Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России

Автореферат по педагогике на тему «Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Карабаш, Дмитрий Васильевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России"

005011277

На правах рукописи

Карабаш Дмитрий Васильевич

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 м * Р 2012

V»«»-»»

Краснодар-2012

005011277

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Туравец Наталья Романовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Курганский Сергей Иванович;

кандидат педагогических наук, доцент Костогрызов Николай Николаевич

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «¿/¿¿^ 2012 г. в часов

на заседании диссертационного совета ДМ 210.007.03 при ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33, ауд. 116).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Краснодарского государственного университета культуры и искусств (350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33).

Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed gov ru «/¿? » А12 г.

Автореферат разослан «/О » tf^S/QOLdQ, 12 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета o^fe/ Т.Н. Стражникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ценностно-мировоззренческая культура личности является важным фактором в формировании общества XXI в. и влияет на все аспекты профессиональной деятельности, в том числе и правоохранительной. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Граждане России ожидают от правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью; работа органов внутренних дел должна отвечать новой ситуации; сотрудники полиции должны проявлять понимание многомерности феномена ценностно-мировоззренческой культуры (ЦМК), необходимой для осуществления прорыва на новый уровень культурного развития нации.

Проблема подготовки современного сотрудника полиции заключается, с одной стороны, в том, что изменяются условия взаимоотношений личности, общества и государства, которые нуждаются в научном осмыслении, а с другой - в обосновании необходимости направлять усилия вузов на формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности будущего сотрудника полиции уже в процессе его обучения. Осуществлять профилактику правонарушений, формировать духовно-нравственные качества личности, гражданскую определенность ценностно-мировоззренческой позиции способен лишь сотрудник полиции, обладающий указанными характеристиками, преданный отечественным идеалам и убежденный в социальной значимости своей деятельности. Принятие «Закона о полиции», согласно которому сокращаются репрессивные функции органов полиции, повышается гуманистическая составляющая их профессиональной деятельности, основанная на взаимодействии с населением, требует реорганизации в вузах МВД России, в том числе в русле разработки новых подходов к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов.

Задача модернизации юридического образования усложняется ростом объемов профессиональной информации, что требует от вузов обновления содержания и разработки качественно новых педагогических технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, способных обеспечить эффективность образовательного процесса, формирующего профессиональную ценностно-мировоззренческую культуру в системе подготовки кадров МВД России. Изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но, главным образом, и цели образования, его стратегическую ориентацию.

Степень научной разработанности проблемы. Современная мировоззренческая культура рассматривается многогранно: гражданская культура (О.Ю. Волохова), молодежная культура (С.П. Цаплина), российская нравственная культура (A.C. Франц), русская культура (Ю.Г. Марченко), массовая культура (A.B. Плотников), народная культура (E.JI. Антонова). Богатство идей и концепций располагает к комплексному рассмотрению феномена ценностно-мировоззренческой культуры на междисциплинарном уровне.

Существенное влияние оказали работы, в которых рассматриваются категории «ценность», «мировоззрение» и «ценностно-мировоззренческая культура личности» (С.Ф. Анисимов, М. Вебер, J1.C. Выготский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, Е.П. Ильин, С.Н. Кон, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.В. Муравьева, В.Н. Мясищев, М. Рокич, A.A. Ручка, Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллер и др.). Спектр рассмотрения исследователями проблемы формирования ценностных ориентаций обусловлен пониманием их как компонента индивидуальной системы ценностных отношений личности, как важнейшей функции общей культуры личности (A.B. Азархин), как чувственного отношения человека к миру (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский), как личностного образования (Н.Б. Крылова).

Вопросам использования новых педагогических технологий в образовательном процессе, формирования профессиональной компетентности, нравственной культуры, культуры специалиста в условиях модернизации отечественной системы образования с учетом основных тенденций развития педагогической теории и

практики посвящены работы многих отечественных ученых (В.Г. Афанасьев, В.И. Байденко, В.П. Давыдов, B.C. Ильин, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, A.A. Кочин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.А. Полякова, Ю.П. Платонова, В.Д. Путилин, A.B. Райцев, О.Г. Смолянинова, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, A.A. Ухтомский, В.В. Фадеева, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.П. Шамова, И .С. Якиманская и др.).

Для определения критериев подготовки будущих сотрудников полиции были исследованы работы, отражающие имеющийся теоретический и эмпирический опыт по формированию модели специалиста и собственно его подготовки. Анализ этой проблемы широко представлен в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В.А. Сла-стенина и др. Детально изучаются аспекты профессиональной деятельности «личность-среда» в работах В.А. Бодрова, А.Б. Леонова, A.C. Кузнецова и др.

Вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования ценностных ориентации личности рассматривают в своих трудах А.Д. Алексеев, А.И. Арнольдов, В.И. Водовозов, JI.C. Выготский, И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, Ю.А. Клейберг, A.C. Макаренко, М.Ю. Новицкая, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.С. Фиш-ганг-Фин, С.Т. Шацкий, Т.Я. Шпикалова, JI.K. Ярославцева и др. Ценностные ориентации личности с педагогической точки зрения обоснованы М.В. Богуславским, В.Н. Дадоновым, И.Б. Игнатовой, И.Ф. Исаевым, A.B. Репринцевым, В.А. Сластениным, Г.И. Чижи-ковой, B.C. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др. Психологическим аспектам формирования ценностных ориентаций посвящены работы JI.C. Выготского, В.В. Давыдова и А.Н. Леонтьева; в трудах Л.Н. Гуляевой и Н.Б. Крылова, Л.Н. Столовича выявляются факторы, влияющие на развитие ценностных ориентаций личности.

Проблемы формирования нравственности, мировоззрения, гражданственности, гуманизма у курсантов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел в разные годы ставились целью исследований А.Я. Боева, Г.П. Васянович, М.В. Гирской, И.В. Горлинского, П.П. Давыдова, Н.В. Даничева, Ю.И. Дутова, А.П. Елисеевой, Л.В. Кузнецовой, B.C. Олейникова, A.C. Щербакова и др.

Отметим, что проблеме формирования профессиональной культуры сотрудника системы МВД уделялось и уделяется должное внимание. Вместе с тем, анализ осуществленных исследований свидетельствует о том, что на сегодняшний день в педагогической науке недостаточно рассмотрена проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России, не разработаны соответствующие технологии обучения.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между потребностью общества в подготовке будущего сотрудника МВД России, обладающего ценностно-мировоззренческой культурой, позволяющей ему успешно реализовать свои профессиональные знания и способности в условиях современного общества, и недостаточной ориентацией ведомственной системы профессиональной подготовки курсантов системы МВД России на формирование его целостной профессиональной культуры; необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов МВД России с учетом современных требований, тенденций развития правоохранительной деятельности и недостаточной разработанностью теоретического обоснования содержания ценностно-мировоззренческой культуры личности будущего сотрудника полиции, внедрения и использования технологий обучения в образовательном процессе учебных заведений системы МВД России.

Наличие указанных противоречий обусловливает актуальность исследования и позволяет определить проблему, которая заключается в необходимости формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация организационно-педагогических условий формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

Объектом исследования является образовательный процесс в высших учебных заведениях МВД России.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

Гипотеза диссертационного исследования. Эффективность формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России как неотъемлемой части профессиональной подготовки современного сотрудника полиции, способного к решению профессиональных задач в современной социокультурной среде, может быть обеспечена при наличии следующих условий:

определена сущность понятий «ценностно-мировоззренческая культура», «формирование ценностно-мировоззренческой культуры будущего сотрудника МВД России» и установлены уровни ее сформированности;

определены значение и место ЦМК личности в процессе формирования профессиональной культуры будущего сотрудника полиции МВД России;

ценностно-мировоззренческая культура будущего сотрудника МВД России становится системным личностным образованием, сформированным в процессе обучения в вузе;

разработаны концепция и модель, реализованы организационно-педагогические условия формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности в процессе обучения курсантов в вузе МВД России, которые определяются динамикой функционирования организационного, логического и методического этапов образовательного процесса.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой решались следующие исследовательские задачи:

выявление в педагогической теории и практике существующих тенденций и подходов к решению проблемы формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России;

определение факторов, условий и особенностей формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности в процессе обучения курсантов в вузе МВД России;

разработка концепции и модели, обоснование и апробирование организационно-педагогических условий формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности в процессе обучения курсантов в вузе МВД России;

определение эффективных технологий обучения, способствующих формированию ценностно-мировоззренческой культуры

курсантов вузов МВД России, и осуществление экспериментальной проверки их эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования методологии и принципов построения образовательных систем (В.И. Бегун, A.M. Новиков, А.Я. Пырский), дидактических принципов и закономерностей обучения в высшей школе (A.B. Коржуев, В.А. Попков); труды по теории деятельности (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, P.C. Немов, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадри-ков, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др); работы по проблемам развития современного образования в условиях его модернизации (В.А. Болотов, Г.А. Бордовский, В.В. Краевский, В.В. Лаптев, B.C. Леднев, В.Л. Матросов, Г.П. Щедровицкий); труды по философии культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, С.М. Оленев, и др.); исследования по проблеме формирования профессиональной компетентности специалиста (И.Г. Агапов, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, B.C. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, A.B. Райцев, Ю.Г. Та-тур, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов, Т.И. Шульга, Д.И. Фельдштейн и др.); исследования по вопросам совершенствования подготовки специалистов-профессионалов в вузах МВД России (А.Ф. Арсланов, B.C. Артамонов, Г.Д. Бабушкин, Ю.В. Богомолов, В.В. Богуславский, A.B. Буданов, М.В. Воропаев, О.Д. Вьюшин, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть, A.A. Кочин, Н.И. Минко, Г.А. Мухина, B.C. Олейников, A.B. Прозоров, Е.В. Пугачева, A.M. Столярен-ко, П.М. Стрельников, А.Н. Томашев, В.И. Хальзов и др.).

В работе применялись теоретические (теоретико-методологический анализ и синтез, понятийно-терминологический анализ, системный анализ) и эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анкетирование, организационно-педагогический эксперимент) методы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Краснодарский университет МВД России. В проведении педагогического эксперимента приняли участие более 400 курсантов вуза.

Исследование проводилось в течение 2009-2011 гг. и включало три этапа.

На теоретико-поисковом этапе (2009-2010 гг.) было изучено современное состояние проблемы, осуществлен анализ научной и методической литературы, накоплен эмпирический материал на основе обобщения практического опыта, рассмотрены теоретические и практические подходы в профессиональной подготовке специалистов системы МВД России. В результате были определены исходные данные исследования: его объект, предмет, гипотеза, методология, методы и понятийный аппарат. Разрабатывался план опытно-исследовательской деятельности, осуществлялся анализ форм, методов и технологий обучения.

На формирующем этапе (2010-2011 гг.) были подвергнуты эмпирической проверке личностно-ориентированные педагогические технологии, учебные программы и планы, методические пособия, программы практикумов и тренингов, которые ежегодно проходили апробацию, корректировались и совершенствовались в образовательном процессе; определено понятие «ценностно-мировоззренческая культура личности курсанта вузов МВД» и установлены уровни ее формирования в системе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Кроме того, осуществлялось экспериментальное моделирование образовательного процесса, разрабатывались и внедрялись обучающие технологии, создавались организационно-педагогические условия процесса формирования ЦМК личности курсантов вуза, использовались качественные и количественные методы обработки полученных в ходе исследования результатов.

На завершающем этапе (2011 г.) обобщались результаты опытно-исследовательской работы, формулировались основные выводы исследования, разрабатывались рекомендации по формированию ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в ходе профессионального обучения в вузе МВД, проверялись полученные результаты, осуществлялась их апробация и внедрение.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

раскрыты сущность, структура и основные положения понятий «ценностно-мировоззренческая культура личности» и «формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности кур-

сайтов вузов МВД России» с точки зрения философских, психолого-педагогических и социологических основ;

выявлены особенности формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД в процессе их обучения; определены критерии (мировосприятие, мироощущение, миропонимание, самоотношение, миропреобразование) и показатели сформированности ценностно-мировоззренческой культуры курсантов;

обоснована концепция, разработана модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, включающая структурные блоки - теоретический, структурно-функциональный и технологический, что позволяет существенно повысить эффективность образовательной деятельности и создать предпосылки для перехода ценностно-мировоззренческого становления личности курсантов на качественно новый уровень за счет активизации и актуализации внутреннего потенциала личности и действенности ценностного и мировоззренчески-ориентированного процесса обучения;

определены, созданы и экспериментально апробированы с учетом требований ФГОС ВПО к подготовке курсантов вузов МВД России организационно-педагогические условия (дидакти-ко-методические, практико-ориентированные и акмеологические), позволяющие эффективно реализовывать модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов и использовать в ходе обучения формы (лекция, проблемная лекция, лекция-провокация, тематические семинары, эвристическая беседа, реферативный семинар, брифинг, круглый стол и др.) и технологии обучения (игровые мировоззренчески развивающие технологии, технологии мировоззренческой самоактуализации личности, технологии профессионально-мировоззренческого проектирования и др.) на всех этапах реализации (информационно-аналитический, организационно-образовательный, коррекционный), способствующие эффективности ценностно-мировоззренческих воздействий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят существенный вклад в развитие теоретико-методологического обоснования и внедрение в педагогическую практику теории формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, что усиливает общепрофессио-

нальную составляющую образовательного процесса в вузе МВД России:

выявлены основы формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, раскрыта сущность инновационных теоретико-методологических подходов к процессу ее формирования, новых направлений их реализации через важнейший методологический принцип - межпредметную и междисциплинарную интеграцию;

теоретически обоснована модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, структурные блоки которой (теоретический, структурно-функциональный, технологический) направлены на конкретизацию методологических подходов, принципов и этапов формирования данного феномена;

сформулирована необходимость использования совокупности инновационных подходов, направлений и активных форм, методов, приемов, средств и технологий обучения, ориентированных на формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в образовательном вузовском процессе;

разработан и теоретически обоснован комплекс технологий обучения (игровые мировоззренчески развивающие технологии, технологии мировоззренческой самоактуализации личности, технологии профессионально-мировоззренческого проектирования и др.), направленных на формирование ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в образовательном процессе, результативность которых обоснована в ходе эксперимента с использованием диагностического инструментария, соответствующего целям и содержанию исследования (критерии, показатели, уровни, самооценка, оценки преподавателей, экспертные и итоговые оценки).

Практическая значимость исследования. Полученные результаты используются в процессе формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов Краснодарского университета МВД России и его филиалов (г. Новороссийск, г. Ставрополь). Разработан и внедрен в образовательную практику экспериментальный курс «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника полиции МВД России», в котором определены цель, задачи, содержание, технологии обучения, обоснована оценка эффективности форми-

рования данных качеств личности. Введение данного курса позволило повысить эффективность формирования данного феномена на научной основе, используя в практической деятельности всю совокупность предложенных традиционных и инновационных методов, форм, средств и технологий.

Прошедшее экспериментальную проверку технологическое обеспечение процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов предоставляет возможность преподавателям осуществлять на практике деятельность по формированию ЦМК на основе предложенного педагогического инструментария и достижений педагогической науки с целью обеспечения развития и саморазвития будущих сотрудников полиции МВД России.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается доказательностью методологических позиций, применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам; длительным характером исследования и его тесной связью с практикой образовательной деятельности в вузах МВД России; сочетанием количественного и качественного анализа педагогического процесса и практической апробации результатов исследования; участием автора в экспериментальной работе; корректным использованием технологий; качественной обработкой экспериментальных данных, систематическим сравнительным анализом эффективности формирования ЦМК личности курсантов. Базу составили результаты проведенного автором исследования, в котором приняли участие более 400 курсантов Краснодарского университета МВД России и его филиалов. Обоснованность обусловливается инструментарием определения уровней сформированное™ ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов на всех этапах опытно-экспериментальной работы, их обобщающими и сравнительными результатами, подтверждающими адекватность теории и практики в решении исследуемой проблемы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностно-мировоззренческая культура личности представляет собой целостную систему интегративных качеств, определяющих направленность личности курсанта вуза МВД России в процес-

се обучения на осознание собственного ценностно-смыслового образа и способа освоения базовых ценностных ориентации в профессиональной деятельности. Ценностно-мировоззренческие ориентации в формировании культуры курсантов основаны на теориях, в основе которых лежат мировоззренческие подходы, влияющие на самоидентификацию обучаемых в условиях образовательной деятельности вуза МВД России.

Методологические основания ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов формируются на основе интегра-тивного использования следующих педагогических подходов:

а) практико-ориентированный (компетентностный) подход как метод моделирования результатов образования в вузе МВД на основе формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, обеспечивающих их профессиональную деятельность с высоким уровнем сознания и самосознания;

б) культурологический подход, основывающийся на принципе и способе изучения и организации формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, опирающийся на передачу традиции закономерностей профессиональной культуры от поколения к поколению;

в) личностно-ориентированный подход, ставящий в центр обучения курсанта, его мотивы, цели, психологический склад, реализующийся на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий по формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов;

г) аксиологический подход, транслирующий ценности общества в образовательном процессе, развивающий ценностные ориентации и ценностное отношение курсантов к реализации гражданских и социальных функций профессиональной деятельности путем овладения и накопления знаний и опыта.

Мера присвоения и степень актуализации ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов определяются через понимание и освоение мира посредством личностного мироощущения, миропонимания, миросознания, мироотношения, а также самопреобразования, самосовершенствования и самоопределения.

2. Концепция формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов как система научных знаний и как

форма обоснования результатов исследования включает: цель, задачи, понятийно-категориальный аппарат, подходы, закономерности формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, принципы, функции, факторы, компоненты, модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, технологическое обеспечение, организационно-педагогические условия, этапы, уровни сформированности ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, критерии, прогнозируемый результат по итогам реализуемой концепции формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов. Основу и новизну разработанной концепции формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов составляет система принципов (общие - системность, научность и связь теории с практикой, доступность, положительная мотивация; специфические - ориентация на личность, этапность, межпредметная и междисциплинарная интеграция, рефлексия, компетентность, практико-ориентированная направленность).

3. Разработана модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов, представляющая целостность взаимосвязанных и взаимодействующих в образовательном процессе компонентов: организационно-структурного, содержательно-технологического и критериально-результативного. Специфика данной модели заключается в профессиональной направленности и устремленности к достижению необходимого уровня заданных параметров формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов.

4. Организационно-педагогические условия формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта определяют следующее:

главной целью является актуализация места и роли формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в общей системе профессионального обучения в вузе МВД как одного из важных направлений с учетом специфики практико-ориентированной деятельности курсантов и ориентации на решение проблем современного общества (профилактика правонарушений в молодежной среде, предупреждение девиантного поведения подрастающего поколения и др.);

в педагогическом плане ценностно-мировоззренческая культура личности курсантов формируется через приобретение мировоззренческих знаний, ценностей, убеждений, идеалов, принципов, отношения к миру; формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности предполагает эмоционально-волевые установки и мотивы личности, без которых не может эффективно идти процесс овладения знаниями, становления убеждений и идеалов в ценностно- и мировоззренчески-ориентированном образовательном процессе вузов МВД России.

5. Эффективность обучения обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий:

постановка цели, задающей требования к организации деятельности образовательного процесса, его управлению, отбору содержания, форм, методов и технологий обучения;

наличие научно-методического обеспечения, содержание которого направлено на осуществление установки на смысловую основу, межпредметную и междисциплинарную интеграцию, способов освоения мира (когнитивного, эмоционально-чувственного, волевого);

создание насыщенной ценностно-мировоззренческой образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессиональной деятельности будущего сотрудника полиции, способствующей готовности к решению своих профессиональных задач;

разработка информационно-технологического ресурса, основанного на внедрении курса «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника полиции МВД России»;

реализация эффективных с точки зрения формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов форм и приемов обучения (лекция, проблемная лекция, лекция-провокация, тематические семинары, эвристическая беседа, реферативный семинар, брифинг, круглый стол и др.) и технологий обучения (игровые мировоззренчески развивающие технологии, технологии мировоззренческой самоактуализации личности, технологии профессионально-мировоззренческого проектирования и др.) на всех этапах реализации (информационно-аналитический, организационно-образовательный, коррекционный);

обоснование компонентов и критериев (когнитивные, эмоционально-волевые, духовно-нравственные, социально-направленные качества личности, а также мировосприятие, миропонимание, самоотношение, мировоззренческая направленность, миропреобра-зования), свидетельствующих о сформированности ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации заслушивались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств; докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях (г. Майкоп, 2009, 2010, 2011; г. Сочи, 2011; г. Краснодар, 2010, 2011).

Основные положения исследования внедрены в учебный процесс Краснодарского университета МВД России.

По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объемом 5,7 п. л., в том числе 3 научных статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России, общим объемом 1,0 п. л.

Структура диссертации отражает общую логику исследования. Состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, обозначены противоречия, разработан научный аппарат исследования (проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи), предложены теоретические и методологические основы и методы исследования, намечена опытно-экспериментальная база, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, его достоверность, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В главе 1 «Ценностно-мировоззренческая культура курсантов вузов МВД России как педагогическая проблема» освещены методологические и психолого-педагогические концепции инновационной теории, методологии, методики, технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности

в образовательном процессе; разработана концепция формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности и проведен анализ их готовности к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях.

В настоящее время основной акцент в системе профессиональной подготовки специалистов МВД России делается на формирование профессионально подготовленных высоконравственных защитников правопорядка, способных действовать в динамично меняющейся среде, применяя новейшие разработки, позволяющие эффективно противодействовать как традиционной, так «современной» преступности.

Автор раскрывает сущность и содержание компетентност-ного, культурологического, личностно-ориентированного и аксиологического подходов; традиционного, проблемного, интерактивного и контекстного направлений при использовании активных форм, методов, приемов и технологий личностного формирования курсантов в процессе обучения в вузе МВД России. Проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности в исследовании решается с опорой на аксиологический подход.

Важным представляется рассмотрение понятий «ценности» и «мировоззрение». Ценности на основании анализа многочисленных источников (Б.С. Гершунский, Р.И. Шейерман, A.B. Битуева, Д.И. Жанбуршина, О.В. Заславская, А.З. Здравомыслов, И.В. Ковалева, В.А. Котельников и др.) классифицируются диссертантом следующим образом: общественный идеал, выработанный сознанием, который может быть и общечеловеческим (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческим (патриархат, равенство, демократия); объективная форма в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков (этических, эстетических, политических, правовых и т. д.); ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные. Следует отметить, что некоторые исследователи (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, K.M. Хоруженко и др.) предлагают выделить следующие группы ценностей, носящие мировоззренческий характер: а) общечеловеческие; б) социальные; в) профессионально-культурологические.

Термин «мировоззрение» традиционно используется как философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющих отношение к окружающей действительности и характеризующих видение мира в целом и место человека в этом мире (В.В. Греча-ный, С.С. Гусев, Б .Я. Пушканский, А.А. Довгаль, В.П. Иванов, А.Г. Ковалев, В.А. Мальчуков, Э.И. Моносзон, B.C. Шубинский, Г.В. Позизейко и др.). Следовательно, мировоззрение представляет собой систему субъективных образных представлений о жизни. Автором определено, что мера присвоения и степень актуализации ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов определяются через понимание и освоение мира, через личностное мироощущение, миропонимание, миросознание, ми-роотношение, а также самопреобразование, самосовершенствование и самоопределение.

В педагогическом толковании ценности - это представления большинства людей о добре, справедливости, патриотизме, которые являются целью формирования их у студентов в процессе профессионального обучения. Отмечено, что такие ценности, как приверженность идеям демократии, нацеленность на создание демократических отношений в системе отношений в группе, коллективе; гражданская зрелость и общественная активность (действенный патриотизм); сформированность профессиональной этики; бережное отношение к общечеловеческим и социальным ценностям; уважительное отношение к законам, правам человека; чувство профессионального долга; ответственное отношение к межличностным отношениям, к судьбе друзей, родных, других людей, воспитанников; соблюдение этики межличностных, межнациональных отношений; профессиональная самоотверженность, составляют базу формирования профессионально-ориентированной ценностно-мировоззренческой культуры будущего сотрудника полиции.

Автор отмечает что разработка содержания ценностно-мировоззренческой культуры курсантов должна основываться на осмыслении конструктов компетентностного подхода: компе-тентностей, компетенций и метакачеств (Э.Ф. Зеер). В контексте заявленной проблемы с методологической точки зрения рассмотрены три уровня содержания образования - инвариативный, ва-

риативный и личностный (Г.В. Мухаметзянова) - применительно к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России. Анализ инвариативного уровня содержания формируемых качеств личности характеризуется фундаментальностью, интегративностью, целостностью, концеп-туальностью, направленностью на деятельностный характер обучения. Вариативный уровень представлен непрерывностью, поливариативностью, суммативностью сочетания учебного материала по формированию ценностно-мировоззренческой культуры курсантов на уровне междисциплинарных и межпредметных связей. Личностный уровень представлен включенностью субъективного опыта курсантов в содержание образовательного процесса, согласованностью этого опыта с практико-ориентированной направленностью на профессиональную деятельность будущего

сотрудника полиции.

Профессиональная деятельность будущих сотрудников системы МВД состоит и в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы и общества на основе индивидуальной системы ценностей. По мнению ряда ученых, индивидуальная система ценностей представляет собой определяющий фактор жизненных устремлений человека (М.В. Богу-словский, В.Н. Дадонов, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.А. Сласте-нин и др.). Деформация или разрушение моральных принципов, нравственных норм, ценностных ориентиров ведут в конечном счете к дезинтеграции общества, к его катастрофе. Рассмотрение образования в вузах системы МВД России как явления культуры подразумевает осмысление ценностно-мировоззренческой культуры личности и выявление возможности ее выражения во всех сферах жизнедеятельности человека. Это предполагает выявление специфических правоформирующих факторов культуры, обучение курсантов на основе межпредметного и междисциплинарного подходов (философского, политического, эстетического, этического, культурологического социологического, педагогического и др.), аксиологического подхода к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов.

Учитывая современные психолого-педагогические тенденции профессиональной деятельности сотрудников полиции, проанализировано такое явление, как профессионально-нравственная

деформация личности, что объясняется исследователями (С.П. Безносое, Е.В. Бурцева, В.А. Черномаз, Н.Л. Гранат, Е.Г. Лунина и др.) тем, что осуществление профессиональной роли, особенно если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. Многие признаки, явления профессиональной деформации (деформированные стереотипы, шаблоны поведения, оценки и др.) необходимо корректировать путем формирования ценностно-мировоззренческой культуры в процессе обучения в вузах МВД. Для преодоления негативных явлений профессиональной деформации личности сотрудника правоохранительных органов саморазвитие личности выступает условием мировоззренчески целостного гносеологического, эмоционально-ценностного, действенно-активного освоения человеком общественной жизни, отраженной в системе духовных ценностей и идеальных эталонов норм отношений.

Содержание и особенности профессиональной деятельности, характер решаемых при этом задач определяют профессиональные требования к личности будущего сотрудника полиции при обучении в вузе МВД. В процессе формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов необходимо учитывать особенности и специфику их профессиональной деятельности во взаимодействии с населением. Ценностно-мировоззренческий потенциал образовательного процесса в вузе понимается автором как совокупность заключенных здесь ресурсов, способствующих адаптации курсантов в социуме на основе наполнения их представлений эмоционально-смысловым содержанием, формированию ориентаций, содействующих осознанию и принятию общекультурных и профессиональных ценностей деятельности будущего сотрудника полиции.

В диссертационной работе предложена концепция формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России. Идея концепции заключается в том, что формирование ЦМК курсантов - это педагогически направленная, целостно выстроенная, предполагающая систему совокупных действий, содержащая подходы, принципы,

содержательные положения и направления образовательная деятельность в вузе. Концепция предусматривает систематический метод планирования, формирования и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета личностных и организационно-педагогических ресурсов, взаимодействие между ними для достижения наиболее эффективных результатов процесса образования курсантов.

На основе данной концепции представлена модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры будущего сотрудника полиции, включающая практико-ориентированные, аксиологические, личностно-ориентированные подходы, которые способствуют реализации в образовательном процессе взаимодействия субъектов совместной деятельности. Основными принципами выступили: системность, перспективность и опережающий характер формирования качеств личности, непрерывность, цикличность и динамичность процесса формирования личностных качеств курсантов, технологичность и гибкость форм обучения, эффективность, оптимальность и рефлексивность. Компонентами и критериями ценностно-мировоззренческой культуры будущего сотрудника полиции являются: мотивационный (мотивы достижения, познавательные мотивы, мотивы профессиональной ориентации), содержательный (наличие общекультурных компетенций, ценностно-мотивационная ориентация, понимание социальной значимости своей будущей профессии), операциональный (профессиональный самоанализ; умения, необходимые для общения; самовыражение и саморазвитие). Также включены критерии развития и эффективности.

Таким образом, ценностно-мировоззренческая культура сотрудников полиции - это целостное профессионально-личностное качество, отражающее готовность и способность будущего сотрудника полиции целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с субъектами социума. Ценностно-мировоззренческая культура курсанта понимается как определенный уровень мышления и восприятия действительности, степень достижения уровня знаний ее законов функционирования общества.

В главе 2 «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД России» раскрыто содержание работы по формированию ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД, описаны использованные в процессе обучения технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, обоснованы и реализованы процессуальные аспекты педагогического эксперимента, осуществлен качественный и количественный анализ его результатов, определены организационно-педагогические условия его проведения в образовательном пространстве вуза МВД России.

Для решения поставленных задач формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в процессе обучения в вузе МВД были обоснованы и созданы педагогические условия, в которых происходит этот сложный процесс личностного развития. Педагогические условия определяются диссертантом как совокупность объективных возможностей структуры и содержания обучения, методов и средств его осуществления, направленных на обеспечение успешности в достижении поставленных задач. В настоящем исследовании педагогические условия (дидактико-методические, практико-ориентированные и акмеологические) рассматриваются как совокупность обстоятельств процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД, способствующих развитию профессиональной компетентности будущего сотрудника полиции.

Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от сети Интернет и компьютерных игр, секты, самоубийства - все эти девиантные явления являются сферой профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность указана область профессиональной деятельности, которая в своей основе опирается на ценностно-мировоззренческие критерии профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции. Ценностно-мировоззренческая культура характеризует будущего профессионала в плане персональной социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроен-

ной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации личности.

Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности в сфере правоохранительных органов, к окружающим людям, представителям различных молодежных субкультур образует профессиональную и гражданскую направленность персональной позиции сотрудника полиции. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в профессиональной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества миро-отношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразова-ния и др.) и самоотношения курсантов в процессе обучения.

Научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности могут объективно выступить как основные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, определять уровень ее сформированное™ в процессе профессионального обучения в вузе. Это позволило обосновать компоненты, показатели и критерии сформированности ценностно-мировоззренческой культуры личности в вузе МВД.

В диссертационном исследовании в контексте проблем формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов рассмотрен содержательный состав компонентов и критериев.

Когнитивный компонент в структуре ценностно-мировоззренческой культуры характеризуется через уровень миропонимания личности. С учетом прогностических требований, отражающих профессиональные требования к ценностно-мировоззренческой культуре будущего сотрудника МВД, разработан авторский курс «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы МВД России». Целостный ценностный подход являлся базовым основанием определения психолого-педагогического механизма развития ценностно-мировоззренческих ориентаций курсантов, обобщенной характеристикой их жизнедеятельности, единицей успешного функционирования, позволяющей им адаптироваться в социокультурных условиях современного общества, способствуя их адекватному нравственному самоопределению, укрепляя их духовный потенциал, веру в собственные творческие возможности, направляя в нужное русло их индивидуальную общественно и личностно по-

лезную мыслительную и практическую поведенческую деятельность. При изучении курса «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника полиции МВД России» курсанты стремились учитывать причинно-следственные связи современного социума, когда в определенных кругах утрата смысла жизни, попытки отстраниться от жизненных реалий приводят к алкоголизации и наркотизации населения.

Большое внимание в содержательной части обучающего курса уделено рассмотрению проблематики молодежных субкультур постиндустриального общества, анализу отклонений в поведении человека от общепринятых норм и правил, причин, провоцирующих девиантное поведение. Учитывая направления профессиональной деятельности будущего сотрудника полиции, были разработаны следующие темы лекций: «Противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и молодежной среде», «Толерантность и век поликультурных парадигм», «Экстремизм в современном медиапространстве», «Информационно-психологическая безопасность личности в современных условиях», «Молодежные объединения», «Экстремистские организации», «Экстремизм в сети Интернет», «Массовая культура и экстремизм в молодежной среде», «Экстремизм и ксенофобия». Содержание курса создает практико-ориентированную базу для курсантов вузов МВД России.

Эмоционально-ценностный компонент в составе ценностно-мировоззренческой культуры выявляет, в первую очередь, степень личностной зрелости будущих сотрудников. Духовная наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - ее ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях. Гармоничное мироощущение как ощущение личной сопричастности к происходящему является важным компонентом эмоциональной сферы сотрудника полиции. Это выступает основой для формирования персональных цельных и позитивно окрашенных мировоззренческих идеалов, потребности и способности самовоспитания личности на ценностной основе.

Мотивационно-смысловой компонент в структуре ценностно-мировоззренческой культуры взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного поведения в профессиональной

деятельности. Именно потому в его составе особое место принадлежит персональным (социально-нравственным, этическим и альтруистическим и др.) смыслам и мотивам деятельности в обществе. Содержание мотивационно-смыслового компонента в составе ценностно-мировоззренческой культуры выступает смыс-

лообразующей основой.

Мировоззренчески активному поведению и деятельности личности предшествует состояние поведенческо-волевой мировоззренческой готовности обучаемого. Компонентами данной готовности выступают способность к сознательной и ответственной постановке профессионально-деятельностных целей и жизненных задач и персональная активность в их достижении посредством волевой саморегуляции и самоорганизации деятельности. Поведенческо-волевая готовность в структуре ценностно-мировоззренческой культуры выявляет настроенность курсантов на персональное мировоззренческое самоопределение в обществе и обусловливает практическое становление организованности и целеустремленности, инициативности и настойчивости в достижении курсантом значимых целей деятельности.

Продуктивно-деятельностный компонент в структуре ценностно-мировоззренческой культуры определяет уровень гибкого, ответственного, творческого миропреобразования, проявляющегося в профессионально-компетентной деятельности будущего сотрудника полиции в обществе. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение курсантов к будущей профессии, понимание им перспектив и задач избранной профессиональной сферы.

Качественно-интегративные критерии ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в условиях профессионального образования в вузах МВД России выявляют содержательное наполнение, качественные характеристики и индивидуальный уровень сформированное™ ее когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-смыслового, саморегуляционного и деятельност-но-продуктивного компонентов. Одновременно с этим, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная компетентность курсантов позволяют определить уровень становления персональной ценностно-мировоззренческой культуры в целом.

Специфика форм, методов и технологий формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов заключается в

направленности курсантов на успешную профессиональную деятельность. Используемые технологии способствовали построению целостной системы обучения как единого социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны образовательная и воспитательная деятельность курсантов; интегрированы воспитательные усилия преподавателя, инновационные и традиционные формы образования и духовного воспитания; определены и учтены характер и тенденции влияния на курсантов внешней и внутренней среды современного общества.

Вклад в разработку понятия функционирования образовательных технологий внесли в разной мере такие исследователи технологического подхода в образовании, как Л.А. Байкова, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Е.В. Бондаревская, B.C. Забравский, В.А. Извозчиков, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, В.М. Монахов, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, П.И. Третьяков,' В.Т. Фоменко, В.В. Юдин, Н.Г. Ярошенко и многие другие. Автором определяется специфика технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вуза МВД России как обоснование вовлечения личности в процесс диалогического общения в соответствии со спецификой возраста, созданием образовательного пространства, в соответствии с решаемыми проблемами.

В реализации технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов определены этапы: первый - информационно-аналитический, второй - организационно-образовательный, третий - коррекционный, связанный с деятельностью, которая позволяет обеспечить позитивное психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования личности.

В ходе формирования ценностно-мировоззренческих качеств личности были использованы формы проведения занятий и технологии обучения, способствующие эффективности ценностно-мировоззренческих воздействий.

Широко использованы в образовательной практике игровые мировоззренчески развивающие технологии, успешность которых зависит от создания специфических условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности будущего сотрудника полиции. В рамках игровых мировоззренчески развивающих технологий возможно создание условий для ценностно-мировоззренческого усвоения норм общественного поведения,

отработка действий, направленных на профилактику и предупреждение противоправных действий.

Основываясь на теоретических концепциях Л.С. Выготского, О.С. Анисимова, Т.П. Данько, Е.Е. Асташкиной, Э. Бэрн, Л.А. Вен-гер, С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнникова, С.М. Тюнниковой, Н.Я. Михай-ленко, П.И. Пидкасистгого, Ж.С. Хайдарова С.А. Шмакова и др., в диссертации определены основные принципы игровых действий и критерии: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта и научно-педагогической концепции ценностно-мировоззренческой направленности обучения); по целям и задачам (формирование ценностно-мировоззренческих знаний, личностных качеств, развитие индивидуальности); по вариативности средств развития ценностно-мировоззренческих качеств личности; по функциям педагогического мастерства преподавателя, осуществляемого с помощью технологий (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями и др.)

Значимой стала образовательная технология мировоззренческой самоактуализации личности, при которой ценностно-ориентирующий диалог и сотрудничество находятся в центре системы «человек-человек»: проблемные лекции и семинары, участие в дискуссиях и диспутах, в практикумах по предмету обеспечили реальные возможности для высказывания и сопоставления различных позиций и мнений. В ходе исследования апробирована технология формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях учебного процесса, максимально приближенных к практической деятельности сотрудника полиции. Эффективность внеучебной деятельности в плане мировоззренческого развития личности обусловлена активным включением курсантов в разнообразные практические и жизненные ситуации коммуникативного, профессионально-ориентированного и проблемного характера. Применялись технологии профессионально-мировоззренческого проектирования. Отличительной особенностью данной технологии является формирование самостоятельного опыта студентов по приобретению знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. В процессе выполнения проектных заданий (подготовка и организация мероприятия, изучение литературы, разработка плана лекции и др.) курсанты приобретали умения моделирования и планирования, осуществляли самостоятельный выбор алгоритма своих дей-

ствий, принимали решения, выбирали способы конструктивного взаимодействия и сотрудничества в неординарной для курсантов ситуации.

Следовательно, мировоззренчески развивающие технологии представляют собой интегрированный вид практико-ориентирован-ной деятельности, направленной на реализацию задач формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД в процессе обучения.

Неотъемлемым организационно-методическим условием ак-меоразвития являются эвристические задачи и задания. В процессе их решения происходят ценностно-направленные изменения в компонентах структуры формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности, равно как и их познавательной деятельности.

На основе проведенного исследования диссертантом обосновано, что технологии, методы, приемы, формы и средства формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов системы МВД России есть совокупность специфических путей, способов, приемов формирования качеств личности с целью развития в ходе этого процесса профессиональных, личностных качеств курсантов, выработки умений, навыков и способностей их реализации в общении, поведении, практико-ориентированной деятельности.

Экспериментальная работа по формированию ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД представлена формирующим и контрольным экспериментом. В эксперименте принимали участие курсанты Краснодарского университета МВД России по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность. Общее количество участников эксперимента составило 86 человек (41 - контрольная группа, 45 -экспериментальная).

В процессе эксперимента нами использовались различные методы исследования: наблюдение в учебном процессе, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы с курсантами (I этап эксперимента); анализ и синтез информации, моделирование, проектная деятельность и экспериментальная апробация принятых возможных решений в моделированных ситуациях (II этап); обработка данных, эмпирические методы, связанные с систематизацией собранных данных (III этап). С позиций управления качеством формирования ценностно-мировоззренческой культуры

курсантов использованы этапы планирования, реализации, контроля, анализа и корректировки процесса обучения.

Комплекс педагогических условий был направлен на актуализацию и организацию процессуальных особенностей и компонентов учебно-познавательной деятельности. Это способствовало не только успешному усвоению знаний по изучаемому курсу, но и осознанному личностному принятию их курсантами в собственную ценностную сферу в качестве источника для выработки мировоззренческих убеждений, идеалов и принципов. На формирующем этапе экспериментальной работы был подтвержден комплекс педагогических условий и технологий обучения, способствующих успешности процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

Как свидетельствуют результаты проведенного эксперимента, произошло структурирование работы по формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД. Так, научно-теоретическая готовность ценностно-мировоззренческой профессиональной деятельности у курсантов в процессе целенаправленных действий возросла с 23,8 до 70,9%. В ходе обучения курсанты вносили коррективы в свое отношение к будущей профессиональной деятельности, получали необходимые знания умения и навыки по готовности к саморегуляции профессиональных действий: с 18,6 до 70,4%. Важными показателями в формировании ценностно-мировоззренческой культуры личности стала профессиональная компетентность в ценностно-мировоззренческом развитии курсантов (с 27 до 68,3%). Убедительные результаты были достигнуты в формировании диалоговой (коммуникативной) компетентности курсантов в практико-ориентированной деятельности (с 27,3 до 72,1%). Вместе с тем, использование традиционной методики формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в контрольных группах свидетельствует о незначительном росте данного показателя профессиональной культуры.

Анализ и результаты представленного экспериментального обучения подтвердили актуальность идеи создания необходимых педагогических условий достижения междисциплинарной и межпредметной интеграции дисциплин; создания устойчивой мотивации курсантов к саморазвитию и самосовершенствованию; разработки педагогической технологии, направленной на усиление

проблемно-диалогического характера в формировании ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и обобщения.

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях автора:

Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Ми-нобрнауки России:

1. Карабаш Д.В. Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка // Общество и право. - 2010. - № 4. -С. 58-61.-0,2 п. л.

2. Карабаш Д.В. Молодежь в современном российском социуме: проблемы деструктивного поведения // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 69-73. -0,3 п. л.

3. Карабаш Д.В. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России // Общество и право. - 2011. - № 5. - С. 285-289. - 0,5 п. л.

Статьи:

4. Карабаш Д.В. Компетенция и основные функции органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму // Борьба с терроризмом и экстремизмом: сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара. - Краснодар: КрУ МВД России, 2009. -С. 41-51.-0,65 п. л.

5. Карабаш Д.В. Молодежная субкультура как социальный феномен современного российского общества // Социокультурные основы процесса легитимации правового порядка в современном социуме: сб. статей. - Майкоп: АГУ, 2010. - С. 12-15. - 0,2 п. л.

6. Карабаш Д.В. Идеи радикализма в молодежной субкультуре современного российского общества // Социокультурные основы процесса легитимации правового порядка в современном социуме: сб. статей. - Майкоп: АГУ, 2010. - С. 16-19. - 0,2 п. л.

7. Карабаш Д.В. Молодежный экстремизм в условиях трансформации молодежной субкультуры: проблемы взаимовлияния // Вестник Краснодарского университета МВД России. -Краснодар: КрУ МВД России, 2010. - № 3. - С. 71-75. - 0,3 п. л.

8. Карабаш Д.В. Молодежная субкультура: проблемы радикальной идеологии // Социокультурные проблемы в модернизирующемся обществе: сб. статей. - Майкоп: АГУ, 2011. -

С. 38-43.-0,4 п. л.

9. Карабаш Д.В. Проблемы деформации правового сознания современной молодежи // Социокультурные проблемы в модернизирующемся обществе: сб. статей. - Майкоп: АГУ, 2011. -С. 44-46. - 0,2 п. л.

10. Карабаш Д.В. Девиации в молодежной субкультуре // Материалы десятой Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2011. - С. 29-32. - 0,2 п. л.

11. Карабаш Д.В. Современные тенденции развития радикальной идеологии в молодежной культуре // Вестник Краснодарского университета МВД России. - Краснодар: КрУ МВД России, 2011. - № 2. - С. 85-89. - 0,3 п. л.

12. Карабаш Д.В. Социально-педагогические основы трансформации ценностных стереотипов у современной молодежи // Социальные проблемы модернизации общества: сб. науч. статей. -Майкоп: АГУ, 2011. - С. 74-81. - 0,5 п. л.

13. Карабаш Д.В. Проблемы правопослушного поведения молодежи в современном российском обществе // Социальные проблемы модернизации общества: сб. науч. статей. - Майкоп: АГУ, 2011. - С. 82-86. - 0,35 п. л.

14. Карабаш Д.В. Личностный подход в формировании ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД России // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации: сб. статей. - Краснодар: КГУКИ, 2011.-С. 182-191.-0,4 п. л.

15. Карабаш Д.В. Готовность курсантов вузов МВД России к работе, направленной на безопасность личности в современных условиях // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации: сб. статей. - Краснодар: КГУКИ, 2011. - С. 191-200. - 0,5 п. л.

16. Карабаш Д.В. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта вузов МВД России: структура и содержание // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации: сб. статей. - Краснодар: КГУКИ, 2011. - С. 200-210. - 0,5 п. л.

Подписано в печать 06.02.2012. Усл. печ. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ 30.

Краснодарский университет МВД России. 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Карабаш, Дмитрий Васильевич, Краснодар

61 12-13/745

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

На правах рукописи

КАРАБАШ Дмитрий Васильевич

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогически наук, профессор Туравец Н.Р.

Краснодар, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение.....................................................................3

ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Ценностно-мировоззренческая культура

личности: методологические основы........................................22

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностно-мировоззренческой

культуры личности курсантов вузов МВД России.......................50

1.3. Концепция формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности и анализ готовности курсантов вузов МВД России к осуществлению профессиональной деятельности

в современных условиях.........................................................78

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

2.1. Организационно-педагогические условия и содержание формирования ценностно-мировоззренческой культуры

курсантов вузов МВД России..................................................106

2.2. Технологии формирования

ценностно-мировоззренческой культуры курсантов

вузов МВД России в процессе обучения.....................................131

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы формирования ценностно-мировоззренческой культуры

курсантов вузов МВД России..................................................153

Заключение.......................................................................172

Литература........................................................................174

ВВЕДЕНИЕ

Ценностно-мировоззренческая культура личности является важным фактором в формировании общества XXI века, и влияет на все аспекты профессиональной деятельности, в том числе и правоохранительной. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения правоохранительной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства - всей сферы деятельности сотрудников полиции.

Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства - все эти явления, которые принято называть социальными девиациями, сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В последние годы проблема девиантного поведения стала особо актуальной. Настораживает статистика, указывающая на распространение в обществе зависимостей от деструктивных идей, психоактивных веществ, виртуальной реальности; распространяются «потребительско-паразитические» установки, культивируется отвержение таких исторически выстраданных ценностей, как честность, справедливость, доброта, целомудрие, ответственность.

Проблема подготовки современного сотрудника полиции заключается в том, что, с одной стороны, изменяются условия взаимоотношений личности, общества и государства, которые нуждаются в научном осмыслении, а с другой - в обосновании необходимости направлять усилия вузов на формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности будущего сотрудника полиции еще в процессе его обучения.

В условиях современной реальности, которая характеризуется межчеловеческой отчужденностью, прогрессирующими деструктивными явлениями как экспансивного характера, так и отражающими тенденции внутреннего саморазрушения в обществе, недооценка межэтнических и субкультурных противоречий привели к необходимости повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции МВД России, связанной с необходимостью расширения знаний о социокультурной среде, умения работать в ее условиях, владение методами снижения напряженности, прогнозирования и управления поведением людей.

Граждане России ожидают от правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью, работа органов внутренних дел должна отвечать новой ситуации, сотрудники полиции должны проявлять понимание многомерности феномена ценностно-мировоззренческой культуры, необходимой для осуществления прорыва на новый уровень культурного развития нации.

Удовлетворение значимых духовных интересов и потребностей российских граждан неотделимо от профессиональной деятельности сотрудников полиции, которые функционально призваны участвовать в сохранении и формировании духовной культуры общества. Осуществлять профилактику правонарушений, формировать духовно-нравственные качества личности, гражданскую определенность мировоззренческой позиции способен лишь такой сотрудник полиции, который сам обладает указанными характеристиками, предан отечественным идеалам и убежден в значимости своей деятельности.

Значимость ценностно-мировоззренческой культуры личности предопределяет необходимость модернизации системы профессиональной подготовки специалистов МВД России с учетом сложившейся ситуации, целей и задач, стоящих перед Министерством внутренних дел на современном этапе. Личностно-ориентированная парадигма образования предъявляет новые требования к характеру и содержанию педагогической деятельности в

условиях формирования профессиональной культуры будущего сотрудника полиции. В этой связи следует констатировать, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями системы МВД России, является формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции.

Решение данных вопросов является одним из условий развития отечественного образования, что нашло свое отражение в целом ряде законодательных актов, нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Приказом Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393), Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и др.

Принятие «Закона о полиции», согласно которого сокращаются репрессивные функции органов полиции, повышается гуманистическая составляющая их профессиональной деятельности, основанная на взаимодействии с населением, требует перестройки системы высшего образования будущих сотрудников полиции МВД России, в том числе в русле разработки новых подходов к формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности курсанта.

Проведенный анализ нормативных документов в области образования свидетельствует о несоответствии современной системы профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России требованиям, отраженным в них. Задача усложняется ростом объемов профессиональной информации, что

требует от образования обновления его содержания и разработки качественно новых педагогических технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, позволяющих обеспечить эффективность образовательного процесса, формирующего профессиональную ценностно-мировоззренческую культуру кадров МВД России. Таким образом, изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но, главным образом, цели образования, его стратегическую ориентацию.

Степень научной разработанности проблемы. Современная мировоззренческая культура рассматривается многогранно: гражданская культура (О.Ю. Волохова), молодежная культура (С.П. Цаплина), российская нравственная культура (A.C. Франц); русская культура (Ю.Г. Марченко); массовая культура (A.B. Плотников); народная культура (E.JI. Антонова). Богатство идей, концепций располагает к комплексному рассмотрению феномена ценностно-мировоззренческой культуры на междисциплинарном уровне.

На каждом этапе становления и развития того или иного государства подходы к формированию ценностно-мировоззренческой культуре изменяются в соответствии с разработанными и принятыми философскими концепциями, педагогическими теориями.

Философы античности Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит, руководствуясь идеями гражданской ответственности, рассматривали нравственное самосовершенствование граждан в их деятельности, направленной на процветание общества. Идейной основой эпохи Возрождения становится гуманизм, в основе которого лежит признание необходимости воспитания нравственного человека-гражданина, (Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.). Нравственное воспитание в философских взглядах Ш. Фурье, Т. Мора, А. Сен-Симона и др. социалистов-утопистов рассматривается во взаимодействии с формированием ценностно-мировоззренческих качеств личности, чувства

долга для служения интересам общества. В концепциях философов и педагогов XVII - XVIII вв. получают существенное развитие проблемы общечеловеческого, гражданского воспитания (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.). На современном этапе проблеме ценностно-мировоззренческой культуры личности посвящены исследования П.В. Алексеева, А.И. Арнольдова, И.В. Бестужева-Лада, B.C. Буянова, B.C. Овчинникова, А.К. Уледова и др.

Вопросам использования новых педагогических технологий в образовательном процессе, формирования профессиональной компетентности, нравственной культуры, культуры специалиста в условиях модернизации отечественной системы образования с учетом основных тенденций развития педагогической теории и практики, посвящены работы отечественных ученых (В.Г. Афанасьев, В.И. Байденко, В.П. Давыдов, B.C. Ильин, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, A.A. Кочин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.А. Полякова, Ю.П. Платонова, В.Д. Путилин, A.B. Райцев, О.Г. Смолянинова, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, A.A. Ухтомский, В.В. Фадеева, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Т.Н. Шамова, И.С. Якиманская и др.). В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты, актуальной темой для современной системы образования является проблема компетенций, определение их места в процессе подготовки специалиста. Вклад в изучение вопросов компетентностного подхода в профессиональном образовании внесли В.И. Байденко, Л.Н. Боголобов, В.В. Гузеев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.

Для определения критериев подготовки будущих сотрудников полиции, были исследованы работы, отражающие имеющийся теоретический и эмпирический опыт по формированию модели специалиста и собственно его подготовки. Анализ этой проблемы широко представлен в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В. А. Сластенина и др. Интенсивно изучаются аспекты

профессиональной деятельности «личность-среда» в работах В.А. Бодрова,

A.Б. Леонова, A.C. Кузнецова и др.

Существенное влияние оказали работы, рассматривающие категории «ценность», «мировоззрение», «ценностно-мировоззренческая культура личности» (С.Ф.Анисимов, М.Вебер, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов,

B.В.Ильин, Е.П. Ильин, С.Н. Кон, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.В. Муравьева, В.Н. Мясищев, М. Рокич, A.A. Ручка, Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллер и др.). Спектр рассмотрения исследователями проблемы формирования ценностных ориентаций обусловлен пониманием их как компонента индивидуальной системы ценностных отношений личности, как важнейшей функции общей культуры личности (A.B. Азархин); как чувственное отношение человека к миру (В.В.Давыдов, Л.С. Выготский); как личностного образования (Н.Б. Крылова).

Вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций личности рассматривают в своих трудах Алексеев А. Д., Арнольдов А. И., Водовозов В. И., Выготский Л. С., Гончаров И. Ф., Гончарова Т. И., Клейберг Ю.А., Макаренко A.C., Новицкая М. Ю., Сухомлинский В.А, Ушинский К.Д., Фишганг-Фин Н. С., Шацкий

C.Т., Шпикалова Т. Я., Ярославцева Л. К. и др. Ценностные ориентации личности с педагогической точки зрения, обоснованы М.В. Богуславским, В.Н. Дадоновым, И.Б. Игнатовой, И.Ф. Исаевым, A.B. Репринцевым, В.А. Сластениным, Г.И.Чижиковой, B.C. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др. Психологическим аспектам формирования ценностных ориентаций посвящены труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева; в трудах Л.Н. Гуляевой, Н.Б. Крылова, Л.Н. Столовича выявляются факторы, влияющие на развитие ценностных ориентаций личности.

Проблемы формирования нравственности, мировоззрения, гражданственности, гуманизма у курсантов образовательных учреждений Министерства внутренних дел в разные годы ставились целью исследования А.Я. Боева, Г.П. Васянович, М.В. Гирской, И.В. Горлинского, П.П. Давыдова,

H.B. Даничева, Ю.И. Дутова, А.П. Елисеевой, JI.B. Кузнецовой, B.C. Олейникова, A.C. Щербакова и др.

Отметим, что проблеме формирования профессиональной культуры личности сотрудника системы МВД уделялось и уделяется должное внимание. Вместе с тем, анализ выполненных исследований свидетельствует, что на сегодняшний день в педагогической науке не достаточно рассмотрена проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России, не разработаны соответствующие технологии обучения.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

- потребностью общества в подготовке будущего сотрудника МВД России, обладающего ценностно-мировоззренческой культурой, позволяющий ему успешно реализовать свои профессиональные знания и способности в условиях современного общества и недостаточной ориентацией ведомственной системы профессиональной подготовки курсантов системы МВД России на формирование его целостной профессиональной культуры;

- необходимостью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов МВД России с учетом современных требований и тенденций развития правоохранительной деятельности и недостаточной разработанностью теоретического обоснования содержания ценностно-мировоззренческой культуры личности будущего сотрудника полиции, внедрения и использования технологий обучения в образовательном процессе учебных заведений МВД России.

Наличие указанных противоречий обуславливает актуальность исследования и позволяет определить проблему: «Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация организационно-педагогических условий

формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

Объект исследования - образовательный процесс в высших учебных заведениях МВД России.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России, как неотъемлемой части профессиональной подготовки современного сотрудника полиции, способного к решению профессиональных задач в современной социокультурной среде, может быть обеспечена, если:

- определены понятия: «ценностно-мировоззренческая культура»; «формирование ценностно-мировоззренческой культуры будущего сотрудника МВД России» и установлены уровни ее сформированности;

- определено значение и место ценностно-мировоззренческой культуры личности в процессе формирования профессиональной культуры будущего сотрудника полиции МВД России;

- ценностно-мировоззренческая культура будущего сотрудника МВД России является системн