автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психология этнических различий
- Автор научной работы
- Бызова, Валентина Михайловна
- Ученая степень
- доктора психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора психологических наук, Бызова, Валентина Михайловна, 1998 год
Введение
Глава 1, Теоретические подходы к проблеме исследования
1.1. Основные этапы истории отечественной и зарубежной этнической психологии
1.2. Феномен этноцентризма в современной этнопсихологии
1.3. Межнациональная брачность как показатель этнических процессов
1.4. Этническая и этнокультурная ситуация в Республике Коми
Глава 2. Менталитет как один из факторов, определяющих этнопсихологические особенности личности
2.1. Менталитет и культурологические аспекты личности
2.2. Этническое самосознание и система ценностей личности
2.3. Некоторые аспекты традиционной духовной культуры народа коми и современность
2.4. Коми народ в русской литературе
Глава 3. Результаты исследований этнического менталитета представителей разных этнических групп
3.1. Этническая специфика ценностных ориентации подростков и молодежи
3.1.1. Результаты факторного анализа признаков, описывающих ценностные ориентации молодежи
3.2. Этнические особенности уровней развития личностной саморегуляции подростков,молодежи и взрослых
3.3. Этнические аспекты самоактуализации молодежи 90 3.3.1. Результаты факторного анализа показателей самоактуализаций студенческой молодежи
Глава 4. Проблемы межэтнических отношений и понимания в этнопсихологии
4.1. Прикладные аспекты межэтнических: отношений
4.2. Идея толерантности в межэтнических отношениях 119 4.2.1. Развитие компетентности в межэтнических отношениях
4.3. Проблема межличностного восприятия и понимания в этнопсихологии
Глава 5. Межэтнические психологические отношения коми и русских
5.1. Специфика эмоциональных компонентов межэтнических отношений подростков и молодежи
5.1.1. Авто-гетеростереотипные представления молодежи о коренном этносе
5.1.2. Эмоционально-оценочные межэтнические отношения взрослых
5.2. Специфика межличностных отношений коми и русских
5.2.1. Личностные предпосылки межэтнических отношений подростков и молодежи
5.2.2. Личностные детерминанты межэтнических отношений в выборках женщин
5.3. Проективные приемы диагностики межличностных отношений коми и русских
Глава 6. Дополнительные показатели психологических этнических различий
6,1. Диспозиционная структура мотивационной сферы коми и русских
6.1.1. Динамика диспозиций личности в зависимости от пола и возраста испытуемых
6.1.2. Эмоционально-мотивадионная сфера личности в связи с показателями локуса контроля
6.2.Ролевые установки и психологические тенденции в психосексуальной сфере молодежи
6.3. Темпераментальный профиль коми и русских
6.4. Соотношение темпераментальных и интеллектуальных характеристик подростков,молодежи и взрослых
6.5. Отражение Я-образа русских и коми в проективных рисуночных методиках
6.6. Модель этнических различий коми и русских 221 Заключение 231 Выводы 237 Библиография 240 Приложение
Введение диссертации по психологии, на тему "Психология этнических различий"
Актуальность проблемы исследования связана с нынешним обострением межнациональных отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры представителей коми и русского этносов,а также с усиливающимся интересом к проблеме русского и финно-угорского менталитета. Вопросы этнопсихологии представителей коми и русского этноса не нашли достаточно полного отражения в работах психологов, культурологов, этнографов. Выдвижение в центр исследовательских интересов проблемы психологии этнических различий, менталитета и межэтнического понимания продиктовано насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных культур,важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений, преодолеть межнациональные барьеры /154/.
Проблемы межэтнических отношений долгое время находились вне поля внимания специалистов, а современное этнопсихологическое знание не отвечает реальному состоянию межнационального общения. На межэтнические отношения проецируются все сферы жизни общества: социально-экономические, культурно-идеологические и территориально-политические /30/. Характерной чертой современной эпохи является дальнейшее усиление межэтнических контактов,межкультурного взаимодействия и в связи с этим актуализируется проблема оптимизации межэтнических отношений. Практическое решение этой проблемы предусматривает воспитание терпимости, этнической толерантности к культурам всех этнических групп.
Состояние межнациональных отношений требует изучения этнических стереотипов, ибо они создают благоприятную почву для манипулирования массовым сознанием, для выработки негативных установок по отношению к представителям других этносов. Расширение знаний об особенностях этнической стереотипизации актуально и в целях укрепления сотрудничества различных этнических групп в современных условиях жизнедеятельности. Однако функционирование стереотипов на двух уровнях отношений - межгрупповом и межличностном - существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант /162/.
Возрождение России прежде всего связано с глубоким поворотом общества, его экономики, социальных связей, систем ценностей, общественного сознания в сторону человека. В соответствии с социальным заказом в 1991 году учеными Российской Федерации была разработана республиканская нарчная программа "Народы России: возрождение и развитие" и осуществлена работа по ее реализации /132/. Наш исследования проводились в соответствии с научными направлениями республиканской программы по возрождению народов России.
Перестройка и развитие процессов национального возрождения вызвали резко возросший спрос на знания в сфере межнациональных отношений. В нашей стране развитие национальных отношений выдвигает необходимость этнопсихологических исследований на отечественном материале. Этническое самосознание становится значимым системообразующим фактором этноса /Г.В.Старовойтова,1985/.
Необходимость изучения психологии этнических ]тзличий в самосознании, личностных особенностей разных этнических гр упп вызвана тем, что существующие научные источники недостаточно освещают вопросы, порожденные ростом национального самосознания, всплеском национальных движений, развитием процессов национального возрождения.
Актуальность исследования психологических этнических различий связана и с тем, что в современных условиях общей тенденции интернационализации и универсализации жизни возрастав® этн ич~ ность прежде всего малых народов, что выражается в желании их к самосохранению своей культуры и своего образа жизни. Противоречивые проявления этничности и рост национального самосознания связаны со спецификой этнического сознания, психологии, ее содержания, обусловливающих факторов в структуре ценностей и в межэтнических отношениях. Этнопсихологические исследования служат фактором познания тенденций формирования личности и еее поведенческих ориентаций /25/.
Результаты социологических исследований образа жизни малых народностей свидетельствует, что общее возрождение этносов прямоо зависит от восстановления этнокультурных традиций, в первую очередь - мировоззренческих. Эти традиции выступают в качестве духовного регулятора в воспроизводстве этноса как целостного организма. В настоящее время особое внимание необходимо уделить этническому самосознанию, традиционному мировоззрению, а также культурным традициям /115/.
Динамизм общественно-политической жизни требует безотлагательного формирования кадров специалистов, профессионально занимающихся изучением национальных культур и личностных особенностей их представителей/ 62 /.
Сегодня Россия - обновляющееся многонациональное федеративное государство и от того, как складываются в ней процессы взажмодействия и взаимной адаптации народов, зависит .климаж межнациональных отношений, зависит судьба не только России, но и будущее Европы"/М.Губогло ,1992/.
Предает исследования диссертационной работы - личностные и социально-психологические особенности /возрастно-половые различия, опыт общения, авто- гетеростереотипы, этническая идентификация/ представителей коми и русского этносов, а также этнических маргиналов.
Объект исследования - представители коми и русской этнических групп, а также рожденные в национально-смешанных семьях /коми - русские/. ^ качестве испытуемых выступили учащиеся общеобразовательных школ городов Сыктывкара, Ухты, ^ктыла в возрасте 13-17 лет, студенты Сыктывкарского госуниверситета, Коми педагогического института, Коми; республиканской академии госслужбы и управления при Главе геспублики Коми в возрасте 18-25 лет, а также взрослые - представители различных профессиональных групп, имеющие высшее или среднее специальное образование в возрасте 26-35 лет. Общая численность испытуемых - 3429 человек.
Принадлежность к тому или иному этносу определялась по национальной принадлежности прародителей. Выборку представителей коми этноса составили те испытуемые, у которых все бабушки и дедушки были коми. Аналогично с русской выборкой испытуемых. 7 этнических маргиналов среди прародителей были представители коми и русского этносов.
Выбор в качестве объекта изучения учащейся и студенческой молодежи обусловлен тем, что именно в этом возрастном периоде активно формируется этническое сознание и этническое самосознание. Наиболее восприимчивыми к межнациональным отношениям оказались студенты и молодежь до 30 лет /92/.
Гипотезы исследования
1.Этнические различия возникают в результате различного опыта межэтнических контактов,особенностей менталитета и этнической идентификации. Этнические различия лежат в основе и определяют характер межэтнического взаимодействия.
2.Непосредственный обыденный опыт межэтнического общения представителей смешанного этнического происхождения обусловливает брлее глубокое и разностороннее понимание и более позитивные межэтнические оценки.
3.Направленность личности на сотрудничество и на межличностное общение определяет результаты межэтнических: психологических отношений«
4.Содержание и направленность этнических стереотипов обусловлены особенностями самоотношения и взаимооценки. Существуют психологические различия в содержании авто-гетеростереотипов представителей коми и русского этноса,обусловленные половозрастными факторами и этнической средой.
5.Семейный фактор предопределяет формирование этнического сознания вообще и этнических стереотипов в частности.
Цель исследования - проследить и раскрыть психологическую специфику этнических различий и на этой основе создать обобщенную модель этнических различий,которая бы позволила прогнозировать целый ряд явлений и разработать практические рекомендации для повышения эффективности психологии управления поликультурными и много этниче скими о бще с твами.
В процессе реализации цели исследования решались следующие конкре тные з адачи:
1.Проанализировать исследования актуальных проблем этнопсихологии в отечественной и зарубежной литературе.
2.Апробировать и отобрать комплекс невербальной и вербальной методик и методических приемов эмпирического исследования психологии этнических различий.
3.Изучить в этнопсихологическом контексте ценностные ориента^ ции, уровень субъективного контроля,показатели самоактуализации, образ Я, характеристики темпераментальной,интеллектуальной и моти-вадионной сфер, семейные и психосексуальные ориентации.
4.Рассмотреть изучаемые показатели во взаимосвязи категорий пол,возраст,этничность,интернальность.
5.Рассмотреть особенности проявления личностных и социально-психологических характеристик у этнических маргиналов - представителей смешанного коми-русского этноса.
6.Изучить психологическое содержание и направленность этнических стереотипов в разных этнических группах, выявить влияние семьи на формирование межэтнических отношений. Проследить влияние показателей самовосприятия на содержание и направленность авто-гетеростереотипов.
7.Р1зучить ролевые установки в сфере семейных отношений в зависимости от поло-возрастных и этнических факторов.
8.Определить специфически ориентированные методические приемы, процедуры и техники,способствующие формированию этнического сознания самосознания подростков и юношества. Определить пути оптимизации межэтнических отношений и перспективы исследований в РК.
9.Разработать программу тренинговых занятий по повышению этнокоммуникативной компетентности и личностного роста молодежи. Разработать программу спе&курса по этно^сультурной компетентности.
В качестве основных методов исследования были использованы: опрос, беседа, устные и письменные описания "типичного" представителя коми и русского этноса, эксперимент.
В число экспериментально-психологических методик вошли:
1. '-'■'ест М. Рокича в модификации А.Гоштаутаса, А.Семенова, В.Ядова на изучение ценностных ориентащш/104/.
2. Опросник уровня субъективного контроля /УСК/, адаптиро-ванныйЕ.Ф.Бажиным,Е.А.Голынкиной,А.М.Эткиндом 5/.
3. Самоактуализационный тает /САТ/, адаптированный психологами МГУ / 7 /.
4. Цветовой тест отношений /230,231/.
5. Тест Т. Лири на изучение межличностных отношений /160/.
6. Проективныйтест Руки Вагнера, адаптированный Т.Н. Курбатовой / 94 ,/.
7. Тест юмористических фраз /ТВФ/, адаптированный А.Г.Шмелевым /144/.
8. Методика РОИ - ролевые ожидания и притязания в семейных отношениях,адаптированная в лаборатории дифференциальной психологии НИИКСЙ при С-ЕГетербургском университете /216/.
9. Опросник структуры темперамента В.М.Русанова - Д-ОСТ и В-ОСТ /169/.
10. Тест Амтхауэра /144/.
11. Проективная рисуночная методика "Дом-Дерево-Человек"/189/
12. Проективная рисуночная методика "Несуществующее животное" /160/.
Обработка рещулътатов исследований производилась корреляционным и факторным анализом в ВЦ Санкт-Петербургского и в ВЦ Сыктывкарского госуниверситетов.
Научная новизна исследования
Впервые в Республике Коми с позиций системно-деятелъностного подхода осутцествлено комплексное этнопсихологическое исследование представителей коренного этноса, а также самой большой по численности этнической группы русских и этнических маргиналов - предста вителей смешанного этнического состава /коми-русские/.
Применение разнообразных психодиагностических методик и мето дических приемов,прежде всего невербальных, позволило получить новые эмпирические факты и закономерности,характеризующие ментали тет каждого из исследованных этносов, отношение к себе, к своему этносу, к другим этносам, к действительности,когнитивные образования, формирующиеся в процессе межэтнического взаимодействия и регулирующие его.
Рассмотрены элементы этнического самосознания /образ Я,авто-гетеростереотипы/ на двух уровнях: осознаваемом и неосознаваемом, что позволило выявить неадекватное осознание межэтнических отношений в группах подростков и молодежи. Расхождение осознаваемого и неосознаваемого моментов в межэтнических отношениях служит судественным фактором формирования негативных гетеростереотипов в молодежных выборках.
Впервые экспериментально выявлены автостереотипы и гетеросте реотипы коренного этноса, дан сравнительный анализ авто-гетеросте реотипов представителей разных этнических групп - коми,русских и лиц смешанного этноса. Выявлено влияние самоотношения на авто-гетеросте реотинные свойства молодежи, а также влияние направленности личности на результаты межэтнических отношений. Выявлены психологические различия в содержании и направленности этнических стереотипов в зависимости от половозрастных и этнических факторов Обнаружена деформация в системе самоотношения личности представителей коренного этноса.
Обнаружены и описаны специфические проявления в системе ценностных ориентации представителей разных этнических групп в зависимости от половозрастных факторов.
Установлены и содержательно проанализированы особенности личностного развития и самоактуализации молодежи и лиц старшего возраста разных этнических групп. Выявлены разные стратегии поведения в реализации жизненных целей молодежи коми и русского этноса. Отмечены показатели ожидаемой помощи у коми и показатели готовности к собственным усилиям у русских.
Показано различие регулятивных функций локуса контроля личности у кот и русских в сферах межличностных и семейных отношений. Выявлена специфика личностной саморегуляции в зависимости от половозрастных и этнических факторов.
Определена специфика семейных ролевых установок и психосексуальных особенностей поведения представителей коми и русского этноса. Выявлена установка коми молодежи на семью как на терминальную ценность.
Впервые психологически исследованы представители смешанного этнического происхождения /коми-русские/ в первом поколении. Получены показатели,отражающие более выраженную социально-психологическую адаптацию к условиям жизнедеятельности и общения.Выявлено более активное стремление к самореализации и личностному росту.
С учетом системного и личностного подходов к исследованию создана модель этнических различий, а также выделены характеристики ,поддающиеся психологической коррекции.
Отобраны и апробированы невербальные и вербальные методики, направленные на реализацию задач этнопсихологии.
- 10
Теоретическое значение работы
Проблема изучения этнопсихологических различий для отечественной психологии .является новой. Пока идет становление новой области психологических исследований, основные понятия и подходы заимствуются из смежных областей. Перспективы и тенденции развития этнопсихологии связаны с накоплением эмпирического материала,осмысление и обобщение которого приведет к созданию новых этнопсихологических концепций, а также с насыщением психологическим содержанием понятий, по необходимости заимствуемых из смежных наук.
Этнопсихологические исследования проблем межэтнических отношений и понимания позволяют описывать и прогнозировать развитие этнопсихологических феноменов: межэтнический диссонанс, внутри-групповой -фаворитизм, межэтническая дискриминация, этноцентризм.
Использование невербальных методик, их модификации соответственно целям этнопсихологического исследования, существенно расширяют представления об их психодиагностических возможностях. Сопоставление вербального и невербального рядов данных и обнаруженное несоответствие между этими рядами позволило выявить факторы формирования этнической стереотипкзалии. Полученные факты свидетельствуют о значимости и самостоятельности неосознаваемой регуляции поведения и о необходимости учета его в межэтническом вщаимодействии.
Выявленные результаты позволяют по-новому взглянуть на цели и задачи межкультурного воспитания, формирование этнического самосознания детей и юношества. Полученные данные позволяют понять проблемы вхождения личности в новую социокультурную среду, выяснить причины социально-психологической дезадаптации сельской молодежи. Результаты исследования служат основой психокоррекцион-ных программ и диагностики поведения.
Практическое значение исследования и внедрение его результатов в практику. Полученные в работе данные обогащают понимание процессов формирования образа другого /чужого/, появления ряда негативных национальных стереотипов, феноменов этноцентризма, внутригруппового фаворитизма и других феноменов. Эмпирические данные, выводы и обоснования, полученные в результате исследования, могут быть обобщены на сходные ситуации в республиках Российской Федерации, где велика доля некоренного и смешанного населения.Опыт работы в этом смысле может быть распространен.
Материалы исследования психологии этнических различий важны для истории и практики национальных отношений в СССР и России, изучения причин межэтнических конфликтов,разработки концепций, способных определить основные контуры современной национальной политики. Может быть перспективным опыт вы,явления авто-гетеросте-реотипов, психологического своеобразия межэтнических отношений, специфики этнического менталитета, диагностики толерантности в процессе межэтнического общения и взаимодействия.
Результаты исследования важны для организации воспитательно-образовательной практики детей и молодежи Республики Коми,могут быть использованы при разработке концепции развития национальной школы. Понимание этнопсихологических особенностей народа,глубинное осознание своих корней, развитие национальной культуры,традиций и духовных ценностей способствует формированию нового типа представителя коми этноса.
Выявленные нюансы социальной рефлексии различных этносов российского Севера могут быть учтены в процессе семейной психотерапии, в психологическом консультировании, в профориентации, в психокоррекционной работе, в социальной работе , в психологии управления, в этнопсихиатрии, в юридической практике.
Материалы диссертации легли в основу разработанного спецкурса по актуальным проблемам современной этнопсихологии, а также в программу спецкурса по этнокоммуникативной компетентности социальных педагогов, практических психологов и социальных работников.
Разработанная на основе диссертационного исследования программа психокоррекгшонных занятий в молодежных группах по проблемам личностного развития, уверенного поведения, адартации к новой социокультурной среде реализуется при подготовке педагогов в педагогических колледжах Сыктывкара.
Организованы лекционные и семинарские занятия для преподавателей педколледжей по этнопсихологическим проблемам педагогики, осуществляется индивидуальное консультирование педагогов и учащихся,
Псжхокоррекхшонные мероприятия, в частности психокоррекция самоотношения,позволили, создать основу реальной самооценки и творческой самореализации сельской молодежи.
В целях реализации перспектив этнопсихологических исследований в Республике Коми организована на общественных началнх при кафедре педагогики Сыктывкарского госуниверситета лаборатория по изучению проблем развития национальной школы.
Материалы диссертации используются при чиении лекций,прове/ дении семинарских занятий,"круглых столов" в Академии госслужбы Республики Коми для слушателей разных категорий, а также студентов Сыктывкарского госуниверситета.
Апробация работы.
Результаты исследования были заслушаны на Всесоюзной конференции "Системное исследование индивидуальности" /Пермь,1991/, на Первых Международных научных Ломовских чтениях в Москве в декабре 1991 года, на Международном семинаре в МГУ "Проблемы межкультурного воспитания", 3-8 июля 1991 года, на Международной конференции в Одессе "Актуальные проблемы психологической службы", сентябрь 1991 года, на Международных конференциях в Москве: "."Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен", 1-4 июня 1994 года, "Государство и дети: реальности России",декабрь 1994 года, в Санкт-Петербурге "Молодежь в условиях социально-экономических перемен и реформ", сентябрь 1995 года, на научно-практической конференции в Сыктывкаре "О социальном положении женщин в Республике Коми",1995г, на Всероссийской научно-практической конференции в Сыктывкаре "Семья в изменяющемся мире", 9-10 июня 1994 г., на Международной научно-практической конференции в Москве "Семья на пороге третьего тысячелетия",15-18 июня 1994 г.
Результаты исследований обсуждались на ФПК МГУ в 1991 г., на заседании кафедры общей психологии факультета психологии С-Петербургского госуниверситета /1993,1996/, на заседании лаборатории психологии и психофизиологии им.В.Д.Небылицына Института психологии РАН /1993/, на заседании кафедры педагогики и психологии Сыктывкарекого университета /1993,1994/,на заседании лаборатории феноменологии и развития личности РАО /1997/.
Структура и объем работы, .диссертация состоит из введения,
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Выводы
1. Выявлены психологические этнические различия в м витальных характеристиках испытуемых на всех уровнях структуры личности: в интеллектуальной и темпераментадьной активности, в ценност ном самосознании и уровне личностной саморегуляции, в самоактуализации и эмоадонально-гюташационной сфере.
2. Психологическое своеобразие межэтнических отношений обусловлено половозрастными факторами и этнической средой. Выборки подростков и молодежи по сравнению с выборками испытуемых более старшего возраста обнаружили расхождение между невербальными и вербальными характеристиками межэтнических отношений. Расхождение между осознаваемым и нео©ознаваемым уровн.ями межэтнического восприятия свидетельствует о неадекватном восприятии представителей этнических групп, о неадекватном осознании отношений, о существенной роли в формировании негативных гетеросте-реотипов. Выходгщ из нацмояально-смеданных семей отдавались вира-.жеиной интернзльностью в сферах межличностных г; семейных отношений, что определяет успешную с отшально-пскхол огиче с кую адаптацию и позитивные межэтнические отношения.
3. Экспериментально выделены авто- и гетеростереот.^пн представителей трех этнических групп. Обнаружены психологические различия в содержание авто- гетеростереотипов коми,русских и этнических маргиналов. Коми нередко связывали свой образ с отрицательно оцениваемыми качествами, а русские испытуемые - преимущественно с положительно оцениваемыми качествами. Выявлено в целом негативное у коми и позитивное у русских ценностное отношение к собственной этнической группе. Автостереотипы русских выборок, в отличие от коми, обнаружили высокий уровень позитивности, некоторую пере оттенку личностных свойств.
Получен положительный гетеростереотип русского и отрицательный гетеростереотип коми. Детерминанты содержания автостереотипов коми и русских лежали в области психологических факторов, а детерминанты содержания гетеростереотипов - в области социально-психологических факторов, в характере межэтнических отношений. Векторы "Доминирование - подчинение" и "Дружелюбие - враждебность" определяли степень позитивности гетеростереотипов. Направленность и содержание авто- и гетеростереотипов коми ж русских обусловлены степенью этнической идентичности. Гетеростереотшш этнических маргиналов детерминированы непосредственным обыденным опытом общения с представителями коми и русского этноса и отличаются позитивностью.
4. Основными детерминантами межэтнических отношений и понимания являются этническая идентичность, этническая толерантность личности,эмоционально-оценочные компоненты и авто- гетеростерео-типные представления. Этнические установки и этнические стереотипы молодежи в наибольшей мере обусловливают направленность межэтнического взаимодействия. Эмоциональная сторона межэтнических отношений коми и русских отличалась разнонаправленностью: выборка испытуемых коми этноса проявляла к русским устойчивый высокий уровень эмоционального принятия и в целом высоко оценивала характерологические качества, имея при этом пониженное эмоциональное самопринятие. Эмоциональный компонент межэтнических отношений русских к коми отличался устойчивой напряженностью, эмоциональным неприятием, причем в гетеростереотипах подчеркивались негативные характеристики по ряду блоков личностных свойств /скептицизм, недостаток альтруизма и добросердечия /.
В выборках русских испытуемых наблюдались проявления внутри-группового фаворитизма на этно-национальном уровне,а также межгрупповой дискриминации в некоторых представлениях.
5. Ценностное самоеознание, определяющее степень межэтнического понимания, обусловлено фактором этнической среды. Расхождение в ценностных ориентациях и установках испытуемых разных этнических групп является одной из возможных причин межэтнического непонимания. В основе межэтнического непонимания - негативные этнические стереотипы, неадекватное межэтническое восприятие. В выборках этнических маргиналов выявлено межэтническое понимание по большому блоку личностных характеристик / добросердечие»альтруизм, уступчивость,доверчивость/, что благоприятно отражается на позитивных гитеростереотипах и отношениях. В выборках коми ж русских испытуемых обнаружено взаимное непонимание по ряду личностных блоков: доминирование, скептицизм, авторитарность»альтруизм.
6. Обнаружена выраженная интерналъность в сфере межличностных отношений у представителей коми этноса и этнических маргиналов, что обусловливает гибкость поведения и чувство лшчной ответственности в ситуациях межэтнического взаимодействия. Локус контроля в области межличностных контактов определяет уровень разви -тия личностной саморегуляции и готовность к межэтническому взаимодействию. В аспекте психокоррекции самосознания и поведения локусу контроля личности принадлежит важное место.
7. Выявлены факты большей выраженности адаптивных показателей ментальных характеристик у представителей из национально -смешанных семей - этнических маргиналов. Это касается прежде всего уровня личностной саморегуляции, самоактуализации и межэтнических отношений.
8.Осуществлен отбор комплекса методик вербального и невербального характера для реализации актуальных задач этнопсихологии.
9. Обозначен круг личностных характеристик,нуждающихся в психокоррекции. Разработана программа личностного роста и этно-коммуникативной компетентности молодежи.
Заключение
В соответствии с задачами, поставленными в исследовании, основное внимание было уделено психологии этнических различий в самосознании коми и русских. Теоретический анализ предпосылок исследования показал, что в обществе имеется актуальная потребность в более глубоком познании этнических особенностей: психологии и поведения людей, причем эта потребность особенно остро осознается сегодня, когда этничность приобретает фундаментальное значение. Рост этнич-ности на фоне интернационализации общества, перемещение этнической специфики из области материальной в сферу сознания, духовной жизни определяет значимость исследований этнопсихологических явлений.
Традиционная культура повсюду уступает место индустриальному образу жизни, а в ответ на это возрастает этническое самосознание, изменяются этнические установки и ориентации. Изучение всего того, что специфицирует жизнь разных народов, сможет помочь найти пути оптимизации межэтнических отношений, устранения этнических барьеров и предубеждений, налаживания мкжкультурного диалога, а в результате сделает более эффективным управление поликультурными и многоэтническими обществами.
Результаты наших исследований ценностных ориентации в разных этнических выборках подростков, молодежи и взрослых подтвердили гипотезу об особенностях групповых представлений о системе значимых, ведущих ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жиз-недятельности и обусловливающих этническое своеобразие. Показатели ценностного самосознания представителей коренного этноса раскрывают новые грани социализации в условиях социально-экономических реформ. Мир ценностей коми мальчиков связан с активной деятельной жизнью, с эстетическим восприятием мира, а в ценностных установках русских мальчиков наблюдается стремление к социальному признанию,
- 232 потребность в социальном одобрении, собственный престиж. Мир ценностей коми девушек связан с направленностью на продуктивною жизнь, максимально полное использование своих сил и способностей. Целевые ориентации русских девушек связаны с самостоятельностью и независимостью, самодостаточностью и рационализмом. Коми юноши отличались направленностью на семью как на терминальную ценность, а русские юноши характеризовались активной самореализацией, стремлением к общественному признанию, рационализмом. Коми молодежь характеризовалась стремлением к профессиональной самореализации, терпимостью к взглядам и мнениям других людей,причем старалась реализовать прежде всего такие качества, как трудолюбие, аккуратность и исполнительность. Рус екая молодежь отличалась более выраженной уверенностью в своих силах и возможностях, умением не отступать перед трудностями, способностью действовать самостоятельно, решительно.
Исследования подтвердили гипотезу о существовании определенных особенностей в структуре общей интернальности представителей разных этносов. Выборки коми испытуемых характеризовались более выраженным интернальным типом контроля в сферах семейных и межличностных отношений. Выборки этнических маргиналов отличались более выраженными адаптивными показателями локуса контроля личности по сравнению с коми и русскими группами.
Показатели самоактуализации молодежи отражали этнические различия в личностных ориентациях, прежде всего в сфере самовосприятия. Представители русских этнических групп характеризовались более благоприятным самовосприятием по сравнению с коми. Представители коми этноса в пониманий концепции человека в целом характеризовались более позитивным взглядом на природу человека, способностью к целостному восприятию мира и людей, а также стремлением к сотрудничеству и взаимопониманию, выраженной познавательной. ш 233 *** потребностью, творческой направленностью личности. Однако выборки девушек и юношей коми этноса отличались личностными особенностями, препятствующими успешной самоактуализации: неадекватная ориентация во времени, повышенная эмоциональная чувствиетельность и ранимость, неуверенность в своих силах и способностях, пониженное самоуважение и самопринятие.
Экспериментальное исследование эмоциональных компонентов межэтнических отношений свидетельствует об ассоциациях выбранных цветовых предпочтений с эмоционально-личностными характеристиками. Обнаружены значительные различия в эмоциональном принятии коми и русского: во всех выборках эмоциональное принятие "типичного"русского было значительно выше, чем "типичного" коми. В качестве исключения следует отметить представителей коми этноса, которые характеризовались стремлением к эмоциональному принятию и коми и русского. Выборки подростков разных этнических групп обнаружили этническую предубежденность в отношении представителей коренного этноса. Выявлены расхождения в образном уровне межэтнических отношений и вербальных характеристиках, свидетельствующие о неадекватном осознании отношений, прежде всего в выборках русских испытуемых.
Автостереотипы ^соми связаны с параметром "Дружелюбие", а автостереотипы русского отличались значительно более выраженными показателями добросердечия, альтруизма. Гетеростереотипы коми в восприятии русских испытуемых отличались скептицизмом, подозрительностью, повышенной критичностью.
Типичному" русскому приписывались преимущественно директивно-агрессивные тенденции, а "типичный" коми чаще всего характеризовался по категории "Эмоциональность? В восприятии молодежи коми этноса "типичный" русский был достаточно коммуникативным, однако недостаточно эмоциональным, для которого был присущ формализм во
- 234 взаимоотношениях. Выборки этнических маргиналов отличались позитив-* ными гетеростереотипами и коми и русских,что отражает опыт межэтнических: отношений в национально-смешанных семьях.
Сопоставление показателей темпераментальной и интеллектуальной, активности в выборках подростков, молодежи и взрослых отражает значимость для коми групп предметного аспекта, а для русских групп-коммуникативного аспекта темпераментальной активности. Выявленная в выборке коми испытуемых высокая значимость предметной эргичнос-ти свидетельствует о выраженной потребности в освоении предметного мира, о стремлении к напряженному труду, о высокой вовлеченности в процесс деятельности.
В мотивационной структуре молодежи коми этноса доминировал тематический конструкт "карьера", указывающий на повышенную моти-вационную значимость достижения высокого положения в обществе за счет профессионального роста. В выборках русской молодежи с мотивационной структуре доминировала тема "человеческая глупость",отра-жающая стремление к самоутверждению в обладании знанием.
На основании полученных нами данных исследований можно выделить обобщенную модель этнических различий, опираясь на которую можно прогнозировать целый ряд явлений и реализовать комплекс мероприятий психокоррекционного характера, осуществлять практические рекомендации в той или иной сложной ситуации: при завязывании деловых контактов, в вопросах межличностных и межэтнических отношений, в социально-психологической адаптации, в семейном консультировании и т.д.
Практическая приложимость результатов исследования актуальна в следующих сферах: 1. Возрождение и развитие национальной школы в Республике Коми. Психосоциальное развитие ребенка в полиэтническом социуме. Возрождение народной педагогики в воспитании. Поликультурное воспитание и работа с детьми в национальной школе. 2. Этнодиагностическая и этнокоррекционная работа в социуме в различных возрастных группах. 3. Социально-культурная адаптация молодежи. 4. Динамика развития этничности в регионе и обострение конфликтного поведения. Этничность и межгрупповые противоречия в социуме и в семье. Этническое самоутверждение подростков и молодежи. 5. Этнокультурное просвещение в социуме с учетом особенностей межэтнического взаимодействия. 6.Городская и сельская школа и задачи полиэтнического образования. Семья и школа с точки зрения педагогики и методики этнологической работы в республике.
В Республике Коми межнациональные отношения в целом стабильны, однако необходима целенаправленная деятельность по гармонизации межэтнических отношений по следующим направлениям: информационно-просветительская, формирование социально-психологического климата, обеспечивающего благоприятные возможности и условия для взаимопонимания и национального согласия, воспитание тошерантности - чувства терпимости, уважения к иным национальным культурам, традициям,взаимное признание этнической самобытности каждого народа.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проекта "Развитие национальной школы", служит обновлению одного из важнейших секторов российского образовательного пространства -национальной школы. Процессы реформирования национальной школы носят сгюжный характер, поскольку подвергаются воздействию напряжений в сфере межэтнических и межкультурных отношений. Как известно,коми национальная школа была ликвидирована в 60-е годы,что привело к тяжелым последствиям для коми этноса.
В связи с осуществлением программы надаонального и культурного возрождения и развития народов Республики Коми следует выделить перспективные направления исследований этнических проблем: 1.Развитие этнического самосознаний и этнической идентификации. 2.Этничес
- 236 « кие стереотипы поведения. 3. Межэтнические отношения, установки и ориентации,отражающие готовность к межэтническим контакта®,оценка степени неприятия представителей тех или иных этнических групп. 4.Межэтнические противоречия,причины и содержание, прогнозирование профилактика и разрешение. 5.Ценностное самосознание различных этнических групп населения. 6.Этнические факторы развития личности $.Деятельность национально-культурных центров по оптимизации межэтнических отношений, по формированию культуры межнационального общения.
Опыт работы в молодежных группах психологической коррекции и личностного роста позволяет нам утверждать, что уже в процессе работы, а тем более на завершающем этапе значительно меняется самовосприятие, самоотношение и отношение к окружающим. У большинства наших испытуемых повысилась чувство самоценности, был сделан большой шаг в развитии самосознания, однако особого внимания и эмоциональной поддержки требует молодежь из сельских районов -представители коренного этноса. Среди основных свойств личности, поддающихся коррекции, следует отметить блок самовосприятия: самоуважение и самопринятие. Относительно других свойств существуют проблемы психокоррекции и социально-психологической адаптации.
В настоящей работе был использован комплекс методик психологического исследования - результат всестороннего изучения арсенала психодиагностики отечественной и зарубежной психологии. Этот комплекс включил методики вербального и невербального характера и позврлил удовлетворительно решить поставленные в диссертационном исследовании задачи.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Бызова, Валентина Михайловна, Санкт-Петербург
1. Абдулатипов P.P. Природа и парадоксы национального "Я". М.: Мысль,1991.
2. Абдулатипов РгГ. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество //Регионология,1994.-11 2-3.
3. Агеев B.C. Механизм социального восприятия //Психол.журн.1989 № 2.-С.63-70.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.,1990.
5. Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь,1992.
6. Алешна Ю.Е. ,Гозман Л.Я. »Дубовская Е,М. Социально-психойоги-ческие методы исследования супружеских отношений. МГУ,1987.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI. ,1968.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.- 379с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование.Т.1,2. М.¡Педагогика 1982.
10. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. МГУ,1980.- 414с.
11. Арутюнов С.А. Роль и место языка в этнокультурном развитии общества//Этнические процессы в современном мире.М.: Наука, 1987.-С.44-67.
12. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание//Социолог.исследования,1990.- № 7.
13. Асмолов А.Г.,П1яягина Е.И. Национальный характер и индивидуаль ность:опыт этнопсихологического анализа//Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2.М.,1984,- С.257-260.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. М.:МГУ,1990.-С.267-238.
15. Бгажноков Б.X.Этнические образы,общение,личность//Личность всистеме национальных отношений.Вып.3.Баку,1985.-С.78-90.
16. Безносова К.П. Процессы языковой и этнической ассимиляции коренного этноса Республики Коми в 40-80-е годы//Актуальные проблемы политико-правового,социально-экономического и культурного развития Европейского Севера РФ. Сыктывкар,1995.-С.112.
17. Велик A.A. Психологическая антропология. М.,1993.- 190с.
18. Башш Е.Ф. и др. Опросник уровня, субъективного контроля. М., 1993.- 16с.
19. Берар Э. Диалог культур //50/50. Опыт словаря нового мышления. М.,1989.- С.459-463.
20. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.М.,1990.-С.8.
21. Берг Ф. Заметки о зырянах// ВГВД854.- № 29.-С.31.
22. Бодале:в A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982,- С.89.
23. ЗЗ.Бодалев A.A. Личность и общение.М.:Педагогика,1983.-С.92.
24. Бороноев А.0.,Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. С-Пб.,1992.- 142с.
25. Бороноев А.0.,Павленуо В.Н. Этническая психология. С-ПбД 994.
26. Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания//Ценности социальных групп pi кризис общества. М., 1991.- С.59-73.
27. Бромлей 1С.В. Очерки теории этноса. М.:Наука,1983.- 411с.
28. Бромлей 1С.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику //Сов.этнография,1983.- 3.
29. Бромлей 1С.В. Этносоциальные процессы; теория,история,совре-ме нность. М.: Наука,1987.- 332с.
30. Бромлей 10.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука,1988.- 207с.
31. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.,1994.-108с.
32. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.:Наука,1983.- С.128-147.
33. Бутинов H.A. Леви-Строс этнограф и философ //Леви-Строс К. Структурная антропология. М, ,1983.- С.422-466.
34. Вызова В.М. Этнопсихологические особенности воспитательного стиля в семье //Духовная куль тура .-тенденции развития. Сыктывкар, 1992.- С.105-106.
35. В дебрях Севера: Русские писатели о земле Коми. Сыктывкар, 1983.- 334с.
36. Векилска С. К проблеме раскрытия мотивов поведения человека другого этноса в процессе межэтнического общения// Актуальные проблемы современной психологии. МГУ,1983.- С.185-188.
37. Веселовский. Зыряне //Народы России. СПб.,1878^- С.34.
38. Возрастные аспекты онтопсихологии. Под ред. A.A. Крылова. СПб.; СПбГУ,1993.- 95с.
39. Вопросы этнографии народа кож. Сыктывкар, 1985.- 181с.
40. Вундт В. Проблемы психологии народов, М.Д912.- 132с.
41. Выготский Л.С. Собр.Соч. Т.2. Гл.5. М.,1982.- С.246.
42. Вырост И.С. Национальное самосознание:проблемы определения и анализа //Фнлос.и социол.мысль. 1989.-$ 7.-С
43. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации//духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. М.,1990.- С.57-82.
44. Глоссарий по этничности: этнос и этнические процессы. М.,1985
45. Гнатенко П.К. Национальный характер. Днепропетровск: ЛГУ,1992
46. Грен А.Н. Зырянская мифология //Коми му. 1934.-А® 7-10.
47. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.:ЛГУ,1984.
48. Гршцещю В.В, Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей // Этнические факторы н жизни общества М.,1991.- С.53-62.
49. Губогло ivi. Кто мы? Откуда мы? Какие мы? //Этнополис,1992.-№ 1.
50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.,1990.- 503с.
51. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.:Зкспре сс,1992.- 336с.
52. Данзанов G.M. Национальная самоидентификация:состояние»тенденции и пути гуманизации.Автореф. дисс.канд.соц.н. М.,1992.
53. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем//Сов. этногр., 1Э83^-.& 2„- & 66-70.
54. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971.- С.131-146.
55. Дейкер X.П.,Фрейда Н.Х. Национальный характер и национальные стереотипы//Современная зарубежная этнопсихология.М.,1979.-С.23-44.
56. Добрянский В.Н. Женщина. коми /зырянка/. М. ,1928.- 32с.
57. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения//Социэльная психология и общественная практика.1. М.,1985.- С.153-163.
58. Дробижева Л.М. Национальное самосознание и динамика культуры. //Нация и культура. Таллин,1985.- С.48-63.
59. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях:идеология и практика//Сов.этногр.,1991.- Jê 1.
60. Дробижева Л.М. Штрихи к национальному самосознанию русского народа//Русские.Этносоциологические очергси.М.:Наука,1992.С.369.
61. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии //Пси-хол. журн.,1981.- №. 5,- С. 43-54.
62. Емельянов 10.Н. Введение в культурантропологию.СПб.,1992.-63с.
63. Жаков К.Ф. Сквозь строй жизни. СПб.,1912.- С.47-48.
64. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психрлогии понимания. М.,1993.- 116с.
65. Зобов Р.А.,Келасьев В.Н. Некоторые аспекты формирования интег-ративной концепции человека//Человек в зеркале наук.Л.,1991.С.32.
66. Зыряне и зырянский край в русской литературе//Коми му,1927.М-7.
67. Иберла К. Факторный анализ. М»:Статистика,1930.- 393с.
68. Иванов В.В. К.Леви-Строс и структурная теория этнографии// Леви-Строс К. Структурная антропология. М.:Наука,1983.-С.397-421.
69. Конин Л.Г. Понимающая социология. М.:Наука,1979.- 205с.
70. Коган М.Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентацийу горожан//Этнические стереотипы поведения.Л. .-Наука, 1985.-С.34.
71. Козлов В.К.Психологическая ориентация в этнопсихологии//Психо-логические механизмы регуляции социального поведения.М.,1979.-С.20-44.
72. Козлов В.И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня //Этнополис,1992.-$ 2.-С.97-109.
73. Колосов В.В. Отражение русского менталитета в слове//Человек в зеркале наук. Л.:ЛГУ,1991^-0,106-125.
74. Кож легенды и предания. Сыктывкар,1984.- 175с.
75. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар,1983.- 208с.
76. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993. 176с.
77. Кон И,С. Национальный характер миф или реальность? //Иностранная литература. 1968,- № 9,- С.215-229.
78. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей//Социалъная психология. М.:Политиздат,1976.- С. 141-153.
79. Кон И.С. Ребенок и общество /историко-этнографическая перспектива/ М.:Наука,1988.- 27Сс.
80. Кон И.С. М.Мид и этнография детства //М.Мид. Культура и мир детства. М.,1988.- С.398-425.
81. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во 2-ой пол.ИХ нач. XX вв. М.,1983.
82. Конаков Н.Д.Дотов О.В. Этноареальные группы коми:формирование и современное этнокультурное состояние. М.:Наука,1991.-226с.
83. Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.:Наука,1994.
84. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. ¡VI. ,1979.
85. Котов О.В. Культурные ориентации и культурное поведение современных коми и русских//Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Сыктывкар,1986,- С.125-139.
86. Котова И.Б.,Греков A.A. Образовательные структуры как пространство предбытия российского ментапитета//Государство и дети: реальности России, М.,1995. С.145-147.
87. Коул М.,Скрибнер С. Культура и мышление.М.:Прогресс,1977.-261с.
88. Крысько В.Г.,Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. Учебное пособие. М.,1992.- 140с.
89. Ксенофонтова Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности:критерии их определения. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1988.-15с.
90. Куликов В.Н.,Сушков И.Р.,Ципцюк В.Г. Социально-психологиче ский аспект межнациональных отношений//Психол.журн. 1991.М.-С.31-39.
91. Курбатова T.F.,Муляр О.И. Проективная методика исследования личности "Hann -тест". СПб.,1995.- 42с.
92. Кутлнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель //Краткие сообщения йн-та этнографии им.H.H.Миклухо-Маклаи. Н.С.,1949. Т.8. С.3-35.
93. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов //Психол. журн. 1986. J 2 .С.41-51.
94. Лебедева Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. журн. 1989. $ 2. 0.56-62.
95. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.- 195с.
96. Леви- Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика,1994.- 608с.
97. ЮО.Леви-Строс К. Структурная: антропология. М. ,1983.-535с.
98. Ю1.Левкович В.П.,Андруцак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен //Психол.журн. 1995.2.-8.70-81.
99. Леонтьев A.A. Личность как историко-этническая категория // Сов. этногр.,1981г.- $ 3.
100. Леонтьев A.A. Национальная психология и этнопсихология // Сов. этногр., 1983.- 2.
101. Леонтьев Д,Ав Методика изучения ценностных ориентации.М.,1992.
102. Лихачев Д.С. 0 национальном характере русских //Вопросы философии. 1990.-$ 4.-С.5.
103. Личность.Общение.Групповые процессы / Современные направления исследований в зарубежной психологии. М.,1991.- 161с.
104. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,1984.- 444с.
105. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.,1990.- 115с.
106. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.:Наука,1974.- 171с.
107. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.,1994.-287с.
108. Ш.Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.:ЛГУ ,1947.-205с.
109. Максимов А.Н. Какие народы шву® в России. М.,1919.-С.47-62.
110. ИЗ.Маликова Н.Р. Парадоксы межнационального общения.М.,1992.-188с.
111. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах /Опыт этносоциологического изучения. М.,1991.- 183с.
112. Иб.Мархинин В.В.,Удалова И,В. Этнос в ситуации выбора будущего. Новосибирск; Наука,1993.- 208с.
113. Иб.Марцинковская Т.Д. Русская ментальноеть и ее отражение в науках о человеке. М.,1994.- 155с.
114. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.,1982.- С.108-117.
115. Межэтнические контакты и развитие национальных культур.М.,1985.
116. Менталитет:широкий и узкий план рассмотрения.Ижевск,1994.-128с.
117. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:Педагогика,1986.- С.253-254.
118. Мид. М. Культура и мир детства. М.,1983.- 427с.
119. Миронов Е,А. Изменение межкультурных стереотипов//Б.Г,Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии.СПб., 1995.- С.73-74.
120. Муздыбаев К. Психология ответственности.Л.:Наука,1983.-240с.
121. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф. дисс. .канд.психол. наук. М.,1991.- 20с.
122. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.,1985.
123. Мухина B.C. Стратегия воспитания и развитие личности ребенка в современных условиях //Государство и дети:реальности России. М.,1995,- С.42-46.
124. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. М.,1965.
125. Налимов В.П. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян//Дыхание пармы. Сыктывкар,1991,-С.8-15.
126. Налимов В.Н. К вопросу о первоначальных отношениях полов у зырян//Семъя и социальная организация финно-угорских народов. Сыктывкар,1991.-С.5-23.
127. Народы России:возрождение и развитие.Вып.1.Саратов,1991.-100с.
128. Народы Россиивозрождение и развитие.Республиканская комплексная научно-исследовательская программа. СПб.,1992.~135с.
129. Народы России: Энциклопедия. М.:БРЭ,1994.- С.196-199.
130. Национальная духовная культура и образование. СПб.;Образование ,1994.-155с.13$.Национальная психология: анализ проблем и противоречий.Киев: УЖ ВО, 1990.-78с.
131. Национальное и интернациональное в современном мире. Кишинев, 1981.- 386с.
132. Национальные отношения в Коми АССР:история и современность. Сыктывкар,1991.- 156с.
133. Немшилова З.Я. Коми народ в русской литературе XIX века. Сыктывкар,1968. 87с.
134. Никифоров Г.С.,Филимоненко Ю.И.,Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. Л.:ЛГУ,1986.- 43с.
135. Новиков А.Г. Через терпимость и понимание к возрождению духовной культуры этносов//Толерантность.Якутск,1994.-С.17-30.
136. Обозов H.H. Психология межличностных отношений.Киев,1990.-191с. 141.Общая психодиагностика.Под ред.А.А.Бодалева,В.В.Столина.
137. М.:МГУ,1987.- 304с. 142.0всянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности.Петербург: Время,1922.- 38с.
138. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л.,1967.
139. Первая этнопсихологическая лаборатория в России//Вопросы психологии.1990.- $ 4.-С.159-160.
140. Петрова A.C. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии: к постановке проблемы//Сов.этногр. 1987.- 3.
141. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль но-психологического тренинга. МГУ,1982.- 167с.
142. Петровский A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода//Вопросы психологии. 198.1. 1.
143. Психологическое обеспечение социального развитая человека. Под ред. А.А.Крылова. Л.:ЛГУ,1989.- 149с.
144. Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. Л. .-Наука, 1977.- 262с.
145. Платонов 1С.П.,Почебут Л.Г, Этническая социальная психоло-гия:Учебное пособие. СПб.,1993.- 109с.
146. Попов К. Зыряне и зырянский край. М.,1874.- С.89.
147. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии.М.: Наука,1964.- 12с.
148. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история// История и психология. М. .-Наука, 1971,- С.7-35.
149. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этничеакого самосознания. М.:Наука,1973.- 14с.
150. Практикум по психодиагностике. М.:МГУ,1984,- 151с.
151. Реан A.A.,Ермишкин М.Ю. Социальные стереотипы в оценке национальной психологии//Обновлениемежнациональные отношения и перестройка. Л. :Jîe низ дат, 1989.-С. 147-149.
152. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности.СПб.,1996.-39с.
153. Республика Кож в цифрах. Сыктывкар,1992.- 23с.
154. Рогачев М.Б. Национальный состав браков в Коми АССР//Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР. Сыктывкар,1936.- С.93-108.
155. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.,1959.
156. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.,1989.
157. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психол.журн. 1989. № 1.-С,10-21.
158. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М.,1990.-60с.
159. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий:некоторые итоги и ближайшие задачи системных иссле-дований//Психол.журн. 1991. Je 5.-С.3-17.
160. Русские : этносоциодогиче с кие очерки. !.L : Наука, 1992. -С. 210-212.
161. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дцтахреренштальная психология.Л. ,1990.
162. Рыжова C.B. Опыт эмпирического исследования межэтнического восприятия/ на примере русских в Эстонии/ //Этнические факторы в жизни общества. М.,1991.- С.41-52.
163. Рыжова C.B. Установки этнического самосознания русских // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.,1994.-С.110-124.
164. Савельев JI.SПотапов Л. Как живут народы северного края. М.-Л.,1928.- С.42-60.
165. Савоскул С.С. К вопросу о культуре как факторе формирования национального самосознания //Духовная культура к этническое самосознание наций. М.,1991. Вып.2.- С.158-177.
166. Савоскул С.С. Социально-этнические проблемы русского народа //Этнополис. 1992.-й 1.-С.94-106.
167. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А.Ядова. Л.:Наука,1979.-264с.
168. Свенцицкий А.Л. Руководитель : слово и дело.Сониально-психоло-гические аспекты. М.:Политиздат,1983.- 159с.
169. Сем Ю.А. Национальная духовная культура и проблемы образования //Национальная духовная культура и образование. СПб., 1994.- С.17-27.
170. Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифологических представлений коми /зырян/, СПб.,1992.- 152с.
171. Семья и социальная организация финно-угорских народов. Сыктывкар,1991. Вып.49.- 122с.
172. Сергель C.B. В зырянском крае. М.-Л.,1928.- 79с.
173. Сидоров A.C. Знахаретво,колдовство и порча f народа коми. Л.,1928.- 190с.
174. Ситарам К.Догделл Г. Основы межкультурной комяуникации //Человекглит-общ.журн. 1992.- № 2-5.
175. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. СПб.,1994.- С.52-53.
176. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. М.,1933.
177. Современная западная социология:Словарь. М.,1990.- С.350.- 252
178. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная: структура этнического самосознания// Познание и общение. М.:Наука,1988. С.111-125.
179. Соловьев В.В. Традиции трудового воспитания детей у коми крестьян в XIX нач.XX века//Традиции и новации в народной культуре коми. Сыктывкар,1983.- С.30-51.
180. Соловьев В.В. Традиции межсемейной трудовой вщаимопомощи у коми крестьянства в прошлом и настоящем / /Традиции и современность в культуре сельского населения Коми АССР.Сыктывкар, 1985.- С.28-41.
181. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии //0 России и русской философской культуре. М. ,1990.-С.464-472.
182. Социально-демографическое развитие Российского Севера.Вып.9. Демография и социология. М.,1993.- 223с.
183. Старовойтова Г. В. rie которые методологические аспекты определения предметной области этнопсихологии //Социальная психология и общественная практика. М.:Наука,1985,- С.127-137.
184. Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан //Этнические стереотипы поведения. Л.:Наука,1985.- С.22-33.
185. Степанов В.В. Этноэкологическая экспертиза для изучения проблем межнациональных отношений"//Этнические факторы в .жизни общества, ш.,1991.- С.26-40.
186. Стефаненко Т.Г.,Шлягина Е,И.,Ениколопов С.Н. Методы этнопси-хологиче ского иселедования. М.: МГУ,1993.- 00с.
187. Субъект и социальная компетентность личности. Под ред A.B. Брутплинакого. M., 1995. 167с.
188. Сусоколов A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты//Сов.этногр. 1973.-Jí 5.
189. Сусоколов A.A. МЕжнадиональные браки в СССР. М.,1987.
190. Сухарев A.B. Этнопсихотерапевтический подход к человекув условиях современного кризиса его экосистемы //Мир психологии и психология в мире. М.,1994.-С.63-73.
191. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л.,1972.
192. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М.:Наука,1985.- 152с.
193. Таксами Ч.М. Актуальные проблемы саморазвития народов Севера России //Этничность.Национальные движения.Социальная практика. СПб.,1995.- С.2И6-257,
194. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М.,1993.
195. Тобуков П.З. Толерантность.как форма разрешения межэтнических противоречий//Толерантность.Якутск,1994.- С.121-122.
196. Традиции и новации в народной культуре коми.Сыктывкар,1983.
197. Традиционная культура народа коми.Сыктывкар,1994.-С.118-122.
198. Трапезникова Т.М.,Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии,1985.5.
199. Триандис Г.,Малпасс Р,Дэвидсон Э. Психология и культура // История зарубежной психологии/ЗО-бОгг.ХХв/.Текеты.М.,1986,-С.293-311.
200. Трутовский В. К вопросу о русских национальных цветах и отипе государственногоЗнамени России//Русский Архив.М.,1992.-№ 2.-С.22-24.
201. Трусов В.П.»Филиппов A.C. Этнические стереотипы//Этничеекая психология.Этнические процессы и образ жизни людей.М.,1984.
202. Трусов В.П. Об экологии межэтнического общения// Обновление межнациональные отношения и перестройка.Л.,1989.-С.144-147.
203. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления.Таллин,1988.- 344с.
204. Удмурты:историко-этнографические очерки.Ижевск,1993.-388с.
205. Узнадзе Д.К. Психологические исследования.М.,1966.-С.274.
206. Фаузер В.В. Влияние миграции на численность и состав населения республики Коми. Сыктывкар,1992.Вып.293.-С.13-14.
207. Филиппов В.Р. Кз истории изучения русского национального самосознания//Сов.этногр. 1991.-J$ 1.-С.25-33.
208. Финно-угры и славяне. Сыктывкар,1986.- С.139.
209. Франкл В.Человек в поисках смысла.М.:Прогресс,1990.-365с.
210. Хайду П.Уральские языки и народы.М. .-Прогрессс, 1985.-С.430.
211. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.-.Педагогика, 1986.
212. Цветовойтест отношений// Общая психодиагностика. М.,1987.1. С о S 2 •
213. Цветовой тест отношений //Практикум по психодиагностике. ГЛ., 1988.
214. Ценностиисимволы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М,,1994.- 236с.
215. Чебоксаров E.H. Этногенез кож по данным антропологии //Сов. этнография,1946.- 2.
216. Человек и общество глазами современных этнологов и антропологов: По материалам XII международного конгресса этнологических и антропологических наук. Обзор.М.,1990.
217. Чехочинска М,Дресслер-Холохан В. Этнические установки и поведение в условиях региона / на примере Польши/ //Этничность. Национальные движения.Социальная практика. СПб.,1995.-С.218-234.
218. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции
219. Социальная идентификация личности. М7$ 1994,- С.41-49. 232.Чеснов Я.В. Этнический образ //Этнознауовые функции культуры.
220. Шевеленкова Т.д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире //Психология личности в условиях социальных изменений. М.,1993,- С,21-36.
221. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.- 475с. 237.1.11ихирев П.К. Современная социальная психология в Западной1. Европе, ,1985.
222. Шихирев П.К. Проблемы исследования межгрупповых отношений //Психол. >чурн. 1992^- * 1. -С Л5-23.
223. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию Вып. 1. М. ,1927.-147с.
224. ДОпет Г.,Поржезинскии В.»Челпанов Г. Докладная записка об учреждении кабинета нтническойи социальной психологии // Вопросы психологии* 1990.—}£ 4.-С.159-160.
225. Штрихи этнополитического развития Коми Республики Т.1. М.,1994.- С.12-31.
226. Эмир Е. Контакт и изменение в межгрупповых взаимодействиях //Иностранная психология. 1994. Т.2.-А& 2.-0.32-37.24.3 о Этниче с кие стереотипы мужского и .женского поведения. СПб.; Наука,1991.- 320с.
227. Этнография,антропология и смежные дисциплины: соотношение предмета и методов. М.,1939.- С.11-19.
228. Этнографическая наука и этнокультурные процессы:с-пособы взаимодей ствяя СПб.,1993.- 247с.
229. Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах. М. ,1979.
230. Этнокультурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. М.,1986.
231. Этнокультурные процессы в национально- смешанной среде.Сб.ст. М. ,1989.
232. Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия народов. ^.,1995.- 40с.- 257 250.251. 252«253.
233. Alport a.Ö.The fnterkultural sensitizer or culture assimilator A cognitive app roach//Handbo ok of intorlcultural training.j o • t -.r ■!- fi 1 oi/o c- o 0 ü. . C i/L» ) l^'w'Ji
234. Austin, Paul Britten. On being Swedish. Reflektions towards a better understanding of the Swedish character. Coral Gables (Fla) ,Univ. of Lliami press,13CC.
235. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // //Cultures in contact. Oaford otc.,19-2.этнопсихологические проблемы развития личности.Баку,1985.-140 с.утнопсихологические сюжеты /из отечественного наследия/.М., 1992.- 200 с.
236. Этносоциальные процессы /программа исследования и некоторые результаты/. Нальчик, 1989.- 175с.I
237. Deutsch к. Bonfliktregelung: Konstruktive und destruktive Prozesse. I junchen,1976.269• De vos3George A., Boyer L. Symbolik analysis cross-culturally: The Rorschach, test.Berkeley:Univ. 01 California press э 1 j ■■■) .
238. Duijker H. C. ,1'rejda K'.H. national character and national stereotypes. Amsterdam.1960.X1, 238p.271« Bundes A. Life is like a chicken coop Iddder; A portr, of Gerra. culture through folklore. 1\. Y. ,1984.
239. Eysenkk H. I. ,Rachman S. lieuroseu-Ursachen und Heilmethoden. Berlin,1972.
240. Bissen! H.-J. Personlichkeitspsychologie.Gottingen,1991 •
241. Forgas I.P. Soziale Intoraletion und Kommunikation: Bine Einführung in die Sozialpsychologie. Y/einheim, 1992.
242. Brey В.,Greif S. Sozialpsychologie: Bin Handbuch in Schlusselbegriffen . L'un с hen-V/einheim, 1987 •
243. Heaven p. Locus og control and attitudes to authority among adolescents// pers. and Individ. Differ.,1983.H1. p.181-183«
244. Hewstone II. »Jaspers J. Cross-cultural interaction,sozial attribution and inter-group relations // Cultures in Contact. Studies in cross cultural interaction. 17.Y.,1982.P.127-157.
245. Ho rimer „:. guperimonte aur Sosialpsychologie .3em-Stuttgart-\vien. 19u-1.
246. Kegan R. Die gntwicklungsstufen ties Selost. Liunchen, 1936.
247. Klineberg 0. Contact between ethnic troupe: A historical perspective of some aspects of theory and reseach //Cultures in contact. Oxford, etc. ,1932.
248. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theoryof Act&on //Parsons T. Towards a General Theory of Action. Cambridge,1951.C.383-433.
249. Kluckho.hn C. ,Strodbeclc F. Variation in the Value Orientation. Evanson,1961. C.90.233» Jonass E. ,Hev;stone LI. The assesnent of national stereotypes:
250. Rokeach ¡,1. Some unresolved issues in theories of beliefs, attitudes and values. In: ilebraska Symposium on liotivati-ОП. 5 1 ^ о 9291« Seppo Lallukka.The East finnik minorities in the Soviet Union: An appraisal of the erosive trends.Helsinki.1930.
251. Seppo Lallukkk. Assimilation and its measurement: Finno
252. Taylor D.L:. ,Aboud P.S. Ethnic stereotypes; is the concept necessary? // Canad. psychol.,1973,7.14,P.330-338.
253. Taylor D-II.3Jaggi J. lithnocentrist and causal attribution in a South Indian context J J J.Gross-Cultur.Psychol.1974.73.2). 5,IH. P.162-171.
254. Inkeles A.Levinson D. National Character: The Study of Modal Personality and Social psychology. In; Lindzey C. and Aronson E. The Handbook of Social Psychology.-London: Addison-',/esley, 19 69-Vol. 1 v.
255. Ethnic identity/ Bds.G.de Vos,L.Romanucci.Ross. Chicago,1. , 1 9 o 2. P. A.
256. Pettigrew Т.I1. Personality end sociocultural factors in intergroup attitudes: a cross-cultural comparison.-J. of confl.resol.s1958>v.2.
257. Riggs p.w. Ethnicity,Nationalism,Race,Minority: a Semantic Onomantic Bxersice// International Sociology,1991• Vol. 6.1'J. 3.
258. Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilisation.Chicago,195С.
259. Sharif LI. ,Sherif C. Social psychology. HY Y. ,1969«
260. Smith K. The Russians. -ii. Y. :Ballantine , 1977 •
261. ЗЮ. Smith ¡«.3. Social Psychology and Hunan Values. -Chicago:
262. Aldine publishing Company,1969« 311» Spiro E.g. A cross-cultural Study of Some Supernational Beliefs// Aaercan Anthropologist,1953«Vol.60.
263. Hollowell A.I. Culture and Experience.Philadelphia,1955* 313» She making of psychological anthropology/ Ed.G-. Spindlcr.г;т."'п 1 ;r.r 5 1 Г): '0 .
264. Anthropology. I7.Y. , Chicago, 1369» 315' V.'illiams E.L.» Values. Ins ghils E. (ed.) International Encyclopedia of the Social Science.E.Y.,1963.
265. Savalloni ц. Values. In: Triandis К. C. ,Bristin Я. V/. Hand-bo о 1: of Cross-Cultural psychology.Boston etc.,1930.Vol.V.317. lyfe H. The Illusion of ¡rational Character.-London,1346.
266. Benedict R. patterns of Culture»Boston,1934«
267. Devereux G-. Ethnopshchoanalysis. Berkley, Los Angeles , 1 973.
268. Devereux G. Basic problems of EtImopsychiatrie.Chicago,1930.
269. Keesing R.E„,Keesing F.lw. New perspectives in Cultural Anthropology .11. Y. , 1971 о
270. Glaser IC. ,i*oyniho.n I). ¿Jthnicity: Theory and experience. Cambridge,197 5«■323« Taj fei H.,Eraser G.(eds.) Introducing social psychology. London,137G.