Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема поддержания мотивации к овладению иностранным языком у студентов старших курсов языковых факультетов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Люлюшин, Александр Анатольевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Липецк
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Проблема поддержания мотивации к овладению иностранным языком у студентов старших курсов языковых факультетов», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Люлюшин, Александр Анатольевич, 2002 год

Введение.3

ГЛАВА 1. Теоретические основы поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой.9

§ 1. Мотивация как объект развития.9

§ 2. Искусство кино как средство поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой.21

§ 3. Кино Германии как репрезентант немецкой культуры.31

Выводы.41

ГЛАВА 2. Методика организации работы по поддержанию мотйвации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.43

§ 1. Киноклуб как организационная форма по формированию культуры восприятия экранных искусств.43

§ 2. Специальный курс по истории немецкого киноискусства как организационная форма по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой.69

§ 3. Экспериментальное обоснование предлагаемой методики обучения.97

Выводы.105

Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблема поддержания мотивации к овладению иностранным языком у студентов старших курсов языковых факультетов"

Целью профессионального педагогического образования является "создание человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, возвышение потребностей, воспитание морально ответственным и социально приспособленным человеком" (Е.И.Пассов).

Время учёбы в вузе представляет собой особый этап в жизни человека. В этот период повышается общий функциональный уровень, успешно воспринимается и перерабатывается информация, отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, особо быстро развиваются речемыслительные функции, оказывающие влияние на "интеллектуальные процессы, развивая гибкость ума и способности к структурированию взаимоотношений, общения, ситуаций, личности в целом" (З.Г.Шарипова).

Вместе с тем юность - пора самоанализа и самооценок, когда идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека вызывает у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается изменениями настроений - от восторженного в первые месяцы учёбы в вузе до скептического на старших курсах.

Сложность и многогранность проблемы мотивации порождают различные подходы к её рассмотрению. Так, её решение связывается с созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результаты своей деятельности (И.В.Рахманов), с приближением "техники" обучения к учащимся, с отбором и организацией материала (М.Н.Вятютнев), с характером педагогических воздействий учителя, в частности, наличием стимулов и подкреплений (И.Л.Бим), с использованием личностной индивидуализации (В.П.Кузовлев), речевых упражнений (В.Б.Царькова) и разнообразных аудиовизуальных средств (М.И.Дубровин), с разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка (В.А.Шерстеникина). Однако проблема поддержания мотивации ещё не нашла должного решения.

Таким образом, необходимость поиска путей по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков определяет актуальность данного исследования.

Чтобы читателю было ясно, что данная работа выполнена в сфере методики обучения иностранным языкам, в заглавии работы, а также выше, при описании актуальности, мы использовали традиционное словосочетание "обучение иностранному языку" ("овладение иностранным языком"). Поскольку данное исследование, однако, выполнено в русле новой концепции "коммуникативного иноязычного образования", далее мы будем использовать термин "иноязычная культура", что, согласно данной концепции, является содержанием иноязычного образования1.

Объектом исследования является процесс овладения иноязычной культурой на старших курсах факультетов иностранных языков.

Предмет исследования - искусство кино как средство поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.

Цель исследования: разработка специального курса по истории немецкого киноискусства, способного вызвать эмоционально-ценностное отношение к культуре и проникновение в менталитет народа, а также организация и научное обоснование деятельности клуба друзей кино как

1 Раскрытие указанных терминов смотри подробно: Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур,- Липецк. 1998; а также третий параграф первой главы данного исследования. организационной формы по воспитанию культуры восприятия экранных искусств.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи: раскрыть сущность понятия "мотивация" и представить его структуру; обосновать необходимость использования искусства кино как средства по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой; доказать необходимость воспитания у студентов культуры восприятия экранных искусств; обосновать необходимость включения искусства кино в изофункциональную модель культуры страны изучаемого языка; произвести отбор лучших немецких художественных кинофильмов как фактов культуры, способствующих проникновению в менталитет народа Германии; подтвердить 1 эффективность предлагаемых форм работы экспериментально.

В ходе предварительного изучения вопроса была выдвинута следующая гипотеза: введение специального курса по истории немецкого киноискусства и организация клуба друзей кино как организационной формы по формированию культуры восприятия экранных искусств способствует поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.

Выдвинутые задачи и гипотеза обусловили использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования. Среди теоретических - изучение и анализ психологической, педагогической, методической, философской и культурологической литературы с целью выявления состояния проблемы и определения концептуальной основы исследования. Эмпирические методы включают: наблюдение, массовое анкетирование и интервьюирование студентов и преподавателей, педагогический эксперимент, изучение и обобщение массового педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в выделении искусства кино как самостоятельного элемента изофункциональной модели культуры; в организации деятельности клуба друзей кино, способствующего духовному совершенствованию учащихся на базе новой культуры в её диалоге с родной; в разработке специального курса по истории немецкого киноискусства, способного решить проблему поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой на старших курсах факультетов иностранных языков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём доказана необходимость использования художественных фильмов как источников познания менталитета народа и получения страноведческой информации; расширены представления о формах поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой; обоснована необходимость формирования у будущих учителей культуры восприятия экранных искусств.

Практическое значение заключается в создании пособия по истории немецкого киноискусства (на немецком языке), которое знакомит с основными этапами развития кинематографии Германии, с лучшими немецкими режиссёрами и их фильмами, созданными на протяжении всего киностолетия, и предлагает к использованию речевые упражнения, составленные в русле коммуникативной методики обучения иноязычному общению и способствующие проникновению в менталитет немецкого народа.

Апробация работы. Выводы и результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной работы в течение 19982002 гг. Основные положения докладывались на Международном симпозиуме "Коммуникативность: генезис, становление и пути развития" (Липецк, май 2000), IV Международных Копелевских чтениях "Россия и Германия: диалог культур" (Липецк, апрель 2002), научном семинаре "Прогресс" Российского центра иноязычного образования (декабрь 2000), научно-практических конференциях Липецкого государственного педагогического университета (1999, 2000, 2001) и факультета иноязычной культуры (февраль 2002), заседаниях кафедры обучения иноязычному общению ФИК. На защиту выносятся следующие положения:

- специальный курс по истории немецкого киноискусства благоприятствует постижению системы ценностных нормативов народа Германии и возникновению суждений, связанных с личностным эмоционально-ценностным отношением к фактам чужой культуры;

- клуб друзей кино есть оптимальная форма для формирования навыков анализа и синтеза звукозрительного образа, составляющих культуру экранных искусств;

- введение специального курса по истории немецкого киноискусства и организация клуба друзей кино способствуют поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. История немецкого киноискусства (на немецком языке). Учебное пособие. Липецк, 2001, 49с.

2. Искусство кино как средство поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой / Теория и практика образования: история и современность. Выпуск X. Сборник научных трудов кафедры теории и педагогики ЛГПУ: Липецк, 2002.- с. 214-220.

3. Специальный курс по истории немецкого киноискусства как организационная форма по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой / Проблемы иноязычного образования. Сборник научных статей. Выпуск XII. Часть II. Липецк, 2002, с. 17-26.

4. К необходимости использования чтения в специальном курсе по истории немецкого киноискусства / Проблемы иноязычного образования. Сборник научных статей. Выпуск XII. Часть И. Липецк, 2002, с. 27-38.

5. Киноклуб как организационная форма по формированию культуры восприятия экранных искусств / Теория и практика образования: история и современность. Выпуск XI. Сборник научных трудов кафедры теории и педагогики ЛГПУ: Липецк, 2002.- с. 190-199.

Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение и библиографию на русском и иностранном языках.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы к Главе 2:

1. В основу работы клуба друзей кино, целью которого является формирование культуры восприятия экранных искусств, должны быть положены общедидактические принципы, которыми необходимо руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.

2. Следует различать цель работы над конкретным кинопроизведением и задачи кинообразования, "работающие" на решение главной цели, а именно, формирование культуры восприятия экранных искусств. При этом задачи рассматриваются как уровни сформированное™ культуры.

3. Педагог, работающий в клубе, не даёт своим воспитанникам модель идеального кинопроизведения, но лишь знакомит их с общими закономерностями построения хорошего кино. Для этого он использует лучшие фильмы мирового кинематографа, созданные на разных этапах его развития. Кроме того, работая в сфере иноязычного образования, ему не следует забывать, что духовное совершенствование учащихся на базе чужой культуры возможно лишь в её диалоге с родной. Поэтому студентам должна быть дана возможность познакомиться с лучшими произведениями отечественного кино.

4. Любое занятие должно начинаться с просмотра фильма, который является "поставщиком" материала для формирования понятий. Встреча зрителя с фильмом осуществляется в три этапа (установка на восприятие, просмотр кинофильма и размышление над увиденным), между которыми должно существовать диалектическое единство. В ходе работы над фильмом педагог является посредником между кинохудожником и зрителями, помогая последним формировать собственный набор стратегий понимания, наиболее соответствующих индивидуальному стилю восприятия.

5. В основу специального курса по истории немецкого киноискусства как формы по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой должны быть положены рецептивные виды речевой деятельности (чтение и аудирование, в нашем случае -киновосприятие), через которые будет реализовываться познавательный интерес студентов - основной мотив учебной деятельности.

6. Для спецкурса должны быть разработаны специальные тексты по истории немецкого кино, из которых студенты смогут узнать об основных этапах развития кинематографии Германии, лучших немецких режиссёрах и их фильмах, созданных на протяжении всего киностолетия. К этим текстам составляются предтекстовые задания и упражнения в собственно чтении, способствующие как развитию всех механизмов чтения, так и поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой.

7. В рамках специального курса показываются лучшие немецкие художественные фильмы, несущие в себе коммуникативно-познавательный потенциал и способные вызвать эмоционально-ценностное отношение к культуре Германии и проникновение в менталитет немецкого народа.

8. Для раскрытия культурного подтекста фильма внимание студентов переключается с языковой формы на восприятие содержания фильма и решение коммуникативных и познавательных задач. Этому способствуют специальные упражнения для частично управляемого обучения аудированию, неуправляемого обучения аудированию и для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации.

9. Обучающий эксперимент показал, что киноклуб является наиболее адекватной формой по формированию культуры восприятия экранных искусств, а специальный курс по истории немецкого киноискусства способствует решению проблемы поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.

Заключение.

Проблема поддержания мотивации к овладению иноязычной культурой является одной из наиболее актуальных в сфере иноязычного образования. Несмотря на все предпринимаемые шаги, решить её пока не удалось. Поэтому наше исследование мы посвятили поиску путей для возможного её решения.

Целью нашего исследования стала разработка специального курса по истории немецкого киноискусства, способного вызвать эмоционально-ценностное отношение к культуре и проникновение в менталитет народа, а также организация и научное обоснование деятельности клуба друзей кино как организационной формы по воспитанию культуры восприятия экранных искусств.

Для достижения указанной цели предполагалось решить следующие задачи: раскрыть сущность понятия "мотивация" и представить его структуру; обосновать необходимость использования искусства кино как средства по поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой; доказать необходимость воспитания у студентов культуры восприятия экранных искусств; обосновать необходимость включения искусства кино в изофункциональную модель культуры страны изучаемого языка; произвести отбор лучших немецких художественных кинофильмов как фактов культуры, способствующих проникновению в менталитет народа Германии; подтвердить эффективность предлагаемых форм работы экспериментально.

В ходе решения указанных задач было выявлено следующее.

Мотивация традиционно описывается как исключительно широкая сфера, включающая в себя различные виды побуждений, ведущими из которых являются потребности, мотивы, интересы, цели и эмоции. Особую роль в формировании устойчивого интереса к овладению иноязычной культурой играют положительные эмоции, возникающие в ходе учебного процесса.

Создать эмоциональную привлекательность учебного процесса, а значит, способствовать поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой, призвано искусство кино. Оно формирует у зрителя особую художественную эмоцию - сопереживание кинематографическому образу, что позволяет преодолевать в сознании реципиента "ощущение художественного произведения как чего-то стоящего от него в отдалении" и обеспечивать динамику смыслообразования.

Используя художественные фильмы на иностранном языке, мы подходим к решению проблемы мотивации с трёх сторон одновременно: во-первых, фильмы интересны сами по себе и оживляют учебный процесс, во-вторых - они являются той областью, где студенты могут применить свои знания, умения и навыки, полученные во время обучения в высшей школе, и, в-третьих, кинофильм является самостоятельным элементом "изофункциональной модели культуры", включающим в себя различные фоновые знания, и поэтому способным вызвать эмоционально-ценностное отношение к культуре чужого народа и проникновение в его менталитет.

Этот факт навёл нас на мысль о необходимости использования киноискусства как одного из источников получения страноведческой информации. Специальный курс по истории кинематографии Германии и художественные фильмы как факты немецкой культуры, содержащие различные фоновые знания, дают возможность заметно сократить время для знакомства с последними, правдиво представить учащимся культуру народа и, таким образом, поддержать мотивацию студентов к дальнейшему овладению иноязычной культурой.

В рамках созданного нами спецкурса студенты знакомятся со специальными текстами по истории немецкого кино, из которых узнают об основных этапах развития кинематографии Германии, лучших немецких режиссёрах и их фильмах. Кроме того, они выполняют предтекстовые задания и упражнения в собственно чтении, которые направляют внимание читающих на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления. Таким образом, эти тексты обеспечивают момент "вхождения" в основной аудиотекст (в нашем случае - художественный фильм на иностранном языке), формирование отправных точек зрения, установок, с позиций которых в дальнейшем происходит процесс киновосприятия.

Для специального курса нами были отобраны лучшие немецкие художественные фильмы, созданные на протяжении всего киностолетия. Во время работы над ними мы стремились переключать внимание студентов с языковой формы на восприятие содержания фильма. Решению коммуникативных и познавательных задач способствовали специальные упражнения для частично управляемого обучения аудированию, неуправляемого обучения аудированию и для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации. Выполнение этих упражнений позволяло студентам правильно понять фильм, и тем самым, приобрести эмоционально-ценностное отношение к культуре Германии.

Однако, незнание некоторыми студентами языка кино препятствовало решению выделенной нами проблемы: зрители не могли проникнуть за рамки "обыденного восприятия" и в полной мере пережить заложенную в фильме эмоцию, то есть сопереживать. Выходом из сложившейся ситуации стала организация клуба друзей кино как формы по формированию культуры восприятия экранных искусств. На занятиях киноклуба студенты знакомились с лучшими фильмами мирового и отечественного кинематографа, получая, тем самым, представление об основных закономерностях построения хорошего кино. При этом педагог выступал в качестве посредника между кинохудожником и зрителями, помогая каждому из них сформировать собственный набор стратегий понимания, позволяющий достигнуть в процессе интерпретации кинокартины уровня "творческого осмысления".

Результаты проведённого нами исследования позволили вынести на защиту следующие положения:

- специальный курс по истории немецкого киноискусства благоприятствует постижению системы ценностных нормативов народа Германии и возникновению суждений, связанных с личностным эмоционально-ценностным отношением к фактам чужой культуры;

- клуб друзей кино есть оптимальная форма для формирования навыков анализа и синтеза звукозрительного образа, составляющих культуру экранных искусств;

- введение специального курса по истории немецкого киноискусства и организация клуба друзей кино способствуют поддержанию мотивации к овладению иноязычной культурой у студентов старших курсов факультетов иностранных языков.

Для доказательства этих положений был проведён обучающий эксперимент, подтвердивший эффективность разработанной методики.

Дальнейшее развитие нашей темы исследования мы видим в необходимости создания специального курса, посвящённого различным видам искусства страны изучаемого языка (Германии), что будет способствовать обогащению страноведческого компонента обучения иностранным языкам в вузе и повышению языкового уровня будущих учителей.

Ill

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Люлюшин, Александр Анатольевич, Липецк

1. Аблам С.Б., Марковская И.С. Применение художественных кинофильмов в обучении иноязычной ситуативной речи // Методика преподавания иностранных языков и технические средства.- Мн., 1974,-с. 30-41.

2. Абрамян Д.Н. Некоторые психологические особенностихудожественного отражения и проблемы киновосприятия. Дис. . канд. психол. наук.- М., 1976.- 198с.

3. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии, 1990, №4, с. 123-130.

4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // ^ Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.1. Л., 1974, с. 3-15.

5. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя. Автореф. . докт. пед. наук.- М., 1994.- 31с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.-392с.

7. Артёмов В.А. Психологические предпосылки активизации научения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1971, №1, с.66.73.

8. Артемьева С.С. Требования к упражнениям для работы с разговорным текстом // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Т.213. Воронеж, 1980.-с. 187-202.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980.- 368с.

10. Ю.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1978.- 160с.

11. П.Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1974, с. 122-144.

12. Ахманова О.С., Гюббенет И.Я. Вертикальный контекст как филологическая проблема // Вопросы языкознания, 1977,- №1.- с.47-54.

13. Базен А. Что такое кино? / Сб. статей. Пер. с франц. Вступ. статья И.Вайсфельда.- М.: Искусство, 1972.- 383с.

14. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. / Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1968.- 328с.

15. Баранов О.А. Школьный киноклуб и его роль в кинематографическом воспитании старшеклассников. Дис. . канд. искусствовед,- М., 1968.- 238с.

16. Белявский А.Г. О личностном подходе к учебной деятельности студентов // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1981, с. 214-226.

17. Берман И.М. и др. Чтение как предмет обучения и как психолингвистический процесс // Методика преподавания иностранных языков в вузе. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып.85, 1974, с.36-45.

18. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии, 1988, №4, с.155-160.

19. Берхин Н.Б. Специфика искусства (психологический аспект).- М.: Знание, 1984.- 63с.

20. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Психолого-педагогические аспектыадаптации студентов к учебному процессу в вузе.- Кишинёв: Штиинца, 1990, с. 17-29.

21. Блонский П.П. Избранные психологические произведения,- М.: Просвещение, 1964.- 547с.

22. Бобнева М.Н. Социальные нормы и регуляция поведения.- М., 1978.- 120с.

23. Богомолов Ю.А. Ищите автора! Искусство быть кинозрителем.- М: Киноцентр, 1988.- 126с.

24. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М: Междунар. пед. акад., 1995.- 209с.

25. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной.- М.: Педагогика, 1972,- с.7-44.

26. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении (по материалам психолого-педагогической литературы) //' Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. М., Вып.2, 1973.

27. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1975,- 399с.

28. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.- Калининград: Янтарный сказ, 1999.-704с.

29. Буланкина Н.Е. К методике изучения положительного отношения старшеклассников к учению // Иностранные языки в школе, 1976, №4, с. 58-63.

30. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии, 1973, №5, с. 30-40.

31. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства.- М.: Знание, 1983.- 144с.

32. Васильева М.М. Возрастные особенности личности студента и их учёт в обучении иностранному языку // Иностранные языки в высшей школе,- М., 1987,- Вып. 20.- с. 17-23.

33. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991.- 207с.

34. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура,- М.: Рус. яз., 1983,- 320с.

35. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 283с.

36. Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2.- М.: Педагогика, 1982,- 504с.

37. Выготский JI.C. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопросы психологии, 1968, №2, с. 149-156.

38. Выготский JT.C. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968.- 576с.

39. Гегель Г. Эстетика: В 4 т.- М.: Искусство, 1968. Т.1.- 312с.

40. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи // Иностранные языки в школе, 1977, №5, с.32-42.

41. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке // Иностранные языки в школе, 1985, №6, с. 1924.

42. Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодёжи. Книга для учителя,- М.: Просвещение, 1985.-380с.

43. Гёте И.В. Об искусстве.- М.: Искусство, 1975.- 624с.

44. Гращенкова И.Н. Кино как средство художественной педагогики. Принципы, методы, механизмы // Искусство и эстетическое воспитание молодёжи.- М., 1981, с.236-258.

45. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Социал.-эстет.потенциал современ. кинопроцесса. Учеб. пособие для студентов вузов/ВНИИ искусствознания.- М.: Высш. шк., 1986.-223с.

46. Громов Е.С. Восхождение к герою: (Экран и молодёжь). Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1982.- 191с.

47. Гурвич П.Б., Григорян С.Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1976, №5, с. 50-55.

48. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.- J1: Искусство, 1990.- 223с.

49. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1974, с. 145-169.

50. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии.- М.: Наука, 1984.- 268с.

51. Дубровин М.И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы // Иностранные языки в школе, 1978, №1, с. 2833.

52. Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).- Мн.: Изд-во БГУ, 1978.- 320с.

53. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1989.- 189с.

54. Елфимова Н.Е. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности // Вопросы психологии, 1988, №4, с. 8287.

55. Жинкин Н.И. О психологии восприятия учебного фильма.- М., 1968.-23с.

56. Жинкин Н.И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня.- М., 1971, №2, с. 214-254.

57. Жуковский И.М. Психогносеологические проблемы восприятия произведений киноискусства. Дис. . канд. филос. наук.- Львов, 1976.- 186с.

58. Зайцева Л.А. Выразительные средства кино.- М.: Знание, 1971.-160с.

59. Зак М.Е. Андрей Тарковский,- М., 1988.- 48с.

60. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 1999.- 384с.

61. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.: Просвещение, 1991.- 222с.

62. Иванова-Цыганова В.И. Особенности учебных кинофильмов по иностранным языкам как источников информации и их использования для обучения устной речи в языковом вузе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1971.- 32с.

63. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб: Питер, 2000,- 512с.

64. Искусство в школе (Художественное чтение, театр и кино в эстетическом воспитании детей и юношества) / Под ред. Ю.И.Рубиной.- М.: Просвещение, 1964.- 252с.

65. Искусство и эстетическое воспитание молодёжи / Сб. статей, отв. ред. В.Г.Кисунько.- М.: Наука, 1981.- 335с.

66. Кабо Л.Р. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей: Кино и подросток. Размышления публициста.- М.: Просвещение, 1978.- 173с.

67. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М.: Политическая литература, 1974,- 328с.

68. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание,- М.: Мысль, 1968.- 148с.

69. Коган JI.H. Искусство и зритель // Художественное восприятие.- J1.: Наука, 1971, с. 79-93.

70. Комплексное, применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах: Сб.науч.трудов; вып. 385 / Моск. Лингвист. Ун-т,-М., 1991.- 107с.

71. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1982.-165с.

72. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия.- М.: Просвещение, 1971.-281с.

73. Косырев В.Н., Сластёнин В.А., Старов М.И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе // Вопросы психологии, 1985, №3, с. 61-67.

74. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино.- М., Искусство, 1977.

75. Краснова Г. Кино ФРГ.- М.: Искусство, 1987.- 191с.

76. Крючечников Н.В. Выразительные средства фильма.- М., Искусство, 1968.- 103с.

77. Кудашова М.А. К вопросу о мотивах изучения иностранного языка учащимися старших классов // Иностранные языки в школе, 1975, №5, с. 45-53.

78. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников,- М.: Знание, 1988,- 79с.

79. Кузовлев В.П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как средство создания коммуникативной мотивации. Дис. . канд. пед. наук.- Липецк, 1981.- 245с.

80. Кузовлев В.П. Мотивационная основа коммуникативного метода обучения говорению // Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности.- Воронеж, 1981, с. 119-129.

81. Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1986, №4, с. 22-25.

82. Кузьмина И.А. Кинематограф как средство массовой коммуникации. Дис. .канд. искусствовед. Л., 1986.- 204с.

83. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного.- СПб: Златоуст, 2001.- 264с.

84. Курц Р. Экспрессионизм в кино.- М., Теакинопечать, 1926.

85. Лёвшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино. Дис. .канд. пед. наук.- М., 1974.- 226с.

86. Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения искусством // Вопросы литературы, 1973, №6, с. 93-115.

87. Леонтьев А.А. Психология киновосприятия // Технические и аудиовизуальные средства в обучении.- М., 1974, с. 42-57.

88. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Психология общения.- М.: Смысл, 1999, с. 318-350.

89. Леонтьев А.А. Телевизионное искусство глазами психолога // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 4 / Сост. А.Черняков.- М.: Искусство, 1984,- с. 50-62.

90. Леонтьев А.А. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1975, №6, с. 93-97.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972, №12, с. 129-140.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975.-304с.

93. Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // Вопросы психологии, 1967, №6, с. 7-22.

94. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции,- М.: МГУ, 1971.-с.27.

95. Леонтьев А.Н. Предисловие к кн.: Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1968.- с. 5-12.

96. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1972.- 576с.

97. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 184с.

98. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки.-М.: Высш. шк., 1990,- 304с.

99. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. Учеб.-метод.пособие для вузов.- М.: Изд-во МГУ, 1987,- 81с.

100. Люлюшин А.А. История немецкого киноискусства (на немецком языке). Учебное пособие.- Липецк, 2001, 49с.

101. Мареш П. Многоязычная коммуникация и кинофильм // Язык как средство трансляции культуры.- М.: Наука, 2000.- с. 248-265.

102. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя,- М.: Просвещение, 1990.- 191с.

103. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя,- М.: Просвещение, 1983,- 96с.

104. Мартен М. Язык кино.- М.: Искусство, 1959.- 292с.

105. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.: Педагогика, 1984.- 144с.

106. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема //Художественное восприятие.- Л.: Наука, 1971, с. 10-28.

107. Миронов А.В. О некоторых вопросах психологии чувств и их роли в художественном восприятии и творчестве // Вопросы психологии, 1969, №6, с. 70-78.

108. Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А.М.Сандлер.- М.: Искусство, 1990.-398с.

109. Михайлова О.Э. Использование кинофильмов при обучении иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов.- М., 1983.-92с.

110. Михалкович В.И. Андрей Тарковский.- М.: Знание, 1989,- 56с.

111. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие,- М., 1966.-351с.

112. Немов Р.С. Психология: Для пед. уч-щ, пед. ин-тов и работников системы подгот., повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение, 1990.- 300с.

113. Нечай О.Ф. Основы киноискуссва: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Науч. ред. И.В.Вайсфельд,- М.: Просвещение, 1989,-288с.

114. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С.Полат.- М.: Академия, 1999.-224с.

115. Новые технологии в преподавании иностранных языков: Материалы международного семинара.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.- 121с.

116. О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А.Тарковская.- М.: Прогресс, 1989.-400с.

117. Обуховский К. Психология влечений человека.- М., 1972,- 17с.

118. Одинцова С.М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки студентов-филологов пединститутов. Дис. .канд. пед. наук,- М., 1981.- 199с.

119. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению.- М., 1988.

120. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В.Петровского.-М., 1986.- 303с.

121. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур.- Липецк, 1998.- 159с.

122. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1991.- 223с.

123. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Русский язык, 1989.- 276с.

124. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 223с.

125. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1998.- 512с.

126. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы.-Воронеж, 1987.- 175с.

127. Петрова Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе её общения с искусством // Искусство и эстетическое воспитание молодёжи. М.: Наука, 1981, с.137-166.

128. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавателя,- М., 1999,212с.

129. Платунова JI.K. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения квалификации. Дис. . канд.пед.наук.- СПб., 1995.

130. Прессман Л.П. Использования кино и телевидения для развития речи учащихся.- М.: Просвещение, 1965.- 160с.

131. Прокофьева В.Л. Методика создания учебных фильмов для формирования коммуникативной мотивации при обучении иноязычному общению. Дис. . канд. пед. наук,- М., 1991.

132. Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О.К.Тихомиров.- М.: Наука, 1977.- 259с.

133. Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.-285с.

134. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок.- Мн.: Харвест, 1999.- 752с.

135. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинёв: Штиинца, 1990.- 115с.

136. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова.- М.: Просвещение, 1991.-287с.

137. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету "Иностранный язык" у школьников // Иностранные языки в школе, 1982, №2, с. 28-32.

138. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка у школьников 5-8 классов // Иностранные языки в школе, 1982, №6, с. 37-45.

139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946,- 564с.

140. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416с.

141. Салямон JI.С. Элементы физиологии и художественное восприятие // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971, с. 98113.

142. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста//Вестник высшей школы, 1969, №8, с. 16-21.

143. Сатинова В.Ф. Обучение аудированию монологической речи во взаимосвязи с говорением (творческий этап) // Иностранные языки в школе, 1978, №2, с.53-59.

144. Сатинова В.Ф. Проблемы обучения аудированию монологической речи на творческом этапе (на материале преподавания английского языка в VII классе средней школы). Дис. канд. пед. наук.- Мн., 1971.

145. Сегаль М.М. Использование художественных видеофильмов в обучении иноязычной речи в языковом ВУЗе // Новые технологии в преподавании иностранных языков.- СПб. 1998.- с. 43-54.

146. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: (Воля, её развитие и воспитание).- Рязань, 1992.- 574с.

147. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, М., 1995.- 271с.

148. Соколова С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1970.

149. Социально-психологические особенности студенческого возраста: Учебные задания и методические указания.- Пятигорск, 1979.

150. Станкевич Л.П. Интересы мотивация - личность. Личность и общество. Сб. научных трудов.- Калининград, 1983.- Вып. 6.- с.21-22

151. Старшинина И.А. Человеческое общение как деятельность. Методологические аспекты. Дис. . канд. фил. наук.- Томск, 1981

152. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. Сб. статей / Сост. К.Разлогов. М.: Радуга, 1984.- 280с.

153. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.- 96с.

154. Тарковский А. Запечатленное время // Искусство кино.- 2001.-№12.- с.40-55.

155. Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре // Искусство кино.-1990.- №7,- с.105-112; №8,- с.103-113; №9,- с.101-108; №10,- с.83-91.

156. Тарковский А. О кинообразе // Искусство кино.- 1979.- №3.- с.80-93.

157. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Статьи, письма, дневники.-М.: Современник, 1985.- 592с.

158. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990.- 157с.

159. Томахин Д.Д. Безэквивалентная лексика (реалии) как источник страноведческой информации // Лингвострановедческий аспект в преподавании русского языка как иностранного. Воронеж.- с. 148151.

160. Туровская М.И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского.- М.: Искусство, 1991.- 255с.

161. Тэн И. Философия искусства.- М.: Республика, 1996.- 351с.

162. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966,-452с.

163. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств.- М.: Аргус, 1995.- 224с.

164. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. . докт. пед. наук.- М., 1989.- 362с.

165. Усов Ю.Н. О принципе формирования аудиовизуальной грамотности // Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия. М., 1975.- с. 144-148.

166. Утилов В.А. Цивилизационные модели в кинематографе Западной Европы и США (1914-1984). Автореф. дис. . докт. искусствовед.-М., 1999.-41с.

167. Учебное пособие-хрестоматия по методике обучения иноязычной культуре. II курс. Часть I. / Под ред. докт. пед. наук Пассова Е.И.-Липецк, 1992.- 121с.

168. Фёдоров А.В. "За" и "против": что смотрят и что видят на экране молодые зрители,- М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1987,- 64с.

169. Фёдоров А.С. Система подготовки студентов в педвузе к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Дис. . докт. пед. наук.- М., 1993.- 379с.

170. Фёдоров В.П. ФРГ: 80-е годы. Очерки общественных нравов.-М.: Междунар. отношения, 1986.- 192с.

171. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. М.: Педагогика, 1986.- 191с.

172. Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского.-М.: Искусство, 1992.- 351с.

173. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков. Дис. . докт. пед. наук.- М., 1994.- 475с.

174. Хренов Н.А. О некоторых особенностях восприятия кино в детской и юношеской аудиториях // Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе педагогического воздействия. М., 1975,- с. 54-62.

175. Хренов Н.А. Структура фильма и зритель // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971, с. 232-258.

176. Художественное восприятие. Сб.1. / Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-387с.

177. Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке: Пособие для учителей ст. классов сред, школы.- М.: Просвещение, 1980.-144с.

178. Шарипова З.Г. Особенности коммуникативного мышления студентов старшего этапа обучения в спецвузе // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 1985, с. 24-33.

179. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе.- М.: Педагогика, 1973.- 272с.

180. Шерстеникина В.А. Мотивация в изучении учащимися иностранного языка и некоторые вопросы внеклассной работы по этому предмету в школе // Иностранные языки в школе, 1978, №1, с. 34-42.

181. Шершавицкая В.Д. О понимании иностранными учащимися диалогов художественных фильмов: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-102с.

182. Шиян Л.К. Эстетическое воспитание молодёжи в клубных учреждениях средствами теле- и видеопрограмм: Дис. . канд. пед. наук.-Донецк, 1991.- 170с.

183. Штарке К. Студенты. Становление личности. Пер. с нем. / Послесл. и общ. ред. В.Т.Лисовского.- М.: Прогресс, 1982.- 136с.

184. Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России, 1997, №2, с. 68-78.

185. Щепкина Е. Что мешает студенту учиться? // Высшее образование в России, 1997, №4, с. 68-70.

186. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности.- Л.: ЛГУ, 1976.-с.6, 10-12,35, 56-62.

187. Щербакова И.А. Кино в обучении иностранным языкам.- Минск, Вышейшая школа, 1984.- 94с.

188. Щербакова И.А. О влиянии вербальной и визуальной информации кинофильма на стимуляцию творческих высказываний студентов старших курсов языкового вуза // Методика преподавания иностранных языков и технические средства. Мн., 1974.- с. 42-55.

189. Щербакова И.А. Фильм как стимул для формирования неподготовленной иноязычной речи // Вопросы использования учебного кино и телевидения в преподавании иностранных языков. Организация зрительного ряда. Вып. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980, с. 26-28.

190. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.- 352с.

191. Эйдлин В.И. Исследование детского киновосприятия II Советская педагогика, 1989, №5, с. 32-36.

192. Эйзенштейн С.М. Собрание сочинений. М.: Искусство, 1968.а) Т.Зб) Т.5

193. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.- 304с.

194. Язык как средство трансляции культуры.- М.: Наука, 2000.- 311с.

195. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека,- М.: Просвещение, 1969.- 319с.

196. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие /7 Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971, с. 67-79.

197. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964,- 87с.

198. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М.Борисовой.- М.: Институт практической психологии, 1998.-304с.

199. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- СПб.: Полиус, 1998.- 638с.

200. Bausinger Hermann. Typisch deutsch: Wie deutsch sind die Deutschen? Miinchen: Beck, 2000.

201. Lewandowski Rainer. Die Filme von Volker Schlondorff. Hildesheim: Olms Presse, 1981.

202. Pflaum Hans Giinther. Deutschland im Film: Themenschwerpunkte des Spielfilms in der Bundesrepublik Deutschland. Miinchen: Hueber, 1985.

203. Weidenfeld Werner, Korte Karl-Rudolf. Die Deutschen. Profil einer Nation. Stuttgart: Kletta-Cotta, 1991.

204. Wydra Thilo. Volker Schlondorff und seine Filme. Miinchen: Wilhelm Heyne Verlag, 1998.