автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
- Автор научной работы
- Григорьева, Элеонора Игоревна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тольятти
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Григорьева, Элеонора Игоревна, 2002 год
Введение
Глава 1: Теоретико-методологические основы подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие «цветовосприятие» в историческом развитии и в изобразительной деятельности
1.2. Содержание, структура и критерии эффективности методической системы обучения студентов развитию цветовосприятия младших школьников в изобразительной деятельности
1.3. Организационные, психолого-педагогические и дидактические условия подготовки студентов к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста.
1.4.Состояние профессиональной компетентности учителя в развитии цветовосприятия младших школьников в современной системе образования.
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста
2.1 Организация исследования проблемы подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста
2.2 Педагогические технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста
2.2.1 Инновационные методы, формы и средства в технологии подготовки будущего учителя к преподаванию изобразительного искусства младшим школьникам
2.2.2 Игровые технологии в развитии способностей младших школьников в области цветовосприятия
2.2.3.Использование наглядных пособий и технических средств в подготовке будущего учителя кразвитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста
2.2.4. Развитие цветовосприятия детей младшего школьного ♦ возраста студентами во внеурочной деятельности в период педагогической практики
2.3. Обобщающий анализ эффективности педагогической деятельности студентов в практике развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста
2.4. Методические рекомендации по профессиональной подготовке будущего учителя к процессу развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста
Введение диссертации по педагогике, на тему "Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Актуальность исследования обусловлена тем, что общий культурный прогресс определяет тенденцию активного развития образовательной системы. Сегодня потребность в квалифицированных педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессиональньного роста, в совершенствовании профессиональных и личностных качеств.
Учитель изобразительного искусства в школе является для ребенка ориентиром в культурной жизни общества. Насколько высок уровень образованности и профессионализма учителя в творческом и педагогическом плане, настолько его ученики будут культурно воспитаны и эстетически развиты.
Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития личности. Современные города заполнены яркими искусственно созданными красками, раздражающими детскую психику. В такой среде обитания не остается места для душевных переживаний по поводу красоты окружающего мира. Нелегко воспитать цветовую культуру в обществе, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, его эстетический вкус, мышление и творческие способности, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте.
Гуманизация образования усиливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей на факультетах изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений реформы образования является педагогическая инноватика, связанная с применением педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности в успешном обучении школьников.
Заметный вклад в исследование творчества, как важнейшего условия инновации в педагогическом процессе, внесен А.А. Андреевым [5], Ю.К. Ба-банским [11], Д.Б. Богоявленским [23], В.И. Загвязинским [67], Я.А. Пономаревым [154], В.А. Сластениным [170], В.И. Щеголем [201] и др. Одним из определяющих условий развития цветовосприятия выступает дидактически организованный процесс обучения. Творчество педагога проявляется в умении проектировать и реализовывать различные технологии обучения, находить их сочетания и определять оптимальность конкретных технологий обучения. При функциональной целостности процесса обучения технологические приемы дополняют друг друга, компенсируют недостаточную эффективность каждой из них и создают оптимальные условия для развития учебного процесса.
Вопросы методики обучения цветовоспри ятию дошкольников и младших школьников исследовали Л.И. Божович [25], Г.Г. Григорьева [55], В.В. Давыдов [56], Е.И. Игнатьев [79], Т.С. Комарова [97], Э.И. Кубышкина [99], Б.М.Неменский [135], Л.В. Пантелеева [147], И.Б. Шешко [198].
Проблемой дидактической игры, влияющей на изобразительную деятельность детей, занимались такие видные исследователи, как А.В. Бакушинский [12], Т.С. Комарова [96], М. Монтессори [130], Б.П. Никитин [137], Н.П. Сакулина [165], Е.И.Тихеева [181], Б.И. Хача-пуридзе [189], Д.Б. Эльконин [202].
Исследованию межпредметной интеграции в обучении изобразительному искусству посвящены работы: Й.Л. Головановой [51], Л.Д. Даниловой, Т.А.Котляковой, Т.Ю. Кулагиной [58], Н.П. Ильенко [85], Л.Г. Савенковой [163], Б.П. Юсова [205] и др.
Указанные исследования, несомненно, внесли существенный вклад в совершенствование методики преподавания изобразительного искусства, однако, существенно не повлияли на качество содержания обучения изобразительному искусству, особенно в области развития цветовосприятия.
Новые социально-экономические отношения способствовали открытию новых образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что поставило детей в неравные условия обучения. В этой ситуации необходимо повышение качества подготовки будущего учителя изобразительного искусства еще в вузе, где освоение ими новых технологий обучения младших школьников изобразительному искусству в общеобразовательной школе повлечет более эффективное развитие цветовосприятия младших школьников.
Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся развитием цветовосприятия позволил выявить следующие недостатки в существующей образовательной системе:
- неразработанность системы подготовки студентов факультета изобразительных искусств по вопросам развития цветовосприятия у учащихся младших классов;
- отсутствие интегративного подхода в методической подготовке будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства;
- несовершенство содержания и технологий образовательного процесса, связанных с развитием цветовосприятия при обучении изобразительному искусству в начальной школе;
- недостаточная методическая оснащенность по выявлению психолого-педагогических и дидактических условий, способов, методов эффективной реализации педагогических технологий развития восприятия цвета у учащихся младших классов;
- отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства для школы и дошкольных образовательных учреждений.
В последние годы в нашей стране интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе, и в младших классах, но именно на начальном этапе школьного образования возникает ряд противоречий между:
- стремлением общества выйти на качественно новый уровень социально-экономического, политического, духовного развития и недостаточной реализацией инновационных технологий при подготовке специалистов по изобразительному искусству в школе, где ребенку были бы предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать личностный творческий потенциал;
- содержанием, технологиями педагогического процесса в начальной школе, действующих в рамках традиционной репродуктивной парадигмы, и необходимостью формирования художественно-творческих способностей ребенка;
- необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей детей и недостаточной подготовленностью педагогов к этой деятельности;
- требованием учета эмоциональной сферы ребенка и неумением многих учителей использовать данный потенциал в развитии цветовосприятия;
- выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации педагогических технологий по развитию цветовосприятия у детей младшего школьного возраста и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений.
Выявленные недостатки и противоречия послужили основанием для формулировки проблемы исследования: «Каковы психолого-педагогические условия, являющиеся достаточным основанием для корректировки методического обеспечения подготовки студентов к эффективному развитию цветовосприятия младших школьников».
Цель исследования: повысить эффективность подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности посредством внедрения в учебный процесс педагогических технологий.
Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительной деятельности.
Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе художественного воспитания.
На основе изучения теории и практики развития цветовосприятия нами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия младших школьников в изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- педагогическому процессу придается практико-ориентированная и индивидуально-творческая направленность, предусматривающая вооружение студентов современной педагогической технологией;
- реализована система взаимодействия преподавателей и воспитанников в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;
- технология подготовки будущего учителя основывается на педагогической модели, учитывающей организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;
- в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства развития цветовосприятия младших школьников;
- соблюдается определенная последовательность и этапы подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, способствующие развитию цветовосприятия и сознательного цветовоспроизведения в младшем школьном возрасте;
- изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью, что повышает профессиональное мастерство будущего учителя-художника;
- педагогическая деятельность будущего учителя обеспечена системой упражнений для ознакомления школьников с цветоведческими понятиями, динамическими и статическими пособиями по развитию цветовосприятия учащихся.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:
1. Изучить современное состояние профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в развитии цветовосприятия младших школьников (констатирующий эксперимент).
2. Разработать модель педагогической технологии подготовки будущего учителя изобразительного искусства, направленную на развитию цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности.
3. Проверить эффективность педагогической технологии по развитию цветовосприятия у детей в процессе проектирования, тренинга, диагностики и корректировки педагогической деятельности (формирующий эксперимент).
4. Внедрить в образовательный процесс в период педагогической практики студентов педагогическую технологию по развитию цветовосприятия младших школьников и сравнить полученные результаты с обучением по стандартной методике (контрольный эксперимент).
Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира; теория отражения; единство теории и практики, системно-комплексный и личностно ориентированный подход к изучению педагогических явлений, а также классические и современные труды по образовательным проблемам философии (Н.А. Бердяев [18], Гессен С.И. [47] и др.), системно-комплексному анализу (И.В.Блауберг, Э.Г. Юдин [22], Н.В. Кузьмина [105], В.А. Якунин [207]); интеграции научно-теоретической, психолого-педагогической и дидактической ( М.М. Левина [112], И.Я. Лернер [114], М.И. Махмутов [120]); современным образовательным технологиям обучения; теории моделирования и конструирования учебного процесса и содержания образования (В.П. Бес-палько, Ю.Г. Татур [20], В.Ф. Паламарчук [146], В.А. Сластенин [172], Н.Ф. Талызина [180], Ю.К. Чернова [193]); концепции профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки (Ю.К. Бабанский [11], А.А. Вербицкий [37], Ю.А. Кустов [108],
В.И. Щеголь [200]); общетеоретическим положениям психологии личности (Л.С. Выготский [45], Л.В. Занков [69]); аспектам личностно-деятельностного анализа в формировании индивидуальности учащегося (В.В. Давыдов [56],
A.Н. Леонтьев [113]).
Реализация проблемы основана на методологических подходах отечественных и зарубежных авторов к обучению детей младшего школьного возраста изобразительному искусству: психологии восприятия (Г. Гельмгольц [49], Р.Л. Грегори [54], А.В. Запорожец [71], В.П. Зинченко [74], А.Н. Леонтьев [113], Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс [149]); физики цвета (В. Бецольд [21], И.В. Гете [48], В. Оствальд [142]), психологии творчества (Р. Арнхейм [7], К. Валентайн [30], Л.С.Выготский [43]), психолого-педагогической теории игры (О.М. Дьяченко [63], Е.В. Игнатьев [80], Д.Б. Эльконин [202]); методике преподавания изобразительного искусства в школе (Э.И. Кубышкина [99],
B.C. Кузин [102], Н.Н. Ростовцев [159]); исследованиях по проблемам развития цветовосприятия при обучении изобразительному искусству (Е.А. Аркин [6], И.Е. Богуславская [24], В.П. Бражас [27], Т.С. Комарова [96], Э.И. Кубышкина [101], Э.Г. Пилюгина [152], Е.А. Флерина [186] и др.); инновационных программах по изобразительному искусству (А.С. Галанов,
C.Н. Корнилова, С.Л. Куликова [47], Л.П. Ильенко [85], Л.Г. Савенкова [163] и др).
Стержневой идеей нашего исследования является обеспечение профессионально-педагогической подготовки студентов факультета изобразительных искусств инновационными технологиями (интегративными, игровыми и др), повышающими эффективность развития цветовосприятия школьников в процессе изобразительной деятельности.
Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы: анализ литературных источников по различным областям наук; научно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение экспериментального спецкурса и технологии; разработка и апробирование технологии во время занятий по развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в период педагогической практики (проектирование, тренинг, анализ занятий, корректировка); изучение и анализ детских рисунков, выполненных в процессе опытно-экспериментальной работы студенами во время педагогической практики методом колориметрирования; тестирование и анкетирование студентов факультета ИЗО; анкетирование воспитателей и преподавателей ИЗО младших классов; создание методических ситуаций; комбинированное использование средств подвижной игры и занятий по изобразительному искусству; статистическая обработка полученных данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 4-х лет на базе дошкольных учреждений № 106, 137, 157, школ № 35, 48, 76, академическая школа искусств при факультете ИЗО ТГУ г.Тольятти. В эксперименте участвовали студенты факультета Изобразительного искусства в количестве 126 человек: 1 курс - 30, 2 курс - 30, 4 курс - 28, 5 курс - 18 и дети 6-7 лет в количестве 191 человек.
Основные этапы исследования:
1 этап (1998-99гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, в определении цели и задач исследования, в проведении констатирующего экспериментального исследования по определению профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, в котором принимали участие учителя изобразительного искусства и воспитатели детских садов г.Тольятги и Самарской области (270 человек). Поисковый эксперимент проводился на базе факультета Изобразительного искусства ТФСГПУ, ДОУ № 106, 157 и школ № 35, 48, изостудии "Калейдоскоп" (г.Тольятти).
2 этап (2000-2001гг.) - опытно-экспериментальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на базе ДОУ № 137, Академической школы искусств при факультете ИЗО ТГУ г.Тольятти в период педагогической практики. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя к развитию восприятия цвета детьми. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за работой студентов 2 курса, проводивших диагностику развития цветовосприятия учащихся младших классов, затем -руководство педагогической практикой студентов 3 курса по развитию цветовосприятия в младших классах посредством игровой технологии обучения, на завершающем этапе студентами 4 курса во время педагогической практики проводилось обучение посредством интегративных и игровых технологий детей 6-7 лет.
3 этап (2001-2002) - заключительно-обобщающий. В этот период был проведен контрольный эксперимент в ДОУ №137, школе №76, академической школе искусств при факультет ИЗО ТГУ. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства к профессиональной деятельности. Анализировались и систематизировались накопленные работы учащихся 1-х классов и подготовительной группы детского сада по изобразительному искусству. Интерпретировались и обобщались полученные результаты. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- создана модель педагогической технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников;
- теоретически обоснованы условия реализации технологии профессиональной подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников в учебный процесс общеобразовательных школ;
- разработан спецкурс «Технология подготовки студентов к развитию цветовосприятия у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности»;
- дано теоретическое обоснование применения метода колориметр ирования, систематизирующего качественные оценки развития цветовосприятия у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании интегративного подхода в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя ИЗО; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных характеризующие уровень сформирован ности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области развития цветовосприятия у младших школьников; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом подготовки обучения и эффективным развитием цветовосприятия младших школьников.
Данные исследования могут служить материалом для дальнейших теоретических разработок и практических исследований по вопросу подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны критерии оценки сформированности профессиональных умений студентов к развитию цветовосприятия у младших школьников на уроках ИЗО; создана программа по практическому применению инновационных педагогических технологий в развитии цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности; применен метод колориметрирования в оценке развития цветовосприятия младших школьников; выполнены наглядные пособия, позволяющие совершенствовать процесс развития цветовосприятия у младших школьников; определены методические рекомендации по развитию цветовосприятия младших школьников для использования совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства.
Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены: обоснованностью теоретических положений; опорой на системно-комплексный подход; репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа; комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях; личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы; внедрением результатов исследования в учебный процесс факультета ИЗО ТГУ г.Тольятти.
На защиту выносятся:
1. Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.
2. Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющий внедрить технологию подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста.
3. Инновационная технология по развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста, основанная на межпредметной интеграции.
4. Содержание спецкурса по подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия учащихся младших классов в процессе изобразительной деятельности, основанная на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО методике преподавания изобразительного искусства в школе.
Апробация и проверка предложенной технологии осуществлялась в виде докладов о результатах отдельных этапов исследования в дошкольных учреждениях и школах г.Тольятти; в выступлениях на научно-практических конференциях факультета изобразительных искусств ТФСГПУ, ТГУ (19982002гг.); на семинарских занятиях по спецкурсу «Игровые технологии в развитии цветовосприятия младших школьников» со студентами 3-4 курсов факультета ИЗО ТФСГПУ (2000-2001гг.); при проведении семинарских занятий для работников дошкольных учреждений г.Тольятти по спецкурсу «Пленэр в детском саду» (2001-2002гг.); материалы исследования доложены и обсуждены на методическом объединенном заседании кафедр факультета ИЗО ТФ СГПУ (1999г.), на Всероссийской научной конференции факультетов изобразительных искусств педвузов (г.Тольятти 1999г), на расширенном заседании кафедр педагогики и живописи факультета ИЗО ТГУ (2001г.).
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации составляет 176 страниц основного текста, который иллюстрирован 12 рисунками и 11 таблицами. В приложение включены анкеты, рисунки, тесты, таблицы. Список литературы насчитывает 220 наименований научных трудов, из них 11 на иностранных языках.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по итогам опытно-экспериментального исследования
Результаты экспериментальной проверки разработанной нами педагогической технологии подготовки будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия младших школьников полностью подтвердили гипотезу нашего исследования, показав эффективность разработанной педагогической технологии подготовки будущего специалиста.
Применение основных аспектов разработанной нами педагогической технологии в процессе исследования доказали свою действенность.
Разработка и внедрение спецкурса «Технология^ подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников в процессе изобразительной деятельности» позволила нам осуществить одну из поставленных задач - повысить профессиональный уровень преподавателя изобразительного искусства в ходе подготовки студентов факультета ИЗО.
Изменения в содержании обучения студентов по учебному предмету «Методика преподавания ИЗО в школе», ориентированное на эстетическое и творческое развитие личности ребенка помогла нам повысить мотивацию в изобразительной деятельности учащихся.
Выявление физиологических и психологических данных школьников по восприятию цвета в период педагогической практики ориентировало студентов факультета ИЗО на более эффективную организацию занятий по развитию цветовосприятия в процессе изобразительной деятельности младших школьников.
Блочная система подачи материала занятий позволила будущим специалистам целенаправленно организовать занятия, учитывая градацию сложности заданий от общих задач к частным. В результате полученных знаний, умений и навыков в работе с цветом, дети эффективнее справлялись с заданиями по применению основных свойств цвета, образного и эмоционального значения цвета, а также позволили им использовать гармоничные сочетания цветов в своих рисунках.
Наше исследование подтвердило, что развивать цветовосприятие у младших школьников эффективнее всего через интегрированные занятия. В процессе экспериментального обучения студентами рассмотрены возможности осуществления взаимосвязей между различными видами художественной деятельности, между изобразительными искусством и другими дисциплинами, преподаваемыми в школе (литературой, музыкой, природой).
Интегративные занятия на основе игровых методов также дают высокие результаты в начальной школе, так как связано с психическим развитием детей данного возраста. Играя, дети обучаются не только изобразительному искусству, но и музыке, литературе, природоведению и другим наукам, изучаемым в начальной школе. Нами предложены различные формы внеклассной и внеурочной деятельности, связанные с изучением цвета в природной среде.
В процессе занятий по развитию цветовосприятия, мы готовим почву для дальнейшего художественного обучения в школе. Учащиеся смогут применить знания свойств цвета, при передаче пространства живописными средствами.
Большое значение имеет личное участие педагога в учебном процессе, его постоянное стремление к совершенствованию учебного процесса, нахождение новых более эффективных методов обучения, использование новейших технических и педагогических достижений.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что разработанная нами педагогическая технология показала эффективность ее использования в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя изобразительного искусства к развитию восприятия цвета у учащихся.
2.4. Методические рекомендации по профессиональной подготовке будущего учителя к процессу развития цветовосприятия детей младшего школьного возраста
На основе нашего предположения о преимуществе внедрения разработанной нами педагогической технологии в процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства к развитию цветовосприятия младших школьников, представляется целесообразным, выработать некоторые методические рекомендации по рациональному применению этой технологии в образовательном процессе.
Эффективность использования педагогических технологий подтверждается исследованиями ряда авторов: В.И. Андреев [5], В.П, Беспалько [20], М.В. Кларин [95], В .А. Сластенин [170], Ю.К. Чернова [193], В.И. Щеголь [199] и др. Особенности применения разработанной нами технологии заключаются в следующем: при организации спецкурса, направленного на реализацию творческого профессионально-педагогического потенциала будущего учителя изобразительного искусства развивающего цветовосприятие у детей, основное значение приобретает актуализация профессионального интереса студентов. Важная роль на данном этапе отводится игровым и интегративным технологиям, тренингу, диагностике, анализу и коррекции педагогической деятельности.
Для успешного проведения занятий по развитию цветовосприятия, необходима планомерная работа, заключающаяся в многоуровневом развитии цветовосприятия и рассчитанная на длительный промежуток времени на протяжении всего обучения изобразительному искусству в начальной школе.
В качестве перспективных тенденций, формирующих развитие цветовосприятия и цветовоиспроизведения, нами выделены следующие положения: создание на занятиях комфортной обстановки за счет высокой организации условий обучения: специального оборудования для классов ИЗО, проведение занятий в группах не более 12 учащихся, включение в интерьер класса природных объектов (цветы, живой уголок, коллекции природных материалов); использование интегрированных занятий с привлечением других видов искусств (музыки, театра, танца), литературы, истории, природоведения и пр. использование игровых моментов и дидактических игр на уроке изобразительного искусства; планирование занятий по блокам, объединенных общей целью в развитии цветовосприятия и опирающихся на зоны актуального и ближайшего развития учащихся (свойства цвета, цветовая гармония, образ и цвет, изучение новых техник изображения).
Класс для проведения занятий по изобразительному искусству в начальной школе должен соответствовать всем санитарным нормам по освещенности (свет слева, освещенность 75%), нормам площади на одного ученика (2x2м). Класс должен быть оснащен удобной мебелью для детей (отдельный мольберт или стол с регулируемой верхней крышкой), индивидуальную подставку для красок, воды и других материалов.
Для создания в интерьере класса благоприятной эмоциональной обстановки необходимы элементы природного окружения: растения, животные или аквариумные рыбки, коллекция из природных материалов (минералов, морских раковин, муляжей фруктов и овощей и т.д.).
Выходы на природу (лес, парк, сад) или на школьный участок для наблюдения и рисования с натуры объектов природы значительно обогащают визуальный и эмоциональный опыт ребенка в передаче цвета при изображении.
Мы уже говорили об эффективности интеграции всех видов искусства для развития цветовосприятия выше.
Структура интегрированных уроков предметов искусств технологична и отличается следующими особенностями:
1) предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
3) большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Интегративные уроки имеют определенные преимущества:
1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
2) способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3) способствует развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогает выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;
4) позволяет систематизировать знания;
5) способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
6) обладая большей иформативной емкостью, способствует увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяет вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания;
7) формирует в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
8) способствует повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Педагогическое обоснование введения интегрированного курса предметов искусств составляют также такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов искусств, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов искусств, возрастные и индивидуальные особенности детей, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, окружающего мира.
Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по каждому виду искусства, их сочетание, использование того или иного метода, приема объяснения содержания учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.
При этом следует подчеркнуть, что в процессу активного обучения школьников интегрированному курсу предметов искусств развитие их зрительного и слухового восприятия, идет прежде всего по пути насыщения образов эстетическим содержанием. Так, в процессе изобразительной деятельности школьники, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, форму, пропорции, цвет, градации светотени, вместе с тем одновременно познают и законы красоты, которые содержатся в форме, пропорциях, цвете и выражаются в плавности, изяществе линий и очертаний, гармоничном сочетании цветовых пятен. Дети учатся видеть гармонию окружающей природы.
Аналогично в процессе чтения стихотворений А.С. Пушкина, посвященных осенней, зимней и весенней природе, учащиеся за словесным описанием красоты золотой осени, белоснежной, пушистой зимы, нежно-зеленой весны зримо ощущают прохладу, свежесть осеннего дня, тепло весеннего солнца, первое пробуждение природы; они ощущают трепет, радость от величия, красоты родной природы. Поэзия помогает обогатить зрительные образы, напоминает цветовые сочетания, характерные для различных времен года и состояний природы (гроза, метель, восход и закат солнца).
Музыка, оттеняющая настроение природы через звуки, ритм, темп создает эмоциональное переживание, которое помогает ребенку выбрать те или иные сочетания цветов, линий, ритмических повторений элементов природы. Такие композиторы как А.Н.Скрябин, М.К.Чюрленис создали свои произведения непосредственно связывая их с гармонией цвета. Скрябин - родоначальник цветомузыки, для каждого звука называл свой цвет, а Чюрленис создавал картины, названия которых связаны с музыкальными произведениями автора «Соната солнца», «Соната весны», «Соната звезд». А темы времен года вдохновили А.Вивальди, П.И.Чайковского, М.К.Чюрлениса, Г.В. Свиридова написать свои бессмертные произведения.
Так, постепенно в процессе обучения педагог учит школьника видеть все то ценное и красивое, что его окружает; внутренний мир ребенка обогащается чувством прекрасного, у него «открываются» глаза на красоту природы. Однако для того, чтобы воспитать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни, необходимо постоянно упражнять зрение, слух. Воспитывать художественный вкус и оценочное отношение к красоте, что достигается, прежде всего, целенаправленным обучением. Испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний наслаждение развивается и вырастает потребность видеть и создавать прекрасное.
В процессе преподавания интегрированного курса искусств особую роль играет тренировка наблюдательности, внимания и «музыкального» слуха учащихся, подготовка и проведение целенаправленных наблюдений окружающей действительности (как самостоятельного, так и под руководством учителя). В результате таких наблюдений у школьников воспитывается культура эстетического восприятия, развивается умение «видеть» действительность, ее красоту и, в конечном счете - особая эмоциональная чувствительность к правильным соразмерным пропорциям, изящным очертаниям, ритму, красивому и гармоничному цвету, лиричным песням и музыкальным звукам, к красоте художественного слова, его образности, яркости и звучности.
Как показал формирующий эксперимент, игровые занятия активизируют развитие цветовосприятия младших школьников. Наибольший результат показали те игры, условия которых были понятны и повторяли вид деятельности, менялась только тема задания. Например, игра «Замок снежной королевы» - складывание из кубиков (модулей, плоских элементов) дома, башни, стен таким образом, чтобы синий цвет менялся от темного к светлому, а игра «Море» - складывание из плоских полос холодных оттенков поверхности, напоминающей волны, изменяющейся от светлых к темным оттенкам. То есть вид деятельности в обоих случаях - последовательное составление холодных оттеков по светлоте, но изменение темы, развивает воображение ребенка и стимулирует его деятельность. В то же время, чередование видов деятельности также повышает мотивацию деятельности. Поэтому часто повторять игры с одинаковой деятельностью не целесообразно. Для развития цветовосприятия у младших школьников занятия, связанные с игровой деятельностью следует чередовать с учебно-творческими заданиями, чтобы закрепить знания и развивать цветовоиспроизведение, то есть технические навыки рисования красками.
Мы рекомендуем дополнять учебные программы по изобразительному искусству постепенным изучением широкого спектра цветовых оттенков в следующей последовательности: 1) запоминание и сравнение локальных цветов (от 24 до 120 цветов); 2) смешение и подбор цветов по эталону; 3) изменение цвета по светлоте и насыщенности; 4) составление гармоничных сочетаний цветов (от 2 до 24 оттенков).
Запоминание локальных цветов может происходить в ходе экскурсии в лес, поле, к водоему, а также при наблюдении отдельных объектов природы: комнатных растений, домашних животных, рыб, коллекции природных материалов и сенсорных эталонов. Важно научить ребенка воспринимать цвет и получать от этого эстетическое удовольствие, тогда он будет стремиться увидеть цветовое богатство окружающей действительности самостоятельно, в любой обстановке. Наглядные пособия в виде опорных таблиц локальных цветов также необходимо использовать для запоминания (или придумывания) названий локальных цветов.
Смешение и подбор цвета по эталону можно проводить в виде игровых занятий, индивидуальных учебно-творческих заданий продолжительных по времени и под руководством преподавателя. Поощрение минимальных личных достижений ребенка в смешении сложных оттенков, послужит стимулом к дальнейшей деятельности данного вида деятельности. Для этих занятий необходимы наглядные пособия в виде цветовых эталонов широкого спектра цветов.
К изучению основных свойств цвета можно переходить после освоения навыков по смешению сложных цветов, когда дети умеют различать тонкие изменения локального цвета, замечают его светлоту и насыщенность, сравнивая оттенки между собой. В программах по изобразительному искусству дается несколько тем на разбеление и зачернение локального цвета, но эта тема не имеет продолжения в дальнейшем обучении. Мы рекомендуем связывать тематическое рисование с использование градаций цвета по светлоте и насыщенности. Для подготовки учащихся к самостоятельному заданию можно использовать упражнения, наглядно показывающие изображение отдельных предметов с применением градации оттенков по светлоте, например, для передачи объема, пространства, сложности различных природных форм и фактур.
Предлагаемые нами занятия представляют цепочку связанных между собой заданий, развивающих не только память, но и творческое мышление.
Так, 1 и 2 задания связаны между собой целью, - связать конкретный цвет с конкретным предметом. На первом занятии ученик, основываясь на образе цвета, вспоминает, с чем он ассоциируется, а на втором занятии, основываясь на форме предмета, вспоминает присущий этому предмету цвет. Здесь применен принцип варьирования, то есть взгляд на одну и ту же проблему с разных точек зрения. То есть, выделяя не основные свойства предметов, мы помогаем ребенку по-новому увидеть основные свойства, в данном случае цвет. Третье занятие это продолжение второго и первого, их завершение. Форма и цвет связаны, и эта связь закреплена словесно - «именем».
Далее, 4 и 5 занятия также связаны одной целью - смешивание сложных оттенков и запоминание их. Здесь при помощи наглядного образа - «формулы» дети запоминают составные части нового цвета. Упражнения 4 и 5 предложены в игровой форме, они связаны с 3-им упражнением так, что ребенок сначала знакомится с новым оттенком, затем называет его, а потом разлагает на составные части, что свойственно детскому восприятию и познанию мира.
Далее цепочка заданий продолжается творческим рисованием, то есть ребенок из знакомых уже ему «новых» цветов сам создает «свой мир». А на заключительном занятии - игре ученик даже пытается научить своих одноклассников новым знаниям (игра в школу).
Составление гармоничных сочетаний должно быть связано с учебно-творческими заданиями, так как эмоциональные и образные представления учащихся дают пищу для воображения и те или иные сочетания связываются в ассоциативное восприятие сочетаний определенных цветов. Например, для выполнения задания на тему «Настроение осени», учащиеся сначала выбирают сочетания цветов с помощью локально окрашенной в теплые оттенки цветной бумаги, ассоциирующиеся у них с оттенками осени. Затем дети выполняют линейный рисунок на листе бумаги и вырезают элементы изображения (мозаику) из цветной бумаги, далее они наклеивают мозаику на лист бумаги и получают изображение осени. Следующее учебно-творческое задание дети выполняют не из цветной бумаги, а красками, подбирая цвет, и сравнивая его с эталонами осенних оттенков. Третье задание учащиеся выполняют красками и самостоятельно подбирают сочетания оттенков в теплой гамме, подходящие к теме «Настроение осени». Таким образом, различные виды деятельности закрепляют навык в подборе гармоничных сочетаний цветов.
Планирование занятий по многоуровневому развитию цветовосприятия желательно сгруппировать по видам деятельности и объединить в блоки уроков с общей темой. Если в одном блоке сочетаются: коллективные игры, индивидуальные дидактические задания, наблюдение природных объектов и выполнение учебно-творческого задания - это позволит школьнику изучить тему с разных точек зрения, использовать широкий спектр сенсорных способностей. Например, в блоке по изучению свойств цвета, для учащихся 1 класса изучение теплых и холодных оттенков отдельных предметов; для учащихся 2 класса - декоративный натюрморт из теплых и холодных оттеков; для учащихся 3 класса - «Времена года в пейзаже».
Для учащихся первых классов содержание занятий может ограничиться знакомством с цветом отдельных предметов, природных объектов и явлений в целом, не разделяя их на подробности, так как у первокласников еще не развита техника рисования, навыки смешения цвета и владения кистью. Например, добиваясь многообразия цветовых оттенков, школьник не прорабатывает объемные формы, а просто заполняет лист новыми цветами, учится различать их количественно. Второклассники изучают цвет, связывая его с подробностями форм в плоскостном изображении (декоративная трактовка). А в третьем классе школьникам под силу основы пространственного представления о цвете в пейзаже. Например, изображение удаляющихся деревьев, пространства поля, реки. Здесь им помогут градации цвета по светлоте и насыщенности, навыки которых они получили ранее.
В блоке уроков, посвященных гармонии цветовых сочетаний, можно объединить такие виды деятельности как индивидуальные игры на составление разрезных картинок, подбор сочетаний цветов по произведению искусства, сравнивая оттенки, которые художник использовал в своем произведении и учебно-творческие задания на различные темы: от декоративного натюрморта из трех предметов быта до иллюстрации к сказке.
В блоке уроков, посвященных развитию образного мышления, мы рекомендуем использовать наиболее широкий спектр видов изобразительной деятельности, включая интегрированные занятия, о которых говорилось выше.
Использование на занятиях различных художественных материалов и изучение их пластических свойств также способствует развитию цветовосприятия и помогает детям выразить свои чувства наиболее ярко и индивидуально. Занимаясь изобразительной деятельностью в школе и дома, дети знакомятся с разными художественными материалами: гуашью, акварелью, пастелью, углем, сангиной, соусом, восковыми мелками. Каждый из этих материалов требует особого обращения, особой техники, и ученику поневоле приходится считаться с его свойствами. Однако ребенок не всегда понимает, что материальные особенности красок неотделимы от их выразительных возможностей. Чуткость к этой второй стороне дела нужно специально воспитывать.
Ребенок должен почувствовать и понять, что акварель и уголь, пастель и гуашь не просто требуют различной технологии, а могут создавать разные образы окружающей действительности. Каждый из них способен выразить и передать особую гамму чувств. А значит, они не в одинаковой степени подходят для воплощения различных замыслов и неодинаково близки тому или иному художнику. Например, легкость, прозрачность, нежность поэтичность акварели диктует тот круг замыслов и сюжетов, который она может воплотить с наибольшей полнотой и убедительностью. Свойства материала ставят и разумную границу его использования. Едва ли целесообразно. Например, пользуясь акварелью или пастелью, детально работать над сюжетной картиной, пытаясь раскрыть героическую или военную тему и т.д.
В школьные годы очень важно пробудить у ребенка чуткость и интерес к характеру и выразительным возможностям разных материалов и стремление соотносить свои замыслы с их свойствами. При выполнении своей творческой работы каждый ребенок найдет наиболее подходящий, с его точки зрения, материал. При обсуждении работы ученик должен объяснить свой выбор материала, какие его свойства он счел подходящими для раскрытия темы. Зачастую свойства материалов будут подсказывать юным художникам интересные творческие замыслы.
Заключение
Современному человеку необходима ориентация и адаптация в быстро растущем потоке видеоинформации, в том числе информации в виде цвета, которая дает человеку уверенность в такой ориентации и обогащает его сенсорное и эстетическое восприятие.
Развитие цветовосприятия тесно связано с общей целью обучения изобразительному искусству. Насколько развито цветовосприятие учащихся начальных классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении изобразительного искусства.
Потребность в квалифицированных специалистах в области преподавания изобразительного искусства на современном уровне послужила поводом для создания инновационной педагогической технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников.
Результаты экспериментальной проверки разработанной нами модели по подготовке специалиста в области развития цветовосприятия младших школьников полностью подтвердили гипотезу исследования, показав эффективность такой подготовки, благодаря технологизации процесса обучения.
По итогам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы;
1. Анализ современного состояния профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области развития цветовосприятия младших школьников показал, что долгое время данной проблеме не уделялось должного внимания. Работа с цветом считалась для учеников общеобразовательных учреждений слишком сложной, а развитие цветовосприятия не осуществимым, так как это не предусмотрено традиционной школьной программой и не создаются необходимые условия для внедрения новых программ.
2. Обобщающим итогом теоретического исследования проблемы являются выводы: данные теоретических положений о применении инновационных методов обучения студентов послужили основанием для разработки интегративного спецкурса «Развитие цветовосприятия младших школьников на уроках ИЗО», который прошел адаптацию на факультете Изобразительного искусства ТГУ, ДОУ 137, в академической школе искусств при факультете ИЗО ТГУ, рекомендован для внедрения на факультете непрерывного образования ТГУ.
3. В процессе опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе ДОУ 137, в академической школе искусств при факультете ИЗО ТГУ было доказано, что внедрение педагогической технологии в форме спецкурса, тренинга, анализа детских работ по итогам обучения младших школьников работе с цветом, способствует развитию профессионально-педагогических умений к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.
4. Представляется целесообразным включение теоретических основ педагогической технологии подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия младших школьников в содержание учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства в школе».
5. Эффективность развития восприятия цвета у младших школьников и высокий уровень конечного результата зависят от многих факторов:
1) создания организационных условий, таких как, оборудование кабинета и наличия качественных художественных материалов для практической работы учащихся;
2) правильной организации процессов восприятия и наблюдения за цветом в природе и в произведениях искусства;
3) мотивации отдельных действий ребенка и всей учебной деятельности;
4) наличие наглядных пособий по цвету, выполненных с учетом возрастных особенностей младших школьников.
6. Теоретически и экспериментально доказано, что педагогические технологии играют решающую роль в подготовке будущего учителя изобразительного искусства к развитию цветовосприятия младших школьников, основаного на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоиспроизведения, которая может быть достигнута последовательной и систематической тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, на слух, а также усвоения технических приемов воиспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности.
7. Развитие творческих способностей, в том числе и восприятия цвета, связано с применением комплекса методов: игровых упражнений на овладение техническими навыками работы с цветом, ролевых игр, направленных на получение знаний о цвете; интегрированных занятий, сочетающих восприятие цвета, музыки и художественного слова; художественно-творческих заданий на ассоциативно-образное восприятие окружающего мира.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Григорьева, Элеонора Игоревна, Тольятти
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1990. - 140с.
2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве дизайна. М., 1982. - 134с.
3. Азизян И.А. Бытие цвета в культуре истории и современности.//Т.Э. 1981.-Xo9.-C.27- 30.
4. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. -176с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Йзд-во Казанского университета, 1997. -118с.
6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1968. -С.349-363.
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. -392с.
8. Артшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1997. С. 184.
9. Артюшин Л.Ф. Цветоведение М.: Книга, 1982. - 200с.
10. Ю.Ауэр К., Фрилинг Г. Человек цвет - пространство. М., Стройиздат, 1973.-117с.
11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М: Педагогика, 1982. 192с.
12. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 169с.
13. Бакушинский А.В. Исследования и статьи /Художественное творчество и воспитание. М.: Советский художник, 1981. 351с.
14. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека: Сенсорные и сенсомоторные процессы. -М.: Педагогика, 1972. С.244-264.
15. Бархин С.Н. Гений игры//Московский наблюдатель. 1997. №3, С.34-35
16. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997. -92с.
17. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967. - 184с.
18. Бердяев Н.А. Смысл творчества.//Философия творчества, культура и искусство. М., 1994. - Т.1.
19. Берленд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: «Аеф» Гуманитарный центр. - 1995. - 96с.
20. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М: Высшая школа, 1989. 144с.21 .Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике. -СПб., 1878. 208с.
21. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 390с.
22. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1995. 96с.
23. Богуславская З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольниками в зависимости от характера их деятельности. Доклады АПН РСФСР 1958. -№1.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / под ред. Д.И. Фельдпггейна, 2-е изд. -М.: Педагогика, 1995. -105с.
25. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. -1987.
26. Бражас В.П. Экспериментальное психологическое исследование цветовых впечатлений у детей. Труды 1 Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. СПб., 1911. - 234с.
27. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета.//Т.Э. -1981. -№9. С.27-32.
28. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. М.: Изд. АН СССР, 1961. - 160с.
29. Валентайн К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований. Перевод с англ. Л.-М., Пучина, 1926. - 136с.
30. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л., 1977. - 134с.
31. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М.: Издательство «Ось -89», 1999. - 92с.
32. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. Журавлева В.И. М.: Просвещение, 1988. - 206с.
33. Великородная О.А. Колористическая подготовка детей с учетом их возрастных особенностей./ Цвет в дизайне и колористическое образование. -М, 1990. С.86-89.
34. Венгер Л.А. Психология: учебн. Пособие для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение, 1988. -336с.
35. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. - 143с.
36. Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: Формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990 - 63с.
37. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М,, 1968. - 415с.
38. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1980. - 143с.
39. Вовк И. Интерактивный музей сказок./Юбруч. 1996,- №4. - С.23
40. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. - 78с.
41. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 214с.
42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341с.
43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -91с.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 19%. - 533с.
45. Галанов А. С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 80с.47Тесен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М., 1995. 196с.
46. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика): Сб. Психология цвета. М.,
47. Рефл-бук., Ваклер., 1996. С.281-348.
48. Гельмгольц Г. О восприятии вообще: Психология ощущений и восприятия, изд. 2 дополненное / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: ЧеРо, 1999.-С.21- 47.
49. ЗО.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -Благовещенский Гуманитарный Колледж им. Бодуэна де Куртенэ, 1998. -456с.
50. Голованова Й.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. канд. дис. пед. наук. -М., 1995.
51. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970. - 123с.
52. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М., 1999. - С.337-340.
53. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
54. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, языке линий и красок и о воспитании. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 165с.
55. Данилова Л.Д., Кулагина Т.Ю., Котлякова Т.А. Гармония красоты./ Интегративные программы по эстетическому развитию. Ульяновск, 2001.
56. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964. - 34с,
57. Дмитриев А.Е. Дидактика: Учебное пособие. М.: Прометей, 1990.
58. Долгоаршинных Н.В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: Автореф. канд. дис. пед. наук. М., 1999.
59. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем), М.: Советское радио. - 1976. - 296с.
60. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.-159с.
61. Елканов Е.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. - 143с.
62. Ефимов А.В. Цвет в японской школе//Т.Э. 1978. -№4. - С.12-18.бб.Ефимов А.В. Шведские исследования колористической среды.//Т.Э. -1983 -№11. С. 21-26.67.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160с.
63. Занков JI.B. О предмете и методе дидактических исследований. М.: Академия пед.наук РСФСР, 1962. - 148с.
64. Занков. JI.B. Избранные педагогические труды. / Вст. ст. Ш.А. Амони-швили. -М.: Новая школа, 1996. 431с.
65. Занков JI.B. О предмете и методах дидактического исследования. М., Педагогика, 1962. 148с.
66. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. - 442с.
67. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию. // Вопросы психологии. 1957. №1.
68. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младших школьников. // Психология младших школьников. Под ред. Игнатьева Е.И. М., 1960. - С.260-302.
69. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., АПН РСФСР, 1961. - 220с.
70. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР, 1963.-224с.
71. Измайлов И.А., Соколов Е. И., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. -М., 1989. 195с.
72. Изуцу Т. Цвет в культуре Дальнего Востока: Сб. Психология цвета. -М: Рефи-бук., Ваклер., 1996. -С.223
73. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы.\ Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000 - 64с.
74. Ильина Т.А. Педагогика. М., 1969. - 574с.
75. Истомина З.М. Восприятие цвета у школьников. Доклады АПН РСФСР 1957.-№2
76. Кандинский В. О духовном в искусстве: сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. 1996. - С. 181-220.
77. Кан-Калик В.А. Индивидульно-творческая подготовка учителя // Сов. Педагогика, 1989, №1, С.89-100.
78. Ковалев А.Г. О структуре способностей к изобразительной деятельности. В кн.: Проблемы способностей. -М., 1962, С. 86-110.
79. Ковешникова Е.В. Эстетическая значимость цвета. М, 1984. - 142с.
80. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 258с.
81. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. - 75с.
82. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. -М., Педагогическое общество России, 2000. 120с.
83. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. М., Педагогическое общество России, 2000. - 152с.
84. Корне в Г.П. Теоретические обобщения в методике решения физических задач. Новосибирск : НГПИ, 1981. - 73с.
85. Кубышкина Э.И. Изображение цвета в рисунках детей в кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства. / Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1972, С. 225-229.
86. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы. // Автореферат канд.дис. пед. наук. -М., 1980.
87. Кубышкина Э.И. Развитие эстетического восприятия цвета у школьников на уроках тематического рисованияАсб. научных трудов.: Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников. М., НИИ школ, 1981.- 119с.
88. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. - 144с.
89. Кузин B.C. Психология. М.: Агар, 1997. 304с., ил.
90. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980. 172с.
91. Кульман Ф. Новые пути преподавания рисования. М., 1906- 42с.
92. Кустов Ю.А., Гусев В.А. Системный подход в педагогике. Учебное пособие. Тольятти, ТГУ, 2002. - 90с.
93. Лабунская Г.В. Роль художественно-творческой активности младших школьников в процессе занятия изобразительным искусством. / Автореферат канд. дне., Киев, 1980.
94. Лар Л.А. Использование инновационных технологий в изучении художественно-графических дисциплин: Тез. докл. Материалы всероссийской научно-пр. конф. М.: Mill У, 2002. С.342-343
95. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272с.
96. Леонтьев А.Н. О формировании способностей.//Вопросы психологии. 1960. -№ 1. С. 7-18.
97. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание. -1976.-№3,- С.64.
98. Листопад А. Обучение восприятию цвета.//Дошкольное воспитание. 1991. - № 5. - С.12-18.
99. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. -М.: Изд-во МГУ, 1985. С.178-197.
100. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / АН СССР, Институт психологии / отв. Ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохов / М.: Наука, 1999. - 350с.
101. Люблинская А.А. Детская психология. -М., 1971. -415с.
102. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. -М., т.11, 1975. -64с.
103. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1972.-550с.
104. Мелик-Пашаев А.А. Чтобы искусство стало нужным ребенку .//Семья и школа. -№11. 1980. - С. 17-20.
105. Мелик -Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как средством выразительности. М.: Педагогика, 1985. - 28с.
106. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Педагогика, 1987. - 143с.
107. Мерло-Понти М. Око и дух: пер. с фр. М.: Искусство. 1992. - 63с.
108. Миронова Л.Н. Язык пространства и цвета.\\Т.Э. 1988. - №3 С.З
109. Мигеева Л.Г. Реализация задач общего развития младших школьников в педагогической системе Л.В.Занкова: Автореф. кад. дис. пед- наук. М., 2000.
110. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М.: наука, 1969. - 360с.
111. Миронова Л.Н. Язык пространства и цвета \\Техническая эстетика. -1988. -№3. -С.З
112. Модестова Н.В. Восприятие цвета у школьников. Доклады АПН. -1961. -№3 С.57-62
113. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. : Ст., советы, рекомендации./ Сост. и авт. вст. Ст. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. -М.: Карапуз, 2001. 272с.
114. Монтессори М. Метод научной педагогики. М.: Сотрудник школ., 1915.-274с.
115. Мухина B.C. Красивое хорошее творчество. - М., 1964. - 12с.
116. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240с.
117. Назарова Т.О., Полат Е.С. Средства обучения. Технологии создания и использования. М.: УРАО, 1998. - 204с.
118. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -М., 1981. 192с.
119. Никитина С.Е. Тезаурус как способ описания представления языка науки: Автореф. канд. дис. пед. наук. М., 1983.
120. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
121. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. Вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С.Полат. М.: Академия. 1999. - 272с.
122. Нюрнберг Н.Д. Парадоксы цветного зрения./ЯТрирода. 1960. - №8. С.53-59.
123. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1988. -750с.
124. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. - 372с.
125. Оствальд В. Цветоведение. М.,1926. - 204с.
126. Ота Акио, Кавахара Эйсукэ. Цвет и цветовые сочетания. С приложением 98 стандартов цвета (на японском языке). Токио: Японский институт исследования цвета, 1974.
127. Павловский С.А. Таблицы по колористике: экспериментальная работа по поручению художественного фонда СССР. М., 1971. - 36с.
128. Над ал ко А.Е. Задачи и упражнения для развития фантазии у учащихся. -М.: Просвещение, 1984. -97с.
129. Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет (в процессе их художественной деятельности): Автореферат канд. дис. пед. наук. М., 1969.
130. Педагогические технологии: Что это такое и как использовать их вшколе / Под ред. Т.М. Шамовой, П.И. Третьякова. М., 1994. - 127с.
131. Педхейм Ч., Сондерс Дж. Восприятия света и цвета: Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е дополненное / под ред. Ю.Б. Геппен-рейтер и др. М.: ЧеРо, 1999. - С. 510 -524.
132. Пейпер А., Уффельман У., Циммерман М. О цветовом предпочтении у детей. М., 1971.-190с.
133. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983. 448с.
134. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983.-96с.
135. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М.: Наука, 1982,-809с.
136. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967. -256с.
137. Приходько Е.Г. Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни: Автореф.канд.дис. пед.наук. М., 1993.
138. Рабкин Е.В. Цвет вокруг нас. М., 1978. - 120с.
139. Размыслова А. В. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф.канд.дис.педнаук. М., 1997.
140. Риччи К. Дети художники. - М., Издательство Саблина, 1911.
141. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа. М.: Просвещение, 1981. - 240с.
142. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. 2-е издание, дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1982. -240с.
143. Роу Кристофер. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире. Ст. из сб. Психология цвета. Рефл-бук., Ваклер., 1996. - С. 7-47.
144. Савельева Н.Т. Цвет. Формообразование предмета и организация среды // Т.Э. 1978. - №12.
145. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. / Комплект интегрированных полихудожественных программ. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000,- С.69-113.
146. Садовский В.Н. Обоснование общей теории систем. М., 1974.
147. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. - 189с.
148. Сб.Палитра. ст. Демидов В.Е. Как мы видим то, что мы видим. -Знание, 1979. С. 133-148.
149. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебн. Пособие для пед.вузов. Ярославль, 1998. - 256с.
150. Сизова А.В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоиспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореферат дис. канд. пед наук. М., 2001.
151. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. -Ярославль, «Академия развития», 1997. 188с.
152. Сластенин В.А. Подымова А.С. Педагогика: инновационнаядеятельность. М.: ИЧП., Из-во Магистр, 1997. - 224с.
153. Сластенин В. А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991, № 10 -С. 79-84.
154. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. Сластенина В.А. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
155. Смоля ни нов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. -М., 1984. 135с.
156. Собчик JI.H. Метод цветовых выборов: модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 1990. - 98с.
157. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М. Учпедгиз., 1955. - 130с.
158. Сулина А.И. Цветоощущение у детей.//Русский офтальмологический журнал. 1923. - №6.
159. Сулина А.И. Теория и практика сенсорного воспитания. М: Просвещение, 1965 -С.29-131.
160. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
161. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара / под ред. А.В. Великановой. Самара: Из-во Профи,-2001. С.32.
162. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. - 343с.
163. Тихеева Е.И. Игра парами: Представление о цвете, форме и размере. -Л., 1931.-21с.
164. Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск, 1979. — 99с.
165. Физиология сенсорных систем, ч.1. Физиология зрения. Л., Наука, 1971.-234с.
166. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М., 1986. - 246с.
167. Флерина Е.А. Элементы обучения в руководстве рисования детей 67 лет. \ Изв. АПН РСФСР, 1948. вып. 16. - С.59
168. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 110с.
169. Фрилинг Г. и Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М., 1973. -120с.
170. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. Для учителя. М.: Прогресс, 1990. - 156с.
171. Хачапуридзе Б.И. Дидактический материал и игры в связи с некоторыми задачами восприятия дошкольника. Тбилиси., 1939. - 340с.
172. Художественное творчество и ребенок / под ред. Ветлугиной Н.А. -М.: Педагогика, 1972. С.22-25.
173. Чапаев Н.К. Интергационные процессы в дидактике профтехобразования как внутренний фактор взаимосвязи педагогического знания. /
174. Интеграционные процессы в педагогической теории: Сб. научных тр./ Свердловский инженерно-педагогический институт. Свердловск, 1991 -вып.2. - С.23-32.
175. Чебукина Н.К. Загадочный многоцветный мир глазами дошкольника. / Пособие для воспитателей ДОУ. Ульяновск, 2001. - 54с.
176. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти-Москва, 1992. - 122с.
177. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. -М., Просвещение, 1988. 160с.
178. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх; сб. ролевых игр. М.: 1991. - 125с.
179. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоиспроизведение. М.: Книга, 1986. -312с.
180. Шегаль Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. - 76с.
181. Шешко И.Б. Работа с цветом. // Изобразительное искусство в начальных классах. Минск, 1986. - 191с.
182. Щеголь В.И. Подготовка учителя к ориентации школьников на педагогическую профессию. М.: Прометей, 1994. - 300с.
183. Щеголь В.И. Методология и методика исследования проблем трудового воспитания молодежи. М., 1991. - 141с.
184. Щеголь В.И., Медяник Г.А. Творческое саморазвитие студентов в процессе педагогической практики. Тольятти, 2001. - 161с.
185. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды./ под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 560с.
186. Эйзенштейн С. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. - 445с.
187. Юнг К. Аналитическая психология. / История зарубежной психологии. Тесты. // Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан М., 1986 - С. 142-170.
188. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания / Сб. «Искусство и дети». М., 1969. - С.50.
189. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. / под ред. Е.М. Борисовой. М.: Изд. «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «Модэк», 1998. - 352с.
190. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб, 1998. - 638с.
191. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный аспект игры. // Игра в педгогическом процессе. Новосибирск, 1989 - С.110-114.
192. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара, Издательство СамГПУ, 1996.-218с.
193. Buhler Ch. Kindheit und judend., 1928. 156s
194. Farcat P. La «Medicine des coulours» -«Revues des ingenieurs des travaux publies de Fetat," 1977 № 44, September.
195. Hering E. Zur Lehr-vom Lichtsinne. // Sitzungsb. Kaiser. Akad. Wiss. Natur. Cl.Mathnatur. Kl. Abt.3,1874 Bd.- 150s
196. Hering E. Handbueh der gesamten Angenheilkunde. Bd. 3/ Hrsg. Von T. Axenfeld und A- Elschnig/ Berlin, 1925.
197. Hesselgren S. Hesselgren's color atlas. Stockholm, 1952.
198. Itten J. The elementents of color. N.U. 1970. - 95c.
199. Gerich L., Schon K. Das Thanoman Farbe. Berlin, 1973. - 264s
200. Luscher M. The Luscher color test N. Y., 1969.
201. Piajet J. La formation du symbole chez Г enfant (imitaion et jen). Paris et Neuchatel, 1945. 31 Op.
202. Piajet J. Play, Dreams and Imitation in childhood. London, 1951. -209p.
203. Saltz E., Dixon D., Jonson J. Training disadvantage pre-schoolers in various fantasy activities // Child Development, 1977.V.48. 536p.
204. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях Григорьевой Э.И.:
205. Развивающие игры по цветовосприятию для детей младшего возраста: Сб.научных трудов. Выпуск 1 ./Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств. Самара: СГПУ, 1997. - С 29-38.
206. Живописные техники в творческой композиции на пленэре: Сб. Научных трудов. Выпуск 2/Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств. Самара-Тольятти: СФСГПУ, 1999. - С 171-175.
207. Исторический взгляд на восприятие в процессе рисования: Сб. Научных трудов. Выпуск 3/Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств. Самара-Тольятти: ТФСГПУ, 2000. - С 22-27.
208. Игра как метод обучения изобразительным навыкам младших школьников: Сб. Научных трудов. Выпуск З/Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств. Самара-Тольятти: ТФСГПУ, 2000. -С132-136.