Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности

Автореферат по психологии на тему «Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Автореферат
Автор научной работы
 Соснина, Дарья Николаевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Пермь
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности"

На правах рукописи

005061203

Соснина Дарья Николаевна

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ АРТИСТОВ БАЛЕТА)

Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

005061203

Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ

Вяткин Бронислав Александрович

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой общей психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова» Фетискин Николай Петрович

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского» Слепко Юрий Николаевич

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный универси-

тет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Защита состоится 18 июня 2013 года в 14:00 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.307.07 при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, 108, кафедра общей и социальной психологии.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, 108.

Автореферат разослан «_17» мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Огородникова JI. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Значительное повышение темпа жизни, увеличение эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психического стресса и в особенности проблеме индивидуальной устойчивости к нему особое значение. Деятельность в стрессогенных условиях характеризуется высоким уровнем требований, предъявляемых к психике человека, для достижения целей приходится испытывать нагрузки, которые отличаются широким спектром влияющих на него как внутренних, так и внешних стресс-факторов.

Большинство авторов научных работ в области художественно-творческой деятельности, говоря о воздействии на актера разных стрессоров, мешающих творческому процессу, называют природу психического напряжения, проявляющегося на сцене, «боязнью рампы» или «страхом выступления» (Е.А. Белан, 2006; A. Kemp, 1999; М. Piparek, 1998; G.Wils, 1990).

Специальные исследования показали, что успешность деятельности в экстремальных условиях во многом определяется устойчивостью к стрессу (Б.А. Вяткин,1973; В.А. Бодров, 2000; Г.С. Никифоров, 2002; A.A. Баранов, 2003; Н.В. Суворова, 2006; Б.Б. Величковский, 2007; М.М. Калашникова, 2009; JI.A. Китаев-Смык, 2009; P.M. Шагиев, 2009; А.П. Шихова, 2009 и др.). Логично предположить, что и в балете способность противостоять отрицательному влиянию стресса так же обусловлена стрессоустойчивостью артистов.

Актуальность темы исследования определяется потребностями психологической науки и практики в разработке проблемы устойчивости к стрессу, ее недостаточной научной разработанностью и необходимостью изучения свойств индивидуальности, определяющих стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности. Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют данные о стрессоустойчи-вости в структуре интегральной индивидуальности артистов и ее влиянии на эффективность исполнительской деятельности. В силу этих обстоятельств исследование, посвященное выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу в художественно-творческой деятельности, представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение. Этим объясняется выбор темы исследования, продиктованный запросами практики.

Цель исследования: изучение влияния стрессоустойчивости на исполнительскую деятельность артистов балета в особо ответственных выступлениях на сцене.

Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:

1. На основе анализа литературы выявить различные направления и подходы к исследованию стресса и устойчивости к нему в различных видах деятельности. Обосновать и сформулировать понятие «сценический стресс».

2. Разработать программу наблюдения и оценки качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета.

3. Эмпирически доказать возникновение сценического стресса у артистов балета в особых условиях исполнительской деятельности (международные конкурсы, фестивали, премьерные спектакли, зарубежные гастроли).

4. Эмпирически выявить влияние сценического стресса на различные качественные особенности исполнительской деятельности (академизм, музыкальность, техничность, амплитуда, актерское мастерство) артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости.

5. Выявить особенности интегральной индивидуальности артистов с различной устойчивостью к сценическому стрессу.

6. Эмпирически выявить ресурсные возможности стрессоустойчивости по совладанию со сценическим стрессом.

7. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции негативного влияния стресса на исполнительскую деятельность артистов балета в экстремальных условиях.

Объект исследования - стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности.

Предмет исследования - стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности и ее влияние на исполнительскую деятельность артистов балета в условиях сценического стресса.

Гипотезы исследования:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, фестивали, зарубежные гастроли) у артистов балета возникает состояние повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает в зависимости от стрессоустойчивости разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности в связи с особенностями индивидуальности.

3 Устойчивость к сценическому стрессу детерминирована симптомоком-плексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и выполняет в ней приспособительную функцию противостояния стрессу.

4. Стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, выполняя в ней системообразующую функцию и являясь ресурсной возможностью по совладанию со сценическим стрессом.

Методологической и теоретической основой исследования являются

- принципы системного подхода к изучению индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалов);

- теоретико-экспериментальный подход к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости человека (В.А. Абабков, В.А. Бодров, Б .А. Вяткин, JI.A. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, М. Перре, R.S. Lazarus);

- теоретико-экспериментальные подходы к анализу и исследованию личности и деятельности артистов балета (М. Бежар, А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, Л.Н. Лавровский, A.M. Мессерер, Н.И. Тарасов, F.C. Bakker, S.E. Marchant-Наусох, G.D. Wilson);

- специальными теоретическими основами исследования явились положения теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина.

В соответствии с целями и задачами были использованы следующие методы исследования:

-теоретические (изучение и анализ научной психологической, педагогической, физиологической и искусствоведческой литературы по теме исследования);

- эмпирические (наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование);

- статистические (данные подвергались описательной статистике, сравнительному, корреляционному и факторному анализу, кластерному анализу, ¿-критерию Стьюденга).

Исследования включали инструментальные измерения и наблюдения с использованием видеозаписи спектаклей и аудиозаписи голосовых реакций артистов. Аудиозаписи голосовых реакций артистов подвергались спектральному анализу по программе «Sound Forge-09».

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечена:

- детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению стрессоустойчивости;

- репрезентативностью выборки;

- выбором валидных и надежных методов эмпирического исследования;

-сочетанием методов качественного и количественного статистического

анализа полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиции теории интегральной индивидуальности и понимания стресса как системного явления раскрывается понятие сценического стресса, изучена стрессоустойчи-вость и ее функции в структуре интегральной индивидуальности артистов балета, а также ее влияние на исполнительскую деятельность.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что внесен вклад в разработку такой важной проблемы психологии, как проблема стрессоустойчивости в художественно-творческой деятельности. Впервые теоретическому анализу и эмпирическому исследованию подвергаются свойства индивидуальности артистов, отвечающие за процессы устойчивости к стрессу в напряженной деятельности, показана их взаимосвязь с успешностью. Выявлено разнонаправленное влияние стрессоустойчивости на различные качественные особенности деятельности. Получены новые данные о том, что в структуре интегральной индивидуальности человека стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, т.е. выполняет в ней системообразующую функцию. Результаты исследования открывают дальнейшую перспективу для изучения этого вопроса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выявленная структура стрессоустойчивости позволяет решить проблему эффективности художественно-творческой деятельности в экстремальных условиях. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обуче-

ния навыкам противодействия стрессу с комплексным использованием методов саморегуляции способствует формированию стрессоустойчивости артистов, что повышает эффективность их исполнительской деятельности при подготовке к премьерным спектаклям, конкурсам и в работе над новой ответственной партией. Полученные результаты исследования применяются при разработке индивидуальных моделей сценического поведения артистов. Также они могут эффективно использоваться в качестве материала для пособий в системе подготовки педагогов - репетиторов балета. Результаты данного исследования стали основой для разработки программы профессиональной подготовки артистов балета в Пермском государственном ордена «Знак Почета» хореографическом колледже.

В процессе исследования автором была разработана специальная программа наблюдений, фиксации результатов и оценки качества исполнительской деятельности артистов балета, которая может быть использована в работе экспертов на международных конкурсах артистов балета и на экзаменах в соответствующих профессиональных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) у артистов балета возникает состояние повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого нами как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает, в зависимости от выраженности стрессоустойчивости артиста балета, разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности.

3. Устойчивость к сценическому стрессу детерминирована определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств индивидуальности артистов.

4. Стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, т.е. выполняет в ней системообразующую функцию. Структуры интегральной индивидуальности артистов с высокой и низкой степенью стрессоустойчивости имеют свои отличительные особенности.

5. В художественно-творческой деятельности у лиц, связанных с публичным выступлением на сцене (например, артисты балета), стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности выступает как ресурс совладания со сценическим стрессом.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета (2007-2012 гг.); XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2009», (г. Москва, 2009 г.); Всероссийских научных конференциях «XXV Мерлинские чтения» (Пермь, 2010 г.); «XXVI Мерлинские чтения» (Пермь, 2011 г.); Втором Международном конгрессе по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем детей и подростков» (Пермь, 2010 г.); Всероссийской научной конференции «Психология творчества: наследие Я.А. Понома-

рева и современные исследования» (Пермь, 2010 г.); Втором Сибирском научном конгрессе Всемирного совета танца ЮНЕСКО по направлению «Хореографическое искусство» (Новосибирск, 2011 г.); международной конференции «Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе» (Москва, 1618 ноября 2012 г.); Второй Международной очной научно-практической конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 13-15 марта 2013 г.)

Результаты исследования используются педагогами - репетиторами балета Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского при подготовке артистов к спектаклям, фестивалям, конкурсам и преподавателями дисциплины «Танец и методика его преподавания: классический танец» Пермской государственной академии искусства и культуры при подготовке лекционного материала для студентов Ш-1У курсов. Результаты данного исследования стали основой для разработки авторской программы подготовки студентов к публичным выступлениям и преодолению негативного влияния сценического стресса в учебном процессе Пермского государственного ордена «Знак Почета» хореографического колледжа.

По результатам исследования опубликовано 14 печатных работ, в том числе 2 статьи в журналах, включенных ВАК в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка, практических рекомендаций и приложений. Работа изложена на 170 страницах машинописного текста. Содержит 14 таблиц, 12 рисунков и 7 приложений. Библиографический список насчитывает 216 наименований, в том числе 23 на английском языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, формулируются гипотезы, цели и задачи, определяются предмет и объект исследования. Представлена информация об апробация работы, ее структуре и объеме, приведены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Устойчивость к психическому стрессу как предмет интегрального исследования индивидуальности человека» представлен обзор и дан анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме. Особое внимание обращается на вопросы, связанные с пониманием стрес-соустойчивости и влияния стресса на различные виды деятельности. Представлен обзор исследований психического стресса с позиций теории интегральной индивидуальности, психологическая характеристика и анализ специфики деятельности артиста балета. Обоснована необходимость и целесообразность исследования стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов как ресурса противодействия психическому стрессу.

В параграфе 1.1. «теоретико-методологические основы психологического исследования стресса и стрессоустойчивости» рассматриваются методологические подходы к изучению стресса и стрессоустойчивости. Отмечается, что впервые стресс как совокупность множества физиологических реакций организма, выполняющих адаптационную функцию и характеризующих целостное физиологическое состояние, был описан Г. Селье (1936). Первой психологической концепцией стресса явилась когнитивная теория стресса, предложенная Р. Лазарусом (1970). В зарубежной психологии на протяжении ряда десятилетий выделяются так называемые субъективистский (S. Breznitz, 1983; N. Endler, 1989; П. Фресс, 1975; F. White, 1987; G. Zeventnal, 1965 и др.) и объективистский подходы (J. Dunhan, 1984; Т. Кокс, 1981; Т. Стокфельт, 1970) к пониманию стресса и стрессоустойчивости. Объективисты рассматривают стресс как порождение внешней ситуации, а субъективисты интерпретируют стресс как представление об опасности. В отечественной психологии длительное время отдельные ученые понятию «стресс» предпочитали другое понятие - «психическая напряженность» (Л.П. Гримак, 1989; М.А. Дмитриева, 1978; М.И. Дьяченко, 1995; A.A. Крылов, 1979; А.И. Куколев, 1969; В.Л. Марищук, 1969; Н.И. Наенко, 1970, 1976; А.И. Нафтульев, 1979; О.В. Овчинникова, 1968, 1969). В.В. Суворова (1975) изучала зависимость вида стресса от «места приложения» стрессовых воздействий. В соответствии с этим она выделяла два вида стресса - второсигнальный и первосигнальный.

В параграфе 1.2. «Исследования психического стресса с позиции теории интегральной индивидуальности» внимание акцентируется на том, что в рамках системного подхода с позиций теории интегральной индивидуальности стресс и стрессоустойчивость изучались пермской психологической школой. Представители этого направления выявили данные относительно участия различных уровней интегральной индивидуальности в структуре стрессоустойчивости (Б.А. Вяткин, 1968, 1975, 1981, 2005; A.A. Коротаев, 1981; B.C. Мерлин, 1975; C.B. Субботин, 1993; Н.В. Суворова, 2006 и др.). Стрессоустойчивость с позиций теории интегральной индивидуальности определяется как психологическое свойство, детерминированное специфической взаимосвязью разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что определяет оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Анализируются специальные исследования, которые показали, что успешность деятельности в экстремальных условиях во многом определяется таким качеством, как устойчивость к стрессу (В.А. Бодров, 2000; Б .А. Вяткин, 1975, 1981, 2005; М.М. Калашникова, 2009; Л.А. Китаев-Смык, 2009; Н.В. Суворова, 2006; А.П. Шихова, 2009). Стрессоустойчивость рассматривается авторами как качество личности, позволяющее активно противостоять отрицательному, разрушающему влиянию стресса, вызываемого факторами различного рода (физическими, физиологи-

ческими, психологическими, социальными и т.д.), на успешность выполняемой в данный момент деятельности.

В параграфах 1.3 «Стресс и художественно-творческая деятельность» и 1.4 «Исполнительская деятельность артиста балета как источник сценического стресса» раскрываются специфические особенности деятельности артистов балета как типичной художественно-творческой деятельности. Отмечается, что интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с возрастающим стрессогенным характером исполнительской деятельности. Но до сих пор нет конкретных научно обоснованных данных о стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности как о ресурсе совладания с психическим стрессом и особенностях интегральной индивидуальности артистов в зависимости от высокой и низкой устойчивости к стрессу. Таким образом, как показывает анализ литературы, недостаточная изученность влияния стрессоустойчивости на эффективность художественно-творческой деятельности в связи с особенностями интегральной индивидуальности требует дальнейшего экспериментального исследования, так как в таком ключе стрессоустойчивость до сих пор не рассматривалась и не изучалась. В силу данных обстоятельств исследование, посвященное этим вопросам, актуально и имеет теоретико-методологическое и прикладное значение.

Во второй главе «Организация, методы и методики исследования» в соответствии с теоретическим обоснованием и выдвинутыми гипотезами был определен комплекс методик, адекватных целям исследования, приведены данные об участниках и условиях исследований.

В процессе эмпирического исследования применялись методы наблюдения, измерения и сравнения. Процедура исследования включала инструментальные измерения и опросники.

Для изучения устойчивости к психическому стрессу использовались опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчина и опросник стрессоустойчивости Б.А. Вяткина - C.B. Субботина.

Для исследования психического стресса испытуемых использовались две методики: цветовой тест К. Люшера и спектрографический анализ голосовых реакций. Изучались интонационные характеристики речи непосредственно перед выходом артиста на сцену. Производилось не менее четырех замеров, затем определялись средние показатели. Далее таким же образом показатели фиксировались в фоне (на репетиции), когда артисты исполняли те же партии, но в привычной для них рабочей обстановке. Анализ интонационных (спектрографических) характеристик речи проводился путем записи определенной для всех испытуемых фразы «к спектаклю готов» на цифровой диктофон с последующей обработкой ее физических параметров при помощи профессиональной программы для звукорежиссеров «Sound Forge-09». Регистрировалась интен-

сивность звукового сигнала в трех диапазонах частот (спектров): от 310 до 3900 Гц. Показателями стресса являлось статистически значимое изменение спектра речи в условиях стресса по отношению к спокойной ситуации (фону).

Для выяснения качественных особенностей исполнительской деятельности артиста балета автором была разработана специальная программа их оценки. Использовались метод фиксированного наблюдения с помощью видеозаписи спектаклей и репетиции и метод экспертных оценок. Велась сплошная видеозапись фрагментов спектакля на репетиции (фон) и на спектакле (условия стресса), которая использовалась экспертами для оценки качества исполнения. Эксперты оценивали качество исполнения определенной партии по десятибалльной шкале как на репетициях , так и на ответственных спектаклях . Все исследования были выполнены в естественных условиях деятельности.

Для исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности применялись следующие методики: Нейродинамический уровень: опросник свойств нервной системы Я. Стреляу (О.П. Елисеев, 2001; J. Strelau, 1974); Психодинамический уровень: опросник формально-динамических свойств индивидуальности - ОФДСИ (В.М. Русалов, 1997); Личностный уровень: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла 16PF (А.А. Рукавишников, 1995); Социально-психологический уровень: опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, 1984). Для изучения особенностей копинг-стратегий применялся опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire, Folkman, Lazarus, 1988).

Для статистической обработки и анализа полученных данных использовались процедуры описательной статистики, корреляционный анализ по Пирсону, факторный анализ методом главных компонент, кластерный анализ, ¿-критерий Стьюдента. Вычисления проводились на персональном компьютере с использованием пакета программ «Statistika 5.5 for Windows»

В третьей главе «Результаты исследования и их обсуждение» определено понятие сценического стресса, дана интерпретация его разнонаправленного влияния на деятельность в зависимости от стрессоустойчивости исполнителей. Рассмотрены качественная и количественная характеристики стрессоустойчивости. Последовательно приведены результаты и анализ исследований стрессоустойчивости артистов в системе интегральной индивидуальности как ресурса совладания со стрессом, описаны различные копинг-стратегии, применяемые артистами в зависимости от их стрессоустойчивости.

В параграфе 3.1 «результаты исследования стрессоустойчивости артистов балета и их обсуждение» представлены результаты исследования стрессоустойчивости. Первоначально показатели стрессоустойчивости по двум методикам, Б.А. Вяткина - C.B. Субботина и Т.А. Немчина, были сопоставлены между

и

собой с помощью коэффициента ранговой корреляции Пирсона. Коэффициент корреляции показателей равен 0,77 при 0,001 что свидетельствует о достаточной валидности используемых методик. Далее вся выборка была разделена на две группы испытуемых (по формуле СУ > М +1/2с , СН < М -1/2с ).

На основе совпадения результатов по обеим методикам из общей выборки испытуемых (N=78) были выделены две полярные группы: «стрессоустойчивые» = 32) и «стрессонеустойчивые» (Ы= 31).

Определено, что эти группы имеют статистически значимые различия по показателям стрессоустойчивости. (табл. 1).

Таблица 1

Достоверность различий средних показателей стрессоустойчивости по двум методикам в полярных группах испытуемых

Методики Средние показатели стрессоустойчиво сти Достоверность различий

Стрессоустойчивые Стрессонеустойчивые / Р

Т. А. Немчин 8,16 22,58 11,40 < 0,001

Б.А. Вяткин - С.В. Субботин 28,63 53,65 12,27 < 0,001

В параграфе 3.2. «Результаты исследования стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов балета и их обсуждение» приведены и обсуждаются результаты исследования стрессоустойчивости со свойствами интегральной индивидуальности артистов. В первую очередь рассматривалась взаимосвязь показателей стрессоустойчивости с разноуровневыми свойствами ИИ, в результате выявлено наличие высокозначимых корреляционных взаимосвязей показателей стрессоустойчивости с показателями разноуровневых свойств ИИ. Таким образом, можно говорить о том, что стрессо-устойчивость детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности артистов балета.

Для выявления различий свойств интегральной индивидуальности артистов в зависимости от стрессоустойчивости был выполнен сравнительный анализ достоверности различий между группами с высокой и низкой устойчивостью к стрессу по /-критерию Стьюдента.

В табл. 2 представлены только значимые различия полярных групп. Выявлены значимые различия на всех уровнях ИИ. Так, на нейродинамическом уровне «стрессоустойчивые» характеризуются большей силой возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов (р < 0,001). На психодинамическом уровне психомоторная сфера характеризуется двигательной активностью, гибкостью при переключении с одной физической работы на другую, обычной интенсивностью эмоционального переживания и средней скоростью моторно-двигательных операций.

Таблица 2

Достоверность различий средних показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности артистов балета в зависимости от устойчивости к стрессу

№ п/п Показатели Испытуемые Достоверность различий

Стрессоустойчивые Стрессонеустойчивые / Р

1 Сила возбуждения 58,88 46,58 4,68 <0,001

2 Сила торможения 67,66 54,29 5,48 <0,001

3 Подвижность нервных процессов 62,09 56,48 2,52 <0,05

4 Эргичность психомоторная 31,75 36,35 —4,41 <0,001

5 Эргичность интеллектуальная 27,72 32,10 <0,001

6 Пластичность психомоторная 30,03 34,97 -3,93 <0,001

7 Пластичность интеллектуальная 26,53 29,03 -2,66 <0,01

8 Скорость интеллектуальная 28,53 30,77 -3,46 <0,001

9 Скорость коммуникативная 32,25 36,19 -3,15 <0,05

10 Эмоциональность психомоторная 24,88 28,65 -3,70 <0,001

11 Эмоциональность интеллектуальная 27,31 32,26 -3,38 <0,01

12 С — эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость 7,94 5,74 4,34 <0,001

13 Е — подчиненность — доминантность 5,81 4,74 2,78 <0,01

14 Н—робость - смелость 7,66 6,00 3,44 <0,001

15 N — прямолинейность — дипломатичность 6,13 5,00 2,22 <0,05

16 О — уверенность в себе — тревожность 5,28 7,29 —4,05 <0,001

17 £?4 — расслабленность — напряженность 4,25 5,71 -2,93 <0,01

18 Общая ингернальность 3,75 5,06 -3,69 <0,001

19 Ингернальность в области достижений 5,25 6,35 -3,14 <0,01

20 Ингернальносгь в области неудач 3,66 5,42 -3,75 <0,001

21 Интфнальность в области семейных отношений 3,91 5,68 -3,91 <0,001

22 Ингернальность межличностных отношений 6,69 7,74 -4,12 <0,001

23 Интернальность здоровья 4,88 6,45 -4,00 <0,001

Интеллектуальная сфера характеризуется нормальной гибкостью мышления и скоростью умственных процессов (р < 0,001; 0,01). Коммуникативная сфера характеризуется средней степенью общительности, обычной скоростью речевой активности и вербализации, уверенностью в себе в процессе общения (р < 0,001; 0,01; 0,05). На личностном уровне стрессоустойчивые артисты отличаются эмоциональной устойчивостью - умеют держать себя в руках (р < 0,001), большей доминантностью, независимостью (р < 0,01), смелостью (р < 0,01), они более сдержанны (р < 0,05), а также отличаются большим спокойствием и самоуверенностью (р < 0,001), нефрустрированны и более расслабленны (р < 0,001). На социально-психологическом уровне отличия заключаются в том, что несколько снижен уровень субъективного контроля: они считают, что события их жизни являются результатом случая и не склонны обвинять себя в неудачах (р < 0,001).

«Стрессонеустойчивые» артисты обладают меньшей силой возбуждения и торможения (р < 0,001) и меньшей подвижностью нервных процессов (р < 0,05). У этой группы на психодинамическом уровне ИИ психомоторная сфера характе-

ризуется высокой потребностью в движении, стремлением к разнообразным способам деятельности (р < 0,001), избытком физических сил в сочетании со средним уровнем гибкости переключения с одной физической работы на другую и средней скоростью умственных процессов при интеллектуальной деятельности, постоянным ощущением неполноценности физической работы (р < 0,001; 0,01). Вероятно, такая ситуация выступает весомым стрессирующим фактором, излишне перегружающим психику, заставляющим артиста больше уделять внимания последствиям и результатам своего выступления, вместо того чтобы сосредоточиться на качестве выполняемой работы. Коммуникативная сфера характеризуется высокой ранимостью в случае неудач и неуверенностью (р < 0,001). На личностном уровне ИИ стрессонеустойчивые артисты отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью, осторожностью и чувствительностью к опасности. Они тяжело переживают неудачи (р < 0,001; 0,01; 0,05).

Далее исследовались связи стрессоустойчивости с разноуровневыми свойствами ИИ в полярных группах испытуемых. В результате корреляционного анализа показателей стрессоустойчивости и свойств ИИ в группах артистов с высокой и низкой устойчивостью к стрессу выявлено, что у «стрессоустойчивых» общее число значимых интеркорреляций - 13, а у «стрессонеустойчивых» всего 9. У группы «стрессоустойчивых» стрессоустойчивость значимым образом коррелирует со свойствами всех изучаемых нами уровней ИИ. У «стрессонеустойчивых», в отличие от группы устойчивых к стрессу, отсутствуют взаимосвязи с социально-психологическим уровнем интегральной индивидуальности. В каждой группе обнаружен разный количественный и качественный характер взаимосвязей между стрессоустойчивостью и разноуровневыми свойствами ИИ. Таким образом, в данной части исследования получена эмпирическая поддержка гипотезы о том, что стрессоустойчивость детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности артистов.

Далее представлены результаты изучения системообразующей функции стрессоустойчивости. В выборках артистов с низким и высоким уровнем стрессоустойчивости рассматриваются характерные для каждой группы взаимосвязи свойств интегральной индивидуальности. Для иллюстрации на рис. 1 и 2 представлена графическое отражение взаимосвязей психодинамического и личностного уровней ИИ.

Рис. 1. Характер взаимосвязей психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности для группы стрессоустойчивых (ЛГ = 32)

Рис. 2. Характер взаимосвязей психо динамического и личностного уровней интегральной индивидуальности для группы стрессонеустойчивых (N=31)

Условные обозначения: -прямая взаимосвязь (р < 0,05)

-прямая взаимосвязь (р < 0,01)

— прямая взаимосвязь (р < 0,001)

------обратная взаимосвязь (р < 0,05)

---обратная взаимосвязь (р < 0,01)

— обратная взаимосвязь (р < 0,001)

ЭрП - эргичность психомотх)рная; ЭрИ - эртичностъ интеллектуальная; ЭрК - эргичность коммуникативная; ПП - пластичность психомоторная; ПИ - пластичность интеллектуальная; ПК - пластичность коммуникативная; СП — скорость психомоторная; СИ — скорость интеллектуальная; СК — скорость коммуникативная; ЭмП — эмоциональность психомоторная; ЭмИ — эмоциональность интеллектуальная; ЭмК -эмоциональность коммуникативная; А — замкнутость — общительность; В—интеллект; С—эмоциональная устойчивость — неустойчивость; Е — подчиненность — доминантность; ^ — сдержанность — экспрессивность; б — подверженность чувствам — высокая нормативность поведения; И - робость — смелость; I— жесткость — чувствительность; Ь — доверчивость — подозрительность; М— практичность — развитое воображение; О — уверенность в себе — тревожность; Ql — консерватизм — радикализм; 02 — конформизм — нонконформизм; 03 — низкий — высокий самокошроль; 04 — расслабленность — напряженность.

Во-первых, обращает на себя внимание явное различие в количестве и хараха-рактере взаимосвязей между уровнями ИИ. У «стрессоустойчивых» 14 значимых взаимосвязей, а у « стрессонеустойчивых» — 18. Во-вторых, различен характер ме-журовневых связей. Так, если у «стрессоустойчивых» открытость, легкость в общении (А) связана с эмоциональностью психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной, то у «стрессонеустойчивых» этот фактор (А) связан только с коммуникативной скоростью (СК). Сдержанность (Г) в группе устойчивых к стрессу связана только с эмоциональностью интеллектуальной и коммуникативной, а у «стрессонеустойчивых» практически с каждым компонентом психодинамического уровня ИИ. Обратный характер взаимосвязей говорит о том, что чем ниже чувствительность к неудачам, тем ярче выражена беззаботность, адаптивность и смелость.

Таким образом, можно сказать, что в структуре ИИ «стрессоустойчивых» наибольшую нагрузку несут такие свойства, как эмоциональная коммуникативность и робость - смелость.

У «стрессонеустойчивых» иной характер взаимосвязей свойств ИИ. Наибольшее количество высокозначимых взаимосвязей обнаружено у свойства личностного уровня сдержанность - экспрессивность (Р). Обратные взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем выше эмоциональное переживание, тем меньше выражено спокойствие. Можно сказать, что в структуре ИИ «стрессонеустойчивых» наибольшую нагрузку несет свойство личностного уровня ИИ

сдержанность - экспрессивность. Следовательно, структура интегральной индивидуальности менее устойчивых к стрессу артистов так же имеет свои характерные особенности в зависимости от стрессоустойчивости.

На данном этапе исследования подтвердилась гипотеза о том, что характер взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности артистов различен в зависимости от стрессоустойчивости.

Обратимся к результатам факторного анализа, выполненного для полярных групп отдельно (табл. 3).

Таблица 3

Факторное отображение структуры интегральной индивидуальности в разных группах испытуемых

№ п/п Показатели Стрессоустойчивые Стресонеустойчивые

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

1 Сила возбуждения 0,49

2 Сила торможения -0,45

3 [1одвижность нервных процессов 0,64

4 Уравновешенность нервных процессов 0,64

5 Эртичносгь психомоторная -0,56 0,56 0,44 -0,66

6 Эргичность интеллектуальная -0,62 0,43

7 Эртичносгь коммуникативная 0,81 -0,72

8 Пластичность психомоторная -0,57 0,49 0,48 -0,80

9 Пластичность интеллектуальная 0,63 0,28 -0,71 -0,43

10 Пластичность коммуникативная 0,65 -0,79

11 Скорость психомоторная 0,69 -0,57 -0,65

12 Скорость интеллектуальная 0,41 -0,51

13 Скорость коммуникативная -0,51 -0,65 -0,42

14 Эмоциональность психомоторная -0,77 0,42 0,44 -0,71

15 Эмоциональность интеллектуальная -0,86 0,54 -0,67

16 Эмоциональность коммуникативная -0,89 0,68 -0,47

17 4 — замкнутость — общительность 0,59 -0,47 0,40

18 В- низкий - высокий интеллект 0,51

19 С - эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость -0,46 0,46 0,45

20 Е — подчиненность - доминантность -0,47

21 Г — сдержанность - экспрессивность 0,72 -0,52

22 й — подверженность чувствам - высокая нормативность поведения 0,49

23 Н— робость — смелость 0,50 0,40 -0,40 -0,41

24 I— жесткость - чувствительность -0,43

25 М— практичность — развитое воображение 0,47

26 0 — уверенность в себе - тревожность -0,45 0,57

27 02 — конформизм - нонконформизм -0,42

28 — расслабленность - напряженность -0,58

29 Общая интернальность -0,60 -0,72 0,90

30 Интернальность в области достижений -0,76 0,92

31 йнгерналъность в области неудач -0,80 -0,53 0,82

32 Интернальность в области семейных отношений -0,88 0,71 0,53

33 Интернальность в области производственных отношений 0,44 -0,58 0,44 -0,50 0,48 -0,51

34 Интернальность межличностных отношений 0,57 -0,47 0,50 0,62

35 Интернальность здоровья -0,80 0,41 0,83

% об.дясп. / % сумм. 32,89/32,89 22,06/54,95 14,50/69,45 28,17/28,17 24,59/52,76 17,38/70,14

Как видно из таблицы, в группе «стрессоустойчивых» в первый фактор, объясняющий 32,89 % общей дисперсии, со значимыми весами вошли свойства всех уровней ИИ. Своеобразным ядром фактора являются показатели психомоторной и интеллектуальной сферы психодинамического уровня ИИ. А также со значимыми весами в этот фактор вошли показатели личностного и социально-психологического уровня. Ядро второго фактора, объясняющего 22,06 % общей дисперсии, составили свойства социально-психологического уровня. В третий фактор, объясняющий 14,5 % общей дсиперсии, с наибольшими весами вошли показатели свойств личностного уровня ИИ: высокий интеллект, смелость, нефрустрированность.

У «стрессонеустойчивых» совершенно иная картина. Ядро первого фактора, объясняющего 28,17 % общей дисперсии, составили свойства психодинамического уровня ИИ. Это показатели пластичности психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферы. Во второй фактор, объясняющий 24,59 % общей дисперсии, с наибольшими факторными весами вошли показатели свойств социально-психологический уровня ИИ. В третий фактор с объясняющей долей дисперсии 17,38 % с наибольшими факторными весами вошли показатели личностного уровня: эмоциональная неустойчивость, подчиненность, сдержанность, робость.

Таким образом, изменяя характер взаимосвязи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, стрессоустойчивость выполняет системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности артистов.

В параграфеЗ.З «Резутътаты исследования влшния психического стресса на качественные особенности деятельности и их обсуждение» приведены результаты и анализ влияния психического стресса на качественные особенности деятельности в зависимости от стрессоустойчивости артистов, описаны различные копинг-стратегии, которые используются испытуемыми полярных групп.

В результате исследования особенностей психического состояния артистов балета было обнаружено, что состояние сценического стресса в условиях повышенной ответственности возникает у всех без исключения артистов, независимо от их стрессоустойчивости. Это доказывается статистически значимыми изменениями показателей интонационных характеристик речи и психофизиологического состояния артистов, представленными в табл. 4.

Таблица 4

Изменение показателей психического состояния артистов в зависимости от стрессоустойчивости

Методики Показатели эмоционального состояния Испытуемые Средние данные Достоверность различий

Фон Сцена Г Р

Люшер Суммарное отклонение стрессоустойчивые 2,13 3,53 6,55 < 0,001

стрессонеустойчивые 2,52 3,71 7,62 < 0,001

Вегетативный коэффициент стрессоустойчивые 2,66 4,84 14,41 < 0,001

стрессонеустойчивые 2,77 4,74 9,87 < 0,001

Спектр речи Интенсивность звуков в диапазоне 1200-2100 Гц стрессоустойчивые 54,52 58,05 2,73 <0,01

стрессонеустойчивые 53,19 59,51 6,99 < 0,001

Интенсивность звуков в диапазоне 2100-3900 Гц стрессоустойчивые 41,87 44,79 2,36 <0,05

стрессонеустойчивые 39,88 45,62 7,00 < 0,001

Как видно из табл. 4, у всех испытуемых перед выходом на сцену повышается интенсивность звуков на высоких частотах, что свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении (стрессе), причем у «стрессонеустойчи-вых» изменения выражены ярче. Также показателями стресса являются ярко выраженные, статистически значимые колебания величины показателей «Суммарного отклонения от нормы» и «Вегетативного коэффициента». Увеличение этих значений в стрессовой обстановке свидетельствует о повышенном нервно-психическом напряжении. Таким образом, эмпирически доказано возникновение сценического стресса в особо ответственных выступлениях у всех артистов, независимо от стажа работы, возраста и пола.

Далее представлены результаты влияния сценического стресса на качественные особенности деятельности артистов балета (табл. 5).

Таблица 5

Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости

Качественные особенности деятельности Испытуемые Результат (баллы) Достоверность различий

Фон Сцена ? Р

Академизм стрессоустойчивые 5,32 5,22 1,27 Незначимо

стрессонеустойчивые 5,49 4,54 7,06 < 0,001

Музыкальность стрессоустойчивые 5,29 5,27 0,26 Незначимо

стрессонеустойчивые 5,51 4,35 8,84 < 0,001

Техничность стрессоустойчивые 5,41 5,95 3,72 < 0,001

стрессонеустойчивые 5,78 3,92 13,27 < 0,001

Амплитуда стрессоустойчивые 5,71 6,15 2,96 < 0,001

стрессонеустойчивые 6,77 4,51 14,08 < 0,001

Актерское мастерство стрессоустойчивые 5,15 5,37 1,42 Незначимо

стрессонеустойчивые 6,36 4,81 9,33 < 0,001

Как видим из таблицы, под влиянием сценического стресса качественные особенности деятельности в разных группах испытуемых изменяются по-разному. У «стрессоустойчивых» такие показатели, как «академизм», «музыкальность» и «актерское мастерство», значимым образом не изменяются, а показатели «техничность» и «амплитуда» на спектакле (в стрессе) существенно улучшаются (р < 0,001). У «стрессонеустойчивых» все показатели деятельности под воздействием сценического стресса значимым образом ухудшаются (р < 0,001), и самое значительное ухудшение в таких показателях, как «музыкальность» и «актерское мастерство» (р < 0,001). Таким образом, деструктивное влияние сценического стресса у неустойчивых к стрессу артистов проявляется в том, что музыкальные акценты смещаются, движения неритмичны, нарушается динамика исполнения движения, координационная согласованность корпуса, рук и головы. Актерские партии становятся психологически пустыми. Все это значимым образом снижает качество исполнительской деятельности, означает ли это, что у данной группы испытуемых эти показатели вообще в меньшей степени выражены? Для ответа на вопрос обратимся к фоновым результатам, которые представлены в табл. 6.

Таблица 6

Фоновые данные качественных особенностей исполнительской деятельности у двух групп испытуемых

Компоненты деятельности Испытуемые (фон) Достоверность различий

Стрессоустойчивые Стрессонеустойчивые 1 Р

Академизм 5,32 5,49 1,18 Незначимо

Музыкальность 5,29 5,51 1,42 Незначимо

Техничность 5,41 5,78 1,68 Незначимо

Амплитуда 5,71 6,77 2,04 <0,05

Актерское мастерство 5Д5 6,36 2,76 <0,01

Визуальный анализ результатов показывает, что в спокойной обстановке на репетиции «стрессонеустойчивые» превосходят «стрессоустойчивых» по показателям как технических (академизм, техничность, амплитуда), так и творческих (музыкальность, актерское мастерство) составляющих исполнительской деятельности. Таким образом, правомерно считать стрессоустойчивостъ необходимым качеством успеха исполнительской деятельности артиста балета.

Далее был выполнен сравнительный анализ свойств ИИ с показателями качественных особенностей исполнительской деятельности у обеих групп в фоне и стрессе. Схематично результаты представлены на рис. 3 и 4.

фон

сцена

Рис. 3. Схема корреляционных взаимосвязей показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и качественных особенностей деятельности для группы стрессоустойчивых

фон

сцена

Рис. 4. Схема корреляционных взаимосвязей показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и качественных особенностей деятельности для группы стрессонеустойчивых Условные обозначения: — прямая взаимосвязь (п < 0,05)

_ прямая взаимосвязь Ср < 0,01)

_ прямая взаимосвязь (р < 0,001)

.....- обратная взаимосвязь (р < 0,05)

---обратная взаимосвязь (р < 0,01)

_ — обратная взаимосвязь (р < 0,001) В — сила возбуждения; Т — сила торможения; П — подвижность нервных процессов ; У — уровнове-шенность нервных процессов; ЭрП - эргичность психомоторная; ЭрИ — эргичность интеллектуальная; ЭрК — эргичность коммуникативная; ПП — пластичность психомоторная; ПИ — пластичность интеллектуальная; ПК — пластичность коммуникативная; СП — скорость психомоторная; СИ — скорость интеллектуальная; СК — скорость коммуникативная; ЭмП - эмоциональность психомоторная; ЭмИ — эмоциональность интеллектуальная; ЭмК — эмоциональность коммуникативная; А — замкнутость — общительность; В - интеллект; С - эмоциональная устойчивость - неустойчивость; Е - подчиненность — доминантность; ^ — сдержанность — экспрессивность; О — подверженность чувствам-высокая нормативность поведения; Н — робость — смелость; I — жесткость — чувствительность; Ь — доверчивость — подозрительность; М — практичность — развитое воображение; О — уверенность в себе — тревожность; 0\ — консерватизм — радикализм; 02 — конформизм — нонконформизм; ()3 — низкий — высокий самоконтроль; ОХ - расслабленность - напряженность; ИО - интернальностъ общая; ИД -интернальность в области достижений; ИН - интернальностъ в области неудач; ИС - интернальностъ в области семейных отношений; ИП — интернальностъ в области производственных отношений; ИМ — интернальность межличностных отношений; ИЗ — интернальность здоровья.

Выявлен различный характер взаимосвязей разноуровневых свойств ИИ с различивши компонентами деятельности, который изменяется при стрессе в

зависимости от стессоустойчивости. Так, у группы «стрессоустойчивых» в условиях стресса исчезает связь подвижности с амплитудой и музыкальностью, а появляется обратная взаимосвязь с актерским мастерством. На репетиции (фон) в обеих группах не обнаружено взаимосвязей деятельности с психодинамическим уровнем. При стрессе такие связи появляются в каждой группе. У «стрессоустойчивых» появляется взаимосвязь актерского мастерства и музыкальности с коммуникативной пластичностью и коммуникативной скоростью. Следовательно, можно предположить, что стрессоустойчивость в структуре ИИ, выполняя функцию противодействия стрессу, является своеобразным ресурсом сов-ладания с психическим стрессом.

В заключительной части главы представлены результаты соотношения стратегий преодоления стресса у артистов в полярных группах испытуемых. Статистическая обработка результатов этого блока исследования (¿-критерий Стьюден-та, факторный анализ) показала, что артисты используют для совладания со стрессом разные стратегии его преодоления.

б

Рис. 5. Симптомокомплексы стратегий преодоления стресса у артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости: а — устойчивые к стрессу; б — неустойчивые к стрессу

Соответствующие данные представлены на рис. 5, где видно, что «стрессоустойчивые» и «стрессонеустойчивые» демонстрируют различные стили совладания со стрессом в экстремальных условиях деятельности.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Во время ответственных выступлений на сцене (премьеры, конкурсы, гастроли) у артистов балета возникает особое психическое состояние.

2. Это особое состояние повышенного нервно-психического напряжения, возникающее перед выходом на сцену и исполнением партии в особых, стрес-согенных условиях, обозначается нами как «сценический стресс».

3. Сценический стресс оказывает разнонаправленное влияние на исполнительскую деятельность артиста балета, улучшая или ухудшая ее в зависимости от стрес-соустойчивости. Стрессоустойчивость позволяет сохранять высокую результативность деятельности, тем самым она выполняет приспособительную функцию.

4. Сценический стресс оказывает разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности в зависимости от стрессоустойчивости.

5. Различное влияние стресса на особенности деятельности проявляется в том, что у «стрессоустойчивых» значимым образом улучшаются показатели «техничности» и «амплитуды» и фактически не изменяются - «академизма» «музыкальности» и «актерского мастерства». У «стрессонеустойчивых» артистов все показатели значимым образом ухудшаются. Самое значительное ухудшение имеет место в показателях творческих составляющих: «музыкальности» и «актерского мастерства».

6. Устойчивость - неустойчивость к стрессу детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Симптомокомплекс стрессоустойчивости включает в себя подвижность и уравновешенность нервной системы; высокую коммуникативную эргичность, психомоторную скорость; низкую интеллектуальную и психомоторную эмоциональность; экспрессивность; уверенность в себе и высокий уровень субъективного контроля. Симптомокомплекс стрессонеустойчивости отличается низкой психомоторной и коммуникативной эргичностью и пластичностью, низкой коммуникативной скоростью, высокой коммуникативной эмоциональностью; сдержанностью, робостью, а также низкой интернальностью в области межличностных отношений.

7. Структура интегральной индивидуальности артистов балета с высокой и низкой степенью стрессоустойчивости имеет свои отличительные особенности.

8. В структуре интегральной индивидуальности стрессоустойчивость выполняет системообразующую функцию, определяя характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности. У «стрессоустойчивых» преобладают психодинамический и нейродинамический уровни, количество значимых взаимосвязей между этими уровнями у них больше. У «стрессонеустойчивых» ярче выражен социально-психологический уровень. А количество его взаимосвязей с личностным уровнем в два раза больше, чем у группы устойчивых к стрессу.

9. В художественно-творческой деятельности у лиц, связанных с публичным выступлением на сцене, стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности выступает как ресурс совладания со сценическим стрессом.

10. В зависимости от стрессоустойчивости артисты применяют различные сочетания симптомокомплекса копинг-стратегий: у «стрессоустойчивых» преобладает самоконтроль и планирование решения проблем. «Стрессонеустойчи-вые» статистически значимым образом предпочитают выбор таких стратегий, как поиск социальной поддержки и положительной переоценки. Следовательно, для них необходимо подбирать особые пути организации психологического сопровождения и психологической подготовки к выходу на сцену.

В приложениях представлены данные описательной статистики; методика наблюдения и оценки качества профессиональной деятельности артиста балета, фрагменты репетиционных занятий и спектаклей; программа психологического сопровождения артистов перед спектаклем.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных изданиях рекомендованных ВАК

1. Соснина, Д.Н. Особенности исполнительской деятельности артиста балета в условиях сценического стресса / Д.Н. Соснина // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2011. - № 1(25). - С. 68-78. 0.7 п.л.

2. Соснина, Д.Н. Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета / Д.Н. Соснина // Вестник МГУКИ. — 2011. -№ 1 (39). - С. 195-201. 0.50 п.л.

Учебно-методические пособия

1. Соснина, Д.Н. Индивидуализация учебного и репетиционного процесса в зависимости от темперамента будущих артистов балета / Д.Н. Соснина // Методические рекомендации для педагогов. - Пермь, 2008. - 35 с. 2.2 п.л.

2. Соснина, Д.Н. Организация и планирование учебного процесса в хореографических училищах: метод, пособие / Д.Н. Соснина. - Пермь, 2006. -30 с.9. 1.9 пл.

Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях

1. Соснина, Д.Н. Современные проблемы подготовки артистов балета перед спектаклем / Д.Н. Соснина // Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе: сб. тез. докл. междунар. конф. - Москва. 16—18 ноября 2012 года / Моск. гос. акад. хореографии. - М., 2013. - С 93-94. 0.10 п.л.

2. Соснина, Д.Н. Сценический стресс, индивидуальность и креативность в исполнительной деятельности артиста балета: интегративный подход / Д.Н. Соснина // Психология творчества: сб. ст. и тез. докл. всерос. науч. конф. -Пермь, 2011. - С. 275-277. 0.2 п.л.

3. Попова, В.В. Соснина, Д.Н. Интонационный (спектрографический) анализ речи как компонент психодиагностики совпадающего поведения в условиях стресса / Д.Н. Соснина, В.В.Попова // Психологические инновации в образовании: материалы науч. конф. - Пермь, 2011. - С. 289-291.(авторское участие 50%) 0.2 п.л.

4. Соснина, Д.Н. Сценический стресс и факторы его влияния на артиста балета / Д.Н. Соснина // Сб. материалов междунар. конгресса (10-11 марта 2010 г., г. Пермь). - Пермь, 2010. - С. 231-233.0.2 п.л.

5. Сосяина, Д.Н. Устойчивость к психическому стрессу и успешность деятельности артистов балета / Д.Н. Соснина // XVI Междунар. конф. студентов и молодых ученых (2009 г, г. Ломоносов): сб. тез. конф. - М., 2009. - С. 25-29. 0.3 п.л.

6. Соснина, Д.Н. К вопросу о влиянии стресса различного уровня на музыкально-ритмическое чувство будущих артистов балета / Д.Н. Соснина // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия X: Дифференциальная психология. - 2007. - № 2 - С. 116-121. 0.4 п.л.

7. Соснина, Д.Н. Индивидуальные особенности компонентов тревожности у артистов балета перед спектаклем / Д.Н. Соснина // Сб. материалов науч.-практ. конф. (13-15 мая 2004 г., Турция, Анталья). - Анталья: Изд-во РАЕ, 2004 - С. 112113. 0.10 п.л.

8. Соснина, Д.Н. Роль личности артиста балета в значимости профессионального результата / Д.Н. Соснина // III съезд Рос. психол. общества «Психология и культура» (25-28 ноября 2003 г., г. Санкт-Петербург): сб. материалов съезда РПО. - СПб., 2003. - Т. 7. - С. 336-338. 0.2 п.л.

9. Sosnina, D.N. Influence of temperament on the sense of rhythm among future ballet dancers under stress / D.N. Sosnina // European Journal of Natural [London], -2008.-№ l.-P. 114-115. 0.10 п.л.

10. Sosnina, D.N. The role of the ballet dancer's personality in professional achievement / D.N. Sosnina // International Association for Dance Medicine & Science. - Stockholm, Sweden, 2005. - P. 53-54. 0.10 п.л.

Подписано в печать 06.05.2013. Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 1,0 Формат 60x84/16. Заказ № 908/2013.

Издательство «Книжный формат». 614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 80.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Соснина, Дарья Николаевна, Пермь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

На правах рукописи

04201357575 СОСНИНА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ АРТИСТОВ БАЛЕТА)

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности,

история психологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ Бронислав Александрович Вяткин.

Пермь 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4

ГЛАВА I. УСТОЙЧИВОСТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ СТРЕССУ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...........................................................14

1.1. Теоретико-методологические основы психологического исследования стресса и стрессоустойчивости.........................................14

1.2. Исследования психического стресса с позиций теории интегральной индивидуальности..............................................................25

1.3. Стресс и художественно-творческая деятельность................................29

1.4. Исполнительская деятельность артиста балета

как источник сценического стресса..........................................................38

1.5. Постановка проблемы и задачи исследования........................................46

Выводы по I главе......................................................................................48

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ

И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................50

2.1. Организация исследования ..............................................................50

2.2. Методики исследования устойчивости к психическому стрессу..........53

2.2.1. Опросник Т.А. Немчина.................................................................53

2.2.2. Опросник Б.А. Вяткина - С.В. Субботина...................................54

2.3. Методики исследования уровня психического стресса ........................54

2.3.1. Методика спектрографического исследования голоса ...............54

2.3.2. Методика «цветовой тест К. Люшера».........................................55

2.4. Методика исследования совладающего поведения................................56

2.5. Методика исследования качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета....................................57

2.6. Методики исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности......................................................................................59

2.6.1. Опросник свойств нервной системы Я. Стреляу..........................60

2.6.2.0просник структуры темперамента В.М. Русалова......................60

2.6.3. 16 PF личностный опросник Р. Кеттелла.......................................60

2.6.4. Опросник УСК..................................................................................61

2.6.5. Методика Т.В. Дембо.......................................................................62

2.7. Методы статистического анализа данных...............................................62

Выводы по II главе.....................................................................................63

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ................................................................................64

3.1. Результаты исследования стрессоустойчивости артистов балета

и их обсуждение.........................................................................................64

3.2. Результаты исследования стрессоустойчивости

в структуре интегральной индивидуальности артистов балета и их обсуждение..........................................................................................68

3.3. Результаты исследования влияния психического стресса

на качественные особенности деятельности и их обсуждение.............91

Выводы по III главе..................................................................................110

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ..............................................................................117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .......................119

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................125

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................142

ВВЕДЕНИЕ

Значительное повышение темпа жизни, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок придают проблематике психического стресса и в особенности проблеме индивидуальной устойчивости к стрессу особое значение. Главной темой психологических исследований сегодня становится изучение не человека «вообще», а выявление условий и источников индивидуально-психологических различий с целью разработки средств и методов учета этих особенностей в различных сферах деятельности. Такой подход предполагает системное видение объекта исследования. Художественно-творческая деятельность характеризуется высоким уровнем требований, предъявляемых к психике человека, для осуществления ее целей приходится испытывать нагрузки, которые характеризуются высокой стрессогенностью, и преодолевать широкий спектр влияющих на нее стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы.

Выход на сцену для любого артиста - это желанная цель, ответственный момент и смысл его творчества. Но успех на сцене зависит не только от уровня профессионального мастерства артиста. Большую роль играют особенности его индивидуальности и прежде всего те, которые обеспечивают противостояние различного рода неблагоприятно действующих факторов во время исполнительской деятельности.

Безусловно, не каждый выход на сцену одинаково важен для артиста. Состояние психического стресса вызывают у артистов балета выступления в экстремальных условиях: во время ответственных гастролей, на премьерных спектаклях и конкурсах, они способствует возникновению особого эмоционального состояния - стресса, который может отрицательно влиять на успешность выступления.

В последние годы в психологической науке и практике возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессо-

устойчивости человека в различных сферах: в педагогической деятельности (C.B. Субботин 1993, Л.В. Карапетян 2000, A.A. Баранов 2003, В.В. Рубцов 2005, М.Ю. Буслаева 2009, A.A. Андреева 2009), в здравоохранении (А.Б. Леонова 2004, О.В. Рыбина 2005), в деятельности профессиональных военных, сотрудников МЧС России и МВД (В.А. Бодров 2006, Н.В. Суворова 2006, М.М. Калашникова 2009, А.П. Шихова 2009), в спорте (Б.А. Вяткин 2005, В.А. Усталов 2006, P.M. Шагиев 2009), в художественно-творческой деятельности (H.H. Потапов 1990, Ю.А. Цагарелли 2004, Е.А. Белан 2006, Е.Е. Федоров 2008, Л.Л. Бочкарев 2008, О.В. Юрченко 2010).

Известно, что влияние стресса на успешность деятельности связано с индивидуальными особенностями человека, и на разных лиц один и тот же уровень стресса может оказывать положительное или отрицательное влияние. Для одних он является оптимальным для работы и творчества, а для других - чрезмерным и может влиять разрушительным образом [42]. Специальные исследования показали, что успешность деятельности в экстремальных условиях во многом определяется таким качеством, как устойчивость к стрессу (Б.А. Вяткин 1973, В.А. Бодров 2000, Г.С. Никифоров 2002, A.A. Баранов 2003, В.В. Рубцов 2005, Н.В. Суворова 2006, Б.Б. Величковский 2007, Л.А. Китаев-Смык 2009, М.М. Калашникова 2009, А.П. Шихова 2009, P.M. Шагиев 2009, и др.). Лишь в отдельных работах затрагивается вопрос влияния стресса на успешность творческой деятельности и воздействия на артиста разных стрессоров, мешающих творческому процессу, в которых такая напряженность называется «боязнью рампы» или «страхом выступления», «предпремьерным возбуждением» (С. Davies 1978, M. Piparek 1998, A. Kemp 1999, G.Wills, C.Cooper 1988, F. Bakker 1991, G.Wilson 1992, Е.А. Белан 2006, О.В. Юрченко 2007, Н.В. Соковикова 2011). Выступление перед аудиторией является кульминацией, итогом проделанной работы для человека, чья деятельность связана с публичными выступлениями. В контакте со зрителем разворачивается наиболее эмоционально насыщенная часть деятельности актера, музыканта, любого другого профессионала, задачей ко-

торого является сообщение аудитории новой значимой информации посредством доступных ему выразительных средств. В настоящее время интерес к изучению стрессоустойчивости в художественно-творческой деятельности приобретает особую значимость в связи с возрастающим стрессогенным характером артистической деятельности. Хотя тема стресса достаточно глубоко проработана в различных видах деятельности, она недостаточно исследована применительно к особенностям художественно-творческой деятельности.

Актуальность темы исследования определяется потребностями психологической науки и практики в разработке проблемы устойчивости к стрессу, ее недостаточной научной разработанностью и необходимостью изучения свойств индивидуальности, определяющих стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности. Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют данные о стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов и ее влиянии на эффективность исполнительской деятельности. В таком ключе стрессоустоичивость до сих пор не рассматривалась и не изучалась. В силу этих обстоятельств исследование, посвященное выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу в художественно-творческой деятельности, представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение.

Этим объясняется выбор темы исследования, продиктованный запросами практики.

Цель исследования - изучение влияния стрессоустойчивости на исполнительскую деятельность артистов балета в особо ответственных выступлениях на сцене.

Задачи исследования, определенные для достижения поставленной цели:

1. На основе анализа литературы выявить различные направления и подходы к исследованию стресса и устойчивости к нему в различных видах деятельности. Обосновать и сформулировать понятие «сценический стресс».

2. Разработать программу наблюдения и оценки качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета.

3. Эмпирически доказать возникновение сценического стресса у артистов балета в особых условиях исполнительской деятельности (международные конкурсы, фестивали, премьерные спектакли, зарубежные гастроли).

4. Эмпирически выявить влияние сценического стресса на различные качественные особенности исполнительской деятельности (академизм, музыкальность, техничность, амплитуда, актерское мастерство) артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости.

5. Выявить особенности интегральной индивидуальности артистов с различной устойчивостью к сценическому стрессу.

6. Эмпирически выявить ресурсные возможности стрессоустойчивости по совладанию со сценическим стрессом.

7. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции негативного влияния стресса на исполнительскую деятельность артистов балета в экстремальных условиях.

Объект исследования - стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности.

Предмет исследования - стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности и ее влияние на исполнительскую деятельность артистов балета в условиях сценического стресса.

Гипотезы исследования:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, фестивали, зарубежные гастроли) у артистов балета возникает состояние повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого нами как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает в зависимости от стрессоустойчивости разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности, в связи с особенностями индивидуальности.

3. Устойчивость к сценическому стрессу детерминирована симптомоком-плексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и выполняет в ней приспособительную функцию противостояния стрессу.

4. Стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, выполняя в ней системообразующую функцию и являясь ресурсной возможностью по совла-данию со сценическим стрессом.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

- принципы системного подхода к изучению индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалов);

-теоретико-экспериментальный подход к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости человека (В.А. Абабков, В.А. Бодров, Б.А. Вяткин, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, М. Перре, R.S. Lazarus);

- теоретико-экспериментальные подходы к анализу и исследованию личности и деятельности артистов балета (М. Бежар, А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, Л.Н. Лавровский, Н.И. Тарасов, A.M. Мессерер, F.C. Bakker, S.E. Marchant-Haycox, G.D. Wilson);

-специальными теоретическими основами исследования явились положения теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина.

В соответствии с целями и задачами были использованы следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ научной психологической, педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования);

-эмпирические (наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование); процедура исследования включала инструментальные измерения и наблюдения с использованием видеозаписи спектаклей и аудиозаписи голосовых реакций артистов непосредственно перед выходом на сцену;

- статистические методы (данные подвергались описательной статистике, сравнительному, корреляционному и факторному анализу, кластерному ана-

лизу, /-критерию Стьюдеита). Исследования включали инструментальные измерения и наблюдения с использованием видеозаписи голосовых реакций артистов. Аудиозаписи голосовых реакций артистов подвергались спектральному анализу по программе «Sound Forge-09»).

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечена:

- детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению стрессоустойчивости;

- репрезентативностью выборки;

- выбором валидных и надежных методов эмпирического исследования;

- сочетанием методов качественного и количественного статистического анализа, полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиции теории интегральной индивидуальности и понимания стресса как системного явления раскрывается понятие сценического стресса, изучены стрессоустойчивость и ее функции в структуре интегральной индивидуальности артистов балета, а также ее влияние на исполнительскую деятельность.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что внесен вклад в разработку такой важной проблемы психологи, как проблема стрессоустойчивости в художественно-творческой деятельности. Впервые теоретическому анализу и эмпирическому исследованию подвергаются свойства индивидуальности артистов, отвечающие за процессы устойчивости к стрессу в напряженной деятельности, показана их взаимосвязь с успешностью. Выявлено разнонаправленное влияние стрессоустойчивости на различные качественные особенности деятельности. Получены новые данные о том, что в структуре интегральной индивидуальности человека стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, т.е. выполняет в ней системообразующую функцию. Ре-

зультаты исследования открывают дальнейшую перспективу для изучения этого вопроса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выявленная структура стрессоустойчивости позволяет решить проблему эффективности художественно-творческой деятельности в экстремальных условиях. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обучения навыкам противодействия стрессу с комплексным использованием методов саморегуляции способствует формированию стрессоустойчивости артистов, что повышает эффективность их исполнительской деятельности при подготовке к премьерным спектаклям, конкурсам и в работе над новой ответственной партией. Полученные результаты исследования применяются при разработке индивидуальных моделей сценического поведения артистов. А также они могут эффективно использоваться в качестве материала для пособий в системе подготовки педагогов-репетиторов балета. Результаты данного исследования стали основой для разработки программы профессиональной подготовки артистов балета в Пермском государственном ордена «Знак Почета» хореографическом колледже.

В процессе исследования автором была разработана специальная программа наблюдений, фиксации результатов и оценки качества исполнительской деятельности артистов балета, которая может быть использована в работе экспертов на международных конкурсах артистов балета и на экзаменах в соответствующих профессиональных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) у артистов балета имеет место возникновения состояния повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого нами как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает, в зависимости от выраженности стрес-соустойчивости арти�