Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мунгиев, Абдул-Кадыр Сиражутдинович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мунгиев, Абдул-Кадыр Сиражутдинович, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ.12

1.1. Состояние разработанности проблемы творчества в педагогике.12

1.2. Сущность и содержание феномена творчества и его специфика в работе со студентами художественно-графических факультетов 35

1.3. Педагогические условия формирования у студентов творческих художественных умений.57

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ.89

2.1. Интегративность содержания обучения декоративно-прикладному искусству как условие формирования творчества у студентов . 89

2.2. Приобщение студентов к творчеству на основе этнорегионального подхода.118

2.3. Разнообразие форм учебного сотрудничества студентов как дидактическое условие приобщения их к творческой деятельности.142

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя"

Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе качественные изменения, прежде всего, обусловлены становлением рыночной экономики. Эти изменения обнажили ряд проблем. С одной стороны, имеет место невостребованность выпускников высших педагогических учебных заведений на формирующемся рынке труда, а с другой - поиск и оптимальное использование условий и потенциальных возможностей вхождения их в этот рынок.

Складывающаяся в течение десятилетий система отечественного высшего педагогического образования в новых социально-экономических условиях оказалась не в состоянии удовлетворить многоаспектные запросы общества и возрастающие потребности обучающихся. В этой связи возникла необходимость пересмотра традиционных подходов к подготовке квалифицированных специалистов, прежде всего, с позиции качества, одним из показателей которого является творческая подготовка специалиста. Качество педагогического образования - это уровень развития личности выпускника вуза, отражающий его личностный творческий потенциал и способный удовлетворить требования работодателя, соответствующие Государственному стандарту.

В этой связи возрастает необходимость поиска новых технологий образования, способных инициировать процесс творческого развития личности, содействовать расцвету и реализации ее позитивного потенциала. С нашей точки зрения, художественно-эстетическое воспитание и образование является одним из тех направлений, которое в сложившихся современных условиях может способствовать выполнению социального заказа - формированию социально активной творческой личности, обладающей высоким уровнем гражданской культуры, духовно-ценностных ориентаций.

Проведенный анализ исследований по проблеме формирования у будущих учителей творчества позволяет говорить о том, что важную роль в ее разработке играли концепции:

- психолого-педагогической характеристики личности учителя (О А Абдул-лина, Е.П. Белозерцев, Ф.Н. Гоноболин, В А Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Г. Кушков, Н.Д. Левшов, Т. Маркарян, В А Сласгенин, АИ. Щербаков и др.);

- теории педагогического общения и взаимодействия (Е.В. Бондарев-ская, МА. Вейт, JI.C. Выготский, В А. Кан-Калик, В.Я. Ляудис, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, E.H. Шиянов и др.);

- творческого подхода к педагогической деятельности (В.П. Вахтеров, В.И. Загвязинский, П.Ф. Каптерев, Т В. Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, Я А Пономарев, Н.Ф. Хорошко, В. Д. Шадриков и др.);

- технологического подхода к процессу педагогической деятельности (O.A. Абдуллина, К.У. Байчоров, A.B. Беляев, В.И. Боголюбов, Г.Д. Ильин, В.И. Горовая, М.М. Левина, A.C. Макаренко, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.);

- теория стимулирующих возможностей процесса обучения возможностей процесса обучения, соотношения стимулов и мотивов обучения (АА. Вербицкий, Л.Ю. Гордин, В.Н. Мясшцев, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Н. Шуман, Г.И. Щукина и др.);

- этнопедагогического и регионального подхода (ИА. Арабов, Г.М Го-гоберидзе, X .Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Г. Н.Волков, М.Б. Гуртуе-ва, И.А. Шоров, К.Д. Ушинский, С.Т.Шацкий, С.И. Эфендиев и др.);

Проведенный нами анализ различных источников не позволяет сказать, что уровень разработанности проблемы является достаточным и тем более исчерпывающим. Несмотря на значительное количество публикаций, в педагогической науке остаются еще не изученными возможности творческой подготовки учителя в условиях новой гуманистической стратегии образования, проблема обеспечения интегративности в содержании, формах и методах творческой подготовки студентов, вопросы особенностей формирования и проявления творчества в условиях конкретных территорий и этнорегионализации образования и др.

Еще хуже дело обстоит с практикой. Как показывают исследования, профессиональная подготовка будущих учителей по-прежнему ведется на подличностном уровне. Обучение направлено на профессиональную ситуацию, но не учитывает индивидуальные свойства, качества и потенциальные возможности студентов.

Такое абстрактное обращение к личности ведет к тому, что студенты усваивают некоторый объем знаний, умений и навыков, которые нередко остаются невостребованными в реальной педагогической практике. Не владея творческим багажом знаний и умений, многие учителя имеют слабо выраженную установку на творческую самореализацию, значительная их доля проявляет устойчивые стереотипы педагогического мышления, не имеет субъектной позиции в педагогической деятельности, не проявляет творчества. Налицо явное противоречие между высокими требованиями со стороны государства к результатам творческой деятельности педагогов и не всегда достаточной их творческой квалификацией.

Следовательно, назрела и практическая потребность в разработке такой системы подготовки учителя к педагогической деятельности, которая позволяла бы актуализировать их творческие возможности и обеспечивать состояние готовности к ней.

Сказанное выше дает основание заключить, что теория и практика обучения студентов педвузов творчеству является далеко не разработанной педагогической проблемой, которая и была избрана для нашего исследования. Целью его явилось изучение творчества обучения, определение условий эффективности в формировании и реализации творческих умений учителя.

Объект исследования: процесс подготовки учителя в условиях педагогического вуза.

Предмет исследования: условия формирования и реализации творческих умений в процессе обучения студентов.

Гипотеза исследования: формирование и реализация творческих умений у студентов в педагогическом вузе будут эффективными, если:

- учебно-воспитательный процесс строится на базе гуманистических подходов;

- учитываются психолого-педагогические условия развития и реализации творческих умений будущих специалистов, в частности, будут разработаны специальные приемы и технологи;

- в подготовке учителя состав и структура знаний, формируемых умений базируются на интегративной модели организации обучения;

- будет разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс эт-норегиональная технология образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа проанализировать категорию творчества, творческих умений, выявить сущность, структуру, функции и взаимосвязь с другими категориями.

2. Определить место творчества в развитии мыслительных способностей обучающихся, внедрить разработанные формы и методы сотрудничества в процессе творческой подготовки студентов.

3. Разработать и внедрить этнорегиональную технологию обучения студентов творческим умениям.

4. Обосновать интегративную модель организации обучения творческим умениям студентов.

Методологическую базу исследования составили:

- философские положения о категории творчества, его структуре и функциях; о взаимоотношении категории творчества с педагогическими категориями; о законе развития и познания природы, общества и мышления;

- системный подход к анализу педагогических объектов и явлений;

- гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям обучающихся и к социокультурным изменениям среды; концепции самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе обучения; принципы взаимосвязи теории и практики, а также фи-лософско-педагогическая теория духовно-гармонического развития личности;

- теоретические положения этики и эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности человека; теории социального и эстетического воспитания молодежи.

Теоретической основой исследования явились теории системного подхода (И.В. Блауберг, Ф.Ф. Королев, В.Н. Сагатовский, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин и др.), профессиональной деятельности (М.С. Каган, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.Ф. Талызина и др.), формирования личности учителя (Ф.Н. Гоно-болин, Н.В. Кузьмина, В А Крутецкий, В. А. Сластенин, АИ. Щербаков и др.), творческого характера педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В А. Кан-Калик, В.В. Краевский и др.), концепция возрождения гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская); концепция личност-но-ориентированного взаимодействия (В.К. Калиненко, ВА. Петровский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков); концепция деятельностного подхода как основы формирования эмоционально-эстетического отношения к действительности (Б.Г. Ананьев, АН. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция культурно-исторического развитая личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Я. Данилевский, Д.Б. Элько-нин).

Рассматриваемая нами проблема нашла отражение в работах следующих педагогов: Ю.Б Алиева, БА Альмухамбетова, С.А. Аничкина А.В. Бакунинского, Г.Н. Волкова, В.И. Горовой, Н.Д. Деминой, МА. Ершовой, Б.Т. Лихачева, А.Ж. Овчинниковой, П.М. Якобсона, В .А. Яковлева и др. В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов С.М. Броневского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, О.В. Маргграфа, В.И. Марковина, Б.Б.Пистровского, Б.Е. Хиж-някова и др.; искусствоведов Ю.К. Беджанова, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М. Магомедова и др.

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов, педагогическое моделирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы, статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Организация исследования. Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1998 года по 2002 год и проводилась поэтапно.

Первый этап — поисково-теоретический (1998-2000). В ходе данного этапа осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2000-2001). Разрабатывалась педагогическая технология развития творческих умений студентов вуза средствами искусства. В ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента уточнялись задачи исследования, проверялась гипотеза, апробировалась программа спецкурса, обрабатывался эмпирический материал.

Третий этап - обобщающий (2001-2002). Осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, коррекция выводов первого и второго этапов исследования, разработка научно-практических рекомендаций, оформление результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет (группа студентов 1-3 курсов художественно-графического факультета, преподаватели факультета). В исследовании также приняли участие студенты Дагестанского государственного университета. Общее количество испытуемых составило 312 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 138 человек.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной источниковедческой базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений научной работы, оценкой полученных в ходе эксперимента результатов различными взаимопроверяемы-ми методами.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Определены теоретические основы проблемы формирования творческих умений будущего педагога в аспектах:

- анализа творческой деятельности будущего учителя с позиций современных методологических подходов;

- уточнения понятийной характеристики творчества в обучении студентов.

2. Разработаны научные основы процесса формирования творческих умений в условиях интегрального межпредметного, этнорегионального и личностного взаимодействия.

3. Предложена концептуальная модель формирования и реализации творческих умений на основе этнорегионального подхода, включающая целевые, содержательные и процессуальные характеристики.

Практическая значимость исследования обеспечена тем, что в нем определены содержание, критерии и уровни процесса формирования у студентов творческих умений; разработанная методика подготовки будущих педагогов к творческой деятельности может внедряться в практику подготовки студентов художественно-графических специальностей. В соответствии с предложенной моделью разработаны материалы, составляющие базовую основу подготовки специалиста без существенных перестроек учебного плана и учебных программ. Разработан вариант организации интегративных, межпредметных и внутрипредметных связей, позволяющий обеспечить систематочность и последовательность целостного процесса обучения. Разработан конкретный курс, прошедший неоднократную апробацию в деятельности современного вуза.

На защиту вынесены следующие положения:

- Процесс формирования и реализации творческих умений у студентов художественно-графических факультетов в современных условиях совершенствуется и обогащается новыми тенденциями, компонентами, особенностями (происходит расширение понятия творчества, углубление его методологической базы, становление теории креативности, усиление акцентов на мотивационную, целевую сферы и др.).

- Для эффективного формирования и реализации творческих умений студентов необходимы 'ориентация на подготовку выпускника синтетическим типом мышления, этапность, введения в программу комплексов знаний и умений из смежных дисциплин, соблюдение единого художественно-графического режима, взаимодействие кафедр, школ, преподавателей - необходим интегративный подход.

- Этнорегиональнй подход при изучении курса "Ювелирное дело" должен быть включен в технологии стимулирования творческой деятельности студентов на основе учета их этнопсихологических особенностей, опоры на этнорегиональные умения, введения этнорегионального материала в читаемые нормативные курсы, внедрения спецкурсов с этнорегиональной тематикой и др.

- Процесс формирования и реализации творческих умений у студентов должен строиться в русле сотрудничества, гуманистических, субъект-субъектных отношений в студенческой аудитории и школьном классе, предполагающих учет сформированных потребностей и интересов в творческой деятельности, опору на диалог, использование методов индивидуального и группового взаимодействия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (Карачаевск, 1999, 2002 г.г.), на региональных и межвузовских конференциях (Карачаевск, 1998,2000 г.г.), на семинаре учителей школ г. Карачаевска. Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Махачкалы, г. Карачаевска и Карачаевского района.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мунгиев, Абдул-Кадыр Сиражутдинович, Карачаевск

1. Андропов В.П., Головин В.А. Производство полуфабрикатов из драгоценных металлов и сплавов. - М., 1965.

2. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Дагестанское изобретательное искусство. Махачкала, 2000.

3. Грилихес С.А. Полирование, травление и обезжиривание металлов. М, 1971.

4. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. Махачкала, 2000.

5. Едиерал П.П., Константинов И.Г. Теория пластической деформации и обработки металлов давлением. Киев, 1960.

6. Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962.

7. Корнилова H.H., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. М., 1951.Т. Маммаев М.М. Народные художественные промыслы и ДНИ Дагестана. -Махачкала, 2001,407 с.

8. Марченков В.И. Ювелирное дело. М., 1975.

9. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. М., 1974.

10. Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. М., 1986.

11. Селиванкин С.А. Производство ювелирных изделий. М., 1951.

12. Селиванкин С.А., Тарасов C.B. Ювелирные изделия и часы. М., 1967.

13. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. М., 1986.

14. Техника художественной обработки металлов. Л., 1976.

15. Флеров A.B. Технология художественной обработки металлов. М., 1968.

16. Флеров A.B. Художественная обработка металлов. М., 1976.

17. Флеров A.B. Материаловедение и технология художественной обработки материалов. -М., 1981.

18. Чвырь JI.A. Таджикские ювелирные украшения. М., 1977.

19. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1981.

20. Шефо В.А. Народные мастера Дагестана. Л., 1982.