Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические и методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Безниско, Оксана Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретические и методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Безниско, Оксана Николаевна, 2002 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы преемственности в процессе обучения в системе колледж - вуз.

1.1. Преемственность как принцип организации учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогического образования в системе «колледж-вуз».

1.2. Психолого-педагогические основы осуществления преемственности

1.3. Современные требования к подготовке будущего учителя музыки в системе «колледж- вуз» с учетом применения новых психолого-педагогических технологий.

Глава П. Методические условия реализации концепции преемственности в подготовке музыкально-педагогических кадров в колледже и вузе.

2.1. Становление и развитие музыкальной подготовки будущих учителей музыки в региональной системе профессионального музыкально-педагогического образования.

2.2. Преемственность как основной принцип в содержании, формах и методах обучения музыкально- теоретическим дисциплинам в системе «колледж - вуз».

2.3. Экспериментальное исследование механизмов преемственности в региональной системе профессионального музыкально-педагогического образования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические и методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования"

Социально - экономические процессы, происходящие у нас в стране, оказывают существенное воздействие на все стороны образования, в том числе и музыкального. Причины, которые вызывают необходимость реформ в различных звеньях образования, обусловлены как изменением социальной ситуации, так и самим этапом развития музыкального образования как системообразующего фактора культуры.

К проблемам музыкального образования можно отнести: резкое падение престижа культуры; отсутствие концепции и всеобъемлющей программы перспективного развития системы музыкального образования на федеральном и местном уровнях; отсутствие подлинной преемственности между звеньями школа - колледж - вуз; недостаточность квалификации педагогических кадров; слабую финансовую и материально-техническую базу музыкальных учебных заведений и т.п. Сложившаяся система музыкального образования в социокультурных и экономических условиях регионов, с разным уровнем подготовки педагогических кадров и отсутствием эффективной системы повышения квалификации преподавателей - не позволила создать подлинную преемственность содержания, форм работы, педагогических технологий.

Важным фактором, обеспечивающим интеграцию, целостность учебно-воспитательного процесса и его результатов в системе «колледж — вуз» выступает преемственность.

Необходимость поиска новых путей в современной системе образования обусловлена такими социально-экономическими, психолого-педагогическими и профессиональными требованиями, как:

- подготовка профессионально-мобильного, конкурентно-способного на рынке труда специалиста;

- социальный заказ общества на педагога профессиональной школы, способного активно и творчески участвовать в инновационных процессах в свете современных требований;

- способность к самообразованию;

- приближение содержания образования к реальной художественно-педагогической деятельности выпускников;

- организация непрерывной и целостной профессиональной подготовки в системе колледж - вуз - педагогическая деятельность;

- регионализация образования.

Одним из современных методов научного исследования педагогических процессов является системный подход к анализу педагогических явлений. Его разработкой занимались С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Ф.Ф. Королев, Н.В.Кузьмина, Н.Ф.Талызина и др. Педагогическую систему они определяют как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования подрастающего поколения и взрослых людей. Рассмотрение образования как целостной системы позволяет выявить взаимосвязи между основными компонентами, найти резервы совершенствования и оптимального функционирования его элементов. Следовательно, преемственность есть научно-управляемый процесс, цель которого - достижение высокого уровня подготовки выпускников. Преемственность как общепедагогический принцип должна функционировать с учетом современных условий работы в многоуровневой системе: на основе государственного образовательного стандарта, разработанных моделей специалистов и новых педагогических технологий.

С психолого-педагогических позиций указанный подход к преемственности обучения характеризуется функционально-деятельностной. личностно-ориентированной и проблемно-исследовательской направленностью.

Историко-теоретический анализ литературы и современного состояния музыкально-педагогической практики показывает, что специальных работ, касающихся преемственности музыкально-теоретической подготовки будущих педагогов-музыкантов в региональной педагогической системе «колледж вуз» не существует, а само понятие преемственности часто трактуется многозначно и узко. Между тем следует рассматривать преемственность шире, как важную, самостоятельную категорию педагогики.

Следуя запросам современности, подготовка музыкально-педагогических кадров должна, по нашему мнению, проводиться на основе современных методик, с учетом регионального своеобразия, с соблюдением принципа преемственности.

Понятие «преемственность в обучении» интерпретировано в ряде изданий Академии педагогических наук, наиболее исчерпывающим из которых является следующее: «Преемственность в обучении — последовательность и системность в расположении учебного материала, связи и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Осуществляется при переходе от одного урока к следующему (т. е. в системе уроков), от одного года обучения к другому. Характеризуется осмысливанием пройденного материала • на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми,

I раскрытием новых связей, благодаря чему качество ЗУНов (знаний, умений, навыков - О.Б.) повышается. Они делаются более сознательными, дифференцированными и обобщающими, и круг их применения расширяется» (125, С. 61).

Говоря об эффективности учебного процесса, E.JI. Осоргин отмечает, что преемственность может отсутствовать по двум причинам: первая — отсутствие механизма реализации (педагогической технологии) задуманного проекта; I вторая - отсутствие достоверных данных о реальных условиях, в которых

Ф проект будет реализовываться (133, £.48). Поэтому в процессе работы над осуществлением принципа преемственности необходимо учитывать технологический подход к обучению. Для такого подхода характерно проектирование процесса подготовки как дидактической задачи, включающей цели, содержание обучения и самих обучаемых, и педагогической технологии. включающей в себя организационные формы дидактического процесса, обучающего, а также технические средства обучения. t

Термин «педагогическая технология» имеет множество значений у различных авторов (В.Ф. Башарин, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, и др.). В нашем исследовании мы придерживаемся трактовки этого понятия, данной И.И. Дьяченко: «Педагогическая технология есть способ реализации содержания обучения с использованием избранных ФМСО (форм, методов, средств обучения - О.Б.), направленный на достижение конкретизированных целей обучения, воспитания, развития обучающегося» (58, С. 16).

В настоящее время наметились изменения не только в способах передачи учащимся знаний, но и в содержании учебных программ. Следуя современной концепции развития образования в нашем регионе, мы сочли необходимым включить во все звенья музыкально-педагогического образования образцы народного и профессионального музыкального искусства Кубани. С этим новым элементом содержания учебных программ по музыкальным историко-теоретическим предметам связаны перспективы преодоления нравственно-духовного кризиса, возрождение регионально-национальных традиций и самобытности духовного потенциала.

Отмечено, что: «Традиционное музыкальное искусство региона и современное композиторское творчество, сложившееся под влиянием исторических процессов, обладают большим образовательным и воспитательным эффектом. Недооценка, игнорирование значимости региональной музыкальной культуры как культурологической проблемы дорого обходится народам, ибо разрушение традиций приводит к нарушению социально-регулятивной функции традиционной культуры и утрате преемственности - главного условия ее существования» (186, С. 5).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования теоретической и методологической базы для разработки модели осуществления преемственности в обучении, при подготовке музыкально-педагогических кадров в региональной системе «колледж - вуз».

Проведенный нами анализ нынешнего состояния профессионального отечественного музыкального образования, свидетельствует о том, что решение этой проблемы осуществляется сложно и неоднозначно. В структуре учебных программ колледжа и вуза по предметам историко-теоретического цикла присутствует дублирование. Поэтому стало необходимым выявить четкие границы в содержании, определить виды учебной работы, функции учебных программ и степень глубины и сложности учебного материала в блоке историко-теоретических дисциплин на каждой из ступеней музыкального образования.

Актуальность избранной проблемы определяется также неоднозначной степенью начального уровня подготовленности абитуриентов вузов. Например, известно, что на музыкально-педагогические факультеты приходят абитуриенты как со средним специальным образованием (чаще всего выпускники музыкально-педагогических училищ (колледжей), училищ культуры по специальностям «Дирижирование», «Пение» и т. д.), так и выпускники общеобразовательных школ и лицеев, имеющие музыкальное образование в рамках ДМШ. Различия в начальном музыкальном образовании абитуриентов в рамках музыкально-педагогических факультетов вузов предполагают создание и апробацию многофункциональных разноуровневых программ фундаментального образования, которые позволят выйти на необходимый профессиональный уровень выпускников музыкально-педагогического профиля.

Следовательно, решение проблемы преемственности в обучении обусловлено следующим: ,, *

- признанием важности создания целостной непрерывной системы профессионально-педагогического образования;

- необходимостью согласованности уровней системы профессионального непрерывного образования;

- потребностью в разработке модели осуществления преемственности музыкальных историко-теоретических дисциплин в системе колледж-вуз», которая формируется с опорой на детальное изучение теоретических и методических основ принципа преемственности.

Степень научной разработанности. Проблема преемственности в системе непрерывного образования в последние годы разрабатывалась довольно интенсивно (А.А.Вербицкий, С.М.Годник, Л.С.Гурьева, В.А.Заргаров, Е.В. Калинкин, П.Н. Олейник, К.М. Скобов). Направления педагогических исследований в этой области разнообразны:

- преемственность как общедидактический принцип (С.Я. Батышев, А.Н. Бушля, В.И. Загвязинский, Ю.А. Кустов, М.И. Махмутов, В.Э. Тамарии и др.);

- преемственность целей, содержания и методов преподавания различных дисциплин (B.C. Безрукова, Н.М. Берулава, В.П. Беспалько, А.Я. Блаус, JI.T. Дидковская);

- преемственность в содержании общего и профессионального образования (С.М. Годник, А.А. Кыверялг);

- преемственность формирования системы трудовых и профессиональных знаний в средней и профессионально-технической школе (А.В.Батаршев);

- преемственность профессиональной подготовки молодежи в училище и вузе (Ю.Н. Бычков, Ю.А. Кустов, В.М. Никифорова, Е.Л. Осоргин, Н.М. Розина).

Однако специального исследования, направленного на разработку М0А&/1И преемственности предметов историко-теоретического цикла в колледже и вузе до настоящего времени не проводилось.

Анализ трудов по проблеме подготовки учителя музыки показал, что разработаны содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях (Г.И. Белошапка, Л.Г. Семушина, Н.А. Читалин, А.Г. Ярошенко и др.); исследована специфика формирования и развития отдельных умений у студентов музыкально-педагогических средних учебных заведений (Э.В. Добровецкая, М.П. Сорокина, Т.В. Челышева и др.).

Теории активизации творческой деятельности будущих учителей музыки в процессе освоения художественно-педагогического анализа в вузе посвящены работы М.Н. Авазашвили, Т.И. Благининой, Т.Е. Вендровой, Н.А. Ивановой, Л.П. Масловой, А.Ф. Меняева Л.Ф. Пашкиной и др.

Труды Ю.Н. Бычкова, Е.Н. Давыдовой, В.М. Никифоровой внесли значительный вклад в теорию и практику профессиональной подготовки специалистов. Важно, что здесь рассматриваются вопросы методики обучения музыкально-теоретическим предметам, затрагиваются механизмы преемственности в образовании.

В работах Б.В.Асафьева, В.П.Бобровского, Ю.Н.Бычкова, В.В.Задерацкого, JI.A. Мазеля, В.Н. Холоповой, В.А. Цуккермана глубоко анализируются фундаментальные проблемы образования. В них рассматриваются как общие вопросы музыкальной формы классического фонда, так и в проекции на творческий опыт XX века, с опорой на новые тенденции. Определяя структуру и содержание предметов музыкально-теоретического цикла, мы основывались на положениях музыкальной педагогики, трудах музыковедов Е.В. Назайкинского, Е.А. Ручьевской, А.А. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова и др.

Формирование профессиональных навыков будущего педагога-музыканта должно основываться на знании психологии музыкального восприятия, этапов развития личности. К вопросам психологии искусства обращались Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Тюлин и др. При этом замечено, что «принцип развития заключается в том, что прошедше — настоящее (уже усвоенная учащимися система навыков, знаний) выступает основанием возможности овладения потребным будущим (новым навыком, знанием)» (59, С. 15).

Идея регионализации образовательной системы на Кубани получила обоснование в монографии Н.Р. Туравец: «Регионализация музыкального и музыкально-педагогического образования способна приблизить школу и высшие учебные заведения к социальной специфике, к приобщению подрастающего поколения к духовным истокам своей «малой Родины», открытию ее истории, музыкальных традиций и их связи с современностью»

186, Cll).

Обобщая указанные в работах А.П. Беляевой, Б.С. Гершунского, И.И. Горловой, Т.С. Назаровой, С.Д. Смирнова, Н.Р. Туравец, Ф. Янушкевича, перспективные направления развития профессионального образования в России можно выделить основные принципы предлагаемой образовательной системы, ^ на основе которых строится концепция преемственности профессиональнопедагогической подготовки специалистов:

- создание интенсивных, гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной и профессиональной подготовки, реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности;

- формирование и развитие личности в непрерывном и целостном 1 процессе профессиональной педагогической подготовки на основе У синтеза образования, современных педагогических технологий и регионального компонента.

Проблема исследования заключается в выявлении факторов, затрудняющих преемственность музыкальной историко-теоретической подготовки музыкально-педагогических кадров, в организации непрерывной и целостной подготовки специалистов в системе колледж - вуз - педагогическая деятельность. Это требует психолого-педагогической, музыковедческой и > методической обеспеченности формирования знаний у учащихся и студентов региональных образовательных учреждений музыкального профиля.

Объектом исследования - является профессиональная музыкально-педагогическая подготовка в системе «колледж - вуз».

Предмет исследования — процесс организации преемственности в подготовке музыкально-педагогических кадров в системе «колледж - вуз».

Дель исследования - научное обоснование, разработка и внедрение модели преемственности в ходе музыкальной историко-теоретической подготовки учителя музыки.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние организации профессионального образования в системе «колледж - вуз».

2. Выявить виды и характер учебной информации, составляющей ядро музыкальных историко-теоретических дисциплин.

3. Сформулировать принципиальные подходы в осуществлении преемственности в блоках музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин.

4. Подготовить методическое обеспечение учебных заданий, с помощью которых будут совершенствоваться профессиональные умения и навыки в процессе познавательной деятельности учащихся и студентов.

В качестве ведущей гипотезы выступает предположение о том, что:

1. Разработанные теоретические основы и методика осуществления преемственности в обучении помогут скоординировать учебный процесс по предметам музыкального историко-теоретического цикла в системе «колледж — вуз».

2. Для успешной подготовки студентов к музыкально-педагогической деятельности в новых социально-экономических условиях необходимо использование таких педагогических технологий, которые бы реализовывали системно-ролевой подход к проектированию учебного процесса, моделировали музыкально-педагогическую деятельность, базируясь на квалификационной характеристике.

3. Разработка модели осуществления преемственности позволит направить учебный процесс в вузе на углубление, систематизацию знаний, умений, навыков, полученных в колледже, на активизацию самостоятельной познавательной способности студентов, профессионализацию обучения.

Методологической основой исследования стали современные философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития образования, научно-исторический объективный подход к изучению профессиональной музыкально-педагогической подготовки.

Эмпирическая база исследования дает возможность раскрыть сущность процесса преемственности профессионального музыкально-педагогического * образования, адекватно понять образовательные процессы, их противоречия.

Теоретическую основу исследования составили:

- идеи гуманизации образования, основанные на базе нового педагогического мышления, берущие начало в работах: Э.Б. Абдуллина, П.П. Блонского, Э.В. Ильенкова, Д.Б. Кабалевского, С.Т.Шацкого;

- работы, в которых рассматриваются проблемы активизации музыкальных и творческих способностей личности, музыкального восприятия: Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева,Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.А. Готсдинера, A.JI. Готсдинера, В.И.Загвязинского, Л.А.Рапацкой, Б.М. Целковникова, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр;

- исследования В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова в области музыкальной психологии;

- труды, Ю.Н. Бычкова, Ш.И. Ганелина, Е.В. Калинкина, Ю.А. Кустова, И.Л. Мироновой, В.М. Никифоровой, В.П. Оснач, Е.Л. Осоргина, Е.В. Панасюго, Н.М. Розиной, посвященные решению проблемы преемственности;

- исследования, посвященные истории становления профессионального щ, музыкального образования на Кубани, композиторского творчества в работах

Г. А. Ковалева, И.М. Корчмарского, А.А. Слепова, Н.Р. Туравец.

В исследовании использован комплекс методов: 1) теоретических: анализ научно-методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативных документов;

2) эмпирических: наблюдение с целью определения уровня развития музыкально-теоретической подготовки студентов колледжа и вуза, эксперимент;

3) общенаучных методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы;

4) специальных: анкетирование, беседа, создание специальных педагогических * ситуаций, экспертный опрос, использования диагностических карт.При обработке результатов исследования использованы статистически-математические методы.

Базами исследования являются музыкально-педагогический колледж г. Краснодара, Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

Этапы экспериментальной работы:

1) 1996-1999 гг. - опытная работа в музыкально-педагогическом колледже г. i' Краснодара;

2)1999 - 2000гг. - проведение констатирующих исследований в системе профессионального музыкально-педагогического образования, создание обучающих программ по предметам музыкально-теоретического цикла в колледже и вузе с учетом их преемственной связи;

3) 2000 - 2002 - поисковое экспериментальное исследование основных положений концепции преемственности в профессиональном музыкально-педагогическом образовании.

I Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предметом исследования стало изучение теории и методики осуществления принципа преемственности в системе регионального профессионального музыкально-педагогического образования. Разработана и теоретически обоснована модель преемственности.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что в нем:

1) разработанная модель преемственности в системе «колледж - вуз» и педагогическая технология ее реализации позволяют значительно интенсифицировать учебный процесс;

2) материалы исследования апробированы в практике обучения в колледже и вузе по предметам музыкально-теоретического цикла;

3) разработана комплексная методика осуществления преемственности в подготовке музыкально-педагогических кадров, построенная на творческом переосмыслении существующих методик преподавания историко-теоретических дисциплин и предложенных автором этого исследования методов и форм работы.

Достоверность полученных результатов, а также теоретических выводов обеспечивается экспериментальным подтверждением эффективности разработанной модели преемственности в обучении музыкальнотеоретическим дисциплинам в колледже и вузе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Обоснование психолого-педагогических сторон принципа преемственности как связующего фактора компонентов педагогической системы «колледж-вуз» является необходимой базой для создания модели преемственности.

2. Методическое обоснование принципа преемственности позволяют осуществить связь целей, содержания, методов обучения, направляя и корректируя процессы профессиональной подготовки и технологий обучения.

3. Подготовка учителей музыки в колледже и вузе отражает содержание и специфику его будущей музыкально-педагогической деятельности, то есть строится на основе квалификационной характеристики специалиста.

4. Разработанные механизмы преемственности в региональной системе музыкально-педагогического образования позволяют оптимизировать процесс обучения в вузе, подготовить специалистов более высокого уровня.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась:

1. В ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, организуемых Краснодарским государственным университетом культуры и искусств, Московским государственным университетом культуры и искусств.

2. В процессе внедрения авторской программы по предмету «Анализ музыкальных произведений» в учебный процесс музыкально-педагогического колледжа г. Краснодара.

3. В выступлениях на краевом конкурсе инновационных работ студентов вузов (отмечено дипломом); на конкурсе исследовательских работ среди преподавателей колледжа.

4. В ходе эксперимента в Краснодарском государственном университете культуры и искусств, в музыкально-педагогическом колледже.

5. В публикациях по теме исследования.

Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение

Подводя итог нашего диссертационного исследования важно подчеркнуть, что мы руководствовались социально-экономическими, психолого-педагогическими и профессиональными требованиями к подготовке музыкально-педагогических кадров. Разработанная модель осуществления преемственности в системе музыкально-педагогического образования способствует организации непрерывной и целостной профессиональной подготовки в системе колледж - вуз — педагогическая деятельность; приближению содержания образования к реальной художественно-педагогической деятельности выпускников; возрастанию способности к самообразованию, творческой, инновационной деятельности будущих учителей музыки.

В проведенном диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Проведен анализ научных трудов по теме диссертации и сформулированы подходы в обосновании преемственности в музыкально-теоретической подготовке будущих учителей музыки в профессиональной образовательной системе колледж - вуз.

2. Сделано теоретико-методическое обоснование осуществления принципа преемственности в профессиональном музыкально-педагогическом образовании. Выявлены группы направлений в осуществлении преемственности в образовании. Модель осуществления преемственности была разработана с учетом всех компонентов педагогической системы в процессе музыкально-педагогической подготовки в системе «колледж-вуз»: установлены общность и различие в целях обучения, содержании учебных дисциплин (на примере музыкально-теоретического блока), в средствах педагогической коммуникации, в уровнях подготовки учащихся. С этой целью в исследование был включен и исторический аспект - становление музыкально-педагогического образования на Кубани, подготовка профессиональных кадров.

3. Выявлены четкие границы в содержании, виды учебной работы, степень глубины и сложности учебного материала в блоке историко-теоретических дисциплин на каждой из ступеней музыкального образования.

4. Осуществлено педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос с целью определения уровня музыкально-теоретической подготовки студентов колледжа и вуза. Были обработаны экспертные данные с целью выявления закономерностей и уровня знаний, умений, навыков по предметам музыкального историко-теоретического цикла. Подготовлены и внедрены в учебный процесс колледжа и вуза рабочие программы; комплексы учебно-методических задач по предметам музыкально-теоретического цикла разработаны частично и включают современные методы обучения, образцы музыкального профессионального и народного искусства на Кубани.

5. Разработана и апробирована модель осуществления преемственности в музыкально-педагогической системе «колледж-вуз». Результаты экспериментального исследования показали, что предложенная модель доказала свою эффективность. Предложенные автором исследования научно-методические основы преемственности в системе музыкально-педагогического образования могут использоваться в подготовке учителей музыки в других регионах страны.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Безниско, Оксана Николаевна, Краснодар

1. А б дуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983. - 111с.

2. Абдуллин Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие для преподавателей спецкурса вуза. М.,1990. - 188с.

3. Абдуллин Э. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. .докт. пед. наук. -М.,1992. -428с.

4. Алексеева О.Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности: Автореф.дис. канд. психол. наук. -М., 1995. -21с.

5. Алексеева А.А. Методы изучения музыки XX века в теоретических курсах музыкального училища: Дис.канд. пед. наук. М., 1995. — С. 141.

6. Алиев Ю.Б Настольная книга школьного учителя-музыканта. -М.:Владос, 2000 336с.

7. Алферова Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1998. -С. 165.

8. Апраксина О. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.,1978. — С.8-32.

9. Арстанов М.Ж., Гарунов М.Т., Хайдаров Ж.С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Алма-Ата, 1979. — С. 166.

10. Ю.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.,1980. - С. 156. 11.Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. - М.,1984. - 111с.

11. Арчажникова JI.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дис. .докт.пед. наук. М., 1986.-442с.

12. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии.// Высшее образование в России. 2001. - №4. - С. 138-144.

13. Бабанский Ю.К. Основные условия оптимального выбора методов обучения/Юбщедидактические проблемы методов обучения. М.,1977. -С.49-57.

14. Бакшаева НА. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.,1997. -22с.

15. Балаганская Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической подготовки студентов вузов культуры: Дис.канд. пед. наук. -М., 2000.-С.60.

16. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - 265с.

17. Батаршев А.В. Преемственность в применении методов и дидактических приемов обучения на уроке. Таллин: Валгус, 1989. - 132с.

18. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -М.,1980. 235с.

19. Безрукова B.C. Педагогика профессионально-технического образования. -Свердловск: изд-во Свердл. инж.- пед. института, 1991. 268с.

20. Белобородова В.К. Музыкальное воспитание школьников: Сб. статей / под ред. Румер М. М.: Педагогика, 1975. - С.35.

21. Белошапка Г.И. Теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже: Дис.канд. пед. наук. М.,1999. — С.ЗЗ.

22. Беляева А.П. Развитие системы профессионального образования//Педагогика. 2001. - №8. - С.3-8.

23. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -С.10.

24. Беспалько В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая технология.// Новые методы и средства обучения. №2(6). - М.: Знание, 1989. - С.З.

25. Благинина Т.И. Подготовка будущего учителя музыки к художественнопедагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.,1995. -25с.

26. Блауберг И.В., Садовский В.П., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке//Проблемы методологии системного исследования. М.: Наука, 1970.-43-67.

27. Блаус А.Я. Преемственность в системе методов обучения. — Рига, 1971. — 268с.

28. Блонский П.П. Очерк научной психологии. М.,1921. - 96с.

29. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. М., 1978. - 336с.

30. Большакова З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Дис.докт. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. С.387.

31. Бонфельд М.Ш. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (методологические заметки)//Преподаватель. 1999. -№4. - С.28-31.

32. Бубнова С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств //Проблемы системогенеза деятельности. -Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1980, С. 67-83.

33. Бушля А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 4-5-х классах. //Начальная школа. — 1952. №12. - С.3-10.

34. Бычков Ю.Н. Некоторые вопросы координации музыкально-теоретического образования в училище и вузе.//Актуальные проблемы музыкального образования. Киев, 1986.-С. 16-32.

35. Вендрова Т. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. 1990. - №3. - С. 10-16.

36. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения// Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.,1991. -С. 127-170.

37. Взаимосвязь и преемственность в преподавании учебных дисциплин//Методические рекомендации для преподавателей вузов культуры. Л., 1981. - 126с.

38. Викторова Л.Г. О педагогических системах. Красноярск, 1989. - 174с.

39. Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр.соч. Т.2 М.,1991. — 210с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986, С.34.

41. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976. - 150с.

42. Ганелин Ш.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4-5 классах. // Советская педагогика. 1955. - №7. - С.4.

43. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. - С.57.

44. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 1981. С.52.

45. Горлова И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар, 1997. — 179с.

46. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.,1993. - 190с.

47. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис.докт. пед. наук. М., 2000.-357с.

48. Гурьева Л.С., Заргаров В.А., Скобов И.М. О согласовании звеньев системы образования//Внстгик высшей школы. 1989. - №7. - С.55-59.

49. Давыдова Е.Н. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975. — 160с.

50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении и логико-психологические проблемы построения учебных предметовю М., 1972. - 124с.

51. Давыдов В.В. Содержание и стуктура учебной деятельности школьников//Формироание учебной деятельности школьников. М., 1982. -С. 10-24.

52. Данилевская JI. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской//Музыкальное воспитание в школе. М.,Вып. 10. — С.46-71.

53. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. — Ростов-на-Дону, 2000. — 446с.

54. Дидковская Л.Т. Методика организации самостоятельной работы студентов с учетом преемственности// Вопросы общественных наук. 1988.- Вып.76. С.35 - 67.

55. Дидыч Т.С. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков: Дис. . канд. пед. наук. Л.,1970. - 198с.

56. Добровецкая Э.В. Формирование музыкально-аналитических умений у учащихся средних специальных учебных заведений (на материале курса музыкальной литературы): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.,1984. 24с.

57. Дьяченко И.И. Педагогические технологии как разновидность гуманитарных технологий // Современные технологии обучения и контроля.- Краснодар: Изд-во КубГУ, 1998. С. 16.

58. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев., 1987. -С.15.

59. Екатеринодар Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: Материалы к Летописи. - Краснодар, 1993. — 800с.

60. Енько Т. Некоторые тенденции преподавания сольфеджио в вузе.// Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. Вып.93 М., 1987. - С.57-63.

61. Железовская Г.И. Педагогическая технология формирования понятийного дидактического мышления у студентов: Дис.докт. пед. наук. -Саратов, 1994. С.44.

62. Жиганова С. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни// Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994. -С. 108 - 142.

63. Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О некоторых проблемах взаимосвязи философии и искусства// Творческий процесс и художественное восприятие. -Л.-1978.- С.9-31.

64. Иванова Н.А. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки): Дис. канд. пед. наук. -М.,1992.-184с.

65. Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика//Вопросы философии. — 1974. -№2. С.42-46.

66. Ильина Т.А. Развитие концепций педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.,1984. - С.37.

67. Исторический очерк. 1917. Краснодар, 1993. - 130с.

68. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Изд. 3-е, испр. М., 1980.-191с.

69. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избр. Статьи и доклады. М.1986. - 192с.

70. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. - С.303.

71. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. -М.,1990.-144с.

72. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф.дисс.докт.пед.наук. — Д., 1985. -42с.

73. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -144с.

74. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1991. - 153с.

75. Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1992. -212с.

76. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио (в условиях учебных заведений культуры). М.,1978. - 71с.

77. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. -С.18.

78. Ковалев Г. A. Alma mater учителя музыки. (О музыкально-педагогическом факультете на Кубани). Краснодар, 1998. - 64с.

79. Корчмарский И.М. О становлении Краснодарского музыкально-педагогического факультета.//Преемственность музыкально-педагогического образования в профессиональной подготовке учителя-музыки. Краснодар, 2000. - С.54-57.

80. Коснев В. Оценка факторов линейности и концентричности.// Высшее образование в России. 1999. - №1. - С.76-79.

81. Коханович J1. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе//Интеллигенция и нравственность:Социологические очерки./НИИВО, -М.,1993. С.234-244.

82. Краевский В.В., Полонский В.М. Критерии оценки качества и эффективности педагогический исследований. М.Д987.-С.11-41.

83. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.,2000. - С.6.

84. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1964. - С. 10.

85. Кустов Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшейшколы. Свердловск, 1990. - С.27.

86. Кыверялг А.А. Преемственность в обучении учащихся предметам естественно-математического цикла в школе и среднем ПТУ: Методические рекомендации. М.,1984. - 238с.

87. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.,1991. - 224с.

88. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Изб. психол. исследования в 2т. Т.2. М., 1983. - 304с.

89. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.,1981. - 186с.

90. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля// Вопросы эстетики. М.,1964. - Вып.6. - С.351 - 339.

91. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М: МГУ, 1989.-239с.

92. Мазаева Л.Н. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования мотивов профессиональной педагогической деятельности: Дис.канд. пед. наук. Ярославль, 1997. - С.9.

93. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия//Восприятие музыки. Сб. статей/ред.-сост.В.Н.Максимов. -М.,1980. -С.54-90.

94. Малинковская А. Интонационный анализ произведения в работе с учащимся-пианистом.//Проблемы развития системы музыкального образования.-М.,1987. С.105-129.

95. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.,1972. 205с.

96. Матюшкин А. М. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.,1980. - С.3-47.

97. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М., 1975. -367с.

98. Махмутов М.И. Принцип преемственности в обучении//Вопросыпсихологии. 1984. - № 5. -С. 18-25.

99. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: Дис. докт.пед.наук. М.,2000.-С.4.

100. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.,1980. - С. 185.

101. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М.,1993. -268с.

102. Медушевский В.В. О методе музыковедения//Методологические проблемы музыкознания. Сб.ст. -М.,1987. 231с.

103. Межпредметные связи в учебном процессе. М., 1974. - С.6-14.

104. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса// МГПИ им. В.И. Ленина. 1981. - Вып. 2. - 201с.

105. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности// Педагогика и психология: Знание. М.,1981.№1. — 304с.

106. Меняев А.Ф. Активизация самостоятельной работы студентов на практических занятиях. //Разработка форм и методов активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск, 1982. - С.22-45.

107. Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности.//Вопросы психологии. 1991. - №1. - С.29-30.

108. Мировоззрение учителя музыки, взгляд в настоящее и будущее. Материалы IV Межд. научн.-практ. конф./ Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Б.М. Целковников -М.,1998. 127с.

109. Миронова И.Л. Формирование музыкально-теоретических навыков системой алгоритма на различных ступенях обучения музыкантов: Дис.канд. пед. наук. М.,1999. - С.34.

110. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты. -Л.,1990.-228с.

111. Морева А. А. Педагогика среднего профессионального образования.-М, 1999. -328с.

112. Мусийчук М.В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2000. 22с.

113. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика. 1996. - № 5. - С. 10-15.

114. Найденова Л.И. Высшая школа как системообразующий социальный институт: региональный аспект: Дис.докт. социологических наук. Пенза, 1999. - 352с.

115. Назайкинский Е.В. Музыкальная наука, какой ей быть сегодня?// Сов. музыка. №8,1989. -С.58-76.

116. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. 1997. - №3. - С.20-27.

117. Никифорова В.М. Методология преемственности музыкально-исторических дисциплин при подготовке музыковеда в системе ШУВ: Дис. канд. искусствоведения. М.,1987. -С.61.

118. Никифорова В.М. Музыкально-исторические дисциплины в подготовке музыковедов//Актуальные проблемы музыкального образования. -Киев,1986.-С.36-42.

119. Никифорова В.М. О преемственности в преподавании музыкально-исторических дисциплин при обучении музыковеда (Методологический аспект)//Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин. -М.,1985. С.34-51.

120. Общая психология./ Под ред. А.В.Петровского М.: Наука, 1987. -334с.

121. Окомлов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшее образование в России. 1994. - №2. - С.45-60.

122. Олейник П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор// Среднее специальное образование. 1990. -№4. - С. 11.

123. Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления// Вопросы музыкознания. М., 1960. - Т. 3. - С.282.

124. Орлов Ю.И. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -244с.

125. Осоргин E.JI. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе: Дис.канд. пед. наук. -Тольятти, 1996.-С.48.

126. Оснач В.П. Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования: Дис.канд. пед. наук. -М.,1996. С. 147.

127. Охитина JI.T. Психологические основы урока. М.,1977. - 137с.

128. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педагогическом училище: Дис. канд. пед. наук. М.,1996. — С.67.

129. Панкратов С. Анализ музыкальных произведений в системе ШУВ.//Проблемы развития системы музыкального образования. М.,1987. -С.93-104.

130. Паршиков Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. докт. пед. наук. М.,1999. — 37с.

131. Пашкина Л.Ф. Совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов музыкально-педагогического факультета в процессе освоения музыки для детей: Дис. канд. пед. наук. — М.,1987.- 187с.

132. Педагогика, /под ред. Бабанского Ю.К./ М., 1998. - 161с.

133. Педагогика, /под ред. Пидкасистого/ М., 1998. - 256с.

134. Педагогические технологии. //Учительская газета. 1994. - с. 11.

135. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993.3. с.26.

136. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Владос, 1997. 384с.

137. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М.,1992. - С. 4.

138. Преподаватель. Музыкант-педагог. 1999. - № 4. - С.44.

139. Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального многопрофильного вуза культуры и искусства: Метод, рекомендации. Краснодар, 1991. - 102с.

140. Программы регионального (кубанского) компонента содержания общего среднего образования. Краснодар,1994. - Вып.2. - 139с.

141. Протасова И. А. Социально-педагогические условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности (в процессе обучения студентов педагогического вуза.): Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 19с.

142. Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сборник трудов. М.,1970. - 200с.

143. Pare Ю. Теоретическое музыкознание: Учеб. пособие. М.,1983. — 79с.

144. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. -М., 1996.-С41

145. Рейзенкинд Т. И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительной деятельности: Дис.докт. пед. наук. М.,1998. -С.249.

146. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.,1985. - 162с.

147. Ровкин Д.В. Дидактические основы технологии конструирования интегративного содержания учебного предмета: Дис.канд. пед. наук. -Омск, 1997. 158с.

148. Розина Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием: Дис. канд. пед. наук. -М.,1998. — 182с.

149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.,1957. - С.300.

150. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.-233с.

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1976. — 416с.

152. Руденко В., Руденко Н. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности.//Вопросы музыкальной педагогики. М.,1986. - Вып.7. - С.5-29.

153. Рукина Ц.Л., Лукаш А.Ф. Применение познавательных задач при обучении гуманитарным наукам. М.,1972. - 137с.

154. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,1987. - 26с.

155. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. СПб., 1998. -268с.

156. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. М. - Л., 1987. - Вып.З. - С.69-96.

157. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 334с.

158. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки: Дис.канд. пед. наук. М.,1999. - 156с.

159. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников. М., 1962. - 313с.

160. Сиденко А.С. Эксперимент в школе: от идеи до реализации.// Народное образование. 2000. - № 9. - С. 153 - 157.

161. Сизова Е.Р. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа: Дис.канд.пед.наук1. Екатеринбург,1996. 184с.

162. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.,1986. -246с.

163. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. -322с.

164. Скобельцина Е.Г. Развитие творческой актичности младших школьников на основе интеграции индивидуализированного и дифференцированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2000.-20с.

165. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - С. 12.

166. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы: от деятельности к личности. М.,1995. - 272с.

167. Смирнов С.Д. Технологии в образовании.//Высшее образование в России. 1999. - №1. - С. 109-112.

168. Смирнова Т.С. Преемственность при обучении математике в системе «средняя школа — военно-экономический вуз»: Автореф. дис. канд. пед. наук Ярославль, 2000. - 22с.

169. Сорокина М.П. Проблема преемственности в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки. — М., 1984. — 74с.

170. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.,1981 — Вып.2. - 294с.

171. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980.

172. Талызина Н.Ф. Формироание познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.:Просвещение,1988 - 173с.

173. Тамарин В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения // Вопросы преемственности школьноо и вузовского обучения. -Барнаул, 1975. -С.3-6.

174. Тараканов М. О методологии анализа музыкальных произведений (к проблеме соотношения типического и индивидуального)// Методологические проблемы музыкознания. М.,1987. - С.31-71.

175. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961. — 378с.

176. Теплов Б.М. Психологические вопросы музыкального восприятия// Вопросы художественного восприятия. М.,1947. - № 14. - С. 11.

177. Титов С. Екатеринодарское отделение ИРМО//Музыкальная академия. 1995. - №1. - С. 198-200.

178. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика. Монография. Краснодар, 1998. - С.5

179. Туравец Н.Р. Курс «Музыкальная культура Кубани: профессиональное композиторское творчество» в системе образования//Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996. -С.320-323.

180. Туравец Н.Р. Стилевой синтез музыкального искусства Кубани/ Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995. - №1. - С.25-28 .

181. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М.,1974. Т. 2.- С.234.

182. Харькин В. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.,1992. — 280с.

183. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб., 1999. - 496с. - 496с.

184. Целковников Б. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Методическиерекомендации для студентов и преподавателей музыкально-педагогического факультета. Майкоп, 1988. — 26с

185. Цуккерман В. Музыкально теоретические очерки и этюды. -М.,1970. - Вып. 1. - 559с.

186. Чернилевский Д.В. Технология обучения в средней специальной школе. Киев, 1990. - 254с.

187. Шацкая В.Н. Музыка в школе//Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М.,1950. - С.26-33.

188. Школяр JI.B., Красильникова М.С. Теория и методика музыкального образования детей. М.,1998. - 336с.

189. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. Диалектико-материалистический подход. М., 1991. -168с.

190. Шукшунов В. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения/ТВысшее образование в России. 1994. - № 2. - С.6-16.

191. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.1974. 64с.

192. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.,1972.

193. Ягафарова Д. С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1991.

194. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980.-С.23.

195. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. /Директор школы. 2000. - № 7. - 176с.

196. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пособие для преподавателей. М., 1986. - 135с.