автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению
- Автор научной работы
- Абишева, Сауле Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Омск
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению"
На правах рукописи
АБИШЕВА Сауле Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ (У СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)
13 00 02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Омск-2007
Работа выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Кайртай Жакупович Амиргазин
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Александр Иванович Иконников,
кандидат педагогических наук, доцент Олег Васильевич Шаляпин
Ведущая организация: Магнитогорский государственный уни-
верситет
Защита состоится 27 октября 2007 г в 10 00 часов на заседании диссертационного совета К 212 177 01 в Омском государственном педагогическом университете по адресу 644099, Омск, ул Партизанская, 4а, ауд 414
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, Омск, ул Набережная Тухачевского, 14).
Автореферат разослан 27 сентября 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета
Е С Лыкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Формирование творческой личности специалиста возможно только посредством гармоничного развития его потенциальных возможностей Совершенствование современного содержания художественно-эстетического образования, направленного на всестороннее и гармоническое воспитание личности требует исследования актуальных проблем, связанных с формированием гармоничного цветовосприятия
Общие принципы процесса формирования способности восприятия как сложного психофизиологического комплекса ощущений, впечатлений и образов остаются неизменными И лишь одной из составляющих этого комплекса является восприятия цвета
Процесс формирования гармоничной личности будущего специалиста имеет неограниченные возможности и обусловливается рядом специфических особенностей, исходящих из дисциплин, формирующих комплекс колористических умений и навыков, и определяется условиями профессиональной подготовки
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопросов формирования такого восприятия на занятиях по цветоведению у начинающих архитекторов и дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области
Общетеоретические положения о проблемах эстетической ценности архитектурно-дизайнерского творчества разработаны в исследованиях М Бархина, Р Гропиуса, А Гутнова, А Иконникова, И Иттена, К Кантора, С Хан-Магомедова и др Кроме того, проблемы воздействия цвета и его зрительного восприятия рассматривались многими авторами, среди которых С. С Алексеев, Р Арнхейм, Н Н Волков, И -В Гете, А В Ефимов, М Дерибере, Р Л Грегори, А С Зайцев, В В Кандинский, М Матюшин, Л Н Миронова, Е Б Рабкин, Б М Теплов, Г Фри-линг, Г Цойгнер и др
Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследовались в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов Б Г Ананьева, Р Арнхейма, Н Н. Волкова, Г Гельмгольца, Р Грегори, В П Зинченко, Е. И Игнатьева, А Н Леонтьева, Б Ф Ломова, А Р Лурия, В И. Киреенко, В С Кузина, С Л. Рубинштейна, Б М Теплова, и др
Методические вопросы цветовоспроизведения рассматривались выдающимися художниками и педагогами Л да Винчи, А С Зайцевым, А А Ивановым, П В Иогансоном, К А Коровиным, Н П Крымовым, К Малевичем, К Моне, Б М Йеменским, Д. Рейнольдсом, П Сезанном, А А Унковским, У Хогартом, П П Чистяковым и др
Отдельные положения о колористической культуре, необходимой для архитектурной и художественно-дизайнерской практики, рассматривались в трудах И А Азизян, Я П Виноградова, В Гропиуса, А В Ефимова, И Итген, Л Н Мироновой, Е С Пономаревой, а также в некоторых диссертационных исследованиях Н Н Ломаевой, Ж С Кенесари-ной, А В Новиковой, О Н Семенюк, М В Соколова, Л П Устенко и др
В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности Между тем вопросам формирования гармоничного восприятия цвета в архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовке не уделялось должного внимания Отсюда вытекает необходимость процесса поиска новых путей обучения цвету с учетом современных достижений науки Важность решения данных проблем обусловливается еще и тем, что многие выпускники архитектурно-дизайнерских факультетов недостаточно владеют умениями и на--выками использования цвета в своем творчестве
Существующие недостатки в системе профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовки позволили нам выделить ряд следующих противоречий между возрастающей потребностью общества в профессиональном образовании и недостаточной теоретической и методологической разработанностью системы сформированное™ гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению, между общностью процессов формирования способностей гармоничного восприятия и недостаточной разработанностью общих принципов и моделей такого типа, между традиционным содержанием современного архитектурного образования и требованиями, предъявляемыми к личности и профессиональному уровню архитектора и дизайнера.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий позволила сформулировать основную проблему, состоящую в разработке теории и методики формирования способностей гармоничного цветовос-приятия на занятиях по цветоведению на архитектурно-дизайнерских факультетах университетов и этим определить актуальность исследования
Цель настоящего исследования заключается в разработке проблемы формирования способности гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерских факультетов, а также раскрытии взаимосвязи развития цвето-восприятия и процесса развития творческой активности личности в условиях учебной деятельности
Задачи исследования:
1 Проанализировать психологическую, педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования, охарактеризовать понятие «гармоничное восприятие» в системе колористической подготовки будущих архитекторов и дизайнеров
2 Разработать и научно обосновать содержание и эффективные формы и методы комплексного обучения цветоведению как важного средства формирования эстетического восприятия студентов
3 Выявить и обосновать критерии оценки способности гармоничного цветового восприятия, разработать показатели, характеризующие уровень этих способностей у студентов начальных курсов
4 Экспериментально апробировать эффективность разработанных упражнений и методов, служащих условиями формирования гармоничного восприятия в системе архитектурно-дизайнерской подготовки
Объектом исследования является процесс формирования у студентов способностей гармоничного цветовосприятия в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки на занятиях по цветоведению
Предмет исследования методы обучения цветоведению, направленные на формирование способности гармоничного цветовосприятия у студентов архитектурно-дизайнерского направления
Гипотезой исследования являются предположения о том, что формирование гармоничного цветового восприятия студентов на занятиях по цветоведению будет более эффективным, если реализовать следующие условия
- на занятиях по цветоведению целенаправленно и методически последовательно формировать восприятие студентов посредством выявления художественно-эстетических качеств цвета,
- в процессе организации практической работы создавать условия овладения профессиональными навыками и специальными умениями,
- в процессе колористической подготовки эффективно развивать образное мышление,
- разработать дидактические установки подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, нацеленных на гармоничное воспитание личности
Общую методологию исследования составили основополагающие концепции в области
- психологии о проблемах способностей личности, о взаимосвязи его зрительных восприятий и индивидуально-психологических возможностей в процессе обучения, а также о специфике цветовосприятия,
- педагогики по вопросам художественного и архитектурного образования в области цветодидакгики, раскрывающие специфические особенности восприятия цвета и его воспроизведения
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение методики обучения цветоведению в вузах,
- педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы,
- анализ практических работ,
- обобщение передового педагогического опыта.
Этапы исследования:
1 этап (2002-2003) Проводился анализ литературы по проблеме художественного обучения студентов, определялась методологическая база исследования, определение целей и задач в проведении опытно-экспериментальной работы на занятиях по цветоведению По окончании данного этапа были выявлены исходные позиции исследования, предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы Проводился поисковый эксперимент, в ходе которого изучалось состояние сформированности способности гармоничного восприятия у студентов
2 этап (2003-2004) Разрабатывалась методика преподавания цве-товедения в архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовке с учетом специфики высшей школы Проводился опытно-экспериментальный этап исследования, который имел целью разработку путей и условий развития цветовой грамоты в циклах художественно-проектных дисциплин, обеспечивающих успешность формирования гармоничного восприятия
3 этап (2004-2006) Посвящен постановке экспериментов, изложению опыта работы по теме исследования, подведению итогов, анализу и обсуждению результатов экспериментальной работы в педагогической, студенческой, научной среде, а также выработке методических рекомендаций и комплекса мер колористической деятельности, апробированных в опытно-экспериментальной работе, направленных на формирование гармоничного восприятия
Научная новизна исследования заключается в том, что
- рассмотрены психолош-педагогические аспекты проблемы формирования и развития цветовосприятия в процессе колористической учебной деятельности студентов,
- выявлена возможность использования занятий по цветоведению для глубокого и всестороннего изучения важной части составляющих эстетической и художественной культуры,
- выявлены критерии сформированное™ гармоничного восприятия у студентов на занятиях по цветоведению на младших курсах архитектурно-дизайнерского факультета
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку теории развития колористической деятельности, направленной на повышение эстетического уровня и развития гармоничного цветовосприятия
Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования методов и средств обучения цветоведению в высшей архитектурно-художественной школе, в средне-профессиональных и специализированных средних учебных заведениях
По материалам исследования разработаны и внедрены спецкурсы «Цветоведение», «Цвет и фактура», «Колористика среды», которые могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности, рабочие программы по данным курсам Материалы исследования также могут быть использованы при разработке альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, а также при разработке программ развития колористических навыков у студентов-дизайнеров
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена широким кругом источников и обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности методов, соответствующих цели и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования в процессе непосредственного участия диссертанта во всех этапах экспериментального исследования, выявлением и сопоставлением исходных и конечных результатов исследования
На защиту выносится методика освоения основ цветоведения, направленная на формирование способностей гармоничного цветовосприятия у студентов архитектурно-дизайнерских факультетов
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в педагогической деятельности в вузах города Павлодарском Университете и Павлодарском государственном университете им С Торайгырова Республики Казахстан на специальности «Дизайн» и «Архитектура»
Материалы и результаты проводимого исследования освещались на международном семинаре Центрально-Европейского университета CEU Фонда Сорос в (Будапешт - 2002), а также на международных (Кок-четавский государственный университет, Павлодарский государственный университет, Казахский национальный педагогический университет,
Омский государственный педагогический университет, Тольяттинский Университет - 2003, 2004, 2005, 2006), и республиканских научно-практических конференциях (Павлодар - 2002) Материалы исследования изложены в тезисах и статьях
Структура и объем диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения В приложение включены работы студентов начальных курсов специальности «Дизайн» и «Архитектура», иллюстрирующие основные положения экспериментальной работы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, определены цель, объект и предмет исследования, сформированы гипотеза и задачи исследования, конкретизированы методы и этапы исследования, раскрыта научная новизна, показаны практическая и теоретическая значимость работы
В первой главе диссертации «Психолого-педагогические аспекты формирования способностей гармоничного восприятия» рассматриваются общие и специфические вопросы формирования способностей цветовосприятия, обосновывается роль обучения цветоведения в системе профессиональной подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, раскрываются составные элементы теории цветового восприятия и ее значение в практической деятельности, выявляются основные критерии оценки гармоничного цветовосприятия
Формирование способностей гармоничного восприятия определяется историческими условиями жизни человека и практической потребностью общества в результатах деятельности Это означает, что учебный процесс, способствующий эффективному формированию способностей гармоничного восприятия, необходимо строить на основе устанавливающейся в психической деятельности связи личности студента с объектами деятельности, функционально важными для него и являющимися условиями его дальнейшей профессиональной деятельности В контексте исследуемой проблемы учебный предмет «цветоведение» обеспечивает будущего архитектора и дизайнера большим арсеналом художественно-эстетического самовыражения с помощью цвета.
На начальном этапе обучения будущего архитектора и дизайнера большое значение имеет сознательность процесса цветовосприятия, которая проявляется в действенном, осмысленном отношении к цвету
В настоящее время изучение цвета в архитектурно-дизайнерских высших учебных заведениях развивается в трех основных направлениях цвето-ведение как наука о физике цвета, его систематизация и комбинирование, живопись, изучающая цвет окружающей среды с получением колористических навыков работы на плоскости и объемно-пространственной композиции, где цвету отводится формообразующая роль в проектировании архитектурной среды.
В контексте исследуемой проблемы учебный предмет «цветове-дение» обеспечивает будущего архитектора и дизайнера большим арсеналом теоретического познания и художественно-эстетического самовыражения с помощью цвета Приобретая знания, умения и практические навыки в использовании возможностей цвета в решении проектно-коло-ристических задач на занятиях по цветоведению, студент может превратить его в эффективное средство образной характеристики предметно-пространственной среды
Процесс цветового зрения представляет собой способность человека различать цвета, т е ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов Объективную основу в зрительных ощущениях составляют физические и психофизиологические закономерности рецепторной деятельности - явления цветовой и темновой адаптации, светлотный и цветовой контрасты, законы оптического смешения цветов Обладая тем или иным цветовым качеством, все зрительные ощущения разделяются на группы ахроматических и хроматических цветов, последние характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью Тон — качество воспринимаемого нами цветового пятна Светлота цвета - свойство зрительного восприятия, согласно которому некоторая поверхность кажется испускающей больше или меньше света Насыщенность или чистота цвета может быть понята как степень его близости к спектральному Малейшее изменение одной из трех определяющих цвет величин влечет за собой изменение цвета.
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы и прежде всего - мышление, которое представляет собой активную форму творческого отражения действительности
В учебной колористической деятельности основными из них являются анализ и синтез, которые находятся в постоянном взаимодействии и выражаются в общепринятом порядке выполнения любой художественной работы — от общего к частностям и от частностей снова к общему Важнейшее значение синтеза в колористике обуславливается еще тем, что все предметы и объекты действительности существуют в определен-
ном пространстве, находятся в единой световоздушной среде и в силу этого-так или иначе связаны между собой Сравнение в колористической деятельности отражает мысленное установление сходства или различия предметов и явлений окружающего мира, сопоставление цветовых отношений, последовательное выделение тех или иных признаков или сторон предметов В процессе обобщения студент одновременно отвлекается от целого ряда отличительных сторон и рассматривает то, что им выделяется (абстрагирование)
Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания, которая характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - наблюдение Мыслительную деятельность студента на всех этапах его творческого процесса сопровождают ассоциации по контрасту, по сходству и по смежности И чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественно-эстетические образы, сюжеты, создаваемые на их основе
В целом сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности приводят искажению и разрушению эстетического эффекта Вот почему так важно в студенческом возрасте поддерживать систему сенсорных чувств на занятиях по цветоведению
Далее, руководствуясь основополагающими теориями о психологических механизмах восприятия и опираясь на эстетические определения гармонии, мы выяснили, что гармоничное цветовое восприятие выступает как осмысленный синтез эмоционально-эстетических ощущений, получаемых от целостности и совершенной организации цветовых сочетаний, возникающих на основе качеств цвета, совокупности общего и различного, взятых в определенных соотношениях Согласно принципу, на котором основаны закономерности цветовой гармонии, цветовая композиция трактуется как некое целое, в котором все соответствует друг другу.
Необходимо отметить, что многие как ученые, так и художники (Р. Арнхейм, В Вунд, А Зайцев, И Иттен, А X Мунселл, М Матюшин, Л Н Миронова, Б Ф Ломов, Е Б Рабкин, Н Н Степанов и др ), рассматривали различные способы и системы гармонизации цвета
Знакомство студентов с теоретическими основами гармонии подчеркивается важностью знаний о том, в каком порядке находятся цветовые гармонизующие связи, как цвета взаимодополняют и взаимовлияют между собой Они облегчают процесс освоения студентами учебно-колористических задач, направленных на формирование у них гармони-
ческих представлений, что свидетельствует о прямо пропорциональной зависимости между уровнем художественно-теоретической подготовки и уровнем практической деятельности Цветовая гармония в учебной деятельности будущих архитекторов-дизайнеров должна служить средством формообразования При этом эмоционально-физиологическое воздействие цвета в архитектуре связывается с функциональным содержанием выявления конструктивных элементов
Таким образом, занятия по цветоведению должны отражать специфику профессиональной направленности и компетентности будущих архитекторов и дизайнеров
Раскрываются принципы отбора критериев и показателей сформированное™ гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению с учетом художественно-педагогических и психологических особенностей развития личности
Разрабатывая критерии оценки работ студентов гармоничному восприятии на занятиях по цветоведению, мы опирались на методическую литературу Н Н Волкова, Г В Беды, А А Унковского, Ю М Кир-цера, А Зайцева, В С Кузина, А В Ефимова, Н Н Степанова, Л Н Мироновой, Е П Зальцман В связи с этим в нашем исследовании выдвигается ряд критериев оценки гармоничного восприятия у студентов на занятиях по цветоведению, составляющие уровни сформированности гармоничного восприятия у студентов на занятиях по цветоведению, которые имеют большое значение в профессиональной подготовке
Основные группы критериев оцениваются по параметрам теоретической подготовки, художественно-эстетической выразительности и функционально-логической обоснованности использования свойств цвета
Первая группа теоретической подготовки выражается в степени овладения знаниями, умении их систематизировать, в степени познания закономерностей гармонизации окружающей действительности,
Вторая группа художественно-эстетической выразительности цвета определяется эмоциональностью изображения, колористического решения, чувства художественного вкуса, техникой передачи цветовых характеристик
Третья группа функционально-логической обоснованности выражается в способности к самостоятельному мышлению, умении творчески пользоваться различными средствами цветовой гармонизации и подчинению их колористическим задачам, активное развитие композиционно-колористического воображения
В результате психолого-педагогического обоснования проблемы исследования были определены уровни сформированности гармонич-
ноге восприятия у студентов на занятиях по цветоведению, которые имеют большое значение в профессиональной подготовке Их следует разделить на высокий, средний и низкий
Высокий уровень проявляется в случаях высокой развитости образного осмысления средств выражения гармонии Обладание навыками опыта цветотворчества позволяет студентам самостоятельно ставить и решать необходимые задачи, обусловленные личной заинтересованностью в профессионально-творческом развитии Средний уровень гармоничного восприятия, обусловленный определенным опытом, позволяет студентам проявлять умение смешения красок, выделять проявления тона и цвета, контраста и цветового строя Однако при этом могут иметь место отдельные пробелы в знаниях о пространствообразукяцих свойствах цвета Низкий уровень гармоничного восприятия характеризуется следующими признаками отсутствие знаний цветоведения, которое не позволяет студенту выполнить профессиональную оценку выразительных возможностей цвета, неясные представления о способах гармонизации цвета, отсутствие осознанной связи между эмоциональным воздействием и функциональной организацией цветового изображения, низкий уровень цветовоспроизведения, объясняющийся слабой художественной подготовкой, субъективные предпочтения в цветовом выборе Во второй главе «Развитие гармоничного восприятия на занятиях по колористике» исследуется исходный уровень сформированное™ способностей цветовосприятия и выявлен комплекс типичных ошибок в учебных работах по цветоведению, выяснены принципы построения материала учебно-экспериментальной программы и определены экспериментальные и контрольные группы. Глава носит экспериментально-доказательный характер и посвящена разработке эффективной методики развития способностей гармоничного цветовосприятия у студентов начальных курсов
Было установлено, что в процессе выполнения учебных заданий у студентов наблюдается некоторая техническая скованность, обусловленная отсутствием нужного уровня автоматизма технических навыков Имеют место негативные ассоциации к наблюдаемым цветам и субъективизм выбора цветов в композициях, объясняющийся отсутствием знания объективных цветовых закономерностей Также проблемными являются следующие параметры передача определенных эмоциональных состояний, несоответствие цветового воздействия изображения и сущности изображаемого, подбор и точная передача сложных цветов приглушенных оттенков, отсутствие поисков изобразительных пластических решений, раздробленность или необоснованная многокрасочность Это
означает, что в процессе изображения данные чувственного познания значительно преобладают над данными логического познания, полученными с помощью мыслительных операций - анализа и синтеза
В результате контрольного среза было выявлено, что незнание теоретических основ цветоведения, закономерностей формообразующих свойств цвета, эмоционально-выразительных свойств цветов и техника цветопередачи отразилось в 39,6% студенческих работ, отсутствие опыта творческой деятельности, практических умений и специальных навыков передачи цветовой гармонии, характеризующих общую культуру студента, проявилось в 41,6%, активное стремление в познании закономерностей гармонизации окружающей действительности, а также развитие композиционно-колористического воображения и чувства художественного вкуса показало 38,7% работ студентов Таким образом, характерным для теоретического уровня студентов являются средний и низкий уровни формирования способности гармоничного восприятия цвета
На основе констатирующего эксперимента мы определили проблему дальнейшего исследования, которая заключалась в решении следующих аспектов повышение уровня знаний, умений и навыков подготовленности к цветовоспроизведению; разработка методов руководства колористической и творческой деятельностью студентов на этапе овладения ими основами цветоведения
В теоретическом обосновании методики развития гармоничного восприятия важная роль отводится пониманию необходимости решения познавательных колористических задач, приводящих к успешному завершению поиска цветового решения, выработке профессиональных навыков работы по колористике
В процессе выполнения анализа средств выражения важно, чтобы студенты ставили перед собой задачи, которые расширяют круг колористических представлений, способствующих выработке профессиональных навыков Обращение к «образцам» должно носить научную основу, сохраняющую индивидуальность студента
Учитывая, что средства гармонизации цветов являются эмоционально-художественными выразителями, необходимо знакомить с ними студентов как в процессе ознакомления с произведениями искусства, архитектуры и дизайна, так и в процессе восприятия предметов и явлений действительности Здесь важно, чтобы изучение художественного наследия позволяло возбудить стремление глубже разобраться в специфике творческого начала выбранной студентами профессии
Анализ констатирующего эксперимента, методической литературы и диссертационных исследований позволил разработать и сформу-
лировать педагогические условия формирования способности гармоничного восприятия у студентов архитектурно-дизайнерского факультета средствами цветоведения с учетом профессиональной направленности учебного процесса в вузе
В связи с этим в учебный процесс (в рамках эксперимента) был включен теоретический комплекс заданий, ориентированный на углубленное изучение законов и средств цветоведения, формирующих у студента навыки в решении проектно-колористических задач Для активизации работы студента в данном направлении в процессе художественного проектирования и использования цвета как одного из композиционных средств была откорректирована тематика учебных заданий и курсовых работ Была предпринята попытка преодолеть недостатки несформиро-ванности цветодидакгики дизайнерского обучения, для решения которых были предусмотрены дополнительные дисциплины вузовского компонента «Дветоведение» и «Колористика среды», поскольку для цветоди-дактики очень важно изучение таких аспектов национального видения цветовой среды, как избирательное восприятие природных форм, цветовых и тональных соотношений, а также связь этих факторов с природной средой
Акцентируя внимание на проблемном обучении, мы использовали словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и творческий методы. На основе полученных данных об уровне развития способностей гармоничного восприятия студентов мы планировали использование различных видов и форм познавательной деятельности (анализ и синтез, аналогия и т д) Этому способствовала постепенно усложняющаяся система практических заданий и упражнений на развитие образного мышления, зрительной памяти, творческого воображения Наиболее эффективными в этом направлении являются упражнения на трансформацию образа, объекта или его элемента, графические и цветовые импровизации и комбинации, работа, направленная на развитие пространственной ориентации на плоскости и объеме
Содержание колористической части курса цветоведения ориентировано прежде всего на организацию процесса цветового проектирования, поскольку в дальнейшей учебной деятельности на старших курсах для студента должно стать нормой профессиональной деятельности вариантное проенктирование Поэтому в данный комплекс были включены задачи выполнения колористически решенного горельефного макета интерьера или архитектурной среды в соответствии с получаемой студентами профессии Опыт работы показал, что при выполнении проектного задания ускоряет и организовывает творческий процесс алгоритми-
ческий метод, который способствует развитию индивидуального стиля в работе Подход к выполнению заданий, построенных по алгоритмическому принципу, можно представить на примере работы по теме «Орнамент», структура которой строится на основе эмоционального восприятия произведений народного искусства и понимания культурно-исторического его значения, познания средств художественной выразительности данного вида искусства, а также поиска композиционных и цветовых решений
Данные эксперимента позволили проследить динамику изменений в уровне сформированности эстетического восприятия будущих специалистов дизайна и архитектуры При анализе материалов этих работ для нас большое значение имел характер ошибок, допущенных студентами при решении изобразительных и пространственных задач В результате чего была отмечена необходимость направлять студентов по пути аналитических поисков для достижения гармоничного стилевого единства цвета, форм и предметов окружающей действительности
В соответствии со спецификой области исследования измерения показателей производились во всех случаях взаимодействия со студентами при помощи следующих форм наблюдений за студентами на каждом занятии и за определенный отрезок времени в течение воспитательно-образовательного процесса, оценки результатов выполнения стандартных учебных заданий и упражнений, качественной оценки результатов выполнения специальных учебных заданий, фронтального опроса студентов, оценки результатов ответов, высказываний, выступлений, участия в коллективной дискуссии, выявлении конструктивности общения и обсуждения во время консультаций и самостоятельной работы, а также оценки результатов выполнения курсовых работ
При проведении тестов и анкетирования было отмечено, что субъективные цветовые предпочтения студентов характеризуются профессиональной направленностью, и к ним необходимо относиться критически, а также направлять аналитические поиски для достижения гармоничного стилевого единства цвета, форм и предметов окружающей действительности
Результаты проводимого исследования выявили общую динамику понимания студентами задач гармоничного восприятия Был сделан вывод о том, что регуляция колористической грамоты, от которой зависят гармонические характеристики цветовых сочетаний в экспериментальной группе, показала следующие результаты высокий уровень - 51,6%, средний уровень - 30,6%, низкий уровень - 23,6% студенческих работ
Оценка эффективности обучения за прошедший период позволила сделать соответствующие выводы'
- оценка творческих работ студентов экспериментальной группы показала, что такой подход к дисциплине открывает новые варианты и возможности использования свойств материала и цвета, раскрытия такого понятия, как цветоформообразование Поскольку цвет регулирует предметно-пространственные отношения, будущим специалистам -организаторам эстетической среды очень важно учитывать принципы цветовой гармонизации, правильно устанавливать соответствие между цветом и формой, материалом и цветом, материалом и фактурой Выполнение ряда заданий, в ходе которых были изучены свойства, структура и способы создания казахского орнамента, обладающего сложной структурной организацией и многоуровневым построением, позволяет создать актуальный творческий подход применительно к программе высшего учебного заведения архитектурно-дизайнерского направления Мы также считаем, что одним из аспектов актуальности является осуществление связей между различными видами искусства, осуществляющиеся с учетом особенностей локальной культуры, которые в дальнейшем оказывают существенное воздействие на уровень профессионализма специалистов
- на протяжении обучения курсу «Цветоведение» студентами освоены не только теоретические основы физического и психофизиологического восприятия мира, но также были получены практические навыки соотнесения колористических данных проектируемого объекта Немаловажную роль в процессе обучения играет цветовое комбинирование, которое служит инструментом колористического решения архитектурно-дизайнерской формы, подчиненного композиционной идее всего процесса формообразования Важным составляющим компонентом учебно-методических мероприятий в данном комплексе явился контроль за правильным применением колористических данных в связи с тем, что выбор цветов при решении цвето-пространственной композиции в архитектуре и дизайне является одним из принципиальных моментов в цветовом проектировании,
- выполнение рельефных и обьемно-пространственных композиций с элементами комбинаторики как простых, так и сложных орнаментальных форм, дают возможность студентам проявить особый интерес к использованию национального орнамента, являющегося сложной семантической структурой Этот интерес зачастую положительно определяет характер курсовых работ и курсовых проектов по организации и проектированию различных объектов архитектурной среды - малых архи-
тектурных форм, интерьера, которые также носят черты казахского орнаментального творчества с применением традиционных цветовых предпочтений Выбор цвета в данном случае определяется студентами композиционными требованиями, а также функционально-техническими, психологическими, эстетическими аспектами цвета и его возможностями
Все это доказало важность психолого-педагогических установок, предусматривающих активизацию индивидуальных способностей студентов, особенности их художественной подготовки, системность и преемственность развития способностей восприятия, эмоционально-логического мышления и художественного воображения
Мы убедились, что включение разноплановых упражнений обеспечивает познавательный поиск различных вариантов выполнения заданий, не ограничивая студента одним композиционным шаблоном, техникой и материалом исполнения Оно дает широкие возможности самостоятельному творческому решению задачи и подтверждает необходимость использования проблемного обучения, активизирующего мыслительную деятельность студента и развитие его творческих способностей
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность предложенной методики формирования способности гармоничного восприятия у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерских факультетов Кроме того, они указывают на важность ее активного включения в процесс профессиональной подготовки и подтверждают выдвинутую гипотезу о зависимости успешности подготовки будущих специалистов исследуемой деятельности от содержания и методики обучения, включающих единство художественных и колористических компонентов воспитания личности
В заключении диссертации сформулированы основные выводы
1 В архитектурно-дизайнерской подготовке достойное место отведено занятиям по цветоведению, поскольку в процессе обучения эффективно развиваются колористические способности, интеллектуально-аналитическое и эмоционально-логическое мышление студентов
2 Гармония является универсальным средством в постижении художественно-эстетической организации действительности и практического освоения цветовосприятия
3 Художественно-колористическая деятельность способствует формирование эстетического отношения к изобразительному искусству как части целостного педагогического процесса
4 Система учебно-методического комплекса по творческому развитию личности, а также педагогических условия для их реализации
содействуют формированию способностей гармоничного цветовосприя-тия у студентов
Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы требует изучения процесса формирования способности гармоничного цветовосприятия у студентов архитектурно-дизайнерских вузов средствами художественно-проектной культуры.
В приложении представлена программа спецкурса «Цветоведе-ние» и результаты учебные работ студентов
Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
Публикации в журналах, утвержденных ВАК РФ
1 Абишева С И. О преподавании цветоведения в системе архитектурно-дизайнерского образования // Интернет-журнал «Педагогические науки» - 2007 - № 5
Научные статьи и материалы выступлений на конференциях
2 Абишева С И Исходные позиции дизайн-образования // Материалы республиканской науч -практ конф «Актуальные проблемы развития педагогического образования в Республике Казахстан» - Павлодар, 2002 -Т 2 -С 169-171
3 Абишева С И Основы цветоведения как средство формирования творческих способностей специалистов инженерно-педагогического направления // Сб материалов международной науч конф «Валиханов-ские чтения - 8» - Кокчетау, 2003 - Т2 - С 10-13
4 Абишева С И Казахский орнамент и его применение в профессионально-творческой подготовке // Материалы международной науч -практ конф «История цивилизации и духовной культуры кочевников» -Павлодар, 2004 - С. 133-139.
5 Абишева С И Национальная направленность учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по цветоведению // Вестник Павлодарского государственного университета. Сер «Педагогические науки» -2004.-№3 - С 87-91
6 Абишева С И Особенности формирования колористических способностей в системе архитектурно-дизайнерского образования // Вестник Московского областного университета. Сер «Методика обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства» — 2007 -№2 - С 88-92.
Лицензия ЛР №020074
Подписано в печать 26 09 07 Формат 60x84/16
Бумага офсетная Ризография
Печ л 1,25 Уч-изд л 1,1
Тираж 100 экз Заказ аи-25
Издательство ОмГПУ 644099, Омск, наб Тухачевского 14
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Абишева, Сауле Ивановна, 2007 год
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты гармоничного восприятия
1.1. Особенности формирования способности цветовосприятия
1.2. Гармоничное восприятие и условия формирования эстетического начала
1.3. Критерии оценки гармоничного восприятия
Глава 2 Развитие гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению
2.1. Типичные ошибки в учебных работах студентов начальных курсов. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Теоретическое обоснование методики формирования гармоничного восприятия
2.3. Методика формирования гармоничного восприятия у студентов начальных курсов на занятиях по цветоведению (формирующий этап эксперимента)
2.4. Результаты исследования и их обсуждение
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению"
Проблема исследования и ее актуальность
Перед современной высшей школой стоят первостепенные задачи подготовки компетентных, высококвалифицированных, творчески активных специалистов готовых к самостоятельной творческой работе. Формирование специалиста как творческой личности, возможно только посредством гармоничного развития его потенциальных способностей. Очевидно, что в целях совершенствования содержания высшего образования, направленного на всестороннее и гармоническое развитие личности, педагогической задачей архитектурно-дизайнерского образовательного учреждения является необходимость развития потребности в творческом преобразовании действительности посредством цвета.
Общие принципы процесса восприятия как сложного психофизиологического комплекса ощущений, впечатлений, образов остаются неизменными. И лишь одной из составляющей этого комплекса является восприятие цвета.
Цвет является объектом изучения во многих учебных дисциплинах. Это указывает на практическую значимость исследуемой проблематики, которая динамично возрастает с появлением новых средств его воспроизведения и новых способов использования.
Формирование гармоничной личности будущего специалиста в процессе обучения цветоведению имеет неограниченные возможности и требует специального исследования. Проблема эта обусловливается рядом специфических особенностей, исходящих из дисциплин, формирующих комплекс художественно-эстетических умений и навыков, а также определяется условиями профессиональной подготовки.
В настоящее время изучение цвета в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки развивается в следующих основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, физиологические процессы и психологические проблемы восприятия цвета и его воздействия на психику человека, и колористика, изучающая теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопросов формирования такого восприятия на занятиях по цветоведению у начинающих архитекторов и дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области.
Общетеоретические положения о проблемах эстетической ценности архитектурно-дизайнерского творчества разработаны в исследованиях М. Бархина, Р. Гропиуса, А. Гутнова, А. Иконникова, И. Иттена, К. Кантора, С. Хан-Магомедова и др. Кроме того, проблемы воздействия цвета и его зрительного восприятия рассматривались многими авторами, среди которых С.С. Алексеев, Р. Арнхейм, Н.Н. Волков, И.-В. Гете, А. В. Ефимов, М. Дерибере, P.J1. Грегори, А.С. Зайцев, В.В. Кандинский, М. Матюшин, JI.H. Миронова, Е.Б. Рабкин, Б.М. Теплов, Г. Фрилинг, Г. Цойгнер и др.
Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследовались в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Н.Н. Волкова, Г. Гельмгольца, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.И. Киреенко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и др.
Методические вопросы цветовоспроизведения рассматривались выдающимися художниками-педагогами Л. да Винчи, А.С. Зайцевым, А.А. Ивановым, П.В. Иогансоном, К.А. Коровиным, Н.П. Крымовым, К. Малевичем, К. Моне, Б.М. Неменским, Д. Рейнольдсом, П. Сезанном, А.А. Унковским, У. Хогартом, П.П. Чистяковым и др.
Отдельные положения о колористической культуре необходимой для архитектурной и художественно-дизайнерской практики рассматривались в трудах И.А. Азизян, Я.П. Виноградова, В. Гропиуса, А.В.Ефимова, Й. Иттена,
JI.H. Мироновой, Е.С. Пономаревой, а также в некоторых диссертационных исследованиях: Ж.С. Кенесариной, А.В. Новиковой, О.Н. Семенюк и др.
В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности. Между тем вопросам формирования гармоничного восприятия цвета в архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовке не уделялось должного внимания. Отсюда вытекает необходимость процесса поиска новых путей обучения цвету с учетом современных достижений науки. Важность решения данных проблем обусловливается еще и тем, что многие выпускники архитектурно-дизайнерских факультетов не достаточно владеют умениями и навыками использования цвета в своем творчестве.
Существующие недостатки в системе профессиональной архитектурно-дизайнерской подготовки позволили нам выделить ряд следующих противоречий:
- между возрастающей потребностью общества в профессиональном образовании и недостаточной теоретической и методологической разработанностью системы художественной подготовки по цветоведению на архитектурно-дизайнерских факультетах высших учебных заведений;
- между общностью процессов формирования способностей гармоничного цветовосприятия и недостаточной разработанностью общих принципов и моделей такого типа;
- между традиционным содержанием современного архитектурного образования и требованиями, предъявляемыми к личности и профессиональному уровню архитектора и дизайнера, включая недостаточность владения студентами умениями и навыками использования цвета в проектах, что нередко снижает интерес к творческому самосовершенствованию.
Поэтому исследование возможностей формирования гармоничного восприятия на начальных этапах профессиональной подготовки студентов, систематизация учебного процесса по цветоведению с учетом специфики подготовки дизайнеров позволит найти наиболее оптимальное решение задач, поставленных настоящим исследованием.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий позволила сформулировать основную проблему, состоящую в разработке теории и методики формирования способностей гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению на архитектурно-дизайнерских факультетах университетов и этим определить актуальность исследования.
Цель настоящего исследования заключается в разработке проблемы формирования гармоничного восприятия на занятиях по цветоведению у студентов начальных курсов архитектурно-дизайнерских факультетов, а также в раскрытии взаимосвязи цветовосприятия и процесса развития творчески активной личности в условиях учебной деятельности.
Объектом диссертационного исследования является процесс формирования у студентов гармоничного восприятия в системе архитектурно-дизайнерской профессиональной подготовки на занятиях по цветоведению.
Предмет исследования: содержание, форма и методы обучения цветоведению, направленные на формирование у студентов гармоничного восприятия архитектурно-дизайнерского направления.
Гипотезой исследования являются предположения о том, что формирование гармоничного цветового восприятия студентов на занятиях по цветоведению будет более эффективным, если реализовать следующие условия:
- на занятиях по цветоведению целенаправленно и методически последовательно формировать восприятие студентов посредством выявления художественно-эстетических качеств цвета;
- в процессе организации практической работы создавать условия овладения профессиональными навыками и специальными умениями;
- в процессе колористической подготовки эффективно развивать образное мышление;
- разработать дидактические установки подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, нацеленных на гармоничное воспитание личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования. Дать определение понятию «гармоничное восприятие» в системе колористической подготовки будущих архитекторов и дизайнеров.
2. Разработать и научно обосновать содержание и эффективные формы и методы обучения цветоведению как важного средства формирования гармоничного восприятия студентов.
3. Выявить и обосновать критерии оценки способности гармоничного цветового восприятия, разработать показатели, характеризующие уровень этих способностей у студентов начальных курсов.
4. Экспериментально апробировать эффективность разработанных упражнений и методов, служащих условиями формирования гармоничного восприятия в системе архитектурно-дизайнерской подготовки.
Общую методологию исследования составили основополагающие концепции в области:
- психологии о проблемах способностей личности, о взаимосвязи его зрительных восприятий и индивидуально-психологических возможностей в процессе обучения, а также о специфике цветовосприятия;
- педагогики по вопросам художественного и архитектурного образования в области цветодидактики, раскрывающие специфические особенности восприятия цвета и его воспроизведения.
- исследования психологии и педагогики по проблемам творческих способностей, концептуальные положения о специфике цветовосприятия;
- психологические исследования о взаимосвязи зрительных восприятий и индивидуально-психологических возможностей личности в процессе обучения;
- положения цветодидактики, раскрывающие специфические особенности цветовосприятия.
Методы исследования: для решения задач и подтверждения исходной гипотезы исследования был использован комплекс следующих методов:
- анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- анализ теории и методики обучения цветоведению в вузах архитектурно-дизайнерского отделения факультета в процессе профессиональной подготовки, методических разработок и пособий для преподавателей и студентов;
- психолого-педагогический эксперимент: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы;
- анализ практических работ;
- обобщение передового педагогического опыта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обоснование методики освоения основ цветоведения, направленной на формирование гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению на начальных курсах высших учебных заведений архитектурно-дизайнерского профиля.
2. Теоретическое обоснование и разработка экспериментальной диагностики формирования гармоничного цветовосприятия на занятиях по цветоведению.
3. Организация учебной деятельности студентов в области изучения и применения цвета, способствующая формированию творческой, гармонично развитой личности, глубокому и всестороннему изучению художественной культуры, и создающая предпосылки для личностного самоопределения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблемы формирования и развития цветовосприятия в процессе колористической учебной деятельности студентов;
- выявлена возможность использования занятий по цветоведению для глубокого и всестороннего изучения искусства цвета как важной составляющей части эстетической и художественной культуры;
- выявлены критерии сформированности гармоничного восприятия у студентов на занятиях по цветоведению на младших курсах архитектурно-дизайнерского факультета.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
Разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения диссертации создают реальную основу для развития самостоятельной творческой деятельности, направленно на повышение эстетического уровня и развития гармоничного цветовосприятия.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для совершенствования содержания форм, методов и средств обучения цветоведения в высшей архитектурно-художественной школе, в средне-профессиональных и специализированных средних учебных заведениях.
По материалам исследования разработаны и внедрены спецкурсы «Цветоведение», «Цвет и фактура», которые могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности; рабочие программы по данным курсам. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке альтернативных технологий подготовки будущего специалиста, а также при разработке программ развития живописно-колористических навыков у студентов-дизайнеров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена: широким кругом источников и обоснованностью исходных методологических позиций;
- применением комплексной совокупности методов, соответствующих цели и задачам исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования в процессе непосредственного участия диссертанта во всех этапах экспериментального исследования;
- выявлением и сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов: осуществлялись в педагогической деятельности в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова Республики Казахстан на специальности «Дизайн» и «Архитектура», в Омском государственном институте сервиса и в Омском художественно-промышленном колледже на специальностях «Дизайн».
Материалы и результаты проводимого исследования освещались на международном семинаре Центрально-Европейского университета CEU Фонда Сорос в (Будапешт - 2002 г.), а также на международных (Кокчетавский государственный университет, Павлодарский государственный университет, Казахский национальный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Тольяттинский Университет -2003, 2004, 2005, 2006 гг.), и республиканских научно-практических конференциях (Павлодар - 2002 гг.).
Материалы исследования изложены в тезисах и статьях. По теме научного исследования в период с 2002 по 2007 гг. опубликовано 6 работ.
Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложение включены работы студентов начальных курсов специальности «Дизайн» и «Архитектура», иллюстрирующие основные положения экспериментальной работы.
Основные положения проведенного исследования использованы в педагогической деятельности диссертанта в вузах города Павлодара: Инновационном евразийском университете и Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова Республики Казахстан на специальностях «Дизайн» и «Архитектура».
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Основные выводы теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:
- в архитектурно-дизайнерской подготовке важное значение имеют занятия по цветоведению, поскольку в их процессе эффективно развиваются колористические способности, интеллектуально-аналитическое и эмоционально-логическое мышление у студентов; гармония является универсальным средством в постижении художественно-эстетической организации действительности и практического освоения цветовосприятия;
- для постижения сложной технической стороны процесса наиболее гармоничных цветосочетаний, для развития специальных навыков требуется специальная методика. Значительные резервы в этом плане имеет система занятий по освоению образно-художественного языка цветоведения, представляющая широ.кие возможности для развития целостного видения, осуществляемых в процессе создания модели и макета объекта; художественно-колористическая деятельность способствует формированию эстетического отношения к изобразительному искусству как части целостного педагогического процесса;
- развитие художественных способностей необходимо осуществлять с учетом интересов личности и профессиональной направленности; в результате освоения художественного языка цветоведения формируется как специфически образное, так и логическое мышление, что является необходимым условием в понимании стоящих перед студентами художественных задач;
- система учебно-методического комплекса, выраженная средствами цветоведения с учетом дидактических принципов и особенностей творческого развития личности, а также педагогических условия для их реализации, содействует формированию гармоничного восприятия у студентов.
На основании выше изложенного, есть основание заключить, что выдвинутая нами гипотеза в основном подтвердилась. Использование свойств цветоведения в процессе обучения студентов колористической грамоты способствует формированию эстетически развитой личности, а освоение искусства цветоведения открывает богатые возможности для развития творческих способностей в целом, для самостоятельного активного и творческого решения самых сложных изобразительных задач.
Понимая, что в данном направлении отчетливо просматриваются широкие возможности и перспективы раскрытия новых граней художественно-эстетического творчества студентов, мы рассматриваем необходимость продолжения данных начинаний в дальнейшей педагогической работе, развивая междисциплинарные исследования, способствующие формированию гармоничного человека нового поколения.
122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании была предпринята попытка теоретического обоснования необходимости формирования гармоничного восприятия у студентов архитектурно-дизайнерских специальностей, основанных на организации учебных мероприятий при использовании знаний теории цветоведения, навыков работы с цветом и умений реализовать колористические замыслы в организации предметно-пространственной среды.
Характеризуя дидактические условия и технические компоненты совершенствования занятий по цветоведению, мы исходили из того, что наиболее эффективно развитие способностей к колористической деятельности осуществляется на начальном профессиональном уровне - на начальных курсах университета. Возникающие образные и логические связи, развитие сенсорных и сенсомоторных качеств именно на этом уровне определяют во многом успешность обучения и формирования способностей к колористическому творчеству
Таким образом, выполненное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой внедрение в учебно-творческий процесс по цветоведению методической системы, направленной на формирование гармоничного цветовосприятия у студентов архитектурно-дизайнерского факультета является эффективным средством их профессиональной подготовки.
Доказательство истинности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так, нами было проведено достаточно широкое изучение теоретических основ развития гармоничного цветовосприятия, рассмотрены психолого-педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих архитекторов и дизайнеров по колористическим упражнениям, а также разработана структура занятий в экспериментальной методической системе.
На основе констатирующего эксперимента нами был получен материал, отражающий различные уровни сформированности гармоничного восприятия у студентов, а также разработаны критерии оценки умений и навыков использования средств цветоведения и отражения гармоничного цветовосприятия в практических работах. Этот материал позволил нам построить экспериментальную методическую систему формирования гармоничного цветовосприятия у студентов на занятиях по цветоведению, использование которой позволило решить ряд вопросов, связанных с проблемой формирования гармоничного цветовосприятия, колористических умений и навыков выполнения действий по использованию средств цветоведения, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное развитие компонентов гармоничного цветовосприятия.
Использование методической системы по композиции как средства формирования гармоничного цветовосприятия у студентов показало, что проблема подготовки архитекторов и дизайнеров может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционно-колористических навыков.
Поскольку цветоведение включает в себя три уровня подготовки: теоретическую, художественно-эстетическую и уровень функционально-логической обоснованности использования цвета, то все эти компоненты зависят от степени развития интеллекта, формы мышления и художественных способностей студентов. Поэтому для эффективного использования методической системы обучения по цветоведению следует исходить из реальных условий подготовки будущих дизайнеров.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по цветоведению различных приемов активизации эмоционально-эстетических и познавательных сторон восприятия цвета способствует развитию профессионально важных качеств студентов. Использование выделенных нами упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для формирования гармоничного цветовосприятия.
Вместе с тем, проведенное исследование эффективности предложенной нами целостной методической системы обучения, позволяет нам фактически убедиться в том, что ее использование повлияло на качественный уровень параметров колористической деятельности, определяющих специфические свойства гармоничного цветовосприятия, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач. Экспериментальным путем доказано, что обучение цветоведению способствует, во-первых, созданию мотивации к художественно-проектной деятельности, во-вторых, более глубокому ознакомлению студентов с культурой своей страны и культурой других стран и, в-третьих, повышению образовательного потенциала предмета «Цветоведение» в целом. Проблема систематизации упражнений, развивающих компоненты гармоничного цветовосприятия у студентов на начальном этапе подготовки по цветоведению требует дальнейшего исследования в рамках учета специфических условий подготовки архитекторов и дизайнеров.
В заключении, необходимо подчеркнуть важность формирования гармоничного восприятия через знание и овладение спецификой цветовоспроизведения, а также включение в содержание предмета цветоведения навыков работы с национальными элементами и формами народного творчества, как процесса соотношения традиционного и современного в практике эстетического обучения в технических вузах.
125
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Абишева, Сауле Ивановна, Омск
1. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: 2002.
2. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ. -М.: Мир, 1982. 184 е., ил.
3. Айсмен Л. Дао цвета / Пер. с англ. Т. Новиковой. М: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 176 е., ил.
4. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986, 326 е., ил.
5. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе /Н.А. Алексеев Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 332 с.
6. Алексеев С.С. О колорите М.: Изобразительное искусство. - 176 е., ил.
7. Алексеев С., Теплов Б., Шеварев П. Цвет в архитектуре, М.-Л., 1934.
8. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество. М.: 1984
9. Амиргазин К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах: Автореферат дис. .док. Пед. наук. М. 1995. 37 с.
10. Алпатов М.В. Камиль Коро / М.В. Алпатов. М.: Изобразительное искусство, 1984. - 125 с.
11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.,1980. М., 1980, Том 1.
12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 -380 с.
13. Ананьев Б.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие и константность восприятия М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
14. Аскаров Ш.Д. Регион-пространство-город. М.,1988.
15. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 156 с.
16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
17. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: 1984
18. Арстанов М.Ж., Гарунов М.Г., Хайдаров Ж.С. Проблемное обучение в учебном процессе вуза. Алма-Ата «Мектеп», 1979 г. - 79 с.
19. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 183 с.
20. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М. 1980. - 528с.
21. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М., 1985
22. Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., З.У. Жантекеева. Педагогика высшей школы. Алма-Ата : Мектеп, 1989. - 176 с.
23. Базыма Б.А. Цвет и психика.- Харьков, 2001.
24. Бакушинский А.В. Исследования и статьи.- М.: Советский художник, 1981.349 е., илл.
25. Бархин Б.Г. Архитектура и человек. М. 1979.
26. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб. 1997.
27. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Уч. Пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. - 188 с. с ил.
28. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М., Советский художник, 1967. 78 с.
29. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса подготовки специалистов. М. : Высшая школа, 1989. -140 с.
30. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.,1981.
31. Бодалев А.А, Восприятие и понимание человека человеком. М. Изд. Моск. Университета, 1982. - 200 с.
32. Борев Ю. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. 399 е.; с илл.
33. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие /Бучило Н.Ф. Знание, 1980.64 с.
34. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. -Киев, 1991.
35. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1988. 328 е.: ил.
36. Васильев В.Н. Эмоции и мышление / Васильев В.Н. Поплунский В.Н„ Тихомиров О.К, М. Изд. ун-та. 1980. - 192 с.
37. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. / Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс 1987. - 335 с.
38. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 145 с.
39. Величковский Б.М. Психология восприятия. М.: Изд. Моск. университета, 1973. - 246 с.
40. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М: Просвещение, 1969. - 365с.
41. Вибер Ж. Живопись и ее средства / Вибер Ж. М., 1991. 67 с.
42. Визер В. Система цвета в живописи. СПб.: Питер, 2004. - 192 е.: ил.
43. Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
44. Волков Н.Н. Восприятие картины. Под ред. И.П. Глинской. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение. 1976, 32.- 111 ил.
45. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. -140 е., ил.
46. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. - 320 с, илл.
47. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М. : Издательство Московского университета, 1982. -174 с.
48. Выготский Л.С.Психология искусства. / Л.С. Выготский. Минск : Современное слово, 1998.-479 с.
49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1960
50. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. М., 1982.
51. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для студ. гумман. спец. вузов / П.Я. Гальперин. 3-е изд. - М. : Книжный дом «Университет», 2000.-336 с.
52. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии, 1982, № 5.
53. Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. / Под ред. Мих. Лившица. М.: искусство, 1969.
54. Гёте И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. К учению о цвете. -Л.: АН СССР, 1957.
55. Гете И.-В. Об искусстве. Сост., вступит. Статья и примеч. А.В. Гулыги. М.: Искусство, 1975. 663 с.
56. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. Т.М. Сокольской; Под ред. А.Д. Ловиненко. М.: Прогресс, 1899. - 464 е.: ил.
57. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре М.; 1986
58. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1996.
59. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. М., 1970.
60. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Пер. с англ. А.И. Когана. М. : Мир, 1972 - 216 е., ил.
61. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1986. -239 с.
62. Гропиус В. Границы архитектуры. Проблемы материально-художественной культуры. Пер. с нем. М.: Искусство, 1971.
63. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М. Полииздат. 1987. - 286 с.
64. Гуревич М.М, Цвет и его измерение / Гуревич М.М, М.-Л.: АН СССР, 1950.-268 е.; ил
65. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства М.: Стройиздат, 1984.
66. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: уч.пос для ст. вузов / Давыдов В.В. М.: Академия, 2004. - 288 с.
67. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. Пер. с франц., М., 1964.182 е., с илл.
68. Дизайн архитектурной среды: Уч. для вузов. /Г.Б. Минервин. А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В Ефимов, Н.И Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшов М.: архитектура-С, 2004 - 504 е., ил.
69. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин -2 изд. СПб: Питер, 1999. - 359 с.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценнсть. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
71. Елинер И.Г. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн-проектировании: Автореферат дис.канд.искусствоведения. Спец. 17.00.06. СПб, 2001.
72. Ефимов А.В. Колористика города.- М.: Стройиздат, 1990.
73. Ефимов А.В. Моделирование формообразующего действия полихромии // Техническая эстетика, 1977, № 7.
74. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектур. -М.: Стройиздат, 1984 168 е., ил.
75. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., дол. М.: Учпедизд, 1961. - 224с: илл.
76. Изард К, Эмоции человека, ер с англ. М.: Изд. Моск. Унив. 1980. - 440с.
77. Иконников А.В. Дизайн и архитектура. М.: Знание, 1984. - 64 с.
78. Иогансон Б.В. За мастерство живописи. М., 1952.
79. Иттен И. Искусство цвета. Пер с нем. J1. Монаховой, М.: Д.Аронов, 2000.
80. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997
81. Казаринова В.И. Красота. Вкус, экономика. -М.: Экономка, 1985. 240с.
82. Каменский А. Зрителю о живописи. М. Искусство, 1959. - 78 с.
83. Кандинский В.В. О духовном искусстве. JI. 1992.
84. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -560 е.: ил.32.
85. КантИ. Критика способности суждений. М.: Искусство, 1994. § 16, С. 17,22., С. 197.
86. Кантор А. Предмет и среда в живописи. М. Советский художник, 1981. -127 е., ил.
87. Кантор К. Правда о дизайне. М.:АНИР, 1996.
88. Карпушина Н.К. Цвет т тон как основа изобразительной грамоты. -Омск, 1999
89. Кенесарина Ж.С. Освоение закономерной живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога : Дисс. докт.пед наук. Спец. 13.00.02. Алматы, 1999,181 с.
90. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с, илл.
91. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М.: Высш. шк., 1992.-270 е.: ил.
92. Кирилов Е.А Цветоведение. М.: 1987
93. Клингберг JI. Проблемы теории обучения : Пер. с нем. М. : Педагогика, 1981. - 256 с.
94. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности // проблемы способностей / Отв. Ред. В.Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР 1962. -С.153-164.
95. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
96. Кравков С.В. Глаз и его работа. M.-JL, 1950.
97. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Искусство, 1953
98. Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента. -Киев. 1984
99. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. -М.: Плакат, 1987.
100. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 208 е., ил.1. 108. Кузин B.C. Психология. Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник М.: Высшая1. Школа, 1982.-256 е., ил.
101. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.
102. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1962. - 32 с.
103. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2 т., СПб.: Нева; М.: Олма-пресс. (Мировое наследие)
104. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.
105. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / Леонтьев А.Н., 4 изд. -М.: МГУ, 1981-584 с.
106. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / Лернер И.Я. -М: Знание, 1976. 64 с.
107. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
108. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М. : Знание, 1980.-96 с.
109. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 160 с.
110. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства / Логвиненко А.Д.-М.: МГУ, 1981.-224 с.
111. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. / Логвиненко А.Д. М.: МГУ, 1985. 224 с.
112. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
113. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 176 с.
114. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. Ростов н/Д : Феникс 1998. -413 с.
115. Макарова М.Н. «Перспектива». Учебник для студентов вузов. М.: «Академический Проект», 2002. Зрительные иллюзии.
116. Малевич К. Собрание сочинений. М.: 1955, Т. 1.
117. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:1. Педагогика, 1972 168 с.
118. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн. пособие для студентов худож-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
119. Мещерякова В.Т. Гармония и гармоническое развитие / Мещерякова
120. В.Т.-Л.: Наука, 1976.-119 с.
121. Миронова Л.Н. Цветоведение. М., 1984.
122. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство (Россия и Польша). Пер. с французского Е.М. Титаренко. М.: Искусство, 1997. -416 с.
123. Неменский Б.М. Всенаучные формы познания: (О создании программ). // Советская педагогика. М., 1991, № 9.
124. Нестеров М.В. Из писем / сост. Русакова А.А, Л.: Искусство, 1968. 451 е.: ил.
125. Новикова А.В. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе : Дисс.докт.пед.наук. Спец. 13.00.02. Омск, 2006,157 с.133.0конь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
126. Оконь В. Основы проблемного обучения. М. Просвещение, 1968. -208 с.
127. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973
128. Петровский А.В,, Ярошевский Л.Г. История и психология личности. В 2-х томах. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
129. Платонов К.К. Занимательная психология. М. Молодая гвардия, 1986. - 224 е., ил.
130. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий : М. Высшая школа, 1984. 174 с.
131. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 372 с.
132. Платонов К. К. Структуры и развитие личности. Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР. Институт психологии. М., 1986.
133. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М. : Наука, 1982. -309 с.
134. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие / Пономарев Я.А. М.: Просвещение, 1967. - 204 с.
135. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 302 с.
136. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Выш.шк.1984.
137. Попков В.А Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Уч. пособие для студ. учебных заведений. 2 изд., испр. и доп. - М. Издательский центр «Академия», 2004. - 132 с.
138. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1986. - 151 с.
139. Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б.-М., 1972. С. 20-53.
140. Проблемы композиции: сборник научных трудов / Под редакцией В. В. Ванслова. М.: Изобраз.искусство, 2000. - 292 с.
141. Психодиагностика. Теория и практика / Пер. с нем. М. Прогресс, 1986. - 206 с.
142. Психологические проблемы профессиональной деятельности. М. Наука 1991.-168 с.
143. Психология индивидуальных различий / под. Ред. Ю.Б. Гипппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд.во Моск. университета, 1982 - 320 с.
144. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1982 -160 с, илл.
145. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. М.: Медгиз, 1956.
146. Ременко С.Д. Цвет и зрение. Кишинев, 1982
147. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия "Мастера психологии". СПб.: "Питер", 1999. - 720 с.
148. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики / Самохин В.Н. М.: Мысль, 1985. 208 с.
149. Семенюк О.Н. Формообразующие свойства цвета в организации архитектурно-градостроительного пространства в региональных условиях: Дисс.канд. архитектуры. Спец. 18.00.01. Астана, 2004 г.
150. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.
151. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
152. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1986.
153. Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М. -Педагогика, 1984. - 95 с.
154. Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика // Соловьёв B.C. М.: Иск-во, 1991. С. 214.
155. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985.
156. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум для студентов вузов. -Р/на-Дону: Феникс, 2003.
157. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. 87 е.; ил.
158. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидактики (История систем и метода обучения цвету). М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2003. - 352с.
159. Сурина М.О. Формирование образно-концептуальных компонентов. -М.:1991
160. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М.О.
161. Сурина. 2-е изд. изм. и доп. - М.: М.-Ростов н/Д.: МарТ, 2006. - 151 с.
162. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. JT. Изд. ЛГУ. 1988.-166 с.
163. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т., Сост.: Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М, 1985. Том 1.
164. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. - 452с.
165. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. - 128 е., ил., 8 л.ил.
166. Устенко Л.Н. Формирование творчества студента педколледжа средствами изобразительного искусства в системе профессионально-педагогической подготовки: Дисс.канд.пед.наук. Спец. 13.00.02. М., 1998
167. Физиология сенсорных систем. Под ред. В.П. Самсоновой. Л., 1971. ч. 1. Физиология зрения.
168. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В, Дубровиной. М. - Педагогика, 1987. -184 с.
169. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. 6 - М., 1978. - 302 е., ил.
170. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1972. -177 с.
171. Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. 544 е., ил.
172. Циркунов В.Ю. Об эстетической природе зодчества. М.: Стройиздат, 1970.-215 е.; ил.
173. Цойгнер Г. Учение о цвете. Пер. с нем. М.: Стройиздат. 1971.
174. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л. 1953
175. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А. Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с; ил.
176. Шехтер М.С. Зрительные опознания: закономерности и механизмы.
177. М.: Педагогика, 1981. 264 е.; илл.
178. Шорохов Е.Б. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Просвещение.
179. Шпикалова Т.Я. К истокам народного искусства: (О методике преподавания основ народно-прикладного искусства в школе). // М., Искусство в школе 1992, № 4.
180. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 142 с.
181. Эльконин Б.Д. Психология развития: уч. пособие для студ. высш. учебн. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
182. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под общей ред. Иконникова А.В. ВНИИТЭ, М.: Стройиздат, 1990, - 335 е., ил.
183. Юнг К. Психологические типы: пер с нем. / К. Юнг. Минск: Попурри, 1998. -653 с.
184. Юнг К. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи. // Сб. «Психология цвета». М.: 1996.
185. Якиманская И.С. Развивающее обучение / Якиманская И.С. М.: 1979, -144 с.
186. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / Якобсон П.Н.-М., 1964.-87 с.
187. Яковлева Е.Е. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Яковлева. М.: Флинта, 1977. - 224 с.
188. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.