Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Белоусов, Михаил Романович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха"

На правах рукописи

Белоусов Михаил Романович

Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха

Специальность 13.00 08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2007

003061885

Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской Академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор, академик РАО Максимович Валентина Фёдоровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО Фомина Наталья Николаевна

кандидат педагогических наук Федотова Ольга Владимировна

Ведущая организация: Московский государственный

областной университет

Защита состоится «25» сентября 2007г в 14 ч 30 мин на заседании диссертационного совета Д 008.015 01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу. 119121, г.Москва, ул. Погодинская, д.8, корп.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО

Автореферат разослан « августа 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

И Э. Кашекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования На месте многовекового бытования иконописного промысла Палеха в результате определённых политических и экономических условий и благодаря усилиям палехских иконописцев в 20-е годы прошлого века возник промысел лаковой миниатюры, фактически вытеснив все другие традиционные направления в искусстве Палеха. Функционирующее с 1935 года в форме государственного художественного училища, образование в области палехского искусства рассматривалось вплоть до 90-х годов двадцатого столетия, в первую очередь, как составная и неотъемлемая часть социалистической плановой экономики, как «кузница кадров» производственной системы народных художественных промыслов, поддерживаемых и регулируемых государством. Рационалистическая модель обучения обеспечивала развитие познавательных способностей учащихся преимущественно на репродуктивной основе, была ориентирована на выполнение узкопрактических задач - научению технике миниатюрного письма Она было адекватна стоящим целям и задачам -подготовить работника с конкретными фиксированными обязанностями для промысла, для массового производства продукции в Палехских художественно-производственных мастерских ХФ РСФСР, которая почти вся поставлялась на экспорт В этих условиях педагогический потенциал духовно-эстетического и творческого наследия палехских иконописцев и стенописцев, представляющего собой феномен значительного масштаба, в полной мере не было востребован в технократической образовательной модели Палеха советского периода

В настоящее время существование палехского художественного промысла в форме организованного производства серьезно затруднено в связи с изменениями политического и социально-экономического характера Уже не существует единственной формы коллективного творческо-производственного труда выпускников училища, как не существует государственных заказов на изделия палехской миниатюры. Современные коммерческие организации, становясь экономически нерентабельными, не заинтересованы в притоке молодых кадров, в расширении производства изделий лаковой миниатюры и, таким образом, не исполняют роль «социальных партнеров» училища. В таких условиях одноуровневое образование с одной узкой специализацией не только осложняет трудоустройство выпускников, но и теряет свою востребованность Противоречия между сложившейся в палехском искусстве однообразной системой подготовки мастеров узкой специализации, не способной адекватно реагировать на запросы времени, и складывающейся реальностью (многоукладная экономика, другая социокультурная среда) заметно обострились. Она не соответствует и современным потребностям демократического общества, поскольку повторяет уже пройденный путь формирования неизменной личности с фиксированными обязанностями

Сегодня меняются приоритеты всего профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед профессиональным образованием поставлена цель - подготовка конкурентоспособного на рынке труда специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового

постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности Подготовка художника к профессиональной деятельности должна вестись с учетом реальных общественных и личностных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры. В то же время, важно повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой, создавая новые условия приобщения молодёжи к художественным ценностям многовекового художественного опыта, совершенствуя процесс обучения и воспитания специалистов, творчески мыслящих, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности. Но поскольку современные педагогические, в том числе, и историко-педагогические исследования конкретно в области палехского искусства отсутствуют, а целостная теория обучения и воспитания, обусловленная внешними (социально-экономическими) и внутренними (педагогическими) условиями, остается не разработанной, вопрос профессионального образования будущих художников этого традиционного искусства образует важную научную и практическую проблему, а преобразования в его области требуют научного обоснования и опытно-экспериментальной проверки. Необходимо выявление возможностей развития профессионального образования палехских художников в свете современных концептуальных подходов, отражающих новые реалии. При этом нельзя потерять самое ценное, исходное - педагогические основы качественного специализированного обучения мастерству, языку этого искусства, имеющего строгую художественно-стилевую направленность.

В конечном счете, содержание и уровень профессиональной подготовки будущих художников определяют жизнеспособность и судьбу самого искусства Палеха как уникального явления национальной художественной культуры Таким образом, проблема несоответствия существующего образования в области традиционного искусства Палеха современному социуму и, одновременно, потребность нашего общества в сохранении уникальных отечественных традиций и исторического художественного наследия в качестве необходимого условия духовного возрождения России подтверждают актуальность данного исследования

Объект исследования - художественное образование в области традиционного искусства Палеха

Предмет исследования - содержание и процесс профессиональной подготовки палехских художников

Цель исследования — научно-практическое обоснование новой модели вариативной, личностно деятельностной подготовки в профессиональном образовании художников палехского искусства.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать исторический опыт профессиональной подготовки и профессиональной деятельности художников в Палехе.

2. Раскрыть теоретические основы процесса подготовки мастеров палехской лаковой миниатюры, выявить предпосылки и необходимость модернизации содержания образования

3 Обосновать организационно-педагогические подходы к созданию и развитию учебного заведения палехского искусства нового типа

4 Экспериментально проверить эффективность новой педагогической модели профессиональной художественной подготовки в палехском искусстве.

Гипотеза исследования:

Профессиональное образование палехских художников приобретет соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, станет востребованным и займет достойное место в системе современного отечественного художественного образования в том случае, если.

- в содержании и процессе обучения и воспитания будет использоваться исторический опыт творчества палехских художников не только в лаковой миниатюре, но и в других видах традиционной декоративной живописи, в том числе историческое наследие искусства древнерусской живописи, представляющее родовые для палехского искусства ценности;

- в организации учебно-воспитательного процесса будут реализовываться как современные научно-методические принципы профессионального образования (связи теории с практикой, интегративности, дифференцированности и др ), так и профессионально-специфические, характерне для палехского искусства -преемственности традиций системного и качественного обучения мастерству, сохранения родовых для палехского искусства ценностей,

- будут определены и созданы организационно-педагогические условия развития учебного заведения нового типа, включающего допрофессиональную подготовку детей в художественной школе при училище, базовый и повышенный уровни среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям;

- будет доказана и экспериментально проверена эффективность новой модели вариативной, личвостно деятельностной профессиональной подготовки художников Палеха

Методологической основой исследования явились:

- идеи о социальных и психологических факторах, влияющих на формирование личности, о ее способностях и творческом потенциале, концепции духовно-нравственного воспитания через традиции и национальную культуру, раскрытые в научных трудах философов, психологов, социологов, педагогов, культурологов (НА Бердяев, ВВВейдле, Л.С Выготский, П Я Гальперин, В В Давыдов, И А.Ильин, Э В Ильенков, А.Н Леонтьев, Д.С Лихачев,

A.К Маркова, А.А.Мелик-Пашаев, Б М Неменский, С Л.Рубинштейн,

B.А Сухомлннский, Н. Ф.Талызина, К Д Ушинский, Ю У Фохт-Бабушкин, В.С Щербаков, Б П Юсов и др ),

- общетеоретические положения профессионального образования и личностно ориентированной парадигмы образования (А А Бодалев,

Е В Бондаревская, Э Ф.Зеер, Т.Ю.Ломакина, А.М.Новиков, В А Сластенин, Л.Г Семушина, В В Сериков, И П.Смирнов, А.Р.Фонарев и др.),

- исследования по истории и теории древнерусской живописи, традиционной русской культуре, иконописи Палеха (М В Алпатов, ФИ Буслаев, Г.К Вагнер, ИЭ.Грабарь, Н.П Кондаков, В-НЛазарев, ВВ.Лепахин, ШЪМуратов, А И Некрасов, Н.Н.Пунин, Б В.Раушенбах, ДАРовинский, О Ю Тарасов, Е Н Трубецкой, Л.А Успенский, Г.Д Филимонов, П А.Флоренский и др.);

- фундаментальные труды, посвященные теории и практике обучения и воспитания в области традиционного декоративно-прикладного искусства (А В.Бакушинский, В М Василенко, В.А.Гуляев, Н.М Зиновьев, В Ф.Максимович, М.А.Некрасова, Л. Л Пирогова, Т М.Разина, О .В.Федотова и др ).

Методы «следования: изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, исторической и психолого-педагогической литературы отечественных авторов; анализ официальных государственных документов, архивных материалов, учебных планов и программ; анализ профессиональной деятельности выпускников Палехского художественного училища разных лет; опрос (анкетирование, интервью), наблюдения, беседы, статистическая обработка данных; ретроспективный анализ собственной педагогической и руководящей работы в качестве директора Палехского художественного училища в течение 29 лет.

Научная новизна:

Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт профессионального художественного образования в Палехе, обозначена периодизация, от «ученичества» в иконописных мастерских до подготовки узкоспециализированных мастеров лаковой миниатюры для народного художественного промысла, вскрыты закономерности и возможности его развития.

Разработаны теоретические и методические пути обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального художественного образования в области традиционного искусства Палеха, ориентированного на дифференцированное обучение студентов при условии использования традиций как самого палехского искусства, так и сохранения и развития традиций качественного обучения мастерству в этой области, на основании которых создан цикл программ по новым учебным дисциплинам и элективным курсам,

Впервые разработана педагогическая модель вариативной, личностно деятельностной професиональной подготовки художников традиционного палехского искусства, которая включает обучение не только лаковой миниатюрной живописи, считавшейся более 70 лет единственным направлением в палехском искусстве, но и иконописи, фресковой и декоративной жанровой живописи, чем пересмотрены позиции, долгое время казавшиеся незыблемыми.

Теоретическая значимость:

Систематизированы культуросообразные подходы к обучению искусству Палеха как своеобразному виду русской декоративной живописи, имеющей самобытные духовные и стилевые национальные традиции, воспитанию новых поколений художников палехского искусства на родовых художественно-эстетических ценностях и традиционном художественном наследии палехского искусства

Обоснованы природосообразные педагогические подходы в профессиональном образовании будущего художника традиционного палехского искусства, создающие ему условия выбора своей траектории обучения на основе интересов, личных потребностей, индивидуальных способностей, сближающих учебную деятельность с будущей художественно-творческой и исполнительской профессиональной работой.

Определены критерии социально-культурной эффективности новой модели профессионального образования художников Палеха как носителей традиций палехского искусства, его духовной и художественной сущности, активная позиция выпускников в жизненном самоопределении в условиях рыночной экономики, способность к художественно-творческой вариативной деятельности в области нескольких направлений традиционной палехской живописи.

Практическая значимость:

Создано учебное заведение традиционного искусства Палеха нового типа на основе интеграции допрофессионального, базового и повышенного уровней среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям

Подготовлены и внедрены программы по новым учебным дисциплинам и элективным курсам: «Основы иконописи», «Мастерство стенной росписи», «Древнерусская каноническая живопись», «Теория композиции», «Декоративная живопись», «Введение в специальность основы профессии «Художник традиционного палехского искуства», «Основы православной культуры» Откорректированы учебные программы и разработаны методические рекомендации по специальным дисциплинам «Мастерство палехской живописи», «Композиция» и общепрофессиональным учебным курсам «Живопись», «Перспектива», «Цветоведение» с целью их интегрирования по уровням подготовки и соответствия содержания специфике изучаемого искусства

Проведенное исследование и внедрение его результатов в практику активизировало мыслительную поисково-созидательную деятельность участников педагогического процесса Палехского художественного училища, открыло новые возможности тесной связи среднего профессионального и высшего профильного образования, интеграции данной образовательной области с наукой.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по расширению структуры и содержания профессионального образования, повышения его эффективности в центрах бытования традиционного искусства, таких как Мстёрское и Холуйское художественные училища и других учебных заведениях, ведущих подготовку художников-профессионалов в области

традиционного искусства, а также в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства и дополнительного образования.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечивались применением методов, адекватных целям и задачам исследования, изучением архивных материалов, достаточным объемом изученной научной литературы и методического материала, анализом фактического материала, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, искусствоведения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в Палехском художественном училище на базовом и повышенном уровнях, в детской художественной школе, созданной в качестве структурного подразделения училища, в Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге Проверка материалов исследования осуществлялась, на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО (2006, 2007гг.); на ежегодных международных научно-практических конференциях «Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития» и «Культура России в XXI веке, прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (Санкт-Петербург - 2004, 2005, 2006, 2007гг); на Российском образовательном форуме в 2004, 2006 гг; ежегодных Всероссийских выставках художественных промыслов «Ладья»; Всероссийской выставке «Молодые художники России», посвященной 250-летию Российской академии художеств (Москва-2007г.) и других

Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Палехское художественное училище им. М Горького, Палехскую муниципальную детскую художественную школу, детскую художественную школу, созданную при училище и Высшую школу народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 200 учащихся и студентов Эта численность для уникальных учебных заведений нашего профиля является оптимальной.

Этапы исследования:

На первом этапе (2000-2002гг.) определялись исходные позиции исследования, его методологическая база, анализировался опыт работы Палехского художественного училища в исторической ретроспективе, рассматривалась потребность практики в разработке данной темы, изучались теоретические и исторические источники, архивные материалы, научная литература, обобщался и систематизировался собранный материал

На втором этапе (2003-2005гг) обосновывалась актуальность и концепция исследования, формулировалась гипотеза, определялись задачи и методы исследования, определялись направления модернизации существующей образовательной модели подготовки мастеров узкой специализации для промысла, апробировались концептуальные подходы обновления структуры и содержания

бразования в области традиционного палехского искусства, создавалась новая модель профессиональной подготовки палехских художников

На третьем этапе (2006-2007гг) проводился педагогический эксперимент, систематизировались и обобщались результаты исследования и опытно-экпериментальной работы по внедрению новой модели вариативного, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников традиционной палехской живописи, формулировались выводы

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Искусство Палеха представляет собой не только самостоятельный вид лаковой миниатюрной живописи, но и сформировавшуюся на протяжении двух веков школу иконописи, декоративной и монументальной живописи, основанную на художественных традициях древнерусской живописи. Однако, подготовка узких специалистов лаковой миниатюры для промысла была ориентирована, в основном, на выполнение учащимися узкопрактических задач - научению только технике миниатюрного письма, что не только лишало их свободы выбора, но и привело к забвению другие направления палехского искусства.

2 Необходимость обновления прежней модели профессиональной подготовки палехских художников обусловлена не только социально-экономическими изменениями в стране, но и коренными изменениями в традиционно-художественном пространстве Палеха, связанными с прекращением существования промысла в форме организованного и поддерживаемого государством художественного производства, а также - востребованностью в современном мире родовых для палехских художников видов профессиональной деятельности

3 Созданная новая педагогическая модель вариативной, личностно деятельносной профессиональной художественной подготовки, включающая дифференциацию, диверсификацию и структуризацию образования, опираясь на принципы художественных традиций и исторической преемственности поколений художников палехского искусства, способствует, с одной стороны - сохранению системы последовательного обучению мастерству, воспитанию верности родовым, традиционным духовным и художественно-эстетическим ценностям, с другой стороны - развитию художественно-творческой деятельности будущих художников как носителей палехского искусства в разных его видах: иконописи, монументальной живописи, жанровой декоративной живописи, лаковой миниатюре.

Структура диссертации. Дисертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (256 наименований) и приложений

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается постановка проблемы, актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза, раскрываются научная

новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту

Первая глава «Исторический опыт и теоретические предпосылки развития профессионального образования художников Палеха» состоит из двух параграфов

В первом параграфе «Исторические аспекты зарождения, становления и развития обучения палехских художников» рассмотрен многовековой художественный опыт уникального центра традиционного руссого искусства, проанализирован процесс становления образования в исследуемой области. Иконописный промысел в Палехе сложился в XVII веке, а исследовательское внимание непосредственно к Палеху началось только во второй половине XIX века и связано с такими учеными как В П Безобразов, Г.Д Филимонов, В Т Георгиевский, Н П. Кондаков Они отмечали, что славясь своим «мелочным» письмом в сложных многодельных композициях, палехские иконописцы были первыми и незаменимыми специалистами, вне какой бы то ни было серьезной конкуренции Мастерство здесь становилось само по себе «искусством», а сами палехские мастера становились подлинными носителями корней древнерусской живописной культуры. Кроме иконописания палехские мастера выполняли крупнейшие заказы по стенописи, реставрировали древние фрески Несмотря на то, что, начиная со второй половины XVII века, религиозная живопись постепенно вытесняла традиционную русскую иконопись, палехская школа иконописи и монументальной храмовой живописи, которая отличалась стилевым своеобразием форм и приёмов, сохраняла свои лучшие традиции до начала XX века В иконописном Палехе исторически сложились такие формы обучения, как семейное обучение, а также ученичество или метод» подсадничества» в частных мастерских. Описание процесса ученичества оставили в своих трудах Г.Д.Фшшмонов, А В.Бакушинский, Н.М.Зиновьев Они отмечали также, что высокое качество навыков достигалось совместной многолетней работой выпускников иконописных мастерских в коллективе опытных мастеров. С 1902 по 1918 гг. в Палехе работала государственная учебно-иконописная мастерская Комитета попечительства о русской иконописи В ней были заложены педагогические основы организованного обучения мастеров палехской живописи.

В 20-е годы прошлого века восторжествовала идея развития палехского искуства как искуства прикладного. Большая роль и в создании нового палехского искусства на основе палехской иконописи, и в становлении организованного обучения лаковой миниатюре принадлежит крупному ученому А В. Бакупшнскому. С 1926 года началось ученичество при Артели древней живописи, где за три года готовили мастера, способного не только выпускать уникальную художественную продукцию, идущую на экспорт, но и понимающего, чувствующего древнюю традицию художника На его смену пришла классно-урочная система, а в 1935 году в Палехе открыт государственный техникум В обучении основной упор делался на техническое освоение основных технологических приемов палехской миниатюры В 40 - 50 годы в училище, как и в целом в лаковой миниатюрной живописи в этот период, приветствовались «отход от архаических элементов», подражание станковому реалистическому искусству Период 60 - 70 годов характерен многочисленными дискуссиями

теоретиков народного искусства В М Василенко, М А Некрасовой, Т М Разиной и др о судьбе народных промыслов, их функции в современном мире На это время приходится и расцвет педагогической и научно-методической деятельности Н М Зиновьева, оставившего книги с сотнями рисунков, которые стали ценнейшим вкладом в развитие обучения при освоении стилистических основ древнерусской живописи

В 70 - 80 годы профессия художника-мастера именно палехской лаковой миниатюры стала как никогда престижной Это было обусловлено «закрытой» экономикой художественного производства, включенной в сферу внешней торговли, активной государственной протекцией Палеха. И это несмотря на то, что во все исторические периоды наиболее опытные художники Палеха выполняли не только лаковую миниатюру, но и сложные монументальные работы, несмотря на признание палехской живописи в лучших своих образцах как искусства, а не как технологического средства оформления бытовых предметов. Но в образовательной модели советского образца опыт творческой деятельности палехских художников в области монументальной живописи, иконописи, декоративной жанровой живописи не использовался. А поскольку отсутствовали и научно-педагогические исследовании в области традиционного палехского искусства, существенных изменений в структуре и содержании профессионального образования не происходило. С развалом промысловой системы организации труда палехских художников в 90-е годы XX века профессиональное образование было поставлено в условия рыночной экономики, где действует закон спроса-предложения, а выпускники училища с одной узкой специализацией становились все менее востребованы на рынке труда

Изучение исторического опыта обучения палехских художников, его анализ и периодизация позволили сделать вывод, что его организация и цели на каждом этапе общественного развития были связаны с изменениями в политической и социокультурной жизни общества, что, в свою очередь, определяло содержание и методы обучения В наше время, когда новые социокультурные процессы в обществе стали необратимыми, а с уменьшением спроса на изделия лаковой миниатюры подготовка специалистов с нормативно-заданными качествами не соответствует условиям рыночной экономики, обновление содержания и процесса профессиональной подготовки художников традиционного искусства становится необходимым

Во втором параграфе «Теоретические основы обучения художников-мастеров палехской лаковой миниатюры» рассмотрена уникальность обучения палехских художников, а также психолого-педагогические основы профессионального образования в исследуемой области Выявлены проблемные вопросы преподавания мастерства палехской росписи и специальной, «палехской» композиции, обусловленные длительным господством целевой установки на репродуктивную и полупродуктивную учебно-профессиональную деятельность, а также вскрыты противоречия в процессе общепрофессиональной художественной подготовки студентов из-за несоблюдения ряда дидактических принципов обучения

Анализ различных теорий обучения, отражающих сущность и этапы усвоения, объясняющих усвоение как процесс, связанный с логикой

продуктивной, мыслительной деятельности, в том числе трудов Л С.Выготского, А НЛеонтьева, С.Л Рубинштейна, В В Краевского, В.П Беспалько, психологической теории поэтапного формирования умственных действий П Я Гальперина, Н Ф.Талызиной, психологии профессионализма А.К.Марковой и других ученых, а также анализ уровней усвоенности специфических знаний, умений и навыков будущих палехских художников-миниатюристов показал, что каждый студент представляет из себя неповторимую индивидуальность, обладающую личностными возможностями, данными ему от природы, со своими собственными мотивами, уровнем предыдущей подготовки, потребностями и устремлениями. Поэтому и процесс профессиональной подготовки должен быть гибким, вариативным Но поскольку длительное время система подготовки была ориентирована на «усредненного ученика», работника промысла с нормативно-заданными качествами, применялось однолинейное невариативное обучение, не представляющее студенту права выбора собственного пути развития Сегодня такое невариативное обучение, основанное преимущественно на усвоении процедурно-операциональных действий (умений), теряет личностный смысл для будущего художника, поскольку повторяет путь неизменной личности с фиксированными обязанностями, что в изменившейся социокультурной ситуации становится не актуальным. В современных условиях смысл образования в области традиционного искусства заключается не только в получении определенных умений и навыков, но и в самоопределении личности, реализации возможностей развития своих способностей

Особый интерес для темы нашего исследования представляют работы в области образования в традиционном прикладном искусстве, которых на сегодня не очень много, но которые являются важными разработками теории обучения и воспитания в этой области искусства К их числу относятся научные работы В.Ф Максимович, Н.Р.Казанской, О.В Федотовой, Л П Калининой, В М Логинова и других. Для выявления сущности традиционного искусства Палеха важно обращение к трудам искусствоведов, в том числе, к исследованиям классика теории палехского искусства А.В Бакушинского, а также к трудам М А.Некрасовой, Т.М.Разиной, В А Гуляева, Л.Л.Пироговой и других Большинство авторов отмечают, что для художника-профессионала важно творчески владеть художественным языком искусства, обладать образным мышлением и эмоционально-чувственным отношением к действительности, глубоко понимать природу данного искусства. А в области традиционного искусства необходимо быть носителем этой культуры, отражающей преемственность поколений, передачу художественных традиций.

Таким образом, поскольку время узких профессионалов, которых готовило палехское художественное училище, проходит, то соответственно и ставшее традиционным обучение необходимо модернизировать В профессиональном образовании палехских художников необходима актуализация самых востребованных на современном этапе видов их профессиональной деятельности. А это возможно только при организации процесса обучения на творческой основе, при соблюдении дидактических принципов связи теории с практикой, умений — со знанием, формирования не эмпирического, а теоретического, творческого, поисково-исследовательского мышления студента, интегрирования содержания

специальных и общепрофессиональных дисциплин со спецификой изучаемого искусства Опора на научно-педагогические основы обучения и воспитания особенно необходима в процессе усвоения сущности самого палехского искусства, как особой мировоззренческой системы, впитавшей традиции древнерусской живописи и составляющей его основу Для этого, освобождаясь от стандартов и штампов, необходимо создать новые организационно-педагогические условия для подготовки художников палехского искусства как носителей традиционных художественных ценностей

Вторая глава диссертации «Профессиональное образование палехских художников в современных условиях» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Педагогические подходы к созданию учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа» выявляются коренные изменения в структуре промысла, новые тенденции в педагогической науке, изменения на художественном рынке и на рынке труда, социально-демографическая ситуация в регионе. Обосновываются педагогические подходы к созданию новой модели профессионального художественного образования в исследуемой области, ингерентной с окружающей социокультурной средой, в которой предстоит жить и работать молодым художникам традиционного искусства, способствующей выпускнику самореализоваться в современном обществе, найти в нем свое место

Многие известные ученые и педагоги (С Т Шацкий, А С.Макаренко, Л.С Выготский и др.) отмечали, что существенно влияет на воспитание учащихся окружающая среда И действительно, все субъекты учебно-воспитательного процесса погружены в окружающую среду, испытывают сильное влияние не только уже сложившихся традиций, но и складывающихся новых взаимоотношений, обстоятельств, проблем и противоречий, связанных с необратимыми процессами в обществе, с девальвацией прежней, «промысловой» системы организации труда палехских мастеров. Отсутствие эффективных способов борьбы с подделками , захлестнувшими рынок, большие трудности со сбытом достойных произведений, отсутствие наставничества, которое обеспечивало становлении профессионализма молодых художников, несовершенная законодательная система, не определяющая и не узаконивающая статус молодого специалиста с его правами и обязанностями и другие факторы сказываются на смещении ценностных ориентации учащейся молодежи. На фоне агрессивного внедрения массовой культуры, переориентации детей и молодежи на ценности западной культуры, усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры и, в частности, русской традиционной живописи Как правило, ни общеобразовательная школа, ни дополнительное образование детей, ни семейное воспитание не ориентированы на те родовые ценности, без усвоения которых не может состояться полноценный художник традиционного искусства. Кризисное положение художественно-эстетического воспитания детей, особенно в российской глубинке, подтверждается большим эмпирическим материалом. Поэтому профессиональное образование вынуждено компенсировать недостатки такого воспитания Кроме того, в содержании как детского художественного, так и професионального образования

должно быть место взаимосвязи русской народной культуры с православной культурой, которые в основе своей нерасторжимы и должны рассматриваться как единая мировоззренческая система со своей символикой и своими традициями, как духовный фундамент самобытной национальной культуры. В этой связи важно обращение к трудам таких ученых как КД.Ушинский, Ф.И Буслаев и др, утверждавших, что русская школа немыслима без Православия, что только в русском искусстве, удержанном в рамках церковного стиля, отразилась самостоятельность и своеобразность русской народности во всем ее несокрушимом могуществе. В наше время в народе воскресает вера, восстанавливаются храмы. Вследствие этого, школа палехского искусства получила исторический шанс обращения к своим духовным истокам и родовым корням. Таким образом, резервы развития профессионального художественного образования в Палехе предопределены новыми социокультурными реалиями, новым периодом развития и распространения православия в России, возрождением иконописания. Здесь сама жизнь обязывает возродить палехские иконописные традиции на основе богатейшего исторического опыта дореволюционного иконописного Палеха. Это соответствует запросам практики и личным интересам значительной части абитуриентов и студентов Палехского художественного училища, которых привлекает профессия палехского художника-иконописца Результаты анкетирования студентов по выявлению личностных потребностей в содержании и направлении профессиональной подготовки показали также заинтересованность части студентов в умении сочинять жанровые декоративно-живописные композиции на плоскости, а также в приобретении навыков монументальной декоративной живописи в стилистических традициях искусства Палеха Значительно меньшее количество нынешних студентов хотят профессионально заниматься прикладным творчеством (лаковой миниатюрой) И это не случайно. Художники-иконописцы и стенописцы, владеющие стилем и технологией древнерусской живописи, становятся востребованными Но, как отмечается в исследованиях ученых (философов, искусствоведов, богословов), приобретения конкретных «рецептов», правил, умений и навыков работы старинной яичной темперой по левкасу, освоения старинных технических приемов, эталонных до настоящего времени, недостаточно для специалиста церковного искусства Важно, чтобы он «прикасался» к содержанию православного искусства, воспитывался на ценностях православной культуры Таким образом, обучение и воспитание палехских иконописцев, стенописцев должно быть духовно ориентированным В то же время, педагогические условия, обусловленные принципом светскости образования, таковы, что элементы религиозной православной культуры в содержании образования пока могут быть отражены только в вариативной части содержания образования. Отмечено также, что организовать полноценное обучение монументальной живописи в форме традиционных занятий-уроков весьма затруднительно Поэтому наиболее целесообразной формой обучения на сегодняшний день является использование опыта бригадно-артельной работы в учебном процессе, когда процесс обучения происходит непосредственно в совместной деятельности опытного мастера и группы помощников (студентов), в реальных условиях коллективной работы на

объекте Это сближает учебную деятельность с професиональной, способствует развитию самостоятельности и творческой активности студентов

Специализация декоративно-живописная ориентирует палехского художника на создание авторских произведений с решением сложных композиционных задач Создание жанровых произведений должно сопровождаться особым эмоционально-образным мышлением автора, своим видением темы на основе понимания природы палехского искусства. Он должен хорошо разбираться в вопросах декоративности, условности и реалистичности изображения, образности и иллюстративности, художественности и ремесла Он должен признавать особой ценностью палехского искусства не столько сувенирно-вещное, сколько изобразительно-композиционное, художественно-профессиональное начало В процессе исследования осознана на теоретико-методологическом уровне необходимость переосмыслить основы обучения специальной композиции, пересмотреть сложившиеся стереотипы Чтобы активизировать мыслительную деятельность студентов, дополняющую и как бы провоцирующую их к творчеству практический курс композиции интегрирован с теоретическим курсом Потребность студентов в знаниевом компоненте курса композиции как целосной сумме правил, в которых воплощен многовековой опыт раздумий, наблюдений и творческих прозрений, подтверждается и результатами анкетирования.

Вместе с тем, репродуктивный труд по росписи сувенирной продукции для определенной части студентов по-прежнему является личностно значимым. Поэтому отказываться от «вещности» палехской миниатюры нельзя пока есть потребность в прикладном искусстве. Но сегодня, при возрастающей конкуренции на сувенирно-художественном рынке, который заполнен разного рода подделками под професиональные изделия традиционного искусства, приветствуется субъективный, новый взгляд художника даже на привычную в палехской миниатюре тему, а применение метода «творческого варьирования» рассматривается как творческая несостоятельность автора, результат бедности воображения и пассивности его мыследеятельности

Результатом педагогического моделирования является создание образовательной модели вариативной, личностно деятельностной подготовки художников традиционного палехского искусства Установлен ряд необходимых условий её реализации психолого-педагогическая готовность преподавателей к инновационной деятельности, структуризация образовательного процесса, углубление содержания подготовки в направлении сущности самого палехского искусства как особой мировоззренческой системы, сближение содержания общепрофессиональных дисциплин со спецификой изучаемого искусства, совершенствование методов последовательного обучения навыкам мастерства, стилистическим традициям палехской живописи в соответствии с дидактическими принципами научности, связи теории с практикой, создание и внедрение новых программ и элективных курсов.

Во втором параграфе «Опытно-экспериментальная работа по внедрению новой модели профессиональной подготовки художников традиционного искусства Палеха» описывается педагогический эксперимент, анализируются его результаты. Целью экспериментальной работы явилась проверка на практике

эффективности организацонно-педагогических условий развития профессионального художественного образования в Палехе в качестве образовательной модели нового типа Эта работа проводилась по нескольким направлениям Особое внимание уделено формированию у будущих потенциальных студентов ценностного отношения к учению, приобщению к творческой природе уникального в своем роде палехского искусства и пониманию предстоящей профессиональной деятельности в его области Проверялась эффективность интегрирования детского допрофессионального образования в профессиональную образовательную среду. Апробировалиь авторские экспериментальные программы, в том числе - программа по курсу «Введение в профессию палехского художника». Будущим абитуриентам раскрывалась совокупность специфичных для художника традиционного искусства ценностей, таких понятий как канон, икона, символ, нарабатывались представления о личностных, профессиональных и деловых качествах, которыми должен обладать современный художник традиционного искусства чтобы быть успешными в этой профессии. Вырабатывалось терпеливое трудолюбие, внимание, способность воспринимать мир как чудо. Дети «погружались» в поэтический мир русской природы, православных праздников, русской мифологии, сказок, народных традиций^ В результате абитуриенты, прошедшие специальную подготовку в нашей художественной школе, демонстрировали на собеседовании и вступительных испытаниях по сравнению с другими абитуриентами более сформировавшиеся взгляды на профессию, более широкие знания традиционного искусства, более ценностное отношение к учению Они являются своего рода гарантами стабильности студенческого коллектива На стадии проведения констатирующего эксперимента, проводимого на базовом уровне профессионального образования, выявлялись ценностные установки студентов, имеющие прямое отношение к профессиональному самоопределению, их индивидуальные профессиональные интересы в выборе специализации, соотнесенные с личностными возможностями. Результаты опроса подтвердили наши предположения, что актуализируются самые востребованные на современном этапе виды профессиональной деятельности - иконопись и стенная роспись православных храмов, что внешние условия формируют потребность соответствовать той среде, в которой выпускнику придется профессионально самоопределяться На основании результатов диагностики, аргументированных заключений преподавателей формировался и корректировался состав групп экспериментальные (в которых вводилась специализация) и контрольные (в которых продолжалась однолинейная направленность обучения навыкам миниатюрного письма) Модифицировалась в соответствии со специализацией программа по мастерству, разрабатывались и внедрялись учебные программы по курсу иконописи и монументальной живописи. На завершающем этапе иконописцы уже самостоятельно пишут канонический образ, сохраняя все основные технологические и стилистические традиции древнерусской живописи Стенописцы, получив навыки работы с опытными художниками, выполняют авторские эскизы, а также непосредственно расписывают стены самых разных объектов, В экспериментальных группах разрабатывались и вводились элективные курсы «Основы православной культуры», «Древнерусская каноническая

живопись», «Основы архитектурных знаний», «Декоративная живопись». От воспитанников экспериментальных групп со специализацией «Декоративная палехская живопись» требовалось применение специфических законов построения условного пространства на плоскости, грамотное цветовое решение, а не просто шаблонное оформление стандартного размера и формы шкатулки с применением привычной сюжетики и стандартного набора приемов декорирования Для этих студентов читался специальный курс «Теория композиции» При оценке продуктов творчества учитывался уровень мыследеятельной активности, воображение студента, идея, новизна образно-пластического решения На стадии обучающего эксперимента выявлено, что студенты, получившие возможность свободы выбора содержания обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом и продолжающие обучение в экспериментальных группах, отличаются в целом более заметной образовательной, когнитивной активностью, креативностью мышления, самостоятельностью Дипломные работы этих выпускников отличаются неординарностью образного решения, новизной и разнообразием тематики (философской, исторической, мифологической направленности), творческим отношением к традициям, что непременно отмечается рецензентами и членами Государственной аттестационной комиссии И напротив, у выпускников контрольных групп наблюдается снижение творческой активности даже на заключительной стадии обучения, при выполнении курсовой и дипломной работы. В их работах, как правило, доминирует иллюстративно-повествовательное начало, сказывается неумение выразить волшебно-фантастический мир сказки, отсутствие индивидуального авторского мировосприятия, слабое владение теоретическими основами композиции и, как следствие, стандартный, шаблонный подход к её решению. Критериями эффективности новой модели становятся профессиональные качества и свойства выпускника, которые закрепляют уверенность его в собственных силах, способствуют пониманию своего места в сложном современном социуме как носителя традиционных духовных и художественно-эстетических ценностей, помогают его успешному трудоустройству, самостоятельности в профессиональной деятельности и творческому росту Анализ результатов, полученных на заключительной стадии исследования, выявил, что выпускники экспериментальных групп демонстрируют значительный рост уровня профессионального самоопределения по сравнению с выпускниками контрольных групп Доля трудоустроенных выпускников, работающих по полученной специализации, продолжающих обучение в вузах и на повышенном уровне в училище, выше, чем среди однокурсников из контрольных групп. Прогрессивные изменения в самоопределении наблюдаются, прежде всего, у выпускников иконописной специализации, в среднем 71% работают по полученной специализации, а если учесть выпускников-иконописцев, совершенствующих иконописное мастерство в Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге, а также чередующих иконописную деятельность с монументальными работами в храмах, то эти показатели составляют 100% Самый низкий показатель трудоустройства - у выпускников контрольных групп, обучавшихся по старой специализации «палехская лаковая миниатюра» - 28,5%

Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил преимущество новой образовательной модели вариативной, личностно деятельностной подготовки художников традиционного палехского искусства по сравнению с ранее существовавшей моделью подготовки мастеров лаковой миниатюры для палехского художественного промысла. Ее эффективность подтверждается ростом положительной устойчивой мотивации и ценностным отношением к учению студентов, успешным трудоустройством выпускников в соответствии с полученной специализацией

В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы выводы

1 Целевые установки профессионального образования и методы обучения палехских художников на разных этапах общественного развития были обусловлены необходимостью восполнения мастеров вначале для иконописного промысла, затем - кадровых ресурсов для художественного промысла лаковой миниатюры Использование исторического опыта художественного Палеха, а также исторического наследия искусства древнерусской живописи в содержании и процессе профессиональной подготовки современных студентов Палехского художественного училища обусловлено возрождением утерянных духовных и культурных традиционных ценностей, а также личностными потребностями будущих художников, решением проблемы их самоопределения в современном социуме как носителей этих традиционных художественно-эстетических ценностей.

2. С целью сохранения специфической особенности искусства Палеха, его ценностной доминанты - уникальных стилистических традиций, исторической преемственности, обоснована необходимость бережного сохранения испытанной временем системы последовательного обучения навыкам мастерства В то же время, доказано чтобы обеспечить дальнейшую трансляцию традиционных художественных ценностей между поколениями, к современному процессу обучения необходимо подходить творчески, включая в учебную и профессиональную деятельность современного палехского художника иконописное, монументальное, живописно-жанровое направления в искусстве Палеха

3 Разработанная педагогическая модель, основанная на вариативном, личностно деятельностном обучении художников традиционного палехского искусства в соответствии с научно-педагогическими принципами обучения и воспитания (связи теории с практикой, интеграгивности, дифференцированности), диверсификации образования, его непрерывности, структуризации и оптимизации учебно-воспитательного процесса с акцентом на сущность многообразия самого палехского искусства, включающее специальную допрофессиональную подготовку детей, вариативные интегрированные специальные учебные программы, адекватные вводимым специализациям, повышающие уровень образования, характеризуется положительной устойчивой мотивацией к учению, активизацией учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности, ценностным отношением и готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности как носителей уникальных традиций искусства Палеха.

4 Критериями социальной эффективности образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные предпочтения в учебно-профессиональной деятельности каждого студента, становятся профессиональное самоопределение выпускников, их востребованность на современном рынке труда, социокультурная адаптация и успешное трудоустройство в соответствии с полученной специализацией в области палехского искусства Таким образом, с созданием учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа профессиональное художественное образование в его области приобрело соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, расширились педагогические возможности трансляции между поколениями уникальных национальных художественных традиций, внося реальный вклад в развитие искусства Палеха

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Белоусов МР Символика цвета в иконописи. Учебно-методическое пособие. - Палех-2005 - 0.8 п.л

2. Белоусов М.Р. Современные проблемы профессионального образования в Палехском художественном училище им М Горького // Традиционное прикладное искусство и образование- Материалы X научно-практической конференции. - СПб, 2005 - 0,5 пл.

3 Белоусов М.Р. «Живопись». Программа курса по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - Москва-2006. -1,2 п л

4 Белоусов М Р, Булдаков В.В. «Мастерство палехской росписи» Программа курса по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - Москва-2006. -1,4 п.л

5. Белоусов М.Р. О некоторых проблемах профессионального образования в области традиционного искусства // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» - Кг 7, 2006. - 0,6 п.л.

6 Белоусов М Р Проблема обновления профессионального художественного образования в Палехе в современных условиях // Актуальные проблемы художественного образования (по материалам диссертационных исследований). Выпуск П. - М: ИХО РАО, 2006 - С 156 -162. - 0,5 п л

7. Белоусов М.Р. Примерная программа учебной дисциплины «Введение в специальность- основы профессии «Художник традиционного палехского искусства». - Палех-2007 - 0,8 п.л.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белоусов, Михаил Романович, 2007 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Исторический опыт и теоретические предпосылки развития профессионального образования художников в Палехе.

1.1. Исторические аспекты зарождения, становления и развития образования палехских художников.

1.2. Теоретические основы обучения художников-мастеров палехской лаковой миниатюры.

ГЛАВА II. Профессиональное образование палехских художников в современных условиях.

2.1. Педагогические подходы к созданию учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа

2.2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению новой модели профессиональной подготовки художников традиционного искусства

Палеха.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха"

Искусство палехской лаковой миниатюры - одно из самых заметных и известных явлений традиционной художественной культуры России. Известно, что оно было рождено определёнными политическими и экономическими условиями. В 20-е годы прошлого века на месте многовекового бытования иконописного промысла, благодаря творческому потенциалу бывших палехских иконописцев, прошедших серьёзную школу канонического живописного мастерства в древнерусском стиле, возник промысел лаковой миниатюры. По образному выражению М.Горького «Палех - одно из маленьких чудес, созданных революцией».

Функционирующее с 1935 года в форме государственного художественного училища, образование в области палехского искусства рассматривалось вплоть до 90-х годов двадцатого столетия в первую очередь как составная и неотъемлемая часть социалистической плановой экономики, «кузница кадров» производственной системы народных художественных промыслов, поддерживаемых и регулируемых государством. Рационалистическая модель обучения обеспечивала развитие познавательных способностей учащихся преимущественно на репродуктивной основе, была ориентирована на выполнение узкопрактических задач - научению технике миниатюрного письма. Она было адекватна стоящим целям и задачам - подготовить работника с конкретными фиксированными обязанностями для промысла, для массового производства продукции в Палехских художественно-производственных мастерских ХФ РСФСР, которая почти вся поставлялась на экспорт.

В настоящее время существованиие палехского художественного промысла в форме организованного производства серьёзно затруднено в связи с изменениями политического и социально-экономического характера. Уже не существует и единственной формы коллективного творческо-производственного труда выпускников училища по изготовлению массовой экспортной продукции. Училище не имеет базы производственной практики для студентов училища. Соответственно, осталась в прошлом и система профессионального становления молодого специалиста - выпускника училища в коллективе опытных художников-наставников «под рукой у мастера», а, следовательно, его личностный рост как профессионала целиком зависит теперь от него самого. Современные производственно-коммерческие организации, оказавшись без государственной поддержки и государственных заказов, не могут стать достойными преемниками единой мастерской, становятся экономически несостоятельными. Поэтому они не заинтересованы в расширении производства, в притоке молодых кадров. Как правило, они не могут создать художникам достойных материальных и социальных условий. В результате приток молодежи в эти организации практически прекратился. В таких условиях существующее узконаправленное, одноуровневое среднее профессиональное образование не только осложняет трудоустройство выпускников, но и теряет свою востребованность. Оно не соответствует и современным потребностям демократического общества, поскольку повторяет уже пройденный путь формирования неизменной личности с фиксированными обязанностями. Становится очевидным, что никому из нынешних студентов не удастся заниматься всю жизнь одним делом - выпуском сувенирной продукции с миниатюрной росписью, поскольку время узких профессионалов прошло. Оставаясь, бесспорно, уникальной, узкая специализация мастера-миниатюриста, между тем, всё менее востребована в современных условиях, равно как и чисто репродуктивный труд такого мастера, поскольку спрос на массовые изделия лаковой миниатюры с каждым годом уменьшается.

За последние годы противоречия между сложившейся однообразной системой подготовки специалистов узкой специализации, не способной адекватно реагировать на запросы времени, и складывающейся реальностью (многоукладная экономика, другая социокультурная среда) заметно обострились. Понятно, что образование должно отвечать вызовам современности. Поэтому необходимо выявление возможностей развития профессионального образования палехских художников в свете современных концептуальных подходов, отражающих новые реалии.

В целом отечественное образование сегодня переориентируется на личностную направленность и определяется как процесс и результат развития и самоутверждения личности, как средство социальной защиты и адаптации человека в условиях рыночных отношений. Меняются приоритеты и профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед профессиональным образованием поставлена цель - подготовка конкурентноспособного на рынке труда специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [105].

Но образование в традиционном искусстве заметно отличается инерционностью и консерватизмом, как, впрочем, и традиционная культура здраво консервативна по своей природе. Нововведения, инновации «приживаются» здесь с большим трудом и расцениваются часто как отступление от основных принципов преемственности. Поэтому вопрос профессионального образования будущих художников традиционного палехского искусства образует важную научную и практическую проблему, которая заключает в себе целый комплекс вопросов педагогической теории и практики, а его преобразования требуют научного обоснования и опытно-экспериментальной проверки.

Подготовка художника к профессиональной деятельности должна вестись с учетом реальных общественных и личностных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры. В то же время, важно повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой, создавая новые условия приобщения молодёжи к художественным ценностям многовекового художественного опыта, совершенствуя процесс обучения и воспитания специалистов, творчески мыслящих, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности.

Таким образом, в условиях рыночной экономики, где действует закон спроса-предложения, профессиональная подготовка специалистов существенно прагматизируется. Чтобы решать проблемы самоопределения и самообеспечения своей жизнедеятельности, его специальные знания, умения, навыки в области традиционного искусства должны быть востребованы обществом. Он должен находить себе применение, быть, условно говоря, конвертируемым на рынке труда. С другой стороны, при обновлении профессионального образования художника традиционного палехского искусства нельзя потерять самое ценное, исходное - традиции качественного специализированного обучения мастерству, языку этого искусства, имеющего строгую художественно-стилевую направленность. Учебно-воспитательный процесс и в новых условиях должен стать для обучающихся процессом овладения традиционными художественными ценностями, обеспечивать историческую преемственность поколений. Но в результате сокращения сроков обучения при введении Государственного образовательного стандарта по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» качественное обучение мастерству и формирование особого мировоззрения художника традиционного искусства стало также проблематичным. Кроме того, требования профессионального стандарта по специальности не соответствуют специфике как самой профессиональной художественной подготовки, так и содержанию профессиональной деятельности современных художников - выпускников Палехского художественного училища.

В конечном счете, содержание и уровень профессиональной подготовки будущих художников определяют жизнеспособность и судьбу самого искусства Палеха как уникального явления национальной художественной культуры.

Таким образом, проблема несоответствия существующего образования в области традиционного искусства Палеха современному социуму и, одновременно, потребность нашего общества в сохранении уникальных отечественных традиций и исторического художественного наследия в качестве необходимого условия духовного возрождения России подтверждают актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Про уникальность, неповторимость палехского искусства как искусства палехской лаковой миниатюры написано много искусствоведческих трудов, выпущены художественные альбомы высокого качества. О ценности образования в области этого искусства искусствоведы вспоминают значительно реже, вопросы профессионального художественного образования в сфере сущностного содержания этого искусства в таких изданиях не формулируются и глубоко не осмысливаются. Это в лучшем случае. В худшем - продолжаются устаревшие противопоставления профессионального образования, профессионального искусства, профессионального художника - ученичеству, народному искусству, народному мастеру. Немногочисленные упоминания об обучении палехской миниатюре, которые можно встретить в современных искусствоведческих трудах, часто отличаются субъективизмом и предвзятостью их авторов. Незаслуженно игнорируется или умаляется роль и значение профессионального образования в становлении личности художника, отсутствует или искажается необходимый эмпирический материал для теоретического осмысления проблемных вопросов в области образования в традиционном искусстве Палеха. [См., например: 157. С.242].

Справедливо замечено в фундаментальном исследовании В.Ф.Максимович (и в полной степени относимо к Палеху), что в этих трудах в основном «.вместо глубокого анализа состояния и перспектив развития образования в народных художественных промыслах присутствует апологетика сложившихся форм и методов работы на предприятиях, ученичества как основной формы образования в этой области.». С другой стороны - «.научно-педагогическая мысль далека от специфики традиционной прикладной культуры и требует детерминации образования в народных художественных промыслах с учётом ипостасей возникновения, взаимодействия и развития: традиционно-образовательного и художественно-традиционного специфических пространств» [137. С.36].

Обзор педагогической и искусствоведческой литературы показал, что, как правило, обращаясь к теме традиционного искусства, большинство исследователей акцентирует внимание на прикладном характере этого вида искусства, на конечных результатах творчества того или иного художника. Преобладает или пафосное описание достижений в искусстве Палеха, или его рассмотрение в контексте народного искусства, народных художественных промыслов, что для современного положения в художественном Палехе, обусловленного новыми политико-экономическими условиями, становится не актуальным.

Вопросы, связанные с творчеством того или иного палехского художника и педагога, с историей Палеха как центра русского иконописания, в качестве известного художественного промысла лаковой миниатюры, отдельные вопросы подготовки кадров рассмотрены в искусствоведческих работах А.В.Бакушинского, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Е.Ф.Вихрева, В.А.Гуляева, Г.В.Жидкова, Н.М.Зиновьева, Н.П.Кондакова, В.Т. Котова, Л.П.Князевой, О.А.Колесовой, А.Навозова, М.А.Некрасовой, Л.Л.Пироговой, Т.М.Разиной, Д.А Ровинского, И.В Сосновцевой, О.Ю Тарасова, М.А.Тихомировой, Г.Д.Филимонова и других.

Для нашего исследования большой интерес представляют работы философского и культурологического характера, рассматривающие гуманистические основания русской культуры и образования. К ним можно отнести труды С.С.Аверинцева, Н.А.Бердяева, Ф.И.Буслаева, В.В.Вейдле, И.А.Ильина, М.С.Кагана, В.Н.Лазарева, Д.С.Лихачева, Н.К.Рериха, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского и других мыслителей.

На формирование авторской позиции оказали влияние научные идеи, обоснованные в исследованиях отечественных философов, психологов и педагогов: теория деятельности C.JI. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Э.В.Ильенкова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теория развивающего обучения Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, теория и практика художественной дидактики В.С.Щербакова, Б.М.Неменского, А.А.Мелик-Пашаева, психологические аспекты профессионального образования, исследованные И.А.Зимней, Э.Ф.Зеером, А.К.Марковой, принципы построения личностно-ориентированной образовательной модели Е.В. Бондаревской, В.В.Серикова, И.С.Якиманской, идеи и принципы развития образования в новой эпохе, сформулированные в трудах А.М.Новикова, М.М.Поташника, В.А.Сластенина, И.П.Смирнова, В.К.Дьяченко и др.

Важных проблем теории и практики художественного образования в области изобразительного и традиционного искусства касаются в своих исследованиях такие авторы, как Н.Н.Волков, Е.В.Гайманова, Н.Р.Казанская, Л.П.Калинина, В.М.Логинов, С.И.Масленицын, Б.В.Раушенбах, Н.Н.Третьяков, О.В.Федотова, Б.П.Юсов и другие.

Непосредственно истории, современному состоянию и поиску путей обновления образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве посвящены фундаментальные исследования В.Ф.Максимович.

Проблемным вопросам организации и становления профессионального образования конкретно в Палехе в 30-е годы прошлого века особое внимание уделял А.В.Бакушинский. Некоторые его теоретические искусствоведческие воззрения на утратили значения и поныне.

Особую ценность для организации практического обучения мастерству палехской миниатюрной живописи, её стилистическим основам имели книги Н.М.Зиновьева, написанные им на основе собственного богатейшего художественно-творческого и педагогического опыта.

Однако, многие вопросы учебно-воспитательного процесса конкретно в области палехского искусства, в том числе формирование содержания и организация процесса профессиональной подготовки палехских художников не подвергались комплексным научно-педагогическим исследованиям. А поскольку современные педагогические, в том числе и историко-педагогические, исследования конкретно в области палехского искусства отсутствуют, целостная теория обучения и воспитания, обусловленная внешними (социально-экономическими) и внутренними (педагогическими) условиями, остаётся не разработанной. Кроме того, за последние годы теория педагогики менее всего обращается к области профессионального художественного образования, не иссследует и не объясняет его функционирование и развитие в условиях рыночной экономики.

Объект исследования:

- художественное образование в области традиционного искусства Палеха.

Предмет исследования:

- содержание и процесс профессиональной подготовки палехских художников.

Цель исследования:

- научно-практическое обоснование новой модели вариативной, личностно деятельностной подготовки в профессиональном образовании художников палехского искусства.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать исторический опыт профессиональной подготовки и профессиональной деятельности художников в Палехе.

2. Раскрыть теоретические основы процесса подготовки мастеров палехской лаковой миниатюры, выявить предпосылки и необходимость модернизации содержания образования. и

3. Обосновать организационно-педагогические подходы к созданию и развитию учебного заведения палехского искусства нового типа.

4. Экспериментально проверить эффективность новой педагогической модели профессиональной художественной подготовки в палехском искусстве.

Гипотеза исследования:

Профессиональное образование палехских художников приобретет соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, станет востребованным и займет достойное место в системе современного отечественного художественного образования в том случае, если:

- в содержании и в процесе обучения и воспитания будет использоваться исторический опыт творчества палехских художников не только в лаковой миниатюре, но и в других видах традиционной декоративной живописи, в том числе историческое наследие искусства древнерусской живописи, представляющее родовые для палехского искусства ценности; в организации учебно-воспитательного процесса будут реализовываться как современные научно-методические принципы профессионального образования (связи теории с практикой, интегративности, дифференцированности и др.), так и профессионально-специфические, характерные для палехского искусства - преемственности традиций системного и качественного обучения мастерству, сохранения родовых для палехского искусства ценностей;

- будут определены и созданы организационно-педагогические условия развития учебного заведения нового типа, включающего допрофессиональную подготовку детей в художественной школе при училище, базовый и повышенный уровни среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям;

- будет доказана и экспериментально проверена эффективность новой модели вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников Палеха.

Источниковая база и фактологическая основа исследования образованы в результате философско-эстетических, педагогических, исторических, искусствоведческих изысканий, проводимых автором. В течение многих лет собирались архивные материалы, изучались все изданные книги и статьи по искусству Палеха, велись многочисленные беседы со старыми художниками-палешанами. Автором неоднократно посещались многие известные центры российских художественных промыслов, ведущие художественные училища и вузы страны, объекты культуры и образования, православные храмы, в которых в разные годы палехскими художниками выполнялись монументальные росписи.

Методологической основой исследования явились:

- идеи о социальных и психологических факторах, влияющих на формирование личности, о её способностях и творческом потенциале, концепции духовно-нравственного воспитания через традиции и национальную культуру, раскрытые в научных трудах философов, психологов, социологов, педагогов, культурологов (Н.А.Бердяев, В.В.Вейдле, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.А.Ильин, Э.В.Ильенков,

A.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачев, А.К.Маркова, Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн,

B.А.Сухомлинский, Н.Ф.Талызина, К.Д.Ушинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов и др.);

- общетеоретические положения профессионального образования и личностно ориентированной парадигмы образования (А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, Т.Ю.Ломакина, А.М.Новиков, В.А.Сластёнин, Л.Г.Семушина, В.В.Сериков, И.П.Смирнов, А.Р.Фонарев и др.);

- исследования по истории и теории древнерусской живописи, традиционной русской культуре, иконописи Палеха (М.В.Алпатов, А.В.Бакушинский, Ф.И.Буслаев, Г.К.Вагнер, И.Э.Грабарь, Н.П.Кондаков, О.А.Колесова,

В.Н.Лазарев, В.В.Лепахин, П.П.Муратов, А.И.Некрасов, Н.Н.Пунин, Б.В.Раушенбах, Д.А.Ровинский, О.Ю.Тарасов, Е.Н.Трубецкой, Л.А.Успенский, Г.Д.Филимонов, П.А.Флоренский и др.); - фундаментальные труды, посвященные искусству Палеха, а также - теории и практике обучения и воспитания в области традиционного декоративно-прикладного искусства (А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, В.А.Гуляев, Н.М.Зиновьев, В.Ф.Максимович, М.А.Некрасова, Л.Л.Пирогова, Т.М.Разина, О.В.Федотова и др.).

Методы исследования:

- изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, исторической и психолого-педагогической литературы отечественных авторов; анализ официальных государственных документов, архивных материалов, учебных планов и программ; анализ профессиональной деятельности выпускников Палехского художественного училища разных лет; опрос (анкетирование, интервью), наблюдения, беседы; статистическая обработка данных; ретоспективный анализ собственной педагогической и руководящей работы в качестве директора Палехского художественного училища в течение 29 лет.

Научная новизна:

Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт профессионального художественного образования в Палехе, обозначена периодизация: от «ученичества» в иконописных мастерских до подготовки узкоспециализированных мастеров лаковой миниатюры для народного художественного промысла, вскрыты закономерности и возможности его развития.

Разработаны теоретические и методические пути обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального художественного образования в области традиционного искусства Палеха, ориентированного на дифференцированное обучение студентов при условии использования традиций как самого палехского искусства, так и сохранения и развития традиций качественного обучения мастерству в этой области, на основании которых создан цикл программ по новым учебным дисциплинам и элективным курсам.

Впервые разработана педагогическая модель вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников традиционного палехского искусства, которая включает обучение не только лаковой миниатюрной живописи, считавшейся более 70 лет единственным направлением в палехском искусстве, но и иконописи, фресковой и декоративной жанровой живописи, чем пересмотрены позиции, долгое время казавшиеся незыблемыми.

Теоретическая значимость:

Обоснованы культуросообразные подходы к обучению искусству Палеха как своеобразному виду русской декоративной живописи, имеющей самобытные духовные и стилевые национальные традиции, воспитанию новых поколений художников палехского искусства на родовых художественно-эстетических ценностях и традиционном художественном наследии палехского искусства.

Обоснованы природосообразные педагогические подходы в профессиональном образовании будущего художника традиционного палехского искусства, создающие ему условия выбора своей траектории обучения на основе интересов, личных потребностей, индивидуальных способностей, сближающих учебную деятельность с будущей художественно-творческой и исполнительской профессиональной работой.

Определены критерии социально-культурной эффективности новой модели профессионального образования художников Палеха как носителей традиций палехского искусства, его духовной и художественной сущности: активная позиция выпускников в жизненном самоопределении в условиях рыночной экономики, способность к творческой вариативной деятельности в области нескольких направлений традиционной палехской живописи.

Практическая значимость:

Создано учебное заведение традиционного искусства Палеха нового типа на основе интеграции допрофессионального, базового и повышенного уровней среднего профессионального образования по конкретным, наиболее востребованным специализациям.

Подготовлены и внедрены программы по новым учебным дисциплинам и элективным курсам: «Основы иконописи», «Мастерство стенной росписи», «Древнерусская каноническая живопись», «Теория композиции», «Декоративная живопись», «Введение в специальность: основы профессии «Художник традиционного палехского искуства», «Основы православной культуры». Откорректированы учебные программы и разработаны методические рекомендации по специальным дисциплинам «Мастерство палехской живописи», «Композиция» и общепрофессиональным учебным курсам «Живопись», «Перспектива», «Цветоведение» с целью их интегрирования по уровням подготовки и соответствия содержания специфике изучаемого искусства.

Проведенное исследование и внедрение его результатов в практику активизировало мыслительную поисково-созидательную деятельность участников педагогического процесса Палехского художественного училища, открыло новые возможности тесной связи среднего профессионального и высшего профильного образования, интеграции данной образовательной области с наукой.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе по расширению структуры и содержания профессионального образования, повышения его эффективности в центрах бытования традиционного искусства, таких как Мстёрское и Холуйское художественные училища и других учебных заведениях, ведущих подготовку художников-профессионалов в области традиционного искусства, а также в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства и дополнительного образования.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечивались применением методов, адекватных целям и задачам исследования, изучением архивных материалов, достаточным объемом изученной научной литературы и методического материала, анализом фактического материала, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, искусствоведения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в Палехском художественном училище на базовом и повышенном уровнях, в детской художественной школе, созданной в качестве структурного подразделения училища, в Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге. Проверка выдвигаемых положений и выводов исследования осуществлялась: на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования РАО (2006, 2007 гг.); на ежегодных международных научно-практических конференциях «Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития» и «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (Санкт-Петербург -2004, 2005, 2006, 2007 гг.); на семинаре по проекту «Межкультурный и межконфессиональный диалог через образование» (Иваново - Шуя - Палех -2006 г.); на выставках студенческих работ «Традиционное искусство и образование России» (Брюссель, Люксембург - 2004 г.); «Русская лаковая миниатюра: истоки и современность» (Москва - 2004г.); на Российском образовательном форуме (Москва - 2004, 2006 гг.); ежегодных Всероссийских выставках художественных промыслов «Ладья»; Всероссийской выставке «Молодые художники России», посвященной 250-летию Российской академии художеств (Москва-2007г.); ежегодных выставках дипломных работ и концептуальных выставках в Государственном музее палехского искусства и других. Результаты исследования использовались в ходе собственной практической деятельности в качестве руководителя и преподавателя Палехского художественного училища, нашли отражение в методических разработках и учебных программах, ряде статей и докладов, сделанных автором в течение последних пяти лет.

Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Палехское художественное училище им. М.Горького, Палехскую муниципальную детскую художественную школу и детскую художественную школу, созданную при училище, Высшую школу народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено более 200 учащихся и студентов. Эта численность для немногочисленных учебных заведений является оптимальной.

Этапы исследования.

На первом этапе (2000-2002гг.) определялись исходные позиции исследования, его методологическая база, анализировался опыт работы Палехского художественного училища в исторической ретроспективе, рассматривалась потребность практики в разработке данной темы, изучались теоретические и исторические источники, архивные материалы, научная литература, обобщался и систематизировался собранный материал.

На втором этапе (2003-2005гг.) обосновывалась актуальность и концепция исследования, формулировалась гипотеза, определялись задачи и методы исследования, определялись направления модернизации существующей образовательной модели подготовки мастеров узкой специализации для промысла, апробировались концептуальные подходы обновления структуры и содержания образования в области традиционного палехского искусства, создавалась новая модель профессиональной подготовки палехских художников.

На третьем этапе (2006-2007гг.) проводился педагогический эксперимент, систематизировались и обобщались результаты исследования и опытно-экпериментальной работы по внедрению новой модели вариативной, личностно деятельностной профессиональной подготовки художников традиционной палехской живописи, формулировались выводы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Искусство Палеха представляет собой не только самостоятельный вид лаковой миниатюрной живописи, но и сформировавшуюся на протяжении двух веков школу иконописи, декоративной и монументальной живописи, основанную на художественных традициях древнерусской живописи. Однако, подготовка узких специалистов лаковой миниатюры для промысла была ориентирована, в основном, на выполнение учащимися узкопрактических задач - научению только технике миниатюрного письма, что не только лишала их свободы выбора, но и привело к забвению другие направления палехского искусства.

2. Необходимость обновления прежней модели профессиональной подготовки палехских художников обусловлена не только социально-экономическими изменениями в стране, но и коренными изменениями в традиционно-художественном пространстве Палеха, связанными с прекращением существования промысла в форме организованного и поддерживаемого государством художественного производства, а также востребованностью в современном мире родовых для палехских художников видов профессиональной деятельности.

3. Созданная новая педагогическая модель вариативной, личностно деятельностной профессиональной художественной подготовки, включающая дифференциацию, диверсификацию и структуризацию образования, опираясь на принципы художественных традиций и исторической преемственности поколений художников палехского искусства, способствует, с одной стороны - сохранению системы последовательного обучению мастерству, воспитанию верности родовым, традиционным духовным и художественно-эстетическим ценностям, с другой стороны - развитию художественно-творческой деятельности будущих художников как носителей палехского искусства в разных его видах: иконописи, монументальной живописи, жанровой декоративной живописи, лаковой миниатюре.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение

Развитие системы современного профессионального образования характеризуется пересмотром традиционных представлений о его целях и задачах. Особо выделяется задача формирования студента как личности, готовой к самостоятельному определению своего жизненного и профессионального пути, готовой выполнять профессионально-практическую художественную деятельность в условиях новых общественных отношений, в условиях конкуренции на рынке труда. Эта тенденция нашла отражение в национальной доктрине образования Российской Федерации, где стратегическими целями признаны: формирование у молодежи активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам проектирования профессиональной карьеры, обретение знаний и умений в области профессионального самоопределения. В то же время, в современной России остро стоят проблемы пробуждения национального самосознания, воспитания патриотических чувств, возвращение обществу утерянных в советское время духовных и культурных традиционных ценностей. Такая самоценная часть отечественной культуры, как традиционное древнерусское искусство иконописи и монументальной живописи, традиционное декоративно-прикладное искусство может служить основой сохранения и развития отечественной культуры, национального менталитета. Искусство Палеха представляет собой феномен значительного масштаба. Но, как было установлено, его духовно-эстетическое наследие в полной мере не было востребовано в технократической образовательной модели Палеха советского периода. В наше время перед художником традиционного искусства открываются широкие перспективные возможности профессиональной многовариантной деятельности.

Проведённое исследование показало, что создать условия для оптимальной жизненной и профессиональной ориентации студентов можно уже в стенах учебного заведения. Представленное в виде инновационной модели личностно деятельностной, вариативной подготовки с несколькими специализациями, профессиональное художественное образование в Палехе предлагает новому поколению выбрать свою стезю в творчестве на основе понимания сущности палехского искусства и владения его традициями.

Проведенная опытно-экспериментальная работа дает основание утверждать, что при создании определенных педагогических условий (ранняя целенаправленная подготовка детей в условиях единой профессиональной образовательной среды, научно-педагогические подходы к расширению и углублению содержания профессиональной подготовки в области традиционной русской культуры и искусства древнерусской живописи, введение специализаций с учетом личностных потребностей и возможностей студентов и двух уровней среднего профессионального образования) на базе учебного заведения, готовящего прежде только мастеров-миниатюристов для промысла, возможно функционирование инновационного учебного заведения. Такое учебное заведение уже не является в буквальном смысле «кузницей кадров» для промысла, а его выпускники - узкими специалистами, готовыми, как раньше, в основном, к фиксированным, нормативным обязанностям. Со структурным и научно-педагогическим обновлением содержания и процесса художественной подготовки студентов профессиональное образование в области традиционного палехского искусства становится многоаспектным и многокомпонентным процессом.

Проведенное научное исследование и педагогический эксперимент позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и придти к следующим выводам:

1. Целевые установки профессионального образования и методы обучения палехских художников на разных этапах общественного развития были обусловлены необходимостью восполнения мастеров вначале для иконописного промысла, затем - кадровых ресурсов для художественного промысла лаковой миниатюры. Использование исторического опыта художественного Палеха, а также исторического наследия искусства древнерусской живописи в содержании и процессе профессиональной подготовки современных студентов Палехского художественного училища обусловлено возрождением утерянных духовных и культурных традиционных ценностей, а также личностными потребностями будущих художников, решением проблемы их самоопределения в современном социуме как носителей этих традиционных художественно-эстетических ценностей.

2. С целью сохранения специфической особенности искусства Палеха, его ценностной доминанты - уникальных стилистических традиций, исторической преемственности, обоснована необходимость бережного сохранения испытанной временем системы последовательного обучения навыкам мастерства. В то же время, доказано: чтобы обеспечить дальнейшую трансляцию традиционных художественных ценностей между поколениями, к современному процессу обучения необходимо подходить творчески, включая в учебную и профессиональную деятельность современного палехского художника иконописное, монументальное, живописно-жанровое направления в искусстве Палеха.

3. Разработанная педагогическая модель, основанная на вариативном, личностно деятельностном обучении художников традиционного палехского искусства в соответствии с научно-педагогическими принципами обучения и воспитания (связи теории с практикой, интегративности, дифференцированности), диверсификации образования, его непрерывности, структуризации и оптимизации учебно-воспитательного процесса с акцентом на сущность многообразия самого палехского искусства, включающее специальную допрофессиональную подготовку детей, вариативные интегрированные специальные учебные программы, адекватные вводимым специализациям, повышающие уровень образования, характеризуется положительной устойчивой мотивацией к учению, активизацией учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности, ценностным отношением и готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности как носителей уникальных традиций искусства Палеха.

4. Критериями социальной эффективности образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные предпочтения в учебно-профессиональной деятельности каждого студента, становятся профессиональное самоопределение выпускников, их востребованность на современном рынке труда, социокультурная адаптация и успешное трудоустройство в соответствии с полученной специализацией в области палехского искусства. Таким образом, с созданием учебного заведения традиционного палехского искусства нового типа профессиональное художественное образование в его области приобрело соответствующую новой социокультурной ситуации динамику развития, расширились педагогические возможности трансляции между поколениями уникальных национальных художественных традиций, внося реальный вклад в развитие искусства Палеха.

Необходимо подчеркнуть, что проделана лишь часть работы по проектированию новой модели профессионального образования в Палехе. Она ограничена темой и предметом нашего исследования, не исчерпывает всю полноту объекта. Но полученные результаты позволяют, на наш взгляд, не только обогатить и обновить практику, но и могут служить отправным материалом для дальнейших научных исследований проблем профессионального художественного образования в области традиционного искусства.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белоусов, Михаил Романович, Москва

1. Аверинцев С.С. Средние века. Вступ. статья // Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 тт.,- М.: Искусство, 1973. т. 1 - С. 233-248.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

3. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.

4. Алдошина Н.Е. Благословенный труд.- М.: Московская Духовная Академия, 2001.-240 с.

5. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: Историко-культурологический очерк. М.:, 1998. - 239 с.

6. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства, т.1. М.: Искусство, 1967. - 216 с.

7. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. -М.: Искусство, 1966. 352 с.

8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

9. Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. Новгород, 1993. - 64 с.

10. Астахов В.И. Палехскому художественному училищу им М.Горького 40 лет. Доклад на торжественном собрании. Архив ПХУ: 1973. - 13 с.

11. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа междисциплинарного интегрированного курса.- М.: МГУКИ, 1995. -4.1.-34 с.

12. Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России.- М.: Аст, Астрель, 2002. 256 с.

13. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение, 1922. 240 с.

14. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. М.-Л.: Akademia, 1934. - 266 с.

15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи,- М.: Советский художник, 1981.-283 с.16