автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия применения певческой концепции Древней Руси в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности
- Автор научной работы
- Минченко, Виктория Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Липецк
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Минченко, Виктория Владимировна, 2002 год
введение;
глава 1. духовно-религиозные истоки древнерусской певческой концепции и ее реализация в практике ортодоксальных регентских школ
1.1. Методологические положения древнерусской педагогической практики певческих школ
1.2. Сущностные характеристики певческой концепции Древней Руси
1.3. Становление церковно-музыкального образования в древнерусских певческих школах
Выводы по первой главе
глава 2. педагогические условия применения певческой концепции древней руси в педагогической практике современных регентских школ
2.1. Развитие идей древнерусской певческой педагогики в современной практике
Регентских школ
2.2. Организация учебного процесса в современных духовно-певческих школах
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия применения певческой концепции Древней Руси в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности"
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе развития системы духовного профессионального образования особенно остро ощущается необходимость качественной подготовки высококвалифицированных специалистов певческого профиля. "Понимание церковного хорового богослужебного пения как богословия в звуках вызывает настоятельную потребность воспитания грамотных широкообразованных регентов, уставщиков, певчих в лоне Православной Церкви" (166, С.31). Перед духовными школами встает серьезная проблема, основная суть которой заключается в умелом сочетании профессиональной церковной музыкально-певческой подготовки специалистов с одновременным развитием понимания богослужебно-певческой дисциплины, в которой "правильное пение есть следствие праведной жизни и праведная жизнь есть условие правильного пения" (113, С.39).
Современные певческие школы по-разному пытаются решить эту задачу. Например, одно из старейших учебных заведений — Регентская школа при Московской Духовной Академии опирается на опыт, веками накопленный в недрах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ряд открывающихся школ использует систему образования высших церковно-певческих учебных заведений. Среди них выделяются Московская Регентско-Певческая Семинария, факультет церковного пения Московского Свято-Тихоновского Богословского института и др.
Московская Регентско-Певческая Семинария является школой, которая развивает идеи Синодального училища и его регентского отделения. Будучи наследницей высшего духовно-певческого заведения, она пользуется его программами и системой обучения. Семинария, располагаясь в самом центре Москвы, имеет возможность привлекать к процессу обучения верующих высокообразованных специалистов, имеющих опыт преподавания своих дисциплин. Архивные материалы этой школы пения повествуют о том, что "помимо специальных дисциплин, а это церковное пение, история церковного пения, крюки, уставное пение, катехизис, церковное чтение, на высоком уровне были общие музыкальные предметы, такие как сольфеджио, гармония, фортепиано, контрапункт, инструментовка, музыкальная форма, народная музыка и много других" (58, С.50).
Вместе с тем, организация духовных школ в современных условиях по образцу "высшего специального духовного музыкально-учебного заведения" достаточно затруднительна по нескольким причинам. Так, Синодальное училище было организовано в период особого развития системы певческого образования, которая формировалась в православной стране с многовековой богослужебной певческой культурой. В современных же условиях дело осложняется тем, что возрождению церковно-певческой педагогики предшествовало время "спада духовного образования". Во-вторых, руководители и преподаватели училища были верующими людьми, которые воспитывались в лоне Православной Церкви. Они понимали суть православного образования, сами находились в этой системе, имели опыт работы в ней. Для современной духовной образовательной среды характерна "удаленность" квалифицированных преподавателей от церкви и недостаточная музыкальная и педагогическая образованность верующих учителей. В-третьих, как руководители специальных заведений данного профиля, так и рядовые преподаватели сами занимались исследовательской работой в области истории, теории как современного, так и древнего богослужебного пения. Например, директор Синодального училища Степан Васильевича Смоленский, который наряду с учебником-методой "Курс хорового церковного пения" пишет сочинение, удостоенное Макарьевской премии "Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца" (11, 121). Имея педагогический опыт, Смоленский не только разработал ряд способов обучения церковному пению, но создал и воплотил в учебном процессе "идею гармоничного развития учеников", развил в своем композиторском творчестве заданную педагогической работой идею "русификации" церковного пения. Именно его имя связывают с появлением "московской композиторской школы" в церковном пении. В-четвёртых, работы церковно-певческих школ велись в конкретную историческую эпоху, для которой были характерны свои трудности, свои нюансы и свои особенности, в соответствии с которыми и решались поставленные педагогические задачи.
Большинство открывающихся современных Регентских школ -Регентская школа при Новокузнецком Православном Духовном училище, при Воронежской Православной Духовной Семинарии и т. д. — помимо вышеперечисленных причин отличает недостаточно научный подход к процессу подготовки специалистов духовно-певческого профиля.
Современный процесс подготовки специалистов в духовно-певческих учебных заведениях характеризуется упрощенным подходом к воспитанию. Студенты стремятся получить знания и умения музыкального направления (хороведение, гармония, вокал, фортепиано и т. д.), в чем способствуют им педагоги, не понимающие сути духовно-певческого образования. Это, в свою очередь, влияет:
• на отношение к исполнению песнопений и, прежде всего, к тексту. Певчий забывает, что текст - это молитва, необходимая как для него самого, так и для молящихся прихожан;
• на характер исполнения: звукоизвлечение, силу звука, темп, оттенки, то есть всё то, что отличает молитвенное исполнение от художественного. В конечном итоге теряется ощущение богослужебного пения, секуляризируется его назначение, стираются его задачи. Постепенно клирос становится не местом особого моления, а концертными подмостками.
Регентское отделение Семинарии призвано выполнять специальные задачи, которые обращены к личности студентов:
1. воспитание личности православных регентов, уставщиков, певчих церковного богослужебного хора;
2. формирование специалистов певческого профиля, владеющих навыками как в области церковной, так и музыкально-певческой практики;
3. подготовка регентов, способных вести воспитательно-организационную работу в церковном богослужебном хоре.
Цель церковно-певческого образования может быть достигнута, прежде всего, через решение задач общецерковного образования. К таковым относятся: а) удовлетворение потребностей личности в духовно-нравственном образовании, которое преобладает над рациональным; б) улучшение подготовки и переподготовки кадров через интенсивную научно-исследовательскую работу.
Однако содержание образования нынешних духовно-певческих школ не отвечает задачам воспитания глубоко верующих специалистов-певчих. Превалирует чисто техническое, рациональное обучение, которое мешает приобретению духовных навыков. Такое обучение выполняет задачу подготовки специалиста-дирижера, но отрицательно сказывается на воспитании верующего члена Церкви.
Таким образом, в период становления современных Регентских школ ортодоксальной направленности необходимо сохранение преемственности в педагогическом процессе духовного профессионального образования, особенно актуальным является выявление и обоснование педагогических условий подготовки специалистов духовно-певческого профиля.
Древнерусский период существования певческой педагогики (XI в. — 1-я половина XVII в.) ставил и решал задачу христианского воспитания членов Церкви. Большое место в этом процессе отводилось пению (вокальному исполнению молитв), которое помогало внутреннему совершентсвованию человека, вставшего на путь спасения. Обращение к сущности древнерусского певческого образования поможет не только "вспомнить" наше национальное наследие и выработать оригинальную систему обучения, совмещая древнерусские певческие методы и приемы с современными нуждами, но вникнуть и пережить положения певческой концепции на уровне личностного смысла. Необходимо помнить, что период древнерусской певческой практики это, во-первых, время "живой православной веры", во-вторых, время, когда богослужебное пение было делом каждого христианина. Эти обстоятельства повлияли на выбор темы исследования: "Педагогические условия применения певческой концепции Древней Руси в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности".
В рамках нашего исследования мы опираемся на работы философов (Н.Бердяева, С.Булгакова, И.Ильина, А.Лосева, Н.Лосского, П.Флоренского и др.), исследователей в области богослужебного пения (Д.Аллеманова, И.Гарднера, Б.Кутузова, В.Мартынова, В.Металлова и др.), музыковедов (Т.Владышевской, С.Зверевой, Ю.Келдыша, В.Медушевского, Е.Резниченко, Н.Серегиной и др.), которые раскрывают сущность певческой дисциплины, ее педагогическое значение. Певческое образование Древней Руси было обращено к личности воспитанников, по этой причине большое значение для нашего исследования представляют работы по общей педагогике, раскрывающие вопросы личностно ориентированного подхода (Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, С.В.Кульневича, Г.Н.Серикова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова И.С.Якиманской и др.), по православной педагогике (Е.Володиной, В.Зеньковского, Д.Конюхова, Л.Суровой, Е.Шестуна и др.). Вопросы подготовки специалистов духовно-певческого профиля в древнерусский период рассматриваются в работах по истории образования (С.Бабишин, М.Демков, А.Джуринский, П.Каптерев, А.Пискунов и др.), по истории музыкальной педагогики (С.И.Дорошенко, В.Зиновьев, Б.Критский, Н.Матвеев, Е.Николаева, К.Никольская-Береговская и Др.), по музыковедению (М.Бражников, Б.Николаев, П.Парфентьев, Н.Успенский, Д.Шабалин и др.).
Однако вышеприведенные источники не показывают, как решалась проблема воспитания православных певчих, регентов в процессе специального образования Древней Руси. Недостаточная разработанность в современной исследовательской литературе вопросов подготовки специалистов духовнопевческого профиля в Регентских школах, рассматривающих структуру ее построения, технологию совмещения духовных и музыкальных дисциплин ^ вызывает потребность в дальнейших исследовательских работах. В связи с этим в представленной диссертационной работе делается попытка восстановить пробелы подготовки работников певческих специальностей в средних специальных духовных школах, которые можно выразить в следующих ПРОТИВОРЕЧИЯХ:
• между значимой потребностью Русской Православной Церкви в 4
1 высококвалифицированных, образованных специалистах, относящихся к богослужебному пению как к духовной дисциплине и недостаточной сформированностью этого понимания у выпускников Регентских школ;
• между целью духовно-певческого образования и получаемым результатом в ходе подготовки специалистов певческого профиля;
• между необходимостью подготовки специалистов певческого профиля и отсутствием специально разработанных программ, недостаточной готовностью педагогических кадров учебного заведения к использованию певческой концепции Древней Руси в практической деятельности.
Выделенные противоречия определяют ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая состоит в необходимости поиска педагогических условий применения
К' певческой концепции Древней Руси в современных духовно-певческих школах ортодоксальной направленности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление наиболее эффективных педагогических условий применения певческой концепции Древней Руси в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс подготовки специалистов 4i церковно-певческого профиля в духовно-певческих школах ортодоксальной направленности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: пути, педагогические условия и методы использования певческой концепции Древней Руси в процессе подготовки специалистов в современных Регентских школах ортодоксальной направленности.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс подготовки специалистов церковно-певческого профиля в Регентских школах ортодоксальной направленности будет эффективен, если:
• основой образовательной системы будет выступать "певческая концепция Древней Руси" (ПКДР). Сущность проблемы подготовки специалиста кроется в вопросе о сущности пения, который раскрывается в ПКДР;
• на основе ПКДР и современных требований будут более четко определены квалификационные группы выпускников современных Регентских школ и сформулированы их квалификационные характеристики;
• исходя из вышеизложенного, будет определена структура процесса специального обучения, выявлены его этапы;
• будут разработаны программы обучения в соответствии с современными требованиями к специалистам духовно-певческого профиля на основе ПКДР;
• учитель будет совмещать в себе два начала - духовное и профессиональное.
Проблема, цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы уточнить сущность проблемы и основные структурные элементы процесса подготовки специалистов духовно-певческого профиля.
2. Выявить значение певческой концепции Древней Руси в процессе подготовки специалиста.
-103. Определить критерии и уровни сформированности профессиональных качеств у воспитанников современных Регентских школ.
4. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия, необходимые для использования ПКДР в педагогической практике Регентских школ ортодоксальной направленности.
5. Разработать программу подготовки специалиста церковно-певческого профиля.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования являются: основные положения общей теории средней специальной профессиональной подготовки, теоретический анализ условий эффективной педагогической деятельности; использование частных теорий подготовки специалистов церковно-певческого профиля, которые представляют собой самостоятельные системы взглядов и строятся на основе анализа конкретных педагогических условий, специфики процесса обучения. Методологической базой исследования является также системный и деятельностный подход в процессе подготовки специалистов церковно-певческого профиля.
Исследование базируется на философских воззрениях христианских мыслителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иосифа Волоцкого, Климента Александрийского, Нила Сорского и др.; философской концепции всеединства (Н.Бердяев, И.Ильин, Н.Лосский, А.Лосев, П.Флоренский и др.); концепциях личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.).
Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс МЕТОДОВ, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
• теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, разработка учебного процесса, способствующего эффективной подготовке специалистов церковно-певческого профиля);
• эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент);
• методы обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная работа по проблеме диссертационного исследования проводилась на базе Регентской школы при Воронежской Православной Духовной Семинарии, в воскресной школе Успенского храма города Воронежа с 1999 по 2002 гг. В эксперименте участвовали воспитанники Регентской школы 1-3 курсов, учащиеся 3-5 классов воскресной школы.
Исследование проводилось в три этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП (1998-1999 гг.) - определение проблемы исследования и выявление её актуальности. В этот период анализировалось состояние подготовки воспитанников Регентской школы в процессе среднего специального церковно-певческого образования, изучалась соответствующая литература. Определилась методология и разрабатывалась методика исследования. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание экспериментальной работы.
ВТОРОЙ ЭТАП (1999-2000 гг.) - осуществление теоретической работы, направленной на поиск путей, методов и приемов подготовки специалистов церковно-певческого профиля. Подготовка теоретической базы для проведения опытно-экспериментального обучения, осуществление констатирующего и формирующего экспериментов.
ТРЕТИЙ ЭТАП (2000-2002 гг.) — продолжение экспериментальной работы по проверке эффективности разработанных нами условий, влияющих на качество подготовки специалистов церковно-певческого профиля. Анализировались и обобщались результаты проведенной работы, осуществлялась систематизация и обобщение научного поиска, написание диссертации.
СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит:
• в теоретических положениях, которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективной подготовки специалистов церковно-певческого профиля в современных Регентских школах;
• в обосновании и разработке структуры подготовки специалиста певческого профиля в современных Регентских школах ортодоксальной направленности в соответствии с современными требованиями на основе ПКДР;
• в выявлении уровней сформированности профессиональных качеств специалистов церковно-певческого профиля: низкий — псаломщик, средний - певчий церковно-богослужебного хора, высокий - регент церковно-богослужебного хора;
• в разработке квалификационных характеристик специалистов церковно-певческого профиля, включающие требования: духовно-нравственные, церковно-исполительские и психолого-педагогические;
• в уточнении учебных программ, способствующих эффективной подготовке специалистов церковно-певческого профиля - объединение их на основе единого профильного предмета, корректировка учебных программ с учетом этапов средней специальной церковно-певческой подготовки;
• в раскрытии методов обучения, среди которых выделяются методы личностно ориентированного обучения, специфические методы организации учебного материала - азбучный и псаломский.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ, ДОСТОВЕНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается обоснованностью и научной значимостью исходных методологических позиций, применением методов, адекватных целям исследования, опорой на достижения прошлой и современной педагогической мысли, объективностью анализа и истолкования полученных результатов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Раскрыты сущностные проявления древнерусской теории подготовки специалистов певчих, которые успешно применяются нами в работе. Полноценно изложены явления реальной действительности, которые составляют основу подготовки специалистов в современных Регентских школах ортодоксальной направленности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Отраженные в исследовании теоретические положения и выводы, а также научно-методические рекомендации помогут педагогам, работающим в области певческого образования, осмыслить реальный процесс подготовки специалиста в современных Регентских школах, выработать свои методы в соответствии с современными требованиями и национальным наследием в деле подготовки специалистов-певцов.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись на протяжении всего периода исследования личным участием диссертанта в проектировании и осуществлении опытной работы в Воронежской Православной Духовной Семинарии. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры церковного пения в ВПДС, кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета, на кафедре педагогики Липецкого государственного педагогического университета, докладывались на Кирилло-Мефодиевских чтениях (1997-2000 гг.). По исследуемой теме автором было опубликовано 5 работ.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Уточненная сущность проблематики исследования обусловила необходимость разработки авторской концепции как нового компонента подготовки специалиста в практике современных Регентских школ ортодоксальной направленности. Она представляет целевой, содержательный и процессуальный компоненты условий использования ПКДР в педагогической практике Регентских школ ортодоксальной направленности.
- 142. Процесс подготовки специалиста церковно-певческого профиля будет наиболее эффективным при условии, что его основу составят положения ПКДР, влияющие на выработку специфических методов организации учебного материала (азбучный и псаломский), на выбор форм организации обучения (коллективно-хоровая), на использование личностно ориентированного подхода.
3. Разработка квалификационных характеристик специалистов духовно-певческих средних специальных учебных заведений ("псаломщик", "певчий церковного хора", "регент церковного хора"). Они включают духовно-нравственные, церковно-исполнительские, психолого-педагогические требования.
4. Программа подготовки специалистов церковно-певческого профиля включает два этапа: базисный (певческий) и основной (регентский). Эффективность специальной поэтапной подготовки определяется использованием учебно-музыкального материала. Для певческого этапа им является гласовый обиход церковного пения, для регентского — авторские песнопения, наиболее используемые в церковно-певческой практике («авторский» обиход).
5. Содержание учебных программ скорректировано на основе квалификационных требований к специалистам церковно-певческого профиля, а также на основе единого профильного системообразующего предмета -"Обихода церковного пения".
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе
Анализ древнерусского процесса подготовки специалиста певческого профиля показал, что на его эффективность влияла соответствующая структура, содержание, методы обучения и воспитательная система специальных певческих школ.
Структура, содержание процесса специального образования определялась богослужебными нуждами, где богослужение выступало ограничивающей и двигающей силой этого процесса. В самом процессе специального обучения ограничивающим элементом выступают богослужебно-певческие книги. Они же являются учебными пособиями, дающими специальные церковно-певческие знания и навыки.
Для достижения цели церковно-певческого образования процесс обучения должен иметь духовно-певческие руководства, помогающие овладению специальными знаниями и умениями через соответствующее наполнение специальных учебников (богослужебно-певческих книг), включающих духовную, музыкально-исполнительскую, богослужебно-уставную информацию.
На основе анализа текста древнерусских специальных певческих учебников мы заключили, что духовная и музыкально-исполнительская информация, для правильности и эффективности ее изучения, кодировалась и подавалась через знак (символ). Знаковостью обладали: основные учебные дисциплины процесса обучения («Семиография», «Хейрономия», «Осмогласие») певческие методы организации учебной информации (псаломский и азбучный), методы обучения (хейрономия).
Анализ богослужебно-певческих книг показал, что процесс специального обучения состоял из "основных" (ведущих, направляющих) и "наполняющих" (изучающихся в процессе постижения "основных") учебных предметов. Среди основных мы выделили предметы, имеющие "знаковую" основу, а среди зависимых - не имеющих этой основы. Каждый этап (уровень) специального образования - певческий и регентский - состоял из предметов этих групп.
Содержание предметов каждой из групп определялось музыкальным материалом, изучаемым на каждом из этапов обучения. Для певческого этапа ими явились "псалмодические мелодии", которые в условиях современного певческого образования мы определили как обиходные (осмогласный обиход). Для регентского предназначались "гимнические мелодии" - наиболее используемые авторские песнопения («авторский» обиход).
Для акцентирования внимания на духовных, а не на музыкально-исполнительских знаниях и умениях, древнерусская система певческого образования выработала соответствующие методы организации учебного материала, действующие через духовные толкования: 1) азбучный и 2) псаломский.
В ходе констатирующего эксперимента нами были определены основные составляющие профессиональной деятельности. Они позволили составить квалификационные характеристики выпускника певческого профиля на основе совмещения древнерусских и современных требований. Были разработаны три характеристики, соответствующие квалификациям "псаломщик", "певчий церковного хора", "регент церковного хора".
На основе данных, полученных в результате осуществления констатирующего эксперимента, нами создана программа подготовки специалиста церковно-певческого профиля; на основании статистической обработки результатов эксперимента работы выделены дидактические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональных качеств у выпускников современных Регентских школ.
Эффективность формирования профессиональных знаний, умений и навыков у студентов Регентских школ обеспечивались следующей совокупностью дидактических условий:
• духовное воспитание, которому помогает процесс специальной подготовки;
• формирование ценностного отношения к регентско-певческой специальности, ее результатам;
• организация личностно ориентированного обучения (методик, технологий), создание среды, в которой учитель будет выступать в качестве воспитателя-наставника, "духовника";
• ориентация процесса подготовки специалиста на практическую богослужебно-певческую деятельность;
• создание в Регентской школе исследовательской среды;
• развитие творческой активности каждого студента.
Предложенная программа формирования духовно-певческих умений и навыков у студентов отражает зависимость между условиями и уровнем сформированности профессиональных знаний, умений и навыков. В программе формирования профессиональных знаний и умений определена последовательность этапов церковно-певческой подготовки: певческий, регентский.
Нами были проанализированы рост уровня сформированности профессиональных знаний и умений у студентов Регентской школы в процессе постепенного внедрения соответствующих условий и программы подготовки, а также влияние последних на рост сознания и церковно-певческой активности у преподавателей. Мы сделали вывод о взаимном влиянии этих составляющих процесса подготовки друг на друга.
Анализ и интерпретация полученных статистических данных, анализ регентской и педагогической практики, качество успеваемости, посещаемости показал, что выделенные уровни сформированности профессиональных качеств возросли как по абсолютным, так и по относительным предельным совокупным значениям. Таким образом, динамика результатов исследования подтвердила выдвинутую гипотезу.
-130-заключение
Разработка проблемы подготовки специалистов церковно-певческого профиля, сочетающих в себе профессиональные, музыкально-певческие и духовные знания и умения в современных Регентских школах, вызвана потребностями духовного воспитания, "уплотнением" процесса специального обучения за счет требований, предъявляемых развитием современной музыкальной, педагогической науки, процессом выявления самобытных л национальных основ современного певческого образования.
В ходе работы нами были осуществлены поиск и разработка условий, способствующих духовно-певческой подготовке специалистов, что составило цель исследования. Была раскрыта сущность подготовки специалистов церковно-певческого профиля в средних специальных учебных заведениях; проведен анализ основных структурных элементов процесса подготовки специалистов; проведена корректировка содержания процесса подготовки frr* специалистов; экспериментально обоснованы педагогические условия, необходимые для квалифицированной подготовки специалистов, обладающих духовно-певческими знаниями, умениями и навыками.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: 1. Была уточнена сущность проблемы подготовки специалистов духовно-певческого профиля. Определено, что пение - это есть внутреннее состояние /К: хвалы, обращенной к Богу, для возникновения которого необходима внутренняя напряженная работа - духовное делание. Слышимое пение является следствием внутреннего духовного состояния, совершенствующим последнее. Для возникновения первого необходимо специальное обучение. Таким образом, процесс специального церковно-певческого образования включает две составляющие: духовное и музыкально-исполнительское обучение-воспитание. Анализ древнерусского церковно-певческого образования показал, что в 4 его основе лежала певческая концепция (ПКДР), которая направляла и способствовала достижению цели церковно-певческой подготовки. Это совершалось при следующих условиях: подчинения всего процесса специального обучения богослужебному канону; связи процесса певческого обучения с остальными храмовыми искусствами, "объединения" духовно работающих личностей.
2. Основной идеей ПКДР является достижение молитвенного состояния отдельной личности для помощи в этом другим, осуществляемой певческим способом во время богослужения. Цель специального образования — воспитание духовно-нравственной личности в процессе профессиональной религиозной подготовки. Достигалось это направленностью данного процесса на духовное воспитание, что влияло на формирование системы непрерывного специального церковно-певческого образования, выработку основных структурных элементов процесса подготовки специалиста певческого профиля, содержания обучения, на поиск методов обучения, певческих методов организации учебного материала.
Система непрерывной певческой подготовки Древней Руси состояла из трех этапов обучения: начального — школы грамотности, среднего специального - школы-хоры, высшего - школы распевщиков. Определено, что именно школы-хоры готовили регентов-учителей церковных хоров, вследствие чего сделан вывод, что современные Регентские школы по своему статусу соответствуют средним специальным церковно-певческим учебным заведениям.
Среди основных структурных элементов процесса подготовки специалиста среднего специального звена можно выделить этапное обучение (певческий и регентский этапы).
При более детальном рассмотрении этапов средней специальной церковно-певческой подготовки было выяснено, что на певческом этапе готовятся специалисты, умеющие при помощи певческого исполнения помочь прихожанам в молитвенном делании за богослужением; регентский этап помогает воспитать специалистов, умеющих помочь певцу (псаломщику, чтецу) в певческом исполнении молитвы. Рассматриваемые этапы выступают не только этапами церковно-певческой подготовки, а, прежде всего, этапами духовного восхождения. Таким образом певческий этап является базисным, а регентский — необходимым продолжением в деле духовной и музыкально-исполнительской работы.
Каждый этап включал две обязательные группы специальных дисциплин ("основных" и "наполняющих"). Как сами этапы специальной подготовки, так и каждая группа предметов этих этапов изучаются на определенном музыкальном материале: для певческого этапа им являлся обиход церковного пения (гласовый обиход), для регентского этапа - наиболее используемые авторские песнопения («авторский» обиход).
3. Были определены блоки учебных дисциплин, составляющие процесс обучения в современной Регентской школе ортодоксальной направленности: 1) церковно-певческие; 2) общеспециальные; 3) психолого-педагогические; 4) общеразвивающие. Каждая учебная дисциплина названных блоков ориентировалась на духовную, практическую регентскую, церковно-исполнительскую, педагогическую подготовку. Для того, чтобы достичь цели специальной подготовки, необходима тесная межпредметная взаимосвязь всех дисциплин на основе профильного предмета - "Обихода церковного пения". В этой связи была проведена корректировка всех учебных рабочих программ с учетом основных тем, включенных в изучение этой дисциплины и использование в качестве основного учебного материала обиходных песнопений.
Духовному воспитанию и формированию церковно-певческого мышления способствуют специальные певческие методы организации учебного материала. Нами названы азбучный (действует через духовные толкования и аналогии) и псаломский (действует через систему осмогласия (обиходное пение)) методы.
4. На основе анализа профессиональной духовно-певческой деятельности нами были сформулированы квалификационные характеристики специалистов церковно-певческого профиля среднего специального звена: псаломщика, певчего церковного богослужебного хора, регента церковного богослужебного хора. Они включают требования: духовного (навык внутренней работы) и специального (музыкально-исполнительские, психолого-педагогические) плана. Отличительной особенностью каждой квалификационной характеристики является ориентация на конкретную церковно-певческую функцию при знании других. У псаломщика ею будет являться чтение молитвословий, у певца — пение молитвословий, у регента — помощь в чтении и пении молитвословий.
5. Были определены и экспериментально обоснованы педагогические условия необходимые для применения ПКДР в педагогической практике Регентских школ ортодоксальной направленности. Среди них мы выделили:
• наличие цели и задач специального образования;
• на основе ПКДР разработка квалификационных характеристик специалистов церковно-певческого профиля;
• осуществление процесса специального обучения квалифицированными педагогами духовно-певческой ориентации;
• поэтапное церковно-певческое образование;
• корректировка учебных курсов на основе единого системообразующего профильного предмета;
• организация обучения специфическими церковно-певческими способами, среди которых выделяется коллективный хоровой способ обучения;
• применение личностно-ориентированного подхода в специальном церковно-певческом образовании;
• использование специальной церковно-певческой учебной литературы, наглядных средств обучения, ТСО.
Особо следует сказать, что процесс подготовки специалистов певческого профиля будет наиболее эффективным при условии, если учитель будет совмещать в себе два начала — духовное и профессиональное. Экспериментальная работа показала влияние личностных духовных качеств и церковно-певческой направленности преподавателя на рост духовных, нравственных и этических качеств воспитанников Регентской школы, что, в свою очередь, способствует формированию интереса к профессии, позволяет сконцентрироваться на ее богослужебно-певческих особенностях. Необходимым фактором рассматриваемого условия является обязательное владение преподавателем церковно-певческими знаниями и умениями (навык духовной работы, знание и владение спецификой богослужебного пения, богослужебно-певческим репертуаром и т. д.).
Процесс специального церковно-певческого образования должен ограничиваться и направляться богослужением. В связи с этим были определены составляющие процесса специальной подготовки: использование соответствующих учебных (богослужебные книги, учебники, строящиеся по аналогии с богослужебными) и наглядных (иконы, певческие знаки и т. д.) пособий, ориентация на богослужебную певческую и регентскую практику (например, введение предмета "Методики работы с богослужебно-певческим коллективом", ориентация материала учебных дисциплин на решение практических богослужебно-певческих задач), ограничение богослужебным каноном (исполнение молитвословий, использование терминов).
Выполненное исследование не раскрывает все аспекты такой сложной проблемы, как подготовка специалистов церковно-певческого профиля для Русской Православной Церкви. Результаты нашего исследования представляют открытое для дальнейшего дополнения и развития научное знание.
В теоретическом плане перспективны исследования, посвященные разработке, углублению, реализации авторских концепций и программ подготовки специалистов церковно-певческого профиля учебных заведений разного уровня.
В прикладном аспекте требуют своего решения задачи по технологии "совмещения" духовных и музыкально-исполнительских предметов в процессе специального обучения, методикам обучения специальным дисциплинам (вокалу, регентованию, сольфеджио и т. д.).
В связи с этим интерес для педагогической теории и практики могут представить приведенные нами результаты исследования при условии их модификации и авторской адаптации к учебному процессу в других церковно-певческих учебных заведениях ортодоксальной направленности. Ж L
У/
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Минченко, Виктория Владимировна, Липецк
1. Абдуллин Э. Теоретические и методологические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1982. — 202 с.
2. Аверенцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., CODA, 1997.-323 с.
3. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. Липецк, 1996. - 376 с.
4. Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Православный катихизис. М.: Издание Московской Патриархии, 1990. - 128 с.
5. Алипий (Гаманович), иеромонах. Грамматика церковно-славянского языка. М., "Художественная литература", 1991. - 271 с.
6. Аллеманов Д.В., священник. Курс истории русского церковного пения. Пение в церкви Вселенской. - М.: Юргенсон, 1911. - 173 с.
7. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX начала XX веков): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.
8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII веков / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. — М.: Педагогика, 1985. 363 с.
9. Афанасий Великий, святой. Творения: В 4-х т. М., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. - т. 4. - 479 с.
10. Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школ и просвещения в Древней Руси (X 1 -я половина XVIII века): Автореф. дис. доктора пед. наук. — Киев, 1985.-25 с.
11. Батуринская Т.Н. О музыкально-педагогической деятельности С.В.Смоленского // Из истории музыкального воспитания / Сост. О.А.Апраксина. М., "Просвещение", 1990. - С.34-40.
12. Безрук Г. Певческая школа в Старых Садах // На клиросе. М., 1998. -№2. - С.10-11.- 13713. Бердяев Н. Спасение и творчество // Путь. Орган русской мысли. М., "Информ-Прогресс", 1992. - С.161-175.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. —245 с.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Б.м., 1991.- 1372 с.
15. Богатенко Я. Беседы о церковном пении // О церковном пении. Сб. мат. М., "Лодья", 2001. - С. 119-135.
16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. — М., 1997. №4. - С. 11 -17.
17. Боуэн М.В. Духовность и личностно центрированный подход // Вопросы психологии. М., 1992. - №3. - С.24-33.
18. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки (по рукописным материалам XV-XVII веков). Л.: Музыка, 1972. - 412 с.
19. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование / Общая редакция Н.Серегиной и А.Крюкова. Л.: Музыка, 1984. - 304 е., ил., нот.
20. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. - 154 с.
21. Булгаков С., протоиерей. Благодатные заветы преподобного Сергия Русскому богословствованию // Путь. Орган русской мысли. - М., "Информ-Прогресс", 1992. - С.541-552.
22. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — М., "Искусство", 1993. 255 с.
23. Варлаам (Ряшенцев), архиепископ. Часы перед Литургией // Духовный собеседник. Самара, 1999. - №3(19)-4(20). - С. 134-138.
24. Василий Великий, святой. Творения. М., 1993. - 3-я часть. - 324 с.- 13827. Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Дис. канд. пед наук. Мурманск, 2000. -151 с.
25. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. Маленькая энциклопедия. М., "Детская литература", 1986. - 187 с.
26. Ващенко М. Преподавание церковно-певческих дисциплин // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ русской Православной Церкви. — Сергиев-Посад, 1994.- С.32-35.
27. Введение в философию: В 2-х ч. / Под ред. И. Фролова. М.: Политиздат, 1990. - 4.1. — 367 с.
28. Вейт М.А. О необходимости создания системы непрерывного профессионального образования // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. - Вып. 9. - С.3-8.
29. Владышевская Т. Азбучные знаки знаменной нотации и их семиографические истоки // Музыкальная культура средневековья. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. — М., 1990.- Вып.1. С. 17-25.
30. Вознесенский И.И, священник. О пении в Православных Церквях Греческого Востока с древнейших до наших времен. Кострома, 1895. — 179 с.
31. Вознесенский И.И., протоиерей. О церковном пении Православной Греко-Русской Церкви. - 2-е изд. - Рига, 1890. - 219 с.
32. Володина Е.Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 171 с.
33. Воробкевич Э. Церковная Псалтырь или Песнослов. Книга благополезная к изучению церковного пения по православному обряду для клириков и мирян. Львов, 1898. - 122 с.
34. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1991.-480 с.-13938. Выготский JI.C. Психология искусства. Мн.: "Современное Слово", 1998.-480 с.
35. Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении. Сб. ст. / Сост. Лада О.В. -М., "Лодья", 2001. С.146-155.
36. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2-х т. Jordanville, New-York, 1978.
37. Голицин Н.С., князь. Современный вопрос о преобразовании церковного пения в России // Странник. 1884. - №3. - С.555-568.
38. Голубинский Е. Вопрос о заимствовании до монгольскими русскими от греков так называемой схедографии. СПб., 1904. — 11 с.
39. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. -СПб., Сатис, 1995.-371 с.
40. Григорий Богослов, святой. Творения: В 2-х т. - М., 1994. — Т.2. —596 с.
41. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., Мирос, 1992.-255 с.
42. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — СПб., Диамант, 1996.
43. Деликостопулос А. Вера православная. Православная догматика для современного человека. — Кипр Левкосия, 1993. - 181 с.
44. Демков М.И. История русской педагогики. 3-е изд. - М., 1913. - 302 с.
45. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студ. педвузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
46. Добротолюбие: В 9 т. М., Троице-Сергиева Лавра, 1992. — т. 5. -488 с.
47. Домострой. Ярославль, 1991. - 139 с.
48. Дорофей, авва. Поучения, послания, вопросы, ответы. М., "Актис", 1991.-306 с.-14053. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. — Владимир, 1999. — 145 с.
49. Евфимий Зигабен, святой. Толкование на Евангелие. — СПб., 2000. —643 с.
50. Ектения / Сост. Ю.Евдокимова, А.Конотоп, Н.Кореньков. — М., "Композитор", 1996. 96 с. с нот.
51. Зверева С.Г. "Духовная консерватория" (Об опыте создания высшего церковно-певческого училища) // Московская Регентско-Певческая Семинария. Сб. мат. М., "Святитель Киприан", 2000. - С.35-61.
52. Зверева С.Г. Материалы к биографии и творческой деятельности И.Лукошко // Труды отдела древнерусской литературы. М., 1983. - Т.37. -С.334-340.
53. Зверева С.Г. Русские хоры и мастера пения конца XV — середины XVII в. (К проблеме организации певческого дела в средневековой России): Дис. канд. иск. М., 1988. - 270 с.
54. Зеньковский В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновкий Богословский институт, 1996. - 155 с.
55. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. - 223 с.
56. Зиновьев В. Практическое руководство для начинающего учителя-регента. 2-е изд. - М.: Юргенсон, 1909. - 121 с.
57. Зиновьев В., священник. История церковного пения. — Ярославль, 2001.-36 с.
58. Златоструй. Древняя Русь X-XII веков. М.: "Молодая гвардия", 1990. -303 с.
59. Иаков (Кострачук), иеромонах. Святейший Синод в деле восстановления и утверждения духовно-певческой системы: Курс составленный на соискание ученой степени канд. богосл. СПб., 1992. — 167 с.
60. Игнатия (Петровская), монахиня. Опыт литургического богословия в трудах русских песнописцев // Альфа и омега. — М., 1997. — №2 (13). — С.280-316.
61. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. - 348 с.
62. Иоанн Дамаскин, святой. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.- 198 с.
63. Иоанн Златоуст, святой. — Полное собрание сочинений: В 12-ти т. -М., 1995.-Т.5., кн.1. 414 с.
64. Иоанн Лествичник, святой. Лествица. М., 1990. - 273 с.
65. История образования и педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией академика РАО А.И.Пискунова — 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2001,-512 с.
66. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Составитель д.п.н. член-корреспондент РАО С.Ф. Егоров. 2-е издание, стереотипное. - М.: "ACADEMIA", 2000. - 400 с.
67. История русской музыки. С древнейших времен до середины XIX века. Учебное пособие. / Сост. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. / Под общ. ред. А.Ю.Кандинского. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1990. - 431 е., нот. ил.
68. Казин А. Последнее царство. Русская православная цивилизация. -СПб., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. -140 с.
69. Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. М., 1915.52 с.
70. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.540 с.- 14276. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2000. 26 с.
71. Кастальский JI. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. — М.: Юргенсон, 1909. — 33 е., нот прил.
72. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М., Советский композитор, 1978. — 511 с.
73. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. — М., Наука, 1965.-214 с.
74. Кикнадзе J1.B. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI-XVIII веков. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
75. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. М., Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. — 151 с.
76. Клирос//Радонеж.- 1998.-№9 (74).-С.13.
77. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. — СПб., "Акцидент", 1997. — 158 с.
78. Ковин Н. Управление церковным хором. М., 2000. - 66 с.
79. Комаров В.Ф. Средства к улучшению церковного пения. М., 1890.65 с.
80. Кому подпевает хор? // На клиросе. — М., 1998. №2. - С.5.
81. Конотоп А.В. К вопросу возрождения традиции церковного пения средневековой Руси // VII Международные Рождественские образовательные чтения. Сб. докладов секции. М.,1999. - С. 161-166.
82. Концепция Московской Регентско-Певческой Семинарии // Московская Регентско-Певческая Семинария. Сб. мат. М., "Святитель Киприан", 2000. - С.61-64.
83. Конюхов Д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.- 118 с.- 14390. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. — РГПУ, 1994.-294 с.
84. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гумманистической педагогики. Ростов, 1997. -315 с.
85. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы и методические рекомендации. Учебное пособие: В 2-х кн. М., Владос, 2001. - 2-я кн. - 160 с.
86. Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000. - 230 с.
87. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. М., "Маритс", 1994.- 158 с.
88. Кульневич С.В. Педагогика личности: Стратегия и тактика личностного воспитания. 3-е издание, исправленное и дополненное. — Воронеж, 1997.- 183 с.
89. Кульневич С.В. Педагогика личности: Учебное пособие. Ростов-н-Д., 1995. - 1-я часть. - 167 с.
90. Кутузов Б. Благотворное воздействие одноголосного пения // НГ-рлигии. 2000. - №9. - С.7.
91. Кутузов Б. О возрождении знаменного пения в церковном богослужении // Журнал Московской Патриархии. 1999. - №11. — С.74-80.
92. Кутузов Б. Экфонетика в богослужебном пении. О тысячелетней традиции богослужебного распевного чтения // Журнал Московской патриархии. 1999. - №7. - С.73-80.
93. Кутузов Б.П. Знаменный распев — поющее богословие / Сборник статей. М., 2000. - 268 с.
94. Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности // Византийский временник. Л., 1930. - т.1.- С.44-58.
95. Лисицын М., священник. О новом направлении в русской церковной музыке.-М., 1909.-33 с.- 144103. Лисицын М., священник. Обзор духовно-музыкальной литературы. — 2-е изд. СПб., 1902. - 315 с.
96. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 653 с.
97. Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2-х кн. М.: "Ключ",1990.
98. Лотоцкий А. Духовное образование в России // Странник. 1904. — №8.-С. 150-169.
99. Лукианов В., свящ. Духовная качественность общественной молитвы // О церковном пении. Сб. мат. М., "Лодья", 2001. - С.85-91.
100. М.А. Древнеславянские азбучные молитвы // Журнал Московской Патриархии 1986. - № 1. - С.79-73.
101. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: В 12т.-М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. — Книга 2. 703 с.
102. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: В 12 т.— М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — Книга 4, часть 2. 439 с.
103. Марков В., священник. О народном образовании в Древней Руси // Странник. 1885. - №5. - С.49-65.
104. Мартынов В.И. Об истоках русского церковного пения // Журнал Московской Патриархии 1986. - №10. - С.70-74.
105. Мартынов В.И. История богослужебного пения. Учебное пособие. — М.: РИО Федеральных архивов, 1994. 240 с.
106. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс, 2000. - 224 с.
107. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе. М.:Филология, 1997. — 208 с.
108. Матфеев Н.В. Хоровое пение. Учебное пособие по "Хороведению". -М., 1998.-287 с.-145117. Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки. — М., 2002. -64 с.
109. Медушевский В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки. М., Просвещение, 1993. — С.21-24.
110. Металлов В.М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский. М., 1912.-341 с.
111. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 150 с.
112. Металлов В.М., протоиерей. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. М., 1911. - 149 с.
113. Металлов В.М. Церковное пение как предмет преподавания в народной школе: замечания по дидактике и методике церковного пения. — 3-е издание. М.: Типография Лисснера Г., Гешеля А., 1903. - 64 с.
114. Мошин В., протоиерей. — Новгородские листки // Богословские труды. М., 1989. - №26. - С.234-240.
115. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков / Сост. текстов, переводы, общая вступительная статья А.И.Рогова. М.: Музыка, 1973. — 360 с.
116. Музыкальная эстетика Западно-Европейского средневековья и Возрождения / Под ред. В.П.Шестаковой. М., Музыка, 1966. - 276 с.
117. Мясоедов А.Н. Созвучие, дарованное со звуком // Радонеж. 1997. -№19. -С.10.
118. Нефедов Г., протоиерей. Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение // Московская Регентско-Певческая Семинария. Сб. мат. М., "Святитель Киприан", 2000. - С.23-29.
119. Никодим (Милаш), епископ. Толкование 75-го правила Вселенского Собора // О церковном пении. Сб. мат. / Сост. О.В.Лада. М., "Лодья", 2001. -С.82-84.
120. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., Научная книга, 1995. - 300 с.- 146130. Николаев Б., протоиерей. Толковая грамматика знаменного пения. — Псков, 1995.-94 с.
121. Николаева Е.В. Особенности становления музыкального образования в древней Руси с XI до середины XVII столетия: Исследование. М., 1998. -126 с. с прил.
122. Никольская-Береговская К.Ф. Прошлое нужно сегодня // Советская музыка. 1968. - № 10. - С Л 2-16.
123. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков: Методическое пособие. М.: "Языки русской культуры", 1998. - 186 с.
124. Никольский А. Голос и слух хорового певца. — М., 1998. 77 с.
125. Никон (Смирнов), игумен. О церковности богослужебного пения // Духовный собеседник. Самара, 1995. - №5. - С.54-61.
126. Нил Сорский, преподобный. Устав о скитской жизни. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. — 80 с.
127. Новый Завет. Bruxelles, 1989. - 789 с.
128. Об училищах девиц духовного звания. СПб., 1866. - 162 с.
129. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 0к.57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 816 с.
130. Ольга (Володина), монахиня. Музыкальная культура Византии. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.: Сретенский монастырь, "Новая книга", 1998. - 128 с.
131. Парфентьев Н.П. Выдающийся деятель музыкальной письменной культуры VII века Александр Мезенец (Сремоухов) // Музыкальная культура средневековья. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. М., 1990. — Вып. 1. — С.49-54.
132. Певческие Азбуки древней Руси / Публикация, перевод, предисловие и комментарии Д. Шабалина. — Кемерово, Кузбассвуиздат, 1991. 277 с.
133. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие // Автор-составитель Крулехт М.В. СПб.: Акцидент, 1998. - 48 с.
134. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия: В 2-х кн. СПб., "Сатис", 1995. - 2-я кн. - 422 с.
135. Петелин А.С. Музыкальное образование: от истоков до современности. Учебное пособие. — Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 1997. — 246 с.
136. Петелин А.С. Основы музыкальной педагогики // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Научно-методический сб. -Воронеж, 1998. №2. - С.3-10.
137. Петелин А.С. Управление процессом подготовки специалиста в колледже профессионально-музыкального образования: Дис. канд. пед. наук. -Липецк 1998.- 179 с.
138. Печенкин Г.Б. Проблемы обучения детей церковному пению // VII Международные Рождественские образовательные чтения. Сб. докладов секции.-М., 1999.-С. 167-176.
139. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
140. Питирим, архиепископ. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе // Журнал Московской патриархии. 1986. - №5-№6.
141. Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.
142. Поведение древних христиан во дни воскресные и праздничные. -Ростов-на-Дону, 1997. — 77 с.
143. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
144. Позов А. Логос-медитация древней церкви. — Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.-184 с.
145. Попов В., протоиерей. Православие и свобода. - М., "Народная польза", 1998.- 112 с.
146. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т. Н.Матулис. М.: РОУ, 1996. - 416 с.
147. Постановления Апостольские. Казань, 1864. - 332 с.
148. Прилежаев Е. Школьное дело в России до Петра Великого и в начале XV111 века // Странник. 1881. - № 1. - С. 1 -25.
149. Программы Синодального училища, 1897г., 1910 г. // Московская Регентско-Певческая Семинария. Сб. мат. М., "Святитель Киприан", 2000. — С. 189-244.
150. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 544 с.
151. Разумовский Д В., протоиерей. — Богослужебное пение Православной Греко-Российской Церкви: В 2-х частях. Теория и практика церковного пения. М., 1886. — 2-я ч. — 172 с.
152. Родников В. Два темных места в нашей педагогической литературе // Труды Киевской Духовной Академии. 1913. - №6. - С.231-295.
153. Ромащук И. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования // Московская Регентско-Певческая Семинария. Сб. мат. М., "Святитель Киприан", 2000. - С. 16-22.
154. Савва, схиигумен. В дополнение к общему молитвослову. М., "Лествица", 1997.-175 с.
155. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: "Мастерство", 2001. — 271с.
156. Серафим (Роуз), иеромонах. Православное воспитание и окружающий мир // Опыт православной педагогики. М., 1993. - С.203-205.
157. Серегина Н. Стихиры Меркурию Смоленскому о Батыевом нашествии // Журнал Московской патриархии. 1990. — №1. — С.66-69.
158. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград, 1994. 311 с.
159. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. — 1994., №5. — С. 16-21.
160. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. — М.: Школа-пресс, 1997. 423 с.
161. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: «Магистр», 1997. — 223 с.
162. Словарь иностранных слов. — 7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1980.-624 с.
163. Смирнов Дмитрий, протоиерей. Образование как задача воспитания // Материалы VI Международных Рождественских образовательных чтений. Актуальные проблемы Российского образования. М., 1998. - С.3-10.
164. Смирнов П., протоиерей. История Христианской Православной Церкви., М., "Православная беседа", 1994. - 199 с.
165. Смирнова О.В. Педагогические проблемы молодых школ // Просветитель. М., 1994. - №1. - С.93-96.
166. Смоленский С.В. Курс хорового церковного пения. 2-е изд. -Казань, 1887.- 145 с.- 150181. Стоглав. СПб., 1997. - 120 с.
167. Сурова JI.B., Методика православной педагогики: Педагогика. Школа. Человек. Ч. 1. - Клин, 2000. - 63 с.
168. Тальберг Н. История русской Церкви: В 2-х т.— М., Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. — Т.1. 528 с.
169. Тимофеева В.Г. История русской мысли и русская литература. — Воронеж, 1995.-280 с.
170. Толстокулакова А. Православный образ жизни, как стержень любого православного учебного процесса, на примере жизни учащихся регентских классов // Сб. трудов преподавателей Новокузнецкого Православного Духовного училища. Новокузнецк, 1996. - С. 104-112.
171. Трисвятое / Сост. Ю.Евдокимова, А.Конотоп, Н.Кореньков. — М., "Православное пение", 1997. 79 с. с нот.
172. Трубачев С. Музыкальный мир П.А.Флоренского // Советская музыка. 1988.-№9.-С.99-103.
173. Трубачев С. Песнопения панихиды в русской музыке // Журнал Московской Патриархии. 1985. - №12. — С.64-77.
174. Успенский JI.A. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. - 564 с.
175. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка,. 1965.-234 с.
176. Успенский Н. Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. Б.м., б.г. - 31 с.
177. Учебная программа по церковному пению для православных гимназий / Странник. 1997. -№2. - С.121-143.
178. Учитель тот, кого Господь призвал // Воскресная школа. — 2000. — №4 (124). С.13.
179. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. — изд. 3-е, стереотип. СПб., "Азбука", "Терра", 1996.
180. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., Московский рабочий, 1990. -271 с.
181. Феоктист, епископ Курский. Книга коротких правил нотного ирмологийного пения. Б.м., 1884. — 36 с.
182. Филарет (Гумелевский), архиепископ. Исторический обзор песнописцев и песнопений греческой церкви. - М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.-381 с.
183. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Составление, общая редакция и предисловие Н.Г. Гаврюшина. — М.: "Прогресс", "Культура", 1993. 399 с.
184. Философия. Справочник студента / Под ред. Г.Г. Кириленко. — М., "Слово", 1999.-672 с.
185. Флоренский П., священник. Иконостас // Богословские труды. — М., 1956.-т. 9. С.82-148.
186. Фортунато М., протоиерей. Осмысленное пение стихир // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви. Сергиев-Посад, 1994. - С.20-23.
187. Хоменков А. Истоки гармонии // Православная беседа. 1999. - №4. -С.12-17.
188. Христофор, инок. Ключ знаменный // Памятники музыкального искусства / Под ред. Ю. Келдыша, перевод М. Бражникова и Г. Никишова. — М.: Музыка, 1983.-325 с.
189. Церковно-певческая терминология // О церковном пении. Сб. ст. / Сост. О.В.Лада. М., "Лодья", 2001. - С. 106-118.
190. Часослов. М., Московская Патриархия, 1991. — 352 с.
191. Шабалин Д. Заметки о древнерусской монодии // Советская музыка. 1991.-№5, 6.
192. Шестун Е. Введение в православную педагогику // Духовный собеседник. Самара, 1995. - №5. - С.48-53.
193. Шестун Е., священник. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. — Самара, 1998. — 575 с.
194. Шеффер Н. Церковные песнопения и русская икона // Альфа и омега. -М., 1997. №2 (13).-С.317-323.
195. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.; Ставрополь, 1991. - 275 с.
196. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1991. - №9 - С.80-84.
197. Шиянов Е.Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н-Д., 1995. — 198 с.
198. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
199. Янгичер В., священник. Преподавание церковно-музыкальных предметов // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения Духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви. — Сергиев-Посад, 1994. С.27-29.
200. Яннарас X. Вера церкви. Введение в православное богословие. М., Центр по изучению религий, 1992. — 231 с.