автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка
- Автор научной работы
- Проскурякова, Наталья Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка"
На правах рукописи
ПРОСКУРЯКОВА Наталья Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
12 ДЕК 2013
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Самара-2013
005543757
005543757
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Кашина Елена Георгиевна
Официальные оппоненты:
Меркулова Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)»
Кокурошникова Виолетта Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Защита состоится 20 декабря 2013 года в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет».
Автореферат разослан^' ноября 2013 года.
Ученый секретарь ¿у
диссертационного совета Куриленко Людмила Васильевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современном высшем образовании четко прослеживаются две тенденции: изменение его количественных и качественных показателей в ходе осуществления процесса модернизации, а также стремление к вхождению в единое мировое пространство равноправным партнером. В современной образовательной парадигме все более утверждается идея о культурной функции образования, в соответствии с которой реализуется его стратегия в контексте диалога культур, где основной целью выступает формирование творческой личности.
Развитие высшего образования ориентировано на результат, который зависит от подготовки специалиста как социально активной, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Это касается представителей всех профессий, включая и архитекторов. Профессиональная подготовка будущих архитекторов представляет собой процесс становления творческой личности, владеющей всеми тонкостями архитектурного мастерства в ходе непрерывного поиска
эффективных решений.
Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, вызывают необходимость модернизации системы образования, в частности, профессионального образования. Профессиональное образование стремится воспитать личность, которая смогла бы реализовать себя в самостоятельной профессиональной деятельности, заниматься вопросами дальнейшего саморазвития, решать актуальные социально-культурные задачи, обладая целостным видением научной картины мира, понимая перспективы развития общества. Архитектурное образование, учитывая специфику и особенности профессиональной деятельности в условиях современного общества, обеспечивает развитие не только интеллектуальных способностей студентов, но и творческих. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращенные к личности обучаемого и проблемам ее профессионального развития. В соответствии с преобразованиями в стране изменяется система требований к личности будущего архитектора, что вызывает необходимость исследования портрета специалиста.
Теоретические основы профессиональной подготовки студентов-будущих архитекторов представлены в педагогической науке рядом аспектов: выявлены противоречия и тенденции современного архитектурного образования (В А. Киселева, И.С. Николаев и др.); выделены особенности архитектурной деятельности (Б.Г. Бархин); определены методы обучения архитекторов (A.B. Конышева). Однако отсутствуют работы, раскрывающие роль творческого воображения в деятельности архитекторов.
Проблема воображения нашла отражение в трудах ученых (Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, H.A. Дубинко, Э.В. Ильенков, В.М. Козубовский, P.C. Немов и др.), где рассмотрены общие закономерности данного процесса. Однако проблема творческого воображения требует дальнейшей разработки с учетом характера деятельности специалистов различных сфер, в том числе и архитектурной. Результаты исследований (Н.Ф. Метленков, H.A. Новикова, С.Ю. Ражева, А.Г. Раппапорт, A.B. Степанов и др.) свидетельствуют о том, что
проблема формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов изучена недостаточно, а сложившаяся практика их профессиональной подготовки требует новых подходов и методического оснащения. На современном этапе развития архитектурного образования актуализируется задача раскрытия творческого и интеллектуального потенциала личности студента через погружение будущего архитектора в контекст профессиональных задач. Качественная реализация преобразовательной, ценностно-ориентационной, познавательной,
коммуникативной деятельности в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества обусловлена сохранением традиций и готовностью к решению сложных архитектурных задач, чему способствует развитое творческое воображение.
Деятельность архитектора предполагает особое восприятие и понимание пространства, которое наполняется комбинируемыми формами. В основе архитектурного образования лежит модель архитектора широкого профиля, сочетающего в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, освоившего организационные навыки менеджера проекта. При этом архитектор должен владеть всеми тонкостями архитектурного мастерства и обладать свойствами, влияющими на создание индивидуального творческого продукта.
Исследователи под творческим воображением понимают самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, дающей оригинальные ценные продукты (Л.С. Выготский, Д.И. Говорун, А.Я. Дудецкий и др.). Утверждается, что воображение и творчество тесно связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Возрастание роли профессии архитектора в современных условиях определяет социальный заказ на подготовку специалиста нового типа. Возникает необходимость в модернизации системы подготовки архитекторов, что предполагает дальнейшую теоретическую разработку проблемы формирования профессиональных свойств с учетом результатов, полученных отечественными учеными (В.О. Гордон, Б.М. Неменский, И.П. Ползунов, Е.А. Черепанов, В.М. Шугаев и др.).
Значительный вклад в модернизацию архитектурного образования вносит иностранный язык, обладающий личностно и профессионально формирующим потенциалом для развития и совершенствования профессиональной деятельности архитектора. Практика показывает, что обучение иностранному языку положительно влияет на развитие всех психических функций человека, в том числе и на функции творческого воображения. Предпринимались попытки выявления свойств личности, формируемых средствами иностранного языка (Е.С. Лапшова, Н.В. Мельченкова, Е.А. Соколова, М.А. Хусаинова, Н.С. Швайкина и др.). Языковая подготовка, как доказывают исследователи, позволяет выпускникам вуза адаптироваться к условиям функционирования разных сфер жизнедеятельности современного человека. Необходимость постановки и решения проблемы подготовки студентов - будущих архитекторов к профессиональной деятельности обусловлена и тем, что в
существующей образовательной системе выявляются противоречия между: возрастающей потребностью общества в специалистах-архитекторах, отвечающих социальному заказу, и недостаточным уровнем их подготовки к творческой деятельности; разработанностью в педагогической науке теоретических основ подготрвки студентов-архитекторов и недостаточной изученностью средств освоения ими специфики и особенностей профессиональной деятельности; современными требованиями, предъявляемыми к архитектору, и несформированностью творческого воображения. Требует разрешения основное противоречие между существующей системой профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью средств формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования подходов к организации профессиональной подготовки студентов - будущих архитекторов; в практическом плане - это проблема определения средств формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов -будущих архитекторов.
Предмет исследования: формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов как компонент профессиональной подготовки.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования. Практика профессиональной подготовки студентов - будущих архитекторов не в полной мере удовлетворяет запросам общества на специалиста, способного к успешной профессиональной деятельности, которая имеет свою специфику и особенности. Традиционная система профессиональной подготовки не предполагает целенаправленное формирование творческого воображения, профессионально значимого свойства, которое является необходимым условием успешного решения профессиональных задач.
Исходим из того, что средства иностранного языка будут способствовать активизации функций творческого воображения студентов - будущих архитекторов, если:
- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке студентов-будущих архитекторов;
-определена специфика и выявлены особенности профессиональной деятельности архитектора;
- выявлена сущность и определены функции творческого воображения студентов-будущих архитекторов;
- отобраны средства формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов;
- разработана система формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка.
Задачи исследования.
1. Конкретизировать научное представление о профессиональной подготовке студентов -будущих архитекторов.
2. Определить специфику и выявить особенности профессиональной деятельности архитектора.
3. Выявить сущность и определить функции творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
4. Отобрать средства формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов.
5. Разработать и апробировать систему формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка.
'' Положения, выносимые на защиту:
1. Социальный заказ на подготовку архитекторов обусловлен динамичными изменениями в обществе. В основе тенденций подготовки архитекторов (интеграция образовательных сфер, интеграция отечественного и зарубежного опыта) лежит идея развития творческой личности. Однако существует ряд противоречий между реальностями образовательного процесса и возрастающими требованиями к личности и деятельности архитектора, реализующего информационную, управленческую, аналитическую, проектировочную функции.
2. Приоритетная роль проектировочной функции требует наличия у студентов-будущих архитекторов творческого воображения. Разрешению противоречия между существующей практикой профессиональной подготовки архитекторов и запросом на специалистов, обладающих творческим воображением, будет способствовать контекстный подход, принципы которого позволяют включить студентов в разработку архитектурных проектов адекватно функциям творческого воображения.
3. Взаимосвязь понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая личность» и «творческое воображение», наличие общего смыслового ядра в их структуре (правила, обычаи, традиции, ценности, модели поведения, стиль руководства и взаимодействия) являются основой для определения сути творческого воображения, активизация функций которого обеспечивает эффективность профессиональной деятельности, что выражается качеством создаваемого продукта. Творческое воображение архитектора обеспечивает его готовность к самостоятельному получению профессионально-значимой информации, ее анализу и преобразованию с целью создания нового продукта (проекта) и создает возможности интегрирования специалиста в мировое профессиональное пространство.
4.Профессиональная подготовка студентов - будущих архитекторов достигает цели - сформированности творческого воображения, когда в числе базовых дисциплин иностранный язык создает контекст деятельности архитекторов, погружая их в профессиональную специфику, изучение которой формирует естественность и независимость поведения и инициирует активную деятельность за рамками строго заданного учебного содержания.
5. Тезаурус иностранного языка для студентов - будущих архитекторов определяется на основе полевого подхода. Практическому овладению языком, моделями общения, культурными стереотипами, ценностными ориентирами, образами и символами культуры, особенностями национального характера носителей языка способствует организация лексико-грамматических явлений, наиболее характерных для сферы профессиональной деятельности студентов -будущих архитекторов, и применение активных методов обучения.
6. Стратегию деятельности преподавателя иностранного языка должны представлять разработка и реализация системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов как части общего процесса их профессиональной подготовки. Это становится возможным, когда содержательный элемент системы представляет иностранный язык специальности, который осваивается в ходе выполнения упражнений, отобранных в соответствии с этапами проекта, и создания различных видов проектов. Эффективность системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов выражается количественным ростом значений способностей, характеризующих функции творческого воображения.
Научная новизна исследования:
- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке студентов - будущих архитекторов [тенденции развития архитектурного образования (внедрение моделей открытого образования -гуманизация архитектурного образования; изменение концептуальной направленности архитектурного образования - гуманитаризация содержания архитектурного образования; определение социального заказа на его качество — интеграция учебных дисциплин) вызывают необходимость введения информации об интеграции отечественного и зарубежного опыта в содержание профессиональной подготовки архитекторов, что будет способствовать развитию творческих способностей; средством приближения к специфике профессиональной деятельности студентов - будущих архитекторов становится проектирование - создание конкретных архитектурных объектов в ходе решения проектных задач];
- определена специфика профессиональной деятельности архитекторов (ведущим видом деятельности архитекторов является проектирование, в ходе которого решаются многофакторные производственные задачи, что требует творческого воображения) и выявлены ее особенности (суть проектирования заключается в создании архитектурного проекта, продвижении его на рынок, чему способствует архитектурное решение, как результат профессиональной деятельности архитекторов);
- уточнена суть ключевых понятий («творчество» - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; «творческая деятельность» — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью; «творческое воображение студентов - будущих архитекторов» - свойство личности, обеспечивающее индивидуальное оригинальное создание проекта, не имеющего аналогов, реализуемого в оригинальных и значимых результатах профессиональной деятельности);
- выявлена сущность (процесс создания новых образов) и определены функции творческого воображения архитектора (функция представления действительности в образах, познавательная функция, функция регуляции эмоциональных состояний, функция планирования и программирования деятельности);
- отобраны средства формирования творческого воображения студентов-будущих архитекторов (иностранный язык, представляя тезаурус, адаптирующий к профессиональной специфике, не только выполняет роль хранения и передачи профессионально значимой информации, но с помощью упражнений на основе особенностей проектирования обеспечивает формирование способностей, стимулирующих развитие функций творческого воображения);
- разработана и апробирована система формирования творческого воображения студентов-будущих архитекторов [методологический элемент системы обусловлен спецификой профессиональной деятельности студентов-будущих архитекторов (представлены этапы проектирования) и результатом подготовки к выполнению ведущего вида деятельности (функции творческого воображения); содержательный элемент системы представлен иностранным языком (на основе полевого подхода отбирается лексика, отражающая архитектурную сферу, для создания целостного языкового образа профессии, в котором сочетаются лингвистические и экстралингвистические знания о предмете и средствах реализации профессиональных задач; на основе контекстного подхода представляются виды проектов, требующие проявления способностей к творческому воображению; процессуальный элемент системы базируется на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и сочетает упражнения в соответствии с элементами синтеза творческого воображения, с активными методами обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обогащает научное представление о профессиональной подготовке архитекторов; введение понятия «творческое воображение студентов - будущих архитекторов» и разработка системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов расширяют научное представление о средствах создания контекста профессиональной деятельности в ходе обучения будущих архитекторов иностранному языку; открывается возможность нового взгляда на процесс формирования профессионально значимых свойств будущих архитекторов.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки студентов -будущих архитекторов; в определении средств формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов; в разработке и апробации видов проектов, в ходе выполнения которых в процессе обучения иностранному языку воплощаются проектные идеи. Результаты экспериментальной работы, методическое сопровождение процесса формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов внедрены в практику профессиональной подготовки архитекторов в Самарском архитектурно-строительном университете.
Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические теории и концепции развития личности; отечественные и зарубежные теории творческой деятельности; современные теории профессионального образования.
Источниками исследования являются фундаментальные положения: о единстве личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
A.Г. Асмолов, A.A. Бодалёв, A.A. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В.Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.А. Ядов и др.); о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,
B.C. Ильин, И .Я. Лернер, Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластёнин и др.); о профессиональном становлении личности (A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.В.Куриленко, Л.М.Митина, Т.И.Руднева и др.); общие положения методологии и методики педагогического исследования (В.П. Бездухов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Пивоев, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.).
В концептуальном плане существенное значение имеют: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории мотивации деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теории творческой деятельности (В.И. Андреев, И.П. Калошина, В.А. Моляко, O.K. Тихомиров, П.К. Энгельмейер и др.); теории творческой личности (А.Л. Галин, P.A. Гильман, Д.И. Говорун, А.Я. Дудецкий, Г.А. Праздников и др.); теории личности (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, A.B. Петровский, К.К.Платонов, К.С. Холл, Р. Фрейджер и др.); теории развития личности архитектора (Н.В. Бирюкова, И.С. Николаев, и др.); контекстный (A.A. Вербицкий, H.H. Нечаев, С.Г. Тер-Минасова и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), личностно-ориентированный (Е.Б. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), системный (П.К. Анохин, П.Р. Атутов, В.Г. Афанасьев, В.Д. Симоненко и др.) подходы.
При разработке системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов учитывались результаты исследований проблемы профессионального становления личности средствами иностранного языка (И.А. Зимняя, Е.Г. Кашина, В.В. Левченко, Н.В. Мельченкова,
Л.П. Меркулова, Р.П.Мильруд, Е.И. Пассов, В.В.Сафонова и др.) и применением активных методов (И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, И.И. Халеева и
ДР-)-
База исследования: опыт профессиональной подготовки студентов-будущих архитекторов; опыт подготовки студентов - будущих архитекторов в Самарском государственном архитектурно-строительном университете; личный опыт преподавания иностранного языка в вузе.
Выборочная совокупность составила 70 человек (студенты и преподаватели иностранного языка).
Этапы исследования. Первый этап (2008-2009 гг.). Изучение и анализ философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы, посвященной различным аспектам профессиональной деятельности и профессиональной подготовки студентов-будущих архитекторов. Проведение пилотажного исследования с целью доказательства необходимости формирования творческого воображения студентов-будущих архитекторов, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель исследования, сформулировать его гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования.
Второй этап (2009-2010 гг.). В ходе экспериментальной работы, анализа и осмысления опыта подготовки студентов - будущих архитекторов уточнялась гипотеза исследования, определялась суть и структура ключевых понятий; конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования творческого воображения; выявлялись средства формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов. Результатом этого этапа явилось обоснование методологической базы и разработка системы формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов.
Третий этап (2010-2011 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для внедрения и проверки эффективности системы формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической, методической литературы; эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, включенное наблюдение, метод компетентных судей и самооценка, тестирование, контент-анализ учебных программ и концепций вузовской подготовки, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование; методы математической статистики (корелляционный анализ).
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных ее предмету; возможностью повторения эксперимента; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных; личным участием автора в профессиональной подготовке студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, методических рекомендациях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Пенза, 2009 г.; Самара, 2009-2012гг.; Сочи, 2010г; Новосибирск, 2013г; Москва, 2013.). Материалы исследования обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета. Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном архитектурно-строительном университете.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя две главы, заключение, список литературы, приложение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные тенденции развития образования (диверсификация, интернационализация, индивидуализация, непрерывность, компьютеризация, цикличность и многоуровневость) должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Архитектурное образование нацелено на то, чтобы перейти от сложившейся системы единообразного обучения для всех к современному образованию для каждого, что может быть осуществлено с помощью разнообразных технологий обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов. Сегодня делается заказ на архитектора, владеющего творческим воображением, необходимым для решения проектных задач.
Анализ научной литературы позволил выявить специфику архитектурной деятельности, которая заключается в том, что ведущим видом деятельности является проектирование, а способности к нему становятся важной задачей профессиональной подготовки будущих архитекторов. Необходимость обучения проектированию в инновационной образовательной среде обосновывается нами в связи с тем, что принципиально меняется образовательная деятельность, ориентирующая студентов на принятие решений в нестандартных ситуациях в ходе разработки архитектурных проектов. Творческое воображение влияет на результат деятельности архитектора через свои функции (представление действительности в образах, познавательная, регуляция эмоциональных состояний, планирование и программирование
деятельности). В процессе исследования доказывалось, что иностранный язык может обеспечить условия для развития творческих способностей, а стремйтёльное развитие архитектурного искусства в современном мире и открытые границы между странами, являясь предпосылками организации обмена опытом российских архитекторов с зарубежными коллегами, дает возможности принять участие в международных симпозиумах, конференциях, выставках, в строительстве и реконструкции архитектурных объектов за рубежом. В связи с этим одним из основных требований, предъявляемых к современному архитектору, является его готовность к межкультурной устной и письменной коммуникации, обусловленной особенностями архитектурной деятельности и типом дискурса. Таким образом, основной целью обучения иностранному языку в архитектурно-строительном вузе становится подготовка специалиста со знанием иностранного языка, готового к профессиональной межкультурной коммуникации, необходимой ему для осуществления профессиональной деятельности в иноязычных и инокультурных условиях.
Между тем обнаружили противоречие между профессионально-квалификационными требованиями к уровню владения языком и сложившейся методикой обучения иностранному языку студентов - архитекторов, для которых он не является профилирующим.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что у студентов - будущих архитекторов незначительно активизированы функции творческого воображения. Наибольшее количество значимых корреляционных связей по' материалам корреляционного анализа дали три показателя: способность формализовать и транслировать проектные предложения в ходе групповой деятельности средствами устной и письменной иноязычной речи получила максимальное значение связей в самооценке (г =0,34); способность воспринимать новые идеи, взгляды на иностранном языке - (г =0,338); способность разрабатывать архитектурные проекты на иностранном языке -(г = 0,476). Таким образом, данные свидетельствовали о достаточном уровне знаний иностранного языка. Вместе с тем по результатам констатирующего эксперимента обнаружено значительное количество отрицательных связей, что косвенно свидетельствует о фрагментарном характере творческого воображения студентов - будущих архитекторов и наличии трудностей в реализации профессионально значимых способностей архитектора в ходе выполнения профессиональных задач.
Таким образом, в процессе формирования творческого воображения (констатирующий эксперимент) студентов - будущих архитекторов в достаточной мере не активизированы все функции творческого воображения (полностью отсутствует функция регуляции эмоциональных состояний), а также не реализован этап синтеза (пассивны такие составляющие элементы синтеза, как агглютинация, гиперболизация, типизация). Следовательно, для активизации всех функций и этапов творческого воображения студентов -будущих архитекторов в ходе изучения иностранного языка для специальных целей требуется подбор специальных упражнений.
Функция представления действительности в образах не стимулируется доминирующей способностью творческого воображения; коммуникативные навыки студентов-будущих архитекторов развиты в рамках общего курса иностранного языка; в ситуации напряженности способности тормозят или блокируют процесс проектирования; в готовность студентов - будущих архитекторов к проектной деятельности не включены способности, необходимые для разработки архитектурных проектов. В итоге подтверждена необходимость отбора средств для их активизации. Совокупность средств была представлена нами в виде системы, включающей содержательный элемент, основанный на полевом и контекстном подходах, и процессуальный элемент, базирующийся на личностно-ориентированном и деятельностном подходах. Основу содержательного элемента составляет дисциплина федерального компонента «Иностранный язык» с учетом содержания других дисциплин государственного образовательного стандарта, в том числе специальных, обеспечивающих формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
Отбор содержания обучения иностранному языку, обеспечивающего формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов, осуществляется в соответствии с контекстным подходом, который ориентирует будущего специалиста на использование определённой лексики, а также выполнение различных видов проектов. Так, создание проектов на иностранном языке активирует этап анализа в процессе творческого воображения, где каждый вид проектов на иностранном языке соответствует функции творческого воображения: информационные проекты содержат функцию представления действительности в образах; исследовательские проекты активизируют познавательную функцию; практико-ориентированные проекты в большей мере направлены на развитие функции планирования и прогнозирования; творческие проекты - функции регуляции эмоциональных состояний. Процессуальный элемент системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов нами был представлен комплексом упражнений на иностранном языке, ориентированных на активизацию составляющих элементов синтеза (упражнения на агглютинацию, аналогию, гиперболизацию, акцентирование, типизацию, схематизацию). Упражнения на аналогию включали студентов - будущих архитекторов в анализ аутентичных текстов на иностранном языке и описание проектов известных архитекторов прошлого. Упражнения на схематизацию, типизацию предполагали перевод и разработку проектных заданий из разных областей профессиональной деятельности. Упражнения на акцентирование включали в себя диалоги, имитирующие профессиональные ситуации, аудирование профессиональных текстов, подбор синонимичных высказываний, несущих разную эмоциональную окраску (негативную, нейтральную, позитивную или отрицательную, типичную, положительную). Упражнения на агглютинацию и гиперболизацию представлены кейсами на английском языке, результатом выполнения которых является новый продукт, соединяющий разные архитектурные стили, материалы, технологии или преуменьшающий
/преувеличивающий свойства архитектурного объекта. Таким образом, установлена взаимосвязь функций творческого воображения с видами проектов на иностранном языке, взаимосвязь этапов процесса творческого воображения с видами упражнений.
Схема 1
Система формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка
Цель: формирование творческого воображения в процессе изучения иностранного языка Задача: развитие способностей к проектированию у студентов-будущих архитекторов
Методологический элемент (функциональный подход) Содержательный элемент (полевый, контекстный подходы)
Этапы проектирования Функции творческого воображения Виды проектов на иностранном языке
Общее планирование Представление действительности в образах Информационные
Разработка структуры проекта Познавательная Исследовательские
Работа в группах Регуляция эмоциональных состояний Творческие
Представление результатов Планирование и программирование деятельности Практико-ориентированные
Поопессуальный элемент (личностно-ориентированный и деятельностный подходы)
- Упражнения на анализ Анализ периодических статей по архитектуре в специализированных англоязычных журналах
- Упражнения на агглютинацию Кейсы на английском языке, результатом выполнения которых является новый продукт, соединяющий разные архитектурные стили, материалы, технологии
- Упражнения на гиперболизацию Кейсы на английском языке, результатом выполнения которых является новый продукт, преуменьшающий/преувеличивающий свойства архитектурного объекта
- Упражнения на аналогию Аутентичные тексты и описание архитектурных проектов известных архитекторов прошлого
- Упражнения на акцентирование Диалоги, имитирующие профессиональные ситуации; аудирование профессиональных текстов; подбор синонимичных высказываний, несущих разную эмоциональную окраску
- Упражнения на типизацию - Упражнения на схематизацию Перевод и разработка проектных заданий из разных областей профессиональной деятельности
Результативный элемент: сформированность способностей адекватно функциям творческого воображения
Апробация разработанной нами системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка подтвердила ее эффективность: доказана целесообразность опоры на разработанное содержание и тематику проектов, а также упражнений с учетом
специфики, особенностей и предмета профессиональной деятельности архитекторов, что позволило достичь цели - развить профессионально значимые способности в ходе обучения иностранному языку.
Для целостного представления о сформированности творческого воображения у будущих архитекторов средствами иностранного языка проводился корреляционный анализ (коэффициенты корреляции Пирсона, статистический пакет данных SPSS Excel).
По материалам формирующего эксперимента в оценке компетентных судей подтверждена значимость показателей: способность выражать одно явление окружающей действительности через другое (г =0,387); способность мыслить творчески на иностранном языке (г =0,327); способность находиться в позитивном настрое при высокой степени генерирования идей на иностранном языке и их воплощении; способности разрабатывать архитектурные проекты на иностранном языке (г =0,323) и участвовать в их согласовании и защите (г =0,300).
Дали значительный рост способности архитектора, вырабатываемые при выполнении познавательной функции и функции регуляции эмоциональных состояний (имели низкие значения по материалам констатирующего эксперимента): мыслить творчески на иностранном языке; находиться в позитивном настрое при высокой степени генерирования идей на иностранном языке и их воплощении. Результат достигался анализом кейсов «Add information» («Добавь информацию») и «Remove unnecessary information» («Убери лишнюю информацию»), включающих описание архитектурных объектов, в которых необходимо было дополнить или убрать лишние элементы. Таким образом, активизация всех функций творческого воображения направлялась на развитие профессионально значимых способностей архитектора.
Способность выражать одно явление окружающей действительности через другое дала большее количество связей (функция представления действительности в образах), что достигалось упражнениями «How to build а modem estate?» («Как построить современное здание?»), в которых студенты должны использовать предложенные слова из разных архитектурных стилей для описания современного здания и обосновать его функциональное назначение. Функция регуляции эмоциональных состояний показала подчиненность составляющих элементов синтеза в процессе творческого воображения. Например, упражнения «Find the synonyms» («Найди синонимы») на подбор синонимичных высказываний с разной эмоциональной окраской для формирования способности разрабатывать архитектурные проекты, участвовать в их согласовании и защите на иностранном языке), что свидетельствовало о целостности процесса творческого воображения в ходе выполнения проектной деятельности.
Доказана целесообразность применения упражнений, имитирующих профессиональные ситуации «Architect and the client» («Архитектор и заказчик»); «Meeting at the design exhibition» («Встреча на архитектурной
выставке»), и упражнений «То create a draft of architecture estate: recreation park, public garden, undeground » («Создать план архитектурного объекта: городской парк, сквер, метро »), предполагающих разработку проектов.
Таблица 1
Взаимосвязь этапов творческого воображения и видов упражнений на иностранном языке
Этапы творческого воображения Виды упражнений Содержание или примерная тематика упражнений
Анализ Анализ текстов The architecture of Ancient Rome (Архитектура Древнего Рима) Анализ периодических статей по архитектуре в журналах «SALON-interior», «Building ARX», «Great buildings collection»
Синтез На агглютинацию Кейс-стади «How to build a modem estate?»(«KaK построить современное здание?»)
На аналогию Аутентичные тексты архитектурных объектов прошлого «According to the description of the building define the type of the building» («По описанию здания определить архитектурный объект»)
На гиперболизацию Кейс-стади, в которых описание объектов дополняется элементами или требуется их устранение «Add information», «Delete unnecessary information»
На акцентирование Диалоги, имитирующие профессиональные ситуации «Architect and the client» («Архитектор и заказчик»), «Meeting at the design exhibition» («Встреча на архитектурной выставке»). Аудирование профессиональных текстов «The birthplace of Shakespeare» («Дом, в кагором жил Шекспир»), «Winsdor- the Royal Palace» («Винздор - Королевский дворец»). Подбор синонимичных высказываний, передающих разную эмоциональную окраску «Find the synonyms» («Подбери синоним»)
На типизацию Перевод и разработка проектов на иностранном языке «То create a ¿aft of architecture estate (Recreation park, Public garden, Underground) («Создать план архитектурного объекта: городской парк, сквер, метро»)
На схематизацию
Комплекс упражнений на освоение этапов творческого воображения способствовал целостности этого процесса и включению его в проектную деятельность архитекторов. Студенты - будущие архитекторы активно включались в создание проекта на иностранном языке, его презентацию и защиту. По материалам формирующего эксперимента отмечался рост способностей регуляции эмоциональных состояний, планирования и прогнозирования, что доказывает доминирующую роль способностей разрабатывать архитектурные проекты на иностранном языке и участвовать в их согласовании и защите.
Таблица 2
Взаимосвязь функций творческого воображения и видов проектов на иностранном языке
Функции творческого воображения Виды проектов на иностранном языке Тематика проектов
Представление действительности в образах Информационные «Commercial and Industrial architecture» («Коммерческая и промышленная архитектура») «Environmental design in different climatic and social conditions» («Дизайн окружающей среды в разных климатических и социальных условиях»)
Познавательная Исследовательские «What is project work?» («Что такое проект?») «Peculiarities of architecture in different epochs» («Особенности архитектуры разных эпох»)
Регуляция эмоциональных состояний Творческие «Architecture as a career» («Архитектура как карьера») «The House of my Dream» («Дом моей мечты»)
Планирование и прогнозирование Практико-ориентированные «Architectural planning» («Архитектурное планирование») «Architecture and the architect» («Архитектура и архитектор»)
В итоге произошли положительные изменения в реализации процесса творческого воображения студентами - будущими архитекторами, что обусловлено ростом корреляционных связей доминирующих способностей.
На основе полученных в ходе исследования эмпирических материалов и их теоретического осмысления пришли к следующим выводам:
1. Сложившееся противоречие между возрастающей потребностью общества в архитекторах, отвечающих социальному заказу, и недостаточным уровнем их подготовки к творческой деятельности требует своего разрешения. Средством разрешения данного противоречия становится организация учебного процесса, который обеспечивает формирование способностей, активизирующих функции творческого воображения.
2. Творческое воображение влияет на результаты профессиональной деятельности архитектора. При определении содержания творческого воображения следует соотносить задачи профессиональной деятельности архитектора с функциями творческого воображения: разработка эскизов архитектурных сооружений, архитектурных и ландшафтных макетов обусловлены функцией представления действительности в образах; пересмотр приемов и способов творческой деятельности - познавательной функцией; глубокое эмоциональное выражение действительности - функцией регуляции эмоциональных состояний; разработка архитектурных проектов - функцией планирования и программирования деятельности.
3. Формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов должно представлять целостный педагогический процесс, учитывающий специфику и особенности их профессиональной деятельности.
Проектирование как ведущий вид деятельности требует включения студентов в процесс выполнения исследовательских, творческих, информационных, практико-ориентированных проектов. Иностранный язык создает условия для формирования способностей к проектированию в ходе выполнения студентами упражнений на агглютинацию, гиперболизацию, аналогию и анализ, акцентирование, типизацию.
4. Система формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов является основой подготовки к профессиональной деятельности, результат которой представляется созданием качественно нового архитектурного объекта в ходе решения проектных задач. Реализация системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов способствует созданию условий, обеспечивающих их профессиональную готовность.
Выполненное нами исследование проблемы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка вносит определенный вклад в развитие профессионального образования. Вместе с тем, мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной степени глубоко и основательно. За пределами исследования остались такие вопросы, как методическое сопровождение процесса обучения иностранному языку, активизирующему функции творческого воображения.
По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
I. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Проскурякова (Терехова) H.A. Иностранный язык как средство формирования творческого воображения студентов-будущих архитекторов II Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - №5 (79).
- С.230-234. — 0,25 п.л.
2. Проскурякова H.A. Средства развития способностей студентов
- будущих архитекторов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013.
- Том 15. - № 2(4). - С.913-915. - 0,4 пл.
3. Проскурякова H.A., Руднева Т.И. Функции творческого воображения студентов - будущих архитекторов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15.- № 2(4). - С.916-918. (0,4 пл., авторские 0,2 п.л.)
II. Научные статьи, опубликованные в вузовских сборниках, методические указания:
4. Проскурякова (Терехова) H.A. Подготовка студентов - будущих архитекторов к профессиональной творческой деятельности // Инноватизация в России: успехи, проблемы и перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. -С.41-44.-0,35 пл.
5. Проскурякова (Терехова) H.A. Основные тенденции развития архитектурного образования // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции г. Сочи, 8-10 октября 2009 г. / отв. ред. И.Н.Макарова, Е.В.Поступинская.
- Сочи: РИО СГУТиКД, 2009. - С.95-99. - 0,4 п.л.
6. Проскурякова (Терехова) H.A. Формирование творческой личности студента-будущего архитектора средствами иностранного языка // VI Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России», 25-27 мая 2009г.: материалы. Том 2 / редкол.: A.B. Ковтун [и др.]. - Самара: СамГУПС, 2009. - С. 177-179. - 0,4 п.л.
7. Проскурякова (Терехова) H.A. Метод проектов в профессиональной подготовке студентов - архитекторов // Реализация инноваций в высшем профессиональном образовании: материалы и доклады международной научно-методической конференции (Самара 19 февраля 2010). - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. - С.363-365. - 0,5 п.л.
8. Проскурякова (Терехова) H.A. Architecture: the art and practice of planning and designing buildings: методические указания по английскому языку для архитектурных специальностей. - Самара: Самарский государственный университет, 2011. -36 с. - 2,2 п.л.
9. Проскурякова (Терехова) H.A. Интерактивные технологии в подготовке студентов - будущих архитекторов // Достижения вузовской науки: сборник материалов VI Международной научно - практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС,2013.
- С.48-51. - 0,3 п.л.
Ю.Проскурякова (Терехова) H.A. Теоретические основы понятия «творческое воображения» // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. №10 (19). Часть II: сборник статей по материалам XIX Международной заочной научно-практической конференции. - М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. - С.72-76. - 0,4 п.л.
Подписано в печать 14 ноября 2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная. Объем - 1,0 усл. п. л. Тираж 110 экз. Заказ № 3563. Отпечатано в типографии ООО «ИПК «Право», ИНН 6316136231, г. Самара, ул. Санфировой, 95.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Проскурякова, Наталья Александровна, Самара
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОСКУРЯКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
Научный руководитель доктор педагогических наук,
профессор Кашина Елена Георгиевна
Самара - 2013
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ...............16
1. Современные тенденции профессиональной подготовки студентов -будущих архитекторов.................................................................16
2. Специфика и особенности профессиональной деятельности архитектора.................................................................................35
3. Структура и функции творческого воображения студентов - будущих архитекторов.................................................................................54
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. ..86
1 Система формирования творческого воображения студентов - будущих
архитекторов средствами иностранного языка...........................................86
2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения студентов - будущих архитекторов.................................................................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........139
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................154
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном высшем образовании четко прослеживаются две тенденции: изменение его количественных и качественных показателей в ходе осуществления процесса модернизации, а также стремление к вхождению в единое мировое пространство равноправным партнером. В современной образовательной парадигме все более утверждается идея о культурной функции образования, в соответствии с которой реализуется его стратегия в контексте диалога культур, где основной целью выступает формирование творческой личности.
Развитие высшего образования ориентировано на результат, который зависит от подготовки специалиста как социально активной, самостоятельной, конкурентоспособной личности. Это касается представителей всех профессий, включая и архитекторов. Профессиональная подготовка будущих архитекторов представляет собой процесс становления творческой личности, владеющей всеми тонкостями архитектурного мастерства в ходе непрерывного поиска эффективных решений.
Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, вызывают необходимость модернизации системы образования, в частности, профессионального образования. Профессиональное образование стремится воспитать личность, которая смогла бы реализовать себя в самостоятельной профессиональной деятельности, заниматься вопросами дальнейшего саморазвития, решать актуальные социально-культурные задачи, обладая целостным видением научной картины мира, понимая перспективы развития общества. Архитектурное образование, учитывая специфику и особенности профессиональной деятельности в условиях современного общества, обеспечивает развитие не только интеллектуальных способностей студентов, но и творческих. Требуются инновационные технологии профессиональной подготовки, обращенные к личности обучаемого и проблемам ее профессионального развития. В соответствии с преобразованиями в стране
изменяется система требований к личности будущего архитектора, что вызывает необходимость исследования портрета специалиста.
Теоретические основы профессиональной подготовки студентов-будущих архитекторов представлены в педагогической науке рядом аспектов: выявлены противоречия и тенденции современного архитектурного образования (В.А. Киселева, И.С. Николаев и др.); выделены особенности архитектурной деятельности (Б.Г. Бархин); определены методы обучения архитекторов (A.B. Конышева). Однако отсутствуют работы, раскрывающие роль творческого воображения в деятельности архитекторов.
Проблема воображения нашла отражение в трудах ученых (JIM. Веккер, JI.C. Выготский, H.A. Дубинко, Э.В. Ильенков, В.М. Козубовский, P.C. Немов и др.), где рассмотрены общие закономерности данного процесса. Однако проблема творческого воображения требует дальнейшей разработки с учетом характера деятельности специалистов различных сфер, в том числе и архитектурной. Результаты исследований (Н.Ф. Метленков, H.A. Новикова, С.Ю. Ражева, А.Г. Раппапорт, A.B. Степанов и др.) свидетельствуют о том, что проблема формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов изучена недостаточно, а сложившаяся практика их профессиональной подготовки требует новых подходов и методического оснащения. На современном этапе развития архитектурного образования актуализируется задача раскрытия творческого и интеллектуального потенциала личности студента через погружение будущего архитектора в контекст профессиональных задач. Качественная реализация преобразовательной, ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной деятельности в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества обусловлена сохранением традиций и готовностью к решению сложных архитектурных задач, чему способствует развитое творческое воображение.
Деятельность архитектора предполагает особое восприятие и понимание пространства, которое наполняется комбинируемыми формами. В основе архитектурного образования лежит модель архитектора широкого профиля, сочетающего в себе черты художника, ученого, инженера, организатора процессов труда, освоившего организационные навыки менеджера проекта. При этом архитектор должен владеть всеми тонкостями архитектурного мастерства и обладать свойствами, влияющими на создание индивидуального творческого продукта.
Исследователи под творческим воображением понимают самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, дающей оригинальные ценные продукты (Л.С. Выготский, Д.И. Говорун, А.Я. Дудецкий и др.). Утверждается, что воображение и творчество тесно связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Возрастание роли профессии архитектора в современных условиях определяет социальный заказ на подготовку специалиста нового типа. Возникает необходимость в модернизации системы подготовки архитекторов, что предполагает дальнейшую теоретическую разработку проблемы формирования профессиональных свойств с учетом результатов, полученных отечественными учеными (В.О. Гордон, Б.М. Йеменский, И.П. Ползунов, Е.А. Черепанов, В.М. Шугаев и др.).
Значительный вклад в модернизацию архитектурного образования вносит иностранный язык, обладающий личностно и профессионально формирующим потенциалом для развития и совершенствования профессиональной деятельности архитектора. Практика показывает, что обучение иностранному языку положительно влияет на развитие всех психических функций человека, в том числе и на функции творческого воображения. Предпринимались попытки выявления свойств личности, формируемых средствами иностранного языка (Е.С. Лапшова, Н.В. Мельченкова, Е.А. Соколова, М.А. Хусаинова, Н.С. Швайкина и др.). Языковая подготовка, как доказывают исследователи, позволяет выпускникам
вуза адаптироваться к условиям функционирования разных сфер жизнедеятельности современного человека. Необходимость постановки и решения проблемы подготовки студентов - будущих архитекторов к профессиональной деятельности обусловлена и тем, что в существующей образовательной системе выявляются противоречия между: возрастающей потребностью общества в специалистах-архитекторах, отвечающих социальному заказу, и недостаточным уровнем их подготовки к творческой деятельности; разработанностью в педагогической науке теоретических основ подготовки студентов-архитекторов и недостаточной изученностью средств освоения ими специфики и особенностей профессиональной деятельности; современными требованиями, предъявляемыми к архитектору, и несформированностью творческого воображения. Требует разрешения основное противоречие между существующей системой профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью средств формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования подходов к организации профессиональной подготовки студентов - будущих архитекторов; в практическом плане - это проблема определения средств формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов -будущих архитекторов.
Предмет исследования: формирование творческого воображения студентов - будущих архитекторов как компонент профессиональной подготовки.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования. Практика профессиональной подготовки
I
студентов - будущих архитекторов не в полной мере удовлетворяет запросам общества на специалиста, способного к успешной профессиональной деятельности, которая имеет свою специфику и особенности. Традиционная система профессиональной подготовки не предполагает целенаправленное формирование творческого воображения, профессионально значимого свойства, которое является необходимым условием успешного решения профессиональных задач.
Исходим из того, что средства иностранного языка будут способствовать активизации функций творческого воображения студентов -будущих архитекторов, если:
- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке студентов-будущих архитекторов;
- определена специфика и выявлены особенности профессиональной деятельности архитектора;
- выявлена сущность и определены функции творческого воображения студентов-будущих архитекторов;
- отобраны средства формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов;
- разработана система формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка.
Задачи исследования.
1. Конкретизировать научное представление о профессиональной подготовке студентов -будущих архитекторов.
2. Определить специфику и выявить особенности профессиональной деятельности архитектора.
3. Выявить сущность и определить функции творческого воображения студентов - будущих архитекторов.
4. Отобрать средства формирования творческого воображения студентов -будущих архитекторов.
5. Разработать и апробировать систему формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов средствами иностранного языка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальный заказ на подготовку архитекторов обусловлен динамичными изменениями в обществе. В основе тенденций подготовки архитекторов (интеграция образовательных сфер, интеграция отечественного и зарубежного опыта) лежит идея развития творческой личности. Однако существует ряд противоречий между реальностями образовательного процесса и возрастающими требованиями к личности и деятельности архитектора, реализующего информационную, управленческую, аналитическую, проектировочную функции.
2. Приоритетная роль проектировочной функции требует наличия у студентов-будущих архитекторов творческого воображения. Разрешению противоречия между существующей практикой профессиональной подготовки архитекторов и запросом на специалистов, обладающих творческим воображением, будет способствовать контекстный подход, принципы которого позволяют включить студентов в разработку архитектурных проектов адекватно функциям творческого воображения.
3. Взаимосвязь понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческая личность» и «творческое воображение», наличие общего смыслового ядра в их структуре (правила, обычаи, традиции, ценности, модели поведения, стиль руководства и взаимодействия) являются основой для определения сути творческого воображения, активизация функций которого обеспечивает эффективность профессиональной деятельности, что выражается качеством создаваемого продукта. Творческое воображение архитектора обеспечивает его готовность к самостоятельному получению профессионально-значимой информации, ее анализу и преобразованию с целью создания нового продукта (проекта) и создает возможности интегрирования специалиста в мировое профессиональное пространство.
4.Профессиональная подготовка студентов - будущих архитекторов достигает цели - сформированное™ творческого воображения, когда в числе базовых дисциплин иностранный язык создает контекст деятельности архитекторов, погружая их в профессиональную специфику, изучение которой формирует естественность и независимость поведения и инициирует активную деятельность за рамками строго заданного учебного содержания.
5. Тезаурус иностранного языка для студентов - будущих архитекторов определяется на основе полевого подхода. Практическому овладению языком, моделями общения, культурными стереотипами, ценностными ориентирами, образами и символами культуры, особенностями национального характера носителей языка способствует организация лексико-грамматических явлений, наиболее характерных для сферы профессиональной деятельности студентов -будущих архитекторов, и применение активных методов обучения.
6. Стратегию деятельности преподавателя иностранного языка должны представлять разработка и реализация системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов как части общего процесса их профессиональной подготовки. Это становится возможным, когда содержательный элемент системы представляет иностранный язык специальности, который осваивается в ходе выполнения упражнений, отобранных в соответствии с этапами проекта, и создания различных видов проектов. Эффективность системы формирования творческого воображения студентов - будущих архитекторов выражается количественным ростом значений способностей, характеризующих функции творческого воображения.
Научная новизна исследования:
- конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке студентов - будущих архитекторов [тенденции развития архитектурного образования (внедрение моделей открытого образования -гуманизация архитектурного образования; изменение концептуальной направленности архитектурного образования - гуманитаризация содержания
архитектурного образования; определение социального заказа на его качество - интеграция учебных дисциплин) вызывают необходимость введения информации об интеграции отечественного и зарубежного опыта в содержание профессиональной подготовки архитекторов, что будет способствовать развитию творческих способностей; средством приближения к специфике профессиональной деятельности студентов - будущих архитекторов становится проектирование - создание конкретных архитектурных объектов в ходе решения проектных задач];
- определена специфика профессиональной деятельности архитекторов (ведущим видом деятельности архитекторов является проектирование, в ходе которого решаются многофакторные производственные задачи, что требует творческого воображения) и выявлены ее особенности (суть проектирования заключается в создании архитектурного проекта, продвижении его на рынок, чему способствует архитектурное решение, как результат профессиональной деятельности архитекторов);
- уточнена суть ключевых понятий («творчество» - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; «творческая деятельность» - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью; «творческое воображение студентов - будущих архитекторов» - свойство личности, обеспечивающее индивидуальное оригинальное создание проекта, не имеющего аналогов, реализуемого в оригинальных и значимых результатах профессиональной деятельности);
- выявлена сущность (процесс создания новых образов) и определены функции творческого воображения архитектора (функция представления действительности в образах, поз�