автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского
- Автор научной работы
- Батуринская, Татьяна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского"
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.17
На правах рукописи
БАТУРИНСКАЯ Татьяна Николаевна
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-МУЗЫКАНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С. В. СМОЛЕНСКОГО
Специальность 13.00.02 — методика преподавания музыки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1991
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор |0. А. АПРАКСИНА|
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, доцент МУЦМАХЕР В. И. кандидат педагогических наук МЕДВЕДЕВА М. В.
Ведущее учреждение — Одесский государственный педагогический институт нм. К. Д. Унпшского.
Защита состоится <<,..°Ш....ъРШа$<.0А..АШ I г. в 16 часов на заседая ии Специализированного Совета К 053.01.17 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: г. Москаа, Новоспасский пер., Д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Ленина. Адрес университета: 119882, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан г.
Ученый секретарь Специализированного Совета г4г(Ъ ЯКУБОВСКАЯ Т. Л.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМУ ИССЛ¿ПОВЛИЯЛ
Актуальность темы. Прогресс общества невозможен без всестороннего развития и духовного расцвета личности. Поэтому перед народным образованием стоит сложная проблема - поиск путей преобразования духовных и созидательных сил человека.
В связи с этим, в значительной мере возрастают требования к качеству подготовки педагогических кадров, в том числе и учителей-музыкантов. Для совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки, наряду с экспериментальными исследованиями, обобщением практического опыта, необходимо изучение истории музыкально-педагогической мысли.
Исторический подход к педагогическим исследованиям позволяет раскрыть их закономерности,- использовать полученные в результате анализа выводы в настоящем и будущем. В работах советских ученых-музыкантов, посвященных историческим исследованиям в области музыкального воспитания и методики преподавания музыки (0.А.Апраксиной, В.И.Адищева, В.А.Васильева, З.С.Елисеевой, С.Н.Морозовой, К.Ф.Никодьской-Береговской, Т.Л.Якубовской) освещены подходы к подготовке учителей-музыкантов в разные исторические периоды, предложены проверенные временем пути ее совершенствования. Тем не менее, современная практика подготовки учителей-музыкантов в педагогических вузах страны отражает недостаточный уровень использования опыта простого в современном педагогическом процессе, что нарушает преемственность традиций отечественной музыкальной педагогики. В этой связи, большой интерес представляет педагогическое наследие выдающегося русского музыкального деятеля С.В.Смоленского, впервые в истории отечественного музыкально-педагогического образования создавшего научно-обоснованную систему музыкального воспитания детей и подготовки учителей-музыкантов для народных икол. В своих открытиях он предвосхитил основные положения современной музыкальной педагогики.
В истории отечественной музыкальной культуры С,В.Смоленский известен как музыкант широкого масштаба: ученый-палеограф, один из основоположников русской музыкальной медиевистики-; теоретик, композитор и хоровой дирижер; музыкальный писатель к критик; организатор музыкального образования к просвещения. Педагогическая работа занимала одно из ведущих вест з его многогранной деятельности. Ей были свойственны'демократизм и целесообразность. Ее основное направление - воспитание всесторонне развитой личности средствами музыкального* искусства. Важная чер-
та - внедрение в учебный процесс народной музыки, принципы изучения которой обоснованы в работах педагога.
Педагогические наследие С.В.Смоленского почти не изучено, хотя многие идеи и практические достижения давно вошли в русскую и советскую педагогику. Причиной этого послужили его "революционные" преобразования в музыкальной науке и образовании, противоречившие политике царского правительства и реакционного духовенства. В советский же период он рассматривался как церковно-музыкальный деятель.
Анализ литературы, посвященной С.В.Смоленскому, показал некоторую односторонность в подходе исследователей к его наследию-в основном, их работы посвящены проблемам теории и истории древнерусской музыки. Педагогике и музыкальному просветительству С.В.Смоленского, в какой-то мере уделено внимание как дореволюционных (А.Преображенский, А.Никольский, Н.Компанейский, Н.Фин-дейзен, Ю.Энгель и др.), так и советских исследователей (Ю.Келдыш, Д.Локшин, Л.Корабельникова, А.Кванов-Ехвет), но, в целом, эти работы носят обзорный характер без глубокого исследования и научной систематизации.
Поэтому, изучение педагогического наследия С.В.Смоленского, предложенные им пути и приемы развития музыкальных способностей детей и, в связи с этим, практическая подготовка ¡аирокообразо-ванного и высокопрофессионального учителя-музыканта представляют больиой интерес и практическую ценность для современного развития музыкального воспитания и образования.
Теория и практика С.В.Смоленского в области музыкальной педагогики имеет большое значение для создания.современной концепции музыкального воспитания детей и подготовки музыкально-педагогических кадров. В этом и состоит актуальность избранной темы.
Предметом настоящего исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность С.В.Смоленского в области музыкального воспитания и образования.
Цель исследования - проанализировать и обобщить основные педагогические идеи, направления, приемы и методы его работы с детьми и будущими учитзлями-музыкантами для решения важных вопросов музыкального воспитания в школе и музыкально-педагогического образования.
Задачи исследования: - собрать и систематизировать материалы по избранной те;:е. Выя-
вить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов С.В.Смоленского, определить основные этапы его музыкально-педагогической деятельности;
- выявить и систематизировать основные направления и приемы работы с учащимися по развитии их музыкальных способностей;
- воссоздать концепцию С.В.Смоленского по музыкальному воспитанию детей и юношества;
- реконструировать его музыкально-педагогическую систему подготовки учителей-музыкантов и показать развитие идей ученого в советской музыкальной педагогике.
Методологической основой исследования явились философские труди К.Маркса, Ф.Энгельса,"В.И.Ленина; документы по вопросам народного образования, науки, культуры и искусства. В навек исследовании мы опирались также на марксистско-ленинское учение о рассмотрении любой исторически значимой личности в связи с конкретными социально-историческими условиями своего времени. В процессе исследования применялись следующие методы: выявление и анализ публикаций и архивных материалов С.В.Смоленского; сбор, систематизация литературных источников и научных исследований, посвященных ему; анализ и обобщение фактов и явлений, характеризующих деятельность ученого-педагога; исторические интервью с учениками и коллегами; сравнительный анализ работы Смоленского в учебных заведениях в различные исторические периоды; метод реставрации.
Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников, куда входят опубликованные работы ученого; его архивные материалы по вопросам'музыкального воспитания и образования; архивы соратников и учебных заведений; публикации разных авторов, посвященные сферам деятельности Смоленского; личная и официальная переписка с деятелями музыкального образования и просвещения; материалы по проблемам национальной школы ; мемуаристика. Больная часть архивных документов в научный оборот вводится впервые.
Научная новизна исследования состоите зтог«-у%чт(Х".в нем : впервые в истории музыкальной педагакшьгвокрцтл лбойценыг* педагогические взгляды и практичзская^деятелыгость.-.С.В.Смолен-*.-ского, проанализированы методы му-зипальногог развития учащихся и концепция музыкального воспитания?шояодежи; реконструирована система подготовки учителей и^фяишк
- Ц -
Практическая ценность диссертации заключена в том, что результаты ее исследования и выводы могут быть использованы при совершеиствоваьии подготовки учителей-музыкантов в педагогических вузах, в организации музыкально-педагогического образования и в практической работе с детьми в школе, призванной содействовать их музыкальному развитию.
Результаты исследования апробировались: в докладах на Ленинских чтениях на музыкально-педагогическом факультете МПГУ им. В.И.Ленина (1987, 1989, 1990); в чтении лекций по хороведе-нию на дирижерско-хоровом отделении П-го Московского областного музыкального училища, дирижерско-хоровом факультете ГМПИ им. Гнесиных и методике музыкального воспитания в МЛГУ им. Б.И.Ленина (все - 1988 г.); в радиопередаче, посвященной творчеству С.В.Смоленского на Всесоюзном радио (1990 г.); в докладе на I Международной научно-практической конференции "Музыкальная культура православного мира" (1991 г.).
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем работы - 205 с.
Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта ее новизна и научно-практическая ценность, определены цель, задачи . и методы исследования, дана характеристика научной базы.
Первая глава - "С.В.Смоленский - выдающийся русский музыкальный ученый, педагог, просветитель".
В первом параграфе освещен процесс становления личности педагога-музыканта, рассмотрены этапы и основные направления его деятельности, истоки формирования его педагогических взглядов.
На первом этапе (1848-1889) определились главные направления деятельности Смоленского: музыкальная наука, педагогика, просветительство. Становление личности и педагогических взглядов происходило в три периода: первый (^О-бО-е годы XIX в.) протекал под влиянием семьи и ее окружения, представленного крупными учеными Казанского университета и Духовной академии (О.Ковальский, Н.Лльминский, Н.Булич, Г.Котельников, А.Бутлеров), что способствогало широте кругозора, универсальности интересов Смоленского. Учеба в немецкой школе и гимназии послужи-
ли стимулом к размышлениям о методах и характере воспитания де тей, об осмыслении ими учебного процесса, о создании собственных национальных педагогических кадров.
Второй период (60 - нач. 70~х годов XIX в.) определялся влиянием эпохи демократических преобразований в стране. Обучение в Казанском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах дополнялось интенсивной музыкальной.практикой - пением в хорах и руководство ими, игрой на скрипке, виолончели, рояле, органе, колоколах, выступлениями с хорами и оркестрами. В кругу интересов Смоленского - юриспруденция (служба в Казанском окружном суде под руководством А.Ф.Кони), научные исследования по языкознанию, истории и филологии; любительское музицирование. В.Н.Пасхалов (1841-1885), музакант-народник, познакомил Смоленского с идеями "Могучей кучки", что определило содержание ведущей тенденции з его музыкальной педа гогике - народности.
Занятия с .выдающимся русским музыкантом, скрипачом-виртуозом А.Ф.Львовым (1798-1870) способствовали становлению профес сиоиализма Смоленского, изучению обширной музыкальной литерату ри и стилен, увлечению палеографией.
Третий период (70-80-г годы XIX в.) - педагогическая рабо та Смоленского в Казанской учительской семинарии и Центральной крещено-татарской школе под руководством Н.И.Ильминского (1822-1891), главной целью которой было стремление помочь наро дам Поволжья осознать свою национальную значимость, содействовать подъему их культуры.
Педагогические идеи русских революционеров-демократов (Герцена, Белинского, Добролюбова, Писарева, Чернышевского), установка Н.Ильминского на нравственное совершенствование молодежи и развитие личности в процессе воспитания, отношение к народному творчестзу как величайшей ценности, идущее от педаго гики С.Рачинского (1833-1902) - "фундамент" педагогических взглядов Смоленского. Изучение им педагогики Л.Толстого и К.Ушинского помогло определить основную цель - воспитание общественно-полезной и всесторонне развитой личности средствами музыкального искусства.
Второй этап (1889-1901) - новаторский по своей сущности. Реформы Смоленского в Московском синодальном училище, подход к изучению русского церковного пения в Московской консервато-
- б -
рии и училище с позиций народного песнетворчества, общение с выдающимися русскими, музыкантами (Чайковским, Рахманиновым, Стасовым, Балакиревым, Римским-Корсаковым, Лядовым и др,) - помогали поиску новых путей развития музыкальной педагогики в России.
Творческий контакт с С.Танеевым, обмен идеями и практическими достижениями в педагогике и музыкальной фольклористике содействовали совершенствованию обучения музыкантов-исполнителей и педагогов двух учебных заведений. Под влиянием Танеева, Смоленский определил задачи музыкального развития учащихся Синодального училища: формирование их мышления в процессе овладения традиционной и современной музыкой; обострение ладо-гармонического, стилевого и тембрового чувств, развитие ощущения архитектоники музыкальных произведений. Расширение репертуара Синодального хора западно-европейской классикой повлияло на профессиональный рост учеников.
Ведущие тенденции музыкальной педагогики Смоленского - народность, демократизм, постоянное освобождение от церковного влияния - привели к конфликту с церковными властями и переводу ученого в Петербург.
Заключительный этап (1901-1909) - выделяется активностью научно-педагогической и общественной деятельности Смоленского. Курс на демократизаций Придворной певческой капеллы (19011903) был прерван, но внедрение туда педагогов-синодалов (А.иП.Чесноковы, П.Толстяков, К.Шведов, М.Климов, А.Преображенский) помогли сохранению преемственности музыкальных традиций в воспитании музыкантов уже в советский период.
В связи с обострением борьбы за национальную школу в 19051907 г., ученый-интернационалист выступил в защиту прав народов России на образование. Он приветствовал события 1905 г., пропагандировал идеи массового музыкального воспитания, требовал равноправия для кенщин в искусстве. Открыв в 1907 г. частное Регентс::ое училище, Смоленский обратился к проблеме духовности в музыкальном образовании. Древнерусская музыка была для него средством "очищения вкуса" молодежи, укрепления их духовных сил и нравственности.
Главным средством воспитания у молодею! любви к Родине, продолжения народно-музыкальных традиций педагог избрал народное творчество.
Второй параграф посвящен научно-исследовательскому и музы-
кальио-просветительскому направлениям деятельности Смоленского, связанным с его педагогикой. Первые же работы ученого (70-80-х годов XIX в.) выдвинули его в число крупных музыковедов-палеографов (3.Стасов, И.Вознесенский, Ю.Арнольд, Л.Кавелин, Д.Разумовский) и историков русской православной церкви (Н.Ильминский, Е.Голубинский). Смоленский - пропагандист идеи М.Глинки о близости древних церковных напевов к формам народного пения. Теоретическое наследие ученого посвящено проблемам взаимосвязей русской духовной музыки с различными национальными школами; расшифровке знаменной нотации, анализам музыкально-поэтических текстов ХУ-ХУП веков, исследованиям по акустике и колокольному звону, связанным с храмовым'пением и архитектурой. В нем отражен процесс формирования концепции народности в музыкознании, просветительстве и музыкальной педагогике Смоленского; подняты мировоззренческие проблемы, связанные с синтезом искусств (музыкой, литературой, архитектурой, народной хореографией!) з их взаимовлияниях и связях с жизнь», что оказало существенное влияние на деятельность его учеников и последователей. Научный авторитет и общность позиций с виднейшими исследователями народного музыкального творчества (В.Стасовым, Н,Римским-Корсако-вым, Е.Линевой, С.Танеевым) позволили Смоленскому возглавить на рубеже Х1Х-ХХ веков движение за научное изучение и применение основных принципов древнерусской музыки- в творчестве композиторов-современников, что привело к формированию нового, народного направления в русской церковной музыке; стимулировало интерес молодежи к исследованию древнерусской музыки и народной песни. Характер деятельности ведущих ученых Синодального училища (А.Преображенский, В.Металлов, А.Кастальский), созданный Смоленским цикл музыкально-исторических дисциплин, совместные исследования учащихся и профессоров - свидетельствуют о неразрывной связи теории и педагогической практики в системе Смоленского,
Музыкальное просветительство ученого охватило любительское хоровое и массовое храмовое пение, музыкальное воспитание и подготовку педагогов-музыкантов. Его основное направление -пропаганда русской хоровой.музыки ХУ-ХХ веков. Динемика развития - от начального музыкального просветительства в Поволжье-к созданию'концепции Исторических концертов русской духовной музыки, далее - к изучению и популяризации духовного фольклора
славянских народов (сербско-хорватского, болгарского, греческого) на основе материалов музыкально-этнографической экспедиции по Южной Европе, собранных Смоленским в 1906 г. Смоленский рекомендовал к исполнению в храмах сочинений Глинки, Бортнянского, Ломакина, Березовского, Чайковского, Кастальского, Чеснокова и др. в соответствии о принципами народности и высокохудожественное™ в духовной музыке. Для решения широкомасштабной задачи он предложил готовить аудиторию слушателей и исполнителей в школе и музыкально-педагогических учебных заведениях.
Выводы по главе первой обобщают основные черты личности Смоленского, его мировоззрения и педагогических взглядов. Глубокое проникновение в сущность музыкального искусства и понимание его роли в воспитании молодого поколения помогли ученому-практику направить подготовку учителей-музыкантов в русло народно-песенных традиций. На примере формирования личности Смоленского как педагога-музыканта, ни определили позиции, важные для развития современного учителя-музыканта: I) изучение традиций отечественной музыкальной педагогики; 2) необходимость общения с выдающимися музыкантами и деятелями культуры своего времени; 3) постоянное расширение общего и музыкального кругозора; Ч) приобщение молодых педагогов-музыкантов к музыкальному просветительству и музыкально-этнографической работе; 5) обращение к проблеме духовности для борьбы с потребительским мышлением молодежи; б) овладение различными музыкальными специальностями.
Глава вторая - "Музыкальное воспитание детей в теории и практике С.В.Смоленского".
Первый параграф освещает взгляды Смоленского.на обучение школьников хоровому пению, рассматривает его концепцию музыкального воспитания детей, имеьшую непосредственное отношение к подготовке учителей-музыкантов. Опираясь на традиции русского хорового искусства и опыт видающихся педагогов-вокалистов (Глинки, Бортнянского, Ломакина), Смоленский выдвинул идею педагогической направленности пения в процессе формирования музыкальных способностей детей. Для взглядов педагога на музыкальное развитие дегеЯ характерно сочетание традиционного и новаторского. Так, с позиций традиционного в вокально-хоровом обучении детей он выступал за усиление взаимосвязи рационального и эмоционального в процессе пения; продолжил разработки приемов разви-
тия слуховых навыков учеников'» проблемы взаимосвязи интереса и осознания певческого процесса с рождением эмоциональной отзывчивости детей на музыку (по - Б.Одоевскому).
Новаторство Смоленского мы видим в следующем. Воспитывая в детях готовность к деятельности, направленной на сохранение и продолжение прогрессивных традиций певческого искусства, он акцентировал социальное значение нузыкального воспитания, рассматривал хоровое пение как средство познания окружающего мира, предложил приемы развития интереса к пению; раскрыл зависимость развития ладо-тонального чувства от систематичности изучения музграмоты и специально подобранного репертуара; изучал и внедрял в школьную практику музыку народов Поволжья, причем на родных языках учащихся. Хоровое пение, по мнению Смоленского, -наиболее массовый и доступный вид музыкального воспитания детей, средство развития музыкальных способностей учащихся. Отсюда -его предложение комплексного развития данных способностей, новое для того времени. Главное яе условие - целесообразная организация преподавания хорового пения в школе.
Концепция музыкального воспитания детей и юношества Смоленского включала следующее: кирокое музыкальное просветительство; музыкальное воспитание в иколе и подготовку учителей музыки; создание дидактического певческого комплекса для обучения школьников и будущих учителей.
Соединив задачи сколы с интересами музыкального госпитания. Смоленский создал оригинальную систему музыкального'воспитания детей, отвечавшую двум основным направлениям его музыкальной педагогики - развитию музыкальных способностей учащихся и формированию у них национального музыкального мышления через изучение народно-песенного наследия. В содержании системы акцент смешен с религиозно-нравственного на нравственно-патриотическое и музы-кадьно-эстетическое путем внедрения в уроки (наряду с русской церковной музыкой) произведений русских классиков (Глинки, Чайковского, Кен, Лядова), песен и духовных напевов пародов Поволжья.
дидактича с кие принципы соответствовали общи-: позициям демократической русской педагогики: всеобкиость музыкального воспитания и обучения; связь музыкального воспитания и обучения с жизненной практикой; единство воспитания, обучения и развития музыкальных способностей; единство рационального эмоционального; прочность :: сознательность усвоения знании; учет возраст-
ных особенностей; научность в воспитации и обучении. Традиционные формы обучения наполнялись новым содержанием: уроки пения с музыкально-историческими беседами; открытые репетиции и концерты школьных хоров, разнообразная внеклассная хоровая работа. При непосредственном участии Смоленского была внедрена новая форма массового музыкального воспитания, считавшаяся им видом детского музыкального творчества - игра на элементарных детских инструментах.
Второй параграф раскрывает приемы и методы музыкального развития детей в процессе обучения их хоровому пению, которыми должны были овладеть будущие учителя-музыканты, воспитанники Казанской учительской семинарии.
Исходя из центральной установки в методике музыкального воспитания - развития музыкальных способностей в художественной деятельности - Смоленский выделил ее виды, требующие умственного напряжения: хоровое пение, изучение музграмоты, игру на музыкальных инструментах. Ведущий принцип развития музыкальных способностей - осознанное освоение музыкального наследия своего народа, способов применения знаний на практике. Для развития чувственной и логической сфер мышления учеников применялись специальные приемы: словесные рассказы о жанровой принадлежности и манере исполнения произведений; эмоциональное исполнение сочинений самим учителем и др. 1 Развитие музыкальных способностей имело определенную нап-: равленность: накопление музыкально-слуховых впечатлений; формирование' вокально-хоровых навыков; освоение музграмоты; "профессиональная ориентация". Практические приемы и методы были систематизированы "по основным компонентам обучения хоровому пению. Так, в развитии музыкального слуха применялись методы "вслушивания и подпевания", взятые из народно-певческой практики. Ладовое чувство развивалось при помощи репертуара, .составленного в последовательности: пентатоника,'диатоническая сфера, мажоро-минор. "Музыкально-стилевоеч обучение помогало выявляв,1' особые сгшшстические черты народных песен и духовных напевов, подчеркивая их при исполнении.- Наиболее ценные мето.-.ы - одновременное пение произведений гомофонно-гармонического и полифонического ■типов; вокальная импровизация на основе варьирования мелодий; хорошая, мелодекламация. :Б-развитии детско: о голоса Смоленский' применял глинкинский "концентрический11 способ обучения, исполь-
- II - '
зуя лирический репертуар для снятия напряжения голоса при пении. Формированию певческих навыков способствовали: личный вокальный показ учителя, пение по-слуху,' приемы "контрастного" пения, вокальные -упражнения; связанные с хоровым репертуаром, что было новым в вокалыю-хоровой педагогике. Определив цикличность, этапы и основные принципы внеклассной хоровой работы в иколе, Смоленский сделал ценные рекомендации для учителей музыки.
Музыкальная грамота служила средством активизации заинтересованности детей. Пение по записи использовалось для развития сенсорных реакций (слуховых и зрительных), прочных ассоциативных связей между зрительными и слуховыми образа™. Смоленский применил цифровую систему З.йеве в собственной редакции, учитывая ее доступность, простоту изложения и соответствие диатонизму русского осмогласия и пентатоничности музыки народов Поволжья.
"Лрофессионольнуи ориентацию" школьников Смоленский рассматривал как творческий этап развития их музыкальных способностей, проявляваийся в двух аспектах: педагогическом и исполнительском. "Педагогические пробы" (организация хорового кружка, , обучение пени» по записи своих односельчан и каникулы) выявляли наиболее способных к будущей .педагогической работе, стимулировали развитие личностных качеств будущих учителей. Музыкальное исполнительство (пение в хоре', игра в оркестре) совершенствовало профессиональные навыки юных музыкантов, увеличивая возможности будушх педагогов.
Выводы по второй главе обобщают результаты исследования теории и практики Смоленского в области музыкального воспитания детей. Концептуальные идеи Смоленского, положенные в основу его системы музыкального воспитания детей, не потеряли своей ценности и в наше время. Методика, разработанная педагогом, включала все виды музыкальной деятельности учащихся. Приемы и методы музыкального развития детей послужили основой его методики подготовки учителей-музыкантов. Многое нашло отражение в работах советских педагогоз: П.Чеснокова, Н.Данилина, Н.Козина, М.Климова, Й.Знгеля; 3.Бальчптиса, Л.Дмитриевой, В.Попова и др. Тем не менее, в наследии ученого остались неиспользованными: ' претворение идеи формирования нг.ционального музыкального мышления; вопросы воспитания ладового и стилевого чувства; подбор детского хорового репертуара; изучение н-родиой музыки в школе и внедрение приемов народно-песенного исполнительства;
подход к музграмоте как средству изучения музыкального формообразования; вопросы профессиональной ориентации школьников; практические приемы вокальной импровизации.
Глава третья - "Вопросы подготовки учителей музыки в педагогической деятельности С.В.Смоленского".
Первый параграф посвящен процессу становления методики подготовки учителей в Казанской учительской семинарии С1872-*1889). В начале 70-х годов XIX века ни одно учебное заведение России не ставило своей цалью - воспитание гармонически развитой личности будущих педагогов-музыкантов. В этой связи, постановка проблемы учителя музыки Смоленским имела прогрессивную направленность. Исходя из задач школы, Смоленский обосновал принципы подготовки учителей музыки .(В.Васильев)^ и разработал "профес-сиограмму" учителя музыки для народной школы. Она включала: владение знаниями по теории музыки и хороведению; владение голосом и техникой вокального показа; (Организацию окольного хора; аккомпанемент и подбор по слуху сопровождения; транспонирование произведений в удобные тональности ; владение несколькими музыкальными инструментами, методикой воспитания коллектива. Исполнительская практика и музыкально-этнографический поиск образцов народного песнетворчества - составная часть данной "профессиограммы";
Организованное под руководством Смоленского первое научно-методическое объединение по музыкальному воспитанию в России : (конец 70-х годов XIX века), осуществляло связь с выпускниками. ЕРо основные позиции: анализ отчетов о работе учителей школ и училищ; распространение единой -методики вокально-хорового обучения в крупных регионах страны; оказание ведущим учебным заведением методической помощи учителям и регентам. На базе Московского синодального училища-Смоленским был организован I Всероссийский научно-методический центр хорового пения и музыкального воспитания (1891 г.), ставший развитием первой "модели" методобъединения, Его функции: рецензирование репертуара церков-яых хоров и школьных учебников пения для повышения хоровой культуры; организация Регулярных летних регентско-учительских курсов для учителей; созыв Регентских съездов для'обсуждения важ-
I) В.Васильев. Дирижерско-хороъоа образование в России в конце XIX- начале XX века; /Дисс.канд. пед. наук/ Л., 1981, с.24.
них проблем хоровой культуры и музыкального воспитания; осуществление хорового надзора в стране.
Второй параграф содержит анализ реформ Смоленского в Московском синодальном училище за 1889-1901 гг. 3 трудах Смоленского обоснованы принципы, формы и методы подготовки учителей-музыкантов средней и высшей квалификации. Сущность музыкально-педагогической системы Смоленского - в целесообразности подготовки специалистов и организации процесса обучения на основе межпредмет-пых и впутрипредметних связей (по Н.Добролюбову). Сочетая традиционные и новые формы и методы обучения специалистов, педагог-новатор внедрял научные семинары по музыкальной палеографии, сводные репетиции коллективов разных учебных заведений (Синодального училища и Московской консерватории), совместные выступления учебных и профессиональных хоров (с Синодальным хором, Придворной капеллой).
Основные методы обучения (ассоциативный, аналитико-синте-зирующий, "концентрический", вариантного повторения) были дополнены новимн: "проблемным", сравнительного анализа, корреля- , ции, взаимообучения. Ь результате реформ 1889-1901 гг. и перестройки учебного процесса на основе его интенсификации, обучение хоровиков и учителей музыки достигло высокого качества.
Уногокомпанентный тип подготовки, разработанный пгдагогом-музыкантом и его коллегами, превращал воспитанников училища в "универсальных" специалистов-исполнителей, композиторов, педагогов, исследователей. Для стимулирования творческих способностей учащихся бмли введены оркестровое дирижирование, камерный ансамбль, практические занятия по палеографии и знаменной нотации. Большое значение в профессиональной подготовке учителей музыки придавалось изучению педагогики (особенно дидактики), психологии, а также - ряду частных методик (преподавания церковного и светского пения, постановке детского голоса, работ: с хорами разных типов).
Практические занятия имели два направления: исполнительское и педагогическое. содержание отвечало лее;; требованиям универсальной подготовки учащихся, характерны:: особенности -непрерывность и охват ьсех зьеаьев образования (начального, среднего, высшего). Систематизация практик::, организация и полученные Смоленским результаты доказали ее правомерность ь формпрорлнии профессиональных качесть будущих учитзлзЛ-музц-
кантов.
Связь с выпускниками выражалась в методической, научной и практической помощи, организации музыкального образования в разных краях России. В свою очередь, информация, поступавшая к ученому из различных учебных заведений страны, помогала корректировать практическую подготовку специалистов, что говорит о наличии обратной связи в его музыкально-педагогической системе.
Эффективность подготовки специалистов зависила от соответствия специальной и общей подготовки учащихся избранной специальности; целенаправленности учебных планов на приобретение фундаментальных знаний по специальности; учета специфики специальности; систематичности проверки знаний; реализации межпредметных и внутрипредметных связей в циклах специальных дисциплин; многопрофильное™ практики; творческих контактов с выдающимися музыкантами и профессиональными коллективами; целенаправленной методической помощи выпускникам. Ток, благодаря реформам Смолен-• ского в Синодальном училище, молодые регенты и учителя-музыканты смогли получить (с 1898 г.) высшее музыкально-педагогическое образование.
Третий параграф завершает анализ педагогической практики Смоленского, дает обзор его работы в Регентских классах Придворной певческой капеллы (I90I-I903) и Регентском училище (19071909). В Придворной певческой капелле Смоленский продолжил курс ' М.Балакирева и Н.Римского-Корсакова на демократизацию музыкального образования, внедрение своей музыкально-педагогической систем!*; расширил хоровой репертуар русской и западно-европейской классикой, ввел обязательные учебно-хоровые дисциплины -чтение партитур, полифонию, хороведение, беглое чтение "с листа". Изменение структуры капеллы, высокие исполнительские-требования к певцам и учащимся,.пропаганда музыкального наследия Глинки и Бортнянского, прогрессивные методы обу.чения - привели к восстановлений красоты певческого звучания, свойственного капелле в прошлом. .
Регентское училище Смоленского, со-зданное па типу Синодального, готовило педагогов-музыкантов' средней квалификации. Методическая подготовка была усилена введением планирования" и анализа школьных уроков пения, «зучением детского репертуара и особенностей детского голоса.
# 'Отличительной особенностью обучения было изучение народной
песни во взаимосвязи с духовным фольклором. Например, духовных стихов, напоминающих по стилю украинские колядки, думы, плачи (в записи А.Лядова).
Другой особенностью стало совместное обучение на регентском отделении юношей и девушек, что позволило обогатить звучание хора новыми тембрами, влияя на развитие тембрового слуха учащихся.
В своих последних научно-методических работах Смоленский указал на необходимость преемственности в музыкально-образовательной системе, предложил общий план развития музыкально-педагогического образования и новую организацию его среднего звена на основе избрания ведущего вида музыкального исполнительства. Интересна его мысль о развитии народного образования в условиях отделения школы от церкви.
Особая заслуга ученого-педагога - в организации и научном руководстве Первым Всероссийским Регентским съездом (1908), поднявшим важнейшие проблемы музыкального воспитания и образования в стране. Он стал заключительным звеном его системы му- , зыкальной подготовки учителей. Многие идеи ученого были продолжены его учениками и сподвижниками (Б.Яворским, М.Климовым, Н.Коеиным, П.Чесноковым и др.). Перспективные планы педагога-новатора по организации музыкалыго-педагогического образования стали новой фазой в развитии русской музыкальной педагогики начала XX века.
Выводы по третьей главе завершают исследование' проблемы учителя в музыкальной педагогике Смоленского. Разработанные Смоленским основные направления в подготовке учителей музыки актуальны для современности: преподаватель хорового пения и игры на музыкальных инструментах; музыкант-исполнитель (дирижер, певец, инструменталист); композитор и аранжировщик; исследователь. Для совершенствования подготовки учителей музыки в высшей школе важное практическое значгние могут иметь сле~ дующие положения музыкально-педагогической системы Смоленского: организация учебного процесса в вузе на основе межпредметных и внутрипреднетных связей; разработка специализации (профилирования) будущих педагогов; организация научно-исследовательской и музыкально-этнографической работы студентов и молодых учителей; универсальный тип подготовки педагогов-музыкснтов; изучение истории музыки по стилевому принципу; овладение тех-
никой игры на нескольких музыкальных инструментах и управлением инструментальными ансамблями; организация непрерывной многопрофильной педагогической практики.
Заключение. Общие выводы по диссертации. Изучение опубликованных и архивных материалов дает достаточно полное представление об облике и творчестве выдающегося русского музыкального деятеля С.Б.Смоленского.
Основные идеи Смоленского в музыкальном воспитании и образовании не потеряли своей значимости до наших дней:
- формирование гармонически развитой личности;
- воспитание гражданина, сохраняющего и продолжающего традиции народного музыкального искусства;
- опора на идеи народности .и духовности в воспитании;
- нравственное совершенствование личности средствами музыкального искусства;
- подготовка социально-активных слушателей.
Смоленский заложил научные основы профессиональной подготовки учителей-музыкантов и хоровых деятелей. Его система подготовки учителей музыки средней и высшей квалификации имеет достаточно объемный запас идей и практических достижений, необходимых для совершенствования подготовки учителей-музыкантов в педагогических вузах страны. Изучение обширного наследия ученого и педагога-музыканта помогает в решении насущных проблем современной музыкальной педагогики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публи-кация^:
1. Деятельность С.В.Смоленского в Московском синодальном училище." / M., 1989. - Ст.деп. в ОЦКЙ "Школа и педагогика". - АПН СССР. - а 442-89./.
2. Петь всем детям без исключения... (С.В.Смоленский о школьном хоровом пении). В журн. - Музыка в школе. М., Просвещение,-1990. - % 3, с; 21-24.
3. О музыкально-педагогичеокой деятельности С.В.Смоленского. -В кн.: - Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия
С- Сост. О.А.Апраксина), М., Просвещение. 1990, с. 38-42.
JÔa^f/