автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Интуиция в мировой философской и психологической мысли: основные направления изучения
- Автор научной работы
- Попова, Светлана Александровна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Попова, Светлана Александровна, 2005 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
§ 1. Истоки возникновения проблемы интуиции
§ 2. Разработка проблемы интуиции в философском и психологическом знании XVII-XVIII вв.: предпосылки естественнонаучной и гуманитарной традиции.
§ 3. Разработка проблемы интуиции в основных философских и психологических концепциях XIX-XX вв. Изучение интуиции в русле психологических школ.
Резюме.
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ИНТУИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
§1. Разработка проблемы интуиции в контексте духовно-религиозной философско-психологической мысли.
§2. Естественнонаучные основы разработки проблемы интуиции в психологической науке в СССР.
§3. Основные направления разработки проблемы интуиции в психологической науке в СССР и в постсоветский период.
3.1. Исследование интуиции в русле проблем решения задач, научного и художественного творчества.
3.2. Личностный аспект в разработке проблемы интуиции.
Резюме.
Введение диссертации по психологии, на тему "Интуиция в мировой философской и психологической мысли: основные направления изучения"
Актуальность диссертационного исследования объективно обусловлена, во-первых, значением интуиции как важной составляющей психической реальности, ее связью с разработкой ряда ключевых проблем современной психологии (творчества, мышления, решения задач, способностей и т.д.); во-вторых, ролью интуиции в расширении познавательных возможностей и актуализации внутренних ресурсов психики человека; в-третьих, растущим практическим интересом к проблеме интуиции как условию формирования и критерию профессиональной компетентности специалистов в различных видах деятельности.
Особое внимание к данной проблеме на современном этапе развития науки определяется кризисом рациональной методологии, что подчеркивается в ряде науковедческих работ (В.А. Кольцова, Г.А. Мазилов, H.JI. Смирнова, А.В. Юревич и др.), и усилением в связи с этим внимания к ранее недостаточно изученным вопросам интуитивного познания.
Актуальность разработки проблемы интуиции в современной российской психологии обусловлена происходящими качественными изменениями в ее методолого-теоретических основаниях, преодолением позитивистских и узко сциентистских традиций, усилением тенденций гуманитаризации и возникающей на этой основе возможностью объективного, непредвзятого и широкого рассмотрения и обсуждения различных взглядов и концепций в области исследования интуиции. Это, с одной стороны, создает благоприятную почву для проведения историко-психологической рефлексии проблемы интуиции в психологии, с другой стороны, определяет актуальность и значимость решения данной задачи.
Состояние разработки проблемы интуиции Различные аспекты проблемы интуиции рассматриваются в русле обсуждения широкого спектра проблем психологии - сознания, деятельности, личности.
Интуиция определяется как особое психическое состояние Н.В.Гончаренко [48], Н.Д. Левитовым [82]; анализируется в рамках понятия «надситуативная активность» Д.Б. Богоявленской [30]; рассматривается как одно из оснований возникновения знаний А.Г. Асмоловым [13], P.M. Грановской [52], как момент «озарения» в творческом процессе и этап решения творческих задач А.Н. Налчаджяном [100], Я.А. Пономаревым
П4].
Интуиция исследуется в контексте соотношения логического и нелогического (К.А. Абульханова-Славская [1], C.JI. Рубинштейн [130] и др.), рационального и иррационального (А.Э. Воскобойников [43], В.В. Налимов [101] и др.) в познавательной деятельности. Выявляется роль интуиции при оперировании информацией в процессе ее приема и переработки. Новые аспекты в понимании данного феномена открываются при рассмотрении процессов антиципации - способности человека действовать и принимать прогностические решения с временным опережением будущего, осуществлять «предвидение», «прогнозирование», «предвосхищение» дальнейшего развития рассматриваемого явления (П.К. Анохин [9], Н.А. Бернштейн [27], А.В. Брушлинский [33], С.Г. Геллерштейн [45], А.А. Крылов [84], Е.А. Науменко [104], Г.В.Суходольский [104], Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков [89], И.М. Фейгенберг [163] и др.).
В общепсихологическом плане вопросы интуиции как феномена, связанного с процессами восприятия и мышления, рефлексии, внутренней речи, проявляющегося в развитии отдельных видов навыков и установок, освещаются Ф.В. Бассиным [20], А.В. Карповым [71], А.С. Прангишвили [119], Е.Н. Соколовым [148], Д.Н. Узнадзе [158] и другими авторами. Интуиция анализируется в контексте исследования автоматизированных мыслительных схем (Л.Е. Моторина [104]), рассматривается в связи с изучением оперативного и практического мышления (Д.Н. Завалишина [64], В.Н. Пушкин [123], Ю.К. Корнилов [80] и др.).
Она определяется как специфическая личностная характеристика (В.Н. Дружинин [60], H.JI. Нагибина [100], Е.А. Науменко [104], В.А. Петровский [109], А.И. Савенков [137], М.А. Холодная [174]).
Однако многие аспекты проблемы интуиции остаются недостаточно изученными. Это определяется, с одной стороны, сложностью самого феномена интуиции, его многогранностью и разнообразием трактовок данного явления, с другой - недостаточностью исследований, посвященных непосредственно изучению процессов интуиции в силу доминирования рационалистических тенденций в советской психологии. Как отмечал Б.М. Теплов, «понятие интуиции часто окружается ореолом некоей мистической таинственности. Поэтому в советской психологии замечается склонность избегать и даже замалчивать его. Едва ли это правильно» [102; с.4].
Анализ состояния разработки проблемы интуиции приводит к выводу о важности и актуальности проведения научной систематизации накопленного в этой области материала и его историко - теоретического осмысления. Этим предопределяются цели и задачи диссертационного исследования.
Гчпотеза исследования: многообразие трактовок и противоречивость в понимании интуиции определяются: во-первых, сложностью феномена интуиции, его многоаспектностью, во-вторых, недостаточностью теоретического осмысления и эмпирического базиса разработки проблем интуиции; в-третьих, различиями в теоретико-методологических позициях и установках исследователей при изучении и концептуализации данного феномена.
Целью исследования является историко-психологическая реконструкция становления и развития проблемы интуиции в различных направлениях и школах отечественной и зарубежной философской и психологической мысли и ее современного состояния.
Объект исследования - философские и психологические труды отечественных и зарубежных авторов, освещающие проблемы интуиции.
Предмет исследования - анализ различных подходов к исследованию психологических проблем интуиции, выявление основных тенденций ее разработки на разных исторических этапах и в рамках различных научных школ и направлений философского и психологического знания.
Задачи исследования:
1. Выделить и рассмотреть предпосылки становления проблемы интуиции в русле философских концепций периода античности и средневековья.
2. Выявить и систематизировать основные направления и проблемы исследования интуиции в зарубежной философской и психологической мысли на разных этапах ее развития.
3. Установить и обосновать особенности изучения интуиции в отечественном духовно-религиозном философско-психологическом знании.
4. Исследовать особенности разработки проблемы интуиции в отечественной психологии в русле естественнонаучного подхода. Выявить и рассмотреть психофизиологический и общепсихологический аспекты в разработке проблемы интуиции.
5. Проанализировать разработку личностного аспекта интуиции в трудах отечественных психологов.
6. Разработать и обосновать периодизацию развития проблемы интуиции в мировой философской и психологической мысли.
Исходя из целей и задач исследования, использовалась совокупность методов и приемов анализа:
1. психолого-историческая реконструкция развития знания в области интуиции;
2. сравнительно-исторический (синхронистический и асинхронистический) анализ различных направлений подходов и школ в разработке проблемы интуиции;
3. метод категориально-понятийного анализа;
4. общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т. д.).
Наряду с выделением отрефлексированного и понятийно оформленного психологического знания об интуиции использовался метод выявления имплицитно содержащихся в разных научных концепциях представлений об интуиции, несформулированных в системе специальных понятий.
Теоретико-методологическую основу работы составили, во-первых, системный подход, ориентированный на рассмотрение знания об интуиции как сложно организованной целостности, многокомпонентной, многоуровневой, иерархически организованной системы, включающей в себя совокупность проблем, подходов, направлений, принципов, понятий, представленной в структуре философско-психологического знания развивающейся в контексте культуры и общественной жизни.
Во-вторых, комплексный подход, направленный на наиболее полное рассмотрение разных аспектов интуиции с позиций междисциплинарного анализа.
В-третьих, проблемологическгш подход, позволяющий проследить структуру и динамику методолого-теоретических основ и проблемного поля знания об интуиции, ее переход от имплицитной представленности в русле философских концепций к конкретно-научному изучению роли интуиции в решении творческих задач, в практическом мышлении, в профессиональной деятельности, в контексте особых психических состояний; от описательного знания к экспериментальному, доказательному. В соответствии с проблемологическим подходом знание об интуиции рассматривается как последовательность постановки и решения проблем. В генезисе науки значительная роль отводится процессам передачи и воспроизводства знания. Соответственно история развития научной дисциплины понимается как единство динамики проблематики и функционирования механизма преемственности, отражающего опору на прошлое при разработке современных проблем, связанных с интуицией.
В-четвертых, категориально-понятийный анализ, предполагающий выделение основных инвариантов логической структуры научного знания об интуиции.
В работе реализуются общефилософский принцип диалектики; общепсихологические принципы исследования - единства объективного и субъективного, деятельности и сознания, детерминизма, развития, а также конкретные историко-психологические принципы - единство исторического и логического, периодизации, социально-культурной обусловленности, преемственности, перспективной ориентированности историко-психологического познания; принципы конструктивно-позитивного анализа, единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического познания.
Теоретической основой диссертационной работы выступили основные взгляды на интуицию, разрабатываемые в современной психологии, прежде всего в работах К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, А.Н.Налчаджяна, Е.А.Науменко, Я.А.Пономарева, C.JI. Рубинштейна, А.И.Савенкова, а также исследования в области методологии истории психологии А.Н. Ждан [64], В.А. Кольцовой [77], Т.Д. Марцинковской [96], Ю.Н. Олейника [106], М.Г. Ярошевского [108], А.В. Петровского [108] и др.
Обращение к принципу системности в изучении психических явлений в психологической науке вызвано многообразием подходов к исследованию психического и связанной с этим необходимостью разработки адекватного метода познания и синтеза разнообразного фактологического материала в целостную картину психических явлений. Раскрытые Б.Ф. Ломовым основные положения системного подхода к исследованию психического носят общеметодологический характер и могут быть использованы при анализе системы знания об интуиции. Они включают многоплановость анализа исследуемых явлений - выделение различных аспектов реальности, раскрывающих в совокупности ее целостную картину; выделение механизмов интеграции этой целостности; рассмотрение явлений как многомерных и, соответственно, использование различных измерений. Б.Ф. Ломов отмечает, что понять целое, опираясь лишь на одно из его измерений, невозможно, «как невозможно восстановить сложное объемное тело по изображению одной - единственной его проекции на плоскость [85, с. 59]; подчеркивает необходимость рассмотрения явлений как многоуровневых, имеющих сложное иерархическое строение, включающих различные составляющие их подсистемы. Большое внимание Ломов уделяет системной организации исследуемой реальности, ее уровневому строению и механизму интегрирования разных уровней в единое целое - системообразующему фактору. «Выявление действительных уровней психики (поуровневый анализ), - по мнению Б.Ф. Ломова, - позволяет описать ее как организованную целостность, определить место и роль любого психического феномена в системе, вскрыть отношения между законами разного порядка, отделить существенно существенное и устойчивое от кажущегося и случайного» [85, с. 73].
Опираясь на выделенные Б.Ф. Ломовым принципы системного подхода, операционализированные в работе В.А. Кольцовой [77, с. 100-103] применительно к психолого-историческому исследованию, была сделана попытка анализа знания об интуиции как сложноорганизованной целостности и выделены следующие его системные характеристики.
- Многоплановость анализа знания об интуиции, выделение и рассмотрение следующих его сторон: логико-предметного аспекта знания об интуиции, включающего исследование формирующихся идей, подходов, концепций, категориального строя, принципов и проблем, составляющих внутреннюю логику знания об интуиции; персоналистического аспекта, включающего анализ знания об интуиции с точки зрения его обусловленности психологическими характеристиками его субъектов разного 9 уровня - индивидуальных и коллективных (представители научной школы; процессуально-динамического аспекта, включающего рассмотрение динамики знания об интуиции, выявление последовательности его стадий и преемственности связей.
- Многомерность изучения знания об интуиции - использование множественности различных его измерений: вклада в развитие научно-психологической мысли; соотношения с предшествующими этапами развития знания (прошлым), места в современной системе знания (настоящее), и проецирования полученного результата на последующие этапы развития знания об интуиции.
- Многоуровневость в развитии знания об интуиции - рассмотрение интуиции в рамках философских и конкретно-научных подходов и категорий: «.система психических явлений - многоуровневая, и, по-видимому, строится иерархически.» [85, с. 42-43]. Каждый уровень организации знания - философский, или конкретно-научный - раскрываясь в системе специальных категорий, наполняет новым содержанием понятие интуиции. Многоуровневое строение знания об интуиции предполагает также иерархическое выстраивание составляющих его компонентов в соответствии с особенностями разных хронологических периодов. Каждый выделенный элемент в системе интуитивного знания исторически трансформируется, обогащается на каждом последующем этапе понятийно, наполняясь новым содержанием в зависимости от общей методологической установки, характерной для данного периода.
Системный подход в изучении проблемы интуиции предполагает реализацию системой детерминации знания об интуиции. Как указывает Б.Ф. Ломов, «в психологии довольно широкое распространение получило линейное представление о детерминизме. Имеются в виду стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. В анализе причинно-следственных связей должны учитываться многомерность и многоуровневость психических явлений.» [85, с. 47-48]. Таким образом, в процессе исторического исследования проблемы интуиции необходимо рассматривать взгляды и подходы в изучении интуиции не только как следствие предыдущих концепций, но и учитывать социальную ситуацию, степень ее воздействия на данные подходы, а также влияние личности отдельных ученых на изучение данного вопроса, идейные кризисы внутри философских и научных школ, то есть выделять и исследовать сложную совокупность факторов и детерминант, определяющих становление и развитие психологического знания об интуиции.
Наряду с системным подходом важным аспектом целостного исследования в психологии является комплексный подход, обусловленный реальным местом психологии в современном человекознании (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, Ж. Пиаже). Это означает синтез знаний, развивающийся в пограничных с психологией областях. Принцип комплексности психологического исследования включает в себя выявление междисциплинарных интеграционных связей в изучении психического. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «благодаря все более расширяющимся связям с другими науками о человеке, обществе и природе достигается высокая эффективность исследования человека в различных видах его деятельности и на разных фазах развития в зависимости от социальных, биогенных и абиогенных факторов, в различных условиях существования.» [7; с. 27]. В результате выявления психологического знания, включенного в различные гуманитарные и естественные науки, открываются новые перспективы осмысления феноменологической сущности и функций интуиции в различных сферах жизнедеятельности человека. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического. Широта междисциплинарных связей, взаимодействие, взаимовлияние различных дисциплин в исследовании интуитивной проблематики на определенном историческом этапе открывает возможности для всестороннего изучения и выделения разных ее аспектов.
Комплексный подход в историческом исследовании проблемы интуиции требует рассмотрения различных взглядов на интуицию как компоненту индивидуальности, системы, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Это предполагает исследование данного явления на уровне индивидуально-типических свойств человека, выявление личностного аспекта интуиции, ее изучение в структуре психических характеристик субъекта, в контексте различных форм субъектной активности - деятельности, познания, общения.
Учитывая связи психологии с другими науками и обусловленность ее развития социокультурными факторами, необходимо раскрыть собственную логику развития этого знания как объективного процесса. М.Г. Ярошевским разработан категориальный анализ как историко-психологический метод, позволяющий осуществить это требование. Различая в науке три ряда концептуальных единиц - эмпирические данные (факты), теории и категории, Ярошевский выделяет специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности. Трансформация их содержания в ходе исторического развития психологических знаний путем включения в них все новых данных позволяет рассматривать «категориальный аппарат как развивающийся орган» [108, с. 287], фиксирующий стадии последовательно развертывающегося знания о психической реальности. «С помощью категориального анализа за сменой научных теорий, многообразием новых фактов становится возможным выделение существенных постоянных компонентов знаний, их инвариантного ядра» [там же, с. 280-282]. Поэтому использование категориального подхода выступало в работе в качестве основного методического средства при анализе проблемы интуиции.
Принцип преемственности и историзма отражает динамику развития знания. При этом следует учитывать, что развитие осуществляется не только в виде прогрессивного, поступательного движения: в его динамике могут иметь место также прерывы и утрата на последующих этапах того позитивного, что было разработано на предшествующих стадиях.
Важным аспектом проблемы преемственности выступает принцип периодизации, предполагающий, как отмечает В.А. Кольцова, выделение и изучение качественно различных эпох и периодов, установление логических и эволюционных связей в развитии единого и непрерывного процесса психологического познания.
В работе на основе критического анализа этапов и ступеней периодизаций развития отдельных психологических отраслей (психологии индивидуальности, психогигиены и др. [ 106, 98а]), и исходя из выделенных Ю.Н. Олейником принципов построения научной периодизации: объективность критериев, их оптимальная полнота и множественность, противоречивость познания [106], были выделены критерии, положенные в основу построения периодизации развития знания об интуиции: изменение в теоретико-методологических установках исследователей; динамика преобразования методологического базиса разработки проблемы; имплицитность-эксплицированность знания об интуиции; разработка проблемы интуиции в русле разных школ и направлений.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе предпринята попытка историко-психологического анализа, обобщения и систематизации разработки проблемы интуиции как важной составляющей психической реальности, выявления состояния его разработки в мировой и отечественной философской и психологической мысли.
Впервые выделены основные оппозиции, объективно представленные в разных направлениях исследования интуиции и выступающие в качестве критериев дифференциации различных трактовок и объяснения природы и функций данного феномена: «сознательное-бессознательное», «опосредованное-непосредственное», «чувственное-рациональное», дизъюнктивное-недизъюнктивное».
Впервые исследованы особенности понимания интуиции в русле духовно-религиозного направления отечественной философско-психологической мысли. Интуиция рассматривается как психологический механизм веры, способность непосредственно воспринимать истинное знание в созерцательно-образной форме на фоне «открытого», «экстатического» состояния сознания.
С позиции проблемологического подхода прослежена эволюция и динамика развития знания об интуиции на разных исторических этапах развития научной мысли.
Выделены основные направления и подходы, специфика проблемы интуиции в разных научных школах как на уровне имплицитного знания, так и эксплицированного, понятийно оформленного.
Раскрыта роль эксперимента как метода получения достоверного знания об интуиции.
Выявлена и проанализирована разработка личностного аспекта интуиции, ее места и роли в творческой деятельности и решении задач.
Рассмотрены и выявлены гуманитарные и естественнонаучные предпосылки становления проблемы интуиции в русле философских и психологических концепций мировой науки.
Выделены основные тенденции изучения интуиции в советской психологии: личностная ориентированность исследования интуиции; естественнонаучная традиция в ее изучении; рассмотрение в контексте ключевых общепсихологических проблем: сознания, деятельности, личности, творчества; изучение интуиции с позиции рационалистического подхода как «нелогического» компонента мышления.
Научно-практическая значимость:
1. Углубление и систематизация знаний о сущностной природе интуитивного процесса обеспечивает возможность совершенствования способов обучения и воспитания и может быть реализована в образовательном процессе при развитии интеллектуального и творческого потенциала личности.
2. Полученные результаты важны в работе по повышению профессиональной компетентности специалистов, включающей в себя интуитивность как важную характеристику эффективности профессиональной деятельности.
3. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса «Диагностика детской одаренности и ее развитие» на психологическом факультете, а также при разработке практически ориентированной программы повышения креативности детей младшего школьного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработка проблемы интуиции имеет длительную историю, уходит своими корнями в античную и средневековую философскую мысль, где она имплицитно представлена в ряде концепций: Платона, Аристотеля, Плотина и неоплатонистов, Августина Аврелия, Ф. Аквинского.
2. В истории мировой философской и психологической мысли сложились различные подходы в понимании интуиции, отражающие своеобразие методолого-теоретических взглядов авторов, а также выделяемых ими аспектов изучения интуиции и методов ее исследования.
3. Важным этапом развития проблемы интуиции является вторая половина XIX- начало XX в.в. - период, характеризующийся становлением психологии как экспериментальной науки, что открыло возможность проведения конкретных исследований интуитивных процессов, накопления научной фактологии и построения на этой основе теоретических обобщений.
4. Специфика понимания интуиции в русле отечественной духовно-религиозной психологии состоит в ее определении как психологического механизма веры, «способа знания без доказательств», «непосредственного созерцания», способности воспринимать истинное знание в созерцательно-образной форме на фоне особого, «открытого», «экстатического» состояния сознания. Интуиция выражается в следующих способах познания: вчувствование, сопереживание, субъект-объектное постижение, сверхчувственное созерцание, мистическое «духовидение», сердечно-эмоциональное погружение в конкретное впечатление, познание «целостным духом», «молитвенное воодушевление», дискурсивная интуиция, «благодатное озарение».
5. В рамках естественнонаучного подхода интуиция рассматривается в контексте функционирования нейро- и психофизиологического механизма, в русле исследования проблем антиципации на основе объективного подхода и экспериментального метода исследования.
6. Исследования интуиции в контексте категории «личность» открывают перспективу изучения данного феномена, во-первых, в структуре интеллекта на уровне его индивидуально-специфического свойства формировать неосознанное знание на основе опыта в процессе решения практических проблем, а также в контексте формирования субъективного умственного образа; во-вторых, в контексте креативности как особой познавательной способности к овладению и использованию бессознательного материала психики и как особого вида мышления в ходе исследовательского поведения индивида.
Достоверность и обоснованность полученных в работе результатов обеспечивалась использованием совокупности методов исследования; опорой на теоретико-методологические основания, согласованностью полученных результатов и выводов с данными других авторов.
Апробация основных положений и выводов диссертации осуществлялась в форме выступлений автора на заседаниях лабораторий психологии личности, истории психологии и исторической психологии, а также на юбилейной конференции, посвященной 120-летию Московского психологического общества. Опубликование результатов исследования отразилось в ряде работ автора. Материалы диссертации использовались при подготовке разделов спецкурса «Диагностика детской одаренности и ее развитие» на 5 курсе факультета психологии Института профессиональных инноваций, а также при разработке программы проведения цикла занятий по развитию творческого мышления младших школьников в рамках проекта «Одаренный ребенок в массовой школе» на базе ГОУ ЦО «Феникс» № 1666 Восточного АО.
Структура диссертационной работы представлена введением, двумя главами, в которых изложены результаты историко-теоретического исследования проблемы интуиции, и заключением, в котором отражены основные выводы, полученные в работе.
Диссертация выполнена на 177 страницах машинописного текста.
Библиография содержит 210 наименований источников, 15 из них на иностранном языке.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение истории становления, формирования и развития знания об интуиции в мировой философской и психологической мысли с античности и по настоящее время позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1. Установлено многообразие в понимании и противоречивость в объяснении феномена интуиции, что объясняется сложностью предмета исследования и его логико-понятийной неопределенностью; отсутствием как целостной общепсихологической теории, так и удовлетворительных теоретических концептов интуиции; различием в теоретико-методологических позициях и установках исследователей в ходе изучения данного феномена и обобщения данных о нем.
2. Выделены принципы и основания периодизации истории разработки проблемы интуиции в мировой философской и психологической мысли: преобразование теоретико-методологических позиций исследователей; описательный и экспериментальный методы исследования интуиции; изменение проблематики; концептуальные различия научных школ; имплицитность-эксплицированность знания об интуиции на разных исторических этапах.
Опираясь на выделенные критерии разработана периодизация истории проблемы интуиции, включающая ряд периодов и этапов:
Начиная с VI в. и до середины XIX в. - философский период в развитии знания об интуиции, - до выделения психологии в самостоятельную научную область, который, в свою очередь, может быть разбит на два этапа.
Первый этап - развитие взглядов на интуицию в античное и средневековое время, VI-начало XVII в. характеризуется тем, что знание об интуиции не было оформлено в системе специальных научных понятий. Существовало в имплицитной форме в различных философских учениях.
Второй этап - XVII - середина XIX вв. - постановка проблемы интуиции в качестве специального предмета исследования, рассмотрение ее роли и места в структуре познавательной деятельности.
Второй период - психологический - со второй половины XIX до настоящего времени - разработка проблемы интуиции в русле дисциплинарно оформленной психологии как самостоятельной области знания, включающей научное развитие знания об интуиции в русле различных психологических школ, направлений, в контексте разных форм деятельности, как личностной характеристики.
3. История разработки проблемы интуиции уходит своими корнями в прошлое, античную и средневековую мысль, что определяется значением и функциями данного феномена в психической жизни человека. На данном этапе намечаются подходы к пониманию интуиции как непосредственного знания. Разработка проблемы интуиции в русле средневековой традиции заложила основы духовно-религиозной трактовки данного феномена.
4. В XVII веке в работах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница проблема интуиции оформляется как самостоятельная научная область; данный феномен становится предметом специального философского анализа. Интуиция рассматривается в контексте соотношения категорий «чувственное-рациональное», «опосредованное-непосредственное», «сознательное-бессознательное».
5. Важным этапом в развитии знания об интуиции явилось становление психологии как самостоятельной, экспериментальной научной дисциплины. Эксперимент открыл возможность получения достоверного, доказательного знания об интуиции и ее изучения в разных условиях жизнедеятельности человека.
6. В XX столетии разработка психологических проблем интуиции осуществляется в разных научных школах и направлениях психологии. Многообразие подходов и аспектов ее изучения проявляется в широте проблемного поля исследования данного феномена: изучается роль интуиции в проявлении познавательных возможностей человека и в решении творческих задач; отмечается связь интуиции и логического мышления (Вюрцбургская школа; отечественные исследования мышления, современные исследования психологии творчества); исследуется место интуиции в интеллектуальной деятельности человека, расширяющей его познавательные возможности (когнитивная психология, отечественные исследования в области практического и теоретического интеллекта - Д. Завалишина, В. Пушкин, М. Холодная, Ю. Корнилов); рассматривается проблема связи свойств личности с интуитивностью, определяются место и роль интуиции в разных структурах психической жизни человека, включая бессознательное (Е. Науменко, В. Дружинин, А. Савенков, А. Карпов); проблема интуиции изучается в контексте личностного становления, феноменов самореализации и самоактуализации (гуманистическая психология, когнитивное направление в персонологии).
7. Анализ русской духовно-религиозной психологии (В. Соловьев, Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Шестов и другие) позволил выявить специфику данного направления, заключающуюся в установлении уникального представления об интуиции как о методе познания истины через откровение собственной души, самопознание, когда человеку непосредственно открываются истинные знания. Интуиция выражается в следующих способах познания: «вчувствование», «сопереживание»; «субъект-объектное слияние»; «сердечно-эмоциональное впечатление»; познание «интуицией-дискурсией»; «целостным духом», знание без доказательств, или вера.
8. Естественнонаучный подход в отечественной психологии, представленный нейро- и психофизиологическим направлением (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П. Анохин, Н. Бернштейн, Е. Соколов, И. Фейгенберг), стал основой формирования объективного подхода в общепсихологическом исследовании интуиции в контексте мышления, творчества, определив оригинальность и своеобразие исследования интуиции в советский период. Интуиция рассматривается в контексте прогностической функции психики, в рамках функционирования нейро- и психофизиологических механизмов, в русле исследования проблем антиципации, и осуществляется на основе экспериментального метода изучения.
9. Общепсихологический аспект исследования интуиции реализуется в решении творческих задач, интеллектуальной деятельности, практического мышления, в ее связи с логическими структурами и чувственными компонентами психики, ее сознательными и бессознательными аспектами.
10. Выявлен и рассмотрен личностный аспект проблемы интуиции, выступающий альтернативой сугубо рационалистическому подходу и обосновывающий исследования феноменологической сущности и механизмов интуиции в связи с особенностями личности. Он включает в себя описание личностных характеристик интуиции в контексте понятии «креативность» и «рефлексивность», рассмотрение интуиции в русле исследовательского поведения, а также включение элементов интуиции в структуру ментального опыта.
11. Анализ современной ситуации в общественном развитии, предъявляющей растущие требования к профессионализму личности, ее способности творчески решать широкий круг проблем в условиях ситуации неопределенности, нестабильности свидетельствует о выдвижении интуиции в число важнейших психологических проблем, требующих дальнейшей разработки.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Попова, Светлана Александровна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
2. Абулъханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1990.
3. Августин Аврелий. Исповедь. Симферополь, 1998.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Т. П., 1980.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
8. Аиохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
9. Аиохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
10. Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности. М., 1978.
11. Антология мировой философии. Ф.Аквинский. В 4 т., Т. 1., М., 1969.
12. Аристотель. Сочинения. В 3 т., М., 1975.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
14. А смолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.
15. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд., М., 1976.
16. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
17. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.
18. Ах П. О волевой деятельности и мышлении. Вюрцбург, 1905.
19. Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». М., 1968.
20. Бассин Ф.В. Сознание и «бессознательное». М., 1962.
21. Бергсон А. Время и свобода воли. М., 1910.
22. Бергсон А. Материя и память. Минск, 1999.
23. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск, 1999.
24. Бердяев Н.А. О назначении человека. Минск, 2000.
25. Бердяев Н.А. Самопознание // Судьба России. Ростов-на-Дону, 1997.
26. Бернштейн НА. О построении движений, М., 1947.
27. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1967.
28. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. JI., 1928.
29. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
30. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
31. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
32. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995.
33. Бруитинский А.В. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии, 1965, № 7.
34. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
35. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.
36. БунгеМ. Интуиция и наука. М., 1967.
37. Бычко И.В., Жариков Е.С. Научный поиск. Логика научного исследования. М., 1965.
38. Бэкон Ф. Сочинения в 2 Т., М., 1971-1972.
39. Бэн А. Психология., СПб., 1887.
40. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1917.
41. Введенский А.И. Философские очерки. Прага, 1924.
42. Волькенштейп М.В. Биофизика. М., 1981.
43. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. Дис. доктора философ, наук. М., 1997.
44. ГартлиД. Избранные сочинения. М., 1934.
45. Гегель Г.В.Ф. Собр. соч., Т. 4, М., 1958.
46. Геллерштейн С. Действия, основанные на предвосхищении и возможности их моделирования в эксперименте // Материалы по проблемам инженерной психологии. Вып. 4, М., 1966.
47. Гоббс Г. Сочинения в 2 т., М., 1989-1991.
48. Гомперц Т. Греческие мыслители. В 2 т. СПб., 1911-1913.
49. Гончаренко Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества. Минск, 1999.
50. Гончарепко Н.В. Вдохновение и интуиция // Гений в искусстве и науке. М., 1991. С. 242-252.
51. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
52. Гостев А.А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции). Автореф. доктора психол. наук, СПб., 2001.
53. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. СПб., 1992.
54. Гурова JI.C. Исследование преднастроечных реакций у больных шизофрений // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. М., 1973.
55. Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. 1., СПб., 1909.
56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.51 .Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
57. Дилътей В. Духовно-научная психология. М., 1996.
58. Дмитриев А.Н. Сознание и бессознательное. МГУ, М., 1966.
59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.61 .Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965.
60. Жане 77. Неврозы. М., 1911.
61. Жане 77. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. М., 1913.
62. Ждан А.Н. История психологии. М., 2003.
63. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.
64. Завалишина Д.Н., Пушкин В.Н. Об узнавании в процессе решения задач // Психология и техника. М., 1965.
65. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // Психология художественного творчества. Минск, 1999.
66. Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.
67. История русской философии. М., 2001.
68. Кант И. Сочинения: в 6-и т. Т. 5, 6. М., 1966.
69. Карпов А.В. Психология принятия решений. Ярославль, 1993.
70. Кедров Б.Ы. О диалектике научных открытий // Вопросы философии, 1966, № 12.
71. Келлер В.Р. Человек разумный. М., 1964.
72. Юншенченко О.Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2001.
73. Козлов А.А. Свое слово. СПб., 1989.
74. Кольцова В.А. Системный подход в разработке истории отечественной психологической науки // Психолог, журнал, 2001, №6.
75. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования. М., 2004.
76. Копнин П.В. О рациональном и иррациональном // Вопросы философии, 1968, №5.
77. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. СПб., 1996.
78. Корнилов Ю.К. Психология практического мышления, Ярославль, 2000.
79. Котляр Б.И. Нейробиологические основы обучения. М., 1989.
80. Крогиус А.А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение / Новые идеи в философии // Психология мышления. СПб., 1914.
81. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 1999.
82. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. JI., 1972.
83. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека, М., 1964.
84. Лейбниц Г. Сочинения: В 3-х т. Т. 2, М., 1983.
85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
86. ЛоккД. Сочинения в 3 Т., М., 1985.
87. Ю.Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
88. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М., 1996.
89. Лосский И.О. Избранное. М., 1991.
90. Лосский И.О. Общедоступное введение в философию. Идеал-реализм. М., 1995.
91. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
92. Мазилов Г.А. Психология на пороге XXI века: Методологические проблемы. Ярославль, 2001.
93. Мазмапян М.А. О вдохновении // Сборник конференции по проблеме способностей. Тезисы докладов, JI., 1960.
94. Марциновская Т.Д. История психологии. М., 2002.
95. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 1999.
96. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
97. Мотромилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
98. Нагибина HJI. Стратегии восприятия музык / Дис. . канд. психол. наук. М., 1995.
99. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995.
100. Налчадэ/сян А.А. Некоторые особенности перехода из подсознательной сферы в сознание // Сборник научных трудов аспирантов Армянского госпединститута им. X. Абовяна». Вып. 2. Ереван, 1967.
101. Налчаджян А.А. Некоторые психологически и философские проблемы интуитивного познания. Москва, 1972.
102. Науменко Е.А. Интуитивность как свойство личности / Автореф. Дис. .доктора психол. наук. СПб., 2001.
103. Ш.Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т. 1, 2. М., 1990.
104. Олейник Ю.Н. История становления и развития отечественной психологии индивидуальных различий / Автореф. Дис. . канд. психолог. Наук. М. 1992.
105. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е издание. Т.З. Л., 1951.
106. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Вопросы истории и теории психологии. В 2 Т. М., 1984.
107. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
108. НО.Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности. Самара., 1997.
109. Платой. Избранные диалоги. М., 1966.
110. Платой. Собрание сочинений в 4 Т. М., 1990-1994.
111. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
112. Плотин. Эннеады. Киев,, 1995.
113. ПоланиМ. Личностное знание. М., 1986.
114. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.
115. ПономаревЯ.А. Психика и интуиция. М., 1964.
116. Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода. М., 1981.
117. Прангишвили А. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
118. Психические состояния. Хрестоматия. СПб., 2000.
119. Психологическая наука в России XX столетия: вопросы истории и теории. М., 1997.
120. Пушкин В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М., 1971.
121. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М., 1965.
122. Пушкин В.Н. Психология и кибернетика. М., 1971.
123. Рабинович М.Я. Замыкательная функция мозга. М., 1975.
124. Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 2002.
125. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М., 1998.
126. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
127. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// Психология художественного творчества. Минск, 1999.
128. Ротенберг B.C. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М., 2001.
129. Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. М., 1974.
130. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
131. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
132. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
133. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
134. Савенков A.M. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.
135. Савенков A.M. Путь к одаренности. СПб., 2004.
136. Семенов И.Н. Зарецкий В.К. Динамика оперативной деятельности в стрессогенных условиях // Тезисы международной конференции стран-членов СЭВ по эргономике. М., 1978.
137. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач. // Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.
138. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.
139. Сеченов ИМ. Кому и как разрабатывать психологию. // Избранные философские и психологические произведения. Т. 2. М., 1914.
140. Сеченов ММ. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
141. Симонов П.В. Мотивационный мозг. М., 1987.
142. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
143. Славская К.А. Мысль в действии. М., 1968.
144. Смирнова H.JI. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии. // Общественные науки и современность. 1993, № 1; стр. 78-87.
145. Смирнова H.JI. Современная психология: состояние перспективы исследований. // Методологические проблемы историко-психологического исследования. Ч. 4. М., 2002.
146. Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия. // Вопросы психологии, 1962, № 2.
147. Соколов Е.Н. О моделирующих свойствах нервной системы. // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964.
148. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1996.
149. Соловьев B.C. Сочинения в 2 Т. М., 1989.
150. Солсо P.JI. Когнитивная психология. СПб., 1996.
151. Спиноза Б. Избранное. Минск, 1990.
152. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., 1960.
153. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб, 2002.
154. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.
155. Узнадзе Д. Психологические исследования. М., 1966.
156. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси., 1962.
157. Ухтомский А.А. Доминанта. JI., 1966.
158. Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы. JL, 1954.
159. Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей. Дис. .док. психол. наук. М., 2004.
160. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга. // «Вопросы психологии», 1963, № 2.
161. Фейгенберг И.М., Цискаридзе М.А. Вероятностное прогнозирование, преднастройка к действиям и время двигательной реакции. «Проблемы моделирования психической деятельности». Новосибирск, 1967.
162. Фихте И.Г. Сочинения в 2 Т. СПб., 1993.
163. Фишер К. Декарт. Его жизнь и сочинения. М., 1981.
164. Флоренский П.А. Сочинения. T.l. М., 1994.
165. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
166. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917.
167. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Психоанализ и культура. СПб., 1997.
168. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа. М., 1923.
169. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1923.
170. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
171. ХьеллЛ. ЗиглерД. Теории личности. СПб., 2000.
172. Холодная М.А. Психология интеллекта, СПб., 2002.
173. Циген Т. Физиологическая психология. СПб, 1909.
174. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2 Т. М., 1986.
175. Шабелышков В.К. Формирование быстрой мысли. А-А., 1982.
176. Шадриков ВД. Духовные способности. СПб., 1997., с.27-32.
177. Шапкин С.А. Опросник мотивации достижений. // Психологич.журнал № 2; 2000.
178. Шеллинг Ф. Система трансцендентального анализа. М., 1936.
179. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1, 2. М., 1977.
180. Шерозия А.Е. Разносферные закономерности психического и проблема бессознательного. Тбилиси., 1957.
181. Шерозия А.Е. Сознание, бессознательное, психическое и система фундаментальных отношений личности. Тбилиси, 1978.
182. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. JI., 1991 г.
183. Шестов Л. Сочинения. М., 1993.
184. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
185. Шпрангер Э. Два вида психологии. // Хрестоматия по истории психологии XX век. Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 2003.
186. Экспериментальная психология. М., 1973.
187. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.
188. Юнг КГ. Психологические типы. М., 1992.
189. ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М., 1998.
190. Юревич А.В. Методологический либерализм и парадигмальный статус психологии. // Труды Ярославского методологического семинара «Методология истории». Т.1. Ярославль, 2003. с. 349-356.
191. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.
192. Bartlett F. Remembering. Cambridge, 1932.
193. BrunerJ. On Perceptual readiness. "Psychol. Rev.", 1957.
194. BrunswikE. Probability asa determiner of rat behaviour. "J. Exp. Psychol.", 1939.
195. Guilford J.P., HoepfenerRJ! The analisis of intelligence. № 4., 1971.
196. Koffka K. Die Grundlagen der Psychischen Entwicklung, 1925.
197. MaslowA.N. Motivation and personality., N. Y., 1987.
198. Mayer J.D., Salovey, P. What is emotional intelligence? In P.Salovey, D.Sluyter. Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators (pp.3-31). New York: Basic Books., 1997.
199. Messik S.t Solley C. Probability learning in children: Some exploratory studies. "S. Genet. Psychol.", 1957.
200. Oldfield R., Zangwill O. Bartlett theory of memory. "Brit. S. Psychol.", 1942.
201. Reber A.S. Implict learning and tacit knowledge. Journal of Experimental Psychology: General, 118, 219-235., 1989.
202. Rogers C.R. Client-centered therapy. Psuho-therapists casebook. San Francisco: Sossey-Bass., 1986.
203. Salovey P., Mayer S.D., (1994). Some final thoughts about personality and intelligence. Personality and intelligence (pp.303-318). Cambridge University Press.
204. Shirley D.A., Langan-Fox, S. Intuition: A review of the literature. Psychological Reports, 79, 563-684., 1996.
205. Vernon M. The functions of schemata in perceiving. "Psychol. Rev.", 1955.
206. WertheimerM. Productive Thinking. N. Y. London, 1943.
207. Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing., 1988.