Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова

Автореферат по психологии на тему «Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Буняева, Мария Владимировна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Ростов-на-Дону
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова"

На правах рукописи

БУНЯЕВА Мария Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТОЛЯРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ А.П. ЧЕХОВА

Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

о

) .J

Ростов-на-Дону

2013

005061222

Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Шкуратов Владимир Александрович

Официальные оппоненты: Пищик Влада Игоревна,

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и управления персоналом Института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону);

Казанцева Елена Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова

Ведущая организация - Поволжская государственная социально-

гуманитарная академия (г. Самара)

Защита состоится 28 июня 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.04, созданного на базе ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан 27 мая 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Своеобразие истории российского психологического знания второй половины 19 в. заключается, с одной стороны, в развитии экспериментальной психологии, имевшей чёткую естественнонаучную базу исследований, а, с другой стороны, - в значительном усилении общественного интереса к научной психологии (А.Н. Ждан). По словам Б.А. Успенского, в России это нашло своё отражение в специфическом феномене русской культуры. Основанное в 1885 г., Московское психологическое общество объединяло не только психологов, но и психоневрологов, психиатров, математиков, литераторов. А.П. Чехов не был членом Психологического общества, однако его естественнонаучное образование и продолжавшийся всю жизнь интерес к науке, а также близкий круг общения, включавший в себя выразителей психологического знания, например, основателя отечественной сравнительной психологии В.А. Вагнера; русского невропатолога, психолога и одного из организаторов МПО Г.И. Россолимо, позволяют предположить наличие в чеховском эпистолярном и творческом наследии особенностей, имеющих отношение к научной психологии второй половины 19 в. В наследии А.П. Чехова содержится обширный материал, который может служить существенным вкладом в психологическую науку. Поскольку общая картина психологического знания прошлого постоянно детализируется с помощью исторической реконструкции его фрагментов, восполнение одного из пробелов в историко-психологическом изучении наследия А.П. Чехова представляется актуальным.

Актуальность исследования литературных произведений с психологической точки зрения имеет особую ценность. В своё время Г. Олпорт обращал внимание на целостность, непротиворечивость мотивационных тенденций, внутреннюю логику развития личности, изображённой писателем, в отличие от изображения таковой, данного профессиональным психологом (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков). Таким образом, литература и психология являются комплементарными областями для комплексного изучения личности человека. Од-

нако, как отмечает В.А. Шкуратов, в настоящее время в отечественной психологии подобного рода исследований крайне мало.

В этой связи, особый интерес представляет изучение эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова, в котором, по мнению ряда чеховедов, как раз и проявляется отношение писателя к научной психологии (И. Гитович, Н.В. Капустин).

Степень разработанности проблемы. Обзор литературы в рамках исследования психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова предполагал, с одной стороны, изучение текстов по истории психологической науки и, с другой, составление библиографии, посвященной писателю и рассматривающей его личность и творчество в связи с научной психологией второй половины 19 в.

Обзор трудов, посвященных А.П. Чехову, а также обсуждающих их критических статей, показал, что подобные психологические работы в России находятся только на начальной стадии своего становления. Если зарубежные исследователи давно изучали личность А.П. Чехова и его творчество с психоаналитической и медико-психологической точки зрения (М. Finke, В. Lewis, S. Orgel, L.A. Polakievvicz, M. Rustin & M. Rustin, L. Shengold, M.A. Sperber, E. Steffen), то в российской психологии таких исследований практически нет.

Объектом исследования выступает материал, состоящий из писем А.П. Чехова и текстов его художественных произведений.

Предметом исследования является художественное отображение представлений А.П. Чехова о психологии.

Цель исследования — изучение психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова с выявлением соотношения между научной психологией и психологией художественного творчества.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. Описать психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова.

2. Проанализировать взгляды А.П. Чехова на соотношение научной психологии и психологии художественного творчества.

Эмпирические задачи:

3. Проанализировать произведения и письма А.П. Чехова для выявления психологических особенностей наследия писателя.

4. Применить к эпистолярному наследию А.П. Чехова приём дискурсивного анализа.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях о том, что:

1.Психологические особенности эпистолярного наследия А.П. Чехова могут состоять в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии.

2. Взгляды А.П. Чехова на психологию, возможно, обусловлены соединением медицинского образования и писательского опыта литератора и могут быть значимы для понимания его творчества.

3. Можно предположить, что отношения между научной психологией и художественным изображением психологических состояний А.П. Чехов мыслит как взаимодополнительные, но распределённые по своим функциям.

4. Представляется вероятным, что А.П. Чехов, в целом, признаёт познавательную функцию психологической науки, а также её позитивное значение.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационное исследование опирается на социокультурный подход к историко-психоло-гическому знанию. Согласно этому подходу, научное психологическое знание анализируется в контексте социокультурной нормативности эпохи (В.И. Пищик, В.А. Шкуратов). Методологической основой работы является основополагающий принцип историко-психологического анализа - принцип историзма. Согласно данному принципу, из области исторического знания не могут быть отброшены ни одна теория и ни один из взглядов прошлого, имевшие смысл для своего времени и являющиеся результатом исторической необходимости. Таким образом, любая идея, явление или факт могут быть научно оценены в контексте рассматриваемого исторического периода и соответствующих ему

теоретических построений. Принцип направлен на «заполнение» белых пятен истории и преодоление забвения значимых для науки исторических лиц и событий (А.Н. Ждан).

Методы исследования, использованные в научной работе:

Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы:

1. Биографический метод - для воссоздания связей этапов жизни и творчества литератора с путём развития психологии второй половины 19 в.

2. Источниковедческий метод - для хронологически-тематической систематизации и классификации письменных материалов.

3. Герменевтический метод - для смыслового прочтения (истолкования) текстов.

4. Дискурсивный анализ - для изучения эпистолярного наследия А.П. Чехова.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования. Достоверность и обоснованность результатов проведённого в диссертационной работе исследования, выдвинутых положений и сформулированных выводов, определяются репрезентативностью источниковедческой базы, соответствием теоретических и методологических оснований исследования, а также использованием методов, реализующих поставленные исследовательские задачи.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Впервые в ходе историко-психологического исследования на основе материалов писем и художественных произведений А.П. Чехова сформулированы и подтверждены гипотезы о психологических особенностях наследия писателя.

Впервые разработана классификация эпистолярного материала, полученного в результате дискурсивного анализа писем А.П. Чехова.

Впервые для сопоставления научной психологии и психологии художественного творчества на основе взглядов А.П. Чехова проанализирован весь текстологический массив художественных произведений писателя.

Диссертация является первым историко-психологическим исследованием, проведённым на материале всего чеховского наследия: писем и художественных произведений. До сих пор ссылки на отдельные чеховские произведения использовались некоторыми отечественными психологами для иллюстрации разного рода психологических феноменов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Е.В. Бакшутова, В.П. Белянин, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Д. Федотова, В.А. Шкуратов, И.П. Шкуратова). В психологических и психоаналитических трудах зарубежных исследователей, как правило, рассматриваются и анализируются отдельные рассказы или пьесы А.П. Чехова, без учёта имевшихся у писателя представлений о психологии. Таким образом, изучение психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова во всей совокупности текстов автора отсутствует, что и определяет научную новизну проведённого диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется обогащением историко-психологического знания. В отечественной психологии практически нет работ о А.П. Чехове, тогда как существуют психологические труды, посвященные личности и творчеству других классиков, например, И.С. Тургенева (В.Ф. Чиж), Ф.М. Достоевского (Т.К. Розенталь).

Практическая значимость исследования заключается в развитии аналитического инструмента проникновения в человеческое состояние на примере А.П. Чехова и его использовании для обогащения психологии. В русле известной традиции употребления литературных примеров для описания психологических явлений (акцентуаций, психопатий, темперамента), полученные результаты могут быть применены в качестве иллюстративного материала в методической работе преподавателей образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологические особенности наследия А.П. Чехова состоят в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии. Эпистолярное наследие содержит взгляды писателя на состояние научной психологии второй половины 19 в.

2. Взгляды А.П. Чехова на психологию обусловлены соединением медицинского образования и писательского опыта литератора и являются значимыми для понимания его творчества. Результатом является характерное для наследия писателя взаимопроникновение, пересечение научной и литературной сфер, что обнаруживается как в письмах, так и в художественных произведениях. Эпистолярный дискурс содержит чеховские мысли по поводу психологии и свидетельствует о научных стремлениях в данной области, тогда как творческое наследие А.П. Чехова, наряду со взглядами писателя на психологическую науку, даёт случаи соединения научной психологии и психологии художественного творчества.

3. Отношения между научной психологией и художественным изображением психологических состояний А.П. Чехов представляет как взаимодополнительные, но распределённые по своим функциям. Наиболее целенаправленно психологическое знание (преимущественно медико-психологического, психоневрологического и психиатрического плана) используется А.П. Чеховым при написании так называемых патографических рассказов («психопатологических очерков»),

4. А.П. Чехов, признавая познавательную функцию психологической науки, а также её позитивное значение, применял современные ему научные разработки в художественном изображении психологических состояний человека.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2011-2012) и были

представлены: на Международной конференции «Чеховские чтения в Таганроге» (к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова) (Таганрог, 2010); на VI Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2012); на Всероссийской научной конференции «Новое и старое в облике классика: психологическая загадка личности А.П. Чехова» (Ростов-на-Дону, 2010); на Всероссийской научной конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2011); на конференциях в рамках «Недели науки» Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2010-2012).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ общим авт. объёмом в 4,4 п.л., из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения; трёх глав, включающих 8 параграфов; заключения, содержащего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; 68 источников исследования; списка литературы, включающей 160 наименований, из них 22 - на английском языке; 1 Приложения. В работе приведены 4 Рисунка. Основное содержание работы изложено на 159 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении диссертации обосновываются актуальность и научная новизна проведённого исследования; определяются объект, предмет и цель исследования; ставятся исследовательские задачи, выдвигаются гипотезы, формулируются теоретико-методологические основания и методы; определяются теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические и текстологические основы изучения психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова» рассматривается развитие чеховедения с упором на психологические аспекты творчества писателя. Описываются источники исследования.

В первом параграфе проведён теоретический анализ основных трудов, составляющих научное направление по исследованию личности и творчества А.П. Чехова - чеховедение. Истоками чеховедения называются прижизненные критические статьи и отзывы о А.П. Чехове (К.К. Арсеньев, В.Л. Кигн, Н.К. Михайловский, М.А. Протопопов). Рассматриваются основные работы советского периода, характеризующиеся как биографические очерки, использующие материалы переписки писателя вкупе с выдержками из мемуарной литературы (С.Д. Балухатый, Г.П. Бердников, А.Б. Есин, З.С. Паперный, А.П. Чудаков). Выделяется группа трудов, посвящённая врачебной деятельности литератора (И.М. Гейзер, Е.Б. Меве, В.В. Хижняков, Б.М. Шубин). Учтён и современный этап развития чеховедения, в том числе зарубежного (Ю.В. Доманский, В.Б. Катаев, А.П. Кузичева, Д. Рейфилд, А.И. Станько). Акцентируется внимание на том, что проанализированные филологические работы рассматривают психологические моменты творчества писателя в плане их художественного воздействия. Особо отмечено образование Чеховской комиссии при Академии наук, созданной для объединения исследователей разных направлений и профессиональных областей в изучении чеховского творчества. Выделены мнения о повышении психологического профессионализма в оценке различных сторон творчества и личности писателя. Сделан вывод о значимости развития психологического чеховедения наряду с трудами по изучению литературной ментальное™ (Е.В. Казанцева, В.А. Шкуратов).

Во втором параграфе отмечается, что, в то время как зарубежными исследованиями уже накоплен обширный материал (в основном, психоаналитический и медико-психологический) по А.П. Чехову, то в отечественном чеховеде-нии специальные психологические работы единичны. В статьях и монографиях о писателе либо анализируются художественные образы его героев, либо со-

ставлястся медико-психологический портрет самого А.П. Чехова (М.Е. Бурно, A.A. Филозоп, A.B. Шувалов). Выясняется склонность зарубежных чеховедов учитывать медицинский позитивизм А.П. Чехова при анализе его художественных произведений и личности (G. Borny, М. Finke, R. Igic, S. Orgel, L.A. Po-lakiewicz). В завершение параграфа делается замечание о том, что в результате теоретического изучения корпуса трудов по чеховедению - книжных изданий, рецензий на них, а также статей, посвященных писателю, выяснилось, что они практически всецело принадлежат таким областям знания, как литературоведение и медицина, соответствующим двум направлениям профессиональной деятельности А.П. Чехова. Наличие у литератора интересов к психологии и малочисленность соответствующих исследований в противовес обширности общего количества чеховедческих сочинений приводит к выводу о подтверждении актуальности и значимости исследуемой темы для психологической науки.

В третьем параграфе описываются источники диссертационного исследования. В качестве исследовательских источников взяты тексты писем А.П. Чехова и художественных произведений, а также мемуарная литература о писателе. Ввиду особенностей круга общения А.П. Чехова (его знакомства с представителями научной психологии второй половины 19 в.), как источники используются и публикации в журнале того времени «Вопросы философии и психологии». Письма А.П. Чехова рассматриваются как эпистолярный дискурс, обосновывается применение к эпистолярному наследию писателя метода дискурсивного анализа. Описываются использованные в работе методы, а также процедура диссертационного исследования.

Во второй главе «Роль научного знания в художественном творчестве А.П. Чехова», являющейся теоретическим исследованием, чеховское творчество представляется с точки зрения ориентированности писателя на науку, в том числе психологическую.

В первом параграфе доказывается значимость роли, которую играла для литератора наука и научная деятельность. Анализируются представления о чеховском художественном методе, сфорлшровавшиеся ещё при жизни писателя.

Для рассмотрения научных интересов А.П. Чехова использованы воспоминания Г.И. Россолимо, уточняются сферы чеховских научных интересов: медицина, психология и психиатрия. Акцентируется внимание на автобиографических материалах писателя, подтверждающих влияние этих научных областей на его литературную профессию. Время активной деятельности Чехова-врача связывается с периодом расцвета российских школ медицины, физиологии, психиатрии (Г.А. Захарьин, А.Я. Кожевников, A.A. Остроумов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов). Проанализированы степень влияния позитивизма на научные взгляды А.П. Чехова, а также его знакомство с клиникой психопатий. Последнее обстоятельство называется возможной причиной наличия в чеховском творческом наследии частого описания личностных расстройств. Рассматриваются суждения А.П. Чехова о методе познания, находящиеся в ряду высказываний на тему научно-литературного единства; отмечается их близость к методологическим высказываниям И.П. Павлова. Проанализировано периодическое возникновение у А.П. Чехова планов занятий научной деятельностью, в том числе близкой к психологии. Именно в такие моменты А.П. Чехов активно формировал свои взгляды в соответствующей области. При этом они не дорабатывались до полного сциентизма, поскольку на смену «научным порывам» всегда приходила идентификация литератора. В качестве примера приводится книга «Остров Сахалин». Задуманная как научное исследование, она была переделана в художественно-публицистическую вещь. Причиной такого маятникообразного движения замыслов А.П. Чехова называются особенности его личности, а также социального положения.

Во втором параграфе раскрывается научный аспект художественного познания А.П. Чехова. Анализу подвергнуто место патографии (как изображения психических расстройств персонажей произведений) в творчестве писателя. А.П. Чехов сравнивается с М. Прустом, Э. Золя и Г. де Мопассаном по признаку совмещения литературности с наукосообразностью текста. Утверждается, что подобного принципа придерживался и русский писатель, причём это выражалось не только в стремлении психологически воздействовать на читателя

(что получило название психологизма), но и в художественном вплетении научно-психологических знаний в литературный текст. Данная особенность художественного метода А.П. Чехова пропущена в большинстве трудов по психологии творчества. Исключение составляет проведённый Д.Н. Овсянико-Кули-ковским аналитический разбор чеховских произведений и чеховского «метода», суть которого, по мнению этого дореволюционного учёного, заключалась в отборе наиболее характерных психологических явлений для их художественного осмысления. В указанном аспекте анализируется значение Г.А. Захарьина в жизни А.П. Чехова. Предполагается, что именно идеи основателя русской психотерапии послужили благоприятной почвой для появления и последующего укрепления интереса писателя к психологической науке, и для формирования художественного метода, в основу которого легло индивидуализирование каждого из явлений общественной жизни, описываемых в произведениях.

В третьей главе «Историко-психологическое изучение эпистолярного и творческого наследия А.П. Чехова» эмпирическому изучению на материале писем и художественных произведений подвергнуты психологические особенности наследия писателя.

В первом параграфе материал эпистолярного наследия литератора классифицируется по содержательному критерию на научно-психологический, т.е. с упоминаниями психологической науки (н.п.); научно-ориентированный (н.), т.е. с упоминаниями смежных наук; литературно-психологический, т.е. с упоминаниями особой литературной психологии (л.п.); обыденно-психологический, т.е. со ссылками на житейские суждения (о.п.); промежуточный (н.п.+л.п.) типы. В эпистолярном наследии А.П. Чехова (4494 письма) выделена группа писем, в которых эксплицитно обсуждается психологическое знание.

Процентное соотношение выделенных типов писем представлено на Рисунке 1.

Рнсунок 1. Процентное соотношение типов писем

Условные обозначения: «н.п.» - научно-психологический (37%); «н.» - научно-ориентированный (25%); «л.п.» — литературно-психологический (22%); «о.п.» — обыденно-психологический (5%); «н.п.+л.п.» - промежуточный (11 %)

Установлено, что наибольший процент классифицированных в процессе анализа дискурса эпистолярных единиц текста содержал информацию научно-психологической направленности, на втором месте оказался научно-ориентированный тип, на третьем — литературно-психологический тип. Обыденная психология при обсуждении психологического метода оказывается на последнем месте, и это говорит о намерении А.П. Чехова отстраниться от повседневных суждений. А.П. Чехов также предпочитает не смешивать научную и литературную психологии. Промежуточный тип эпистолярного текста, находящийся на стыке научно-психологической и литературно-психологической тематики, представляет резерв суждений, укрепляющих то научно-психологическую, то литературно-психологическую аргументации.

Рисунок 2 иллюстрирует процентное распределение эпистолярных текстов с научно-психологической направленностью (1-го типа) по корреспондентам писателя.

«Рисунок 2. Процентное распределение писем A.n. Чехова по адресатам

Рисунок 2. Процентное распределение писем А.П. Чехова по адресатам

Очевидно, что свои представления о науке в целом и науке психологии в частности А.П. Чехов развивал в основном в письмах к A.C. Суворину. Письма к данному адресату дают наиболее ценную информацию о научных воззрениях писателя.

Эпистолярный материал с психологической тематикой также был распределён по годам жизни А.П. Чехова. На Рисунке 3 установлена хронология наиболее интенсивных размышлений писателя о психологии. Это даёт возможность связать всплески интересов писателя к научной психологии с определёнными событиями его биографии.

Рисунок 3. Процентное распределение исследовательского материала по годам жизни А.П. Чехова

Исследование эпистолярного наследия А.П. Чехова во времени показало, что представления писателя о психологии не являлись психологической концепцией или теорией, но оказались относительно устойчивыми. В переписке с A.C. Сувориным А.П. Чехов уточняет свои взгляды на состояние психологической науки второй половины 19 в. и пишет о необходимости сосуществования видов психологических знаний и психологических направлений. Дискурсивным анализом писем А.П. Чехова подтверждаются 1-я и 4-я гипотезы диссертации.

Во втором параграфе рассматриваются результаты, полученные при изучении творческого наследия А.П. Чехова. Особое внимание отдаётся анализу патографических произведений литератора, поскольку, в отличие от других текстов, содержащих россыпь психологических высказываний, именно па-тографические рассказы писателя адресуются к узнаваемым случаям патопсихологии и психиатрической нозологии. Анализируются ключевые вещи чеховской патографии (по обозначению самого А.П. Чехова - «психопатологические очерки»): «Припадок», «Скучная история», «Спать хочется», «Володя», «Палата № 6», «Чёрный монах», «Устрицы», «Именины», «Тапёр», «Тиф», «Архиерей» и другие.

Установлено, что в своих патографических рассказах А.П. Чехов не просто использовал медико-психологические термины, но описывал душевные расстройства практически по стадиям их развития.

С помощью текстологического анализа художественного наследия литератора доказывается, что взгляды А.П. Чехова на психологию, репрезентированные в эпистолярном дискурсе писателя воззрениями и научными стремлениями, значимы для понимания его творчества, хотя не обсуждаются в текстах произведений прямо. Этим подтверждается выдвинутая 2-я исследовательская гипотеза.

В третьем параграфе письма и художественные произведения сопоставляются на предмет установления взаимодействия научного и художественного сегментов психологии в соответствии с взглядами А.П. Чехова. Научно-психологическим знаниям, как выявлено при изучении писем, писатель отводил функции просвещения и развития науки в целом, а также синтеза идей в целостное знание о мире. Художественные произведения служат для самопознания человеком своих психологических состояний. Данное функциональное разделение является своего рода демаркационной линией между взаимодополнительными в других отношениях научной психологией и психологией художественного творчества. Указанный результат анализа подтверждает 3-ю гипотезу диссертации. Доказывается, что взгляды А.П. Чехова на психологию обусловлены соединением естественнонаучного медицинского образования и писательского опыта литератора, чем полностью подтверждается 2-я гипотеза исследования. Результатом такого соединения является характерное для чеховской поэтики взаимопроникновение научного и литературного описаний человеческой психологии. Исследование не показало наличие в чеховском наследии каких-либо упоминаний о развивавшейся в то время экспериментальной психологии, лабораторном психологическом эксперименте и тестировании. Философская психология, широко представляемая тогда в журнале «Вопросы философии и психологии», вызывала у литератора неоднозначное мнение: «мистика» ему чужда, а разработка «больших идей» вызывает одобрение. Ближе всего ему ее-

тественнонаучная психология с её медицинскими, физиологическими основами. Таким образом, отмечается, что содержательно психологические особенности эпистолярного наследия А.П. Чехова заключались в комбинировании философствований о душе с естественнонаучной эмпирикой о человеке.

В Заключении диссертации подводятся итоги проведённого исследования. Констатируются достижение его основной цели, подтверждение выдвинутых на защиту положений и реализация исследовательских задач.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. У А.П. Чехова были устойчивые представления о состоянии современной ему психологической науки. Этот аспект чеховского интеллектуального опыта совершенно ускользает от современного чеховедения. А.П. Чехов искусно совмещал в своей творческой лаборатории приёмы научной психологии и психологии художественного творчества.

2. На протяжении всего жизненного пути А.П. Чехов придавал большое значение науке и периодически пытался профессионально заняться ею. Среди научных областей писатель более всего интересовался психологией и психиатрией, что отразилось в его эпистолярном и творческом наследии.

3. Изучение эпистолярного дискурса А.П. Чехова выявило, что из 4494 писем интересующим нас содержанием (эксплицитное обсуждение психологического знания) обладают 64 письма (1,4% от общего количества). В этом ядре психологических воззрений А.П. Чехова выявлены следующие типы суждений: научно-психологический (37%); научно-ориентированный (25%); литературно-психологический (22%); промежуточный (11%); обыденно-психологический (5%).

4. Воззрения А.П. Чехова не являлись психологической концепцией или теорией, но в них прослеживается преемственность и развитие. Изначально высказываясь в пользу материалистического направления И.М. Сеченова, А.П. Чехов в переписке с A.C. Сувориным уточнял свои взгляды на состояние психологической науки второй половины 19 в. и писал уже о необходимости сосуществования материалистического и идеалистического направлений в психоло-

гии. Его резкие высказывания против раздробленности научно-психологического сообщества свидетельствуют о серьёзном отношении писателя к состоянию науки, имевшей большое значение в его жизни и творчестве. А.П. Чехов считал, что психологическая наука должна быть защищена от противостояния направлений и обладать единством подходов и идей.

5. Распределение полученного исследовательского материала по годам жизни писателя помогло установить связь между годами наиболее интенсивной работы над своими психологическими воззрениями и биографическими событиями, повлиявшими на содержание дискурса. Наибольший процент рассмотренных писем (17%) пришелся на 1888 г. - важный для А.П. Чехова в научном и литературном планах. В этот период литератором интенсивно писались пато-графические рассказы для сборника «Хмурые люди». Так же значимы оказались 1889, 1890, 1891 гг. (8%, 9% и 11% соответственно) и 1894 гг. (8% писем). Именно в это время велась работа над произведениями «Палата №6» и «Чёрный монах». В 1899 г. (11%) А.П. Чехов поглощён театральной деятельностью, и его письма содержали разъяснения адресатам (часто актёрам) психологических особенностей ролей и состояний их исполнителей.

6. К психологическим особенностям художественного наследия А.П. Чехова относятся патографические очерки - художественное изображение психических расстройств. Их изучение показало, что в своих произведениях А.П. Чехов был вполне готов использовать известные ему знания о научной психологии в разработке художественной образности и, более того, придавал самодостаточную ценность описаниям психологических явлений. Указанные произведения А.П. Чехова зачастую имеют диагностический характер и коррелируют с современными литератору психолого-психиатрическими разработками. Писатель упоминал о научно точном воспроизведении в своих рассказах психозов, неврозов, неврастении.

7. Выявлено, что в своих представлениях о психологии А.П. Чехов соединял естественнонаучное медицинское образование и опыт литератора. Резуль-

татом такого соединения являлось характерное для поэтики писателя взаимопроникновение научного знания и литературной образности.

8. Представления писателя о психологическом знании, которые отражены в письмах, несут функцию просвещения и развития науки в целом, а также синтеза идей в целостное знание о мире; в то же время, художественные произведения служили А.П. Чехову для творческого изображения психологических состояний человека. Данное функциональное разделение является демаркационной линией между взаимодополнительными в других отношениях научной психологией и психологией художественного творчества.

9. Основными результатами изучения психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова явились подтверждение всех 4-х выдвинутых гипотез исследования, а также разработка классификации эпистолярного материала, которая может применяться в научных и образовательных целях.

Практические рекомендации. Результаты исследования могут использоваться преподавателями в качестве иллюстративного материала по общей психологии в учебном процессе средних и высших образовательных учебных заведений.

Указаны перспективы дальнейшего исследования по теме диссертационной работы.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

I. В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций

1. Буняева М.В. Антон Павлович Чехов как ученый и художник: исто-рико-психологическое исследование [Текст] / М.В. Буняева // Дискуссия. 2012. №6 (24). С. 112-115. - авт. вклад 0,35 п.л.

2. Буняева М.В. Научно-психологические идеи в творческом наследии А.П. Чехова [Текст] / М.В. Буняева // В мире научных открытий. 2012. № 5.2 (29). С. 162-176. - авт. вклад 0,6 п.л.

3. Буняева М.В. Роль психологической науки в жизни и творчестве А.П. Чехова [Текст] / М.В. Буняева // Дискуссия. 2012. № 9 (27). С. 124-128. - авт. вклад 0,45 п.л.

II. Остальные работы

4. Буняева М.В. Историко-психологическое изучение чеховского эпистолярного собрания [Текст] / М.В. Буняева // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09). С. 121-130. - авт. вклад 0,35 п.л.

5. Буняева М.В. Личность А.П. Чехова в эпистолярном дискурсе [Текст] / М.В. Буняева / Чеховские чтения в Таганроге. Материалы I и II Международных молодежных конференций 2009-2010. Таганрог: Изд. отдел ТГПИ, 2010. С. 4-6. - авт. вклад 0,2 п.л.

6. Буняева М.В. Личность и эпистолярное наследие А.П. Чехова [Текст] / М.В. Буняева / Труды аспирантов и соискателей Южного федерального университета. Ростов-на-Дону: И ПО ПИ ЮФУ, 2010. Т. XV. С. 151-153. - авт. вклад 0,2 п.л.

7. Буняева М.В. Научная психология в мышлении А.П. Чехова [Текст] / М.В. Буняева / Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы II всероссийской научной конференции (29 сентября - 1 октября

2011). Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. С. 163-165. - авт. вклад 0,25 п.л.

8. Буняева М.В. Научный вклад А.П. Чехова в историко-психологическое знание [Текст] / М.В. Буняева / Материалы V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» (14-18 февраля

2012). М.: Изд-во Российского психологического общества, 2012. Т. I. С. 13-14. - авт. вклад 0,1 п.л.

9. Буняева М.В. Особенности чеховского эпистолярного дискурса [Текст] / М.В. Буняева // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. № 8/1. С. 51-54. - авт. вклад 0,4 п.л.

10. Буняева М.В. Психологические взгляды А.П. Чехова [Текст] / М.В. Буняева / Труды аспирантов и соискателей Южного федерального университета. Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ, 2011. Т. XVI. С. 134-137. - авт. вклад 0,25 п.л.

11. Буняева М.В. Психология чеховских художественных произведений [Текст] / М.В. Буняева // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. № 9/3. С. 43-46. - авт. вклад 0,4 п.л.

12. Буняева М.В. Четвертая ипостась А.П. Чехова (Чехов в письмах) [Текст] / М.В. Буняева / Новое и старое в облике классика: психологическая загадка личности А.П. Чехова: сборник научных трудов. М.: Изд-во «КРЕДО», 2010. С. 31-46. - авт. вклад 0,8 п.л.

Буиясва М.В. Психологические особенности эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. 22 с.

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Формат 60x84/16. Объем 1.0 уч.-изд.-л. Заказ № 3036. Тираж 100 экз. Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Буняева, Мария Владимировна, Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

п4?Гп 11984 9

На правах-рукописи

БУНЯЕВА Мария Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИСТОЛЯРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ А.П. ЧЕХОВА

Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Шкуратов Владимир Александрович

Ростов-на-Дону 2013

Согласно данному принципу, из области исторического знания не могут быть отброшены ни одна теория и ни один из взглядов прошлого, имевшие смысл для своего времени и являющиеся результатом исторической необходимости. Таким образом, любая идея, явление или факт могут быть научно оценены в контексте рассматриваемого исторического периода и соответствующих ему теоретических построений. Принцип направлен на «заполнение» белых пятен истории и преодоление забвения значимых для науки исторических лиц и событий (А.Н. Ждан).

Методы исследования, использованные в научной работе:

Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы:

1. Биографический метод — для воссоздания связей этапов жизни и творчества литератора с путём развития психологии второй половины 19 в.

2. Источниковедческий метод — для хронологически-тематической систематизации и классификации письменных материалов.

3. Герменевтический метод — для смыслового прочтения (истолкования) текстов.

4. Дискурсивный анализ - для изучения эпистолярного наследия А.П. Чехова.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования. Достоверность и обоснованность результатов проведённого в диссертационной работе исследования, выдвинутых положений и сформулированных выводов, определяются репрезентативностью источниковедческой базы, соответствием теоретических и методологических оснований исследования, а также использованием методов, реализующих поставленные исследовательские задачи.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Впервые в ходе историко-психологического исследования на основе материалов писем и художественных произведений А.П. Чехова сформулиро-

ваны и подтверждены гипотезы о психологических особенностях наследия писателя.

Впервые разработана классификация эпистолярного материала, полученного в результате дискурсивного анализа писем А.П. Чехова.

Впервые для сопоставления и научной психологии и психологии художественного творчества на основе взглядов А.П. Чехова проанализирован весь текстологический массив художественных произведений писателя.

Диссертация является первым историко-психологическим исследованием, проведённым на материале всего чеховского наследия: писем и художественных произведений. До сих пор ссылки на отдельные чеховские произведения использовались некоторыми отечественными психологами для иллюстрации разного рода психологических феноменов [Абакумова И.В., 2010; Асмолов А.Г., 2002; Бакшутова Е.В., 2010; Белянин В.П., 2010; Выготский Л.С., 1986; Гиппенрейтер Ю.Б., 2006; Федотова О.Д., 2010; Шкуратов В.А., 2010; Шкура-това И.П., 2010]. В психологических и психоаналитических трудах зарубежных исследователей, как правило, рассматриваются и анализируются отдельные рассказы или пьесы А.П. Чехова, без учёта имевшихся у писателя представлений о психологии. Таким образом, изучение психологических особенностей эпистолярного и художественного наследия А.П. Чехова во всей совокупности текстов автора отсутствует, что и определяет научную новизну проведённого диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется обогащением ис-торико-психологического знания. В отечественной психологии практически нет работ о А.П. Чехове, тогда как существуют психологические труды, посвя-щённые личности и творчеству других классиков, например, И.С. Тургенева [Чиж В.Ф., 1899], Ф.М. Достоевского [Розенталь Т.К., 2011].

Практическая значимость исследования заключается в развитии аналитического инструмента проникновения в человеческое состояние на примере А.П. Чехова и его использовании для обогащения психологии. В русле извест-

ной традиции употребления литературных примеров для описания психологических явлений (акцентуаций, психопатий, темперамента), полученные результаты могут быть применены в качестве иллюстративного материала в методической работе преподавателей образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологические особенности наследия А.П. Чехова состоят в относительно устойчивых воззрениях писателя на предмет психологии. Эпистолярное наследие содержит взгляды писателя на состояние научной психологии второй половины 19 в.

2. Взгляды А.П. Чехова на психологию обусловлены соединением медицинского образования и писательского опыта литератора и являются значимыми для понимания его творчества. Результатом является характерное для наследия писателя взаимопроникновение, пересечение научной и литературной сфер, что обнаруживается как в письмах, так и в художественных произведениях. Эпистолярный дискурс содержит чеховские мысли по поводу психологии и свидетельствует о научных стремлениях в данной области, тогда как творческое наследие А.П. Чехова, наряду со взглядами писателя на психологическую науку, даёт случаи соединения научной психологии и психологии художественного творчества.

3. Отношения между научной психологией и художественным изображением психологических состояний А.П. Чехов представляет как взаимодополнительные, но распределённые по своим функциям. Наиболее целенаправленно психологическое знание (преимущественно медико-психологического, психоневрологического и психиатрического плана) используется А.П. Чеховым при написании так называемых патографических рассказов («психопатологических очерков»),

4. А.П. Чехов, признавая познавательную функцию психологической науки, а также её позитивное значение, применял современные ему научные

разработки в художественном изображении психологических состояний человека.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2011-2012) и были представлены: на Международной конференции «Чеховские чтения в Таганроге» (к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова) (Таганрог, 2010); на VI Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2012); на Всероссийской научной конференции «Новое и старое в облике классика: психологическая загадка личности А.П. Чехова» (Ростов-на-Дону, 2010); на Всероссийской научной конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2011); на конференциях в рамках «Недели науки» Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2010-2012).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ общим авт. объёмом в 4,4 п.л., из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения; трёх глав, включающих 8 параграфов; заключения, содержащего основные выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; 68 источников исследования; списка литературы, включающей 160 наименований, из них 22 — на английском языке; 1 Приложения. В работе приведены 4 Рисунка. Основное содержание работы изложено на 159 страницах.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭПИСТОЛЯРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ

А.П. ЧЕХОВА

1.1. Общий обзор чеховедческих исследований в аспекте изучения психологических особенностей эпистолярного и художественного

наследия А.П. Чехова

Логика историко-психологического исследования чеховского наследия предполагала, с одной стороны, поиск информации по интересующему нас предмету в трудах по истории психологической науки и, с другой стороны, составление библиографии, посвященной писателю и рассматривающей его личность и творчество в связи с научной психологией второй половины 19 в.

История психологии представлена трудами многих учёных, как дореволюционного (М.И. Владиславлев, Н.О. Лосский и др.) [25; 21а], так и советского (A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и пр.) [85; 99; 138], а также современного периода развития отечественного историко-психологического знания (А.Н. Ждан, В.В. Константинов, Т.Д. Марцинковская и др.) [41; 51; 67]. Однако ни одна из этих работ не содержит упоминаний о А.П. Чехове как носителе определённых представлений о психологии, что является, по нашему мнению, пробелом, который восполнится с помощью настоящего диссертационного исследования.

Личности и творчеству А.П. Чехова посвящено множество как отечественных, так и зарубежных исследований. Литература о А.П. Чехове настолько обширна, что рассмотреть её полностью в рамках диссертации представляется невозможным. Вследствие этого, цель данной главы — начиная от критических работ, появившихся ещё при жизни писателя, проследить развитие чехо-ведения в аспекте нашего диссертационного исследования.

Согласно З.С. Паперному, статьи, истолковывающие чеховские прозу и драматургию (статьи Ф.Д. Батюшкова, М. Горького, В.Г. Короленко, Н.К. Михайловского, Д.Н. Овсянико-Куликовского и мн. др.) стали появляться ещё в

дореволюционное время. Позже, в советские годы, велась работа по изучению жизни и творчества писателя, собиранию и публикации литературного наследия (труды Г.П. Бердникова, Н.И. Гитович, А.Б. Дермана, А.И. Роскина, К.И. Чуковского и пр.). К первому крупному юбилею - 100-летию со дня рождения А.П. Чехова - вышли многочисленные публикации («Литературное наследство» и др.) [82; 84]. Сейчас мировое чеховедение существенно пополняется новыми трудами, активизация деятельности исследователей объясняется празднованием уже 150-летнего юбилея литератора.

А.П. Чехов стал одним из самых удивительных явлений русской культуры 19 в. Появление Чехова-классика было внезапным, и, несомненно, незаурядным: всё в его творчестве оппонировало накопленному к тому времени опыту классической литературы. Результатом явилось возникновение ещё при жизни А.П. Чехова разного рода критических статей и отзывов, авторы которых, каждый по-своему, оценивали писателя, восхищаясь объективностью и неординарностью его произведений: К.К. Арсеньев, В.Л. Кигн (Дедлов) и пр. [5; 48], или, наоборот, обвиняя в безыдейности и бесцельности: Н.К. Михайловский, М.А. Протопопов и др. [71; 24а]. Но, необходимо заметить, что все эти критики сходились в одном — признании необычайного писательского таланта Антона Чехова. Ещё в 1892 г. в журнале «Русская мысль», с которым А.П. Чехов сотрудничал в последние годы своей жизни, выходит статья М.А. Протопопова под названием «Жертва безвременья. (Повести г. Антона Чехова)». М.А. Протопопов замечает, невольно внося определённый вклад в развивающееся только сейчас, в наши дни, психологическое чеховедение: «Значительный, литературный талант г. Чехова не подлежит сомнению. Г. Чехов одинаково силён и как пейзажист, и как бытописатель, и как психолог. Его описания природы блещут тургеневскою красотой и поэзией, его картины провинциальной жизни правдивы и широки, его психологический анализ тонок и отчётлив» [24а, с. 113].

Статья ещё одного современника А.П. Чехова, К.К. Арсеньева, «Беллетристы последнего времени. А.П. Чехов. - К.С. Баранцевич - Ив. Щеглов» по сути, представляет собой рецензию на два сборника рассказов писателя -«Пёстрые рассказы» и «Сумерки». К.К. Арсеньев, невысоко оценивая сборник «Пёстрые рассказы», тем не менее, замечает у литератора «сильные стороны» и прослеживает их развитие в сборнике «Сумерки». По мнению К.К. Арсеньева, здесь «в рассказах Чехова с психологией «простых людей» близко соприкасается психология детского возраста - и в этой области г-н Чехов также чувствует себя как дома» [5, с. 8].

В.Л. Кигн (Дедлов) в статье «Беседы о литературе» представляет А.П. Чехова новым, свежим явлением в русской беллетристике, талантливым и свободным от стереотипов. По мнению В.Л. Кигна, «несмотря на то, что он обнаруживает большую силу в изображении чужой души, он не ограничивается исключительно психологическим анализом. Кроме души, он занят внешними проявлениями жизни своих героев. Он охотно подмечает их наружность, он схватывает язык действующего лица, он решительней чистых психологов определяет действия и поступки героя. Это соединение психологической и внешней манеры и составляет... оригинальность и прелесть молодого автора» [48, с. 17].

Таким образом, очевидно, что написанные ещё современниками А.П. Чехова критические статьи, собранные ими же материалы биографии писателя, изданные тексты его корреспонденции — составили существенный и неоценимый вклад в развившееся позднее чеховедение, явившись источниками для уже научных исследований личности и творчества А.П. Чехова.

Работы литературоведов советского периода (исследования С.Д. Балуха-того, А.Б. Есина, З.С. Паперного, А.П. Чудакова и др.), посвящённые творчеству Антона Павловича, не отличаются большим разнообразием содержания, так как большинство из них являются биографическими очерками, использующими материалы переписки писателя вкупе с выдержками из мемуарной литературы. В советское время содержательная направленность трудов заключалась

в изучении идейности чеховских произведений, в связи с чем в биографический текст вплеталось рассмотрение взглядов литературной критики, современной писателю (например, работа Г.П. Бердникова, в которой творчество литератора связывалось с путями развития российской общественной мысли) [13; 49]. Другие чеховеды искали соответствия между этапами жизненного пути А.П. Чехова и результатами его творчества. К примеру, М.П. Громов в своих сочинениях не просто использовал документальные материалы, но проводил сопоставления сведений различного характера, благодаря чему у читателей появляется возможность анализировать жизнь и творчество писателя разносторонне [35; 49].

Фундаментальная психолого-биографическая работа английского профессора Е. Simmons Chekhov: A Biography («Чехов. Биография») выявляет применение автором достижений психоанализа для раскрытия образа личности писателя. С этой точки зрения в литераторе совмещались учёный-практик, медик, психолог и общественный деятель [92; 157].

Г.П. Бердников отмечает преимущественный интерес А.П. Чехова к проблемам социально-психологического, нравственного характера, а также наличие своеобразного чеховского метода психологического анализа, который биограф мыслит в раскрытии диалектики человеческой души. Автор рассматривает становление А.П. Чехова как художника, описывая развитие его творчества через появление сочетания «предельной социально-психологической достоверности повествования» с нравственными суждениями и философскими размышлениями [13].

Книг и монографий посвященных тем или иным аспектам, касающимся чеховского творчества, очень много (работы Л.П. Громова, М.П. Громова, А.Б. Дермана, В.Б. Катаева, З.С. Паперного, А.П. Чудакова и мн. др.). Монография А.П. Чудакова, «Поэтика Чехова», содержит аналитическое и, конечно, литературоведческое рассмотрение художественных произведений писателя, но при этом автором отмечается психологическое проникновение А.П. Чехова в состояние героев. Например, изображение А.П. Чеховым внутреннего мира персона-

жей произведений середины 80-х гг. А.П. Чудаков видит в следовании строгому правилу: «психологию главного героя повествователь изображает, непосредственно проникая внутрь его сознания, чувства же и мысли остальных персонажей - только через внешние проявления, так сказать, физические сигналы этих чувств, - причём сигналы такие, какие мог видеть главный герой» [130, с. 43]. Несмотря на то, что А.П. Чудаков, как, впрочем, и другие рассматриваемые здесь чеховеды, под психологией произведений писателя понимает не что иное, как психологизм (или «психологический анализ в литературе», что является синонимом термина) - понятие литературоведения, означающее функцию психологического воздействия художественных текстов на читателя, тем самым сводя их значение к построению особого эмоционального тона [40], автор приводит в качестве примера своим размы�