Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе

Автореферат по педагогике на тему «Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Батищев, Игорь Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе"

На правах рукописи

Батищев Игорь Владимирович

Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе

13.00.08 - теория и методика профессионального образования 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

31 ИЮЛ 2014

Москва - 2014

005551599

005551599

Работа выполнена в Российском государственном социальном университете на кафедре социологии и философии культуры

Научный руководитель ■

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор Щербакова Анна Иосифовна

Слуцкая Лариса Евдокимовна

доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (университет) «Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского» кафедра истории и теории исполнительского искусства, профессор, проректор по учебной работе, заслуженный работник культуры РФ

Жилина Анна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», кафедра музыкальных инструментов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

_часов на заседании

Защита состоится «X v »i'i'//r-i t'ä i 2014 года в Диссертационного совета Д 210.0l6.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах:

Министерства образования и науки РФ http:// минобрнауки.рф: Московского государственного университета культуры и искусств -http:// www.mgukj.ru.

Автореферат разослан <<^~>>-> ¿¿/&Ajf 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

'БуддинаГ.И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема социально-культурного воспитания молодежи сегодня является темой многих международных конференций, встреч, дискуссий, в которых постоянно звучит тревога, связанная с теми сложными процессами, которые происходят на современном этапе развития общества.. Для исследователя — философа, социолога, культуролога, психолога, педагога и т. д. - очевидно, что молодежь, чье становление происходит в глобализирующемся мире, в сложных условиях цивилизационного кризиса, остро нуждается в духовных ориентирах, которые способствуют глубинному проникновению в сущность происходящих на современном этапе процессов, в логику социокультурного развития. Им необходимо не только понять действие «механизмов», влияющих на выбор того или иного сценария социокультурного развития общества, но и определить для себя именно тот сценарий, который направлен на воплощение гуманистических идеалов человечества.

Именно это является основной целью социально-культурного воспитания, в процессе которого молодые люди обретают чувство социального интереса, социальной ответственности, социальной активности, что дает возможность преодолеть противоречия, которые были сформулированы еще Н. А. Бердяевым, а на современном этапе развития культуры обрели еще большую остроту:

• между социализацией и индивидуализацией личности;

• между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

• между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме

Осознаваемая необходимость поиска путей для преодоления этих противоречий стала основанием для выдвижения проблемы развития системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве

1 Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М-, 2006. С.153.

современного гуманитарного вуза в качестве темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблема воспитания подрастающего поколения изначально является одной из центральных идей философской мысли, поскольку стремление к истине, заложенное в сущности понятия «философия», означает, в первую очередь, стремление к обретению миропонимания, к постижению мироздания, к осознанию себя не только творением, но и творцом культуры, а это стремление свойственно каждой становящейся личности. На вопрос, как должен осуществляться процесс «возвышения души» (а именно это и являет собой сущность социально-культурного воспитания), пытались ответить Сократ и Диоген, Платон и Аристотель, Кант и Гегель. Ответ на этот вопрос постоянно, порой мучительно, искали мыслители XX века — философы, социологи, культурологи, психологи, педагоги.

Этот вопрос волнует и современных исследователей, рассматривающих социально-культурное воспитание как сложную социальную, психологическую и педагогическую проблему. Так, в работах Л.С. Зориловой социально-культурное становление личности рассматривается в контексте поиска духовных идеалов в науке, культуре и искусстве. Л.А. Калашникова интерпретирует процесс формирования социальной зрелости личности как педагогический феномен, сходной точки зрения придерживается и А.М. Егорычев. Теории и методике развития педагогических способностей у будущих специалистов социально-культурной деятельности посвящены работы Т.В. Христидис. В исследованиях Л.С. Майковской рассматривается феномен этнокультурной толерантности как значимый аспект социально-культурного становления личности. Мировоззренческие основы этого процесса освещаются в работах А. Я. Айзенберга, А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, В.А. Волобуева, Л.С. Жарковой. И.А. Федосеева анализирует развитие системы социального воспитания студенческой молодежи на основе тендерного подхода. В работах Н.С. Ющенко представлен процесс формирования

социальной ответственности в обучении и воспитании будущих эстрадных вокалистов. A.B. Березняк, H.A. Береза, Н.М. Брунчукова обращаются к проблеме коммуникативной компетентности, которая, несомненно, является компонентом социально-культурного воспитания.

Большое количество работ посвящено роли искусства в социокультурном становлении личности. Так, в работах Б.М. Неменского искусство предстает как форма познания и организации жизни, а в исследованиях А.И. Щербаковой феномен музыкального искусства раскрывается в контексте становления и развития культуры. Г.Г. Коломиец рассматривает проблему музыкально-эстетическое воспитание молодежи с позиции аксиологического подхода. Художественное переживание представлено в работах А.Н Малюкова как фактор познания и самопознания, чрезвычайно значимый для осуществления социально-культурного воспитания личности. Особенности создания системы художественно-эстетического воспитания раскрыты в работах JI.B. Киргизовой. А.П. Цилинко и A.C. Зайцев предлагают педагогическую систему творческого развития и социализации подростков в условиях школьного театра.

P.C. Мухаметзянова рассматривает эстетическое воспитание детей как фактор их социализации в современной поликультурной среде. Большой интерес для нашего исследования представляют работы И.П. Коляденко, посвященные проблеме синестезии в музыкально-эстетическом воспитании личности, а также работы И.С. Казаковой, выявившей педагогические условия развития интереса к классической музыке у современной молодежи. Д.В. Корнев рассматривает влияние фольклора на формирование этнической толерантности подростков, что является очень важным аспектом социально-культурного воспитания личности.

Народное художественное творчество выступает объектом научных исследований Н.И. Ануфриевой и Е.Ю. Стрельцовой. Перечисление можно продолжить, поскольку проблема социализации личности, ее гармоничного существования в современном пространстве культуры, неразрывно связанная с социально-культурным воспитанием, в той или иной степени затрагивается практически в каждом педагогическом исследовании. Очевидно, что для

решения этой сложнейшей проблемы необходимо, чтобы образовательное пространство современного вуза стало той средой, в которой активно функционирует и постоянно совершенствуется система социально-культурного воспитания студенческой молодежи, а это требует создания и реализации инновационных методик социально-культурного воспитания, отвечающих вызовам нашего времени.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в гуманитарном вузе.

Предмет исследования: функционирование и развитие системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование условий развития системы социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов; разработка, реализация проверка эффективности методики социально-культурного воспитания студентов в естественных условиях образовательного процесса в гуманитарном вузе.

Согласно поставленной цели был определен следующий круг задач:

• уточнить понятия «система социально-культурного воспитания» и «социокультурная компетентность» в контексте профессионального и духовно-нравственного становления личности и выявить условия, необходимые для эффективного функционирования этой системы в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

• раскрыть сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности и, соответственно, на профессиональное и духовно-нравственное становление личности будущих специалистов в различных областях творческой деятельности;

• разработать теоретико-методическую модель социально-культурного воспитания личности в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

• разработать методику реализации теоретико-методической модели

социально-культурного воспитания студенческой молодежи в процессе проведения контрольно-констатирующего и учебно-формирующего экспериментов;

• определить эффективность авторской методики социально-культурного воспитания студентов, выявить возможности ее дальнейшего совершенствования и подготовить методические рекомендации для внедрения этой методики в систему современного образования.

Гипотеза исследования заключается в следующем: Эффективность профессиональной подготовки студентов в современной системе высшего образования будет значительно повышена, если:

• социально-культурное воспитание будет признано неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса;

• в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза будут созданы условия для развития системы социально-культурного воспитания молодежи;

• будут изучены и проанализированы: сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс становления личности студентов;

• будут определены современные подходы, отвечающие требованиям времени и направленные на формирование социокультурной компетентности будущих специалистов - творцов нового социокультурного пространства;

• на основе современных подходов будет разработана и реализована в естественных условиях образовательного процесса методика социально-культурного воспитания молодежи;

• в экспериментальной работе будет проверена эффективность разработанной методики социально-культурного воспитания, определены дальнейшие пути ее совершенствования и подготовлены методические рекомендации для внедрения предлагаемой методики в современной системе образования.

Методологическую базу исследования составляют исследования в

области философии, социологии, культурологии, психологии, общей педагогики и педагогики искусства, в которых освещаются различные аспекты проблемы социально-культурного воспитания молодежи в контексте становления и развития культуры. Среди них следует выделить труды великих мыслителей прошлого и настоящего, в которых социокультурное начало рассматривается с точки зрения осмысления проблемы взаимодействия личности и социума (Аристотель, Платон, Сократ, A.C. Арсеньев, H.A. Бердяев, О. Вейнингер, H.H. Г. Гачев, Я.А. Гуревич, В.Н. Дружинин, М.С. Каган, М. Коул, А.Б. Орлов, Б. Рассел, Е.Л. Фейнберг, Д.И. Фельдпггейн и др.).

Теоретическую базу исследования составляют научные труды, в которых раскрываются: природа и психологические особенности деятельности личности как субъекта художественного творчества (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, М.Н. М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, А.Л. Гройсман, С.П. Иванов,

A.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг и др.); социально-психологическая роль искусства в созидании гуманистических ценностей культуры (А. Я. Айзенберг, Н.И. Ануфриева А. И. Арнольдов, А. А. Аронов, Е.Я. Басин, O.A. Блох, Ф.Е. Василюк, В.А. Волобуев, Л.С. Жаркова, В.П. ЗинченкоД.С. Зорилова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.С. Майковская, М.Е. Марков, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис, А.И. Щербакова и др.); механизмы формирования самосознания, социально-психологической идентичности личности и социальной регуляции поведения в процессе социально-культурного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, H.A. Бердяев, Э. Берн, С. Брагусь, У. Джемс, Л.Г. Ионин, Е.И. Исаев, Т. Лукман, A.B. Петровский,

B.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г. Салливан, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон В.А. Ядов и др.); фундаментальные основы музыкального искусства, образования и музыкально-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, Т. Адорно, М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, A.C. Базиков, Л.А. Баренбойм, Г.В. Григорьева, М.С. Друскин, Д.В. Житомирский, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.Н. Малюков, Е.А. Минаев, Л.Л. Надирова, Е.В. Назайкинский, Л.А. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин,

Т.В. Чередниченко, А.И. Щербакова и др.).

Методы исследования. В представленном диссертационном исследовании применялся круг теоретических, эмпирических и социологических методов, включающих в себя: анализ научных трудов в области философии, социологии, культурологии, психологии, искусствознания, педагогики, а также раскрывающих различные аспекты художественно-эстетического образования и воспитания; педагогические наблюдения и педагогические беседы; анкетирование, интервьюирование и тестирование студентов; беседы с педагогами-музыкантами; математико-статистическую обработку полученных в процессе проведения эксперимента результатов; анализ полученных результатов; разработку теоретико-методических рекомендаций.

База исследования: Российский государственный социальный университет:

• факультет искусств и социокультурной деятельности;

• факультет охраны труда и окружающей среды;

• факультет психологии;

• социально-гуманитарный факультет.

Основная экспериментальная база исследования: Российский государственный университет:

• факультет искусств и социокультурной деятельности:

- кафедра социологии и философии культуры;

- кафедра искусств и художественного творчества;

• факультет охраны труда и окружающей среды:

- кафедра охраны труда;

- кафедра защиты окружающей среды и промышленной безопасности;

- кафедра социальной экологии и природопользования.

Этапы исследования:

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении

тринадцати лет - с 2001 по 2014 год. Ход исследования можно разделить на четыре основных этапа:

На первом этапе (2001-2005 гг.) проблема социально-культурного воспитания личности рассматривалась в контексте выявления роли музыкально-эстетического образования в этом процессе и необходимости ее совершенствования. Этот этап можно рассматривать как начальный, поскольку на нем стало очевидно, что проблема социально-культурного воспитания молодежи намного шире и требует значительной теоретической базы, включающей в себя, помимо работ в области музыкознания, общей и музыкальной педагогики, также научные труды в области философии, социологии, культурологии, психологии и т.д.

Это и стало основой работы на втором этапе исследования (2006-2010 гг.), на котором осуществлялся анализ широкого круга научных источников по проблеме исследования, на основании чего разрабатывались основные методологические подходы и теоретико-методические основы работы. Этот этап следует рассматривать как время создания теоретического фундамента, на котором строилась дальнейшая экспериментальная работа.

На третьем этапе (2011-2013гг.), была произведена диагностика актуальности и значимости выдвинутой проблемы, продуман и разработан ход дальнейшей экспериментальной работы, создана модель социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза, определены критерии и параметры уровней сформированности социокультурной компетентности студентов, разработан факультативный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», проведен контрольно-констатирующий эксперимент, позволивший выявить исходный уровень сформированности социокультурной компетентности студентов.

На четвертом этапе (2013-2014 уч.г.) был осуществлен учебно-формирующий эксперимент, проведены три контрольных среза, позволяющих определить динамику и эффективность процесса формирования социокультурной компетентности студентов. Затем была произведена

математико-статистическая обработка полученных данных, подведены итоги проведенной работы, сформулированы выводы, разработаны теоретико-методические рекомендации. Общее количество участников на всех этапах экспериментальной деятельности составило 862 человека.

Научная новизна исследования состоит в том, что: » выявлена значимость проблемы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза и уточнены понятия «система социально-культурного воспитания» и «социокультурная компетентность» в контексте профессионального и духовно-нравственного становления личности;

• представлен анализ условий, необходимых для эффективного функционирования и дальнейшего развития системы социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве гуманитарного вуза как социальной, психологической и педагогической проблемы, решение которой способствует гуманизации современного общества;

• определены сущность, содержание и механизмы влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности молодежи, являющейся показателем ее социальной зрелости, социального здоровья и социальной ответственности, профессионального и духовно-нравственного становления;

• создана инновационная авторская модель осуществления социально-культурного воспитания студентов в современном гуманитарном вузе и разработана методика ее реализации в естественных условиях образовательного процесса;

• подготовлен экспериментальный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», освоение которого способствует осмыслению значимости социально-культурного воспитания в становлении и творческой самореализации личности в пространстве культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем понятия «система социально-культурного воспитания молодежи» и

«социокультурная компетентность» рассмотрены как компонент профессионального и духовно-нравственного облика личности, становление которой происходит в условиях глобализирующегося мира; дано теоретическое обоснование сущности, содержания и механизмов влияния социально-культурного воспитания на процесс формирования социокультурной компетентности будущих специалистов в различных областях профессиональной деятельности; сформулированы критерии и параметры уровней сформированное™ социокультурной компетентности будущих специалистов; разработана методика диагностики уровней сформированности социокультурной компетентности личности, благодаря которой педагог-исследователь получает возможность определять эффективность осуществляемой работы, корректировать и совершенствовать созданную модель, добиваясь оптимальных результатов в процессе социально-культурного воспитания молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная, реализованная и подтвердившая свою эффективность в процессе проведения эксперимента авторская методика осуществления социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве современного гуманитарного вуза, а также предложенные методические рекомендации дают возможность педагогам развернуть активную работу, способствующую формированию социально-культурной компетентности у будущих специалистов в самых различных областях профессиональной деятельности.

Также может быть широко востребован разработанный авторский экспериментальный курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека», который можно рассматривать как исходный материал для разработки собственных курсов. Кроме того, материалы диссертации (как теоретические положения, так и практические предложения) могут стать частью лекционной работы, дискуссий и обсуждений, проводимых на семинарах, темами курсовых и дипломных работ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

• в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ;

• в выступлениях с докладами и участии в дискуссиях на научно-практических конференциях:

^ Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности - I Международная научно-практическая конференция, -Екатеринбург, 29-31 марта, 2001, Уральский государственный педагогический университет;

^ Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Международный психологический конгресс. Кострома, 23-24 октября 2003. Костромской государственный университет им. Некрасова.

^ Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования. П Межрегиональная научно-практическая конференция. — Липецк, Липецкий государственный педагогический университет, 2005 г.

^ Культура. Духовность. Общество. IX Международная научно-практическая конференция. - Новосибирск, 7 ноября 2014 г.

✓ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. XXXV Международная научно-практическая конференция. - Новосибирск, 10 ноября 2014 г.

• в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре социологии и философии культуры (факультет искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета).

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

• многолетним изучением и анализом научных источников, относящихся к различным областям гуманитарного знания: философии, социологии, культурологии, социальной психологии и психологии художественного творчества, музыкознания, общей педагогики и педагогики искусства, в

которых освещаются многие аспекты проблемы социокультурного становления личности;

• методологической обоснованностью положений, представляющих собой теоретический фундамент представленной работы;

• разнообразием и адекватностью методов исследования выдвинутой проблеме;

• многообразием материалов, легших в основу анализа проблемы социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве гуманитарного вуза;

• продуманностью и адекватностью понятийно-категориального аппарата объекту и предмету представленного исследования;

• ходом и результатами экспериментальной работы на констатирующем и учебно-формирующем этапах, подтвердившими целесообразность и эффективность применения разработанной методики осуществления социокультурного воспитания молодежи в современном вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие системы социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза, направленного на сохранение и приумножение духовного потенциала отечественной культуры, является социальным заказом, который общество обращает к образованию как одному из самых значимых социальных и культурных институтов, фактором, способствующим гуманизации современного общества, определяющим путь его дальнейшего развитая и совершенствования. Это позволяет рассматривать процесс социально-культурного воспитания как неотъемлемый компонент образовательного процесса.

2. Осуществление социально-культурного воспитания в профессиональной подготовке студентов гуманитарного вуза являет собой сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит формирование социокультурной компетентности личности, обретающей в этом процессе

личностные социокультурные смыслы и ценности, высокие эстетические и этические идеалы, что позволяет в дальнейшей жизни и деятельности активно включаться в строительство нового культурного пространства.

3. Для создания и реализации модели социально-культурного воспитания в гуманитарном вузе необходимо детальное изучение и анализ сущности, содержания и механизмов влияния социально-культурного воспитания на процесс становления личности будущих специалистов в различных областях профессиональной деятельности, а также разработка авторской методики, основанной на современных подходах, отвечающих требованиям времени и направленных на формирование социокультурной компетентности будущих специалистов - творцов нового социокультурного пространства.

4. Базовыми принципами создания модели социально-культурного воспитания молодежи являются: ориентации на гуманистические идеалы, национальные и общечеловеческие ценности; интерпретация образовательной среды как коммуникативного сообщества, в котором реализуется концепция диалога и постоянно действует принцип дополнительности.

5. Основными показателями эффективности методики социально-культурного воспитания молодежи в естественных условиях образовательного процесса являются устойчивые мировоззренческие взгляды, суждения и убеждения, стремление придерживаться во всех своих действиях этического кредо, согласно которому будущая деятельность рассматривается не только в профессиональном но и в духовно-нравственном контексте, а социокультурная компетентность осознается как обязательный компонент творческой личности, чья деятельность направлена на гармонизацию окружающего мира, на достижение мира, согласия и межкультурного диалога.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность выдвинутой проблемы исследования, подробно освещается степень ее изученности, сформулированы объект и предмет исследования, определена цель и задачи, решение которых необходимо для ее достижения, сформулирована гипотеза, представлены методологические и теоретические основы и методы работы, этапы исследовательской деятельности, определены - научная, теоретическая и практическая значимость, обоснована достоверность полученных результатов, сформулированы положения, выдвигаемые на защиту.

В первой главе «Социально-культурное воспитание молодежи как фактор гуманизации современного общества» рассматривается непреходящая актуальность и значимость проблемы воспитания подрастающего поколения. В первом параграфе первой главы «Социально-культурное воспитание студентов как социальная, психологическая и педагогическая проблема: основные методологические подходы» выявляется проблемное поле исследования, анализируются различные определения понятий «система социально-культурного воспитание молодежи», «социокультурное пространство», «социокультурные потребности», «социокультурная компетентность», определяется необходимость детального рассмотрения проблем социализации и социально-психологической адаптации, путей создания в процессе социально-культурного воспитания необходимого социально-психологического климата, способствующего достижению социальной зрелости личности, определяющей как уровень сформированном« социокультурных установок, необходимых для активного участия в культурном строительстве, так и для постановки и реализации личностных целей и задач в этом процессе. В параграфе обосновывается необходимость применения современных подходов: философско-ангропологического, системного, социально-культурологического, социально-психологического, социально-аксиологического и индивидуально-деятельностного.

Во втором параграфе первой главы «Художественно-эстетическое переживание в осуществлении процесса социально-культурного воспитания студентов» определяется, что огромную роль в осуществлении социально-культурного воспитания молодежи играет искусство, постижение которого, как и постижения жизни, - это длинная дорога, требующая серьезной духовной работы человека, поскольку это путь не только художественно-эстетического, но и духовно-нравственного становления. В параграфе значительное внимание уделено музыке в обучении и воспитании творческой личности, в развитии у нее потребности и способности к эстетически-ценностному постижению искусства.

В параграфе констатируется, что эстетическое и этическое начало нераздельно связаны как в искусстве, так и в жизни. И чем сильнее, чем ярче художественно-эстетическое переживание, тем стремительнее происходит преодоление черты, за которой открываются огромные возможности развития способности к чувственному восприятию окружающего мира, а это, в свою очередь, бесконечно расширяет границы познания и самопознания, создает благоприятные условия для открытия бесконечности, многоплановости, разнообразия окружающего мира, для определения своего места в нем. Художественно-эстетическое переживание, формирующее эстетически-ценностное отношение как к произведениям искусства, так и к окружающему миру, становится основой для успешной социализации личности, для ее профессионального и духовного самоопределения, для достижения ею тех жизненных целей и задач, которые продиктованы сложившимися в процессе становления эстетическими и этическими идеалами.

В третьем параграфе первой главы «Теоретико-методическая модель социально-культурного воспитания молодежи в образовательном пространстве гуманитарного вуза» показано, как на основании изучения значительного количества теоретических работ, освещающих различные аспекты проблемы, а также анализа опыта ряда вузов страны была создана модель социально-культурного воспитания студентов, представленная в таблице 1.

Модель социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе

Таблица 1

Концепция создания модели социально-культурного воспитания студентов -осуществление социально-культурного воспитания молодежи, направленное на сохранение и приумножение духовного потенциала отечественной культуры, является гарантом гуманизации современного общества, его дальнейшего развития и совершенствования

Базовые принципы - ориентация на гуманистические идеалы, национальные и общечеловеческие ценности; интерпретация образовательной среды как коммуникативного сообщества, в котором реализуется концепция диалога и постоянно действует принцип дополнительности.

Основные методологические подходы:

философско-антропологический, определяющий философские основания интерпретации социально-культурного воспитания как сложного, многоступенчатого и целенаправленного процесса становления творческой личности;

системный, согласно которому социально-культурное воспитание рассматривается в контексте становления целостной личности человека-созидателя, обретающего в этом процессе социокультурную компетентность как систему личностных социокультурных смыслов и ценностей;

социально-культурологический, раскрывающий сущность, закономерность и взаимообусловленность личностных и социальных преобразований в системе «Человек-Мир»;

социально-психологический, позволяющий осмыслить сложность социально-психологической адаптации и самоопределения личности в современном пространстве культуры;

социально-аксиологический, обращающий исследователя к специфике формирования личностных социокультурных смыслов и ценностей;

индивиду ально-деятелыюстный, позволяющий анализировать индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее деятельности, выявлять и развивать ее творческий потенциал.

Этапы социокультурного становления личности в учебно-воспитательном процессе: информационно-аналитический этап - получение и осмысление информации о сущности, содержании и роли социокультурного становления в самореализации и самоактуализации личности в системе «Человек-Мир»;

этап социокультурного проектирования - рассмотрение и анализ различных социокультурных проектов, выявление их сильных и слабых сторон, ценностное осмысление и оценка основных тенденций социокультурного развития;

этап социокультурного моделирования - предложение, обоснование и реализация авторских социокультурных моделей, воплощающих в себе сформированную систему личностных смыслов и ценностей.

Уровни социокультурной компетентности

ознакомительный уровень - ОУ; социально-адаптационный уровень - САУ ; социально-деятельностный уровень — СДУ.

Компоненты социокультурной компетентности: мотивационно-познавательный; социально-психологический; профессионально-компетентностный; художественно-эстетический; морально-этический.

Во второй главе «Методика социально-культурного воспитания в системе высшего профессионального образования» детально освещается процесс организации и хода экспериментальной работы. В первом параграфе второй главы «Диагностика актуальности проблемы социально-культурного воспитания молодежи» дан анализ анкетирования и интервьюирования абитуриентов, поступающих на различные факультеты РГСУ, и результатов обсуждения выдвинутой проблемы с рядом педагогов, представляющих различные направления в области естественных и гуманитарных наук.

В параграфе представлена авторская методика диагностики уровней социокультурного становления студентов по каждому из компонентов социокультурной компетентности: мотивационно-познавательному, социально-психологическому, профессионально-компетентностному, художественно-эстетическому, морально-этическому, определены показатели каждого из уровней. В параграфе также детально освещается содержание факультативного курс «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека».

Во втором параграфе второй главы «Организация исследовательской работы на констатирующем этапе эксперимента» последовательно освещается ход и результаты проведения констатирующего эксперимента. Для осуществления экспериментальной работы были организованы в РГСУ (факультет искусств и социокультурной деятельности и факультет охраны труда и окружающей среды) экспериментальные и контрольные группы (КГ1 и ЭГ1 - факультет искусств и социокультурной деятельности, КГ2 и ЭГ2 - факультет охраны труда и окружающей среды). Для определения исходного уровня участников эксперимента по каждому из компонентов социокультурной компетентности студентов был разработан круг вопросов, на которые молодые люди должны были ответить в процессе проведенных бесед. Для проведения экспериментального исследования была разработана система оценок по каждому из компонентов, представленных в модели. Для удобства в обработке результатов была принята 10-балльная

система и разработана методика расчетов, представленная следующей формулой:

А= а+Ь+с+ё+е, где: А является суммой баллов, полученных в процессе контрольных испытаний; а — оценка мотивационно-познавательного компонента; Ь - оценка социально-психологического компонента; с — оценка профессионально-компетентностного компонента; <1 - оценка художественно-эстетического компонента; е — оценка морально-этического компонента. Показателем ознакомительного уровня сформированности социокультурной компетентности по каждому из компонентов является оценка 1 до 4 баллов. Оценка от до 5 до 7 баллов, свидетельствует о достижении студентом социально-адаптационного уровня, а оценка от 8 до 10 баллов является доказательством того, что студент достиг социально-деятельностного уровня. В параграфе представлены результаты, полученные в ходе проведения контрольно-констатирующего эксперимента по каждому из компонентов социокультурной компетентности и дан сравнительных анализ, показывающий, что, несмотря на определенные расхождения, связанные со спецификой факультета искусств и социокультурной деятельности и факультета охраны труда и окружающей среды, в целом все группы близки по своим показателям.

В третьем параграфе второй главы «Реализация и проверка эффективности методики формирования социокультурной компетентности студентов» подробно освещается процесс проведения учебно-формирующего эксперимента, когда участники двух экспериментальных групп приступили к изучению факультативного курса «Социокультурная компетентность в жизни и деятельности современного человека». Следует заметить, что работа над освоением курса участниками двух экспериментальных групп изначально планировалась так, чтобы не только семинары, но и лекции строились в дискуссионном режиме, чтобы каждое положение, которое выдвигается педагогом или студентами, сразу подвергалось обсуждению. Было очень важно с самого первого занятия создать атмосферу активного общения, диалога. Поэтому и лекции, и семинары скорее можно было бы назвать беседами на определенную тему, разворачивающимися

в русле того, какие акценты будут поставлены самим участниками, в какую сторону повернет процесс обсуждения предложенной темы. Это должно было обеспечить максимальную включенность каждого участника в процесс экспериментальной работы. После прохождения каждого из трех разделов курса осуществлялись (по разработанной ранее методике диагностики) контрольные испытания, позволяющие оценить динамику в формировании социокультурной компетентности участников эксперимента.

Следует также отметить, что в процессе проведения эксперимента у студентов двух экспериментальных групп сложилась традиция совместного посещения выставок, концертов, спектаклей. Одним из охотно посещаемых ими мест стала «Галерея Нагорная», в которой ведется активная работа по художественно-эстетическому воспитанию молодежи. В ней постоянно осуществляются масштабные выставочные проекты, исполняются литературно-музыкальные программы, художественно-эстетическое начало соединяется с просветительским, что, несомненно, очень важно для осуществления социально-культурного воспитания молодежи. Очень важно, что молодые люди, посещающие различные проекты галереи, имеют возможность познакомиться и с классическими традициями, и с новейшими направлениями современного искусства. В приложении П можно познакомиться с теми выставками и концертными программами, на которых присутствовали участники эксперимента.

В начале апреля 2014 г. состоялся итоговый контрольный срез. Среди работ, представленных участниками двух экспериментальных групп, оказалось значительное количество очень интересных по содержанию и глубоких по уровню анализа. Среди них можно выделить такие, как: 1. Москва — город музеев. 2. Искусство в моей жизни. 3. Миссия художника в современном пространстве культуры. 4. Моя страна: проблемы, тенденции развития, возможности совершенствования, перспективы. 5. Концепция диалога — ключ к успеху в жизни и деятельности. 6. Уроки отечественной истории. 7. Позитивная мировоззренческая позиция как основа творческого созидания.

В таблице № 2 представлены показатели контрольно-констатирующего и итогового контрольного срезов, позволяющих сравнить исходный и окончательный результаты проведенной работы.

Уровни сформированности социокультурной компетентности

Таблица 2

Количество ОУ СА сд

Этап эксперимента Группа участников % % %

Кошр.-констат КГ1 24 14,6 82 3,4

Учебно-форм. КГ1 24 3,2 82,3 14,5

Котр.-конст. ЭГ1 26 14,8 82,6 2,6

Учебно-форм. ЭГ1 26 ' 66,3 33,7

Контр.-конст. КГ2 34 19,6 78,4 2

Учебно-форм. КГ2 34 3,5 82,7 13,8

Контр.-конст. ЭГ2 33 18,8 79,2 1,8

Учебно-форм. ЭГ2 33 18,8 79,2 32

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что эффективность процесса социально-культурного воспитания в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных. Однако, несмотря на то, что представленная методика в процессе экспериментальной работы доказала свою эффективность, все-таки следует заметить, что необходимо и далее совершенствовать систему социально-культурного воспитания молодежи, продолжать работу над созданием инновационных образовательных моделей, позволяющих повышать достигнутый на данном этапе результат.

В заключении подведены итоги проведенной работы и сформулированы выводы, позволяющие констатировать, что в представленном исследовании полностью подтверждена гипотеза и положения, выдвинутые на защиту, а

также доказана эффективность авторской методики социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора (10), в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (4). Общее количество - 3,9 печ. листа.

1. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание молодежи в образовательном пространстве современного вуза / Батищев И.В. // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 11 (59) 2013. — С. 94-97. -0,5 пл.

2. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание современной молодежи как объект научного исследования / И.В. Батищев // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 11 (59) 2013. - С. 28-31. -

0.5 пл.

3. Батищев, И.В. Социокультурное воспитание в духовном становлении современной молодежи / И.В. Батищев // Казанская наука №

1. Казанский Издательский Дом, 2014. - С. 207-210. - 0,5 пл.

4. Батищев, И.В. Художественно-эстетическое переживание в становлении и социализации личности в современном пространстве культуры / И.В. Батищев // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» № 2 (62) 2014. - С. 61-63. - 0,4 пл.

5. Батищев, И.В. О формировании основ педагогического опыта будущего учителя музыки на довузовском этапе в средних специальных учебных заведениях / И.В. Батищев //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 29-31 марта 2001 г /Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001. Т1. -С.58-59.-0,1 пл.

6. Батщцев, И.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения личности специалиста-музыканта к профессионально-педагогической деятельности / И.В. Батщцев //Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г. Том I. - М.: Кострома: КГУ им. Некрасова, 2003.-С.49-53.-0,3 пл.

7. Батшцев, И.В. Профессиональное становление будущих военных дирижеров как фактор совершенствования их музыкально-эстетического образования / И.В. Батшцев // Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования. Материалы П межрегиональной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2005. - С. 65-69. - 0,5 пл.

8. Батшцев, И.В. Искусство в постижении и созидании картины мира / И.В. Батшцев // Культура. Духовность. Общество. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 7 ноября 2014 г. - С. 217-221. - 0,3 пл.

9. Батшцев, И.В. Феномен преемственности в осуществлении социокультурного воспитания молодежи / И.В. Батшцев //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 10 ноября 2014 г. - С. 172-176. - 0,3 пл.

10. Батищев, И.В. Профессиональное и духовно-нравственное становление молодежи в условиях глобализирующегося мира / И.В. Батищев // Музыка в информационном пространстве культуры Ш тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сборник научных трудов. Выпуск IX - М.: РГСУ, 2014. - С. 5460. - 0,5 пл.

Заказ № 341. Объем 1 пл. Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «Петроруш». г.Москва, ул.Палиха 2а.тел.(499)250-92-06 www.postator.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Батищев, Игорь Владимирович, Москва

Российский государственный социальный университет

На правах рукописи

04201460513

Батищев Игорь Владимирович

Развитие системы социально-культурного воспитания студентов в гуманитарном вузе

13.00.08 - теория и методика профессионального образования 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор А. И. Щербакова

Москва - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

ГЛАВА I СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР ГУМАНИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА....................................................................28

1.1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ОСНОВНЫЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ................................................................28

1.2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ............................................................................58

1.3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА.................................................................................84

ГЛАВА II МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............................................103

2.1. ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ..........................................................................103

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ЭКСПЕРИМЕНТА......................................124

2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................................145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................175

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................178

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................201

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема социально-культурного воспитания молодежи сегодня является темой многих международных конференций, встреч, дискуссий, в которых постоянно звучит тревога, связанная с теми сложными процессами, которые происходят в современной информационной цивилизации. Для России, переживающей период сложных преобразований, переосмысления многих сложившихся идеологических стереотипов, проблема социально-культурного воспитания молодежи, формирования у нее тех духовно-нравственных ориентиров, которые обеспечат процесс позитивного развития нашего общества, позволят преодолеть негативные тенденции, которые всегда усиливаются в переходные периоды общественного развития, чрезвычайно значима.

Для современного исследователя — философа, социолога, культуролога, психолога, педагога и т. д. - очевидно, что молодежь, чье становление происходит в сложных условиях цивилизационного кризиса, остро нуждается в духовных ориентирах, которые способствуют глубинному проникновению в сущность происходящих на современном этапе процессов, в логику социокультурного развития. Им необходимо понять действие «механизмов», влияющих на выбор того или иного сценария социокультурного развития общества. И, конечно, в такой сложный период человек очень отчетливо осознает необходимость в национальной и личностной самоидентификации, обусловливающей как чувство причастности к отечественной культуре, так и уважение к культуре других народов.

Эти задачи необходимо совместными усилиями решать всем культурным институтам нашей страны и, конечно, системе высшего образования, в которой происходит не только профессиональное, но и духовно-нравственное становление личности будущего специалиста, формируются его мировоззренческие позиции, решается проблема его социально-психологической адаптации в системе «личность -

социокультурная среда». То есть осуществляется процесс его социокультурного становления, формирования социокультурной компетентности, являющий собой обретение личностных социокультурных смыслов и ценностей, становящихся ориентирами, которыми он руководствуется в своих духовных поисках, в своей жизни и деятельности.

Сегодня, когда мир распахнул свои границы, когда практически не существует «занавес» (если не считать ограниченное количество стран, сохраняющих его в силу сложившихся идеологических запретов), разделяющий различные страны и народы, когда каждый молодой человек вправе выбирать наиболее благоприятную среду для реализации своих творческих сил, возникает у многих (достаточно образованных, активных, креативных) молодых людей иллюзорное ощущение полной свободы, возможности легко и просто решить все свои проблемы, если удачно выбрать место для строительства своего профессионального и духовного мира.

Но насколько это ощущение соответствует реальности? Действительно ли достаточно удачно определить место для приложения своих профессиональных компетенций, и проблема творческой самореализации и самоактуализации будет решена? Необходимо понять, где в глобализирующемся мире находится та точка, в которой глобальное и самобытное не противоречат друг другу, а обретают гармонию? И где граница, за которой чувство свободы, необходимое человеку, перерастает в чувство отчуждения, равнодушия, безразличия к своим духовным корням, в устремленность исключительно в сторону тех материальных благ, которые навязчиво предлагает современная цивилизация? Что порождает эту социальную болезнь? Какова природа «вируса», вызывающего бездуховность, черствость, леность, отсутствие потребности в совершенствовании окружающего мира и в самосовершенствовании, потерю эстетических, духовных и нравственных ориентиров?

Чтобы в полной мере осмыслить сложившуюся ситуацию, не только ответить на множество постоянно возникающих вопросов, но и научиться

успешно решать их, необходимо усиление социокультурной направленности в профессиональной подготовке каждого специалиста, независимо от избранной им сферы деятельности. Ведь каждый человек осуществляет свою деятельность в определенном социокультурном пространстве, которое оказывает непосредственное влияние на его становление, а он, в свою очередь, осуществляя ту или иную деятельность, определяет направленность дальнейшего развития, происходящего в этом пространстве.

Если ему присуще чувство социального интереса, социальной ответственности, социальной активности, то свободный выбор направления жизни и деятельности, осуществляемый человеком, будет всегда позитивным. Это обращает к проблеме ценностей личности, которая, по мнению JI.A. Микешиной, самым непосредственным образом связана «с такой задачей как преодоление чрезмерной абстрактности самой категории субъекта, ситуации, при которой в философии реальной жизни процесс человеческого познания полностью заменен предельными абстракциями, результаты оперирования с которыми безоговорочно экстраполируются на реальный процесс познавательной деятельности»1.

По-видимому это является одной из причин того, что до сих пор не преодолены противоречия, которые были сформулированы еще H.A. Бердяевым, а на современном этапе развития культуры обрели еще большую остроту:

• между социализацией и индивидуализацией личности;

• между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

• между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме2

Убежденность в том, что сегодня необходимо активно искать пути для преодоления этих противоречий, что нужно «не только дать самые

1 Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М.: РОССПЕН, 2007. С.5.

2 Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М., 2006. C.C. 153.

современные знания, но и помочь сформировать такие гражданские качества, которые особенно ценны в условиях продвижения страны к социальному

л

государству и гражданскому обществу» (то есть, максимально направить научную мысль в сторону процессов, происходящих в реальной жизни), стала основанием для выдвижения проблемы развития системы социально-культурного воспитания студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза в качестве темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы.

Как справедливо замечает один из великих философов XX века Б. Рассел, «с того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и что такое зло. Это так же верно относительно настоящего времени, как и относительно прошлого. Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и, наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства»4.

И действительно от глубокой древности и до наших дней философия, а также родившиеся в ее недрах и обретшие самостоятельность антропология, эстетика, культурология, социология, как и психология, общая педагогика и педагогика искусства, обращены к становящейся личности, ее взаимодействию с социальной средой, ее способности творить новое социокультурное пространство на основании не только профессиональных знаний, но и сформированных мировоззренческих представлений, убеждений, системы ценностей, то есть, на основании полученного социокультурного воспитания и обретенного социокультурного опыта.

3 Российский государственный социальный университет. - М.: Изд. РГСУ, 2007. С.З.

4 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Спб., 2001. С. 23.

Именно поэтому проблема воспитания подрастающего поколения изначально является одной из центральных идей философской мысли, поскольку стремление к истине, заложенное в сущности понятия «философия», означает, в первую очередь, стремление к обретению миропонимания, к постижению мироздания, а это стремление свойственно каждой становящейся личности. Для выявления принципов осуществления социально-культурного воспитания и древнему мыслителю и современному исследователю необходимо решить для себя «существуют ли возвышенный и низменный образ жизни, или все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру необходимо стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели?»5.

Как справедливо замечает В. Виндельбанд, «развитие греческой науки совпало с периодом разложения первоначального религиозного и нравственного мировоззрения, а философия не только придала со временем более глубокое значение о назначении и задачах человека, но и превратила также учение об идеальном образе жизни в существенную часть и даже в основу науки. Таким образом, философия получила в период эллинизма намеченное уже ранее (софистами и Сократом) практическое значение выработанного на научных началах искусства жить»6

Для глубокой древности искусство жить заключалось исключительно в обретении навыков выживания в огромном и непонятном мире. А это требовало осмысления его законов, попытка чего выражена в мифах всех народов, проживающих на планете Земля. Такое желание владело представителями милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые в VI веке до н.э. в своих исследованиях природы вышли далеко за рамки «выживания» и обратились к области метафизики, к абстрактным

5 Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - Спб., 2001. С.23.

6 Виндельбанд В. История философии. - Киев, 1997. С.11.

размышлениям о бытии, «взаимоотношениях» Земли, Солнца, Луны, о причинах движения планет.

В VI веке до н.э. в ряде греческих городов возникает пифагорейский союз (основатель Пифагор из Самосы), целью которого был подъем нравственной и религиозной жизни. Воспитание нравственной личности — важнейшая задача, поставленная союзом, просуществовавшим до IV столетия до н.э. К идеалам нравственности обращена философская мысль Сократа. Виндельбанд называет его «философом повседневной жизни» , которого бесконечно волновала проблема воспитания нравственной личности, разумной, способной анализировать и осмысливать окружающий мир, определять свое место в нем. В воззрениях Сократа индивидуум обретает право на самостоятельное суждение, а достоинство человека определяется не занимаемым им местом, а его личностными качествами — уровнем знаний, широтой интересов, стремлением быть полезным и нужным членом человеческого сообщества. Такого человека следовало растить и воспитывать.

Антисфен, один из старших друзей Сократа, разрабатывает собственную теорию добродетели, которую он трактует как разумный образ жизни. Его идеи воспитания заключаются в обучении становящейся личности искусству жить разумно, что, по его мнению, гарантирует счастье и удовлетворенность. Поэтому в иерархии ценностей Антисфена добродетель объявляется не просто высшим, а единственно подлинным благом. Воспитание личности, таким образом, являет собой воспитание добродетели, хотя точного определения добродетели в своей теории он не дает. В его трактовке добродетель заключается в достижении независимости от окружающего мира, которую он видит в отсутствии потребностей, в полном отказе от благ, цивилизации. Таких идей придерживался и Диоген, являющий собой пример неприятия всех «мнимых» благ, но при этом признающий значимость благ духовных в воспитании подрастающего поколения.

7 Виндельбанд В. История философии. - Киев, 1997. С.65.

В противоположность кинической философской школе (основателем ее и был Антисфен из Афин, к ней относится также Диоген), представители гедонизма (Аристипп, Гегезий) объявляют добродетелью способность к наслаждению, а воспитание заключается в обучении разумному отношению к наслаждениям жизни, пониманию того, какие из них достойны образованного, умного и мыслящего человека. В творчестве Платона (ученика и продолжателя идей Сократа) педагогическая идея создания общности нравственных идеалов, духовного союза как связующего звена этой общности, - основная задача воспитания. Воплощенная им в учебно-воспитательной работе сократовская идея диалога в воспитании творческой личности по сей день остается актуальной для педагогической науки. Характерно, что у учеников Сократа — Платона и Аристотеля — уже явственно звучит убежденность в том, что нравственное достоинство человека проявляется не само по себе, а в определенной общественной среде, в определенном социальном пространстве и времени. В их учениях уже дано представление о деятельности, о творчестве, разворачивающихся в определенных социокультурных условиях. Воспитание личности, согласно их учениям, это обучение искусству жить в этих конкретных условиях, формированию «деятельного разума» (Аристотель), способного постигать сущность бытия, поскольку «высшей ступени своего развития разумная сущность человека достигает в познании»8, а идеалом является становление как путь к социально-этическим идеалам.

Если логику Аристотеля В. Виндельбанд относит к систематическому периоду, то эллинско-римскую философию он называет этическим периодом, напоминая о том, что «этическая жилка, которая проходит через всю философию этого периода, имеет еще ту особенность, что центром тяжести исследований этой эпохи является индивидуальная этика»9.В учении Эпикура идеалом воспитания является устремленность к эстетической утонченности жизни, духовные наслаждения, несомненно, выше физических, но и

8 Виндельбанд В. История философии.-Киев, 1997. С. 133.

9 Там же. С. 142.

физические (в разумной мере) тоже присутствуют в жизни нормального человека. Его гедонизм разумен, поскольку направлен на отказ от мнимых ценностей и наслаждение подлинными. В учении Эпикура уже существует представление о принципе необходимости и достаточности, о разумных пределах, в которых эти принципы реализуются. В стоической этике Цицерона воспитание должно служить возвышению души, которая стремится стать частью идеального сообщества духовных существ, обладающих высоким нравственным достоинством и сознающих свои обязанности перед всеми членами этого сообщества.

Необходимость возвышения души — это и основная идея Средневековья, поскольку убеждение в изначальной греховности человека безраздельно владеет мыслителями этого времени. Достаточно вспомнить, что один из величайших представителей религиозно-фил�