автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка
- Автор научной работы
- Наследова, Ангелика Олеговна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка"
На правах рукописи
Наследова Ангелика Олеговна
Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка
13.00.08-теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва2005
Работа выполнена в Московском Государственном открытом университете им. М.А. Шолохова
доктор педагогических наук, профессор Тайчинов М.Г. доктор педагогических наук, профессор Саботкоев Р.Б. кандидат педагогических наук, Руднев В.Н.
Московский Гуманитарный педагогический институт Зашита состоится 1% мафпиъ- —часов на заседании диссертационного совета Д212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном открытом педагогическом университете им. МАШолохова по адресу: 109240, г. Москва ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан «/С» 2005г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, Доцент
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация -
В.Н.Дармодехина
Общая характеристика работы.
Воспитание культуры гуманистических отношений и формирование социапьно-этнических знаний и навыков у подрастающего поколения в условиях многонационального коллектива во все времена была важной проблемой. Задачу формирования у студентов культуры межличностных отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традиции и обычаев людей различных этнических групп.
Социально-этические нормы поведения у людей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие особенности как: стремление к возрождению этнической культуры, воспитание планетарного, толерантного самосознания людей всех этнических групп. Все это требует творческого подхода к организации образовательного процесса студентов на современном этапе.
Каков же путь воспитания у студентов культуры нравственных отношений, норм социальноэтнического поведения, способствующих совершенствованию культуры межнациональных, межличностных отношений.
Для того чтобы объективно разобраться в актуальности проблемы нравственных отношений учащихся и студентов полиэтнического коллектива необходимо охватить все связи и взаимодействия личности, этнической группы, нации и человечества в целом.
Анализ развития педагогической теории и практики исследуемой проблемы показывает, что на всем этапе развития многонационального общества проблема воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимала значительное место в трудах ведущих отечественных исследователей (Ю.К.Бабанского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, и др.), труды которых служат теоретическо - методологической основой для дальнейшего исследования данной проблемы.
В исследовании \ченых 90-х годов, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория воспитания толерантного сознания, этот процесс рассматривается как
-управление межличностных отношений студентов (АА. Бодалев, В П Борисенков, Б.Т.Лихачев, Э.И.Сокольникова и др.),
-развитие морального сознания личности студента (Г.Н Волков, Т.С.Комарова, И И.Легостаев В И. Петрова, и др.);
- анализ воспитательного процесса через совершенствование межличностных отношений студентов (Б.З.Вульфов, Л.Ю Гордин, П.Сокольников, Р.Б.Саботкоев, НИ. Монахов, и др.);
- формирование этнически активной личности представляется как развитие эмоционально-рациональных отношений к окружающей действительности (М.Г. Тайчинов, Г.Н.Филонов, А.А Шаталов и др.).
Современная социально-психологическая наука рассматривает студенческий коллектив как непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивляемость групповому давлению, психофизиологическая совместимость и т.п.). Она выявила наличие сплоченности как ценностно-ориентированного единства (В.Б.Давыдов, А.И. Донцов и др.); эмоциональной групповой идентификации (В.В. Абра-менкова, В.М. Асмолов, А.И. Папкин и др.); содержательности мотивацион-ного ядра в системе межличностных отношений (А.Д. Солдатенков, А.Г. Спиркин, Н.М. Швалева и др.).
В последние годы имела место деградация национальных традиций в практике образовательных систем, во многом было утрачено, складывающееся веками народное миропонимание, что привело к разрушению вековых традиций в мировоззрении учащейся молодежи, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно культурных связей.
На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми и дети, и подростки очень важно соединить в народном образовании высокогуманистические принципы ду-
ховной культуры (добротворчество, веротерпимость, толерантность и т п ), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистическую направленность воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании
Однако имеющийся опыт воспитания толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка пока не получил всестороннего осмысления и обобщения, недостаточно изучены многие теоретические и практические аспекты воспитания толерантного сознания, построенного на социокультурных традициях.
Недостаточная разработанность проблемы и значимость для теории и практики обусловили выбор темы исследования «Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка».
Проблема исследования состоит в разработке эффективных методов воспитания толерантного сознания в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования: выявление, обоснование и реализация форм и методов освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.
Объект исследования; воспитание толерантного сознания у студентов.
Предмет исследования: процесс воспитания толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка.
Гипотеза исследования: воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка может быть реализовано, если
-учитываются принципы социокультурного компонента в воспитании толерантного сознания;
- разработаны принципы построения модели воспитания толерантного сознания построенной, на основе этносоциокультурных традиций изучаемого языка и формы их освоения.
-созданы организационно-педагогические условия, предполагающие включение в образовательный процесс у студентов при изучении иностранного языка воспитание толерантного сознания;
- в рамках разработанной модели осуществляется организация не только учебной, но и внеучебной деятельности со студентами, направленной на воспитание толерантного сознания.
Задачи исследования:
-определить сущность и раскрыть содержание воспитания толерантного сознания в процессе изучения иностранного языка;
-выявить принципы построения модели воспитания толерантного сознания , построенную на этносоциокультурных традициях;
- определить влияние социокультурного компонента на социализацию и воспитание студентов;
- разработать педагогические технологии, способствующие формированию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка;
- обосновать результативность использования педагогических технологий в воспитании толерантного сознания у студентов;
- разработать методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка.
Методологической основой исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которая позволяет наиболее полно рассмотреть системное взаимодействие и взаимовлияние социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп; о необходимости определения оптимального соотношения национального и интерсоциального компонентов содержания образования, целенаправленного на укрепление культуры межэтнических отношений, снятия возможной социально-психологической напряженности в условиях межличностных отношений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования,
- эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседы,тестирование, изучениепродуктивнойдеятель-ности студентов);
- математические (статистическая обработка данных и графического представления материалов, ранжирование).
Базой исследования выступили Московский Гуманитарный Педагогический Институт, Орский Государственный Гуманитарно-Технологический Институт, Орский педагогический колледж, а также педагогический колледж №617 ,гимназия№ 513. г. Санкт- Петербурга.
Научная новизна исследования:
-определена сущность и раскрыто содержание воспитания толерантного сознания;
- определены принципы построения модели использования иностранного языка, при обучении студентов на основе этносоциокультурных традиций;
-научно-обоснована эффективность использования разработанной педагогической технологии, способствующей воспитанию толерантного сознания.
Теоретическая значимость исследования состоит в
- уточнении принципов построения модели изучения иностранного языка на основе этносоциокультурных традиций;
- определении учебно-методических подходов к созданию модели изучения иностранного языка на основе этносоциокультурных традиций;
- обоснование эффективности использования педагогической технологии, направленной на воспитание толерантного сознания студентов в процессе изучения иностранного языка. Теоретически обоснованы формы и методы использования педагогической технологии, направленной на воспитание то-
лерантного сознания студентов, как средство активизации обучения иностранному языку.
Практическая значимость. Представленная педагогическая технология может быть использована при построении учебной программы по иностранному языку в средних, высших профессиональных учебных заведениях и послевузовском образовании, на факультативных занятиях со студентами. Разработаны и научно обоснованы методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов, в процессе изучения иностранного языка, направленных на усвоение социокультурных традиций народа носителя языка.
Этапы исследования:
Первый этап (2000-2001 )был посвящен: выявлению состояния проблемы в теории и практике, путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования.
Второй этап (2002-2003)был посвящен опытно-экспериментальной работе в Орском Гуманитарно-Технологическом Институте, Орском педагогическом колледже, гимназии №513, колледже №617 г. Санкт-Петербурга, в ходе, которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических технологий, способствующих воспитанию толерантного сознания. Третий этап(2003-2004) был посвящен систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется методологической обоснованностью исходных положений; использованием оптимального набора методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования; завершенностью опытно-экспериментальной работы, под-
твердившей первоначально выдвинутую гипотезу, статистической обработкой экспериментального материала, результатами опытно- экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых диссертантом технологий
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством 9 публикаций, участия в 6 международных, всероссийских и региональных конференциях (1999-2004), докладов и выступлений на научно-практических семинарах(2000-2004). Апробация основных положений, выводов и результатов данного исследования проводилась в Орском педагогическом колледже, Московском Гуманитарном педагогическом институте. На защиту выносятся следующие положения: -организационно-педагогические условия воспитания толерантного сознания при подготовке преподавателей иностранного языка;
-особенности использования социокультурных традиций в содержании обучения иностранным языкам, как инновационный метод единой образовательной системы по воспитанию толерантного сознания у студентов;
-формы реализации модели воспитания толерантного сознания у студентов, построенной на основе этносоциокультурных традиций.
Структура и содержание диссертации Диссертация включает в себя введение, две главы, заключение. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены методы и этапы исследования положения, выносимые на защиту.
В первой главе исследуются гуманистические, общечеловеческие ценности в современной системе образования, анализируется и теоретически обосновывается роль культуры в социализации и воспитании подрастающего поколения, рассматривается роль социокультурных традиций в современной системе образования.
В современных условиях напряженность межнациональных отношений, возникающая в различных странах и регионах, влияющая на планетарное сознание личности студента, требует от педагогов и родителей обдуманного подхода к этой проблеме; творческого использования опыта воспитания толерантного сознания в условиях полиэтнического общества; его диффе-ренцированности с учетом различных этнических групп, уровня сформиро-ванности культуры межэтнических и межличностных отношений; активного использования уроков иностранного языка в решении задач совершенствования культуры межэтнических отношений, построенных на социокультурных традициях.
Система образования в настоящее время также переживает социально-политические, материальные трудности. Отражением всеобщей нестабильности российского общества являются отрицательные тенденции в этой области: кризис ценностей и мотивации учения, тревожность детей и учителей из-за нестабильности и расслоения общества, рост детской преступности и т.п. Социальный нигилизм, национальный эгоцентризм, межнациональные конфликты привели к резкой деформации ценностной ориентации подрастающего поколения, резкому падению духовно-нравственной сферы, безразличию к судьбе Родины.
Российские общеобразовательные школы и средне профессиональные учебные заведения как основные институты социализации подрастающего поколения в современных условиях развития общества, взяли на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.
Ситуация, сложившаяся сегодня в современном обществе, а также назревшая необходимость кардинальных перемен в системе образования, предполагают новые подходы к воспитанию. Усиливается значение духовно-нравственного воспитания учащихся. На наш взгляд, в процессе духовно-нравственного воспитания определяющим становится принцип: через национальное к мировым достижениям культуры и научно-технического прогресса
и, наоборот, от общечеловеческих ценностей к своеобразию и неповторимости национальных культур
Общечеловеческие ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры
Общечеловеческие ценности представляют собой нормы поведения, регламентирующие его деятельность и выступающие как познавательно действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением и деятельностью человека. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение общечеловеческими ценностями происходит в процессе осуществления деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации общечеловеческих ценностей служит показателем личностного развития.
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и общечеловеческие ценности.
Система общечеловеческих ценностей
Ценности, связанные с утверзд социально и професси ением личностью своей роли в онапьной среде
Ценности, удовлетворяющие пс ряющие егс лребностъ в общении и расши-круг
Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности
I Ценности, позволяющие осуществить самореализацию
Среди названных общечеловеческих ценностей можно выделить ценности - цели, имеющие социальную значимость, ответственность перед обществом Ценности этого типа служат основанием развития личности подрастающего поколения. Они же влияют на ценности- средства - это знания, умения, навыки, составляющие основу духовно-нравственного развития личности. Ценности - отношения выражают отношение личности студента к другим этносам.
В иерархии общечеловеческих ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности - личностные качества - духовно-нравственные качества, составляющие основу толерантного воспитания. Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема-подсистема ценностей-знаний. В нее входят знания социокультурных традиций, степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе личностной модели поведения.
Гуманистическое образование- это, прежде всего, образование каждого отдельного человека, за которым признается право на собственное миропонимание, мироотношение; это формирование личности, относящейся с уважением к другим людям и к себе самому. Ведущей идеей гуманизации образования является развитие активно-творческих созидательных возможностей человека, его интеллектуально-нравстве'нной свободы.
В настоящее время приоритетами образования являются гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация, индивидуализация, информатизация, что говорит о том, что педагогика не только наука, но и культура. Поэтому многие ученые стремятся разработать методологические и
технологические основы взаимодействия общекультурных и этнокультурных ценностей для реализации современной стратегии поликультурного образования. Одной из существенных задач образования на современном этапе является правовое и научно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, ориентированного на совершенствование содержания культурного компонента подготовки будущих специалистов и на общекультурные принципы, являющиеся основой определения культурной основы образования. В рамках нашего исследования особо важны такие принципы как этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в российское и мировое сообщество, приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры в процессе обучения и воспитания во всех типах учебных заведений, сотрудничество (в том числе и международное) образовательных учреждений, общественности в формировании самобытности личности. Основным и универсальным каналом воспроизводства культуры является образование как социальный институт, возникший на определенном этапе культурно-исторического развития общества.
Особую роль в мультикультурном образовании играют традиции. Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе неделимы огромной устойчивостью, объективно сделавшей их своего рода хранителями достижений прошлого. Традиции - это своеобразный опыт накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Понятие «традиция» давно вошло в педагогический обиход и используется для обозначения . устойчивых процессов, тенденций и явлений, существующих длительное время и занимающих определенное место в историко-педагогическом наследии. История человечества не знает национальных традиций, которые развивались бы изолировано от инородных. Национальное включает в себя культурно-социальные черты других народов, освоенные опосредованные в результате тесного общения. По своей сущности традиции, а, следовательно, подлинно национальные традиции носят интернациональный характер. Чем
лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять другую культуру, а значит быть терпимее. Межнациональная и межконфессиональная толерантность сможет привести к содержательному, конструктивному диалогу культур.
Особо актуальна эта проблема в подростковом, юношеском возрасте, так как он является важнейшим периодом в психическом развитии человека. Позиция толерантности и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Проблема формирования в средних и выс-шихспециальных учебных заведениях духа толерантности и отношения к ней как важнейшей ценности общества вносит огромный вклад в развитие не только школьного образования, но и культуры мира в целом.
Толерантность, как и любая жизненная позиция, требует значительного времени, необходимого жизненного опыта, и процесс этот, начиная формироваться с самого раннего возраста, не завершается никогда.
Во второй главе раскрываются вопросы освоения социокультурных традиций в учебной деятельности; определяется роль социокультурной компетенции преподавателя иностранного языка; раскрывается вопрос об освоении социокультуры (носителя языка) во внеучебной деятельности.
Исходя из основных целей обучения иностранного языка, а именно социокультурного развития подростков, юношества, развитие умений представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного общения; формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению проблем, развитие самообразовательного потенциала молодежи в изучении других иностранных языков и многообразия современного многоязычного и поликультурного мира, мы считаем, что социокультурный компонент обучения иностранным языкамсможет обеспечить достижение поставленных целей и решить многоаспектные задачи формирования устноречевых умений. В настоящий момент
зарубежные и отечественные методисты определяют задачу обучения иностранным языкам - как средство межк>льтурного общения, как инструмент взаимопонимания народа, общечеловеческой культуре, способу осмысления себя как полноправного члена всего мирового сообщества
Социокультурный компонент представляет собой один из культуро-ведческих подходов в обучении иностранному языку, ориентированный на обучение межкультурному иноязычному общению в контексте идей мира и согласия, толерантности, гуманизации, культуроведческой социологизации целей и содержания обучения иностранным языкам, построенное на принципах социокультурного подхода:
Принципы социокультурного подхода
Принцип гуманитарной подготовки обучаемых в контексте диалога культур-терпимости иной культуры
I
Принцип мотивации обучения и технологии социальной адаптации в многокультурном обществе
Принцип развития коммуникг с другими видами и раз тивно-речевои культуры в единстве новидностями культуры
1
Принцип аутентичности материалов, коммуникативно-речевого и социокультурного содержания общения
В современных условиях нельзя говорить о формировании полноценной личности специалиста без учета развития его социокультурной компетенции. Формирование социокультурной компетенции, под которой понимается "комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных опреде-
ленному обществу и характеризующих его", происходит в процессах социокультурного воспитания (процесса приобщения личности к культуре и народным традициям страны изучаемого языка) и обучения.
Социокультурная компетенция определяет во многом успешность общения подрастающего поколения с представителями иноязычной культуры, позволяя им чувствовать себя уверенно и комфортно в иноязычной среде. Казалось бы, незнание таких, на первый взгляд, "пустячков" как: когда пожать руку, кому оплачивать ленч и многих других, чревато серьезными последствиями, вплоть до потери контракта или даже в худшем случае потери партнеров. Поэтому социокультурная компетенция в немалой степени способна помочь молодежи в преодолении культурных барьеров.
Чтобы воспитать подрастающее поколение в духе демократии, свободы, личного достоинства требуется со всей настоятельностью обновить процесс обучения и воспитания. Воспитанию должны способствовать не только отдельные мероприятия, а сам «дух» образовательного учреждения, каждое занятие в нем, каждая перемена. Таким образом, необходимы новые воспитательные «механизмы», которые привели бы в движение всю воспитательную систему образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Примером такого подхода является «усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих обучающимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самоопределения в них». Из сказанного следует, что в процесс обучения отдельным учебным дисциплинам должны широко включаться культуроведческие компоненты. Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения способствует глубже понять особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию студентов в контексте «диалога культур». Привлечение в учебно-воспитательный про-
цесс материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует познавательной мотивации, т.е. учащиеся не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Обучение в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. С позиции диалога культур как жизненной философии любая культура представляет совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. Культура - это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других: в изоляции она увядает и погибает. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает, что коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранного языка способствует у них формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповеданий. Оно создает предпосылки для понимания уровня интеграции западноевропейской и восточноевропейской культуры в мировой культуре, общепланетарного смысла культуры для развития человечества.
Разработанные нами рекомендации, на основе учебно-методических комплектов дают возможность получения студентом полноценного иноязычного коммуникативного образования, содержанием которого является культура в ее познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах. Выпускаемые" УМК не только формируют минимально достаточный уровень социокультурной компетенции, но и служат развитию индивидуально-
сти студентов в диалоге культур (родной и иностранной). Достижение этой сложной, комплексной цели обучения заставляет авторов УМК включать в учебники новые нетрадиционные средства обучения, направленные на реализацию основной формулы концепции коммуникативного обучения Согласно ей, обучение иноязычной культуре, процесс обучения иностранным языкам противопоставляется иноязычному образованию Его цель - не только овладение определенными навыками и умениями, но и формирование человека развитие его духовных сил и способностей
На основе выше изложенного следует отметить, что важную роль в восприятии и оценке социокультурных явлений иноязычной культуры играет тот социокультурный кругозор обучаемого, который сформировался под влиянием его собственного социокультурного опыта, приобретенного в родной культуре; изучение иностранного языка и культуры предусматривает подключение мыслительных операции в ходе процессов сравнения, интерпретации, обобщения, обсуждения и других подобных дискурсивных форм передачи сути явления иноязычной культуры; развитие иноязычной социокультурной компетенции обучаемых не является изолированным процессом. Оно неразрывно связано с развитием общей социокультурной компетенции обучаемых, сформированной как в отношении своей родной культуры, так и всего мира в целом. При межкультурном взаимодействии не следует исключать трудности, связанные с приобретением нового иноязычного опыта. Наоборот, в связи, с тем, опознавание подобных различий является важным и для восприятия иноязычной реальности, и для выживания в ней, следует выдвигать их на передний план при обсуждении; формированию толерантного сознания способствуют активные формы организации учебного процесса, в частности дискуссии, с обсуждением злободневных проблем межнациональных отношений, предполагающие выражение собственной точки зрения на различные противоречия и нахождение путей их разрешения, диспуты, с использованием аутентичного видеоматериала.
В основу нашего эксперимента была положена модель изучения иностранного языка, построенная на этносоциокультурных традициях, способствующая воспитанию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка
Модель воспитания толерантного сознания при изучении иностранного языка
Проведенное нами опытное обучение подтвердило предположение о том, что включение этносоциокультурных традиций в процесс изучения иностранного языка, позволяет воспитывать толерантное сознание у студентов, организовывать общение и взаимодействие студентов на языке и обеспечивает диалог культур. Также решить проблему овладения иностранным языком в контексте диалога культур можно с помощью предлагаемой программы «Желание изучать иностранные языки», разработанной нами для учащихся и
студентов и реализуемой через создание принципиально нового образовательного пространства, объединяющего усилия преподавателей и приглашенных специалистов по изучению иностранного языка во внеучебное время с использованием современных интерактивных технологий и досутовых форм работы: организация курсов иностранного языка, клубов иностранного языка, что создает условия для естественной мотивации молодежи к изучению иностранных языков. Необходимо поощрять лучших участников коллектива, привлекать преподавателей к работе в программе.
При реализации нашей программы предполагается не только и не столько расширение сферы предоставляемых услуг, сколько изменение представлений молодых людей о существующих возможностях саморазвития через ряд последовательно организуемых мотивационных мероприятий.
Важным аспектом обучения в контексте диалога культур является вне-учебная деятельность, которая способствует повышению мотивации изучения иностранного языка. Как показывают наши исследования, поездки в англоязычные страны, являются репродуктивной формой обучения студентов английскому языку.
Учебные поездки, организуемые нами в Англию, Шотландию, Ирландию позволили студентам получить сведения о государственном устройстве стран, о культуре стран, об особенностях речевого поведения и этикета, организации быта и досуга. В 2003 учебном году группа студентов под нашим руководством совершила учебную поездку в Англию на 2 недели. Студенты проживали в семьях, где познакомились поближе с бытом, привычками и традициями англичан. Все полученные социокультурные, этнокультурные, семиотические знания в гимназии и колледже были реализованы на практике. Можно сказать, что, владея этими знаниями, подросток становится толерантной «культурно-языковой» личностью.
Данная форма работы является продолжением внеучебной деятельности, организуемой в колледже №617,гимназии №513 ,№13 г. Санкт-Петербурга. В этих образовательных учреждениях нами проводилась много-
образная внеаудиторная работа: дни иностранного языка, вечера, викторины, конкурсы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внеучебная деятельность способствует повышению мотивации изучения иностранного языка, развитию коммуникативной культуры студентов.
В целом исследование данной проблемы доказало, что при построении учебной и внеучебной деятельности на этносоциокультурных традициях, способствует воспитанию толерантного сознания у студентов.
Нами представлены выборочные результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Сравнение результатов представлено в виде таблицы, в которой показано относительно количество студентов, соответствующих каждому из выделенных уровней.
Показатели уровня сформированном^ толерантного сознания.
Таблица 1
Учебный период Экспериментальные группы (60 человек) Контрольные группы (60 человек)
1 семестр учебного года 78% 65%
2 семестр учебного года 91% 82%
Далее представлены выборочные результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Относительное количество студентов с различными уровнями сформи-рованности толерантного сознания в сравнительном плане показано в таблице №2
Таблица2
Уровни низкий средний Высокий
Исходный уровень 42% 21% 7%
Аналогичная динамика увеличение относительного количества обучающихся, соответствующих среднему и высокому уровням - наблюдалась и в последующие годы экспериментального обучения.
При обучении иностранным языкам в контексте диалога культур необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах:
• Изучение социокультурных аспектов этики общения на основе использования в учебной деятельности аутентичных материалов, активных форм и методов обучения, способствующих формированию коммуникативной культуры студентов
• Необходимо наполнять учебные темы с помощью лингвострановед-ческого, культуроведческого, социолингвистического и социологического обогащения коммуникативной практики студентов.
• Ознакомить обучаемых с языковыми и межкультурными конфликтами, возникающими в обществе при нарушении языковых и гражданских прав человека, с существующими способами их устранения в мировой практике.
• Обеспечить коммуникативную практику в погашении межличностных и групповых межкультурных конфликтов.
• Развивать общекультурные умения обрабатывать социокультурную информацию и адекватно ее использовать для целей межкультурного общения в соответствующих сферах общения и для обучения межкультурному общению в различных типах общеобразовательных учреждениях.
• Расширять социокультурное образование за счет внеучебной деятельности-поездки в страны изучаемого языка, а также приглашение носителей языка на занятия, организации клубов на иностранном языке.
• В результате исследования нами установлено, что выбор критериев на основании сформированности толерантности, культуры межнациональных отношений как цели и результата формирования толе-
рантностии, определен его компонентами (когнитивный, эмоцио-нальнооценочный, личностно-смысловой, поведенческий).
• Критериями сформированном^ толерантности являются:
• Самостоятельность суждения (наличие собственной позиции, умение анализировать информацию);
• Восприятие собеседника (признание им права быть «другим»);
• Умение вести конструктивный диалог.
Педагогическая организация процесса формирования толерантности предполагает: сочетание аудиторной деятельности студентов и активными формами внеаудиторной работы-диспуты, конкурсы, круглые столы, встречи-диалоги культур и т.п.
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило основные положения гипотезы. Результаты экспериментальной работы показали повышение уровня сформированности толерантности у студентов, повышение мотивации учебной деятельности.
Данное исследование не является исчерпывающим проблему воспитания толерантного сознания у студентов, дальнейшая разработка может идти по пути создания непрерывных моделей формирования толерантности на всех этапах обучения.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях диссертанта:
1. Наследова АО Инновационные системы в обучении английскому языку-тезисы докладов 42. //Орск: изд-во ОГТИ, 1998.-С48.
2. Наследова А О. Роль видеоматериалов в организации дискуссии // методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Сб. науч. статей, - Спб.: «Образование Культура», 1999.-С. 139-141.
3. Наследова А О. Дискуссия как метод активизации деятельности личности учащегося на иностранном языке // Сб. науч. трудов.- Орск: Изд-во ОГТИ, 2001.-С.138-139.
4. Наследова АО Социокультурные традиции в системе образования. //Сб. науч. трудов- Москва - Чебоксары Изд-во НАНИ ЧР.2003-С. 58-59.
5 Наследова А О Подготовка учащихся к диалогу культур в процессе обучения иностранному языку //Организация педагогического процесса в образовательных учреждениях Сб науч трудов - Москва-Чебоксары Изд-во НАНИ ЧР.2ООЗ-С 96-98
6 Наследова А О Социокультурный компонент в обучении иностранному языку\\Организация педагогического процесса в образовательных учреждениях Сб науч трудов - Москва-ЧебоксарыИзд-во НАНИ ЧР.2003-С 144-145
7 Наследова А О Социокультур'ные и педагогические аспекты традиций в образовании \\Роль университетской науки в региональном сообществе (материалы межд Научно-практической конференции) Ч 1 Москва-Оренбург РИК ГОУ ОГУ.2003-С 114-118
8 Наследова А О Современное образование с точки зрения культурологического подхода //Развитие научно познавательного потенциала студентов-условие подготовки к инновационной деятельности-Изд-во ОГТИ 2003г -С 209211
9 Наследова А О Социально-психологические особенности социализации личности студента //Сб науч трудов - ЧастьЗ -Орск изд-во ОГТИ.2003-С 77
Лицензия ПЛД № 69-217 от 22.10.1997г. Подписано в печать 09.02.2005 г. Тираж 100экз. Заказ №3-02 Отпечатано с готового оригинал-макета
в типографии ООО «Политон» 198096, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 82 184-13-35
257
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Наследова, Ангелика Олеговна, 2005 год
Введение
Содержание
Глава 1 Цивилизация как единство и многообразие культур в системе современного образования
1.1. Гуманистические, общечеловеческие ценности в современной системе образования. 15
1.2. Культура в социализации и воспитании подрастающего поколения в теории и практике современного образования. 34
1.3 .Социокультурные традиции в современной системе образования. 44
Глава 2 Формы освоения социокультурных традиций студентами в учебной деятельности.
2.1 .Роль социокультурных знаний учителя для повышения эффективности формирования планетарного, толерантного сознания. 55
2.2. Лингвострановедческий компонент неотъемлемая часть профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка. 76
2.3 .Социкультурный компонент содержания образования как основа формирования планетарного, толерантного сознания.
2.4. Результаты экспериментальной работы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка"
Необходимость в дальнейшей разработке теории и практики толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, критического анализа накопленного ранее опыта и новых подходов к его практике, с учетом сложившейся ситуации, вызвана рядом обстоятельств. Многие формы, методы и средства воспитания нравственной культуры этнических отношений подрастающего поколения, которые в свое время считались эффективными, на современном этапе не оправдывают себя: идет интенсивный процесс перестройки планетарного сознания людей всех культур, что еще в большей степени ставит вопрос совершенствования личности на принципах гуманизма каждого этноса.
В недалеком прошлом теория шла за практическим решением во всех сферах общественной жизни, в том числе и этнической. Поэтому теоретические ошибки в области нравственного интернационального воспитания фактически следует рассматривать как нарушение принципов гуманизации. В период перестройки процесса образования практика интернационального воспитания культуры межэтнических отношений не испытывала особой потребности в теории и методологии.
Практика воспитания культуры межэтнических отношений студентов часто встречается с раздвоенной моралью: одна для общения с представителями только своего этноса, другая в общении с людьми другой культуры. Формированию личности с двойной моралью способствовало то обстоятельство, что этнические знания и навыки их использования в сфере межнациональных и межличностных отношений оказались по разным сторонам.
Мы исходим из того, что культура поведения людей всех национальностей включает не только непосредственно в материальное производство, но и во всю систему социального бытия. Она-способ жизнедеятельности и показатель уровня развития культуры полиэтнического общества и коллектива, их экономического и социального здоровья, а не столько сферы бытовых межнациональных отношений.
В условиях многонационального коллектива задачу формирования у студентов культуры межличностных отношений можно решать только в тесной связи с накоплением знаний о культуре, традиции и обычаев людей различных этнических групп.
Нормы поведения у людей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие особенности как: стремление к возрождению этнической культуры, воспитание планетарного, толерантного самосознания людей всех этнических групп. Все это требует сегодня творческого подхода к организации образовательного процесса студентов.
Каков же путь воспитания у студентов культуры нравственных отношений, норм социально-этнического поведения, способствующие совершенствованию межнациональных, межличностных отношений. Ориентируясь лишь на прошлое или необдуманно судить о состоянии национального вопроса по устоявшимся стереотипам, решать эту проблему невозможно. Жизнь многонационального общества беспрерывно создает более сложные ситуации, выдвигает оригинальные, ранее нерешившиеся задачи, возникают новые механизмы функционирования этнических отношений.
Для того чтобы объективно разобраться в актуальности проблемы нравственных отношений студентов полиэтнического коллектива, необходимо охватить все связи и взаимодействия личности, этнической группы, нации и человечества в целом. Корректно этнопсихологический подход-это составная часть научной методологии анализа состояний межэтнических отношений на современном этапе, в том числе и воспитания планетарного и толерантного сознания в целом.
Годы перестройки, демократизации общества способствовали развитию объективных процессов пробуждения самосознания отдельных этносов.
Это следствие того, что в последние годы имела место колоссальная деградация национальных традиций, во многом было утрачено складывающиеся веками народное миропонимание. Результатом осуществления изначально порочной идеи в возможности существования национальной культуры, лишь по форме, но унифицированной и идеологизированной по содержанию, привело к разрушению вековых традиций, отношений с природой, а также трудовых, бытовых, нравственно культурных связей. Следует заметить, что деградация национального самосознания во многом связана с разрушением среды обитания, упадком традиционных видов труда, разрушением и запретом традиционной религиозной культуры, с духонравственным отстранением в отношении людей к природе, к обществу, к самому себе.
На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми и дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании высоко гуманистические принципы, духовной культуры (добротворчество, созидание, веротерпимость, толерантность и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистическую направленность воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.
Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всем этапе развития многонационального общества проблема воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения занимала значительное место в трудах видных педагогов: Ю.К . Бабанского,
A.А.Бодалева, Г.Н.Волкова, З.Т.Гасанова, Б.С.Гершунского, Н.К. Крупской, Б.Т. Лихачева А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.В.Мудрика,
B.А.Сухомлинского, М.Г. Тайчинова, С.Т. Шацкого и др. Они отмечают исключительную важность этой проблемы. Их труды служат теоретической основой для дальнейшего исследования данной проблемы учеными, педагогами, психологами,. социологами, этнографами и представителями других научных направлений.
В исследовании ученых педагогов 90-х годов, когда наиболее интенсивно разрабатывалась теория воспитания планетарного, толерантного сознания, этот процесс рассматривается как управление межличностных отношений студентов (Богданова О.С., Бодалев А.А., Лихачев Б.Т., Тишков В.А. и др.); процесс планетарного и толерантного сознания в связи с развитием морального сознания личности студента (Волков Г.Н. , Петрова В.И., Уманов Г.А. и др.); воспитание анализируется через совершенствование межличностных отношений учащихся (Болдырев Н.И., Вульфов Б.З. Гордин Л.Ю., Монахов Н.И. , Мячченков С.В., Сокольников Ю.П. и др.); формирование этнически активной личности представляется как развитие эмоционально- рациональных отношений к окружающей действительности (Зосимовский А.В., Рувинский Л.И., Тайчинов М.Г., Филонов Г.Н, и др.).
Современная социально-психологическая наука рассматривает студенческий коллектив как . непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивляемость групповому давлению, психофизиологическая совместимость и т.п.). Она выявила преобладание в коллективе проявлений коллективистического. самоопределения и резкое снижение конформных реакций в значимых для членов коллектива ситуациях (Петровский А.В., Туровская А.А., Глазова Л.А., Ким В.А. и др.); наличие сплоченности как ценностно-ориентированного единства (Давыдов В.В., Донцов А.И.); действительная групповая эмоциональная идентификация (Абраменкова В.В., Асмолов В.М., Папкин А.И.); содержательность мотивационного ядра в системе межличностных отношений (Солдатенков А.Д., Спиркин А.Г., Швалева Н.М)
Труды современных ученых по социальной этике направлены на выявление сущности, роли нравственности, ее устойчивого и ценностного ядра в бесконечном многообразии моральных явлений, свойственных всем историческим типам человечества (Анисимов С.Ф.,Архангельский A.JL,Афанасьев В.Г., А.В. Мудрик, Бакштановский В.И. Зенченко В.Р., Ильинков Т., Титаренко А.И., Уледов А.К., Харламов И.Ф. и др.).
Обобщение трудов, исследующих проблему морали и нравственности, позволяют выделить ряд концептуальных, направлений в этой области. . Сущность морали как объективного явления заключается в том, что она представляет собой средство регулирования коллективной жизни людей общества (Анисимов С.Ф., Коротов Г.Г.); мораль возникает и развивается в ответ на социальную необходимость управлять взаимоотношениями людей в обществе, сочетая так или иначе индивидуальные интересы с интересами целого (Азаров Ю.П., Архангельский JI.M.); мораль в своей сущности отражает и осуществляет объективную необходимость сочетания интересов, личности с интересами общества (Гумницкий, Г.Н., Филонов Г.Н.); особенностью морали является подчинение интереса личности - общественно значимым ценностям.
В качестве критериев нравственного прогресса выдвигается уровень . гуманизации взаимодействия, столкновения противоположностей добра и зла, взаимоотношения индивида и общества, степень расширения объективных возможностей для выбора социально-этических норм поведения, рост морально-этического самосознания и эмоционально-нравственного богатства личности, действенность нравственной культуры поведения и добротворчество, следования им, оценка морально-общественного бытия (Моносзон Э.И., Титаренко А.И.);мораль есть качество индивида, взятого в аспекте его индивидуального бытия, она ' есть качество общественных отношений, составляющих сущность человека (Васильева З.В., Лихачев Б.Т., Сластенин В .А.). ш
Краткий анализ наиболее распространенных концепций сущности человека в классической и современной идеалистической философской антропологии показывает, что в одном случае механизм воспитательного прогресса она сводит к чисто духовным, религиозным, культурно-идеалогическим средствам, в другом - к нормативно поведенческим правилам, в третьем-принципиально отвергает возможность и позитивную необходимость общественного влияния на формирование морально-психологического облика.
Мы исходим из положения материалистической философии, позволяющего рассматривать личность как результат общественной деятельности и межличностных отношений, способствующих активно влиять на весь ее моральный облик.
Нынешнее состояние межнациональных отношений выдвигает задачи совершенствования воспитания планетарного толерантного сознания подрастающего поколения. . Ряд исследователей (Абдуталипов Р.Г.,Барабанщиков А.В., Джунусов М.С., Магамедов A.M., А.Ф.Дашдамиров, К.А.Абдульханова-Славская, JI.H. Дробижева, В.А. Тишков, В.К.Шкенендорф) в своих трудах раскрыли отдельные стороны поликультурного образования студентов.
Однако педагогические механизмы управления этим процессом исследованы недостаточно. Так, например, недостаточно подвергались теоретическому анализу психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием планетарного толерантного сознания студентов, навыков и умений соблюдения межличностного общения. Поэтому проблемой нашего исследования является поиск путей воспитания планетарного и толерантного сознания подрастающего поколения и совершенствования форм и методов, способствующих освоению социокультурных традиций студентов в процессе изучения иностранного языка.
Таковы в своей совокупности позиции, которые послужили обоснованием выбора темы исследования. Исходя из недостаточной разработанности теоретической концепции в этом направлении, стали основанием для определения темы исследования «Воспитание толерантного сознания у студентов в процессе изучения иностранного языка».
Объект исследования процесс по формированию культуры межнациональных отношений студентов, процесс воспитания планетарного, толерантного сознания студентов. Предметом исследования является формирование социально-этических норм поведения студентов. Формы и методы освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования определение форм и методов освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования: воспитание толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка может быть реализовано, если
-учитываются принципы социокультурного компонента в воспитании толерантного сознания;
- разработаны принципы построения модели воспитания толерантного сознания построенной, на основе этносоциокультурных традиций изучаемого языка и формы их освоения.
-созданы организационно-педагогические условия, предполагающие включение в образовательный процесс у студентов при изучении иностранного языка воспитание толерантного сознания;
- в рамках разработанной модели осуществляется организация не только учебной, но и внеучебной деятельности со студентами, направленной на воспитание толерантного сознания.
Выдвигая гипотезу, мы отчетливо осознавали, что достижение ожидаемых результатов в воспитании толерантного сознания зависит от ряда обстоятельств, в том числе связанных с деятельностью педагога. Так, на социально-этническое становление личности студентов оказывают огромное воздействие не только семья, окружающая среда, но и сферы межнационального общения, в т.ч. деятельность по интересам (спорт, музыка, игровая, трудовая деятельность и т.п.). Поэтому мы предполагали, что формы и методы, способствующие освоению социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка, будут оказывать существенное влияние на воспитание планетарного и толерантного сознания студентов.
В соответствии с намеченной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы задачи исследования:
-определить сущность и раскрыть содержание воспитания толерантного сознания в процессе изучения иностранного языка;
-выявить принципы построения модели воспитания толерантного сознания, основанной на этносоциокультурных традициях;
- определить влияние социокультурного компонента на социализацию и воспитание студентов; разработать педагогические технологии, способствующие формированию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка;
- обосновать результативность использования педагогических технологий ; в воспитании толерантного сознания у студентов;
- разработать методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов при изучении иностранного языка.
Методологической основой исследования является учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, которая позволяет наиболее полно рассмотреть системное взаимодействие и взаимовлияние социальных, экономических, этнокультурных условий жизни и деятельности различных этнических и возрастных групп; о необходимости определения оптимального соотношения национального и интернационального, формах и методах укрепления культуры межэтнических отношений, снятия социально-психологической напряженности в условиях межличностных отношений; о важности воспитания культуры межэтнических отношений для совершенствования всех сторон многонационального общества.
В современных условиях напряженность межнациональных отношений, возникающая в различных странах и регионах, влияющая на планетарное сознание личности студента, требует от педагогов и родителей обдуманного подхода к этой проблеме; творческого использования опыта воспитания толерантного сознания в условиях полиэтнического общества, его дифференцированности с учетом различных этнических групп, уровня сформированности культуры межэтнических и межличностных отношений; активного использования уроков иностранного. языка в решении задач совершенствования культуры межэтнических отношений на основе социокультурных традиций.
В исследовании нами использовался комплекс психолого-педагогических методов, адекватных целям и задачам исследования.
Методы исследования:
-теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и специальной методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические (диагностика, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение продуктивной деятельности студентов);
- математические (статистическая обработка данных и графического представления материалов, ранжирование).
Правильно осмыслить влияние социальных, демографических и этнических факторов на воспитание у студентов планетарного и толерантного сознания в сфере межличностных отношений помогли теоретические исследования педагогов-социологов Р.Г.Гуровой, В.М.Соколова и этнопедагогов Г.Н.Волкова, Е.И. Буторина, А.Г Гашимова, М.Г.Тайчинова,
М.И.Стельмаховича, Е.И. Христова, З.И. Тюменцевой, А.В. Мудрик, З.Т.Гасанова, А.Г. Асмолова.
Базой исследования выступили Орский гуманитарно-технологический институт, Орский педагогический колледж, а также педагогический колледж №617, гимназия №513. г. Санкт-Петербурга.
Научная новизна исследования:
-определена сущность и раскрыто содержание воспитания толерантного сознания;
- определены принципы построения модели использования иностранного языка, в процессе воспитания толерантного сознания, на основе этносоциокультурных традиций;
-научно обоснована эффективность использования разработанной педагогической технологии, способствующей воспитанию толерантного сознания.
Теоретическая значимость исследования состоит в
- уточнении принципов построения модели изучения иностранного языка на основе этносоциокультурных традиций;
- определении учебно-методических подходов к созданию модели изучения иностранного языка на основе этносоциокультурных традиций;
- обосновании эффективности использования педагогической технологии, • направленной на воспитание толерантного сознания студентов в процессе изучения иностранного языка. Теоретически обоснованы формы и методы использования педагогической технологии, направленной на воспитание толерантного сознания студентов как средство активизации обучения иностранному языку.
Практическая значимость. Представленная педагогическая технология может быть использована при построении учебной программы по иностранному языку в средних, высших профессиональных учебных заведениях и послевузовском образовании, на факультативных занятиях со студентами. Разработаны и научно обоснованы методические рекомендации по воспитанию толерантного сознания у студентов в процессе изучения иностранного языка, направленные на усвоение социокультурных традиций народа носителя языка.
Этапы исследования;
Первый этап (2000-2001) был посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике, путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные положения исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования.
Второй этап (2002-2003) был посвящен опытно-экспериментальной работе в Орском гуманитарно-технологическом институте, Орском педагогическом колледже, гимназии №513, колледже №617 г. Санкт-Петербурга, в ходе, которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических технологий, способствующих воспитанию толерантного сознания.
Третий этап(2003-2004) был посвящен систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; обобщению полученных результатов; их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов и оформлению материалов диссертации и автореферата.
Достоверность результатовисследования определяется методологической обоснованностью исходных положений; использованием оптимального набора методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования; завершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей первоначально выдвинутую гипотезу; статистической обработкой экспериментального материала; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предлагаемых диссертантом технологий.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством 9 публикаций, участия в 6 международных, всероссийских и региональных конференциях (1999-2004), докладов и выступлений на научно-практических семинарах(2000-2004). Апробация основных положений, выводов и результатов данного исследования проводилась в Орском педагогическом колледже. '
Важное место в нашем исследовании занимают методы и формы освоения социокультурных традиций в процессе изучения иностранного языка. На защиту выносятся следующие положения: -организационно-педагогические условия воспитания толерантного сознания при подготовке преподавателей иностранного языка;
-особенности использования социокультурных традиций в содержании обучения иностранным языкам, как инновационный метод единой образовательной системы по воспитанию толерантного сознания у студентов;
-формы реализации модели воспитания толерантного сознания у студентов, построенной на основе этносоциокультурных традиций.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Заключение
Изменения социокультурной ситуации в современном мире оказали большое воздействие на осуществление языковой подготовки студентов. Возрос интерес к изучению языков как важному компоненту содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.
Современный социальный контекст общения, характеризующийся как процесс межкультурной и межнациональной коммуникации, выдвинул новые цели обучения, основанные на объективных потребностях общества.
Социально - исторически обусловленные инновации в теории и практике профессионально ориентированного обучения иностранному языку связаны прежде всего с решением проблем отбора и презентации содержания обучения. Межкультурное обучение иностранному языку исходит из принципа учета обучаемыми определенных категорий и моделей чужой культуры и адекватного пользования ими в процессе межкультурной коммуникации, не стремясь заме нить ими категории и модели, характерные для родной культуры обучаемых. Необходимый «культурный минимум» межкультурного обучения иностранному языку охватывает единицы, которые определяют и отражают культурные ориентации и ценности, детерминирующие вербальное и невербальное поведение членов лингвокультурного сообщества.
При обучении иностранным языкам в контексте диалога культур необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах:
• Изучение социокультурных аспектов этики общения на основе использования в учебной деятельности аутентичных материалов, активных форм и методов обучения, способствующих формированию коммуникативной культуры студентов
• Необходимо наполнять учебные темы с помощью лингвострановедческого, культуроведческого, социолингвистического и социологического обогащения коммуникативной практики студентов.
• Ознакомить обучаемых с языковыми и межкультурными конфликтами, возникающими в обществе при нарушении языковых и гражданских прав человека; с существующими способами их устранения в мировой практике.
• Обеспечить коммуникативную практику в погашении межличностных и групповых межкультурных конфликтов.
• Развивать общекультурные умения обрабатывать социокультурную информацию и адекватно ее использовать для целей межкультурного общения в соответствующих сферах общения и для обучения межкультурному общению в различных типах общеобразовательных учреждений.
• Расширять социокультурное образование за счет внеучебной деятельности-поездки в страны изучаемого языка, а также приглашение носителей языка на занятия, организации клубов на иностранном языке.
• В результате исследования нами установлено, что выбор критериев на основании сформированности толерантности, культуры межнациональных отношений как цели и результата формирования толерантности, определен его компонентами (когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой* поведенческий). .
• Критериями сформированности толерантности являются:
• Самостоятельность суждения (наличие собственной позиции, умение анализировать информацию);
• Восприятие собеседника (признание им права быть «другим»);
• Умение вести конструктивный диалог.
Педагогическая организация процесса формирования толерантности предполагает: сочетание аудиторной деятельности студентов с активными формами внеаудиторной работы-диспуты, конкурсы, круглые столы, встречи-диалоги культур и т.п.
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило основные положения гипотезы. Результаты экспериментальной работы показали повышение уровня сформированности толерантности у студентов, повышение мотивации учебной деятельности.
Данное исследование не является исчерпывающим проблемы воспитания толерантного сознания у студентов; дальнейшая разработка может идти по пути создания непрерывных моделей формирования толерантности на всех этапах обучения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Наследова, Ангелика Олеговна, Москва
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям-М.: ИПГТ; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998-543с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амонашвили ,1996-494с.
3. Архангельский Л.М. Духовное развитие личности. Сборник статей □ Свердловск,1967-332с.
4. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика. Карачаевск,1999-С.57.
5. Арабов И.А. Этнос, культура, образование Карачаевск, 1998-с.60.
6. Астафурова- Т.Н. Стратегия коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения, М.,1997-с.23
7. Бабанский Ю.К.-Педагогика высшей школы: Учеб. Пособие для ун-тов и пед. Ин-тов-Алма-Ата: Мектеп, 1989-175с.
8. Баклашкина М.В. Культуроведческие аспекты обучения студентов 1-2 курсов нормам межличностного общения в иноязычной учебной среде. Автореф дис. кан. пед наук- М.,2003-17с.
9. Баранов О.А. Актуальные вопросы обучения и воспитания в средней школе-Тверь,2001 -46с.
10. Ю.Бездухов В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности личности Самара,2000-23с.
11. П.Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995.-31с.
12. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация-М.: гуманит. изд. центр «Владос», 1998-351с.
13. Бестужев-Лада И.В. Перспективы развития культуры в проблематике соц. Прогнозирования: цикл рекций, прочитанных в СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 1997.-126с.
14. И.Библер B.C. Школа диалога культур Кемерово: Алеф,1993 -56с.
15. Бим И.Л. Концепция обучения второму ин. языку (немецкому на базе английского): Обнинск: Титул,2001.-45с.
16. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком МГУ,1982.-159с.
17. Бодалев А.А. , Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. труды. М.;Воронеж,1996-230с.
18. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1997. №4- с 1-16.
19. Буева Л.П. Человек, культура, образование в кризисном социуме философия образования-М:,1996-С.76-90.
20. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна,2001,2-2002-28Y358.
21. Вайсбурд М.А. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск,2001г.
22. Валеев И.И. Обучение и воспитание в современной школе М.:МПСИ,2000-135с.
23. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика 1997.-№2.-С.З-8.
24. Валько О.В. Учет национально-культурной семантики в преподавании англ. языка на 2 курсе языкового вуза-Гродно: ГрГУ, 1998-173с.
25. Василенко Л.И. и В.В. Ермолаева Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности-М., 1990-72с.
26. Васильева З.И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания уч-ся: СПб.: Химиздат,2002-20с.
27. Введенский В.Н. Современное состояние и тенденции развития общей педагогики-Салехард,2001
28. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения.-М.: 1999-126с.
29. Верещагин Е.М. и Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного-М., 1993.-246с.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. Для сред, и высш. пед. учебных заведений-М.:Асас1егта.2000.-175с.
31. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: -М. :Тривол а, 1994- 167с.
32. Гасанов З.Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала, Дагучпедгиз,1973.
33. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: М.: Ин-т практ. психологии, 1996-142с.
34. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века= The philosophy of education for the 21 centuiy-M.: Совершенство, 1998.-607с.
35. Григорьева-Го лубева B.A. Проблемы становления системы гуманистических, ценностей в современном образовании. СПб.,2002-24с.
36. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь- М. 1997, 339
37. Гумницкий Г.Н. Общечеловеческое в морали и современность: Тез. докладов. - Иваново - ИвТУ,. 1990-83 с.
38. Грушенко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике: М общего и проф. Образования Рос. Федерации НИИ проблем, 1998. >
39. Гуманистические аспекты учебно-воспитательной работы: Сборник научных трудов. М. Университет РАО, 1995., 21 с.
40. Давыдова М.А. Деятельностная методика обучения М, 1990,150 С.
41. Давыдов Ю. Супрунова Л: Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы; Педагогика. -1998-№3-с 122-124
42. Дашук И.Н. Социализация подростка в процессе организации учебного времени; автореферат канд. пед. наук Брянск 1997-15 с.
43. Дюркгейм Э. Социология образования; ИНТОР, 1996- 80 .44.3апесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование 1. СПб: ИГУП, 1996,-320 с.
44. Заремская С.И. Развитие речи учащихся; М, 1983-92 С
45. Зверева С.В. Педагогическое образование контекст непрерывности -Абакан, 2000, 33 с.
46. Елизарова Г.И. Культурологическая лингвистика: Опыт исследования в методических целях. - СПб.: Бельведу, 2000- 137 с.
47. Ермов П.М. Потребности человека. М.; Мысль, 1990, 364 с.
48. Исаев И.Ф.- Профессионально-педагогическая культура преподавателя: М.; Академия, 2002.-206 с.
49. Искандарова О.Ю. Коммуникативный подход фактор активизации деятельности студентов; М, УФА, 1997.
50. Кабакчи В.В. Основы англоязычной коммуникации: СПб, 1998.
51. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб.: «Петербург- 21 век», 1997.- 160 с.
52. Колесникова И.Я. О критериях гуманизации образования.
53. Теория практика. СПб. СПбГУПМ, 1997-с 37-38.
54. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пос. для учителя /. Под ред. Е.И. и В.Б. Царьковой. □ М.: Просвещение, 1993.- 127 с.
55. Кукушин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов 2000-84 с.
56. Культура учителя: Сборник статей / Сост. Н.И.Элнасберг; Под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: СПб, ГУПМ, 2002. -104 с.
57. Крысько В.Г.- введение в соц.: Учебное пособие-М. МЭПЦ,2000- 194 с.
58. Саранцев Э.А. Введение в этнопедагогику.: М: Институт д-ии , 1996. -343. '
59. Лаиидус Б.А. Интенсификация процесса обучения устной речи. М.; Высшая школа. 1990-128 с.
60. Листвина Е.В., Листвина Н.И. Современная социокультурная ситуация как объект исследования//Наука культура. Саратов, 1999.
61. Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка: М. дет. лит., 1984- 126 с.
62. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: Издательство РОУ, 1995. -44 с.
63. Лернер И.Я. Концепция целей и содержания обучения.-М.:ИТПИМНО, 1994-131 с.
64. Лиферов А.П. Глобальное образование пути и интеграции мирового образовательного пространства-М., Изд-во Пед. поиск 108 с.
65. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитания ценностей: -Самара: Издательство СИУ, 1997- 84 с.
66. Луначарский А.В.- О восприятии и образовании. Под редакцией Арсеньева А.И.;. М., «Педагогика», 1976-636 с.690 народном образовании Статьи и речи за период 1917-1929 гг. М., издательство Академии пед. Наук РСФСР, 1958. -559 с.
67. Макаренко А.С. Воспитание гражданина:- М.: Просвещение, 1988.-301 с.710 воспитании (сборник) -2-е изд. Перераб. И доп. М.; Политиздат. 1880414 с.
68. Грушенко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в совр. педагогике: М общего и проф. Образования Рос. Федерации НИИ проблем, 1998.
69. Макки У.Ф. образование и двуязычие- М.: педагогика, 1990.- 150 с.
70. Миньяр-Белоручева А.П. и др. Цивилизация. История. Право: Пособия по английскому языку для гуманит фак.- М.: Упт. ,2000 155 с.
71. Москаленко В.В. Социализация личности: (Филос. аспект).- Киев «Высшая школа»., 1986- 198 с.
72. Мудрик А.В. Социализация и «Смутное время». М., 1998- С. 52-72.
73. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издат. Центр. Академия, 1999184 с.
74. Новичков В. Толерантность как социально-образовательная ценность в поликультурной среде. Московского образования // движение в российском школьном образовании М., 1997 -с 326-335.
75. Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школ. М 1996.
76. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в ср. школе М: Просвещение, 1993.
77. Пассов Е.И. Мастерство и личность, М.: «Просвещение» , 1993.
78. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. Л.: Просвещение, 1967. -75 с.
79. Пассов Е.И. Уроки иностранного языка в средней школе. 2-е изд., дораб. - М: Просвещение.
80. Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве научно-методической концепции. Под общ. Ред.: Е.В. Шишаковой -Благовещенск: Издательство БГПУ, 2000.
81. Рейхштейн А.Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // Иностранные языки в школе. 1986. №5. - с. 10-14.
82. Рачева С.С. Развитие соц. компетентности студентов на основе проектного обучения. В Вузе- Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук -СПб, 2003.
83. Рубинштейн С.Л. Человек и мир,-М: Наука, 1997.
84. Рыжова С.В. Пед. Системы модели, и технологии личностно ориентированное образование.- Н. Новгород, 1998.
85. Сараф Г. Духовность профессия / Высшее образование в России, 2,1996, с. 114-117.
86. Сафонова В.В. Английский язык для школы с углубленным изучением иностранных языков. Классы начальной школы. // Программы общеобразовательных.учреждений. М.: Просвещение, 1996г.- с. 298-352.
87. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996 - 237 с.
88. Сафонова В.В. книга для учителя к учебному пособию по английскому языку для 10-11 кл. шк. С угл. изуч. Англ. Языка Ч. 1. -М: Просвещение, 1995.-64 с.
89. Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. -Воронеж: Истоки, 1992. с. 430.
90. Сафонова В.В. Письмо на английском языке. Пособие для учащихся в учеб. Англ. Яз. Для 10-11 кл. шк. С углуб. Изуч. Англ. Яз. М.: Просвещение, 1995. - 96 с.
91. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш. ГК., Амскорт Интерэшнл, 1991. - 305 с.
92. Сафонова В.В. Твердохлебова И.П., Зайцева Л.Н., Английский язык. Учеб. Пособие для 10-11 кл. шк. С углуб. Изуч. Англ. Яз. Ч. 1 М.: Просвещение, 1995 с.-240с.
93. Сафонова В.В., Ханнен-Лэнг А. Пособие по культуроведению к УМК для 10-11 классов школ с углубленным изучением английского языка. В 2 с. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. - 160с.
94. Серинов В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999.
95. Серинов В.В Личностный подход в образовании: от концепции к технологии и опыту, Вомо рад. 1998. Образование и личность М.: 1999.
96. Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. интеллектуальная деятельность, обучение и образование М. 2000 с. 49.
97. Бузаров К.И. Восприятие, р-ие и формирование личности Майкоп-2000. с. 86.
98. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. . Заведений. Под редакцией. М.: 2000. - 216 с.
99. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на АЯ. М., 1983.
100. Смирнова Е.В. Пособие по развитию культурно-политологического общения.-М.: 1999.
101. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб, 2003.
102. Сорокин Н.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука,1997, с. 25-26.
103. Сорокин Н.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. с. .517/ Цит. По ст. Яковец ЮВ. Великие прозрения Питирима Сорокина//Социус. 6, 1999, .с. 4.
104. Спасибенко С.Г. Введение в социологию человека: постановка проблемы // Социально-гуманитарные знания, 4, 1999, с. 93.
105. Сабиров А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам//Социс, №11, 1998.
106. Спасибенко С.Г:. Введение в социологию человека: постановка проблемы // Социально-гуманитарные знания, 4, 1999, с. 106.
107. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: СПб., 2000208 с.
108. Сухих О.В. Средства обучения И.Я. в деятельности учителя и учащегося. Пятигорск. 1992.
109. Тетерская Т.Н. Европейская худ. культура и проблема гуманизации педагогики. СПб.: Знание, 1995- 103 с.
110. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация (Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности«Лингвистика и межкультурная коммуникация») М.: Слово 2000, -261с.
111. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвострановедение в теории и практике обучения и.я.- Изд-во Мордовского института, 1993.
112. Хараева Л.А. Культурная детерминация пед. Общения в условиях двуязычия. Нальчик: Каб:-Балк. Уп-т, 2000 -99 с.
113. Шевченко Н.И. методологические проблемы социологии образования-Саратов, 1997-218 с.
114. Шелер М. Формы знания и образования // Избранные произведения. -М., 1994.21 с.
115. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., СериковВ.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997, с. 96.
116. Ширяев Л.А. Концепция образования исторически нового типа: «Аспект» УФА, 1997. '
117. Щуркова И.Е. Новое воспитание -.: Педагогическое общество России, 2000. 128 с.
118. Этнопсихологический словарь: Под. ред. Крысько В.Г. -М.: 1999.
119. Adler P. Culture Shock and the Cross-Cultural Learning Experience //. Readings in International Education. vol. 2. - Pittsburgh: Intercultural Communication Network, 1972. - 116 p.
120. Alexander L.G., Kingsbury R.H. I Think You Think. Harlow: Longman, 1979.-62 p.
121. Asante M., Newman R.E., Blake C.A. Handbook for Intercultural communication. L.: sage, 1979. - 115 p.
122. Ausubel D.P. The use of advance organizers in the learning and retention of meaningful verbal material // Journal of Educational Psychology, 1960. -NQ 51.-P. 267-272.
123. Bacon S. M. and Finnemann M. D. A study of the attitudes, motives, and strategies of university foreign language students and their disposition to authentic oral and written input // Modern Language Journal, 1990, Vol. 74/4, pp. 459-473.
124. Barnitr J.G. Toward understanding the effects of cross-cultural schemata .//Journal of Reading Behavior. 1986. - N9 18. - P. 95-116.
125. Bassnet S. and Grundy P. Language through Literature. Longman, 1995.- 136 p.
126. Bilingual Education in Secondary Schools: Learning and Teaching Non-Language Subjects Through a Foreign Language // Language Learning for European Citizenship. CE Report on Workshop 12 A. Soest, 1993.
127. Hill J.C. Curriculum Development: Cultural Modules // Canadian Modern Language Review, 1978. Vol.34. - Iss.4. - Pp.731-734.156. " Hinton M., Marsden R. Options. Surrey: Nelson, 1989. - 218 p.
128. Hirschnamm Rudolf. An Intensive Approach to Culture and Civilization: The German Semester at USC // Die Unterrichts praxis. 1975. Vol.8. -Pp.7881. -
129. Hoopes S., Ventura P. Intercultural Sourcebook: Cross-Cultural Training Methodologies. Chicago: Intercultural Press, SIETAR, 1979. - 79 p.
130. ImhoofM. Controlling Cultural Variations in the Preparation of TESOL Materials II TESOL Quarterly. 1968. - NQ 2. - Pp. 29-46.
131. Jarvis D. Making Cross-Cultural Connections: ACTEL Foreign Language Education Series. 1977. - Vol.9. -78p.
132. Krasnick H. From Communicative Competence to Cultural Competence // TESOL'83. Washington, 1983. - Pp. 209-221.
133. Lafayette R. Teaching Culture: Strategies and Techniques. Language in Education: Theory and Practice Series 13. Arlington, Va.: Centre for Applied Linguistics, 1978.-201 p.
134. Lee W.Y. Authenticity revisited: text authenticity and learner authenticity // ELT Journal, 1995, Vol. 49/4, P. 323-328.
135. Mackey W.F. Language Policy and Language Planning 11 Journal of Communication. Lawrence.'- 1979. - Vol.29. 2. - Pp. 3-15.
136. Mackey W.F. Organizing Research on Bilingualism: the IRCB Story. 11 MeGill Journal of Education. 1978. N.13. - Pp. 116-127.
137. Morain G. Cultural Pluralism // Britannica Review of Foreign Language Education. 1971. - Vol.3. - Pp.59-95.
138. Nelson G.L. Culture's role in reading comprehension: A schema theoretical approach // Journal of Reading. 1987. - N9 30. - P. 424-429.
139. Neuner G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. Strasbourg: Council of Europe/ Council for Cultural Co-operation (Education Committee), CC-LANG (94) 2. - 88 p.
140. Sheils J. Communication in the modern language classroom. Council or Europe Press. - 1993. - 311 p.
141. Strevens P.D. New Orientations in the Teaching of English. Oxf: Oxf.Univ.Press, 1977. - 89p. --Thomas R.L. Who's Who on US Stamps. -Linn's Stamp News, 1991. - 432 p.