Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ван Цзин
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Ван Цзин, 2000 год

ГЛАВА 1. Психологические особенности ценностных ориентации личности

1.1 Изучение ценностных ориентацикКв психологии

1.2.Структура ценностных ориентаций\

1.3.Комплексный подход к исследованию ценностных ориентации

1.4.Анализ ценностных ориентации китайского народа в аспекте этнических особенностей

ГЛАВА 2. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентации личности

2.1.Психологический процесс трансформации ценностных ориентации I

2.2 Внешние социальные факторы транс|р|зормации ценностных ориентации

2.3.Внутриние психические факторы тран ценностных ориентации личности

2.4.Динамичность и стабильность ценное ориентации китайского народа ,

ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение комплекса факторов трансформации ценностных ориентации личности

3.1.Методы изучения ценностных ориентации личности ^формации ных

3.2.Экспериментальное исследование социально психологических факторов трансформации ценностных ориентации З.З.Экспериментальное исследование поло возрастных и профессиональных факторов трансформации ценностных ориентации личности

Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности"

В последние десятилетия в мировом сообществе происходят процессы социально-экономической модернизации общества и переход от авторитарной власти к более демократической форме правления. В этих новых условиях либерализации и демократизации некоторыены в исторически короткий срок добиваются впечатляющих успехов в развитии экономики, в решении социальных проблем. Одновременно происходят также глубокие изменения в духовной жизни народов как следствие роста и совершенствования рыночных отношений.

Исследования экономических, социальных, политических и национально-культурных аспектов модернизации ценностных ориентаций личности в этих странах, объективных и субъективных факторов - важная и актуальная проблема наших дней.

Процесс перехода от авторитаризма к демократии сложен, непоследователен, а иногда и противоречив. Но, как свидетельствует жизнь, эти процессы исторически необратимы. Особенно заметны они в России, где они вызвали глубокий духовный кризис и отрицательное состояние нравственного сознания, которое характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. На основе переосмысления прошлого у людей возникают состояния когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным проявлением социалы^ действительности. Неспособность адаптироваться к новой социо-культурной ситуации является одной из детерминант психологической деформации личности и ее деструктивного поведения.

В Китае, где происходят глубокие изменения в экономике и в сознании людей, тоже возникают вышеназванные явления, но они не стали доминантой развития духовности общества. Более гармоничной и устойчивой оказалась трансформация ценностных ориентаций в сознании китайского народа. Она стала доминирующим компонентом для стимулирования общего развития модернизации Китая.

Поэтому проблема развития ценностной сферы личности, положительная трансформация ценностей каждой личности позволит каждому человеку активно, творчески включиться в общественную жизнь, что в конечном итоге будет определять ситуацию в общественной жизни, в экономической, политической и культурной областях.

Психологический аспект указанной проблемы исследования состоит в том, что до настоящего времени не выявлены действенные механизмы и факторы, оказывающие существенное влияние на трансформацию ценностных ориентаций. Также одним из неизученных вопросов является психологическая природа ценностных ориентаций. В психологии остается по-прежнему нерешенной проблема системного подхода к исследованию ценностных ориентаций. Только интегрируя достижения в различных общественных науках (философии, психологии, педагогике, социологии, этике и др.), можно решить обозначенные проблемы.

Выработка научных парадигм и концептуальных схем, позволяющих объединять ранее разрозненные факты и исследования ценностных ориентаций, возможна в рамках психологии. В этой связи целью данной работы становится выявление социально-психологических факторов трансформации китайских традиционных ценностных ориентаций личности на основе синтеза западного и китайского подхода. Сочетание этих двух подходов, по-видимому, может дать наибольшие результаты исследования. Отсюда в качестве объекта исследования выступают ценностные ориентации личности, а предметом исследования является система социально-психологических факторов трансформации ценностных ориентаций личности. В данной работе представлены результаты исследования психологических особенностей черт личности китайского народа. Они актуальны прежде всего для решения теоретических вопросов психологии национальных особенностей личности, а также для решения практических проблем духовного формирования личности, особенно учащейся молодежи.

Объектом являются ценностные ориентации личности, а предметом - социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности.

Гипотеза исследования содержит ряд следующих допущений:

- ценности выступают в качестве структурообразующего фактора развития личности и культуры общества, они формируются и развиваются под действием внешних и внутренних факторов;

- внешние и внутренние факторы действуют не изолированно, а в системном единстве;

- в системе факторов трансформации ценностных ориенитаций имеются факторы возраста, пола, профессии, социокультурные факторы.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи: выявить природу ценностных ориентаций личности на основе теоретического анализа понятий «ценность» и «ценностные ориентации»; дать синтетическую классификацию ценностей и ценностных ориентаций личности; выявить влияние социально-психологических факторов на ценностные ориентации личности на основе экспериментальных исследований.

В соответствии с логикой исследования использовались следующие методы: теоретический анализ публикаций; методика измерения социально-психологических факторов, разработанная китайским ученым Хуан Гуангуо; методы статистической обработки данных - корреляционный и факторный анализ.

Основу методологии исследования составили общепсихологические, философские, культурологические научные концепции, изложенные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Г, Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Антилоговой, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, М. Рокича, У. Бильски, С.Х. Шварца, М. Вебера, М.Н. Бонда и др. В трудах этих выдающихся ученых-психологов автор находил для себя теоретические положения, помогавшие ему получить ответ на поставленные вопросы в решении задач исследования, особенно -осмысления таких базовых понятий, как «ценность», «ценностные ориентации», «трансформация ценностных ориентаций», «внешние, внутренние факторы».

Как указывалось выше, целью данной работы является выявление социально-психологических факторов трансформации китайских традиционных ценностных ориентаций. Особую значимость для исследования имеют научные труды китайских авторов: Хуан Гуангуо, Вэнь Чуньи, Ян Гуошу, Ян Иньи, Ян Чжунфан, Чжу Цянь, Чжан Цзиньфу, Цзинь Яоцзи. В этих трудах содержится немало информации, помогающей дать анализ ценностных ориентаций, испытуемых в аспекте психологических особенностей. В них рассматривается ядро традиционных ценностных ориентаций китайского народа конфуцианства, буддизма и даосизма. Эти три весомые духовные сферы ценностей являются мировоззренческими системами Китая. Базовая идея китайской культуры - возможность безграничного совершенствования человека через должное осуществление предписываемых ему социальных ролей. Проблема оптимального построения гармоничных отношений сотрудничества между людьми занимает важное место в китайской классической традиции. Именно различие между современной западной теорией и классической мыслью древнего Китая состоит в понимании человека. По западной теории, в качестве важнейшего принципа человеческого поведения является стремление каждого человека удовлетворить собственные интересы. Древнекитайские мудрецы не только не считали этот принцип основополагающим, но и критиковали его с позиций превосходства «долга-справедливости» над «пользой-выгодой». Проведенное исследование показало, что сутью ценностей современной китайской культуры по-прежнему является гуманизм (конфуцианство), самосовершенствование (даосизм) и милосердие (буддизм). Эти три духовные ценности чрезвычайно устойчивы и живучи и в наши дни имеют широкое распространение среди китайцев. В диссертации сделана попытка на основе эмпирических материалов, социологических данных исследовать структуру и содержание ценностных ориентаций, их психологическую природу, обычаи китайской духовной культуры, которых до сих пор придерживаются в своей жизни китайцы. Одновременно на этих материалах экспериментально исследовались изменения в духовной жизни, трансформация ценностных ориентаций китайского народа.

Эти экспериментальные исследования показали роль конфуцианской идеи в трансформации системы традиционных ценностных ориентаций восточного общества. Кроме того, сопоставляя оценки между поколениями, были получены современные тенденции трансформации ценностных ориентаций китайцев в целом.

В ходе экспериментальных исследований в одном случае проверялась действенность влияния конфуцианства на трансформацию ценностной ориентации личности и выявление механизмов этого влияния. Был проведен опрос среди студентов китайского технического университета и Пекинского педагогического университета ( опрошено 633 человека). В другом случае проверялась действенность влияния внутренних факторов на различия ценностных ориентаций личности среди студентов, рабочих, крестьян и госслужащих Пекина и других мест. Получено 586 анкет опроса.

Результаты экспериментальных исследований изложены в диссертации.

Научная новизна, выносимая на защиту, состоит прежде всего в выявлении комплекса факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций личности. Результаты экспериментальных исследований, изложенные в диссертации, позволяют понять живучесть конфуцианской идеологии в настоящее время, желание понять то новое, что вслед за экономическими преобразованиями властно вторгается в сознание, в психику, прежде всего молодого поколения китайцев.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических основ комплексного характера ценностных ориентаций в аспекте общей и социальной психологии. Не исключается и практическое значение данного исследования, прежде всего при разработке конкретных программ экономического и культурного сотрудничества с Китаем, при разработке и чтении курсов по этнопсихологии и психологии личности.

Основные положения и результаты исследования в 1997-2000 г. г. неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета, а также на семинарах и международных конференциях, как в России, так и в Китае.

В основе данной работы лежат труды видных зарубежных и российских ученых-психологов. Результаты социологических опросов китайцев, прежде всего студенческой молодежи, показывают тенденции трансформации сознания и ценностей у этой наиболее активной части населения миллиардного Китая.

Структура диссертации и ее содержание вытекают из указанных выше целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с выводами, списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы

В экспериментальном исследовании мы использовали метод Хуан Гуангуо, с помощью которого испытуемые должны были оценить те виды ценностей, которые важны для китайского общества. При этом они дают оценку не только от себя, а также и от своего близкого человека из старшего поколения. Полученные результаты обработаны методом факторного анализа, корреляционного анализа. На основе полученных данных мы структурировали ценности самих испытуемых в соответствии со структурой конфуцианства. Сопоставляя структуру факторов ценностей испытуемых со структурой их старшего поколения и сопоставив корреляционные связи двух структур и различия в оценках этих ценностей, мы можем говорить о тенденции к трансформации ценностей в сознании современного поколения.

Современное китайское общество является достаточно открытой системой для информационных потоков, в результате чего, как следствие, видоизменяется мировоззрение и происходит переоценка ценностей в сознании китайского сообщества. Задачу определения направления таких тенденций мы и проделали в своей работе, чтобы доказать наши гипотезы.

На основе теоретического анализа понятий "ценность" и "ценностные ориентации", которые существуют в западной и китайской литературе по психологии, социологии, философии и культурологии была вскрыта психологическая природа ценностных ориентаций личности.

Кроме того, проведена комплексная структуризация (классификация) ценностей и ценностных ориентаций личности на основе западной и восточных традиций; определены роль и место их в структуре личности и реализация их в деятельности; выявлено влияние социально-психологических факторов на ценностные ориентации личности методом phenomenological approach Lewin (1951).

Мы должны напомнить, что данное исследование требовало от испытуемого дать оценку ценности по степени важности ее по шкале от "+5" до "-5", в середине стоит "О". Балл"+5" обозначает "очень важно", "-5" обозначает "не важно". Испытуемые, когда оценивали себя, возможно определяли оценку, основанную на оценке их старшего поколения как reference point, после чего давали оценку и для себя. Испытуемые, видимо, считают, что они меньше ценят некоторые "традиционные ценности", чем их старшее поколение. В целом же они не утверждают, что "традиционные ценности" уже утратили свое важное значение. Это доказывает тот факт, что "традиционные ценности" существуют и сегодня.

Здесь мы можем сделать вывод о том, что в процессе модернизации китайского общества, в когнитивной системе китайских студентов уже образовалась новая система ценностей, которая влияет на поведение человека в различных ситуациях жизни, и что ценности носят индивидуальный характер, но одновременно являются структурообразующим фактором культуры.

Таким образом, развитие и трансформация комплекса ценностных ориентаций определяется влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти внешние и внутренние психологические факторы действуют в системном единстве и реализуются как на уровне отдельного индивида, так и на уровне сообщества.

Трансформация ценностных ориентаций определяется системой факторов, к которым относятся социально-культурные, возрастные, половые, профессиональные и др. Ценности выражают доминирующую направленность личности. з.з. Экспериментальное исследование поло-возрастных и профессиональных факторов трансформации ценностных ориентаций личности

Для изучения взаимосвязи половозрастных, профессиональных факторов и ценностных ориентаций был проведен специальный эксперимент. Целью эксперимента стала проверка действенности влияния внутренних факторов на ценностные ориентациии личности. Исследовались особенности ценностных ориентаций одного возраста и одной социальной группы, которые отражают не только различия данного народа или социальной группы, но и создают доминанту своей культуры. В нашем исследовании мы рассматривали три фактора: пол (Ж., М.), возраст (старые>61 года, пожилые - Зб-бОлет, молодые < 35л ет), профессия (рабочий, крестьянин, студент, госслужащий). Было проведено исследование в двух вузах Пекина: исследовали 160 студентов, 150 рабочих, 120 крестьян в пригороде; 190 госслужащих (включая госслужащих из других провинций, городов). Получили 586 анкет (от рабочих 134, от крестьян 95, студентов 155, госслужащих 184). Общая эффективность ответов 91,61%.

Измерительный инструмент данного исследования составила анкета "таблица изучения ценностных понятий", предназначенная для измерения тендерных, возрастных и профессиональных различий в сфере ценностных ориентаций, разработанная Хуан Гуоянь (Анкета измерения ценностей). Для интерпретации экспериментального материала применялись методы статистической обработки данных (корреляционный, сравнительный анализ и использовался т-критерий для проверки достоверности).

В процессе обследования необходимо было оценить семь видов ценностей:

1) семейная ценность;

2) супружеская ценность;

3) ценностное отношение к детям;

4) правовая ценность;

5) экономическая ценность;

6) ценность образования;

7) политическая ценность.

Для оценки каждого вида ценностей использовалось по 14 вопросов, требующих от испытуемых оценить их по пятибалльной шкале. Ответ 5, 4, 2 и 1 балл. Сумма баллов, которую набирал испытуемый по каждой ценности, являлась основной оценкой данной ценности.

Графа "семейная ценность", например, включала такие переменные как семейная и идентификация, честность отношения к семье, взаимозаботы членов семьи, роль развития семьи и т.д.

1. Семейная ценность. а) Каждый человек должен избегать делать то, что не нравится другим членам семьи: полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен

148 - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл. б) Большой тип семьи уже не свойственен нынешнему обществу: совершенно не согласен -1 балл.

2. Супружеская ценность

Здесь измеряется то, как у супругов проявляется традиционный тип отношений, в которых центром является муж или преобладает равенство супругов. Например: а) Муж является хозяином семьи, представителем семьи во внешних отношениях с обществом. полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл. б) Если жена считает, что нужно что-то делать, то она все равно может это сделать, если даже муж будет против. полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл.

3. Ценностное отношение к детям

Здесь измеряется то, как человек решает строить отношения между родителями и детьми в семье. Родители могут относиться к демократичному или авторитарному стилю воспитания, относиться к детям открыто или консервативно. Например: согласен не согласен полностью согласен

- 5 баллов,

- 4 балла,

- 2 балла, а) Родитель должен ко всем детям относиться одинаково, никого не выделяя: полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл. б) При поступлении в вуз или при выборе профессии родители не должны навязывать свою волю: полностью согласен - 5 балл, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 баллов.

4. Правовая ценность Измеряется отношение человека к равенству и рациональности законодательства. Например: а) Законодательство составлено для защиты интересов малого круга людей, поэтому нет необходимости его соблюдать. полностью согласен - 5 балл, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 баллов. б) Мы должны строго соблюдать законодательство, даже если оно препятствует нам достичь цель. полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл.

150

5. Экономическая ценность.

Здесь измеряется отношение человека к экономической форме производства, т.е. нужно принимать рыночный тип со свободной конкуренцией или плановый, рыночный тип с централизованным управлением. Например, а) Если промышленность полностью принадлежит государству, то рабочие не будут старательно работать. полностью согласен - 5 балл, согласен - 4 балла, не согласен - 3 балла, совершенно не согласен - 2 баллов. б) Вся промышленность должна принадлежать государству полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл.

6. Ценность образования.

Выясняется то, как человек понимает степень важности образования на пути достижения успеха и счастья. Например: а) образование является самым важным фактором для высокого статуса индивида в обществе, а не в семейных отношениях, полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл. б) получить образование человек становится вульгарным, прагматиком с завышенной самооценкой. совершенно не согласен -1 баллов. 7. Политическая ценность

Измеряется отношение человека к родине (патриотичность, забота о судьбе родины, самопожертвование ради родины является отражением понятия родины). Например, а) Я нисколько не люблю свою страну, у нее очень много недостатков и мало достоинств. полностью согласен - 5 балл, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 баллов. б) Не важно, хорошая или плохая страна, я всегда принадлежу родине. полностью согласен - 5 баллов, согласен - 4 балла, не согласен - 2 балла, совершенно не согласен -1 балл.

Используя а-критерий как критерий достоверности тестирования, мы получили у мужчин и женщин разных возрастов и профессий следующие результаты, которые сведены в таблицу 2.

По таблице можно узнать достоверность результатов на уровне р<0.01 или р<0,05. не согласен согласен полностью согласен

- 5 балл,

- 4 балла,

- 2 балла,

Заключение

В последние годы проблема личности, особенно в условиях свободы личности, занимает важное место в мировой общественной науке, стала предметом ожесточенной идеологической борьбы. Данная диссертация тоже является маленькой частью этой борьбы, ибо она посвящена в конечном итоге роли личности в любом обществе. Итоги этого исследования могут пригодиться при составлении различных программ совершенствования духовной жизни общества (если оно этого захочет). Но исследование ясно показывает, что под влиянием рыночных отношений происходит трансформация фундаментальных ценностей духовной сущности человека, прежде всего по так называемой безудержной свободе человека.

На материалах западных, российских и китайских исследовательских работ осуществлено теоретическое обобщение по этой крупной, не только научной проблеме - трансформации ценностных ориентаций личности. Сформулированы теоретические положения и проведена концептуализация комплекса факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций личности. На основе разработанной теоретической базы проанализирован обширный эмпирический материал по трансформации традиционных ценностных ориентаций в современном китайском обществе. Человечество удивляется грандиозным успехам Китая в модернизации своего общества. Но они прежде всего связаны с сущностью китайской личности, которая по-прежнему, хотя и трансформируется, руководствуется в своей повседневной деятельности традиционными духовными ценностями. Это убедительно показано в диссертации на результатах социально-психологических опросов довольно представительной выборки участников психологического эксперимента, проведенного автором диссертации.

В данной работе на конкретном эмпирическом материале раскрыт механизм изменений сущности ценностных ориентаций. Это прежде всего влияние комплекса социально-психологических факторов, как внутренних, так и внешних. В диссертации исследованы «внешне-социальные факторы трансформации» и «внутри-психические факторы трансформации ценностных ориентаций личности».

В систему внешних факторов входят факторы микросреды и макросреды. Еще более сложна структура внутренних психических факторов. Но все эти внешние и внутренние факторы взаимосвязаны между собой. Внутренние психические факторы трансформации исследованы во взаимосвязи с социальными факторами, с актами человеческой деятельности, поскольку для индивида или группы любая деятельность имеет психологическую окраску.

В работе изложены результаты проверки действенности влияния внутренних факторов на различия ценностных ориентаций личности, которые зависят от пола, возраста и профессии.

Исследование подтвердило гипотезу автора диссертации -конфуцианская идея трансформируется в процессе модернизации китайского общества; в среде молодого поколения уже образовалась новая система ценностей, которая руководит поведением человека в различных ситуациях жизни.

Суммируя некоторые итоги исследования, можно прийти к следующим выводам: комплекс ценностных ориентаций личности является сложной динамической сущностью. Динамика его развития и трансформация определяются влиянием как внешних, так и внутренних факторов. С одной стороны, ценности данного социума трансформируются культурой, являясь частью культурно-исторических традиций, обычаев, норм общежития. С другой стороны, ценности определяются реальным состоянием общества и процессами, происходящими в нем. Таким образом, «внешние» факторы трансформации ценностных ориентаций носят социокультурный характер.

Кроме того, ценности являются структурообразующим фактором культуры, реализуясь в личности каждого отдельного члена социума или носителя определенной культуры. Они приобретают индивидуальный характер. С этой точки зрения «внутренними» факторами трансформации ценностных ориентаций будут являться также половозрастные и профессиональные факторы.

Внешние» и «внутренние» факторы действуют не изолированно, а в системе единства, реализуясь как на уровне отдельного индивида, так и на общественном уровне. Таким образом, они выступают важным стимулом интенсификации общества, социальной среды и личности.

Исследуя проблему социально-психологических факторов трансформации ценностных ориентаций личности, автор не претендовал на всестороннее освящение данной проблемы. Динамизм и подвижность понятия «ценность» и влияние ценностных ориентаций на сущность и характер личности, на общество определяют необходимость постоянной и более глубокой дальнейшей разработки этой жизненно важной проблемы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ван Цзин, Новосибирск

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1997.-376 с.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем -М., 1975.- 448 с.

4. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. Омск, 1999. - 6 с.

5. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности Иркутск, 1986.

6. Васильев Л.С., «История религий востока», М., 1983

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

8. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, А.А. Пузырея. М., МГУ, 1982. - С. 161-165.

9. Гаврилов В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО, т. 1. Вып. 2. М., 1995. - С. 172-174.

10. Горан В.П., «Философия. Что это такое?» // Философия науки, № 1(2), Новосибирск, 1996

11. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. - С. 102-109.

12. Дробиницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. - С. 44-45.

13. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц. М., Канон, 1995. — 352 с.

14. Каган М.С. Философская теория ценности. -Санкт-Петербург, 1997.

15. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980

16. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. -С.85-113.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., Политиздат, 1975. 304 с.

18. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, НГПИ, 1987.-92 с.

19. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации.- Новосибирск, НГПИ, 1992. 216 с.

20. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. -1996. № 5. -С. 15-26

21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. -М., 1992.

22. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., МГУ, 1982. - С. 108118.

23. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

24. Моральные ценности и личность/ Под ред. А. И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994. -176 с.

25. Морогин В. Г., Залевский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор // Психол. журн. -1999. № 2. - С. 73-81.

26. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., МГПИ, 1985.-С. 4-7.

27. Оллпорт Г. Личность в психологии / Пер. с англ. М., КСП + , СПб., Ювента, 1998. - 345 с.

28. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: АН СССР, 1957.328 с.

29. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии, в 2-х т. Т. 2. М., 1989. - 328 с.

30. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. Улан- Уде: БГУ, 1997. -288 с.

31. Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида// Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерове, Куз-бассвузиздат, 1999. - С. 354-360.

32. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно- смысловая сфера личности. Кемерово, 1999.

33. Собольников В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности. Новосибирск, НГАС, 1997.

34. Собольников В. В. Информационное воздействия в современном мире: социально-психологический аспект. Новосибирск, 1999

35. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. 1995.

36. СтефаненкоТ. Этнопсихология.-М, 1999.

37. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. М., 1994.

38. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ.- М., Республика, 1993.

39. Фэн Ю Лань, «Краткая история китайской философии», СПб,1998

40. Хайду П. Воспитание ценностных ориентации // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Ни-колаичева. М., МГУ, 1994. - С. 155-164.

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. Питер Пресс, 1997. -608 с.42. «Ши Цзи» // в кн. «Древнекитайская философия», в 2-х тт, Т.2, М., 1994.

42. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд./ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М./ МГУ, 1992. - С. 347-361.

43. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, 1996. - 592 с.

44. Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. СПб, Ювента- М., Прогресс-Универс. 716 с.

45. Adler, F. The Value Concept in Sociology. American Journal of Sociology. 1956.

46. Allport.G. W. ,P. E. Vernon.and G. Lindzey Study of values; Boston ;Houghton Mifflin. 1960.

47. Ben Nidike Ju hua yu dao, zhe jiang ren min chu ban she 1987nian.

48. Bond M. N. Hand book of Chinese Psychology, Oxford: Oxford University Press. 1996

49. Brindley Thomas A. Sociol — psychological values in the Republic of China: Asian Thought and Society, Vol. XIV. XV, Nos. 41-42,43,pp. 98-1990 115,1 -15.

50. Britewaite V. A. &-Scott, W. A. Values, In Robinson, J. P: , Shaver, P. R., &. Wrightsman, L. S. (Eds.) Measures of Personality and Social Psychological Attitudes.,San Diego, CA: Acadrmic Press, Inc. 1990.

51. Burt C. L. The Factors of the Mind: An Introduction to Factor-Analysis in Psychology, New York: Macmillan, 1941.

52. Cattell, Raymond B. The Scientific Use of Factor Analysis in Behavioral and Life Sciences. New York: Plenum Press, 1978.

53. Cheng.C.K. 1944 Familism: The foundation of Chinese social organisation. Social Forces, 1944 231 50-59.

54. Collier, John 1973 China's Socialist Revolution. London: Stage 1.

55. Consalvi, C. Some cross-and inter-cultural comparisons of expressed values of Arab and American college students. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1971, 2, 95-107.

56. Du Weiming Zhi shi fn zi di er juan di yi qi,1985.

57. Firth, R. 1953 The Study of Values by Social Anthropologists, Man LIII. Elements of Social Organization. Boston: Beacon. 1963

58. Freedman M. The family in China, past and present. In M. Freedman(Ed.), The study of Chinese society; Essays by Maurice Freeedman. Standford; Standford University Press,1979, pp. 240-54.

59. Fried M.H. The family in China: The People's Republic. In R. N. Anshen (Ed. ),The Family: Its function and destiny. New York: Harper & Row, 1959, pp. 146-66. (Revised edition).

60. Hofstede, Geert Culture's Consequences: International Differences in Work-related Values. Beverly Hills: Sage. 1980.

61. Hogg, M. A. &. Abrama D. Social Identification. London: Routledge. 1988.

62. Huang Guanguo Ru jia si xiang yu zhong ya xian dai hua, Taibei: ju liu tu shu gong si, 1988.

63. Huang Xiting, Zhangjinfu: Wo guo 5 cheng shi qing shao nian xue sheng jia zhi guan de diao cha, zai xin li xue bao1989 nian di san qi.

64. Huang Xiting, Zhangjinfu: Dang dai zhong guo qing nian jia zhi guan yu jiao yu. Beijing, 1986.

65. Hui, H.C.& Triandis, H.C. Individualism-collectivism: A study of cross-coultural researcher, Journal of Cross-Cultural Psychology, 1986,17.67. Hutu Xue, Beijing, 1997.

66. Kahn. Herman 1979 World Economic Development and Beyond. Boulder, Colorado: West-view Press. 1979.

67. King A. Т.О., & Bond, M.H. A Confucian paradigm of men: A sociological view. Paper presented at the Conference on Chinese culture and mental health, held at the East-West Center, Honoloulu. 1982.

68. Kluckhohn, C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action: an exploration in definition and classification, in T. Parsons and E. Shils, eds. Toward a General Theory of Action. N.Y.: Harper. 1962.

69. Kluckhohn, F. R., &-Strodtbeck, F. L. Dominent and Variant Value Orientations. In C. Kluckhohn, H. A. Murray, &. D. M. Schneider (Eds.) Personality in Nature, Society, and Culture. New York: Knopf. 1953.

70. Kluckhohn, F. R., and F. L. Strodtbeck Variations in Value Orientation. 111.: Peterson. 1961.

71. Kuhn, Thomas The Structure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press. 1970.

72. Lang. 0. Chinese family and society. New Haven;Yale University Press. 1946.

73. Law S.K. Chinese familism in an urban —industrial setting;The case of Hong Kong. Journal of Marriage and the Family, 1981, 30,977 — 992.

74. Levenson, Joseph R. Confucian China and Its Modern Fate. Berkeley, California: University of California . 1965

75. Lewin,K. Field Theory in Social Science. New York: Harper. 1951

76. Li Yinhe Sheng yu yu cun luo wen hua, zhong guo she hui ke xue chu ban she, 1994.

77. Li Qingshan Zhong guo ren she hui xin li yan jiu lun ji, Xiang gang shi dai wen huatu shu gong si, 1993.

78. Li Yiyuan, Yangguoshu Zhong guo ren de xing ge, Taiwan, gui guan tu shu gong si, 1993.

79. Mitchell, W. Sociological Analysis and Politics, the Thrones of1 Taicol Parsons. N.J.: Prentice-Hall. 1967.

80. Morris, Charles. Varieties of Human Values. Chicago :University of Chicago Press (4), 1957,82-133.

81. Nan Huaidong, "Lunyu biecai", Shanghai, 1991.

82. Parsons. T. The Social System N.Y.: Macmillan. 1951.

83. Peng Kaipin Zhong guo da xue xue sheng jiazhi guan qing xiang de chu bu ding liang yan jiu, zai xin li xue bao 1989. 2qi.

84. Perry R. B. General Theory of Value. Mass.: Harvard. 1924.

85. Rogers, С. B. On becoming a parson. Boston: Houghton Mifflin.1961.

86. Rokeach, M. The Nature of Human Values, NY: Free Press. 1973.

87. Schneewind. K. and Cattell, Raymond B. Zum Problem der Faktoridentifikation: Verteilungen und Vertra-nensintervalle von Kongruentzkoeffizienten. Psychol. Beitrage, 1970,12, 214-226.

88. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psycological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. -1987. Vol. 58. - N 5. - P. 550-562.

89. Singh, P. N., Huang, Sophis C., & Thompson, G. G. Comparative study of selected attitudes, values, and personality characteristics of American, Chinese, and Indian students. Journal of Social Psychology, 57: 1962,123-132.

90. Sorokin, P. Social and Cultural Dynamics N.Y.: American 1937.

91. Spranger, E. Type of Man (Lebensformen, 5th ed. )trans. by P. J. W. Pigors,New York: 1928.

92. Tajfel,H. Social Identity and Ingroup Behavior. Social Science Information, 13,1972, 65-93.

93. Tajfel,H. Differentiation between Social Groups: Studies in Intergroup Behavior. London; Academic Press, 1978.

94. Triandis, H. C. Collectivism vs Individualism:

95. A Reconceptualization of Basic Concept in Cross-Cultural Psychology. In Bagley, C., &. Berma, G. (Eds.) Personality, Cognition , and Values: Cross-Cultural, Perceptives of Childhood and Adolescence. London: Macmillan. 1986.

96. Tucker, L.R. A Method for Synthesis of Factor Analysis Studies. Princeton,N. J. E. T. S. 1951.

97. Wang Dezhao Qing dai ke ju zhi du yan jiu. Xiang gang: zhong wen daxue ch ban she, 1982,17-24ye.

98. Wang Xinling Guan yu Beijing yi suo zhong xue xue sheng de jia zhi xi tong yu dao de pan duan de diao cha bao gao, zai xin li xue bao 1987 nian di er qi.

99. Weber Max The Religion of China, trans, by Hans H. Gerth. Glencoe,New York :The Free Press. 1951.

100. Wen Chongyi Cong jia zhi qu xiang tan zhong guo min xing. Taibei: gui guan tu shu gong si 1988, 79-89ye.

101. Wen chongyi Zhong guo ren de jia zhi guan, Tai wan dong tian tu shu gu fen you xian gong si, 1989.

102. Wright A. F., &.Twltchett, D. Confucian Personalities. Stanford: Stanford University Press. 1962.

103. Xu Yangguang Zong zu zhong xing ju le bu, xue gang yi, hua xia chu ban she, 1990.

104. Yang Guoshu Ben tu xin li xue yan jiu (1 -6qi), Tai wan gui guan tu shu gong si 1993-1996 nian ban.

105. Yang Guoshu Hong guo da xue sheng ren sheng guan. Taibei: zhong yang yan jiu yuan min zu xue yan jiu suo, 1974.

106. Yang Guoshu Zhongguorendejiazhiguan: shehuikexue-guandian, Taiwanguiguantushugongsi 1994.

107. Yang Guoshu, Huang Ili Da xue sheng ren sheng guan de bian qian: er shi nian hou. Tai bei: zhong yang yan jiu yuan min zu xue yan jiu suo, 1984.

108. Yang Guoshu, Li meizhi Zhong guo da xue sheng de jia zhi guan. Taibei: zhong yang yan jiu yuan min zu xue yan jiu suo, 1973.

109. YangYiyin Shi lun ren ji guan xi ji qi fen ei, zai she hui xue yan jiu, 1995. 5.

110. Yang Yiyin Zi ji ren ji qi bian jie, zhong guo she hui ke xue yuan yan jiu sheng bo shi lun wen, 1997.

111. Yang Zhongfang Zhong guo ren zhen shi ji ti zhu yi ma, Taiwan guiguan tu shu gong si 1993-1996.

112. Yang Zhongfang Zhong guo ren, zhong guo xin -ren ge yu she hui pian Tai wan yuan liu tu shu gong si 1991.

113. Yang Guoshu, Zhengboyun Chuan tong jia zhi guan, ge ren xian dai xing ji zu zhi xing wei. Taibei: zhong yang yan jiu yuan min zu xue yan jiu suo ji kan, 64qi,1987,1-49ye.

114. Yu Yingshi Cong jia zhi xi tong kan zhong guo wen hua de vaian dai yi yi. Taibei: lian jing chu ban shi ye gong si, 1987,1-51 ye.

115. Zhai Xuewei Zhong guo ren de lian mian guan, tai wan gui guan tu shu gong si,1995.

116. Zhang Zhiguang Xu sheng pin de xing cheng xin tan, Beijing shi fan da xue chu ban she, 1993.

117. Zhong Guo du dian wen ji da quan. Beijing chu ban she, 1987.

118. Zhong Guo jia zhi guan da quan. Beijing chu ban she, 1992.

119. Zhong Guo Ren de guannian yu xingwei. Tianjin chu ban she,1995.

120. Zhong guo she hui ke xue yuan she hui xue yan jiu suo Dang daizhong guo qing nian da tou shi: guan yu yi dai ren dejia zhi guan yan bian ya njiu, Beijing chu ban she, 1993.

121. Zi Youzhong Guo, Taiwan guanghua chu ban she, 5-6, 1999.