Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Марков, Александр Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании"

На правах рукописи

Марков Александр Иванович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

13.00.08 -теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ставрополь - 2004

Работа выполнена в Ставропольском государственном университете

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Брановский Юрий Сергеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Гогоберидзе Георгий Меджидович

кандидат искусствоведения, профессор Тараева Галина Рубеновна

Ведущая организация: Краснодарский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится «22» декабря 2004 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.256.01 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д.1а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.

Автореферат разослан «20» ноября 2004 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор биологических наук, профессо ' Губарева Л.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец 20 и начало 21 века характеризуется проникновением информационных и коммуникационных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе и в образование.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человеком и постоянно увеличивающейся скоростью появления новых знаний. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как компьютерные информационные технологии (КИТ) развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использование КИТ в образовании является актуальной проблемой.

В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми, хорошего результата давали хорошо известные технологии, используемые известными педагогами: В.П.Беспалько, В.П.Шаталовым, Ш.А.А-монашвили, Д.Б.Элькониным, В.В .Давыдовым, И.П.Волковым, ЕСАльтшул-лером, но наибольший результат дают технологии с использованием информационных систем и новых технических средств обучения.

Уже сейчас рассматриваются тенденции, которые могут круто изменить традиционные педагогические технологии.

Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации потребуется:

- создать технологические условия, аппаратные и программные устройства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение данных условий;

- обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

- подготовить квалифицированные кадры;

- реализовать комплексное внедрение информационных систем в сферу производства, управления, образования, науки.

Цель исследования: на основе внедрения новых компьютерных информационных технологий в процесс обучения, снизить трудозатраты профессорско-преподавательского состава на обучение студентов с одновременным повышением качества их подготовки, выраженном в увеличении объема усвоенной информации и повышении качества приобретенных умений и навыков овладения предметами музыкально-теоретических дисциплин.

РОС. МАШМММЛЫМЯ | МММОТСКА. . I

Объектом исследования явился процесс профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального образования.

В основу исследований положена гипотеза, согласно которой качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей существенно повысится если:

- представления об информационных технологиях воспринимаются как преподавателями, так и студентами как необходимая составляющая готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности;

- содержание обучения студентов ориентировано на творческое овладение ими знаниями, умениями и навыками работы с информационными системами и специальными информационными технологиями, используемыми при преподавании музыковедческих дисциплин;

- процесс обучения с использованием информационных технологий носит индивидуализированный характер;

- организационные формы и методы обучения направлены на трансформацию учебных умений в профессиональные навыки, обеспечивающие при этом последующее развитие их в опыт творческой самостоятельной деятельности.

Общей научной задачей является: совершенствование научно-методического аппарата активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий.

Аналитически постановка сформулированной задачи может быть представлена критерием оптимальности:

общее время обучения студента; D -эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом с использованием КИТ; С-количество материальных затрат на обучение с использованием КИТ;О0— эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом без использования информационных технологий; количество материальных затрат на обучение без использования информационных технологий; m - количество студентов в одном потоке. То есть использование КИТ в процессе обучения позволит минимизировать время обучения m студентов при повышенном уровне объема и качества знаний с сокращением материальных затрат на обучение.

Учитывая, что элементами научно-методического аппарата являются постановка и методы решения научных и практических задач, а также их конк-

ретные реализации в виде средств и методов теоретического и экспериментального исследования, общая научная задача может быть разбита на частные задачи исследования.

1. На основе анализа литературных данных выявить возможности и потребности профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального искусства в использовании информационных технологий.

2. Определить место информационных систем и программного обеспечения в профессиональной подготовке студентов музыкальных специальностей и установить специфику их использования.

3. Разработать модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

4. Разработать алгоритм деятельности педагогического состава для активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

5. Разработать методику оценки эффективности преподавания музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического анализа, моделирования, обобщения опыта, эмпирические, экспериментальные.

Полученные в эксперименте данные подвергались качественному и количественному анализу графо-аналитическим методом.

На защиту выносятся:

1) теоретическое обоснование педагогических условий использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства;

2) модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных техн ол огий;

3) алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий;

4) методика оценки эффективности методов активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

Научная новизна состоит в том, что впервые разработан научно-методический аппарат активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогических методов с использованием компьютерных информационных технологий.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработано теоретическое обоснование педагогических условий использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства; разработана модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий; разработан алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий; разработана методика оценки эффективности методов активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют существенно повысить качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей. Внедрение новых компьютерных информационных технологий в процесс обучения дает возможность снизить трудозатраты профессорско-преподавательского состава на обучение студентов с одновременным повышением качества их подготовки, выраженном в увеличении объема усвоенной информации и повышении качества приобретенных умений и навыков овладения предметами музыкально-теоретических дисциплин.

Разработанные рекомендации, модель, алгоритм и методика могут использоваться в практике профессиональной подготовки других специальностей.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обес -печивается использованием различных методов исследования, соответствующих его предмету, цели и задачам, методологической обоснованностью теоретических исследований, связанных с профессионализацией процесса подготовки студентов музыкальных специальностей в условиях его информатизации, анализом экспериментальных данных с использованием методов статистической обработки, апробацией результатов исследований в вузовской практике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и выступлений на ежегодных региональных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете, Ростовской государственной консерватории, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Минераловодском музыкальном училище, Ставропольском краевом училище искусств.

Внедрение результатов исследований осуществлено в Ставропольском государственном университете, Краснодарском государственном универ-

ситете культуры и искусств, Минераловодском краевом музыкальном училище им. В.И. Сафонова, Ставропольском краевом училище искусств.

Организация исследования. В качестве базы исследования выбран факультет искусств Ставропольского государственного университета, осуществляющий подготовку студентов по специальностям: «Дирижирование академическим хором», «Дирижирование народным хором», «Вокальное искусство».

Исследование проводились в три этапа:

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась психолого-педагогическая, методическая и специальная литература, определялись цель, задачи и методы исследования, формулировалась гипотеза, анализировались основные программные средства.

На втором этапе (2000-2002 гг.) осуществлялось моделирование процесса профессиональной подготовки студентов музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий, разрабатывались методические рекомендации, уточнялся перечень программного и аппаратурного обеспечения, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) реализовался формирующий эксперимент, обобщались и анализировались его результаты, выполнялась статистическая обработка результатов исследования, оформлялась рукопись диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 126 наименований. Общий объем диссертации составляет 167 страниц. Работа содержит 7 рисунков, 1 алгоритм, 2 диаграммы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования; формулируются проблема, гипотеза, цель и задачи; определяются объект, предмет и методы исследования; характеризуются научно-теоретическая и практическая значимость работы; представлены положения, выносимые на защиту, а также данные об апробации и внедрении результатов диссертационной работы.

Первая глава «Теоретические основы использования педагогических технологий в системе профессиональной подготовки будущих специалистов» содержит анализ известных принципов и концепций обучения, анализ существующих методов обучения, методические основы известных педагогических технологий с использованием информационных технологий и технических средств активизации обучаемых, научные основы педтехнологий, анализ технологий развивающего обучения, анализ новых педагогических технологий с использованием информационных систем, специфические особенности педтехнологий, применяемых в учебных заведениях музыкаль-

ного образования с использованием информационных систем, анализ существующих моделей обучения, анализ существующего противоречия в педагогике, постановку научной задачи и частных задач исследования.

Педтехнологии с использованием информационных систем - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При использовании более ранних педагогических технологий использовались технические средства, которые носили явно одностороннее воздействие:

- звуковые средства (грамзаписи);

- экранные (диафильмы), плакаты;

- экранно-звуковые (кинофильмы, лингафонные устройства).

В современном учебном процессе все большее место занимают интерактивные средства обучения. Они обладают способностью «откликаться» на действия преподавателя или обучаемого, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью содержания образования является многократное увеличение поддерживающей информации, наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы данных, гипертекст, мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации и экспертные системы.

Компьютер и информационные системы могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. При этом для обучаемого он выполняет разные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

Модель - это формализованное представление процесса, объекта или явления, выраженного в математической, графической или иных формах для решения оптимизационной задачи по заранее выбранному критерию

Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия обучаемых с информационными технологиями. На рисунке 1 показана постановка и место решаемых задач в диссертационном исследовании.

Научно-методический аппарат состоит из разработанного педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий и его реализации, который в свою очередь включает разработанную

Рис.1. Научно-методический аппарат использования КИТ в музыкальном образовании

модель и алгоритм педагогического процесса. Реализация метода заключается в создании специализированного рабочего места и применения автоматизированных информационных технологий в обучении.

Вторая глава «Практика применения информационных технологий в подготовке будущих специалистов в системе музыкального образования» содержит разработку модели и алгоритма активизации процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий, разработку психологических аспектов искусства преподавания, рекомендации стиля работы преподавателя, рекомендации по взаимодействию преподавателя и обучаемых, рекомендации о психологии использования информационных технологий в учебном процессе. В ней рассмотрены особенности преподавания истории исполнительства с использованием Интернет-технологий, методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся, рекомендации по выбору направлений и критериев оценки эффективности процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий, существующие информационные технологии в системе музыкального образования, а также типы фактуры, понятие стиля, особенности использования компьютерных программ, структура и организация взаимодействия автоматизированных рабочих мест для преподавания дисциплин музыкального искусства с использованием информационных технологий; проведен анализ принципов дистанционного обучения. Дана оценка эффективности методов активизации обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

Модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий предстает как новая форма организации педагогического процесса.

В ее содержание входят:

1) управленческо-педагогический компонент, который состоит из преподавателя по истории исполнительства, являющегося основным координирующим звеном, и инженерно-технического персонала, имеющего навыки программирования и компьютерной обработки информации;

2) классическая форма подачи информации, представляющая собой музыкальные произведения изложенные в виде нотных партитур или записанных на аналоговые носители информации магнитным или граммофонным способом;

3) известные программы для автоматизированных информационных технологий (АИТ) - совокупность известных компьютерных программ, позво-

ляющих: а) преобразовывать звук в цифровой код с последующей его обработкой на ЭВМ и б) представлять его в графическом виде, например в виде нотных партитур, нотного текста или частотного спектра;

4) организационный аспект - это использование управленческо- педагогическим компонентом информации по разделам истории исполнительства из классических форм представления информации или в электронном виде на CD-носителях в зависимости от раздела и темы по дисциплинам учебного плана;

5) технологический аспект, включающий:

а) преобразование звука в цифровой код с последующей его обработкой на ЭВМ на основе известного программного обеспечения и информационных технологий и представление его в графическом виде, например в виде нотных партитур, нотного текста или частотного спектра.

6) компьютерную обработку музыкальных произведений;

в) создание нового программного обеспечения, позволяющего не только представлять информацию в звуковом виде но и визуально.

Усвоение знаний происходит в совокупности поэтапного представления произведений разных стилей исполнения.

Закрепление знаний происходит в совокупности самостоятельного представления или прослушивания студентом музыкальных произведений различных стилей с использованием АИТ.

Контроль усвоения знаний происходит в совокупности самостоятельного анализа студентом звуковых фрагментов произведения, представленных преподавателем и определения авторов стилей, исторических этапов создания и социальных факторов, породивших стиль исполнительства.

На основе поэтапного усвоения и закрепления знаний контроль усвоения знаний трансформируется в логический музыкальный «лабиринт» истории исполнительства.

Компьютер может стать посредником — разумеется, не между искусством и молодыми людьми — но между эпохой, когда создавались те или иные художественные произведения, и современным юношеством. Такое достижение технического прогресса и информационных технологий как Интернет, может показать, как возникли различные виды, роды, формы искусства, может рассказать и пересказать, развернуть красочную панораму, упомянуть вкратце, может сравнить, разъяснить, пояснить.

Структура модели обучения истории исполнительства представлена на рисунке 2.

Исследования эффективности процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных инфор-

Рис.2. Модель дисциплины «История исполнительства»

мационных технологий проводились автором в следующих направлениях: определение структуры использования инструментальных программных средств с учетом организационных, эмоциональных, мотивационных факторов; внедрение на основе разработанных моделей и алгоритмов обучения методов педагогического подхода к обучению; проектирование и подготовка комплекса учебных занятий в контрольной и экспериментальной группах; статистический и педагогический анализ полученных результатов; корректировка технологии внедрения КИТ в профессиональную подготовку студентов. Для диагностирования различных параметров обучения использовался ряд методов: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые оценки, анализ выполнения учебных и контрольных заданий.

Для определения эффективности процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий использовалась система тестирования в контрольной и экспериментальной группах. Средний балл, полученный за решение тестовых заданий можно взять за показатель уровня эффективности обучения по различным предметам с использованием и без использования КИТ (рис.3).

Б л о к 1 Б л ок 2 Б л «■ 3

Рис.3. Сравнительный анализ показателей уровня усвоения учебного материала студентами различных групп.

Условные обозначения:

Ось У - уровни усвоения материала по среднему баллу в учебных группах; Ось X - блоки анализа учебных групп по видам изучаемых дисциплин; Блок 1 - дисциплина «история исполнительства»; Блок 2 - дисциплина «история музыки»; Блок 3 - дисциплина «аранжировка».

Щ Контрольная группа. ЩЦ Экспериментальная группа

В целом для оценки эффективности педагогического эксперимента можно воспользоваться критерием относительной эффективности усвоенного материала, который рассчитывается по формуле: д=((Ш-и2)/Ш)х 100%,те

Ш -объем знаний, усвоенных с использованием КИТ;

Ш - объем знаний, усвоенных с помощью традиционных методик и традиционных технических средств обучения;

Q - относительная эффективность объема усвоенных знаний.

Специфика занятия с использованием КИТ состоит в том, что в ней значительная часть информации, подобранной в строгом соответствии дидактическим принципам, передается на экраны монитора и на звуковые колонки.

Рассмотрим дисциплину "История исполнительства".

Основная информация может быть разбита на информативные разделы: 15% логической и аналитической информации даваемой педагогом; 30% информации, получаемой с экрана монитора, и 55% слуховой музыкальной информации, в то время как при дикторской речи, согласно данным Ю.С.Брановского и соавт. (2001), меньше 10% информации передается словами, около 40% - через звуки и интонацию и более 50% - через невербальные средства, такие как жесты, мимика, выражение глаз.

Чтобы объективно определить относительную эффективность объема усвоенных знаний необходимо конкретизировать понятия объема знаний.

Если взять М0= 90 абстрактных единиц - объем общей полученной информации одного 90 минутного занятия определенной темы дисциплины, то можно ввести показатели:

Рлог — коэффициент объема логической и аналитической информации даваемой педагогом = 0,15;

коэффициент объема информации, получаемой зрительно с экрана монитора =0,3;

Р^ — коэффициент объема слуховой музыкальной информации =0,55.

Значения коэффициентов получены эмпирически с измерением «чистого» времени, затраченного на изложение материала педагогом, времени просмотра и времени прослушивания музыкальных произведений.

Время приравнено к объему информации в связи со спецификой проведения подобных занятий. В первую очередь необходимо исходить из строго определенного времени показа на мониторе и озвучивания фрагментов произведений, которые необходимо изучить и проанализировать на данном занятии, определенном тематическим планом. Уменьшить или увеличить это время практически невозможно, как нельзя произвольно сокра-

тить время звучания оперы с 2 часов до 1 часа. Значения коэффициентов получены на основе статистических данных, полученных при проведении совокупности всех занятий по данной дисциплине в течении учебного года.

Соответственно Р. = Р +Р +Р = 1,ГДеР„ — общий объем получен-

0 лог 1рят слух. > ^ о ^ 1

ной информации.

В диссертационной работе приведена оценка эффективности процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий по отношению к процессу обучения с использованием традиционных технических средств обучения по дисциплине «история исполнительства».

Зададим условие, что 1 минута проведения занятия равна 1 единице полученной информации без учета особенностей проведения занятия и весовых коэффициентов.

Тогда, при общем времени проведения занятия в 90 минут, объем полученных знаний в идеале, то есть с использованием традиционных технических средств обучения будет равен 90 единицам при следующем распределении времени на получение информации: Тля. = 0,15 х 90 = 13,5 минут - время объема логической и аналитической информации даваемой педагогом; = 0,3 х 90 = 27 минут время объема информации, получаемой зрительно с экрана телевизора или диапроектора; Т£лу1_=0,55 х 90 = 49,5 минуты - время доведения объема слуховой музыкальной информации, то есть и2 =90. Представим модель временных затрат на проведение занятия с использованием КИТ (рис. 4.).

Не сложно заметить что компоненты занятия пересекаются друг с другом, создавая области смешанного получения знаний.

Поясним значение и порядок получения этих областей и их весовые коэффициенты значимости.

Область 1 (коэффициент значимости К1 = 1) включает в себя вводную, вступительную часть занятия: приветствие учащихся преподавателем, объявление темы, цели, актуальности занятия; основную часть занятия - представление исторических справок и пояснение социальных факторов, породивших стили произведений; заключительную часть занятия - объявление о достигнутости цели занятия и задание на самостоятельную подготовку.

Область 2 (коэффициент значимости К2 = 1,2) включает в себя демонстрацию на экране монитора фотографий, иллюстраций, текстовой информации с предоставлением студенту времени для самостоятельного анализа и осмысления увиденного.

Рис.4. Модель временных затрат на проведение занятия с использованием КИТ.

Область 3 (коэффициент значимости КЗ = 1,3) включает в себя прослушивание музыкального произведения.

Область 4 (коэффициент значимости К4 = 1,4) включает в себя просмотр видеоматериалов с одновременным пояснением их содержания.

Область 5 (коэффициент значимости К5 = 1,5) включает в себя прослушивание фрагментов музыкального произведения с пояснением преподавателем особенностей построения и исполнения фрагментов.

Область 6 (коэффициент значимости К6 = 1,6) включает в себя прослушивание музыкального произведения с одновременным просмотром изображения, например балет.

Область 7 (коэффициент значимости К7 = 1,7) включает в себя прослушивание фрагментов музыкального произведения с пояснением преподавателем особенностей построения и исполнения фрагментов с одновременным просмотром изображения, например балет или опера.

Область 4 является следствием пересечения областей 1 и 2.

Область 5 является следствием пересечения областей 1и 3.

Область 6 является следствием пересечения областей 2 и 3.

Область 7 является следствием пересечения областей 1,2,3.

Исходя из статистических данных, с учетом того, что общее время проведения занятия90 минут = 100%, то область 1 = 10%=Т1 =9минуг; область 2=20%=Т2=18 минут; область 3=30%=ТЗ=27 минут; область 4 = 10%=Т4 = 9 минут; область 5 = 10%=Т5 = 9 минут; область 6 = 10% = Т6 = 9 минут; область 7 = 10%=Т7 = 9 минут.

Общий объем полученных знаний оценивается как сумма объемов знаний по распределенным областям с учетом весовых коэффициентов значимости. Запишем:

U1 =К1 * Т1+К2 * Т2 + КЗ * ТЗ + К4 хТ4+К5 х Т5+К6 * Т6+К7 * Т7. Подставим в полученное выражение значения коэффициентов и времени. U1 =9 + 1,2 х 18 +1,3 х27+1,4х 9+1,5 х 9 +1,6 х 9+1,7х9= 121,5единиц

полученных знаний.

Подставим значения U1 и U2 в выражение 1, получим:

Q = ((Ul-U2)/U2)x 100%=((121,5-90)/90)х Ю0%=35%.

То есть процесс обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий по отношению к процессу обучения с использованием традиционных технических средств обучения эффективнее на 35%.

Это объясняется прежде всего невозможностью обычными традиционными средствами обучения реализовать в полном объеме области 4,5,6, а тем более 7 (рис. 4), а также значительными временными потерями на установку технических средств обучения (ТСО) в те режимы работы и на те фрагменты произведений, которые необходимы в каждый последующий интервал занятия. Кроме того, физически невозможно одновременно с игрой на музыкальном инструменте фрагмента произведения одновременно пояснять его особенности и стиль.

Специализированное программное обеспечение должно включать лицензионные программные продукты. В качестве компьютерного аранжировщика может использоваться пакет Cakewalk pro audio 9. Аудио редак-

торы могут быть представлены программами Sound Forge 5 и Coll Edit pro. Это современные мощные средства, отражающие последние достижения в области программного обеспечения процессов компьютерной аранжировки и редактирования любых аудиозаписей. Программа Audio catalyst позволяет осуществлять работу с различными форматами музы-.кальных файлов.

ВЫВОДЫ

1. К педагогическим условиям использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства, по нашим данным, следует отнести:

- проникновение информационных и коммуникационных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе и в музыкальное образование;

- введение в ГОСТ ВПО специальностей музыкального образования второго поколения дисциплины «музыкальная информатика»;

- широкое применение компьютерных информационных технологий в дисциплинах национально-регионального (вузовского) компонента;

- оснащение материально-технической базы учебных заведений искусства студиями звукозаписи и фонотеками;

- прочные традиции использования в учебном процессе звуковых и медиа текстов;

- открытие в музыкальных учебных заведениях специальностей джазовой музыки и звукорежиссуры;

- развитие педагогических принципов связанных со звуковой записью музыки в блоках общепрофессиональных и специальных дисциплин учеб-' ных планов;

- иллюстративные и аналитические материалы в медиа формах в процессе развития профессиональных знаний, умений и навыков.

2. Особенностями использования информационных систем и информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов музыкальных специальностей являются:

- широкое информационное обеспечение учебного процесса музыкальными текстами;

- развитие новых специальностей и специализаций (звукорежиссура, аранжировка);

- компьютерный анализ звука;

- компьютерный анализ сочинений музыкальных произведений;

- возможности использования нотных редакторов;

- развитие издательской и исследовательской деятельности студентов;

3. Проведенный в диссертационной работе анализ существующих методов и технологий обучения в перспективе их развития показал, что в условиях активно развивающихся информационных систем особое место отводится внедрению новых прогрессивных информационных технологий в педагогику для активизации процесса обучения студентов музыковедческих дисциплин.

4. Нами разработан научно-методический аппарат, позволяющий значительно повысить эффективность обучения студентов музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

5. Новый подход к построению диагностических моделей учитывает специфику доведения материала не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне.

6. Впервые предложенные нами модель и алгоритм преподавания дисциплины «История исполнительства» с использованием информационных технологий выявляют их высокую эффективность.

7. Впервые сформулированы требования к уровню подготовки преподавателя не только по профилю преподаваемых дисциплин, но и к уровню подготовки в области информатики с характеристикой и параметрами автоматизированного рабочего места (АРМа).

8. Полученные в диссертации результаты доведены до графического представления модели, алгоритма, анализа качества обучения, конкретных выражений расчета эффективности образования, их описаний, вариантов тестовых заданий, что позволяет использовать их как основу для организации обучения различных направлений музыковедения, а также при преподавании других музыкально-теоретических дисциплин: «сольфеджио», «гармония», «анализ музыкальных произведений», «история музыки», «инструментовка» и т.д.

Список публикаций по теме диссертации

1. Марков А.И. Кадры завтрашнего дня // Кубань. Проблемы культуры и информатизации. - 2000. - № 1(16). - С.4-5.

2. Марков А.И. Проблемы образования в сфере культуры и искусства Южного Федерального округа//Государственные образовательные стандарты профессионального образования в сфере музыкального искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества: Матер. 48 научно-метод. конф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.-С.336-340.

3. Марков А.И. Использование информационных образовательныхтехно-логий в обучении студентов специальностей музыкального искусства // Государственные образовательные стандарты профессионального образования в сфере музыкального искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества: Матер. 48 научно-метод. конф. -Ставрополь: Изд-во СГУ,2003. -С.12-18.

4. Марков А. И. Использование информационных технологий в обучении студентов специальностей музыкального искусства // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. научн. статей. - Р-н-Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2003.-С.266-275.

Изд. лиц. серия ИД № 05975 от 03.10.2001 Подписано в печать 19.11.04

Формат 60x84 1/16 Усл.печ.л. 1,22 Уч.-изд.л. 1,03

Бумага офсетная Тираж 100 экз. Заказ 263

Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе Ставропольского государственного университета. 355009, Ставрополь, ул.Пушкина, 1.

г

ь

»25623

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Марков, Александр Иванович, 2004 год

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Анализ известных принципов и концепций обучения.

1.2. Основные понятия и анализ существующих методов обучения.

1.3. Методические основы известных педагогических технологий с использованием информационных технологий и технических средств активизации обучаемых.

1.4. Технологии развивающего обучения.

1.5. Новые педагогические технологии с использованием информационных систем.

1.6. Понятие модели и анализ существующих моделей обучения.

1.7. Анализ существующего противоречия в педагогике. Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании.

1.8. Постановка научной задачи и частных задач исследования.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Психологические аспекты искусства преподавания. Стиль работы преподавателя.

2.2. Модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений искусств по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий.

2.3. Алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений искусств по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий.

2.4. Особенности преподавания истории исполнительства с использованием Интернет - технологий.

2.5. Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся.

2.6. Выбор направлений и критериев оценки эффективности процесса обучения студентов учебных заведений искусств с использованием компьютерных информационных технологий.

2.7. Информационные технологии в системе музыкального образования.

2.8. Анализ принципов дистанционного обучения.

2.9. Основные понятия и особенности компьютерной обучающей музыкальной системы (КМОС).

2.10. Использование компьютерных информационных технологий в музыке за рубежом.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании"

Конец XX и начало XXI века характеризуется проникновением ф. информационных и коммуникационных технологий во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Процессы компьютеризации, интернетизации и более общие процессы информатизации проникают в образование, изменяя компоненты методической системы обучения, повышая качество, эффективность и доступность образования. Можно с уверенностью утверждать, что будущее за формирующимися ф новыми системами образования, наиболее значимыми отличительными чертами которой являются: переход от «обучения» к «образованию», непрерывное и опережающее образование, его фундаментализация, направленность на личностное ориентированное обучение и развитие творческих способностей обучаемых, широкое и непрерывное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном Ф процессе, создание единого интерактивного образовательного информационного пространства и переход к открытому образованию.

Информатизация общества, развитие компьютерных сетей изменило представление об образовании и привело к пониманию необходимости новых подходов связанных с открытым образованием. Стратегическая роль информационных и коммутационных технологий в образовании сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Однако нельзя утверждать, что использование информационных технологий привело к кардинальным изменениям в системе образования России, к полному пересмотру методической системе обучения. Необходимо осуществление широкомасштабных работ по проектированию системы использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в образовании.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человеком и постоянно увеличивающейся скоростью появления новых знаний. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как компьютерные информационные технологии (КИТ) развивается гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использование КИТ в образовании является актуальной проблемой [35;С.68-71].

В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми, хорошего результата давали технологии, используемые известными педагогами: Я.А. Коменским, В.П. Беспалько, В.П. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером, но наибольший результат дают технологии с использованием информационных систем и новых технических средств обучения.

Разработанные педагогические модели и методики использования информационных технологий в образовании во многом неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусства, так как музыкальное искусство прежде всего предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом природных данных каждого обучаемого и все учащиеся не могут выполнять однотипные или просто одинаковые действия. Проектно-групповая и индивидуальная модели, как они представлены в литературе, неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусств, так как несмотря на сложные целевые установки в проектно-групповой модели, эта цель достигается групповым усилием, без учета природных данных, особенностей эмоционального настроя и развитых способностей обучаемых. Индивидуальная модель может быть использована для изучения отдельных дисциплин, таких как история исполнительского искусства, но при использовании ее в самостоятельном приобретении навыков исполнительства обучаемый может приобрести неверные навыки, которые он пытался приобрести без контроля преподавателя, а это порой хуже для исполнителя, чем вообще не иметь таких навыков, а только умения.

Уже сейчас рассматриваются тенденции, которые могут существенно изменить традиционные педагогические технологии.

Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации потребуется: создать технологические условия, аппаратные и программные устройства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение данных условий; обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информаций и знаний; подготовить квалифицированные кадры; реализовать комплексное внедрение информационных систем в сферу производства, управления, образования, науки.

Цель исследования: на основе внедрения новых компьютерных информационных технологий в процесс обучения, снизить трудозатраты профессорско-преподавательского состава на обучение студентов с одновременным повышением качества их подготовки, выраженном в увеличении объема усвоенной информации и повышении качества приобретенных умений и навыков овладения предметами музыкально-теоретических дисциплин.

Объектом исследования явился процесс профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального образования.

В основу исследований положена гипотеза, согласно которой качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей существенно повысится при следующих условиях, если:

- представления об информационных технологиях воспринимается преподавателями и студентами как необходимая составляющая готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности;

- содержание обучения студентов ориентировано на творческое овладение ими знаниями, умениями и навыками работы с информационными системами и специальными информационными технологиями, используемыми при преподавании музыковедческих дисциплин;

- процесс обучения с использованием информационных технологий носит индивидуализированный характер;

- организационные формы и методы обучения с использованием информационных технологий направлены на трансформацию учебных умений в профессиональные навыки, обеспечивающие при этом последующее развитие их в опыт творческой самостоятельной деятельности.

Методологической основой исследования послужили современные педагогические концепции В.П Беспалько, З.И. Калмыковой, В.М. Рогинского, Г.К.Селевко, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, Е.Полат, И.П.Подласого, связанные с педагогическими и информационными технологиями в образовании.

Теоретической основой исследования является:

- личностно - ориентированный подход, заключающийся в индивидуализации процесса обучения и ориентации его на личность как основную цель образования (В.Давыдов, Е.Бондаревская);

- деятельностный подход к обучению, предполагающий формирование знаний, умений, навыков (В.А.Сластенин, Ю.С.Брановский);

- целостный подход, обеспечивающий единство общей и профессиональной подготовки личности специалиста (С.Смирнов). Общей научной задачей является: совершенствование научнометодического аппарата активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий.

Аналитически постановка сформулированной задачи может быть представлена критерием оптимальности: Min T(m) при D(m)>D0 (m) С<С0, где Т - общее время обучения студента; D - эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом; С - количество материальных затрат на обучение; D0 - эффективность обучения, то есть качество и объем знаний, получаемых студентом без использования информационных технологий; L-o — количество материальных затрат на обучение без использования информационных технологий; m — количество студентов в одном потоке. То есть минимизировать время обучения m студентов при повышенном уровне объема и качества знаний с сокращением материальных затрат на обучение.

Учитывая, что элементами научно-методического аппарата являются постановка и методы решения научных и практических задач, а также их конкретные реализации в виде средств и методов теоретического и экспериментального исследования, общая научная задача может быть разбита на частные задачи исследования:

1. На основе анализа литературных данных выявить возможности и потребности профессиональной подготовки студентов специальностей музыкального искусства в использовании информационных технологий.

2. Определить место информационных систем и программного обеспечения в профессиональной подготовке студентов музыкальных специальностей и установить специфику их использования.

3. Разработать модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

4. Разработать алгоритм деятельности педагогического состава для активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий.

5. Разработать методику оценки эффективности преподавания музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

Научно-методический аппарат состоит из разработанного педагогического метода с использованием компьютерных информационных технологий и его реализации.

В свою очередь метод состоит из разработки моделей и алгоритмов педагогического процесса, при создании которых осуществляется решение научных и практических задач.

Реализация метода заключается в создании специализированного рабочего места и применения автоматизированных информационных технологий в обучении.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического анализа, моделирования, обобщения опыта, эмпирические, экспериментальные.

Научная новизна состоит в том, что впервые разработан научно-методический аппарат активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства на основе педагогических методов с использованием компьютерных информационных технологий. Научно-методический аппарат состоит из впервые разработанной модели и алгоритма активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий, а также технологий их реализации.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработано теоретическое обоснование педагогических условий использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов специальностей музыкального искусства; разработана модель активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных щ> информационных технологий; разработан алгоритм активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства по истории исполнительства с использованием компьютерных информационных технологий; разработана методика оценки эффективности методов активизации процесса обучения студентов учебных заведений музыкального искусства с использованием компьютерных информационных технологий. ф Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют существенно повысить качество профессиональной подготовки студентов музыкальных специальностей. Разработанные рекомендации, модели, алгоритмы и методики могут использоваться в практике профессиональной подготовки других специальностей.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается использованием различных методов исследования, соответствующих его предмету, целям и задачам, методологической обоснованностью теоретических исследований, связанных с профессионализацией процесса подготовки студентов музыкальных специальностей в условиях его информатизации, анализом экспериментальных данных с использованием методов статистической обработки, апробацией результатов исследований в вузовской практике. w

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и выступлений на ежегодных региональных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете, Ростовской государственной консерватории им.

С.В. Рахманинова, Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Внедрение результатов исследований осуществлено в Ставропольском государственном университете, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Минераловодском краевом музыкальном училище им. В.И. Сафонова. Ставропольском краевом училище искусств.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Основные результаты исследований по теме диссертации реализованы в учебном процессе учебных заведений искусств Ставропольского края, Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Заключение

Реализация возможностей новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении обуславливает изменение сложившихся ранее организационных форм и методов обучения, возникновение новых методов обучения, основывающих на использовании методов и средств информатики для реализации идей личностно-ориентированного и развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. При этом разработка новых технологий обучения может решаться только на стыке исследований в педагогике, психологии и информатике. Особое внимание необходимо уделить таким формам и методам обучения, которые бы позволили студенту активно включаться в самостоятельный поиск. Новые информационные технологии представляют практически неограниченные возможности для совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, но практически бесполезны при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению. Из носителя истины преподаватель становится соучастником продуктивной деятельности, а в отношениях между преподавателем и студентами появляется партнер -компьютер, предоставляющий новые возможности другим участникам и требующий изменения сложившихся отношений между ними.

Социально-психологической характеристикой стиля преподавания в условиях использования новых информационных технологий является развитие и саморазвитие потенциальных возможностей обучающегося и творческой инициативы. Это обеспечивается предоставлением самостоятельного извлечения знаний и информации; самостоятельного выбора режима учебной деятельности; самостоятельного выбора организационных форм и методов учебной деятельности; средств наглядности, визуализации.

Осуществление экспериментально - исследовательской деятельности с использованием учебного, демонстрационного оборудования, функционирующего на базе использования новых информационных технологий, обеспечивает широкое внедрение в перспективе исследовательского метода обучения.

В свою очередь, использование возможностей средств новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе активизирует процессы развития компонент операционного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Обучение на основе КИТ, в отличие от традиционного, не ограничивается передачей некоторого круга знаний, умений, навыков, а на их материале целенаправленно выращивает способности учащегося к самообразованию, содействует становлению его личности. Развивающее построение обучения обладает рядом характерных особенностей. Во-первых, изучаемый материал организуется педагогом как последовательность учебных задач. Вместо традиционно принятого изложения материала педагог предлагает учащимся задачи, решение которых раскрывает новый изучаемый материал.

Соответственно этому традиционно основные учебные действия учащихся - воспитание, понимание, запоминание - становится вспомогательными. На первое место выдвигаются действия учащихся по решению учебных задач, т.е. поиск и построение предметных действий по преобразованию наличных условий задачи в ее искомое. В этом другая особенность развивающего построения обучения. В найденном решении задачи учащиеся вместе с преподавателем выделяют общие черты построенного способа действия и фиксируют их в виде некоторой графической схемы и, возможно, аналитической формулы. Опираясь на способ построения схемы (формулы), учащиеся достаточно легко могут справляться с другими задачами этого класса. Такое моделирование способов действия и решаемых ими задач является еще одной особенностью развивающего построения обучения.

Как отмечает В. Минкина в работе «Информационная культура и способность к рефлексии», особенности развивающего построения обучения связаны с тем, что и постановка, и решение, и моделирование решения учебных задач проходят совместно-распределенной форме. Здесь учащиеся взаимодействуют и с педагогом и, более всего, между собой (учебный диалог). Этим создаются благоприятные условия для перехода совместно созданных способов действия в индивидуальное использование (интериоризация) и для построения собственного отношения к собственным действиям (рефлексия).

Известно, что активное и самостоятельное построение или изменение деятельности доступно человеку в условиях, когда он имеет возможность целенаправленно и смыслообразно обращаться к основаниям своих собственных действий, осуществлять их планирование и рефлексию, трансформировать и самостоятельно конструировать предметное содержание, с которым работает.

Информационные технологии, опосредствующие познавательную деятельность, обеспечивают такую возможность благодаря тому, что любое ответное действие или воздействие пользователя может индексировано, обозначено схемой или моделью, сохранено, возвращено и фиксировано для анализа, оценки и контроля. Кроме того, каждое действие может быть свернуто до операции и наоборот развернуто или перестроено в соответствии с намерениями и возможностями пользователя и условиями динамического пространственно-временного представления объектов. В этом смысле информационные технологии являются настолько эффективным и тонким средством объективации всех компонентов учебной деятельности, что им трудно подобрать аналог в практике обучения. При этом компьютер как носитель знаково-символического универсума деятельности по самой своей природе ориентирован на интегральный, заведомо идеализированный способ представления объектов, моделирование которых невозможно вне целостного полисемантического развертывания, адекватно отражающего содержание реальной деятельности.

Информационные и телекоммуникационные технологии с объективной необходимостью выступают как системно-образующий фактор процесса развития системы нового образования, предопределяющий изменение иерархии целей и структуры системы образования в целом, форм и методов обучения. А также меняется предпосылка и средство реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Таким образом, происходит появление новой модели - модели личностно-ориентированного обучения. Изменение системы образования приводит к созданию новой модели образования на основе совершенствования педагогических технологий, а также появляется тенденция к созданию в перспективе интегрированных образовательных систем на основе новых сетевых информационных технологий. Таким образом, информация общества, развитие компьютерных сетей изменило представление об образовании (его целях и задачах) и привело к необходимости использования новых подходов, связанных с открытым образованием. Вот почему современное применение коммуникационных технологий в образовании, является актуальной проблемой.

Развитие информационных телекоммуникационных технологий (объединение компьютеров в локальные и глобальные сети, создание баз данных и знаний, а также экспертных систем) создает уникальную информационную компьютерную учебную среду, которая дополняет традиционные формы обучения. Прогресс в этой области позволяет реализовать два основных принципа будущей системы образования -доступности и непрерывности. Благодаря информационным и телекоммуникационным технологиям стало доступным личностно-ориентированное образование. Для реализации принципов открытого образования необходимы новые подходы, технологии, идеи, основанные на усилении личностно-ориентированного обучения. По этой причине в образовании привлекаются информационные телекоммуникационные технологии, которые развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому повышение доступности и качества образования является актуальным.

При этом телекоммуникационные технологии сами становятся учебным предметом, при изучении которого могут быть апробированы новые формы и методы обучения музыке. Выступают на первый план коммуникативный и технологический компоненты учебного процесса - особенно это касается обучения в глобальных компьютерных сетях в режиме «оп-Ипе». Электронные библиотеки, энциклопедии, словари и переводчики обеспечивают возможность адекватного информационного наполнения. Для эффективного повышения образования искусствоведческих дисциплин на основе использования телекоммуникационных технологий необходимы: адекватное техническое оснащение, включающее компьютеры (hardware), программное обеспечение (software) и каналы связи, обеспечивающие включение отдельных рабочих станций как в локальные (внутриуниверситетсткие), так и глобальные компьютерные сети (Internet, Runnet и др.) и высокий уровень информационной культуры педагога и обучающихся.

В процессе профессиональной подготовки на основе использования информационных телекоммуникационных технологий, представляющих новые учебные ресурсы для учебных курсов. Во многом пересматривается используемый подход к обучению (традиционная форма обучения). Изменяется технология преподавания, включая и стиль преподавательской работы. Происходит трансформация существующей системы образования, в центре которой ранее стояли «университет, преподаватель и его профессиональные знания» в новую парадигму, в центре которой стоит «студент и его потребности в образовании».

Проведенный в диссертационной работе анализ существующих методов и технологий обучения в перспективе их развития показал, что в условиях активно развивающихся информационных систем особое место отводится внедрению новых прогрессивных информационных технологий в педагогику для активизации процесса обучения студентов музыковедческих дисциплин.

Главным результатом диссертационной работы явилось разработка научно-методического аппарата, позволяющего значительно повысить эффективность обучения студентов музыковедческих дисциплин с использованием информационных технологий.

К частным научным результатом, полученным в ходе исследований относятся:

1. Новая постановка задачи научного исследования с учетом нетрадиционных методик преподавания дисциплин «история исполнительства».

2. Новый подход к построению диагностических моделей, учитывающий специфику доведения материала не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне.

3. Впервые предложенная модель преподавания дисциплины «история исполнительства» с использованием информационных технологий.

4. Впервые предложенный алгоритм преподавания дисциплины «история исполнительства» с использованием информационных технологий.

5. Впервые сформулированы требования к уровню подготовки преподавателя не только по профилю преподаваемых дисциплин, но и к уровню подготовки в области информатики с характеристикой и параметрами автоматизированного рабочего места (АРМа).

6. Впервые предложенная методика оценки качества обучения студентов по дисциплинам «истории исполнительства» с использованием информационных технологий.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании других музыковедческих дисциплин: «сольфеджио», «гармония», «анализ музыкальных произведений», «история музыки», «инструментовка», и тд.

Полученные в диссертации результаты доведены до графического представления модели, алгоритма, анализа качества обучения, конкретных выражений расчета эффективности образования, их описаний, вариантов тестовых заданий. И позволяют их использовать как основу для организации обучения различных направлений музыковедения.

Материалы диссертации апробировались на научно-методических конференциях в Ростовской государственной консерватории, Ставропольском государственном университете, Краснодарском государственном университете культуры и искусств, Минераловодском музыкальном училище, Ставропольском краевом училище искусств.

Основные научные результаты работы опубликованы в материалах научно-методических конференций Ставропольского государственного университета, Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Марков, Александр Иванович, Ставрополь

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике/.Семенов М.И, Трубилин И.Т., Лойко В.И., Т.П.Барановская. М.: Финансы и статистика, 1999.- 414с.

2. Алдошина И. А. Основы психоакустики. Слух и речь (серия статей). // Звукорежиссер.-2002.-№8— С. 60-66.

3. Антология гуманной педагогики. Конфуций / Сост. Малявин В.В.- М: Изд. Дом. Ш. Амонашвили, 1996. -176 с.

4. Адаптивное управление педагогическими системами / Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. М.: Академия,2003.- 368с.

5. Бауэр Ф.Л. Информатика. М.: Мир,1990.-350с.

6. Беспалько В.П Основы теории педагогических систем.- Воронеж: ИВУ, 1977. -304с.

7. Брановский Ю.С и др. Использование мультимедийных презентаций при защите курсовых и дипломных работ.// Информационные технологии в обучении и научных исследованиях: Материалы 46 НТК 21 век-век образования.- Ставрополь, 2001.- С.20-24.

8. Брановский Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом ВУЗе и средней школе: Учебное пособие.- Ставрополь: СГПИ, 1990.- 187с.

9. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику.-Ставрополь: СГПУ, 1995.- 206с.

10. Брановский Ю.С. Молчанов А. С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. Ставрополь: СГПУ, 1996.- 221с.

11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 416с.

12. Бажанов Н.С. Изучение звучащего музыкального произведения компьютерными технологиями// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во

13. Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.-С. 12-43.

14. Бажанов Н.С. Особенности восприятия временных неравномерностей в синтезированных звуковых моделях // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Сб. трудов.- Новосибирск, 1986.- С. 94-98.

15. Булез П., Геро Э. Компьютеры и музыка // В мире науки. 1987. -№ 7,- С.6-15.

16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе:

17. Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.-204с.

18. Выготский А. Психология искусства. М., 1968.- 576с.

19. Вульфсон Б.Л Сравнительная педагогика.- М., 1996.- 256с.

20. Вахрамеев В. Элементарная теория музыки.- М.: Музыка, М.: Большая Российская энциклопедия 1998.-252с.

21. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота.- Аквариум, 1997.-128с.

22. Галеев Б. Человек, искусство, техника./ Казанский университет -Казань: Изд-во Казанского университета, 1987.-152с.

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего образования: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 239с.

24. Дьяконов В. Компьютер в быту.-Смоленск: Русич, 1996.-640с.

25. Дольник А. Г., Эфрусси М. М., Микрофоны.- 2 изд.- М.: Радио и связь, 1967.-32с.

26. Живайкин П. Музыкальные программы//Домашний компьютер-1999.-№7,8.-С.30-31.

27. Зуев Б. Секреты аранжировки MIDI-композиций// Мир ПК, 199.-Ж7-С.128-135.

28. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика 1990.-418с.

29. Зейдельберг В. К. и др. Англо-русский словарь по вычислительной технике: Ок. 42000 терминов / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Рус. яз. 1990. — 800с.

30. Зарипов Р. Анализ и алгоритмизация мелодий с помощью частотных словарей интонаций // Доклады АН СССР.- 1983.- № 2. С. 303306.

31. Зарипов Р. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1982. - 232с.

32. Занимательная педагогика: Развивающие игры: Вып.1 / Сост. Шилова К.А. М.: Мое. гор. пед. об-во,1998.- 64с.

33. Ижаев Р.Включи и играй// Мультимедиа, 1997.-№8-С.96-101.

34. Ингенблек В. Все о мультимедиа.- К.: BHV 1996.-325с.

35. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов; Под ред. В. А. Извозчикова. — М.: Просвещение, 1991. — 208с.

36. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика , 1981.-200с.

37. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.:Музыка,1988.68с.

38. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001.-173с.

39. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990.-119с.

40. Кричевский P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе:3-е изд. Доп. и пер.- М.: Дело, 1998.-400с.

41. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием, М.: Высшая школа, 1985.-256с.

42. Кабанова-Меллер Е.Н Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся, М.: Просвещение, 1968.-67с.

43. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании: Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. -М, 2002.-96с.- (Б-чка журнала «Искусство в школе» », Вып. 8).

44. Красильников И. О чем может рассказать музыкальный тембр//Искусство в школе -1993.-№6.-С.6-13.

45. Кокорин С., Устинов А. Освоение интеллектуальных систем в музыкальной практике и феномен электронного синтеза тембра // Тез. докл. к Всесоюзной науч.-метод. конф. Новосибирск, 1986.

46. Козюренко Ю.И. Любительская звукозапись. — М.: Искусство, 1985.- 136с.

47. Капранова В.А История педагогики М.: Новое знание, 2003.159с.

48. Коджаспирова П.М Педагогика -М.: Гардарики, 2004.-528с.

49. Кузьмина Н.В.- Методы системного педагогического исследования.- М.: Народное образование,2002.- 208с.

50. Лихачев Б.Т. Педагогика.-М.: Прометей, 1993.-526с.

51. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. Экономика. М.,1991.-317с.

52. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. — М.: Московская государственная консерватория, 1998. — 176с.

53. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.-152с.

54. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Издательский центр Академия, 2001.-205с.

55. Михайлов М. Стиль в музыке.- Л.: Музыка, 1981 .-262с.

56. Медников В. Основы компьютерной музыки.- С.-Пб.: БХВ-Петербург, 2002.-98с.

57. Музыкальная акустика/ Под ред. проф. Н.А.Гарбузова.- М.; Л.; Госмузиздат, 1940.-56с.

58. Ментюков А., Устинов А. Музыка и НТР: Старые и новые проблемы // Сов. Музыка. 1986. - № 3.-С.12-15.

59. Ментюков А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория. -1993.-314с.

60. Мастюкова Е.М Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) Владос, 1997.-304с.

61. Ниссинен И., Воутипайнен Э. Время руководителя М.: Экономика, 1988.-192с.

62. Немировский Л.Г. Акустика физическая, физиологическая, музыкальная.- М.; Петроград: Госиздат, 1923.- 216с.

63. Нисбетт А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Коллендера. М.: Связь, 1979. - 464с.

64. Никитин В.А.Начала социальной педагогики М.: Флинта.1998.72с.

65. Омаров A.M. Предприимчивость руководителя. М.: Политиздат, 1990.-78с.

66. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание.- М.: Просвещение, 1987.-85с.

67. Обучение мультимедиа: Работа со звуком "Cakewalk Pro Audio 9" Sound Forge 5.0.-M.: Media ,2000.

68. Основы педагогики общения / Сост. Госданова И.И.- Минск., 1998.-319с.

69. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие/ Сергеев И.С.-С-П6: Питер,2004.-316с.

70. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 1999.-223с.

71. Павленко А.Конкретная музыка// Мир ПК, 1997.-№6.-С. 172-182.

72. Павленко A. Sound Forge: шаг за шагом// Мультимедиа. 1997.-№3,- 4.С. 82-84.

73. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Сост. А.А. Радугин. М.: Центр, 1997.-256с.

74. Программа для ПЭВМ "Band-in-a-box".-М.: Media 2000.

75. Программа для ПЭВМ "Cakewalk Pro Audio 9"- М.: Media 2000.

76. Программа для ПЭВМ "Finale".-М.: Media 2000.

77. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект-основа новой информационной технологии.- М. Наука, 1988. -148с.

78. Применение акустических методов исследования в музыкознании.- М.: Музыка, 1964.- 132с.

79. Першиков В. И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 543с.

80. Педагогика. Новый курс. / Подласый И.П. М.: Владос, 1999.256с.

81. Педагогическая коррекция / Кащенко В.П. М.: Академия, 1999.304с.

82. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Авт. Коллектив.- М.: ФЛИНТА, НАУКА, 1998.- 312с.

83. Популярная педагогика / Сост. Фромм А., Гордон Т.Екатеринбург: АРД Лтд., 1997.- 608с.

84. Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М.: 2002.-272с.

85. Педагогический энциклопедический словарь / Бим-Бад Б.М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.-V 87. Романов А.Н.Технологии дистанционного обучения: М.: Юнити1. Дана, 2000.-68с.

86. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.-111с.

87. Ручьевская Е.А. классическая музыкальная форма. Учебник по анализу.- СПб.: Композитор, 1998.-268с.

88. Рыжов В.П. Музыка как информационная система// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С.79- 101.

89. Pare Ю.Н. Банки данных в работе музыковеда// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С. 176-291.

90. Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства.-Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения.- М.- 1998.-268с.

91. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.- М.: ACADEMA, 1999.-512с.

92. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.:

93. Народное образование, 1998.-167с.

94. Способин И.В. Музыкальная форма.- М.: Музыка, 1972.-400с.

95. Способны И.В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка,1979.199с.

96. Сластенин В.А. Педагогика и психология.- М.: ACADEMA 2001480с.

97. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей.-М., 1973.- 446с.

98. Современный словарь по педагогике / Сост. Галацевич Е.С., 2001.- 928с.v 100. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи.-М.:Музыка, 1962.174с.

99. Трайнев В.А.- Информационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации).-М.: Прометей 2003.-280 с.

100. Устинов А. Проверим алгеброй гармонию // PCWeek.-1998.-№3.-С. 6-12.

101. Устинов А., Ментюков А. Музыка и электроника на пороге нового тысячелетия: Проблемы и решения // Шоу-Мастер. М.-1996.- №3.- С 12-21.

102. Ульянич В. Заметки о компьютерной музыке//Муз. жизнь, 1990.-№15.-С.6-7.

103. Фридкин Ю.Н. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1997.-296с.

104. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-223с.

105. Фридман JI.M Психологическая наука учителю - М.: Посвещение, 1985.-176с.

106. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983 .-1550с.

107. Фомин В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа: Введение в проблему// Музыкальное искусство и наука: Сборник статей: Вып.2.- М.: Музыка, 1973.-С.99-134.

108. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. — М.: Московская государственная консерватория, 2000. —387с.

109. Харуто А. В. Компьютерный анализ голоса и музыкального звука: Задачи и методы //Информатизация правоохранительных систем. X Международная научная конференция: Сборник трудов. -М.: Академия управления МВД России, 2001.- С337- 340.

110. Холопова В.Н.Мелодика. М.: Музыка, 1984.-88с.

111. Шак Т.Ф. Методика анализа музыки в структуре медиатекста// Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей.- Ростов на Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- С. 340-355.

112. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982.-98с.

113. Школин В. Домашняя студия// Домашний компьютер,2000.-№1-С.86-90.

114. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М. Лед, об-во России, 1998.-250с.

115. Щербина В.И. Цифровая запись.-М.: Радио и связь, 1989.-190с.

116. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды,М.: 1989.554с.

117. Энциклопедический музыкальный словарь./ Авторы-составители Б.С.Штейнпресс, И.М.Ямпольский .- М.: Советская энциклопедия, 1966.-1500с.

118. Энциклопедия классической музыки. М.: АО Коминфо, 1993.

119. Яковлев А. Сам себе дирижер// Домашний компьютер, 1999.-№7.В.-С.26-29

120. Яковлев А. «Загружается звук.»// Компьютерра, 1999.-№8.-С.36-37.