем, что молодое поколение нацелено на получение другой информации. На первое место ставятся такие дисциплины, как информатика, иностранные языки и др., как более ценящиеся в наше вреди. Анализ состояния музыкальной культуры студентов педагогического колледжа в процессе их профессиональной подготовки показал, что в настоящее время не обеспечивается на должном уровне формирование музыкальной культуры этих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода, следовательно, возникает противоречие между:

- очевидным несоответствием запросов современного общества к культурному уровню будущих специалистов, с одной стороны, и недостаточным уровнем музыкальной культуры молодежи, с другой;

- требованиями к уровню профессиональной подготовки и личностному развитию студентов педагогического колледжа, в том числе к формированию их музыкальной культуры, и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих ее формирование на основе личностно-ориентированного подхода.

Выявленные противоречия определили актуальность исследования и его проблему: каковы модель и педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода?

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода».

Объект исследования - процесс формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Цель, исследования - выявить, теоретически и ' экспериментально обосновать педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода и разработать модель данного процесса.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

1. уточнить сущность и содержание музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

2. выявить основные компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

3. разработать и апробировать модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

4. выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Гипотеза исследования. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода будет осуществляться более эффективно, если:

• раскрыты сущностные характеристики и структура музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

• разработана и внедрена модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

• реализованы следующие педагогические условия:

- учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обеспечение единства содержательного, деятелыюстного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно - ориентированного подхода.

Методологической основой исследования явились философские и психолого-педагогические концепции развития личности (JI.C. Выготский, A.B. Петровский, К. Роджерс и др.); основные положения дидактики (Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов, H.A. Менчинская, М.Н. Снаткин, В.А. Сластенин и др.); аксиологического подхода в образовательном процессе

(Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Никандров, М.Г. Яновская и др.); педагогической и философской антропологии (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.А. Караковский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.); концепции компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.А.Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.А. Пегровская, С.Н. Федорова, A.B. Хуторской и др.); теории системного подхода к изучению педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.П. Ковалев, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.); идеи представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, С.А. Арефьева, В.А. Комелина, A.C. Макаренко, А. Маслоу, Т.Н. Николаева, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.); теории развития музыкальных способностей личности (В. П. Анисимов, H.A. Ветлугнна, П.П. Гейприхс, Д.К. Кирнарская, С.Г. Корлякова, С.И. Науменко, В.И. Петрушин, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли и др.); теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Сизова, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.); вопросов в области теории и практики музыкальной подготовки студентов (O.A. Апраксина, H.H. Добровольская, B.C. Попов, P.A. Тельчарова, Г.Г. Тенюкова, П.В. Халабузарь, Р.К. Хураматуллина, Г.М. Цыпин, В.И. Шарабуров и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования;

эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа;

- методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова». На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 242 студента педагогического колледжа в возрасте от 17 до 21 года.

Этапы исследования:

Первый этап (1999 -2003 гг.) - осуществлялся анализ теории и практики по проблеме формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, обобщалась историко-педагогическая, психолого-педагогическая информация по изучаемой проблеме, проводился констатирующий этап эксперимента. Целью данного этапа являлось изучение разработанности материала по теме исследования и выявление возможностей реализации данного подхода в формировании музыкальной культуры студентов в педагогическом колледже. Полученный

материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, спроектировать модель формирования музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориснтированного подхода, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет, разработать содержание курса «Музыка с практикумом», уточнить понятийное поле исследования.

Второй этап (2004-2009 гг.) - продолжалась проверка выдвинутой гипотезы, был проведен формирующий этап эксперимента по проверке эффективности обозначенных педагогических условий, апробировалась модель формирования музыкальной культуры на основе личностно-ориентированного подхода, обобщался материал, полученный на первом этапе исследования, проводилась проверка полученных ранее результатов, полученные данные подвергались качественной и математической обработке.

Третий этап (2010 - 2011 гг.) - проводился анализ и обобщение результатов исследования, выявление наиболее благоприятных условий для организации процесса формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, формулировались выводы. Результаты проведенной работы были оформлены в виде целостного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия «музыкальная кулыура студентов педагогического колледжа» как интегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании;

- раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа (содержательный - наличие системы знаний в области музыкального искусства; деятельностный - наличие музыкальных умений и навыков; личностный - наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям);

- разработана и апробирована модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат;

- выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, которые включают: учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству; обеспечение единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода; осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического

колледжа на основе личностно-ориентированного подхода; внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, обогащают научные представления о процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. В работе уточнено понятие «музыкальная культура студентов педагогического колледжа», раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа, определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. Материалы исследования могут служить теоретической основой для проведения дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором методические рекомендации и программа факультатива «Музыка с практикумом» для специальности 050711 «Социальная педагогика», учебное пособие «Музыка», также содержащиеся в работе выводы и результаты создают предпосылки для эффективного формирования музыкальной культуры студентов. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа по другим специальностям, в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями; системой теоретических и практических методов, соответствующих цели, предмету, объекту и задачам исследования; данными констатирующего и обучающего экспериментов; личным опытом работы в качестве преподавателя музыкальных дисциплин в ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова».

Апробация результатов исследования осуществлялось в виде докладов и сообщений на международных научно-практических конференциях «Педагогический потенциал искусства» (Чебоксары, 2009), «Искусство и педагогика» (Казань, 2009), «Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире» (Махачкала, 2009); всероссийских научно-практических конференциях «Формирование профессиональных и личностных компетенций у будущих педагогов» (Чебоксары, 2009); региональных научно-практических конференциях «Музыкально-эстетическое развитие детей на современном этапе развития общества» (Йошкар-Ола, 2010), «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» (Оршанка -Республика Марий Эл, 2009).

Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Результаты исследования внедрены в педагогический процесс ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» (Республика Марий Эл). Материалы исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная культура студентов педагогического колледжа - это интегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании.

2. Основными компонентами музыкальной культуры студентов педагогического колледжа являются:

- содержательный - наличие системы знаний в области музыкального искусства и основ музыкальной грамоты (основных музыкальных понятий, терминов), знаний о правильном пении, игре на детских музыкальных инструментах, наличие способности применять полученные знания на практике;

- деятельностный - наличие музыкальных умений и навыков анализа музыкальных произведений, правильного вокального исполнения песен, игры на детских музыкальных инструментах, поиска, сбора, преобразования информации в области музыкального искусства, способности к музыкальному творчеству, наличие активности в выполнении различных видов музыкальной деятельности, способности и готовности к дальнейшему самообразованию и использованию музыкальных навыков в работе с детьми;

- личностный - наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям, умения переживать и сопереживать музыкальному образу, ощущения потребности музыки в жизни, наличия интереса к музыкальному искусству, способности ценить красоту музыкальных произведений.

3. Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа, основанная на личностпо-ориентированном подходе и включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и результат, способствует повышению эффективности формирования музыкальной культуры студентов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

4. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- учетом индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обеспечением единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

осуществлением диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрением в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленным на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно - ориентированного подхода.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования; определяются проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; выдвигается рабочая гипотеза; описываются методологические и теоретические основы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода как педагогическая проблема» на основе анализа педагогической литературы рассмотрены понятие «музыкальная культура студентов педагогического колледжа» в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов, сущность личностно-ориентированного подхода в обучении в историческом аспекте, разработана модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Анализ педагогической литературы по теме исследования показал, что существует несколько подходов к определению понятия «музыкальная культура». Оно рассматривается с двух позиций: это с одной стороны, «музыкальная культура общества», с другой стороны, «музыкальная культура личности». Раскрытие понятия «музыкальная культура личности» с точки зрения взаимосвязи музыки и педагогики представлено в научной литературе достаточно полно. Данная проблема рассматривается многими педагогами-музыкантами: Ю.Б. Алиев, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.

Недостаточно разработанной является исследуемая проблема с позиции формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения, мы выявили, что

в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы выпускник педагогического колледжа должен обладать набором ключевых компетенций. Опираясь на требования этого документа и исходя из классификации ключевых компетенций, разработанной И.А. Зимней, A.B. Хуторским, музыкальная культура студента может быть раскрыта через ряд ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, информационные компетенции, компетенции личностного самоопределения.

Анализ сущности понятия «музыкальная культура», раскрытие его через призму компететностного подхода позволяет выделить основные компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа:

- содержательный - наличие системы знаний в области музыкального искусства и основ музыкальной грамоты (основных музыкальных понятий, терминов), знаний о правильном пении, игре на детских музыкальных инструментах, наличие способности применять полученные знания на практике;

- деятельностный - наличие музыкальных умений и навыков анализа музыкальных произведений, правильного вокального исполнения песен, игры на детских музыкальных инструментах, поиска, сбора, преобразования информации в области музыкального искусства, способности к музыкальному творчеству, наличие активности в выполнении различных видов музыкальной деятельности, способности и готовности к дальнейшему самообразованию и использованию музыкальных навыков в работе с детьми;

- личностный - наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям, умения переживать и сопереживать музыкальному образу, ощущения потребности музыки в жизни, наличия интереса к музыкальному искусству, способности ценить красоту музыкальных произведений.

Таким образом, исходя из компонентной структуры рассматриваемой категории, можно выделить когнитивный, деятельностный и личностный критерии уровня сформированное™ музыкальной культуры студентов педагогического колледжа и их показатели: когнитивный (музыкально-теоретические знания), деятельностный (музыкально-практические умения), личностный (эмоционально-ценностное отношение к музыке).

Как сложное многокомпонентное образование музыкальная культура студентов педагогического колледжа может проявляться в трех уровнях сформированное™: низком, среднем, высоком.

Низкий уровень сформированное™ музыкальной культуры студентов педагогического колледжа проявляется в том, что у учащихся отсутствует интерес к музыкальным знаниям, они плохо ориентируются в области музыкального искусства. У учащихся недостаточно развиты музыкальный вкус и музыкальные способности, они с трудом выполняют задания самостоятельно, постоянно требуют помощи. Не проявляют особой активности в музыкальном самообразовании.

Средний уровень сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа характеризуется наличием у учащихся нестабильного интереса к музыкальным знаниям, наблюдается небольшой кругозор в области музыкального искусства. Эти студенты легко вовлекаются в работу, но активность и внимательность при получении новых знаний проявляют недолго. Проявляют неустойчивый интерес к классической музыке, большим интересом у них пользуется популярная музыка. Только в определенных ситуациях при прослушивании музыкальных произведений возникает интерес и эмоциональная реакция на классическую музыку. Задания выполняют по образцу, к творческим заданиям относятся настороженно. Домашние задания выполняют нерегулярно. Активность в собственном музыкальном самосовершенствовании проявляется периодически.

Высокий уровень сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа предполагает наличие у учащихся широкого кругозора в области музыкального искусства. Для них характерна активность и внимательность при получении новых музыкальных знаний, стремление добывать эти знания самостоятельно. Обнаруживается положительное отношение к классической музыке. При прослушивании музыкальных произведений проявляются активный интерес, яркие положительные эмоции, сопереживание музыкальным образам. Учащиеся с желанием занимаются различными видами музыкальной деятельности, творчески подходят к выполнению заданий. Проявляют активность и стремление в музыкальном самосовершенствовании.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что музыкальная культура студентов педагогического колледжа - это шггегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии систему.! музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании.

Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа осуществляется в единстве трех взаимообусловленных процессов: восприятия, исполнения, творчества, - и предполагает включение учащихся в познавательный процесс как активных субъектов деятельности, построение учебного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студенческого возраста, с учетом интересов, склонностей, способностей юношей и девушек, то есть в процессе осуществления личностно-ориентированного подхода. Такой подход в обучении влияет как на технологию построения учебного процесса, начиная от постановки образовательных и воспитательных целей, разработки содержания, методов, форм и средств обучения и так и на взаимодействие преподавателя и студента, способствуя созданию благоприятной среды обучения и воспитания.

Анализ историко-педагогической литературы показал, что термин «личностно-ориентированное обучение» появился сравнительно недавно,

однако его истоки уходят глубоко в историческое прошлое. Гуманистическая основа обучения, гуманная педагогика - это основа личностно-ориентированного подхода в обучении. Тема потребности в самопознании, в саморазвитии, самоопределении любого человека, самооценки себя как личности поднималась еще в трудах философов Древней Индии и Китая. Идеи современной личностно-ориентированной педагогики во многом берут свое начало в идеях философов и ученых эпохи Возрождения (Э.

Роттердамский, М. Монтень, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.). На рубеже XIX-XX вв. развитием концепции личностно-ориентированной педагогики занимаются видные ученые-педагоги П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

В первой половине - середине XX в. большой вклад в развитие данного подхода в педагогике внесли A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, У. Джеймс, А.Г. Маслоу, K.P. Роджерс и др.

На современном этапе развития науки все чаще понятие «личностно-ориентированный подход» употребляется педагогами-практиками. Теоретическими разработками данного вопроса занимаются ведущие педагоги: А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, H.A. Гришанова, О.В. Груздева, М.В. Коптева, В.И. Новиков, В.В. Сериков, Е. Степанов, Ю.И. Турчанинова, О.Б. Широких, И.С. Якиманская и др.

Личностно-ориентированный подход является приоритетным как для общего, так и для профессионального образования. Нормативные документы, определяющие содержание современного профессионального, в том числе педагогического образования, отражают направление образовательного процесса на гуманизацию, индивидуальную траекторию развития личности, требование к самоопределению, самообразованию, самореализации личности студента в профессиональной деятельности.

На этапе опытно-экспериментальной работы нами была разработана модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и результат (схема 1).

Систематизирующим элементом разработанной модели стала цель, которая определена следующим образом: формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Данная цель может быть конкретизирована рядом педагогических задач. Основными, по нашему мнению, являются следующие:

- вооружение студентов знаниями в области музыкального искусства и основ музыкальной грамоты (основных музыкальных понятий, терминов), знаниями о правильном пении, игре на детских музыкальных инструментах и

др.;

Цель: формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-опиентиоованного подхода

Задачи:

1) осваивать музыкальный язык через обшение с музыкальным произведением;

2) дать первоначальные знания о музыке, композиторах, истории создания произведений, средствах музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

3) познакомить с основами правильного пения, игры на детских музыкальных инструментах;

4) раскрыть основные вопросы музыкального воспитания детей при самостоятельном изучении музыкального искусства, музыкальном самообразовании;

5) формировать практические музыкальные навыки: научить слушать • и анализировать музыкальные произведения, обучить элементарным кавыкам игры на детсхих музыкальных инструментах, развивать вокальные навыки.

6) развивать творческий потенциал, творческое начало студентов, формировать творческие музыкальные способности, креативность.

7) создавать условия для творческой самореализации и самосовершенствования на основе полученных на занятиях знаний, умений, навыков.

8) научить пользоваться техническими средствами, музыкальной литературой при самостоятельном изучении музыкального искусства, музыкальном самообразовании;

9) воспитать интерес, уважение и любовь к «золотому фонду» музыкального искусства, а также художественный вкус, как способность отличать «хорошее» от «плохого» в музыке;

10) научить слышать, эмоционально откликаться на серьезную музыку и размышлять о ней, воспитать способность воспринимать музыку как образное искусство.

11) совершенствовать средствами музыки личностные качества студентов (эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям, сопереживания к музыкальному образу, потребности музыки 8 жизни, интереса к музыкальному искусству, способности ценить красоту музыкальных произведений).

Принципы

пркродосо-образности, индивидуализации, культуро-сообразнос-т«,

свободы выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки

Содержание работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода

Теоретическое направление -

формирование системы знаний в области музыкального искусства

Практическое направление

формирование музыкальных

умений, навыков

Личностное направление -

совершенствование личностных качеств (эмоционально-

ценностного отношения к мушкалкным пппизвелениям)

Методы:

обшедидактические методы (рассказ, объяснение, беседа);

- коммуникативные (метод проблемного изложения, дискуссия, диспут);

исследовательские (метод проектов, написание докладов, рефератов),

- игровые методы (кроссворды, ребусы, игра «Классная классика» и т.д.),

- во внеклассной работе (метод музыкальной драматизации)

Формы:

формы обучения (лекции, практические занятия,

самостоятельная работа и др.);

- формы контроля знании (тесты, уроки-концерты, творческие конкурсы, музыкальные викторины, уроки-защиты докладов. проектов),

формы внеурочной работы (концерты. музыкальные кружки. темал1ческие поазяннки)

4 -

Педагогические условия:

- учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обеспечение единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа,

- осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленным на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Средства:

ФГОС СПО, учебные пособия, авторская программа по

учебному курсу «Музыка с

практикумом», учебное пособие «Музыка», фонотека, компьютер и др

-Щ- -▼-

Критерии сформированное™ когнитивный, деятельностиый, личностный Уровни сформированное™ высокий, соеянмй. низкий

т ▼

Результат: Положительная динамика роста уровня сбоомироеанности музыкальной культуры студентов

Скема 1. Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личност ориентированного подхода

- формирование умений и навыков анализа музыкальных произведений, правильного вокального исполнения несен, игры на детских музыкальных инструментах, поиска, сбора, преобразования информации в области музыкального искусства, способности к музыкальному творчеству, использованию музыкальных навыков в работе с детьми;

- совершенствование личностных качеств студентов (эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям, сопереживания к музыкальному образу, потребности музыки в жизни, интереса к музыкальному искусству, способности ценить красоту музыкальных произведений).

Решение перечисленных задач предполагало реализацию принципов личностио-ориентированного подхода в формировании музыкальной культуры студентов педагогического колледжа свободы (природосообразности, индивидуализации, культуросообразности, выбора, творчества и успеха,

доверия и поддержки).

Процесс внедрения модели формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориегггированного подхода в практику работы колледжа представлял собой реализацию трех направлений: теоретического, практического и личностного. Теоретическое направление связано с формированием системы знаний в области музыкального искусства; практическое направление - с формированием умений, навыков применять полученные знания в области музыкального искусства; личностное направление способствовало совершенствованию личностных качеств в процессе изучения музыкального искусства.

Важным компонентом являются формы организации учебного процесса (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов). Формы контроля знаний (гесты, уроки-концерты, творческие конкурсы, музыкальные викторины, уроки-защиты докладов, проектов, уроки-дискуссии). Формы внеучебной работы (концерты, музыкальные кружки, тематические праздники).

Важное место в процессе формирования музыкальной культуры студентов занимают методы обучения (общедидактические, коммуникативные, исследовательские, игровые и др.)

В качестве средств обучения были выбраны: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, учебные пособия, авторская программа по учебному курсу «Музыка с практикумом», учебное пособие «Музыка» для специальности 050711 «Социальная педагогика», фонотека, компьютер.

Важным направлением в процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа является создание комплекса педагогических условий. К ним мы отнесли следующие:

- учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обеспечение единства родержательного, деятелыюстного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно - ориентированного подхода.

Результатом внедрения данной модели является положительная динамика уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Для оценки полученного результата выделены критерии, уровни сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода» представлена программа, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе ГОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» (Республика Марий Эл) с 2004 по 2009 гг. В эксперименте приняли участие 50 студентов, обучающиеся по специальности 050711 «Социальная педагогика». Эксперимент проводился в три этапа.

На констатирующем этапе исследования нами выявлялся исходный уровень сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Для каждого компонента музыкальной культуры студентов был определен свой диагностический инструментарий. Так, уровень сформированности содержательного компонента музыкальной культуры студентов педагогического колледжа определялся по тестам, направленным на определение уровня сформированности музыкальных знаний (на основе программы по музыке для общеобразовательной школы Д.Б. Кабалевского), методик Л.В. Школяр; деятельностный компонент - по методике А.П. Анисимова, направленной на выявление уровня сформированности музыкальных способностей, по методике Л. В. Школяр - на выявление уровня музыкально-творческих способностей; личностный - по методике Е.И. Юдиной «Копилка чувств», которая определяет уровень сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку, а также тестам, которые определяют уровень значимости музыкальной культуры для личности и уровень значимости музыкальной культуры для педагогической деятельности.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что на начало эксперимента количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры составляет 0%, со средним уровнем - 65,4%, с низким - 34,6%. В контрольной группе, аналогично, с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры - 8,4% студентов,

со средним уровнем - 62,5%, с низким - 29,1%. Полученные данные свидетельствовали о том, что и среди студентов контрольной группы и среди студентов экспериментальной группы довольно высок процент обучающихся с низким уровнем сформированности музыкальной культуры, а это потребовало необходимости проведения коррекционной работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Формирующий этап эксперимента состоял в апробации разработанной модели по формированию музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода в учебном процессе педагогического колледжа, проверялась достаточность теоретически обоснованных педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

В учебный процесс профессиональной подготовки студентов экспериментальной группы был внедрен курс «Музыка с практикумом». Работа по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода велась в трех направлениях: теоретическом, практическом и личностном. Теоретическое направление связано с формированием системы знаний в области музыкального искусства; практическое направление - с формированием умений, навыков применять полученные знания в области музыкального искусства; личностное направление способствовало совершенствованию личностных качеств в процессе изучения музыкального искусства.

При проведении занятий делался акцент на использование личностно-ориентированных методик, активных методов обучения. Учет индивидуальных способностей студентов осуществлялся при применении методов проблемного изложения, дискуссии, диспута, игровых методов, метода проекта, исследовательских методов нри самостоятельном изучении музыкального искусства, метода музыкальной драматизации во внеклассной работе. Все методы обучения объединялись по принципу активной включенности в процесс работы студентов, что является необходимым условием осуществления личностно-ориентированного подхода в педагогическом колледже. Личностно-ориентированный характер данных методов, приемов, форм способствовал выстраиванию образовательного процесса будущих педагогов с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей студентов.

При формировании музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода обеспечивалось единство всех компонентов музыкальной культуры студентов педагогического колледжа (содержательного, деятелыюстного, личностного). Формирование каждого компонента в отдельности не привело бы к выполнению поставленной цели, так как содержательный компонент музыкальной культуры является основой для формирования деятельностного компонента. В свою очередь совокупность содержательного и деятельностного компонентов является базой

для формирования личностного компонента. Таким образом, обеспечение единства всех компонентов музыкальной культуры студентов педагогического колледжа способствовало формированию высокого уровня музыкальной культуры студентов.

Процесс формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа сопровождался констатирующей, текущей и контрольной диагностикой. Констатирующая и контрольная диагностика уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа проводилась на основе диагностических методик для каждого компонента музыкальной культуры студентов. Текущая диагностика была представлена в виде проверочных работ, тестовых заданий, творческих отчетов, концертов и т.д. и была направлена на выявление не только уровня сформированности знаний, умений и навыков, но и на оценивание способностей применять их на практике.

Контрольный этап исследования предусматривал анализ полученных результатов, определение эффективности педагогических условий, выявление динамики формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, прогнозирование перспектив деятельности. В процессе исследования выявлено значительное повышение уровня сформированности музыкальной культуры студентов экспериментальной группы по всем компонентам.

Так, по содержательному, компоненту количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры повысилось на 53,8%, средний уровень - изменилось на 3,9%, низкий уровень - понизилось на 49,9%.

По деятельностному компоненту количество студентов с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры в экспериментальной группе повысилось на 38,5 %, со средним уровнем - на 3,8 %, с низким -уменьшилось на 42,3%.

По личностному компоненту количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры повысилось на 42,3%, со средним уровнем - на 7,7%, с низким уровнем -уменьшилось на 50,0%.

Динамика уровня сформированности компонентов музыкальной культуры у студентов контрольной группы незначительна.

Поскольку музыкальная культура студентов педагогического колледжа рассматривалась нами как сложное многокомпонентное образование, это позволило нам обобщить все результаты. То есть, результаты исследования, характеризующие уровень развития содержательного, деятелыюстного и личностного компонентов музыкальной культуры, давали возможность определить уровень ее сформированности в целом. На констатирующем этапе исследования высокий уровень сформированности музыкальной культуры показали 0% студентов экспериментальной группы и 8,4% студентов

контрольной группы, средний уровень - 65,4% студентов экспериментальной группы и 62,5% студентов контрольной группы, низкий уровень был выявлен у 34,6% студентов экспериментальной группы и у 29,1% студентов контрольной группы. На контрольном этапе в экспериментальной группе увеличилось количество человек с высоким уровнем сформированное™ музыкальной культуры и составило 34,7% (прирост 34,7%), количество студентов со средним уровнем сформированное™ музыкальной культуры составило 53,8%, низкий уровень музыкальной культуры был выявлен у 11,5% студентов экспериментальной группы (уменьшилось на 23,1%). Изменения в уровне сформированное™ музыкальной культуры студентов контрольной группы незначительны.

Общая дннамика уровня сформированное™ музыкальной культуры студентов экспериментальной группы и контрольной группы показана в табл. 1.

При обработке и анализе данных мы использовали метод соотношения, который позволяет произвести оценку процесса формирования музыкальной культуры по процентному соотношению респондентов, находящихся на том или ином уровне сформированное™ в начале и конце эксперимента. Чтобы проследить динамику процесса формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа мы использовали следующие показатели динамических рядов:

- показатель роста (У), отражающий качественную оценку уровня сформированное™ музыкальной культуры, был вычислен по формуле: У=а+2в+Зс/100, где а, в, с - процентно выраженное количество студентов, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях сформированное™ музыкальной культуры;

- показатель абсолютного прироста (в), отражающий разность начального и конечного значения уровня исследуемого показателя вычислялся по формуле: Сл-П (ко„ ) - П (нм..), где П (на<1.) - начальное значение показателя, П и.) - конечное.

Эффективность экспериментальной методики (Эм) определялась по формуле: Эм = Уэ / Ук , где Уэ - темп поста уровня музыкальной культуры студентов экспериментальной группы, Ук - темп роста уровня музыкальной культуры студентов контрольной группы.

Непараметрическим критерием х2 мы пользовались для доказательства гипотезы эксперимента. Нулевая гипотеза (Но), предложенная нами, звучала следующим образом: уровень музыкальной культуры у студентов контрольной и экспериментальной групп одинаков. Суть альтернативной гипотезы (Н^ заключалась в следующем: уровень музыкальной культуры не одинаков у студентов контрольной и экспериментальной групп. Критерий х2 был вычислен по формуле: Т = ШШ2*ХСИ О^СЬ - К2Ои)2 | Ои + 02,_ где - количество студентов ЭГ, N2 _ количество студентов КГ, Он - количество студентов ЭГ, находящихся на ¡-том уровне сформированное™ музыкальной культуры, 021 -

количество студентов КГ, находящихся на ¡-том уровне сформированности музыкальной культуры, С - число уровней (<«»).

Были Получены следующие данные: Тна6=5,186, при Т1фИ1=3,84. Поскольку Тш6> ТКрИТ' Тср1П взято из таблицы для числа степеней свободы у=4-3=1 при уровне значимости а=0,05. Согласно критерию х2, справедлива гипотеза Щ. Это дает основание заключить, что происшедшие изменения не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации модели формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. Результаты показаны в табл. 1.

Таблица 1

Состояние уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа _в ходе формирующего эксперимента_

До начала эксперимента В конце эксперимента

Экспер! наягг меяталь туппа Контрольная группа Экспер! пая г гменталь руппа Контрольная группа

К-во % К-во % К-во % К-во %

Высокий 0 0 2 8,4 9 34,7 2 8,3

Средний 17 65,4 15 62,5 14 53,8 12 50,0

Низкий 9 34,6 7 29,1 3 11,5 10 41,7

У 1,654 1,793 2,232 1,666

Эи 0,92 1,34

Т 1,434 5,186

Таким образом, апробация разработанной нами модели по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, привела к значительному улучшению показателей сформированности музыкальной культуры студентов экспериментальной группы. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами модели формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, а также значимости и достаточности определенных педагогических условий.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие вынесенные на защиту положения. В частности, проведен анализ сущности понятия «музыкальная культура студентов педагогического колледжа» как интегратнвного качества личности, формируемого в процессе музыкальной деятельности и проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании.

Раскрытие содержания музыкальной культуры студентов педагогического колледжа через призму компетентностного подхода позволило выделить основные ее компоненты: содержательный, деятельностный и личностный.

В ходе исследования были определены когнитивный, деятельностный, личностный критерии уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа и их показатели, охарактеризованы уровни сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа: низкий, средний, высокий.

Процесс формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода можно представить в виде целостной системы, имеющей цель, задачи, принципы, организационные формы, методы и средства, и представленной в исследовании в виде модели.

Подтверждена выдвинутая гипотеза относительно того, что эффективное формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода возможно при создании следующих педагогических условий:

- учета индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

- обеспечения единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

осуществления диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрения в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Основные положения, выводы и полученные результаты дают основание считать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены, а внедрение результатов в практику музыкального воспитания студентов позволяют утверждать, что работа имеет теоретическую и практическую значимость.

Проблема формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода является важной, актуальной и требующей дальнейшего исследования. Перспективы дальнейшей научной работы по данной теме видятся в следующих направлениях: влияние различных факторов на успешность формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа (семейного воспитания, индивидуально-психологических особенностей студентов и др.). Самостоятельным исследованием может также стать разработка проблемы формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа с позиций компетентностного подхода.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

1. Михайлова, Т.А. Развитие музыкальной культуры студентов педагогического колледжа как педагогическая проблема / Г.А. Михайлова // Образование и саморазвитие. - 2010. - №2. - С.115-119.

2. Михайлова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в процессе развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа / Т.А. Михайлова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №5. - С. 177-183.

3. Михайлова, Т.А. Педагогические условия эффективности развития музыкальной культуры студентов в современных условиях / Т.А. Михайлова // Образование и общество.-2011.-№3(68).- С. 120-123.

Публикации в других научных изданиях

4. Михайлова, Т.А. Музыка: учебное пособие по факультативу «Музыка с практикумом» для: специальности 050711 «Социальная педагогика» педагогических колледжей / Т.А. Михайлова. - Йошкар-Ола, 2010. - 145 с.

5. Михайлова, Т.А. Организация индивидуальных занятий музыки в педагогическом колледже / Т.А. Михайлова // Педагогический потенциал искусства: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Н.Ю. Сергеева. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009. - Ч. 2. - С. 125128.

6. Михайлова, Т.А. Влияние возрастных особенностей на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа / Т.А. Михайлова // Искусство и педагогика: сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Искусство и педагогика»: проблемы художественного и музыкального образования»; отв. ред. Ф.Ш. Салитова. -Казань: ТГГПУ, 2009. - Вып. 5. - С. 136-139.

7. Михайлова, Т.А. Влияние предмета «Индивидуальная музыка» на профессионально-личностное становление студентов / Т.А. Михайлова // Формирование духовности, достоинства и гражданственности личности в истории, теории и практике образования: материалы всероссийской научно-практической конференции (IV Равкинские чтения). - Йошкар-Ола: МарГУ, 2009.-С. 203-207.

8. Михайлова, Т.А. Выявление уровня музыкальной культуры студентов педагогического , колледжа : ,/.. Т.А. Михайлова // Формирование профессиональных и личностных компетенций у будущих педагогов: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2009. - С. 157-162. ,

9., Михайлова, Т.А. Искусство как средство формирования культуры личности / Т.А. Михайлова // Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы: VIII Глушковские чтения. - Йошкар-Ола -Оршанка, 2009. - С. 159-160.

Ю.Михайлова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа / Т.А. Михайлова // Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире: материалы международной научно-практической конференции. - Махачкала: ДГПУ, 2009. - С. 105-107.

11. Михайлова, Т.А. К проблеме формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа / Т.А. Михайлова // Музыкально-эстетическое развитие детей на современном этапе развития общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. P.P. Лоскутовой, H.H. Чалдышкиой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. - С. 118-122.

Формат 60x84/16, объем 1,5 усл.печ.л., тираж 100 экз, заказ №01.

Отпечатано «ООО Виста-Принт» 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Пушкина 30, оф 6

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Михайлова, Татьяна Александровна, Йошкар-Ола

61 12-13/854

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Марийский государственный университет»

На правах рукописи

МИХАЙЛОВА Татьяна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, доцент С.Н. ФЕДОРОВА

Йошкар-Ола - 2012

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 14

1.1 Музыкальная культура, сущность понятия. Содержание музыкальной культуры студентов педагогического колледжа 14

1.2 Личностно-ориентированный подход в системе среднего профессионального образования 32

1.3 Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 50

Выводы по первой главе 68

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 71

2.1 Программа и ход опытно-экспериментальной работы 71

2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 91

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 115

Выводы по второй главе 130

Заключение 133

Библиография 136

Приложение 157

Введение

Актуальность исследования. Инновационные процессы в образовательной сфере затрагивают вопросы, направленные на развитие базовой культуры личности, приобщение человека к культурным ценностям. Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, в том числе и к музыкальной культуре, имеет особую значимость для студентов педагогического колледжа, так как музыкальная деятельность является важной составляющей в формировании высококультурного, творчески работающего профессионала-педагога.

Возрастной период студентов педагогического колледжа - 15-20 лет. Это время не только профессионального становления, но и личностного роста, становления мировоззрения, убеждений, идеалов молодых людей. Однако нестабильность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне способствуют развитию у молодого поколения негативных реакций, агрессивности. В связи с этим особо актуализируется проблема повышения культуры молодежи как одна из самых актуальных проблем современного общества. В том числе встает вопрос и о формировании музыкальной культуры молодых людей с усилением направленности на активное формирование личности.

Степень разработанности проблемы. Важность формирования музыкальной культуры современной молодежи подчеркивается многими учеными, музыковедами, педагогами-практиками. Проблема воспитания подрастающего поколения через приобщение к музыкально-культурным ценностям подчеркивается в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В. П. Анисимова, O.A. Апраксиной, H.A. Ветлугиной, А.Л. Готсдинера, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Затяминой, Д.Б. Кабалевского, Л.П. Карпушиной, A.A. Мелик-Пашаева, М.А. Михайловой, С.И. Науменко, Я. Пономарева, Н.В. Соколовой, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Т.В. Челышевой, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпина, В.И. Шарабурова и др.

За последние годы проведен ряд диссертационных исследований, посвященных отдельным аспектам указанной проблемы. Работы Л.И. Арштейн, A.A. Веремьева, В.Л. Власенко, A.M. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Костриковой, Н.С. Ломакиной, Е.В. Петровой, Е.В. Потменской, И.П. Сергеевой, В.Р. Шамсутдиновой и др. содержат описание различных подходов к формированию музыкальной культуры личности.

Плодотворными представляются исследования истории и теории личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревской, В.Вершинина, О.С. Газмана, Э.Ф. Зеер, В.А. Караковского, Т.П. Лакоцениной,

A.Н. Леонтьева, Л.Н. Новиковой, З.И. Равкина, Л.Г. Семушиной,

B.В. Серикова, В.А. Сластёнина, Ю.И. Турчаниновой, О.Б. Широких, И.С. Якиманской и др.

Личностно-ориентированному подходу в различных областях знаний посвящены работы таких ученых, как И.Ф. Богоявленская, М.В. Давер, О.Ю. Гаранина, Е.В. Глушевская, A.B. Глузман, A.A. Зайчиков, О.В. Иванова, Н.Г. Калинникова, М.А. Леванова, Я.И. Мельниченко, Ю.А. Плотоненко и др.

Применение на практике личностно-ориентированного подхода в формировании музыкальной культуры студентов позволяет совершенствовать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания человека, необходимые для становления его индивидуальности. Однако проблема формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода изучена недостаточно, поэтому исследование данной проблемы является актуальным и своевременным.

Переход высшего профессионального образования на двухуровневое

обучение требует перехода и средних профессиональных учебных заведений

на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это

касается всех дисциплин среднего профессионального педагогического

образования, в том числе и музыкальных. Но необходимо отметить, что

4

интерес к музыкальным дисциплинам снижается, уменьшается количество отведенных на него часов. Объясняется это тем, что молодое поколение нацелено на получение другой информации. На первое место ставятся такие дисциплины, как информатика, иностранные языки и др., как более ценящиеся в наше время. Анализ состояния музыкальной культуры студентов педагогического колледжа в процессе их профессиональной подготовки показал, что в настоящее время не обеспечивается на должном уровне формирование музыкальной культуры этих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода, следовательно, возникает противоречие между:

- очевидным несоответствием запросов современного общества к культурному уровню будущих специалистов, с одной стороны, и недостаточным уровнем музыкальной культуры молодежи, с другой;

- требованиями к уровню профессиональной подготовки и личностному развитию студентов педагогического колледжа, в том числе к формированию их музыкальной культуры, и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих ее формирование на основе личностно-ориентированного подхода.

Выявленные противоречия определили актуальность исследования и его проблему: каковы модель и педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода?

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода».

Объект исследования - процесс формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования - педагогические условия и модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Цель исследования - выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода и разработать модель данного процесса.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

1. уточнить сущность и содержание музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

2. выявить основные компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

3. разработать и апробировать модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

4. выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Гипотеза исследования. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода будет осуществляться более эффективно, если:

• раскрыты сущностные характеристики и структура музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;

• разработана и внедрена модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

• реализованы следующие педагогические условия:

- учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;

обеспечение единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

- внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно - ориентированного подхода.

Методологической основой исследования явились философские и психолого-педагогические концепции развития личности (JI.C. Выготский,

A.B. Петровский, К. Роджерс и др.); основные положения дидактики (Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов, H.A. Менчинская, М.Н. Снаткин,

B.А. Сластенин и др.); аксиологического подхода в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Никандров, М.Г. Яновская и др.); педагогической и философской антропологии (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют

• концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.А. Караковский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.);

• концепции компетентностного подхода в образовании (В .И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.А.Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, JI.A. Петровская, С.Н. Федорова, A.B. Хуторской и др.);

• теории системного подхода к изучению педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.П. Ковалев, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.);

• идеи представителей гуманистического направления в педагогике и

психологии (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, С. А. Арефьева,

7

В. А. Комелина, A.C. Макаренко, А. Маслоу, Т.Н. Николаева,

B.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.);

• теории развития музыкальных способностей личности (В. П. Анисимов, H.A. Ветлугина, И.П. Гейнрихс, Д.К. Кирнарская,

C.Г. Корлякова, С.И. Науменко, В.И. Петрушин, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли и др.);

• теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Сизова, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.);

• вопросов в области теории и практики музыкальной подготовки студентов (O.A. Апраксина, H.H. Добровольская, B.C. Попов, P.A. Тельчарова, Г.Г. Тенюкова, П.В. Халабузарь, Р.К. Хурматуллина, Г.М. Цыпин, В.И. Шарабуров и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования;

эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа;

- методы математической обработки данных. Экспериментальная база исследования ГОУ СПО «Оршанский

педагогический колледж им. И.К. Глушкова». На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 242 студента педагогического колледжа в возрасте от 17 до 21 года. Этапы исследования:

Первый этап (1999 - 2003 гг.) - осуществлялся анализ теории и

практики по проблеме формирования музыкальной культуры студентов

педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода,

обобщалась историко-педагогическая, психолого-педагогическая

информация по изучаемой проблеме, проводился констатирующий этап

8

эксперимента. Целью данного этапа являлось изучение разработанности материала по теме исследования и выявление возможностей реализации данного подхода в формировании музыкальной культуры студентов в педагогическом колледже. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, спроектировать модель формирования музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет, разработать содержание курса «Музыка с практикумом», уточнить понятийное поле исследования.

Второй этап (2004 - 2009 гг.) - продолжалась проверка выдвинутой гипотезы, был проведен формирующий этап эксперимента по проверке эффективности обозначенных педагогических условий, апробировалась модель формирования музыкальной культуры на основе личностно-ориентированного подхода, обобщался материал, полученный на первом этапе исследования, проводилась проверка полученных ранее результатов, полученные данные подвергались качественной и математической обработке.

Третий этап (2010 - 2011 гг.) - проводился анализ и обобщение результатов исследования, выявление наиболее благоприятных условий для организации процесса формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, формулировались выводы. Результаты проведенной работы были оформлены в виде целостного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия «музыкальная культура студентов педагогического колледжа» как интегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющаяся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании;

раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов

педагогического колледжа (содержательный - наличие системы знаний в

области музыкального искусства; деятельностный - наличие музыкальных

умений и навыков; личностный - наличие эмоционально-ценностного

отношения к музыкальным произведениям);

- разработана и апробирована модель формирования музыкальной

культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-

ориентированного подхода, включающая цель, задачи, принципы,

содержание, формы, методы, средства и результат;

выявлены и научно обоснованы педагогические условия

формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа

на основе личностно-ориентированного подхода, которые включают: учет

индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к

музыкальному искусству; обеспечение единства содержательного,

деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в

процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе

личностно-ориентированного подхода; осуществление диагностического

сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов

педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;

внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом»,

направленного на формирование музыкальной культуры студентов

педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его

результаты вносят определенный вклад в теорию и методику

профессионального образования, обогащают научные представления о

процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического

колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. В работе

уточнено понятие «музыкальная культура студентов педагогического

колледжа», раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов

педагогического колледжа, определены критерии и показатели,

10

охарактеризованы уровни сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-

ориентированного подхода. Материалы исследования могут служить теоретической основой для проведения дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором методические рекомендации и программа факультатива «Музыка с практикумом» для специальности 050711 «Социальная педагогика», учебное пособие «Музыка», также содержащиеся в работе выводы и результаты создают предпосылки для эффективного формирования музыкальной культуры студентов. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа по другим специальностям, в высших учеб�