автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства
- Автор научной работы
- Дронов, Дмитрий Сергеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства"
На правах рукописи ДРОНОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
13.00.08-теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
О 2 М1Р 2009
Москва - 2009
003465949
Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования _«Институт художественного образования»_
Научный руководитель: академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор
Максимович Валентина Федоровна
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор
педагогических наук, профессор Фомина Наталья Николаевна
Защита состоится «28» апреля 2009 г. в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу:
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования».
кандидат искусствоведения Гуляев Владимир Андреевич
Ведущая организация - Московский городской педагогический
университет
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.
Автореферат разослан «27» марта 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук
И.Э. Кашекова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования Богатое историческое прошлое русского ювелирного искусства, развивавшегося в общем русле национальной и мировой культуры, его возрождение в настоящее время и несомненный расцвет в будущем требуют коренного пересмотра педагогической модели профессионального образования для повышения квалификации кадровых ресурсов и конкурентоспособности отечественной ювелирной продукции. Это определяется рядом экономических, социокультурных и психолого-педагогических факторов.
Среди экономических факторов необходимости совершенствования профессионального образования ювелиров наиболее значимы: 1) наличие большой сырьевой базы драгоценных металлов и драгоценных камней (по уровню добычи золота Россия входит в первую шестерку государств мира, является крупнейшим продуцентом металлов платиновой группы и занимает ведущее место в мире по добыче, разведанным запасам и прогнозным ресурсам ювелирных алмазов); 2) ярко выраженная экспортная сырьевая ориентация, характерная в настоящее время для отраслей, добывающих драгоценные металлы и камни и производящих огранку алмазов; 3) важность расширения ювелирного производства, которое является одной из приоритетных отраслей развития России, т.к. ювелирная промышленность является завершающей в процессе переработки стратегически важного сырья.
Социокультурные факторы, обусловливающие потребность в модернизации профессионального образования ювелиров, связаны с общественным запросом, отраженным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», на подготовку конкурентоспособного на рынке труда специалиста. Таким образом, в настоящее время существует необходимость при сохранении традиций русского ювелирного искусства, способного противостоять низкопробной массовой продукции, более продуктивно использовать в профессиональном образовании достижения новейших технологий ювелирного производства.
Психолого-педагогические факторы необходимости изменения системы подготовки будущих мастеров-ювелиров определяются существенными изменениями в образовательной системе России: переходом к гуманистической направленности, творческой
самоорганизации, отношением к учащимся как к равноправным субъектам учебного процесса.
В современной отечественной психолого-педагогической науке, в целом, были выявлены методологические и теоретические основы многоуровневого непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, М.И. Махмутов и др.); исследован педагогический потенциал личностно-ориентированного профессионального образования (Ш.А. Амонашвили, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, М.В. Кларин, В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.). Проблема содержания профессионального образования в новых условиях нашла отражение в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкого, Б.Б. Коссова, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина и др.
Педагогические основы формирования профессиональных интересов и выбора профессии исследовались в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Полякова
и др. Вопросам профессионального становления личности посвящены работы Е.А. Климова, О.Н. Шахматовой и др. Проблемы обеспечения эффективности подготовки молодых специалистов посредством интеграции образовательных областей и дифференциации обучения разработаны в исследованиях А.Ф. Аменда, И.А. Сасовой, В.А. Томина, и др. Различные аспекты системного подхода к построению учебно-воспитательного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой и др.
Концептуальные основы художественного образования разработаны в трудах A.B. Бакушинского, Б.М. Йеменского, С.П. Ломова, Л.Г. Савенковой, H.H. Фоминой, Л.В. Школяр, Б.П. Юсова и др. Проблемы развития художественных направлений в ювелирном искусстве в контексте изучения его истории рассматривали в своих работах И.И. Гончарова, А.В Корытов, М.В. Мартынова, М.М. Постникова-Лосева, В.В. Скурлов, И.В. Шаталова и др.
Большинство отечественных учебно-методических пособий по обучению ювелирному мастерству основаны на исследованиях А.И. Андрющенко, В.П. Новикова, A.B. Флёрова, В.И. Марченкова. Среди зарубежных работ наиболее значимы для проблематики диссертации труды Э. Бреполя, М Джинкса, М. Тима, К. Лоуренса, Р. Вудинга, Б. М. Ж. Форкадель.
За период с начала 2000-х гг. был создан ряд диссертационных работ, посвященных различным аспектам организации профессионального образования в области художественных ремесел.
Так, Е.М. Локотникова раскрыла педагогические основы подготовки молодежи к ремесленному труду в системе начального профессионального образования (2006г.).
А.Н. Сенькина посвятила свое исследование проблеме развития профессионального образования как механизму сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций на примере Калужской губернии конца 19 - начала 20 в. (2006г.). Т.В. Толбузина выявила составляющие системы непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (2007г.). Д.М.Чавушьян описал технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. (2008г.).
Несмотря на то, что вопросы организации процесса профессионального образования в педагогической науке исследованы достаточно широко, можно констатировать, что эти проблемы в большинстве своем рассматриваются в контексте приобретения студентами профессиональных качеств специалистов широкого профиля.
Практически не разработанными остаются содержательные и методические аспекты развития профессиональных умений и способностей художников - мастеров в традиционном ювелирном искусстве. Между тем основная задача учебных заведений традиционного прикладного искусства - выпустить высокопрофессионального специалиста, способного к созданию высокохудожественных произведений не только задуманных и спроектированных, но и выполненных собственными руками.
В данном исследовании мы исходим из понимания профессионального образования будущих мастеров-ювелиров как динамичного процесса, включающего несколько компонентов (освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний; закрепление профессиональных умений, развитие культурного и профессионального опыта, развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства) и основанного на взаимодействии таких направлений, как углубление содержания процесса профессионального образования, активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров, поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
Особенно актуально внесение в профессиональное образование нового содержания, ориентированного на формирование системы личностно-культурологических, художественно-прикладных, творческих умений. Решение выдвинутых задач требует постоянного совершенствования системы профессионального образования, создания современных учебных программ с учетом интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла, опоры на новые тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры, в целом, и ювелирного искусства, в частности.
Исследование теоретических предпосылок развития профессионального образования в области ювелирного искусства позволило сделать вывод о том, что только сочетание творческих способностей, теоретических знаний с прикладными умениями и навыками следует считать критерием профессионализма в ювелирном искусстве. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: между возрастающими потребностями рынка квалифицированных специалистов и недостаточной готовностью специальных учебных заведений к подготовке таких специалистов; между потребностью студентов в профессиональном становлении, творческом развитии и недостаточной проработанностью в учебном процессе содержания, технологий, методов и форм обучения, дидактических, методических и диагностических средств для удовлетворения этих потребностей.
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: какова педагогическая модель, реализация которой оптимизирует процесс профессионального образования в области ювелирного искусства? Состояние теории и потребность практики в разработке педагогической модели профессионального образования студентов-ювелиров обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Современная педагогическая модель
профессионального образования студентов в области ювелирного искусства».
Объект исследования: профессиональное образование будущих мастеров-ювелиров как многокомпонентный, ориентированный в будущее, динамичный процесс.
Предмет исследования: педагогические основания совершенствования профессионального образования в области ювелирного искусства.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства.
Задачи исследования:
1. На основе всестороннего анализа психолого-педагогических, философско-эстетических, искусствоведческих и методических исследований вьивить теоретические (историко и психолого-педагогические) предпосылки создания современной педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров и определить педагогические условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
2. Апробировать теоретически обоснованную педагогическую модель профессионального образования будущего мастера-ювелира; обосновать ее цель и принципы; выявить условия и критерии эффективности ее реализации.
3. Разработать учебные программы по мастерству, специальной композиции, проектированию и систему творческих заданий, основанных на взаимосвязи этих дисциплин.
4. Изучить и обобщить результаты опытной апробации разработанной модели. На этой основе создать научно-методические рекомендации, раскрывающие условия и описывающие процесс эффективной реализации модели профессионального' образования будущих мастеров-ювелиров.
Гипотеза исследования: Профессиональное образование мастеров-ювелиров будет соответствовать требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, если в образовательном процессе:
- продуктивно используется опыт традиционного отечественного и зарубежного образования в области ювелирного искусства и одновременно учтены новейшие тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры и ювелирного искусства;
- внедряются современные учебные программы, созданные на принципах интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла;
- создаются условия для творческого поиска будущих мастеров-ювелиров на основе единства интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении разработанных студентами проектов;
- реапизовывается педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, включающая углубление содержания процесса профессионального образования; использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
Методологическая основа исследования: теория о деятельностной сущности человека (А.Н. Леонтьев, A.B. Бакушинский); культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); совокупность научных знаний о психологии саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн); современные подходы к проблеме профессионального образования (Б.С, Гершунский, В.А. Сластенин и др.); положения, раскрывающие инновационные представления о роли отдельных компонентов профессионального образования в целостной системе подготовки специалистов (М.В.Кларин, В.Д. Шадриков и др.); психологическая теория профессионального развития личности (А.К. Маркова, Л.М. Митина); идеи интеграции в образовательном процессе (А. Я. Данилюк, Б.П. Юсов и др.); концепции обучения в области традиционного декоративно-прикладного искусства (Б.И. Арватов, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, А.И. Некрасов, О.В. Федотова и др.); исследования в области истории развития ювелирного искусства (И.И. Гончарова, Т.Н. Мунтян, М.М. Постникова-Лосева, И.Ю. Перфильева и др.); исследовательские работы по теории и практики ювелирного дела (А.И. Андрющенко, Э. Бреполь, В.И. Марченков, A.B. Флеров и др.).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам обучения художественным дисциплинам; анализ учебных планов всех уровней профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и учебных программ по специализации «Ювелирное искусство»; анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей ювелирного искусства, изучение учебной деятельности студентов на уроках мастерства, композиции и проектирования, метод диагностирующих контрольных тестов, итоговых просмотров и результатов творческих конкурсов профессионального мастерства; опрос, анкетирование студентов и преподавателей профессиональных учебных заведений ювелирного искусства, проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в
качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре «Ювелирное искусство».
Опытно-экспериментальная база: государственное высшее учебное заведение «Высшая школа народных искусств (институт)» в г. С.Петербурге, Институт традиционного прикладного искусства (г. Москва). В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 150 будущих мастеров-ювелиров.
Этапы исследования. На I аналитическом этапе (2006-2007) изучались необходимые теоретические источники по проблемам развития ювелирного искусства, систематизировались данные о' современном состоянии отечественного и зарубежного ювелирного искусства, особенностях преподавания художественных дисциплин «Мастерство», «Специальная композиция» и «Проектирование ювелирных изделий». На II формирующем этапе (2007-2009) обосновывалась актуальность исследования, формулировались гипотеза, цели, задачи и определились методы исследования; происходила теоретическая разработка педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров, которая одновременно апробировалась в опытно-экспериментальной работе, что сопровождалось регулярной фиксацией и анализом полученных данных. Также проходила экспериментальная проверка эффективности разработанных программ, системы методов и форм организации профессионального образования будущих ювелиров. На III обобщающем этапе (2007-2009) осуществлялись оценка данных экспериментальной работы, итоговая обработка, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления материалов диссертации.
Научная новизна исследования. Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт традиционного профессионального образования в области ювелирного искусства, определена его периодизация: от «ученичества» в ювелирных мастерских до подготовки узко специализированных мастеров для крупных мануфактур и ювелирных заводов, раскрыты закономерности и возможности совершенствования образовательного процесса на основе опоры на достижения педагогического опыта и использования потенциала новейших тенденций в развитии российского и зарубежного ювелирного искусства. Научно обоснована значимость создания в учебно-воспитательном процессе условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов.
Теоретически обоснована и апробирована в практике педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, оптимизирующая процесс подготовки художника-мастера, отвечающего требованиям к современному конкурентоспособному специалисту.
Определены основные направления реализации данной модели: 1) углубление содержания процесса профессионального образования, включая развитие у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства; 2) активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; 3) поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
Теоретическая значимость исследования: Разработаны теоретико-методические направления обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального образования в области ювелирного искусства, содержащие целесообразную систему действий, основанные на профессиональных и культурологических знаниях.
Теоретически и методически обоснованы содержание, структура и основные принципы модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: связь теоретических знаний с практикой; создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; взаимодействие чувственно-наглядных средств; развитие активности и творческой самостоятельности; целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; сотворческий способ построения образовательного процесса.
Определены ведущие критерии эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства. Научно обоснован педагогический потенциал эстетической среды профессионального общения, созданной в учебном заведении.
Практическая значимость исследования: Разработаны педагогические условия внедрения педагогической модели, направленные на совершенствование профессионального образования в области ювелирного искусства, способствующие развитою у студентов навыков самостоятельной исполнительской и творческой работы художника-мастера.
Созданы научно-методические рекомендации и программы по повышению профессионального мастерства ювелиров: «Специальная композиция», «Проектирование ювелирных изделий», «Макетирование», «Пластическое моделирование». Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании ювелирного мастерства. Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой для создания ряда программ и лекционных учебных курсов, пособий для студентов, рекомендаций по проведению творческих проектов, конкурсов и просмотров.
Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на широкой экспериментальной базе, охватывающей разнообразные педагогические учреждения. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической работы в ряде высших учебных заведений.
Апробация результатов и внедрение результатов исследования проводились в процессе подготовки художников-мастеров в Московской Школе художественных ремесел, Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге, Красносельском училище художественной обработки металла, Уральском училище прикладного искусства; на ювелирных предприятиях гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «РДМК-2007» (Москва, 2007), «Традиционное прикладное искусство и образование» (С.Петербург, 2007), «Традиционное прикладное искусство и образование» (Москва, 2008) и др.; Международных ювелирных выставках в Москве (2004, 2008), Самаре (2005), Нижнем Новгороде (2005), Казани (2006), Воронеже (2005), Сочи (2007) и др.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Необходимость совершенствования современного профессионального образования художников-мастеров в области ювелирного искусства определяется потребностью общественного развития в подготовке конкурентоспособных специалистов, а также существенными изменениями в системе профессионального образования мастеров-ювелиров, когда при сохранении традиций ювелирного искусства важно более продуктивно использовать достижения новейших технологий ювелирного производства.
2. Наиболее значимыми направлениями в современном профессиональном образовании будущих ювелиров являются: углубление содержания процесса профессионального образования, связанное с развитием у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства; активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
3. Педагогическая модель профессионального образования будущих мастеров-ювелиров опирается на принцип организации учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи проектирования и развития навыков профессионального мастерства, что обеспечивает эффективное развитие профессионального интереса к будущей профессии. Педагогические условия, позволяющие наиболее продуктивно реализовать данную модель, включают опору на позиции деятельностного и личностно-ориентированного подходов, взаимодействие адаптивного, модульного, проблемно-развивающего методов обучения и активных форм творческой самореализации (проекты, просмотры, выставки, конкурсы профессионального мастерства), а также создание эстетической среды профессионального общения.
4. Ведущими критериями эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства являются: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается проблема, раскрываются факторы актуальности исследования, описываются его объект, предмет, цели, задачи и гипотеза, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Исторический опыт и теоретические предпосылки развития профессионального образования в ювелирном искусстве» рассмотрен многовековой художественный опыт развития русского ювелирного искусства, проанализирован процесс становления образования в исследуемой области, излагается современное состояние подготовки художников-мастеров; рассмотрены психолого-педагогические основы профессионального образования в ювелирном искусстве.
Системный ретроспективный анализ опыта образования в ювелирном искусстве позволил сделать вывод о том, что существенной отличительной особенностью обучения художников-мастеров являлся тот факт, что учебно-методический комплекс создавался преподавателями каждого конкретного учебного заведения. Соответственно, методический уровень преподавания часто был недостаточен, учебные планы предельно лаконичны, а учебные программы примитивны. В настоящее время существуют две крайности: 1) когда будущих мастеров обучают только техническим и технологическим приемам; 2) когда будущих мастеров обучают только как дизайнеров ювелирных украшений, не давая при этом знаний технологии изготовления ювелирных изделий.
Таким образом, при подготовке художника-мастера основное внимание уделяется предмету «Мастерство», а не развитию творческого мышления при проектировании собственных авторских изделий. В ходе анализа современной системы образования будущих ювелиров было выявлено отсутствие по большинству специализаций должной связи между профессионально-художественным и художественно-педагогическим образованием преподавателей. Следовательно, была определена значимость разработки современной педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров, в которой будут преодолены
выявленные противоречия и негативные тенденции, а также будут созданы условия для развития будущего мастера ювелирного искусства, обладающего развитыми личностно-культурологическими умениями, художественно-прикладными умениями, высоким уровнем творческой активности и готовности к самореализации в области декоративно-прикладного искусства.
В главе также рассмотрены психолого-педагогические особенности воспитания личности средствами искусств, которые раскрывают в своих исследованиях JI.C. Выготский, В.В.Давыдов, Б.М. Неменский, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов. A.B. Бакушинский и др. Изучение проблемы профессионального образования в области ювелирного искусства показывает, что в современной психолого-педагогической науке наблюдается поливариативность в понимании основ организации учебно-воспитательного процесса будущих художников-мастеров.
Анализ психолого-педагогических и искусствоведческих исследований выявил, что наиболее сложным уровнем творческой деятельности для будущих ювелиров является тот, который способствует глубокому обобщению общих закономерностей, что в дальнейшем способствует проявлению авторской проблемной рефлексии и влияет на создание принципиально новых решений в области ювелирного искусства (С. В. Гусев, М. М. Федоров, А. Л. Карпун). Многие исследователи отмечали, что креативная профессиональная деятельность представляет собой личностный процесс, для осуществления которого необходимы сочетание творческой активности и самостоятельности, личной свободы и индивидуальной неповторимости (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Буева, А. Я. Матюшкин и др.).
В целом, теоретическое исследование проблемы разработки педагогической модели профессионального образования будущих ювелиров позволило подтвердить предположение о значимости использования в этом процессе принципов деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению. Использование этих подходов в процессе создания модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства создает условия для реализации принципа профессиональной мобильности и предусматривает развитие способности у будущего специалиста в области ювелирного искусства быстро осваивать умения и навыки, поддерживать стремление к самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Во второй главе диссертации «Педагогическая модель современного профессионального образования в ювелирном
искусстве» обосновываются педагогические подходы к созданию педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства; описывается педагогический эксперимент, анализируются его результаты.
В главе определено, что художник-мастер является прежде всего специалистом в области художественного проектирования ювелирных украшений, основанных на традициях культуры изготовления ювелирных изделий. Следовательно, в ходе обучения необходимо создать условия для развития у студентов 1) мировоззренческих установок на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом всего комплекса требований потребителей (как эстетических, так и технологических); 2) основ композиционного мышлениям; 3) стремления творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания конкурентоспособного ювелирного изделия; 4) умений вести целенаправленный поиск нестандартных решений с использованием целостного сочетания наиболее эффектных в данном случае как традиционных, так и новаторских технологий и материалов.
На схеме 1 обобщенно представлена теоретически обоснованная и апробированная в практике педагогическая модель, направленная на оптимизацию профессионального образования будущих мастеров-ювелиров.
В исследовании установлено, что содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в сфере ювелирного искусства, как в области дизайна, так и в области развития новых технологий и в то же время использовать лучшие традиции и достижения традиционного русского ювелирного искусства.
Критериями интеграции полихудожественных знаний при проектировании и изготовлении ювелирного изделии являются новизна идей, использование новых технологий и материалов, перспективность разработанных коллекций, технологичность конструкций.
Изменения в содержании процесса подготовки художников-мастеров в Высшей школе народных искусств можно отнести к интегративным процессам в области профессионального образования, которые устанавливают более тесные связи между общехудожественными и специальными предметами.
Тесная связь обучения композиционным законам, проектированию и мастерству требует обоснованного, педагогически правильного осуществления связи в процессе работы знаний, усвоенных на занятиях по
специальной композиции и мастерству, а также дальнейшее обогащение и развитие творческой активности при проектировании и выполнении работ по собственным проектам. Предлагаемая методика направлена на создание таких условий, при которых выполнение авторских изделий способствует дальнейшему росту развития творческих способностей художника -мастера.
Целью формирующего этапа эксперимента являлась проверка необходимости и достаточности комплекса педагогических условий, которые влияют на эффективность функционирования системы формирования профессиональных умений и навыков у ювелиров. От обучающихся в экспериментальных группах требовалось обязательное участие в открытом конкурсе молодых дизайнеров и модельеров, проводимых совместно с ВШНИ и «Ювелирный дом» г. Екатеринбург. При оценке конкурсных работ учитывался уровень мыследеятельной активности, воображение студента, идея, новизна образно-пластического решения. Целью констатирующего этапа эксперимента было уточнение критериев и показателей оценки эффективности формирования профессионального интереса и развития творческой активности у студентов.
Результаты проведенной исследовательской работы позволили сделать вывод о том, что развитие творческих способностей студентов напрямую связано с уровнем профессионального интереса к будущей профессии. Студентам были предложены варианты тестов, разработанные в форме проблемных высказываний. Обобщенные результаты данного опроса показали, что уровень интереса к профессиональной деятельности у студентов зависит от уровня и качества приобретенных знаний по общехудожественным дисциплинам, умений по мастерству, от профессиональной целеустремленности в овладении умениями проектирования изделий в соответствии с требованиями социальной среды.
Эксперимент по диагностике творческой деятельности студентов позволил выявить различные аспекты их формирования. Сравнение данных, полученных в результате эксперимента, с данными, полученными в интервью с преподавателями, а также путем наблюдений за учащимися на уроках, позволило сделать вывод и о факторах, влияющих на их творческую активность. Результаты исследования вскрывают корреляцию между творческой активностью и недостаточностью их знаний и умений.
Схема 1. Педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства.
Цель: создание условий для становления будущего мастера-ювелира, обладающего развитыми личностно-культурологическими, художественно-прикладными умениями, высоким уровнем творческой активности и навыками самореализации в области ювелирного искусства в современных условиях рыночной экономики_
Направл&тя р^ализа
углубление содержания процесса профессионального образования, связанное с развитием у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального
мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства
активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и
инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров
поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
Принципы реализации модели:
Связь теоретических знаний с практикой; Создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; Взаимодействие чувственно-наглядных средств; Развитие активности и творческой самостоятельности; Целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; Сотворческий способ построения образовательного процесса._
Педагогические условия реализации модели:
1) опора в учебно-воспитательном процессе на позиции деятельностного и личностно-ориентированного подходов;
2) взаимодействие адаптивного, модульного, проблемно-развивающего методов обучения и активных форм творческой самореализации (просмотры, выставки, конкурсы профессионального мастерства);
3) создание в учебном заведении эстетической среды профессионального общения.
Содержательные компоненты профессионального образования
1)освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний;
2)закрепление профессиональных умений,
3) развитие культурного и профессионального опыта, 4)развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства.
Педагогические составляющие моделирования образовательного процесса в области ювелирного искусства: 1 .уровневая градация интегративного процесса обучения;
2.деятельностный подход к созданию модели профессионального образования в ювелирном искусстве;
3.полихудожественная направленность интегративных знаний и умений;
4. прогнозирование эталонных требований к профессиональным качествам художника -мастера различного уровня квалификации.
Педагогический результат:
Всесторонне образованный, обладающий стремлением к самоактуализации в профессиональной деятельности художника-мастера ювелирного искусства, необходимыми профессиональными умениями конкурентоспособный специалист
3 С т
Е Т И
4
Е С К А Я
С Р Е
Д
А
П Р О Ф О
Б Щ
Е II II Я
В соответствии с полученными данными можно утверждать, что уровень развития творческой активности, как правило, соответствует уровню знаний и умений учащихся. Знаниям элементарным, находящимся на уровне обыденных представлений, соответствует низкий уровень интереса, а глубокие знания предполагают творческий поиск, глубокий интерес к активному поиску к решению оригинальных задач.
Для эффективного развития креативных способностей студентов была разработана система творческих заданий, направленных на формирование прикладных умений в программе специальных курсов «Специальная композиция», «Проектирование ювелирных изделий». Наблюдения показали, что уровень интереса к творческой деятельности у студентов зависит от уровня и качества приобретенных знаний, умений по художественно-эстетической культуре, от профессиональной целеустремленности в овладении профессиональными умениями, от уровня адаптированное™ к требованиям современной внешней среды. Поэтому было чрезвычайно важно на этапе констатирующего эксперимента получить суждение студентов о выборе своей будущей профессиональной деятельности. С этой целью была проведено анкетирование на тему «Почему я хочу быть ювелиром?» Данная методика была предложена в трех возрастных группах студентов: первый курс колледжа - последний курс колледжа - первый курс вуза - последний курс вуза.
Заключительный этап экспериментального исследования был направлен на обработку, обобщение и оформление результатов педагогического эксперимента, систематизацию накопленного опыта и разработку научно-методических рекомендаций по внедрению педагогической модели образования. На заключительном этапе экспериментального исследования были использованы такие методы изучения результатов эксперимента, как включенное наблюдение, беседы и анкетирование студентов, а также анализ продуктов научно-методической деятельности.
Участие преподавателей кафедры «Ювелирное искусство» в инновационной деятельности, направленной на гуманизацию образования, выразилось в большом росте педагогического творчества, в разработках развивающих целей, программ, форм, технологий обучения, а также в умении анализировать и обобщать свой опыт в приобщении студентов к творчеству через осмысление ими традиционного ювелирного искусства посредством включенности в современную социальную среду. В ходе анализа результатов сформированное™ профессиональных умений у
студентов контрольной и экспериментальных групп было выявлено, что во всех группах произошли позитивные изменения.
Однако в экспериментальной группе ЭГ-2, где был внедрен комплекс педагогических условий, высокий уровень сформированное™ данных умений вырос на 42,5%, тогда как в КГ и ЭГ-1 соответственно на 10,8% и на 26%. Наблюдался также переход студентов в овладении профессиональными умениями с низкого уровня интереса к творческой деятельности на средний уровень. В контрольной группе количество студентов на низком уровне уменьшилось на 12,5 %, в ЭГ-1 и в ЭГ-2 на 18,3% и на 27,8% соответственно.
Результаты формирующего эксперимента показали повышение уровня сформированное™ профессиональных умений в
экспериментальных группах. В условиях целенаправленной работы преподавателя и использования комплекса педагогических условий в процессе формирования педагогической модели образования наибольшие изменения произошли в экспериментальной группе ЭГ-2. Число студентов в ЭГ-1, ЭГ-2, имеющих сформированность профессиональных умений на высоком уровне, выросло на 16,3 %, на 30,5 % соответственно. В КГ группе позитивные изменения произошли на всех уровнях, кроме высокого. В контрольной группе КГ 50 % студентов владеют данными умениями на низком и среднем уровнях, а в группе ЭГ-2 - около 30% студентов.
Полученные результаты говорят о том, что более существенные изменения произошли в экспериментальной группе ЭГ-2. На высоком уровне предметно-методическими умениями владеют 31,5 %, на среднем уровне -33,4 %, на низком уровнях - 35,1 % студентов. В то же время, в группе КГ около 60 % студентов владеют данными умениями на низком уровнях.
В ходе формирующего эксперимента увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированное™ профессиональных умений в группе ЭГ-1 и в контрольной группе КГ на 17,4% и на 9,8% соответственно. На стадии эксперимента выявлено, что студенты, получившие возможность свободы выбора содержания обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом и продолжающие обучение в экспериментальных группах, отличаются в целом более заметной образовательной активностью, креативностью мышления, самостоятельностью. Дипломные работы этих выпускников отличаются неординарностью образного решения, творческим отношением к традициям, что непременно отмечается членами Государственной аттестационной комиссии. И, напротив, у выпускников контрольных групп
наблюдается снижение творческой активности даже на заключительной стадии обучения.
Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил преимущество новой педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства. Эффективность модели подтверждается ростом положительной устойчивой мотивации и ценностным отношением к профессиональной деятельности, успешной адаптацией студентов и выпускников в современной социальной среде.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы:
1. На основании теоретического анализа литературы, изучения опыта истории становления и развития ювелирного искусства, а также особенностей содержания образования в исследуемой области раскрыто и обосновано педагогическое значение и место ювелирного искусства в системе профессионального художественного образования. Подчёркивается исключительность и значимость ювелирного изделия как эстетической основы интеграции высокопрофессионального технического исполнения и авторского творчества художника декоративно- прикладного искусства.
2. Профессиональное образование в области ювелирного искусства рассматривается как процесс создания особой эстетической среды профессионального общения, в которой возникают условия для осуществления творческого поиска будущих художников-мастеров в единстве интеллектуального и эмоционально-образного и высокохудожественного исполнения изделий на основе продуктивного использования опыта традиционного отечественного и зарубежного образования в области ювелирного искусства и новейших тенденций в развитии российской и зарубежной художественной культуры.
3. В исследовании определены компоненты процесса профессионального образования будущих мастеров-ювелиров (освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний; закрепление профессиональных умений, развитие культурного и профессионального опыта, развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства) и выделены педагогические составляющие моделирования образовательного процесса в области ювелирного искусства (уровневая градация интегративного процесса обучения; деятельностный подход к созданию модели профессионального образования в ювелирном искусстве; полихудожественная направленность интегративных знаний и умений;
прогнозирование эталонных требований к профессиональным качествам художника - мастера различного уровня квалификации).
^Экспериментально подтверждено, что функционирование педагогической модели профессионального образования в ювелирном искусстве будет эффективно, если в образовательном процессе будут осуществлены такие направления реализации модели, как углубление содержания процесса профессионального образования; активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
5. Доказано, что наиболее значимыми принципами реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства являются связь теоретических знаний с практикой; создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; взаимодействие чувственно-наглядных средств; развитие активности и творческой самостоятельности; целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; сотворческий способ построения образовательного процесса.
6. Выявлены ведущие критерии эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, а именно: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях по проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Дронов Д.С. Развитие творческого подхода к проектированию авторских коллекция у студентов кафедры «Ювелирное искусство»// Педагогика искусства. Электронный научный журнал, № 1, 2009. -http://www.art-education.ru/AE-magazine - 0,3 п.л.
2. Дронов Д.С. Общие требования к профессиональной подготовке художника-мастера для ювелирной промышленности//
Педагогика искусства. Электронный научный журнал, № 1, 2009. -http://www.art-education.ru/AE-magazine - 0,4 пл.
3. Дронов Д.С. Творческий процесс создания ювелирных изделий// Драгоценные металлы. Драгоценные камни. - Июнь, 2007.- С. 141-144, 0,3 п.л.
4. Дронов Д.С. Анализ истории подготовки специалистов в области художественного образования ювелиров// Драгоценные металлы. Драгоценные камни. -Декабрь, 2007г. - С. 85-90.0,3 п.л.
5. Дронов Д.С. Современная модель профессионального образования в ювелирном искусстве// Драгоценные металлы. Драгоценные камни. - Ноябрь 2008г.- С.141-150. 0,5 п.л.
6. Дронов Д.С. Особенности разработки дизайна коллекций ювелирных украшений // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. -Апрель, 2007г. - с.140-143. 0,20 пл.
7. Дронов Д.С. Выявление уровня развития творческой активности у студентов, обучающихся на кафедре «Ювелирное искусство»//Традиционное прикладное искусство и образование: материалы 14 Межд. науч.-практ. конф. «Традиционное прикладное искусство и образование», Москва (декабрь 2008). С.223-227.0,3 п.л.
8. Дронов Д.С. «Специальная композиция». Программа курса подготовки по специальности: 070802 «Декоративно-прикладное искусство» (специализация «Ювелирное искусство»). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2009.0,7 п.л.
9. Дронов Д.С. «Проектирование». Программа курса подготовки по специальности: 070801 «Декоративно-прикладное искусство» (специализация «Ювелирное искусство») - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2009. 0,8 пл.
10. Дронов Д.С. «Положение о порядке проведения предварительных просмотров». Методические указания. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2009. 0,4 пл.
11. Дронов Д.С. «Проектирование» Учебно-методическое пособие к программам по специальным дисциплинам. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2009. 1,1 пл.
ДРОНОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
АВТОРЕФЕРАТ
Заказ 31. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.
Множительный участок Института содержания и методов обучения Российской академии образования 119435, Москва, ул. Погодинская, 8.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дронов, Дмитрий Сергеевич, 2009 год
Введение.
Глава 1. Исторический опыт и теоретические предпосылки развития профессионального образования в ювелирном искусстве.
1.1.Особенности зарождения, становления и развития профессионального образования в ювелирном искусстве.
1.2.Теоретические предпосылки развития профессионального образования в ювелирном искусстве.
1.3. Выводы к I главе.
Глава 2. Педагогическая модель современного професси-сионального образования в ювелирном искусстве.
2.1. Концептуальные основы современной педагогической модели профессионального образования в ювелирном искусстве.
2.2.0пытно-экспериментальная работа по внедрению педагогической модели в учебный процесс.
2.3. Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства"
Богатое историческое прошлое русского ювелирного искусства, развивавшегося в общем русле национальной и мировой культуры, его возрождение в настоящее время и несомненный расцвет в будущем требуют коренного пересмотра педагогической модели профессионального образования для повышения квалификации кадровых ресурсов и1 конкурентоспособности отечественной ювелирной продукции. Это' определяется рядом экономических, социокультурных и психолого-; педагогических факторов.
Среди экономических факторов необходимости совершенствования профессионального образования ювелиров наиболее значимы:
1) наличие большой сырьевой базы драгоценных металлов и драгоценных камней (по уровню добычи золота Россия входит в первую шестерку государств мира, является крупнейшим продуцентом металлов платиновой группы и занимает ведущее место в мире по добыче,1 разведанным запасам и прогнозным ресурсам ювелирных алмазов);
2) ярко выраженная экспортная сырьевая ориентация, характерная в; настоящее время для отраслей, добывающих драгоценные металлы и камни1 и производящих огранку алмазов;
3) важность расширения ювелирного производства, которое является одной из приоритетных отраслей развития России, т.к. ювелирная промышленность является завершающей в процессе переработки стратегически важного сырья.
Социокультурные факторы, обусловливающие потребность в модернизации профессионального образования ювелиров, связаны с общественным запросом, отраженным в «Концепции модернизаций российского образования на период до 2010 г.», на подготовку' конкурентоспособного на рынке труда специалиста. Таким образом, в настоящее время существует необходимость при сохранении традиций русского ювелирного искусства, способного противостоять низкопробной массовой продукции, более продуктивно использовать в профессиональном; образовании достижения новейших технологий ювелирного производства.
За период с начала 2000-х гг. был создан ряд диссертационных работ, посвященных различным аспектам организации профессионального образования в области художественных ремесел.
Так, Е.М. Локотникова раскрыла педагогические основы подготовки молодежи к ремесленному труду в системе начального профессионального! образования (2006г.). А.Н. Сенькина посвятила свое исследование проблеме развития профессионального образования как механизму! t сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций на примере, Калужской губернии конца 19 - начала 20 в. (2006г.). Т.В. Толбузина выявила составляющие системы непрерывного профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (2007г.).
Д.М.Чавушьян описал технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв. (2008 г.).
Несмотря на то, что вопросы организации процесса профессионально^ образования в педагогической науке исследованы достаточно широко, можно констатировать, что эти проблемы в большинстве своем рассматриваются в контексте приобретения студентами профессиональных качеств специалистов широкого профиля.
Практически не разработанными остаются содержательные и методические аспекты развития профессиональных умений и способностей художников - мастеров в традиционном ювелирном искусстве. Между тем основная задача учебных заведений традиционного прикладного искусства -выпустить высокопрофессионального специалиста, способного к создание высокохудожественных произведений не только задуманных и спроектированных, но и выполненных собственными руками. !
В данном исследовании мы исходим из понимания профессионального I образования будущих мастеров-ювелиров как динамичного процесса, включающего несколько компонентов (освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний; закрепление профессиональных умений, развитие культурного и профессионального опыта, развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства) и основанного на взаимодействии таких направлений, как углубление содержания процесса профессионального образования, активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении I художников-мастеров, поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства. 1
Особенно актуально внесение в профессиональное образование нового содержания, ориентированного на формирование системы личностно-культурологических, художественно-прикладных, творческих умений. Решение выдвинутых задач требует постоянного совершенствования системы профессионального образования, создания современных учебных программ с учетом интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла, опоры на новые тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры, в целом, и ювелирного искусства, в частности. 1
Исследование теоретических предпосылок развития профессионального образования в области ювелирного искусства позволило сделать вывод о том, что только сочетание творческих способностей, теоретических знаний с прикладными умениями и навыками следует считать критерием профессионализма в ювелирном искусстве. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной системы профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: между возрастающими потребностями рынка квалифицированных специалистов и недостаточной готовностью специальных учебных заведений к подготовке таких специалистов; между потребностью студентов в профессиональном становлении, творческом развитии и недостаточной проработанностью в учебном процессе содержания, технологий, методов и форм обучения, дидактических, методических и диагностических средств для удовлетворений этих потребностей.
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: какова педагогическая модель, реализация которой оптимизирует процесс профессионального образования в области ювелирного искусства? Состояние теории и потребность практики в разработке педагогической модели профессионального образования студентов-ювелиров обусловили выбор темы диссертационного1 I исследования: «Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства». ;
Объект исследования: профессиональное образование будущих мастеров-ювелиров как многокомпонентный, ориентированный в будущее, динамичный процесс.
Предмет исследования: педагогические основания совершенствования профессионального образования в области ювелирного искусства.
Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель профессионального образования I студентов в области ювелирного искусства. (
Задачи исследования: i
1. На основе всестороннего анализа психолого-педагогических', философско-эстетических, искусствоведческих и методических исследований выявить теоретические (историко и психолого-педагогические) предпосылки создания современной педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров и определить педагогические условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
2. Апробировать теоретически обоснованную педагогическую модель1 профессионального образования будущего мастера-ювелира; обосновать ее цель и принципы; выявить условия и критерии эффективности ее реализации.
3. Разработать учебные программы по мастерству, специальной| композиции, проектированию и систему творческих заданий, основанных на I взаимосвязи этих дисциплин.
4. Изучить и обобщить результаты опытной апробации разработанной, модели. На этой основе создать научно-методические рекомендации, раскрывающие условия и описывающие процесс эффективной реализации модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров.
Гипотеза исследования: Профессиональное образование мастеров-ювелиров будет соответствовать требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, если в образовательном; I процессе: ■ I
- продуктивно используется опыт традиционного отечественного и, зарубежного образования в области ювелирного искусства и одновременно, учтены новейшие тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры и ювелирного искусства;
- внедряются современные учебные программы, созданные на принципах интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла;
- создаются условия для творческого поиска будущих мастеров; ювелиров на основе единства интеллектуального, эмоционально-образного I начала при высокохудожественном исполнении разработанных студентами I проектов; , реализовывается педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, включающая углубление содержания процесса профессионального образования; использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
Методологическая основа исследования: теория о деятельностной сущности человека (А.Н. Леонтьев, А.В. Бакушинский); культурно-историческая концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); совокупность научных знаний о психологии^ саморазвития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн);' современные подходы к проблеме профессионального образования (Б.С/ Гершунский, В.А. Сластенин и др.); положения, раскрывающие инновационные представления о роли отдельных компонентов профессионального образования в целостной системе подготовки специалистов (М.В.Кларин, В.Д. Шадриков и др.); психологическая теория профессионального развития личности (А.К. Маркова, Л.М. Митина); идеи интеграции в образовательном процессе (А. Я. Данилюк, Б.П. Юсов и др.)^ концепции обучения в области традиционного декоративно-прикладного, искусства (Б.И. Арватов, И .Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф.' Максимович, А.И. Некрасов, О.В. Федотова и др.); исследования в области' истории развития ювелирного искусства (И.И. Гончарова, Т.Н. Мунтян, М.М. Постникова-Лосева, И.Ю. Перфильева и др.); исследовательские работы по теории и практики ювелирного дела (А.И. Андрющенко, Э. Бреполь, В.И. Марченков, А.В. Флеров и др.).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам обучения художественным дисциплинам; анализ учебных планор всех уровней профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и учебных программ по специализации «Ювелирное искусство»; анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей ювелирного искусства, изучение учебной деятельности студентов на уроках мастерства, композиции и проектирования, метод диагностирующих контрольных тестов, итоговых просмотров и результатов творческих конкурсов профессионального мастерства; опрос, анкетирование студентов и преподавателей профессиональных учебных заведений ювелирного искусства, проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре «Ювелирное искусство».
Опытно-экспериментальная база: государственное высшее учебное заведение «Высшая школа народных искусств (институт)» в г. С.-Петербурге, I
Институт традиционного прикладного искусства (г. Москва). В обще^ сложности экспериментальным исследованием было охвачено 150 будущих I мастеров-ювелиров.
Этапы исследования. На первом «аналитическом» этапе изучались необходимые теоретические источники по проблемам развития ювелирного искусства, систематизировались данные о современном состоянии отечественного и зарубежного ювелирного искусства, особенностях преподавания художественных дисциплин «Мастерство», «Специальная композиция» и «Проектирование ювелирных изделий». На втором I формирующем» этапе обосновывалась актуальность исследования;, формулировались гипотеза, цели, задачи и определились методы I исследования; происходила теоретическая разработка педагогической модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров, которая одновременно апробировалась в опытно-экспериментальной работе, что сопровождалось регулярной фиксацией и анализом полученных данных. Также проходила экспериментальная проверка эффективности разработанных программ, системы методов и форм организации профессионального образования будущих ювелиров. На третьем «обобщающем» этапе I осуществлялись оценка данных экспериментальной работы, итоговая обработка, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов I исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления материалов диссертации.
Научная новизна исследования. Впервые систематизирован и теоретически обобщен опыт традиционного профессионального образования в области ювелирного искусства, определена его периодизация: от «ученичества» в ювелирных мастерских до подготовки узко специализированных мастеров для крупных мануфактур и ювелирных заводов, раскрыты закономерности и возможности совершенствования образовательного процесса на основе опоры на достижения педагогического опыта и использования потенциала новейших тенденций в развитей российского и зарубежного ювелирного искусства. Научно обоснована 1 значимость создания в учебно-воспитательном процессе условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально1-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов.
Теоретически обоснована и апробирована в практике педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, оптимизирующая процесс подготовки художника-мастера, отвечающего требованиям к современному конкурентоспособному} специалисту. I
Определены основные направления реализации данной модели: 1) углубление содержания процесса профессионального образования,' включая развитие у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства;
2) активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; |
3) поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в' области ювелирного искусства. j
Теоретическая значимость исследования: Разработаны теоретико-1 методические направления обновления организационно-педагогической структуры и содержания профессионального образования в области, ювелирного искусства, содержащие целесообразную систему действий,' основанные на профессиональных и культурологических знаниях. ,
Теоретически и методически обоснованы содержание, структура и основные принципы модели профессионального образования будущих мастеров-ювелиров: связь теоретических знаний с практикой; создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; взаимодействие чувственно-наглядных средств; развитие активности и творческой самостоятельности;; целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; сотворческий способ построения образовательного процесса. , Определены ведущие критерии эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности I художника-мастера ювелирного искусства. Научно обоснован педагогический потенциал эстетической среды профессионального общения, созданной в учебном заведении. ,
Практическая значимость исследования: Разработаны педагогические условия внедрения педагогической модели, направленные на совершенствование профессионального образования в области ювелирного искусства, способствующие развитию у студентов навыков самостоятельной исполнительской и творческой работы художника-мастера.
Созданы научно-методические рекомендации и программы по. повышению профессионального мастерства ювелиров: «Специальная; композиция», «Проектирование ювелирных изделий», «Макетирование»,1 I
Пластическое моделирование». Результаты данного исследования могут, быть использованы при разработке курсов повышения квалификации и I педагогического мастерства в преподавании ювелирного мастерства.1 I
Теоретические выводы и практические разработки, предложенные в, диссертационном исследовании, могут стать основой для создания рядаI программ и лекционных учебных курсов, пособий для студентов, рекомендаций по проведению творческих проектов, конкурсов и просмотров.
Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на широкой экспериментальной базе, охватывающей I разнообразные педагогические учреждения. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической работы в ряде высших учебных I заведений.
Апробация результатов и внедрение результатов исследования проводились в процессе подготовки художников-мастеров в Московской школе художественных ремесел, Высшей школе народных искусств в Санкт-Петербурге, Красносельском училище художественной обработки металла,
Уральском училище прикладного искусства; на ювелирных предприятиях г.
Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Проверка материалов и выводов I исследования осуществлялась на международных и всероссийских научног практических конференциях: «РДМК-2007» (Москва, 2007), «Традиционное I прикладное искусство и образование» (С.-Петербург, 2007), «Традиционное прикладное искусство и образование» (Москва, 2008) и др.; Международных ювелирных выставках в Москве (2004, 2008), Самаре (2005), Нижнем Новгороде (2005), Казани (2006), Воронеже (2005), Сочи (2007) и др. Основные положения диссертации, выносимые па защиту: 1. Необходимость совершенствования современного профессионального I образования художников-мастеров в области ювелирного искусств^ I определяется потребностью общественного развития в подготовке конкурентоспособных специалистов, а также существенными изменениями в системе профессионального образования мастеров-ювелиров, когда при сохранении традиций ювелирного искусства важно более продуктивнр использовать достижения новейших технологий ювелирного производства. ■
2. Наиболее значимыми направлениями в современном I профессиональном образовании будущих ювелиров являются: углубление содержания процесса профессионального образования, связанное с развитием у студентов мотивации к самореализации в профессии художника-ювелира, навыков профессионального мастерства, потребности в самосовершенствованию в области декоративно-прикладного искусства; активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников,I мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства. .
3. Педагогическая модель профессионального образования будущих мастеров-ювелиров опирается на принцип организации учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи проектирования и развития навыков профессионального мастерства, что обеспечивает эффективное развитие профессионального интереса к будущей профессии. Педагогические условия, позволяющие наиболее продуктивно реализовать данную модель, включают опору на позиции деятельностного и личностпо-ориентированного подходов, взаимодействие адаптивного, модульного, проблемноI развивающего методов обучения и активных форм творческой I самореализации (проекты, просмотры, выставки, конкурсы профессионального мастерства), а также создание эстетической среды профессионального общения.
4. Ведущими критериями эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства являются: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе
1. Современная педагогическая модель профессионального образования в ювелирном искусстве включает:
- содержательно-смысловое наполнение всех компонентов обучения спецификой художественно - эстетической культуры, традиционного декоративно-прикладного искусства и профессиональной направленностью;
- поэтапность процесса формирования профессиональных умений, определяющая интеграцию общекультурного, психолого-педагогического, прикладного и художественного циклов дисциплин;
- целостность, динамичность, уровневость, влияющие на эффективность и качество результата.
2. В аспекте исследуемой нами проблемы мы выделили умения, которые тесно взаимосвязаны сущностными характеристиками художественно -эстетической культуры и профессиональной подготовки будущих ювелиров и которые недостаточно представлены в теории и практике высшей школы. Нами выделены три содержательных блока профессиональных умений ювелира: личностно-культурологические умения (умения по художественно-эстетическому освоению искусства), художественно - творческие умения (изобразительно-символические умения, умения по проектированию изделий) и прикладные умения (умения по изготовлению ювелирных изделий).
3. Педагогическими условиями эффективного функционирования и развития педагогической модели образования в ювелирном искусстве являются:
- сочетание традиционных и инновационных форм и методов организации обучения в процессе формирования профессиональных умений;
- содержание процесса формирования профессиональных умений, построенное с учетом взаимосвязи проектирования и мастерства; формирование профессионального интереса к художественно-прикладной деятельности в ювелирном искусстве. 4. Формирующий этап эксперимента показал, что комплекс педагогических условий является достаточным для эффективного функционирования и развития педагогической модели образования в ювелирном искусстве. Проведенный анализ полученных результатов эксперимента показал, что имеется статистически значимое влияние комплекса педагогических условий в системе формирования профессиональных умений у будущих ювелиров.
Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил преимущество новой педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства. Эффективность модели подтверждается ростом положительной устойчивой мотивации и ценностным отношением к профессиональной деятельности, успешной адаптацией студентов и выпускников в современной социальной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данного исследования мною следующие выводы:
1. На основании теоретического анализа литературы, изучения опыта истории становления и развития ювелирного искусства, а также особенностей содержания образования в исследуемой области раскрыто и обосновано педагогическое значение и место ювелирного искусства в системе профессионального художественного образования. Подчёркивается исключительность и значимость ювелирного изделия как эстетической основы интеграции высокопрофессионального технического исполнения и авторского творчества художника декоративно- прикладного искусства.
2. Профессиональное образование в области ювелирного искусства рассматривается как процесс создания особой эстетической среды профессионального общения, в которой возникают условия для осуществления творческого поиска будущих художников-мастеров в единстве интеллектуального и эмоционально-образного и высокохудожественного исполнения изделий на основе продуктивного использования опыта традиционного отечественного и зарубежного образования в области ювелирного искусства и новейших тенденций в развитии российской и зарубежной художественной культуры.
3. В исследовании определены компоненты процесса профессионального образования будущих мастеров-ювелиров (освоение профессиональных, культурологических, искусствоведческих знаний; закрепление профессиональных умений, развитие культурного и профессионального опыта, развитие стремления к самоактуализации в профессии художника-мастера ювелирного искусства) и выделены педагогические составляющие моделирования образовательного процесса в области ювелирного искусства (уровневая градация интегративного процесса обучения; деятельностный подход к созданию модели профессионального образования в ювелирном искусстве; полихудожественная направленность интегративных знаний и умений; прогнозирование эталонных требований к профессиональным качествам художника -мастера различного уровня квалификации).
4. Экспериментально подтверждено, что функционирование педагогической модели профессионального образования в ювелирном искусстве будет эффективно, если в образовательном процессе будут осуществлены такие направления реализации модели, как углубление содержания процесса профессионального образования; активное использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.
5. Доказано, что наиболее значимыми принципами реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства являются связь теоретических знаний с практикой; создание условий для творческого поиска студентов в единстве интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении самостоятельно разработанных проектов; взаимодействие чувственно-наглядных средств; развитие активности и творческой самостоятельности; целостность художественной, психолого-педагогической и практической подготовки; сотворческий способ построения образовательного процесса.
6. Выявлены ведущие критерии эффективности реализации педагогической модели профессионального образования студентов в области ювелирного искусства, а именно: высокий уровень осмысления и применения достижений художественных традиций декоративно-прикладного искусства; готовность к самоопределению в области ювелирного искусства в условиях рыночной экономики; мотивация к самостоятельной творческой деятельности художника-мастера ювелирного искусства.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дронов, Дмитрий Сергеевич, Москва
1. Абульханова-Славская К. А. Типология подходов к личности профессионала / Психол. иссл. проблемы формирования личности профессионала. — М., 1989.
2. Аккалаева Р.Х. Пробирные клейма России.- М.: МАИ, 1998
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб, пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Г.И. Шукиной. М.: Просвещение, 1984.
4. Алмазы России XX век.- М.: ЮТэ-ДИЗАЙН, 2001.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград : Наука, 1968.
6. Андрющенко А.И.Руководство золотых и серебряных дел мастерства. -Нижний Новгород, 1904.
7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: МГПК, 1992.
8. Архивные документы МШХР 1943-1987 гг.
9. Афанасьев Ю.А. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. Львов: МГТ, 1990.
10. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учеб, пособие для студентов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1983.
11. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Изб. искусствовед, тр. М.: Советский художник, 1981.
12. Бакушинский А.В. Эстетическое воспитание по проекту новых программ Министерства народного просвещения.- М.: Мысль, 1916.
13. Барышников А.П., Лянин И.В. Основы композиции.- М.: Трудрезервиздат, 1951.
14. Беннет Д., Маскети Д. Ювелирное искусство. М.: Арт-родник, 2005.
15. Блонский П.П. Трудовая школа: Серия по теории и практике Единой Трудовой школы. М.: Госиздат, 1919.
16. Болыпова С.И. Художественные промыслы времени Великой отечественной войны и второй половины сороковых годов.- М., 1991.
17. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага: Артия, 1980.
18. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1993.
19. Борисов В.Д., Буданов А.С., Спирина М.Ю. Мастерство./ Программа курса по специальности 05.23.00. М: МШХР, 2002.
20. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. JL: Машиностроение, 1982.
21. Бреполь Э. Художественное эмалирование. JL: Машиностроение, 1986.
22. Бюллетень кустарной промышленности. М., 1920. № 1.
23. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве 14-15 вв. — М.: Искусство, 1980.
24. Василенко В.М. Русское прикладное искусство М.: Астрель, 2001.
25. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников.- М.: Искусство, 1987.
26. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов (из опыта работы НИИХП): Сб. научных трудов НИИ художественной промышленности / Под ред. Н.В. Черкасовой М.: НИИХП, 1985.
27. Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М.: Просвещение, 1977.- Т.1.
28. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
29. Габриэль Г.Н. Авторское ювелирное искусство Ленинграда Санкт-Петербурга второй половины 20 века: истоки и эволюция: автореф. дис.канд. искусств, наук./Габриэль.- СПб , 2005.
30. Геращенко Н.В. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя: автореф. дис. пед. наук./Геращенко Н.В. М., 2004.
31. Голобоков Ю.В. Историко-педагогический анализ коллекции детского рисунка из Великобритании // История художественного образования в России,- М.: РАО, 2003.
32. Гончарова К.Д. Ювелирное дело. М.: Ювелир, 2003.
33. Гонтарь С.М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы
34. Фаберже : автореф. дис. исскуств. наук./Гонтарь С.М. М., 2004.
35. Грин Т. Современный мир алмазов. М.: Прогресс, 1993.
36. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986.
37. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Наука, 1972.
38. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. —1989.
39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
40. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // О понятии развивающего обучения. Томск, 1995.
41. Давыдов В.В. О деятельностном подходе к определению содержания образования. Томск, 1995.
42. Декоративно-прикладное искусство США сегодня./ М.: Каталог выставки «Декоративно-прикладное искусство США», 1980.43