Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сизова, Анна Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сизова, Анна Владимировна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ И ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 .Физические и психофизиологические основы теории цвета и цветовосприятия

1.2. Психологические условия обучения цветовосприятию учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы

1.3. Теоретико-педагогические условия обучения младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению

ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЮ И ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Индивидуальные особенности цветовосприятия и цветовоспроизведения младшими школьниками (констатирующий эксперимент)

2.2. Экспериментальное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению

2.3. Проверка эффективности экспериментальной методики обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению младших школьников

Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Проблема исследования и се актуальность.

В современной общеобразовательной школе большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовос-приятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы, которые отличаются индивидуальными психофизиологическими особенностями восприятия цвета.

В начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия, как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться на уроках изобразительного искусства.

Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.

В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.

Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей младших классов, с индивидуальными особенностями ц в етовос приятия.

Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с не разработанностью практических методик выявления индивидуально-психологических особенностей восприятия цвета, незнанием методики формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия. Эти и смежные с ними вопросы не получили еще должного освещения.

Решение названной проблемы приобретает особое значение в контексте развития личности ребенка средствами изобразительного искусства, поскольку на уроках ИЗО цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.

Все вышесказанное, является обоснованием актуальности проблемы и темы исследования.

В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у школьников 1-2 классов общеобразовательной школы.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых физиологов С.С. Алексеева, К. Ауэра, Л. Терека, В.Г1. Ершакова, И. Иттена, С.В. Кравкова, Л. Лукхарда, В. Оствальда, П.А. Шеварева, исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком.

В ходе исследования были проанализированы труды ученых К.В. Бардина, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, В.М.

Демидова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, М. Люшера, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, проводивших исследования в области психологии цветовосприятия.

Вопросами ознакомления детей с цветом и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Ко-менский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.

Методические аспекты развития способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной и высшей школах рассматривались в работах В.Г. Беды, Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, Е.Н. Конухова, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузина, С.П. Ломова, А.А. Унковского, Г.В. Черемных А.П. Яшухина и др.

Проблемы использования цвета в детском продуктивном творчестве изучались С.Е. Игнатьевым, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузиным, B.C. Мухиной, К.В. Павлик, Л.Г. Пантелеевой, Э.Г. Пилюгиной, Ю.А. Полуяновым, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.

Таким образом, наукой накоплен достаточно обширный материал для того, чтобы его обобщить и решить проблему нашего исследования.

Несмотря на большое число психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме обучения цветовосприятию младших школьников, педагогические основы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов недостаточно исследованы в контексте индивидуальных психофизиологических различий обучаемых.

Социальная значимость исследования педагогических основ формирования цветовосприятия у учащихся 1-2 классов общеобразовательных учебных учреждений и наличие условий для ее решения подтверждают целесообразность и своевременность ее изучения.

Данная работа посвящена устранению противоречия между объективной необходимостью формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогически корректного процесса их формирования у детей, имеющих различные нарушения восприятия цвета.

Цель исследования: исходя из гуманистической парадигмы образования школьников теоретически обосновать, смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению, который позволяет обеспечить развитие школьников, в том числе с нарушениями восприятия цвета, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность.

Объектом исследования является процесс цветовосприятия и цветовоспроизведения на уроках изобразительного искусства младших школьников начальных классов.

Предмет исследования - процесс формирования цветовосприятия, и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов на уроках изобразительного искусства.

Проблема, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить, проанализировать и охарактеризовать современное состояние обучения учащихся 1-2 классов цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства.

2. Выявить уровень сформированности способностей учащихся, приступающих к обучению изобразительному искусству в школе, к различению локального цвета.

3. Разработать, экспериментально проверить методику обучения, позволяющую корректировать и развивать способности к цветоразличению и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения цветовосприятию учащихся 1-2 классов общеобразовательных учебных заведений.

Гипотеза исследования: совершенствование процесса формирования цветовосприятия у школьников 1-2 классов возможно, если разработать и внедрить в учебный процесс обучающую методику с гибкой структурой блочного типа, построенную на следующих основных положениях:

- изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи, а также применения в изобразительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры, декоративном и тематическом рисовании;

- формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;

- реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;

- использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, учебных таблиц, дидактических материалов, позволяют обеспечить изучение цветоведческих понятий и овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения;

- осуществление индивидуального подхода к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся с нарушениями цветового зрения, которая обеспечивается на уроках изобразительного искусства педагогически корректной методикой обучения (продуманностью выбора темы урока, подбором натуры для рисования, организацией более длительного по времени и целенаправленного наблюдения натуры, индивидуальные меры помощи цветоаномалам и др.)

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что:

1 .Разработана и теоретически обоснована методика диагностики цве-товосприятия младших школьников, позволяющая выявить детей, имеющих различные дефекты цветового зрения. Основу предлагаемой нами диагностики составляет комплекс тестовых заданий, направленных на выявление умения различать оттенки цвета, знание названий часто встречающихся в быту оттенков цвета, умения различать цвегга на слух, знание названий оттенков цветов, умение различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности, умение воспроизводить цвет предмета, который дополнялся несколькими творческими заданиями.

2. Установлены причины, детерминирующие замедление в формировании процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, к которым следует отнести:

- физиологические (дефекты зрительного аппарата, не позволяющие осуществлять тонкую дифференцировку цвета или различать отдельные цвета спектра, психические и психосоматические заболевания и расстройства, приводящие к видению в какой-либо определенной цветовой гамме);

- педагогические (отсутствие диагностики исходных уровней сфор-мированности способностей школьников к цветоразличению и дифференциации детей в обучении, что не позволяет обеспечить индивидуализацию процесса развития цветовосприятия и цветоразличения на уроках ИЗО; недостаточная информативность урока, которая приводит к отсутствию необходимых знаний об оттенках цвета, технологии их получения и др.);

- методические (в обучении детей изобразительному искусству не в полной мере реализуется взаимосвязь процессов восприятия, цветоразли-чения и цветовоспроизведения; изучение теоретических основ цветоведе-ния не подкрепляется показом практического использования полученных знаний в изо деятельности и др.);

3. Создана методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения на основе дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников, различающихся степенью цветовой чувствительности, позволяющая повысить эффективность процесса обучения на уроках изобразительного искусства.

4. Определены педагогические условия успешного формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у школьников 1-2 классов: развитие умения детей в различении и узнавании цвета по образцам, на слух, а также освоение технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим их использованием в изобразительной деятельности; осуществление взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая достигается посредством использования специальных, целенаправленных, комплексных упражнений, по формированию умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков; изучение теоретических основ цветоведения в сочетании с показом практического применения полученных знаний в изобразительной деятельности; индивидуальный подход к детям, имеющим различные отклонения в восприятии цвета и т.д.).

Практическая новизна:

- создан комплекс упражнений и дидактических игр, направленный на формирование и развитие цветовосприятия и цветовоспроизведения школьников 1-2 классов;

- созданы учебные таблицы позволяющие совершенствовать цвето-восприятие и цветовоспроизведение у учащихся 1-2 классов;

- предложена методика обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках ИЗО в 1-2 классах общеобразовательной школы, позволяющая повысить эффективность обучения младших школьников;

- разработана гибкая модель учебного плана блочной системы;

- разработаны контролирующие задания для младших школьников, позволяющие выявить качество усвоения знаний о цвете и сформирован-ность умений цветовоспроизведения.

- разработаны методические рекомендации для учителей к проведению индивидуальных занятий, направленных на формирование, совершенствование и коррекцию цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов;

Достоверность, обоснованность и аргументированность научных результатов определена методологией исследования, использованием комплексной методики исследования, адекватной его задачам и исходным параметрам, подтверждена объективным анализом полученных результатов, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе и объективной оценкой полученных результатов.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области физики цвета, физиологии восприятия, психологии творчества, педагогики, методики начального образования, методики преподавания изобразительного искусства в школе;

- программы по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных учебных заведений;

- исследования по проблемам развития цветовосприятия при обучении изобразительному искусству, индивидуальных психофизиологических различий цветовосприятия младших школьников.

Основными методами исследования явились:

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- изучение школьной документации (медицинских карт);

- графическое моделирование мобильной структуры учебного процесса блочного типа;

- анализ содержания различных заданий на цветовосприятие и цветовоспроизведение для младших школьников;

- наблюдение за учебной деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства;

- педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемой методики формирования способностей к цветовосприятию и цветовоспроизведению;

- анализ и обобщение результатов эксперимента с целью разработки рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства;

- методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой служили школы № 185, 508; 594 г. Москвы. В эксперименте участвовали школьники 1-2 классов в количестве 309 человек.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 1994 по 2001 годы.

Первый этап исследования (1994-1995 гг.) - подготовительно-рекогносцировочный. На этом этапе осуществлялись первичные наблюдения, самонаблюдения и обобщение их, изучалась специальная литература по проблемам цветовосприятия учащихся начальных классов общеобразовательных учебных заведений.

Второй этап исследования (1995-1996 гг.) - теоретико-поисковый. На этом этапе осуществлялась постановка и уточнение проблемы, изучались и анализировались опубликованные результаты отечественных и зарубежных ученых-исследователей. Был проведен анализ современного состояния обучения цветовосприятию учащихся начальных классов и изучался передовой педагогический опыт работы учителей-методистов.

Была сформулирована гипотеза исследования, намечены цели, задачи и определены методы исследования. Весь материал был обобщен в плане-проспекте будущей диссертации, который обсуждался и был одобрен на заседании лаборатории эстетического воспитания НИИ общего образования.

В этот же период был осуществлен констатирующий и поисковый педагогический эксперименты с целью проверки индивидуальных способностей к цветовосприятию, цветоразличению, цветовоспроизведению и влияния разработанных нами учебных пособий, методических материалов на процесс совершенствования восприятия цвета учащимися 1-2 классов общеобразовательных школах, а также для уточнения и корректировки методики их использования в учебном процессе.

Третий этап исследования (1995-2001 гг.) - проектировочно-экспери-ментальный. Проводился формирующий эксперимент. Уточнялись условия совершенствования процесса восприятия цвета. Анализировались и систематизировались накопленные работы учащихся 1-2 классов по изобразительному искусству, интерпретировались и обобщались полученные результаты. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изобразительное искусство, как предмет школьного учебного плана, является основной из дисциплин активно формирующих способности к цветовосприятию и цветовоспроизведению у младших школьников. При этом, особое значение имеют уроки изобразительного искусства для детей с различными отклонениями от нормы цветовосприятия, которые составляют 8% обучаемых в общеобразовательных школах;

2. В связи с многообразием физиологических нарушений зрительного аппарата, психических и психосоматических заболеваний и расстройств школьников необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучению их цветовосприятию и цветовоспроизведению;

3. Для повышения эффективности обучения изобразительному искусству младших школьников с особенностями цветового зрения, необходимо ввести в учебный процесс комплекс педагогических мер, обеспечивающих коррекционную работу с детьми, имеющими различные нарушения цветового зрения.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования школьников (1996-2001), на Международной научно-практической конференции «Развитие непрерывно-регионального и вариативного художественного и графического образования (1999), Научно-практической конференции по итогам научной работы в МПГУ (1997 г.), Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» в Самаре (1996 г.), Российской конференции «Искусство и образование» в Ижевске (1996 г.), на методических совещаниях учителей школ г. Москвы.

Результаты исследования опубликованы в следующих работах:

1. К вопросу формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов. Сб. трудов "Педагогика искусства в творческих поисках".- Москва-Самара, 1996.-С.146

2. Результаты исследования сформированности цветовосприятия, цветоразличения и цветовоспроизведения учащимися 1-2 классов. Научные труды МПГУ им В.И. Ленина: Серия гуманитар. науки.-М.: Прометей, 1997.- С.295-297

3. Дидактические игры по цветоведению для младших школьников на уроках изобразительного искусства. Сб. трудов "Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства.- Курск, 1998

4. К вопросу развития способностей к цветовосприятию у учащихся 1-2 классов. Сб. трудов "Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства.-Курск, 1998

5. К вопросу о технологии формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-2 классов // Материалы международной конференции «Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования».-Уфа, 1999

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по I главе

Анализируя специальную, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме нашего исследования, приходим к выводам.

Общий уровень сенсорного развития в младшем школьном возрасте зависит от уровня сформированности цветовосприятия. Младший школьный возраст является самым плодотворным для сенсорного развития, в том числе цветовосприятия. Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют расширению и обогащению цветовосприятия.

Процесс развития цветовосприятия и цветовоспроизведения у младших школьников должен стать процессом, основанным на учете физиологических особенностей восприятия цвета детьми.

Современный процесс формирования представлений о цвете у младших школьников должен быть основан на следующих положениях:

- на уроках изобразительного искусства в младших классах должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия суть которых составляют особенности зрительного анализатора;

- обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, в натуре, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изо деятельности;

- для формирования цветоведческих знаний следует использовать игровые моменты и дидактические игры, направленные на усвоение цветоведческих понятий, освоение навыков цветоразличения и цветовоспроизведения.

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕН ТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯ ТИЮ И ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-2- КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

2.1. Индивидуальные особенности цветовосприятия и цветовоспроизведения младшими школьниками (констатирующий эксперимент)

Проводя уроки изобразительного искусства, мы обратили внимание на то, что учащиеся 1-2 классов по-разному воспроизводят цвет предметов, используя различное количество цветовых оттенков для отображения увиденного. Это позволило предположить, что особенности передачи цвета натуры школьниками обусловлен их цветовосприятием, а также различиями в сформированное™ умений цветовоспроизведения отображаемого. Исходя из этого, в констатирующем эксперименте необходимо было: а) проверить исходный уровень сформированное™ представлений учащихся начальной школы о цветах спектра; б) выявить особенности цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 1-х классов; в) дифференцировать учащихся b типологические группы по сформированное™ умений к цветовосприятию и цветовоспроизведению.

Основными методами сбора данных в ходе констатирующего эксперимента являлись:

- протоколирование;

- анализ решения тестов;

- изучение медицинских карт;

- беседы с учащимися, родителями и учителями.

Констатирующий эксперимент проводился с учащимися 1-х классов в школах № 185, 508, 594 г. Москвы в начале учебного года (1995 г.). Всего констатирующим экспериментом было охвачено 309 школьников.

Предлагаемая нами методика выявления уровней сформированности представлений учащихся начальной школы о цветах спектра осуществлялась на основе экспериментально-психологической методики, состоящей из серии заданий.

Первая серия заданий была направлена на выявление умений различать цвета спектра и знание детьми названия часто встречающихся в быту цветов (желтый, зеленый, синий, красный оранжевый, малиновый, фиолетовый, розовый, голубой, салатовый, коричневый, черный, белый, серый)1.

Оборудование:

1) ленточки и изображения воздушных шаров, окрашенные в желтый, оранжевый, красный, малиновый, фиолетовый, розовый, голубой, салатовый, коричневый, черный, белый, серый цвета;

2) протокол наблюдений.

Порядок исследования.

Задание 1.1 (безречевое).

Цель задания: выявить умение узнавать цвета по предъявленному цветовому эталону.

Содержание задания: школьникам выдается раздаточный материал, состоящий из полосок, окрашенных в различные цвета и принимаемые за "эталоны", и цветных "шариков", соответствующих цветам эталонов (полосок). Экспериментатор, имея такой же комплект на доске выкладывает цветовой ряд, представляющий собой любую последовательность цветовых эталонов, и под одним из них прикрепляет такого же цвета воздушный шарик (рис. 1). После этого ребенку дается инструкция: " Разложите полоски как у меня. Положите остальные шарики как нужно". Результаты фиксируются в протоколе (см. приложение 1).

Задание 1.2. Цель задания: выявить умение детей различать цвета.

Содержание задания: перед ребенком раскладывается набор цветовых эталонов (полоски и шарики). Затем экспериментатор просит дать полоску или шарик определенного цвета. Например: "Дай мне полоску желтого цвета. Найди шарик красного цвета". Результаты фиксируются в протоколе (см. приложение 1).

Задание 1.3. Цель задания: вывить знание названия цветов.

Содержание задания: Экспериментатор показывает учащимся цветовые эталоны (полоски и шарики) и спрашивает: "Какого цвета эта полоска? Какого цвета этот шарик?". Результаты фиксируются в протоколе (см. приложение 1).

Вторая серия заданий направлена на выявление умений различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности.

Оборудование: учебные таблицы, набор полосок хроматических цветов, различающихся по светлоте и насыщенности, протоколы наблюдений.

Задание 2.1. Цель задания: выявить сформированность умения различать по светлотности хроматические и ахроматические цвета.

Рис. 1

1 Первая серия заданий разрабатывалась на основе экспериментальных методик обследовании, предложен

Содержание задания: экспериментатор вывешивает на доске таблицу с подбором полосок желтого цвета, которые расположены в ряд по принципу убывания светлотности.

Инструкция учащимся: "У меня на доске показан ряд полосок. Внимательно рассмотрите, как расположены полоски в ряду. Возьмите полоски желтого цвета. Выложите их так же как у меня. Составьте подобный ряд, используя полоски красного цвета, синего цвета и т.д. Результаты фиксируются в протоколе ( см. приложение 2).

Задание 2.2. Цель задания: выявить умение различать оттенки цветов и определять их принадлежность к красному, синему, желтому, зеленому и т.д.

Содержание задания. Экспериментатор дает детям инструкцию: "У вас на столах лежат наборы полосок различных оттенков цветов. Подберите и сложите в отдельные конверты те оттенки цвета, которые можно отнести к красному, синему, зеленому, фиолетовому и т.д. Результаты заносятся в протокол (см. приложение 3).

Третья серия заданий позволяла выявить умения детей воспроизводить цвет предмета.

Задание 3.1. Цель задания. Определить сформированность умения воспроизводить цвет с натуры на примере плоскостных объектов (листья клена).

Содержание задания. Экспериментатор совместно с детьми проводит анализ натуры, в ходе которого испытуемые словами называют увиденные оттенки цвета и говорят о том, как они могут быть получены с помощью воды и красок. Школьникам не демонстрируются приемы смешивания, размывания цвета водой. ныхЖ.И.Шиф, И.Б.Шешко

Задание 3.2. Цель задания. Определить сформированность умения воспроизводить цвет с натуры объемных предметов (яблоки).

Содержание задания. Экспериментатор совместно с учащимися анализирует форму и цвет предметов, называя оттенки цветов, которые увидел он при рассматривании предметов. Затем школьникам предлагается написать акварелью яблоко, используя различные оттенки цвета. Результаты заносятся в сводную ведомость.

Задание 3.3. Цель задания: выявить умение воспроизводить различные оттенки цвета по воображению при тематическом рисовании.

Содержание задания. Экспериментатор совместно с детьми рассматривает какими оттенками цвета пользуются мастера живописи при написании пейзажа. После чего предлагает школьникам написать осенний пейзаж. Результаты заносятся в сводную ведомость.

Анализ результатов проводился по каждой серии заданий. Опишем полученные данные каждой серии заданий констатирующего эксперимента.

Результаты первой серии заданий.

Выполнение задания 1.1 показало, что большинство учащихся 1-х классов (97,1%) адекватно воспринимают цвет, правильно подбирая цвет шарика к цвету полоски (см. табл. 3). Девять человек («2,9 %) допустили ошибки следующего характера: к полоске красного положили зеленый шарик (Алеша К., Женя П.), к фиолетовой - желтый или оранжевый (Женя X., Таня К., Валя М.), к коричневой - желтый (Оля Р., Дима К., Женя X.), а к синей полоске - фиолетовый шарик (Алеша К., Саша М., Дима К., Сергей М.). По результатам выполнения заданий, эти дети были предположительно отнесены в группу школьников с проблемами цветовосприятия. Особое внимание в дальнейшем было уделено Алеше К. и Васе Ж., поскольку они путали красный с зеленым и синий с фиолетовым. Вася Ж. проявил затруднение в подборе к синей полоске нужного цвета шарика. Беседуя с экспериментатором, он объяснил, что не может найти соответствующий цвет, так как он уже занят. На вопрос, какой же шарик он хотел бы положить к этой полоске, Вася Ж. показал на шарик зеленого цвета.

Нетрудно было заметить, что, в целом, школьники успешно справляются с заданием. Полученные результаты позволяют высказать мысль о том, что зрительный анализатор большинства учащихся 1-х классов достаточно точно воспринимает цвет эталонов в виде зрительных ощущений, адекватных зрительным образам восприятия.

Результаты выполнения второго задания (1.2) первой серии показали, что 14 человек (4,5 %) допускают ошибки в различении цветов. Большее количество неверных ответов (9 чел.-2,9 %) приходится на узнавание фиолетового цвета. Этот факт мы связываем с тем, что дети в повседневной и изобразительной деятельности не часто встречаются с этим цветом (см. таблицу 3). Было обращено внимание на то, что в группу детей, допустивших ошибки на узнавание цветов, вновь попали Алеша К., Маша Г., Настя О., Сергей А., Вера П., Андрей X., Маша А., Вася Ж. и др.

После выполнения школьниками третьего задания первой серии (1.3.) было отмечено, что большинство учащихся (215 чел.), правильно называют синий, красный, зеленый, черный, желтый, фиолетовый, оранжевый, коричневый цвета. Однако возросло количество детей, которые не знали названия фиолетового (31,0%), оранжевого (17,2%) и коричневого цветов (3,7%), называя их малиновым, фиолетовым, синим, серым, бордовым. Ошибки в назывании коричневого, фиолетового, малинового, оранжевого цветов мы связываем с забыванием их названия, из-за нечастого применения в повседневной практике (см. таблицу 3). В это количество вновь попали все дети, которые допускали ошибки в выполнении задания 1.1; 1.2. По отношению к этим детям мы предположили, что ошибки в различении цветов связаны с врожденными особенностям их цветового зрения.

Сопоставляя полученные результаты первой серии тестов, можно утверждать, что большинство учащихся 1-х классов адекватно воспринимает и воспроизводит информацию о цвете, представленную цветовым эталоном или понятием. Однако, среди школьников есть такие, которые затрудняются в различении отдельных локальных цветов, что дает основание говорить о необходимости индивидуальной работы с данным контингентом детей.

Сводные результаты тестирования (первая серия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования проблемы формирования цветовосприятия у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, мы пришли к следующим выводам.

1. Анализ современного состояния преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе показал, что существующие методики обучения цветовосприятию учащихся 1-2 классов разрабатывались на следующих основных теоретических положениях:

- процесс восприятия цвета натуры в возрасте 7-8 лет носит глобальный нерасчлененный характер. Дети этого возраста не умеют производить сложный анализ цвета натуры;

- представления детей о локальном цвете предметов переносятся в рисунки, на которых изображения закрашиваются локальным цветом, независимо от формы и освещенности изображаемого предмета, что придает их работам яркость и декоративность.

2. Результаты проведенных нами теоретических и экспериментальных исследований позволили утверждать, что элементарные знания о цве-товедении должны стать необходимым компонентом содержания художественно-эстетического образования младших школьников, поскольку они способствуют формированию способностей к цветовосприятию и цветовоспроизведению у школьников 1-2 классов. Необходимо придать статус программных требований к развитию способностей цветовосприятия и цветовоспроизведения у младших школьников.

3. Выявлены основные причины, тормозящие процесс формирования способностей к цветовосприятию и цветовоспроизведению к которым следует отнести:

- физиологические (выявление детей с дефектами зрительного аппарата, не позволяющие им различать отдельные цвета спектра, психических и психосоматических заболеваний и отклонений, приводящие к видению в какой-либо цветовой гамме);

- педагогические (отсутствие диагностики исходных уровней сфор-мированности способностей школьников к цветоразличению и дифференциации детей в обучении, что не позволяет обеспечить индивидуализацию процесса развития цветовосприятия и цветоразличения на уроках ИЗО; недостаточная информированность школьников; отсутствие необходимых знаний об оттенках цвета, технических приемах их получения и др.);

- методические (в обучении детей изобразительному искусству не в полной мере реализуется взаимосвязь процессов восприятия и цветовоспроизведения; изучение теоретических основ цветоведения не подкрепляется показом практического использования полученных знаний в изодея-тельности и др.).

4. В проведенном исследовании доказано, что диагностика сформи-рованности способностей к цветоразличению младшими школьниками должна представлять собой комплекс заданий, позволяющих выявить умение представлять и различать оттенки цвета, знание названий часто встречающихся в быту оттенков цвета, умения различать цвета на слух, знание названий оттенков локальных простых и локальных сложных (составных) цветов, умение различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности, умение воспроизводить цвет предмета. Исходя из этого, нами разработан и опробован комплекс тестовых и творческих заданий, позволяющий выявить детей с различными дефектами цветового зрения, и на этой основе дифференцировать их в учебном процессе.

5. Проведенный нами констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней сформированности способности к различению и воспроизведению локальных цветов и их оттенков показал, что:

- зрительный аппарат младших школьников, с ненарушенным цвето-восприятием, способен осуществлять правильную дифференцировку большого количества цветовых оттенков, испытывая затруднения только в восприятии их тончайших градаций;

- учащиеся 1-х классов, в соответствии с возрастом, воспринимают и называют основные цвета, воспроизводят простой (не составной) локальный цвет предмета, но затрудняются в получении оттенков главных и сложных цветов.

6. Результаты формирующего эксперимента показали, что целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует достаточно быстрому овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.

7. Теоретически и экспериментально доказано, что обучение цветовосприятию школьников 1-2 классов должно быть основано на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности.

8. Подтверждено, что осуществление взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения, достигается посредством разработки и введения специальной системы комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, которая направлена на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и технико-технологических умений их воспроизведения в изо деятельности.

9. Изучение теоретических основ цветоведения необходимо сочетать с показом практического применения их в изобразительной деятельности.

10. Блочная система подачи материала позволяет, не ограничивая разнообразия цветов, расширить представление о цветовой гамме какого-либо одного цвета, являющегося в этом блоке доминирующим, и возможности получения множества его оттенков,. Каждый блок должен содержать задания, которые включают детей в различные виды изо деятельности (декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы).

11. Использование игровых моментов и дидактических игр, разнообразного натурного материала позволяет обеспечить изучение понятий цветоведения, овладеть навыками видения различных оттенков цвета и их цветовоспроизведения.

12. Применение на уроках изобразительного искусства опорных таблиц, способствуют формированию умения составлять оттенки изучаемого цвета, повышению эффективности усвоения теоретических понятий и технологии получения оттенков цвета.

13. Индивидуальные различия цветовосприятия проявляются в работах детей. Нами установлено, что белесость, не проработанность в тоне свойственна цветослабым школьникам. Для протанопов характерно изменение цвета изображаемого объекта на другой, гиперболизация колористического решения в сине-зеленой или красной гамме, отсутствие верного тонального решения, плоскостное отображение видимого, крайне малый диапазон используемых цветовых оттенков.

Организуя работу с детьми, имеющими различные отклонения от нормы цветовосприятия, необходимо учитывать следующее:

- выбор темы уроков следует осуществлять с учетом наличия в классе детей с отклонениями от нормы цветовосприятия. Так, для учащихся цветоаномалов (протанопов) непосильными станут темы, связанные с созданием теплого колорита, а цветослабые будут затрудняться в выполнении заданий на тонкую нюансировку цветов;

- цветослабым и протанопам желательно ставить натурные постановки из предметов контрастных по тону и цвету на близком расстоянии, обеспечивая длительность их рассматривания и большую точность восприятия;

- для протанопов рекомендуется предлагать выполнять работу в технике "гризайль", что позволит избежать проявления особенностей цветовосприятия, и не акцентировать внимания одноклассников на колорите их рисунков;

- при оценивании изобразительной деятельности цветослабых и протанопов следует учитывать специфику их цветовосприятия и не наказывать отметкой ошибки цветотонального решения;

Названные меры позволяют обеспечить педагогически корректную работу учителя на уроках изобразительного искусства.

14. Индивидуальный подход к детям, с различными отклонениями в восприятии цвета, предполагает на уроках изобразительного искусства более длительную работу с той цветовой гаммой, восприятие которой у ребенка физиологически затруднено.

15. Исследование позволило сделать вывод о том, что предлагаемый индивидуальный подход в обучении позволяет успешно формировать цве-товедческие знания и умения у детей с незначительными отклонениями от нормы зрительного аппарата, сниженной цветовой чувствительностью («цветослабые»), а также обеспечивает педагогически комфортные условия пребывания в школьном коллективе цветоаномалов.

16. Родителей детей с отклонениями от нормы цветового зрения следует ориентировать на длительную и систематическую работу по развитию способностей к цветоразличению в домашних условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что проблему формирования цветовосприятия у учащихся начальных классов общеобразовательной школы нельзя считать вполне завершенной. Она требует дальнейшего изучения особенностей изобразительной деятельности цветоаномалов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сизова, Анна Владимировна, Москва

1. Авейн Шакти Г. Созидающая визуализация.- М.: Мир, 1994,-125с.

2. Агостон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне (Пер. с англ. канд. физмат, наук И.В. Пеновой ).- М.: Мир, 1982.- 181с.

3. Алексеев С.С. О цветах и красках.- М.: Искусство, 1964,- 53с.

4. Алексеев С.С. Начальные сведения о цвете.- М.: ФЗУ Трест "Поли-графкнига", 1940.- 24с.

5. Алексеев С.С. Цветоведение: Учебник для вузов полиграф. Пром-ти.- М.-Л.:Гизлегпрома в Лгр.-1949.-139с.

6. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя.- М.:Просвещение, 1984.-160с.

7. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред.В.В. Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.-64с.: ил.

8. Аманжолов С.А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников 1-4 классов на занятиях тематическим рисованием.-Автореф.дисс. кан.пед.наук.- М.,1992.-16с.

9. Ананьев Б.Г., Дворяшин М.Д., Кудрявцева Н.Л. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.- М.: ПросвещениеД968.-334с.: ил.

10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания,- М.: АПН РСФСР, 1960.-486с.

11. Анастази А. Психологическое тестирование.- М.:Педагогика, 1982.- кн. 1,2

12. Андронов А.Ф. Живая работа из разноцветной бумаги. Вып. 1,2,3.- М.: тип.Г.Ф. Мирманов, 1924.-25с.: ил.

13. Анисимов Н.Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования.- Автореф. дисс. . канд пед.наук.- М., 1970.-20с.

14. Аристотель. О душе.- М., 1937.-179с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.-302с.

16. Арнхейм Р. Образ мысли // Зрительные образы: феноменология и эксперимент.- Душанбе, 1972.- 238 C.-C.104.

17. Атлас цветов восьмикрасочной системы смешения "Радуга".- М.: Книга, 1981 105 с.

18. Ашхинази Г.И. Цвет в природе и технике.- М.: Наука, 1995.-147с.

19. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.- 208с.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.-251с.

21. Бакушинский А.В. Исследования и статьи.- М.: Сов. Художник, 1981.-348с.,ил.

22. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств.- М.: Новая Москва, 1925.-286 е., ил.

23. Бардин К.В. Исследование сенсорной памяти и различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии.- 1960, №2.- С. 107-117

24. Бардин К.В. О развитии цветового зрения в школьном возрасте-Доклад АПН РСФСР, 1959, №4.- 89с.

25. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека // В кн. "Сенсорные и сенсомоторные процессы".- М.:Педагогика,1962.- 244с.

26. Бахилина Н.Б. История цветозначений в русском языке.- М.: Наука, 1975.-288 с.

27. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.-192 с.

28. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения основа живописной грамоты // В сб."Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты",- Краснодар, 1963.- С. 5-27

29. Бельшовский А. Гете, его жизнь и произведения.- тг.1,11 Спб.-М., 1898, 1908.-438 с. и 638 с.

30. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.- Спб.: тип. П.П. Сойкина, 1910.- 50с.

31. Бецольд В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике,- Спб.: изд-во товарищества "Общественная польза", 1918,- 142с.

32. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей младшего школьного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и Л.И. Божович.- М.: Изд-во Акад.Пед.Наук РСФСР, 1950.-С. 95-99

33. Бражас В.П. Экспериментально-психологическое исследование цветовых впечатлений у детей // Труды 1-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике.- Санкт-Петербург.- 1911.- С.21-27

34. Вавилов С.И. И.Ньютон.-2-е изд.- М.-Л., 1945.- 230 с.

35. Вавилов С.И. Оптические исследования М.В. Ломоносова // сб. "М.В. Ломоносов".- М., 1946.-С. 103-120

36. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О "теплом" и "холодном" свете.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 160с.

37. Вазари Д. Жизнь Леонардо да Винчи // В кн. "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".- т.2.- М.-Л., 1933.-С. 85-123

38. Ван М. Обучение рисованию в освещении новейших психологических исследований // Русская школа.- 1912, №3.- С. 12-17

39. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Дис. канд.пед.наук, 1993.-197 с.

40. Венгер JI.A. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст.- М.: Просвещение, 1969,- 365 е.: ил.

41. Венгер J1. А. Восприятие отношений. Дисс. канд. психол. Наук.-М., 1955.-159 с.

42. Венгер Л. А. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. Для воспитателей детских садов / Под ред. J1.A. Вен-гера.- М.:Просвещение, 1988.- 144с.

43. Вестник Удмуртского Университета.- Ижевск, 1994, №5

44. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе (пособие для учителей).- М.: Просвещение, 1980.- 144 с.

45. Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н.Леонтьева.- Изд.-во Моск.Ун-та, 1976.-319 е., ил.

46. Возрастные возможности усвоения знаний (младшими классами школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1966.- 442 е., ил.

47. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М., 1965.- 126 с.

48. Вопросы дидактики и психологии начального обучения.- Л.: Академ, пе д. наук РСФСР, 1959.- 98 с.

49. Вопросы психологии творчества: Сб.статей.- Саратов, 1968.- 112с.

50. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства / Под ред. Г.В. Беды, А.С. Хворостова, А.П.Яшухина.-Карачаевск, 1970.- 193 с.

51. Воронский А.К. Искусство видеть мир: Сб.статей.- М.: Круг, 1928.-216 с.

52. Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения: Сб.статей /Под ред А.И. Сорокиной, К.Г.Голенкиной.-М.: Изд-во Моск.Ун-та, 1976.-319 е.: ил.

53. Владимиров А., Осипов Н. Магия цвета.- М.:3нание, 1965.- 172 с.

54. Выготский JI.C. Избранные педагогические исследования.-М., 1956.-430 с.

55. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1965.379с.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- 93 с.

57. Гаизен В.А. Восприятие целостных объектов.- Л., 1974.- 152 с.

58. Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе: Психолого-педагогическое исследование.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953,- 100 с.

59. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Педагогика, 1976.- 256 е.: ил.

60. Гете И.В. Трактат о цвете // Избранные сочинения по естествознанию М.: Изд-во АН СССР, 1957,- 386 с.

61. Гете И.В. К учению о цвете // Избранные сочинения по естествознанию-М.-Л., 1957.-553 с.

62. Гинбаяси К., Чошанов М., Ямазаки Н. Математика в рисунках, или еще раз о радостных уроках (о когнитивно-визуальном подхо-де)//Народное образование.-1993, № 1.-С.64-70

63. Гласс Жд., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Хрестоматия по ощущению и восприятию.-М.: Прогресс, 1976.- 494 е.: ил.

64. Глезер В.Д. Механизм опознания зрительных образов.- M-JL: Наука, 1966.- 204 с.

65. Глезер В.Д. Исследование принципов переработки информации в зрительной системе.- Л., 1970.- 273 с.

66. Глезер В.Д. Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы.- JI., 1975.- 137 с.

67. Глезер В.Д.,Цукерман И.И. Информация и зрение.-М.:АПН СССР, 1961.- 183 с.

68. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах.- Киев: Радянська школа, 1978.- 109 е.: ил.

69. Глинская И.П. Использование разных технических приемов и материалов на уроках ИЗО // Ученые записки ЛГПИ им.Герцена, Т.371.-Л., 1968.-С.112-146

70. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер.с француз. -М.: Мир, 1993.- 376 с.:ил.

71. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами.- Автореф. дисс. . кан.пед.нак.- М.,1995.- 16 с.

72. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры.- Автореф. дисс. .канд.пед.наук.- М., 1995.- 16 с.

73. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 159 с.

74. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие: Пер.с англ.-Изд-во МГУ, 1992.- 463 с.

75. Грановская P.M. Элементы практической психологии.- С-П : Изд-во "Свет", 1997.- 597 с.

76. Грегори Р.Л. Глаз и мозг // Психология зрительного восприятия/ Под ред. Л.Р. Лурия, В.П.Зинченко.- М.: Изд-во МГУ, 1970.- 272с.- С.52-58

77. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986.-239с.

78. Грэхэм Ч.Х. Зрительное восприятие: Сб. "Экспериментальная психология".- М.:Изд-во иностр. лит-ры, 1963, т.2.- С.57-63 с.

79. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях, восприятии, о языке линий и красок и о восприятии зрителя.- М.: Искусство, 1990.- 223с.

80. Демидов В. Как мы видим то, что видим.- М.: Знание, 1979.208с.

81. Дерибере М. Цвет в деятельности человека.- М.: Стройиздат, 1964.- 184 с.

82. Джеймс У. Психология.- М.: Педагогика, 1991.- 368 с.

83. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Просвещение, 1978.- 96 с.

84. Дьерде А. Восприятие, сознание, память. Размышление биолога / Под ред. Соколова.- М.: Мир, 1983.- 150 е.: ил.

85. Езикеева В.А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников // Известия АПН РСФСР.- Вып.ЮО.- М., 1959.- С.141-177

86. Ефимов А.В. Об изучении цвета в Японии // Техническая эстетика, 1976, №8.- С. 26-32

87. Завалишин Н.В., Мучник И.Б. Модели зрительного восприятия и алгоритм анализа изображений.- М.: Наука, 1974.- 344 с.

88. Заборовская И.И. Вопросы методики изучения высшей нервной деятельности младших школьников // Доклады АПН РСФСР.- М., 1960, №:7,- С. 101-105

89. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований.- Тюмень, 1976.- 85 с.

90. Зайцев А.С. Наука о цвете и жипопись.- М.:Искусство, 1986.-158с.

91. Занков Л.Д. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение, 1968.- 175 с.

92. Запорожец А.В., Венгер JI.A. и др. Восприятие и действие.- М.: Просвещение, 1967.-365 с.

93. Звук и цвет: Стихи, рассказы, сказки и рисунки учеников детской творческой студии "Звук и цвет" // Педагогика будущего синтез искусств / С. Московская СПБ., 1995 (АО Иван Федоров).- 120 с.

94. Зикеев B.C. Таблицы по цветоведению,- М.:Изогиз, 1936.- 9 с.

95. Зинченко В.П. Восприятие и действие. Автореф. докт.диссерт., М., 1966.-46 с.

96. Зотов А.И. Проявление типологических особенностей высшей нервной деятельности в динамике зрительных ощущений: Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена.- Л., 1965,-т. 259.- 96 с.

97. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета.- М.:Мир, 1964,- 442 с.

98. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1954.-224с,- С.5-59

99. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа пригодного для полноценного рисования по представлению // Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа.- М.: Изд-во АНП РСФСР, 1954.- 224 е.- С.69-105

100. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 163 с.

101. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии, 1957, №1.- С.45-52

102. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности у детей.- М.: Учпедгиз, 1961.- 223 с.

103. Изобразительное искусство (1-7 класс): Проекты типовых программ.» М., 1987.- 47 с.

104. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописи.- Авто реф. дис. . канд.пед.наук.- М., 1982.-16 с.

105. Измайлов И.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 206 с.

106. Изобразительное искусство (1-7 класс): Программа по новой концепции.Просвещение, 1988.- 21 с.

107. Изобразительное искусство в школе: Сб. Материалов и документов / Составитель Г.Г. Виноградова.- М.: Просвещение, 1990.- 173 с.

108. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц.- Минск, 1986.- 85 с.

109. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративные работы, графика / Под ред. В.В. Колокольникова.- М.: Педагогика, 1975.96 е.: ил

110. Изобразительное искусство и труд. 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомин, Н.В. Гросул.- М.: Просвещение, 1991.- 192с.: ил.

111. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / Кн. для учителей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.- 127 с.

112. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя: Методическая разработка к программе "Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс" / Под ред Гросул Н.В.- М.: НИИ школ, 1990.- 112 с.

113. Изучение цветовой предметно-пространственной среды на уроках изобразительного искусства с помощью средств обучения.- Харьков: Б.И., 1984.-14 с.

114. Истомина З.М. О развитии зрительных ощущений (цвета) у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.- 1957, №2.- С.6-13

115. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 1983.- 112 с.

116. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших школьников.- М.: Педагогика, 1980.- 160 е.: ил.

117. Канаев И.И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века.- Л.: Изд-во "Наука" Ленингр. отд-е, 1971.- 160 с.

118. Каменева Е.О. Какого цвета радуга.- М., 1971.- 43 с.

119. Карлгрен Ф.Воспитание к свободе / Пер. с нем.-М.:Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992.-271 с.

120. Кедров Б.М. Атомистика Дальтона.- М.-Л., 1949.-312 с.

121. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. Пер с немец. И ред. С.А. Левитана.-М: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1914.-214 е.,ил.

122. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии.- 1956. № в.- С.50-65

123. Климова JI. Наша студия "Тут как тут". Об опыте работы художественного отделения Школы искусств // Искусство в школе, 1995, №1.-С.37-38

124. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.- М.:Мнемозина, 1995.- 160 с.

125. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе; Проект.- М.,1990.- 37 с.

126. Копцева Т.А. Проблемы цвета в художественно-творческой деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства: Пособие для учителя.- М.:НИИ школ, 1990.- 86 с.

127. Коротеева Е.И. Работа над цветом в программе по изобразительному искусству 1 класс // Сб. Материалов к программе эстетического воспитания школьников,- М.: АПН СССР, 1979 .- С. 174-184

128. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета: Путь упражнений по живописи и переживанию цвета.-М.: Антропософия, 1995.- 112 с.

129. Кравков С.В. Цветовое зрение.- М.: АН СССР, 1951.- 176 с.

130. Кравков С.В. Глаз и его работа: В кн.: "Цветное зрение".- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950, гл.1У.- С.61-72.- 187 с.

131. Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование).- Автореферат дисс. канд.пед.наук. М., 1980.- 16 с.

132. Кузин B.C. Изобразительное искусство 1-2 класс.- М., 1972.187с.

133. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей.-Изд. 2-е.-М.:Просвещение, 1977.-208 с. с ил.

134. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.- 192 с.

135. Кузин В.С.Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971.-142 с.

136. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. Учеб. пособие для уч-ся педагог. Училищ по спец. № 2001 "Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы".- М.: Просвещение, 1984.- 319 с.

137. Кузин B.C. Психология: Учебник для художественных училищ.-М.: Педагогика, 1982.-256 е.: ил.

138. Кузин B.C., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1988.- 108 с.

139. Кузин B.C., Кубышкина Э.И., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.Я., Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах: Учеб. Пособие,- М.: НИИ школ, 1975.- 153 с.

140. Кузнецова Г.В. Изобразительная деятельность как средство коррекции движения руки у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами ДЦП.-Авторефат . дисс. канд.пед.наук.-М., 2001.-24 с.

141. Лабунская Г.В. Уроки рисования в начальной школе: Пособие для учителя.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 171 е.: ил.

142. Лабунская Г.В. Изобразительное искусство детей. М.: Просвещение, 1965 .-206 с.

143. Лабунская Г.В. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 112 с.

144. Лабунская Г.В., Пестель В. Детское творчество и художественное производство // Искусство в трудовой школе / Под ред. А.В. Бакушин-ского.- М.: Новая Москва, 1926.- С. 116-137

145. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Избр. психол. произв. в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1983.- Т.2.- 318 с.

146. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.

147. Лепский Г.С. Первоначальные упражнения на уроках изо // Начальная школа.- 1972, №4,- С.67-70

148. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм.- М.: Изд-во МГУ, 1980.-132 с.

149. Линдсей П.Х., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.- М.: Мир, 1974.- 550 с.

150. Ломов Б.Ф. О физиологическом механизме восприятия рисунка // Тезисы докладов по психологии.- М.: АПН РСФСР, 1955.- С.55-59

151. Лурия А.Р. Ощущения и восприятия.- М.: Изд-во МГУ, 1975.112с.

152. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. . канд.пед.наук.-М.,1996.-16 с.

153. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка.- М.: Просвещение, 1965.-363 с.

154. Ляликов К.С. Роль Ломоносова в развитии цветоведения И Сб. "М.В. Ломоносов", Т.5.-М.-Л., 1961.- С.122-140

155. Майзель С.О. Основы учения о цветах.- М.-Л.: Гостехиздат, "По-лиграфкнига", 1946,- 128 с.

156. Майзель С.О. Цвета и краски.- Петроград: Научное книгоиздательство , 1923.- 74 с.

157. Миннарт М. Свет и цвет в природе.- М., процессов.- М.: Наука, 1974.- 172 с.

158. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. Автореферат на соиск. канд. пед. наук.- М., 1976.-18 с.

159. Методические рекомендации по проведению упражнений на уроках изобразительного искусства в 4-6 классах (внутришкольный контроль) / Составитель В.И. Александров, Ю.В. Машков.- М.: Изд-во МОИУУ, 1980.- 122 с.

160. Методические разработки и рекомендации к экспериментальной программе "Изобразительное искусство. Подготовительный класс".- М., 1981.- 37 с.

161. Митькин А.А. Системная организация зрительных функций.- М.: Наука, 1988.-200 с.

162. Москвина Г. Развитие воображения и творчества на уроках композиции // Искусство в школе.- 1995, №1 .- С.38-43

163. Мухин С.В. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста // Ученые записки МГПИ.- М.: Т.ХХХУ11, вып.2, 1941.-С.5-55

164. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Педагогика, 1981.-240 с.

165. Наливина Т.И. Практическое цветоведеиие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985 .- 90 с.

166. Начальное образование в России (инновация и практика) У Ред.-составитель А.Русаков.- М.:Изд-во "Школа", 1994.- 263 с.

167. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн.для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Просвещение, 1987.255 с.:ил.

168. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством.- М., 1975.- 113 с.

169. Новохатский А., Уварова О. В каком возрасте ребенок видит радугу? // Наука и жизнь.- 1990, №12 .- С.50-51

170. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1991, № 1.- 105 с.

171. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, приломлениях, изгибаниях и цветах спектра.Пер с 3-го англ. изд-е 1721г. с прим. С.И. Вавилова.- М., 1954.- 267 с.

172. НюбергН.Д. Курс цветоведения.-М.-Л., 1932.-182 с.

173. Нюберг Н.Д. Парадоксы цветного зрения.-М.:"Природа" №8, I960.- С.53-59

174. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть.- М.,1968 .- 109 с.

175. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /

176. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.-М.: Педагогика, 1988.- 135с.: ил.

177. Оствальд В. Цветоведение.- М.-Л. Промиздат, 1926 .-201 с.

178. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Под ред. А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович.- М.: АПН РСФСР, 1950.- 190 с.

179. Павлик К.В. Особенности изобразительной деятельности детей в 1 классе // Начальная школа.- 1974, №1.- С.43-46

180. Павлов И.П. Естествознание и мозг.- Избранные произведения.-М.: Гиз, 1949.- 193 с.

181. Павлов И.П. Физиология и психология.- Избранные сочинения,-М.: Гиз, 1949.-346 с.

182. Пантелеева JI.B. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет. Авто-реф. .к.п.н.- М, 1970.- 23 с.

183. Парамей Г.В. Индивидуальные характеристики цветоразличе-ния. Автореферат .дисс. канд. пед. наук.- М.,1983.- 17 с.

184. Педагогические аспекты цветовых задач в начальном курсе изобразительного искусства: Рекомендации учителям ИЗО.- Смоленск: СГПИ им. К.Маркса, 1989.- 32 с.

185. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-М.: Огиз.-Гос.учеб.-педагог.изд., 1932.-412 с.:ил.

186. Пилле Ж., Шарве JI. Руководство по начальному преподаванию рисования в начальных классах.- М.: Изд-во Ю.Ф. Брокмана, 1897.- 294с.

187. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша (Игры на развитие восприятие цвета. Формы и величины у детей раннего возраста).-Кн. для воспитателя детских садов и родителей.-М.:Просвещение, 1996.-112с.

188. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов.-М."Просвещение, 1983 .-97с.

189. Плюхин В.У. Творчество у истоков гражданственности. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 174 с.

190. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 1965.- С.56-59

191. Попов В.В. Цвета и их красивые сочетания: Пособие для уч-ся Строгановского училища / Составитель В.В. Попов.- М.: Строгановское училище, 1880.- 69 с.

192. Попов М.М. Иллюстрированная история методики рисования и новейшие методы обучения искусству в школе.- Спб.: Тип. М. Меркушева, 1909.- 299 е.: ил.

193. Постоногова Л.П. Урока изобразительного искусства в 1 классе: Учеб. пособие.- Уфа, 1985.- 89 е.: ил.

194. Проблемы бионики.- М., 1965.- 256 с.

195. Программа для средней школы "Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 классы).- М.: Просвещение, 1985.- 64 с.

196. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Программа с краткими методическими рекомендациями. "Изобразительное искусство и художественный труд" (1-8 классы).- М.: Просвещение, 1992.-128 с.

197. Программы средней общеобразовательной школы. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ (5-10 классы).- М.: Просвещение, 1991.- 128 с.

198. Программы средней школы. Программы для школ и классов с углубленным изучением изобразительного искусства (9-10 классы).- М.: Просвещение, 1984.- 62 с.

199. Программа общеобразовательных учебных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 кл. / В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов. Т.Я.

200. Шпикалова, М.Э.Кубышкина, Н.М.Сокольникова и др.- М.: Дрофа, 1999.224 с.-С. 137-221

201. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс (для сельской малокомплектной школы) / Программаразработана коллективом авторов: B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев,

202. Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова, Н.М. Сокольникова, Э.И.Кубышкина, А.С.Близнюк, З.Н.Максимова.- М,: Агар, 1996.- 160 с.

203. Программа общеобразовательных учреждений. Рисунок. 1-11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) / Кузин B.C., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Близ-нюк Е.А.- М.: Просвещение, 1995

204. Программа общеобразовательных учреждений. Живопись. 1-11кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла)/Кузин B.C., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю.-М.:Просвещение, 1995

205. Программа общеобразовательных учреждений. Композиция. 1-11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) / Сокольникова Н.М.- М.: Просвещение, 1995

206. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.

207. Полунина В.Н. Искусство и дети. Из опыта работы учителя.- М.: Просвещение, 1982.- 191 с.

208. Попова Л. Знакомство с цветом на занятиях в детском саду // Искусство в школе.- 1995, № 1.- С.57-59

209. Рабкин Е.В. Атлас цветов.- М.:Мед.Изд., 1956.- 53 с.

210. Рабкин Е.В. Цвет вокруг нас.- М.: Мир, 1978.- 204с.

211. Развитие учащихся в процессе обучения (1 и 2 кл.) / Под ред. Л.В. Занкова.- М.: Изд. Акад. Пед. Наук РСФСР, 1963.- 291 е.: ил.

212. Раутиан Г.Н. Исследование цветового зрения 995 лиц // ДАН, 1956.- T.III, № 1.- С.92-101

213. Рихтер Л. Основы учения о цветах.-М.-Л.:ГИЗ,1927.-136 с.

214. Риччи К. Дети художники. Пер. под ред. и с предисловием Л.Г. Оршанского.- М.: Издание В.М. Саблина, 1911.- 84 с.

215. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. Из опыта учителя.- М.: Просвещение, 1980.- 98 с.

216. Рожкова Е.Е., Лабунская Г.В. и др. Уроки рисования в начальной школе: Пособие для учителя.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 166 с.

217. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство, бкласс.-М.: Просвещение, 1968.- 255 с.

218. Розин В.М. Визуальная культура восприятия. Как человек видит и воспринимает мир.-М.: Изд-во»Эдиториал» УРСС, 1966.-221 с.

219. Рок И. Введение в зрительное восприятие.- М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-31 lc. .-Т.2.- 279 с.

220. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1984.- 144 с.

221. Ростовцев Н.Н. Рисование. 3 класс.- М., 1961.- 110 с.

222. Ростовцев Н.Н. Рисование. 4 класс.- М., 1966.- 115 с.

223. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. Пособие для студ-тов худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1974.- 246 с.

224. Серов М.В. Лечение цветом. Мода и гармония.- Санкт-Петербург: "Лисс" МСМХС111, 1993.- 48 с.

225. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические сочинения,- М.: Огиз, 1947.- 487 с.

226. Рубинштейн М.М. Об эстетическом воспитании детей.- М.: Ти-по-Литография Кушнерева, 1914,- 101 с.

227. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. 1.-488с., Т.2.- 328 с.

228. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений жипописи у младших школьников: Дис. . канд.пед.наук.- М., 1977,- 247с.: ил.

229. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб. Пособие.-Ижевск: Изд-во Удм.Университета, 1992.-309 с.

230. Савзонов Я.А. Изобразительное искусство в начальных классах общеобразовательной школы Таджикской ССР (сенсорное и умственное развитие детей) : Дис. кан.пед.наук.- Ташкент, 1974.- 169" с.

231. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.- М.: Просвещение, 1965.-213 с.,ил.

232. Селли Д. Педагогическая психология.- М.:Т-во "Мир", 1912.626с.

233. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей /Н.П. Сакулина, Н.П. Поддьяков, Т.С. Комарова,- М.: Просвещение, 1981.192 е.: ил.

234. Сенсорные и сенсомоторные процессы: Сб.статей / Под ред. Б.Ф. Ломова.- М.: Педагогика, 1972.- 312 с.

235. Соломяный Н.Ф., Боровиков А.Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб. пособие.-Киев: "Радянська школа, 1977.- 96 с.

236. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера (Серия: "Методы психологической диагностики", №2).- М„ 1990.- 87 с.

237. Степанов В.Г. Аналитико-синтетическая деятельность в процессе зрительного узнавания // В кн.: Восприятие и воображение.- М., 1963.-Учен.записки МГПИ, №194.- С. 125-178

238. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного текста.- М.:"Магистр", 1994.- 62 с.

239. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР, 1947, №11.- С.7-26

240. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (Теория и диагностика).-Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2001.-141 с.

241. Трубецкой Е. Умозрение в красках.- М.: "Типография И.Д. Сытина", 1916- 172 с.

242. Турро И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Дис. . канд.пед.наук.- Л., 1974.- 215 с.: ил.

243. Тютюнова Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. Автореферат. дисс. канд.пед.наук.-М., 2000.- 16 с.

244. Унковский А.А. Цвет в живописи: Учебно-методическое пособие.- М.: Просвещение, 1983.- 63 е.: ил.

245. Фаусек Ю.И. Значение рисования в школе Монтессори. Опыты и наблюдения.- Пб.: Время, 1923.- 62 с.

246. Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. 4 класс.- М.: Просвещение, 1970.- 156 с.

247. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.-М.: Учпедгиз, 1956.-160с.

248. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 334 е.: ил.

249. Фрилинг И.И., Ауэр К. Человек цвет - пространство.- М.: Стройиздат, 1973.- 120 с.

250. Хибнере В.А. Формирование навыков рисования путем упражнений у учащихся первого класса (на материале школ Латв.ССР): Дис. . канд.пед.наук.- Л., 1969.- 287 е.: ил.

251. Холина О.Н. Повышение эффективности живописи учащихся 12-16 лет посредством формирования видения цветовых отношений.-Автореферат.дисс. канд.пед.наук.-М, 1997.-16 с.

252. Художественное образование в школе: Сб.научн.трудов / Под ред.Е.В.Язвицкого.- М.: ЛГПИ, 1973.- 238 с.

253. Цойгнер Герхард. Учение о цвете (популярный очерк).- М.: Стройиздат, 1971.- 159 с.

254. Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов.-М.: Автореферат. дисс.канд.пед.наук, 1988.-16 с.

255. Черненко Е.И. Организационно-педагогические основы формирования оценочных суждений преподавателя при использовании многобальных шкал.-М.,2000.-22 с.

256. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учите ля.-М.: Просвещение, 1985.- 128 с.

257. Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы.- М.: Педагогика, 1981.- 264 е.: ил.

258. Шешко И.В. Работа с цветом // Изобразительное искусство в начальных классах.- Мн., 1986.- С. 126-134

259. Шешко И.Б. Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего возраста. Автореферат . дисс. канд. пед. наук.-М., 1982.- 17 с.

260. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.- 190 с.

261. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1983.- 191 с.

262. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 192 с.:ил.

263. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.

264. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.: Знание, 1974.-63 с.

265. Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики / Отв. Ред. B.J1. Самохвалова.- М.: Ин-т Философии АН СССР, 1990.- 144 с.

266. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дис. . доктора пед.наук.- М., 1984.- 256 с.

267. Юстова Е.Н., Алексеева К.А. Волков В.В. и др. Пороговые таблицы для исследования цветового зрения (методическое руководство).-М.:Фирма "ВИДА", 1993.- 48 с.

268. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника.- М.: Знание, 1985.- 78 с.

269. Якобсон П.М. Психология чувств.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 171 с.

270. Ярошевский М.Г. История психологии.-3-е изд.- М.: "Мысль", 1985.- 575 с.

271. Arts for learning / Allen (Tex): Developmental learning materials. 1983/-160 p.

272. Deregowski J.B. Pictorial Perception and culture Scientific American. 1972. November, N 1-11

273. Hudson W. Pictorial depth perception in sub-cultural groups in Africa. "J. Social Psychology". 1960, v 52. p. 183-208

274. Lewis H.P. Art education in the elementary shcoll.- Washington, 1961.-87 p.

275. Riesen A., Aarons L. Visial movement and intensity discrimination in cats after early deprivation of pattern vision //Journal of Comparative Physiology and Psychology.-1959/ Vol.52

276. Steiner R., Padagogischer jugenclkurs. Vortrag VOM 12.10.1922 in GA230