автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности
- Автор научной работы
- Забазнова, Елена Михайловна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Краснодар
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Забазнова, Елена Михайловна, 2001 год
Введение.
Глава 1. Проблемы личности в связи с формированием Я-концепции и ее аспектов.
1.1 Понятие личности в современной психологической науке.
1.1.1 Представление о структуре личности в персонологических концепциях.
1.2 Категория «Я» в психологии.
1.2.1 Основные компоненты Я-концепции.
1.2.2 Я-физическое.
1.2.3 Я-социальное.
1.3 Психологическая структура идентичности.
1.4 Самораскрытие и самопредъявление - два элемента межличностного взаимодействия.
Глава 2. Психологическое содержание феномена «имидж».
2.1 Имидж как психологическое понятие.
2.2 Выводы и гипотезы.
Глава 3. Психологические особенности личности, формирующей конгруэнтный имидж (анализ эмпирических данных).
3.1 Методы и процедура исследования. Характеристика выборки.
3.2 Анализ имиджа как социальной составляющей личности человека.
3.3 Влияние принятия себя на конгруэнтность имиджа.
3.3.1 Программа тренинга, направленного на психологическую поддержку личности в формировании конгруэнтного имиджа.
3.3.2 Анализ индивидуального случая.
3.4 Результаты проведения тренинга. Обратная связь на произошедшие изменения в имидже каждого члена группы.
3.5 Выводы по результатам эмпирического исследования.
Введение диссертации по психологии, на тему "Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности"
Актуальность проблемы. В век технического прогресса и обширных коммуникативных связей человек стремится заявить о себе, оставить впечатление, запомниться при помощи своего индивидуального имиджа (образа). В обыденном сознании и в сфере политики под имиджем понимается некий внешний облик или «маска», которую «надевает» индивид, подстраивая ее под социальные ожидания, что имеет мало общего с его реальным внутренним содержанием [Е.В. Андриенко, Д.В. Игнатьев, Ф. Дэвис, С.И. Ожигов, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель]. В таком случае можно сказать, что взаимодействие между людьми происходит не как между субъектами, целостными неделимыми личностями, а как между разными социальными ликами, не затрагивающими внутренний мир человека, что мешает конгруэнтному предъявлению себя. Чтобы быть успешным и принятым в обществе индивиду необходимо соответствовать социальным ожиданиям, что нередко наносит ущерб его собственной аутентичности [И. Гофман, У. Джеймс].
В психологической науке практически отсутствует изучение феноменологии имиджа как такового, а в психологическом словаре под имиджем понимается сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Таким образом имидж рассматривается как внешний публичный образ, независимый от внутрилич-ностных качеств. Следовательно, как в науке, так и в обыденном сознании недостаточно проработано представление об имидже, как о предъявлении внутреннего содержания через внешние атрибуты. И именно в этом русле необходимо исследовать феномен имиджа, т.е. как соотнесенность внутреннего содержания и внешних проявлений личности.
Хотя глубинный психологизм данного феномена незаслуженно упускается из поля зрения исследователей, в современной науке уже сформированы подходы и направления, способствующие рассмотрению этого явления как психологического.
В современной психологической науке преимущественно личность рассматривается со стороны гуманистически-ориентированного подхода, с позиции субъектности [В.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, ЛИ. Божович, A.B. Брушлин-ский, В.В. Знаков, В.А. Петровский, A.A. Реан, З.И. Рябикина и др.]. В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме развития личности -самореализации. Т.е. здесь деятельность субъекта рассматривается в личностном смысле как значимая для себя. В то же время рядом авторов [И.С. Кон, А.Б. Орлов, В.А. Петровский, В.Е. Полевая, К. Хорни, К. Юнг и др] была осуществлена разработка проблем формирования социальной личины, «маски» или отчуждения от себя, т.е. появление объектного самоощущения. Рассмотрением Я-концепции, ее трехкомпонентного строения (когнитивный, аффективный, конативный компоненты) и ее аспектов (Я-физическое, Я-социальное), как всеобъемлющей базы для формирования психологического облика человека занимались такие исследователи как Г.М. Андреева, Р. Берне, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова. Выше представленные аспекты Я-концепции (Я-физическое, Я-социальное) служат производными для личностной и социальной идентичности, которые являются регулятором самосознания и социального поведения личности [И. Гофман, Дж. Мид, Э. Эриксон и др.].
В ряде исследований социальное поведение личности рассмотрено через два взаимозависимых, но противоречивых процесса - это самораскрытие и самопредъявление, посредством умелого использование которых, человек одновременно может реализовать свое внутреннее содержание, быть аутентичным и пользоваться успехом в обществе [Е.В. Зинченко, А.У. Хараш].
В этой связи становится важным изучение имиджа личности как психологического феномена, т.к. в науке существует достаточная база для исследования этого социально-психологического явления. Значимость имиджа на современном этапе развития общества и недостаточная изученность внутрилич-ностной специфики формирования и приобретения имиджа определяет выбор темы настоящего исследования.
Таким образом, основная цель диссертационного исследования - выявить характер влияния Я-концепции на формирование имиджа личности.
Объект исследования: имидж личности в соотнесенности его внешних составляющих с внутриличностными психологическими характеристиками.
Предмет исследования: влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности.
Опираясь на проанализированные в тексте диссертации теории и результаты эмпирических исследований, осуществленных разными авторами, была сформулирована основная гипотеза исследования: формирование принятия себя влияет на степень конгруэнтности имиджа личности (соответствие внутреннего состояния, самоощущения внешнему проявлению в предъявлении себя другим, сопровождающееся чувством аутентичности).
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены задачи:
Теоретические задачи.
1. Осуществить теоретический анализ современных тенденций в рассмотрении понятий «личность», «Я-концепция» в соотнесенности с феноменом «имидж», их взаимовлияние.
2. Придать психологический статус понятию «имидж», наполнив его внутриличностным содержанием, выделить те психологические закономерности, которые влияют на становление данного социального феномена.
3. На основе теоретического анализа сформировать представление о конгруэнтном имидже и обозначить роль принятия себя для формирования конгруэнтного имиджа личности.
Эмпирические задачи.
4. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определить особенности влияния Я-концепции на формирование имиджа личности.
5. Выявить содержание бытийных представлений об имидже.
6. Выявить роль принятия себя в конгруэнтном имидже.
7. Разработать экспериментальную программу работы (индивидуальной и групповой), ориентированную на психологическую поддержку личности в формировании конгруэнтного имиджа.
8. Апробировать и измерить эффекты психологической работы, способствующей формированию конгруэнтного имиджа.
9. Провести анализ индивидуальных случаев формирования конгруэнтного имиджа у участника тренинга на основе разработанного психодиагностического инструментария и индивидуально разработанной психотерапевтической программы.
Методологической основой выступают общенаучные принципы развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности [Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, И.С. Кон, B.C. Мерлин, Л.С. Рубинштейн].
Теоретической базой исследования выступает гуманистическиориентированный подход, рассматривающий человека с позиции саморазвития, самоопределения и самореализации [К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, З.И. Рябикина и др.], опирающийся на принципы гуманистической психологии [А- Маслоу, К. Рождерс, Э. Эриксон и др.] и включающей в себя основные принципы психоаналитической теории [3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др.].
В исследовании также реализован подход, ориентированный на анализ субъективного и субъектного в изучении личности [Б.С. Братусь, М.Н. Бахтин, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В. Дильтей, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, З.И. Рябикина, В.И. Слободчиков и др.].
В работе использованы следующие методы исследования:
- метод теоретического анализа;
- организационный метод: сравнительный («поперечные срезы»);
- эмпирические методы: анкеты, выявляющие представления о содержании феномена «имидж», опросник многостороннего изучения самоотношения (МИС), проективная методика Сакса и Леви «Незаконченные предложения», диагностика адекватности самооценки по Будасси, устный самоотчет, рефлексивный анализ каждым участником произошедших изменений в поддерживающем тренинге, система взаимных оценок в процессе групповой работы, наблюдение, индивидуальное консультирование, диагностическая беседа;
- методы обработки данных: количественные (статистические: оценка центральной тенденции, графический анализ, оценка значимости различий, контент-анализ) и качественный - аналитическое сравнение.
Этапы исследования:
1998-2000 гг. - осуществлен теоретический анализ современных тенденций в рассмотрении понятий «личность», «Я-концепция» в соотнесенности с феноменом «имидж», их взаимовлияние.
1999-2001 гг. - разработаны и осуществлены два этапа программы эмпирического исследования.
2000 г. - на основе теоретического анализа и эмпирических исследований сформулирована и апробирована экспериментальная программа: «Имидж личности как возможность обрести себя», включающий в себя исследуемую проблематику. Собран эмпирический материал, осуществлена обработка и интерпретация полученных данных.
2000-2001 гг. - откорректирован и проведен в уточненном варианте поддерживающий тренинг, ориентированный на психологическую поддержку личности в формировании конгруентного имиджа, подведены и описаны итоги исследования.
Базой для исследования выступили: Студенты (фоновая выборка и участники тренингов) -120 человек. В выборке представлены различные факультеты КубГУ, возрастной состав 19-24 года.
Надежность, обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечивается организацией исследования, соответствующего его целям и задачам; использованием комплекса взаимодополняемых количественных и качественных диагностических процедур; применением статистических методов обработки полученных данных (оценка центральной тенденции, графический анализ, оценка значимости различий, контент-анализ), подтвержденных и содержательно обогащенных методом качественного анализа (аналитическое сравнение).
Научная новизна исследования заключается в том что:
1. На основе теоретического анализа и эмпирических данных обобщены и описаны особенности понимания феномена «имидж» в обыденном сознании.
2. Представлена и описана концептуальная схема, выявляющая взаимосвязь и влияния двух аспектов Я-концепции на имидж личности: а) влияние Я-физического: восприятие своего тела, удовлетворительное или неудовлетворительное отношение к нему существенно влияет на степень социальной адаптированности, на ощущение собственной ценности и как следствие на содержание формирующегося имиджа; б) влияние Я-социального: восприятие и оценка себя как члена конкретного сообщества, чувство принадлежности к той или иной группе, стремление быть принятым социальной группой определяет содержание стратегии в поведении и подаче себя.
3. Результаты теоретического анализа позволили доказать определяющее влияние трех компонентов Я-концепции на содержание имиджа: представление о своем физическом образе и знание о себе как о члене конкретной группы (когнитивный компонент); принятие или непринятие своего физического образа и отношение к себе как к члену конкретного коллектива (аффективный компонент); оказывают значимое влияние на способы и стратегии поведения (конативный компонент), что в итоге определяет формирование имиджа.
4. Сформулировано определение конгруэнтного имиджа: конгруэнтный имидж личности - это сложный многоплановый процесс постоянного подтверждения внутреннего самоощущения внешним принятием образа личности другими, сопровождаемый чувством аутентичности.
5. Выявлена и теоретически обоснована взаимосвязь между Я-концепцией и конгруэнтным имиджем через такие понятия как эго-идентичность, самораскрытие и самопредъявление. Выше представленная взаимосвязь состоит в том, что Я-концепция и ее аспекты: Я-физическое и Я-социальное являются производными для формирования эго-идентичности. В свою очередь эго-идентичность можно рассмотреть через два противоречивых, но взаимодополняемых процесса - самораскрытие и самопредъявление, характеризующих личностную и социальную идентичность и являющихся при этом показателями конгруэнтности имиджа.
6. На основе теоретических данных определены и описаны четыре этапа формирования имиджа: неопределенный имидж, предварительный имидж, диффузный имидж, конгруэнтный имидж.
7. Доказана зависимость между принятием себя и конгруэнтным имиджем.
8. Разработана и реализована программа тренинга, направленного на психологическую поддержку личности, формирующей конгруэнтный имидж.
Практическая значимость состоит в том, что разработана и апробированная конкретная программа тренинга: «Имидж как возможность обрести себя». Программа тренинга и полученные данные могут быть использованы при подготовке различных учебных курсов: по психологии личности, по социальной психологии, психологии общения; при разработке спецкурсов по самоактуализации личности, психологическому консультированию и другой близкой тематике, так как каждый блок находящийся в общей схеме может быть преобразован в отдельный спецкурс. Данные практической разработки могут войти в содержание психологических программ, направленных на формирование и становление конгруэнтного имиджа, а также оказать поддержку в проведении тренингов личностного роста, так как имидж формируется с ориентацией на конгруентность не только более устойчив, но и предупреждает возникновение ролевых и внутриличностных конфликтов
Конкретное личное участие автора в получении научных результатов. Сформулированы определения и предложены описания конгруэнтного имиджа как феномена с психологическим содержанием. Сформирован и апробирован комплекс психодиагоностических процедур, позволяющий выявить зависимость между принятием себя и конгруэнтностью имиджа. Разработана и реализована программа тренинга, направленного на психологическую поддержку личности, при формировании конгруэнтного имиджа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структура имиджа определяется тремя компонентами Я-концепции: представление о своем физическом образе и знание о себе как о члене конкретной группы; принятие или непринятие своего физического образа и отношение к себе как к члену конкретной группы. Эти два компонента определяют третий: способы и стратегии поведения, которые зависят от восприятия своего физического образа, себя как представителя конкретной группы и отношения к своему Я-физическому и к себе как члену конкретной группы.
2. Конгруэнтный имидж личности - это сложный многоплановый процесс постоянного подтверждения внутреннего самоощущения внешним принятием образа личности другими, сопровождаемый чувством аутентичности.
3.Формирование принятия себя влияет на степень конгруэнтности имиджа личности.
4. Возникновение и поддержание человеком неконгруэнтного имиджа обусловлено следующими типами внутриличностных конфликтов: а) проблемы в отношениях с отцом, проявляющиеся в холодности, грубости, отчужденности от ребенка, что способствует развитию неуверенности в себе, низкой самооценке, возникновению чувства деперсонализации; б) проблемы в отношениях с матерью, определяющиеся амбивалентными чувствами матери к ребенку, что вызывает ощущение беспомощности, возникновение защитных механизмов; в) противоречие между желанием быть лидером, быть в центре внимания и желанием остаться в тени, что влечет за собой затруднения в выражении и реализации себя в социуме; г) неуверенность в себе и в следствие этого «игра в чужие роли»; д) одиночество, способствующее взаимному неприятию личности и социума, связанное с затруднением человека в адекватном выражении своих внутриличностных характеристик через внешние атрибуты; е) проблемы в отношениях с противоположным полом, описываемые как боязнь установления взаимоотношений с представителями противоположного пола, что проявляется в застенчивости, избежании контактов, недоверии, страхе отвержения.
Апробация исследования: основные положения работы докладывались на методологических семинарах, проводившихся на кафедре психологии и на психологических конференциях в КубГУ в течение 1998-2001. На XXII Региональной научно - практической конференции «Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населению» г. Краснодар, КубГУ апрель 1999. На первой научно-практической конференции «Мужчина и женщина в современном обществе. Проблемы и перспективы самореализации», г. Краснодар, КубГУ, март 2000. На научно-практической конференция «Мир, РЯ на Кубани» г. Краснодар, КубГУ март 2000. На Южно-Российской научно-методической конференции «Содержание эмоциально-гумманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход», Краснодар КубГУ, май 2000. На XXIII региональной начно-практической конференции "Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населению", г. Краснодар, октябрь 2000.
По теме исследования имеется пять публикаций, в которых отражено основное содержание диссертации.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, включающий 170 источников, три приложения. Диссертация содержит 3 схемы, 4 таблицы, один график и одну диаграмму.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Основные выводы и результаты исследования:
1. Выявлено, что особенности имиджа индивида определяются через три компонента Я-концепции: представление о своем физическом образе и знание о себе как о члене конкретной группы; принятие или непринятие своего физического образа и отношение к себе как к члену конкретного коллектива. Эти два компонента определяют третий: способы и стратегии поведения, которые зависят от восприятия своего физического образа, себя как представителя конкретной группы и отношения к своему Я-физическому и к себе, как к члену группы.
2. Сформировано представление о конгруэнтном имидже. Конгруэнтный имидж личности - это сложный многоплановый процесс постоянного подтверждения внутреннего самоощущения внешним принятием образа личности другими, сопровождаемый чувством аутентичности.
3. На основе теоретического анализа литературы и исследования обыденного сознания подтверждено представление об имидже как о «маске», социальной «личине», призванной для того, чтобы формировать о себе благоприятное впечатление, соответствуя социальным ожиданиям. При этом чрезмерная зависимость индивида от социальной «маски», не способность выйти из сложившихся стереотипов в представлении себя другим сопровождается чувством дискомфорта, эффектом деперсонализации, затруднением в реализации себя.
4. Доказано, что личность, сформировавшая социальную «маску», описывается присутствием сильной социальной составляющей в Я-концепции, а именно наличием формально-биографических характеристик по сравнению с представленностью других психологических сторон.
5. Выявлены типы внутриличностных конфликтов, порождающих неконгруэнтный имидж: а) проблемы в отношениях с отцом, проявляющиеся в холодности, грубости, отчужденности от ребенка, что способствует развитию неуверенности в себе, низкой самооценке, возникновению чувства деперсонализации; б) проблемы в отношениях с матерью, определяющиеся амбивалентными чувствами матери к ребенку, что вызывает ощущение беспомощности, возникновение защитных механизмов, в) противоречие между желанием быть лидером, быть в центре внимания и нежеланием этого же, что влечет за собой затруднения в выражении и реализации себя в социуме; г) неуверенность в себе, и в следствие этого «игра в чужие роли»; д) одиночество, способствующее взаимному непринятию личности и социума, связанное с затруднением в адекватном выражении своих внутриличностных характеристик через внешние атрибуты; е) проблемы в отношениях с противоположным полом, описываемые как боязнь установления взаимоотношений с представителями противоположного пола, что проявляется в застенчивости, избегании контактов, недоверии, страхе отвержения.
6. Доказано, что способность принимать и свободно выражать себя проявляется во внешнем образе и его атрибутах (взгляд, мимика, жесты, речь, одежда, манера общаться), что влияет на принятие и подтверждение окружающими целостной личности. Т.е. такой человек проявляет себя конгруэнтно и имеет конгруэнтный имидж.
7. Разработана и реализована программа экспериментального тренинга, направленного на психологическую поддержку личности, формирующей конгруэнтный имидж.
Вышеприведенные выводы диссертационного показывают целесообразность дальнейших исследований в области данной проблематики.
Безусловно, является необходимой психолгическая поддержка в процессе формирования конгруентного имиджа. Так как эта проблема проявляется как в процессе развития человека вообще, так и на пути становления личностного роста. Такая поддержка может быть осуществлена через различные виды психологической работы:
- семинары, тренинги и другие виды групповой работы, способствующие самопознанию и самопринятию.
- индивидуальное консультирование по осознанию и проработке внутренних конфликтов, способствующие обретению конгруэнтного имиджа.
Выявление психологических особенностей влияния Я-концепции на имидж личности выводят данную проблематику в сферу возрастной психологии, а так же в социальную сферу.
Полученные в работе результаты можно использовать не только со студентами, но и в работе со взрослыми категориями населения, а так же включая семейное консультирование. Так как переживание проблемы принятия себя и других, создание гармоничных отношений в семье свойственно этим группам людей. В процессе диссертационной работы выявлен ряд перспективных направлений, которые планируется рассмотреть в дальнейших исследованиях, продолжающих настоящее. Основными из них являются:
- взаимосвязь уровня самоактуализации личности и степени конгруэнтности имиджа.
- гендерный аспект в формировании принятия себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в психологической науке в рамках современного подхода, ориентированного на личность, систематизируются знания и понимания человека как целого, взятого во всей системе его внешних и внутренних отношений к миру и самому себе. Личность рассматривается как высший интегратор психической реальности, имеющий свою структуру и специфическую организацию. Так личность интегрирует направление влияний трех системно организующихся объективных явлений-пространств (организмическое пространство, пространство событий и среды, пространство деятельности).
В отечественной психологии существует понимание структуры личности проявляющееся в выделении особой роли самосознания в психической организации человека (наряду с мотивационно-потребностной сферой и направленностью личности) аналогом, которого является Я-концепция.
Проблемы Я-концепции в современной психологической науке представлены достаточным числом теоретических и практических исследований, но наиболее традиционным является взгляд на самоконцепцию, как на совокупность установок на себя, сопряженную с оценочно-описательным представлением о себе.
Я-концепция является трехкомпонентным установочным образованием: аффективный, когнитивный и конативный. Куда, в свою очередь, наряду с остальными, входят такие аспекты Я, как Я-физическое, Я-социальное. Все представленые элементы довольно сложно взаимосвязаны между собой и не имеют четких границ в дифференциации. Они лишь теоретически подлежат разграничению для удобства в рассмотрении.
Вышеобозначенные три компонента и два аспекта Я-концепции неразрывно связаны с предъявлением индивидуумом себя в обществе. Так как удовлетворительное или неудовлетворительное отношение человека к своему телу (Я-физическое) существенно влияет на степень социальной адаптированное™ (Я-социальное), на ощущение собственной ценности, что естественно оказывает свое влияние на внешность и на весь психологический образ в целом.
Для поддержания позитивного самоотношения и высокой самооценки (аффективный компонент) индивид вынужден представлять себя в том или ином обличии, которое часто находится в противоречии с его реальным «Я». Возможное объяснение состоит в том, что индивид оценивает себя через призму оценочных суждений о нем окружающих, и тогда можно говорить о том, что ощущение собственной ценности проявляется во внешне ролевом поведении и межличностных отношениях.
Вне зависимости от уровня самоотношения и представления о себе (когнитивный компонент) изменить существующий способ самопрезентации затруднительно, так как для человека является комфортным состояние баланса, внутреннего гомеостаза, полученных знаний о себе. Это может грозить потерей позитивного самоотношения и утратой положительного отношения окружающих.
Конативный компонент Я-концепции является производной когнитивной и аффективной составляющей, так как самооценка и само восприятие особым своеобразным образом проявляются в предъявлении себя, то есть во внешне ролевом поведении.
Во всех трех компонентах, а также в аспекте Я-физического просматривается желание индивида быть принятым группой, ощущать свое эмоциональное отношение в группе, чувство принадлежности к ней и ее защиту (Я-социальное, социальная идентичность). Результатом этого может являться стремление соответствовать социальным ожиданиям, подстраиваться под окружающих без соотнесения с собственным внутриличностным содержанием, что ведет к формированию социальной «личины» и чувству «потери себя».
Потребность в идентичности не только в социальной, но и в личностной являются очень значимыми для индивида, а альтернатива которым - дезорганизация и дезадаптация. Личностная и социальная идентичность являются важными регуляторами поведения, и здесь на первое место выходит Я-концепция, которая может играть роль регулятора поведения. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных нравственных, личностных. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным группам. И в том и в другом аспекте индивид стремиться к сохранению и повышению своей самооценки, самоуважению и сохранению позитивного образа себя. Но одновременная актуализация двух компонентов идентичности невозможна, и поэтому для достижения эго-идентичности необходимо осознанно подходить к каждой новой ситуации, беря во внимание различие требований каждой социальной группы. Цель осознанного выбора той или иной идентичности в данной ситуации отсутствие внутриличностного конфликта в результате этого.
Соответствие личностной социальной идентичности могут быть представлены через самораскрытие (рассматриваемые во внутренних категориях самопознания, доверия, обратная связь) и самопредъявление (рассматриваемое через внешнюю категорию управление впечатлением при помощи внешних средств и стратегий: жесты, мимика, голос и речь, элементы внешности, этикет и т.д.).
Самопредъявление и самораскрытие трудно разделить, так как, открывая другим свой внутренний мир, человек все равно стремиться произвести впечатление.
Учитывая важную составную часть социального аспекта в Я-концепции, многие авторы рассматривают взаимодействие между людьми как отношение не между субъектами, а между различными социальными «личинами» или «масками». Тогда становиться важным исследование имиджа и его места и роли в человеческих взаимоотношениях, индивидуальном предъявлении себя в социуме, влиянии Я-концепции на имидж.
В существующем обыденном сознании об имидже существует представление только лишь как о «маске», которую можно надевать и снимать. В связи с этим, становиться важным сформулировать понятие имиджа, учитывая внутреннюю психологическую основу, рассмотреть имидж как внутреннее содержание внешнего образа.
Причины формирования социально-желательной «маски» многие авторы видят во-первых, в дисгармоничных взаимоотношениях между родителями и ребенком, во-вторых - в процессе социализации, одним из результатов которого является отказ ребенка от собственной субъектности во имя соответствия социальным ожиданиям.
Итогом такого процесса является внутренние конфликты и невротизация личности.
Формирование той или иной «маски» не происходит случайно, а является компенсацией положительной недостающей частью того или иного аспекта в Я-концепции.
Итак, отсутствие внутренней целостности, отвержение себя способствуют противоречивому внешнему поведению, то есть личность становиться неконгруэнтной. Такой человек в процессе взаимодействия не ощущает своей ценности. Проявляется устойчивая неприязнь к себе и как следствие испытывание негативных чувств к другим, что в свою очередь способствует ответному отвержению и неприятию окружающими данного индивида.
В связи с этим становиться возможным сформулировать первое определение конгруэнтного имиджа. (Под конгруэнтностью мы понимаем соответствие внутреннего самоощущения и внешнего проявления в предъявлении себя другим, сопровождающееся чувством аутентичности).
Итак, конгруэнтный имидж - это сложный многоплановый процесс постоянного подтверждения внутреннего самоощущения внешним принятием образа личности другими, сопровождающееся чувством аутентичности.
Степень конгруэнтности имиджа проявляется в зависимости от конкретной ситуации и уровня проработки личностных конфликтов. Их наличие мешает обретению конгруэнтного имиджа, так как внутренняя конфликтность, это непринятие того или иного аспекта в человеке, которое отзеркаливается окружающими. Но создание той или иной социальной личины, когда она принимается окружающими все равно создает у индивида чувство дуального непринятия, так как принимают только его выдуманную часть.
Все вышесказанное позволило выдвинуть гипотезу о том, что формирование принятия себя влияет на степень конгруэнтности имиджа личности (соответствие внутреннего состояния, самоощущения и внешнего проявления в предъявлении себя другим, сопровождающееся чувством аутентичности).
Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение, так как путем проработки внутренних конфликтов и принятия себя личность способна более полно и свободно проявлять и реализовывать себя. Наличие таких внутренних перемен влечет за собой изменение внешнего облика, большую адекватность внешне ролевого поведения и изменения самопредъявления вообще, что в свою очередь принимается и подтверждается окружающими. То есть формирование конгруэнтного имиджа зависит от степени осознанности и проработке внутри-личностных проблем, а значит от степени принятия себя.
Таким образом, просматривается четкая взаимосвязь не только между принятием себя, принятием окружающих и принятием окружающими, но и между принятием себя и конгруэнтностью, так как только принимая внутри-личностные аспекты, и доверяя своему организмическому опыту имидж человека становиться конгруэнтным.
Но достичь конгруэнтного имиджа невозможно без способности адекватно самораскрыться и предъявить себя. Самораскрытие и самопредъявление взаимосвязанный процесс. Так как, раскрывая свой внутренний мир окружающим человек стремиться реализовать определенные мотивы и достичь поставленных целей и тогда здесь уместно сформулировать второе определение конгруэнтного имиджа.
Конгруэнтный имидж - это такое раскрытие своего внутреннего со-держания через внешние элементы образа, которое способствует адекватному самораскрытию и самопредъявлению партнера по общению.
Достижению конгруэнтного имиджа так же способствует осознание и дифференциация различных составляющих своей личности, то есть социальных ролей и истинного организмического «Я». Множество социальных Я необходимо формировать вокруг центров (Я-реального), таким образом, примеряя биологическое и социальное начало в личности можно дать третье определение конгруэнтного имиджа.
Конгруэнтный имидж - это результат разотождествления Ирреального и социальных ролей9 а так же осознанное принятие требуемой роли без ущерба для Я-реального.
В итоге предложенное рассмотрение феномена имидж с трех сторон помогло взглянуть на проблему более целостно.
В свете заявленных выше теоретических представлений о личности и ее структуре имидж оформляется как социально значимый феномен, в котором органично слиты все три компонента Я-концепции (когнитивный, аффективный, конативный). Рассмотреть содержание этих компонентов применительно к имиджу личности можно таким образом: представление о своем физическом образе и знание о себе как о члене конкретной группы; принятие или непринятие своего физического образа и отношение к себе как к члену конкретного коллектива. Эти два компонента оказывают определенное влияние на способы и стратегии поведения (конативный компонент), которые зависят от восприятия своего физического образа, себя как представителя конкретной группы и отношения к своему Я-физическому и к себе как члену конкретной группы.
Отсюда видно, что на поведение человека влияет совокупность аффективной и когнитивной составляющей имиджа, т.е. самопредъявление личности, выражающееся в определенном поведении, содержит в себе самооценку и самовосприятие.
Таким образом, можно сказать, что имидж формируется при помощи и поддержки Я-концепции и отображает трехкомпонентную структуру личности Я-концепции. От содержания Я-концепции, от ощущения личностью своей аутентичности зависит формирование конгруэнтного имиджа как целостного психического облика человека.
Соотнесение концептуальной модели диссертационного исследования и полученных конкретных результатов эмпирическое исследование позволило выявить ряд выводов:
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Забазнова, Елена Михайловна, Краснодар
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования //Психологический журнал, 1994, Т. 14. №4. С. 39-55.
2. Агеев B.C. Стереотипизация, как механизм социального восприятия. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под редакцией Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. М., 1987.
3. Александров A.A. Современная психотерапия. СПб., 1997.
4. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. М., 1991.
5. Ананьев Б.Г. Психологические проблемы человека знания. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1997.
7. Андреенко Е.В. Социальная психология. М.,: Издательство Академия, 2000.
8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современными школами: психоаналитической, интеракционисткой, когнити-вистской//Вопросы психологии, 1996, №1. С. 131-143.
9. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: преос-мысливание, преобразование ситуации и психологическая защита //Психологический журнал, 1994, №1. С. 6-9.
10. Анциферова Л.И. Психология самоактуализации личности в работах А.Маслоу //Вопросы психологии, 1973, №4. С. 173-180.
11. Асмолов А.Г. Культурно- историческая психология и конструирование миров, Москва Воронеж, 1996.
12. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
13. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей личности (от диагностики отбора к диагностике развития) //Вопросы психологии, 1992, №1. С. 7-13.
14. Ассаджоли Р. Психосинтез. М., Refl-book, 1994.
15. Баррон Ф. Личность как функция проектированием человека самого себя//Вопросы психологии, 1990, №2. С. 158-163.
16. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональномстановлении субъектов обучения. Автореф.канд. психол. наук. Краснодар,1999.
17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
18. Берд П. Тактика совершенствования вашего имиджа. Минск, Изд-во Амалфея, 1997.
19. Берн Э. Введение в психиатрию или психоанализ для непосвященных. С.-П., 1991.
20. Берн Э. Игры в которые играют люди. Л., 1992.
21. Берне Р. Развитие Я-концепции в воспитании. М., 1986.
22. Биркенбил В. Язык интонаций, мимики, жестов. СПб., 1997.
23. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
24. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва Воронеж, 1995.
26. Бойко В.В. Энергии и эмоции в общении: взгляд на себя и на других. М., Изд-во «Филинъ». 1996.
27. Бороздина JI.B. Что такое самооценка?//Вестник МГУ. Серия «Психология». 1992, Т. 2. С. 99-100.
28. Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке (статья 2) //Психологический журнал, 1992, Т. 13. №6. С. 4-7.
29. Бугазов А.Х. Социально-психологические стереотипы, как элемент познания//Знание. Семантика и прагматика. Фрунзе, 1991. С.54-62
30. Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических тео-рий//Психологический журнал, 1997, Т. 18. №2. С. 149-160.
31. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
32. Василюк Ф.Е. Структура образа (к 90-летию со дня рождению А.Н. Леонтьева)//Вопросы психологии, 1993, №5. С. 5-19.
33. Велихов ЕЛ., Зинченко В.П, Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода //Вопросы психологии, 1998, №11. С. 3-31.
34. Годжиева H.H. и др. Основы самосовершенствования. Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1997.
35. Гиндилис Н.Л. аналитическая психология К.Г. Юнга: к вопросу понимания самости //Вопросы психологии, 1997, №6. С. 18-21.
36. Гинзбург М.П. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, 1994, №4 С. 44^-8.
37. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992, Т.2 С.283-291.
38. Гофман Э. Представление себя другим. М., 1999.
39. Грехем Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М., Изд-во Класс, 1993.
40. Гуревич П.С. Приключение имиджа. М., Изд-во Искусство, 1991.
41. Данилова В.А Как стать собой. М., Изд-во Интерпрокс, 1994.
42. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденный выигрывать. М., 1993.
43. Джеймс У. Психология /Под редакцией Л.А. Петровской. М., 1991.
44. Джидарьян А.И. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности //Теоретичесикие проблемы психологии личности. М., Изд-во Наука, 1974. С. 16—20.
45. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. М., Изд-во Прогресс. 2000.
46. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии. 1973, №4. С. 18-29.
47. Дрожавец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления //Телесность человека: междисциплинарные исследования. /Филос. об-о СССР, М., 1991. С. 71-74.
48. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М., 1997.
49. Девис Ф. Создай себе имидж. Минск, Изд-во Попурри. 1998.
50. Еремеев Б.А. Психологическое отражение человеком человека в условиях массового общения //Социальная психология, Л., 1979. С. 15-17.
51. Жуков Ю.М. Диагностика развития компетентности в общении. Л., 1992.
52. Зинченко Е.В. Самораскрытие как социально психологический фено-мен//Психологический вестник РГУ, 1997. Вып.2 часть 1.С.23-26.
53. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1997.
54. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
55. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
56. Кахеани С.Н. и др. Экспрессивность эмоций человека. Тбилиси, 1985.
57. Келвин П., Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
58. Клайм П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.
59. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развития общения: на пути кразделению Я- не Я //Телесность человека: междисциплинарные исследования/ филос. общ. СССР, М., 1993. С. 78-85.
60. Кон И.С. Ведение в сексологию. М., 1988.
61. Кон И.С. Открытие Я. М., 1979.
62. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
63. Кон И.С. Социология личности. М., 1976.
64. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., Изд-во Академия, 1999.
65. Кравченко E.H. Эрвин Гофман. Социология лицедейства. М., 1997.
66. Кроль Л.М, Михайлова ЕЛ. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993.
67. Кули Ч. Социальная самость. М., 1983.
68. Кузнецова Е.В. К проблеме использования невербальной техники в группе психокоррекции //Психологический вестник РГУ, 1996. Вып. 1 часть 1, С.17-19.
69. Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения»//Психологический вестник РГУ, 1997. Вып. 2 часть 1. С.5-8.
70. Лабунская В.А. Экспрессия человека. Общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
71. ЛейнгР.У. Разделенное Я. Киев, 1995. С. 16.
72. Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.
73. Лобарева Л.А. Уроки привлекательности. М., 1995.
74. ЛопикВ.В. Самоактуализация личности. М., 1999.
75. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, Изд-во Деловая книга, 1999.
76. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. М., Институт общегум. исслед. 2000.
77. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. С.-П., Изд-во Речь, 2000.
78. Лоуэн А. Язык тела/ Пер. с англ. Н.Б. Буравиной. СПб., 1997.
79. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.
80. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
81. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
82. Маслоу А. Психология бытия. М., 1999.
83. Менджерицкая Ю.А. Социально-психологические характеристики неподтвержденной личности //Вестник РГУ, 1997. Вып.2 часть 1. С. 31-35.
84. Менджерицкая Ю.А. Феномен подтверждения неподтверждения и развитие личности //Вестник РГУ, 1996. Вып. 1 часть 2. С. 35-38.
85. Мененгетти А. Проект «человек». М., Славянская ассоц. онтопсихоло-гии, 1998.
86. Мид Дж. Они и я. М., 1983.
87. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1980.
88. Налчаджян А.А. Я-концепция. //Психология самосознания/ Под редакцией Д.Я. Райгородского. Изд-во Бахрах, 2000, С. 270-332.
89. Немов Р.С. Психология. М., 1994, Т.1.
90. Нескребина О.Ф. Смысл и ценность человечевкой индивидуальности. Дис.док. филос. наук., СПб., 1996.
91. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии //Телесность человека: междисциплинарные исследования. Фил.общ. СССР, М., 1993. С. 80-89.
92. Николаева В.В., Арина Г.А. О традиционной психосоматике к психологии телесности //Вестник МГУ. Серия Психология, 1996. №2. С. 8-17.
93. Обуховский К. Психология в лечении человека. М., 1972.
94. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педобразования /Сост. Е.И. Рогов, М., 1995.
95. Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура. //Психология самосознания /Под редакцией Д.Я. Райгородского. Изд-во Бахрах, 2000, С. 156-174.
96. Осипова A.A. Общая психокоррекция. М., Изд-во Сфера, 2000.
97. Павленко В.Н. Представление о соотношении личностной и социальной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии, 2000. №1. С. 135-138.
98. Перлз Ф. Гештальт подход. М., 1996.
99. Петрова Е.А. Визуальная психосимиотика общения. М., 1999.
100. Петровский A.B. Общая психология. М., 1986.
101. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов- на- Дону, Изд-во Феникс, 1996.
102. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений.//Вопросы психологии. 2000. №1. С. 19-26.
103. Пиз A.A. Язык жестов. Воронеж, 1992.
104. Понасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М.: Изд-во Дело, 2000.
105. Почепцов Г.Г. Имеджелогия. М.: Изд-во Ваклер, 2000.
106. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара: Изд-во Бахрах, 1998.
107. Практическая психодиагностика /Под ред. Л.Н. Собчека, М., 1993.
108. Прикладная психодиагностика /Под ред. О.Г. Кукосяна, Краснодар, 1993.
109. Прихожан A.M. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе, М., 1994.
110. Психология личности. Хрестоматия /Под ред. Л.В. Куликова, С.-П.: Изд-во Питер, 2000.
111. Психологическое консультирование и психотерапия /Под ред. М. Ю.1. Лактаева, М., 1997.
112. Психология. Словарь /Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1990.
113. Психология и психоанализ характера /Сост. Д.Я. Райгородский, Самара, 1998.
114. Психология самосознания /Под. ред. Д.Я. Райгородского, Самара: Изд-во Бахрах, 2000.
115. Реан A.A. Социализация личности // Психология личности/ Под редакцией Л.В. Куликова. Изд-во Питер. С. 360-364.
116. Реан A.A., Коломенский Я.Л. Социально-педагогическая психология. С.П.6., 1999.
117. Робинсон Б. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. М.,1993.
118. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М,1994.
119. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. М.: Прогресс, 1994.
120. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
121. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
122. Рябикина З.И., Ожегова Л.Н. Общество и человек. Объективное в субъективном пространстве личности //Человек. Общество. Управление. 1999, №3. С. 3-4.
123. Сандлер Пациент и психоаналитик. М.: Изд-во Смысл, 1997.
124. Самосознание и защитные механизмы личности /Под ред. Д.Я. Рай-городского, Самара: Изд-во Бахрах, 2000.
125. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.
126. Сестры Сорины Язык одежды. М., 1998.
127. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Человек. 1994, №5. С. 21-39.
128. Скрипкина Т.П. Психология доверительного поведения. //Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под редакцией В.А. Лабунской, М., Гардарика. 1999. С. 191-207.
129. Собчик JI.H. Методы психологической диагностики /Серия: Методы психологической диагностики. Вып. 3. М., 1990.
130. Социальная психология личности /Под ред. В.А. Лабунской, М.: Изд-воГордарика, 1999.
131. Соколова Е.Т. Я-образ тела. //Психология самосознания/Под редакцией Д.Я. Райгородского. Изд-во Бахрах, 2000, С. 406-422.
132. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1971.
133. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
134. Толковый словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова, М., 1992.
135. Томас Дж. Практика психосинтеза. М., 1992.
136. Фейдимен Д., Фрейгер Личность и личностный рост. М.: Изд-во Рос. открыт, универ., 1991, вып. 1.
137. Фейдимен Д., Фрейгер Личность и личностный рост. М.: Изд-во Рос. открыт, универ., 1991, вып. 2
138. Феручи П. Кем мы можем быть. М., 1995.
139. Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1992.
140. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1998.
141. Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997.
142. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
143. Хараш А.У. Другой и его функция в развитии «Я»//Общение и развитие психики, М.? АПН СССР, 1986. С. 28-31.
144. Хелли JI. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности //Вопросы психологии, 1994. №10. С. 112-113.
145. Хенгерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.
146. Хорни К. Психология женщины. М., 1993.
147. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1997.
148. Хорни К. Невроз и развитие личности. М., 1997.
149. Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотех-нике/Сост. В.Ю. Басхаков, М., 1993.
150. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Ювента, 1998.
151. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
152. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического общества //Московский психотерапевтический журнал, 1992. №2. С.5-40.
153. Цапкин Е.М. Невротик-кто он. М., 1996.
154. Цапкин Е.М. Проблемы самосознания личности . Л., 1991.
155. Челка У.А. Становление психотерапии в России. М., 2000.
156. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.
157. Шепель В.М. Имиджелогия. М., 1997.
158. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
159. Шкуратова И.П. Когнитивный и мотивационный аспект межличностного общения. //Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под редакцией В.А. Лабунской, М., Гардарика. 1999. С. 253-257.
160. Шкурко Т.А. Динамика отношения личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Ростов-на-Дону, 1997.
161. Шкурко Т.А. Танец, как особая форма экспрессии поведения личности //Психологический вестник РГУ, 1997, вып.2 ч.1, С. 51-60.
162. Шкурко Т.А. Танец, как средство динамики и коррекции отношенийв группе //Психологический вестник РГУ, 1996, вып.1 чЛ. С. 27-32.
163. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.
164. Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.
165. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
166. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснения понимания социальной реальности. М., 1998.
167. Ярошевский М.Г. Экзистенциальная психология и проблемы личности //Вопросы психологии, 1973. №6. С. 29-34.
168. Bruceb, Images of power. How the image makers shape our leaders. London, 1992.
169. The Carl Rogers Reader. Edited by N. Kirschenbaumand V.L. Henderson. Boston, 1989.
170. Tajfel H, Individuals and groups insocial psychology. Psychol. 1973.1. Вопросы анкеты:
171. Что вы понимаете под понятием «имидж»?2. Какой у вас имидж?
172. Для какой цели вам нужен имидж?
173. Существуют ли какие либо проблемы с вашим имиджем? Какие именно?
174. Хотели бы вы что то изменить в своем имидже?а) оставить все как есть;б) частично изменить;в) полностью изменить.
175. Что именно вы хотели бы изменить в существующем имидже?1. Опросник МИС
176. Мои слова довольно редко расходятся с делом.
177. Случайному человеку я скорее покажусь человеком приятным.
178. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.
179. У меня нередко возникает чувство, что-то, о чем я мысленно с собой разговариваю, мне неприятно.
180. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.
181. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни это не противиться собственной судьбе.
182. У меня достаточно способностей и энергии , чтобы воплотить в жизнь задуманное.
183. Если бы.я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
184. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.10 .Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
185. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-тохорошее.
186. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
187. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать неприязнь.
188. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.
189. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
190. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
191. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.
192. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.
193. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.
194. Мне часто мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
195. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.
196. Иногда я сам себя плохо понимаю.
197. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.
198. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
199. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.
200. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.
201. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.
202. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.
203. Вряд ли найдутся леди, которым я по душе.
204. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
205. Если бы мое второе "Я" существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.
206. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы стать кем-то другим.
207. В целом меня устраивает то, какой я есть.
208. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов нажизнь.
209. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
210. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в самом себе.
211. Саму, себя я: довольно часто вызываю чувство раздражения.
212. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.
213. Я думам,, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.
214. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
215. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.
216. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
217. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук,
218. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.
219. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: "И поделом тебе".
220. Я не считаю„что я достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.
221. У меня нередко возникают сомнения, а такой ли я на самом деле, как я себе представляюсь.
222. Я не способен на измену даже в мыслях.
223. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.
224. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.
225. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах. 52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
226. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.
227. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.
228. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.
229. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.
230. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, стало больше, то жизнь изменилась бы к лучшему.
231. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.
232. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.
233. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.
234. В сложных обстоятельствах я обычно не аду, пока проблемы разрешатся сами собой.
235. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.
236. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
237. Я убедился, что глубокое проникновение в себя мало приятное и довольно рискованное занятие.
238. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.
239. У меня бывали моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.
240. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит
241. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.
242. Долгие споры с самим собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.
243. Думай, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.
244. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.
245. Можно сказать, что я себе нравлюсь.73. Я человек надежный.
246. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.
247. Мое внутреннее "Я" всегда мне интересно.
248. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам. 77 Близким людям свойственно меня недооценивать.
249. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.
250. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.
251. Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.
252. Порой мне кажется, что я какой-то странный.
253. Я не склонен пасовать перед трудностями.
254. Мое собственное "Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
255. Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.
256. Сомневаюсь, что я вызываю симпатию у большинства окружающих.
257. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.
258. Где-то в глубине, души я считаю себя слабаком.
259. Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает не надолго.
260. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.
261. Я вполне ясно представляю себе, что ждет меня впереди.
262. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним1. Я».
263. Мои мысли о себе сводятся по большей части к обвинениям в собственный адрес.
264. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому чтокаждое изменение это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.
265. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.
266. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.
267. Мне еще много не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе:
268. Да, я вполне созрел как личность'1.
269. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.
270. Иногда я оказываю "бескорыстную" помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.
271. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.
272. Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек.
273. Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.
274. И не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.
275. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.
276. Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.
277. Я сам создал себя таким, каков я есть.
278. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.
279. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.
280. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.
281. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы хотелось теперь.
282. Уверен, что в жизни я на своем месте.