автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Мотивационные средства развития творческой активности личности
- Автор научной работы
- Бирюкова, Татьяна Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Новосибирск
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Мотивационные средства развития творческой активности личности"
На правах рукописи
БИРЮКОВА Татьяна Анатольевна
МОТИВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
19.00.01 - «общая психология, психология личности, история психологии»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Новосибирск2005
Работа выполнена на кафедре общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор Леонтьев Владимир Григорьевич
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор Дмитриева Наталья Витальевна
кандидат психологических наук, доцент Галин Александр Латыпович
Ведущая организация:
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Защита состоится «30» ММТГк 2005 г. в пО часов на заседании диссертационного совета Д.212.172.01 при Новосибирском государственном педагогическом университете по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюй-ская, 28
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного педагогического университета по адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Автореферат разослан 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета
Беловолова С.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Творческая активность, отражая высокий уровень социальной зрелости личности, является результатом ее воспитания, самовоспитания, обучения и воздействия на нее общественных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что для развития творческой активности большое значение имеет создание необходимых условий и предпосылок, позволяющих максимально стимулировать проявление и развитие творческого потенциала личности. В нашем исследовании творческая активность определяется как стремление и мера усилий человека, направленных на созидание качественного нового в ментальной картине мира. Творческая активность личности включает в себя внедрение созданного в жизнь.
По мере развития своей творческой активности человек все больше становится выразителем своего времени, культурных традиций, создает новое, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Творческая активность личности создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый культурный уровень, на новый уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества и культуры в целом. Овладение человеком полноценным процессом творчества является одним из критериев духовного развития личности. Проявление всех личностных особенностей человека в деле способствует развитию индивидуальности, подчеркивает, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
Творческая активность личности включает в себя внедрение созданного в жизнь. В противном случае это будет отражение нецельной личности, непоследовательности, незавершенности деятельности. Поэт, художник, писатель, если он верит тому, что создал, всецело предан этому, если весь выражается в создаваемом произведении - отстаивает его, защищает, делится лучшим из того, что ему доступно, с другими. Уже в начале творчества в нем проявляется его творческая активность и направляет его социальные устремления. Новатор обращается не только к самому себе или своему непосредственному окружению, но, в силу характера творчества, - ко многим: вносит изменения в жизнь многих, влияет на настроения, чувства, взгляды, образ жизни, ход мыслей многих.
С изучением вопроса о творческой активности личности были связаны многие направления в психологии. Феноменологическим описанием творческой активности занимались Д.Б. Богоявленская, М.Н. Морозов, B.C. Роттен-берг и В.В. Аршавский, Л.П. Гримак, ЭА Куруленко, Р. Милгрем и Е. Гонг. Над рассмотрением ее взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением работали Я.Л. Пономарев, А.В. Брушлин-ский, В.Н. Пушкин, J. Guilford, S. Mednick, B.C. Библер, Л.Б. Ермолаева-
з
Томина, A.M. Матюшкин, Е. Torrance, M. Вертгеймер, В.Н. Дружинин, R. Sternberg, Э. де Боно.
Тем не менее, многие проблемы творческой активности личности остаются недостаточно изученными: среди них вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности личности, средствах ее развития и их эффективности. Таким образом, возникла необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление эффективных мотивационных средств развития творческой активности.
Данными положениями обусловлена актуальность нашей темы «Моти-вационные средства развития творческой активности личности».
Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о мотива-ционных средствах, способствующих развитию творческой активности личности.
Цель исследования - выявить мотивационные средства развития творческой активности личности и исследовать их влияние на развитие творческой активности личности.
Объект исследования - творческая активность личности.
Предмет исследования - мотивационные средства развития творческой активности личности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1) изучить психологические концепции развития творческой активности личности, выявить ее составляющие и рассмотреть проявления творческой активности личности;
2) определить влияние мотивационных средств на развитие творческой активности личности;
3) выявить мотивационные средства развития творческой активности личности;
4) установить экспериментальным путем наиболее эффективное средство развития творческой активности личности.
Методологическую основу исследования составляют: 1)идеи гетеро-хронности и полифакторной обусловленности развития (К. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
2)теории мотивации и мотивов поведения деятельности (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, В.Г. Асеев, В.Г. Леонтьев, Е.П.Ильин, В.К. Вилюнас, А. Маслоу);
3)психологические теории творчества и творческой активности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская, Я.Л. Пономарев, А.М. Isen, ЭА Куруленко, R. Sternberg, P. Милгрем и Е. Гонг); 4)положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в
структуре личности (Я.Л. Пономарев, Е. Топалсе, А.В. Брушлинский, J. Guilford, B.C. Библер, В.Н. Дружинин, Э. де Боно).
В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию; эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью «Батареи задач на выявление уровня творческой активности личности», анализ продуктов деятельности;-методы статистической обработки: корреляционный анализ по критерию Пирсона; установление общего направления сдвига творческой активности личности для различных мотивационных средств G-критерием знаков и анализ по определению силы и направления корреляционной связи между двумя профилями признаков по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.
Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2001 - 2004 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлен эмпирический план исследования.
На втором этапе (2002-2003 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению мотивационных средств развития творческой активности личности; проверялись экспериментальные гипотезы; проводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.
На третьем этапе (2003-2004 гг.) были обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования. На этом этапе обсуждались и оформлялись результаты диссертационного исследования, были определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.
Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт. Участники экспериментального исследования - студенты данных вузов. Общее число испытуемых пилотажного исследования составило 268 человек. В формирующем эксперименте участвовало 100 человек, из которых 75 человек входили в экспериментальные группы - 3 группы по 25 человек и 25 человек в контрольную группу.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:
1.Осуществлен анализ состояния проблемы творческой активности личности в отечественной и зарубежной науке.
2.Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень ее выраженности и эффективность мотивационных средств ее развития, особенно таких, как престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.
5
З.Экспериментально установлено и доказано, что творческую активность личности можно развивать с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы как в целях более эффективного развития творческой активности у студентов вузов, что приведет к улучшению качества процесса образования, так и в массовой практике, способствуя совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров. Творческая активность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является существенным ресурсом развития общества. Проявление и воплощение творческого потенциала людей является основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом. Приводимые в исследовании мотивационные средства, развивающие творческую активность личности, могут быть использованы в комплексной психокоррек-ционной и психотерапевтической практике для развития творческой активности личности. Данные диссертационного исследования могут быть стать основанием для последующей исследовательской работы: выявления влияния различных мотивационных факторов и средств на развитие творческой активности личности в процессе жизнедеятельности.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование XXI века. Космос и одаренность», проходившей в г. Красноярске [2002], на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура в образовании», проходившей в г. Новосибирске [2002, 2003], на заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ФКиДО НГПУ и кафедры общей психологии и истории психологии [2002, 2003, 2004], аспирантских семинарах. Результаты теоретических и эмпирических изысканий по проблеме используются в психолого-педагогических курсах для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также дополнительное педагогическое образование в НГПУ, на инструктивных сборах, проходящих в детском санатор-но-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Чкаловец» (с.Бурмистрово) и детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Тимуровец» (пос.Новый). Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в пяти публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческая активность определяется как стремление и мера усилий человека, направленных на создание качественно нового в ментальной картине мира. Определение творческой активности носит инте-гративный характер, так как изучается на стыке проблем общей активности и творчества.
2. Анализ проблем творческой активности личности, проведенный с целью выявления мотивационных средств развивающих творческую активность личности, позволил установить, что на развитие творческой активности личности, действительно влияют мотивационные средства: престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.
3. Творческую активность личности можно развить при помощи моти-вационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.
Структура и обьем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 207 страниц. В тексте диссертации имеется 15 таблиц, 25 диаграмм. Список литературы включает 312 наименований литературных источников, из них 26 на иностранном языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель, задачи, определены объект, предмет и гипотеза, выделены методологические основы и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приведены данные апробации и внедрения результатов исследования, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психологическая природа творческой активности личности» представлен анализ литературных источников, показывающий, что изучение творческой активности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно творческая активность каждого человека является существенным ресурсом развития общества. Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека: креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская), надситуативная активность (В.А. Петровский).
Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» (В.Н. Козленке). Признаки креативности, признаваемые большинством авторов, представляют собой наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразную открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др. Творческий потенциал - это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми,
решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом» (Т.В. Галкина).
В.А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел в психологию принцип надситуативной активности. Творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельности, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.
Д.Б. Богоявленская также определяет творчество как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности. Ею предлагается интеллектуальная активность в качестве системообразующего фактора творчества. Интеллектуальная активность рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов в их единстве. Она обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических и средовых факторов в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний в образовании феноти-пической дисперсии признака определенно превышает вклад генетических факторов. Проявление интеллектуальной активности связано с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентаций и общим миропониманием. Проявление творческой активности личности связано с общими чертами творчески активных людей, у которых ярко выраженные индивидуальность и эмоциональная гибкость.
В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина) была выделена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и самостоятельности решения. При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую склонность к креативности, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с высокой творческой активностью. Оптимальными для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить фактор, определяющий степень творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина). Таким образом, проявление творческой активности личности не связано с социальными условиями воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Общими чертами творчески
8
активных людей, по мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Развитие представлений об активности происходило еще в XIX веке. На развитие психологической мысли оказала влияние эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождений видов путем естественного отбора, в частности, на формирование представлений об адаптивных механизмах проявления активности человека.
К началу XX века в психологии был накоплен большой экспериментальный материал по проблеме активности, например, о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявления активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности. Они нашли отражение в различных психологических школах, в рамках которых происходит дальнейшее развитие представлений об активности человека. Концептуальные положения о поведении животных и человека, сформулированные в основных психологических школах (бихевиоризм, психоанализ, гештальтизм и гуманистическая психология) и во многих других ответвлениях от этих направлений значительно расширили представление об источниках, механизмах регуляции и проявлении активности человеком.
В результате попыток «усовершенствования» фрейдизма, отказа от идеи пансексуализма, возникают определенные разновидности модели активности, в качестве которых выступают «коренная тревога» (К. Хорни), «стремление к любви» (Э. Фромм), «стремление к успеху, превосходству, власти, совершенству» (А. Адлер), «архетипы» (К. Юнг).
Что касается гуманистической психологии, то модель активности в ней выражается краткой формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью в гуманистической психологии признается стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).
В отечественной психологии вопросы о поведении рассматривались в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, АА. Ухтомского, Б.М. Бехтерева. Они пришли к представлению об активности организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что Павловское учение об условных рефлексах оказало влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимающихся проблемами поведения и активности животных и человека.
Психологических проблем активности человека касались многие отечественные психологи разных времен. Основы современного понимания природы активности человека заложены в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе; В работах М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С.Выготский, развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн сформулировал прин-
цип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. Им в теории установки субъекта анализируются закономерности психической активности.
Проблема психофизиологической природы активности рассматривалась в работах Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурия и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделялось в работах Б.Ф. Ломова, КА. Альбухановой-Славской, Е.И. Шороховой.
Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.
Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные проблемы активности. Изучение активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе.
В последние годы многие психологи изучают проблему субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, ВА Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес ВА Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации.
Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности, в целом, активности (М.В. Бодунов, ЭА Голубева, А.И. Крупное, В.М. Руса-лов и др.).
В современных условиях производственной, культурной общественной деятельности человека значительно возрастает роль его активности, инициативности, способности самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для выполнения этих решений. Повышение активности людей представляет собой политическую, социальную, экономическую задачу. Она представляет собой психологическую проблему. Как психологическая проблема, активность выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о мотивации, ее закономерностях, механизмах, условиях проявления, изменения, формирования.
Творческая активность - этот термин используется для обозначения как интенсивной плодотворной работы по созданию нового, оригинального, так и способности к рождению творческих замыслов, к их воплощению в реальность.
Наиболее значимой для психологии личности является ее характеристика как субъекта жизни и деятельности. Определяющим для личности является ее собственная внутренняя активность. Возможность преодолевать ограниченность своих взглядов, многое начинать сначала, начать противоре-
10
чить самому себе прежнему - в этом есть основа подлинного личностного роста, творческого развития.
Творческая активность является атрибутивной характеристикой деятельности любого члена культуры, но мера нелинейности и ее направленность определяется «индивидуальной картиной мира», являющейся довер-бальным основанием осуществления личности в культуре. Уровень творческой активности и ее направленность на личностном уровне определяется степенью освоения личностью языка культуры. Уровень развития культур и их характер обусловливаются степенью многомысленности и мерой вариативности направления и развития творчества, сформированного в культуре. Горизонты творческой деятельности задаются индивидууму не только врожденными задатками, но определяются и инициируются культурой в ее структурной определенности.
В ходе исторического развития человечеством накоплен огромный эмпирический опыт использования действенной роли чувственных образов именно в целях активного управления состояниями психики. Гипноз, аутогенные тренировки и все другие методы самопрограммирования личности, выступающие в качестве основной составляющей, содержат приемы «манипулирования» чувственными образами. Особенность человеческой психики именно в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей, убеждением). И можно с уверенностью утверждать, что сила психики в этот момент становится равной силе и величию захватившего ее образа.
Роль активности человека, как субъекта собственного индивидуального своеобразия, интенсивно изучается в зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.), в отечественной психологии личности (Е.В. Шорохова, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская и др.), развивается в школе С.Л. Рубинштейна, в психологии творчества (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Березанская и др.), в рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества (СЮ. Степанов).
В эмпирических исследованиях психологии творчества большое место занимает изучение творческой активности. Ее природа, детерминация и условия проявления являются предметом научных дискуссий и практических поисков.
Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.
Творческая активность является атрибутивной характеристикой деятельности любого члена культуры, но мера нелинейности и ее направленность определяется «индивидуальной картиной мира», являющейся довер-бальным основанием осуществления личности в культуре. Уровень творче-
11
ской активности и ее направленность на личностном уровне определяется степенью освоения личностью языка культуры. Уровень развития культур и их характер обусловливаются степенью многомысленности и мерой вариативности направления и развития творчества, сформированного в культуре.
Развитие творческой активности личности можно наблюдать за счет реализации функции следующих психических феноменов: восприятия, эмоций, воли, мышления, памяти, воображения, интуиции. Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: поведенческие эталоны, сформированные в результате деятельности восприятия, пропущенные через эмоционально-волевую сферу личности, анализируются, отбираются и присваиваются (мышление, память), творчески преломляются через имажинитивные действия и проявляются в поведении, зачастую интуитивно.
В функциональном плане каждый из обозначенных психических феноменов выполняет в развитии творческой активности личности определенные функции. Так, ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений окружающего мира в более или менее случайных сочетаниях. Представление ведет от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению. Эмоции способствуют протеканию творческого мышления личности, активизируют данный процесс. Воля обеспечивает целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с поставленной целью. Память отражает или воспроизводит прошлое, прежде пережитое индивидом. Мышление, опираясь на прошлый жизненный опыт, соотносит имеющиеся данные и раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляет взаимосвязи и постигает в них действительность. Воображение позволяет преобразовать уже имеющиеся и порождать на этой основе новые образы, являющиеся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее. Интуиция предлагает путь разрешения творческой проблемы, осуществляя как бы подсказку в тот момент, когда мысль сосредоточенно ищет решение трудной задачи.
Творческая личность отличается не присутствием каких-то особых, уникальных качеств, а преимущественно развитием тех, которые необходимы для продуктивной деятельности. Все же следует учесть, что личность является целостной, интегральной, и поэтому преимущественное развитие отдельных ее черт не может не сопровождаться качественной перестройкой всей ее структуры.
Во второй главе «Творческая активность и средства ее развития» нами рассмотрены мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности. В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие
12
адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности являются одними из существенных, в которых наиболее отчетливо и полно проявляются индивидуальные особенности личности. Средства развития творческой активности проявляются преимущественно в целенаправленной деятельности инженеров-конструкторов, писателей, художников, артистов. Однако она присуща, пусть и в меньшей мере, любому индивиду и может проявиться в быту, в процессе трудовой деятельности, во время досуга и т.п. Активность личности может проявиться в форме технического, научного творчества, в управленческой деятельности.
Источником творческой активности личности являются внутренние побуждения, склонности, способности, установка на самоактуализацию. Однако не менее важную роль в проявлении творческой активности в профессиональной деятельности человека играет и социальная мотивация - материальная заинтересованность, стремление к достижению авторитета в коллективе и др. Немаловажную роль играет нравственная атмосфера в коллективе для проявления творческой активности. Она должна способствовать осознанию человеком своего творческого потенциала, максимальному проявлению творческих способностей. «Озарения», интуитивные догадки в творческой деятельности могут возникнуть только у людей, обладающих глубокими знаниями в конкретной области творчества.
Интересный подход к объяснению взаимосвязи между нормой деятельности, понимаемой как социально детерминированной модели построения деятельности, и творческой активностью представлен в статье Г.А. Балла. Автор утверждает, что творческая активность индивида основывается на овладении совершенными нормами деятельности, которые воплощаются в теоретически обоснованных способах действий, а также в методологических знаниях, позволяющих самостоятельно вырабатывать подобные способы. Исследования Н.Н. Поддъякова, И.П. Калошиной, Н.И. Лапина, В.В. Сазонова и других подтверждают важную роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности дошкольников, школьников, производственников. Усвоение норм деятельности при этом должно происходить в процессах, характерных для творческой деятельности. Например, развитие творческих способностей с помощью психологических средств в учебном процессе осуществляется при решении проблемных учебных задач (А.М. Матюшкин, В.В. Давыдов). Нормы деятельности способствуют развитию творческой активности как ориентиров идеала, устанавливающие перспективные цели, к достижению которых должна стремиться личность. Однако нормы-идеалы могут сыграть противоположную роль.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности личности проявляются в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой проявления средств развития творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности являются одними из существенных, в которых наиболее отчетливо и полно проявляются индивидуальные особенности личности. Творческая активность проявляется преимущественно в целенаправленной деятельности инженеров-конструкторов, писателей, художников, артистов. Однако она присуща, пусть и в меньшей мере, любому индивиду и может проявиться в быту, в процессе трудовой деятельности, во время досуга и т.п. Активность личности также проявляется в форме технического, научного творчества, в управленческой деятельности. Проявление творческой активности личности связано с ярко выраженной индивидуальностью и эмоциональной гибкостью.
Творческая активность студентов включает в себя два основных элемента - творческое мышление и процесс реализации творческих способностей на практике. Если говорить о сферах проявления творческой активности студентов, то можно выделить следующие: усвоение нормативного материала, владение им и использование дополнительной, учебной научной информации; изучение материалов, исследований и их использование при ответах на семинарских занятиях, зачетах, экзаменах и т.п. Таким образом, сферы проявления творческого мышления у студентов охватывают учебный, научный и воспитательный процессы в их единстве.
Развитие творческой активности предполагает комплексное использование всех форм обучения, средств контроля и проверки знаний, форм самостоятельной работы студентов, а также применение их на практике. Применение такой системы средств развития творческой активности должно осуществляться дифференцированно и поэтапно в зависимости от объема накопленных знаний у студентов.
При планировании и организации самостоятельной работы студентов в целях, развития их творческой активности необходимо добиваться: дифференциации целей, объема и форм самостоятельной работы по курсам, а также применительно к отдельным группам студентов; комплексного исследования всех форм активизации и контроля самостоятельной работы; включение самостоятельной работы во все формы учебного процесса с учетом оптимального сочетания ее аудиторных и внеаудиторных форм. Творческая активность проявляется на определенном благоприятном психологическом фоне.
Методики, направленные на выявление уровня творческих способностей, дают представление о них, как об уже проявившихся на данный момент времени. Мы рассматриваем творческие способности как косвенный корре-
14
лят творческой активности, учитывая их детерминирующую роль. Творческие способности при соединении с преобразовательной потребностью задают пределы и возможности проявления творческой активности, которая направлена на их развитие и реализацию.
Рассматривая подходы к исследованию креативности, мы выделяем подходы Е. Торранса и С. Медника. Они рассматривают способность к творчеству как фактор, который способствует активной жизненной позиции и как совокупность тех особенностей психики, обеспечивающей продуктивные образования в деятельности. Это позволяет вывести показатели творческой активности: стремление к оригинальности и новизне, творческая инициатива, стремление к творческой работе в неблагоприятных условиях, стремление к профессионализму, творческая целеустремленность, мера признания заслуг окружающими. К психологическим коррелятам творческой активности можно отнести творческие способности, вербальную и невербальную креативность. Для определения уровня творческой активности мы составили батарею тестов - тест Е. Торранса, тест С. Медника, тест В. Меде и К. Пиорков-ского, тест на выявление творческого потенциала.
Для выявления влияния мотивационных средств на творческую активность нами была разработана анкета-шкала, которая представляет собой ряд утверждений, предполагающих измерение следующих параметров: уровня творческой активности личности и стремления к оригинальности и новизне деятельности, а именно создание качественно нового и неповторимого в ментальном или предметном плане; уровня творческой активности и престижа - целеустремленность к признанию обществом достижений творческой деятельности, стремление проявлять творческую активность за пределами той или иной внешне заданной ситуации; уровня творческой активности и мотивации профессионализма, а именно, стремление к творческой работе в различных условиях, способность прилагать силы к решению творческих задач независимо оттого, что будет влиять на ход деятельности, при этом проявляя профессиональные качества. Анкета-шкала содержит 33 утверждения, каждому из которых присвоено значение от 0 до 10 баллов. В инструкции испытуемому предлагается оценить степень его согласия с каждым из приведенных утверждений.
Все методики дают нам представление об уровне развития творческих способностей, креативности и творческого воображения, позволяют выяснить целостное представление об уровне развития творческой активности.
Нами в течение двух лет наблюдались студенты, получающие дополнительные педагогические профессии на факультете культуры и дополнительного образования в Новосибирском государственном педагогическом университете. Результаты наблюдения позволили нам выделить следующие наиболее значимые мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности - новизна деятельности, мотивация профессионализма и престиж.
Также нами было проведено корреляционное исследование, целью которого являлось выявление влияния психологических средств на творческую активность личности. В результате проведённого корреляционного анализа данных по Спирмену были получены следующие результаты, содержащиеся в таблице 1. Существует статистически достоверная линейная прямая связь между психологическими средствами престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности и творческой активностью личности.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа влияниямотивационных средствпрестижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности
.Коррелируемые переменные Выборка^-^. Творческая активность/Мотивади-оиное средство престижа Творческая активность /Мотиваци-онное средство мотивации профессионализма Творческая активность/Мотиваци-онное средство новизны деятельности
Студенты (268 чел.) 0,215 0,263 . 0,314*
Примечание. Знаком отмечены статистически значимые величины коэффициентов корреляции г$ = 0,21 (р £ 0,01). Следовательно, самым значимым мотивационным средством, влияющим на развитие творческой активности личности, является новизна деятельности. Остальные параметры влияния мотивационных средств на развитие творческой активности менее выражены и лежат в области между критическими значениями (г5 = 0,21 (Р ^ 0,01), г$ Рассчитанные эмпирические значения
критериев достоверности для соответствующих коэффициентов корреляционного отношения меньше критических значений, следовательно, не являются статистически значимыми.
В результате пилотажного исследования, проведенного нами на выборке в 268 человек, выявлено, что мотивационные средства престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности влияют на развитие творческой активности личности.
Третья глава «Экспериментальные исследования влияния мотиваци-онных средств на развитие творческой активности» посвящена организации, методам и этапам экспериментальной работы, направленной на изучение влияния мотивационных средств на развитие творческой активности. В формирующем эксперименте приняли участие 100 студентов в возрасте от 17 до 20 лет факультета культуры и дополнительного образования НГПУ и студенты специальности «Психология» СНИ. Из них были сформированы 3 экспериментальные группы по 25 человек и 1 контрольная группа - 25 человек.
Эксперимент проводился в три этапа.
На первом этапе был проведен констатирующий замер. С помощью «Батареи тестов на определение творческой активности личности» (тест Е. Торранса, тест С. Медника, тест В. Меде и К. Пиорковского, тест на выявле-
16
ние творческого потенциала) определялись исходные уровни творческой активности личности.
При обработке тестовых материалов мы выявляли параметр развития творческой активности личности (ГАЛ):
.,,„ УВК + УНК + УТП
1АЛ я-,
где ТАЛ- параметр развития творческой активности личности;
УВК - уровень вербальной креативности (средний результат тестов С.Медника и В. Меде, К.Пиорковского);
УНК - уровень невербальной креативности (результат теста Е. Тор-ранса);
УТЛ- уровень творческого потенциала.
Параметр развития творческой активности (ТАЛ) соответствует следующим градациям: 1 - очень высокий уровень развития творческой активности личности; 2 - высокий; 3 - выше среднего; 4 - чуть выше среднего; 5 -средний; 6 - чуть ниже среднего; 7 - ниже среднего; 8 - низкий; 9 - очень низкий.
На втором этапе с помощью «Батареи тестов на определение творческой активности личности», после семестровой учебной работы по развитию творческой активности в экспериментальных группах, мы определили параметры творческой активности личности каждого студента, а также замерили уровень творческой активности у студентов в контрольной группе.
Для выявления «типичных» знаков изменения результатов параметра ТАЛ, мы подсчитали сначала количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой шкале и в каждой выборке. Результаты для подсчета G-критерия представлены нами в Таблице 2.
Таблица 2
Расчет количества положительных, отрицательныхинулевых сдвигов в процессе воздействиямотивационными средствами
Кол-во сдвигов в Шкалы
группах Мотивационное Мотивационное Мотивационное
средство новизны деятельности средство мотивации профессионализма средство престижа
Положительных 0 0 0
Отрицательных 16 15 14
Нулевых 9 10 11
Суммы 25 25 25
Для всех мотивационных средств значения - 0, а критические значения для мотивационных средств: новизны деятельности п = 16,
для мотивации профессионализма п= 15 ,
С^={32 И0,01)' ДЛЯ ПреСТИЖа
Результаты О-критерия знаков позволили нам говорить о том, что мо-тивационные средства, которые мы выделили влияют на развитие творческой активности личности, а именно, наблюдается рост параметров творческой активности личности после воздействия на нее мотивационными средствами престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.
На третьем заключительном этапе с помощью «Батареи тестов на определение творческой активности личности» мы определили уровень творческой активности личности каждого студента на конец учебного года. Между вторым и третьим этапом мы проводили «погружение» в деятельность, позволяющую более эффективно развивать творческую активность личности.
Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о закономерности влияния мотивационных средств престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности на развитие творческой активности личности. Наиболее эффективное влияние на развитие параметров творческой активности личности оказывает воздействие мотивационного средства новизны деятельности. На втором месте по результативности влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности находится средство мотивации профессионализма. Мотивационное средство - престиж - оказалось наименее эффективным. Полученные данные мы можем увидеть на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
О новизна ■ профессионализм О престиж
п=14,е„
3 (р 5 0,05) (р< 0,01)'
В итоге проведенной работы мы приходим к заключению, что творческую активность личности можно развить с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, свидетельствующие о том, что поставленные цели и задачи решены, гипотеза подтверждена. Термин «творческая активность» нами используется для обозначения как интенсивной плодотворной работы по созданию нового, ориги-
нального, так и способности к рождению творческих замыслов, к их воплощению в реальность.
Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.
Творческая активность является атрибутивной характеристикой деятельности любого члена культуры, но мера нелинейности и ее направленность определяется «индивидуальной картиной мира», являющейся довер-бальным основанием осуществления личности в культуре. Уровень творческой активности и ее направленность на личностном уровне определяется степенью освоения личностью языка культуры. Уровень развития культур и их характер обусловливаются степенью многомысленности и мерой вариативности направления и развития творчества, сформированного в культуре. Горизонты творческой деятельности задаются индивидууму не только врожденными задатками, но определяются и инициируются культурой в ее структурной определенности.
За счет реализации функции следующих психических феноменов также можно наблюдать развитие творческой активности личности: восприятия, эмоций, воли, мышления, памяти, воображения, интуиции. Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: поведенческие эталоны, сформированные в результате деятельности восприятия, пропущенные через эмоционально-волевую сферу личности, анализируются, отбираются и присваиваются (мышление, память), творчески преломляются через имажинитивные действия и проявляются в поведении, зачастую интуитивно.
Творческая личность является целостной, интегральной, и поэтому преимущественное развитие отдельных ее черт не может не сопровождаться качественной перестройкой всей структуры. В свою очередь такая перестройка может послужить основанием для возникновения новых «производных» свойств личности. К основным качествам личности также можно еще отнести длительную психическую сохранность и творческое долголетие.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности личности проявляются в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой проявления средств развития творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации.
В результате экспериментальной работы нами установлено, что продуктивное развитие творческой активности личности происходит в деятель-
19
ности, побуждаемой и регулируемой мотивационными средствами престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности.
Из выделенных нами мотивационных средств, воздействующих на развитие творческой активности личности наиболее эффективным оказалось влияние новизны деятельности, далее по результативности влияния - находится средство мотивации профессионализма, а мотивационное средство престижа оказалось наименее эффективным. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что можно развить творческую активность личности с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности полностью подтвердилась экспериментальными данными.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях:
1. Бирюкова ТА К вопросу психической активности личности // Аспирантский сборник НГПУ - 2002, под ред. А.Ж. Жафярова, Ч.2. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - сс.124-132 - 0,56 п.л.
2. Бирюкова Т.А. Творческая активность личности как феномен культуры // Образование в культуре и культура образования: Материалы Всероссийской научной конференции: В 2-х ч. - Новосибирск: НИИ философии образования, 2002. - Ч.1. - сс.243-249 - 0,44 п.л.
3. Бирюкова ТА Одаренность и творческая активность личности в их взаимодействии // Образование XXI века. Космос и одаренность. Инновационные технологии, диагностика и управление развитием в условиях модернизации образования: Материалы IV международной научно-практической конференции. Железногорск, 16-17 октября 2002 года.-Красноярск: РИОКГПУ, 2002 -сс.167-168- 0,13 п.л.
4. Бирюкова Т.А. К вопросу о психологических механизмах развития творческой активности личности // Аспирантский сборник НГПУ -2003, под ред. А.Ж. Жафярова, Ч.4 - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003 -сс.28-37-0,63п.л.
5. Бирюкова Т.А. Творческая активность в деятельности человека // Философия образования. - № 3(11). - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004 - сс.226-233 - 0,5 п.л.
Общий объем: 2,26 п.л.
Лицензия ЛР №020059 от24.03.97
Подписано в печать 22.02.05. Формат бумаги 60x84/8. Печать RISO. Уч.-изд.л. 1,25 Усл. пл. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ № 12.
Педуниверситет, 630126, Новосибирск, Вилюйская, 28
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Бирюкова, Татьяна Анатольевна, 2005 год
Введение.
Глава 1. Психологическая природа творческой активности личности.
1.1. Изучение творческой активности личности в психологии.
1.2. Составляющие творческой активности личности.
1.3. Проявление творческой активности личности.
Введение диссертации по психологии, на тему "Мотивационные средства развития творческой активности личности"
Актуальность исследования.
Творческая активность, отражая высокий уровень социальной зрелости личности, является результатом ее воспитания, самовоспитания, обучения и воздействия на нее общественных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что для развития творческой активности большое значение имеет создание необходимых условий и предпосылок, позволяющих максимально стимулировать проявление и развитие творческого потенциала личности.
Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, может быть ученый и музыкант, рабочий и врач, дворник и художник, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.
Творческая активность - активность творческой личности, направленная на создание новых и оригинальных материальных и духовных ценностей [210, с. 245]. В нашем исследовании творческая активность определяется как стремление и мера усилий, направленных на созидание качественного нового в ментальной картине мира.
Определить направление исследований мышления можно по тому, как ученый решает одну из ключевых проблем творчества - проблему интуитивного «озарения». Такое название было дано психическому явлению, в основе которого лежит «неожиданное высвечивание» правильного решения творческой проблемы, поглощавшей внимание ученого многие годы. Роль бессознательного в творчестве сводится в основном к предоставлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления самих творческих процессов.
Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В.И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:
- проводить детальный анализ;
- видеть за частным общее;
- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;
- не избегать вопроса «почему?»;
- прослеживать историю идей;
- собрать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
- связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;
- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные [24].
Главным критерием духовного развития человека является овладение полным и полноценным процессом творчества. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявится творческая активность личности, и в том объеме, в каком человек может ее проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствует развитию индивидуальности, подчеркивает, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты [65, с.127].
Творческая активность личности включает в себя внедрение созданного в жизнь. В противном случае это будет отражение нецельной личности, непоследовательности, незавершенности деятельности. Поэт, художник, писатель, если он верит тому, что создал, всецело предан этому, если весь выражается в создаваемом произведении - отстаивает его, защищает, делится лучшим из того, что ему доступно, с другими. Уже в начале творчества в нем проявляется его творческая активность и направляет его социальные устремления. Новатор обращается не только к самому себе или своему непосредственному окружению, но, в силу характера творчества, - ко многим: вносит изменения в жизнь многих, влияет на настроения, чувства, взгляды, образ жизни, ход мыслей многих.
По мере развития своей творческой активности человек все больше становится выразителем своего времени, культурных традиций, создает новое, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Творческая активность личности создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый культурный уровень, на новый уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества и культуры в целом.
С изучением вопроса о творческой активности личности были связаны многие направления в психологии. Феноменологическим описанием творческой активности занимались Д.Б. Богоявленская (1971, 1983, 1987); М.Н. Морозов (1976); B.C. Роттенберг и В.В. Аршавский (1984); Л.П. Гримак (1989); Э.А. Куруленко (1990); Р. Милгрем и Е. Гонг (1997). Над рассмотрением ее взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением работали Я.JI. Пономарев (1960); А.В. Брушлинский (1967); В.Н. Пушкин (1967); J. Guilford (1967); S. Mednick (1969); B.C. Библер (1975); Л.Б. Ермолаева-Томина (1975, 1977); A.M. Матюшкин (1982); Е. Torrance (1982); М. Вертгеймер (1987); В.Н. Дружинин (1995); R. Sternberg (1995); Э. де Боно (1997).
Тем не менее, многие проблемы творческой активности личности остаются недостаточно изученными: среди них вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности личности, средствах ее развития и их эффективности. Таким образом, возникла необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление эффективных мотивационных средств развития творческой активности.
Данными положениями обусловлена актуальность нашей темы «Мотивационные средства развития творческой активности личности».
Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о мотивационных средствах, способствующих развитию творческой активности личности.
Цель исследования - выявить мотивационные средства развития творческой активности личности и исследовать их влияние на развитие творческой активности личности.
Объект исследования - творческая активность личности.
Предмет исследования - мотивационные средства развития творческой активности личности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
1) изучить психологические концепции развития творческой активности личности, выявить ее составляющие и рассмотреть проявления творческой активности личности;
2) определить влияние мотивационных средств на развитие творческой активности личности;
3) выявить мотивационные средства развития творческой активности личности;
4) установить экспериментальным путем наиболее эффективное средство развития творческой активности личности.
Методологическую основу исследования составляют: 1) идеи гетеро-хронности и полифакторной обусловленности развития (Бюлер К., 1930; Рубинштейн С.Л., 1946; Якобсон П.М., 1958; Ананьев Б.Г., 1959; Выготский JI.C., 1982; Леонтьев А.Н., 1983); 2) теории мотивации и мотивов поведения деятельности (Ломов Б.Ф., 1984; Якобсон П.М., 1969; Асеев В.Г., 1976; Леонтьев В.Г., 2002; Ильин Е.П., 2002; Вилюнас В.К., 1990; Маслоу А., 1999); 3)психологические теории творчества и творческой активности (Фрейд 3., 1923; Юнг К.Г.,1994; Маслоу А., 1999; Богоявленская Д.Б., 1971, 1983, 1987; Пономарев Я.Л., 1976; Isen A.M., 1987, Куруленко Э.А., 1990, Sternberg R., 1995, Милгрем Р.и Гонг Е., 1997); 4) положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Пономарев Я.Л., 1960; Torrance Е., 1962; Брушлинский А.В., 1967; Guilford J., 1967; Библер B.C., 1975; Дружинин В.Н., 2000; Боно Э., 1997).
В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию; эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью «Батареи задач на выявление уровня творческой активности личности», анализ продуктов деятельности; методы статистической обработки: корреляционный анализ по критерию Пирсона; установление общего направления сдвига ТАЛ для различных мотивацион-ных средств G-критерием знаков и анализ по определению силы и направления корреляционной связи между двумя профилями признаков по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.
Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2001 - 2004 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлен эмпирический план исследования.
На втором этапе (2002-2003 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению мотивационных средств развития творческой активности личности; проверялись экспериментальные гипотезы; проводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.
На третьем этапе (2003-2004 гг.) были обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования. На этом этапе обсуждались и оформлялись результаты диссертационного исследования, были определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.
Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт. Участники экспериментального исследования - студенты данных вузов. Общее число испытуемых составило 268 человек, в экспериментальную группу из них отобрано было 100 человек.
Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:
1 .Осуществлен анализ состояния проблемы творческой активности личности в отечественной и зарубежной науке.
2.Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень ее выраженности и эффективность мотивационных средств ее развития, особенно таких, как престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.
3.Экспериментально установлено и доказано, что творческую активность личности можно развивать с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы как в целях более эффективного развития творческой активности у студентов вузов, что приведет к улучшению качества процесса образования, так и в массовой практике, способствуя совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров. Творческая активность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является существенным ресурсом развития общества. Проявление и воплощение творческого потенциала людей является основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом. Приводимые в исследовании мотивационные средства, развивающие творческую активность личности, могут быть использованы в комплексной психокоррек-ционной и психотерапевтической практике для развития творческой активности личности. Данные диссертационного исследования могут быть основанием для последующей исследовательской работы: выявления влияния различных мотивационных факторов и средств на развитие творческой активности личности в процессе жизнедеятельности.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование XXI века. Космос и одаренность», проходившей в г. Красноярске [2002], на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура в образовании», проходившей в г. Новосибирске [2002, 2003], на заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ФКиДО НГПУ и кафедры общей психологии и истории психологии [2002, 2003, 2004], аспирантских семинарах. Результаты теоретических и эмпирических изысканий по проблеме используются в психолого-педагогических курсах для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также дополнительное педагогическое образование в НГПУ, на инструктивных сборах, проходящих в детском санатор-но-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Чкаловец» (с.Бурмистрово) и детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Тимуровец» (пос.Новый). Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в пяти публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческая активность определяется как стремление и мера усилий человека, направленных на создание качественно нового в ментальной картине мира. Определение творческой активности носит инте-гративный характер, так как изучается на стыке проблем общей активности и творчества.
2. Анализ проблем творческой активности личности, проведенный с целью выявления мотивационных средств развивающих творческую активность личности, позволил установить, что на развитие творческой активности личности действительно влияют мотивационные средства: престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.
3. Творческую активность личности можно развить при помощи мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.
Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает следующие разделы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 207 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 25 диаграмм, 7 приложений. Библио
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Основные выводы
Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о закономерности влияния мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности на развитие творческой активности личности. Наиболее эффективное влияние на развитие параметров творческой активности личности оказывает воздействие мотивационного средства новизны деятельности. На втором месте по результативности влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности находится средство мотивации профессионализма. Мотивационное средство - престиж - оказалось наименее эффективным. Это мы можем увидеть на Диаграмме 25.
Диаграмма 25
36% i П новизна профессионализм ' □ престиж
33%
Характерно то, что для творческой личности в процессе её развития, мотивационное средство престижа выступает как привлечение в творческую деятельность, далее оно сменяется по значимости на мотивационное средство профессионализма, т.к. быть профессионалом в своей сфере деятельности является важным фактором. Итак, наша гипотеза о том, что можно развить творческую активность личности с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности подтвердилась экспериментальными данными. Самым эффективным мотивационным средством развития творческой активности личности оказалась новизна деятельности.
31%
162
Заключение
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что поставленные задачи в целом были решены. Термин «творческая активность» нами используется для обозначения как интенсивной плодотворной работы по созданию нового, оригинального, так и способности к рождению творческих замыслов, к их воплощению в реальность.
Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.
Активность человека невозможно понять, не выяснив источники, побудительные силы, мотивы этого явления. Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована и целенаправленна, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности личности. Будучи системообразующим качеством, определяющим ее психический склад, направленность детерминирует стиль, характер, особенности поведения, деятельность человека. Однако этим далеко не ограничивается все многообразие мотивации людей.
Наиболее значимой для психологии личности является ее характеристика как субъекта жизни и деятельности. Определяющим для личности является ее собственная внутренняя активность. Возможность преодолевать ограниченность своих взглядов, многое начинать сначала, начать противоречить самому себе прежнему - в этом есть основа подлинного личностного роста, творческого развития.
Творческая активность является атрибутивной характеристикой деятельности любого члена культуры, но мера нелинейности и ее направленность определяется «индивидуальной картиной мира», являющейся довербальным основанием осуществления личности в культуре. Уровень творческой активности и ее направленность на личностном уровне определяется степенью освоения личностью языка культуры. Уровень развития культур и их характер обусловливаются степенью многомысленности и мерой вариативности направления и развития творчества, сформированного в культуре. Горизонты творческой деятельности задаются индивидууму не только врожденными задатками, но определяются и инициируются культурой в ее структурной определенности.
В ходе исторического развития человечеством накоплен огромный эмпирический опыт использования действенной роли чувственных образов именно в целях активного управления состояниями психики. Гипноз, аутогенные тренировки и все другие методы самопрограммирования личности, выступающие в качестве основной составляющей, содержат приемы «манипулирования» чувственными образами. Особенность человеческой психики именно в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей, убеждением). И можно с уверенностью утверждать, что сила психики в этот момент становится равной силе и величию захватившего ее образа.
За счет реализации функции следующих психических феноменов также можно наблюдать развитие творческой активности личности: восприятия, эмоций, воли, мышления, памяти, воображения, интуиции. Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: поведенческие эталоны, сформированные в результате деятельности восприятия, пропущенные через эмоционально-волевую сферу личности, анализируются, отбираются и присваиваются (мышление, память), творчески преломляются через имажинитивные действия и проявляются в поведении, зачастую интуитивно.
Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: процесс преобразования окружающего мира на уровне сознания личности происходит в результате имажинитивных, мыслительных, мнемических операций с образами и понятиями, что способствует их перекомбинации в новые сочетания при поддержке эмоционально-волевого и интуитивного компонентов творческой деятельности личности.
В функциональном плане каждый из обозначенных психических феноменов выполняет в развитии творческой активности личности определенные функции. Так, ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений окружающего мира в более или менее случайных сочетаниях. Представление ведет от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению. Эмоции способствуют протеканию творческого мышления личности, активизируют данный процесс. Воля обеспечивает целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с поставленной целью. Память отражает или воспроизводит прошлое, прежде пережитое индивидом. Мышление, опираясь на прошлый жизненный опыт, соотносит имеющиеся данные и раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляет взаимосвязи и постигает в них действительность. Воображение позволяет преобразовать уже имеющиеся и порождать на этой основе новые образы, являющиеся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее. Интуиция предлагает путь разрешения творческой проблемы, осуществляя как бы подсказку в тот момент, когда мысль сосредоточенно ищет решение трудной задачи.
Творческая личность является целостной, интегральной, и поэтому преимущественное развитие отдельных ее черт не может не сопровождаться качественной перестройкой всей структуры. В свою очередь такая перестройка может послужить основанием для возникновения новых «производных» свойств личности. К основным качествам личности также можно еще отнести длительную психическую сохранность и творческое долголетие.
Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.
Для творчески активной личности характерна доминанта на будущее. И будущее, и творчество содержат в себе элементы неожиданности, непредсказуемости, незапрограммированности, импровизации. Прогностические функции свойственны и социально-психологической активности, реализуясь в установках, эмпатии, ожидании или антиципации, мечтах.
Многофункциональности психики соответствует и многообразие видов активности человека. Взаимосвязь, взаимообусловленность свойств, составляющих психику (ум, чувства, воля), делают поведение, все виды деятельности, формы активности человека целостным явлением, обнаруживаются в стиле, характере, направленности личности.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности личности проявляются в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой проявления средств развития творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации.
Мотивационные средства и условия развития творческой активности являются одними из существенных, в которых наиболее отчетливо и полно проявляются индивидуальные особенности личности. Проявление творческой активности личности связано с общими чертами творчески активных людей - ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
В результате экспериментального исследования, проведенного нами на первоначальной выборке в 268 человек, было выявлено, что мотивационные средства престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности влияют на развитие творческой активности личности.
С целью выявления мотивационных средств влияющих на развитие творческой активности личности, было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого среди прочих методов были использованы «Батарея тестов на определение творческой активности личности» и разработанная анкета - шкала, предназначенная для диагностики влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности.
Проведённая нами экспериментальная работа в диссертационном исследовании на выборке 100 студентов (3 экспериментальные группы и 1 контрольная группа), позволила установить, что продуктивное развитие творческой активности личности происходит в деятельности, побуждаемой и регулируемой мотивационными средствами престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности.
Из выделенных нами мотивационных средств, воздействующих на развитие творческой активности личности наиболее эффективным оказалось влияние новизны деятельности, далее по результативности влияния - находится средство мотивации профессионализма, а мотивационное средство престижа оказалось наименее эффективным. Наша гипотеза о том, что можно развить творческую активность личности с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности, -подтвердилась экспериментальными данными.
В целом поставленные задачи и цели реализованы, гипотеза исследования подтверждена.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Бирюкова, Татьяна Анатольевна, Новосибирск
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991
3. Адлер А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997
4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. - С.21-31.
5. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. Томск, 2000
6. Алексеева Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Томск, 1997
7. Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф.дис.канд.психол.наук Н., 1996-53 с.
8. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998. - 311 с.
9. Алышуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991 -с.282-295
10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. М., 1945. - 160с.
11. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы// Учёные записки ЛГУ. Серия философских наук. 1959. - Вып.16. - С.41-61
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. - 288с.
13. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 198214