Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Регуляция психических состояний в процессе подготовки киноактера

Автореферат по психологии на тему «Регуляция психических состояний в процессе подготовки киноактера», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Потапов, Николай Николаевич
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Регуляция психических состояний в процессе подготовки киноактера"

ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт обшей и педагогической психологии апн ссср

На правах рукописи

ПОТАПОВ Николай Николаевич

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ состояний В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КИНОАКТЕРА

19.00,01. — Общая психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученей степени кандидата психологических наук

Москва — 1990

Работа выполнена во Всесоюзно« Государственном институте кинематографии имени С.А.Герасимова.

Научные руководители: кандидат психологических наук

П.А.ЖорСЕ;

кандидат педагогических наук

A.В.Родионоб.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук

О.ВЛашкевич;

кандидат психологических наук

B.И.Моросанова.

Ведущие учреждения: Пермский Государственный институт

культуры.

Зашита состоится " //ОЯ 1990 г. в . чае.

на заседании специализированного Ученого совета _ ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Адрес: Москва. 103009, пр. Маркса, д. 20. корп. "В".

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ обшей Л педагогической психологии АПН СССР.

Автореферат разослан " _1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат психологических наук

Т.Н.Баркова

ОТТЙВШ

• наг» ..тд-5л ;ертаций

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Сложившаяся практика подготовки киноактеров требует совершенствования как в направлении пояска путей реализации физического и психического потенциала актера, так и в направлении выбора средств и методов, оптишзиругаьих его состоя- , низ в сложных, а нередко и экстремальных условиях творческой деятельности. К числу таких средств можно отнести Зязичесиув культуру и спорт, а также специализированные средства психической регуляции, применяемые в рамках так называемой психологической подготовки. В этом случае появляется возможность к о м-плексного воздействия на психическое состояние киноактеров как путем собственно выполнения физических упражнений, так и путей использования психорегулируюших средств, основанных преимущественно на представлениях о физической деятельности. Такого рода комплексный подход позволяет, в частности, оптимизировать психические оостояния студентов - будущих актеров - в условиях учебной и творческой деятельности.

Келью дисдоруапяонной работы явилось изучение и совершенствование процесса подготовки студентов-актеров к будущей профессии путем обучения навыкам психорегуляции на основе комплекса элементов физической и психической деятельности.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что для совершенствования профессиональной подготовки актеров необходим комплекс средств, оптимизирующих их психическое состояние и опосредованно - собственно творческую деятельность. Такой комплекс основывается на элементах физической (спортивной) и психической деятельности психорегулирущего характера. При этом физкультурно-спортивная деятельность способствует, с одной стороны, овладению профессионально необходимыми навыками, а с другой стороны, воздействует на процесс развития необходимых психических каче-отв и стимулирует психические состояния, адекватные деятельности киноактера. При выборе средств регуляции на основе сочетания физических и психических элементов необходим учет индивидуальных особенностей будущих актеров со стороны проявлений личностных свойств, психических качеств и навыков управления овоим телом, а также представлений о нем.

Научная новизна. В работе впервые предпринят комплексный подход к исследованию проблемы соотношения физического и психического в процессе подготовки киноактера к профессиональной тво]>-мос5?ой деятельности. Этот комплексный подход реализуется в двух направлениях: во-первых, актер как субъект творческой деятель-, ностн рассматривается как сложный многомерный объект исследования с наличием определенных иерархически соподчиненных уровней психического и физического, проявляющихся в определенных психических к флатастх качествах, свойствах личности и типичных пспхкчоских состояниях, возникающих в тех или иных условиях творческой деятельности; во-вторых, комплексность распространяется на выбор средств поихорегуляюии студентов-актеров в форме физической деятельности лсяхорегулирущих упражнений»

Определены наиболее тигагадно свойства личности акторов, а также психические качества как проявление специальных творческих способностей; эти свойства и качества типизированы с целью разработки индивидуально-групповых вариантов методики опги?.гизадан психических состояний. Установлено, что физкультурно-спор-тишал деятель,".ость является благоприятным фактором психического сопорканстэованля актора, в частности, развития умения (возможно, дата непроизвольного) регуляции эмоций. Выявлен факт взаимовлияния следующих компонентов творческой деятельности актора: особенности качеств и свойств личности, $пзичеоков развитие в двигательный опыт, степень овладения приемами психической саио-рогулящш.

Практическая значимость. Разработаны методические подходи к пешжонпп эффективности творческой деятельности студентов-акторов путем полевого использования фкзкультурно-спортишой деятельности я овладения навыка® психорегудягои, опредвлядаши содержание психологической подготовки. Определены наиболее эффективные средства "снятия" неблагоприятных психических состояний актеров в зависимости от их индивидуальных особенностей. Разработана техника применения средств психической регуляции в про-госсо обучения студентов-акторов.

ПододеЩЩ. ЖРШагс.Ка-ЗЭДШг

- профессиональная деятельность киноактера имеет такой аналог как спортивная деятельность в характеризуется блазюш но

механизма психическими состояния.®, что позволяет использовать в качестве регуляции фгзическиз упражнения и средства психологической подготовка спортсмена;

- совершенствование профессиональной подготовки актеров воз--монно о помощью комплекса средств физкультурио-спортивной доятиль-кооти и психорегулирулцих упражнений, в основу которых иолояоно представление образа, представление движений и представление состояний, адекватных моделируемым ситуациям творческой деятельности;

- психическая и $азичеокая деятельность как средство регуляции обусловлена индивидуальными особенностями актера: степень овладения профессиональными навыками, фкгзическоо развитие и уровень психических качеств, характерные свойотва личности и типичные психические состояния.

Структура рабртц. Диссертационная работа состоят из введения, четырех глав, выводов и списка литературы. Работа изложена на 149 страницах маилнописного текста, вклотая 13 таблиц. Сшоок литературы оодоржит 186 отечественных и 32 шострашшх источника.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Выполнить профэссиографгаеский анализ деятельности актеров кино.

2. Выявить особенности свойств личности, психических качеств и типичных психических состояний студентов, готовящихся к актерской профессии.

3. Определить специфику влияния специальной профессиональной подготовки на психическое состояние студентов.

4. Установить особенности комплексного влияния средств фпзкультурно-спортишой деятельности я психорогулядаи на психическое состояние актеров.

5. Разработать методические рекомендации по дги$фэранжированному совершенствованию профессионально-прикладной подготовка студентов-актеров в связи с индивидуальными особенности« психических состояний.

Мотодикк исследования, применяемые для решения поставленных ).чдач, условно гюто распределить на две группы:

1. Методики анализа содержательного состава творческой деятельности (кинематографической) - сода относятся наблюдение, ан-кетпровалпв и интервью.

2. Методики психологического иследования, которые в свою

очередь распределяйтея следующим образом:

- методики исследования свойотв личности (1&-$акторннй тест

Коттелла);

- методики исследования психических состояний (самооценка состояния по методике семантического дифференциала ССАН; регистрация психофизиологических показателей - тремор, электрокож-ноо сопротивление - Э}СС и квазистаааонаршхй потенциал - КСП, оо-йпссг.рогашыо до и после деятельности);

- методики исследования психических качеств (быстрота н

voчность сенсомоториих реакций; особенности когнитивных функций).

Для получения исходных данных и выбора конкретных направления исследования нами было проведено предварительное анкетировала подуй« специалистов в области кяносотрудннков ВП!К (сы.ирк-лочйше), Анкетирование проели 25 педагогов, в том числе профессоров - 4, кандидатов наук - 6, Народных артистов СССР - 2, За-слр/.еинцх деятелей искусств СССР - 3.

Данные анкетирования использовались тагам для разработка пскхограшы творческой деятельности актеров, что дополнялось показателями, полученными в процессе наблюдений за творчества специалистов на занятиях по мастерству актера (всего 5G занятий).

Экспериментальные исследования проводились со студентами ВПК постановочного факультета (50 акторов).

Фоновые исследования (оценка физического развития, физической подготовленности, свойств личности и урошя развитая понхв-чоских качеств) осуществлялись во вреыя зиших каникул (февраль, 1983 г.), помимо втого'абитуриенты тестировались, »о время конкурсного отбора и экзаменов (паль, август IS8? г.).

Основное исследование по коишюксной методике проводилось в процессе учебного года о наделением следущих основных ситуаций: I) экзамен; 2) конкурс; 3) диплошай олектакль; 4) тренировка. До и после этих значимых для профессиональной деятельности ситуа-

щй снималиоь показатели, свидетельствуете о состоянии испытуо-мого. Педагогичоокий эксперимент проводился в 1986-198? и 1937-1588 учебных годах (испытуемые - 26 актеров). Организация и хол-кретаое содержание педагогического эксперимента описано ниже.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЙССЩОВАНИЯ И ИХ ОБСУЗДШИБ

I. Особенности творческой деятельности актспоц. Для содержательного состава творческой деятельности киноактеров нами проведено анкетирование ведущих специалистов в'этой области ~ преподавателей ВГИК.

Эксперты считают, что наиболее значимыми навыками я приемами управления профессиональной деятельности являются (табл. I):

- навык оаморегулдщи в процессе творчества ( 5=4,32^0,27 по 5-балльной оистеме);

- приемы управления своим психическим состоянием (х =4,21+ ±0,33); ~

- навык владения своим телом (X = 4,20+0,29;

- навык сценического перевоплощения = 4,1^0,30);

- навык управления мишкой (5с =4,15+0,15).

Перечень ведущих навыков не только определенны?.! образом раскрывает содержательную сторону деятельности киноактера, но и подчеркивает взаимосвязь физического и психического компонентов творчества и соответственно указывает на необходимость в процзс-ое профессиональной подготовки, о едной стороны, овладевать приемами управления собственным психическим состоянием, а с другой стороны, развивать необходимые физические качества и овладевать навыками управления скелетной мускулатурой.

Необходимо отметить, что при несомненном понимании единства физического и психического компонентов в творчестве киноактера некоторые специалисты в своих экспертных оценках отдают предпочтение первому, а некоторые - второму компонентам. Например, руководитель мастерской игрового кино, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР,доцент Й.М.Кварикадзе особо подчеркивает роль навыка владения собственным телом в профессиональной деятельности актера, тогда как декан постановочного факультета ЕШК, доцент, кандидат искусствоведения А.Р.Юренев - навыка приемов пои-хорегулявди. В то же время в дополнительном разделе анкеты он

' гимллшо подчеркнул ва-ююйшую проблему, которая отоит сейчас ■•'Н-.м: исследователями в области кино: "Взаимосвязь физических :!-шжмоск'лх нагрузок и их взаиморегуляция в условиях творчес-

¡■■IДОЛГОЛЫЮО1'"".

Таблица I

Экспортные оценки наьыков творческой деятельности киноактера

! Статистические значения

11ЯЕШ<И и цряош деятельности } акопертных оценок

! X 1 т ! 5

Т- -ч.управления своим ислггеесюш <..ч:':с-лнксм 4,21 ¿0,33 0,26

\.",![жкс споцаашшх дшгатолышх ::.чь;;ког. 4,04 ±0,23 0,18

■1:ич1!; сценического перевоплощения 4,19 ±0,30 0,26

Члгчлс саморегуляции в процессе ¡"¡яггельиости 4,39 ±0,27 0,12

иогадш, направленные на восстановление после деятельности 3,05 ±0,41 0,37

Издпк хшдокия своим толом 4,20 ±0,29 0,31

К-тда вхохдеипя в состояние "публичного одиночества" 3,98 . +0,46 0,40

Г1;игатслышй навшо: владения предметом 3,21 ±0,42 0,31

Нлпык управления мимикой 4,15 ±0,15 0,20

Плеук владения голосом 3,90 ±0,21 0,32

Как показывает экспс-ргиза (табл. 2), ооношое время а профессиональной дзятельностн киноактера занимает ккносъешш С 17,2 %), затем вдот озвучиваиио радиоспектаклей, дублирований Л'.ль?.юп (10,5 %), (¡шэтескнй тренинг (10,2 %). При том, что ?.3,6 % времени уходит на активный творческий отдух, нельзя признать удовлетворительным положение, при котором 13,6 % времени работы актера уходит на нетворческий кошонент деятельности. &го подчеркивает и сами эксперты, считая, что в "идеале" на нетвор-чсскуи работу долото уходить не более 8,3 % времени. Очевидно, в сокращения непроизводительной части актерского труда, в сити-г.язацпп условий творчества акторов можно найти нвеспользованнив до сего времени резерва. Такой резерв экспертами безоговорочно

предлагается использовать на поихический и физический тренинг. Причем, осли п отновюкии физичеокого тренинга реальное положоюто веией моюто признать в какой-то мере удовлетворительным (необходимо увеличить парциальный обгом такой работ» на '3,2 процента), то в отнопении психичеокого тренинга существующею положение датой никак ке удовлотиоряет требованиям к исполнителю со стороны ' современной проносил киноактера: как считает эксперты, необходимо парциалтхчый объом психического тренинга увеличить на 15,3%.

Таблица 2

Экспортные оцонки временных характеристик компонентов деятельности кшоактороп

[ I Парциальные характеристики I

! ! дояголшости (%',) !

I Параметры деятельности !---I

I I реальная ! "идеальная" !

¡ййзичэокиЯ тренинг 10,2 16,4

Психический тренинг 5,6 20,9

Работа над гримом 0,7 2,5

Съемка 27,2 20,2

Озвучивание созданного образа 3,6 4,1

Озвучивание радиоспектшслей, 10,5 6,5

дублирование ({ильмов

Нетворчеокий компонент деятельности 13,6 . 8,3

Отдых 28,6 21,1

* 100,0 100,0

2. Характеристики личностных особенностей ступттоц-ащъ» 222. Исследования о помощью 1С>-факторного теста позволили выявить наиболее ярко проявлявшиеся (в количественном выражения) в определенных комбинациях некоторые базисные свойства личности студентов-актеров (табл. 3). В случае, когда свойптво встречалось не менее, чем у 75 % обследуемых, мы отавили в таблица 4 знака х х х х; в случае, если показатели встречались в 50 процентах случаев - знак х х х; 25 % х х; менее 2Б % -, х При анализе экспертных оценок в том случае, если средний балл оценки приближался к 5 '4 < 5), а также ставился знак пк х; если приближался к 4 (3 < 4) » х х х; если к 3 (2 < 3) - п;

ос ли мзи ко. 2 - х. Хгк показывает распределение озсспертпшс п 3i-'ciiejaveitr,':jiiít¡¡x оцонок, обнаруживается довольно близкое оход-otdo молду №опвртюнгальыс ашюдвннют и типичными (но такк<» "ттатолкшьш", если учитывать назначение экспертизы и Пашем случае) свойствами личности. Наиболее значимы;® личностными свойст-

студонтсв-акторов являются: пктидаооть, эмоциональность, общительность, о 'mace волевые проявления. Экспертиза показывает, что ста жо ¡««но отнести инициативность (Зс = 4,09 + 0,33),плао-тпшпвгъ о!Ю1Яои1.гыпо: реакций (X = 4.К + 0,29), уравновешенность нершкг ;г:о;.'Осоо» (S <= 4,22 + 0,30). Однако эти особенности .личности ко накаляются с понсш.и 16-ти фзияорного тесте., они установлены нош гшь на основании экспортных оценок.

Таблица 3

Сршштолшне оценки соотношения реальных и яелатплышх свойств личности студентов-актеров

Свойства личности

! Эюопвримекталь-!Типичные (по ! }но выявленные !оизпортпим оцш-J J_L .....Ш1_____________1

Á (эмоциональность)

О (амогсюнсл1»ная устойчивость).

XXX

X

XXX Í

Г' útaoTOttcnjocTi)

II. ' (обдагтелыгэсть)

ОЙ (вь1чшпшоотт. всмш, актившздть)

X X

X X X X

XXX

X

XXX X X X X

следования по колтлеизу ыетодяк с пошаьи электронной система '4чрмк' "Щуйдат" (Австрия) позволило оценить уровень перцолтишкх ¿слхомэторках качеств студентоЕг-актеров. Помимо ицявкдуалиых лс.'азатчзлаК, применяемых ь далшейаеы при выявлении типичных ва-рпатов потаяческой деятельности, представляет юггорсс сравни-■тали'ый едогаэ 'двух групп испытуема (й Т - вшускст.та ыосков-сшх Я> 2 - выпускали ккол Азербайджана, табл. 4).

Ъ.'двух случаях различая статвстичесют квдостошрпг; когда •зрашивледсл показатели бнстроты сенсоуэторных реакций к точ-

постло-скоросггтых характеристик когнитиншк процессов: очевидно, р«чь идет об индивидуальных различиях истетуомнх по проявлениям найрсдинамических свойств.

В трех случаях обнаружены доотоворнве статистические различия, причем с высотам уровнем доверительности (Р < О,С.:.). В двух случаях преимущество имеют выпускники московских школ (по быс7-' роте обнаружения сигналов и быстроте реакции на усломмцио ког-ннгашых задач) и в одном случае - выпускники Азербайджана (по опорос та адаптации и когнитивной мобилизации). Оче.видас', таию существеннее различия опроделштгся большей иге£орг.гаровгиност£-ю воскнгчей, высокие темпом их кизнл. Выпускники пори$ериЛшх икс л легче адгмггируютая к слояяым условиям и привычно мобилизуется на преодоление трудностей.

Таблица 4

Ранжирование испытуемых но результатам комплексного эксперимента

¡Груп-I па !

! Точи осгасЯ Реакция ! Ско- '

!скоросшш? на ус-! уооть ¡п^лп^-га ПЬггег-В.астро-! хаоакте- ! лошо.'гао !,чдагг:а- !иип"|^''0~1р1уп.5>ая

та !рястики !когии реакций 'ксгнитивЧтишых !кнх кро- ¡задач |цесеов

ЙгаЗяЫоигкалов I ! ! !

I

1ноЙ мо- ! !билиза- ! ! ции I

! оцонда '

Г.

6.2В57 3.7733

7.1429 3,5322

6.7143 2.6984

4.4286 3.40В7

6.1429 2.6095

5.8071 2.8М6

П. 5.4444 6.5556 4.7778 6.4444 4. НИ 5.2222 3.6788 1.4240 2.4889 2.4552 2.1473 3.1929

-л— - -- --- ----— _ — — — ----......-------

>0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,01 < 0,01 > 0,05

при

4а 1

Когда сравниваются интегральные оценки, то стаггстэтгскв достовернее различий мы не обнаруживаем. Можно о читать,- что здесь т найявдаем целесообразную компенсацию типичных недостатков,- ; присущих той или иной категории будущих актеров. Оба выборки ¡с--

ннтуямых О'Злшш/т нрккарно одинаковым психическим потенциалом в тшошешш возмоиюсти овладения профоссиой пшоактера. Реализация этих возможностей зависит от организации учебного прооссоа, а такке от тшсих ксотонентоп лпнэсти, как мотивация, доминирующие установил, отношение к национальным традициям, сак од не шгдли-на и т.д.

4. Особенности психических состояний отудентоп-актерод.

В табляцо 5 показаны результаты диагностики психических ооотояний огуд'энгоб-актеров во время творческой деятельности, ииичатей б себя участие в ме.ч:вузовскоы конкурсе чтецов и дипломный опокгакль. В качестве срашительных ис пользуется данный, аги£йксиромгшьм во время сдачи экзаменов по обаеобраэопатольнъм щюдмотам. В процессе творчества психос?измологичоскио покшатолл измерялись за 20, 10 минут и непосредственно перед началом деятельности.

Наиболее творчески сложным, профессионально значимым и эмоционально насиненным является дипломный спектакль. Во вро::я кон-зурса чтоаов студенты-актеры также испытытают значительное возбуждение, которое а то до время не может сравниться с возбужденном, испг:ачнш1 во время д5гпло».«ого спектакля. Наконец, экэш1сл при всей его значимости в учебной деятель»оота выбывает нашого ыешеэ выршкенные сдвиги в психических состояниях, чем твсрчоская работа актера.

За ПО минут до начала творческой доятелшости возникает превентивное возбуждение, сходное с предстартовым ссстслниеа спортсмена (О.Л.Черникова, 1960; С.Н.Оя, 1969; Б.А.Г«тюш, П.В. Токарев, 1908 ; 3.3. Мод водов, А. В. Родионов, Н.А.Худадов, 1973).

За 10 минут до начала конкурса чтецов уровень психической азпряжешости возрастает, что выракается в падении величин ЗХС ' ( с1 - 1,3) и в значительном уволичеяпи тремора « 8,2). В то VI' ьраш увеличение показателя КСП (б = 6,2), сюрой всего, говорит об одновременной мобилизации физиологических ресурсов ор-глдаши. Эгого ыы не наблюдаем при подготовке акторов к дзпиоы-;{С1'У спектаклю. За 10 шнут до его начала динамика докаэателой Ж V тремора аналогична той, которая иаблвдалась тгув диагностика ш>:хических состояний перед конкурсом чтецов, а ноличшш КСП ^члкыиш/сч, причем в значительных пределах (^ •-■ 9 Ю,г-; <

0,05), что яв-тется признаком своего рода "траты" психо^м-

экологического резерт. Непосредстклшо пород началом таорчэоюМ деятельности диномпчеокио характеристики психически* состоштгй тпгсрлнн и заклшаягся в дальнойкои поинштн атгачоскоу напра«-кеиксстя (п метлой степени это щрадмяо при »'.«куцм чтиц в?.} при одновременной псих;;:'пцс1лог1'чоской мобялизлиш, «штахсейся в приоритета значений Ш7. Таким образе«, пСмаруняшггс/т тнхоЦк-зпчесютй "пик", шратсащийся п там, что за 10 ьшуг х:о нач&га психически напряженной и соцкдлию значимой творческой дзяг^т- > яоотя паблшгштся особенно вириштяыо пс;!Хо$.й31ГСоскип па-граты. Очевидно, именно этот период времени яшиотс.т дл.* актора психо-логичоски наиболее алолиим и т робу от примолагая •.котгптствушях сходств поихорогулядан. 13 далыюйзэм не&адгются определенная суперкомнеиоанпя, »«орал принодят зс ыобвятзаяюг кг. выраженного состояния психячеокой иопряглкности.

ТпЛ-игед 5

Проявление психических состояний у студонтээ-актеров в условиях гворческоа до.чтолтооти

• Условия ! | пул I ',т !Трсм:*р (кчягчоопю!

! изморе- ! Показатели ! гУгТ,\ ' !*ипулгсов в едим-!

1 ни'Д 1 ! ! чомош!) I

'Ксмхуро 20 мин. до 19,0 гд.'е .

чтецов 10* до 1*7.2 23,0х 30,4*

Начало 18,4 аз, 4х 25,4

Конец 14,2* Я0,3в ' ЗС', Бх5:

дииоиный 20' до 1С,« 34,4 26,3 ;

спектакль Ю» до 14,3 23,о7* 28,4

Начато 10,8 38,б*35 ЗГ>,6*\,

Конец 9,0 12, 40,3

зюадешы Начало 21,6 52,8 19,2

Копой 27,8х 28,2х Г5,Э

Вркмочакм: "х" - Р < 0,05; •¡яс* - Р < 0,01.

По окончания творческой доятелшоета н&ба5дайЗ«п снос:о рода "с.тодопоо пг.яхкчосксо поравозбулдокич".

Ничего похожего на наблюдаете« пра исследовании ■иоизптюлаг сглтоягпй 8 уедоз?ях экзамена. До его начата студвтты-взл-ори ко-

т'.'ипшг ссюто/сшо .уадрвтюЯ поязспоскоЗ напряженности. 'Лооле а»¡яамеча Зя.чсиоуог.'&я увеличение волкчяпн ЭКС ( С = 6,2, р4 0,05)' и >ЕЛ (с/ « 7,4; р< 0,05), а тага® уменьшение величина тремора ( я р - С,05). Такое явление монет называться псгсл-чзокоР. "рчарядкли* поело решения социально значимой задачи. Гтой "ра: р/дая" и «'»эрчесхой деятельности актера мы не. наб/года-ем. Счеэ дно, ош наступает значительно позяе, что под7верада>.»г-ол а беседы с октетами.

Вы. влгны при 'гтшчныо группы испытуемых:

1. "Кэторныэ* - испытуемые с высоким рангом показателе?, сенсом! то]ошх реакций, с устойчивой реализацией принятого роке-азд, с точностей оенстотощоИ координации; в икдквддуальяг-лич-II со га ш озобеняоогях, оцененных но К-факторному /ячнлогдому тоуту, у них срсылирукт факторы А (аффоктомия), 2 (дгмннаят-нс«ть), Н (с«1Лосгь),- $<Дфрусгировашюсть).

2. "Колгвтишо-эЭДЬзг.тишыэ" - о вшотт-показателями скорости приема и переработки информации, э<$фектн'д| аш'ляу'эм причин олсжнклойся ситуации, точным контролем и рогуляпиоЗ. за ходом и реачииацией принятого реаония, хорошей степенью гдолтедии к решению когнитивных задач; преобладает также ллчносгяке фа'сторы:

В Оштоллекг); Ч* (сала "Я"), (проница7оль>1г<зть); ^(раг-дикаллам),

3. "Эяоцлопалыше" - с выраженными перепад-ля в показателях болыпзмтва тостов, с неадекватным птшятвом равоний, обусловленным мвоогз рода эмоциональным "стоиором", с заметным сш-веннем результатов при монотонном характере предъявления оти-мульной ин^оршши; крообладащкв факторы: А (аффоктотошя); С-- (слабость "Я"), I (омоциональнооть), М (мечтательность); (яшульсишость).

Представители группы "моторных" отднчаотея хорошей мобилизацией на деятельность, имохадю ярко выраженную "фцзиче-составляющую. Это выражается в вшоках показателях КСГ оированних как до, так и после вшодпешя соответству тедьностг; (ши<\ я мор, упрал^ения по атлетической подго Кая правило, они актишо занимаются спортом, еф^ектишо усвад-вают средства психорегулкции и в беседам подтвервдаот положительное влияние занятий спортом на повышение профессионального

ыасл'ерства.

паненке показателей КСП до г после чsгруз!« уоокшг) авя-': дотчэлъствует о высоком уровне ра(1отосш»с<5лости ;t r.^r^hiюЗ психической устойчивости. Наиболее шроты y» ЯС'.ШГ»!С)5У0 иилтл~ конлость omi acniv^ciîajr во врммя дпгиюмкеч) спэкгахлп (впрочем,, ею касается испнгуемых и других тру.т), иго» ;i пристав н.г rtanj'«« 70, о чем говорит падоние в-лянчта:н 3ÎE псслгу нпгрузк!.

"Копштпшо-эффзктиншс" ноннтуз.'я/е ис.tarin;air wup^xc-iîiofi "предстартовое" состояние пород теми видами деяюлыпетн, » которых особую роль играют проиессн восприятия и ;пь формация, а тагам принятия оператятого росоляя. Пр',кд дютлам--кнм спектаклем значение ЖС у них гаходигся п гглюл;i Ы,2 Ком» тогда как перед эюшдапом - 22,5 Кем; есю 6члт- ишкмхлов <аред-отзртовоо состояния найлгааетея перед игрой: Y » 12,'Л ¡Сои. Гд> нако, в отличиз от п^детаяигс .'M первой группа;, ми cî'.vwe ста-йшки в своих психических реакааях, о ч*и свадоте'ладгруот данями наблгаениЗ, и аегшгьпшют ноэнлчятольнютряианаи, копт гъкзитоя сравнительно стандлртныо умная хаят< лздхт (яодкурс чтецов, npiirjot на статуте, атлетическая norroroim).

Нал боло о эсМактивннм средглвоч разватля гре^едлачалькчх ' качеств для тагах студентов юттсп еггортишш! нгрк..

"Эыовдопальные* гопатувий кахояттся г совечяам- гдэтоЛ •/ швхяческой напряженности во reçut изучаемых н.адт услоа-дх, j ::■<>-мо занятий по аотлстаческой пдге-товто. 4pt>mipauo этгосл!:*£гип-,ггл> "затрата" во щллгя даялошого спекпгк.М' пргподлт к х'гаиг>каз..1п.-нс>й роахщга, когда уро-кшь возЗухиенен до деямлыосгаг я^шиа-от тот, которые наЛлщяетея после ее знюр^лягя опвмгалдц значение ЭКС 2 « G,2; поо.то X » 16,4; р < 0,01>.

Как сетдет^лъствуот экоперидапталшш лтдпш, псяхачаскп» состояния студентов-акторов п» логдейатнтеу ^четапой ттро-ИалшоЯ деятельности протекает в закизимост о? •пшгащ'ЯМло» ,■ липхпоокях оообзнностей, офчлоздешшх трглши ;5а,:-гг:¥я г;енх» часкях качеств и наличном камзлюпа лэтн-хглнх итоЛсич, Это уга*. зцваот на необходимость щдивадуалгного г.од«да яри .тас^то , • средств психачеоиой рег^дяясв.

оаучечия утупегдеэ-питороз. Не холл ai счзношого аклщьтгоам'гм

положения, с^ормулул;ов&чяого в настоящей работе, мы применяли при согсрюшотнодашг профессионального мастерства студентов-зк-ТО[И1Б комплекс ПОШфОГУЛИруВДИХ срэдотв, основанных на идее одгкетап ?т:з11чеокого и психического, из взаимосвязи, взаимовлияния. Счглг» зскоо билэ продстпвлоно, с одной стороны, <|изхуль".,урно-спор'ггшсо: до яти ясностью, с другой отороны, элемента!® физической дояголык при выполнении нокоторнх психолопгчоских улраяионг-й, ■ а так го : ри произвольном контроле за состоянием скелетной смуску-лптуры, ' шмико'' .пят, томпом и ритмом речи, "Собственное пешгл-чосков" дредотамениа в различных упражнениях психологического хараето; а, zcF.cmr.mx на использовании механизмов представления в воображения, воспроизведшим и создании не обходами элоцаеналь--ных перожу.тни!. Существует татаю некая "промежуточная" фор^а психической рогул/вши, основанная на выполнении моторных ачтов, а на их продогаплонии, мысленном воспроизведении в ^о^.'о своего рода моделирования двнкзмий ила <{и?ичоского состояния. У этом олучао особенно ярко проявляется единство физического и лсихк-ческого и системе рогуляпки состояния актера.

Болыг.^ногио о])вдств регуляции применялось в отдо определенных логкчеехг настроенных комплексов. Каждый пэ тавдх комплексов имел иельн сгютветствувдим образом корректировать дсихичеокое оостоянио шггера в необходимом направлении. В зависимости от задач коррекции приметитеь следующие комплексы:

1) "ршганоирутий";

2) "активизирующий";

3) "стабилиэнрупадй",

"Релшсоирущай" комплекс применялся в случае физического или психического утоилония актера, а также при наличии признаков перевозбуждения. "Активизирующий" применяло» в том случае, когда налицо все признаки сниженного уровая возбуждения или уровня, не ооответстпушего требуемой оитуации или данной актерской роли. "Стабилизирующий" применяли а в том случае, когда актер находится в оптимальном уровне возбуждения, однако в^•'чикает необходимость изменить не "уровень" психического сое (количественные характеристики), а его характер (качество характеристики). В атом последнем случае психическое ооо как бы сублимировалось и "переводилось" в другом направлен. Например, возбуждение актера, проявляющееся в агрессивной фор-

мо, било необходимо поревости а состояние акташого психического подъема, "актерского задора*. Пря этом холичоотвонныз хпрля-теристикп урошя возбуждения практически могут ни сняться, изменяются только качествешшо характеристики составная.

Типовое содоргсание психорогуляруизих комплнгаов било следующим:

I. "Релаксирутаяй" - псвхорегулярутая идя псяхошкочная тренировка (ОРТ, НМГ), вариант "успокоение"; "гфогресскжйя релаксация"; "пауза" лсихорогуляцки (без заклшятс.тшого этапа о мобилизацией и психической концентрацией)? "пспхичсстан еддп^ регуляпия", основанная на иопольэованш музыхадьшгх программ »шорного плана.

Z. "Актппязнрущнй" - психорегултгрутая яля пегхешг.очн&ч тр&нкровка (ЯРТ, ¡Ж1), вариант "Мобилизация"; "яадьа" ссихсре-гуляши с этапом мобилизации я концентрации; матздзгаа £.ор».'.яр>-впння "чувотва" успеха; "психическая аудиорегуляцял", сс и отлипая на использовании «узнк.- тьных програш шяорпого стана.

3. "Стабилизируший" - кентрадь за шшексй липа, ссстсяш-esa скелетной мускулатура, '.импом декзюний а ро'га; "пауза" пса-зеорогуляют в варианте, соответствуем те кугой ситуации, в •частности, с использованием мысленного взспрокзвйдогая оиеничос-кзг эпизодов; методика $орыкроваияя "чутютва успеха".

В том случае, когда кмелоаь достаточно временя для ппигоко-гвчоокой работы о актером, програша рогудлпж били слодущямя;

I. При явлениях пероугошюпял:

1) в процессе учебы пла творческой доягелшостя - "пауза" психо-рогулявда, "псахичоок&я аудяорогуляцзя (3-4 оеаяоа яо 5-6 ism.);

2) поело окончания учоби зля спектакля - "прогрессивная реяа»-сшля" в точение 10-15 ыян. (обычно пршэыяязя сокровенный вариант нотсушки Ддокобсдаа);

3) а конце дня, перед сном - понхорагудярутеая пхз психо&ятч-пая тренировка, варзкшт "Успокоение" - 20-25 иль

П. Пря шравозбуздетш актера: I) до начала вывтушганяя - психзческая оудяорэгуляпхя* 6-6 тлш.; "пауза" псяхорегудяцап о использованием представления образов

соотмтотвугцкх продето/тему выотуплонию - 5-6 минут; комплексная псвхсрогулчшш - 8-10 минут;

2) в порзршм выступления - различные варианты "паузы" поихоре-гуляшш - 3-4 минуты; несколько упражнений из комплекса "прогрессивная релаксация" - 2-3 минуты.

Ш. При скю".ош[оы урохио возбуждения:

1) до начала выотуплсния - "психическая аудиорегуляция" о использованием музыки мажорного характера - 3-4 минуты; 1МГ, вариант "Мобилизация* - 6-8 минут; "пауза" поихорогуляции -6-й минут; мотодика, "чувство успеха" - 4-5 минут; еломенты

"комплекса психорегуляции" (в зависимости от состояния актера о поставленных перед ним задачи) - 3-5 минут;

2) в перерывах выступления - варианты "паузы" шихорегуляции о моментами мобилизации - 2-3 минуты; мотодика "чувотво успеха" - 4-5 минут;

3) в конце дня - методика "чувство уопеха* - 4-5 минут, ПРТ и 1ИТ в послодоватольности "успокоение - мобилизация - уопокое-Ш1й" - 20-25 минут.

Ошт о теле та пегомгултаги в тор^рие-

ШШНд^ЛШ.ТЖЬаеШ, атда> Для проверка вффэпишооти предио-жешого нами комплекса регуляции состояний актера в условиях творческой деятельности нами выполнено исследование в виде формирующего эксперимента. Собственно "формирующий" компонент эксперимента заключался в том, что в ситуациях подготовки к ответственной деятельности (курсовые, дипломные спектакли, конкурсы) испытуемым предлагался разработанный нами комолою, условно названный "Физическая и психическая регуляция". Учитывался субъективный фактор, обусловленный наличием тех ели иных индивидуальных особенностей актеров.

Ооихолого-подагогический анализ данных формнруиаего эксперимента показал, что психическая регуляция в профессиональна*1 тольности актера наибольший аффект дает в том случае, кох гичным образом сочетаются воздействия на его физическую : нуи сферы. Поихологдческая неподготовленность многих акт. ч заклшаэтоя в том, что они пытаются настроиться на предателю

Г7 -

творческую деятельность, яа оперируя "идеалшша" обрадома иди "проигрывая" роле виз ситуации, ао удоляя долен ого витания • созданию необходимой фгзичоской дееспособности, ъ такм и равнению Зязичесхях упражнений как состашс!'« части имшпсоксй рогу-ляпзш. Суть этого положения закл>яается в том, что только одии-отво физических а отихячоскйх еоздойотзай поэвзлдат наиболее полно решить-задачи психической регуляция, что в саоа очеродь «может актеру наиболее полю выразить себя в творческой доятелшоо-га.

наводи

1. Необходимы» условгоы теошоскоЯ доятолшестя теяюастора являются навыки н приош! рогуллияи, идаасяо слодудаув значимость в соответствии с ах рангом}

1) навык саморогудямта в прсцоссо творчества;

2) приемы уираэло!Ш.1 овспм жиппоепт соотояшгт;

3) навык сценического юровоажхе'шя;

4) навык уирааясния иямикоЗ -

по шеяяю экспертов соворсс .ствование прсЗсссаснадьнсД подготовки киноактеров датою идти в палраатэнкв уйо.-згчоиия парцагшлше ■ обьомов {яэичоского трензэта (16,4 * от обаего ебтлиа-профессиональной работы) я психического третосга (20,9 Я).

2. Игслодуомая ваш выберха студекто&чиггеров хзргогторизу-отся такгсл! дозотаяттса свойствам» лзгшосгя, кок зноцяональ-яоеть, легкость ойоеяия, реалистичность, настойчивость, независимость, сыолэсть, уверенность в себе, имцульсяаяость, £руста-роааилость.

Ведуцама качества»® студоцтов-актеров является (в соотзет-стгая со взвосогапда ранговая! э*спзртто.й оценка'«}: схссаб-нооть к перекдотеииям щж смене ситуаций - 1,83; устойчивость шгиагш? - 3,20; быстрота реакция - 4,15; оггорагишая (кратк<>-вроиояная) занять - 4,68; перокаяеияо шишняя - 5,19; чувство темпа - 6,88; Йозтрота приятия реиениЯ - 8,21; чувство ритма -9,33; сила вообразеиая - 10,09; точность двигательных да^фэреи-цароаок - 10,92.

Взааяссеязь между лячностяшз свойствам! и ггерцептишо-псвхсмоторнигга «ачествада студеятов-актерсв позволяет следущим

образом типизировать грулпы испытуемых: I) "моторные"; 2) "копигично- ктишые"; 3) "эмоциональные".

3. диагностика психических состояний студентов-актеров в таган специфических условиях деятельнеете, как конкурс чтецов, дкпдоыгий споктакль и экзамен, с помощью мотодлк регистрации ЭКС, КСП и тремора показывает, что наиболее творчески сложным, профессионально значимым и эмоционально насыщенным являетоя дип-ломниа спектакль (за 10 минут до начала деятельности сдвиги КСП значимы при р < 0,01, а пород началом деятельности - тремора при р 4 0,05; после спектакля набладается падение КСП (<^=26,5; р 0,01), что является признаком своего рода "траты" поихо-фи-аяологичеокого резерва.

Конкурс чтецов также вызывает значительную психическую напряженность, но о меньшишколичествонными характеристикали (за 10 шнут до начала значение КСП и тремора меняются достоверно при р<.0,05). Увеличение показателя КСП +5,2) говорит об одновременной мобилизации 5изяологичоских ресурсов организма. Этого не наблюдается при подготовке актеров к дипломному опек-тг.-ла, когда период времени за 10 мкнут до начала становится ключевым, во многом определяодим психическое состоягше студента в после дутеей деятельности.

4. С целью ооворсонотвования профессиональной подготовки студентов-акторов рекомендуется комплекс средств и методов, основанный на диалектическом единства физического и психического в деятельности человека. Конкретно ото реализуотся в виде рекомендаций по индивидуализированному применению средств регуляций состояния студентов-актеров в уоловиях творческой деятельности

в виде физических и психических упражнений, ооставлянаих так ца-зызаемув психологическую подготовку. Седа входят:

I) использование зкультурыо-спортивной деятельности с целью формирования необходимых психических качеств и двигательных навыков и создание условий формирования характерных для профессиональной деятельиооти состояния;

■ 2) применение средств психической гетерорегуляции аей двигательные и психические действия и предотавдени.

3) обучение актеров навыкам психичеокой оаморегуляции.

5. Предлагается технология управления психзпеакгма состояниями актеров в процеоов обучения творческой доятельаоота о прв-ыенениеы слвдушях комплексов: I) "ролаяояругвиЯ"; 2) "акгяш-знругашй"; 3) "отабилизнрущий". Как показало исследование, дифференцированное применена этих комплексов в йавясюгоста от индивидуальных особенностей актеров и конкретных оптуацаЗ твор» ч ос кой деятельности, дает надежный полсяитольанй эй®*?.

Список работ, опубликованных по теш> двсоортагаи:

1. О "пореносо" понхяпоокяг состояний, в процесс о сзсргвшой деятельяоота будущая актеров кино // Тезисы докладов Веосопзясго научного симпозиума "Проблшш психических соотояиай в сплрто" / С.М.Арутиаяа. - Вропая, 1967. - С. 120-121.

2. Создание "образа" как сродство ре гуляет дсяхвчоокого состояния спортсмена // Тээтмы докладов I Эаосодано* ядучаг»-прагппеской ксмфорсппщв к :хологов спорта / ОАСдобунов. - И., 1988. - С. 186-187.

3. Поахическая рогуляцля в подготовка акторсв. - И., Т9ВЗ. - С. 135 (ызтодичоо кое пособие в ооазторстэо о Н. А. Жоре вка и •А.В.Родаоиовш).

Две работы прлдатааяокы к печати (па омэя психологов СССР я в журнал "Теория я практика £взлчосхой х?лмури*).