автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы преподавания техники сценической речи
- Автор научной работы
- Бруссер, Анна Марковна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бруссер, Анна Марковна, 2004 год
Введение
Глава I. Теоретические основы и этапы формирования и развития предмета «Сценическая речь».
1.1. Искусство красноречия.
1.2. Выразительное чтение.
1.3. Художественное чтение.
1.4. Профессиональная сценическая речь. 15 Выводы.
Глава II. Проблемы совершенствования базовой методики преподавания сценической речи студентам театральных вузов.
2.1. Разработка учебной программы по курсу «Сценическая речь» для студентов театральных вузов.
2.2. Организация учебного процесса.
2.3. Разработка учебно-методического пособия по сценической речи для ассистентов-стажёров. 49 Выводы.
Глава III. Проблемы разработки и совершенствования базового и поствузовского образования по технике речи.
3.1. Методика обучения студентов театральных вузов.
3.1.1. Организация учебного процесса.
3.1.2. Методика обучения студентов театральных вузов на примере раздела «Дикция».
3.1.3. Проблемы совершенствования методики обучения студентов театральных вузов по предмету «Сценическая речь».
3.2. Подготовка педагогических кадров по предмету «Сценическая речь».
3.2.1. Организация учебного процесса.
3.2.2. Методика профессиональной подготовки педагогов по сценической речи.
3.2.3. Предложения по разработке программы по специальности «Сценическая речь».
3.3. Практика профессионального обучения и повышения квалификации теле-, радиожурналистов. 133 3.3.1. Методика преподавания техники речи теле-, радиожурналистам на примере раздела «Логика речи».
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы преподавания техники сценической речи"
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В настоящее время социально-экономическая и культурно-образовательная ситуация выявила потребность в развитии современного речевого образования.
Техника речи до настоящего времени является одной из составляющих предмета «Сценическая речь» в театральных вузах. Прохождение данного курса способствует освоению базового профессионального образования актёра. В значительно меньшем объеме основы техники речи предусмотрены в учебных программах факультетов журналистики. В то же время в современных условиях значительно расширился круг людей, нуждающихся в приобретении и совершенствовании речевых навыков. К ним относятся публичные политики, менеджеры, юристы, учителя, экскурсоводы и люди других профессий, для которых публичная речь является частью их профессиональной деятельности. Поэтому сегодня очевидна необходимость совершенствования методики базового образования по технике речи; адаптация базовой методики к различным категориям слушателей; совершенствование и разработка новых аспектов поствузовского образования. Кроме того, сегодня остро стоит проблема подготовки педагогических кадров, способных удовлетворить выявленную потребность.
Теоретико-методическую основу исследования составляют труды К.С.Станиславского, В.Всеволодского-Гернгросса, И.П. Козляниновой, Т.И. Запорожец, А.Н. Петровой и др.
Проведённый нами анализ основных методических, методологических и организационных подходов позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования базовой методики преподавания сценической речи и адаптации содержания курса в соответствии с потребностями других профессий остаётся не достаточно разработанной и требует глубокого анализа с позиций теоретического обоснования и практической реализации. Проблема состоит в совершенствовании содержания и методов преподавания техники речи для разных категорий специалистов, что и определило тему исследования «Педагогические основы преподавания техники сценической речи». Научная значимость выбранной темы подтверждается выявленными противоречиями между:
• актуализацией проблемы и не разработанностью методики;
• расширением сферы профессиональной деятельности, требующей овладения техникой речи, и не выявленными профессиональными потребностями в конкретной профессии;
• потребностью практики в квалифицированном обучении техники речи и неподготовленностью педагогов к реализации потребностей практики.
Цель исследования; разработать педагогические основы совершенствования преподавания техники речи.
Объект исследования: процесс преподавания техники речи.
Предмет исследования: содержание и методика обучения технике речи различных категорий специалистов.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что усовершенствованная базовая методика преподавания «Сценической речи» в театральных вузах может быть адаптирована к каждой категории специалистов, в зависимости от задач, стоящих перед их профессией, при условии, если:
• будут разработаны теоретические и методические основы совершенствования базового курса «Сценическая речь»;
• будут определены педагогические условия эффективного освоения техники речи;
• поствузовская подготовка педагогов будет предусматривать освоение методики преподавания.
Исходя из поставленной цели и положений выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:
• на основе сравнительного анализа содержания различных вариантов обучения сценической речи выявить теоретические основы (принципы, логику изложения и т. д.) усовершенствованной базовой учебной программы;
• разработать содержание и методы обучения и повышения квалификации педагогов по предмету «Сценическая речь»;
• определить специфику обучения технике речи специалистов речеголосовых профессий (на примере теле,радиожкрналистов);
• разработать научно-методическое обеспечение экспериментального курса «Теория и методика преподавания сценической речи».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• аналитические (изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы; изучение нормативной и программной документации; изучение педагогического опыта);
• диагностические (педагогические наблюдения; тестирование; индивидуальные и групповые беседы; изучение и обобщение передового педагогического опыта);
• педагогический эксперимент: работа по разработанным материалам и методическим рекомендациям для преподавателей; анализ результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Сформулированы, разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические основы преподавания предмета «Сценическая речь» для студентов и аспирантов театральных вузов.
2. Теоретически обоснован и практически реализован принцип комплексности (внутрипредметных и межпредметных связей) в преподавании базового предмета «Сценическая речь» в театральном вузе.
3. Определены теоретические основы разработки содержания и методики преподавания техники речи с учетом профессиональных потребностей специалистов.
Практическая значимость исследования заключается в утверждении и использовании в учебном процессе Театрального института им. Бориса Щукина разработанных нами: учебной программы предмета «Сценическая речь»; учебно-методического пособия «Основы дикции» (практикум); учебно-методического пособия по технике речи для ассистентов-стажёров; в разработке учебно-методического пособия по логике речи для теле-, радиожурналистов, используемого при повышении квалификации работников телекомпании REN TV и радиостанции «Эхо Москвы».
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором на заседании лаборатории русской словесности Института общего образования МО РФ, Всероссийской научной конференции аспирантов «Методика преподавания специальных дисциплин в театральном вузе» в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), в выступлениях на кафедре сценической речи и учёных советах Театрального института имени Бориса Щукина.
Апробация результатов исследования проводилась через практическую деятельность автора, внедрение в учебный процесс учебно-методических пособий, а также внедрение результатов исследования в практику и организацию работы высших учебных заведений и СМИ г. Москвы.
Результаты исследования были использованы при разработке учебной программы по сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина для студентов актёрского факультета, а также в разработке учебной программы по сценической речи для ассистентов-стажёров и аспирантов кафедр сценической речи театральных вузов.
Исследование осуществлялось в три этапа. Каждый из них осуществлялся последовательно, а иногда и параллельно друг с другом.
Первый этап (1988-2001 гг.) - подготовительный, в процессе педагогической деятельности изучались теоретические источники по проблеме исследования, учебно-методическая литература, посвященная проблемам сценической речи; изучался практический опыт преподавания техники речи в театральных вузах и СМИ. Уточнялся предмет исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.
Второй этап (1992-2003 гг.) - адаптивно-практический. С целью проверки выдвинутой гипотезы проводилась опытная работа со студентами 1, 2, 3 и 4 курсов по уточнению методических, методологических и организационных аспектов преподавания сценической речи. Проводилась опытная работа с журналистами телеканала REN TV по выявлению проблемных вопросов , обучению и совершенствованию техники речи. Изучались варианты системности образования будущих педагогов по сценической речи, уточнялся организационный процесс их обучения. Апробировались разработанные адаптированные учебно-методические пособия для всех вышеперечисленных категорий слушателей.
Третий этап (2000-2004 гг.) - заключительный. Анализировались, обобщались и систематизировались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования.
Теоретико-методологическую основу наших исследований составляют труды Д. Коровякова, Ю. Озоровского, В. Сережникова, Э.Легуве, В. Сладкопевцева, С. Волконского, К.С. Станиславского, В. Всеволодского-Гернгросса, Е.Ф. Саричевой, Я.М. Смоленского, С.А. Кочаряна, А.Н. Петровой, Т.Н. Запорожец, И.П. Козляни-новой, В.Н. Галендеева, Е.И. Леонарди, З.В. Савковой, И.Ю. Промптовой, М.П. Оссовской и др.
Исследование ориентируется на основополагающие труды философов Э. Гуссерля, Г.Г. Шпета, P.O. Якобсона, Л. Витгенштейна и др.
Психологический аспект формировался на основе исследований Л.С. Выготского, А. А.Леонтьева и др.
С позиции педагогики существенный вклад внесли работы Л.Н.Толстого, М.В. Ломоносова, К.С. Станиславского, Н.И. Пирогова, П.Д. Юркевича, К.Д. Ушинско-го, Н.А. Добролюбова и др.
Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработка указанных проблем определила формулировку темы нашего исследования- «Педагогические основы преподавания техники сценической речи».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дидактические принципы, положенные в основу модернизированной учебной программы по предмету «Сценическая речь» для студентов театральных вузов (принципы контекстности, последовательности, обеспечения, распределения, мотивации).
2. Модель междисциплинарных связей основана на комплексности совмещения предметов «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Она обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки будущих актеров.
3. Педагогические основы преподавания техники речи, раскрывающие принципы построения содержания, целевые установки и задачи курса, учебно-методическое обеспечение его реализации.
Методика поствузовского образования, основанная на адаптации базовых программ к профессиональным задачам, стоящим перед специалистами различных областей.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по главе III
1. Сформулирован принцип: методика обучения должна соответствовать задачам, стоящим перед каждой конкретной категорией слушателей (студенты, аспиранты, теле радиожурналисты).
2. Разработана общая методика обучения студентов театральных вузов по предмету «Сценическая речь», включающая:
- организацию учебного процесса;
- выявление индивидуальных дикционных недостатков;
- методику устранения дикционных недостатков на примере «свистящих» и «шипящих» звуков;
- методику устранения дикционных ошибок при работе с текстом;
- контрольные тексты по соединению дикционных и орфоэпических навыков;
- примеры для тренировки;
- упражнения.
3. Предложены новые направления совершенствования общей методики с учётом:
- взаимосвязи с другими предметами;
- клипового воспитания;
- отдалённых результатов.
4. В дополнение к разработанному «Учебно-методическому пособию по технике речи для ассистентов-стажёров» (глава II) сформулированы предложения о необходимости разработки учебной программы подготовки будущих педагогов по сценической речи и организации учебного процесса.
5. На основе выявленных профессиональных потребностей определена специфика преподавания и разработано учебно-методическое пособие по технике речи для теле-, радиожурналистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанному исследованию ,опираясь на теоретические и методические разработки нашего исследования мы можем сделать вывод, что сформулированная научная гипотеза о необходимости адаптации методик преподавания сценической речи в театральных институтах и ее адресного применения для различных категорий слушателей нашла практическое применение .научное Опираясь на результаты нашего исследования мы делаем следующие общие выводы :
1. Выявлены теоретические основы и разработана усовершенствованная базовая программа по предмету «Сценическая речь» Театрального института им. Бориса Щукина.
2. Разработаны предложения по содержанию и методам повышения квалификации педагогов по предмету «Сценическая речь».
3. Определены принципы адаптации базовой методики обучения технике речи применительно к специалистам различных профессий.
4. Разработано научно-методическое обеспечение экспериментального курса «Теория и методика преподавания сценической речи».
Полученные результаты позволяют наметить перспективу дальнейшего исследования проблемы пост вузовского образования, а так же более подробно разработать методику нетеатрального речевого образования.
Сегодня становится очевидным, что подобные адаптированные методики могут быть использованы при обучении различных специалистов в разных областях интеллектуальной деятельности человека, что было подтверждено в процессе нашей педагогической практики.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бруссер, Анна Марковна, Москва
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 2101 «Русский язык и литература» - 6 изд., переработанное и дополненное. М., 1984.
2. Баевский В. С. История русской поэзии. Смоленк., «Русич», 1994.
3. Бруссер А. М. Учебно-методическое пособие по технике речи для ассистентов-стажёров (I и II семестры). М., 2002.
4. Бруссер А. М. Как помочь думающей голове стать говорящим человеком. М., 2002.
5. Бруссер А. М. Основы дикции (практикум). М., 2003.
6. Бруссер А. М., Оссовская М. П. Учебная программа по курсу «Сценическая речь». М., Издательство Театрального института им. Бориса Щукина, 2004.
7. Бруссер А. М. Профессия актёр.\\ Детская энциклопедия, том «Выбор профессии».М., «Аванта+». 2003.-Ф. стр. 267.
8. Бруссер А. М. «Шла Шаша по шаше .» Учитесь говорить правильно. // М.,«Образование без границ».- № 4.- 2004.-Ф. стр. 59.
9. Бруссер А. М. Проблемы адаптации базовой методики преподавания техники речи для разных категорий слушателей // Сборник ГИТИС. (В печати).
10. Бруссер А. М., Оссовская М. П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы. Изд. Театрального института им. Бориса Щукина. (В печати).
11. Брызгунова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М., изд. МГУ, 1963.
12. Василенко Ю. С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика. Диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук. М., 1974.
13. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). М., 1988.
14. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. М., 1977.
15. Винокур Г. О. Русское сценическое произношение. М., Русские словари, 1977.
16. Волконский С. Выразительное слово. Спб., 1913.
17. Всеволодов В. В. Логика речи. Учебное пособие для дикторов и ведущих. М., 1998.
18. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., Лабиринт, 2001.
19. Всеволодский-Гернгросс В. Теория интонации. П., Государственное издательство. 1922.
20. Галендеев В.Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения. Л., 1991.
21. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., Владос, 1999.
22. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 7-ми томах, т. 6. М., 1978.
23. Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству проводнику. М., Артист. Режиссёр. Театр. 2003.
24. Гуннар Скирбекк, Ниле Гилье. История философии. М., Владос, 2001.
25. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. ТООТК «Петрополис». Спб., 1997.
26. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений. М.-Л., 1961-1965.
27. Егорова А. Д., Радченко А. М. Логика сценической речи. М., 2001.
28. Журавлёв Д. Н. Беседы об искусстве чтеца. М., Знание, 1977.
29. Закушняк А. Я. Вечера рассказа. М.-Л., 1940.
30. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. М., Просвещение, 1974.31.3арва М. В. Русское словесное ударение. Словарь. М., издательство НЦ ЭНАС, 2001.
31. Игнатченко И. Р. Балл или Бал? М., «Русский язык», «Дрофа», 1998.
32. Иртла Ч. С. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. Л, 1990.
33. История педагогики в России. Хрестоматия. М., ACADEMIA, 2002.
34. Калинина Н. И. Логично мыслить логично говорить. Правила русской речи. М., 2003.
35. Качурин М. Г. Выразительное чтение в 8-10-х классах. М., Учпедгиз, 1960.
36. Кнебель М. И. Слово в творчестве актёра. Издание 3-е, исправленное. М., ВТО, 1970.
37. Коган Ф. Техника исполнения стиха. М., «Художественная литература», 1935.
38. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М., ВТО, 1977.
39. Коровяковъ Д. Искусство выразительного чтения. С.-Петербургъ, издание Н. П. Карбасникова, 1900.
40. Кочарян С. А. В поисках живого слова. М., 1960.
41. Легуве Э. Чтение как искусство. С.-Петербургъ, Типография П. П. Сойкина, 1896.
42. Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. М., Просвещение, 1967.
43. Леонтьев А. А. Психология речевого общения. Диссертация на соискание учёной степени доктора психологических наук. М., 1974.
44. Ломоносов М. В. Российская грамматика. АН СССР, 1952.
45. Макарова С. К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). М., 1995.
46. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., Наука, 1994.
47. Орлова О. С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений у лиц речевых профессий. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. М., 1998.
48. Парамонова Л. Г. Слитное и раздельное написание слов. Спб., «Союз», 2001.
49. Петрова А. Н. Сценическая речь. М., Искусство, 1981.
50. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении, 5-е изд., М., 1935.
51. Полоцкий С. М. Избранные сочинения. М.-Л., 1953.
52. Программа курса «Культура звучащей речи». Составитель Литневский А. В. М., Институт международного права и экономики А. С. Грибоедова. 2002.
53. Программа сценической речи. М., ГИТИС, 2000.
54. Программа по мастерству актёра (рукопись), 2000.
55. Промптова И. Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актёра. М., ВТО, 1972.
56. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-и томах, том 7, Л., 1978.
57. Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.
58. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М., Астрель, 2003.
59. Русская риторика. Хрестоматия. М., Просвещение, 1996.
60. Савкова 3. В. Искусство оратора. Спб., 2003.
61. Саричева Е.Ф. Техника сценической речи. М., Искусство, 1939.
62. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
63. Семёнова Н. А. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в Школе здоровья Н. Семёновой «Надежда». М.-Спб., «Диля», 2003.
64. Семёнова Н. А. Внутренний свет. Спб., «Диля», 1999.
65. Сережников В.К.Музыка слова и школа оратора. Издание автора. 1929.
66. Сладкопевцев В. В. Искусство декламации. Спб., 1910.
67. Смоленский Я. М. В союзе звуков, чувств и дум. М., Советская Россия, 1976.
68. Смоленский Я. М. Читатель. Чтец. Актёр. М., Советская Россия, 1983.
69. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М.-Л., Искусство, 1948.
70. Станиславский К. С. Статьи, речи, беседы, письма. М., Искусство, 1953.
71. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.
72. Сценическая речь. Учебник для студентов театральных учебных заседаний. 2-е издание, исправленное и дополненное. М., ГИТИС, 2000.
73. Тимофеев Л. И. Слово в стихе. М., 1987.
74. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М., 1936.
75. Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1979.
76. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1948.
77. Фрид О. Ю. О некоторых особенностях преподавания стихотворной речи // О воспитании актёра. М., 1981.
78. Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1989.
79. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации. Учебное пособие. М., Флинта-наука, 1999.
80. Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины. М., 1974.
81. Шихматов JI. М., Львова В. К. Сценические этюды. М., 1997.
82. ШпетГ. Г. Сочинения. М., издательство «Правда», 1989.
83. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики. М., 1960.
84. Якобсон Р. О. Тексты, документы, исследования. М., издательство РГГУ, 1999.