автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка социальных педагогов с использованием прогрессивных традиций марийского народа
- Автор научной работы
- Головина, Надежда Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Головина, Надежда Николаевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА.
1.1. Традиции как этнопедагогическое наследие.
1.2. Специфика традиции марийского народа.
1.3. Значение прогрессивных традиций в воспитании будущего специалиста.'^:. ф
ГЛАВА II.ВНЕДРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА МАРИ В ПРАКТИКУ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ.
11.1.Личностно-ориентированная модель подготовки специалистов.
11.2.Влияние национальных традиций на профессионально-личностное становление будущего социального педагога.
11.3.Пути и методы использования национальных традиций в практике подготовки социальных педагогов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка социальных педагогов с использованием прогрессивных традиций марийского народа"
Актуальность исследования. Социальные потрясения в России 90-х гг. XX века породили множество проблем самого различного характера: от экономических до духовно-нравственных. В сложной обстановке политической нестабильности увеличилась миграция населения, экономические "эксперименты" вызвали рост безработицы, хронические задержки заработной платы отбросили многих за черту бедности. Все это привело к разительному расслоению общества, обострению межнациональных отношении, развалу семьи.
Создавшееся критическое положение наглядно отражается в жизни субъектов Российской Федерации - республик, краев и областей. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл свидетельствует: "Груз материальных забот, навалившийся на родителей, неуверенность в завтрашнем дне .привели к снижению качества семейного воспитания, к разрыву связи между поколениями, разрушению традиций, девальвации духовных ценностей". Институт семьи находится в тяжелом положении.
Но ситуация усложняется еще и тем, что недостаточное финансирование образования парализует работу всей воспитательно-образовательной системы. Закрываются бюджетные учреждения дополнительного образования детей, кружки и студии, прекращают работу самодеятельные коллективы. В молодежной среде культивируется агрессия, чувственные удовольствия, деньги. Эти явления отрицательно сказываются на духовно-нравственном становлении формирующейся личности, ее психосоматическом здоровье, что в конечном итоге может привести к деградации общества.
Положение усугубляется и тем, что сегодня отсутствуют общие подходы к воспитанию не только в образовательных учреждениях, но и в обществе. Не ясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. Вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости принятия неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития кризисных явлений в сфере воспитания.
Практика показывает, что значительные ресурсы социального становления и нравственного воспитания молодежи скрыты в прогрессивных национальных традициях и культуре. Именно они, как неиссякаемая сокровищница, доносят до нас моральный, социальный и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт личности.
На законодательном уровне это положение определяется государственной политикой в области образования, которая основывается на таких принципах, как "Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;" (Закон Российской Федерации об образовании). В Государственной программе развития образования Республики Марий Зл выделяются положения о воспитании у подрастающего поколения ". системы ценностей общечеловеческой культуры, культуры народов России и Республики Марий Эл, чувства носителей и продолжателей этнокультурных традиций".
Поэтому социальный заказ общества видится нам в возрождении народной культуры и в подготовке на национальных традициях высококвалифицированных социальных педагогов, способных со знанием дела подойти к созданию и практической апробации этнопедагогичес-ких программ, к реализации их в практике работы образовательного учреждения. Этим объясняется повышенный интерес высшей школы к подготовке для образовательных учреждений социальных педагогов, знающих и уважающих культурные традиции своего народа.
Теоретико-методологической базой исследования являются взгляды и научные положения о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Петровского; труды по общим вопросам социальной педагогики А.И.Арнольдова, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, А.В.Мудрика, Г.Н.Филонова, Т.Ф.Яркиной и др., в которых даны основополагающие законы социального взаимодействия, раскрывается роль социальной среды в формировании личности.
Проблемы подготовки и профессионального становления специалистов в области социальной педагогики и социальной работы освещены в исследованиях М.П.Гурьяновой, В.Н.Келасьева, С.В.Тетерско-го, В.С.Торохтия, Е.И.Холостовой, С.Н.Чистяковой и др. Общие закономерности развития студенческого социума разработаны В.В.Бов-куном, Н.Ф.Головатым, В.И.Добрыниной, И.С.Коном, Н.Б.Крыловой, Т.И.Кухтевич, В.Т.Лисовским, В.А.Сластениным, С.Д.Смирновым и др.
Опыт использования народной педагогики в воспитании подрастающего поколения рассмотрен по фундаментальным трудам классиков отечественной и зарубежной педагогики: Э.Дюркгейма, Я.-А.Коменекого, В.Ф.Одоевского, И.-Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинс-кого, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др., которые подчеркивали, что национальная традиционная педагогика является основой науки о воспитании.
При исследовании народных традиций мы опирались на работы Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, В.Д.ПЛахова, В.А. Руднева, И.В.Суханова, Л.А.Тульцевой, Н.Н.Чебоксарова и др.
Этнические особенности традиций мари мы изучали по трудам С.А.Вагина, А.Фукс, И.-Г.Георги, В.М.Васильева, С.Т.Кузнецова, И.Н.Смирнова, Г.Яковлева и др. Большое значение уделялось педагогическим аспектам этнических традиций, освещенных М.М.Берлянчи-ком, Л.И.Боровиковым, Г.Н.Волковым, Д.А.Даниловым, Т.Ю.Купач, Р.П.Ленгвинас, М.Г.Таичиновым. Изучению национально-регионального компонента способствовали программы П.А.Апакаева, В.Ф.Сапаева, С.Н.Федоровой и С.И.Фоминой.
Вместе с тем можно утверждать, что отсутствуют работы по применению прогрессивных традиций марийского народа в деле подготовки педагогических кадров. В настоящий момент, когда в практику работы образовательных учреждений входят программы по национальному воспитанию, для каждой республики, в том числе для Марий Эл, важна более конкретная разработка национального компонента.
Перед вузами республики встают задачи подготовки квалифицированных специалистов, способных создавать и реализовывать инновационные проекты национальных программ не только в практике воспитательной работы образовательных учреждений, но и в разновозрастном социуме. Поэтому речь идет об этнопедагогической подготовке социальных педагогов, знающих традиции и культуру своего региона и способных донести эти знания до широких слоев населения.
Сложившееся противоречие между возросшими требованиями к качеству подготовки педагогических кадров и практикой работы в данном направлении составляет проблему настоящего исследования, что и обусловливает выбор темы:
Подготовка социальных педагогов с использованием прогрессивных традиций марийского народа"
Цель исследования: разработать методические основы использования национальных традиций в практике подготовки социальных педагогов в условиях вуза.
Объект исследования: национальные традиции как социально-педагогический фактор профессиональной подготовки.
Предмет исследования: процесс подготовки социальных педагогов на прогрессивных традициях марийского народа.
Гипотеза исследования: Эффективность профессионального становления социальных педагогов может быть существенно повышена, если:
- обеспечить интеграцию работы вуза и других социальных институтов в практике использования национальных традиций в жизни студенческого социума;
- ввести национально-региональный компонент в воспитательно-образовательный процесс вуза;
- осуществить профессионально-личностный подход в подготовке социально-педагогических кадров.
Цель и гипотеза определяют необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить этнокультурные особенности традиций народа мари как уникальной этнической группы.
2. Определить социально-педагогические условия использования национальных традиций в социуме, их значение в формировании нравственного облика подрастающего поколения.
3. Формировать социальную активность студентов посредством приобщения их к национальной культуре, являющейся источником прогрессивных национальных традиций.
4. Разработать методику внедрения марийских традиций в практику подготовки социальных педагогов.
Методологической основой исследования является идея о влиянии этнокультурной среды на становление профессиональных навыков и качеств личности, о приоритетной роли воспитания в духовно-нравственном и этнокультурном становлении; теория деятельност-ного и личностного подхода.
На данном методологическом фундаменте выстроены теоретические выкладки о роли традиций марийского народа в процессе профессиональной подготовки в вузе; о роли будущего социального педагога в возрождении национальной культуры.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников и обобщение педагогического опыта, метод моделирования, опытно-экспериментальная работа по проецированию национальных традиций в практику воспитательно-образовательной деятельности, социологические опросы, диагностика, статистические методы обработки полученных в ходе исследования материалов.
Опытно-экспериментальная база: факультет дошкольного воспитания (ФДВ) МГПИ им.Н.К.Крупской, экспериментальная школа-комплекс N 18 г.Йошкар-Олы как опытная площадка довузовской подготовки будущих студентов факультета, педагогическое училище г.Йошкар-Олы, дошкольные учреждения N 4,6,26 г.Йошкар-Олы.
Научная новизна исследования выражается в обосновании педагогического потенциала традиций марийского народа, определении их значения в формировании этнопедагогической культуры социального педагога и в выявлении условий повышения эффективности профессиональной подготовки через использование национальных традиций в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии положения о самоценности прогрессивных национальных традиций народа мари, определении механизмов их использования в подготовке социальных педагогов, разработке нового подхода к организации обучения в вузе.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности подготовки будущих социальных педагогов посредством внедрения национальных традиций в жизнь студенческого социума, а также в определении технологии деятельности социально-педагогического центра вуза, взаимодействующего в вопросах социального воспитания студентов с культурно-образовательными учреждениями города и республики.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по народной и социальной педагогике, дальнейшем совершенствовании программ и учебных пособий в области эт-нопедагогики, в профессиональной подготовке социальных педагогов, а также руководителями образовательных и культурно-просветительных учреждений, работниками других направлений социальной сферы.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, математической обработкой данных, разнообразной базой опытно-экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента.
Исследование предусматривало три этапа (1989-1999 г.г.)
Першй этап, организационно-подготовительный(1989-1994 г.г.) связан с теоретическим обоснованием проблемы. Он включал в себя изучение философской, исторической, социологической, педагогической, этнопедагогической, методической и др. литературы по вопросам социального воспитания, проблемам этнопедагогической подготовки специалиста в условиях студенческого социума.
Второй этап (1994-1997 г.г.) предусматривал экспериментальную работу и был посвящен исследованию влияния механизмов этносоциального воспитания студентов на профессиональное становление личности будущих социальных педагогов. Была разработана и внедрена в практику личностно ориентированная модель подготовки специалиста, определены основные проекты и программы.
На третьем этапе (1998-1999 г.г.) осуществлялся анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; разработка научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности этносоциального воспитания в профессиональной подготовке социальных педагогов. Проводилось литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1) При существующей нестабильности социально-политических настроений общества, неустойчивости духовно-нравственных идеалов молодежи проверенные веками национальные традиции и прогрессивные идеи народной педагогики являются богатым воспитательно-образовательным потенциалом, способным оказать положительное влияние на становление личности будущего социального педагога.
2) Процесс социально-педагогической подготовки специалиста предусматривает разработку личностно ориентированной модели, базирующейся на интегрированном воспитывающем влиянии этнокультур ной и академической среды. Все это способствует саморазвитию и самореализации личности, создает необходимые условия для активной работы в социуме по внедрению национальных культурных традиций, являющихся духовно-нравственной основой общества.
3) Методами использования национальных традиций в подготовке социальных педагогов, призванных работать в разновозрастном социуме, служат изучение обычаев, традиций, культуры народа в процессе специализированного обучения, воспитания и социально-педагогической практики студентов.
4) Условиями профессионального становления будущего социального педагога являются внедрение прогрессивных национальных традиций в воспитательно-образовательный процесс высшей школы, организация этнокультурного досуга студентов и этнопросветительской работы в полинациональном социуме при координирующей роли этой деятельности со стороны социально-педагогического центра вуза. з
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
3. Результаты исследования позволили убедиться, что разработанная нами программа по национальному воспитанию органично вписывается в учебно-воспитательную работу вуза, определяет основные пути и методы использования национальных традиций и положительно влияет на практическую подготовку социального педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка социальных педагогов для дошкольных образовательных учреждений - сложный и многогранный процесс, поскольку требования, предъявляемые к педагогу, повышаются день ото дня. С введением национально-регионального компонента в систему образования встал вопрос об этнокультурной подготовке будущих специалистов.В соответствии с этим положением в учебные планы вузов были включены курсы дисциплин по этнологии, этнопедагогике, этнопсихологии.
Но, как показывает практика, общей этноподготовки педагогу в настоящее время недостаточно. Студенту педагогического вуза, активно работающему в социуме, необходимо знание этнокультурных особенностей своего региона. Следовательно, вузы должны связать воедино академическую подготовку с процессом освоения традицион-0 ной этнокультуры и социально-педагогической деятельностью, направленной на приобретение этнопедагогического опыта.
Анализ философской, педагогической, этнологической и социально-педагогической литературы позволил выявить, что этнопедаго-гические знания и опыт исторически заложены в национальных традициях. Передаваемые из поколения в поколение, они эмпирически проверены многовековой практикой и являются духовно-нравственной основой этноса.
Руководствуясь этим положением, мы использовали национальные традиции мари в практике подготовки социального педагога как социально-педагогический фактор, способствующий профессиональному становлению и нравственному совершенствованию личности.
В процессе исследования создана личностно-ориентированная модель подготовки специалиста, предполагающая комплексный и системный подход в организации социального воспитания студентов и базирующаяся на единении традиций высшей школы с этнотрадициями региона, а также предполагающая непосредственно активную социально-педагогическую деятельность обучающихся.
В ходе внедрения модели была разработана программа по национальному воспитанию, органично вписывающаяся в план воспитательной работы факультета. Она предполагала широкое использование активных методов работы в процессе учебной, научной и практической деятельности, которые способствуют этнокультурному и профессиональному становлению личности социального педагога.
В целях проверки поставленной гипотезы был проведен сравнительный анализ результатов обследования данных контрольной и экспериментальной групп, которые дают представление об уровнях этнопедагогической культуры как основы духовно-нравственного становления педагога.
Анализ свидетельствует, что произошли качественные и количественные изменения уровня этнопедагогического становления студентов, способствующие формированию пофессионального мастерства, развитию творчески активной деятельности, направленной на этнокультурную социально-педагогическую работу в социуме.
Эти результаты подтверждают исходную гипотезу о том, чтс профессиональное становление будущих социальных педагогов, основанное на личностно-ориентированном подходе, способствующем грамотном"/ использованию национальных традиций в практике-ориентиро-ваннной социально-педагогической деятельности специалиста, обеспечивают дальнейшее профессиональное становление молодого педагога в социуме. Интеграция работы вуза и других значимых для личности социальных институтов, создают воспитывающие отношения и среду, что также повышает уровень подготовки.Студенту открывается социальный смысл усвоенных им знаний и имеющихся способностей, он овладевает умениями качественно применять их на практике.
Ведущей идеей исследования стало объединение усилий социально-педагогического центра высшей школы и социокультурных институтов, этносреды, собственной активности и инициативы студентов в повышении качества подготовки. Воспитание будущего социального педагога должно быть открытым для общественного воздействия, иметь широкую социокультурную и этнокультурную среду, обеспечивающую многообразную включенность студента в общественные отношения и духовную жизнь. Только активно участвуя в социальной жизни будущий специалист может сформироваться как личность, как представитель нации, гражданин, как интеллигент, как профессионал.
Следовательно, гуманизация образования и воспитания предпо-Ф лагает расширение реальной социальное дат огической. практики студента, в которой он может разностороне проявить социальную активность, получить возможность раскрытия своих способностей на уровне индивидуальности и как средоточие общественных интересов.
Использования национальных традиций в подготовке социальных педагогов открывает перспективы для дальнейших исследований и путей коррекции воспитательно-образовательного процесса вуза и особенностей профессионального образования педагогических кадров.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Головина, Надежда Николаевна, Москва
1. Абольянина Л.Н. Факультет общественных профессий в системе подготовки будущего учителя к внеклассной воспитательной работе: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Казань, 1991.- 18 с.
2. Абульхаова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.- 335 с.
3. Авксентьев A.B.,Авксентьев В.А. Этнические проблемы и культура межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СТ1Ш, 1993.- 222 с.
4. Айплатов Г.Н. Кто такие черемисы?//Ориентир.- 1991.- N 4. -С.22-24; N 7. С.22-23.
5. Ананьев Е.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т.2. и человеке как объекте и субъекте воспитания.- М.: Педагогика ,1980.- 287 с.
6. Аргунова E.H. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1997. - 26 с.
7. Арнольдов А.И. Цивилизации грядущего столетия (Культурологические размышления). М.: Грааль, 1997. - 328 с.
8. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.- 221 с.
9. Архипов Г.А. Древние марийцы -этногенез и ранняя этнокультурная история/: Науч. док., представ, в качестве дис.д-ра ист.наук. М., 1991. - 41 с.
10. Ю.Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вз. К вопросу о происхождении нзрода. Йошкар-Ола: Марийок. кн. изд-во, 1973.- 199 с.
11. П.Аомолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М. : Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.- 190 с.
13. Багин С.А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис// Изв. О-ва Археологии, Истории, Этнографии при Императорском Казанском университете.- 1910.- Т.26. Вып.З.- С.262-273.
14. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.- 23 с.
15. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Ред.-изд. Центр Консорциума "Социал. здоровье России", 1993.- 198 с.
16. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 695 с.
17. Бовкун В.Б. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Высшая школа, 1988.- 144 с.
18. Бодалев A.A. Личность в общении.- М.: Педагогика, 1983.- 272 с.
19. Бондаренко Г.Б. Взаимосвязь трудовых праздников, обрядов и календарной обрядности народа// Традиции, обряды, современность /Отв. ред. А.В.Зоц.- К.: Политиздат Украины, 1983.- 292 с.
20. Боровиков Л.И.Из профессиограммы социальных педагогов (этнопе-дагогический компонент)// Народная педагогическая культура и художественное воспитание детей/ Под ред.М.П.Гурьяновой.- М.: ВНИК "Школа-микрорайон", 1991.- С.48-51.
21. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важнейший компонент советского образа жизни// Традиционные и новые обряды в быту народов СССР/Отв.ред. И.А.Крывелев, Д.М.Коган.- М.: Наука, 1981.- С. 5-28.
22. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984.- 272 с.
23. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики е современных условиях.- М.: ДСП РАО. 1996.- 12 с.
24. Бочарова Б.Г. Личность, среда, община//'Социальная работа.-1992.- N 1.- С. 3-9.
25. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая концепция социальной работы в России//Социальная работа.- 1992.- N 6.- С. 7-10.
26. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М.: SVR- Аргус, 1994.- 208 о.
27. Булгаев В., Лагерев В. Воспитательный потенциал инженерного вуза//Высшее образование в России.- 1998.-М 1.- С.9-13.
28. Валлиман И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии/ /Теория и практика социальной работы: Отеч. и заруб, опыт.- М.-Тула: АСОПиР, 1993.- Т.2.- С. 287-294.
29. Васильев М. 0 киреметях у чуваш и черемис.- Казань, Типо-Литография Императорского Университета, 1904. 50 с.
30. Васильев В.М. Черемисы язычники. Материалы для изучения верований и обрядов черемис. - Казань: Типо-Литография Импра-торского Университета, 1915. - 27 с.
31. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики:(Заметки журналиста).- М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
32. Великолуг Т.Н. Профессиональная и практическая подготовка специалиста по социальной работе в медицинском вузе: Дис.канд. пед. наук.- М., 1998.- 187 с.
33. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики. . . Чебоксары, Чувашское книж. изд-во, 1993.- 88 с.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогика-' Под ред. И.Т.Огородникова.- Чебоксары: Чувашское книж. изд-во, 1974.- 376 с.
35. Вульфов Е.З. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.- 80 с.
36. Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6 т.- М.: Педагогика. 1981-1984.
37. Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности.- М.: Молодая гвардия, 1982.- 141 с.
38. Государственная программа развития образования Республики Марий Эл.- Йошкар-Ола: Правительство Республики Марий Эл, 1995.80 с.
39. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.-М.:Экопрос, 1993.- 544 с.
40. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
41. Гурьянова М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Автореф. дис.канд.пед.наук.- М.,1994.- 25 с.
42. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития наук о воспитании/ /Народное образование Якутии.- 1993.- N 1.- С. 32-33.
43. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работни-ков/Келасьев В.Н., Яковлева И.В., Полуэктова Н.М. и др. м., 1994.- 127 с.
44. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1956.- 347 с.
45. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции//Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация.- М.: НИИВО.- 1993.- Вып.1.- 68 с.
46. Закон Республики Марий Эл об образовании.- Йошкар-Ола: Правительство Республики Марий Эл, 1993.- 44 с.54.3апесоцкий A.C., Файн А.П. Эта непонятная молодежь.- М.: Про-физдат,1990.- 224 с.
47. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 476 с.
48. Иванов И.Г. Из истории марийской письменности: В помощь учителю истории культуры. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1996.- 64 с.
49. Из указа о проведении массовой христианизации нерусских народов 1740 г.,сентября 11./ История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: Map.кн. изд-во, 1992.- С.217-221.
50. Использование традиций казахского народа в воспитании сельских школьников/С.Б.Бершимбаев, 0.Г.Жаринова, В.В.Жаринов.- М.: ВНИК "Школа-микрорайон", 1991.- 22 с.
51. Исторический опыт социальной работы в России/Под общ.ред. Л.В.Бадя.- М.: ЦСП РАО, 1994.- 256 с.
52. История Марийского края в документах и материалах. Йошкар-Ола: М'ар.кн. изд-во, 1992.- 564 с.
53. История педагогики/Под ред. М.Ф.ШабаеЕОЙ.- М.: Просвещение, 1981.- 365 с.
54. Камалдинова З.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности/-'Сов. педагогика. 1988.- N 9.- С. 56-60.
55. Карнаухин 0., Куценко В. Студент сегодня специалист завтра. - М.: Молодая гвардия, 1983.- 143 с.
56. Карьгин А.И. Этносоциальные основы возрождения финно-угорских народов Российской федерации (на примере мордвы, марийцев, удмуртов, коми): Автореф. дис-. канд. пед. наук.- Саранск, 1998.- 20 с.
57. Касьян A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки//Педагогика.- 1998.- N 2.- С. 17-22.
58. Касьянова Т.Ф. Социально-воспитательная работа о молодежью в условиях производства: Автореф. дис.канд.пед.наук.- М, 1998.-22 с.
59. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- М.: Изд-во Моск.гос.ун-та культуры, 1995.- 135 с.
60. Китиков А.Е. Удыр сий Йошкар-Ола: Литературым да историйым научно шымлыше "Знак почета" орденан В.М.Васильев лумеш Марий институт, 1993.- 41 с.
61. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. А.И.Пискунова.- М.: Педагогика, 1982.
62. Козлов A.A. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков.- М.: Флинта, 1999.224 с.
63. Козлова К.И. Очерки истории марийского народа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.- 345 с.
64. Комплексный план коммунистического воспитания студентов на весь период обучения.- Талды-Курган: Талды-Курганский педагогический ин-т им. И.Джансугурова, 1981.- 48 с.
65. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.- 384 с.
66. Концепция воспитания учащейся молодежи//Педагогика.- 1992.- N 3-4.- С. 11-19.-5.Кравченко А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для вузов. М.: Издат. центр "Академия", 199?.- 240 с.
67. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1990.- 140 с.
68. Крылова Н.Б. и др. Повышение идейного уровня досуга студентов.- М.: НИИВШ, 1986.- 44 с.
69. Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис.- Вятка.: Губернская типография, 1907.- 76 с.
70. Кузьминов В. Трансформация научных сообществ в Европе/УВысшее образование в Европе.- Т.XX.- 1997.- N 1.- С. 229-236.
71. ЗО.Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях: Автореф. дис. д-ра пед. наук.- М.,1999.- 45 с.
72. Ленгвинас Р.П. Воспитание учащихся средствами народных традиций, национальной культуры.- М.: ВНИК "Школа-микрорайон",щ 1991.- 36 с.
73. Леонова О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики: Автореф. дис. канд.пед.наук. Ставрополь, 1996. - 18 с.
74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
75. Лисовский В.Т. Молодежная практика: проблемы и перспективы/ /Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.: АСОПиР, 1993.- С. 188-202.
76. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч.- попул. М.: Высш. шк. 1990.- 304 с.
77. Лисовский Б.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 184 с.
78. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учеб. пособие для студентов высш.учеб.заведений.- М.: Прометей, 1995.-282 с.
79. Лутовинов В.И., Полетаева Е.Г. Идеология восптания российской молодежи//Педагогика.- 1998.- N 5.- С. 46.
80. Макаренко A.C. Воспитание гражданина/Сост. Р.М.Еескина, М.Д.Виноградова.- М.: Просвещение, 1988.- 304 с.
81. Макаренко A.C. Собр. сочинен.: В 4-х т.- М.: Правда,1987.
82. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры//Педагогика.- 1998.- N 1.- С.- 81-86.
83. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого.- М.: Прометей, 1993.- 174 с.
84. Малькова З.А., Рапаз Р. Общинный колледж в системе непрерывного образования (опыт США)/Педагогика и народное образование за рубежом: Экспресс-информация.- М.: НИИТиИП.- 1992.- Вып.1. (169).-15 с.
85. Марийские народные сказки/ Сост. В.А.Акцорин.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984.- 228 с.
86. Марийские праздники.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.- 62 с.
87. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества.-М. ,1972.- 62 с.
88. Методические рекомендации по подготовке студентов к воспитательной работе/ Сост. Н.Ф.Радионова, Е.В.Титова.- Л.: ЛГГО1 им А.И.Герцена, 1989.- 39 с.
89. Минакова С.Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории// Вестник высшей школы.- 1986.- N 11.- С. 13-14.
90. ЭЭ.Монгуш К.К. Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях тывинского села: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1997.- 25 с.
91. ЮО.Морова Н.С. Не завтра, а сегодня, сейчас//Социальная работа.1992.- N 1.- С. 39-40.
92. ЮЗ.Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов.- М.: Ин-т практической психологии, 199?.- 365 с.
93. Мухаметзянова Г.В., Рожков М.И., Коровина Т.К. Концепция со-циалной защиты студенчества в регионе: Комплексная программа "Социальная педагогика".- М.: ЦСП РАО, 1993.- 34 с.
94. Народная педагогическая культура и художественное Боепитание детей/ Под ред.М.П.Гурьяновой.- М.: ВНИК "Школа-микрорайон", 1991.- 63 с.
95. Народы России: энциклопедия/ Гл. ред. В.А.Тишков.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 479 с.
96. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе: Материалы район. научно-практ. конф. (28-29 нояб. 1996г.) -'Науч. ред. и сост. Ф.Ф.Харисов.- Казань: Тач-Заря, 1996.- 112 с.
97. Национальная школа: Концепции и технологии развития: Докл. и материалы междунар. конф. Якутск, 16-21 марта 1993г./Под ред. Е.П.Жиркова.- М.: Просвещение, 1993.- 320 с.
98. Никитина Л. Е. Высшая социальная ценность//Народное образование.- 1994.- N 5.- С. 7-10.
99. Никитина Л.Е., Тетерский C.B. Общественные объединения детских и молодежных социальных инициатив: Сборник документов и материалов.- М.: АСОПиР, 1997.- 71 с.
100. Социальная работа: наука и профессия.- М.: АСОПиР, 1997.- 289 с.
101. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии.
102. Педагогическое стимулирование в процессе комплексного подхода к воспитанию/ Под ред. З.й.Равкина.- Киров: Кировский Г1Ш им. Б.И.Ленина, 1981.- 16"7 с.
103. Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1981.
104. Петров E.H. Марийцы// Народы России: энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.229.231.
105. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
106. Пилиповский В.Я. Неогуманистическая стратегия в западной ди-дактике//Педагогика и народное образование за рубежом: Экспресс информация.- М.: НИИТ и ВП.- 1992.- Вып. 8.(178).- 15 с.
107. План работы института на 1998-99 учебный год.- Йошкар-Ола: МарГПИ им. Н.К.Крупской, 1998.- 10 с.
108. Платонов К.К. Структура и развитие личности/Отв. ред. А.Д.Глоточкин.- М.: Наука, 1998.- 254 с.
109. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982.- 220 с.
110. Подкатилин А. Ориентация на личность// Высшее образование в России.- 1998.- N 1.- С. 154-156.
111. Подолак Я. Роль этнографии в период словацкого национального возрождения//Традиции в современном обществе. Исследования этнокультуры М.ДробижеЕа, М.С.Кошуба.- М.: Наука, 1990.-С. 239-244.
112. Поиск ( объединения, организации и программы деятельности школ района и Центра детского творчества и досуга)/ Сост. Н.А.Маслова.- Чебоксары.: Центр детского творчества и досуга Калининского района, 1997.- 92 с.
113. Поздняк Л. Подготовка специалистов дошкольного воспитания/ /Дошкольное воспитание.- 1997.- N 11.- С. 106-111.
114. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.- 234 с.
115. Попова М. Использование традиции этнопедагогики народностей
116. Таймыра в социальной работе/'/Социальная защита человека: региональные модели./Под ред.В.Г.Бочаровой, М.А.Гурьяновой.-М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1995.- 115-121 с.
117. Попова М. Малочисленные народы русского севера: этнопедагоги-ка Таймыра//Социальная работа.- 1995.- N 1/7.- С.28-32.
118. Проблемы демократизации вузовской жизни: Межвузовский сборник.- Смоленск: СГПИ им К.Маркса, 1990.- 146 с.
119. Программа курса История и культура марийского народа-'Сост. 0.Г.Герасимов, С.П.Захаров, И.С.Иванов и др.- Йошкар-Ола: Министерство образования Республики Марий Эл, 1992.- 46 с.
120. Профессионально-этические нормы социальной работы/Под ред. С.А.Беличевой.- М.: Центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.- 31 с.
121. Развитие познавательной активности учащихся и студентов. Межвузовский научный сборник. Вып.1/ Отв. ред. Л.Г.Вяткин.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.- 120 с.
122. Распределение уральских народов, проживающих в Российской Федерации по родному языку/'Родство.- 199".- N 1(4).- С.8.
123. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т./Под ред. Г.Н.Джи-бладзе.- М.: Педагогика, 1981.
124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.
125. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные.- Л.:Лениздат, 1982.- 159 с.
126. Савотина H.A. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды. Автореф.дис.канд.пед.наук.- М.,1997.-20 с.
127. Сапаев В.Ф. Йоча садлан марий йылме программа.- Йошкар-Ола: МарГПИ им.Н.К.Крупской, 1990.- 50 с.
128. Сафронова Т.И. Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности: Агтореф. дис.канд.пед.наук.- М., 1998.- 23 с.
129. Симонович В.Л. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1998.- 24 с.
130. Сказки горных мари: Свод марийского фольклора/Сост. В.А.Акцо-рин.- Йошкар-Ола: Map.кн. изд-во, 1995.- 272 с.
131. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия//Теория и практика социальной работы: Отеч. и заруб, опыт.- М.-Тула: АСОПиР, 1993.-.Т.2.- С. 265-275.
132. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.- 157 с.
133. Словарь по этике/Под ред. И.С.Кона.- М.: Политиздат, 1981.430 с.
134. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф Е.И.Холостовой.- М.: Юристъ, 1997.- 424 с.
135. Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк.- Казань: Типография Императорского университета, 1889.- 255 с.
136. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов.- М.: Аспект Пресс, 1995.- 271 с.
137. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М.Прохоров.-3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1984.- 277 с.
138. Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества".- Чебоксары, Чувашское книж. изд-во, 1995.- 42 с.
139. Солодянкина A.C. Социальная работа как профессия: Этические и профессиональные ценности.- М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1998.- 40 с.
140. Соловьев B.C. Время и религия.- Йошкар-Ола: Мэр.кн. изд-во, 1968.- 59 с.
141. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики.- М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1994.- 174 с.
142. Социальная защита человека: региональные модели/ под ред. В.Г.Бочаровой, М.П.Гурьяновой.- М.: АСОПиР, 1995.- 192 с.
143. Социально -педагогический колледж: Учеб. пособие по подготовке социальных педагогов села/Под ред. М.П.Гурьяновой.- М.: Социнновация, 1995.- 590 с.
144. Социально-экономические отношения и соционормативная культура/ Отв.ред. А.И.Першиц и др.- М.: Наука, 1986.- 237 с.
145. Социология молодежи: Учебник-Под ред. В.Т.Лисовского.- С-Пе-тербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.- 460 с.
146. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.-М.: Политиздат, 1976.- 216 с.
147. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т.- Киев: Рзд-зяньска школа, 1979.16*3.Сычев Ю.В. Микросреда и личность.- М. : Мысль, 1974.- 193 с.
148. Табукашвили Т. Как нарисовать портрет лучами солнца. Развитие экологической культуры студентов во внеучебной деятельности/ /Дошкольное воспитание.- 1998.- N 4.- С. 118-122.
149. Тайчинов М.Г. Взаимосвязь народных традиций и религиозной культуры в воспитании подрастающего поколения.- (Сыктывкар: Ассоциация "Народная педагогика", 1994.- 121 с.
150. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике/Под ред. С.И.Григорьева.- М.:Изд-во ACQ-ПиР,1994.- 137с.
151. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт/ Под ред.В.Г.Еочаровой,Т.Ф.Яркиной: В 2-х частях -М.-Тула: АСОПиР РАО,1993.
152. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие/С. И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, В.А.Ельчанинов и др.- М.: Наука,1994.- 185 с.
153. Тетерс-кий C.B. Начальное профессиональное образование социального педагога в общеобразовательном учреждении: Автореф. дис.канд.пед.наук.- М., 1996.- 23 с.
154. Технология воспитательных дел в школе/Под ред. И.А.Чурикова.-Йошкар-Ола: МарГПИ им.Н.К.Крупской, 1996.- 128 с.
155. Толстой Л.H. Избранные философские произведения/ Сост., авт. вступит, ст. Н.П.Семышкин.- М.: Просвещение, 1992.- 528 с.1*72. Тульцева Л. А. Современные прзз.дники и обряды народов СССР.-М.: Наука, 1985.- 191 с.
156. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение, 1968.- 557 с.
157. Фадеева И.В. Формирование проектировочного компонента педагогической деятельности в процессе подготовки специалистов на факультете дошкольного воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Магнитогорск, 1998.- 18 с.
158. Федорова С.Н. Этнопедагогические воззрения марийского наро-дз.- Йошкар-Ола: МарГПЙ им.Н.К.Крупской, 1998.- 52 с.
159. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о челоге-ке//Педагогика.- 1996.- N 6.- С. 35-40.
160. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции.- М.: ЦСП РАО, 1995.- 26 с.
161. Философский словарь/Под ред. И.Г.Фролова.- М.: Политиздат, 1991.- 360 с.
162. Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки/ Отв. ред. Т.А.Хмель.- М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1988.- 132 с.
163. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.-М.: Наука, 1971.- 256 с.
164. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории.- Л.: Наука. Ленинградское отделение,1986.- 303 с.
165. Чистякова С.Н., Захаров Н.М. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. - 157 с.
166. Шапорина Л., Анискевич С. Новосибирскому педагогическому колледжу N 1 им.А.С.Макаренко 60 лет/ Дошкольное воспитание.-1998.- N 1.- С. 91-94.
167. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: Б 2-х т.-Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Саткина, В.А.Шацкой.- М.: Педагогика, 1980.
168. Шервиш Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединен- -t4R ных Штатах Америки/УТеория и практика социальной работы: Отеч. и эаруб. опыт.- М.-Тула: АС0ПиР,1993.- Т.2. С. 279-287.
169. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис.- Казань: Издание Православного Миссионерского Общества, 1887.- 87 с.
170. Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретике-методологическая основа социальной педагогики.- М.: ИПРС РАО, АСПСР, 1997.- 67 с.
171. Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества.- М.: АСОПиР РФ, 1998.-62 с.
172. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект в контексте мирового опыта.- М.: ДСП РАО, АСПСР РФ, 1996.- 81 с. тут. 1993.- 41 с.1. Зарубежная литература
173. A Dictionary of Sociology/ edited by G. Duncan Mitchell. Prof. London, Routledge and Paul, 1968.- 224 p.
174. Arch M. The Social Origins of Education Sistems.- London: 5ade, 1979.- 278 p.
175. Assessment, testing and evaluation in teacher education/' edited bu S.W. Soled.- New Jersey: Abi ex Publishing1 Corporation. 1995.- 332 p.
176. Ben-David J., Centers of learning". Britain, France, Germany, United States.- New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.;: Transaction Publishers. 1992.- 179 p.
177. Burns R.J., Welch A.R. Contemporary perspectives in compsrii-ve education.- New York London: Car land Publishing', INC. 1992.- 356p.
178. Gardiner D. The Anatomi of Supervision: Developing" Learinsr and Professional Competence for Social Work Students.- Mi lion Keynes,SRHS & Open. University Press, 1982.- 184 p.
179. Glatthorn A.A., Fox L.E. Quality teaching through professioal development.- California: A Sade Publications Compani, 1996.138 p.
180. Good1an J.I. Educational renewal: better teachers, better schools.- San Francisco: Jossev-Bass Publishers, 1994.- 3G5r.
181. Hama B. Essi d,analyse de I,education africaine. Publica*!ion na iq Pp-in'pi iaue op Ni'je1".- Paris. Presence si r-1 caine. ly^'i .-39i n.
182. Hoffmann H. und Osten M. Deutschland, vereinte Kulturftion? Ein G^soracn Deutschland.- 1995.- N 4.- S. 60-63.
183. Hutcr.ison E. Sociai Wctx Education: A View From the Fi^-l-Social Work Todav.- 197".- Februaru 2.- p.10-12.
184. M.aslen G. Campus Crisis as Too Few Dons for Students The Age.- 1990.- 29 March.
185. Muszynsri H. Pidstawy wychowania spoleczno moralnego.
186. Warszawa! PZWS, 1967.- 213 s.
187. Puliam J.D. History of Edioation in America.- Toronto, London, Melbourne: Merrill Publishing1 Company, 1987.- 312 p.
188. Welch A.R. The Functionalionalist Tradition and Comparative Education/ Comparative Education.- 1985.- N 21(1).- p. 5-19.
189. Worms J.P. "The French Student Movement", in Seymour Martin Lipset (ed.), Student Politics.- New York, Basic Books, Inc., 1967.- 196 p.
190. Toidybekova, Lidija. Mari Pagan Faith and Ethnical Consciousness." Joensuu: Joensuun yliopisto, 1997.- 397 p.