автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования
- Автор научной работы
- Самохин, Юрий Семенович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Самохин, Юрий Семенович, 1999 год
Введение
Глава 1. Краеведческий подход в дополнительном образовании, как актуальная проблема современной педагогики
§ 1. Аксиологические основания краеведения. Менталитет и мироощущение в структуре ценностей и целей образования,
§ 2. Этногенез и социальная история России как отражение состояния современного образования Российской Федерации.
§ 3. Социальная (культурная) адаптация. Краеведческий подход.
§ 4. Этническая (экологическая) адаптация. Краеведческий подход
§ 5. Системные и методологические предпосылки в изучении краеведческого подхода в образовании
§ 6. Краеведческий подход в дополнительном и профессиональном образовании 126 Выводы к главе №
Глава 2. Реализация краеведческого подхода в туристкой подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования
§1 Теоретическая модель реализации краеведческого подхода в туристкой подготовке школьников в системе дополнительного образования.
§ 2. Критерии оценки эффективности реализации краеведческого подхода в туристкой подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования
§ 3 Итоги опытно-экспериментальной работы по использовании средств краеведения в туристской подготовке школьников в системе дополнительного образования 173 Выводы к главе №2 182 Заключение 183 Использованная литература 186 Приложение 1 Комплексная краеведческой программа "Восхождение к истокам"
Введение диссертации по педагогике, на тему "Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования"
Актуальность исследования. Образование переживает сложный переходный период, обусловленный глобализацией информационных технологий, возросшими требованиями к мобильности человека, в условиях трудно преодолимой ментальной несовместимости людей и человеческих сообществ. Кризисные явления в образовании, определяются не столько экономическим состоянием государства, сколько сменой национально-государственного императива, национальной идеи России.
Поэтому особое значение приобретает краеведческий подход в образовании, который сохраняет уникальную способность формирования личности через преемственность исторического, адаптационного опыта поколений, т. е. несет в себе глубокий адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа. Туристско-краеведческая деятельность - давно сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной работы, имеющее полноценное научно-методическое обоснование в общем и дополнительном образовании, имеющее богатый опыт, кадры, организационные формы, традиции, в силу своей конструктивности, не претерпело серьезных изменений в годы экономических и политических реформ последних лет. Однако исследование адаптационных возможностей краеведческого подхода на современном этапе переходного периода нельзя считать завершенным.
Актуальность исследования определяется тем, что в условиях глубокого смешения этносов, урбанизации экономики Российской Федерации, маргинализации общества, плюрализма мировоззренческих концепций, изучение в этнопедагогике и в педагогической антропологии особенностей формирования человека в этносе как природном коллективе, требует ориентации педагогической деятельности на использование краеведческой информации с целью адаптации обучаемого к жизни в современных естественных, селитебных (заселенных человеком) и антропогенных ландшафтах.
Проблема исследования. Анализ исследований краеведения и краеведческого подхода в образовании (И.С. Матрусов, A.A. Остапец-Свешников, А.З. Сафиулин, В.Е. Туманов) показал, что наиболее проработано: содержание, структура и методология краеведческой работы со школьниками. Краеведение, главным образом, рассматривается как региональный компонент образования и воспитания, однако адаптационный потенциал краеведческого подхода в дополнительном образовании прямо не рассматривался. В исследованиях вопросов социальной (культурной) адаптации (И.С. Кон, Е.А. Ямбург), не нашли достаточного отражения вопросы этнической (экологической) адаптация ребенка в природной среде. Реализация краеведческого подхода (В.П. Голов, П.И. Истомин, A.A. Остапец-Свешников) предполагала, прежде всего, использование принципов приро-досообразности (сущность) и культуросообразности (связи), не учитывая необходимость применения принципа целесообразности (отношения), позволяющего уравновесить прошлое и настоящее каждой территории через обновляющуюся во времени традицию выживания народа. Кроме этого, содержание научного краеведения (JI.B. Иванова, С.О. Шмидт) относительно краеведения школьного рассматривалось как система трансляции исследовательских технологий, не предполагая передачу адаптационного краеведческого опыта поколений.
Экологический подход к процессам адаптации человека в окружающей среде и прежде использовался в педагогических исследованиях, но рассматривался лишь на соматическом уровне определенного индивидуума, однако в аспекте адаптационных возможностей формирования личности в природном коллективе как этнической популяции биогеоценоза напрямую не исследовался. Это связано с тем, что обучение и воспитание рассматривались в рамках социально-экономических потребностей общества, тогда как человек является не только элементом социума, но также входит в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биогеоценоза населяемого региона. То есть люди являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми, домести-каты (домашние животные и культурные растения), ландшафты, как преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с соседями - либо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементов материальной и духовной культуры.
В данном исследовании краеведческий подход предполагает рассматривать человека не просто как отдельного индивидуума, личность. В краеведении человек выступает структурным элементом некой общности: семьи, общины, коллектива, этноса, т.е. с разных позиций формирование человека предполагает включенность в группу, изучение которой смыкается с традицией русской, советской, отечественной педагогики, ее опытом воспитания и обучения в коллективе и "через коллектив".
Таким образом, проблема исследования заключается в том, что возникла объективная потребность использования краеведческого подхода как широкого спектра адаптационного опыта поколений во времени и проt странстве, в антропогенных и природных ландшафтах, в социуме и в биогеоценозе, однако на сегодняшний день отсутствует сформулированная система теоретического и методического обеспечения реализации адаптационных возможностей краеведческого подхода в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования. Разработка теоретических аспектов краеведческого подхода в дополнительном образовании при формировании личности школьника в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с ландшафтом.
Объект исследования. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования. Адаптационные возможности краеведческого подхода в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования.
Реализация адаптационного потенциала краеведческого подхода в дополнительном туристском образовании будет проходить более эффективно, если:
- осуществить методологическое разделение содержания образования, на технологическую составляющую (освоение достижений научно-технического прогресса) и краеведческую составляющую (освоение адаптационного опыта поколений), решающую проблему социализации (социокультурная и этноэкологическая адаптация человека к среде);
- при создании образовательных программ, использующих краеведческий подход, руководствоваться следующими методологическими требованиями:
- реализовывать принцип единства природосообразности, культуро-сообразности и целесообразности для преодоления в условиях города отрыва человека от традиции этнического взаимодействия с вмещающим природным ландшафтом;
-осуществлять комплексное решение двуединой задачи: социокультурной (социальной и культурной) и этноэкологической (этнической и экологической) адаптации учащегося к жизни;
- направлять обучение и развитие на достижении человеком цели в зафиксированных технологиями материального производства нормах деятельности, через наиболее рациональный, обусловленный краеведческим адаптационным опытом способ деятельности;
- обращаться, реализуя идею наставничества, к педагогам и учащимся как равноценным субъектам педагогического процесса, предлагая осуществление исследовательских и иных задач через совместную (педагоги-чески организованную) деятельность.
Задачи исследования.
1. Исследовать педагогическую структуру и особенности процессов социокультурной и этноэкологической адаптации подростка к вмещающему ландшафту;
2. Выявить модель взаимодействия краеведческого подхода с этнической (экологической) и социальной (культурной) адаптацией в этногенезе и социальной истории России;
3. Разработать образовательную программу по краеведению в системе дополнительного туристско-краеведческого образования.
Методологической основой диссертационного исследования послужил системный подход к познанию явлений и процессов педагогической деятельности, который получил развитие в работах педагогов Б.С. Гершун-ского, B.C. Леднева, В.А. Кабачкова; культурологический подход в педагогике - в работах Е.В. Бондаревской, М.Я. Виленского и др.; принципы организации дополнительного образования - в работах В.А., Горского, В.П. Голова, A.A. Остапец-Свешникова, профессиональный аспект педагогической деятельности при подготовке специалистов туристского профиля представляют работы В.А. Квартальнова, И.В. Зорина, И.Д. Солодухина, В.И. Жолдака, В.А. Кальней, A.A. Остапец-Свешникова, В.Д. Чепика; теоретические основы мониторинга качества образования (С.Е. Шишов, В.А. Кальней); общенаучные принципы познания, базовые принципы современной психологии развития личности, единство сознания и деятельности, комплексности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); взаимосвязь профессиональных параметров с биологическими особенностями личности (Е.И. Климов, B.C. Мерлин); принципы деятельностной педагогики, педагогического воздействия на личность, общие принципы дидактики (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, B.C. Леднев, М.И. Махмутов, И.Ф. Талызина); акмеологический подход к выявлению факторов и закономерностей формирований личностного и профессионального "акме" человека (Б.Г. Ананьев A.A. Бо-далев, A.A. Дергач, В.М. Кузнецов, И.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев А.К. Маркова, С.Е. Шишов, Е.А. Яблокова), философской базой являются труды С.А. Козловой, К.В. Кулаева, ЕЛ. Юсуповой.
Теоретической основой исследования являются труды, посвященные биосоциальной природе человека (Э. Аронсон, В.И. Вернадский, Е.А. Брюн, Л.Н. Гумилев, В.Р. Дольник, Э. Галнер, К. Лоренс и др.), синергети-ческим подходам к исследованиям социальных процессов (Р.Г. Баранцев, В.П. Казначеев, П. Кейлоу, Г. Хакен, C.B. Харитонов и др.), философии социальных процессов (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, А. Ку-раев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.Н. Лосский, М.К. Мамардашвилли, В. Франки и др.), географии социальных процессов (Т.А. Айзатуллин, Б.Б. Ро-доман, В.Л. Каганский, В.О. Ключевский и др.), разработке культурно-исторических концепций (Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер), теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.П. Волков и др.), психологии коллективного воспитания (И.П. Волков, Л.С. Выготский, О.В. Лишин, A.B. Сухарев), этнопедагогике (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, К.Д. Ушинский).
В процессе исследования в соответствии с его целью применялись как теоретические методы (анализ, синтез и обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, системный, логико-исторический подходы, информативно-целевой анализ философской, психологической, исторической, педагогической и социологической литературы, экстраполяция и моделирование), так и эмпирические методы (наблюдение, беседы, социально-психологические опросы).
В исследованиях использован многолетний опыт диссертанта в организации туристско-краеведческой работы со школьниками в системе общего и дополнительного профессионального образования г. Москвы.
Значительный вклад в руководство данным исследованием внесли к.п.н. Г.П Аксакалова, д.п.н. В.П. Голов, д.п.н. С.Е. Шишов.
Этапы работы. Первый этап. (1990-1992) Определялись цели и задачи исследования. В работе над методическими рекомендациями "Организация туристско-краеведческой работы в летнем загородном лагере" анализировалась существующая практика организации краеведческой работы, краеведческого подхода в туристской подготовке учащихся, система программ, рекомендаций и руководств по организации туристско-краеведческой работы с учащимися. Выявлялись исходные условия, социальные и психологические противоречия в организации туристско-краеведческой работы.
Второй этап (1992-1996) Экспериментальная проверка основных положений гипотезы, создание и апробация комплексной краеведческой программы для школ и учреждений дополнительного образования г. Москвы "Восхождение к истокам", организации в качестве главного судьи концептуально нового слета юных краеведов г. Москвы (Игра-путешествие по "неисследованной" местности "По следам русских землепроходцев").
Третий этап (1996-1999) Работа над концепцией • развития детско-юношеского туризма в г. Москве, создание комплексной программы "Краеведение в системе туристско-краеведческой деятельности общего и дополнительного образования г. Москвы "Вековые кольца России", организация краеведческих исследований в качестве главного судьи по виду "Краеведение" в Первенстве г. Москвы по туризму среди школьников, руководство секцией "Природное наследие" Всероссийской конференции участников программы туристско-краеведческого движения обучающихся России "Отечество", апробация в ходе работы выводов исследования (19971998), оформление диссертации и автореферата, публикации обзоров положения в организации краеведения в Москве и Российской Федерации (1998-1999).
Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется доказанными в рамках диссертации положениями о том, что:
- сущность процессов социокультурной и этноэкологической адаптации выражена в сохранении устойчивости человека как элемента этноса к воздействию внешней среды, т. е. вмещающего ландшафта во времени (этногенез) и пространстве (территория), но не на индивидуальном уровне, а в природном коллективе - этносе и понимается как коллективный опыт выживания;
- необходимость сохранения национальных особенностей каждого из народов, участвующих в этнических контактах, определяется с учетом национального стереотипа поведения, национальных традиций и вероисповедания, объединение которых достигается не смешением и нивелированием по схеме, выработанной одним лидирующим этносом, группой или блоком, а соборным единством представителей каждого самобытного этноса как участника социализации;
- основа адаптационных механизмов краеведческого подхода в воспитании, обучении и развитии кроится в реализации триединой задачи: природосообразность (сущность), культуросообразность (связи) и целесообразность (отношения).
Кроме того обоснована модель реализации социокультурной и этноэкологической адаптации человека в условиях проживания в антропогенных урбанизированных ландшафтах, при технологическом взаимодействии представителей различных этносов в социуме.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
-предложен эффективный механизм реализации краеведческого подхода в дополнительном профессиональном образовании через сбалансированное соединение адаптационной и технологической составляющих обучения, на примере организации краеведческой работы в детско-юношеском туризме;
-выявлены организационно-методические основы реализации адаптационных возможностей краеведческой работы в детских коллективах по разнообразной тематике;
-разработана и апробирована адресованная организаторам детско-юношеского туризма модель краеведческих исследований на местности в условиях спортивного похода - "туристское краеведение'''',
-разработаны для школ и учреждений дополнительного образования Комплексная краеведческая программа "Восхождение к истокам", и специализированная программа Краеведение в системе туристско-краеведческой деятельности общего и дополнительного образования г. Москвы "Вековые кольца России ".
Положения выносимые на защиту.
1. Педагогическая структура процессов социокультурной и этноэколо-гической адаптации подростка реализуется через краеведческий подход в воспитании, обучении и развитии, включая в себя: природосообразность (сущность), культуросообразность (связи) и целесообразность (отношения).
2. Эффективность реализации адаптационных возможностей краеведческого подхода в дополнительном профессиональном образовании определяется сбалансированным соединением краеведческой и технологической составляющей обучения.
3. При создании образовательных программ, использующих краеведческий подход, необходимо руководствоваться следующими методологическими требованиями:
- реализовывать принцип единства природосообразности, культуро-сообразности и целесообразности для преодоления в условиях города отрыва человека от традиции этнического взаимодействия с вмещающим природным ландшафтом;
- осуществлять комплексное решение двуединой задачи: социокультурной (социальной и культурной) и этноэкологической (этнической и экологической) адаптации учащегося к жизни;
- направлять обучение и развитие на достижение человеком цели в зафиксированных технологиями материального производства нормах деятельности, через наиболее рациональный, обусловленный краеведческим адаптационным опытом, способ деятельности;
- обращаться, реализуя идею наставничества, к педагогам и учащимся как равноценным субъектам педагогического процесса, предлагая осуществление исследовательских и иных задач через совместную (педагогически организованную) деятельность.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 1992 г. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на традиционных педагогических чтениях учителей-краеведов, Общероссийских (г. Самара, 1994) и Московских (1993 - 1996 гг.), на научно-практических конференциях - Москва (1996, 1997), Санкт-Петербург (1999) -Всероссийской Ассоциации учителей географии, были отмечены на Коллегии Московского комитета образования в январе 1996 г., на международной научно-практической конференции "Географическое образование на пороге XXI века" (1996 г.)
Результаты исследования легли в основу Комплексной программы школьного краеведения "Восхождение к истокам" Московского городского дворца творчества детей и юношества, многолетней (1992-1996 гг.) организации Слета юных краеведов г. Москвы (Игра-путешествие по "неисследованной" местности "По следам русских землепроходцев" в судейство по виду "Краеведение" в Первенстве г. Москвы по туризму (19971999 гг.), в создание программы Московской городской станции юных туристов "Краеведение в системе туристско-краеведческой деятельности общего и дополнительного образования г. Москвы "Вековые кольца России". (1998 г.)
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
• Выводы и практические рекомендации;
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Самохин, Юрий Семенович, Москва
1. Основополагающими принципами краеведческого подхода в воспитании, обучении и развитии являются природосообразность (сущность), культуросообразность (связи) и целесообразность (отношения), реализация которых предполагает их неразрывное триединство;
2. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В., Флейшман Б.С. Системология: сущность и место в научном знании // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. - 439 с.
3. Айзатулин Т.А. Теория России. Геоподоснова и моделирование. М., 1999. -70 с.
4. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991. - 288 с.
5. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999. - 192 с.
6. Арапов М.В. О проблемах школы в телеконференции fido7.ru.school. Курьер образования, http://courier.com.ru/co 2/со 2/0arap.htm
7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -М. 1999.-517 с.
8. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж., 1996. - 768 с.
9. Баранцев Р.Г. Открытым системам открытые методы // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. - 439 с.
10. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998. - 576 с.Ю.Бодалев A.A. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия движения. М., 1998. - 168 с.
11. Бондаревская Е.В. Введение // Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бондаревской Е.В. Ростов на Дону. 1995. - 215 с.
12. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. - 522 с.
13. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983. (цит. по Брюн Е. А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества // Журнал прикладной психологии. №1, - М., 1998. С. 23.)
14. Брюн Е. А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества// Журнал прикладной психологии. №1. М., 1998. С. 5-19.
15. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов A.B. Русский народ в национальной политике. XX век. М., 1998. - 448 с.
16. Вернадский В.И. "Живое вещество биосферы". М., 1994. - 672 с.
17. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары., 1974. - 376 с.
18. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. М., 1988. - С. 89123.
19. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. - 146 с.
20. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. - 224 с.
21. Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1996. - 416 с.
22. Галнер Э. О природе национализма // "Знание сила". №7 1990. С. 1-5.
23. География России. В двух книгах. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Книга 1. Природа и население / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1999.-296 с.
24. Герцен А. И. Былое и думы. Гл. XXX ч. 4. М, 1968. 930 с.
25. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. - 608 с.
26. Голов В.П. Экспертиза авторских программ по краеведению и педагогические требования к их структуре и содержанию // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. -С.П6., 1995.- 163 с.
27. Гринив В.В. Философия небытия Карла Маркса Киев., 1992. - 277 с.
28. Громыко Ю.В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. -М, 1997. 560 с.
29. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. JL, 1990 - 280 с.
30. Гумилев JI.H. Древня Русь и Великая степь. М., 1992. - 512 с.
31. Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1993. -307 с.
32. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL, 1990. - 528 с.
33. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. -544 с.
34. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 544 с.
35. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995. - 552 с.
36. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1988.-672 с.
37. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994. - 208 с.
38. Домострой // Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры СПб., 1991. - 400 с.
39. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. 448 с.
40. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Кн. III. М., 1997. - 560 с.
41. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. - 315 с.
42. История православной церкви. XIX век. (репринт 1901г.) М., 1998. - 770 с.
43. Каганский В.Л. "Центр провинция - периферия - граница. Основные зоны культурного ландшафта" статья http://www.inme.ru/Kagansky/4z97-ww.html
44. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.-Новосибирск., 1997. 352 с.
45. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. - 415 с.
46. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. - 534 с.
47. Кейлоу П. Принципы эволюции М., 1986. Цитирую по Харитонову C.B. О синергетическом подходе к проблеме классификации психических потребностей // Синергетика и методы науки. - СПб. 1998. С. 229.
48. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997. - 223 с.
49. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т. 1. - 430 с.
50. Ковалевский П.И. "Русский национализм и национальное воспитание" репринт 1912 г. М., 1996. - 395 с.
51. Козлова П. П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики. Автореферат. Казань., 1998. - 41 с.
52. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1989. - 416 с.
53. Кузнецов А.И. Бетин JI.B. Конструирование содержания личностно-ориентированного образования в целях формирования национального типа сознания // Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Бонда-ревской Е.В. Ростов на Дону., 1995 - 215 с.
54. Кумарин В.В. Педагогика в пучине схоластики. М., 1999. - 48 с.
55. Кураев А. Как делают антисемитом. М., 1998.
56. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995. - 110 с.
57. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М., 1995. -416 с.
58. Кураев А. Школьное богословие. М., 1997. -215 с.
59. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования. "Credo" №8 http://www.orenburg.ru/culture/credo/
60. Ларин Н.С. Осторожно, галиматья // "Русский дом" №9 1999. http://www.rusk.ru/Rus magazine/Rus home/Home9/home9 22.htm
61. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М., 1993.- 208 с.
62. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.
63. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М., 1992 -544 с.
64. Лихачев Д.С. Образ города // Знание сила. №5. 1988. С 8-15.
65. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. - 256 с.
66. Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность. В кн., Исследования по генетике, т. 1. J1. 1961. (цит. по книге Гумилев J1.H. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993. С. 301)
67. Лоренс К. Агрессия (так называемое "зло") М., 1994 - 272 с.
68. Лосев А. Ф. Жизнь. СПб., 1993. - 535 с.73 .Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. - 269 с.
69. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. - 288 с.
70. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л. 1983. -255 с.
71. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию М., 1992. - 415 с.
72. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. Фрагменты лекций. 1982. http://web.psychologv.ru/dsatin/book^helf/KantV ar.htm
73. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992, № 4.
74. Маркс В.А. О концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. http://online.cmw.ru/eimbl/Sbornik2/Marks.htm
75. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии.-М., 1963.- 150 с.
76. Мушин В. Б. О некоторых механизмах эволюционной динамики поведения в обществе и развивающем обучении // Журнал прикладной психологии. №1, М., 1999. С. 85-95.
77. Национальное образование // сервер Московского комитета образования http://www.educom.ru/proiekt/school98/u 1 .htm#nacion
78. Новодворская В.И. По ту сторону отчаяния. М., 1993. - 272 с.
79. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов./В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, А.И Мищенко, E.H. Шиянов. М., 1998. - 512 с.
80. Песталоцци И.Г. Проект памятной записки // Избранные педагогические сочинения Т.1. М.,1981. (цит. по Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999. С. 80.)
81. Пестель П.И. Русская правда. http://www.accessnet.ru/vivovocoAAV/LAWAAV PES W.HTM Муравьев Н.М. Проект конституции. 1821. http://www.accessnet.ru/vivovoco/VV/LAW/NIKITA W.HTM
82. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. - 431 с.
83. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. - 2463 с.93 .Половое воспитание российских школьников Концепция Российской Академии образования (проект) http://courier.com.ru/co4/co4/sexedu.htm
84. Протопопов А. Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда. http://www.geocities.com/Athens/Troy/1813/
85. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. Мн., 1998. - 560 с.
86. Психология. Словарь./ Под ред. A.B. Петровского М.Г. Ярошевского. М., 1990.-494 с.
87. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры (18111817) Историко-педагогический очерк. М., 1999. - 152 с.
88. Родоман Б. Б. Ведаем ли мы, что творим, или Пейзаж России // "Знания-сила" № 10.1990. С. 1-7.
89. Родоман Б. Б. Наука, чуть было не онемевшая // "Знания-сила" № 9. 1990. С. 1-10.ЮО.Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993, т.1. - 608 с.
90. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М., 1998.-256 с.
91. Словарь современной социологии / Под ред. В.И. Кураева и др. М., 1993. -511с.
92. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. -511с.
93. Старообрядчество. Лица предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. - 317 с.
94. Сухарев A.B. Этническая функция культуры и психологические расстройства//Журнал прикладной психологии. №1, М., 1998. С. 5-18.Юб.Тавадов. Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М. 1998. - 688 с.
95. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Часть 1. http://kulichki.rambler.ru/~gumilev/Toynbee/Toynbee 104.htm
96. Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 1996. - 320 с.
97. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995. -464 с.
98. Ю.Уснадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж., 1997. Цит. по Психология личности Т. 2. Хрестоматия. - Самара., 1999. - 544 с.111 .Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинении в 6 томах. М., 1988. Т. 1. - 416 с.
99. Ушинский К.Д. Одна из темных сторон германского воспитания // Собрание сочинении в 6 томах. М., 1988. Т. 2. - 496 с.
100. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990. - 368 с.
101. Хакен Г. Синергетика. М., 1980. (Цитирую по Харитонову C.B. О синер-гетическом подходе к проблеме классификации психических потребностей // Синергетика и методы науки. - СПб., 1998. С. 228.)
102. Харитонов C.B. О синергетическом подходе к проблеме классификации психических потребностей // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 220 - 236.
103. Шишкин И.С. Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России. http://kulichki.rambler.ru/~gumilev/Article 16.htm
104. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1999.-320 с.
105. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: статьи воспоминания, эссе (1914-1933).-М., 1990.-544 с.
106. Шмид Е. История средних учебных заведений в России. С-Петербург.: Типография B.C. Балашева., 1878. - 684 с.
107. Шмидт С.О. "Золотое десятилетие" советского краеведения // "Отечество". Краеведческий альманах. М., 1990. - 224 с.121.1Ппенглер О. Закат Европы. М., 1993. - 303 с.
108. Щедровицкий Г.П. Методология педагогических исследований // Педагогика и логика. М. 1993. С. 16 - 200.
109. Щедровицкий Г.П. Программирование научных исследований и разработок.-М., 1999.-288 с.
110. Энциклопедический социологический словарь. РАН. M 1995. - 939 с.
111. Эпштейн A.C. Градостроительство и местная власть // Власть и Творчество.-М. 1999 С. 61-64.
112. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995. - 336 с.
113. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М., 1993 - 336 с.
114. Ямбург Е. А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1996. - 352 с.Концевые сноски
115. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов./В.А. Сла-стенин И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. М., 1998. С. 164.
116. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 200.
117. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М. - Воронеж:, 1996. С.605.
118. Мамардашвилли М. К. Как я понимаю философию М., 1992 С. 293.э Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собрание сочинении в 6 томах. М. 1988. Т. 1., С.255-256.
119. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М.- Воронеж:, 1996. С.576-583.
120. Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1993. С 312.
121. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 453.
122. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 15-16.
123. Асмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. М,-Воронеж., 1996. С.З.
124. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998 С. 139
125. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999. С. 8.
126. Арапов М.В. О проблемах школы в телеконференции fido7.ru.school. Курьер образования, http://courier.com.ru/co2/co2/0arap.htm
127. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования "Credo" №8 http://www.orenburg.ru/culture/credo/
128. Арапов М.В. О проблемах школы в телеконференции fido7.ru.school. Курьер образования, http://courier.com.ru/co2/co2/0arap.htm.
129. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования "Credo" №8 http://www.orenburg.ru/culture/credo/
130. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века М., 1998 С. 1091 ЯВолков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. М., 1988. С. 89.
131. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта.-М., 1997. С. 31.20Козлова П. П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики. Автореферат. Казань., 1998. С. 37.
132. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998. С. 9-10.
133. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990 С. 467.23Лоренс К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994 С. 6.
134. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998 С. 112113.
135. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века М., 1998 С. 129.
136. Дольник В.Р. "Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей". -. 1994. С. 156-157.
137. Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность. В кн., Исследования по генетике, т. 1. Л. 1961. цит. по книге Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993. С. 301.
138. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990. С. 232.
139. Кусжанова А.Ж. Исторические типы образования "Credo" №8 http://www.orenburg.ru/culture/credo/
140. Дольник В.Р. "Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей". М., 1994. С. 142.35Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период, Л., 1990. С. 13
141. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период, Л., 1990. С. 17.37Щедровицкий Г.П. Методология педагогических исследований. Педагогика и логика. М. 1993. С. 30.
142. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 11.39Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 119.
143. Каганский В. Л. "Центр провинция - периферия - граница. Основные зоны культурного ландшафта" статья http://www.inme.ru/Kagansky/4z97-ww.html
144. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие М. 1989. с.23-25
145. Носовский Г.В. Фоменко А.Т. Империя. М. 1995. С.340. (Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М. 1992. С. 9 -11. Лызлов А. Скифская история. М., 1990. С.347.)
146. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1993. С. 313.
147. Шмид Е. История средних учебных заведений в России. С-Петербург.: Типография B.C. Балашева., 1878. С. 566.
148. Шмид Е. История средних учебных заведений в России. С-Петербург.: Типография B.C. Балашева., 1878. С. 328.
149. Шмид Е. История средних учебных заведений в России. С-Петербург.: Типография B.C. Балашева, 1878. С. 175.
150. Асмолов А.Г. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М.,1996. С.603.
151. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990. С. 447.
152. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии.-М., 1963. С. 7.
153. Шмидт С.О. "Золотое десятилетие" советского краеведения. // "Отечество". Краеведческий альманах. М., 1990. С. 11.
154. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 35.
155. Ларин Н.С. Осторожно, галиматья. // "Русский дом" №9 1999. http://www.msk.ru/Rusmagazine/Rushome/Home9/home922.htm
156. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: статьи воспоминания, эссе (1914-1933). -М. 1990.С. 89.
157. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. М., 1998. С 197.
158. Галнер Э. О природе национализма. "Знание сила". №7 1990. С 1.
159. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. XX век. М., 1998. С 188-189.етТавадов. Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. М., 1998. С. 146соГумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994 С.158.
160. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990. С. 136-155.
161. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. С.25-27
162. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 308.
163. Шишкин И.С. Симбиоз, ксения и химера. Лев Гумилев об этносах России. http://kulichki.rambler.ru/~gumilev/Article 16.htm
164. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь М., 1992 С. 61.
165. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 450.
166. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века М., 1998 С. 435.
167. Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. М., 1992 С. 8.
168. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. -М., 1988 С. 286.
169. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990 С. 464.
170. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 6. Кн. III. М. 1997. С. 458.
171. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры (18111817) Историко-педагогический очерк. М., 1999 С. 62, 70.75Айзатулин Т.А. Теория России. Геоподоснова и моделирование. М., 1999. С.8.
172. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994. С. 450.
173. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период Л., 1990 С. 239.
174. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период Л., 1990 С. 239.
175. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990 С. 329- 331.плГумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990 С. 279.осАсмолов А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. М.,1996. С.602
176. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. С. 30.
177. Энциклопедический социологический словарь. РАН. 1995. С.364.
178. Дольник В.Р. "Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей". М., 1994. С.200.
179. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. М. 1995. С. 27.
180. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М., 1993.С.149-155.
181. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992, № 4. С. 73.
182. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М., 1995. С.34,35.102Новодворская В.И. По ту сторону отчаяния. М., 1993 .С. 17.
183. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С.108.
184. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М., 1995. С.222.
185. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М., 1995. С. 225.
186. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994 С. 461.
187. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995. С.79. ,08Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли - Л., 1990 С.ЗЗ.
188. География России В двух книгах. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Книга 1. Природа и население. // под ред. А.И. Алексеева. -М., 1999. С. 278-279.
189. Словарь современной социологии / Под ред. В.И. Кураева и др. М., 1993. С. 175.
190. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. // "Культурно историческая психология и конструирование миров". М.- Воронеж:, 1996. С. 382.
191. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983. (цит. по Брюн Е. А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества. // Журнал прикладной психологии. №1, - М., 1998. С. 23.)
192. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.- Новосибирск., 1997. С. 231. 1Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М. 1992 С. 177
193. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 41-42.
194. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века М., 1998 С. 159.
195. Энциклопедический социологический словарь. РАН. М., 1995. С.913.
196. Гринив В.В. Философия небытия Карла Маркса Киев., 1992. С. 195-197.133Осипов Г.В. Маркс К. //Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 364.
197. Гумилев ЛН Эгносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 301.
198. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары., 1974. С. 18.
199. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. Мн., 1998. С. 454.
200. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. Мн., 1998. С. 478.IНациональное образование // сервер Московского комитета образования http://www.educom.rU/projekt/school98/u 1 .Ыт#пасюп
201. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М.- Воронеж., 1996. С. 580.
202. Старообрядчество. Лица предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 48.
203. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары., 1974. С. 36-37.
204. Кураев А. Как делают антисемитом. М., 1998. С. 12.
205. Ушинский К.Д. Одна из темных сторон германского воспитания. // Собрание сочинении в 6 томах. М., 1988. Т. 2. С.225.
206. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991.С.274.
207. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары., 1974. С. 10.
208. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990 С. 87.
209. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары., 1974. С. 13.
210. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли Л., 1990 С.326.
211. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М., 1994. С. 147
212. Домострой. Колесов В.В. "Домострой как памятник средневековой культуры"-СПб, 1991. С.352.
213. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л, 1990. С. 491.
214. Гумилев Л.Н. Эгаосфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 301.
215. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М, 1994 С. 135, 142.
216. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л, 1990. С. 17.
217. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л, 1990. С. 352.
218. Родоман Б. Б. Наука, чуть было не онемевшая. // "Знания-сила" № 9. 1990.С.2.
219. Домострой. Колесов В.В. "Домострой как памятник средневековой культуры" СПб. "Наука" 1991. С.354.
220. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М, 1994. С. 311.
221. Ключевский В.О. Курс русской истории. М, 1987. Т. 1. С 41.
222. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века М, 1998 С. 169.
223. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С.29.162Маркс В.А. О концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби. http://online.cmw.ru/eimbl/Sbornik2/Marks.htm163Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л, 1990. С. 252.
224. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Часть 1. http://kulichki.rambler.ru/~gumilev/Toynbee/Toynbee 104.htm
225. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Часть 1. http://kuHchki.rambler.ru/~gumilev/Toynbee/Toynbee 104a.htm
226. Ключевский В.О. Курс русской истории. М, 1987. Т. 1. С.78-79.
227. Брюн Е. А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества. // Журнал прикладной психологии. №1, М, 1998. С. 23.
228. Брюн Е. А. Эко-культурные основы смыслообразования и психоактивные вещества. // Журнал прикладной психологии. №1, М, 1998. С. 22.
229. Домострой. Колесов В.В. "Домострой как памятник средневековой культуры"-СПб., 1991. С. 333.
230. Борисенков Е.П., Пасецкий В.М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М, 1988. С.З.
231. Гумилев JI.H. От Руси до России. Очерки этнической истории. M., 1994. С. 152.
232. Ямбург Е.А. "Школа для всех. Адаптивная модель." М., 1996. С.20-25
233. Гумилев JI.H. Эгносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 152.
234. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В., Флейшман Б.С. Системология: сущность и место в научном знании. // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 75.
235. Хакен Г. Синергетика. М. 1980. Цитирую по Харитонову C.B. О синергети-ческом подходе к проблеме классификации психических потребностей. // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 228.
236. Уснадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж., 1997. Цит. по Психология личности Т. 2. Хрестоматия. - Самара., 1999. С.298.о 1Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. М., 1992. С. 1888.
237. Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука 1991. С. 95.
238. Лосев А. Ф. Жизнь. СПб., 1993. С.38.
239. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени: М., 1994 С. 56-58.
240. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С. 208.1RAГумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. M., 1993. С. 341.
241. Камю А. Бунтующий человек; М., 1990. С. 30-31.
242. Вернадский В.И. "Живое вещество биосферы", М., 1994. С. 506.
243. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995. С. 13.
244. Кураев А. "Традиция. Догмат. Обряд. Апологетический очерк". М., 1995. С. 212-213.
245. Ковалевский П.И. "Русский национализм и национальное воспитание" репринт 1912 г. М., 1996, С. 283.
246. Лосев А.Ф. Жизнь. СПб, 1993. С.39.
247. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С.29.
248. Андреева И.Н. Философия и история образования. М, 1999. С. 77.
249. Песталоцци И.Г. Проект памятной записки // Избранные педагогические сочинения Т. 1. М.,1981. (цит. по Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999. С. 80.)
250. Баранцев Р.Г. Открытым системам открытые методы. // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 34.
251. Баранцев Р.Г. Открытым системам открытые методы. // Синергетика и методы науки. СПб, 1998. С. 29.
252. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JI, 1990. С. 466.
253. Мамардашвилли М.К. Кантианские вариации. Фрагменты лекций. 1982. http.V/web.psychology.ru/dsatin/bookshelf/KantVar.htm
254. Лихачев Д.С. Образ города. // Знание сила. №5. 1988. С. 11.
255. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб, 1997. С.25.
256. Выготский JI.C. Мышление и речь. М, 1996. С. 250.
257. Выготский JI.C. Мышление и речь. М, 1996. С. 240.9 Л 7Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М, 1998. С. 14-15.
258. Психология. Словарь. / Под ред. A.B. Петровского М.Г. Ярошевского.- М, 1990. С. 381.
259. Коменский Я. А, Локк Д, Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М, 1989. С. 27.210Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М. - Воронеж: 1996. С.603
260. ЮнгК.Г. Конфликты детской души. М, 1995. С. 155.
261. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М, 1995. С. 159.
262. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М, 1995. С. 160.
263. Волков И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. М., 1988. С. 122.
264. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1996. С. 96.
265. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1996. С. 24.
266. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1989. С. 49.
267. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М, 1989. С. 66.
268. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996. С. 41. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". - М. - Воронеж:, 1996. С. 656.
269. Асмолов А.Г. "Культурно историческая психология и конструирование миров". М. - Воронеж:, 1996. С. 660.
270. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993, т.1 С. 172.
271. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993, т. 1 С. 201.
272. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993, т.1 С. 201.
273. Кумарин В.В. Педагогика в пучине схоластики. М., 1999. С. 7.
274. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995. С. 157.
275. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. С. 69.
276. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995. С. 157.