автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Проблема личности и её развития в отечественной психологии
- Автор научной работы
- Наумова, Диана Викторовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Наумова, Диана Викторовна, 2001 год
Введение. Общая характеристика исследования.
Глава 1. Основные тенденции развития российской психологической мысли в 60-90 - е годы XIX века
1.1. Социальная ситуация в России во второй половине
XIX века.
1.2. Развитие искусства и исследование его значения в духовной жизни человека и общества.
1.3. Основные направления в психологической науке в 60-90-е годы XIX века.
Глава 2. Психология личности и специфика изучения этой проблемы в российской науке на рубеже Х1Х-ХХ веков
2.1. Социальная ситуация в России в 90-е г.г. XIX века
20-е г.г. XX века.:
2.2. Особенности подходок прсйЗЙёМе личности в российском искусстве и искусствознании на рубеже веков.
2.3. Проблема личности в русской научной мысли в 90-е г.г. XIX века - 20-е г.г. XX века.
Глава 3. Развитие психологии личности в отечественной науке в 20-30-х г.г. XX века
3.1. Специфика социальной ситуации развития науки в
России в 20-30-е г.г. XX века.
3.2. Психология личности, разрабатываемая в рамках проблемы "человек и культура".
3. 3. Становление психологии личности в рамках парадигмы развития.
Введение диссертации по психологии, на тему "Проблема личности и её развития в отечественной психологии"
Диссертация посвящена изучению подходов к проблеме личности в теориях отечественных психологов конца XIX - первой трети XX века, сравнительному анализу концепций структуры личности и кризисов ее развития. Важное значение в исследовании имеет и выявление факторов, повлиявших на динамику и содержание основных идей, их взаимосвязь с общей логикой развития психологической науки и социальной ситуацией, сложившейся в российском обществе в этот период.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что социальная ситуация, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, характеризуется обострённым интересом к проблеме личности, которая становится центральной, важнейшей проблемой исследования в психологической науке. В то же время особенности социальной ситуации развития науки и ценностных ориентаций, устремлений общественного мнения во многом аналогичны той научной и общественной ситуации, которая складывалась в начале XX века. А потому концепции личности, её развития и кризисов, которые были разработаны в то время,' представляют значительную ценность для современной психологии.
Сейчас наша страна переживает эпоху реформ и кардинальных преобразований всех общественных институтов, преобразований, которые непосредственно затронули все слои общества. Эта ситуация объясняет причину широкого общественного внимания и интереса к объективной истории, к тем трансформациям, которые происходили в социальной и духовной жизни России в прошлом. Происходит переоценка ценностей и в обществе, и в науке, когда приоритетными становятся задачи изучения активности людей, формирования у них осознанной и свободно выбранной позиции. Поэтому изучение проблем психологии личности, поднятые в науке на рубеже Х1Х-ХХ веков, являются важной частью современной психологии, что также доказывает актуальность данной работы.
Личность и общество, значимость личности и её роль в общественной жизни - эти вопросы волновали и отечественных и зарубежных психологов, социологов, философов начала XX века, в рамках такой формулировки проблемы они видели перспективы не только развития психологии личности, но и общества в целом. Созданные в тот период теории до сих пор вызывают споры, что свидетельствует об их непреходящей ценности, о том, что открытия того времени являются благодатным полем для исследования природы человека и в XXI веке. На основе имеющегося в истории психологической науки знания возможно решение многих методологических проблем, встающих перед психологией в наши дни, этот опыт даёт и более точное представление о современном научном знании, которое, в ретроспективе, становится более объёмным и адекватным.
Цель исследования состоит в сравнительном анализе различных подходов к проблеме личности и кризисов её развития, которые разрабатывались учёными разных психологических школ и направлений, существовавших во второй половине XIX- начале XX веков в отечественной психологии, и в изучении важнейших факторов, определяющих как общие черты, так и отличия разнообразных психологических концепций.
Объект исследования - философско-психологические теории учёных второй половины XIX в. и первых десятилетий XX в.
Предмет исследования - динамика развития концепций личности в отечественной психологии, их основная проблематика и ведущие тенденции в процессе их формирования.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие Задачи:
1. Провести анализ наиболее значимых и характерных для исследуемого периода психологических концепций, изучающих проблему личности и ее активности;
2. Исследовать основные тенденции развития идеи о личностных (экзистенциальных и возрастных) кризисах;
3. На основе сравнительного анализа подходов к проблеме личности в различные периоды выделить факторы, определяющие трансформацию их методологических принципов и проблематики, определив области влияния социальной ситуации развития науки и логики становления научного знания.
Методологическую основу исследования составили принципы науковедческого подхода, разработанные М.Г. Ярошевским. Они заключаются в выделении трёх основных параметров, определяющих развитие психологических теорий - логики развития научного знания, социальной перцепции и личных особенностей учёного. Предлагаемый М.Г. Ярошевским подход предполагает учёт социально-исторических условий, определяющих появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и других детерминант, определяющих появление идей и научных теорий.
В работе также используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учётом общей логики развития науки в определённый исторический период; историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов учёного в истории его жизни; метод систематизации психологических высказываний.
Гипотеза исследования - развитие и изменение подходов к проблеме личности и личностных кризисов обусловлено в первую очередь социальной ситуацией развития психологической науки в России, особенностями социальной перцепции, мировоззрением и ментальностью отечественных ученых.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые дается целостная картина развития взглядов на проблему личности в российской психологии, в том числе и в теориях, ориентированных на философию и культурологию, занимавших существенное место в науке на рубеже Х1Х-ХХ веков и начала XX века, но не ставших до настоящего времени предметом специального психологического исследования.
Сравнительный анализ подходов к проблеме личности, ее духовного развития и ее кризисов, изучение влияния логики становления научного знания, методологии и социальной перцепции на формирование представленных в работе концепций, дает возможность понять особенности отечественной психологической науки на рубеже Х1Х-ХХ веков и своеобразие ее отношения к проблеме личности.
Новизна исследования определяется и подходом к анализу представленного в нем материала, так как изучение психологических концепции личности сопряжено с исследованием социальной ситуации, идеологических установок и художественных достижений российского общества второй половины XIX века - первой трети XX века. Таким образом, изучаемые психологические теории вплетены в историко-культурный контекст, что дает возможность более полно и адекватно оценить научные взгляды, но и рассмотреть их влияние на развитие психологической и общенаучной методологии в этот период.
Теоретическое значение работы состоит в том, что анализ факторов, определивших динамику взглядов учёных, расширяет представление об общих тенденциях и проблематике психологической науки в России.
Теоретическое значение работы и в том, что в ней воссоздается адекватная картина состояния психологии второй половины XIX- начала XX веков, раскрывается полифоничность, многогранность мнений, подходов, концепций, которая отличала психологию того периода.
Особое значение имеет тот факт, что многие характерные для того времени проблемы, ошибки и достижения, созвучны современным. Сложность и неоднозначность вопросов, встающих при изучении проблемы личности, требует внимательного отношения к опыту, накопленному в разных психологических теориях, введения значимых идей и открытий в контекст современной науки. Большое количество работ, обращавшихся и обращающихся в настоящее время к проблеме личности, трудностей и кризисов, возникающих в процессе ее становления, свидетельствует о том, что современная наука все еще далека от решения этих вопросов, а потому любые новые данные представляются важными и значимыми.
Практическое значение работы заключается в том, что материалы диссертации могут найти применение в учебных курсах и программах таких дисциплин как история психологии, психология личности, а также в содержании спецкурса по истории отечественной психологии. Результаты исследования могут быть использованы и при разработке методологических проблем психологии личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Влияние социальной перцепции, социальной ситуации и логики развития отразилось и в общих тенденциях формирования отечественной психологии, и в тех проблемах, на которых фокусировалось внимание ученых. Анализ отдельных научных концепций в сопоставлении с динамикой развития социальной ситуации, помогает увидеть некоторые закономерности этой взаимосвязи, проявляющиеся в сходной проблематике научных исследований в конкретные периоды времени, и изменении художественной формы и содержания произведений искусства.
2. Динамика изменения методологических принципов российской психологии отражается в переходе от позитивизма (середина XIX века), к духовной философии на рубеже Х1Х-ХХ веков, а позднее, в 20-х годах XX века к марксистской философии. При этом общие, определяемые логикой научного знания тенденции связаны с доминированием естественнонаучной ориентации психологической науки, с привлечением позитивизма, а позднее прагматизма и диалектического материализма, развитием экспериментальных методов исследования психики, ее материальных субстратов. В то же время поворот к духовной философии, к анализу трансцендентных составляющих психики, связанных с личной, волевой активностью человека и его способностью к разумному и нравственному поведению, определялся в большей степени социальной ситуацией развития науки в России, особенностями ментальности отечественных ученых.
3. Влияние социальной перцепции особенно ясно прослеживается при изучении той проблематики, которая становилась ведущей для большинства ученых в определённый период времени, в том числе и в проблеме кризисов личности. Сложности реформирования российской действительности рефлексировались учеными как внешние препятствия для личностного роста. С этой позиции рассматривалась и проблема личностного кризиса, которая выступала, главным образом, как проблема противостояния личности и общества, но не как внутренний, духовный кризис человека. Существование двух подходов в понимании личности, имеющих противоположные и несопоставимые в то время методологии - естественные науки и духовную философию, отразилось на понимании личностного кризиса на рубеже Х1Х-ХХ веков. В этот период он рассматривается как антагонизм двух сфер личности - духовной и телесной, что приводит и к патологии личности, душевным болезням, которые являются следствием этого кризиса личности. Изменение социальной ситуации в 20-30-е годы XX века привело к тому, что в парадигме развития рассматривается и проблема кризиса личности, который трансформируется в кризис развития, связанный с общими закономерностями становления психики и потому естественный и преходящий. Отражением прежних воззрений стало понимание фрустрирующих воздействий среды, которые могут приводить к отклонениям, трудностям в развитии ребенка, к его болезни.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях лаборатории становления личности в историческом развитии ИРЛ РАО и лаборатории исторического развития личности Психологического института РАО. Результаты работы были представлены на конференциях молодых учёных, проводимых ИРЛ РАО в 1998 и 1999 г., на 1-ой московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы" (Москва, 1999), а также на конференции "Философия психологии: возвращение к истокам" (ПИ РАО, апрель 2000 г.). Материалы диссертационного исследования использовались при чтении лекций по истории психологии студентам факультета дошкольной психологии и педагогики МПГУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Заключение
Анализ общих тенденций развития подходов к проблеме личности в отечественной психологии на протяжении нескольких десятилетий (со второй половине XIX века до первых десятилетий XX века) показывает, как влияют на изменение научных взглядов ученых логика становления психологической науки и социальная ситуация ее развития. При этом наибольший интерес представляет изучение не только прямого воздействия идеологии и политической обстановки в обществе, но и социальной перцепции, то есть того, как ученые воспринимали эту ситуацию, какие ценностные ориентации и научные концепции формировались под их воздействием.
Естественно, что различия в образовании, личностных качествах, идеологии, приводили к тому, что одна и та же социальная ситуации и рефлексировалась учеными по-разному, и приводила к различным научным концепциям. Так, физиолог Сеченов приходит к идее о рефлекторной природе психики, в то время как правовед и историк Кавелин отстаивает приоритет ментальности, нравственных ценностей в ее содержании.
Однако тот факт, что в определённые периоды времени (середина XIX века, рубеж Х1Х-ХХ веков и т.д.) появляются близкие научные концепции, посвящённые одним и тем же проблемам, показывает, что фактор социальной перцепции может быть объективно исследован как при анализе современных, так и отстоящих во времени психологических концепций.
Важным моментом является и то, что рефлексия социальной ситуации осуществлялась не только на рациональном уровне -наукой, но и на эмоциональном - искусством. Развитие искусства серьезно повлияло на становление российской психологии, в которой на первый план выходят нравственные проблемы развития личности, особенно значимые и для отечественных писателей, художников, музыкантов. Важность искусства и искусствоведения связана и с тем, что именно они первыми восприняли изменения социальной ситуации, откликаясь на новые веяния, которые позднее стали осознаваться и изучаться наукой.
Влияние всех факторов (социальной перцепции, социальной ситуации и логики развития) отразилось и в общих тенденциях формирования отечественной психологии, и в тех проблемах, на которых фокусировалось внимание ученых. Анализ отдельных научных концепций в сопоставлении с динамикой развития социальной ситуации, помогает увидеть некоторые закономерности этой взаимосвязи.
Динамика изменения методологических принципов российской психологии отражается в переходе от позитивизма, который доминировал в середине XIX века не только в России, но и в мировой науке, к идеалистической философии (как классической немецкой, так и отечественной гуманистической философии, которая начала формироваться именно на рубеже Х1Х-ХХ веков), а позднее, в 20-х годах XX века к марксистской философии. Сравнительный анализ методологических принципов отечественной и зарубежной психологии позволяет увидеть общие, определяемые логикой научного знания, тенденции именно в доминировании естественнонаучной ориентации психологической науки, в привлечении позитивизма, а позднее прагматизма и диалектического материализма в качестве философской основы этой методологии, развитии экспериментальных методов исследования психики, ее материальных субстратов. В то же время поворот к духовной философии, к анализу трансцендентных составляющих психики, связанных с личной, волевой активностью человека и его способностью к разумному и нравственному поведению, определялся в большей степени социальной ситуацией развития науки в России, особенностями ментальности отечественных ученых. Разница в социальной ситуации России и США первой в качестве ведущей философской основы психологии, хотя обе эти концепции отвечали логике становления науки.
Изменения в методологии привели и к появлению новых детерминант, определяющих становление психики. Позитивизм давал возможность связать психическое развитие с биологическим, поэтому неудивительно, что эта методология привела и в Англии, и в России к появлению естественнонаучной психологии, к концепциям, связывающим психику человека и животных и ориентированным на изучение их познания и поведения, то есть теориям Спенсера и Сеченова. В то же время социальная перцепция проявилась в том, что для Спенсера приоритет рационального, логического параметра в психике, введенного Д-С Миллем, не подвергался сомнению, в то время как Сеченов, концентрируясь на изучении «элементов мысли», уделял внимание и проблеме свободы воли, становления нравственного поведения человека.
Обращение психологии к духовной философии привело к отказу от биологической детерминированности психики, к отрицанию зависимости свободного выбора личности от рефлекторных, зафиксированных нервной системой механизмов деятельности. Так появляются концепции, в которых в качестве ведущего фактора, определяющего волевое поведение субъекта, постулируется разум, позволяющий преодолеть биологические влечения и строить деятельность на основе нравственных категорий. Специфика российской психологии проявляется и в том, что разумное, нравственное поведение понимается не только как рациональное, логическое, но и трансцендентальное, так как осознание разумных, нравственных законов возможно не только на основе логики, но и интуитивизма, и мистики.
Хотя исследования психики в парадигме духовной философии и не были доведены до своего логического завершения, изменение социальной ситуации в 20-е годы привело к поиску новых детерминант, определяющих деятельность человека. При этом на первый план выходят исследования процесса развития психики, а не духовного восхождения личности. Важность выделения генетических этапов приводит к появлению концепций возрастной периодизации психики, анализу влияния наследственности и социального окружения, обучения на структуру и содержание психики.
Влияние социальной перцепции особенно ясно прослеживается при изучении той проблематики, которая становилась ведущей для большинства ученых в определенный период времени. В пореформенной России необходимость выбора определенного пути развития, значимость личной активности и персональной ответственности при проведении новых законов и новых отношений в жизнь, поставила в центр внимания ученых вопросы об особенностях русского характера (ментальности) и содержании самосознания как основы личности. При этом вопрос свободы воли, осознанного выбора определенной позиции связывался в первую очередь с вопросом о том, что определяет деятельность человека - внешняя ситуация или собственные убеждения и нравственные ориентиры. При этом сложности реформирования российской действительности рефлексировались учеными как внешние препятствия для личностного роста. С этой позиции рассматривалась и проблема личностного кризиса, которая выступала, главным образом, как проблема противостояния личности и общества, но не как внутренний, духовный кризис человека. Ориентация на свои убеждения, ценности, нравственные постулаты давала, с точки зрения ученых того времени (Кавелина, Козлова, Владиславлева и других) возможность человеку противостоять внешнему давлению, в то время как рефлекторная концепция подчеркивала обусловленность законов личного поведения внешним воздействием.
Изучение динамики нравственного самосовершенствования человека стало ведущей проблемой ученых на рубеже Х1Х-ХХ веков. Такой поворот в развитии отечественной психологии личности обусловлен в первую очередь социальной ситуацией, тем мировоззренческим кризисом, который последовал за неудачей реформ. Осознание учеными этих перемен отразилось не только в новых теориях личности, разрабатываемых Соловьевым, Франком, Лосским и другими учеными, но и в художественных произведениях, работах искусствоведов.
В то же время логика развития психологической науки диктовала необходимость поиска не только духовных, но и биологических закономерностей психики человека, которые могут быть объективно изучены. Таким образом, наряду с вопросами нравственного развития и свободы воли ведущими для психологии становится проблема индивидуальности, обусловленной не только социальными, но и наследственными факторами. Существование двух подходов в понимании личности, имеющих противоположные и несопоставимые в то время методологии - естественные науки и духовную философию, отразилось и на понимании личностного кризиса. В этот период он рассматривается уже не как конфликт между личностью и обществом, но как антагонизм двух сфер личности -духовной и телесной, связанных, как считали Лопатин, Грот и другие ученые, с противоположными стремлениями. Противоречие этих стремлений приводит, по мнению ученых, и к патологии личности, душевным болезням, которые являются следствием этого кризиса личности.
Исследование процесса духовного развития и самосовершенствования личности привело к появлению в первые десятилетия XX века новой концепции, включающей личность в культуру, которая и становится ведущей детерминантой процесса ее становления. Такой подход давал возможность не только объективного исследования структуры личности и содержания ее самосознания, но и формирование самосознания человека, принадлежащего к определённой культуре посредством инте-риоризации эмоциональных эталонов, зафиксированных в произведениях искусства. Продуктивность этого подхода, несмотря на то, что данные исследования не были доведены до логического конца, не могла не сказаться на других, доминирующих в 20-30-е годы психологических концепциях. Однако ведущими в этот период становится не проблемы личности и ментальности, но вопросы факторов, управляющих процессом развития психики. В этой логике развивается и экспериментальная психология как диагностика уровня психического развития, и психология индивидуальности как фактора, оказывающего влияние на обучение (способности) и трудности развития детей. В парадигме развития рассматривается и проблема кризиса личности, который трансформируется в кризис развития, связанный с общими закономерностями становления психики и потому естественный и преходящий. Отражением прежних воззрений стало понимание фрустрирующих воздействий среды, которое может приводить к отклонениям, трудностям в развитии ребенка, к его болезни. Однако логика развития вопроса о кризисах личности была нарушена, так как изучение кризиса экзистенции как заката, кризиса культуры, и анализ нарушений, кризисов идентичности, стало невозможно в новых условиях. В то же время логика развития психологии приводила именно к этой проблематике, что доказывается появлением подобных работ в европейской психологии. Однако отечественная психология переходит от исследования личности как интегративного целого к изучению отдельных сторон психического развития (трудности возраста, одарённость, индивидуальность и т.д.), к новой концепции кризиса, который постулируется как кризис возраста.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Наумова, Диана Викторовна, Москва
1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. -М.,1994.- 589с.
2. Айхенвальд Ю.И. Слово о словах. Пг., 1916. - 158с.
3. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.-158с.
4. Артёмов В.А. Введение в социальную психологию.-М., 1927.-87с.-С.12.
5. Артёмов В.А. Детская экспериментальная психология. Школьный возраст. М.- Л., 1929. - 256с.
6. Артёмов В.А. О репродуктивных процессах.-М., 1928.-37 с.
7. Артёмов В.А. Проблема одарённости и марксизм. // Сб. Психология и марксизм. М., 1925.
8. Артёмов В.А. Пути изучения детского творчества. М., 1924.
9. Аскольдов С. (Алексеев). Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918. - 54с.
10. Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. - 272с.
11. Басов М. Творческие думы А.Ф. Лазурского о социальной жизни человечества. // Вопросы изучения и воспитания личности. /Под ред. В.М. Бехтерева. №4 Пг, 1922. - С. 625 - 637.
12. Басов М. Проблемы функциональной психологии в постановке А.Ф. Лазурского. //Вопросы изучения и воспитания личности. №2 Пг., 1920. - С. 219-229.
13. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. М., 1994. - 478с.
14. Белый А. О смысле познания. Минск, 1991. - 63с.
15. Белый А. Символизм. // Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. - Т.1. - С. 259 - 265.
16. Бердяев Н. К психологии революции./ Н. Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998. - 400с.
17. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. /О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528с.
18. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. - 206с.
19. Бернштейн А.Н. Психические заболевания зимой 1905-1906 г. в Москве.//Современная психиатрия.- М., 1907,апрель.- С.50.
20. Бехтерев В.М. , Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 1. Л.-М., 1925.
21. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926. - 423с.
22. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. СПб., 1904. - 206с.
23. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. Л., 1925. - 80с.
24. Блонский П.П. Возрастная педология.-М. Л., 1930. - 21 1с.
25. Блонский П.П. Психология младшего школьника.-М., 1997.-574с.
26. Болтунов А.П. К вопросу об отношении между психологией и культурой.// Вопросы философии и психологии. 1915. Кн. 127.- С.197 241.
27. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1923. - 93с.
28. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребёнка. М.-Л., 1926. - 176с.
29. Болтунов А.П. Педология в школе. М. - Л., 1930. - 290с.
30. Болтунов А.П. Практикум по теории психологических испытаний. М. - Л., 1927. - 215с.
31. Болтунов А.П. Умственное развитие и воспитание школьника.- Л., 1940.
32. Болтунов А.П. Экспериментально- психологическое изучение ребёнка дошкольного возраста. Б.м. и г.
33. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. - 230с.
34. Булгаков С. Героизм и подвижничество. /Вехи. М., 1910.
35. Введенский А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. Соловьёва. // Вопросы философии и психологии. М., 1901, № 56. - С. 2-36.
36. Введенский А.И. Научная деятельность М.И. Владиславле-ва.//Журнал Министерства народного просвещения.-СПб.,1890,- Т. 6.
37. Викторов П.П. Учение о личности и настроениях. Т.2. М., 1904. - 188с.
38. Викторов П.П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып.1. М., 1887. - 181с.
39. Викторов П.П. Фауст и Мефистофель как основные типы в трагедии общественных отношений. М., 1901. - 59с.
40. Владиславлев М. Психология. Т. 1 СПб., 1881. - 610с.
41. Владиславлев М. Современные направления в науке о душе. -СПб., 1866. 262с.
42. Владиславлев М.И. Влияние естественных наук на психологию. // Эпоха. Т.2., 1866.
43. Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков , 1907. - 455с.
44. Вопросы теории и психологии творчества. Т.2.-СПб.,1910.-226с.
45. Вопросы теории и психологии творчества. Т.3.-СПб.,1911.- 237с.
46. Вопросы теории и психологии творчества. Т.4. Харьков, 1913. -559с.
47. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1935. 519с.
48. Габричевский А.Г. Введение в морфологию искусства. // Вопросы искусствознания. 1997. - №2. - С. 579 - 604; 1998. -№1 . - С. 536 - 550.
49. Габричевский А.Г. Природа художественного объекта и учение о художественной форме. //Декоративное искусство. -1996. №2-4. - С. 32 - 40.
50. Габричевский А.Г. Философия и теория искусства. М., ГАХН, 1925.
51. Габричевский А.Г. Эстетика молодого Гёте. Тезисы докл. 5марта1925. РГАЛИ, ф. 941, оп. 14, ед. хр. 10.
52. Габричевский А.Г.Мантенья.//Творчество.-1992.-№ 1 .-С. 1 -10.
53. Габричевский А.Г.Портрет как проблема изображения.//Искусство портрета.-М. :Работник просвещения,1928.-С.53-75.
54. Герцен А.И. Полное собрание соч.: В 30 т. М., 1956. -Т. 4.
55. Горнфельд А. Будущее искусства. //Вопросы теории и психологии творчества. Т.2, вып. 2. СПб, 1910. - С. 138 - 181.
56. Горнфельд А. Экспериментальное искусство. // Русское богатство. №7. СПб., 1904. - С. 1-18.
57. Горнфельд А.Г. Муки слова. СПб., 1906. - 47с.
58. Горнфельд А.Г. Пути творчества. СПб., 1922. - 233с.
59. Горовой Шалтан В.А. К вопросу о душевной заболеваемости населения при современных условиях //Психиатрия, неврология и экспериментальная психология.-Пб., 1922.,вып. 1.- С.21.
60. Градовский А. Значение идеала в общественной жизни.// Вестник Европы. Пг., 1877. - №1.
61. Градовский А.Д. Общество и государство. // Собрание сочинений. Т.З. СПб., 1889.
62. Грот Н.Я. О времени. / Вопросы философии и психологии. -1894. Кн.З.
63. Грот Н.Я. О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884. - 28 с.
64. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924. - 254с.
65. Грузенберг С.О. Итоги науки об искусстве. Л., 1928. - 47с.
66. Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. СПб., 1993. - 310с.
67. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра.-СПб., 1993. 255с.
68. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". -СПб., 1996. 190с.
69. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно исторический феномен. //Психологический журнал. - М., Т.9, №2, 1988. - С. 108.
70. Денисова М.П., Фигурин H.J1. Опыт рефлексологического изучения новорожденного ребёнка. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 1. JI.-M., 1925.
71. Деятельностно практическое учение Гурджиева. // Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - нач. XX в.в. - М., 1997. - 280с.
72. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1998.
73. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М.: Изд-во: "Российское педагогическое агентство", 1997. 442с.
74. Жуковский М. О влиянии общественных событий на развитие душевных заболеваний. СПб., 1907. - 40с. - С.9.
75. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии.-М., 1930. 264с.
76. Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени. -М., 1924. 196с.
77. Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1929. - 82с.
78. Залкинд А.Б. Педология и детская психология. М., 1930.
79. Залкинд А.Б. Половое воспитание. М.,1930. - 338с.
80. Звоницкая А.С. О новых течениях в учении о личности. // Вопросы изучения и воспитания личности. №1 Пг., 1919. - С. 108-120.
81. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. - 304с.
82. Зубов В.П. К истории слова "нигилизм". // Декоративное искусство. М., 1996. - № 2-4.
83. Из письма кн. Д.Н. Цертелеву, 1874. // Письма Вл. Соловьёва. / Под ред. Э.Л. Радлова. Т.1-2. СПб., 1909.
84. Исупов К.Г. Павел Флоренский: наследник и наследники. // Флоренский П.A.: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996.- 752с. -С. 7-29.
85. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуры. М., 1989. - 654с.
86. Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПб., 1872. - 239с.
87. Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания. СПб., 1886. - 147с.
88. Кавелин К.Д. Крестьянский вопрос. Исследования о значении у нас крестьянского дела, причинах его упадка и мерах к поднятию сельского хозяйства и быта поселян.-СПб., 1882.- 21 1с.
89. Кавелин К.Д. О задачах искусства. // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуры. М., 1989. - 654с. - С. 367-407.
90. Кандинский В.Х. Душевные эпидемии.// Природа. Кн. 2., 1876. С. 138 - 190.
91. Кантор A.M. А.Г. Габричевский. Философия, наука, искусство. // Габричевский Г.А. К 100-летию со дня рождения. Сб. материалов. /Авт.-состав.: О.С. Северцева, Я.В. Брук. М., 1992.- 237с.
92. Козлов A.A. Своё слово. Фил.-лит. сб.- Киев, 1898.-№ 2
93. Козлов A.A. Философские этюды. СПб., 1875. - 278с.
94. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX начала XX века. - М., 1997. - 280с.
95. Крамской об искусстве. /Сост., авт. вступит. Статьи Т.М. Ко-валенская. М., 1988. - 176с.
96. Кувакин В.А. Религиозная философия в России.-М.,1980.-309с.
97. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьёва. Чтение о богочело-вечестве. М., 1988. - 65с.
98. Кузьмичёв И. День ожидаемого огня. Вехи духовной биографии A.A. Ухтомского в его переписке с В.А. Платоновой. // Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997. -575с. - С. 449-552.
99. Лазурский А.Ф. Душевные способности, как основные биологические функции. // Вопросы философии и психологии. 1910, Кн.101. - С. 39-79.
100. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.- 271с. С. 259.
101. Лазурский А.Ф. Современное состояние индивидуальной психологии// Обзор психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1897.- №5,6.
102. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики.-СПб., 1913.-214с.
103. Ланге H.H. Принципы современной психологии. // Вопросы психологии, 1968. №1. - С. 110-117.
104. Ланге H.H. Психический мир. М., 1996. - 368с.
105. Лапшин H.H. О перевоплощаемости в художественном творчестве. //Лапшин И.И. Художественное творчество. Пг., 1922. - 331с. - С. 5 - 140.
106. Лефорт Р. Учителя Гурджиева. М., 1993. - 83с.
107. Ловцов С. Воспитание с естественнонаучной точки зрения. // Вестник Европы. СПб., 1874. Т.2, кн. 4. -С 773- 801.
108. Лопатин Л. Философское миросозерцание Вл. Соловьёва. //Вопросы философии и психологии. 1901. - №54.
109. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. - 559с.
110. Мантегацца П. Нервный век. Одесса, 1888. - С. 62.
111. Марцинковская Т.Д. Г.Г. Шпет как историк науки. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2000. - 351с.
112. Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет жизнь как проблема творчества. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. - М., 1996. - 492с.
113. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке (середина XIX начало XX века). Диссертация. - М., 1994.
114. Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. - 351с.
115. Марцинковская Т.Д. Развитие психологической мысли в России в 60-80 е г.г. XIX века. - Магнитогорск, 1994. - 20с.
116. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и её отражение в науках о человеке. М., 1994. - 151с.
117. Мечников И.И. Страницы воспоминаний. М., 1946. - 276с.
118. Миронов Б.Н. «Всякая душа празднику рада»: труд и отдых в русской деревне 2-ой половины XIX нач. XX века. //Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX- XX века. СПб., 1999. - 574с. - С. 200-211.
119. Моргун В.Ф., Ткачёва Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1985. - 81с.
120. Мясищев В.Н. Научно-характерологический метод исследования литературных типов. // Вестник психологии. Пг., 1915.
121. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем. // Вопросы изучения и воспитания личности. Вып. 3 4.- JL, 1932. - С. 5 - 13.
122. Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. //Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - 425с.
123. Мясищев В.Н. Типы современной рабочей молодёжи. //Рабочая молодёжь как она есть. Л., 1924.
124. Николл М. Психологические комментарии к учению Гурд-жиева и Успенского. М., 1997. - 207с.
125. Нотт К.С. Учение Гурджиева. М., 1995. - 319с.
126. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995. 360с.
127. Овсянико Куликовский Д.Н. Язык и искусство. - СПб., 1895. - 71с.
128. Овсянико Куликовский Д.Н. К психологии понимания. // Собрание сочинений. Т.6. - СПб., 1914. - С. 1-15.
129. Овсянико-Куликовский Д.Н. 90-е годы. Русское ницшеанство. // Овсянико-Куликовский. Собрание сочинений. Т.9, ч. 3. История русской интеллигенции. С. 159 - 174.
130. Овсянико-Куликовский Д.Н. Воспоминания.-Пг.,1923.- 190с.
131. Овсянико-Куликовский Д.Н. Идея бесконечного в положи тельной науке и в реальном искусстве. // Собрание сочинений Т.6. СПБ., 1914. - С. 136 - 162.
132. Овсянико-Куликовский Д.Н. Наблюдение и эксперименталь' ный методы в искусстве. // Собрание сочинений. Т.6. СПб. 1914. - С. 71 - 135.
133. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интелли генции.//Вехи. М., 1910.
134. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: пара дигмы, проекции, практики. М., 1995. - 224с.
135. Осипов В.П. О политических или революционных психозах. -Казань, 1910. 58с.
136. Осипов В.П. Причины душевных болезней. Пг., 1923.- 56с.
137. Осипова В.Н. Скорость образования сочетательных рефлексов у детей школьного возраста. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 2.-Jl.-M.,1926.-C.218 234.
138. Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении: Д.Н. Овсянико-Куликовский.-М.,1981.- 160с.
139. Петровский В.А. Личность в психологии. Р. н/Д, 1996. -512с.
140. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности. Самара, 1997. - 101 с.
141. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.- 184с.
142. Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989. - 622с.
143. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Харьков, 1894. - 162с.
144. Потебня A.A. Мысль и язык. М., 1999. - 300с.
145. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. - 614с.
146. Правилова Е.А. Административная юстиция в России: проекты реформ Сената 1862 1867 г.г. // Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX - XX века. - СПб, 1999. - 574с. - С. 211 - 218.
147. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы тео рии и истории. М.: Изд-во "ИПРАН", 1997. - 576с.
148. Радлов Э. Гносеология Вл. Соловьёва. //Логос. Кн. 1-2. М. 1912- 1913. - 324с.
149. Радлов Э. Мистицизм Вл. Соловьёва. // Вестник Европы. -Ноябрь, 1905.
150. Розенбах П.Я. Современная война и истерия.-Пг.,1915.- 15с.
151. Розенбах П.Я. Современный мистицизм. Критический очерк СПб., 1891. - 53с.
152. Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения // Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм.- М., 1909.
153. Рубинштейн М.М. Проблема "Я" как исходный пункт фило софии. Иркутск, 1923. - 37с.
154. Русская философия (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Рад лов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991. - 592с.
155. Рыбников H.A. К вопросу о возрастной психологии. // Жур нал психологии, педологии, психотехники. Т.1, вып. 1. М. -Л., 1928. - С. 29 - 35.
156. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. // Из бранные философские и психологические произведения. М. 1947. - 647с.
157. Сеченов И.М. Замечания на книгу Кавелина. / Вестник Евро пы. Т.4. 1872.
158. Сеченов И.М. Психологические этюды. СПб., 1883. - 227с.
159. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995. - 318с.
160. Сеченов И.М. Учение о не-свободе воли с практической сто роны. // И.М. Сеченов. Избранные философские и психологиче ские произведения. М., 1947. - 647с. - С 309- 327.
161. Сеченов И.М. Физиология нервной системы.-СПб.,1866. 503с.
162. Сеченов М.И. Рефлексы головного мозга. // И.М. Сеченов Избранные философские и психологические произведения. М. 1947. - 647с. - С. 69 - 179.
163. Символизм. /Русская философия. Словарь. М., 1999. - 656с. - С. 441.
164. Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития./Под ред. Кольцовой В.А.-М., 1995.
165. Соколов П.П. Философские взгляды и научная деятельность Н.Я. Грота.//Н.Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей.-СПб., 1911 .-41 Ос.
166. Соловьёв Вл. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания. (Ответ К.Д. Кавелину).// Вл. Соловьёв. Избранные произведения.-Р. н/Д, 1998.-544с.-С.54-67.
167. Соловьёв Вл. Собрание сочинений в 20 т. Т.2. Чтения о бо-гочеловечестве. Чтение второе. СПб., 1993. - 430 с.
168. Соловьёв Вл. Философские начала цельного знания. //Вл. Соловьёв. Собрание сочинений в 10 т. Т.1. СПб., 1912.
169. Сорокин П. Дальняя дорога. Автобиография.-М., 1992.- 303с.
170. Стасов В.В. Собрание сочинений. 1847 1886. - Т.1 - СПб., 1894.- 846с.
171. Стрекопытов С.П. Из истории Государственной академии художественных наук.//Декоративное искусство.-М.,1996.- №2-4.
172. Таганцев Н.С. Курс русского уголовного права. Вып.1.-СПб.,1874.
173. Токарский А. А. Психические эпидемии. //Вопросы философии и психологии. Кн. 20. СПб., 1893.
174. Троицкий H.A. Россия в XIX веке. М., 1999. - 431с.
175. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1918. - 232с.
176. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. // Собрание сочинений Кн. С.Н. Трубецкого. Т.2 Философские статьи. -М., 1908. 623с. - С. 1-111.
177. Трудные дети в массовой школе. / Под ред. В.Н. Мясищева. -Л., 1933. 120с.
178. Управителев А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П. Флоренского.-Барнаул, 1997.-167с.
179. Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб., 1996. - 520с.
180. Успенский П.Д. Четвёртый путь. СПб., 1995. - 522с.
181. Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997. -576с.
182. Фигурин H.JL, Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребёнка до 1 года. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып.2.- JI.-M., 1926. С.282 - 308.
183. Флоренский П. Пределы гносеологии. // Богословский вестник МДА. Сергиев Посад, 1913. - Т.1. - С. 174.
184. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Письмо четвёртое: Свет Истины. // П. Флоренский. Оправдание Космоса. -СПб., 1994. 224с.
185. Флоренский П.А. и культура его времени. //Xоружий С. Рисунок судьбы: Мифологема Эдема в жизни и творчестве Флоренского. Марбург, 1995. - С. 53-66.
186. Флоренский П.А.: pro et contra. СПб., 1996. - 752с.
187. Франк С .Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию.//Франк C.J1. Реальность и человек.-М.,1997.- 479с.
188. Франк C.JI. Этика нигилизма. /Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.
189. Франк C.JL, Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношениях к среде. // Лазурский А.Ф. Классификация личности. М.-Пг., 1923. - 368с. - С. 331 - 368.
190. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии H.A. Бердяева и П.А. Флоренского. М., 1996. - 53с.
191. Хмелевский И. К. Цивилизация и неврозы.-Одесса,1899.-15с.
192. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1912. - 312 с.
193. Челпанов Г.И. Современная индивидуальная психология и её практическое значение. М., 1912.
194. Чиж В.Ф. Значение политической жизни в этнологии душевных болезней. // Обозрение психиатрии. СПб., 1906.
195. Чиж В.Ф. Учебник психиатрии. СПб. - Киев, 1911. - 345с.
196. Чиж В.Ф. Элементы личности. СПб., 1889. - 137с.
197. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996. - 492с.
198. Шпет Г.Г. Дифференциация постановки театрального произведения. //Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. - 351с.
199. Шпет Г.Г. Один путь психологии и куда он ведёт. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996. - 492с.
200. Шпет Г.Г. Театр как искусство. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. -М.,2000. 351с.
201. Щапов А. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб., 1870. - 332с.
202. Щелованов Н.М. Методы генетической рефлексологии.//Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы.Вып 1 .-Л.-М., 1925.
203. Экземплярский В.М. Проблема одарённости.-М., 1923.- 136с.
204. Экземплярский В.М. Проблема школ для одарённых.-М.- Л., 1927. 98с. - С.19.
205. Экземплярский В.М. Психология типов представления и вопросы педагогики. М., 1916. - 18с.
206. Экземплярский В.М. Воспитание воли.-М.,1929.-176с.- С.40.
207. Ярошевский М.Г. Творческий путь H.H. Ланге как психолога. / H.H. Ланге. Психический мир. М., 1996. - 368с.
208. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб., 1995. - 351с.
209. Ярошевский М.Г. Сеченов И. М. и мировая психологическая мысль. М., 1981. - 392с.
210. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. 100 выдающихся психологов. М., 1995. - 320с.