автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе
- Автор научной работы
- Черватюк, Анна Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Черватюк, Анна Петровна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА
СФЕРЫ ТУРИЗМА.
1.Туризм, его социокультурные функции и типология
2.Формирование музыкальной культуры как компонента общехудожественной подготовки специалиста сферы туризма.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
МУЗЫКЕ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВУЗЕ
1. Основное содержание опытно-экспериментальной работы и система записи аккордов для гитары
2. Методика обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретические и методические основы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе"
Актуальность исследования. Прогрессивные социальные преобразования происходят лишь при свободном и полном раскрытии интеллектуального и духовного потенциала его граждан в сферах науки, образования, просвещения, художественного творчества. Эти сферы человеческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой и, в свою очередь, являются слагаемыми такого значимого общественного явления, как культура. Развитие культуры ведет к прогрессивному изменению личности, преобразованию ее внутреннего мира на фоне совершенствования всего общества.
Негативные процессы, происходящие в современном обществе, такие, как духовный кризис общества, девальвация высших человеческих ценностей, отказ от идеалов гуманизма, вызывают сегодня большую тревогу. Общественное внимание привлекают проблемы состояния и развития национальной культуры, формирования целостной, творческой личности с высоким уровнем общей, нравственной и эстетической культуры и приоритетом высших человеческих ценностей и идеалов в процессе осуществления профессиональной, социальной и культуротворческой деятельности.
Особенно остро эта проблема стоит в высшей школе, цель которой -обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных осуществить прогресс в различных областях общественной жизни, нравственное оздоровление нации, процветание государства.
В настоящее время вузы культуры и искусств становятся центрами научно-исследовательской и практической деятельности в сфере общего и культурологического образования, опираясь на лучшие традиции российского гуманитарного образования, современный педагогический опыт и новые информационные технологии. w 4
Ключевая задача вузов культуры и искусств - воспитание гармоничной, духовно богатой личности с системой общечеловеческих ценностей и высокими жизненными идеалами, с глубокими культурологическими знаниями и желанием постоянного приумножения и реализации творческого потенциала; формирование через синтез глубоких общекультурологических и узкопрофессиональных знаний специалиста с новым мышлением, умеющего претворять в жизнь культурную политику в современных условиях становления рыночных отношений.
Новые образовательные концепции, направленные на формирование
• глубоких культурологических знаний специалистов высшей квалификации социокультурной сферы, обусловили активизацию научных исследований по этой проблеме и появление ряда инноваций в данной области.
На базе Московского государственного университета культуры и искусств ведутся исследования по проблеме включения музыкальных дисциплин в процесс подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма, которая являет собой уникальную возможность соприкоснуться с историей и культурой мирового сообщества, изучить ранее неизвестные страницы жизни разных стран и народов, международный опыт по организации развлекательных, культурно-досуговых и игровых программ, возможности преобразования общества в сфере экономики и государственной политики.
Туризм способен обеспечить тесную связь между культурой, наукой и образованием. Целенаправленное эстетическое образование будущих специалистов сферы туризма предоставит обществу не просто высококвалифицированные кадры, но представителей и миссионеров мировой и отечественной культуры, четко определив их гуманистическую роль. Глубокие эстетические знания помогут дипломированным специалистам в правильном выборе воспитательных задач при осуществлении профессиональной деятельности, создании благоприятной w 5 атмосферы для раскрытия творческого потенциала туристов, проявления у них интереса и бережного отношения к уникальным памятникам культуры и искусства - результатам творческой деятельности человечества.
Искусство, органично сочетающее философские и религиозные идеи, духовные и эстетические идеалы, имеет большое значение в постановке и разрешении основных вопросов бытия и сознания. Его исключительность состоит в гармоничном сочетании эмоционального и интеллектуального и передаче этой гармонии личности.
Нисколько не умаляя значения любого из видов искусства (а особенно • их синтеза) в гармоничном развитии человека, отметим, что именно музыка всегда занимала и занимает особое место в эстетическом воспитании.
Целостные, глубокие знания по музыкальному искусству ведут к более эффективному, всестороннему развитию специалиста сферы туризма любой специализации, помогут ему осуществлять свою профессиональную деятельность на принципиально новом, высоком творческом уровне.
С целью более глубокого изучения музыкального искусства предлагается сочетать приобретение студентами специальности сферы туризма вуза теоретических музыкальных знаний с практическими навыками игры на музыкальных инструментах, популярных в туристской среде, и пением под свой аккомпанемент, что принесет значительную пользу для Ш последующей профессиональной деятельности. Кроме того, владение музыкальным инструментом - эффективный способ пропаганды музыкального искусства в процессе организации и осуществления туристско-экскурсионной деятельности.
Подготовку специалистов сферы туризма осуществляют специальные факультеты и кафедры вузов. Учебные планы этих факультетов, как установлено, имеют достаточную наполняемость специальными дисциплинами, однако эффективность обучения не отвечает, на наш взгляд, современным требованиям. Этот пробел в какой-то мере можно восполнить введением в учебный процесс дисциплин музыкального искусства, связанных с формированием у студентов музыкально-теоретических знаний и приобретением навыков практического освоения музыки с использованием ускоренных и высоко эффективных авторских систем и методик обучения. Мы предположили, что именно музыкальное искусство обеспечит формирование у студентов культурно-эстетических потребностей, пробудит интерес к учебе, освоению специальности руководителя сферы туризма. Такие руководители должны обладать творческим мышлением, а музыкальное искусство, как известно, развивает именно эту способность.
Ш Говоря о музыкальном искусстве, уместно заметить, что ещё в XVIII веке известный французский композитор и музыкальный теоретик Жан Филипп Рамо высказал мысль о том, что музыка - это глубокая наука. Научность музыки, её связь с точными науками, и особенно с математикой, на наш взгляд, очевидна. Российским ученым, профессором П.А.Черватюком на базе точных наук созданы универсально-алгоритмическая система и методика ускоренного обучения музыке профессионалов на любой ступени их подготовки, к которой мы и решили обратиться в своём исследовании и проверить её эффективность при обучении студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе. Эта альтернативная система направлена на активизацию и развитие музыкальных способностей учащихся, их . музыкального слуха и творческого мышления.
В нашем исследовании мы пришли к убеждению, что музыка, её песенно-романсовый жанр, является важнейшим фактором повышения культурного уровня индивида, эффективным средством профессиональной подготовки специалиста сферы туризма.
Здесь большое значение имеют и заранее подготовленные программы музыкальных выступлений, которые следует накапливать в период обучения в вузе. Эти программы будут применены молодым специалистом в ходе его дальнейшей работы по организации внутреннего и международного туризма.
В учебные планы специальности сферы туризма, наряду с лекционными музыкально-теоретическими дисциплинами, необходимо смелее вводить индивидуальные занятия по обучению игре на одном из музыкальных инструментов, развивать у студентов практические навыки пения под свой аккомпанемент. Мы, в соответствии с собственным опытом и желанием студентов, которое они высказали при анкетировании, рекомендуем использовать в учебном процессе классическую (шестиструнную) гитару, которая, без преувеличения, является в народе самым популярным музыкальным инструментом, и здесь можно достичь • особого успеха. Под свой аккомпанемент на гитаре можно быстро и качественно научиться исполнять голосом песни и романсы, а также играть инструментальные произведения из классического гитарного репертуара.
Исследуя эту проблему, мы разработали и экспериментально проверили (1997 - 2000 гг.) блок учебного плана и программу «Музыкальное искусство» для студентов вуза специализации «Менеджмент туризма», а также написали и опубликовали учебно-методическое пособие «Гитара и пение под свой аккомпанемент», где рассмотрели вопросы подготовки студентов сферы туризма в области музыки. В результате мы предлагаем ввести в учебный план специальности сферы туризма дисциплины: «История музыки разных стран и народов, основы теории музыки и гармонии», «Гитара и пение под свой аккомпанемент», «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор».
Выдвинутые нами отдельные положения и рекомендации убедительно говорят о необходимости проведения исследований в данной области, поскольку до настоящего времени проблема подготовки специалиста сферы туризма с таких позиций не рассматривалась.
Исходя из вышесказанного, мы видим актуальность проблемы нашего исследования в несоответствии уровня подготовки специалистов сферы туризма современным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалистов данной области.
Нами накоплен некоторый опыт по совершенствованию форм и методов работы в этой сфере, проанализирован процесс обучения студентов, рассмотрены и научно обоснованы факторы и условия, влияющие на творческое развитие, активизацию учебно-воспитательного процесса, направленного на подготовку специалистов сферы туризма, механизмы повышения эффективности формирования у студентов профессиональных знаний, умений и практических навыков.
Решая научно-теоретические и практические задачи, поставленные в исследовании, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности групповых форм обучения и разработали педагогическую систему обучения музыке специалистов сферы туризма.
Степень разработанности проблемы. Изучение и анализ научной литературы позволили выявить незначительное число исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки специалистов сферы туризма. Так, И.С.Томиловым раскрыты педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов, Л.П.Овчинниковой определены основы формирования информационной культуры менеджера туризма, Т.В.Кудрявцевой исследована проблема подготовки менеджеров туризма в системе дополнительного образования, Н.А.Гультяевой прослежено влияние изобразительного искусства на формирование профессиональных качеств специалистов сферы туризма. Имеются труды и других авторов, которые мы рассматриваем в первой главе. Однако проблема подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма с использованием музыкального искусства с позиций музыкальной педагогики до настоящего времени не рассматривалась.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили необходимость ее детального исследования, что и определило выбор настоящей темы.
Объект исследования - профессиональная подготовка специалиста сферы туризма в вузе.
Предмет исследования - условия, обеспечивающие повышение эффективности комплексной подготовки специалиста сферы туризма в вузе средствами музыкального искусства, формирование музыкальных знаний, вокальных и инструментально-исполнительских умений и навыков.
Цель исследования - создать целостную модель специалиста сферы туризма, отвечающую современным требованиям общества к его профессиональной, социокультурной деятельности, и на этой базе разработать научно обоснованную систему музыкальной подготовки специалиста сферы туризма в вузе.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
1) охарактеризовать учебно-воспитательный процесс подготовки кадров для сферы туризма в России;
2) разработать концептуальную модель современного специалиста сферы туризма, совершенствование профессиональной подготовки которого осуществляется средствами музыкального искусства;
3) выявить специфику музыкального обучения студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе и научно обосновать систему музыкальной подготовки специалиста сферы туризма;
4) экспериментально апробировать систему, методы и приёмы обучения музыке специалиста сферы туризма в вузе, проанализировать их эффективность и разработать конкретные рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс.
Гипотеза исследования. В основе предложенной автором системы обучения музыкальному искусству лежит синтез базовых музыкальнот 10 теоретических знаний и практических (исполнительских) умений и навыков. Такая система, по нашему мнению, способна стать важным и неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированного специалиста сферы туризма в вузе, внести существенный вклад в его профессиональное становление, формирование эстетического вкуса и музыкальных знаний, приобретение необходимых исполнительских навыков. В итоге подобный подход способен оказать положительное влияние на формирование музыкальной культуры как важной составляющей общей культуры специалиста сферы туризма.
Методологической основой работы являются диалектический метод познания, системно-комплексный и целостный подходы, принципы личностно-ориентированной педагогики гуманистической направленности.
Диалектический метод познания заключается в создании и применении универсального подхода к предмету исследования на основе синтеза различных научных знаний: философских, культурологических и педагогических теорий, выработанных человечеством в процессе исторического развития науки и культуры.
Системно-комплексный подход предполагает структурное изучение сложного объекта, анализ всех его компонентов, выявление связей и противоречий между ними, их взаимовлияния и процессов изменения. Это позволяет, с одной стороны, исследовать туризм как уникальное явление в системе культуры, как социокультурный феномен, появление и распространение которого обусловлено развитием основных форм культуры - материальной, духовной и художественной, а с другой - рассмотреть туризм как сложную систему, многочисленные компоненты которой связаны с различными сферами деятельности человека - экономикой, политикой, образованием, культурой, искусством и др., находящимися в тесной взаимосвязи и взаимодействии с системой туризма.
Целостный подход предполагает рассмотрение профессиональной подготовки специалиста в процессе обучения в высшей школе на основе синтеза гуманитарных, естественнонаучных, социально-экономических, профессиональных, а также специальных дисциплин. Целостный подход позволяет более эффективно осуществлять подготовку специалиста сферы туризма в вузе, его профессиональное становление, формирование необходимых знаний, умений и навыков, общей и эстетической культуры.
Суть принципов личностно-ориентированной педагогики - в утверждении уникальности и неповторимости личности, первостепенной Ш важности и необходимости всестороннего ее развития. Определение человека как высшей ценности, его гармоничное развитие и реализация личностного потенциала провозглашаются основным смыслом педагогической деятельности.
Применение принципов личностно-ориентированной педагогики, их гуманистическая направленность в учебно-воспитательном процессе в высшей школе способствуют формированию высокой нравственности, культуры поведения и общения, стремления к творческому созиданию, целостного мировоззрения личности, адекватного восприятия происходящих процессов и явлений современного мира, что активизирует процессы самопознания, познания человеком окружающего мира, # * самосовершенствования и, как результат, способствуют самореализации личности в научно-теоретической, профессиональной и социокультурной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили положения, выдвинутые ведущими учеными в области философии, педагогики, психологии и культурологии: Э.Б.Абдуллиным, Ю.Б.Алиевым, Б.Г.Ананьевым, А.И.Арнольдовым, А.А.Ароновым, Л.Г.Арчажниковой, А.Г.Асмоловым, Ю.К.Бабанским, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, Н.А.Бердяевым, А.А.Вербицким, Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным,
Л.С.Зориловой, В.И.Петрушиным, В.А.Разумным, М.Я.Сарафом, М.Н.Скаткиным, В.А.Сластениным, С.Д.Смирновым, Б.М.Тепловым,
A.Я.Флиером, Г.М.Цыпиным.
При исследовании поставленной проблемы были использованы труды авторов, в которых рассматриваются общие проблемы, различные аспекты и особенности профессиональной подготовки специалистов разных направлений: Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Ю.К.Бабанского, Н.К.Баклановой, А.А.Вербицкого, Г.М.Галуцкого, В.И.Горлинского, А.Д.Жаркова, Е.И.Ждановой,
B.И.Закутского, И.А.Зимней, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Н.В.Кротовой, В.Г.Кузнецова, Ю.М.Лагусева, Б.Т.Лихачева, Е.И.Максимова, В.И.Петрушина, Л.А.Рапацкой, З.А.Решетовой, В.С.Садовской, В.А.Сластенина, Л.А.Соловьёвой, К.С.Станиславского, Ю.А.Стрельцова, Г.М.Цыпина, П.А.Черватюка, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова, Л.В.Шаминой.
При обосновании актуальности данного исследования мы опирались на труды авторов, в которых раскрывается сущность музыкально-эстетического воспитания, рассматривается процесс формирования эстетической и общей культуры личности: Г.В.Арзямовой, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, Л.Г.Дмитриевой, Е.Р.Ильиной, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, З.П.Морозовой, М.Г.Плоховой, В.А.Разумного, В.Н.Шацкой, Л.В.Школяр.
Тщательному анализу подверглись исследования по различным направлениям подготовки высококвалифицированного специалиста для сферы туризма в вузе: Н.Н.Агеевой, И.Л.Беккер, Н.И.Волошина, М.Г.Воронцовой, Б.В.Емельянова, В.А.Квартальнова, Т.В.Кудрявцевой, Я.Е.Парция, Н.Т.Пироженко, В.Б.Сапруновой и др.
Особое внимание в нашем исследовании обращено к научно-методическим трудам по музыкальному искусству, учебникам по теории музыки и гармонии, школам-учебникам и учебно-методическим пособиям по гитаре: П.С.Агафошина, А.Д.Варфоломоса, В.А.Вахромеева, П.О.Вещицкого, Б.Л.Вольмана, А.М.Иванова-Крамского, М.Каркасси, Е.Д.Ларичева, А.А.Люблинского, В.А.Манилова, В.А.Молоткова, Л.М.Морген, Е.В.Назайкинского, А.Г.Николаева, Л. В.Панайотова, Э.Пухоля, А.Сеговия, И.В.Способина, А.А.Степанова, П.А.Черватюка, В.И.Яшнева.
Методы исследования:
1) изучение литературы по философии, педагогике, психологии, экономике, менеджменту, маркетингу туризма, экскурсоведению, теории и методике социально-культурной и досуговой деятельности, эстетике, истории искусств, музыкознанию, теории музыки, сольфеджио, гармонии, гитаре, синтезатору;
2) наблюдение за преподаванием специальных дисциплин (туристского и музыкального циклов), истории искусств и гитары;
3) анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий и учебно-воспитательной литературы;
4) педагогический эксперимент;
5) проведение целенаправленного педагогического наблюдения на различных этапах обучения музыкальному искусству студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе;
6) обобщение результатов теоретико-практической работы со студентами в классе гитары и пения под свой аккомпанемент;
7) анкетирование, связанное с вопросами подготовки специалиста в области туризма и музыкального искусства.
Анализируя научную и учебно-методическую литературу по специальности «Гитара», которая применяется в учебных заведениях начальной, средней и высшей ступеней обучения в России и за рубежом, мы пришли к выводу, что в отечественных и зарубежных трудах обучение игре на гитаре предлагается осуществлять на классическом гитарном репертуаре.
В этих трудах полностью отсутствуют научно-теоретическая и методическая база исполнения музыкальных произведений голосом под свой гитарный аккомпанемент, методы и приемы такого обучения, а также практические установки и упражнения, направленные на развитие певческого голоса и выработку практических навыков игры аккомпанемента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены: выбором исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, задачам, логике исследования, экспериментальной работой, проводимой с опорой на достижения • современной педагогики и психологии, методику музыкального воспитания и профессионального образования.
Важнейшим компонентом профессионального мастерства специалиста сферы туризма является общая культурологическая и искусствоведческая подготовка. При этом музыкально-практические умения и навыки рассматриваются нами не только как адекватная проекция полученных знаний на определённый вид музыкальной деятельности, но и как средство приобщения к музыкальному искусству, ведущий фактор формирования музыкальной культуры специалистов сферы туризма. Научная новизна исследования состоит:
- в принципиально новом подходе к содержанию подготовки специалиста сферы туризма в вузе с акцентом на социокультурное значение его профессиональной деятельности, ее гуманистическую направленность, соответствующие требованиям современного общества;
- в анализе состояния подготовки студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе и её соответствия современным требованиям;
- в использовании блока музыкальных дисциплин при подготовке специалиста сферы туризма в вузе с целью формирования его музыкальной культуры, приобщения к миру музыкального искусства;
- в разработке и экспериментальной проверке методов и приемов ускоренного обучения музыке студентов немузыкальных специализаций;
- в предложенной системе записи аккордов, оптимизирующей овладение студентами навыками игры на шестиструнной гитаре.
Практическая значимость исследования заключается в предложенной комплексной технологии обучения музыке студентов специализации «Менеджмент туризма» в вузе; в разработке эффективных методов и приемов обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент, которые могут широко использоваться в немузыкальных вузах различного профиля, а также при обучении учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, что будет активно влиять на эстетическое воспитание обучаемых, формирование их музыкальной культуры как важного компонента общей культуры личности.
Апробация и внедрение. Результаты опытно-экспериментальной работы проверялись в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств в классах «Гитара и пение под свой аккомпанемент» и «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор». Предложенная нами методика обучения студентов немузыкальных вузов рассматривалась в Российской международной академии туризма, а также использовалась в Детской школе искусств № 9 им.М.А.Балакирева г.Москвы в работе с учащимися 5-7 классов, где в настоящее время наша система и методика ускоренного обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент нашла широкое применение в учебном процессе. Нами издано учебно-методическое пособие «Гитара и пение под свой аккомпанемент» (6,2 п.л.) для студентов специализации «Менеджмент туризма», а также осуществлены публикации в научных сборниках, состоялись выступления автора по теме диссертационного исследования на научно-практических конференциях и круглых столах, проводимых в рамках межвузовских семинаров по проблемам профессионального образования.
На защиту выносятся:
- новый комплексный подход к проблеме профессиональной подготовки специалиста сферы туризма в вузе с использованием музыкального искусства, способствующего активизации учебно-воспитательного процесса и повышения эффективности обучения студентов;
- разработанная и научно обоснованная система музыкальной подготовки специалиста сферы туризма, методика обучения музыкальному искусству,
Ш игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент;
- выявленные теоретические и методические основы ускоренного овладения практикой игры на гитаре и пением под свой аккомпанемент, новая запись аккордов на струнах грифа гитары, изображенных на бумаге;
- система, методы и приёмы обучения музыке на песенно-романсовом репертуаре, исполняемом голосом под свой гитарный аккомпанемент, которые могут быть использованы также в специальных учебных заведениях начального и среднего звеньев.
Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование посвящено актуальной проблеме педагогической теории и практики - повышению эффективности профессиональной подготовки специалиста сферы туризма в вузе. Целью данного исследования явилось научное обоснование модели музыкальной подготовки и экспериментальная проверка предложенной методики обучения музыкальному искусству студентов специализации «Менеджмент туризма».
В соответствии с задачами в исследовании показано, что важнейшим компонентом профессионального мастерства специалиста сферы туризма является культурологическая и искусствоведческая подготовка, а музыкально-практические умения и навыки выступают не только в качестве адекватной проекции полученных знаний на определенный вид музыкальной деятельности, но и как средство приобщения к музыкальному искусству, ведущий фактор формирования музыкальной культуры специалиста данной сферы.
В процессе опытно-экспериментальной работы в Московском государственном университете культуры и искусств выявлена специфика музыкального обучения студентов специализации «Менеджмент туризма», заключающаяся в необходимости обеспечения условий, способствующих интенсификации процесса подготовки по дисциплинам музыкального искусства.
Проблема музыкальной подготовки студентов немузыкальных вузов созвучна проблемам андрагогики, поскольку овладение базовыми музыкальными знаниями, умениями и навыками осуществляется в период, соответствующий физической и интеллектуальной зрелости, что не имеет аналога в музыкально-педагогической практике. Анкетирование студентов первого курса специализации «Менеджмент туризма» МГУКИ выявило раннее, по сравнению с предыдущим десятилетием, вступление в производственную деятельность. В данном случае объектом педагогического воздействия становится личность, достигшая определённого уровня самоактуализации, что обусловливает психологический настрой студентов на учебную деятельность, который, с одной стороны, характеризуется глубокой осознанностью необходимости получения знаний, овладения умениями и навыками в области реальной производственной сферы, с другой, определяется направленностью на восприятие личностью воздействия гедонистической функции обучения.
Результатом исследования явилось создание концепции музыкальной подготовки специалистов сферы туризма, синтезирующей музыкально-теоретическиеи знания и музыкально-практические (исполнительские) умения и навыки, необходимые обучающимся в их дальнейшей профессиональной деятельности. В диссертации предложена оригинальная система записи аккордов для гитары, разработана и апробирована методика обучения игре на гитаре и пению под свой аккомпанемент.
Эффективность разработанной методики была исследована в процессе опытно-экспериментального обучения дисциплинам «История музыки разных стран и народов, основы теории музыки и гармонии», «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор», а также «Гитара и пение под свой аккомпанемент» студентов первого курса дневного отделения специализации «Менеджмент туризма» МГУКИ. Определены критерии уровня сформированности музыкально-практических умений и навыков, среди которых оперативность (скорость и правильность) построения и соединения аккордов, развитость ансамблевого чувства, выразительность исполнения.
Сопоставительный анализ результатов итогового замера выявил более высокий уровень подготовки студентов экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности предложенной системы комплексной музыкальной подготовки специалиста сферы туризма.
В ходе исследования получены новые данные, подтверждающие универсальность методики преподавания гармонии системой алгоритма, разработанной для музыкальных специализаций П.А.Черватюком и применённой нами в процессе обучения основам гармонии студентов немузыкальных специализаций. Результаты итогового замера показали более высокий уровень развития художественно-исполнительских навыков у студентов экспериментальной группы, в сравнении с контрольной, обусловленный качеством музыкально-теоретической подготовки.
Таким образом, разработанная система обучения музыкальному искусству обеспечивает формирование музыкальной культуры как компонента профессиональной подготовки специалиста сферы туризма, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Предложенная методика также использовалась при проведении занятий со студентами специальности «Музыкальное образование» МГУКИ в классе дополнительного музыкального инструмента и получила высокую оценку преподавателей кафедры музыкального образования. Методические принципы, разработанные автором, применяются в преподавании музыкальных дисциплин учащимся Детской школы искусств № 9 им. М.А.Балакирева г.Москвы.
Теоретические положения, содержащиеся в исследовании, нашли своё отражение в десяти научных публикациях автора (320 - 330) и учебно-методическом пособии «Гитара и пение под свой аккомпанемент», адресованном студентам немузыкальных специализаций.
Результаты проведённого исследования показывают необходимость продолжения работы в этом направлении. Наиболее актуальным в современных условиях является применение клавишного электронного музыкального инструмента (синтезатора) в подготовке специалиста сферы туризма. Финансовая доступность, простота овладения и удобство использования синтезатора открывают значительные возможности для формирования музыкальной культуры как руководителей туристских групп, так и участников экскурсионных поездок. В этой связи синтезатор может выступать и как аккомпанирующий инструмент в певческом процессе, и как основа музыкально-инструментального ансамблевого исполнительства, например, в сочетании с гитарой, баяном, аккордеоном и т.п. Задачей дальнейших исследований должно явиться выявление специфики ансамблирования электронного и акустических инструментов, в том числе определяющейся метро-ритмической (агогической) детерминированностью исполнения.
Для внедрения результатов диссертационного исследования в практику рекомендуется:
-ввести в учебный план специализации «Менеджмент туризма» дисциплины «История музыки разных стран и народов, основы теории музыки и гармонии», «Гитара и пение под свой аккомпанемент», а также «Вокально-инструментальный ансамбль гитаристов и синтезатор»;
-предусмотреть кадровое обеспечение учебного процесса в вузах нехудожественного профиля, осуществляющих подготовку специалистов сферы туризма.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Черватюк, Анна Петровна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М.: Просвещение, 1990.- 103 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983. -110 с.
3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1985.-208 с.
4. Агеева Н.Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг. Дис. .канд.экон.наук. М., 1996. - 150 с.
5. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.Н. Введение в бизнес туроперейтинга. М.: РМАТ, 1996. - 104 с.
6. Айгнина Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников: Автореферат дис. . канд.пед.наук. -Бишкек, 1993. 16 с.
7. Айзенберг А .я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. - 128 с.
8. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1984.- 63 с.
9. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
10. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1987. 417 с.
11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе. -Воронеж, НПО «Модэк», 1998. -352 с.
12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.-487 с.
13. Анисимов О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.
14. Анисимов С.Ф. Моральные ценности и личность. М., 1994.
15. Антошина М.Н. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. - 48 с.
16. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Музыка, 1984. - 87 с.
17. Арзямова Г.В., Коген С.В. Нравственное и эстетическое воспитание в период переоценки ценностей. Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспективы». М.: РАО, 1998.
18. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М.: МГУКИ, 1999. - 131 с.
19. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец 19-20 век. М.: Аз, 1998. - 358 с.
20. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности.//Принцип развития в психологии,-М.: Наука, 1978.—С. 142-155.
21. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч.пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1989. - 76 с.
22. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки / Дис. . .д-ра пед.наук. М., 1986.-412 с.
23. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е., 1973.- 142 с.
24. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. - 367 с.
25. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981. 432 с.
26. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. М: Просвещение, 1988.- 238 с.
27. Бакланов К.В. Формирование основ самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки: Дис. . канд.пед.наук. М., 1998.- 180 с.
28. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств и пединститутов. М.: МГУК, 1994.- 118 с.
29. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры. -М.: МГИК, 1994.-54 с.
30. Бакланова Н.К. Психологические проблемы профессионального мастерства. М.: МГИК, 1991. - 53 с.
31. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992. - 116 с.
32. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Проблемы педагогической культуры. -М., 1980.
33. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. JI.: Музыка, 1974. - 335 с.
34. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984. - 443 с.
35. Баткина И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж: ВГПИ, 1996.- 102 с.
36. Беккер И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков: Автореферат дис. . канд. пед. наук. -М., 1995.-21 с.
37. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Судьба России. Самопознание. М., 1989. - С.163-237.
38. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. (К пониманию нашей эпохи). Paris: YMCA-Press, -1934.
39. Берков В.О. Гармония. Изд. 2.-М.: Музыка, 1970. 672 с.
40. Бершадская Т. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах. Л.: Музыка, 1969. 38 с.
41. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 96 с.
42. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1961.-480 с.
43. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 273 с.
44. Буров А. и др. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. -136 с.
45. Буслов Е.В., Верещака И.М., Вильчек М.И. и др. Комментарий к закону РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. с изменениями от 16.11.1997г.). -М.: Юристъ, 1998.-556с.
46. Бушманова Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации детей и молодежи. Автореферат дис. .кан.пед.наук. -Ставрополь, 1998.-21 с.
47. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио. JL: Музгиз, 1962. - 63 с.
48. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1988.- 237 с.
49. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 204 с.
50. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1989. 269 с.
51. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. -М.: Сов.композитор, 1980. 112 с.
52. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки.- Минск: БГПУ, 1991. -57 с.
53. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: Уч.пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. - 119 с.
54. Воронцова М.Г. Менеджмент в туризме: организационно-педагогические аспекты. Автореферат дис. .канд.пед.наук. СПб., 1997. - 18 с.
55. Воспитание музыкой. Из опыта работы. Сост. Т.Вендрова, П.Пигарева. М.: Просвещение, 1991.-203 с.
56. Выготский JI.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1996.-479с.
57. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 572 с.
58. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. -М.: 1998. 463 с.
59. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - 138 с.
60. Гегель Г. Эстетика: в 4-х тт. М.: Искусство, 1969. Т.З. - 620 с.
61. Гитара и электрогитара. Программа для институтов культуры и искусства по специальности №2112 «Культурно-просветительная работа» / Составитель В.К.Бранд. М.: МГИК, 1986. -29 с.
62. Глинка М.И. Заметки об инструментовке. -СПб.: Изд. Н.Финдейзена, 1895.- 30 с.
63. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974. - 270 с
64. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные подходы переходного периода: Моногр. -М.: Изд. МГИМ, 1999. -333 с.
65. Государственный образовательный стандарт высшего профессилонального образования: Гос.треб. к минимуму содерж. и уровню подготовки специалиста по спец. 06.12.00 Менеджмент социальной сферы /третий уровень высш.проф.образования/. - М., 1995. -30 с.
66. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос.требования к минимуму содерж. и уровню подготовки выпускников по спец. 02.06.00 Культурология. -М., 1997.-32 с.
67. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: Международная академия пед. наук, 1993. - 190 с.
68. Гультяева Н.А. Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства. Дис. .канд.пед.наук. М., 1999.- 155 с.
69. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. -М.: Нолидж, 1996. 311 с.
70. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-395 с.
71. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис. .д-рапед.наук. -М.: 1978. -381 с.
72. Дмитриева Л.Г. Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1979. 193 с.
73. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
74. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. 3 части. М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. - 121, 89, 121 с.
75. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.-167 с.
76. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М.: Педагогика, 1984. -176 с.
77. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.- М.: Изд-во МГУК, 1998.- 247 с.
78. Жаркова О.С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе. Автореферат дис. . канд.пед.наук. М.: МГОПУ, 1998. - 22 с.
79. Жданова Е.И. Туризм как феномен культуры. // Проблемы обучения экономико-управленческим профессиям в вузах культуры. М, 1998. -С.73-75.
80. Жданова Е.И. Историко-культурный потенциал как фактор развития внутрироссийского туризма // Человек в мире духовной культуры. М.: МГУКИ, 1999. - С.89-90.
81. Закутский В.И. Учебно-воспитательный процесс и его совершенствование в хоровых коллективах Подмосковья. М.: Науч.-мет.центр нар. тв-ва и культ.-просв. раб., 1998. - 122 с.
82. Занков JI. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.
83. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М., 1986. -316с.
84. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 1992. - Вып.2.
85. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии. М.: Издат. МГУ, 1983.- 164 с.
86. Зись А .Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1967. - 412 с.
87. Зорилова JI.C. Духовные идеалы личности: теория и практика профессиональной подготовки специалистов вузов культуры.
88. Дис. .д-ра.культурологии.-М., 1999.
89. Зорилова JI.C. Духовные идеалы русской музыкальной культуры (19-нач.20 вв.) // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. 4. М.: МГУКИ, 1999. - С. 4 - 22.
90. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1986. - 152 с.
91. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М.: РМАТ. - 1997.
92. Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. Методические рекомендации. М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1991.
93. Ильина Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу. Автореферат дис. .канд.пед.наук. М., 1998. - 26 с.
94. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ. Дис. .канд.пед.наук. — М., 1998.-207 с.
95. История музыки. Программа для институтов культуры / Составители В. Конков и С. Сигитов. М.: Мин. культуры СССР. Всесоюзный метод.каб. по учебным заведениям искусств и культуры, 1987. - 56 с.
96. Кабушкина Н.И. Менеджмент туризма: Уч.пособие.-Мн.: БГЭУ, 1999.644 с.
97. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
98. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Сов.композитор, 1973.-150 с.
99. Квартальное В.А. Современные концепции социального туризма. М.: Наука, 1993.
100. Квартальное В.А. Иностранный туризм. М.: РМАТ, 1999.
101. ЮО.Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства //
102. Сов. педагогика. 1989. № 2.- С.59-63.
103. Киселева Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий / Безграмотная Россия реальность или миф? / Историко-статистический анализ. Книга 1. - М.: МГУК, 1994.
104. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд. МГУК, 1995. - 136 с.
105. ЮЗ.Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. -191 с.
106. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1983. 63 с.
107. Колдошина Н.М., Коваленко Ю.В. Особенности организации и планирования иностранного туризма в европейских странах. -М.: 1986.
108. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Топорухина Б.Н., Батурина Ю.М., Орехова Р.Г. М.: Юридическая литература, 1994. - 624 с.
109. Концепция непрерывного образования // Нар.образование. 1989. №10. -С.3-9.
110. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ. // Туринфо. М., 1996, № 1.
111. Ю9.Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенг Дж. Маркетинг. Гостеприимство туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой.- М.: ЮНИТИ, 1998. -787 с.
112. ПО.Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. -М.: Педагогика, 1997. -274 с.111 .Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие.- М.: МГИК, 1993. 73 с.
113. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ.ред. Беляева А.П. СПб., 1994. -122 с.
114. ПЗ.Крауклис Г.В. Музыкальное образование в современной Франции // Музыкальная академия. 1994.- № 5. - С. 133-136.
115. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М., 1966. - 62 с.
116. Кротова Н.В. Воспитательная работа в клубном самодеятельном коллективе: Учеб.пособие.-М.: МГИК, 1987. 47 с.
117. Пб.Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента. М.: МГУК, 1998. - 92 с.
118. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод.пособие. -М.: Высш.шк., 1990. 142 с.
119. Кудрявцева Т.В. Формирование профессиональной готовности менеджеров туризма в системе дополнительного образования. Дис. . канд.пед.наук. М., 1999.
120. Кузнецов В.Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. М.: МГИК, 1993. - 49 с.
121. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч.ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. М.: МГУК, 1998. - 461 с.
122. Ларичев Е.Д. Классическая шестиструнная гитара. -М.: Музыка, 1999-88с.
123. Ларичев Е.Д. Школа самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М.: Музыка, 1995. -120 с.
124. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд. Моек ун-та., 1972. -575 с.
125. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.125 .Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
126. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
127. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1976.-291 с.
128. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы. — Л.: Музыка, 1972. -80 с.
129. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. -М.: Университет, 1989.-416 с.
130. Максимов Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли: Автореферат дис. .д-рапед.наук. -М., 1993.-57 с.
131. Манилов В.А. Учись аккомпанировать на гитаре. -Киев: Музична Украина, 1983.
132. Манилов В.А., Молотков В.А. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Киев: Музична Украина, 1984. -123 с.
133. Мойко Э.В. Рекламно-пропагандистская работа по туризму и экскурсиям. М.: Профиздат, 1986.
134. Морген Л.М. Школ -самоучитель игры на бас-гитаре. -М.: Советский композитор, 1983. 104 с.13 5.Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности ' младших школьников. Дис. . .канд.пед.наук. М., 1979. - 146 с.
135. Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности. Автореферат дис. .канд.пед.наук.- СПб., 1997. 18 с.
136. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 1. /Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. -229 с.
137. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 2/Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК, 1998. - 229 с.
138. Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. 3/ Науч. ред.: Зорилова Л.С., Сидорова М.Б. М.: МГУК, 1999. - 230 с.
139. Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск: СГПИ, 1989.- 119 с.
140. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382 с.
141. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности.- М.: МГУК, 1999.
142. Николаев А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1985. -79 с.
143. Панайотов Л.В. Самоучитель игры на плекторгитаре (электрогитаре). -М.: Музыка, 1981.-160 с.
144. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. -М.: Финансы и статистика, 2000. -208 е.: ил.
145. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий закона «Об основах туристской деятельности в РФ». М.: Фонд Правовая культура, 1998. -208 с.
146. Песни наших дней. М.: Музыка, 1982. -239 с.
147. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М.: Гуманитар, издат-й центр «ВЛАДОС», 1997.-383 с.
148. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. // Дис. .д-ра пед.наук. -М., 1991.-374 с.
149. Пипман С.М. Социально-педагогические основы диагностики профессионального образования специалиста. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1998.-213 с.
150. Пироженко Н.Т. Педагогические и гуманитарные основы профессиональной подготовки менеджеров туризма. Автореферат дис. .канд.пед.наук. -М., 1998. 21 с.
151. Произведения в сопровождении шестиструнной гитары. Л.: Музыка, 1986.-37 с.
152. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов пед. специальностей и направлений. -М.: Ассоц. «Проф. Образование». -1997.-512 с.
153. Профессиональная подготовка учителя музыки: Материалы межрегион, научно-практ. конф., 28 30 марта 2000 г.-М., 2000. -231 с.
154. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. -М.: Сов.композитор, 1978.- 190 с.
155. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: Центр, 1996. - 334 с.
156. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. -М., 1995.
157. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991.-137 с.173 .Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Под ред.А.Л.Готсдинера. Л.: Музыка, 1981. - 104 с.
158. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
159. Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 1989.-335 с.
160. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 1995. - 432 с.
161. Савченко О.А. Гуманитарно-культурологические аспекты формирования русского национального самосознания, первая половина XIX в. Дис. . канд. культурологии. СПб.: 1997. -173 с.
162. Саджая И.Ф. Туризм как сфера культурно-просветительной работы. М.: 1981.
163. Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Автореферат дис. . док. пед наук: М.: МГУК, 1997.-50 с.
164. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки. Дис. . .канд.пед.наук. М., 1999. - 200 с.
165. Само деятельное туристическое снаряжение: Сборник / Составитель Лукоянов П.И. Н.Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997.
166. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.-160 с.
167. Сапрунова В.Б. Международный туризм. -М.: Российская международная академия туризма, 1988.
168. Сараф М.Я. Спорт в системе культуры. М., 1995. - 4 п.л.
169. Сараф М.Я. Социокультура спорта. М., 1995. - 10 п.л.
170. Сараф М.Я. Культура и цивилизация. Голицино, 1994. - 3 п.л.
171. Сараф М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности. Дис. . .доктора философских наук. М.: 1981. - 314 с.
172. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. -М.: Музыка, 1993. 49 с.
173. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классе сольфеджио. -М.: Музгиз, 1962.-92 с.
174. Серов А.Н. Избранные статьи. Т.2.- М.: Музгиз, 1957. -733 с.
175. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 186 с.
176. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд. —М.: Педагогика, 1984. -95 с.
177. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 143 с.
178. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1997. - 300 с.
179. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Аспект-пресс, 1995. - 270 с.
180. Собрание законодательства РФ. № 11 от 11 марта 1996. М.: Юридическая литература. С. 2751 - 2784.
181. Соловьева JI.А. Совершенствование подготовки по хоровой аранжировке руководителей детских коллективов в вузах культуры: Автореферат дис. канд. пед наук. М.: МГУК, 1996. - 16 с.
182. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1975.-64 с.
183. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.
184. Способин И.В. Элементарная теория музыки.-М.:Музыка, 1964. -203 с.
185. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. -575с.
186. Степанов А.А. Методика преподавания гармонии. -М.: Музыка, 1984. -134 с.
187. Степанов А.А. Гармония. -М.: Музыка, 1971. -240 с.
188. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти. М.: МГУК, 1998.-27 с.
189. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. -М.: МГУКИ, 1999. -200 с.
190. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1998. - 143 с.
191. Студент на пороге XXI века. Сб. статей / Гос. ком СССР по образованию. М.: Изд-во Университета Дружбы народов, 1990.- 149 с.
192. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979.-207 с.
193. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Проблемы индивидуальных различий.-М.: Изд. Акад.пед. наук РСФСР, 1961. -536с.
194. Терюкова Т. Задачи частные, проблемы общие // Высшее образование в России. 1999. №6. - 160с. - С.62.
195. Томилов И.С. Педагогические аспекты подготовки туристских кадров в условиях регулирования рыночных процессов. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1998.
196. Утесов Jl. С песней по жизни. М.: Искусство, 1961. - 208 с.
197. Уткин Е.А: Инновационный менеджмент. -М.: Акалис, 1995. -138 с.
198. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К.Д. Пед. соч. В 6 т. Т.5. -М., 1990. -527 с.
199. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РФ». // Собрание законодательства РФ.-26.02.1996. № 177.
200. Флиер А .Я. Культурогенез: Монография. М.: Российский ин-т культурологии, 1995. - 126 с.
201. Хрестоматия гитариста. ДМШ, 1 2 классы. Вып.1. - М.: Музыка, 1976. -79 с.
202. Хрестоматия гитариста. ДМШ, 1 3 классы. -М.: Музыка, 1987. -80 с.
203. Хрестоматия гитариста. ДМШ, 1 3 классы. -М.: Музыка, 1997. -25 с.
204. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 374с.
205. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. .д-ра пед. наук. -М.: 1977. -361 с.
206. Черватюк А.П. Гитара и пение под свой аккомпанемент: Учебно-методическое пособие. -М.: МГУКИ, 2000. 108 с.
207. Черватюк А.П. Музыкальное искусство и его роль в гармоничном развитии личности//Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты. М.: МГУКИ, 2000. - С. 185 - 188.
208. Черватюк А.П. О некоторых проблемах в сфере туризма и музыкального искусства // Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2000. - С.82-84.
209. Черватюк А.П. Культурно-досуговая деятельность и музыка // Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века. М.: МГУКИ, 1999. - С. 104-109.
210. Черватюк А.П. Роль туризма в жизнедеятельности общества // Культура и общество: от прошлого к будущему. М.: МГУК, 1999. - С.55-57.
211. Черваткж А.П. Зарождение внутреннего туризма // Духовные ценности и молодое поколение. М.: МГУК, 1998. - С.159-160.
212. Черватюк А.П. Роль туристской индустрии в развитии музыкального и культурологического образования и воспитания в России // Музыкальная педагогика. Исполнительство. М.: Вып. 1-Й, МГУК, 1998. - С. 111-115.
213. Черватюк А.П. Социокультурный проект «Всероссийская школа искусств» // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: опыт, современные тенденции развития. М.: МГУК, 1997. - С.31-33.
214. Черватюк П. А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания. Уч.-методическое пособие. Краснодар: Краснодарское кн.изд., 1983.-62 с.
215. Черватюк П.А. Гитара. Школа-учебник. М.: МГУК, 1996. - 176 с.
216. Черватюк П.А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. 4.1 и Ч.И.- М.: Сов.композитор, 1990.-120с., 320с.
217. Черниченко В.И. Методы обучения. Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры. М.: МГУК, 1996. -32 с.
218. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: МГИК, 1991. - 142 с.
219. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Педагогика, 1993. 181 с.
220. Шамина JI.B. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству. Автореферат дис. . д-ра пед.наук. М.: МПГУ, 1996.-44 с.
221. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.
222. Шеншина А.П. Терминологические аспекты профессиональной языковой подготовки специалистов в туристском вузе. Автореферат дис. . .кан.пед.наук. М., 1999. - 27 с.
223. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. -М.: Политиздат, 1983.
224. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки. Дис. .канд.пед.наук. -М., 1982. 198 с.243 .Шуман Р. Из записной книжки маэстро Раро, Флорестана и Эйзебия. Перевод И.Корзухина. -СПб.: Изд.Н.Финдейзена, 1894. 38 с.
225. Шуман Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам. Перевод П.И.Чайковского. -М.: Музсектор, 1930. -19 с.
226. Эстетика. Словарь / Зав. ред. Медведева Р.К. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 446 с.
227. Эстетика на экскурсиях. М.: Турист, 1983.
228. Яшнев В.И., Вольман Б.Л. Первые шаги гитариста. -Л.: Музыка, 1982. -59 с.