Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Алиева, Анжелла Муратовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Майкоп
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества"

На правах рукописи

Алиева Анжелла Муратовна

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

(на материале Карачаево-Черкесского государственного университета и Кабардино-Балкарского государственного университета)

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Майкоп - 2003

.Работа выполнена на кафедре общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

Шоров Ибрагим Асхадович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Чермит Казбек Довлетмизович

кандидат педагогических наук, доцент

Нагорная Галина Юрьевна

Ведущая организация: Северо-Осетинский

государственный университет

Защита состоится « 27 » июяя 2003 г. в_часов на заседании диссертационного совета Д212. 001.03 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, Республика Адыгея, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета

Автореферат разослан « 27 » мая 2003 года

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук,

^офессор КПД^ ~^Кудаев М.Р.

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема образования и воспитания подрастающих поколений в духе гуманизма имеет многовековую историю и сохраняет актуальность в современной педагогической науке и практике. Социально-экономические изменения, происходящие в стране в последние десятилетия, внесли в общественную жизнь наряду с положительными и негативные явления, в частности, высокую степень материального расслоения общества, увеличение преступности, насилия, коррумпированность властных структур. Эти явления породили у молодежи неуверенность в завтрашнем дне, растерянность в выборе жизненных и нравственных ориентиров. В этой ситуации обращение общества к гуманизации образования является актуальным, имея в виду не только характер общения между учащимися и педагогами, но и освоение на всех этапах системы образования духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений, то есть восстановление его культуро-образующей и личностно-развивающей функций1.

В выполнении гуманистических задач образования важная роль отводится обновлению содержания образования на всех ступенях школьной системы с учетом достижений наук и новых методологических подходов, а также ведущих гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогической мысли. Для национальной школы требования к обновлению содержания образования дополняются нацонально-региональным компонентом, куда входят гуманистические идеи народной педагогики и опыт их использования в народной системе воспитания подрастающих поколений. В совокупности требования к обновлению содержания образования сегодня для национальной школы превратились в необходимость для осуществления воспитания гуманизма у учащихся, в частности, у младших школьников. Нужен специальный научно обоснованный отбор идей гуманизма, получивших отражение в материалах народной педагогики, в частности, в устном народном творчестве. Без такого подхода к отбору этого важнейшего элемента национально-этнического компонента содержания образования трудно решить проблему качественного состава последнего.

1 Шиянов E.H., Котова И.Б. Введение в педагогику. Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 5.

ЛИОТЕКА

Проблема нравственного воспитания младших школьников нашла свое отражение в исследованиях A.A. Байчоровой, А.К. Бердиева, Н.Ф. Головановой, А.Г. Кузиной, З.М. Магияровой, С.А. Мухамедья-нова, В.Т. Чепикова и др.

Вопросы включения в содержание образования в школе идей и опыта народной педагогики и использования их в учебно-воспитательном процессе рассматривались в работах И.А.Арабова, Г.АЛрутюнян, Ш.М-Х.Арсалиева, В.Ф.Афанасьева, Л.С.Балкаровой, Х.Х.Боташевой, М.Б.Гуртуевой, М.Э.Джантотаевой, В.М.Джашаку-ева, З.М.Магамедовой, А.И.Мусурманова, Ф.И.Омаровой, К.Б.Семенова, С.М.Шакарян и др.

Вопросы подготовки будущих учителей и воспитателей детских образовательных и воспитательных учреждений в условиях высшего педагогического учреждения явились предметом рассмотрения целого ряда исследователей: Ф.В.Караваевой, Н.В.Колосовой, Н.И.Пинчук, Л.В.Поздняк, Н.А.Рыбачук, Н.М.Соколюк, А.В.Федорова, Н.Х.Хали-товой, А.СШаалы и др.

К анализу идей и опыта карачаевской народной педагогики и их использованию в современном воспитании обращались в своих исследованиях Ф.В.Абаева, М.И.Айбазова, А.А.Байчорова, Ф.И.Бай-чорова, Х.Х-М.Батчаева, Х.Х.Боташева, И.Б.Лайпанова, П.К.Кечеру-кова, К.Б.Семенов и др.

Однако в этнопедагогике карачаевского народа нет еще специальных работ, посвященных выявлению и систематизации идей гуманизма, получивших отражение в памятниках народной педагогики, а также использованию их в процессе воспитания гуманизма у младших школьников. В работах вышеперечисленных авторов, посвященных проблемам карачаевской народной педагогике, своеобразие воспитания гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества не рассматривается.

Таким образом, возникла ситуация, при которой для удовлетворения насущной потребности общества и практики школьного образования в воспитании гуманизма у школьников с опорой на идеи и опыт народной педагогики, нет достаточных условий, в частности, нет соответствующих научных сведений о гуманистических воззрениях и традициях карачаевского народа.

Осуществление воспитания гуманизма в процессе образования в современной школе предполагает наличие специальной подготовки учителя начальных классов. Однако исследования показывают, что большинство учителей начальных классов карачаевских националь-

ных школ не обнаруживает необходимого уровня теоретических знаний и практических умений. Результаты опроса студентов факультета педагогики и психологии Карачаево-Черкесского государственного университета тоже свидетельствуют о том, что большинство из них обладает низким уровнем готовности к воспитанию гуманизма у младших школьников. Анализ организации образовательного процесса в вузе позволяет сделать выводы: подготовка студентов педагогического вуза к воспитанию гуманизма у младших школьников не носит системного характера; в процессе подготовки студентов к учительской деятельности не реализуется комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение студентами нужного уровня готовности к воспитанию гуманизма у младших школьников.

Указанными обстоятельствами определяется актуальность ' темы настоящей диссертации, а проблема сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов к эффективному формированию у младших школьников гуманистических ценностей в процессе изучения устного народного творчества. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов в вузе к воспитанию гуманизма у школьников.

Предметом исследования явилась подготовка будущих учителей начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников на основе гуманистических идей и опыта народной педагогики может быть эффективным, если: -выявлены приоритеты гуманистической подготовки учителя

начальных классов; -у студентов формируется позитивная установка на осуществление гуманистического обучения и воспитания младших школьников;

-система подготовки будет включать в себя как общепрофессиональные, так и специальные дисциплины, которые позволят сформировать необходимый уровень готовности студентов к воспитанию гуманизма у младших школьников на основе этнонационального компонента содержания образования;

-педагогические условия подготовки студентов педвуза к воспитанию гуманизма у младших школьников будут ориентированы на определение и реализацию содержания общей и профессиональной специальной подготовки студентов, обеспечивающих формирование необходимых профессиональных знаний и умений;

-при построении учебного процесса в вузе применяются активные методы обучения (создание проблемных ситуаций, организация диспутов на семинарских занятиях, использование тренинговых технологий, выполнение в ходе педагогической практики специально разработанных заданий);

-создана комфортная среда отношений и общения всех субъектов педагогического процесса.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть состояние проблемы воспитания гуманизма у младших школьников на современном этапе;

2) выявить содержание и особенности педагогической деятельности учителя начальных классов по воспитанию гуманизма у школьников и на этой основе построить теоретическую модель его деятельности;

3) выявить идеи гуманизма в карачаевском устном народном творчестве и определить возможности их использования;

4) выявить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки студентов к гуманистическому образованию и воспитанию учащихся;

5) разработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителя младших классов на основе изучения гуманистических идей в устном народном творчестве карачаевцев.

Общую методологию исследования составляет аксиологический (ценностный) подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель социального развития.

В качестве конкретных методологических принципов были избраны системный подход и системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании. Особое место в методологии исследования заняли положения общей этнопедагогики и этнической педагогики народов СевероКавказского региона, этнопсихологии, идеи гуманизации и этнопе-дагогизации образования

Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, И.Б. Кото-вой, A.B. Петровского, В.Н. Турченко, E.H. Шиянова и др.; социального аспекта Л.П. Буевой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, A.B. Муд-рика, Б.Д. Парыгина и др.; ценностях и ценностной ориентации школьников В.Г. Алексеевой, Б.Г. Ананьева, Л.М. Архангельского,

A.Г. Здравомыслова, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Т.Н. Малковской,

B.А. Ядова; теории и практики образовательного процесса В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Л.В. Занковой, Д.Б. Эльконина и др.

Мы опирались на идеи и концепции о педагогике и психологии этноса (В.Ф. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); создание национальной системы воспитания (П.П. Блонский, Г.Н. Волков,

C.И.Гессен, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, Е.П. Белозерцев, Г.Н.Волков, А.П. Величук, Л.Ф. Грехан-кина, М.А. Кузьмин, В.В.Макаев, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.); изучение возрастных особенностей младшего школьного возраста (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Д.Б. Эльконин и др.); развития культуры и быта карачаевского и балкарского народов (М.Б.Гуртуева, А.И. Караева, Х.Х, Малкондуев, В.П. Невская, Р.А.-К. Ортабаева, К.Б. Семенов, И.М. Шаманов, K.M. Текеев, Ф.А. Урусбиева, С.Б. Узде-нова и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотетических предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертные оценки), праксиметрические (анализ продуктов педагогической деятельности, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта), экспериментальные (констатирующие и развивающие эксперименты), методы статистической обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1996-1998 гг.) был осуществлен теоретический анализ литературы, имеющей отношение к теме работы, и дана оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике педагогического образования и воспитания, определены

цели и задачи, гипотеза исследования, его основные параметры и ожидаемые результаты, разработана программа экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (1998-2000 гг.) проводился формирующий эксперимент, были подготовлены и апробированы программы. Разработаны практические рекомендации по гуманизации образования и воспитания будущих учителей начальных классов.

На третьем этапе (2000-2002 гг.) были уточнены результаты формирующего эксперимента, систематизированы и апробированы научно-методические рекомендации, проведено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: на основе теоретического анализа произведений карачаевского устного народного творчества и изучения практического состояния проблемы выявлены гуманистические идеи народа, на основании которых целесообразно осуществлять воспитание гуманизма у младших школьников; раскрыта сущность функции учителя начальных классов по воспитанию гуманизма у школьников; определено содержание профессиональной подготовки учителя-гуманиста начальной школы, выявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки учителя на основе гуманистических идей; содержащиеся в исследовании положения и выводы вносят определенный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, а также создают благоприятные условия для совершенствования преподавания педагогических наук в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе разработаны и внедрены методические рекомендации, учебные программы, спецкурсы, спецсеминары, курсы по выбору, раскрывающие содержание образования в вузе и школе. Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической, философской и методологической базой исходных позиций исследования, адекватностью методов исследования его логике и задачам, подтверждением результатов исследования опытно-экспериментальным путем.

На защиту выносятся следующие положения:

- гуманистические идеи в подготовке, учителя представляют собой общечеловеческие ценности, которые выступают как

социальные ориентиры, приобретая основополагающее значение в гуманизации педагогического процесса;

- готовность учителя начальных классов к осуществлению гуманистического обучения и воспитания представляет собой личностное образование, в основе которого лежит система гуманистических качеств и отношений, профессионально-ценностных ориентации, знаний и умений, обеспечивающих функционирование его психолого-педагогических технологий;

- подготовка учителя начальных классов на основе гуманистических идей реализуется посредством следующих педагогических условий: формированием у студентов психологической установки на творческую индивидуальность каждого ученика, расширением круга научных представлений об индивидуально-типологических различиях учащихся начальных классов, обогащением нормативных психолого-педагогических курсов спецкурсами и спецсеминарами по проблемам гуманистической педагогики, вооружением студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности на основе гуманистических идей;

- содержание профессиональной подготовки современного учителя-гуманиста реализуется при помощи новых педагогических технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета, на семинарах аспирантов Карачаево-Черкесского государственного университета, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (1996-2002 гг.), на научно-практических конференциях: Нальчик(1996 г.), Ставрополь (2001), Краснодар (2002), Невинно-мысск (2002) Разработанные диссертантом учебные программы и рекомендации используются в учебном процессе на различных факультетах Карачаево-Черкесского государственного университета.

Результаты исследования отражены в 8 публикациях.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во Введении обосновывается актуальность выбор темы исследования, и определены проблема, цель, объект, предмет исследования, сформулированы гипотеза и ее основные положения, выноси-

мые на защиту, указаны задачи, основные этапы и методы диссертационного исследования, дана его теоретическая и практическая значимость, показана научная новизна.

В первой главе («Научно-теоретические основы воспитания младших школьников в духе гуманизма») дан историко-теоретический анализ становления гуманистических идей; раскрыта гуманистическая направленность подготовки будущего учителя начальных классов, определена модель личности учителя как системообразующий фактор в процессе гуманистической подготовки учителя начальных классов.

Во второй главе («Система подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования к воспитанию гуманизма у младших школьников») выявлены идеи гуманизма в карачаевском устном народном творчестве, а также содержание и структура готовности учителя начальных классов к воспитанию гуманизма на основе изучения устного народного творчества, выявлены методы и средства подготовки будущего учителя начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.

В заключении даны основные выводы по результатам исследования.

Основное содержание работы

За последние годы наметилось стремление внести существенные изменения в содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки российского учителя, приблизить ее к современным потребностям школы, связанным, в том числе, и с гуманизацией ее деятельности.

Гуманистическая педагогика соответствует перспективным потребностям развития российской школы и в наибольшей степени учитывает и реализует личностный подход к обучению и воспитанию. Отсюда гуманистическое воспитание рассматривается как процесс и результат целесообразной педагогической деятельности, специального творческого взаимодействия педагогов и воспитанников, ориентированных на общечеловеческие ценности и формирование гуманных качеств личности, способной к гармоническому развитию.

В качестве важнейших идей воспитания выдвигаются социализация личности, приобщение ее к национальной культуре, нормам и ценностям общества; новый взгляд на ребенка как субъекта воспита-

ния, рационализация, гуманизация и гуманитаризация образования, создание воспитывающей среды и развития воспитательных систем, свободное самоопределение человека и защита его прав.

Среди реальных задач гуманистического воспитания приоритетными являются: признание личности ребенка как высшей ценности, оказание помощи в его жизненном самоопределении (мировоззренческом, духовно-нравственном, гражданском, физическом, бытийном), создание для этого всех необходимых условий.

Педагогика гуманистического воспитания предусматривает оптимальный выбор и использование системы научно обоснованных средств, форм, методов воспитания, обеспечивающих приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям, создание гуманных взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками. Функции гуманистического воспитания сводятся к приобщению учителей и учащихся к ценностям гуманной культуры, к социальной защите и охране детства, жизни и здоровья детей, их прав и достоинств; созданию условий для развития каждого ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказанию помощи в развитии его творческого потенциала и способностей, в жизненном самоопределении, самореализации в семье, школе, окружающей среде; созданию в итоге гуманистических отношений к обществу и культуре, природе, к людям и самому себе.

В первой главе исследования - «Научно-теоретические основы воспитания младших школьников в духе гуманизма» - дается историко-философский анализ педагогических концепций прошлого и современности, что позволяет говорить о приоритетном значении в организации учебного процесса индивидуальности учителя, несущей в себе привлекательный для ребенка гуманистический потенциал. Интегральная система обучения не противопоставляется психическому развитию личности и ее индивидуальным особенностям.

Вследствие этого, особое внимание при отборе учителей уделяется наличию у них высокого уровня социального интеллекта, творческого потенциала, эмпатии, способности вызвать у ребенка необходимый эмоциональный резонанс.

В целом гуманизация образования направлена на создание такого мирового сообщества, идеалом которого будет являться принцип гуманизма во всех сферах его жизнедеятельности.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что педагогические ценности, включая в себя все духовные ценности, выступают как со-

циальные феномены, приобретая основополагающую роль в гуманизации педагогического процесса.

Процесс подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических идей - сложный, многосторонний процесс, находящийся с системой профессиональной подготовки в диалектическом соотношении целого и части, при котором целое поглощает не все компоненты части, а часть не полностью входит в целое. Он предполагает освоение личностью системы профессиональных знаний, формирование умений, направленных на диагностику, коррекцию и формирование нравственных качеств личности учащегося, профессионально-этическое самовоспитание через усвоение ценностей профессиональной культуры всех уровней организации, а также становление личностных свойств и качеств, отвечающих требованиям учителя-гуманиста.

Строя модель учителя-гуманиста, мы выделили следующие компоненты:

личностный компонент, включающий в себя следующие характеристики: высокая активность и социальная ответственность; любовь к детям, потребность и способность «отдать им свое сердце», подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений и потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему.

Личностный компонент, на наш взгляд, можно дополнить такими качествами:

- аттракция - социальная установка на уважение к человеку, отношение к человеку как к самоценности;

- способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека);

- способность к рефлексии;

- креативность - способность к творчеству;

- экстравертность - раскрытость на общение с людьми;

- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, оптимизм, жизнерадостность;

- способность к диалектической интерпретации процессов обучения и воспитания;

- развитое профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность,

предвидеть результаты работы, давать теоретическое обоснование своим действиям;

- умение придать личностную окраску преподаванию;

- владение стилем неформального общения с детьми.

Следующий операционный компонент модели личности учителя-гуманиста выражает единство его теоретической и практической готовности, т.е. профессиональную компетентность. Она может быть описана через профессионально значимые умения, базирующиеся на обозначенных, специальных, фундаментальных и методических психолого-педагогических знаниях. Наиболее общими являются умения педагогически мыслить и педагогически действовать, они проявляются в квалифицированном анализе педагогических фактов и явлений и на практике выражаются в «универсальном» умении решать педагогические задачи. Оно включает в себя четыре группы взаимосвязанных умений: анализ воспитательной ситуации и постановка педагогической задачи; прогнозирование результата и проектирование педагогического взаимодействия; реализация педагогического взаимодействия, его регулирование и корректирование; анализ, оценка полученных результатов и определение новой педагогической задачи.

Мы предполагаем, что гуманистическая направленность личности учителя представляет собой интегративное личностное образование и проявляется как целостная совокупность общественных и профессиональных ценностных ориентации.

Гуманистическая направленность личности как система включает в себя следующие структурные компоненты:

- эмоциональный компонент, отражающий личностное отношение к объектам деятельности;

- интеллектуальный компонент, который понимается как уровень развития общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- волевой компонент, обусловливающий активность личности в процессе деятельности;

Для каждого структурного компонента гуманистической направленности личности учителя мы выделяем основные показатели, параметры, в соответствии с которыми осуществлялось измерение ее конкретных содержательных характеристик. Нами выделены следующие показатели уровня сформированное™ гуманистической направленности: осознанность, устойчивость, избирательность, удовле-

творенность, целеустремленность. Параметры измерения компонентов гуманистической направленности учителя позволяют определить факторы, способствующие ее формированию.

С целью проявления гуманистической направленности у студентов с I по IV курс были изучены мотивы выбора профессии учителя начальных классов. Для описания сформированное™ целенаправленности студентов используются разнообразные методы: наблюдение, анкетирование, интервью, изучение документации.

Самопознание себя в профессии учителя связано с представлением о профессионально значимых личностных качествах учителя-гуманиста. Мы предложили проанализировать 15 качеств по 10-ти балльной системе.

Результаты ранжирования профессионально значимых качеств учителя-гуманиста

Качества Суммарный балл Ранговое место

1. Гуманность 9,8 1

2. Духовность 9,7 1

3. Коммуникативность 9,6 2

4. Рефлексия 9,6 2

5. Креативность 9,6 2

6. Эмпатия 9,5 2

7. Активность 9,1 2

8. Целеустремленность 9,0 2

9. Любознательность 8,9 3

10. Самостоятельность 8,9 3

11. Интеллигентность 8,9 3

12. Альтруизм 8,6 4

13. Честность 8,6 4

14. Скромность 8,0 5

15. Доброжелательность 8,0 5

Представленные качества условно можно разделить на такие группы:

1) нравственно-коммуникативные - отношение к другим людям;

2) отношение к себе, как к субъекту профессионально-педагогической деятельности;

3) отношение к труду и волевые;

4) интеллектуальные.

В отношении к другим людям наиболее значимыми оказались гуманность, честность, эмпатия. В других группах было предложено самостоятельно перечислить профессионально значимые личностные характеристики учителя-гуманиста. Обработка полученного материала осуществлялась методом контент-анализа. Полученные данные подтвердили доминантную установку учителя начальных классов на учителя-гуманиста, поэтому и по всем другим исследовательским методикам гуманистическая направленность всегда акцентирована в структурной модели учителя-гуманиста.

Во второй главе исследования - «Система подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования к воспитанию гуманизма у младших школьников» - нами были выявлены идеи гуманизма в карачаевском устном народном творчестве, определены содержание и структура готовности учителя начальных классов к воспитанию гуманизма на основе изучения устного народного творчества.

Особое внимание, на наш взгляд, и в вузе, и в школе следует уделять изучению фольклора, так как эмоциональная сила и выразительность его образов близки подрастающему поколению. На фольклорном материале можно приобщать молодежь к богатству родного языка, научить понимать его красоту, воспитывать любовь к живому, образному родному слову.

Неоценима роль устного народного творчества в духовно-нравственном формировании личности. На протяжении многих столетий фольклор является своеобразным «жизненным учебником», передававшим от старших к младшим опыт и знания, умения и навы1 ки, житейскую философию, мудрость, этику, педагогические взгляды на воспитание и обучение детей.

Карачаевское устное народное творчество является духовным наследием производителей материальных ценностей, непосредственным идеологическим обобщением их трудового опыта,' их общественной практики, непосредственным выражением их мировоззрения, морали, эстетических вкусов.

Идеи гуманизма занимают значительное место в устном народном творчестве карачаевцев. Изучение устного народного творчества позволяет утверждать, что народ-педагог, определив содержание нравственного воспитания в соответствии со своим идеалом, одновременно выработал действенные пути и способы его осуществления в новых поколениях.

Следует отметить, что карачаевцы и балкарцы представляют, по существу, одну этническую общность. Общими у них являются язык, обычаи, быт, культура и условия жизни. Можно утверждать, что и фольклорное наследие балкарцев и карачаевцев в равной степени принадлежит обоим народам.

Ни у кого не вызывает сомнения, что устное народное творчество во все времена являлось мощным источником неисчерпаемых сил трудового народа, служило важным средством изучения его психологии, воспитания национального самосознания, справедливости, человечности и патриотизма.

При определении уровня гуманистической направленности студентов за условную единицу измерения гуманности мы взяли совокупность таких гуманистических качеств личности, которые соответствовали бы общечеловеческим гуманистическим ценностям на данном этапе развития общества.

На первый вопрос анкеты: «Какие гуманистические качества Вы цените в окружающих?» студенты назвали в общей сложности 39 качеств: честность, благородство, искренность, доброта, отзывчивость, порядочность, скромность, уважение друг к другу и др.

Те гуманистические качества, которыми должен обладать учитель младших классов, студенты поставили по степени значимости в следующем порядке: на 1 месте - любовь к детям, на 2-м месте -доброта, на 3-м - умение воспитывать детей, на 4-м - трудолюбие, на 5-м - жизнерадостность и другие качества, всего студенты указали 22 качества. Важность этих гуманистических качеств, необходимых воспитателю, очевидна, но есть среди них и такие, которые отражают специфику работы с детьми, и поэтому находятся в неразрывной связи с личностью самого студента. Это такие, как сдержанность, отзывчивость, милосердие, терпение и преданность своей профессии - воспитанию детей.

При раскрытии понятий «гуманность», «общечеловеческие ценности» и «нравственный потенциал» студенты отвечали общими фразами: например, «гуманность» - «... воспитание человеком своих внутренних качеств»; «общечеловеческие ценности» - «... каче-

Ства характера»; «нравственньш потенциал» - «... я с вами согласна» и т.п. Эти ответы недостаточно, на наш взгляд, раскрывали содержание данных понятий. На вопрос о влиянии произведений народного творчества на формирование гуманности ответы студентов выражаются следующим образом: «Да, безусловно» (53%), «Не всегда (34%), «Не знаю» (13%).

На вопрос, помогают ли произведения устного народного творчества разобраться в гуманистических представлениях, студенты ответили: «Да» (59 %), «Не всегда (29%), «Не могу ответить» (12%). Называя произведения устного народного творчества, содержащие в себе гуманистический потенциал для воспитания личности, некоторые студенты ограничились названиями различных жанров народного творчества: «Народные сказки, песни и т.д.», а некоторые отвечали, что не знают ни одного и не могут назвать, таких было большинство (67 %). В числе гуманистических ценностей, содержащихся в произведениях народного творчества, студенты отметили смелость, гордость, загадочность, приветливость, самокритичность. Самокритичными были и сами студенты, оценивая свои знания в области карачаевского народного творчества: «удовлетворительно» (14 %), «недостаточно» (8 %), «не знаю» (78 %).

В числе источников информации о карачаевском народном творчестве студенты назвали на 1 месте литературу (41%), на 2-м -театр (25%), на 3-м - семью и преподавателей (по 17%), на 4-м -друзья (14%), на 5-м - выставки (3%).

Оценку своих знаний в различных жанрах устно-поэтического, музыкально-игрового и декоративно-приклад-ного искусства студенты выразили в следующих количественных и качественных отношениях: «В полной мере» (3 %), «Недостаточно» (79 %), «Не могу ответить» (18 %). Студенты назвали очень мало произведений карачаевского устного народного творчества, как из взрослого, так и из детского репертуара.

Результаты проведенного эксперимента среди студентов педагогического факультета с 1 по 5 курс показали, что значительное количество их находится на объектном и объектно-субъектном уровнях развития, субъектно-объектного и собственно субъектного достигли лишь 22 % испытуемых. Анализ полученных нами экспериментальных данных со всей очевидностью свидетельствует, что несмотря на некоторое возрастание субъективности, с 1 по 5 курс (с 17% до 42 %) преобладает количество студентов, характеризующихся творческим,

активно-изобразительным отношением к профессиональной деятельности учителя-гуманиста.

Отчетливое представление студентов о перспективах собственного профессионального выбора в сочетании с системой гуманистических ценностей и идеалов становится необходимым условием становления и развития их субъективности. В отношении профессии учителя-гуманиста это означает глубокое осознание желания стать учителем начальных классов, принятие ценностей педагогического труда, внесение личностных смыслов и значений в учебно-профессиональную деятельность учителя-гуманиста.

Следующей задачей нашего исследования было выявление идей гуманизма в карачаевском устном народном творчестве и определение возможности их использования. В ходе работы мы пришли к выводу, что в устном народном творчестве выкристаллизовался вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении народные пословицы, поговорки, сказки, песни имеют все основания стать важным средством современного воспитания. Любой родитель, учитель, воспитатель, наставник и все те, кто, так или иначе, причастны к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях могут и должны использовать бесценную народную мудрость.

Решение всех других задач помогло определить структуру и содержание подготовки студентов педагогического вуза к воспитанию гуманизма у младших школьников, с учетом возможностей использования в нем идей гуманизма в карачаевском устном народном творчестве, и выявить следующие организационно-педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки студентов к гуманистическому образованию и воспитанию учащихся:

- необходимость формирования у студентов позитивной установки на осуществление гуманистического обучения и воспитания младших школьников;

- обогащением нормативных психолого-педагогических курсов спецкурсами и спецсеминарами по проблемам гуманистической педагогики;

- вооружением студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности на основе гуманистических идей.

В ходе исследования нами выработаны, практические рекомендации:

1. В содержание процесса подготовки будущих учителей начальных классов отдельным предметом должен быть включен курс «Гуманистическая педагогика».

2. Без приобщения к культуре собственного народа человек не способен стать полноценной, нормально развивающейся личностью. Поэтому, одним из главных направлений воспитательной деятельности вузов должно стать обеспечение этнодифференциации, изучение собственной культуры и культуры народов, составляющих ближайшее этнокультурное окружение. Только в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание и толерантное взаимоотношение людей разной национальности. Система воспитательного воздействия этнокультуры должна включать возможно большее количество форм организации учебно-воспитательной работы.

3. В качестве тематики докладов студентам могут быть предложены:

- произведения музыкального фольклора, их роль в формировании нравственно-эстетических отношений младших школьников;

- идеи устного народного творчества и их применение в воспитании детей;

- изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство воспитания у детей интереса к народному творчеству;

- устно-поэтическое народное творчество как средство воспитания у детей интереса к народному творчеству;

4. В содержание заданий на педагогическую практику студентов третьего курса целесообразно включить:

- исследование этнической среды младшего школьника;

- составление плана учета этнической среды в процессе обучения и воспитания на уроках и внеучебных занятиях;

- составление плана знакомства детей с культурным наследием своего народа и народа, составляющего ближайшее этноокружение;

- обсуждение результатов учета этнической среды обитания детей в общем отчете по педагогической практике.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Социальный заказ общества на максимальное развитие задатков, заложенных в человеке, на формирование активной, творчески мыслящей и свободной личности определяет необходимость гу-

\

манизации системы общего образования, что, в свою очередь, в соответствии с принципом профилизации приводит к изменению некоторых направлений подготовки учителей начальных классов.

Профессиональная подготовка учителей начальных классов должна включать в себя формирование:

- гуманистического мировоззрения будущего учителя;

- знаний, педагогических навыков и умений, позволяющих проявлять гуманизм в процессе обучения детей;

- , знаний, педагогических навыков и умений, позволяющих

формировать гуманистическое мировоззрение у воспи-туемых.

2. Модель учителя-гуманиста включает следующие компоненты:

- личностный компонент (активность, социальная ответственность, любовь к детям, высокий уровень духовной культуры; инновационный стиль педагогического мышления, потребность к самообразованию и др.);

- операционный компонент, выражающий уровень его теоретической и практической готовности, то есть уровень профессиональной компетентности (умения анализировать воспитательные ситуации, ставить педагогические задачи, прогнозировать результаты, проектировать педагогическое взаимодействие и реализовывать его, анализировать результаты деятельности и ставить новые задачу

3. Включение в процесс подготовки будущих учителей начальных классов учебных дисциплин, раскрывающих педагогическую ценность и содержание карачаевского и балкарского устного народного творчества, позволяет решать одновременно две проблемы:

- формировать гуманистическое мировоззрение будущего учителя;

- формировать знания, навыки и умения, позволяющие проявлять гуманизм с учетом особенностей детей, определенных региональными и национальными условиями личностного развития.

Система подготовки будущих учителей-гуманистов может быть эффективной, если изучение идей гуманизма, изложенных в произведениях устного народного творчества, будет встроено в процесс подготовки учителей в рамках:

- НИРС, обеспечивая аналитический и синтетический (личностно-смысловой) уровни восприятия фольклора;

- педагогической практики;

- работе над курсовыми проектами;

- самостоятельной познавательной деятельности;

- специально организованных занятий по изучению устного народного творчества регионально-национального компонента и государственного образовательного компонента.

Организованное подобным образом обучение позволяет на более высоком уровне сформулировать познавательную активность студентов, готовность их к реализации гуманистических подходов к процессу обучения младших школьников, более высокий уровень знаний по этнопедагогике, профессиональной компетентности.

В ходе проведенного нами исследования определились проблемы, требующие дальнейшего исследования: более глубокое изучение данной проблемы и особенностей подготовки студентов к воспитанию гуманизма у школьников средствами устного народного творчества; выявление условий преемственности в формировании гуманистических ориентаций у школьников на разных этапах их развития, соотношения общечеловеческого и национального в гуманистическом развитии младшего школьника, гуманистическая ориентация школьников, формирующаяся под влиянием средств массовой информации и т.д.

\

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Алиева A.M. Проблемы народной педагогики в условиях современности //Тезисы докладов. - Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - С. 15-16.

2. Алиева A.M. Идея культуросообразности в народном образовании: традиции и современность //Северный Кавказ: геополитика, история, культура: Материалы Всероссийской научной конференции. - М., Ставрополь, 2001. 4.2. - С. 260-262.

3. Алиева A.M., Каракотова С.А. Роль и значение этикета как части нравственной культуры (в соавт.) //Алиевские чтения. - Карачаевск, 1997. -С. 209.

4. Алиева A.M., Каракотова С.А. Культурные традиции как преемственность правила поведения (в соавт.) /Алиевские чтения. -Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - С. 226-227.

5. Алиева A.M., Каракетова С.А. К.Кулиев - поэт многонациональной России //Третьи Эльбрусские чтения. - Нальчик, 2002. - С. 129-130.

6. Алиева A.M. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи //Первые Эльбрусские чтения. -Нальчик, 1996. -С. 72-73.

7. Алиева A.M. Система подготовки студентов факультета педагогики и методики первоначального образования на основе гуманистических идей. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Невинномысск, 2002. - С. 47-48.

8. Алиева А.М. Формирование у студентов гуманистической ценностной ориентации. //Тезисы XXIX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России. - Краснодар, 2002. -С. 181.

Формат 60 х 84/16

Подписано в печать_печ. листов 1,0

Бумага офсетная 80 г/м2 Тираж 100 экз.

Набрано и отпечатано в типографии Карачаево-Черкесского госуниверситета: 356202, Карачаевск, ул. Ленина, 46

Ü.OQ? -Д (l?7g

» 11 3 7 8

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алиева, Анжелла Муратовна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ГУМАНИЗМА.

§ 1 .Становление гуманистических идей (историко-теоретический анализ).

§ 2. Гуманистические идеи в подготовке будущего учителя начальных классов.

§ 3. Модель личности учителя как системообразующий фактор в процессе гуманистической подготовки учителя начальных классов.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

§ 1. Идеи гуманизма в Карачаевском устном народном творчестве

§ 2. Содержание и структура готовности учителя начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников на основе изучения устного народного творчества.

§ 3. Методы и средства подготовки будущего учителя начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.

ВЫВОДЫ ПОИ ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества"

Перемены, происходящие в социально-экономической жизни нашего общества, диктуют кардинальные изменения в духовно-нравственном облике людей. Государственная политика в области образования и воспитания постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Гуманизм в современных условиях является методологическим основанием образования и воспитания, нравственной основой формирования личности. В современном мире растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. В этой связи гуманизм характеризует ценностные аспекты образования как общественного явления. Гуманизация может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Вместе с тем, гуманистическое образование - это сердцевина национальных и общечеловеческих ценностей. В настоящее время гуманизация образования составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих, гуманных отношений между ними в целостном педагогическом процессе.

Гуманизация образования призвана оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечивать их наиболее эффективное развитие. Она направлена на создание такого содержания, форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных способностей, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться. Если в недавнем прошлом акцент был в значительной степени смещен в сторону доминирующей роли социума, то в настоящее время имеет место явный перекос в сторону приоритета индивида.

Педагогика гуманизма опирается на мощную гуманистическую педагогическую традицию, уходящую своими корнями в глубь веков и связанную с ориентацией на любовь, уважение и внимание к детям, с попытками построить образовательно-воспитательный процесс, исходя из природы ребенка и из его интересов (Я.А. Коменский и его принцип природосообразности). Особое значение для ее становления имела теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо, идеи и опыт «свободного воспитания» (JI.H. Толстой, К.Н. Вентцель, А. Нейлл, С. Фор и др.), «гуманистическая психология» К. Роджерса, теоретическая и практическая деятельность И.Г. Песталоцци, Я. Кор-чака, JI.H. Толстого, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашви-ли. Гуманистическая педагогическая традиция неразрывно связана с развитием человекознания, опирается на него, черпает в нем свою веру в возможности ребенка, в его внутренний потенциал, использует данные антропологии для конструирования средств воспитания и образования.

Становление парадигмы гуманистической педагогики (понимаемой как целостная совокупность определенных теоретических положений и способов их реализации, принципиальных для сообщества ученых (педагогов и учителей) охватывает длительный период времени и завершается в последнее десятилетие ХХ-го столетия. Это обусловлено состоянием педагогического знания и человековедения в целом, характером воспитательно-образовательной практики, а также уровнем развития общества, его проблемами и возможностями.

Сама парадигма гуманистической педагогики, отражая многие черты и способности тенденций всемирного педагогического процесса, исторического развития общества в целом, является по преимуществу продуктом западной цивилизации. Именно на Западе зародились и получили развитие традиции, связанные с осознанием и практическим воплощением в различных сферах общественной жизни свободы каждого отдельного человека, автономности и самостоятельности его личности, признания за ним права на индивидуальность, независимость и самодеятельность. Эти подходы ясно обозначились в Древней Греции и уже тогда оказали заметное влияние на педагогику (76; 15-18). Наиболее интенсивное развитие и практическая реализация названных подходов, в том числе и в педагогической сфере, начались по мере воплощения в жизнь идей Просвещения, идеалов универсальных прав человека: свободы и равенства. Разрешение противоречий между распространенным характером всеобщих прав человека и конкретными чертами определенного социума и индивида в нем пошло в странах Запада по пути утверждения буржуазных отношений с присущими им частной собственностью, правовым государством и гражданским обществом. В конце XIX столетия, когда в результате промышленного переворота во всех развитых странах Запада возникло общество индустриального типа, «педоцентристская революция» в педагогике поставила вопрос образовательно-воспитательного процесса ребенка. Была сделана серьезная заявка на то, чтобы в массовой педагогической практике и массовом педагогическом сознании преодолеть традиционно господствовавшие установки, получившие в то время наиболее полное воплощение в гербартианстве. Именно в конце XIX - начале XX веков на базе идей «свободного воспитания» возникла образовательная педагогика «свободной школы». Однако «Свободная школа» создававшаяся в эпоху развития общества, идеологически опиравшаяся на лозунг «свобода, равенство и братство», не имела еще в то время реальной базы для массового внедрения. В начале XX века не хватало также и психологических знаний. Гражданское общество еще не могло доминировать над государством. Мораль «свободной школы»,* как отражавшая вполне реальные тенденции развития воспитания и образования с точки зрения массового внедрения была утопична и существовала лишь в теории и на уровне эксперимента, опиравшегося на энтузиазм и под-' вижничество выдающихся педагогов (20; 17-24). В XX веке правильность древней истины, гласившей, что «человек есть мера всех вещей», стала очевидной как никогда ранее. Огромный потенциал, накопленный обществом за его многотысячелетнюю историю, в нашем столетии неожиданно восстал против своих творцов. Мировые войны и массовый геноцид, атомная угроза и экологические катастрофы, тупики сайентизма и кризис образования - вот лишь некоторые черты цивилизации XX века, так гордящейся достижениями демократии и научно-технического прогресса и небывалым уровнем материального производства. В этих сложных противоречивых условиях именно человек становится действительной мерой всех вещей, высшей непререкаемой ценностью, альфой и омегой общественного прогресса, его целью, смыслом, критерием, движущей силой и конечным результатом.

Современная цивилизация движется от постиндустриального к информационному обществу. Осмысление этого феномена позволяет сделать вывод о том, что социум, в котором находится индивид, теперь будет пребывать в состоянии непрерывного изменения. Чтобы достойно жить в таком мире, человек должен стремиться к возможно более полной самореализации своей личности, достигаемой на основе ее предварительной самоидентификации и самоопределения. Если раньше кризис образования носил институционали-стский характер, требуя приспособления деятельности школы к конкретным общественным потребностям, то теперь кризис образования носит личностный характер. На повестку дня перед воспитательно-образовательными учреждениями общества (а прежде всего перед школой) становится задача помочь личности обрести свое подлинное «Я», сформировать механизм самозащиты от постоянно меняющегося динамического мира, который эту личность формирует.

В настоящее время все более набирает силу тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях между учителем и учеником с объектно-субъектных на диалоговые субъектно-объектные, что предусматривает стимулирование максимально полной самореализации каждым воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. Происходит акцентирование внимания на глубоко интимных, самобытных особенностях детей, их внутренних, душевных качествах в отличие от предшествующей ориентации на унифицированную социализацию личности, в определенном смысле нивелирующей ее индивидуальность. Заметно возрастает бережное отношение к приватной, уединенной сфере человеческой души.

Общество не только улавливает эти процессы в образовании, но и понимает, что они соответствуют его коренным интересам. Оно имеет возможность на нынешнем этапе своего развития обеспечить их материально. Указанные тенденции характерны для всемирного историко-педагогического процесса в целом на его современном этапе, что подкрепляется усиливающейся интеграцией традиций различных цивилизаций во всех сферах общественной жизни. Следует особо подчеркнуть, что гуманистическая педагогическая традиция, возникшая на Западе, уже с конца прошлого столетия активно пытается преодолеть некоторые существенные недостатки, присущие педагогике этой цивилизации, например, излишний интеллектуализм, опираясь в том числе и на опыт культур Востока.

Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманизации воспитания и образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Наблюдается возвращение к духовному творчеству гуманных начал бытия, культивирование в людях ценностей гуманистической педагогики, назначение которой - поиск путей эффективного развития в человеке его истинно гуманных качеств. Необходимость изменения позиции учителя, ориентация его на гуманистические общечеловеческие ценности и адекватный им стиль педагогической деятельности выдвигает задачу переосмысления содержания подготовки учителя в педагогическом вузе на основе гуманистических приоритетов. Особенно важно начинать эту работу с подготовки учителей начальной школы. Совершенствование подготовки будущих учителей с учетом гуманизации учебно-воспитательного процесса продуктивно разрабатывается многими исследователями (Б.К. Адырхаевой. Ш.А. Амо-нашвнли, О.Ф. Аникиной, Е.В. Бондаревской, А.Б. Орловым, С.В. Панюко-вой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым, Н.Е. Щурковой и др.). В ряде вузов страны (МПГУ, Барнаульском, Тульском, Рязанском, Самарском госпедуни-верситетах и др. ведется экспериментальная работа по внедрению новых форм и методов подготовки студентов к гуманистическому воспитанию младших школьников и созданию комфортной гуманитарной среды в вузе и школе.

В настоящее время первостепенной задачей педагогического образования и воспитания становится повышение гуманистической культуры учителя, приобретение им нового педагогического мышления на гуманистической основе, овладение методикой гуманистического воспитания. Несмотря на широкий круг работ по проблемам гуманизации образования и обучения (Ш.А.Амонашвили. А.Ф. Ахматов. М.К. Берулава. Ю.Г. Волков, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, З.И. Калмыкова, В.А. Кан-Калик, А.А. Кочетова, В.Г.Кортнев, М.И. Мухин, О.А. Митрошенков, Н.Д. Никандров, В.А.Ситаров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.), до сих пор в педагогической науке не создано целенаправленной системы подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов, нет и специальных исследований, посвященных проблемам гуманизации подготовки учителей начальных классов. В докторской диссертации Е.Н. Шилкова рассмотрены «Теоретические основы гуманистического педагогического образования», которые являются методологической основой подготовки учителя-гуманиста. В работе Воздухова В.П. «Формирование гуманистической направленности студента - будущего учителя как социально-педагогическая проблема» анализируются проблемы гуманистической направленности в подготовке учителя; в кандидатской диссертации Заника JI.B. «Становление гуманистической педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования» показаны пути формирования педагогической позиции учителя.

Важное значение для выработки методических позиций нашего исследования сыграли работы И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, Х.Х.Малкондуева, Я.И. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова и др.

Отдельные аспекты проблемы нашли отражение в диссертационных исследованиях Горловой Е.Б. «Базовая гуманитарная культура личности как фактор социализации младших школьников», Матюхиной А.В. «Гуманистическое воспитание младших подростков средствами художественной литературы», Нагорной Г.Ю. «Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе».

В последнее время гуманистические ценности в той или иной степени рассматриваются в диссертационных работах Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазо-вой, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлаковой, В.М. Джашаккуева, А.С. Койчуе-вой, Семенова К.Б. и др.

Однако, в ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами обнаружено, что проблема подготовки будущих учителей к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества изучена не в полной мере.

Все это и определило тему нашего диссертационного исследования: подготовка студентов педвуза к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов в вузе к воспитанию гуманизма у школьников.

Предмет исследования - подготовка будущих учителей начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения устного народного творчества.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов к эффективному формированию у младших школьников гуманистаческих ценностей в процессе изучения устного народного творчества. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть состояние проблемы воспитания гуманизма у младших школьников на современном этапе.

2. Выявить содержание и особенности педагогической деятельности учителя начальных классов по воспитанию гуманизма у школьников и на этой основе построить теоретическую модель его деятельности.

3. Выявить идеи гуманизма в Карачаевском устном народном творчестве и определить возможности их использования.

4. Определить структуру и содержание подготовки студентов педагогического вуза к воспитанию гуманизма у младших школьников, учитывая возможности использования в нем идей гуманизма в Карачаевском устном народном творчестве.

5. Выявить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки студентов к гуманистическому образованию и воспитанию учащихся;

6. Выработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителя младших классов на основе изучения гуманистических идей в устном народном творчестве карачаевцев.

Гипотеза исследования сводится к следующему. Процесс подготовки учителя начальных классов к воспитанию гуманизма у младших школьников на основе гуманистических идей народной педагогики может быть эффективным, если:

- выявлены приоритеты гуманистической подготовки учителя начальных классов;

- у студентов формируется позитивная установка на осуществление гуманистического обучения и воспитания младших школьников;

- система подготовки будет включать в себя как общепрофессиональные, так и специальные дисциплины, которые будут позволять сформировать необходимый уровень готовности студентов к воспитанию гуманизма у младших школьников;

- педагогические условия подготовки студентов педвуза к воспитанию гуманизма у младших школьников будут ориентированы на определение и реализацию содержания общей и профессиональной специальной подготовки студентов, обеспечивающего формирование профессионально необходимых знаний и умений;

- при построении учебного процесса в вузе применяются активные методы обучения (создание проблемных ситуаций, организация диспутов на семинарских занятиях, использование тренинговых технологий, выполнение в ходе педагогической практики специально разработанных заданий;

- создана комфортная среда отношений и общения всех субъектов педагогического процесса.

Методологической основой исследования является учение о гуманизме как основе сущностей человека и человеческой жизни, совокупности общечеловеческих ценностей, детерминирующих формирование личности индивидуума и определяющих в конечном итоге его поведение и положение в обществе.

Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам гуманизации образования Е.В. Бондаревской, И.Б. Котовой, А.В. Петровского, В Н. Турченко, Е.Н. Шиянова и др.социального аспекта Л.П. Буевой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина и др.; ценностях и ценностной ориентации школьников (В.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьев, JI.M. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Т.Н. Малковская, В.А. Ядов); теории и практики образовательного процесса (В.В. Давыдов, JI.C. Выготский, JI.B. Занкова, Д.Б. Эльконин и др.).

Мы опирались на идеи и концепции о педагогике и психологии этноса (В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); создание национальной системы воспитания (П.П. Блонский, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, А.П. Величук, Л.Ф. Греханкина, М.А. Кузьмин, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, В.К. Шапа-валов, И.А. Шоров и др.); изучение возрастных особенностей младшего школьного возраста (П.П. Блонский, Л.И. Божович, А.Л. Вегнер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Д.Б. Эльконин и др.); развития культуры и быта карачаевского и балкарского народов (М.Б. Гуртуева, А.И. Караева, Х.Х. Малкондууев, В.П. Невская, Р.А.-К. Ортабаева, К.Б. Семенов, И М. Шаманов, К.М. Текеев, Ф.А. Урусбиева, С.Б. Узденова и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотетических предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертные оценки), праксиметрические (анализ продуктов педагогической деятельности, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта), экспериментальные (констатирующие и развивающие эксперименты), методы статистической обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1996-1998 гг.) был осуществлен теоретический анализ литературы, имеющей отношение к теме работы, и дана оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике педагогического образования и воспитания, определены цели и задачи, гипотеза исследования, его основные параметры и ожидаемые результаты, разработана программа экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (1998-2000 гг.) проводился формирующий эксперимент, были подготовлены и апробированы программы. Разработаны практические рекомендации по гуманизации образования и воспитания будущих учителей начальных классов.

На третьем этапе (2000-2002 гг.) были уточнены результаты формирующего эксперимента, систематизированы и апробированы научно-методические рекомендации, проведено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: на основе теоретического анализа произведений карачаевского устного народного творчества и изучения практического состояния проблемы выявлены гуманистические идеи народа, на основании которых целесообразно осуществлять воспитание гуманизма у младших школьников; раскрыта сущность функции учителя начальных классов по воспитанию гуманизма у школьников; определено содержание профессиональной подготовки учителя-гуманиста начальной школы, выявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки учителя на основе гуманистических идей; содержащиеся в исследовании положения и выводы вносят определенный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, а также создают благоприятные условия для совершенствования преподавания педагогических наук в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе разработаны и внедрены методические рекомендации, учебные программы, спецкурсы, спецсеминары, курсы по выбору, раскрывающие содержание образования в вузе и школе. Результаты исследования могут быть рекомендованы для использования в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической, философской и методологической базой исходных позиций исследования, адекватностью методов исследования его логике и задачам, подтверждением результатов исследования опытно-экспериментальным путем.

На защиту выносятся следующие положения:

1) гуманистические идеи в подготовке учителя представляют собой общечеловеческие ценности, которые выступают как социальные ориентиры, приобретая основополагающее значение в гуманизации педагогического процесса;

2) готовность учителя начальных классов к осуществлению гуманистического обучения и воспитания представляет собой личностное образование, в основе которого лежит система гуманистических качеств и отношений, профессионально-ценностных ориентаций, знаний и умений, обеспечивающих функционирование его психолого-педагогических технологий;

3) подготовка учителя начальных классов на основе гуманистических идей реализуется посредством следующих педагогических условий: формирование у студентов психологической установки на творческую индивидуальность каждого ученика, расширение их круга научных представлений об индивидуально-типологических различиях учащихся начальных классов, обогащение нормативных психолого-педагогических курсов спецкурсами и спецсеминарами по проблемам гуманистической педагогики, вооружение студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности на основе гуманистических идей;

4) содержание профессиональной подготовки современного учителя-гуманиста реализуется при помощи новых педагогических технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики КЧГПУ, на семинарах аспирантов КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (1996-2002 гг.), на научно-практических конференциях: Нальчик(1996 г.), Ставрополь (2001), Краснодар (2002), Невинно-мысск (2002) Результаты исследования изложены в публикациях диссертанта. Разработанные диссертантом учебные программы и рекомендации используются в учебном процессе на различных факультетах КЧГПУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы. Практические рекомендации педагогам работающим в начальной школе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алиева, Анжелла Муратовна, Майкоп

1. Знакомились с планом семинара, изучали соответствующею литературу.

2. Подбирали литературу по карачаевскому фольклору для детей младшего школьного возраста, содержащую произведения устно-поэтического музыкально-игрового и декоративно-прикладного искусства.

3. Изучали труды современных педагогов и психологов в области применения народного творчества в воспитании детей.

4. На основании сложившихся представлений о сути проблемы делали подборку статей из опыта работы педагогов.

5. Составляли краткие тезисы по теме выступления.План семинарского занятия

6. Характеристика видов карачаевского народного творчества, их взаимосвязь и взаимопроникновение.

7. Нравственный потенциал произведений народного творчества, его доступность детям младшего школьного возраста.

8. Нетрадиционные формы применения произведений устно-поэтического, музыкально-игрового и декоративно-прикладного искусства в воспитании у школьников гуманных чувств.Тематика докладов

9. Психолого-педагогические исследования в области применения карачаевского устного народного творчества в воспитании детей.

10. Произведения карачаевского музыкального фольклора, их роль в формировании нравственно-эстетических отношении младших школьников.

11. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство воспитания у детей интереса к народному творчеству.

12. Составить список детей группы (возраст, пол).

13. Определить к какой национальности они принадлежат.

14. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология. М: Наука, 1980.-335 с.

15. Адырхаева Б.К. Подготовка будущего учителя к гуманизации. Ав-тореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

16. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М: Педагогика, 1989.- 334 с.

17. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса.- Москва-Рязань: «Ринфо», 1998. С. 31.

18. Алексеева Г.В. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования //Советская педагогика. 1981. № 8. С. 61-63.

19. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Липецк, 1990. - 95 с.

20. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. - 496 с.

21. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. -М.: РАИПС, 1998. 80 с.

22. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избр. пед. труды. -М., 1980. Т. 1.-150 с.

23. Аникина О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1993. - 224 с.

24. Антология педагогической мысли христианского средневековья. Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов в 2-х тт.- М: Аспект-Пресс, 1994. Т. 1. 399 с.

25. Арабов И.А. Семья и этнокульурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск, 1996. -104 с.

26. Арефьева Г.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. М: Педагогика, 1990. - 47 с.

27. Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. М.: Прометей, 1992. - 51 с.

28. Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня плач. - Нальчик, Эль-Фа, 2002. - 235 с.

29. Бейтош М.А. Формирование гуманных отношений в коллективе учащихся общеобразовательной школы. Автореф. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. М., 1987. - 30 с.

30. Белозерцев Е.Н. Гуманистические основания педагогической подготовки учителя. Гуманизация образования. 1994. № 2. -С 21-24.

31. Белозерцев Е.Н. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1986. - 120 с.

32. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 328 с.

33. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы.// Педагогика. 1996. № 4. С. 23-27.

34. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах. //Магистр. 1992. Май. -С. 17-24.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

36. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-орйентированного образования.// Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

37. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика. 1995. № 4. С. 18-20.

38. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. Казань, 1997. - 31 с.

39. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1913. - 198 с.

40. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. -М: Учпедгиз, 1919. 156 с.

41. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контентный подход. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

42. Водовозов В.И. Избр. пед. соч. /Ред. B.C. Смирнов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 631 с.

43. Воздухова В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально педагогическая проблема.'Автореф. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. - М., 1990. - 30 с.

44. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М., «Академия», 1999. 168 с.

45. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М: Педагогика, 1995. - 15 Ос.

46. Волкова Е.Н. Субъективность интегральное свойство личности педагога. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1992. -18 с.

47. Вольтер Ф.М. Метафизический трактат. Гл. IX. О доброте и пороке //Философские сочинения /Отв. ред. В.Н. Кузнецов. М.: Наука, 1988.-751 с.

48. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4. М: Педагогика, 1982. -432 с.

49. Выготский Л.С. Педагогическая технология. М: Педагогика, 1991.- 480 с.

50. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы //Новое педагогическое мышление. М: Педагогика, 1989. - 193 с.

51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М., 1995 -383 с.

52. Губарева Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1994. 20 с.

53. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе //Система воспитания в высшей школе: Обзор, ин-форм. НИВО. Вып.З. -М., 1994. -28 с.

54. Гуманизация образования и эстетическое воспитание детей.// Тезисы докладов научно-практической конференции. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. -96 с.

55. Гуманизация образования. Набережные Челны, 1996. - 180 с.

56. Гуманизация учебно-воспитательного процесса.// Тезисы докладов научно-практической конференции. Липецк, 1991. - 120 с.

57. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998.-15 с.

58. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. -256.

59. Гусаковский М.А., Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Образование школьников в условиях трансформирующегося социума //Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Вып. 12(24). М., 1991. -45 с.

60. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. Т. 1. 8-е изд. - М.: Русский язык, 1978. - 699 с.

61. Дергач А.Л, Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. Социально-политические процессы, организация и управление. М.: Педагогика, 1991. - с. 41.

62. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

63. Дидро Д. Отец семейства //Собр. соч. в 10 томах. М-Л., 1936. Т. 5. -С. 146.

64. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. - 242 с.

65. Дурай-Новикова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дис. . канд.пед. наук. -М: 1983. -20 с.

66. Дьяченко М.И., Кандыбовнч А.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск. Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.

67. Егорова В Н. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1964.

68. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя: М.: Педагогика, 1997. - 160 с.

69. Закон Российской Федерации об образовании.// Учительская газета. 4 августа 1992.

70. Зимняя И.А. Подготовка специалистов в вузе как многоуровневая полисубъективная деятельность. М.: Педагогика, 1998. - 120 с.

71. Заник JI.B. Становление гуманистической педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования.

72. Заник JI.B. Становление гуманистической педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М„ 1994. 16 с.

73. Зверева С.В. Единство теоретической и практической подготовки будущего учителя к воспитательной работе в начальной школе. Автореф. дис. . канд. пед. наук. НИИ теории и методов воспитания АПН СССР. М., 1990. - 18 с.

74. Зимняя И. А. Гуманизация образования (состояние, перспективы, опыт). Набережные Челны, 1996. № 2. - 46 с.

75. Зюзин Д. И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Нука, 1978. - 165 с.

76. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. - 41 с.

77. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. - 64 с.

78. Инновационное обучение и наука. Научно-тематический обзор.-М: 1992.-37 с.

79. История образования и воспитания в России. М.: Педагогика, 1992. -240 с.

80. Казакова Е.И. Педагогика успеха. СПб., 1996. 83 с.

81. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Педагогика, 1990. -45 с.

82. Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкексии: Сборник научных трудов /Отв. ред. В.П. Кобычев. Черкесск, 1989. -230 с.

83. Калмыков И.Х. О культуре и бытие народов советской Карачаево-Черкесии. Черкесск, Ставропольское кн. изд-во Карачаево-Черкесское отделение, 1970. - 120 с.

84. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Просвещение, 1990. -40 с.

85. Кампанелла Т. Город солнца. M.-JI.: Изд-во АН СССР. - 1954.- 270 с.

86. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

87. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М., 1915. - 364 с.

88. Караковский В. А. Воспитательные системы школы. Педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 1991. - 80 с.

89. Караковский В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы.- М.: Педагогика, 1987. 144 с.

90. Караковский В.А. Стать человеком Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

91. Карачаево-балкарский фольклор. /Хрестоматия. — Нальчик, ЭльФа, 1996. 592 с.

92. Кипкева З.Б. Карачаево-Балкарская диаспора в Турции.80.