автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов
- Автор научной работы
- Ван Хаоюй
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов"
Работа выполнена на кафедре психологии человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Манёров Валерий Хайдарович
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Дейнека Ольга Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Проект Юлия Львовна
Ведущая Организация: ФГОУ ВПО «Петербургский государственный
университет путей собщения»
Защита состоится «17» декабря 2013 года в 17 часов на заседании Совета Д 212.199.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 11, ауд. 37
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 5
Автореферат разослан ноября 2013 г.
Ученый секретарь Совета Д 212.199.18
кандидат психологических наук, доцент ¿<у Е.Б. Лактионова
межкультурное, сравнительно-корреляционное. Использовались эмпирии-ческие методики, ориентированные на психосемантический подход: модифицированный метод незаконченных предложений Сакса и Леви, опросник свойств и состояний совести (ОССС) Манёрова В.Х., рисунок совести, опросники ценностных ориентации Ш. Шварца и направленности личности О.И.Моткова. Математико-статистическая обработка: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ. Положения, выносимые на защиту:
1. Системы представлений о совести в китайских (обучающихся на родине или в России) группах и в российской группе студентов содержат транскультурную часть, включающую сходные в сравниваемых культурах когнитивные, эмотивные, регуляторные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики, а также культурно-обусловенные особенности.
2. Особенности понятийного аспекта представлений о совести в китайских выборках проявляются в том, что в них достоверно чаще включаются понятия, связанные с родиной, а также с позитивными качествами личности и явлениями искусства (последнее для студентов, обучающихся в КНР).
3. Особенность изобразительного аспекта представлений о совести проявляется в графической символике. У китайских студентов - в изоб-ражении совести как красивого природного явления и человека в спокойном состоянии, у российских - в изображении человека в позитивном контексте.
4. В представлениях о совести китайских студентов (на родине) содержится меньшая выраженность регулирующей функции и большая - эмотивной.
5. В системе представлений о совести российских студентов наблюдается тенденция к более высоким оценкам ее позитивности и силы.
6. Для базовых жизненных ценностей в китайских и российской выборках выявлены как превалирующий транскультурный инвариант в виде предпочитаемых и отвергаемых ценностей, так и различия, вызванные особенностями национальной культуры и условиями жизнедеятельности.
7. В выборке китайских студентов, обучающихся в Китае, выявлено меньшее количество достоверных корреляционных связей и факторных нагрузок между характеристиками совести и ценностных ориентации, отражающее особенности регулирующей функции совести в китайской культуре.
8. В выборке китайских студентов, обучающихся в России, выявлены признаки сближения их представлений о совести с российскими, а также реакции на пребывание в иной культурной среде.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые эмпирически установлены и теоретически интерпретированы структурные и содержательные характеристики представлений о совести китайских студентов, обучающихся в КНР и в РФ, в сравнении с российскими студентами. Выявлены общечеловеческие (транскультурные) зоны, а также монокультурные вариации в понятийных и изобразительных аспектах представлений китайских и российских студентов о совести, во взаимосвязи с жизненными ценностями; выявлены сходства и различия в иерархии
жизненных ценностей и характеристик направленности личности китайских и российских студентов; показано различие представлений о совести китайских студентов, обучающихся в китайских и российских ВУЗах и тенденции в сближении обучающихся в РФ с представлениями россиян. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы содержания транскультурного инварианта совести на уровне представлений о ней у представителей китайской и российской культуры; в том, что определены содержание и компоненты общей (транскультурной) зоны и особенностей представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских и российских студентов, что позволило выявить взаимосвязи этих представлений с этно- и социокультурными условиями.
Практическая и значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут найти применение при разработке и совершенствовании технологий обучения китайских студентов и аспирантов в условиях российской образовательной среды; использованы психологическими службами, обеспечивающими психологическую поддержку иностранных студентов, применены при разработке психодиагностических методик, ориентированных на измерение характеристик нравственных явлений.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась многоаспектным теоретическим анализом проблемы, адекватным теоретико-методологическим обоснованием, репрезентативностью и объемом (более 400 человек) выборок, выравниванием выборок по возрасту и полу, сочетанием таких эмпирических методов, как вербальные опросники и про-ективные методики, адекватным использованием математического аппарата Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека и методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена; ежегодных ананьевских чтених на факультете психологии СПбГУ (октябрь 2012), ежегодном Покровском форуме (РГПУ им. А.И. Герцена, 13 октября 2012 г.), международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета: "Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации", (РГПУ им. А.И. Герцена, ноябрь 2012 г.), 10 Международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб, 17-19 апреля 2013 г. Результаты, полученные в исследовании, используются при чтении таких учебных дисциплин, как «Методология и методы психологического познания», «Методология и методы научного исследования» на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, а также «Совесть и нравственное сознание в психологии, философии и религии» на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена,
Публикации: по теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,8 п.л.
Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 204 страницах, содержит 17 таблиц и 1 рисунок.
Приложение включает 8 таблиц. Список литературы включает 165 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется его цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования, представляются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Глава 1, «Проблема представлений о совести, жизненных ценностей и направленности личности в контексте межкультурных различий», посвящена анализу литературных источников. Глава содержит шесть параграфов. В разделе 1.1, «Нравственность и совесть как актуальная проблематика научного исследования: современный ракурс», рассматриваются результаты исследования состояния нравственности, морали, совести в российском обществе, проведенные в последнее десятилетия. Выводы в отношении российской молодежи таковы: «моральный коллапс» (A.B. Юревич, Д.В.Ушаков), утрата нравственных идеалов (Д.И. Фельдштейн), ограничение сферы действия совести, «выпадение заповедей» (В.Х. Манеров, Е.К. Веселова), повышение уровня терпимости к злу (Л.М.Попов, О.Ю.Голубева, П.Н. Устин, Е.Ю. Стрижов), снижение значимости духовно-нравственных качеств (А.А.Чернова), утрата идеалов и смысла жизни (С.А. Барсукова). Объяснение нравственного упадка в обществе рассматривается как следствие возникшего в годы перестройки государства и экономики в РФ состояния социальной аномии, в терминологии Э.Дюркгейма, Р. Мертона (A.B. Юревич, С. Кара-Мурза). Аномия сопровождается распадом этических норм и ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации. При этом результаты исследования характеристик совести свидетельствуют о том, что совесть как основа личности по-прежнему оценивается позитивно как в студенческом (В.Х.Манёров, Е.К. Веселова), таки и в среднем возрасте» (C.B. Переверзенцев). Редким исключением на фоне слабой изученности ситуации с состоянием общества в КНР является диссертационная работа Лян Лина (СПбГУ, 2003 г.), который приходит к выводу о диагностической значимости ценностных ориентации в период реформирования общества. Он считает, что в РФ и КНР налицо дисбаланс равновесия между материальными и духовными ценностями у молодежи.
В разделе 1.2, «Совесть как философская проблема: краткий истории-ческий экскурс», излагаются основные философские концепции совести. Прослеживается история возникновения явления, отраженная в архаической древнегреческой мифологии в образе богинь мести Эринний. Позднее, в 4-5 веках до н.э., это явление получило название «mveiôrjcnç. Постановку
проблемы личной совести как внутреннего голоса приписывают Сократу. Платон усложняет концепцию совести: истинная совесть восходит к миру эйдосов, а земная, эмпирическая совесть лишь ее неточное отражение. Эта традиция продолжается в философии, от древнегреческих к древнеримским стоикам, которые приписывали совести божественное происхождение (Сенека, Цицерон). Учение о совести как нравственном сознании, характер-ное для европейской культуры, возникает с распространением христианства и развивается по сей день (Д.Гильдебранд, Войтылла). Схоластические философы различают безошибочный синдерезис, заданный природой человека, и сотсгепЧа, формирующуюся прижизненно, отражающую социальные влияния. В итоге сформированы различные концепции совести: мистические (совесть как мистическая сила, связанная с религиозным опытом); интуитивистские (совесть как врожденная способность интуитивно находить этически верное); религиозно-схоластические, согласно которым религииозные заповеди от Бога являются обращенными к исключительно к разуму; эволюционистские, в которых совесть эволюционирует и не имеет абсолютного характера (Ч.Дарвин, Г.Спенсер). Близки к эволюционистским эмпирические концепции, разрабатывающиеся уже в конкретных науках. В европейских философских учениях трактовка природы совести осуществлялась с позиций идеализма (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Фихте) или с позиций материалистических учений (Б. Спиноза, Т.Гоббс, К.Маркс и др.). В XX веке много внимания проблеме совести уделил философ-экзистенциалист М.Хайдеггер. Для него совесть - «зов самости к подлинному существованию, к способности быть собой». Раздел заканчивается изложением взглядов русских религиозных философов конца Х1Х-середины XX века (Вл. Соловьев, Б.Вышеславцев, НЛосский, С.Франк, И. Ильин). Последний утверждал, что «совесть нужна каждому человеку, и не только в великие, поворотные моменты его жизни, но и в ежедневных делах и обыденных отношениях...». Современные этики также часто подчеркивают онтологическую природу совести, называя ее «скрепой жизни» (В.Сабиров, В.Соина). Но встречаются утверждения о снижении ее роли (А.Гуссейнов, Р.Апресян), даже исчезновении (В.Шадриков).
В разделе 1.3, «Проблема нравственности и совести в китайской культуре», отмечается, что традиция рассмотрения нравственных явлений ведет начало от Конфуция, его учеников, введших основные этические понятия, при этом милосердию придается мироустроительная функция. Подчеркивается наличие в конфуцианской философии оснований для обще-позитивного отношения к доброй совести, в связи с милосердием. Отмечается, что в доступной психологической литературе чрезвычайно редки работы о состоянии совести, нравственности, о психическом состоянии молодежи в КНР, тем более отсутствуют работы межкультурного характера. Тем не менее в диссертации Ли Яня приводятся данные о том, что китайские подростки с низким социальным статусом имеют большую проблемную озабоченность. Лян Лин в своей диссертации пишет о необходимости для молодых людей в РФ и КНР нахождения равновесия между выдвигающи-мися на первый план
Теоретический анализ места совести в структуре личности и индивидуальности проводит Э.А.Голубева. С позиций антропоцентрического подхода и «новой этики» (по Э.Нойманну) рассматривает проблему С.А. Барсукова. Широкие эмпирические исследо-вания проводятся Е.К. Веселовой, В.Х. Манёровым, их аспирантами. Публикация в 2009 г. материалов Всероссийской конференции, проведенной ИП РАН, 6-й том (1 ч.) которых назван «Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе», показала, что проблемы нравственности и совести вошли в фокус внимания российской психологии.
В разделе 1.5 «Представления о совести в нравственном самосознании»
на первый план выводится феномен совести как явление внутреннего мира человека, важная составляющая его нравственного самосознания. Для ее обозначения в нашей работе используется общепсихологическая категория «представление». Представление о совести нами рассматривается как процесс и результат познания совести как части внутреннего мира человека, его ментально-образно-эмотивная модель. Показывается наличие гносеологического и онтологического аспекта в данной категории, ее бытийность (A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский), участие образов самосознания в саморегуляции (Е.А. Климов), многообразие форм (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Смирнов, A.A. Гостев,). Отмечается также наличие духовных (совестных) состояний, активизирующих связь с бессознательным, обращение к образному мышлению (В.Д. Шадриков, В.И. Сидорова). В цикле исследованиях Манерова В.Х. выявляются содержание и структура представлений о совести российских студентов, отмечается, что совесть предстает ее носителю и как объект, и как субъект представлений.
Совокупность представлений, полученных на выборке информантов, в целом достаточно полно определяют основные характеристики совести как психического явления, с его когнитивным, эмотивным, регуляторно-поведенческим, мотивационным, коммуникативным, нравственно-развивающим аспектами, в которых отражены ее основные свойства и состояния.
В разделе 1.6 «Совесть, направленность и жизненные ценности личности» явление совести рассматривается как личностное образование, системообразующий фактор личности. Совесть обусловливает не только отдельные качества личности, но ее интегративные свойства, влияя на направленность личности, задаваемую через систему мотивов, жизненных смыслов и ценностей. Показано, что понятие «направленность личности» в советской психологии изучается с разных теоретических позиций (Е.М. Никиреев). Согласно С.Л. Рубинштейну, совокупность мотивов, координируясь жизненными целями и задачами, приобретают качество устойчивых мотивов и включаются в направленность личности. Б.Ф. Ломов считал, что потребностно-мотивационная сфера лишь частично характеризует направленность личности, на ее фундаменте формируются жизненные цели. Выяснилось, что в структуре направленности личности, помимо устойчивых мотивов важную роль играют жизненные цели, идеалы, смыслы, ценности, для
обусловленные вариации. Традиционно кросскультурное исследование, проводимое в рамках общей психологии, «изучает особенности протекания когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) у представителей разных этногрупп (Г.Хофстеде, Г.Триандис, В.Ю. Хотинец, Котчетков В.В.). Но и кросскультурные исследования совести имеют большую перспективу (Л. Колберг). Рассматриваются «культурные измерения», которые могут влиять на представления о совести в межкультурном исследовании. В таком понимании методоло-гическим принципом нашего исследования может стать культурно-исторический принцип (Л.С. Выготский). Личность, ее психические структуры согласно ему изучаются как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Однако в связи с тем, что совесть является атрибутом природы человека, более широким принципом в нашей работе становится антропоцентрический, учитывающий накопленный опыт в человекознании, том числе духовный аспект феномена совести и бытия (К.Д.Ушинский, В. И.Слободчиков, Е.И.Исаев, В.П. Зинченко и др.). Изучение представлений о совести вместе с жизненными, в том числе духовными, ценностями и направленностью личности мы рассматриваем как реализацию личностного подхода. Еще одно основание — психосемантический подход (СЬ.С^оос!, Е.Ю.Артемьева, В.Ф.Петренко), направленный на изуче-ние представленности в сознании объектов внешнего и внутреннего мира.
В разделе 2.2 описаны «Организация и методы исследования». Исследование проводилось как поисковое, сравнительно-корреляционное, в варианте межкультурного исследования. В КНР эмпирическая часть исследования с испытуемыми проводилась в Пекинском гос. педагогическом университете, философском факультете. В России исследование проводилось в РГТТУ им. А.И. Герцена, на психолого-педагогическом и филологическом ф-тах, а также в СПбГУ, на факультете социологии. Всего обследовались три группы: китайские студенты, живущие и обучающиеся в Китае; китайские студенты, временно живущие и обучающиеся в РФ; российские студенты. Каждая группа имела численность 140-150 человек, в основной серии - по 100 человек, состав групп был выравнен по полу и возрасту. В исследовании использовались методики: модифицированная методика незаконченных предложений Дж. Сакса и С. Леви, опросник свойств и состояний совести (ОССС) В.Х. Манёрова, «рисунок совести», опросник ценностных ориентации Ш. Шварца и опросник направленности личности О.И. Моткова. Для китайских студентов тексты методик переводились на китайский язык.
Глава 3, «Эмпирическое исследование особенностей представлений о совести, ценностных ориентации и направленности личности китай-ских и российских студентов», посвящена описанию эмпирических результатов, их анализу и теоретическим интерпретациям. Ее раздел 3.1, - «Сравнительный анализ представлений о совести российских и китайских студентов». В разделе 3.1.1 приводятся данные сравнительного анализа представлений о совести, полученные с помощью методики ОССС со 100 утверждениями. Ниже приведен фрагмент таблицы, в котором даны среднегрупповые значения для 19
Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ван Хаоюй, Санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена»
«Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов»
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
На правах рукописи
04201455871
Ван Хаоюй
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор Манёров В.Х.
Санкт - Петербург
2013
Содержание
Введение..........................................................................4
Глава 1. Проблема представлений о совести, жизненных ценностей и направленности личности в контексте межкультурных различий.............10
1.1. Нравственность и совесть как актуальная проблематика научного исследования: современный ракурс................................................10
1.2. Совесть как философская проблема: краткий исторический
экскурс.....................................................................................18
1.3. Проблема нравственности и совести в китайской культуре...............30
1.4. Совесть как проблема и предмет психологического исследования.....39
1.5. Представления о совести в нравственном самосознании.................54
1.6. Совесть, направленность и жизненные ценности личности............68
Глава 2. Теоретико-методологические основания, организаций и методы исследования..................................................................................75
2.1 Теоретико-методологические основания межкультурного исследования
совести...................................................................................75
2.2. Организация и методы исследования.........................................82
Глава 3 . Эмпирическое исследование особенностей представлений о совести, ценностных ориентаций и направленности личности китайских и российских студентов..................................................................97
3.1. Сравнительный анализ представлений о совести российских и китайских студентов.................................................................97
3.1.1. Особенности представлений о совести китайских и российских студентов по результатам методики «Опросника свойств, состояний совести» (ОССС)...................................................97
3.1.2. Характеристики представлений студентов о совести по результатам методики незаконченных предложений................108
3.1.3. Особенности символики совести: рисуночный метод...................117
3.1.4. Структура представлений о совести по данным факторного анализа.....................................................................................125
3.2. Жизненные ценности и ценностные ориентации личности китайских и ... .российскихстудентов.............................................................129
3.3. Направленность личности китайских и российских студентов........143
3.4. Сравнительный анализ структур представлений о совести в контексте жизненных ценностей.............................................................5... 152
Выводы.................................................................................................................180
Заключение....................................................................................182
Библиография ...............................................................191
Приложение...............................................................................205
Введение
Актуальность исследования. В современном Китае, который переживает резкий подъем экономики, происходит экономическое расслоение населения, изменение семейной структуры, растет конкуренция за квалифицированные рабочие места. Эти факторы вызывают психологические проблемы в социуме, особенно у молодежи. Как пишет в своей диссертации Ли Яньхуа, 16% китайских подростков переживают различные психологические проблемы, из них 10,9% имели мысли о суициде [ 86 ]. В другой диссертации ее автор Лян Лин показывает, что в КНР и РФ наблюдается «перекос» в ценностных ориентациях молодежи в направлении материальных ценностей засчет снижения роли духовных ценностей [87]. Историк Галенович также считает, что в современной КНР во все возрастающей степени ощущается нарастание проблем в духовной жизни общества [29]. К тому же вместе с глобализацией происходит перенос на восток проявлений духовного кризиса, переживаемый западной цивилизацией. В отношении российской молодежи исследователи приходят к неутешительным выводам, опираясь на статистические данные о количестве самоубийств на душу населения среди подростков, росте алкоголизации, наркотизации, криминализации, неуважительном отношении к старшим и т.д. Общий вывод в отношении российской молодежи -глубокий моральный кризис (коллапс), «испарение моральности», обусловленные состоянием социальной аномии (А.В.Юревич [160, 161], Д.В. Ушаков [161], В.И.Добреньков [45 ]). При этом непосредственное изучение состояния совести россиян показывает благополучную картину (В.Х.Манеров [90, 91], С.В.Переверзенцев [ЮЗ]). Принято считать, что в основе общемирового духовного кризиса лежит постепенное превра-щение всех сторон человеческой жизнедеятельности в рыночный товар. Как пишет социолог В.В.Воронов, «идет последовательное усиление экономичес-кого империализма в социальной и духовной сферах». В.Ш. Сабиров, О.С. Соина [
117] пишут о коммерционализации всех сфер общественной жизни, «сервисном характере бытия нравственных ценностей». Противоречивость оценок, слабая разработанность проблематики состояния морали и нравственности диктуют необходимость психологических исследований, базирующихся на новом теоретико-методологическом основании, которым, как мы считаем, должна стать методология межкультурных исследований.
Цель исследования: определить и сравнить содержание и структуру представлений о совести, во взаимосвязи с жизненными ценностями и направленностью личности, у китайских студентов и российских студентов.
Объект исследования: студенты, возрастом 20-22 лет, россияне, живущие и обучающиеся в РФ, и китайцы, обучающиеся в КНР или в РФ на гуманитарных ф-тах ВУЗов.
Предмет исследования: представления о совести, сходства и различия их содержания и структур, а также взаимосвязей представлений о совести с жизненными ценностями и направленностью личности у китайских и российских студентов.
Основная гипотеза исследования: содержание и структура представлений о совести китайских и российских студентов имеют как транскультурную область сходства, так и специфические монокультурные вариации.
Частная гипотеза исследования: в результате обучения в РФ и пребыванием в российской социокультурной среде представления о совести китайских студентов сближаются с российскими.
Задачи исследования:
1.Провести исторический анализ достижений при изучении проблемы совести, выявить ее разработанность в философии и психологии.
2. Определить содержание общепсихологического понятия «представле-лени о совести», разработать ее структурно-функциональную модель.
3. Разработать теоретико-методологический подход и комплекс методик для сравнительного эмпирического исследования представлений о
совести, в связи с жизненными ценностями и направленностью личности.
4. Выявить понятийные и изобразительные аспекты транскультурных и монокультурных характеристик представлений о совести китайских студентов, в сравнении с российскими студентами.
5. Провести анализ свойств и состояний совести в сравниваемых культурах на основе факторного анализа системы представлений.
6. Определить иерархии жизненных ценностей и мотивационную направленность личности китайских и российских студентов.
7. Определить особенности взаимосвязей между состояниями, свойствами совести и жизненными ценностями в сравниваемых группах.
8. Выявить особенности изучаемых феноменов, характеризующих китай-ких студентов, обучающихся в России.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены: - философские и психологические концепции, в которых совесть предстает как атрибут человеческой природы, механизм нравственного самосознания, интегративное личностное качество, реализующее нравственную регуляцию поведения (Э.Фромм, В. Франкл, М. Хайдеггер, Д. Гильдебранд, И.Ильин, Сабиров В.Ш, Соина О.С, Л. Колберг, Б.С.Братусь, В.Д. Шадриков, Е.К. Веселова, В.Х.Манёров);
- теоретические разработки проблемы нравственности в связи с направленностью личности и жизненными ценностями (С.Л. Рубинштейн);
- идеи культурологического подхода в психологии (Л.С.Выготский);
- идеи антропологического подхода в психологии (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, В.И. Слободчиков).
- при разработке методического обеспечения использовались подходы и идеи экспериментальной психосемантики.
Методы исследования: исследование проводилось как поисковое, межкультурное, сравнительно-корреляционное. Использовались эмпирии-ческие методики, ориентированные на психосемантический подход: модифицированный метод незаконченных предложений Сакса и Леви,
опросник свойств и состояний совести (ОССС) Манёрова В.Х., рисунок совести, опросники ценностных ориентаций Ш. Шварца и направленности личности О.И.Моткова. Математико-статистическая обработка: описательная статистика, критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ. Положения, выносимые на защиту:
1. Системы представлений о совести в китайских (обучающихся на родине или в России) группах и в российской группе студентов содержат транскультурную часть, включающую сходные в сравниваемых культурах когнитивные, эмотивные, регуляторные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики, а также культурно-обусловенные особенности.
2. Особенности понятийного аспекта представлений о совести в китайских выборках проявляются в том, что в них достоверно чаще включаются понятия, связанные с родиной, а также с позитивными качествами личности и явлениями искусства (последнее для студентов, обучающихся в КНР).
3. Особенность изобразительного аспекта представлений о совести проявляется в графической символике. У китайских студентов — в изображении совести как красивого природного явления и человека в спокойном состоянии, у российских - в изображении человека в позитивном контексте.
4. В представлениях о совести китайских студентов (на родине) содержится меньшая выраженность регулирующей функции и большая - эмотивной.
5. В системе представлений о совести российских студентов наблюдается тенденция к более высоким оценкам ее позитивности и силы.
6. Для базовых жизненных ценностей в китайских и российской выборках выявлены как превалирующий транскультурный инвариант в виде предпочитаемых и отвергаемых ценностей, так и различия, вызванные особенностями национальной культуры и условиями жизнедеятельности.
7. В выборке китайских студентов, обучающихся в Китае, выявлено меньшее количество достоверных корреляционных связей и факторных нагрузок между характеристиками совести и ценностных ориентаций, отражающее особенности регулирующей функции совести в китайской культуре.
8. В выборке китайских студентов, обучающихся в России, выявлены признаки сближения их представлений о совести с российскими, а также реакции на пребывание в иной культурной среде.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые эмпирически установлены и теоретически интерпретированы структурные и содержательные характеристики представлений о совести китайских студентов, обучающихся в КНР и в РФ, в сравнении с российскими студентами. Выявлены общечеловеческие (транскультурные) зоны, а также монокультурные вариации в понятийных и изобразительных аспектах представлений китайских и российских студентов о совести, во взаимосвязи с жизненными ценностями; выявлены сходства и различия в иерархии жизненных ценностей и характеристик направленности личности китайских и российских студентов; показано различие представлений о совести китайских студентов, обучающихся в китайских и российских ВУЗах и тенденции в сближении обучающихся в РФ с представлениями россиян.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы содержания транскультурного инварианта совести на уровне представлений о ней у представителей китайской и российской культуры; в том, что определены содержание и компоненты общей (транскультурной) зоны и особенностей представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских и российских студентов, что позволило выявить взаимосвязи этих представлений с этно- и социокультурными условиями.
Практическая и значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут найти применение при разработке и совершенствовании технологий обучения китайских студентов и аспирантов в условиях российской образовательной среды; использованы психологическими службами, обеспечивающими психологическую поддержку иностранных студентов, применены при разработке психодиагностических методик, ориентированных на измерение характеристик нравственных явлений.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась многоаспектным теоретическим анализом проблемы, адекватным теоретико-методологическим обоснованием, репрезентативностью и объемом (более 400 человек) выборок, выравниванием выборок по возрасту и полу, сочетанием таких эмпирических методов, как вербальные опросники и проективные методики, адекватным использованием математического аппарата.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека и методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена; ежегодных ананьевских чтених на факультете психологии СПбГУ (октябрь 2012), ежегодном Покровском форуме (РГПУ им. А.И. Герцена, 13 октября 2012 г.), международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета: "Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации", (РГПУ им. А.И. Герцена, ноябрь 2012 г.), 10 Международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб, 17-19 апреля 2013 г. Результаты, полученные в исследовании, используются при чтении таких учебных дисциплин, как «Методология и методы психологического познания», «Методология и методы научного исследования» на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, а также «Совесть и нравственное сознание в психологии, философии и религии» на факультете социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена,
Публикации: по теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,8 п.л.
Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 204 страницах, содержит 17 таблиц и 1 рисунок. Приложение включает 8 таблицы. Список литературы включает 165 наименований.
Глава 1. Проблема представлений о совести, жизненных ценностей и направленности личности в контексте межкультурных различий
1.1. Нравственность и совесть как актуальная проблематика научного исследования: современный ракурс
Проблема состояния нравственности и совести в той или иной стране, в определенный исторический период времени, безусловно, является отдельным аспектом обширнейшей междисциплинарной проблематики нравственной эволюции человечества, в рамках которой уживаются всевозможные и противоположные по своим выводам концепции: морального прогресса, морального регресса, а также концепции, согласно которым это состояние неизменно или просто несравнимо (И.А.Ильин, Н.Бердяев, Д.И.Дубовский, С.А.Кравченко, А.А.Гуссейнов, Р. Инглегарт, А.Этциони, Г.И.Пирогов и др.). В исторической науке отмечается также, что состояние нравственности и совести общества в целом весьма чувствительно к тем периодам исторического развития, в которых происходит резким слом прежних экономических, политических, культурных устоев. Более того, как проявление исторической закономерности можно считать положение, согласно которому масштабные войны, революции, катаклизмы всегда приносят снижение морального уровня человечества (И. А. Ильин). Китайская Народная Республика и Российская Федерация последние десятилетия переживают времена экономических и социальных перемен, имевших в как сходство, так и различия. КНР продолжает придерживаться социалистической идеологии, РФ отказалась от нее в пользу капиталистических общественных отношений, но в обеих странах произошел переход от плановых экономик к рыночной модели, хотя до сих пор они характеризуются как экономики переходного периода. При этом успехи
китайской экономики, вышедшей на уровень выпуска инновационной продукции, признаны во всем мире, тогда как российская экономика до сих пор не диверсифицирована и в основном ее успехи сосредоточены лишь в топливно-сырьевом секторе, что отражается во многих аспектах развития государства, общества, его институтов.
Состояние нравственности и совести, если говорить об их коллективных формах, складывающихся из состояний нравственности и совести отдельных людей, в значительной мере определяет успешность общества во всех �