Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании

Автореферат по педагогике на тему «Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Беседина, Ирина Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Оренбург
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании"

На правах рукописи

БЕСЕДИНА Нрнш Владимировна

РАЗВИТИЕ ТЮРЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

13 МАЙ 2015

005568487

Оренбург 2015

005568487

Работа выполнена на кафедре педагогики и непрерывного профессионального образования Федерального пхуаэдхлвенного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет»

Научный руководитель: Сатарова Лариса Алексеевна,

доктор педагогических наук, доцгнг

Официальные оппоненты: Гильман Римма Акимовна,

доктор пед агогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. ГИ Носова», профессор кафедры дизайна

Гладыш ев Геннадии Михайлович,

кандидат педагогических шук, доцгнг,

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», доцгнг кафедры рисунка и живописи

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический

Защита состоится 3 июня 2015 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук го специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - теория и методика профессионального образования в ФГБОУ ВШ «Оренбургский государственный гедагогиче-ский университет» по адресу:460014, Оренбург, ул. Советская, 19,ауд.ЗЗЗ.

С диссертацией можно ознакомишь в (йблислеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» и на официальном сайге утошкрши

Текст автореферата размещен на сайге университета и ВАК РФ Минобрнауки РФ www.vak2.ed.gov.ru 3 апреля 2015 года.

Автореферат разослан «18» апреля 2015 года.

университет»

Ученый секретарь д иссертационного совета доктор педагогических наук, доцгнг

ТБ.Челпаченко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современный этап развития общества поставил перед отечественной системой высшего профессионального образования целый рад принципиально новых требований подготовки выпускника, обусловленных вьповами инновационной экономики (повышение юнкуренпхлюсобносш специалиста, формирование инновационного тала менталитета профессионала, максимальный рост профессионально-творческих способностей личности, развише потенциала самообновления). С этой целью совершается переход от традиционной образовательной парадигмы, определяющей технологичность и воспроизводство высоюго уровня теоретических знаний студента в условиях стабильной социальной практики, к креативному профессиональному образованию, ориентированному на развитие твортесюго потенциала выпускника нового помпения, интегральной основой клорого является способность успешно действовать в динамично изменяющихся условиях профессиональной среды, мгновенно ориентироваться на нравственные критерии в преобразовании окружающей действительности, искать неставдартьв и эффективные пут решения проблем инновационного социума.

Дщные полашшя находят спряжение в Стратегии инновационного развития Рьссийскзй Федерации на период до 2020 г, Национальной доюрине образования в Рскаокной Федерации до 2025 г, государственной программе Российсюй Федерации «Развише образования на 2013-2020 гп», проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», определяющих развише твортесюго потенциала личности как ресурса эюномичесюго и социального развития, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Смена методологических ориентиров в профессиональном образовании в юнтеюле развишя твортесюго потенциала выпускника особую зненимость грюбрегаст щи подготовке будущих архитекторов как акшвных инновагоров освоения, твортесюго проектирования и вькокк)яажесгвенного создания мгогериально-простраклвенной среды в единстве связей и социся^пьтурных тенденций развишя общества. Развише твортесюго потенциала (одщего архитектора является пивной особенностью системы профессионального образования, обусловленной многосторонним и обширным спектром деятельности выпускника в различных сферах инновационного социума: искусстве; науке и технике. Для инновационной эюномики нужен инновационный выпускник-архитектор, способный в полной мере реализовать сюй творческий потенциал на основе использования новейших достижений эюномики, щш, социальной сферы, техники, ориагофованный ш создание инноваций, внедрение их во все сферы социальной жизни в рамках построения индивцдуалыюй стратегии твортесиэ-трудовой деятельности.

Однако в современной действительности одной из проблем профессионального образования будущих архитекторов исследователи считают недостаточность развили твортесюго потенциала личности. Результшы анкетного опроса (211 респондентов) показали, что не все выпускники-архитекторы в полной мере готовы к реализации своего твортесюго потенциала:

лишь 33,9% владеют изобразительной грамотой (умение работал, с масштабом на планшете, в мнете, с помощью компьютерной графики), являющейся основой для самостоятельной творческой деятельности в области создания искусственной магфиально-пространственной среды; талью 25,6% продемонстрировали юмпозиционные и конструкторские способности, навыки генерирования и отражения творческих замыслов, идей в графике, архитектурной проектной практике; 31,4 % показали умение презентовал, себя и транслировал, свой архитеюурный замысел на этапах конструктивной разработки проекта и его обьемно-просгрансгвенного решения; 29,4% осознают социальную и личностную знэтимость архитектурно-художественного творчества; лишь небольшая часть респондентов (7,2 %) активно участвуют в проведении экспертизы и оценки проектных идей, созданных архитектурных объектов.

Это объясняется тем, что бодутцие архитекторы в образовательном процессе вуза не в полной мере охвачены творчесю-преобразовагельной деятельностью, система вузовски подготовки все еще находится в области стереотипов (пропагандируются (перетипы архитектурных решений, сложившиеся в годы кживдккиминистратвного регулирования российской экономики; доминируют традиционные репродуктивные технологии обучения в рамках рутинизации, унифицированности и однонаправленности процесса освоения готовых знаний; недооценивается применение интерактивных форм обучения в рамках выполнения проегано-исследовагельских разработок средового проектирования; не инициируются новаторские идеи в проектом процессе; нвдостаготно полно используются знания междисциплинарных областей при технатогичесюй разработке проектов). Возможности профессионального образования, их общественная згенимость в контексте развитая твсрчесюго потенциала бэдутцих архитекторов явно недооценены и недостагшш исследованы.

В связи с этим нео&одимым является изучение педагогических основ процесса развития творческого пегещдала будущих архигааорот в прсфесх^

В пеяагогичесюй теории и практике сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы, наюплен определенный объем знаний, нео&вдмых для ее постановки и решения:

- юнцгпгуальные положения теории творчества как важнейшего фактора развития личности раврабатываклея в исследованиях ДЕБогсявленсюй, ВН Дружинина, ТБ. Кудрявцева, ЯИ. Пономарева;

- феномен творчесюго потенциала личности исследуется в рамгах многообразных ночных подедов: акзюлогичесюго (ВА Кан-Калис, АБ. Кирьяюва, НД Никацлров), ошопопиеснэго (ВН Никалнэ, АЛСубегго), развивающего (ПС. Альтшушкр, ИЛ Вслюв), личностао-деягельноспюго (ВИ Андреев, ВГ. Рывдак, ЮН Кулклкин), способностного (ЦБ. Богоявленская, ЯА. Пономарев), энергетического (В.Ф. Вишняюва, НВ. Кузьмина, АЛ Спцжин), ресурсного (Н. Марк®, ЮВ. Синягин, Н.И. Тимаюва), ингегрэтивно-системгюго (ДА. Даринская, АМ Мапошкин, АХ Сизова);

- концептуальные основы взаимосвязи развитая творчесюго потенциала обучающихся и

профессионального совершенствования подготовки будущего профессионала определены в разработках АА Вербицюго, Р. А. Гильман, НД Ряховских, ТИ. Шдмовой;

- мировоззренческие аспекты профессионального образования в области архитектуры освещены в работах КШ. Кармазина (архитектурное творчество), В Л Наумовой (архитектурно-художественное творчество в подготовке поюления твортесюго, интеллектуально мыслящего субьеиа образования); ГМ Гладышева (дизайн-образование как фактор развита худажественно-проекпюй деятельности будущего специалиста);

- основные характеристики студенчества в ношение аиивного проявления интеллектуальной инищитвы и вьюонэго уровня познавательной мотивации, восприимчивости к инновационным изменениям, склонности к инновациям, риску, стремления к самостоятельности, пслребности в самоопределении, самореализации, самошауализации и созданию обьегаивно нового отражены в исследованиях Г.С. Абрамовой, БГ. Ананьева, И.С. Кона, ЯА Успенсюй, ДИ. Фельдштейна, Э. Эриксша.

Вьшкозютенные исследования определяют наюпление определенного объема знаний, необходимых для постановки и решения изучаемой проблемы. Вместе с тем отсутствуют современные исследования, посвященные всестороннему и целостному анализу развития твсрксюго потенциала будущих архитекторов в процзссе профессионального образования с учетом реалий постиндустриального социума.

Вышеназванное проецируется на актуальность исследования, югорая определяется противоречиями между:

- объективной потребностью современного общества в развитии твортесюго потенциала будущих архитекторов и инерпюстью традиционной системы профессиональной подготовки выпускниювтворчесжихспагиалыюскй;

- имеющимися всдасшкхлями профессисяшыюго образования в решении зада развитая твормесюго потенциала будущих архитекторов и отсутствием научно обоснованной прираммы ее реализации;

- потребностью Еузовсюй образовательной практики в пучно-мсгсдаюсмзм обеспечении развишя твортесюго потенциала буцупдк архитекторов и недосгапяной разработанностью твдагогичесюго инструмаггария исследуемого процесса в современной педагогической гсунг.

Обознгненные противоречия обусловил! постановку проблемы исследования: каювы теорегаю-методсиогические и организационные аспекты развишя твортесюго потенциала будущих архитекторов в профешютлыюм образовании?

Выявленные противоречия и необквдмость решения обозгененной проблемы обусловили тему исследования: «Развитие твортесюго потенциала Идущих архитекторов в профессиональном образовании».

Цель исследования: обоснование программы разишм творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании.

Объект исследования: процесс развития шзрксюго потенциала будущих архитекторов в

вузе.

Предмет исследования: возможности профессионального образования в развипш творческого потенциала будущих архитекторов.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что процесс развития творческого потенциала буцущих архитекторов в профессиональном образовании ($дет продуктивным при реализации специально разработанной программы, актуализирующей юнцешуальные идеи личносгао ориентированного, деягельностного и средового подходов, отражающей определенную последовательность действий в логике содержательных направлений (архитектурное познание, профессиошльда-твортесюе общение, архитектурное творчество), ориентированных на достижение проектируемого результата, если:

- уточнена сущность творческого потенциала будущих архитекторов как инюрашвная характеристика личности, отражающая совокупность способностей (поисковых, художественных, аналитических, преобразовательных), знаний методов, требований и норм архигеюурного проек-ифования; творческого отношения к архитектурной практике (проектной, градостроительной, реставрационной), умений генерировать продуктивные стратегии создания архитектурных образов и композиций;

- раскрыты возможности профессионального образования (социальная, кулыурно-цэдмешая и антропологическая открытость, фундаментальность, креативность, перспективность, целенаправленность, непрерывность, практикоориснтированность, культуроцентричностъ);

- определены педагогические условия (формирование творчесиого отношения обучающихся к (одущей профессиональной деятельности, использование в образовательном Процессе вуза методов и форм архитектурного творчества, включение будущих архитекторов в проектную деятельность), обеспечивающие успешность развития творяесюго потенциала буцущих архитекторов в профессиональном образовании;

- разработано научно-мегсдичесюе обеспечешк развитая творчесиого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании, выступающее программно-технолопмесюй базой сопровождения творческой деятельности студеягоа

Цель и гипотеза исследования обусловили необкодимость решения следующих задан:

1. Уплншь педагогическую сущность понятия «твортеский потенциал будущих архитекторов».

2 Выявить возможности профессионального образования, способствующие развишю творчеогго потенциала будущих архитекторов.

3. Определил, педагогические условия, обеспечивающие успешность развили твсртеоот}псленщта£одущихархигекторшвпрофеси^

4. Разработать кучно-мещцичесюе обеспечение развили творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании.

Методологической основой исследования послужили теории о природао обусловленной и социальной сущности творчества; философские, психолого-педагогические теории, раскрывающие дефиниции «потенциал», «творческий потенциал личности»; идеи о единстве и взаимообусловленности потенциальной и актуальной систем в структуре личности как механизма ее раз-

вили; совокупность научных положений о человеке как акпшном деятеле преобразования себя и сидзужающего мира; научные положения педагогической и возрастной психологии о факторах, характеристиках, закономерностях и принципах развитая студенчества как особой социальной группы

Теорешчеафто основу исследования составили:

на фиюсофстм уровне:

- учение о человеке как акшвном и свободном субъекте собственного самосовершенствования, саморазвишя (НА Бердяев, И. Кант); философская мысль о твортестве как процессе, устремленном к выходу за пределы быгая, созиданию личностью (носителем творческого ниша) в пределах динамизма прошлого (А Бергсон) новейших югнигивных юнструкгов действительности, новых продуктивных потребностей и нового продуктивного опыта (М. Хавдепер, И.Т Фролов);

наобщенаучнстуровне.

- юнцешуальные положения, раскрывающие основные тенденции и содержательные характеристики психолого-педаготчесюго исследования (ВЛ Загвязинский, ВВ. Краевский, ДЛ Фельдштейн); психолого-педагогические юнцепции, определяющие сущностную ооставляюцфто и социокультурную значимость творкства как важнейшего механизма развитая личности (В Л Андреев, В.Ф. Вишняюва, ЯА Пономарев); основные теоретические положения личностно ориентированного (ЕБ. Бовдаревская, ИА Колесникова, НБ Крылова, ВВ.Сериюв, И.С. Якиманская), деятелыюстного (БГ. Ананьев, ЯС. Выготский, АН. Леонтьев, CJL Рубинштейн, ДБ. Элыюнин), средового (НМ Борыгю, Ю.С. Мануйлов, ИГ. Шецарик, ВА Ясвин) подходов в образовании;

на кшретно-научномуровне:

- исследования гонцяпуальных характеристик твортесюго потенциала личности (СИ Глухова, ЮН Кулюпсин, ЮВ. Синягин, Ш1 Тимаюва); ночные идеи развитая твортеских способностей личности (ДБ. Богоявленская, Р. А Гильмап, ММ. Зиновкина, АВ. Москвина, ВТ. Рывдак); основные положения педагогики профессионального образования в рамках организации поддловки творческого Еупутцего специалиста, способного эффективно действовать в период инновационных преобразований (CJL Баплиев, ВБ. Кузнецов, М Громюва, АС. Запесоцкий, АМ Новиюв); теории актавшации учебно-познавагслыюй деятельности обучающихся в рамках использования творческих ситуаций, эвристических и проблемных методов, «инициирования творческой работы мышления» (Г.С. Альтшутлер, АММапошкин, НД Никаддров, AJL Тряпицына); идеи развития творческих способностей студентов средствами архитектурного творчества в профессиональной подготовке (ГМ. Гладышев, ЮЛ Кармазин, ДД Матухин, ВЛ Н^мова, ЕР.Ниюнова); юнцепции изучения студенчества как более приспособленного поколения молодых лкдей к внедрению инновационных проектов и технологий, характеризующегося развитием интеллекта, сопряженного с развитием творческих способностей, сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильностью и интеллектуальной инициативой для устройства жизнедеятельности, поисюм собственных

способов самовыражения (И.С. Кон, Т.С. Соловьева, ЯА Успенская).

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа провсщилась в образовательных организациях высшего профессионального образования - ГАОУ АО ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт» (АИСИ, кафедра «Архитектура и градостроительство»), ФПЮУ ВПО «Астраханский государственный университет» (кафедра «Архшеиура»), ФПЮУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им Гй Носова» (кафедра «Архитектура»), ФПЮУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (кафедра «Изобразительное искусство»). Всего в эксперименте участвовали 380 обучающихся, 15 преподавателей общественных и специальных дисциплин, в функциошльные обгзанносш югорых входила организация учебной и воспитательной работы в группах, участвующих в экспериментальной работе. Констатирующий и формирующий эксперименты реализовывались в ГАОУ АО ВПО «Астраханский инженерно-строительный инсппуг» (кафедра «Архитектура и градостроительство»)- 57обучающихся; в свете изучаемой проблемы осуществлен анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основных образовательных программ, рабских программ дисциплин вышеозначенных направлений подготовки, анализ особенностей воспитательной рабоп.1 вузоа

Исследование проводилось с 2007 по 2015 гп в три этапа.

На первач этапе (2007-2008 те) изучалось состояние исследуемой проблемы в шучной литературе и гедагошчесюй практик;; выявлялись теоретические, педагогические предпосылки развития творнесюго потенциала (эдутцих архитекторов в профессиональном образовании; осуществлялось изучение нормативных документов по проблеме исследования; происходило обоснование тшретию-мекдологичесюй основы исследования, утешение понягийного аппарата; юшфеттаировались гипотеза, цели и зздни; проводился юнетатирующий эксперимент Применялись следующие методы исследования: аналитическая оценка педагогичесюго опыта, теоретический анализ кучной литературы, анкетирование, тестирование, наблкдаме, изучение учебной и внеучебной деятельности будущих архитекторов, метод экспертной оценки.

На втерт этапе (2009-2013 п:) проектировалась и апро&гровалась программа развития творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании; экспериментально проверена эффективность выявленных педагогических условий; утотнены юнцептуальные патажения экспериментального исследования. Использовались такие методы исследования, как форм!фующий эксперимент; анкетирование, тестирование, беседа, набпкдаше, анализ архитектурного творчества и учебной деятельности студентов, проекптых работ и документов к ним, метод эштерлюй оценки

На третьем этапе (2014-2015 п:) проведена обработка и сисгешпвация результата экспериментального исследования, формулирование основных выводов и оформление диссертации. Методы исследования: сравнительный анализ экспериментальных данных, сисгемапвация, обобщение и синтез, математическая обработка и интерпретация результатов. Научная новизна исследования заклинается в следующих оа ювных положениях.

1. Введет уточненное содержание дефиниции «гаорческшпотетциэдбудущж архитекторов» как итеративной характеристики личности, охарактеризованной по когнитивному, моти-вационному, деягепьностному критериям и соответствующим показателям за счет акцмпирова-ния поисково-треобраээвательшго отношения обучающихся к практике архитектурного проектирования, градостроительства, реставрации с ярко выраженным творческим дейслвованием в гроцессе совдания архитектурных композиций в отличие от исследований, рассматривающих изучаемое пашне как комплекс личностных качеств, позволяющих реализовал, инженерно-технические, эстетические, социальные и психологические аспекты профессии (С.Ю. Ражева); цгнностный ресурс, представляющий собой интеграцию личностных качеств, позволяющих успешно включился в созидательную деятельность (В Л. Тигров).

2. Доказана перспективность использования выявленных возможностей профессионального образования (социальная, культуре ю-гредмепш и антропологическая открытость; фундаментальность; креативность; перспективность; цеяенагравленность; непрерывность; пракгиюориетированностъ; кугмуроцапричность), в совокупности определяющих специфику и результативность профессиональной подготовки будущих архитекторов в юнгексге развили их творчесюго потенциала.

3. Разработана программа развития творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании в совокупности структурных элементов (целевого, содержательного, резупьташвного), отражающих огределенную последовательность содержательных направлений (архитектурное познание, ггрофессионально-творнесюе общение, архитектурное твортеспю), позватяюи^ая пропюзировагь эффективность достижения проектируемой цели на основе использования возможностей профессионального образования с позиций приоритетных натравлений щш и практики (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлсяение субъектов образования в создание инновац ий).

4. Определены педагогические условия (формщхжание творчесюго отношения обучающихся к будущей профессиогалыюй деятельности; использование в образователыюм процессе вуза методов и форм архитектурного творчества; вклкчеяие Идущих архитекторов в проектную деятельность), необходимые и достаточные для эффективного развили творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании

5. Разработано научно-мепздичеосе обеспечение (спецкурс «Основы композиционного моделирования», вклкнающий блоки «Рисунок. Плеюр», «Живопись и архшезаурная юлористика», «Обьемт-пространственная юмпозиция. Макешрование»; содержание архитегаурно-проеюной деятельности; методы, формы, средства архитектурного творчества; диагностический инструментарий; методические рекомендации по исследуемой проблеме), выступающее программно-технологичесюй и инструментальной основой конструирования содержания профессионального образования в юнтенсте развили творчесюго потенциала будущих архитекторов.

Теоретическая значимость работы заюткяаегся в следующем:

- расширены теоретические предагштения относительно содержания творческого потенциала будущих архитекторов, отражающего совокупность способностей (поисковых, художественных, аналитических, преобразовательных); знаний методов, требований и норм архитектурного проектирования; творческого отношения к архитектурной практике (проектам, градостроительной, реставрационной); умений генерировать продуктивные стратегии создания архитектурных образов и композиций; допатяюи(ие тоняшшю-термшюлогический аппарат методики профессионального обучения в области подготовки будущих специалистов архитектурного профиля;

- применительно к проблематике диссертации доказана перспективность использования научно обоснованных пршщипов развили творческого потенциала будущих архитекторов в процессе профессионального образования (индивидуальной комфортности, социального сотрудничества, творческой самореализации, экологии творчества), ^^бтаюи^ш: теорию и методику профессионального образования в части совершенствования качества организации профессиональной подготовки будущих специалистов в области архитектуры с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства;

- выявлены риски (невостребованности и неприятия преподавателем творческой инициативы будущих архитекторов; негуманности традиционных образовательных фактик, определяющих единообразный подход к развитию обучающихся без учета развития их творкского потенциала; недостаточного привлечения к подготовке будущих специалистов ресурсов проектных институтов, архитектурно-проектных и проектно-строительных фирм, организаций, архитекторов-практиков; комформизма, паосивносга, отсутствия самостоятельности обучающихся, неэффективности самореализации, нсумеалгя раафыть свои возмсиаюсти и потенции в области архитектурного творчества; риск становления стереотипности мышления и стандартизации решения проблем архитектурной и строительной практики), знание и учет которых расширяют научные представления о минимизации проблемных областей развития творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и полученные результаты могут бьпь использованы в системе многоуровневого профессионального образования для целенаправленного развитая творяесюго потенциала обучающихся творческих специальностей посредством:

- разработанного кршериальш-дшпюсшчесяэго инструментария отслеживания динамики развитая твортесюго потенциала будущих архитекторов по югниптвному, мошвационному, деягельностному критериям и соответствующим им показателям, обеспечивающего объективность, юмплегаюсть, последовательность нэнгроля и оценки результативности исследования;

- определения перспектив практачесюго применения программы развитая твортесюго потенциала будущих архитекторов с учетом социального заказа общества, требований ФГОС ВПО, возможностей профессионального образования и требований предприятй-рабагсдагелей современного рынка труда, что дополняет практику организации профессионального архитектурного образования;

- созданной системы научно-методического обеспечения развили творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании, интегрирующей программу спецкурса «Основы композиционного моделирования» («Рисунок. Плеюр», «Живопись и архитектурная юлорисгика», «Обьемно-пространствешвя юмпозиция. Макетирование)), вариативные формы (инициативные проектные группы, кружки инновагоров, фестиваль вдгй комплексного архитектурного проегаирования, конкурс профессионалов и тд), методы (дизайн-проект, конструкторские задачи, вшуализация, инсталляция, ангропогехника и тд) архитектурного творчества; способствующей расширению области методичесшт) проеюирования и конструирования технологий профессионального обучения будущих специалистов (в области архитектуры) в вузе;

- разработанных и внедренных в пракшку методических реюмецдаций по развиппо творчесюго потенциала бодущих архитекторов, представляющих интерес для профессорсю-цреяодавагепьсюго состава инсппуга тфофессионалыюго образования щит определении приоритетных образовательных стратегий, отимизирующих процесс псягоговки буцущих специалистов архигеетуртюго профиля в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Положения, выносимые на защиту

1. Творческий потенциал будущих архитекторов как итегративная характеристика личности отражает совокупность способностей (поисковых, художественных, аналитических, преобразовательных), знаний методов, требований и норм архитектурного проектирования; творческого отношения к архитектурной практике (проектной, градостроительной, реставрационной); умений генерировать продуктивные стратегии создания архитектурных образов и композиций; определяется на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей: кгампивного (представления о сущюсти творческого потенциала, об архитектурном творчестве; знание методов, требований и норм архитектурного проектирования, основ архитектурной композиции художественные, поисковые, аналитические, преобразовательные способности), мотивационного (творческое отношение к архитектурной практике, устремленность к созданию нового продут архитектурного дизайнах деягелыюспюго (творческая активность, творческая самостоятельность).

2 Возможности профессионального образования (социальная, культурно-предметная и антропологическая открытость; фундаментальность; креапшность; перспективность; целенаправленность; непрерывность; праюиюориешированность; кулыуроцешричность) обеспечивают оптимальное развипк творчесюто потенциала будущих архитекторов в вузе как необвдаюго аспекта становления их грофессионалкзма.

3. П}»грамма развили творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании базируется на личносгно ориентированном, деятелыюспюм и аредовом пофсо-дах, принципах индивидуальной комфортности, творческой самореализации, социалыюго сотрудничества, эколоти творчества; структурно отражает целесообразность самостоятельных элементов: целевого (развтъ творческий потенциал будущих архитекторов), содержательного (основные направления, интегрирующие архитектурное познание, профессионально-творческое общение, архитектурное творчество в многообразии форм, методов и средств архитектурно-

проектной деятельности^, результативного (уровень творческого потенциала будущих специалистов, отслеживаемый по когнитивному, могивациошюму и допелыюспюму критериям и соответствующим показателям), которые, согласно приоритетным направлениям науки и практики (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в создание инноваций), этапам развипм творческого потенциала (регродукгавно-тюрмативный, нормативно-творческий, инвенпвно-творческий), способствуют достижению проектируемого результата, выражаемого в высоком уровне творческого потенциала будущих архигекгороа

4. Совокупность педагогических уаюаш, выделенных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (формирование творческого сгп юшения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, использование в образовательном процессе вуза методов и форм архитектурного творчества, включение будущих архитекторов в троектную деятельность), выступает необходимой и достаточней для развития творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании.

5. Научно-методическое обеспечение развития творческого потенциала будущих архтпек-торов в профессиональном образовании в совокупности педагогических средств (спецкурса, содержания архигектурно-1троектной деятельности; методов, форм и средств архитектурного творчества; диагностического инструментария; методических реюмецдаций по иослеяуемой проблеме) содействует комплексному проектированию и совершенствованию организации профессиональной подготовки будущих специалиспв в области архигеюуры.

Апробация основных результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Астрахань (2006-2015 п:), Казань (2008,2015 гп), Таганрог (2010 г), Ростов-на-Дону (2006,2009,2011 гг), Москва (2007,2011,2013 гп), Вологда (2007 т\ Самара (2008 г), Магнитогорск (2009 г), Екатеринбург (2010,2012 п:), Крааюфск (2010-2012 гс), Пава (2011 е), Челябинск (2011 гХ Ереван (2011 г), Самара (20114 Новосибтфск (20141\ Баку (2014 е); были опубликованы в нгучных, н^чно-метсдических, периодических изданиях (2007-2015 гп: 41 работа, в тем числе одти монография, одно уче&ю-мещдичесюе пособие к спецкурсу, три ме1одичешкпогобия,сдтпрсяр&ч^загрние,одгоуче&

шесть статей в рецензируемых изданиях, вмененных в реестр ВАК Минобразования гсуки РФ); обсуждались на заседаниях кафедры педагопжи и непрерывного профессионального образования Астраханского государственного университета (2008-2014 ге), учебнометодического совета архитектурного факультета вуза, ученого совета ГАОУ АО ВПО «АИСИ». Разработанные в исследовании материалы использованы в процессе подготовки бакалавров, специалистов, в ходе греподавания дисциплин профессионального цикла, спецкурса «Основы композиционного моделирования» на базе ГАОУ АО ВПО «АИСИ». Соискатель успешно внедрял основные идеи исследования в рамках реализации внугривузовсюго грата «Разработка интегрированного образовательного комплекса по направлению «Архитектура» (ГАОУ АО ВПО «АИСИ»),

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические

принципы н^пю-педагогичестго исследования; применением комплекса методик, состветспующих сущности мучаемого явления; длительным характером изучения образовательной практики в контексте исслег^емой проблематики и организации экспериментальной работы в учреждениях высшего образования; методолопмесюй обоснованностью и непрсгшворечивостыо исходных теоретических положений, опирающихся ти современные психолого-педагогические и междисциплинарные исследования; репрезентативностью объема выборки, оптимальной количественной базой эютерименга, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, сопоставлением полученных результатов с результатами других исследований, близких по тематике; устойчивой повторяемостью основных результатов экспериментальной работы в условиях различных вузов.

Личный вклад автора состоит в осуществлении наушо-теоретичесюго анализа проблемы развития творчеснвго потенциала будацих архитекторов в профессиональном образовании; определении возможностей профессионального образования для развитая творчесюго потенциала будущих архитекторов; обосновании и апробации программы развитая творческого потенциала буг^тцих архитекторов в профессиональном образовании и определении педагогических условий эффективности ее реализации; личном участии соискателя на всех этапах экспериментальной работы в обработке и интерпретации результатов исследования, подготовке публикаций макриадов исследования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Тема диссертационного исследования, результата работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: а 4 (подготовка специалистов в высших учебных заведениях), а 11 (современные технологии профессионального образования), а 16 (взаимодействие профессионального образования с рынюм труда и социальными партнерами), а 19 (гуманизация профессионального образования), аЗО (механизмы взаимодействия образования, на/ки и производства).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процхсе включения спецкурса в содержание профессиотльной подготовки в Астрахансюм инжикрпо-строителыюм инсппуте, при организации производственной и преддипломной практики в ОАО «Астраханыражданпроеет», ООО «Астрахань Архпроею», ООО «Астрахань Промпроега», ЗАО «ПСП Теплый дом», ООО «Архитектурное бюро ИД>, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации е Астрахани», АУ АО «ГНПУ «Наследие», студенчесюм бюроАИСИ.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две гаавы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Основное содержание работы

Творческий потенциал будуищх архитекторов как педагогическая проблема. На основе анализа теоретических подходов к определению понятий «потенциал» и «творческий потенциал», а также особенностей профессиональной подготовки будущих архитекторов осуществлено

уточнение содержания дефиниции «творческий потенциал будущих архитекторов». При его определении исходными стали исследования ученых, разрабатывающих содержательные характеристики, специфические особенности дефиниции «творческий потенциал» в рамках определенных научных направлений; онтологического-характерное свойство ицциввда, обусловливающее степень творческого самоосущесгвления и самореализации (В.Н. Никояко, АИ. Субетго); аксиологического — совокупность нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей; способности к действию с выраженной ценностной ориентацией на самореализацию в познании, общении, деятельности (ВА Кан-Калик, АБ. Кирьякова, НД Никавдров); развивающего - совокупность реальных возможностей, умений и навыков (уровень их развитая) дтя включения в творческую деятельность (Г.С Альтшуллер, ИЛ Волков); личностно-деягельностного - система знаний, убеждений, установок индивида, регулирующих деятельность творческого характера (В И Андреев, ВГ. Рывдак, ЮН Куяюткин); способносшого - союкупность творческих способ юсгсй, побуждающих к творческой сачореагагзации (ДБ. Богоявленская, ЯА Пономарев); энергептче-ского - тетхгогкргетические рссурсьг и резервы личности, реализуемые в различных видах творческой деятельности (В.Ф. Вишнякова, RB. Кузьмина, АГ. Сйиркин); ресурсного - определенный ресурсный фонд ицдиввда для достижения высокого уровня выполнения творческой деятельности^ Марков, ЮВ. Синягин, НЛ Тимакова); интеграпивно-сисгемного-интаративные личностные характеристики ивдивэда, отражающие амуализацию творческих возможностей преобразования социальной практики (JLA. финская, СГ. Глухота, ЕА Глуховская, АМ Ма-тюшкин, ВJ". Рындак).

Обращение к работам, посвященным исследуемой проблеме, дало возможность уточнить понятие «творческий потенциал будущих архитекторов» как союкупность способностей (поисковых, художественных, аналитических, преобразовательных), знаний методов, требований и норм архитектурного проектирования; творческого отношения к архитектурной практике (проемной, градостроительной, реставрационной); умений генерировать продуктивные стратегии создатгия архтектургтых образов и композиций.

В ходе исследования уточнено, что результативность развитая творческого потенциала будущих архитекторов в вузе зависит от социальных (внешних) факторов (социальный заказ общества, задани и основные направления профессионального образования) и актуализации внут-реигих механизмов личности (ценностные установки, молвы, смысловые конструкты, интересы, рефлексия), обусловленных биологическим фактором (задатки, индивидуальные способности, тип нервной системы, особенности темперамента) будущих специалистов.

Теоретический анализ исследуемой проблемы (Г.С. Абрамова, БГ. Ананьев, Э. Ф. Зеер, И.С. Кен, ЯА Успенская, ДИ. Фельдшгейн, Э. Эриксон и т д) позволил определил^ что студенческий возраст (годы обучения в высших учебных заведениях) является сензитивным для развития творческого потенциала личности. Данный период характеризуется интенсивным интеллектуальным развшием; высоким уровнем познавательной мотивации; активным поиском себя, экс-перименгированием в различных сферах, направленностью на создание инноваций; устремленностью к максимальной самоактуализации и самореализации; интеллектуальным, социальным,

профессиональным и нравственным самоопределением; приобретением опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Для будущих архитекторов (студентов творческих специальностей) характерна награвлендасгь на творчество; творческая активность, проявляющаяся в единстве с высоким уровнем творческих способностей; творческое воображение; композиционно-архитектурное <®чувсгеование»; осознанная смелость; устремленность на самореализацию в различных областях архитектур! юй практики.

Возможности профессионального обраювания в развитии творческого потащила будущих архитекторов. В исследовании определено, что категория «возможности» трактуется как допустимость, осуществимость чего-либо; направление развитая, кгорое присутствует в любом явленвд жизни; средлщобстшгельстщ необходимое для ссуществлея^ дач, достижения кошфепюй цели; удобный случай, благоприятное для чего-нибудь стечение обстоятельств.

Опираясь на анализируемые положения, мы рассматриваем возможности профессионального образования как специально организованную совокупность внешних благоприятых обстоятельств, которые имеются в наличии и которые в контексте определенных педагогически цеяесо образных действий могут бьпь мобилизованы преподавателем для огаимального развишя творческого потенциала будущих архитекторов.

В ходе исследования выделены следующие возможности профессионального образования, определяющие огаимальность развишя творческого потенциала будущих архитекторов:

фундаментальность (овладение фундаментальными и трофессионально-специатшрованными знаниями, базисными квалификациями, обуславливающими комплексный подход в решении задач профессионалы юй подготовки будущих специалистов, создающими основу для архитектурного творчества);

- перспективность (обновление содержания образования будущих архитекторов в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, построенное на социально ответственном архитектурном видении будущего и понимании закотмерного развития экономики и общества) (ЭМ Короткое);

- непрерывность (расширение творческого контекста профессиональной деятельности; системность, последовательность в содержании образования, формах и методах архитектурного творчества будущих специалистов как создателей, носителей и преобразователей обновленных знаний);

- целенаправленность (поэтапное совершенствование профессиональной подготовки будущих архитекторов в рамках формирования творчеств системного мышления, творческого воображения, рефлексивных и проекгно-исстедовагсльских умений обучающихся; овладения способами профессжтатьной деятельности);

- кулмуроцешричность (духовный рост и профессиональное становление будущих архи-текгоров как деятельных субъектов культурно-исторического прогресса, творящих мир культуры, обращенных к будущему, созидающих прошлое и видоизменяющих настоящее) (А.С. Запссоц-кий, АН. Степане®, ДИ. Фельдцггейн);

- креативность («двдактико-креативная доминанта» содержания образования, определяю-

щая первичность социального творчества, требующая от обучающихся инновационных действий и достижений как в профессии, так и в обществе путем создания новых архитектурно-творческих ниш) (Н.Ф. Метленюов);

- социальная, культурно-предметная, антропологическая открытость (ценностные императивы индивидуальной свободы, социальной ответственности, творческого самоопределения, социального партнерства, определяющие творческое самоосугцествлатие и самореализацию в рамках профессии архитектора) (АА Попов);

- пракпткоориеншрованносп. (установление тесных связей профессиональной подготовки будущих архитекторов с практической деятельностью, профессиональной архитектурной практики и архитектурного образования; подготовка профессионально компетентных специалисте» в соответствии со спецификой регионального рынка труда и требованиями работодателей).

В диссертации установлено, что реализация многоаспектных возможностей профессионального образования задает масштаб развита творческого потенциала будущих архитекторов, обуславлггвает прогрессивность и конкурентоспособность, позволяет им гармонично «вписаться» в изменяющиеся условия грофсссиональной грактики.

Программа развития творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании. Сконструированная программа развили творческого потенциала буду-щихархтекгороввпрофессжналтномобраюванииб^

деягельностном и средовом подходах, принципах индивидуальной комфорпюсти, творческой самореализации, социального сотрудничества, экологии творчества; структурно отражает целесообразность самостоятельных элементов: целевого, содержательного, результативного, которые, согласно гриоригетным направлениям науки и пракпжи (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в создание инноваций), способствуют достижению проектируемого результата, выражаемого в высоком уровне творческого потенциала будущих архитекторов.

Целевой структурный элемент программы отображает основной ориентир исследования-развип. творческий потенциал будущих архитекторов в профессиональном образовании, обуславливает разработку ее содержательного и результативного структурных элементов га основе учета социального заказа общества и требований работодателей к подготовке творческих выпускников архитектурных специальностей; нормативно-правовых документе® в сфере образования, определяющих развитие творческого потенциала личности как ресурса экономического и социального разви™ общества; требованш к качеству професстюнал

скниюэв, отраженных в ФГОС; передового опыта по исследуемой проблематике, специфики и возможтюстей профессиот илы того образования для осуществления проектируемого результата

17

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ПОДХОДЫ

личностно ориентированный деятельностный средовой

ПРИНЦИПЫ

индивидуальной комфортности, социального сотрудничества, творческой самореализации, экологии творчества

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

социальная, культурно-предметная, антропологическая открытость; фундаментальность; креативность; перспективность; целенаправленность;

ь; практикоориентированность; культуроцентричность

непрерывность; I

Направления

-архитектурное познание (пространство, объем, плоскость) -профессионально-творческое общение -архитектурное творчество

СОДЕРЖАНИЕ

ГА

Методы и приемы

- дизайн-проект

- конструкторские задачи

- визуализация

- инсталляция

-антропотехника

- эвристическое комбинирование

Формы

-инициативные проектные группы

- фестиваль архитектурных идей

- конкурс профессионалов

- кружки инноваторов

- формирование творческого отношения обучающихся к ( фессиональной деятельности

- использование в образовательном процессе вуза методов и форм архитектурного творчества

- включение будущих архитекторов в проектную деятельность

1 1

2 £ £ Я

£ |

.... . : КРИТЕРИИ .....

когнитивный, мотиэационный, деятельностный

РЕЗУЛЬТАТ: творческий потенциал будущих архитекторов в профессиональном образовании

Рис. 1.Прс1р£Ммаразвтжтвс1рт2ст

в грофессиснальнсм образовании

Содержательный элемент программы развития творческого потенциала будущих архитекторе» в профессиональном образовании отражает основные направления содержания исследуемого процесса (архитектурное познание, профессионально-творческое общение, архитектурное творчество) в рамках творческих проектных пракпж (практяхргапированный проект, исследовательский проект, ролевой проект, творческий проект), выбора форм (инициагавные проектные группы, кружки инновагоров, круглый стол с приглашением практикующих архитекторов, фестиваль идей комплексного архитектурного проектирования и тд) и методов (дизайн-проект, конструкторские задачи, визуализация, инсталляция, эвристическое комбинирование и тд) архитектурного творчества, сгособов организации их реалтгзации.

Результативный элемент программы вклютает характеристик д инамики развития творческого потентата будущих архитекторов в профессиональном образовании по когнитивному (представления о сущности творческого потенциала, об архитектурном творчестве; знание методов, требований и норм архитектурного проектирования, основ архитектурной композиции; художественные, поисковые, аналитические, преобразовательные способности), мотивациошюму (творческое отношение к архитектурной практике, устремленность к созданию нового продукта архитектурного дизайна), деягельносшому (творческая активность, творческая самостоятельность) компонентам (являющимся критергалыю значимыми) и соответствующим показателям; предполагает определение уровней творческого потенциала студентов (вьюокий, средний, низкий) как троектируемого результата проводимого исследования.

Педагогические условия реализации программы развития творческого потенциала будущих архитекторов в профессиошлышн образовании.

Формирование твормесюго опюпюшя обучающихся к будущей профессиональной деятельности - первое педагогическое условие, реализованное в ходе экспериментальной работы, осуществлялось посредством конструирования целесообразных мер педагогического действия (ТВ. Бовдзрчук; АГ. Абдуллин) в образовательном процессе вуза

В ходе исследования реализовался комплекс мер, определяющих целенаправленное овладение будущими специалистами стругаурными составляющими профессиональной архигааур-ной деягелыкхли: меры, основанные на получении будущими архитекторами удовлетворения от приобретения в процессе архтегаурю-азнаюмительного творчества новых знаний, умений и навыков (наглядный пример работ именитых архитекторов; новизна, занимательность содержания аркитегаурно-исслеяовательских задач; создание опуаций успеха, портфолш достижений и тд); меры, опирающиеся на осознание будущими специалистами важности полученного опыта архитектурного творчества для дальнейшего продолжения обучения, непрерывного самообразования, востребованности профессионалов на архитектурно-строительном рынке труда (разрабопса мини-инструкций, памяток-ассоциаций, нестандартных алгоритмов создания архитектурного продукта; выстраивание взаимосвязи будущей профессиональной деятельности с жюнью - архитектурные задания региональной направленности, организация учебной и производственной практики и т д); меры, обусловленные стремлением обучающихся в процессе усложнения задач архитектурного

проектирования к рефлексивному осмыслению и обсуждению с субъектами образовательного процесса результатов архитектурного замысла на всех этапах его создания (питерское сопровождение оффмлешга результатов совдния презентаций, проекзтк

ных и Пересов будущих архитекторе» и нахождения любимого вцда архитектурного проектирования и тд).

Определено, что реализация преподавателем сконструированных действенных мер определяла развитое интереса к будущей профессиональной деятельности, осознание важности эффективных путей продуктивной коммуникации в профессиональной сфере, нацеленность на проявление личных творческих устремлений, творческой индивидуальности в области архитестуры

Рассмотрим второе педагогическое усювие - использование в образовательном процессе вуза методов и форм архшеетурного творчества, которое осуществлялось посредством разработанного и апробированного спецкурса «Основы композиционного моделирования», состоящего из нескольких блоков («Рисунок. Пленэр», «Живопись и архитектурная колористика», «Объемно-пространственная композиция. Макетирование»).

Студапы 31 икомились с особенностями архитектурного творчества, видами архитектурной деятельности; изучали профессиональную терминологию архитектурного проектирования объекта, способы академического и архитектурного рисунка, обьемно-пространственной композиции; определяли возмошюсти творческой визуализации с помощью ортогонального проецирования и построения перспективы, взаимосвязь проектирования - пространственной композиции - графического геометрического моделирования - художественного выражения и т д

При экспериментальной проверке спецкурса использовались методы эвристического комбинирования (несколько вариантов композиции та тему выбранного или предложенного произведения, например, «Композиция в цвете по работе Мастера», конструирование нового из элемезь тс® известного, <Декоршивная интерпретация архитектурного объекта», решение новой задачи по алгоршму, создание продукта по образцу путем копирования, «Плоскостная композиция из геометрических фигур» и тд); ашрогюгехники («Объемный макет га сохранение и разрушение объема» - привязки свойств проектруемых архитектурных идей к гармоничному существованию человека в социуме); стилизации («Памяники мировой архитектуры»); коллажа («Плакат "Мировая архитектура"», «Архитектурные стили») и тд В ходе реализации спецкурса применялись разноуровневые конструкторские архигекгурю-твортеские задачи с элементами инсталляции в смежных областях знаний по рисунку, живописи и архитектурной колористке, обьемно-тространсгвезпюй композиции, всеобщей истории искусств (переход из плоскостного изображения в объемное, «Рельефная композиция», «Натюрморт "Белое на белом"», Декоративная ингер-трегация объекта» и тд).

Наиболее продуктивными формами работы по развито творческого потенциала будущих архитекторов являлись тренинга креативности, достижения успеха, профессиональной коммуникации и тд; круглые столы с гцэиглашением пракшдгощих архитекторов; фестиваль идей комплексного архитектурного проектирования; конкурс профессионалов; кружки инновагоров, позволяющие активизировал) творческий потенциал будоцих архитекторов за счет глубокого ос-

мыстения архитектурной культуры региона, всестороннего анализа традиций и инноваций архитектурного творчества, приобщения студента к ценностям профессии архитектора.

Доказано, что использование в образовательном процессе вуза методов и форм архитеиур-ного творчества детерминирует успешность раскрытия творческих задагшв, способностей будущих архитекторов в рамках включения в архигеюурно-творческое проектирование (архитектурное и компьютерное создание, преобразование, использование, моделирование и гармонизация и тд) искусственной среды обитания; ориентирует на освоение будущими архитекторами знаний общих законов архитектурного творчества; определяет формирование компетенций согласно ФГОСВПО.

Охарактеризуем третье педагогическое1С1т/е-вкточедае будущих архтекго^ ектную деятельность, способствующее накоплению опыта творческой самореатшации в разнообразных сферах архитектурной пракпжи, реализованное в ходе экспериментальной работы.

Включение обучающихся в конкретную проектную деятельность происходило посредством контактирования и взаимодействия с различными учреждениями города с целью обеспечения реальности и цмкгикоориенщрованности разрабатываемых по заказу предприятий проектов (что является дополнительным стимулом для привлечения будущих архитекторов к созданию архитектурного продукта). Студентами были реализованы следующие проекты (классификация СЕ. Каплиной): практикоориентрованные проекты, нацгленные на удовлетворение социальных потребностей жителей микрорайона, города («Реконструкция застройки в районе рынка «Большие Исады» г. Астрахани», «Концепция современной жилой среды на примере г. Астрахани» и тд); архитектур к>исследовательские проекты, определяющие самостоятельное проектирование с использованием основных тенденций развития архитектурной практики («Лучшее эскизное предложение застройки населенных пунктов и тщжгорий, распой

тональных дорог Астраханской области, 2010 г.», «Разработка музея для Астраханского биосферного заповедника Астрахань, декабрь 2011 г» и тд); творческие проекты, определяющие широкие возмалдюсти использования графических приемов и методов изображения архитектурного объекта («Реновация промышленного здания в жилом районе «Бумажников» г. Астрахани, 2014 г.»); информационно-рекламные проекты, направленные на получение, анализ и преобразование определенной информации и презентацию ее широкой аудитории, опубликованию в интернете, СМИ («Ишерьеры цешра йоги в спортивном комплексе «Звездный» г. Астрахани, 2014 г.»); творческие проекты, определяющие широкие возможности использования графических приемов и методе» изображения архитектурного объекта (индивидуальный дизайн-проект, рекламный архитектурный ролик и тд).

Выявлено, что включение обучающихся в проектную допелыюсть обуслааливает активное применение накопленных знаний в архитектурной области и творческое их преобразование, цгле-направленное овладение обучающимися профессиональной архитектурной практикой, адаптированной к требованиям социальных заказчиков; инициирует творческую активность, творческую самостоятельность, проявление нестандартности и оригинальности в решении проектных задач.

Динамит рсавития творческого потенциала будущих архитекторов в профессио-

нашюм образовании. Экспериментальная работа осуществлялась с 2007 по 2015 г в ГАОУ АО ВПО «Астраханский инжеиерно-строительный институт», ФГБОУ ВПО «Астраханский госуаар-сгвенный университет», ФГЮУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. ПИ. Носова», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». Всего в эксперименте участвовали 380 обучающихся, 15 преподавателей.

С целью исследования развития твортесюго потенциала бдедоцих архитекторов (по югни-тивному, мсливационному и деятельноспюму критериям) были использованы следующие исследовательские методики: тест «Диагностика креативности (ЕЛ Торренс), анкета «Твортеский ореол профессии будущего архитектора», авторский тест «Архитектурное юмпозиционное моделирование, набикдатие, морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, ЛВ. Карпуши-на), тест-опросник награвленности на вид архитектурной деятельности, ранжирование, опросник креативности Д Дяаонсона (адаптированный ЕЕ Туник), анализ архитектурного творчества студентов, проекгаьк работ и документов к ним, метод экотертсй ^

особенности различньгх уровней развития творческого потенциала будущих архитекторов, нсгго-рые гредставлены в приведенных в диссертации монографических характеристиках.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной программы развития творчесюго потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании, что подтверждается положительной диначиюй исследуешго феномена (табл. 1).

Таблица 1

Динамика развития творчесюго потенциала б^тцих архитекторов в профессиональная образовании по этапам, %

Критерий Поаетели Кясгатц^тшлйзтап Оцаетныйзтап

В С Н В С Н

Копишвный Г^едлашнгаосувдгхлитжртхкго гогащала, об архигааурном твсрв-аве 123 553 32,4 25,6 63Д ИД

Зтние мегодж, требований и нерм ар-хигаауркго проастроганля, основ аркитаа^рнойюмпвддои 17,8 53,7 28^ 293 623 8,4

ХудакЕствсяьЕ, такхевью, аналитические, греобраэовагелшые споообю-сш Ц5 583 ■26,1 32Д 57,6 102

ТвсрЕоюе опишпе к грапэаур-нэйгракшке 12,4 46£ 41,4 31,2 61,1 7,7

Устремпаиосп. к аэданию некто гре^тегааргатмурегодаийт 143 46? 383 27,6 63,1 93

1 Твсрескм аючигхль 13,4 51^ 34,7 293 62,4 83

Твсртеская самостсятешкхпъ 103 48,1 41,1 253 633 11,4

Данные таблицы иллюстрируют; что высокий уровень развита таорнесямо потенциала будущих архитекторов повысился с 13,5% до 28,6 %; средний уровень увеличился с 50,8 % до 62 %. Количество студапов с низким уровнем развитая творческого потенциала уменьшилось с 35,7% до 9,4%.

Буфтцие архитекторы с вьххжим уровнем развитая творческого потенциала демонстрировали осознанные, системные знания о творчестве и профессии архитектора, об истории архитектуры, о современных архитектурных сооружениях мирового знэтения и архигектурно-худокественных памятниках своего района, об архитектурно-проектной деятельности и ее преобразовании; развитое творчесюе мышление; выраженную мотивацию на творчесюе освоение и преобразование целостной искусственной материально-пространственной среды; устойчивый интерес к созданию нового продукта архитектурного дизайна; надстуагавную сверхнорматавную таорчео^ю активность; устойчивое проявление творнесюй самостоятельности при провоцировании и реализации творческих идей новькрешенийархигектурю-проеза^

Представители среднего уровня развитая творчесюго потенциала характеризовались недос-тапяно глубокими и упорядоченными знаниями о твортестве и профессии архитектора, представлениями в области теории архитектуры; недостакяно пйким творческим мышлением; фрагментарно выразгагной мотивацией на творческое преобразование архитектурной действительности; неустойчивым интересом к ссвданию нового продукта архитектурного дизайна; поисювой творческой активностью; нерегулярным проявлением творчесюй самостоятельности при реализации творческих идей, новых решений архитектурно-проектных защн.

Для малочисленной группы студентов с низким уровнем развития творчесюго потенциала были характерны отсутствие глубины и трсяносги знаний о творчестве и профессиональной деятельности архитектора; разрозненность и ограниченность знаний теории архитектуры; непродуктивное творяесюе мышление; невыраженная мотивация на творческое преобразование архигек-турной среды; отсутствие интереса к созданию нового архитектурного объекта; алуашвная творческая активность; эпизодическое проявление творчесюй самостоятельности после побуждения преподавателя, сокурсниюв при реализации новых решений архитектурно-проектных задгн.

Анализ результатов, проверенных с помощью многофункционального критерия Фишера, применяемого д тя установления достоверности различий между процентными долями выборок до и после реализации разрабеггапюй программы развитая твортесюго потенциала будущих ар-хшасгоров, показал соответствие условию -0,2<1, что подтверждает положительную изменчивость гримененных начти методик.

Положительная динамика результатов ттроведенного исследования дает основание счигагь, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи ропаты, цгль достигнута.

Основные выводы исследования

1. Актуальность темы исследования обусловлена социальным заказом общества и требованиями практической деятельности к качеству профессиональной под готовки будущих архигекго-

ров в контексте развили их творческого потенциала как ресурса ценжхлжго преобразования современной реальности, создания нового образа архитектурной среды, комфортной для жизнедеятельности людей, преумножения арсенала социокультуртюго наследия, традиций и способов созидания в контексте рациональности, щуки, творчества.

2Установлено, что творческий потенциал будущего архитектора выступает как ингяра-тивная характеристика личности, отражающая смысл юисково-преобразовательного опюшения обучающихся к пракшке архигеюурного проектирования, 1рвдхлроительства, реставрации с ярко выраженным творческим действованием в процессе создания архитектурных композиций; содержательно охарактеризованная по когнитивному, мотивационному и деягельностному критериям и соответствующим показателям.

3. Доказано, что возможности профессионального образования обеспечивают огпималыюе развтие творческого потенциала будущих архитекторов в вузе за счет потенциально насыщенного образовательного пространства профессиональной подготовки, вариагавного выбора ввдов и областей архитектурно-проектного творчества, активизации продуктивных способов познания, професаюнально-творческого общения

4. Щщвфждено, что сконлруированная программа развитая творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании выступает в качестве действенной базы прогнозирования эффективности достижения проектируемого результата на основе использования возможностей профессионального образования с пооиций приоритетных направлений науки и пракгаки (обучение посредством действия, исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в создание инноваций).

5. Доказана эффективность педагогических условий, обеспечивающих развтие творческого потенциала бущщих архитекторов в профессиональном образовании: формирование творческого отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, использование в образовательном процессе вуза методов и форм архитектурного творчества, включение будущих архитекторов в проектную деятельность.

6. Разработано научно-методическое обеспечение развития творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании, выступающее в совокупности педагогических средств програшгно-тех11атогической базой комплексного проектирования и соверпкнство-вшпмсргаптцш[профсгаэгашыюйтдплшм1будувдк

7. Выявлены риски, негативно влияющие на развтие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: невостребованности и неприятая преподавателем творческой инициативы будущих архитекторов; негуманности традиционных образовательных практик, определяющих единообразный подход к развитию обучающихся без учета развитая их творческого потенциала; недостаточного привлечения в подготовке будущих специалистов ресурсов проектных институтов, архитеюурно-проекгаых и проектно-строигсльных фирм, организаций города, архигекгоров-праюиков; комформизма, пассивности, отсутствия самостоятельности обучающихся, неэффективности самореализации, неумения раскрыл, свои возможности и потенции в области архитектурного творчества; риск становления стереотипности мышления и

стандартизации решения проблем архитектурной и строительной практики. Результата исследования подтверждают, что обнаружение, знание и учет рисков предопределяют успешность развития ттюрческогопотештиала будущих архитекторов в профессю

Гфоведенное исследование не претендует на исчерпывающий аналш темы, может служить перспективным направлением научного поиска, связанного с мучением методики организации профессиональной подготовки архитектора средствами сетевого взаимодействия, с дальнейшим исследованием и разработкой творческого потенциала будущих архитекторов на основе компе-тентносгаого подхода в многоуровневом образовании.

По проблеме исследования опубликовано более 40 работ. Основные положения дисссргга-циошюго исследования отражены в следующих публикациях;

Статьи врецензщгуемыхэкурюлах, рекамендовшааяхВАКМинобрнаукиРФ

1. Беседина, И. В. Развитие профессиональной компегиттости у будущих архитекторов / И. R Беседина // Педагогические науки. Известия Южного Федерального Университета,—201L—JVs Я—С164—170. (Реестр ВАК)

2. Ееседши, И. В. Модель развития творческого потешдила будущих архитекторов в процессе профессиональной подготовки в вузе / И. В. Беседина // В мире научных открытий.—2011—№7(19).—G416—422. (Реестр ВАК)

3. Беседина, И. R Развитие творческого поггащиала сгудапов архитектурных специальностей /ИВ.Беседина,Л.А.Сатарова //Дискуссия.—2012.—Л«8(26).—С146—15ft (Реестр ВАК)

4. Беседина, R R Творческие способности как составляющие творческого потенциала студентов-архитекторов в системе высшего архитектурного образования/И. R Беседина, JL А. Сатарова // «European Social Science Journal».—2014—№ 7,томЗ.—С 217—226. (Реестр ВАК)

5. Беседина, IL R Творческое задание в практической деятельности студентов-архитекторов в курсе «Композиционного моделирования» / И R Беседина // Педагогика искусства (хтекгрониыи научный журнал).—2014—№ 4—С1—-7.—Режим доступа: wvvwarkrfucatÏMiru/AEknagazine, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус. (Реестр ВАК)

6. Беседина, И. R Проектная деятельность как один из методов развития творческого потенциала студентов архитектурных специальностей / И. В. Беседина, JL А. Сатарова // Альма-Матер. Вестник высшей шкалы.—2015.—№ 3.—С 75—79. (Реестр ВАК)

Монографии

7. Беседина, И. В. Разните творческого потенциала архитекторов в процессе вузовской подготовки / ИВ. Беседина // Образование в современном российском регионе: качество, состояние, проблемы, тенденции : монография/Е В. Каргаполова, И В. Аксюгина,И. В. Беседина и др.; под ред. Е В. Каргапоповой.—Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2013.—С. 40—76.

Учебно-методические работы

8. Беседина, ИВ. Объемно-пространственная композиция. Макетирование из бумаги и кар-

тона / ИВ. Беседина: методическое пособие для студентов архитектурной специальности высших учебных заведений.—Астрахань, 2010.—35 с.

9. Основы и язык визуальной культуры: учебное поообие/сост.: Н. П. Приказчикова, И В. Беседина.—Астрахань: Астраханский инженернсктроигепьныйинсппуг, 2014.—84 с.

Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных кон^хрварй

10. Беседина, И В. Методические аспекты формирования художественно-творческой активности студентов на основе изучения специатьных дисциплин рисунка и живописи / И. В. Беседина // Актуальные проблемы в области строительства и обраоования: сб. туч. ст. / рея, А. М. Ко-карев, И М Качуровская, Е В. Каршпатова—Астрахань: АИСИ 2006.—С. 111—117.

11. Беседина, ИВ. Проблемы повышения качества обучения студентов в образовательном процессе вуза/ ИВ. Боседина// Архитектурное образование на перепутье: выбор траектории: материалы междунар. науч. конф. (Вологда, 19 септ. 2007 г.) / под ред. К. В. Кияненко, Ю. В. Аниаь мова, И Т. Куликова—Вологда: Изд-во ВолГТУ, 2007.—С. 35—38.

12. Бесед ина, И В. Развитие творческого потенциала студентов- архитекторов средствами художественной деятельности / ИВ. Беседина // Междунар. заочная науч.-практ. конф. «Наука без границ».—Екатеринбург, УГТУ.—2010.—№2—С. 110—111.

13. Беседина, И В. Творческое развитие студентов - будущих архитекторов в формировании профессиональной деягелыюсти / ИВ. Беседина // Дополнительное образование детей - зона развили творческой личности: сб. ст. под ред проф. JL А. Сатаровой. —Астрахань: Издатель РБ. Сорокин, 2010.—С. 13—16.

14. Беседина, И В. Метод проектирования как условие развития творческой мысли студен-тов-архигекгоров / И В. Беседина // Психология и педагогика: пути и методы развили: сб. ст. Ш Междунар. науч.-практ. конф.—Пенза, 2011.—С. 11—13.

15. Беседина, И В. Развитие творческого потенциала бутящих архитекторов в процессе профессиональной подготовки в вузе / ИВ. Беседина // Наука в современном мире: материалы I Междунар. науч.-пракг. конф. (Москва, 22 марта. 2011 г.): сб. науч. тр. / ред. Г.Ф. Гребенщиков и др.—М.: Спугник+,2010.—С. 11—14.

16. Беседана, И В. Культурная среда как условие развили творческого потенциала архитекторов /ИВ. Беседина // Музейная деятельность в формировании современного культурного пространства региона: материалы регион. науч.-практ. конф. (30 июня 2011 г.) / пед ред М. В. Емели-ной.—Астрахань: Издатель Р. В. Сорокин, 2011.—С. 126—128.

17. Беседина, И В. Условия развили профессиональной компетентности будущих архитекторов / И В. Беседина // Развитие творческого потенциала студентов в компетештюспюй парадигме высшего образования с исполкюваш1ем информационных технологий (Творческий потсн-циал-2011).—Самара, 2011,—С. 12—15.

18. Беседина, И В. Метод проектов в образовательном процессе высшего архитектурного образования/И В. Беседина//Педагогика: опыт и инновации: науч-метод. сб.—М.: Две столицы, 2013.—Вып. 3,—С. 34—38.

19. Беседина, И В. Диагностирование творческих) потенциала будущих специалистов в области архитектуры и дшайш/ИВ. Беседит//Перспектиш развили строительнсго комплекта

материалы VII Мезкдунар. науч.-практ. коиф. профес.-препод. состава, молодых ученых и сгуд» тов (28-31 октября 2013 г.) / под общ. ред. В. А. Гугмана, А. Л. Хаченьяна.—Астрахань: ГАОУ АОВШ«АИСЙ»,2013.—Т.1.—С. 147—153.

20. Беседина, И. В. Рисунок в формировании и развтии творческой деятельности Идущих архитектурно-дизайнерских специальностей / И. В. Беседина // Архитектурный рисунок современные технологии обучения: монография / ред-сосг. А. О. Иванов ; Новосиб. Гос. архиг.-худ. акад.—Новосибирск, 2014.—С 56—59.

21. Беседина, И В. Развитие творческих способностей студаггов в процессе архитектурной подготовки в вузе / И В. Беседина // СЬциально-гуманигарньш вестник Прикаспия: научный журнал / Астраханский инженерно-строительный инсппут. — Астрахань : ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2014.—№ 1 (1>—С 63—68.

22. Беседина, И В. К вопросу о методе проектов в высшем архитектур! юм образовании / И В.Беоедши// Архитектурный рисунок: преподавание дисциплины <фисунок» в условиях современного архитектурно-художественного образования: Учеб. пособие / ред-сосг. ЕИ Прокофьев, МВ. Смолова; М-во образования и науки РФ; Казак гос. архиг. - строит, ун-т.—Казань: Изд-во «Медицина» ГАУ«РМБИЦ»,2015. — С. 28—33.

Общшобьемпубликацш 12, 75 пл

Отпечатаю в типографии «ОренПечать» ОГРН 312565810300101 Формах60х841/16. Бумага офисная. Усл. печ. л. 1.8 Тщиж 100 экз. Заказ 257 г. Оренбург, ул. Советская, 27