Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Смирнов, Денис Олегович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Пермь
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Смирнов, Денис Олегович, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава I РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Психологическая характеристика религиозности и ее влияние на психику и поведение человека.

1.2. Развитие категории активности в отечественной психологии.

1.3. Активность в структуре интегральной индивидуальности человека.

1.4. Постановка проблемы и задачи исследования.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

11.1. Организация исследования и характеристика испытуемых.

11.2. Методики изучения религиозной активности.

11.3. Методики изучения свойств интегральной индивидуальности.

11.4. Введение интегративных показателей шкал для используемых психометрических методик.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ

АКТИВНОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

III. 1. Результаты исследования структуры религиозной активности. 89 II 1.2. Результаты исследования религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности.

III.3. Результаты исследования влияния уровня развития религиозной активности на интегральную индивидуальность.

Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИИ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА РЕЛИГИОЗНУЮ АКТИВНОСТЬ И ИНТЕГРАЛЬНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. IV.1. Результаты исследования структуры религиозной активности в зависимости от мировоззренческой позиции.

IV.2, Результаты исследования выраженности индивидуальных особенностей в зависимости от мировоззренческой позиции

IV.3. Результаты исследования характера взаимосвязи компонентов религиозной активности и свойств интегральной индивидуальности в зависимости от мировоззренческой позиции.

IV.4. Результаты исследования межуровневых связей интегральной индивидуальности в зависимости от мировоззренческой позиции. 138 IV.5. Результаты исследования структуры интегральной индивидуальности у лиц с различной мировоззренческой позицией.

Введение диссертации по психологии, на тему "Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности"

Независимо от того, какую мировоззренческую позицию занимает человек, позицию теиста или атеиста, Бог - религия, как культурно-психологический феномен, занимает определенное место в его жизни. Дело в том, что в течение десятков, а может быть сотен тысяч лет, религия оказывала колоссальное влияние на филогенез человечества и онтогенез отдельного индивида. Такое положение вещей является общим в истории становления всех народов и культур. Поэтому, несмотря на глобальные перемены в сознании людей за последние, пусть даже, сто лет, данное явление вряд ли можно считать отмирающим социально- психологическим рудиментом. Ведь религия кроме социальных, экономических и политических причин имеет еще и глубинные психологические корни. В этой связи религиозность как неотъемлемое явление внутреннего и внешнего мира человека требует детального изучения с целью определения объективного влияния на индивидуальные особенности и развитие личности.

Актуальность выбранной темы определяется кризисной ситуацией современного Российского общества, где целый ряд проблемных явлений формирует необходимость в психологическом знании о природе религии:

1) ценностная дезориентация и духовный вакуум общественного сознания;

2) явление аномии в молодежной среде, суть которой - игнорирование социальных ценностей и норм, влекущее за собой асоциальное поведение;

3) широкое распространение традиционных и нетрадиционных конфессий, ставящее вопрос о характере влияния различных вероучений на человека;

4) кризис социального института религии, как проблема устоявшегося догмата и актуальных религиозных потребностей верующих;

5) индивидуальный духовный кризис, имеющий место в жизни каждого человека, суть которого состоит в необходимости осознания и определения экзистенциальных основ бытия;

6) наконец, в свете трагических событий 2001 года проблема поощрения с позиций религиозных догматов преступлений против человечества.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые религиозность как «религиозная активность» исследуется в качестве целостного многокомпонентного психологического явления, включенного в систему индивидуальных свойств и представляющего собой аспект общих активностных отношений «человек - мир».

Теоретическое значение работы заключается во введении в систему научного знания нового психологического понятия - религиозная активность, что, с одной стороны, открывает новую предметную область исследованиям в русле теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, с другой - проливает свет на природу высших проявлений активности, и, наконец, представляет попытку структурного рассмотрения религиозности в системе индивидуальных свойств человека с психологических позиций.

Практическое значение состоит в разработке и стандартизационной проверке психологического инструментария для изучения уровня, структуры религиозной активности и особенностей религиозной мотивации. Полученные результаты, могут быть использованы для разработки учебных курсов, предметом которых выступает психический аспект религиозности. Кроме того, выявленные закономерности, имеют значение для конфессиональных сообществ при организации общинной жизни и проведении программ по оптимизации отношений с магистральной культурой.

Объектом исследования стала религиозная активность.

Предметом выступило изучение религиозной активности в структуре индивидуальных свойств.

Цель - определение особенностей взаимовлияний религиозной активности и структурных характеристик интегральной индивидуальности.

Гипотеза: в начале исследования было выдвинуто предположение о том, что религиозная активность есть целостное многокомпонентное психологическое образование, обладающее системообразующей функцией в структуре интегральгой индивидуальности, т.е. играет роль опосредующего звена в связях разноуровневых индивидуальных свойств. Гипотеза определила следующие задачи исследования:

1. Дать определение понятия религиозная активность и составить ее структуру.

2. На основе теоретической модели разработать методику исследования религиозной активности.

3. Эмпирически установить место религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности.

4. Эмпирически выявить влияние мировоззренческих позиций на особенности религиозной активности и структуры интегральной и н ди ви дуал ь ности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозная активность представляет собой целостное психологическое образование, структуру которого составляет единство 4х компонентов: мотивационного, мировоззренческого, атрибутивно-действенного и аффективно результативного.

2. Религиозная активность детерминируется симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств.

3. При высоком уровне развития религиозная активность выполняет системообразующию функцию в структуре интегральной индивидуальности, то есть определяет характер взаимосвязей между ее разноуровневыми свойствами.

4. Мировоззренческая позиция, как формально- содержательное выражение религиозной активности, определяет своеобразие интегральной индивидуальности человека.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на:

- Научно- практической конференции психологов Урала в Екатеринбурге в 1998 и 2001 годах. (Екатеринбург, 1998г.).;

- V студенческой научно- практической конференции кафедры социальной работы Пермского государственного университета (Пермь, 1998.);

- XIII и XVI Мерлинских чтениях (Пермь, 1998, 2001)

Результаты исследования были опубликованы:

- Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Практическая психология' 1998. Ежегодник. Том1 : Матер, региональной науч. практ. конф. 30 марта - 3 апреля 1998г./ Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 1998. С.66-68

- Описание процедуры стандартизации психометрической методики -«Опросник религиозной активности»// Пасхи. Научный психологический журнал. 1999, №1-2. - Екатеринбург : Ур. гос. пед. ун-т, 1999. С. 159-172

Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вестник Г1ГПУ. серия «Психология». №1-2. 2000. С.71-81.

- Религиозная активность и бытийный конфликт// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы междунар. науч.-практ. 2-5 окт.2000г. -Ижевск, 2000. С.28-30.

- Предварительные результаты изучения религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности //Дни науки УрГИ. Гуманизация знания и образования в контексте современной модернизации России. Материалы для науч. конф. - Екатеринбург, 14-15 мая 2001. С.339-348

- Стандартизация методики изучения религиозной активности// Под знаком Т. Научно-психологический альманах. - Астрахань, 2001. (принято в печать)

- Подтверждено участие во Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации 2001 года. Наименование пакета «Методика изучения религиозной активности», регистрационный номер №2.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 171 страницах машинописного текста. Список литературы насчитывает 210 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Религиозная активность представляет собой, сложное, многокомпонентное психологическое образование, характеризуемое как мера осуществления субъектом в окружающей действительности трансцендентных, теистических - религиозных интенций, направленных на осуществление связи субъекта с Теосом и выраженных верой в сверхъестественное, а также в специфических нуминозных переживаниях, культовых действиях, поступках и поведении в целом.

2. Структура религиозной активности представлена единством четырех компонентов: мотивационный, мировоззренческий, атрибутивно-действенный и аффективно результативный.

3. Религиозная активность базируется на четырех типах религиозной мотивации: 1) внутренние мотивы, содержащие Теос в качестве цели, способствующие развитию религиозности; 2) внешние мотивы, использующие религию в качестве средства для достижения иных целей, преоблодание которых влечет общее снижение религиозности; 3) самоактуализационные мотивы, направленные на процесс самоосуществления в сфере религии; 4) дефлексивные мотивы, уводящие субъекта от травмирующего контакта с действительностью в метафизическую «реальность».

4. Положение религиозной активности в системе индивидуальных свойств определятся тремя функциями: 1) компенсаторной, направленной на преодоления внутреннего неблагополучия; 2) самоактуалнзационной, способствующей самореализации духовного потенциала личности в процессе богообщения; и 3) регулятив)Юй, осуществляющей нормативный контроль аффективных проявлений и активности.

5. Уровень выраженности религиозной активности является не только количественной, но и качественной характеристикой. Так, его увеличение приводит к большей представленности компонентов религиозности в структуре индивидуальных свойств и увеличению количества многомногозначных зависимостей в межуровневых связях интегральной индивидуальности, что позволяет говорить о системообразующей функции религиозной активности в системе индивидуальных свойств.

6. Религиозная активность находит свое отражение в мировоззренческой позиции по отношению к Теосу.

Так атеистическая мировоззренческая позиция, характеризуется низкой религиозностью, которая основывается на внешней мотивации, а также большей самодостаточностью, реалистичностью, независимостью, эгоистичностью и приоритетом прагматичных ценностей.

Традиционная христианская мировоззренческая позиция встречает средне выраженную религиозную активность, инициированную внешне-внутренними мотивами; ее индивидуальными особенностями выступают эффективность, доброжелательность, тревожность и стремление к самоактуализации.

Нетрадиционная религиозная мировоззренческая позиция (вайшнавизм) раскрывает максимальную выраженность компонентов религиозной активности, основывается на внутренних теистических мотивах и занимает центральное место в системе ценностей. Ее характеристиками являются, склонность следовать извне принятой идеи, эмоциональная сдержанность, высокая моральная нормативность и амбивалентное отношение к окружению, с одной стороны доброжелательность, с другой подозрительность и агрессивность.

В целом религиозная мировоззренческая позиция, как и религиозная активность, принимает участие в образовании много-многозначных связей для представителей традиционного и нетрадиционного вероисповедания, что говорит о ее системообразующем влиянии на структуру индивидуальных свойств.

Таким образом, полученные результаты экспериментально подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о роли и функциях религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Смирнов, Денис Олегович, Пермь

1. Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль. 1991, -с.77

2. Абулханова- Славская К.А. Типология активности личности// Писхол. Журн. -Т.6.-№5.-с.3-18

3. Абульханова- Славская К.А. Теоретические и методологические проблемы категории деятельности в советской психологии // Психол. журн.№4. 1980, -с. 1 1-29.

4. Адлер А. Наука жить. -Киев: Port-Royal, 1997. -288с.

5. Адлер.А. О нервическом характере/ под ред. Э.В. Соколова. С.Пб.: Университетская книга, 1997. -388.

6. Адлер А. Понять природу человека. СПб: «Академический проект», 1997. -256с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленинградского института, 1968.

8. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1, 2. -М.: Педагогика. 1982.

9. Анохин П К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды. -М.: изд-во «Наука», 1979. -452. с.

10. Ю.Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса// Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. -М. Вып. 2, т.26, №8. С. 9-10. 194811 .Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М. Изд-во «Наука», 1980. 198с

11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во МГУ, 1979. -150с.

12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М: Изд-во «Ин-та практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -762с.

13. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические нарушения// Духовный кризис: Когда преобразование личности становятся кризисом/ С.Г роф, К. Грогф. -. М.: «Класс». Изд-во Трансперс, ин-та, 2000. С. 49-73.

14. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. -М.: «Refl-book», 1994. -314с.

15. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбудительного процесса особенности индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников: Автореф. канд. дис. Пермь, 1967.

16. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движения и физиологии активности. М. Медицина. 1966.

17. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. / под.ред. О.Г. Газенко, -М.: «Наука», 1990. -495с.

18. Берталанфи фон J1. Общая теория систем краткий обзор// Исследования по общей теории систем/ ред. В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин. - М., 1969 - с.23-82.

19. Бехтерев В.М. Объективная психология./ под.ред. В.А. Кольцова. М.: изд-во «Наука», 1991.

20. Богоявлинская Д.Б. "Интелектуальная активность как проблема творчества" Ростов. 1984

21. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможности христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. -№4. 71-79.

22. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Изд-во «Менеджер», Российское педагогическое агентство, 1994. - 60с.

23. Братусь Б.С. и. Др. Начало христианской психологи. -М. 1994. -233с.

24. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т12. № 6. С. 3-11// Психологический журнал. 1992. Т13. № 1.С. 3-15

25. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: «Республика», 1994. -415с. (Мыслители XX века).

26. Бурлачу к Л.Ф., Морозов СМ Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 528с.

27. Вагнер В. Л. Биологические основания сравнительной психологии (биопсихология). В. 2-х т. -М.:-СПб„ 1913-1914.

28. Васелюк Е.Ф.Л. От психологической практики к психологической теории//

29. Психологический журнал, 1992. №1 с 15-33

30. Васелюк Е.Ф. Психологические переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М. Изд-во, моков. ун-та, 1984. - 198с

31. Васелюк Е.Ф. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гумманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М: «Смысл», 1997. -С. 284-315.

32. Васюра С. А. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности, (на материале исследования школьников подростков)/ Автореф. десс. .кан-та психол. наук. / ПГПУ. Пермь, 1998.

33. Вебер М. Избранное. Образ общества. М: изд-во «Юрист», 1994. -704с.

34. Волков Е.В. Преступный вызов практической психологии: феномен диструктивных культов и контроля сознания// Журнал практической психологии. 1996. №2. С.87-94

35. Волочков А.В. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности, (на материале младших школьников)// Автореф. десс. .канта психол. наук. / ПГПУ. Пермь, 1997.

36. Выготский СЛ. Развитие высших психических функций. М.: Издат-во АПН РСФСР, 1960. -С. 47-64. ; -С. 198-189.

37. Выготский J1.C. Проблемы развития психики.// Собрание сочинений. Т.З. -М.: Педагогика. 1983 . С.256

38. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. -251 С.

39. Высоцкий A.M. Волевая активность " Волевая активность школьников и методы ее изучения."//Учебное пособие . Челябинск, 1979. ЧГПУ

40. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. -Пермь: Перм. гос. ун-т, 2000.-179с.

41. Вяткин Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности.// Системное исследование индивидуальности. Тез. докл. Всесоюз. конф. Пермь, 1991 С. 7-8

42. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь : ПГПИ. 1991 с. 36-55

43. Вяткин Б.А. Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы.// Психологический журнал. 1997. Т. 18. №3. С.-121-141

44. Гасанов С.К. Активность бытия как фактор интегральной индивидуальности // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия-1. Писхология. №1-2. - 2000. С. 101-110

45. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Сочинения, т. 4, М.,1959, с.2-28.

46. Геворкян А. К. Религии в контексте проблемы бессознательного, дис. канд. филос. наук: 9.00.06. М., 1998. - 171 с. бтблиогр.: с. 296-305.

47. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. -42с

48. Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и егоформирование у старших школьников.// Автореф. десс. кан-та психол. наук. /1. ПГПУ. Пермь, 1992.

49. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности// Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб. Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»), С397-402.

50. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии: М: Изд-во трансперсон, ин-та, 1993.

51. Гроф С, Гроф К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становятся кризисом. -. М.: «Класс». Изд-во Трансперс, ин-та, 2000. -288с.

52. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. Наука, 1993. - 432с.

53. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания.// Категории материалистической диалектики в психологии. М: Наука. 1988.с56-88

54. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения./Б.А. Вяткин. Пермь : ПГПИ. 1991 с.93-104

55. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: «Смысл», 1997,- С .145156

56. Дорфман Л.Я.Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл. 1993. -456 с.

57. Дорфман Л.Я. Экзистенциальное Я / Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия I. Психология. 1996. № 159.3инчинко В.Г1. Меренов Е.Б. Человек развивающийся. М; 1994 - 304с

58. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»). С.426-436.

59. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения// Воппросы психологии. -1984. №6. С.87-94.

60. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М., Политиздат, 1974. 328с.

61. Каган В. Янусово мышление в психотерапии// Психотерапевтические тетради. Вып. 1.-СП6., 1993 Хр

62. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Изд. Дом «Note Bene», 1998 -424с.

63. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре иентегральной индивидуальности (на материале исследования старших школьников)// Дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1997.

64. Кирянов В. Религии «сумеречной зоны», или научную магию в жизнь!// Психологическое консультирование. ВыпускЗ. -Пермь, 1998. С.80-89.

65. Китаева-Смык Л.А. Психология стресса.-М., 1983 , с.-208.

66. Клибанов А.И. Конкретные исследования современных религиозных верований./ М.: Изд-во "Мысль" 1967

67. Клибанов Л.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: изд-во «Наука», 1973. - 255с.

68. Климов. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. Ун-та: 1969. -278с.

69. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее сознание. -М., 1984 35с.

70. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителей. -М.: «Просвещение», 1989. -255с.

71. Корнилов К.Н. Естественнонаучные предпосылки психологии. Москва-Воронеж. Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 496с.

72. Краткий психологический словарь.-М. : Педагогика, 1985.

73. Критика психологической апологии религии.(психология религии за рубежом) -М.: Изд-во "Мысль". 1973

74. Критика религиозного сектантства (Опыт изучения религиозных сект в 20х-30х гг)/ сост. Г.С. Ляпина. М.: Изд-во «Мысль», 1974.

75. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека.// Вопросы психологии. 1984. №3. С. 25-32.

76. Крупное А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учеб. пособ. Свердловск: Свердловский пединститут, 1984.-72с.

77. Кузьмин А.И Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода// Психологический журнал. 1982. - Т.З, № 3. - с.3-14. № 4. - с.3-13.

78. Курек Н.С Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. 1996. с. 245

79. Курачев Д.Г. Психологические особености самообразования юношей и девушек из религиозного движения Международное общество сознания Кришны: дис. канд. психорл. наук: 19.03.13. М, 1997. - 2000с.

80. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности: новые экспериментальные данные. -М. 1916.

81. Лаврова О. В. , Сидоренко Е.Д. К вопросу о «таинстве» психотерапевтического взаимодействия: нарратив как единица анализа//Пасхи. Научный психологический журнал. -Екатеринбург, 2000. №1. С.69-85

82. Ланге Н.Н. Психология// Итоги науки.-М. Т.VIII. 1914. С.90.

83. Левин К., Дембо Т., Фестенгер, Л. Сире П. Уровень притязаний. В хрестоматии: Психология личеност, тексты. М., Мгу, 1983с. 86-93

84. Леонтьев А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: "Политиздат" 1975-304с

85. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии.// Вопросы психологии. №3. 1979. СП-15

86. Леонтьев Д А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. -63 с. (М.: «Смысл», 1993. С.30-36)

87. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. -16 с.

88. Леонтьев Д.А. Саморегуляция и сущностные силы человека// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: «Смысл», 1997.-С.156-177.

89. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений// Логика, психология и семиотика: Аспекты взаимодействия. Киев, 1990. - с. 47-58.

90. Ломов Б.Ф. Методолгические и теоретические проблемы в психологии. -М.: Наука, 1984. -с.444

91. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии. -1975. №2. С. 31-45.

92. Ломов Б.Ф., Е.Н. Сурков. Антиципация в структуре деятельности. М.»Изд-во «Наука», 1980. - 279с.

93. Лосский Н.О. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. -622с.Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинение. 2 издание: Т1-58, С., 1955-81. Т.20.

94. Лосский Н.О. История русской философии. М: Изд-во «Советский писатель», 19991. -479с.

95. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин,1992. -486г.

96. Лурия А Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973

97. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я» СПб.: Белый кролик, 1995. - 352с.

98. Мазур Е.С. Тайцзи+гештальт- психотерапевтический альянс// Гештальт 2001. Сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год. Выпуск 1. -М. 2001. С.39-52

99. Маслоу А.Г. Дальние рубежи человеческой психики. М., 1996.

100. Маслоу А. Дальние пределы психики. М.: Изд-во «Евразия», 1997

101. Майерс Д. Социальная психология. Санкт- Петербург: "Питер". 1997. с. 339346

102. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинение. 2 издание: Т1-58, С., 1955-81. Т.20.

103. Медведев М.Ю., Калашникова Т.П. Основы православного учения о человеке// Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине: Статьи / Сост. Т.П. Калашникова. -Пермь: Православное общество «Панагия», 1998. С12-28

104. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов// Вопросы психологии. 1998, №2. С. 77-83

105. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М. 1994. С-16-17.

106. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь. 1998.

107. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986.

108. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента // Психология индивидуальности. Пермь. 1996.

109. Мерлинкин В.П. Некоторые особенности проявления "своего" и "чужого" индивидуального стиля деятельности в различных условиях Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения./ Б.А.Вяткин. Пермь : ПГПИ. 1991 с.42-50.

110. Мухина B.C. Проблема генезиса личности. -М. 1986. 104с.

111. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности.// Психологический журнал. 1996, №6

112. Мясищев В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах психологии и физиологии.// Исследование личности в клинике в экстремальных условиях труда. -Л., 1969, с 6-17

113. Небылицин В.Д. Динамические появления и нейрофизиологические предпосылки психической активности. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение. 1966.

114. Немов Р.С. Психология, (учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений). Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. с.-563

115. Нойманн Э, Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. -СПб.: Академический проект, 1999-206с.

116. Огинская М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции// Вопр. Психологии. 1991. №4 с. 10-18

117. Олпорт Г.В. Личность в психологии. М.: «Ювента», 1998. С - 345с.

118. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: 1991 - 287с.

119. Павлов И.П. Естественнонаучное изучение так называемой душевной деятельности высших животных. Киев: Гос. медец-ое изд-во УССР, 1953. -28с.

120. Павлов И.П. Избранные труды, М: 1950. -263с.

121. Павлов И.П. Ответ физиолога психологам. Киев: Гос. медец-ое изд-во УССР, 1953. -28с.

122. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов: изд-во «Вища школа», Львовский гос. ун-т, 1976. 219с.

123. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. -М.: Смысл, 1993.- 32 с.

124. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. - 358с.

125. Петрова Е. Матков В. Гештальт и восточная медицина// Гештальт'2001. Гештальт Сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год. Выпуск 1. -М. 200. С. 189-93

126. Петровский А.В. Введение в психологию. -М. Изд-во центр «Академия», 1995. -494с.

127. Петровский А.В Общая психология. Учеб. пособ. Для пед. инс-ов. -М. 1070.432с. С30-31.

128. Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. История психологии: учеб. пособ. для высших школ. -М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1994. -448с.

129. Петровский В.А. Активность как «надситуативная» деятельность// Тезисы сообщений советских психологов к XXI Психологическому конгрессу. -М., 1976.

130. Петровский В.А. К психологии активности личности// Вопосы психологии, 1975, №3

131. Петровский В. А. Неадаптивность как характеристика активности личности. Тезисы докладов Всесоюзного съезда общества психологов СССР. -М„ 1989.

132. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: «Смысл», 1997.-С.124-145.

133. Петровский В. А. Психология неадоптивной активности./ Российский открытый университет. М: ТОО «Горбунок», 1992 - 224с

134. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодаление. М.: Изд-во «Мысль», 1984. - 203с.

135. Платонов К.К. Человек и религия. Мн.: Нар. асвета, 1984. - 143с.

136. Платонова Э.Е. Десять лекций по мифологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов и студентов ВУЗов. М: изд-во «Ось-89», 2000. - 112с.

137. Праведникова И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: Автореф. десс. .кан-та психол. наук. / ПГПУ. Пермь, 1993.

138. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.

139. Самара: Издательский Дом. «БАХРАХ», 1998. С.624-626

140. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя идругих / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С. 294-309.

141. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: «Смысл», 1997.-С. 177201.

142. Психологический словарь/ Под. Ред. В.п. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440с.

143. Радугин А.А. Введение в религоведение: теория. История. Современной религии: курс лекций. М.: Центр, 2000. - 240с .

144. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -ПСб.: изд-во «Питер», 1999. С32-36.

145. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1- М. «ВЛАДОС», 1998. С. 236-240.

146. Романова А.А., Романов А.В. Соотношение личной и конфессиональной религиозности// Практическая психология'1998. Ежегодник. Том1 : Матер, региональной науч. практ. конф. 30 марта 3 апреля 1998г./ Урал. гос. пед. унт-Екатеринбург, 1998. С.233-236

147. Романов А.В. К вопросу об индивидуальной религиозности// Практическая психология1 99. Ежегодник. Том2: Материалы нач.- практ. конф. (30 марта-1 ареля 1999).-Екатеринбург, 1999. С.181-185.

148. Романов А.В.Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы// Практическая психология'2000. Ежегодник. ТомЗ : Матер, региональной науч. практ. конф. 30 марта 1 апреля 2000г./ Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2000. С. 148-152

149. Романов А.В., Пятинин А.Э. Две парадигмы религиозного восптания// Практическая психология'1998. Ежегодник. Том! : Матер, региональной науч. практ. конф. 30 марта 3 апреля 1998г./ Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 1998. С.233-236

150. Романов А.В. Типологическая религиозность //Пасхи. Научный психологический журнал. -Екатеринбург, 2000. №1. С.47-68

151. Рубинштейн С.Л. Бытие и сазнание. М.: Наука. 1952(с. 57)

152. Рубинштейн С Л. Принципы и пути развития психологии. М.,1959. 354с.

153. Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии. М . 1973. Т1. с. 215

154. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 417с.

155. Рубинштейн СЛ. Человек и мир: (Отрывки из рукописи)// Метобологические и теоретические проблемы психологии. М. 1969. - С. 348374.

156. Самыгин С.И., Ничепуренко В.И., Полонская И.Н. Религоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; «Феникс», 1996. -672с

157. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга// Избр. философ, и психолог, произвел. -М., 1947 с. 69-178

158. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Соц. психолог, центр, 1996. -349с.

159. Сидоренков А.В. Христианские ценности м социализация в молоденой среде// Вопросы психологии, 2000. №5. С48-56.

160. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995 -383с.

161. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии») . -С.380-396.

162. Соколов Д. Психотерапия в стили Дзен. М.: Независ, фирма «Класс», 1998. -с 145.

163. Смирнов Д.О. Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старшихшкольников// Вестник ПГПУ. серия «Психология». №1-2. 2000. C.7I-8I.

164. Смирнов Д О. Описание процедуры стандартизации психометрической методики «Опросник религиозной активности»// Пасхи. Научный психологический журнал. 1999, №1-2. - Екатеринбург : Ур. гос. пед. ун-т, 1999

165. Советский энциклопедический словарь. -М.: Изд-во "Советская энциклопедия". 1980.

166. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознание постсоветской России/ пол ред проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. -СПб.; М: Летний сад, 2000. 248с.

167. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л. Изд-во ЛГУ. 1988. С. 168

168. Тейлор Дж. Работа со сновидениями: практическое руководство. М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2000.-224с.

169. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях. // Системное исследование индивидуальности. Тез. докл. Всесоюз. конф. Пермь, 1991 с. 118-120

170. Трунов Д. Религиозные организации и психотерапия// Психологическое консультирование. ВыпускЗ. -Пермь, 1998. С.89-105.

171. Тышкова М. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности// Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь/ отв. ред. Б.Ф. Ломов. М., 1990 с.61-70

172. Угринович Д М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. -352с.

173. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. -ГП.- Тбилиси, 1958.

174. Украинцев Б.С. Философские проблемы биологии. Сб. М., 1973

175. Фантапова Е.Б. Методика "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах".// Журнал практического психолога. -М: Фолиум. № 2,1996

176. Фейербах Л. Избранные философские произведения.-М. 1955. Т1 С.-701.

177. Филосовский словарь / М.М. Розенталь, П.Ф.Юдин. М.: Политиздат. 1963. С. 278, с.230)

178. Франк С. Л. Смысл жизни. Париж, 1924.

179. Франкл В. Основы логотерапии . Психотерапия и религия. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 286с.

180. Франкл В. От психотерапии к логотерапии // Доктор и душа. Санкт-Петербург. 1997

181. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию. // Доктор и душа. Санкт- Петербург. 1997

182. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки Богов М.: Полит издат. 1989. С. 17-94. ./ Яковлева А.А

183. Фрейд 3. По ту сторону принципы наслаждения// Тонатология (учение о смерти)/ С. Резанцев. -СПб: Восточ. европ. Ин-т пчихоанализа. 1994. С27-87.

184. Фрейд 3. Разделение психической личности. Лекция тридцать пятая// Психологический журнал. Том 9, №6, 1988.

185. Фрейд 3. Тотем и табу. -М. 1996.

186. Фромм. Э Догмат о Христе. -М. Олимп, 000"Изд.-во АСТ-ЛТД", 1998. -416с.

187. Фромм. Э Человек для себя. Иметь или быть?-.Мн.: Изд. В.П. Ильин, 1997. -416с.

188. Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ. -М.: Изд-во «Медиум», 1995. -210с.

189. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и примечание) . СПб.: «ГТитер Пресс», 1997. - 608с.

190. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Моск. психотерапевтический журнал. 1992. № 2 . с5-40.

191. Челпанов Г.И. Психология. Философия, Образование. -М: Моск. психолог, соц. инс-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. -528.

192. Шадриков В.Д. Духовные способности // Психические состояния/ Сост. и общ. ред. Л.В Куликова. СПБ: Изд-во «Питер», 2000. -С.273-275.

193. Шадриков В.Д. Духовные способности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. (Серия «Хрестоматия по психологии»), - С. 420-426.

194. Шевандрин Н.И. Психодиагностика коррекция и развитие личности-М.: Владос, 1999. -507с.

195. Шмыков В.И. Индивидуальный стиль с структуре интегральной индивидуальности осужденых. Автореф. десс. .кан-та психол. наук. / ПГПУ. Пермь, 1994.

196. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад- Гита как она есть. -М.: ББТ. 1992.

197. Щукин М.Р. Проблема индивидуального стиля в современной психологии.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь : ПГПИ. 1991 с.3-17

198. Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. 344

199. Эшби У.Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина// Исследования по общей теории систем/ ред. В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин. М., 1969 -С.125-142.

200. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельностию М., 1978. 391с.

201. Юнг К.Г. Синхронистичность. -М: Изд-во «REFL-book», Киев: Изд-во «Ваклер», 1997. -313с.

202. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. -.М: Изд-во «Олимп», 1998. -477с.

203. Юнг. К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1994. -254с.

204. Юнг К.Г Тэвистокские лекции: Аналитическая психология: ее теория и практика. -Киев: СИНТО. 1995. -с.228

205. Юнг К Г Человек и его символы. Санкт- Петербург. 1996.

206. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. -М.: Класс. 1997.-279с.