автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности цвето-звуковой синестезии
- Автор научной работы
- Расников, Георгий Викторович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Особенности цвето-звуковой синестезии"
На правах рукописи
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТО-ЗВУКОВОЙ СИНЕСТЕЗИИ
19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук
Москва-2006
Работа выполнена на кафедре общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М В. Ломоносова
Научный руководитель:
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Матвеева Лидия Владимировна
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор
Черноризов Александр Михайлович; кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Александров Игорь Олегович
Ведущая организация -
Психологический институт Российской академии образования
Защита состоится «
2006 года в «_
» часов
на заседании диссертационного совета Д.501.001.14
факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, дом 8, корпус 5, аудитория 310
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова
Автореферат разослан «
2006 года
Учёный секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент _
М. Ш. Магомед-Эминов.
¿ШАL
^^^ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность:
Современное информационное пространство характеризуется высокой насыщенностью и плотностью сообщений. Большая их часть апеллирует к зрительному и слуховому анализатору человека, так как выполнена с использованием аудиовизуальных технических систем. В процессе создания информационных сообщений формируются различного рода эффекты, которые могут провоцировать явление синестезии при их восприятии.
С другой стороны, история изучения процессов ощущения и восприятия содержит ряд противоречивых заключений о феномене синестезии.
В настоящее время в работах западных исследователей (UK Synaestetic Association, S. Baron-Kohen, R. Cytowic, S. Malinowski, S. Day, J Schirillo и других) активно поднимается проблема взаимного соотнесения стимулов различной модальности, что определяется как феномен синестезии. Его изучением занимаются специалисты из различных областей, включая общую психологию, клиническую и патопсихологию, социологию, эстетику и другие научные дисциплины.
Относительно схожая ситуация наблюдается в работах отечественных авторов. Разработки феномена синестезии ведутся с разных исследовательских позиций представителями разных дисциплин: психология (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, П. В. Яныиин), музыкальная теория (И. JI. Ванечкина), физика (Ю. Я. Лобкаев), эстетика (Б. М. Гапеев) и другие.
Различия в методологии и фокусе исследований при изучении синестезии приводят к тому, что получаемые результаты содержательно не соотносятся друг с другом и потому не встраиваются в единую научную систему, объединяющую достижения различных подходов.
Соответственно, возникает необходимость в формировании некоторого
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЬИБЛИОI СКА C.-fU'iemUur
системного понимания феномена синестезии, позволяющего обобщить результаты разных авторов.
Очевидно, что такое понимание должно включать в себя уже существующие направления исследований. В конечном счёте, оно может перерасти в структуру для единого определения феномена синестезии, его свойств и особенностей.
Предложить возможный способ такого понимания синестезии, встроить в него существующие подходы и выделить особенности феномена призвана данная работа.
Таким образом, целью исследования является выработка понимания феномена синестезии, интегрирующего результаты исследований разных авторов из различных научных подходов, а также поиск синестетических закономерностей на материале цвето-звуковой синестезии.
Данная цель может быть достигнута при решении следующих
задач:
1. Проанализировать существующие теории синестезии и сопоставить их результаты;
2. Рассмотреть используемые методы изучения синестезии, выделить их достоинства и ограничения;
3. Определить возможность создания цвето-звуковых синестетических схем, выявить общезначимые цвето-звуковые закономерности;
4. Разработать определение синестезии и выделить структурные уровни феномена.
Объект исследования: феномен межмодальной синестезии.
Предмет исследования: существующие теории и методы исследования синестезии, синестетические закономерности соотнесения цветов и звуков.
Генеральные гипотезы исследования:
1. Синестезия является комплексным феноменом, который протекает на разных уровнях психического;
2. Явление синестезии может быть структурно разложено на несколько частных феноменов.
Частные гипотезы исследования:
1. Единая для всех людей система взаимосоответствия цветов и звуков отсутствует;
2. Существуют определённые закономерности соотнесения гомогенных цветов и отдельных звуков. К ним относится связь высоты звукового тона с насыщенностью и яркостью цвета.
Теоретико-методологические основания исследования:
В основу нашей работы положены следующие теоретические посылки:
1. Концепция образа мира А. Н. Леонтьева.
Одним из важных направлений теоретических и практических работ А. Н. Леонтьева (1983) является разработка понятия образа мира. Автор полагает, что объекты внешнего мира определённым образом структурируются в субъективном психологическом пространстве человека, формируя образ мира. В образе мира присутствует своеобразное пятое «квазиизмерение» (наряду со временем и тремя измерениями пространства), в котором '(проекции» объективного мира репрезентируются субъекту. Соответственно, существует механизм «перевода» внешних объектов в субъективное пространство, организованное по законам, отличным от физических законов объективного мира.
2. Представления А. Р. Лурии о функциональных блоках мозга и принципах переработки информации.
В своих работах А. Р. Лурия (1973) выделяет 3 блока мозга, реализующих любую психическую деятельность (блок регуляции тонуса и
бодрствования; блок получения, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности). Автор указывает на физиологическую локализацию некоторых психических функций, что методологически обосновывает возможность изучения психики через физиологическую работу мозга
3 Представления Ч. Осгуда о существовании семантического пространства и синестезии, как механизме комплексного структурирования воспринимаемых стимулов и образов.
Согласно Ч. Осгуду (1972), воспринимаемые человеком объекты группируются в определенное субъективное пространство и организуются на основании нескольких общих для всех людей факторов (оценка, сила, активность). Автор предполагает, что оценка воспринимаемых объектов в соответствии с данными организующими факторами реализуется за счёт механизма синестезии.
4. Гипотеза Е. Ю. Артемьевой о «первовидении».
На основании серии экспериментов Е. Ю. Артемьева (1980) заключает, что перед «осознанным» восприятием объекты внешнего мира проходят неосознаваемую «оценку» по нескольким непредметным критериям («опасный» - «не опасный», «добрый» - «злой», и т. п.). Это предполагает существование механизма внемодальной категоризации стимулов, получаемых от органов чувств.
Методы исследования:
В исследовании применяются следующие методы сбора информации:
Метод анализа документов.
Для изучения и сопоставления методологических и методических подходов исследователей синестезии, работающих в различных областях знаний, используется метод анализа документов.
Метод постоянных раздражителей (метод констант).
Для экспериментального исследования феномена цветозвуковой синестезии используется метод постоянных раздражителей, на базе которого совместно с Ч. А. Измайловым, Ю. Я. Лобкаевым и Л. В. Матвеевой разработана методика компьютерного предъявления стимулов двух модальностей (гомогенный цвет и одиночный звук) и регистрации оценок испытуемых.
Для обработки полученных результатов применяются следующие методы:
Эвристический анализ. Используется для подтверждения отсутствия цвето-звуковых соответствий на материале матрицы векторных расстояний;
Многомерное шкалирование. Статистическая обработка проводится в трёх статистических программах: SPSS, Stadia, Systat.
Достоверность результатов обеспечивается:
Интегрированностью работы в логику исследований отечественной обшей психологии;
Применением методов, адекватных предмету и задачам исследования;
Организацией процедуры исследования в соответствии с нормами экспериментальной психологии; Использованием современных статистических алгоритмов и дополнительной перепроверкой результатов за счёт параллельной обработки данных в нескольких статистических программах.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Впервые проведено комплексное сопоставление взглядов на проблему синестезии в о1ечественной психологической школе, отечественной эстетике и западной психологии (всего рассматривается 12 подходов к проблеме); Впервые проведён комплексный анализ методов исследования синестезии (выделено 12 методов), рассмотрены области их применения, достоинства и ограничения;
Разработана и внедрена специальная компьютерная методика оценки соотношения стимулов слуховой и визуальной модальности;
Экспериментально подтверждено отсутствие однозначных взаимосвязей между конкретными гомогенными цветами и одиночными звуками (что, однако, не отрицает возможности существования индивидуальных цвето-звуковых
синестетических схем);
Разработана классификация феномена синестезии, позволяющая интегрировать результаты предыдущих исследований.
Теоретическая значимость исследования:
В работе осуществлён системный анализ различных подходов к исследованию явления синестезии. Предложено комплексное определение синестезии, учитывающее изучение феномена во всех рассмотренных подходах и предполагающее возможность объединения результатов исследований. Выделены особенности синестезии в различных значениях данного термина.
Практическая шачимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в частности, в курсе лекций «Психология ощущения и восприятия» и «Физиология сенсорных систем». Помимо этого, по результатам работы могут создаваться более «гармоничные» полимодальные стимулы, лучше воспринимаемые при коммуникации. Кроме этого, результаты исследования могут быть применены в психокоррекции и психотерапии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под феноменом синестезии понимается 3 класса явлений:
Непроизвольные, мало контролируемые ощущения, возникающие в неспецифичных модальностях при стимулировании определённых рецепторов или при актуализации в сознании образов других модальностей; Синестезия как механизм допредметной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека; Синестезия как ассоциации, устанавливаемые человеком между разнородными объектами, в том числе, разномодальными стимулами, основывающиеся на интериоризированном опыте.
2. Общезначимые взаимосоответствия между цветовыми тонами и одиночными звуками отсутствуют, что не отрицает существования индивидуальных цвето-звуковых соответствий.
3. Существует тенденция соотносить более «светлые» цветовые паттерны с более высокими одиночными звуками и, соответственно, более «тёмные» цветовые паттерны с более низкими звуками.
Апробация работы:
Основные положения исследования докладывались на конференции «Рефлексивные процессы и управление/» (Москва, октябрь 2003 года), международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2004» (Москва, июнь 2004 года), Юбилейной конференции Российского психологического общества (Москва, сентябрь 2004 года), заседании кафедры обшей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, октябрь 2006 года). Содержание работы отражено в 5-ти публикациях, из них одна в печати.
Структура диссертации:
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы. Основной тексг диссертации изложен на 148 страницах. В диссертации содержится 17 рисунков и 18 таблиц. Список литературы включает 138 источников, 55 из которых на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первом раздече первой г швы работы проводится ра!вёрнугый анализ описаний явления синеаезии, существующих в литера[>ре Разбираются взгляды более 20 авторов (в том числе, художников, музыкантов, учёных, философов). Приводится 8 систем взаимосоответствия разномодальных члементов, предлагаемых знаменитыми историческими деятелями. Выделяются особенности данных систем и отмечаются некоторые их различия (Таблица 1).
Таблица 1. Цвето-звуковые схемы, предлагаемые различными авторами.
\ Авторы Цвета \ Кирхер А. (ок. 1646 г.) Куро М. (1650 г.) Ньютон И. (1665 г.) Кастель Л. Б. (ок. 1730 г.) Римский-Корсаков Н. А. (1896 г.) Скрябин А.Н. (1911 г.) Бич А. (ок. 1910 г.) Кандинский В. В. (ок. 1925 г.)
Темно-коричневый увеличенная квинта
Красный, огненно красный большая секста квинта основной тон соль до мажор, фа мажор соль-мажор
Холодный светло-красный, холодный красный средние и низкие тона виолончели, высокие и низкие тона скрипки
Светло-красный, розовый, малиновый, оранжево-розовый большая герция ля-бемоль ля мажор соль мажор ми-бемоль мажор фанфары, туба/ рожок, барабанный бой
Коричнево-желтый, коричнево-золотистый, оранжевый кварта малая терция фа-диез соль мажор средн. церковные колокола, сильный голос контральто, виола
Золотой, золотисто-желтый, желтоватый, желтый квинта, малая терция кварта кварта фа, ми ре мажор ре мажор ми мажор труба, звук фанфар
Ярко-зелёный, пасторальный, оливково-зелёный ми-бемоль фа мажор
Зелёный октава октава квинта ре ля мажор ля мажор средние тона скрипки
Бледно-зелёный. серовато-зелёный до-диез фа-диез мажор
Сине-белесоватый, голубой ми мажор, си мажор флейта
\ Авторы Цвета \ Кирхер А. Куро М. Ньютон И. Кастель Л. Б. Римский-Корсаков Н. А. Скрябин А.Н. Бич А. Кандинский В. В.
Синий, сапфировый, сине-яркий пониженная квинта 11-й тон большая секста ДО ми мажор фа-диез мажор ля-бемоль мажор низкие звуки органа
Сине-фиолетовый, индиго, серо-синеватый, серовато-фиолетовый, темно-синий септа септа ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор виолончель
Фиолетовый, тёмно-фиолетовый, темно-тёмно-синий октава ля, СИ ре-бемоль мажор ре-бемоль мажор английский рожок, волынка, бас
Пурпурный, пурпурно-фиолетовый, тёмно-пурпурный 12-й тон ля-бемоль мажор ре-бемоль мажор фагот
Белый, агатовый малая секунда основной тон си-бемоль до мажор временная пауза
Серый отсутствие звука
Чёрный две октавы фа-диез мажор заключительная пауза
Темноватый, тёплый, несколько тёмный ре-бемоль мажор, си-бемоль мажор
Тёмно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом, стальной цвет с металлическим блеском си мажор ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор
В конце раздела делаются выводы, что история рассмотрения явления синестезии связана с построением систем цвето-звукового соответствия, а наиболее часто рассматриваемой является синестезия типа «цвет-звук». Также, отмечается несистемность многих прежних попыток изучения синестезии и, соответственно, относительно короткая история естественнонаучных исследований данного феномена. Помимо этого, констатируется непохожесть синестетических схем, предлагаемых различными авторами. Исходя из этого, заключается, что синестетические системы носят индивидуальный характер, и делается предположение о невозможности существования единой для всех людей системы взаимосоответствия ощущений от цветовых и звуковых стимулов.
Во втором разделе первой главы проводится детальный анализ современных теорий, затрагивающих вопросы синестезии. Рассматриваются научные подходы отечественных и зарубежных исследователей. Так, в рамках деятельностного подхода анализируются работы А. Н. Леонтьева (1983) и П. В. Яньшина (2001); в рамках нейрофизиологического подхода работы А. Р. Лурия (1982) и Р. Цитовича (1989); с психосемантических позиций - работы Ч. Осгуда (1972), В. Ф. Петренко (1983, 1997) и Е. Ю. Артемьевой (1980, 1999); в феноменологической парадигме - труды М. Люшера (2003), Л. Маркса (2001); в рамках психофизиологического подхода - работы Ч. А. Измайлова (1995); с точки зрения физических закономерностей - работы Ю. Я. Лобкаева (1999); с позиций эстетики - работы Б. М. Галеева (1992, 2004) и И. Л. Ванечкиной (1977).
По результатам теоретического анализа вышеназванных концепций делается вывод, что явление синестезии понимается современными исследователями различно, то есть, сам термин «синестезия» размыт.
Выделяются три основных «направления» в понимании феномена синестезии:
1. Синестезия как переживание ощущения в неспецифической модальности при стимуляции определённого рецептора;
2. Синестезия как механизм организации образов в субъективном семантическом пространстве;
3. Синестезия как механизм формирования межмодальных ассоциаций, в частности литературных метафор.
Некоторые авторы полагают, что синестезией является лишь одно из данных трёх «направлений», тогда как другие выстраивают между ними своеобразную иерархию.
1. Синестезия понимается как возникновение ощущений в неспецифической модальности, в основном, современными зарубежными исследователями (R. Cytowic, S. Baron-Cohen, V. Ramachandran). В этом случае, предполагается, что явление является мало распространённым (примерно 1 случай на 2000 человек), имеет строго физиологические основы и характеризуется своей непроизвольностью. Подтверждением такой точки зрения является наличие относительно небольшого количества людей, которые имеют устойчивые ощущения в неспецифической модальности. Применение объективных методов регистрации мозговой активности показывает реальное изменение метаболизма при состоянии синестезии, а стабильность синестетических взаимосоответствий при перепроверке во времени является дополнительным аргументов в пользу существования данного феномена.
Подробный анализ синестезии данного «типа» приводится в работе американского нейропсихолога Р. Цитовича (R. Cytowic (1989, 2002)). В своих исследованиях автор использует методы МРИ- и ПЭТ-сканирования. Согласно его данным, основной мозговой структурой.
ответственной за возникновение феномена, является гиппокамп. Также он отмечает, что явление более характерно для людей с правополушарной функциональной ассиметрией мозга и феномен синестезии чаще проявляется у женщин (>70%). Цитовичем выделяются пять особенностей феномена синестезии: непроизвольность, пространственная протяженность, стабильность во времени и недетализированность образов, запоминаемость, эмоциональность.
2. Другая группа исследователей (Ч Осгуд, В. Ф. Петренко, Е. Ю. Артемьева) связывает синестезию с механизмом формирования субъективного пространства, в котором размещаются объекты внешнего мира, а также, с общими принципами, по которым это размещение происходит. За счёт синестезии реализуется предварительная оценка воспринимаемых объектов, которая основывается на определенных синестетических факторах. Соответственно, такая синестезия присутствует у всех людей и не является какой-то специфической способностью или аномалией. Предполагается, что её причинами также являются физиологические механизмы.
Данная синестезия является базовым процессом, который может проявляться в более частных феноменах, таких как наличие индивидуальных синестетических схем, образование синестетических метафор и т. п. Предполагается, что она становится явной и в ситуациях припорогового обнаружения сигнала, когда ощущения в неспецифической модальности являются дополнительным индикатором для выявления слабого основного стимула (К. В. Бардин, В. Н. Носуленко).
3. Некоторые современные исследователи (Б. М. Галеев) полагают, что синестезия является способностью психики соотносить образы разной модальности и образовывать ассоциации. Типичным примером такого соотнесения являются метафоры «яркий вкус», «мягкий цвет» и т. п. Основная функция такой синестезии заключается в образовании целостного образа из отрывочных ощущений разных органов чувств. Это компенсирует ограниченность картины мира, вызванную модальным
восприятием. Такая синестезия формируется за счёт механизма ассоциаций. Некоторые синестетические закономерности усваиваются людьми из культурного контекста, и, в таком случае, они являются универсальными для всех представителей данной культуры. Другие разномодальные соотнесения приобретаются на основании личного опыта и, скорее, индивидуальны. Это объясняет наличие некоторых общих для разных людей закономерностей при разномодальных сочетаниях и отсутствие единой для всех строгой межмодальной системы. В любом случае, синестетические ассоциации являются относительно нестабильными, могут изменяться и могут быть выработаны сознательно. То есть, предполагается, что данная синестезия локализуется на достаточно «высоком» уровне организации психики.
В третьем разделе первой главы приводится анализ методов, используемых для изучения синестезии Всего описывается 12 методов, структурированных в четыре группы по критерию того, какой аспект синестезии изучается каждым методом:
Качественное изучение проявления синестезии; Диагностика наличия и выраженности синестезии у конкретного испытуемого;
Составление синестетических схем, то есть систем межмодальных ассоциаций;
Физиологическое изучение локализации и законов проявления синестезии.
Рассматриваемые методы описываются с точки зрения их достоинств, ограничений, получаемых «на выходе» результатов и перспектив применения для изучения синестезии.
В конце раздела приводится общая таблица, включающая особенности каждого метода (таблица 2).
Таблица 2. Особенности различных методов изучения синестезии.
Аспект изучен. Метод Получаемые результаты Достоинства Недостатки
Клиничес- Особенности проявления Детализированность Субъективность данных:
кая беседа феномена результатов; Сложность получения «чистых»
§ к Простота применения ощущений без интерпретаций;
Сложность стандартизации
4) результатов;
и в- Сложность одновременно
г переживать и описывать процесс
и о <и « Й и Анализ документов Особенности развития и проявления феномена Возможность ретроспективного изучения; Расширение списка испытуемых за счёт синестетов прошлого Низкая достоверность результатов; Фрагментарность и несистемность результатов; Относительная узость списка испытуемых
Аспект изучен. Метод Получаемые результаты Достоинства Недостатки
Диагностика наличия и выраженности синестезии, как непроизвольных разномодальыых образов Проверка тождественности синестетических связей во времени (Consistency tes>t) Определение наличия и выраженности синестезии, как непроизвольного переживания неспецифических образов Чёткость результатов; Наличие теоретической основы для применения метода; Эффективное решение практической задачи по диагностике выраженности синестезии Не фиксирование содержания синестезии; Неприменимость диагностики выраженности синестезии при изменяющихся во времени переживаниях, образах
NeCoSyn Индивидуальный профиль испытуемого, отражающий выраженность различных видов синестезии Возможность количественно зафиксировать выраженность синестезии; Использование наглядных индивидуальных профилей; Относительно низкая стоимость применения метода Не фиксирование в «профиле» информации о содержании синестезии; Низкая автоматизированность процедуры; Возможность возникновения интерференции при работе со стимулами-вкусами и запахами
Составление синестетических схем Статистическое изучение феномена синестезии Таблица соотношений стимулов различных модальностей Логичность подхода Несистемность изучения; Низкая достоверность результатов
Метод средней ошибки Таблица взаимоассоци-ируемых цветов и звуков Естественная для испытуемого процедура «подравнивания»; Использование непрерывного ряда стимулов; Быстрота проведения Возможность изменения лишь одной физической характеристики переменного стимула; Неточность результатов соотнесения; Необходимость использования сложной аппаратуры
давление синестетических схем Метод постоянных раздражителей Матрица сходств/ различий, пригодная для обработки статистическими программами. После обработки субъективное пространство расположения стимулов и факторы их оценки Высокая достоверность результатов; Использование дискретных стимулов; Относительная простота реализации Трудоёмкость для испытуемого
о и Семантический дифферен-циал Индивидуальные профили-оценки любых стимулов; Факторы, определяющие оценки. Общее семантическое пространство для всех стимулов Возможность изучения разнородных объектов; Возможность использования невербальной методики: Простота и неутомительность метода; Возможность автоматизации обработки на компьютере Невозможность изучения сенсорных процессов; Неточность интерпретации результатов после компьютерной обработки
Аспект изучен. Метод Получаемые результаты Достоинства Недостатки
Физиологическое изучение локализации и законов проявления синестезии. Электроэнцефалография (ЭЭГ) Измерение электрических потенциалов мозга Регистрация явлений в динамике Неточность локализации мозговых процессов; Неоднозначность интерпретации результатов; Наличие «артефактов»
Компьютерная томография (КТ) «Рентгеновские» изображения мозга Чёткость снимков Статичность регистрации; Недостаточная чувствительность метода; Высокая стоимость оборудования
Магнитно-резонансное изображение (МРИ) Изображения магнитных полей, соответствующие активности мозга Возможность изучения глубинных структур мозга; Возможность визуализации любого «среза» мозга Высокая стоимость оборудования; Трудоёмкость процеду ры
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) Визуализация количества поглощаемой мозгом глюкозы Возможность видеть работу любых зон мозга; Наглядность изменений активности мозга Трудоёмкость применения (введение вещества в кровь); Высокая стоимость оборудования
По результатам анализа делается вывод, что для комплексного изучения синестезии необходимо использовать комбинацию из методов, отражающих разные аспекты явления.
Во второй главе работы описывается экспериментальная часть исследования, которая состоит из двух экспериментальных серий. И первый, и второй эксперименты нацелены на исследование цвето-звуковой синестезии, что объясняется, с одной стороны, большей значимостью для человека визуального и слухового каналов восприятия, а, с другой, повышенным вниманием именно к данному виду синестезии со стороны современных исследователей и учёных прошлого. Другим аргументом является возможность чётко смоделировать экспериментальную процедуру для предъявления стимулов в данной модальности.
Первый эксперимент квалифицируется как пилотажный и имеет целью проверку одной из цвето-звуковых систем, простроенных по принципу соотнесения цветовою паттерна и одиночного звукового тона. Эксперимент реализуется методом констант с помощью процедуры, разработанной в соавторстве с Ч. А. Измайловым, Ю. Я. Лобкаевым, Л. В. Матвеевой. Суть методики заключается в попарном предъявлении цветовых и звуковых стимулов и регис фации ответов испытуемых относительно их субъективной схожести. В эксперименте соотносятся 25 гомогенных цветовых паттернов, различающихся цветовым тоном и имеющих 2 уровня насыщенности, и 25 последовательных звуковых полутонов одинакового тембра. Соответственно, каждому испытуемому предъявляется по 625 пар цвето-звуковых сочетаний. Сравнение разнородных стимулов происходит по 9-ти балльной шкале.
В пилотажном исследовании приняло участие 7 испытуемых.
Полученные индивидуальные матрицы смешения усредняются и обрабатываются в программе Stadia и Systat методом многомерного шкалирования.
Принимая во внимание на крайне низкий процент накопленной объясняемой дисперсии (таблица 3), констатируется отсутствие скрытой структуры в сырых экспериментальных данных и делается вывод об отсутствии общезначимой цвето-звуковой связи по рассматриваемой схеме.
Таблица 3 Процент накопленной объясняемой дисперсии для разной размерности пространства цветов по групповой матрице (первый жсперимент)
Размерность пространства 1 2 3 4 5 6 7
Процент объясняемой дисперсии 14.17 !!! 24.05 32.46 39.95 46.88 53.44 59.86
Вюрой эксперимент также проводится методом констант с применением доработанной методики из пилотажной серии. Цель данного эксперимента заключается в принципиальном поиске единых для всех людей закономерностей соотнесения гомогенных цветовых паттернов и единичных звуков различной высоты. Стимульный материал состоит из 25 звуков (таблица 4), используемых в первом эксперименте, и 23 гомогенных цветов (рисунок 1). Соответственно, каждому испытуемому предъявлялось по 575 пар стимулов. В эксперименте приняло участие 30 испытуемых.
Таблица 4 Частотная характеристика звуковых стимулов Значения округлены до целых (1 - знак диеза)
Октава Малая Первая
Нота Соль Coib+ Ля Ля+ Си До До+ Ре Ре+ Ми Фа Фа+
Частота, Гц 196 208 220 233 247 262 278 311 329 349 370 392
Код а b с d е f g h 1 j к 1
Окт. Первая Вторая
Нота Соль Соль+ Ля Ля+ Си До До+- Ре Ре+ Ми Фа Фа+ Соль
ПГи) 392 415 440 466 494 524 555 587 622 659 698 740 784
Код m п о Р q г s t и V w X У
Матрицы смешений, полученные в результате оценок пар стимулов, преобразуются в матрицы векторных расстояний и обрабатываются методом многомерного шкалирования, реализованным в программе SPSS и Stadia.
Рисунок 1 Цветовые стимулы основного жспериментачьного исследования
Матрицы смешений, полученные в результате оценок пар стимулов, преобразуются в матрицы векторных расстояний и обрабатываются методом многомерного шкалирования, реализованным в программе SPSS и Stadia.
По результатам обработки делается заключение о том, что пространство, в котором располагаются звуки, является достаточно простым и может быть интерпретировано одним фактором: высота звукового тона (рисунок 2). Второй по значимости фактор (ось ординат) интерпретируется нами как чувствительность слухового анализатора, однако, учитывая значимость первого фактора, второй фактор игнорируется.
я
о" Я
Я
м а
л
о о
X л
ч
и
х
£ о
а £
Высота звукового тона, Гц.
Рисунок 2 Расположение стимульных звуков в субъективном пространстве Данные представлены по многомерному шкалированию групповой матрицы смешения Значения стимулов см. в таблице 4 (поле «код»)
Пространство цветов имеет более сложную структуру (рисунок 3).
«
О
н
О я
О Н о я У
вепу а вУ вииу а геШу sv зчйпу 2е;5|укга8п ze^,yt ° , кгаэп %1Л,У 3 (кгавп С1 1ве1еп 15ГУ * Л ге1Ьу °
а ве1еп 1 кг 81Шу 81П1У1 о а 1эепу кгаэп 1 а а авшу о
«светлота»
гисунок л расположение стгшульных цветов в овумерном субъективном пространстве (обработка групповой матрицы смешения)
Фактор, объясняющий наибольший процент дисперсии, интерпретируется как «светлота» (ось абсцисс), а второй фактор - как цветовой тон. Учитывая, что визуальные паттерны предъявлялись с мониторов компьютеров, мы не вправе называть основной фактор яркостью или насыщенностью и, потому, используем субъективное понятие «светлота», не имеющее прямого физического коррелята.
При наложении многомерных пространств «звуков» и «цветов» друг на друга, выделяется общезначимая закономерность соотнесения более светлых цветовых стимулов с более высокими звуковыми и, соответственно, более тёмных цветов с более низкими звуками. Причём, малая размерность пространств позволяет говорить о высокой достоверности данного вывода.
Чёткого соответствия конкретных звуковых и визуальных стимулов друг другу на групповом уровне не выявлено (см. хаотичное распределение цветовых тонов (ось ординат) на рисунке 3). Дополнительный эвристический анализ усреднённых данных также не выявляет чётких закономерностей.
Анализ индивидуальных профилей испытуемых даёт более «позитивные» результаты, позволяя, в отдельных случаях, выделять схемы соотнесения разномодальных стимулов друг с другом. Тем не менее, при усреднении индивидуальных результатов (на уровне матриц векторных расстояний) данные соотношения не выявляются.
Основным выводом второй главы исследования являются положения об отсутствии цвего-звуковых соотнесений по заданному принципу сочетания цвета и звука и подтверждение невозможности создания общезначимой цвето-звуковой системы в принципе. Однако данный вывод не отрицает возможность существования индивидуальных синестетических схем.
Вторым выводом является предположение о наличии общезначимой тенденции сопоставлять более светлые цвета с более высокими звуками. Важно, что это заключение не позволяет говорить о том, какой именно цвет соответствует определенному звуку.
В третьей главе работы проводится обсуждение результатов, в рамках которого сопоставляются результаты теоретического анализа литературы и собственных исследований.
Выделяются основные посылки, используемые автором для формирования собственною подхода к феномену синестезии: 1. Феномен синестезии может трактоваться как непроизвольная
межмодальная связь (R. Cytowic, S. Baron-Cohen, S. Day, V. Ramachandran, Ю. Я. Лобкаев),
2. Для некоторых индивидов характерно непроизвольное переживание образов в неспецифичных модальностях при стимуляции какого-либо рецептора (А. Р. Лурия, S BaronCohen);
3. Существуют факты, подтверждающие изменение метаболизма головного мозга при переживании непроизвольных неспецифических ощущений (данные МРИ и ПЭТ исследований) (V. Ramachandran, R. Cytowic); синестетические переживания могут быть вызваны с помощью психотропных препаратов (LSD, мескалин);
4. В научной эстетике распространено понимание синестезии как ассоциации, метафоры (Б. М. Галеев, И. Л. Ванечкина):
5. Синестетические метафоры («сладкий звук», «яркая музыка», «тихий свет») активно используются в языковой картине мира в различных этносах (Н. С. Трубицкой);
6. Феномен синестезии может восприниматься как интериоризация определённых межмодальных ассоциаций, принятых в культуре (А. В. Запорожец, Б. М. Галеев);
7 Предполагается, что индивидуальные межмодальные связи
могут устанавливаться в детстве по принципу ассоциации (Б. М. Галеев):
8. Внешний мир представлен наблюдателю отрывочно, модально. Субъект реконструирует целостный образ мира (Р. Грегори, А. Н. Леонтьев);
9. В структуре психики человека предполагается наличие единого оценочного пространства для стимулов различной модальности (Ч. Осгуд, Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко);
10. Феномен синестезии наблюдается в задачах на обнаружение сигналов в пороговой зоне (К. В. Бардин, В. Н. Носуленко);
11. В истории исследования явления синестезии предлагаются различные синестетические схемы, не соотносящиеся друг с
другом по содержанию. Попытки построения универсальной для всех людей синестетической схемы по принципу цвет-звук оказываются безрезультатными; 12. Существуют общие для разных людей закономерности
относительного соотнесения разномодальных объектов (высокий звук - светлый цветовой паттерн).
Исходя из приведённых посылок, выделяются три разнородных явления, называемые синестезией:
Синестезия как глобальный механизм допредмет ной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека. Этот процесс характерен для каждого человека, реализуется одинаковым образом у всех людей, является неосознаваемым, непроизвольным и врождённым. Данный механизм также задействован в формировании лингвистических метафор, однако, на этом уровне, не является единственным;
Синестезия как ассоциации, устанавливаемые человеком между разнородными объектами, основывающиеся на интериоризированном опыте. Данная синестезия реализуется на «высоком» уровне организации психики. Как правило, механизм соотнесения разнородных объектов не осознаётся. Можно выделить общекультурные ассоциации, то есть соотношения между объектами, строго зафиксированные в культуре и интериоризируемые людьми, живущими в ней. Также, существуют индивидуальные ассоциации, связанные с личным опытом определённого соотнесения разнородных объектов. Данный механизм синестезии (ассоциации) является основой для создания и понимания метафор типа «сладкий голос», «тёплый цвет» и т. п., а также формирования систем соотношения разномодальных объектов. При определённых
задачах, он может быть актуализирован в сознании, то есть человек может сознательно соотносить разнородные объекты и вырабатывать между ними произвольные взаимосвязи (ассоциации);
Синестезия как непроизвольные, мало контролируемые ощущения в неспецифичных модальностях при стимулировании определённых органов чувств или представлении образов других модальностей. Данная синестезия проявляется лишь у относительно небольшого количества людей и связана с нетипичным функционированием определенных мозювых структур Возникновение такой синестезии также может быть стимулировано приёмом психотропных препаратов, изменяющих метаболизм мозга.
В заключении исследования намечаются дальнейшие пути изучения феномена синестезии, согласно с предложенным структурированием явления.
Выводы:
1. Феномен синестезии может быть представлен тремя
типами явлений: Базовый механизм допредметной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека;
Межмодальные ассоциации, метафоры, основанные на интериоризированных межмодальных сочетаниях, принятых в культуре и выработанных в индивидуальном опыте;
Непроизвольные, мало контролируемые ощущения, возникающие в неспецифичных модальностях при
стимулировании определённых рецепторов или при актуализации в сознании образов других модальностей.
2. Общей закономерности соотнесения цветовых паттернов и одиночных звуков различной высоты не выявлено.
3. Выявлена закономерность соотнесения более «светлых» цветовых паттернов с более высокими одиночными звуками и, соответственно, более «тёмных» цветовых I «тернов с более низкими звуками.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ НАШЛО ОТРАЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
1. Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - Москва: Издательство Московского университета, 2003, №1 (соавт. Измайлов Ч. А., Лобкаев Ю. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров А. Ю., Марьюшкин А. Л.);
2. Расников Г.В. Попытка построения модели цвето-звуковой синестезии // Материалы конференции «Интеллектуальные системы» (IEEE AiS-04). Москва: Физматлит, 2004;
3 Расников Г. В. К вопросу о природе феномена синестезии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - Москва: Издательство Московского университета, 2006 в печати;
4. Rasnikov G. V. The attempt of visual-sound synaethetic model
creation // Thesis of the conference ''Intellectual Systems" (IEEE AIS-04). Russia, Moscow: Pfizmatlit, 2004.
На правах рукописи. Формат 60x84 1/16. Объем 1,2 п.л. Тираж 150 экз. Отпечатано ООО «Акрополь» 125009, Москва, Дегтярный пер., д. 5, стр 2
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Расников, Георгий Викторович, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА СИНЕСТЕЗИИ.
1.1. Исторический очерк явления синестезии.
1.1.1. Выводы.
1.2. Современные подходы к изучению синестезии.
1.2.1. Изучение феномена синестезии в работах зарубежных авторов.
1.2.1.1. Выводы о синестезии на основании работ М. Люшера.
1.2.1.2. Понимание синестезии Ч. Осгудом.
1.2.1.3. Понимание синестезии Л. Марксом.
1.2.1.4. Исследование синестезии Р. Цитовичем.
1.2.2. Исследование синестезии в работах отечественных авторов.
1.2.2.1. Понятие «образ мира» в работах А. Н. Леонтьева и С. Д. Смирнова
1.2.2.2. Понимание синестезии А. Р. Лурия.
1.2.2.3. Обнаружение дополнительных сенсорных характеристик стимула в работах К. В. Бардина.
1.2.2.4. Исследование синестезии в работах Е. 10. Артемьевой.
1.2.2.5. Понимание синестезии В. Ф. Петренко.
1.2.2.6. Понимание синестезии П. В. Янышшым.
1.2.2.7. Синестезия в работах школы Е. Н. Соколова.
1.2.2.8. Обращение к феномену синестезии в работе Ю. Я. Лобкаева.
1.2.2.9. Понимание синестезии Б. М. Галеевым.
1.2.3. Выводы.
1.3. Методы исследования синестезии.
1.3.1. Качественное изучение проявления синестезии.
1.3.1.1. Метод клинической беседы и самоотчёта.
1.3.1.2. Метод анализа документов.
1.3.2. Диагностика наличия и выраженности синестезии.
1.3.2.1. Проверка тождества связей во времени (Consistency Test, Test-retesting).
1.3.2.2. Метод NeCoSyn (Netherlands Color Synaesthesia).
1.3.3. Составление синестетических схем.
1.3.3.1. Статистическое исследование проявлений синестезии.
1.3.3.2. Метод средней ошибки (метод подгонки, метод подравнивания)
1.3.3.3. Метод парных сравнений.
1.3.3.4. Метод семантического дифференциала.
1.3.4. Физиологическое изучение локализации и законов проявления синестезии.
1.3.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
1.3.4.2. Компьютерная томография (КТ).
1.3.4.3. Магнитно-резонансное изображение (МРИ-еканирование).
1.3.4.4. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ-сканирование).
1.3.5. Выводы.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОЗВУКОВЫХ СООТВЕТСТВИЙ.
2.1. Пилотажное исследование.
2.1.1. Цель, задачи и гипотезы исследования.
2.1.2. Метод, методика и процедура эксперимента.
2.1.3. Обработка и обсуждение результатов.
2.1.4 Выводы.
2.2. Основное экспериментальное исследование.
2.2.1. Цель, задачи и гипотезы исследования.
2.2.2. Метод, методика и процедура эксперимента.
2.2.3. Обработка и обсуждение результатов.
2.2.4. Выводы.
2.3. Выводы.
ГЛАВА 3. АВТОРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ.
3.1. Выводы.
Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности цвето-звуковой синестезии"
Актуальность. В настоящее время в работах западных исследователей (UK Synaestetic Association, S. Baron-Kohen, R. Cytowic, S. Malinowski, S. Day, J. Schirillo и других) активно поднимается проблема синестезии. Важно, что изучением феномена и его теоретических основ занимаются специалисты из различных областей, включая общую психологию, клиническую и пато-психологшо, социологию, эстетику и другие научные дисциплины. Получающиеся результаты имеют разные акценты и без дополнительного осмысления плохо сочетаются между собой, не позволяя придти к единой теоретической концепции, объясняющей и структурирующей феномен.
Довольно схожая ситуация наблюдается в работах отечественных авторов. Разработки синестетических моделей ведутся с разных исследовательских позиций представителями практически противоположных дисциплин: психология (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, П. В. Янышш), музыкальная теория (И. JI. Ванечкина), физика (Ю. Я. Лобкаев), эстетика (Б. М. Галеев) и другие.
Несогласованность исследовательских подходов настолько существенна, что авторы принципиально различно понимают сам термин «синестезия».
Таким образом, образовалась ситуация, в которой, несмотря на высокий интерес к проблеме, отсутствует единый «вектор» исследования и общая теоретическая база, позволяющая систематизировать достижения различных подходов. Соответственно, возникает необходимость в формировании некоторого системного понимания синестезии, принимаемого всеми авторами, изучающими проблему.
Очевидно, что такое понимание должно включать в себя все уже существующие направления исследования. В нём должны быть явно выделены те «грани» явления, разработкой которых занимается каждый из авторов. В конечном счёте, данное понимание должно создать структуру для единого определения феномена синестезии, его свойств и особенностей, удобную для всех исследователей.
Предложить возможный способ такого понимания синестезии, встроить в него существующие подходы и чётко описать особенности феномена призвана данная работа.
Таким образом, целью исследования является выработка понимания феномена синестезии, интегрирующего результаты исследований разных авторов из различных научных подходов, а также поиск синестетических закономерностей на материале цвето-звуковой синестезии.
Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
Проанализировать существующие теории синестезии и сопоставить их результаты;
Рассмотреть используемые методы изучения синестезии, выделить их достоинства и ограничения;
Определить возможность создания цвето-звуковых синестетических схем, выявить общезначимые цвето-звуковые закономерности;
Разработать определение синестезии и выделить структурные уровни феномена.
Объект исследования: феномен межмодалыюй синестезии.
Предмет исследования: существующие теории и методы исследования синестезии, синестетические закономерности соотнесения цветов и звуков.
Генеральные гипотезы исследования:
Синестезия является комплексным феноменом, который протекает на разных уровнях психического;
Явление синестезии может быть структурно разложено на несколько частных феноменов.
Частные гипотезы исследования:
Универсальная для всех людей система взаимосоответствия цветов и звуков отсутствует;
Существуют определённые закономерности соотнесения гомогенных цветов и отдельных звуков. К ним относится связь высоты звукового тона с насыщенностью и яркостью цвета.
Теоретико-методологические основания исследования:
В основу нашей работы положены следующие теоретические посылки:
1. Понятие образа мира Л. Н. Леонтьева.
Одним из важных направлений теоретических и практических работ А. Н. Леонтьева (1983) является разработка понятия образа мира. Автор полагает, что образы объектов внешнего мира определённым образом структурируются в субъективном психологическом пространстве человека, формируя образ мира. Соответственно, существует механизм «перевода» внешних объектов в субъективное пространство, организованное по законам, отличным от физических законов объективного мира.
2. Представления А. Р. Лурия о физиологической локализации некоторых психических функций.
В своих работах А. Р. Лурия (1973) предполагает возможность «привязки» определённых психических функций к физиологическому субстрату, что методологически обосновывает изучение психики через работу мозга.
3. Представления Ч. Осгуда о существовании семантического пространства и синестезии как механизме комплексного структурирования воспринимаемых стимулов и образов.
Согласно Ч. Осгуду (1972), образы воспринимаемых человеком объектов группируются в определенное субъективное пространство и организуются на основании нескольких общих для всех людей факторов (оценка, сила, активность). Автор предполагает, что структурирование воспринимаемых объектов в соответствии с данными организующими факторами реализуется за счёт механизма синестезии.
4. Гипотеза Е. 10. Артемьевой о «первовидении».
На основании серии экспериментов Е. Ю. Артемьева (1980) заключает, что перед «осознанным» восприятием объекты внешнего мира проходят неосознаваемую «оценку» по нескольким непредметным критериям («опасный» - «не опасный», «добрый» - «злой», и т. п.). Это предполагает существование механизма внемодальной категоризации ощущений, получаемых от органов чувств.
Методы исследования:
В исследовании применяются следующие методы сбора информации: Метод анализа документов:
Для изучения и сопоставления методологических и методических подходов исследователей синестезии, работающих в различных областях знаний, используется метод анализа документов;
Метод парных сравнений:
Для экспериментального исследования феномена цвето-звуковой синестезии используется метод парных сравнений, на базе которого совместно с Ч. А. Измайловым, 10. Я. Лобкаевым и Л. В. Матвеевой разработана методика компьютерного предъявления стимулов двух модальностей (гомогенный цвет и одиночный звук) и регистрации оценок степени их сходства.
Для обработки полученных результатов применяются следующие методы:
Эвристический анализ. Используется для подтверждения отсутствия цветозвуковых соответствий на материале матрицы векторных различий;
Многомерное шкалирование. Статистическая обработка проводится в трёх статистических программах: SPSS, Stadia, Systat.
Достоверность результатов обеспечивается:
Интегрированностыо работы в логику исследований отечественной общей психологии;
Применением методов, адекватных предмету и задачам исследования;
Организацией процедуры исследования в соответствии с нормами экспериментальной психологии;
Использованием современных статистических алгоритмов и дополнительной перепроверкой результатов за счёт параллельной обработки данных в нескольких статистических программах.
Научная новнзна исследования заключается в следующем:
Впервые проведено комплексное сопоставление взглядов на проблему синестезии в отечественной психологической школе, отечественной эстетике и западной психологии (всего рассматривается 13 подходов к проблеме);
Впервые проведён комплексный анализ методов исследования синестезии (выделено 12 методов), рассмотрены области их применения, достоинства и ограничения;
Разработана и внедрена специальная компьютерная методика оценки схожести стимулов аудиальной и визуальной модальности;
Экспериментально подтверждено отсутствие однозначных взаимосвязей между конкретными цветовыми тонами и одиночными звуками (что, однако, не отрицает возможности существования индивидуальных цветозвуковых синестетических схем);
Разработана классификация феномена синестезии, позволяющая интегрировать результаты предыдущих исследований.
Теоретическая значимость исследования:
В работе осуществлён системный анализ различных подходов к исследованию явления синестезии. Предложено комплексное определение синестезии, учитывающее изучение феномена во всех рассмотренных подходах и предполагающее возможность объединения результатов исследований. Выделены особенности синестезии в различных значениях данного термина.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в частности, в курсе лекций «Психология ощущения и восприятия» и «Физиология сенсорных систем». Помимо этого, по результатам работы могут создаваться более «гармоничные» полимодальные стимулы, лучше воспринимаемые при коммуникации. Кроме этого, результаты исследования могут быть применены в психокоррекции и психотерапии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Можно выделить три класса явлений, обозначаемых понятием «синестезия»:
Синестезия как феномен образования непроизвольных, мало контролируемых переживаний в неспецифических модальностях, возникающих параллельно с ощущениями в стимулируемой модальности при раздражении определённых рецепторов или при актуализации в сознании определённых образов;
Синестезия как феномен допредметной оценки стимулов и их структурирования в субъективном пространстве человека;
Синестезия как феномен соотнесения образов разнородных объектов, в том числе, воспринимаемых через различные модальности, основывающийся на механизме ассоциации.
2. Общезначимые взаимосоответствия между цветовыми тонами и одиночными звуками различной высоты отсутствуют, что не отрицает существования индивидуальных цвето-звуковых соответствий.
3. Существует тенденция соотносить более «светлые» цветовые паттерны с более высокими одиночными звуками и, соответственно, более «тёмные» цветовые паттерны с более низкими звуками.
Апробация работы:
Основные положения исследования докладывались на конференции «Рефлексивные процессы и управление» (Москва, октябрь 2003 года), международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2004» (Москва, июнь 2004 года), Юбилейной конференции Российского психологического общества (Москва, сентябрь 2004 года), заседании кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, октябрь 2006 года). Содержание работы отражено в 5-ти публикациях, две из которых находятся в печати.
Структура диссертации:
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах. В диссертации содержится 17 рисунков и 18 таблиц. Список литературы включает 135 источников, 50 из которых на иностранных языках.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
выводы по работе
По результатам проведённого анализа литературных источников, теоретических предпосылок автора и экспериментального исследования, можно сделать следующие общие выводы:
1. Анализ исторической «традиции» обращения к синестезии демонстрирует противоречивость синестетических схем, выделяемых различными авторами.
2. В настоящее время активно используется более 10 методов исследования синестезии. Данные методы направлены на исследование разных аспектов явления, «рассматривают» его с разных сторон. Детальный анализ сущности данных методов показывает, что наряду с достоинствами, каждый из методов обладает существенными недостатками, ограничивающими область применения. Таким образом, комплексное изучение синестезии должно проходить с использованием сразу нескольких методов, «компенсирующих» взаимные проблемные зоны.
3. Экспериментальное исследование показывает невозможность создания однозначной для всех людей системы цвето-звуковых соответствий по принципу «цвет-звук».
4. Существует единая для всех людей закономерность соотнесения более светлых цветов с более высокими музыкальными тонами и, соответственно, более тёмных цветов с низкими тонами.
5. В современных подходах к исследованию синестезии данное явление понимается неоднозначно. В результате этого появляется рассогласованность результатов и общая неясность предмета исследования.
6. Мы выделяем три различных значения понятия «синестезия»:
Явления непроизвольного возникновения неспецифических ощущений при нетипичной работе головного мозга (в том числе, вызванной психотропными препаратами);
Глобальный механизм допредметной оценки разнородных объектов (стимулов различной модальности, образов, эмоций);
Межмодальные ассоциации (ассоциации типа «сладкий звук», «мягкий вкус» и т. п.), основанные на интериоризированных межмодальных сочетаниях, принятых в культуре и выработанных в индивидуальном опыте.
Заключение
В результате теоретического анализа существующих подходов к синестезии и проведения собственных экспериментальных исследований мы выделяем три феномена, по отношению к которым применяется понятие «синестезия». Каждый из данных феноменов требует дополнительной разработки.
Изучение синестезии как метафоры может позволить не только сделать более явным механизм образования ассоциаций и интериоризации культурного и индивидуального опыта в субъективное пространство, но также привести к целому пласту открытий в области эстетики и восприятия искусства.
Исследование синестезии как непроизвольных неспецифических ощущений, помимо прочего, может дать дополнительные ценные сведения о работе головного мозга, строении нейронных путей и существующих физиологических взаимосвязях между разнородными объектами.
Наиболее перспективной нам кажется разработка синестезии, понимаемой как механизм предварительной оценки образов. Мы считаем, что этот механизм является даже более задействованным, чем это описывается в данной работе и, возможно, используется для оценки и структурирования всех психических явлений. Есть основания полагать, что он связан с такими крупными процессами как восприятие, вниманкг память, включён в эмоциональную сферу и определенным образом соотносится с физиологическим состоянием организма.
Таким образом, явление синестезии ещё требует своего дополнительного изучения, которое может принести значимые и на данный момент неожиданные результаты.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Расников, Георгий Викторович, Москва
1. Артамонов И. Иллюзии зрения. - Москва: Наука, 1969.
2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. Москва: Смысл, 1999.
3. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. Москва: издательство МГУ, 1980.
4. Базыма Б. А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. Харьков, 2001.
5. Бардин К. В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика. / Психологический журнал. Москва: издательство МГУ, 1988.
6. Бардин К. В., Баша И. В., Войтенко В. Г. Использование сенсорно-перцептивных признаков шумящих объектов при обучении гидроакустиков. / Психологический журнал. Москва: издательство МГУ, 1985.
7. Бочкарёв JI. JI. Психология музыкальной деятельности. Москва: Институт Психологии РАН, 1997.
8. Ванечкина И. JI. Кастель и Скрябин: Эволюция светомузыкальных идей.: http://www.prometheus.kai.ru/cast-skr r.htm
9. Ю.Ванечкина И. JI. Партия «LUCE» как ключ к поздней гармонии Скрябина. / Советская музыка. №4, 1977.
10. Ванечкина И. JI. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки языки искусства (тезисы 4-й международной конференции «Нелинейный мир»). - Москва, 1999.
11. Ванечкина И. JL, Галеев Б. М. Был ли Скрябин синестетом?: http://www.prometeus.kai.ru/skriab r.htm
12. Василевич А. П., Кузнецова С. Н., Мищенко С. С. Цвет и названия цвета в русском языке. Москва: КомКнига, 2005.
13. Величковский Б. М. Образ мира как гетерархия систем отсчёта. / А. Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). / Под редакцией Запорожца А. В. и др. Москва: издательство МГУ, 1983.
14. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -Москва: издательство МГУ, 1973.
15. Галеев Б. М. Влияние нормативной эстетики на изучение синестезии. // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве (материалы симпозиума). -Таганрог: ТГРУ, 2004.
16. Галеев Б. М. Высокая болезнь синестезии или творческое бессилие её интерпретаторов? // Сборник тезисов «Прометей-2000». Казань, 2000.
17. Галеев Б. М. О теориях аномальной синестезии, или об «аномальных» теориях синестезии. // Проблема развития современного общества (материалы конференции). Казань: издательство КГТУ, 2004.
18. Галеев Б. М. Проблема синестезии в эстетике. // Современный Лаокоон: эстетические проблемы синестезии. Москва: издательство МГУ, 1992.
19. Галеев Б. М. «Цветной слух» и теория аффектов (на примере изучения семантики тональностей). // Языки науки языки искусства (тезисы 4-й международной конференции «Нелинейный мир»). - Москва, 1999.
20. Гёте И. В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете. / Избранные сочинения по естествознанию. Москва, 1957.
21. Грегори Р. Л. Разумный глаз: перевод с английского. Издание второе. Москва: Едиториал УРСС, 2003.
22. Григорьева О. Н. Цвет и запах власти: Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах. — Москва: «Флинта» «Наука», 2004.
23. Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. Практикум. Москва: Смысл, 1998.
24. Дроздова О. Искусство раскрашивать звуки. / Компьютерра, № 46, 16.11.1999.
25. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. Москва: издательство МГУ, 1983.
26. Измайлов Ч. А. Сферическая модель цветоразличения. Москва: издательство МГУ, 1980.
27. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 4,1995.
28. Измайлов Ч. А., Лобкаев Ю. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров А. Ю., Марьюшкин А. Л., Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 1,2003.
29. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. Москва: издательство МГУ, 1980.
30. Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы. Москва: Просвещение, 1985.
31. Кандинский В. О духовном в искусстве. Москва: Архимед, 1992.
32. Карельский Г. Синестетические переживания в холотропных состояниях сознания.: http://www.karelsky.ru/articles/sinestet
33. Комков И. Ф. Зрительно-слуховой метод обучения иностранным языкам в школе. Минск: Народная Асвета, 1968.
34. Корневище О. А. Книга неклассической эстетики. Статья Галеева Б. М., и Ванечкиной И. Л. Москва: РАН, 1999.
35. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2002.
36. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. 9-е международное издание. Москва: Олми-Пресс, 2002.
37. Кунау И. Предисловие. / Сборник сонат «Музыкальное представление нескольких библейских историй». Лейпциг, 1700.: http://www.stmus.nm.ru/arc/402/642.htm
38. Кэмпбелл Д. Эксперименты и квазиэксперименты. / Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Москва: Прогресс, 1980.
39. Ландсберг Г. С. Оптика. Москва: Наука, 1976.
40. Леонтьев А. Н. Образ мира. / Избранные психологические произведения. -Москва: Педагогика, 1983.
41. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Москва: издательство МГУ, 1981.
42. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. Москва: издательство МГУ, 1981.
43. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. Москва: издательство МГУ, 1987.
44. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. — Москва: издательство МГУ, 1985.
45. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Москва: издательство МГУ, 1980.
46. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Москва: Academia, 2002.
47. Лурия А. Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций. / Этапы пройденного пути: Научная автобиография. Москва: издательство МГУ, 1982.
48. Лосев А. Ф. Пифагореизм. // Энциклопедия.: http://www.cultinfo.ni/flilltext/l/001/008/089/424.htm
49. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. / Перевод с немецкого. — Москва: HIPPO, 2003.
50. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО „МОДЭК", 1995.
51. Люшер М. Цветовой тест Люшера. / Перевод с английского А. Никоновой. — Москва: Эксмо, 2005.
52. Основы психофизиологии: Учебник. / Отв. Ред. Ю. И. Александров. Москва: Инфра-М, 1998.
53. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Москва: издательство МГУ, 1983.
54. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Москва: издательство МГУ, 1997.
55. Петренко В. Ф., Нистратов Л. А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики. / Исследование проблем речевого общения. Москва, 1979.
56. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 4, 1984.
57. Расников Г. В. Использование психофизических методов при создании качественных классификаций. На примере исследования цвето-звуковой синестезии. // Материалы конференции «Психофизика сегодня». — Москва, 2006. В печати.
58. Расников Г. В. К вопросу о природе феномена синестезии. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, 2006. В печати.
59. Расников Г. В. Попытка построения модели цвето-звуковой синестезии. // Тезисы конференции IEEE AIS-04, 2004.
60. Рок И. Введение в зрительное восприятие. — Москва: Педагогика, 1980.
61. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004.
62. Смирнов В. М., Будылина С. Н. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -Москва: Академия, 2003.
63. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. / Вестник МГУ, серия 14, Психология, №3, 1981.
64. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов. / А. Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А. Н. Леонтьева). / Под редакцией Запорожца А. В. и др. — Москва: издательство МГУ, 1983.
65. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Москва: издательство МГУ, 1985.
66. Советский Энциклопедический словарь. / Под редакцией Прохорова А. М. -Москва: Советская Энциклопедия, 1987.
67. Сойнова Н. Что такое синестезия?: http://www.humans.ru/humans/20322
68. Соколов Е. Н. Психофизиология. Лекции. Москва: издательство МГУ, 1981.
69. Соколов Е. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Часть II. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Москва: издательство МГУ, 1981.
70. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. — Москва, издательство МГУ,1984.
71. Трофимова И. Н. Синергия динамики тела и восприятия мира. / Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы. / Под редакцией Аршинова В. И. и др. Москва: «Когито-Центр», 2004.
72. Физиология человека. / Под редакцией Косицкого Г. И. Москва: Медицина,1985.
73. Физиология человека. Том 1. / Под редакцией Костюка П. Г. Москва: Мир, 1985.
74. Фолькельт Г. Целостные феномены в изобразительной деятельности детей. / Экспериментальная психология дошкольника. — M.-JL: Гос. изд-во, 1930.
75. Фомин С. Ф., Соколов Е. Н., Вайткявичус Т. Т. Искусственные органы чувств. -Москва: Наука, 1979.
76. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва: издательство МГУ, 1987.
77. Эккартсгаузен Г. Ключ к таинствам натуры. Часть 1. Санкт-Петербург, 1804.
78. Эстетика: Словарь. / Под редакцией А. А. Беляева и др. Москва: Политиздат, 1989.
79. Янынин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: издательство СамГПУ, 2001.
80. Янынин П. В. Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия. / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Коллективная монография. Ред. Е. Д. Хомская, В. А. Москвина. Москва -Оренбург: ООИПКРО, 2000.
81. Янынин П. В. Метафизика Света и Цвета. // Христианство и культура. Материалы конференции. Самара: СамГПУ, 2000.
82. Янынин П. В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта. / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. — Москва, 2001.
83. Электронная энциклопедия на сайте Academie Francaise.: http://www.academie-francaise.fr/immortels/base/academiciens/fiche.asp7param-35
84. A Comprehensive Dictionary of Psychological and Psychoanalytical Terms: A Guide to Usage. / By Horace B. English and AVA Champney English: David McKay Company, Ink. New York, 1958.
85. Adobe Photoshop 5.0 Help (Справочная система программы Adobe Photoshop 5.5). Раздел Color Modes and Models, параграф HSB model.
86. Armel К. C., Ramachandran V. S. Acquired Synesthesia in Retinitis Pigmentosa. / Neurocase, vol. 5,1999.
87. Baron-Cohen S. Is There a Normal Phase of Synaesthesia in Development? Psyche, 2(10), июнь, 1996.
88. Calvert. G., Campbell R., Brammer M. Evidence from Functional Magnetic Resonance Imaging of Crossmodal Binding in the Human Heteromodal Cortex. / Current Biology, 10,2000.
89. Campen C. Artistic and Psychological Experiments with Synesthesia. / расширенная версия статьи, опубликованной в Leonardo, vol. 32, nr.l, 1999.
90. Campen С., Froger С. Personal Profiles of Color Synesthesia. Developing a Testing Method for Artists and Scientists. / Leonardo, vol. 36, № 4,2003.
91. Curtiss M. Synethesia and the Human Brain: Questions Answered and Questions Raised. / Serendip: Biology 202, Second Web Paper, 2004.
92. Cytowic R. E. Synesthesia: A Union of the Senses. New York: Springer Verlag, 1989.
93. Cytowic R. E. Synesthesia: Phenomenology and Neuropsychology. A Review of Current Knowledge. / Psyche, 2(10), июль, 1995.
94. Cytowic R. E. The Clinical Paradox: Believing Those You Must Not Trust. / Journal of Consciousness Studies, 10 (9-10), 2003.
95. Cytowic R. E. The Man Who Tasted Shapes: A Bizarre Medical Mystery Offers Revolutionary Insights into Reasoning, Emotion, and Consciousness. New York: Putnam, 1993.
96. Cytowic R. E. Touching Tastes, Seeing Smells and Shaking Up Brain Science. / Cerebrum, vol. 4.3, лето, 2002.
97. Cytowic R. E. & Wood F. B. Synesthesia I: A Review of Major Theories and Their Brain Basis. / Brain Cognition, январь 1 (1), 1982.
98. Day S. A Brief History of Synaesthesia and Music.: http://www.thereminvox.com/article/articleprint/33/-1 /5/
99. Day S. One's Own Brain as Trickster. / American Journal of Semiotics, 14.1-4, 1998.
100. Day S. Synaesthesia and Synaesthetic Metaphors. / Psyche, 2 (32), июль, 1996.
101. Day S. Trends in Colored Letter Synesthesia. май, 1996.: http://www.web.mit.edu/svnesthesia/www/trends.html
102. Day S. Types of Synesthesia.: http://www.users.muohio.edu/daysa/svnesthesia.html
103. Dixon M., Smilek D., Merikle Ph. Not All Synaesthetes are Created Equal: Projector versus Associator Synaesthetes. / Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 4 (3), 2004.
104. Encyclopedia of Neuroscience 3-е издание. / Под редакцией Адельмана и Смита, 2004. Энциклопедия: http://wwwl.elsevier.com/homepage/sah/ens/ Статья:http://www.cvtowic.net/svnesthesia/synesth encyclo /svnesth encyclo .htm
105. Foner L. Artificial Synesthesia via Sonification: A Wearable Augmented Sensory System. / Mobile Networks and Applications, 4, 1999.
106. Hon A. Synaesthesia Union of the Senses.: http://www.kuro5kin.Org/storv/2003/2/21/144256/437
107. Hubbard E. M., Piazza M., Pinel Ph., Dehaene S. Interactions Between Number and Space in Parietal Cortex. / Nature Publishing Group, vol. 6, июнь, 2005.
108. Hunter I. M. L. Memory.: Penguin Books, 1968.
109. Korb K.B. Synesthesia and Method. / Psyche, 2(10), 2(24), Январь, 1996.: http://psyche.cs.monash.edu.au/v2/psvche-2-24-korb.html
110. Laeng В., Svartdal F., Oelman H. Does Color Synesthesia Pose a Paradox for Early-Selection Theories of Attention? / American Psychological Society, vol. 15, No. 4,2004.
111. Lyons A. D. Synaesthesia A Cognitive Model of Cross Modal Association. -Sydney NSW 2000 Australia.: http://www.users.bigpond.com/tstex/svnaesthesia.htm
112. Marks L. E. The Unity of the Senses. Interrelations among the Modalities.: Academic Press, New York, San Francisco, London, 1978.
113. Martino G., Marks L. E. Synesthesia: Strong and Weak. / Current Directions in Psychological Science, vol. 10, N. 2, апрель, 2001.
114. Moriah, McShany, McGrath. Tangled Wires: Conceptualizing Neurological and Cultural Explanations of Synesthesia. / Serendip: Biology 202, Third Web Reports, 1998.
115. Osgood Ch. E. Method and Theory in Experimental Psychology. New York: Oxford University Press, 1962.
116. Palmery T. J., Blake R., Marois R., Flanery M. A., Whetsell W. The Perceptual Reality of Synesthetic Colors. / PNAS, vol. 99, no. 6, 19 марта, 2002.
117. Pribram K. Commentary on 'Synaesthesia' by Ramachandran and Hubbard. / Journal of Consciousness Studies, 10, No. 3,2003.
118. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Hearing Colors, Tasting Shapes. / Scientific American, май, 2003.
119. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Psychophysical Investigations into the Neural Basis of Synaesthesia.: The Royal Society, 2001.
120. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Synaesthesia A Window Into Perception, Thought and Language. / Journal of Consciousness Studies, - 8, No. 12,2001.
121. Scheirer E. D. Music-Listening Systems. / Диссертация на соискание степени доктора наук. Защита в Massachusetts Institute of Technology, июнь, 2000.
122. Smilek D., Dixon M., Cudahy C., Merikle Ph. Synaesthesia Photisms Influence Visual Preception. / Journal of Cognitive Neuroscience, 13:7,2001.
123. SPSS Professional Statistics 7.5. Chapter 7. Multidimentional Scaling. Chapter 14. Multidimentional Scaling Examples. / Marija J. Norusis: SPSS Inc., США, 1997.
124. Stevenson R. J., Boakes R. A., Prescott J. Changes in Odor Sweetness Resulting from Implicit Learning of a Simultaneous Odor-Sweetness Association: An Example of Learned Synesthesia. / Learning and Motivation, 29, 1998.
125. Than K. Rare but Real: People Who Feel, Taste and Hear Color. / LiveScience, 22 февраля, 2002.
126. The Guardian. Colourful Spin-offs of Cross-wiring. / Guardian Unlimited| Life, 21 октября, 2004.
127. The Oxford Companion to the Mind. / Edited by R. L. Gregory: Oxford University Press, New York, 1991.
128. Thesen Т., Vibell J. F., Calvert G. A., Osterbauer R. A. Neuroimaging of Multisensory Processing in Vision, Audition, Touch and Olfaction. / Cognitive Process, 5, 2004.
129. Ward J. Emotionally Mediated Synaesthtesia. / Cognitive Neuropsychology, 21 (7), 2004.
130. Wierzbicki J. Synaesthesia. / St. Louis Post-Dispatch, ноябрь, 1990.: http://www.pages.sbcglobal.net/jameswierzbicki/svnaesthesia.htm.