Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Повышение профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма средствами деловой коммуникативной игры

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ерукова, Надежда Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сходня, Московской обл.
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Повышение профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма средствами деловой коммуникативной игры», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ерукова, Надежда Сергеевна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические предпосылки использования деловой коммуникативной игры в системе повышения квалификации специалистов управления сферы туризма. Социаль-но-психологи-ческая характеристика деловой игры

1.1. Понятие, сущность и содержание деловых игр.

1.2. Роль деловых коммуникативных игр в повышении профессионального мастерства специалистов управления в сфере туризма

1.3. Специфика использования деловых коммуникативных игр в системе повышения квалификации специалистов управления в сфере туризма.

Глава 2. Содержание, методика и практика исследования деловых коммуникативных в системе повышения квалификации специалистов управления в сфере туризма

2.1. Педагогические условия исследования деловых коммуникативных игр в системе повышения квалификации специалистов управления в сфере туризма.

2.2. Разработка содержания и методики исследования деловой коммуникативной игры в системе повышения квалификации специалистов управления в сфере туризма.

2.3. Оценка эффективности исследования деловых коммуникативных игр в повышении профессионального мастерства (итоги опытноэксперементальной работы).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Повышение профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма средствами деловой коммуникативной игры"

Актуальность исследования. Туризм сегодня - это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся отрасль. В настоящее время каждое 16-е рабочее место в мире приходится на туристический бизнес. В мировом экспорте туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и автомобилей.

Положительные тенденции развития туристского рынка влекут за собой изменение подходов к построению профессионального образования и его научно-методического обеспечения. Это в полной мере относится к системе подготовки кадров в сфере туризма.

Для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма, а также иметь рядом с собой хорошую надежную команду, которая будет более глубоко владеть знаниями по юриспруденции, менеджменту и бухгалтерскому учету.

Становление в России рыночной экономики, связанное с изменением форм собственности и появлением множества новых собственников и юридических лиц, вызвало потребность в бухгалтерах, которые, помимо собственно бухгалтерского учета, должны разбираться и в налоговом, и в гражданском, и в трудовом законодательствах.

Объективные изменения внешней среды вызывают объективные изменения внутренней среды системы образования Российской Федерации. На систему образования в решающей степени влияют характер общества, его политические структуры и идейно-культурные ориентиры (идеалы), правовые и экономические реальности, традиции и общественная психология. Таким образом, развитие образования может происходить лишь в контексте развития общества. Кардинально меняется прежняя исходная приоритетная ориентация образования только на цели государства. Возросла значимость личностного аспекта профессиональной подготовленности современного специалиста.

Многие десятилетия ученые и практики занимаются поиском и разработкой новых технологий обучения для достижения такой цели, как развитие личности, готовой к жизни и профессиональной деятельности в обществе.

По определению ЮНЕСКО технология обучения (в переводе с греческого - "искусство слова, учения") - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных должностных обязанностей, повышения квалификации и обеспечения дальнейшего служебного роста рассматриваются в настоящее время не как цель обучения, а как средство развития личности.

Каждое поколение выдвигает свои требования к методам обучения. Сегодня проявляется большой интерес к деловым играм, применяемым как в процессе профессионального обучения, так и при переподготовке кадров, повышении квалификации и просто внутри конкретной фирмы с целью выявления "слабых" мест в управлении и организации производственного процесса. Игра - это один из лучших инструментов бизнес-обучения.

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта, как практического - по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь-и-теперь) использования знаний.

Игры являются удобной для построения имитационной по разрешению различных (в т.ч. практических) проблем основой. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции - от роли игрока - до соавтора игры.

Исследователями установлено, что у человека остается в памяти приблизительно 10 процентов из того, что он слышит, 50 процентов - из того, что он видит и 90 процентов - из того, что он выполняет сам [16].

В процессе игры сотрудники любой фирмы имеют возможность приобрести новые навыки и поучиться на собственных ошибках без риска для своей работы и компании.

В корпоративном обучении деловые игры широко применяются как один из инструментов бизнес-тренингов - одного из эффективных способов повышения квалификации своих сотрудников и эффективности деятельности всей компании в целом.

Игру можно рассматривать как "моделирование по реальной деятельности специалиста" в тех или иных специально созданных педагогических или производственных ситуациях. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов, в том числе и в туристской индустрии, стали стимулом для применения игрового моделирования в учебном процессе ВУЗов и повышения квалификации специалистов туристского бизнеса. Тем не менее, в Карелии такой метод обучения как проведение коммуникативно-деловых игр не получил широкого применения, а в процессе повышения квалификации специалистов экономического профиля и руководителей туристского бизнеса практически не применяется.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия и содержание деловых коммуникативных игр, способствующих повышению профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма.

Объектом исследования является система повышения квалификации специалистов управления сферы туризма.

Предмет исследования - содержание, методы и формы повышения профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма средствами деловых коммуникативных игр.

Гипотеза исследования: деловые коммуникативные игры как средство повышения профессионального мастерства будут способствовать повышению уровня их мастерства, если:

- в деловой коммуникативной игре будут смоделированы экономические, юридические, социально-психологические условия деятельности специалистов аппарата управления сферы туризма;

- в системе повышения квалификации будут созданы педагогические условия, предусматривающие необходимость использования деловых коммуникативных игр;

- будут разработаны и экспериментально проверены деловые коммуникативные игры, позволяющие участникам проявить себя в качестве специалистов различного профиля;

Цель и гипотетические положения определили решение необходимых исследовательских задач:

1. Выявить специфику использования деловых коммуникативных игр в системе повышения квалификации специалистов управления сферы туризма.

2. Определить педагогические условия организации и проведения деловых коммуникативных игр с целью повышения профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма.

3. Разработать и экспериментально проверить содержание и методику проведения деловой коммуникативной игры "Управление в сфере туризма".

4. Определить критерии оценки эффективности деловой коммуникативной игры и ее влияние на повышение профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма.

Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению основных имитационных методов активного обучения, единство теории и практики в общественных явлениях, теория непрерывного профессионального образования.

Существенное значение в концептуальном плане имели положения о непрерывном образовании, раскрытые Батышевым С.Я., Белозерцевым Е.П., Виленским М.Я., Жолдаком В.И., Кальней А.А., Кузнецовым В.М., Никандровым Н.Д., Путилиным В. Д., Сластениным В А.

Научной основой послужили работы, раскрывающие теоретические исследования игр (Ананьев Б.Г., Берн Э., Выготский Д.Б., Гросс К., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Хейзинг Й., Щедровицкий Г.П., Эльконин Л.С. и др.); теоретическое и практическое обоснование применения деловых игр (Арутюнов Ю.С., Абрамова И.Г., Балаев А.А., Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М., Вербицкий А.А., Давыдов В.В., Занько С.Ф., Неверкович С.Д., Прутченков А.С. и др.); педагогические основы применения игр (Жуковская Р.И., Макаренко А.С., Менджерицкая Д.В., Ушинский К.Д.).

Профессиональный аспект раскрывают работы таких теоретиков и практиков как Ананьев М.А., Абуков А.Х., Емельянов Б.В., Зорин И.В., Квартальное В.А.

В работах зарубежных авторов (Грэхем Г., Грэй К., Каспар С., Миллер X., Фойер Р., Хорх М. и др.) выдвигаются проблемы подготовки специалистов в связи с интенсивностью растущей туристской индустрией, а также проблемы качества подгтовки специалистов. В их трудах определеются требования к знаниям, умениям и навыкам, психологическим особенностям личности в сфере туризма, раскрываются виды и формы их профессиональной подгтовки и переподготовки.

Для отражения в работе необходимых вопросов использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования, а именно: изучение педагогической литературы, анализ методов обучения в туристском бизнесе, наблюдение, анализ квалификации специалистов туристского бизнеса, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, обработка результатов исследования и моделирование игры.

Новизна исследования состоит в том, что:

- теоретическое обоснование содержания деловой коммуникативной игры, включающее цели, объекты и субъекты, системы профессиональной подгтовки специалистов управления в сфере туризма Республики Карелия, позволяет значительно повысить уровень профессионального мастерства за счет имитации аппарата управления туристского комплекса;

- необходимо выявить организационные и педагогические условия применения деловых игр в процессе повышения мастерства специалистов управления сферы туризма;

- необходимо определить критерии эффективности деловой коммуникативной игры.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.

Практическая значимость исследования: разработана и проведена деловая игра "Управление в сфере туризма", которая апробирована в системе повышения квалификации специалистов сферы туризма Республики Карелия.

На защиту выносятся:

1. Деловая коммуникативная игра "Управление в сфере туризма".

2. Педагогические условия проведения деловых коммуникативных игр.

3. Критерии эффективности деловых игр в процессе повышения профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма.

Этапы исследования

Исследования проводились в несколько этапов с 1998 по 2000 годы.

Первый этап - 1998 год включал в себя анализ научно-методологической литературы и осмысление теоретических и методологических основ исследования. Была сформулирована проблема исследований и произведена первая опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы через анкетирование, изучение профессиональной подготовки специалистов туристского бизнеса и психологические тренинги.

Второй этап - 1999 год. На этом этапе разработана модель коммуникативной деловой игры для специалистов управления туристского бизнеса с учетом особенностей управления туристским бизнесом и требований современного законодательства, проведена экспериментальная апробация на базе Петровского колледжа в г. Петрозаводске.

Третий этап - 2000 год. Произведена систематизация, обработка и теоретическое обобщение полученных данных в результате педагогического эксперимента и определена его эффективность. Оформлена диссертационное исследование.

Апробация и внедрение результатов проводились в ходе преподавания автора в Петровском колледже, Петрозаводском государственном университете, институте повышения квалификации работников агропромышленного комплекса, на выездных семинарах в районах Республики Карелия.

Гпава 1. Деловая игра в системе повышения профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма. Деловая игра и личность профессионала

1.1. Понятие, сущность, содержание и классификация деловых игр

Деловая игра - это искусственное моделирование различных ситуаций (политических, экономических, внутрифирменных и т.д.), которые могут встретиться участникам игры в реальном бизнесе. Целью деловой игры могут являться обучение участников тем или иным приемам управления, тестирование их деловых навыков и квалификации, а также поиск оптимальных вариантов действий в различных условиях. Деловые игры широко распространены в школах менеджмента, у специалистов по мировой экономике, политиков и военных.

Одно из первых упоминаний о деловых играх можно найти в папирусах древнего Египта, где описываются широкомасштабные учения египетской армии с элементами ситуационного моделирования — одна из противоборствующих сторон должна была применять тактические приемы, характерные для того или иного противника.

Первые примеры деловых игр с использованием компьютера были предложены английским кибернетиком Стаффордом Биром в конце 60-х годов 20 века. В своей книге «Мозг фирмы» он описывает принципы построения систем, позволяющих участникам управлять виртуальной корпорацией, холдингом и даже целой страной.

Примерно в это же время другим ученым, Форрестером, были разработаны основы новой науки - динамики систем, позволяющей строить интерактивные модели экономических, политических, социальных ситуаций.

Широкое распространение деловые игры получили в западных школах менеджмента в 80-е годы. Наиболее известна игра «Занзибар», используемая университетом города Сиэттла (США) в учебных курсах по внешнеэкономической деятельности.

С появлением средств виртуальной реальности деловые игры вышли на качественно новый уровень, подчас заставляя участников испытывать настоящий стресс в наиболее критические моменты игры. Новейшие системы визуализации фирмы Silicon Graphics позволили оснастить интерактивными комплексами для ситуационного моделирования тренинг-центры многих крупных корпораций.

Определений понятия "деловая игра" в литературе имеется множество. Наиболее часто встречающиеся - представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Формулировки ДИ из различных первоисточников п/п Авторские формулировки ДИ Первоисточники

1 "Игра - термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемых обычно утилитарно практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности" Философский энциклопедический словарь. -М., 1988. С. 195.

2 "Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" Советский энциклопедический словарь. -М., 1986. С. 475.

3 "Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплен-ных способах осуществления предметных действий" Краткий психологический словарь, - М., 1985. С. 148. т

4 "Игра деловая - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики" Краткий психологический словарь. - М., 1995. С.148.

5 "Деловая игра - модель совместного поиска истины" Ванштейн B.C., Мыслитель. - М., 1981. С. 19.

6 "Деловая игра в широко распространенном, обычном понимании, - это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме" Бельчиков Я.М., Бирнштейн М.М. Деловые игры,- Рига, 1989. С. 11.

7 ".деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач" Арутюнов Ю.С. Методические вопросы деловых игр (Применение активных методов обучения: тез. докл. научно-техн. школы-семинара). -Л., 1987. С. 785.

8 "Деловую игру можно определить как имитацию хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта" Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. - Л., 1989. С. 5.

9 ".под имитационной игрой будем понимать игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем" Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск, 1989. С.56.

10 ". Основой игры является экономико-математическая модель изучаемого процесса: саму игру можно рассматривать как некоторое упрощённое воспроизведение реальной хозяйственной ситуации или процесса, то есть их модель. Она используется, только когда для данной ситуации не удаётся построить формализованную имитационную модель, которую можно было бы "проиграть" непосредственно на ЭВМ" Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь.-М., 1987. С. 89.

11 ". деловые игры или управленческие имитационные игры, отличающиеся от других тем, что в них рассматривается проблема социального управления, важная особенность которого - участие принимающих решения людей. В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи.ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. Правила управленческой игры не придумываются, а являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов". Игровые занятия в строительном вузе / Под ред. Литвиненко Е.А., Рыбальского B.И. - Киев, 1988. C.16

12 "Мы будем понимать под деловой игрой воспроизведениее деятельности руководителей и специалистов на предприятиях., причём воспроизведеение в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости" Бельчиков Я.М., Бирнштейн М.М. Деловые игры. - Рига, 1989

13 " .Имитационная игра является не только средством познания системы-прототипа в научных, практических или учебных целях: игра может иметь целью воспитание навыков, умений, качеств, необходимых для успешной деятельности в системе" Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика.-М., 1989. С. 147.

14 ".деловая игра - это творение игрового образца в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил" Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической деятельности в деловых играх. -М., 1988. С. 30

15 ".игра является моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается" Крюков М.М., Крюкова Л.И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх.-М., 1989. С. 171. Философский энциклопедический словарь. - М., 1988. С. 195.

Первые три формулировки рассматривают игру как одну из сторон жизнедеятельности человека, в которой наиболее ярко проявляются его качества, столь незаметные в обыденной жизни. Сужая понятие "игра" до понятия "деловая игра", можно обнаружить некоторые противоречия в формулировках разных авторов, анализ которых позволит глубже понять особенности ДИ и возможности эффективного их применения в процессе управленческого консультирования.

Вряд ли следует ограничивать область применения деловых игр только "деятельностью руководителей и специалистов", как это делают Бельчи-ков и Бирнштейн в своем определении. Деловые игры уже доказали свою эффективность не только среди различных категорий работников предприятий, но и в учебных заведениях, властных структурах, общественных и иных организациях. Нельзя согласиться с утверждением Арутюнова Ю.С. о том, что деловая игра - это "новая область деятельности и научно-технического знания".

История деловых игр складывается вот уже более полувека, и их содержание не ограничивается только областью научно-технического знания, а носит комплексный характер, охватывая весь спектр социальных, экономических, организационных и прочих отношений в обществе. Несколько ограничивает возможности деловых игр мнение о том, что ее основу составляет экономико-математическая модель процесса и что игра "используется тогда, когда для данной ситуации не удается построить полностью формализованную имитационную модель" (Лопатников Л.И.). Игра не только строится в виде какой-либо модели, но и сама создает огромное количество вариантов решения проблемной ситуации с неформализованными субъектами и нештатными ситуациями, формализовать которые не всегда возможно, да и не нужно, делать с помощью ЭВМ. Даже чисто компьютерный вариант игры может быть использован только как приложение, например, к производственной деловой игре или как инструмент, используемый эпизодически. В нашем случае не рассматривается вариант специализированных компьютерных игр, которые в последнее время широко применяются как учебные деловые игры и могут рассматриваться как самостоятельные.

Актуальность социального управления, отражение в структуре деловых игр реальных взаимосвязей, существующих в системе управления предприятия, выделена в авторской формулировке. Там же говорится о возможности отражения с помощью ситуаций "которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образовываться в будущем" (Литвиненко Е.А.). По сути, нам предложена технология этапа диагностики предприятия и направление перехода к разработке программы развития.

В формулировке М.М. Крюкова и Л.И. Крюковой следует отметить такую особенность деловых игр, как возможность выйти за рамки правил и служить генератором новых знаний, быть источником творческого поиска. Эти же авторы в следующей формулировке определяют субъект творчества, который в любой возникающей в игре ситуации "должен действовать, принять то или иное решение, сделать выбор и реализовать его." (Крюков М.М., Крюкова ЛИ.).

Активное начало как идеологическая основа деловых игр в интерпретации авторского коллектива как нельзя лучше демонстрирует возможности широкого использования деловых игр в консалтинге. О наличии группы людей и группового решения проблем, при котором достигается максимальное использование опыта, знаний, творческого и интеллектуального потенциала его участников, говорится в формулировках 6 и 8, что как бы дополняет и усиливает предыдущие формулировки за счет акцента на силу коллективного творчества в игровых ситуациях.

Игровые цели не всегда совпадают с целями предприятия, однако, как правило, они выводят участников либо на новые траектории достижения определенных целей, либо на совершенно новые цели. Это может происходить по-разному, в том числе и через конфликты, о необходимости которых говорится в формулировке Я.М. Бельчикова и М.М. Бирнштейн. Консультационная деятельность направлена на решение проблем, которые есть не что иное, как конфликт между субъективными желаниями и объективными возможностями. Конфликты естественного происхождения следует выявлять на этапе диагностики. В том случае если они не очевидны и по каким-либо причинам скрываются, в задачу консультанта входит их проектирование в процессе игрового эксперимента.

Разработчики оргдеятельных игр заявляют, что в настоящее время происходит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления - методологического. В соответствии с ним в ".процессе мышления человек постоянно меняет свои позиции и точки зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с другой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает определенное представление, а затем стремится синкретически (соединение разнородных элементов) объединить их друг с другом". Но поскольку "такого рода. комплексы очень далеки от реальности и ее процессов. встает специальная задача произвести разработки этих.комплексов и задать правила логически строгого и объективно-содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смыслов и представлений" [103]. Этот тезис важен для понимания сути системо-мыследеятельностной методологии, тем более, что в нем заложен глубинный смысл консультационной деятельности.

Бурков В.Н. и его последователи называют деловой игрой имитацию на модели производственной, хозяйственной и организационной деятельности в учебных и исследовательских целях.

Козленко Н.Н. дает такое определение: деловая игра - это имитация реальных производственно-экономических процессов на игровой модели с целью формирования у обучаемых экономического мышления.

Деловая игра - активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения (Павлов В.Я.).

Эти определения различаются выделением каких-либо особенностей деловой игры. В первом подчеркнута роль компьютера, во втором - не только учебная, но и исследовательская цель, в третьем - развитие экономического мышления, в четвертом — ролевая особенность деловой игры и отнесение ее к активным методам обучения.

Иногда деловые игры называют управленческими, экономическими или имитационными, хотя класс этих игр шире.

Понятию "деловая игра" всего несколько десятков лет. Как отмечают многие авторы, прототипом деловых игр были игры военные. Накануне Второй мировой войны появились военно-политические игры. Позднее имитационные игры находят применение в социологии, истории, психологии, криминалистике и других областях.

Общепризнанным автором первой в мире деловой игры является Мария Мироновна Бирштейн. В 1930 г. в научно-исследовательском секторе Ленинградского инженерно-экономического института была создана "группа пуска новостроек". Этой группой было установлено, что одна из важнейших причин задержки пуска крылась в отсутствии у руководящих кадров практического навыка по созданию заводов-гигантов. После анализа материалов обследований М.М. Бирштейн предложила идею обучения руководящего персонала на манер подготовки военных руководителей в процессе военных игр.

В июне 1932 г. эта игра была проведена. Результаты показали, что опыт, приобретенный участниками игры в условных ситуациях, можно с успехом применять на реальном объекте.

За несколько лет было разработано около сорока игр с различной тематикой. Среди них деловые игры для тренировки диспетчеров и проектирования диспетчерских служб, исследовательские игры по перестройке производства, так называемые аварийные игры по отработке аварийных ситуаций в энергоснабжении и других отраслях промышленности

В 1938 г. деловые игры в СССР постигла участь целого ряда областей науки, таких, как генетика, селекция, кибернетика. Почти на двадцать лет деловые игры остановились в своем развитии.

В середине 50-х годов деловые игры начали распространяться в США. Здесь их родоначальником стала американская ассоциация менеджмента. Тема первой американской игры была одной из актуальнейших для Соединенных Штатов - развитие крупной производственной компании в течение 4-5 лет. Первый эксперимент с данной игрой проводился в 1956 г. при участии двадцати крупнейших фирм. Игра сразу же получила широкое признание в США. Появилось множество ее модификаций.

Стал выходить международный журнал "Имитация и игры" ("Simulation and Games"), было организовано международное общество ISAGA.

В 70-80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер. Возникла ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования (АРИСИМ). Позднее в Минвузе СССР стал работать Совет по АМО. К концу 1988 г. имелась информация примерно о тысяче зарегистрированных советских деловых игр различного назначения (в 1980 г. их было 166, в 1975 г. - около 40).

В 1980 г. описано 228 игр в США. Около 200 игр применялись в германо-говорящих странах, из них 120 базировались на ЭВМ.

По другим данным, в 1980 г. в мире имелось свыше 2000 деловых игр. Из них в капиталистических странах - 1210 (в том числе в США около 1000), в СССР - около 300.

Бизнес-игры дают возможность участникам отработать на практике ключевые управленческие навыки", - рассказывает разработчик бизнес-игр Northgate Майк ЛИНЧ (Mike Lynch) в интервью журналу "Пипл Скиллз" (People Skills). "Наши игры разработаны для команды, состоящей из 3-6 человек до нескольких команд, играющих одновременно. Главное преимущество игр в том, что они позволяют тренерам (преподавателям) увидеть, как используются имеющиеся навыки участниками тренинга и как помочь им усовершенствовать и развить эти навыки".

По словам Майка ЛИНЧА "одни игры могут носить развлекательный характер, другие содержать только отдельные элементы юмора. Пользу от бизнес-игр проще понять, если рассматривать их как имитацию или моделирование ситуации. Мы не хотим, чтобы менеджеры и управляющие потерпели поражение при проведении аттестационных интервью или при ведении проектов, пока у них нет для этого специальных бизнес-навыков. Если мы можем смоделировать реальную ситуацию, мы даем им возможность практиковаться и избежать вероятных потерь в бизнесе", - уверен Майк ЛИНЧ.

Разработчики Northgate делят деловые игры на два типа: к первому из них относятся деловые игры, в которых команды принимают решения по ценовой политике, качеству продукции, количеству наемных работников и зарплатам, маркетингу. Второй тип включает игры по теме "менеджмент", в которых акцентируется внимание на ключевых управленческих навыках - таких, как лидерство и мотивация, коммуникации, планирование, создание команды и работа в команде и т.д.

Зачастую тренеры прибегают к помощи деловой игры, когда необходимо совместить теоретическую и практическую части процесса обучения. Например, после изложения теоретического материала по теме "Управление проектами" авторы образовательных программ рекомендуют предоставить возможность участникам использовать на практике полученный теоретический материал. Кроме того, деловые игры могут использоваться как инструмент оценки персонала. Бизнес-игры часто используются в центрах аттестации персонала для его подбора и тестирования с целью возможного профессионального продвижения, хотя это и не является их основной задачей.

Наблюдая работу команды в процессе игры, тренер может определить сильные и слабые стороны ее участников. Решающим моментом обучения является проведение аналогии между игрой и тем, что происходит в их реальной работе. Именно это и есть самая результативная и продуктивная часть тренинга, когда люди высказывают свои идеи и мнения о том, что они раньше делали бессознательно.

Большое значение в этот момент имеет обмен мнениями, открытая дискуссия, где в первую очередь необходимо выслушать мнение каждой команды, какой опыт они вынесли из данной игры. Им необходимо обсудить что случилось, почему они поступали тем или иным образом, почему они приняли именно такие решения, что бы они сделали лучше, чем это было сделано.

В ходе деловых игр обеспечивается имитация отдельных элементов рабочей обстановки, в которой могут приниматься решения в условиях отсутствия риска. В том случае, когда деловые игры вносят элементы юмора, это только облегчает восприятие полученных уроков участниками тренинга. Иногда бывает так, что персонал не может вспомнить ничего из пройденной программы обучения, однако они запомнят игры, в которые играли, и уроки, которые они извлекли из них. "Деловые игры - это действительно эффективный способ обучения, поскольку они не являются голой теорией - это практика", - уверен Майк ЛИНЧ.

В справедливости сказанного смогли убедиться и сотрудники газет "Работа сегодня" и "Из рук в руки", приняв участие в тренинге "Техника эффективных переговоров", который проводила Елена Садальская, тренер компании Training Strategies. По мнению участников, тренинг позволил лучше понять, что переговоры - это, прежде всего, процесс обмена мнениями с какой-либо деловой целью.

Деловую игру можно рассматривать как "моделирование по реальной деятельности специалиста" в тех или иных специально созданных педагогических или производственных ситуациях. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам.

Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Французский ученый Р. Калуа в своей работе "Структура и классификация игр" определяет общие характеристики, согласно которым игра свободна (у участников нет никаких обязательств), изолирована во времени и пространстве, регламентирована правилами, в ней создается и поддерживается высокое эмоцианально-интеллектуальное напряжение участников через систему управления их взаимодействием.

В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Важнейшей задачей, поэтому, становится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к сегодняшним жизненным и профессиональным ситуациям, практике, к реальной профессиональной деятельности. Это означает, что деловая игра, как метод активного обучения, помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов.

Деловая игра как метод обучения позволяет как бы "прожить" определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.

Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловых игр в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20 процентов информационного материала, в то время как в деловой игре 90 процентов (по данным профессора В.И. Рыбальского). Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин на 30-50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном временном дефиците.

Классификация игр

H.Н. Козленко дает классификацию деловых игр по 28 признакам, среди которых назначение, цели обучения, профиль изучаемого предмета, число участников и т.п. Одним из главных признаков классификации является назначение. В ряде работ определяют три варианта деловых игр, в зависимости от назначения, а именно:

I. Учебные. Используются в учебном процессе при подготовке или переподготовке специалистов, а также в системе экономического образования.

2. Производственные. Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или развития конкретного предприятия, а также для повышения квалификации непосредственно на предприятиях с использованием реального информационного материала.

3. Исследовательские. Проводятся при экспериментировании в управлении и экономике.

По мнению М.М. Бирштейн, к производственным относятся, например, деловые игры по аттестации работников, разработке или совершенствованию организации труда на конкретном производственном участке, модернизации реального предприятия или организации и др. Высшей формой деловой производственной игры можно считать игру определенного профиля (например, по формированию игровым методом годового плана научно-исследовательских работ определенной организации), которая повторяется регулярно (например, ежегодно, при формировании плана на следующий год). Такая деловая игра становится функциональным блоком действующего механизма управления. Исследовательскими являются, например, игры по изучению взаимосвязи отраслевого и регионального управления и др. Первоначально все создаваемые деловые игры были исследовательскими .

В докладе на конференции, посвященной 60-летию деловых игр, в 1992 г. М.М. Бирштейн отмечала роль исследовательских деловых игр: "Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социально-экономической сфере могут и должны испытываться до их внедрения методом деловых игр на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях".

По типу процессов (характеристикам времени проведения, формы и сферы моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) все игры можно разделить на четыре основные категории -оргдеятельностные, проблемно-деловые, имитационные, деловые и ролевые.

Характерологические признаки ролевых игр:

1. Наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему.

2. Наличие ролей.

3. Различие ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли (компетентность).

4. Взаимодействие ролей.

5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

6. Многоальтернативность решений.

7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

В отличие от анализа конкретных ситуаций в ролевых играх:

• необходимо наличие модели управляющей системы;

• решение, принятое обучаемым, воздействует только на управляющую систему, а не на объект управления;

• комплекс-модель управляющей системы носит динамический характер, где есть ролевое общение, в котором общение может зависеть от хода общения между партнерами.

Имитационные игры - это игры с разной целевой направленностью, для которых не свойственны некоторые из перечисленных характерологических признаков ролевых игр.

В такой игре может быть только одна роль ("Робинзон"), которая тиражируется каждым участником, который в свою очередь готовит свое решение.

Отсутствует модель управленческой системы и объект управления, остается только модель среды, в которой необходимо принять решение. Здесь моделируется деятельность конкретных руководящих работников или специалистов.

Отсутствует конфликтная ситуация.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

К классу этих игр можно отнести: проблемные ролевые игры, проблемно-ориентированные деловые игры, апробационно-поисковые игры, инновационные игры.

Организационно-деятельные игры применяют при решении сложных социально-производственных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направлений. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социальноэкономической системы. Далее идет выработка, обсуждение и принятие решений по управлению указанной системой. В таких играх чаще решаются вопросы не оперативного управления, а о разработке программы управления. В игре выявляется комплекс проблем по управлению социально-экономической системой и пути решения этих проблем. В организационно-деятельных играх обычно рассматриваются кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию участников игры и выработку решений, выводящих систему из кризиса. Для проведения игры целесообразно привлекать специалистов разных направлений, несущих в игре разные функции (группа обеспечения, консультанты, руководители групп и другие).

Организационная задача руководителя - координация коллективной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В организационно-деятельных играх принципиально не закладывается безусловное решение проблемы, иногда игра может заканчиваться и отрицательным результатом.

Подготовка и проведение организационно-деятельных игр осуществляется в несколько этапов.

I. Предигровой этап (может длиться 2-3 месяца). Здесь проводится диагностика состояния социально-экономической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура.

Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства игрой. Его роль состоит в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроль ее деятельности, при необходимости коррекция, а также информирование коллег о состоянии группы и решении проблемы координации в проведении игры.

II. Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как "вызов огня на себя" - провоцирование игроков на дискуссию с руководителем, среди положительных приемов могут быть шуточные конкурсы и другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа в создании из разрозненных специалистов работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу.

III. Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.

IV. Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководством разрабатываются основные итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.

После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях руководства игры и участников.

Характерологические признаки организационно-деятельных игр можно сформулировать следующим образом:

1. Моделируется деятельность специалистов по решению сложных комплексных проблем управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии.

2. Роли в организационно-деятельных играх условные. Решения принимаются вне рамок штатных структур.

3. Обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей, что обеспечено наличием личных интересов участников игры.

4. Использование коллективной деятельности.

5. Наличие общей цели у игрового коллектива.

6. Коллективная выработка решений участниками игры.

7. Реализация в процессе "цепочки решений".

8. Предусмотрена многоальтернативность.

9. Специальными средствами обеспечивается управление эмоциональным напряжением игроков.

10. Принятые в игре решения не воздействуют на объект управления. Последствия принятия решений в игре не прослеживаются.

11. Система оценивания деятельности участников игры часто отсутствует. Необходимость в оценке отсутствует из-за высокой для игроков степени мотивации при решении поставленной проблемы. Перечисленные характерологические признаки можно считать признаками деловых игр в полном объеме. При этом признак 1 относит деловые игры к имитационным методам обучения, признаки 2-4 определяют деловые игры как игровой метод обучения. По признакам 5-6 деловые игры является методом коллективного обучения. Признаки 8-9, 11 относят ее к числу наиболее эффективных методов делового обучения, а признак 7 выделяет ее среди всех упомянутых методов.

Основоположники оргдеятельных игр утверждают, что проблемно-деловые игры и оргдеятельные не имеют точек соприкосновения и отличаются принципиально тем, что результат оргдеятельных - новое знание, а результат проблемно-деловых прогнозируется заранее по вполне определенной схеме и нового знания не дает. На этом основании делается вывод о невозможности какой-либо коммуникации между ними, с чем, конечно же, нельзя согласиться. Для того чтобы продемонстрировать возможность коммуницирования оргдеятельных и проблемно-деловых игр, необходимо провести сравнительный анализ на основании данных Таблицы 2.

Таблица 2. Компоненты проблемно-деловых и организационно-деятелъностных игр п/п Компоненты игры Проблемно-деловая игра Организационно-деятельностная игра

1 Продолжительность игры 1 - 3 дня 5-12 дней и более

2 Количество участников 15-80 человек 80 - 200 чел.

3 Численность рабочих групп 10-25 человек 3 - 10 чел.

4 Продолжительность дневной работы 10-12 часов 12-14 часов

5 Состав участников Персонал предприятий и игротехники Рабочие группы в составе: 1) представителей предприятий разных отраслей; 2) профессиональные группы (экологи, медики, власть, проектировщики и т.д.)

6 Организационные документы Сценарий игры и регламент Оргпроект и программа t

7 Организаторы Организатор Организационно-методиигры и игро- ческая группа с руководитетехники лем и координатором

8 Длительность орга- От одной неде- 1 -3 месяца и более низационного пе- ли до месяца риода

9 Содержание подго- 1. Диагностика 1. Анализ замысла и контовительного пе- объекта. цепции игры. риода 2. Орг. подго- 2. Методологическая и теотовка. ретическая проработка те

3. Заключение мы. договора. 3. Оргпроектирование.

4. Издание 4. Программирование. приказа по 5. Планирование. предприятию. 6. Диагностика объекта.

5. Встречи с 7. Формирование групп учаколлективом. стников.

8. Оргподготовка.

10 Структура игры 1. Групповая 1. Групповая работа. работа. 2. Пленарные заседания.

2. Пленарные 3. Круглые столы. заседания. 4. Методологические кон

3. Межгруппо- сультации вые дискуссии

11 Финансовые затра- Круглые столы Рефлексия игротехников на ты на порядок ни- порядок выше же

Из таблицы 2 видно, что различия в компонентах игры весьма существенны. Организационно-деятельностные игры гораздо более сложный вид игровой деятельности, чем проблемно-деловые игры, и это видно из продолжительности игры, численности и состава участников, финансовых затрат.

Существенные различия просматриваются в результате сравнительного анализа элементов конструкции и технологий (Таблица 3), но и в этом случае отдельные элементы технологии организационно-деятельностных игр могут быть транслированы в технологию проблемно-деловых игр. Это касается таких приемов как рефлексия участников игры, создание искусственной конфликтной ситуации, освоение основ системно-мыследеятельностной методологии.

Таблица 3. Конструктивные и технологические различия между проблемно-деловыми и организационно-деятельностными играми п/п Элементы конструкции и технологии ИДИ Элементы конструкции и технологии ОДИ

1 Состав участников - представители различных профессиональных групп предприятия. Коллектив однороден и различия в системах мыследея-тельности минимальны Состав участников - представители различных профессиональных групп народнохозяйственного комплекса, ученые, власть, общественные организации и т.д. Коллектив неоднородный, зачастую с принципиальными различиями в системах мыследеятельности

2 Правила игры не допускают конфликтов и иных разрывов игрового процесса. Взаимодействие различных систем мыследеятельности неизбежно порождает конфликты, возникают

Исключается взаимная критика противоречия, игровой процесс может прерваться, чтобы затем развернуть его совсем в другой плоскости

3 Групповая работа строится на взаимопонимании через дискуссию, где наработанные предложения обсуждаются, корректируются. Рефлексия фактически отсутствует Конфликты и иные разрывы игрового пространства приводят к переформированию первоначально созданных рабочих групп и выходу участников на новые рефлексивные позиции

4 Результаты групповой работы соотносятся с позицией организатора игры. В результате индивидуальной и коллективной мыследея-тельности происходит процесс закрепления полученного знания В групповой работе происходит осознание своего места в игровом пространстве. Участники самоопределяются, возможно появление нового оргпроекта игры. Усвоение участниками техники коллективной мыследеятельности приводит к "распредмечиванию", то есть к выходу за рамки своей профессиональной принадлежности

5 Происходит осознание эффективности коллективной работы при индивидуальной мыследеятельности Процесс самоопределения приводит к перестройке индивидуальных систем мыследеятельности с целью повышения коллективной. Происходит осознание необходимости адаптации мыследеятельности каждого к коллективной

6 Игра не создает нового зна- Осуществляется созидательная рания, реализуя в основном бота по проектированию нового уже известные алгоритмы знания посредством получения эмерджентного эффекта от коллективной мыследеятельности

Из методических принципов организационно-деятельностных игр в практике проблемно-деловых игр применимы, в первую очередь, принципы рефлексии и конфликтности. Так, в условиях конкретной производственной игровой имитации участник, выполняющий определенную роль, должен периодически как бы смотреть на себя со стороны, оценивая свои действия и внося необходимые коррективы. Конфликтность же в проблемно-деловых играх не допускается лишь в моменты коллективных "мозговых штурмов", в остальных же случаях она присутствует и обогащает игру.

Если же сравнить методические принципы проблемно-деловых и организационно-деятельностных игр, то становится вполне очевидным, что у них есть много общего (Таблица 4).

Таблица 4. Различия методических принципов проблемно-деловых и организационно-деятельностных игр п/п Проблемно-деловые игры Организационно-деятельностные игры

1 Проигрывается так называемое "узкое место", элемент производственной ситуации. Полнота и целостность сферы деятельности односторонняя Строго соблюдается принцип полноты и целостности имитации сферы деятельности

2 Преобладает принцип бескон- Принцип конфликтности - один фликтности из базовых принципов

3 Принцип проблемности по заранее известному прототипу Принцип проблемности в зависимости от обстоятельств, т.е. прототип отсутствует

4 Принцип имманентности в организации, то есть игровые ситуации, будучи изначально организованными, меняются редко и незначительно Принцип перманентности в организации, то есть игровые ситуации непредсказуемы, и это требует постоянной самоорганизации

5 Принцип постоянства позиции Принцип постоянной рефлексии

6 Принцип полноты протокола -выполняется частично, в зависимости от типа игры Принцип полноты протокола - все наработанное в игре фиксируется для последующего анализа

7 Принцип равенства - все участники равноправны независимо от доигрового статуса Принцип равенства - все участники равноправны независимо от доигрового статуса

8 Принцип непрерывности игры Принцип непрерывности игры

9 Принцип непрерывного участия в игре Принцип непрерывного участия в игре

В результате сравнительного анализа автор пришел к выводу, что для создания деловой коммуникативной игры для специалистов управления туристским бизнесом необходимо использовать компоненты как проблемно-деловых, так и организационно-деятельностных игр, учитывая их коммуницирование.

В таблице 5 представлены принципы, компоненты и методы деловой коммуникативной игры, модель которой приводится в данном исследовании.

Таблица 5. Принципы, компоненты и элементы коммуникативной игры

Принципы игры Элементы конструкции и технологии Компоненты игры

Строго соблюдается принцип полноты и целостности имитации сферы деятельности Состав участников - представители различных профессиональных групп предприятия. Коллектив неоднородный, зачастую с принципиальными различиями в системах мыследеятельности Продолжительность игры 1-2 дня

Принцип конфликтности - один из базовых принципов Взаимодействие различных систем мыследеятельности неизбежно порождает конфликты, возникают противоречия, игровой процесс может прерваться, чтобы затем развернуть его совсем в другой плоскости Количество участников 15-20 человек

Принцип проблемно-сти по заранее известному прототипу Конфликты и иные разрывы игрового пространства приводят к переформированию первоначально созданных рабочих групп и выходу участников на новые рефлексивные позиции Численность рабочих групп 4-6 человек

Принцип перманентности в организации, то есть игровые ситуа- В групповой работе происходит осознание своего места в игровом пространстве. Участники самоопределяются, возможно появление нового оргпроекта игры. Продолжительность дневной ра- 8-10 часов ш # ции непредсказуемы, и это требует постоянной самоорганизации Усвоение участниками техники коллективной мысле-деятельности приводит к "распредмечиванию", т.е. к выходу за рамки своей профессиональной принадлежности боты

Принцип постоянной рефлексии Процесс самоопределения приводит к перестройке индивидуальных систем мыследеятельности с целью повышения коллективной. Происходит осознание необходимости адаптации мыследеятельности каждого к коллективной Состав участников Игротехники, эксперты-профессионалы, обучающиеся

Принцип полноты протокола - все наработанное в игре фиксируется для последующего анализа Осуществляется созидательная работа по проектированию нового знания посредством получения эмерджентного эффекта от коллективной мыследеятельности Организационные документы Сценарий, программа, бюджет игры, регламент, ТЗ

Принцип равенства -все участники равноправны независимо от доигрового статуса Организаторы Преподаватель, игротехники + #

Принцип непрерывности игры Длительность организационного периода 1 -4 недели

Принцип непрерывного участия в игре Содержание подготовительного периода 1. Анализ замысла и концепции игры. 2. Методологическая и теоретическая проработка темы. 3. Оргпроектирование. 4. Программирование. 5. Планирование. 6. Диагностика объекта. 7. Формирование групп участников. 8. Оргподготовка.

Структура игры 1. Групповая работа. 2. Заседания (комиссия). 3. Круглые столы. 4. Методологические консультации

Финансовые затраты Рефлексия игротехников на порядок выше

Предложенная в исследовании игра совмещает в себе компоненты и методические принципы всех вышеназванных игр. Отличительными особенностями ее являются принципы рефлексии и конфликтности. Конфликты и иные разрывы игрового пространства приводят к переформированию первоначально созданных рабочих групп и выходу участников на новые рефлексивные позиции. Происходит осознание необходимости адаптации мыследеятельности «каждого к коллективной», что и подтверждает коммуникативность разработанной модели игры.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы

Для более эффективного проведения деловых игр требуются высококвалифицированные педагогические кадры, что может быть достигнуто их специальной подготовкой (переподготовкой) и повышением квалификации. Кроме того, немаловажным моментом является материально-техническое обеспечение учебного заведения, на базе которого проводятся деловые игры. Важным аспектом также является существование социального партнерства, как системы, объединяющей работников, работодателей, учащихся и их родителей, а также органы управления образованием и сами образовательные учреждения.

В структуре учебного процесса с использованием игр необходимо выделить три основных этапа: подготовку, проведение игры и ее завершение и выделить два основных аспекта игры: инструментальный и социально-эмоциональный.

По результатам оценки деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач, встающих в настоящее время на предприятиях.

Заключение

Выполненная диссертационная работа посвящена исследованию проблем, связанных с повышением профессионального мастерства специалистов управления в сфере туризма посредствам деловых коммуникативных игр.

1. Выявлена специфика использования деловых коммуникативных игр в системе повышения квалификации специалистов управления сферы туризма, которая заключается в низкой мотивации переподготовки кадров, в высоком уровне профессионализма туристских кадров за счет большой их практической работы, но отсутствием теоретических знаний и методик и временном факторе: в короткие сроки отдать всю необходимую информацию качественно и эффективно.

2. Определены педагогические условия организации и проведения деловых коммуникативных игр с целью повышения профессионального мастерства специалистов управления сферы туризма:

• в организационном аспекте - уровень квалификации преподавателя, подготовка команды игротехников, программа игры, бюджет игры, инструкции команде игротехников, технические задания играющим и т.д.;

• в педагогическом аспекте - анкеты, вопросники, мотивация обучающихся и особенности психических функций взрослых людей.

3. Разработана и экспериментально проверена модель деловой коммуникативной игры "Управление в сфере туризма", в которой смоделированы экономические, юридические, социально-психологические условия деятельности специалистов аппарата управления сферы туризма. Предложенную модель игры можно использовать как на базе учебного заведения, так и на предприятиях туристского комплекса.

4. Определены критерии эффективности деловой коммуникативной игры, такие как:

• показатели динамики изменений в процессе игры (факторы, самооценки, мотивации, работы команды);

• количественная оценка по итогам повышения квалификации средствами игры;

• оценки докладов (сбалансированность состава, опыт команды, компетентность).

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ерукова, Надежда Сергеевна, Сходня, Московской обл.

1. Актуальные вопросы теории и практики туризма: Тр. Вып. 2 / Акад. туризма - СПб.: ОЛБИСД997. - 213 с.

2. Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Феодосия, 23-25 сентября 1990 г. Вып. 1. -М.: АИСТ, 1991. 24 с.

3. Актуальные проблемы туризма: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Рос. междунар. акад. туризма М.: РМАТ, 1997. - 353 с.

4. Ансофф И.Н. Стратегическое управление / И.Н. Ансофф. М.: Экономика, 1989. - 519 с.

5. Апостолов О.П. Рынок: молодежная политика и профориентация / О.П. Апостолов // Шк. и пр-во. 1991. - № 3. - С. 73-76.

6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом

7. Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога // Вестник Московского университета, сер. 14. Психология, 1997. -№ 4. С. 45-51.

8. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 1998. - 511 с.

9. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 383 с.

10. Ю.Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. М.: Финансы и статистика. 1999. - 174 с.

11. Бельчиков Я. М. Деловые игры / Я. М. Бельчиков., М. М. Бирштейн. -Рига: Авотс, 1989. 304 с.

12. Беспалько В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия / В. П. Беспалько // Педагогика. 1993. - № 5. - С. 16-25.

13. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: Перспективные проблемы общества: Опыт систематизации / И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1984.-271 с.

14. Бизнес-образование в России / Л. И. Евенко и др.. М. : Ин-т стратег, анализа и развития предпринимательства : ЗАО "КОНСЭКО", Б. г. (1997).-349 с.

15. Блейк P.P. Научные методы управления / P.P. Блейк, Д.С. Моутон. -Киев: Наук, думка, 1989. 247 с.

16. Боголюбов Л. Н. Подходы к разработке образовательного стандарта по социальным дисциплинам / Л. Н. Боголюбов // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы: Тез. докл. междунар. конференции. -М.: МЦНГИ, 1995. С. 144-146.

17. Борисова J1. Г. Эффективность образования / JI. Г. Борисова // Колесников JI. Ф. Эффективность образования / JI. Ф. Колесников, В. Н. Тур-ченко, JI. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991.- С. 44-65.

18. Бородина Н. В. Основы разработки модульной технологии обучения : Учеб. пособие / Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. - 87 с.

19. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход. Метод, пособие / А.А. Вербицкий.- М.: Высш. шк., 1991.- 107 с.

20. Вербицкий А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1990. - 207 с.

21. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н.В. Видинеев. М.: Мысль, 1989. - 175 с.

22. Власова Т. И. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров / Т. И. Власова, Ю. В. Богданов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов : Материалы науч.-практ. конф.-Минск: б.и., 1997. С.155-158.

23. Волков Г. Н. Главное профессиональная направленность / Г. Н. Волков // Вестн. высш. шк. - 1972. - № 4. - С. 54-55.

24. Волков И. П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы / И. П. Волков. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.

25. Волович В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. М.: Технополис, 1996.-366 с.

26. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности / Н.И. Волошин; Рос. междунар. акад. туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. - 119 с.

27. Вопросы психологии личности: Сб. статей / Под ред. Е.И. Игнатьева. -М.: Учпедгиз, 1960. 213 с.

28. Воронова Е. Ю. Тенденции развития международного туризма в странах Западной Европы: Дис. . канд. экон. наук: 08.00.14 / Е. Ю. Воронова М., 1993. - 173 с

29. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. 2-е изд., перераб. - М.: Дело, 1994. - 319 с.

30. Гаагская декларация по туризму: Междунар. договор от 14 апр. 1989г. // Правовое обеспечение междунар. туризма. СПБ.: ОЛБИСД995. - С. 446.

31. Галаган А. И. Связь высшего образования и производства в странах Запада / А.И. Галаган // Эконом, науки. 1991. - № 3.- С. 104-109.

32. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе / Т.С. Геор-гиева. М.: Высш. шк., 1989.-142с.

33. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления: Ин-форм.-технол. революция и подготовка кадров в США / Т.С. Георгиева .- М.: НИИТЭхим,1992.- 68 с.

34. Герасименко В. В. Основы маркетинга / В. В. Герасименко. М.: ТЕИС, 1999.- 142 с

35. Герасименко В. В. Основы менеджмента / В.В. Герасименко. М.: ТЕИС, 2000. - 144 с.

36. Гершунский Б.С. Методологическое знание в педагогике / Б.С. Гершун-ский. М.: Знание, 1986. - 109 с.

37. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б.С. Гершунский. Киев: Вища шк., 1986. - 197 с.

38. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практ.-ориентир. образоват. концепций) / Б.С. Гершунский; Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. М.: Совершенство, 1998.-607 с.

39. Глухов В.В. Ситуационный анализ: (Деловые игры для менеджмента) : Учеб. пособие / В. В. Глухов, А. Н. Кобышев, А. В.Козлов; Под общ. ред. В. В. Глухова. СПб. : Спец. лит., 1999. - 222 с.

40. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. М.: Ассоц. авт. и изд. ТАНДЕМ: ЭКСМОС. - 1998. - 352 с.

41. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный текст ( часть первая и вторая). М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. - 448 с.

42. Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. П. Грузи-нов, В. Д. Грибов М.: Финансы и статистика, 1999. - 207 с.

43. Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса : Учеб. пособие / В. Г. Гуляев. М.:РФСЗ. - 265с.

44. Дубровский С. В. Как перевести российскую экономику в окрестности равновесия / С. В. Дубровский // О-во и экономика. 1995. - № 6. С.-З-13.

45. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие / А. П. Дурович, А. С. Копанев; Под общ. ред. 3. М. Горбылевой. Минск: Экономпресс, 1998.-400 с.50.3абов А. М. Ситуационное обучение: проблемы метода / А. М. Забов //

46. Бизнес- образование. 1997. - № 2. - С. 56-61 с. 51.3еер Э. Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ / Э. Ф.

47. Зеер //Педагогика. 1993. - № 3. - С. 106-110. 52.Зорин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебник / И. В. Зорин - М.: РМАТ, 1997. - 232 с.

48. Игровые занятия в строительном вузе: Методы актив, обучения / Под. ред. Е. А. Рыбальского. Киев: Выща шк., 1985. - 303 с.

49. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Моск. пси-хол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 191 с.

50. Как начать свое дело. Законодательство. Образцы учредительных документов. М.: Рос. право, 1992.- 86 с.

51. Квартальнов В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность /В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 1998. - 95 с.

52. Квартальнов В. А Современные концепции социального туризма / В. А. Квартальное. М.: Наука, 1993. - 416 с.

53. Квартальное В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика,1997. 75 с.

54. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. - 489 с.

55. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 1998. - 188 с.

56. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. Т.2. Социальный туризм / В. А. Квартальное М.: Финансы и статистика,1998.-252 с.

57. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление / В. А. Квар-тальнов. М.: Финансы и статистика, 1998. - 378 с.

58. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. Т. 4. Иностранный туризм / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 1998.-306 с.

59. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. Т. 5. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1998.-248 с.

60. Квартальнов В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт / В. А. Квартальное. М.: Б.И., 1990. - 80 с.

61. Кириллов А. Т. Маркетинг в туризме / А. Т. Кириллов, JI.A. Волкова -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996.- 184 с.

62. Кларин М.В. Инновационные методы обучения в высшем образовании // Бизнес образование. - 1997. - № 2. - С. 46-53.

63. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. - № 2. - С. 24-32.

64. Колодкин О. С. Конъюнктура туристского рынка / О. С. Колодкин. -М.: ТУРИФОРМ, 1993. 78 с.

65. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хоз. руководителей / Ю. Д. Красовский. М.: Экономика, 1989. - 176 с.

66. Крюков М. М. Принципы отражения экономической деятельности в деловых играх / М. М. Крюков, Л. И. Крюкова. М.: Наука, 1988. - 204 с.

67. Куценко В. И. Методологические проблемы социального предвидения / В. И. Куценко. Киев: Выща шк., 1977.- 128с.

68. Кэссон Г. Н. Искусство зарабатывать и не терять деньги / Г. Н. Кэссон . Новосибирск: БКУ, 1997. - 248 с.

69. Липсиц И. В. Экономика без тайн / И. В. Липсиц. М.: Дело, 1993.- 352 с.

70. Любимов Л. Л. Принципы экономики / Л. Л. Любимов, Н. А. Ранеева. -М.: Вита-Пресс, 1995.- 272 с.

71. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.1 / К. Р. Макконнелл., С. Л. Брю. М.: Республика, 1992. - 399 с.

72. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: Республика, 1992. - 400 с.

73. Мамедов А. А. Технологические системы обеспечения производстватуристских услуг / А. А. Мамедов. М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1988. - 48 с.81 .Маркетинг, реклама и информация в туризме / Р. Ю. Попова. М.: Диалог-МГУ, 1997. - 159 с.

74. Матлин А. М. Размышления экономиста о торговле / А. М. Матлин. -М.: Экономика, 1990.- 172 с.

75. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации в условиях рынка / М-во экономики РФ.-М.:б.и., 1993.-32с.

76. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров / С. Д. Неверко-вич. М.: Высш. шк, 1985. - 207 с.

77. Об образовании: Закон Рос. Федерации- М.: Ось-89, 1999. 64 с.

78. Образовательные стандарты: Материалы междунар. семинара "Разраб. образоват. стандартов в демокр. обществе". СПб.: Образование, 1995. - 166 с.

79. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М.: Высш. шк., 1987.- 87с.

80. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса / Ун-т гостинич., турист, и рестор. бизнеса. М.: Вестник, 1997.- 63с.

81. Основы предпринимательской деятельности : Экон. теория, маркетинг, фин. менеджмент / Под ред. В. М. Власовой. М. : Финансы и статистика, 1994. - 493 с.

82. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. - 382 с.

83. Павлов С. Н. Компьютерные деловые игры : Учеб. пособие / С. Н. Павлов. -М. : Изд. дом Русанова, 1995. 128 с.

84. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социал.-психол. тренинг / Л. А. Петровская, В. Я. Платов. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

85. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982.- 255с.

86. Печерский И. М. Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И. М. Печерский. Орел, 1998. - 240 с.

87. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В. Я. Платов. -М.: ИПО Профиздат, 1991. 191 с.

88. Попова Р. Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе / Р. Ю. Попова. М.: Изд-во Моск. гос. горн, ун-та, 1997. - 201 с.

89. Профессиональная педагогика / Рос. акад. образования, Ассоц. "Проф. образование", Исслед. центр проблем непрерыв. проф. образования. М. : Изд-во АПО, 1997. - 511 с.

90. Пузакова Е. П. Международный туристский бизнес / Е. П. Пузакова, В. А. Честникова. М.: Экспертное бюро-М, 1997.- 176 с.

91. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982. - 430 с.

92. Розанова Т. П. Туристские услуги в системе потребительского рынка национальной экономики / Т. П. Розанова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М.: б.и., 1998. - 96 с.

93. Руденко Л. Л. Организация и менеджмент туризма / Л. Л. Руденко,

94. A. Б. Косолапов; Дальневост. гос. акад. экономики и упр. Владивосток: Кн. изд-во, 1996. - 147 с.

95. Салин В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления / В. Н. Салин. М.: Финансы и статистика, 1990.- 126 с.

96. Сапрунова В. Б. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Б. Сапрунова. -М.: Ось-89, 1997. 160 с.

97. Сапунцов В.Д. Компьютер в экономическом образовании / Сапунцов

98. B.Д. М.: Изд. дом «Новый век», 1999. - 232 с.

99. Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учеб.-метод, пособие для учителей технологии и предпринимательства / В.Д Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск : Изд-во, Брян. гос. пед.ун-та, 1994. - 225 с.

100. Симоненко В. Д. Потребитель в экономике : Учеб.-метод, пособие / В. Д. Симоненко, Т. А. Степченко; Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского. Брянск : Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1996. - 243 с.

101. Соболева Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы / Е. А. Соболева, И. И. Соболев. М.: Финансы и статистика, 1999.-121 с.

102. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Авту-хова; Под ред. Хруцкого В.Е. М.: Финансы и статистика, 1991,- 256 с.

103. Теория потребительского поведения и спроса / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк, 1993.-380 с.

104. Туризм: нормат. правовые акты : Сб. актов / Рос. междунар. акад. туризма; Сост. Н. И. Волошин М.: Финансы и статистика, 1998. - 431 с.

105. Федеральная целевая программа развития туризма в России. М.: Бюро информации по туризму ОН-ЛАЙН, 1996. - 80 с.

106. Хрусталева В.А. К история высшего педагогического образования в РСФСР. Педвузы Москвы и Ленинграда. 1918-1961 гг./ В. А. Хрусталева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. -167 с.

107. Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психол. журн. 1985. - №3. - С. 38-40.

108. Экономика современного туризма : Рыноч. регулирование. Основы упр. и маркетинг. Бух. учет и налогообложение / Под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Изд. торг. дом " Герда", 1998.

109. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2. изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.-358 с.