автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин
- Автор научной работы
- Макаров, Алексей Сергеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2008
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин"
На правах рукргшси
».Л
□□345Э012 МАКАРОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
13.00.0S - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Самара 2008
003459012
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет» на кафедре химии и методики её преподавания.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, кандидат
химических наук, профессор Панфилова Людмила Владимировна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Бусыгина Алла Львовна, доктор химических наук, профессор Гаркушин Иван Кириллович
Ведущая организация - ГОУ ВПО «Ульяновский государственный
педагогический университет»
Защита состоится 29 января 2009 года в 14-00 на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет» по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, д.23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет» по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «СГПУ» 29 декабря 2008 г. Режим доступа: Ь«р//55йи.затага.ги
Автореферат разослан «29» декабря 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент
— Левина С.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит совершенствование и усложнение сферы вузовского образования. Особую роль в этом приобретает проблема подготовки учителя нового типа, учителя-профессионала, способного к творчеству, к быстрому и качественному решению возникающих перед ним педагогических задач. Педагогическому вузу необходимо подготовить студентов к творческой педагогической деятельности, в которой приобретаемые профессиональные навыки будут средством развития личности ученика. Важнейшими компонентами такой подготовки являются развитое творческое воображение и способность к его саморазвитию.
Известно, что традиционное образование в России базируется на непрерывном и последовательном усвоении знаний и опирается на репродуктивные возможности обучаемого без учёта личностно-творческого потенциала. Реальность такова, что современному специалисту высокой квалификации приходится работать в сложных, быстро изменяющихся условиях научно-технического прогресса, что требует от него постоянного обновления знаний, высокой общей эрудиции, сочетающейся с глубокими специальными знаниями, навыками проведения научного исследования и творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Современные молодые специалисты с высшим образованием должны быть подготовлены к решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных творческих решений, и способны к творческому саморазвитию. И если платформой для подготовки нового поколения компетентных специалистов становятся углубленные знания, то трамплином, дающим им преимущество в повседневной трудовой деятельности, - креативная деятельность, поэтому в настоящий момент особую актуальность приобретает необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза.
Креативность трактуется учёными с различных позиций как:
• способность личности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.);
• черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс);
• проявление одаренности (А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли, В.М. Шадриков);
• творческая деятельность (A.B. Хуторской) и т.д.
Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Е. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Л.С. Выготским, Д.В. Чернилевским, A.B. Морозовым, A.B. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкиным и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях. Однако нам не удалось найти публикаций, в которых бы рассматривалась проблема развития креативности
студентов как в процессе обучения вообще, так и в процессе изучения химических дисциплин, в частности.
В то же время необходимо подчеркнуть, что химия, как учебная дисциплина, имеет огромный потенциал в развитии креативности. Во-первых, это связано с многообразием химических дисциплин (общая, неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, прикладная химия и т.д.), при изучении которых используются различные методы и приёмы деятельности, предоставляющие широкие возможности как преподавателю, так и студенту. Во-вторых, при изучении химических дисциплин возможны различные формы организации учебных занятий, которые позволяют развивать креативность.
При этом, можно выделить несколько основных противоречий, сложившихся между:
• необходимостью обучения и воспитания творчески мыслящих педагогов и отсутствием хорошо разработанной педагогической технологии развития креативности студентов при изучении дисциплин предметной подготовки;
• требованиями современного общества к творческой способности личности саморазвиваться в быстро изменяющихся условиях и недостаточным вниманием образовательного процесса к развитию креативности студентов;
• базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных знаний и методов обучения, и потребностью современной школы в новых педагогических методах на основе творческого самовыражения учителя.
Вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: изучить педагогические условия и методические приёмы, способствующие обеспечению эффективной реализации возможностей учебного процесса по развитию креативности студентов - будущих учителей химии. Недостаточная изученность проблемы развития креативности и актуальность решения задачи ее развития у студентов в учебном процессе обусловили выбор темы данного диссертационного исследования -«Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин».
Цель исследования - разработка педагогической технологии развития креативности студентов при изучении химических дисциплин.
Объект исследования - совершенствование процесса профессиональной подготовки будущего учителя химии.
Предмет исследования - повышение уровня креативности студентов при изучении химических дисциплин в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие креативных качеств студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин будет более эффективным, если:
1) обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
2) выявить потенциальные возможности таких разделов химии, как
общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов;
3) разработать организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов;
4) разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
5) разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин;
6) определить уровни развития креативности студентов.
Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи исследования:
1. Обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
2. Выявить потенциальные возможности по развитию креативности студентов таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, решение расчётно-экспериментальных задач.
3. Разработать организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
4. Разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
5. Разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.
6. Определить уровни развития креативности студентов.
7. Определить методики и провести диагностику уровней развития креативности студентов естественно-географического факультета и проследить динамику изменения уровней креативности студентов в процессе обучения.
Методологической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теоретические и методологические принципы отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности как определяющей личностную характеристику, обуславливающую способность человека к творчеству (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, М. Воллах, Н. Коган, С. Медник); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); психологической теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.); теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, ПЛ. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и
др.); системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов в подготовке учителя (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, В.А. Сластенин и др.); исследования в области теорий педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кпарин, И.П. Волков, А.М. Матюшкин); концепции конструирования и моделирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.И. Третьякова, М.Л. Поташник); современные исследования в компетентностно-ориентированном образовании (И.Г. Бердников, М.В. Кларин, Л.В. Панфилова).
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, метод тестов, мониторинговый метод исследования, включающий диагностику уровня развития креативных способностей студентов, опрос, постановка педагогического эксперимента и т.д.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме креативности; сформулированы цель, рабочая гипотеза и задачи исследования; анализировались основные этапы проектирования педагогической технологии, ориентированной на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин, разрабатывались организационно-методические модели развития креативности студентов разных курсов обучения.
На втором этапе (2006-2007 гг.) разрабатывался комплект учебно-методических материалов по развитию креативности студентов. Был проведён лонгитюдный эксперимент на выявление уровней развития креативности студентов.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась систематизация и перепроверка результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин, формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.
Базой исследования был выбран естественно-географический факультет Самарского государственного педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали 357 студентов 1-5 курсов данного факультета по специальности «Химия, биология».
Научная новизна исследования состоит в:
1) обосновании потребности и необходимости разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
2) выявлении потенциальных возможностей по развитию креативности студентов таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач;
3) разработке организационно-методических моделей развития
креативности студентов 1-У курсов;
4) разработке и апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
5) разработке и апробации дидактического комплекта методических материалов (задания творческого характера, создание ситуаций, приближенных к практике, вопросы проблемного характера, создание и использование дидактических сказок и стихов, постановка проблемного эксперимента, использование информационно-коммуникационных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов;
6) определении уровней развития креативности студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении
специфики развития креативности студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки; в определении химических дисциплин обладающих наибольшим потенциалом по развитию креативности студентов; в теоретическом обосновании технологии и организационно-методических моделей развития креативности студентов при изучении химических дисциплин; в определении уровней развития креативности студентов.
Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-методических условий и в апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин. Полученные результаты способствуют совершенствованию подготовки будущего учителя химии по развитию творческого мышления учащихся.
На защиту выносятся:
1. Организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
2. Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
3. Дидактический комплект методических материалов (задания творческого характера; создание ситуаций, приближенных к практике; вопросы проблемного характера; создание и использование дидактических сказок и стихов; постановка проблемного эксперимента; использование информационно-коммуникацнонных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования; репрезентативностью объёма выборок и значимостью опытных данных; экспериментальным подтверждением эффективности гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на:
- научно-практических конференциях: на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию д.б.н., проф. Л.В. Воржевой «Методология и методы научных исследований в области естествознания» (Самара, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы химического образования» (Иркутск,
2006), Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Творческий потенциал специалиста» (Белгород, 2008);
- на заседаниях кафедры химии и методики её преподавания естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета;
- посредством внедрения разработанной технологии и дидактического комплекта методических материалов в учебный процесс естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета (в том числе и в ходе педагогической практики в школах города Самары и области).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, основных результатов исследования и выводов, библиографического списка из 167 наименований, 8 приложений, 23 рисунков, 4 таблиц. Общий объём работы составляет 142 страницы машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность исследования, определяется его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; изложены положения, выносимые на защиту; раскрыта научная новизна и практическая значимость; даются сведения об апробации полученных результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические основы разработки технологии по развитию креативности студентов в процессе обучения» рассматривается понятие креативности, характеризуются её структура и содержание, формы и методы её развития, а также проблемы и перспективы современного высшего химического образования.
Анализ состояния проблемы креативности и творчества в современной науке и практике показал, что в зависимости от эволюционных этапов развития философской и педагогической наук развивались и изменялись взгляды на проблему человеческого творчества. Нами была прослежена эволюция научных представлений о феномене креативности. В работах авторов конца XX века и начала XXI века о природе креативности показано, что её характеристики связаны с набором свойств личности, проявляющихся в определенной профессиональной деятельности. Проанализировав различные подходы как отечественных, так и зарубежных исследователей, мы выделили два наиболее распространенных представления о феномене креативности:
1. Определение креативности, исходя из творческого достижения; согласно этому определению, креативность — это деятельность человека, создающая новые оригинальные ценности.
2. Креативность как изначальная способность человека к деятельности в самовыражении и самоактуализации. В современных исследованиях имеет место тенденция рассмотрения креативности как комплекса интеллектуальных особенностей индивида, присущих каждой личности.
Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, М.М. Кашапов выделяют
различные параметры креативности, общими из которых являются беглость, гибкость, оригинальность мышления и тщательность разработки решений (идей). Рассматривая структуру креативности, Д.Б. Богоявленская выделяет 3 уровня интеллектуальной активности в среде креативного обучения: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.
Далее в работе рассматриваются структура и содержание креативности как основы творческой педагогической деятельности. Творчество не врожденное свойство личности, поэтому творческие качества можно и нужно развивать в человеке. Следовательно, профессиональное становление педагога невозможно рассматривать отдельно от личностного развития, так как именно личностное самоопределение отражает духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению и применению знаний, умений и навыков в собственной педагогической деятельности. А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский выделяют 4 уровня педагогического творчества, профессиональное становление педагога происходит от уровня подражания до самого высокого уровня - подлинного творчества. Они считают, что условиями проявления креативности является наличие творческой личности, творческого процесса и творческой среды. Ими же разработана современная структура креативности, которая включает в себя интеллектуальную и социальную креативность, очень тесно переплетенные между собой. По мнению П.И. Пидкасистого, педагогическое творчество состоит из таких компонентов, как потребность и мотивация к творчеству, профессионально-личностные особенности педагога и профессиональная компетентность.
К основным формам и методам развития креативности относятся интуитивные методы, алгоритмические методы и методы эвристики.
Важное значение для развития креативности имеют и различные педагогические технологии обучения. Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. В настоящее время авторами выделяются общедидактические, частнометодические и локальные технологии. Каждая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, к которым относятся концепту альность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Рассматривая проблемы и перспективы высшего химического образования в России, можно отметить, что совершенствование высшего химического образования, по мнению ряда авторов, должно идти в двух направлениях: 1) необходимо создать целостную концепцию химического образования, которая позволила бы определить место химии среди других естественных наук, интегрировать фундаментальные основы «различных химий», конкретизировать и раскрыть специфику предмета; 2) фундаментализация знаний выпускников должна стать главным, ведущим требованием к подготовке специалистов, поскольку именно такие студенты
смогут быстро осваивать новые технологии и решать новые научные задачи.
Таким образом, одной из наиболее важных и актуальных задач, является разработка такого варианта содержания и структуры высшего химического образования, который позволил бы эффективно и в заданные сроки сформировать предметные и функциональные знания выпускника, необходимые и достаточные для его адаптации в обществе и превращения в полноценного специалиста.
Во второй главе «Разработка и апробация технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин» излагается ход её разработки и результаты опытно-экспериментальной работы. В основу предлагаемой технологии были положены дидактические принципы подготовки творчески мыслящих студентов (Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А.), а также наша методика того же направления.
При этом для реализации технологии нами также была разработана модель технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин (рис.1).
Названная технология состоит из общей характеристики, концептуальной части, особенности содержания и процессуального содержания. Концептуальная часть её включает целевые установки и ориентации:
• развитие креативности студентов с целью овладения творчеством, как видом и компонентом современной педагогической деятельности, что позволит студешу (как будущему учителю) моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса;
• реализация личностно-ориентированного подхода к обучаемому на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, воспитанности поведения; планирования дальнейшей профессиональной деятельности;
• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создание образовательного фундамента умений, взглядов и убеждений, необходимых современному учителю;
• формирование целей обучения и воспитания студентов с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений обучаемых в изучении отдельных вопросов и дисциплин, а также в других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса.
ЦЕЛЬ: развитие креативности студентов
ЗАДАЧИ:
1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
2) формирование умений принимать нестандартные решения;
3) создание условий для раскрытия личностного потенциала студентов, их оптимального самоопределения и самореализации.
принципы:
системности, последовательности условий н цепей формирования творческой педагогической деятельности студентов, комплексного взаимодействия всех субъектов обучения и воспитания, сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов, единства, целостности н преемственности, обучения с практической деятельностью студентов, гуманизации процесса развития личности студентов
СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(общая и неорганическая химия, методика обучения химии, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчйтно-эксперименгальных задач)
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ
СРЕДСТВА! ОБУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗА-1 ЦИОННЫЕ! ФОРМЫ
Проблемный, развивающий, поисковый, практический (моделирование, эксперимент), исследовательский, мозгового штурма, придумывания, морфологического ящика, инверсии, гиперболизации
Задания творческого характера, использование ИКТ, создание ситуаций, приближенных к практике, вопросы проблемного характера, создание и использование дидактических сказок и стихов, постановка проблемного химического эксперимента
Лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
Результативность обучения:
умения самостоятельно обращаться с информацией; опыт экспериментальной и научной работы; развитие креативности, создание нового творческого продукта
Рис. 1. Модель технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин
В основу технологии были положены следующие основные дидактические принципы обучения: системность, последовательность условий и целей формирования творческой педагогической деятельности студентов; комплексное взаимодействие всех субъектов обучения и воспитания; сознательность, творческая активность и самостоятельность студентов; единство, целостность и преемственность; обучение с практической (предметной) деятельностью студентов; гуманизация процесса развития личности студентов.
Целью развития креативности студентов является теоретическая и практическая подготовка учителя к осуществлению творческой педагогической деятельности.
Процессуальная характеристика технологии. Достижение целей обучения зависит не только от выбранного предметного содержания, но и от методов обучения. Методы обучения реализуются в различных организационных формах и при использовании различных средств обучения. Для развития креативного мышления необходимо использовать те методы, которые способны развивать у студентов такие операции логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование и т.д., учат студентов ставить проблему, интерпретировать полученную информацию, высказывать свою позицию, пытаться применять знания в новых условиях, модифицировать, видоизменять полученные знания.
С целью развития креативных способностей студентов в ходе работы нами были определены дисциплины, содержание которых является наиболее благоприятным для развития креативности.
Для реализации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин нами разработаны организационно-методические модели развития креативных способностей студентов 1-У курсов. В качестве примера на рисунке 2 приведена организационно-методическая модель развития креативных способностей студентов на 1 курсе. Эта модель включает в себя систему специальных заданий и формы организации учебных занятий: лекции, семинарские и лабораторно-практические работы по различным химическим дисциплинам, изучаемым на 1-ом курсе. Данные задания и формы организации учебного процесса направлены на развитие таких креативных способностей, как беглость и гибкость мышления, оригинальность и степень разработанности решений. Можно отметить, что на лекционных занятиях использовались вопросы проблемного характера.
Задания творческого характера применялись на семинарских занятиях. Эти задания требуют от студентов высокой мыслительной активности с непосредственным обращением к дополнительной литературе. Для повышения уровня креативности студентов нами была разработана система творческих (теоретических и практических) заданий по учебным химическим дисциплинам для каждого курса в отдельности.
Рис. 2. Организационно-методическая модель развития креативности студентов на I курсе
В частности мы использовали следующие виды творческих заданий:
• познавательные и нестандартные задачи, которые могут иметь один правильный ответ при различных вариантах решений;
• экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи;
• задачи на преобразование и проектирование опытов;
• задачи, развивающие логические и комбинаторные способности, предполагающие поиск неизвестного с помощью анализа через синтез;
• задачи с «изюминкой», требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода (интуиции).
Постановка проблемного эксперимента осуществлялась на лабораторно-практических занятиях. В процессе изучения химии эксперимент выполняет ряд важнейших функций: эвристическую, корректирующую, обобщающую и исследовательскую. Перечисленные функции химического эксперимента в яркой и убедительной форме проявляются при выполнении лабораторных работ проблемного характера. Именно проблемный характер эксперимента дает возможность не только устанавливать новые факты, но и исправлять ошибки в знаниях студентов, уточнять и корректировать понимание отдельных вопросов курса химии. Принципиальное отличие экспериментальных работ проблемного характера от обычных лабораторных работ заключается в том, что проблемные опыты проводятся не просто по заданной инструкции, а опираются на творческий характер их выполнения. Ведь хорошо известно, что выполнение лабораторных опытов по инструкции значительно снижает степень самостоятельности студентов и затрудняет учет их индивидуальных
особенностей. Решение же доступных экспериментальных проблем побуждает к проявлению самостоятельности, развивает творческие способности.
На занятиях по «Теории и методике обучения химии» студенты 3 курса занимались разработкой дидактических сказок и стихов. Дидактическими могут называться такие стихи и сказки, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат информацию по изучаемому предметному материалу. При их создании важно правильно настроить студентов на поиск новых идей и, как результат, на написание сказки или стиха. Дидактические сказки в обучении химии позволяют раскрыть любую из тем. Теоретическая часть, необходимая для усвоения, многократно прочитывается студентом, анализируется, комбинируется, сопоставляется и только потом превращается в творческий продукт. Применение такого приёма хорошо ещё и тем, что даже самые слабые студенты проявляют огромный интерес, и порой их работы превосходят все остальные.
В ходе экспериментальной работы наряду с традиционными формами обучения нами были также использованы информационно-коммуникационные средства обучения.
Применение информационно-коммуникационных средств обучения (прежде всего ПК) вносит изменения во взаимосвязи между преподавателем и студентом, обеспечивая неограниченные возможности для самостоятельной деятельности обучаемого. Информационно-коммуникационные средства обучения позволяют: 1) вырабатывать у студентов навыки рациональной организации учебного труда; 2) формировать интерес к изучаемому предмету; 3) целенаправленно формировать обобщенные приёмы умственной деятельности; 4) развивать самостоятельность студентов; 5) готовить студентов к творческой преобразующей деятельности, т.е. развивать у них собственную креативность; 6) вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять их за счёт самостоятельной работы.
Для проверки эффективности технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин с 2005 по 2008 гг. был проведён лонгитюдный эксперимент на базе Самарского государственного педагогического университета. Выявление уровней развития креативности студентов осуществлялось с помощью теста дивергентного (креативного) мышления Е. Туника и вербальной креативности С. Медника. Используя процентную шкалу по методике С. Медника, построенную с учётом индекса оригинальности, индекса уникальности, показателя «количество ответов» и суммарного показателя (в баллах) по методике Е. Туника, мы поделили студентов по уровням развития креативности на низкий, средний и высокий.
За студентами 1-го, 2-го, 3-го курсов наблюдения проводились в течение 3,5 лет (2005-2008 гг.), за студентами 4-го курса в течение 2-х лет (2005-2007 гг.), за студентами 5-го курса в течение одного года (2005-2006 гг.). Полученные результаты отражены на рисунках 3-7.
Рис. 3. Изменение уровня креативности студентов 1-го курса в процессе обучения в %
Низкий
Высокий
Рис. 4. Изменение уровня креативности студентов 2-го курса в процессе обучения в %
Рис. 5. Изменение уровня креативности студентов 3-го курса в процессе обучения в %
Рис. 6. Изменение уровня креативности студентов 4-го курса в процессе обучения в %
Средний
-♦-2005 Г.
-в-2006 Г.
Рис.7. Изменение уровня креативности студентов 5-го курса в процессе обучения в %
Отражённые на рисунках 3-7 данные показывают, что уровень креативности студентов повысился. Так высокого уровня развития креативности к концу эксперимента достигли 23,5% студентов 1-го курса (до эксперимента - 14%), 21,1% студентов 2-го курса (до эксперимента - 12,3%), 39,6 % студентов 3-го курса (до эксперимента - 29,2%), 30,1% студентов 4-го курса (до эксперимента - 22,2%), 29,6% студентов 5-го курса (до эксперимента -24,6%).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что разработанная технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин повышает уровень развития креативности у большинства обучаемых до среднего и высокого. Данные проведённого нами эксперимента позволяют признать достоверность исходной гипотезы исследования, а также показывают эффективность разработанных нами организационно-методических моделей.
Выводы:
1. Выявлены потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов.
2. Разработаны организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
3. Представлена и апробирована технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
4. предъявлен и апробирован дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.
5. Сформулированы основные уровни развития креативности студентов.
6. Определены методики и проведена диагностика уровня развития креативности студентов естественно-географического факультета в процессе обучения.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ
1. Использование проблемного метода обучения в развитии креативности студентов при изучении химии в педагогическом вузе / A.C. Макаров, JI.B. Панфилова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Научно-методический журнал. - №1. - Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2008. - С. 88-92.-0,3 п.л.
Научные статьи и материалы конференций
2. Макаров A.C. Применение креативного подхода в обучении химии / A.C. Макаров // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Современные проблемы химического образования». - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006. - С.55-56.-0,1 п.л.
3. Макаров A.C., Панфилова Л.В. Использование информационных технологий обучения по развитию творческого мышления / A.C. Макаров, Л.В. Панфилова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. 100-летию д.б.н., проф. Л.В. Воржевой «Методология и методы научных исследований в области естествознания». - Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - С.319-325. - 0,4 п.л.
4. Макаров A.C., Панфилова Л.В. Развитие креативных качеств личности студентов при изучении химии в педагогическом вузе / A.C. Макаров, Л.В. Панфилова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник трудов VI-й Международной научно-практической конференции. - Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2008. - С.90-91. - 0,1 п.л.
5. Макаров A.C., Панфилова Л.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии креативности студентов / A.C. Макаров, Л.В. Панфилова//Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Творческий потенциал специалиста». - Белгород: Изд-во ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С. 135-140. - 0,3 п.л.
6. Макаров A.C. Развитие креативного потенциала студентов в вузе /A.C. Макаров // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Творческий потенциал специалиста». - Белгород: Изд-во ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С. 270-272. - 0,2 п.л.
Подписано в печать 26.12.08. Тираж 100 экз. Заказ № 264. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Объем - 1,19усл. п. л. Формат 60 х 84/16
Отпечатано в типографии ООО «Инсома-пресс» ул. Сов. Армии, 217; тел.: 926-07-51
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Макаров, Алексей Сергеевич, 2008 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Состояние и анализ проблемы креативности и творчества в современной науке и практике.
1.2. Структура и содержание креативности как основы творческой педагогической деятельности.
1.3. Методы и формы развития креативности.
1.4. Общая характеристика педагогических технологий обучения.
1.5. Совершенствование химического образования как важнейшая составляющая модернизации высшего образования.
ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
2.1. Общая характеристика технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
2.2. Концептуальная часть технологии.
2.3. Процессуальная характеристика технологии развития креативности студентов при изучении химических дисциплин.
2.4. Экспериментальная проверка эффективности реализации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
ВЫВОДЫ ПО 2-ОЙ ГЛАВЕ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин"
Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит совершенствование и усложнение сферы вузовского образования. Особую роль в этом приобретает проблема подготовки учителя нового типа, учителя-профессионала, способного к творчеству, к быстрому и качественному решению возникающих перед ним педагогических задач. Педагогическому вузу необходимо подготовить студентов к творческой педагогической деятельности, в которой приобретаемые профессиональные навыки будут средством развития личности ученика. Важнейшими компонентами такой подготовки являются развитое творческое воображение и способность к его саморазвитию.
Известно, что традиционное образование в России базируется на непрерывном и последовательном усвоении знаний и опирается на репродуктивные возможности обучаемого без учёта личностно-творческого потенциала. Реальность такова, что современному специалисту высокой квалификации приходится работать в сложных, быстро изменяющихся условиях научно-технического прогресса, что требует от него постоянного обновления знаний, высокой общей эрудиции, сочетающейся с глубокими специальными знаниями, навыками проведения научного исследования и творческим отношением к своей профессиональной деятельности. Современные молодые специалисты с высшим образованием должны быть подготовлены к решению новых профессиональных задач, требующих нестандартных творческих решений, и способны к творческому саморазвитию. И если платформой для подготовки нового поколения компетентных специалистов становятся углубленные знания, то трамплином, дающим им преимущество в повседневной трудовой деятельности, -креативная деятельность, поэтому в настоящий момент особую актуальность приобретает необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза.
Креативность трактуется учёными с различных позиций:
• как способность личности (Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Д.В. Чернилевский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.);
• черта личности (К. Тейлор, А. Маслоу, К. Роджерс);
• проявление одаренности (A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, В.М. Шадриков);
• творческая деятельность (A.B. Хуторской) и т.д.
Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Е. Торренса, Э. Фромма. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась JI.C. Выготским, Д.В. Чернилевским, A.B. Морозовым, A.B. Хуторским, В.Н. Дружининым, Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкиным и др. Перечисленные исследователи рассматривали проблему развития креативности различных представителей учебного процесса (учителей, преподавателей, учеников, ребенка и т.д.) в разнообразных педагогических условиях. Однако нам не удалось найти публикаций, в которых бы рассматривалась проблема развития креативности студентов как в процессе обучения вообще, так и в процессе изучения химических дисциплин, в частности.
В то же время необходимо подчеркнуть, что химия, как учебная дисциплина, имеет огромный потенциал в развитии креативности. Во-первых, это связано с многообразием химических дисциплин (общая, неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, прикладная химия и т.д.), при изучении которых используются различные методы и приёмы, предоставляющие широкие возможности как преподавателю, так и студенту. Во-вторых, при изучении химических дисциплин возможны различные формы организации учебных занятий, которые позволяют развивать креативность.
Таким образом, можно выделить несколько основных противоречий, сложившихся между:
• необходимостью обучения и воспитания творчески мыслящих педагогов и отсутствием педагогической технологии развития креативности студентов при изучении дисциплин предметной подготовки;
• требованиями современного общества к творческой способности личности саморазвиваться в быстро изменяющихся условиях и недостаточным вниманием образовательного процесса к развитию креативности студентов;
• базовой подготовкой педагога, которая ограничивается чаще всего освоением традиционных знаний и методов обучения, и потребностью современной школы в новых педагогических методах на основе творческого самовыражения учителя.
Вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: изучить педагогические условия и методические приёмы, способствующие обеспечению эффективной реализации возможностей учебного процесса по развитию креативности студентов — будущих учителей химии. Недостаточная изученность проблемы развития креативности и актуальность решения задачи ее развития у студентов в учебном процессе обусловили выбор темы данного диссертационного исследования - «Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин».
Цель исследования - разработка педагогической технологии развития креативности студентов при изучении химических дисциплин.
Объект исследования - совершенствование процесса профессиональной подготовки будущего учителя химии.
Предмет исследования - повышение уровня креативности студентов при изучении химических дисциплин в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие креативных качеств студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин будет более эффективным, если:
1) обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
2) выявить потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов;
3) разработать организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов;
4) разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
5) разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин;
6) определить уровни развития креативности студентов.
Для реализации поставленной цели и выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи исследования:
1. Обосновать потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
2. Выявить потенциальные возможности по развитию креативности студентов при изучении таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, решение расчётно-экспериментальных задач.
3. Разработать организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
4. Разработать и апробировать технологию развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
5. Разработать и апробировать дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.
6. Определить уровни развития креативности студентов.
7. Определить методики и провести диагностику уровней развития креативности студентов естественно-географического факультета и проследить динамику изменения уровней креативности студентов в процессе обучения.
Методологической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы:
• теоретические и методологические принципы отечественных и зарубежных учёных по проблеме креативности, как определяющей личностной характеристики, обуславливающей способность человека к творчеству (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, М. Воллах, Н. Коган, С. Медник);
• теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн);
• психологическая теория развития личности (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.);
• теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев и др.);
• системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы в подготовке учителя (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, В.А. Сластенин и др.);
• исследования в области теорий педагогических технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.П. Волков, A.M. Матюшкин);
• концепции конструирования и моделирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, П.И. Третьякова, М.Л. Поташник);
• современные исследования в компетентностно-ориентированном образовании (И.Г. Бердников, М.В. Кларин, Л.В. Панфилова).
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, метод тестов, мониторинговый метод исследования, включающий диагностику уровня развития креативных способностей студентов, опрос, постановка педагогического эксперимента и т.д.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме креативности; сформулированы цель, рабочая гипотеза и задачи исследования; анализировались основные этапы проектирования педагогической технологии, ориентированной на развитие креативности студентов при изучении химических дисциплин, разрабатывались организационные модели развития креативности студентов разных курсов обучения.
На втором этапе (2006-2007 гг.) разрабатывался комплект учебно-методических материалов по развитию креативности студентов. Был проведён лонгитюдный эксперимент на выявление уровней развития креативности студентов.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась систематизация и перепроверка результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин, формулировались выводы, оформлялась диссертационная работа.
Базой исследования был выбран естественно-географический факультет Самарского государственного педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали 357 студентов 1-5 курсов естественно-географического факультета по специальности «Химия, биология».
Научная новизна исследования состоит в:
1. обосновании потребности и необходимости разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
2. выявлении потенциальных возможностей по развитию креативности студентов при изучении таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, методика обучения химии, прикладная химия, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач;
3. разработке организационно-методических моделей развития креативности студентов 1-У курсов;
4. разработке и апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин;
5. разработке и апробации дидактического комплекта методических-материалов (задания творческого характера, создание ситуаций приближенных к практике, вопросы проблемного характера, создание и использование дидактических сказок и стихов, постановка проблемного эксперимента, использование информационно-коммуникационных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов;
6. определении уровней развития креативности студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфики развития креативности студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки; в определении химических дисциплин, обладающих наибольшим потенциалом по развитию креативности студентов; в теоретическом обосновании технологии и организационных моделей развития креативности студентов при изучении химических дисциплин; в определении уровней развития креативности студентов.
Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-методических условий и в апробации технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин. Полученные результаты способствуют совершенствованию подготовки будущего учителя химии по развитию творческого мышления учащихся.
На защиту выносятся:
1. Организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
2. Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
3. Дидактический комплект методических материалов (задания творческого характера; создание ситуаций, приближенных к практике; вопросы проблемного характера; создание и использование дидактических сказок и стихов; постановка проблемного эксперимента; использование информационно-коммуникационных технологий обучения), направленных на развитие креативности студентов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования; репрезентативностью объёма выборок и значимостью опытных данных; экспериментальным подтверждением эффективности гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- на научно-практических конференциях: на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию д.б.н., проф. Л.В. Воржевой «Методология и методы научных исследований в области естествознания» (Самара, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы химического образования» (Иркутск, 2006), Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2008); Всероссийской научно-практической конференции «Творческий потенциал специалиста» (Белгород, 2008);
- на заседаниях кафедры химии и методики её преподавания естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета;
- посредством внедрения разработанной технологии и дидактического комплекта методических материалов в учебный процесс естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, основных результатов исследования и выводов, библиографического списка из 168 наименований, 8 приложений, 23 рисунков, 4 таблиц. Общий объём работы составляет 141 страницу машинописного текста.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по 2-ой главе
1. Обоснована потребность и необходимость разработки технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
2. Выявлены потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, прикладная химия, методика обучения химии, химия окружающей среды, HPK: решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов;
3. Разработана, апробирована и определена эффективность технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
4. Разработаны организационно-методические модели развития креативности студентов I-V курсов.
5. Проведена диагностика уровня развития креативности студентов естественно-географического факультета по специальности учитель химии и биологии по методике С.Медника и тестов на дивергентное мышление Е.Туника, и показано изменение уровня креативности студентов при изучении химических дисциплин.
6. Разработан и апробирован дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.
Внедрение технологии развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин позволило повысить уровень креативности студентов естественно-географического факультета.
Заключение
Существующие подходы к проблеме креативности, выделение различных видов, факторов и критериев позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а сама креативность стала рассматриваться как необходимость в жизнедеятельности современного человека. Станет ли деятельность творческой, а педагогическая в частности, зависит от того, сможет ли педагог эффективно раскрыть и реализовать в будущем учителе — студенте креативный потенциал. Все это возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет процессом «добывания» знаний, где студент вместе с преподавателем будут в определенном смысле сотворцами тех событий, в которые они включены.
Создание в учебном заведении творческой атмосферы позволяет включить механизмы общего и профессионального саморазвития личности студента. В этом реализуется индивидуальный подход к развитию профессионально-значимых качеств личности студентов.
1. Выявлены потенциальные возможности таких разделов химии, как общая и неорганическая химия,, органическая химия и основы супрамолекулярной химии, аналитическая химия, физическая химия, прикладная химия, методика обучения химии, химия окружающей среды, решение расчётно-экспериментальных задач по развитию креативности студентов.
2. Разработаны организационно-методические модели развития креативности студентов 1-У курсов.
3. Разработана и апробирована технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин.
4. Разработан и апробирован дидактический комплект методических материалов, направленных на развитие креативности студентов.
5. Определены основные критерии уровня развития креативности студентов.
6. Определены методики и проведена диагностика уровня развития креативности студентов естественно-географического факультета и прослежена динамика изменения уровня креативности студентов в процессе обучения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Макаров, Алексей Сергеевич, Самара
1. Абульханова-Славская К.А. Мысль и действие. — М., 1968.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995.-№1.-С. 111-113.
4. Акопьян В. А. Система подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Дисс. . канд. пед. наук. — Самара, 2004.
5. Акофф P.JI. Рассогласование между системой образования и требованиями к успешному управлению // Вестник высшей школы. 1990. -№2. - С.50-54.
6. Амонашвили III.А. В школу с шести лет // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1988.
7. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.
8. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.
9. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 1-2.
10. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.
11. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988. - С. 167.
12. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань,1994.
13. Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997.
14. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. - С. 348.
15. Асеев В.Г. Мотивы поведения и формирование личности. М.,1976.
16. Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. — 1978. — №1. С.70-80.
17. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. 1991. - №5. - С. 50-56.
18. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1985. С. 32.
19. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М, 1988.
20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
21. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. -Екатеринбург, 1996.
22. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. 1981. -№ 3. - С. 34-37.
23. Белякова Г.Я. Профессиональная этика. М., 1975.
24. Березина В.Г., Викентьева И.Л., Модестова С.Ю. «Детство Творческой Личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель». -СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995. С. 30-40; 51-57.
25. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
26. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
27. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.-С. 182-195.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973.
29. Брушлинский A.B. Воображение и творчество // Кн. Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. — М., 1969.
30. Брушлинский A.B. Проблема развития в психологии и психология мышления / Принцип развития в психологии. — М., 1978. С.38-63.
31. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.
32. Воробьёва Г.В. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991.
33. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.,1956.
34. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1996.
35. Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения. Дисс.канд. психол. наук. - Казань, 1999.
36. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. 1971.-№4.
37. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М, 1965. - С.433-456.
38. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.
39. Дружинин В.Н. Интеллект: структура, развитие, диагностика // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования. Тверь, 1997.-т. 9.-С. 64-74
40. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2001.
41. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 368 с.
42. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.1988.
43. Завалишина Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач // Вопросы психологии. 1979. - № 2 - С. 109-116.
44. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
45. Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999. - 383 с.
46. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.5 1996.
47. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство Речь, 2003. — 400 с.
48. Ильина Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом // Хозяинов Г.И. Формирование дидактической теории. М.: Знание, 1984.
49. Кан-Калик В.А. Основы прогрессивного педагогического общения. -Грозный, 1979.
50. Каракулова И., Окуловская И., Рожков Н., Ашнин Н. Международное сотрудничество и совершенствование курса «Химия» // Вестник высшей школы. 1999. - № 4. - С. 17-18.
51. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. СПб.: Алетейя, 2000.
52. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. -М.: ПЕР СЭ, 2006.
53. Кедров Б.М. О теории научного открытия // Кн. Научное творчество / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. М., 1969. - С. 23-94.
54. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997.
55. Козленко В.Н. Психологические особенности креативов в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1982.
56. Колесов Д.В., Соколов E.H. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. 1992. - № 6.
57. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. -М., 1989.
58. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996.
59. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1977.
60. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в мыслительнойдеятельности и обучении взрослых: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 1977.
61. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. С. 133-134.
62. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. М.: Сов. Педагогика, 1965. -№3.
63. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
64. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учеб. пос. — М.: Прометей, 1993. 562 с.
65. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986.
66. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
67. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. H.H. Баженова. М., 1988.
68. Ляликов Ю.С. Химия в часы досуга. Кишинев, 1989. - 107 с.
69. Макарова Л.Л., Овечкина O.A. Совершенствование химического образования как важная составляющая концепции модернизации высшего образования // Вестник Удмуртского Университета. Психология и педагогика. -2006.-С. 49-54.
70. Максимова Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 2001. — 24 с.
71. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. 1992. - №9-10.
72. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
73. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -М., 1997.
74. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М.,1982.
75. Матюнин Б .Г. Нетрадиционная педагогика. -М., 1994. С. 10.
76. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.
77. Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984.-С. 18-24.
78. Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М., 1968.
79. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993.
80. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1977.
81. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79.-Лондон-Нью-Йорк, 1978.
82. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.
83. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. - № 5.
84. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.,1983.
85. Морозов A.B. Диагностика креативности в педагогической деятельности. -М., 2001.
86. Морозов A.B. Креативность преподавателя высшей школы. — М.,2002.
87. Морозов A.B. Формирование креативности непрерывного образования. -М., 2003.
88. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. -2-е изд. испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004.
89. Неорганическая химия: Методические рекомендации для студентов естественно-географического факультета отделения химия и биологии / Сост. С.Л. Молчатский, И.В. Шушкова, М.М. Теряева. Самара: Издательство СамГПУ, 2007. - 62 с.
90. Общая химия: Методические рекомендации для студентов естественно-географического факультета отделения химия и биология / Сост. C.JI. Молчатский, И.В. Шушкова, М.М. Теряева. — Самара: Издательство СамГПУ, 2007. 40 с.
91. Одаренные дети / Пед. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.,1991.
92. Олах А. Творческий потенциал и личностные переменные. М.,1984.
93. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов H.A. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии. М.: АРКТИ, 1998. -48 с.
94. Остапенко A.A. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998.
95. Палтышев H.H. Поэтапное обучение физике // Сов. Педагогика. 1988. № 12.
96. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
97. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / Вестник Московского университета. Сер. 14. - Психология. - 1984. - №4.
98. Пиаже Ж. О природе креативности // Вестник Московского университета. Психология. - 1996. -№3. - Серия 14. - С. 8 -16.
99. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Кн. Избранные психологические труды. М., 1994.
100. ЮО.Пидкасистый П.И., Воробьева H.A. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М.: Педагогическое общество России, 2007.
101. Пидкасистый П.И., Портнов M.JL Искусство преподавания. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 184 с.
102. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневнойжизни. М.: АРКТИ, 1999. - 136 с.
103. Полонский Я. О законах творчества // Русский вестник. М., 1892.
104. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М., 1976.
105. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
106. Пономарев Я.А.Психология творческого мышления. М., 1960.
107. Попков В.А., Коржуев A.B. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 184 с.
108. Практический интеллект / Р.Дж.Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж.Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002.
109. Просецкий П.А, Семиченко В.А. Психология творчества. М.,1989.
110. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.,1967.
111. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. -М., 1994.
112. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.1990.-№1.~ С. 164-168.
113. Рубинштейн C.JT. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
114. Рубинштейн СЛ. Принцип творческой самодеятельности // В книге «Избранные философско-психологические труды». -М., 1997.
115. Рубцов М.В., Байчиков А.Г. Синтетические химико-фармацевтические препараты. -М.: Медицина, 1971. 328 с.
116. Пб.Рындак В.Г., Москвина А.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
117. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.
118. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1993.-83 с.
119. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.:
120. Народное образование, 1998.
121. Семенов Е.Е. Размышление об эвристиках // Математика в школе.1995.
122. Семин Ю.С. Интеграция содержания профессионального образования. // Педагогика. 2002. - № 2. - С. 20-25.
123. Сироткин О., Сироткин Р. О концепции химического образования // Высшее образование в России. -2001. -№ 6. С. 137-139.
124. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Сов. педагогика. — 1991. —1.
125. Сластенин В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990.9.
126. Соловов A.B. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1996. №1. - С. 13-19.
127. Соловов A.B. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997. - №3. - С. 100-107.
128. Соловов A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. - 138 с.
129. Сорокин В.В. Фундаментализация обучения химии в вузе. М.: МГУ, 1991.-91 с.
130. Суханов А. Концепции фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1999. - № 2. - С. 5962.
131. Теория познания. Социально-культурная природа познания / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана: В 2т. Т.2. - М., 1991.
132. Томилин О.Б., Романов K.M., Демкина С.И., Бузуков В.И., Живечкова Л.А. Образовательные технологии и новый век // Интеграцияобразования. 2002. - № 1. - С. 26-32.
133. Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т. Зинкевич-Евстигнеевой. -СПб.: «Речь», 2000.
134. Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. -М., 1995.
135. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб: Речь, 2003.-96 с.
136. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПб УПМ, 1997.
137. Фоменко В.Т. и др. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996.
138. Франц фон М. Л. Психология сказки. - СПб., 1998.
139. Химия и жизнь (Солтеровская химия). Часть II. Химические новеллы: Пер. с англ. — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1997 437 с.
140. Химия и жизнь (Солтеровская химия). Часть IV. Руководство для учителей: Пер. с англ. М.: РХТУ Д.И. Менделеева, 1998 - 331 с.
141. Химия и общество: Пер. с англ. М.: Мир, 1995. - 560 с.
142. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В.Н. Головнер. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
143. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.-Томск, 1997.
144. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
145. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. 1996. - №6.
146. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998.
147. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М., 2001.
148. Чернилевский Д.В., Филатов O.K., Мазолин В. Педагогика преподавателя высшей школы / Под ред. Д.В.Чернилевского. М., 2000.
149. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии обучения в высшей школе. М., 2002.
150. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
151. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
152. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя.-М., 1967.
153. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство / Пер. с нем. М.,1996.
154. Юффа А.Я., С.А. Паничев. Проблемы и перспективы высшего химического образования Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. Об-ва им. Д.И. Менделеева). Тюмень: Изд-во тюменского государственного университета, 2003. - т. XLVII. - № 2.
155. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. - № 6.
156. Guilford G.P. Aptitude for creative thinking: one or tapy? // Ibil., 1976. Vol. 10. N3. P. 165-169.
157. Guilford G.P. Creative Talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.
158. Guilford G.P. Some misconceptions regarding measurement of creative talent// Ibid. 1971. Vol.5. N 2. P. 77-87.
159. Guilford G.P. Three faces of intellect // Amer. Psychol. 1959, N 14.1. P.469-479.
160. Guilford G.P., Christensen P.P. The one-way relation between creative potential and IQ // Ibid. 1973. Vol.7. N4. P.247-252.
161. Hallmann R.J. The necessary and sufficient conditions of creativity // Creativity: its educational implications. N.Y.; L.; Sidney, 1967. 671
162. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// PsihoLRev. N.Y., 1962. Vol. 6.
163. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented/Wethersfield, Conn.: Creative Loarning Press, 1977.
164. Sternberg R.J. A Three-Facet Model of Creativity // The Nature of Creativity. Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. P. 125147.
165. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. - P.99-124.
166. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching. Ed. by M.C.Wittrock. 3 rd ed. N.Y.: Macmillan, 1986. P. 630647.
167. Torrance E.P. The Search for Satori and Creativity. Buffalo N.Y.: Creative Education Foundation, 1979.