Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование экономической психологии этноса

Автореферат по психологии на тему «Формирование экономической психологии этноса», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Агабаев, Решит Айдогдыевич
Ученая степень
 кандидата социологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование экономической психологии этноса"

? ъ & '3 я ?

%

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

АГАБАЕВ Решит Айдогдыевш

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА (на материалах Туркменистана)

Специальность 19.00.05 — социальная психология, социология и психология личности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

На пр!вах рукописи

Москва —1992

СТ1ЕШ1 »ГШ

дм , лтациЛ

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Демократизация жизни общества, независимость в выборе собственного пути развития и объективное стремление к самостоятельности национально-территориальных - . образований сегодня'настоятельно требуют,, чтобы.при принятии крупных, экономических решений учитывалась психология народов.. Особенно остро встает проблема оптимального соотношения, глубинных традиций народов и объективных требований общественного прогресса. Объективная диалектика общего и особенного, ин-тегративного и самостоятельного, свободы и ответственности' подсказывает, что коренное переустройство экономических отношений не будет проходить везде одинаково как по темпам, так и по качеству, в зависимости от уровня развития производительных сил, сложившихся производственных отношений, состояния их глубинных традиций, особенностей образа и уклада жизни, экономической психологии и мышления трудящихся, особенностей субъектов экономической и политической жизни, связанных с принадлежностью к тем или другим этническим образованиям. Основные трудности современной экономической реформы заключаются в том, что они осуществляются практически без учета социально-психологического коглонекта сущности человека, нации, народа. История доказала несостоятельность ориентации на единообразие форм организации экономической и социальной жизни разных народов.

Тоталитарная, административно-командная система управления бывшего СССР не оставляла возможности для привязки производства к местным региональным и национальным особенностям заселения и всестороннего учета интересов этнических образований. Движение от исторически сложившихся традиционных форм зобственности и более сложных экономических отношений к более 7ростым, однородным отрицательно сказалось на развитии народов бывшего СССР. Одним из частных следствий идеи "преодоле-1ия" разнообразия и становления однородности было признание 1ерспективности и подлинной социалистической природы только чишь одной - государственной формы собственности. Как извест-ю, была ликвидирована промысловая кооперация, по существу

огосударствлена потребительская кооперация, огромная часть кол хозов преобразована б совхозы и сохранившиеся также Зшш факта чески огосударствлены.

Такая политика оказалась особенно губительной, так как вера в скачкообразный характер формациояного развития отрицательно сказалась на способах решения Фундаментальних задач пер хода от докапиталистических социально-экономически отношений, бытовавших в среднеазиатском регионе, к государственному социа лизму. Хотя при этом были достигнуты и определенные позитивные результаты, скажем в социальной и духовной сферах, именно в ак номической жизни в противоречие с вековыми традициями входили, например, директивы и распоряжения об отмене кочевого образа жизни, переселение сел и деревень кочевников в районы оседлого компактного проживания; о ликвидации сложившихся хозяйственно-земледельческих и хозяйственно-скотоводческих объединений и создании вместо них государственных колхозов. В результате ока зался нарушенным естественно-исторический процесс, хотя в нем присутствовали устаревшие формы и методы хозяйственной деятель ности. Однако революционный скачок разрывал единство традиций прогресса, прерывал развитие сложившейся экономической психоло гии этносов. Сегодня очевидным является тот факт, что многие с временные социальные и экономические проблемы республик Средне Азии, и в частности Туркменистана, является следствием той эко номической политики, которая осуществлялась без всестороннего та этнического своеобразия, вековых национальных традиций и бований общецивилизационных законов развития.

Социально-психологическая сторона проблемы соотношения ти па культуры и типа экономики ныне приобретает большое практиче ское значение для формирования экономической политики, адекват ной сущности человека и соответствующей историческому опыту тс или иного народа. Диалектика национального и интернационально! как общего и особенного остается практически не исследованной применительно к экономической практике. Отсюда следует объективная потребность в достижении единства традиций и прогресса, что в сущности обеспечивает эволюционно-поступательное развит!; общества. В правомерности такого подхода нас убеждает, напри-

лер, опит Японии, когда у них произошло оптимальное "наложе-ше" общецивилизационных законов ринка на особенности экономической психологии нации, обеспечив тем самым -мощный эконо-лгаескии прогресс при сохранении своей самобытности. Поэтому цэименение законов и требований единого экономического пространства к специфике народов бывшего СССР с учетом их глубин-юй психологии, культуры - актуальнейшая тема нашего времени.

Исследование этнопсихологических особенностей формирования экономической психологии туркменского народа - актуальна ¿ля Туркменистана, как государства, впервые получившего воз-южность выбора собственного пути развития, в основе которо-■0 - преобразование экономики на рыночные отношения. Здесь, сак и в других, ныне независимых государствах бывшего СССР, ¡дет мучительный поиск оптимальной эффективной модели эконо-шки, способной обеспечить дальнейшее стабильное функциони-ювание и развитие общества.

¡3 народном хозяйстве республики решающая роль принадлежит сельскохозяйственному производству, в котором занято около \3% есего трудоспособного населения Туркменистана.

Территория республики разделена на пять адыинистративно-озяйственн.'Дс областей, основу хозяйственной деятельности авдой 1*з них составляет сельское хозяйство. Производством ельскохозяйстзенной продукции в республике занято 361 кол-озов, 136 совхозов и 78 межхозяйствешшх объединений.

Подавляющее большинство крестьян работает в колхозах более 80% занятых в сельском хозяйстве). Основная часть ра-отников аграрного сектора занята непосредственно земледель-еским трудом (более 64%), каадый десятый работает в животно-одстве (более 10%), 8% составляют работники управленческих груктур .

■ В настоящей работе автор предпринял попытку на основе бъекггивного анализа исторических особенностей хозяйственной вятельности и.экономических отношений, с учетом их эволюционное и революционных изменений, определить характер нынешней

. Статистич. данные Госкомитета по статистике Туркменистана на I января 1991 г.

- 4 -

экономической психологш туркменского народа.

' Состояние научной разработки проблемы. Роль глубинных факторов этнической психологии, составляющих сущность народа наций подчеркивали в своих трудах не только современные ученые, но в не меньшей мере мыслители прошлого века*.

Однако проблема соотношения этнопсихологии и экономической психологии в отечественной науке является одной из самы теоретических малоисследованных. Это связано в основном с те что само существование экономического сознания как самостоятельного духовного образования, составляющего один из видов общественного сознания, получило, широкое научное признание только на рубеке 70-80 годов.

Проблема экономического сознания, его специфики, места в структуре общественного сознания была поставлена в советской научной литературе в 50-70 годах*-.

1. См.: Маркс К. Ответы на письма В.И.Засулич / Соч. 'Т. 19. -С.251; Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в левят томах. Т. 1У. - M.,' 1989; Бердяев Н.Л. Русская идея // Bon росы философии. - 1990. - të 1-3; Франк C.I.' Сочинения. Пр ложение к журналу "Вопросы философии". - М.,1990. - С.113 161; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философ русской истории и культуры. - М.,1989. - C.I58-I7I; Милюк П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы фи' лософии. - 1991. - № I; Ильин И.А. О монархии и республик

// Вопросы философии. - 1991. - J 4; Вейдле - Юссия и За пад /Г Допросы философии. - 19,91. - № 10; Лихачев Д.С. О шюнальном характере русских // Вопросы философии. - 1990 Je 4; ЛОсский И.О. Характер русского народа. Посей, 1957 Богданов А.А. Вопросы социализма. - М.,1990; Ги Сорман -Выйти из социализма. - М.,1991; Хайек Ф.А. Дорога к рабст ву // Вопросы философии. - 199,0.. - JS 10-12; Давыдов Ю.Н. те бездны - два лица России // Вопросы философии; - I-99I я 8; Франкл В. Человек в поисках смысла. - M., 1990; №ет Г.Г. Введение в этническую-психологию. - М.,1927 и др.

2. См.: История русской экономической мысли. T.I. Ч.I Г Фд ред.А.И.Пашкова. -М.,1955. - С. 15; фрс политической эко номики. Т.2 / Бодл)ед.Н.А.Цоголова. - ГЛ., 1963. - С.61; Илиада А.И. и др. О становлении труда -. экономической фор мы общественного сознания и ее роли в развитии творческой активности масс в период строительства коммунизма. В кн.: Материалы межвузовской научн.конф.по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства-социализма. -Курск, 1968. - С. 153-157;, Уледов А. К. ..Струк

• тура общественного сознания. - M.;''I968-.Ï'- С.-136-143.

За определенный промежуток времени она прошла путь от щскуссий о правомерности существования до признания и нау'ч-юго обоснования его сущности, места и роли в общественном ¡ознаншг1-. . ...

В работах последних лет дается специальный социологичё-;кий анализ содержания, структуры, функций экономического со-¡нания^. . • : ■

Вместе с тем ученых все больше привлекает психологическая :торона'экономического сознания, т.е. экономическая ноихология, юторая выступает одной из форм "бытийственйости" экономйческо-'о сознания, духовно-практическим его .компонентом; между .тем жономическая психология есть структурный элемент -общественной 'сихологии, где есть такие свой уровни отражения реальности. 5 работах, посвященных исследованиям этой проблемы,рассматри-¡аются социально-психологические явления в сфере экономических тношений, управления производством, раскрывается предмет эко-омической психологии и ее роль в развитии общества и экономил

Диалектика индивидуального, коллективного и общественного сознании и психологии, составляющая один из важнейших прин-ипов настоящего исследования всесторонне отражена в работах .А.Абульхановой-Славской, Е.А.Яблоковой, А.И.Донцова и

р.^. О влиянии не только социальных, но и природно-географи-

. Драчев В.К. Экономическое сознание как фактор развития общественного производства при социализме (методологический анализ),-Минск, 1977; Фофанов В.П. Экономические отношения и. экономическое сознание. - Новосибирск, 1979; Попов В.Д, Экономическое сознание: сущность, Формирование и роль в срцвд- • диетическом обществе.-М.,1981. . СМ.: Экономическое сознание трудящихся (Итоги сравнительного

исследования: 1986, 1988 и 1989 гг.). - М., 1989. . Китов А.И. Экономическая психология. - М.,1987;' Попов В.Д. Психология и экономика. - М.,1989; Теоретическая и прикладная социальная психология / Год ред. А. К. Уледова. - М.,1988. - СЛег-гОЗ; Фофанов В.П. Экономические отношения и экфюми-' ческое сознание. - Новосибирск, 1979; Уледов А.К* Обществен-' пщ психология и идеология. - М, ,1985; ПРпель В.М. Лцравден-.чеокая психология. - М., 1985.

. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.,1977; Она же: Стратегия жкзни.-М., 1991; Яблокова Б.А. Социалистический коллектив. - М.,1984; Донцов А.И. Психо-. логия коллектива.-М., 1984^ 'V

ческих условий на формирование психологии этноса изложено в трудах ученых в последние годы*.

Однако до сих пор остается не исследованной экономическая психология этноса.

Малоизученность настоящей проблемы и вместе с тем усили веющееся внимание к ней со стороны этнографов, психологов, социологов, экономистов^ диктует необходимость глубокого и всестороннего теоретического исследования этнопсихологически особенностей экономического сознания.

Цель и задачи исследования. Основной теоретической цель настоящей работы является выявление объективных тенденций и заксномерноетей формирования экономической психология эткоса и ее проявления при осуществлении экономической реформы.

Исходя из указанной цели, в работе решаются задачи:

- определения содержательных параметров экономической психологии этноса;

- исследования соотношения элементов национальной, экон мической и глубинной психологии;

- анализа исторических социально-экономических и пол^т! ческих условий развития этногенеза туркменского народа;

- выявления оптимального соотношения экономической сво: ды и ответственности субъекта хозяйствования, индивидуализме (либерализма) и коллективизма, сочетания различных форм собственности с целью выявлены оптимальных вариантов осуществления демократических реформ;

- выявления степени отражения современно;] экономическое психологией сельских тружеников Туркменистана йсторических особенностей экономической жизни различных форм владения собственностью; •

- исследования отношения тружеников села к-основным.на-

1. Душков'Б. А. География и психология. - М.,1987; '1^милев Л.

. .География этноса в исторический яеоиод. - Ленинград,1990,

2. См.: НТР и национальное процессы./Под ред. и В. Бромлея. И., 1987; Традиции в современном обществе. Отв.ред. Л.Г.1.

' Дробикева," М.С.кашуба. - К»,1990; ДОпов В.д. Центризм: позиция V. политика // Диалог, 1991.. - Ш' 9, .-.,10;' Бляхйан Л.С. Г-.-';встройка экономического мышления. -1л., 1990. ;

правлениям внедрения рыночной экономики в республике;

- рассмотрения наиболее существенных сторон диалектики, традиций и экономического прогресса в современной экономической жизни Туркменистана и определения оптимальных путей,осуществления экономических реформ, с учетом экономической психологии нации.

Научная новизна исследования. В представленной работе дается теоретический анализ по сути не тронутой в отечественной науке проблемы формирования экономической психологии нации в процессе этногенеза.

Данное исследование показывает, какое негативное влияние на социальный прогресс оказывает недооценка этнического фактора в экономических отношениях. Автор прослеживает четкую взаимосвязь типа культуры и типа экономики, особенно в условиях реформирования, в пиковые моменты в этногенезе наций.

В контексте диалектического единства: общего, особенного и единичного, индивидуального и коллективного (общественного) в психологии и сознании людей; природного и социального в человеке; коллективного разума и коллективной души, сознательного и бессознательного, сознания и подсознания, в диссертации достигается исследование поставленной проблемы в контексте взаимосвязи глубинной психологии и психологии вершинной.

Основываясь на теоретические исследования в области общественного сознания и общественной психологии, этнопсихологии, этнографии, истории, социологии и экономического сознания,, автор рассматривает традиции, национальный характер, архетипы как устойчивые элементы глубинных пластов национальной психологии.

Автор анализирует этнопсихологические особенности экономической психологии на основе' единства психосоциологического и ' "социопсихологического подходов, что позволило глубже показать всю Сложность объективной и субъективной диалектики личных, коллективных и общественных экономических интересов, взаимодействие личностно-частно-сибственнической и коллективистской форм существования-экономической психологии нации.

Исследование вскрывает закономерность: успех экономиче-

ских реформ во многом зависит от умения использовать в практик управления глубинные основы экономической психологии, этноса, сочетать традиции народа с законами прогресса.

В работе показано, что учет национальной психологии в экономических преобразованиях является тем катализатором, который помогает сегодня определить оптимальную модель рыночных отношений и эффективную структуру народного хозяйства (республики, национально-территориального региона), выявить наиболее эффективные виды форм собственности, объект-субъектных экономе ческих отношений и обеспечить существенный социально-экономический подъем. Автор приходит к выводу, что в экономической психологии любого субъекта доминирует психология собственника (личного, частного-коллективного и т.д.). В итоге анализа этой проблемы он приходит к заключению: концептуальной стороной нынешней экономической реформы в исследуемом в диссертации регионе является опора на либерал-коллективистские ценности.

Результаты социологического исследования-показали, что -наибольшую поддержку сельских тружеников Туркменистана имеет коллективная форма собственности на средства производства и только потом, частная и государственная. Шдавляххцее большинство сельского населения повышение своего уровня жизни связывает прежде всего с работой в коллективном хозяйстве.

Автор сделал попытку показать, что общинный образ жизни, обусловивший коллективную хозяйственную деятельность, коллективное владение собственностью и другие особенности отразилис) на психическом складе туркмен, сохранились в традициях, национальном характере и приняли форму архетипов. На основе эмпирических данных делается вывод о том, что современная экономическая психология сельского труженика развивается на основе при. родных условий исторического опыта, социально-генетических, этнических и других факторов. Туркменский народ во многом сохраняет наследие прошлого (например, психологию общинного, семейного способов хозяйствования), но вобрало в себя и немала негативного настоящего (психологию отчужденности от средств производства, психологию иждивенчества и др.). Взледствии

этого, ряд основных принципов и путей перехода к новым экономическим отношениям (например, обвальная либеральная приватизация) не находит должной поддержки со стороны жителей сел республики.

В диссертации предлагается вести поиск оптимальных путей и средств формирования экономической политики государств с позиции единства этноэкономического наследия народов и объективных требований социального прогресса.

Методологическая база и источники исследования:

- теоретико-методологическое наследие'классиков марксизма;

- теоретические произведения русских философов-мыслителей, исследователей глубинной психологии и др.;

- монографические исследования, книги, статьи российских, туркменских, советских-и зарубежных ученых, в которых рассматриваются теоретические вопросы общественного сознания и общественной психологии, этнической психологии, истории туркменского народа, глубинной психологии, социологии и социальной психологии, экономического сознания и в особенности экономической психологии;

- архивные материалы истории туркменского народа.

Используются результаты социологических исследований, материалы социально-экономического развития Туркменистана.

Практическая значимость работы. Теоретические проблемы формирования и развития экономической психологии туркменского народа исследуются с позиций объективных преобразований в экономических отношениях, т.е. необходимости перехода к рыночной экономике. Экономическое сознание и экономическая психология рассматриваются как важнейший духовный фактор осуществления реформ. Обозначаются особенности психического склада, связанные с этнической принадлежностью субъектов экономических отношений. Овладение новыми экономическими знаниями, идеями, взглядами, содержанием новой экономической политики и пози-' тивные изменения в психологии народа способствует превращению общественного сознания в общественную силу развития экономики.

Выявление этнических особенностей экономической психологии и степени соответствия последней новой экономической реаль-

ности может быть использовано при выработке оптимальной, взве шенной политики экономических преобразований в государственны структурах управления народным хозяйством.

■ Апробация исследования; Основные научные положения и результаты исследования излагались автором в сборнике научных трудов социологического и социально-психологического центра Российской академии управления и в республиканском научно-политическом журнале "Туркменистан коммунисти".

Диссертация обсувдена и получила одобрение на проблемной группе центра., .

Состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

П. СОДЕК^ШКЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследовани рассматривается состояние ее разработки в научной литературе, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, фор мулируются научная новизна и практическая значимость проведен ного исследования, указываются источники и формы апробации ра боты.

В первом разделе - "Этнопсихологические Факторы экономи ческой психологии (теоретико-методологический анализ)" исследуется проблема формирования экономической психологии этноса, связь психологии нации, народа с современной экономической пс хологией. Дри этом обосновывается применение ряда методологич ских подходов.

Этнопсихология рассматривается как элемент глубинной пен хологии и психологии общественной, что обуславливает органиче скую связь сознательного и бессознательного на уровне индивида и социальной общности, глубинной и верпшнной, поверхностно психологии, подсознания и сознания. Поставленная, ;задача решае ся как в плане психосоциологическом, так и социопсихологическом1. • ,, .....

I. См.: Попов З.Д. Социопсихология - обращение к человеку // Диалог. - 1991. - Л 8. - С.41-43;-Шлет Г.Г. Сочинения. - , ГЛ., 1989. - С.545; Лосский И.О. Характер русские народа." -Посев. 1957; Абульханова-Славская К.А/ Стратегия^хшзни." -М., 1991. - С. 13-14. . .. ■!,.-. г,..

- II -

Сравнивая различные точки зрения по вопросу о единстве и различии этнической и общественно!! психологии, автор делает попытку доказать, что диалектика природного и социального, рассматриваемая в историческом развитии, исключает целесообразность противопоставления данных понятий. Подчеркивается, что предает этнической психологии охватывает в себе как сторону социального развития и отношений, так и природные условия образования наций, народов, обуславливающие их образ жизни и определяющие основные направления хозяйственной деятельности.

клесте с тем общество и этнос не всегда могут рассматриваться в одинаковых системах измерения, так как в историческом материализме основой общества признается способ производства, реализующийся в общественно-экономических формациях, а влияние природных (¡акторов (имеющих решающее значение в процессе образования этноса, формирования его хозяйственной деятельности) в генезисе социального прогресса не рассматривается в качестве детерминант. В диссертации этнос рассматривается одновременно, как система социальных и природных единиц с присущими им элементами.

Вгоричность социальных общностей по отношению к этносу и наличие принципиальных различий между ними показывает, что теория общественно-экономических формаций, с ее категориями и понятиями не может быть применима к объяснению этноса и тем более к этногенезу. Формационный подход рассматривает фиксированное состояние общества, определяемое способом производства, который зависит от уровня производительных сил, то есть от техносферы. влесте с тем система категорий, положенных в основу концепции формаций, находит частое применение при анализе этногенеза, но при этом этнос приравнивается или к социальной общности людей"'-, ми к аморфному состоянию, принимающему любую социальную формуй.

Следовательно, подчеркивается в диссертации, для изучения специфики этнических образований в системе общественных отношений необходим глубокий анализ возникновения этноса и

1. Козлов В.И. Что ке такое этнос? // Природа. - 1971. - & 2. -С.74.

2. Артамонов М.И. Опыть "герой" и "толпа". // Природа. - 1971. -1/ 2. - С.77.

- 12 -

этапов его социального и экономического развития в историческом процессе. И только на этой методологической базе можно выявить особенности этнопсихологии и ее органическую связь с другими социальными и духовными явлениями и процессами.

Автор, анализируя различные точки зрения ученых, в том числе А.И.Горячевой, А.Х.Гаджиева, Б.Ф.Пэршнева, С.А.Арутюня! и других, определяет основные общепризнанные компоненты этнической психологии, к которым относятся: психический склад,национальный характер, традиции, стереотипы, мифы, ценности, ус тановкл, идеалы, образы, символы, иллюзии и др. Автор придера вается точки зрения советских ученых о том, что психический склад этноса включает в себя отражения: естественно-природные условий возникновения и развития этноса, этнической истории \ особенностей исторического прошлого данного этноса и значите; ных событий, наложивших свой отпечаток на его духовную жизнь, материальных условий жизни, специфических условий экономичес! го и политического развития. На этой основе в работе делает« вывод, что, следовательно, психический склад выражает наиболе глубинные характеристики этноса, обусловленные единством природных и социальных факторов, его происхождения и постулат елI ного исторического развития.

Психический склад этноса интегрирует в себе наиболее устойчивые глубинные психологические характеристики этноса,составляющие диалектическое единство природного и социального,ос щего и особенного,сознательного и коллективного бессозыателы и входящие в предметную зону глубинной психологии.

Психический склад проявляется на уровне "архетипов" (т.6 коллективного бессознательного (К.КНг) или в "глубинной психс логии", стыкующейся с "психологией сознания"*, а также с "вех шинной психологией"^.

Нередко этнопсихологии придается лишь поверхностное зна* ние (т.е. она сводится к "поверхностной психологии", к смыслу жизни народа) и явно недооценивается наличие связи между комг

1. См.: Какабадзе В.П. Теоретические проблемы глубинной психс гии. - Тбилиси, 1982.

2. Выгодский П.С. Соб.соч. в 6-ти томах. ТЛ. - {Д., 1982. - О.

- 13 -

гентами этнопсихологии и содержанием глубинной психологии, сотя часть исследователей признает, что этническая специфика зовременных народов все более уходит в глубины их психологии, 1роявляясь на уровне коллективного бессознательного в нацио-1альном характере, этнических стереотипах,- традициях, образах, символах, мифах, составлящкх наиболее устойчивые этнодиффе-ренцирующие компоненты психического склада (Ю-В.Бромлей, I.Х.Гаджиев и др.).

Попытки изучать и объяснять проблемы этнической психоло-'ни в рапках только лишь одной - общественной психологии, как ;феры общественного сознания, без увязки с глубинной психоло-'ией, являются недостаточными и поэтому иногда приводят к )днобоким теоретическим построениям. Очевидно, этому способ-:твует еще и некоторая "не стыковка" в нашей науке между об-}ей и социальной психологией.

Неожиданно возникшие за годы демократических реформ вол-ш этнических и социальных конфликтов - результат недостаточ-юго знания и игнорирования сложившейся психологии народов, ;воими истоками уходящие в тайны глубинной психологии.

В работе на основе различных взглядов ученых обосновыва-зтся правомерность соотнесения национального характера,тради-Ц1й, этнических стереотипов, образов, Ш1фов, символов к устой-гивым компонентам глубинных сфер этнической психологии,прояв-1ЯЮЩИМСЯ на уровне коллективного бессознательного - предмета ■дубинной психологии.

Понятие "коллективное бессознательное" означает бессозна-■ельное, имеющее не индивидуальную, а всеобщую природу.

Содержанием коллективного бессознательного является так ¡азываемые архетипы. Лртетип это коллективное бессознательное, ¡вязанное с древнейшими, испокон веку наличными всеобщими >бразами, т.е. изначально присущими этносу психологическими ■илами. По Юнгу - это символы, образы, мифы и даже сказки, усматриваемые как психические явления, выражающие глубиною суть души. По существу, архетип представляет то бессозна-'ельное, которое откладывается в "тайниках" подсознания инди-)ида в форме коллективного бессознательного" изменяющегося [аще всего стихийно под воздействием жизни и проявляющегося

как правило, спонтанно (например, в критической, кризисной, драматической ситуации - во время бунтов, социальных взрывов и т.п.). После спонтанных проявлений, архетипы могут стать и фактом сознания, но в снятом виде. Поэтому под влияни®1 индивидуального и коллективного сознания, на поверхности которых они возникают, они способны претерпевать изменения.

Глубинная психология народа, нации одновременно "живет" во внутреннем мире индивида и в его внешнем, надличностном состоянии. Меаду ними всегда открыт канал для сообщения, коп рый может быть переполнен или пуст в зависимости от потребно стей социального субъекта.

Глубинная психология есть одна из самых важнейших сущностных сторон народа. Познав ее можно более точно выбрать способ реформирования общественных отношений, предвидеть реакцию лвдей на принимаемые решения, спрогнозировать образ ег поведения и жизнедеятельности. Глубинная психология во все времена является либо источником, либо тормозом революций, реформаций, эволюционных преобразований в зависимости от тог какие ее компоненты запрашиваются обществом, внешними обстоя тельствами жизни масс. Цри этом каждый раз действует глубинная мотивация социального субъекта. В.0.Ключевский, анализируя негативное отношение народа к реформе Петра I пишет,что она (реформа) представлялась народу непонятной ломкой вековечных обычаев, старинного уклада русской жизни, освященных временем народных привычек и верований. Поэтому возбудила к себе несочувственное и подозрительное отношение народной массы-'-.

В выводах русских марксистов о том, что надо знать "народ каков он есть" (Г.В.ГИеханов), "народ не перепрыгнешь" • (В.И.Ленин) выражена необходимость учета глубинной психологии в преобразованиях общества, особенно революционных. Дел* в том, что именно в переломные моменты из запасников народа души, из подсознания, из "коллективного бессознательного" к банка данных исторической памяти по запросу социального суб

I. См.: Кдючевский В.О. Сочинение в девяти томах. ТЛУ. Кур русской истории. - С.207.

та как би запрашиваются на помощь сущностные его черты,приобретенные за столетия и даже тесячелетия.Цри этом они могут как способствовать, так и противодействовать деятельности, с чем и столкнулась современная перестройка общества.

Опыт показывает, что рациональные, в частности, идеологические образования, в сознании лвдей можно относительно быстро разрушить, с-глубинной психологией такие эксперименты объективно не возможны.

Мировая история, психологическая наука доказали, что если рушатся мифы, архетипы, идеалы, убеждения, общество перекивает глубокие душевные потрясения, катаклизмы, вплоть до разрушения. Поэтому любое преобразование, особенно экономическое, предполагает научную экспертизу глубинной психологии, облегчающей поиск приемлемой для данного этноса модели реализации. Она включает в себя анализ и отбор элементов глубинной психологии, способствующих реформации и тех, что будут тормозить их. Цри этом немало ваяно выявить доминанты глубинной психологии, мешающих прогрессивному развитию этноса и требующих постепенного их вытеснения, что долзно быть связано с гибкой тактикой формирования новой психологии.

В этом случае важны продуманные и хорошо организованные действия, в противном случае общество может быть ввергнуто во всеохватывающий разрушительный кризис.

При любом варианте развития реформ необходимо знать те содержательные стороны глубинной психологии, которые составляют особенное и доминирующее в характере определенных наций, народов. Поняв особенное, можно придти к пониманию общего, интернационального. Для понимания особенного в той или иной нации следует изучить ее далекое и близкое прошлое, оценить настоящее и сделать прогноз в будущее.

На основе изучения природы и содержания компонентов этнопсихологии, а также анализа исследований ученых, автор считает, что наиболее интегральным проявлением архетипов, обусловленным этнической спецификой и отражающим сохраняющие и передающие ее исторические формы хозяйственной деятельности и экономических отношений на уровне глубинной исихоло-

гии, являются традиции. В традициях воплощается естественно-историческая преемственность общественных отношений и в силу этого, они, как закон, проникают во все виды общественных отношений, во все сферы жизни людей - экономическую, социальную, политическую, духовную.

Опираясь на работы Я.Ивашкевича, Е.Шацкого, Х.Ортега-и-Гассета, А.К.Уледова и других автор поддерживает мнение о двойственной природе традиций, существующих вне сознания (как реальность) и в сознании (как отражение самой реальности). "Традиции служат выражением исторической детерминации образа жизни, общественных отношений всех предшествующих поколений этноса.

Социальная сущность традиции состоит в том, что она выступает как способ хранения, передачи и воспроизводства социального опыта от поколения к поколению (во времени) и от одного социального субъекта к другому (в пространстве). Традиция выступает как механизм связи прошлого, настоящего и будущего, обеспечивающий преемственность поколений, механизм передачи социального опыта, сложившихся общественных отношений. Поэтому традиции выступают важным звеном при переходе от старой экономической психологии к новой.

В настоящем исследовании речь идет о традициях, детерминированных экономический жизнью, в которых закреплены сложившиеся формы, виды, способы хозяйственной деятельности и экономических отношений людей, их идеи и взгляды и которые доминируют в экономической психологии туркмен независимо от сознания, в виде архетипов.

Понятие "экономическая психология" сравнительно недавно стало привлекать ученых. Причин тому немало. Одной из основных является невостребованность данного феномена экономической и политической структурами управления обществом.

Кризис экономики, охвативший страну последние десятилетия ее существования, обусловил необходимость поиска более глубоких мотивов его появления. Стало общепризнанным, что одним из главных факторов экономического спада явилось отчужденность людей от средств, целей и результатов производства, не отвечающих их духовным запросам, этническим и классовым традициям субъектов производства.

- 17 -

Практика социалистического строительства на примере СССР, а также трудности в осуществлении мер по переходу д рыночным отношениям в настоящее время демонстрируют, что формирование экономического сознания, как необходимого условия экономических реформ, без серьезного учета и отношения к экономической психологии, невозможно. Необходимо формирование новой рыночной экономической идеологии, опирающейся на наличное состояние экономической психологии.

В диссертации особо подчеркивается, что основные трудности нынешних преобразований в экономике заключены в противоречии между новой экономической политикой и унаследованной экономической психологией. Экономическая психология - результат отражения хозяйственной деятельности и экономических отношений не одного поколения и не одного исторического периода. Это концентрат экономической деятельности и отношений социальной практики в историческом процессе, поэтому экономическая психология охватывает и объясняет глубинные мотивы поведения человека.

Критически анализируя определения ученых, касающихся сущности экономической психологии и накладывая ее на ход экономической реформы, автор приходит к выводу, что многие из них не учитывают глубинных детерминант и мотивов экономического поведения людей.

Подчеркивая недооценку предшествующими исследователями социально-психологической стороны жизнедеятельности людей, их экономической психологии, автор на базе результатов собственных исследований, делает попытку определить сущность и сформулировать понятие экономической психологии этноса.,

В результате теоретического анализа диссертант приходит к выводу, что современная экономическая психология этноса есть сложное образование, интегрирующее в себе современные реальности, существующие в формах, способах и видах нынешних экономических отношений и реформируемой хозяйственной деятельности, а также отражения в сознании и психологии опыта предыдущих поколений, несуществующего в реальности, когда отношения породившие их, уже ликвидированы.

Экономическая психология этноса проявляется в традициях,

характере, идеях, символах, образе мышления, чувствах, настроениях, взглядах, привычках, стереотипах, мотивации экономического поведения.

Во втором разделе - "Этногенез, исторические особенности экономического развития Туркменистана и их отражение в экономической психологии народа" - излагается процесс возникновения туркменского народа, характерные особенности его хозяйственной деятельности, экономических отношений и форм владения собственностью в историческом развитии. Предпринята попытка определения типов хозяйства или "хозяйственных эпох"^, характерных для различных этапов истории туркменского народа и на основании этого выявить основные характеристик! его современной экономической психологии.

При написании данного раздела автор использовал огромный научный материал, принадлежащий русским, советским и туркменским ученым.

Становление туркменской народности относится к Х-Х1 вв., к кануну передвижения сельджукидов. В этногенезе и этнической истории .туркмен решающую роль сыграли местные древние ираноязычные народности европеидной расы, жившие на территории Туркменистана, создавшие в древности высокоразвитую земледельческую цивилизацию и занимавшиеся также скотоводством, и тюркоязычные племена, населявшие с античных времен окраины оазисов и занимавшиеся скотоводством.

Завершение процесса формирования туркменской народности историки относят к Х1У-ХУ векам. К этому времени сложились самые крупные туркменские племена, из которых в результате дальнейших этнических и ассимиляционных процессов, миграции туркменских племен в течение Х1У-Х1Х веков образовались также новые этнические общности в составе разрозненной в этот период туркменской народности, изменились быт, духовная и материальная культура2.

В начале 80-х годов XIX века Туркменистан был завоеван царской Россией и находился в ее зависимости до Октябрьской

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.,1990. - С.18?.

2. даикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. - Ашхабад,1991. - С.12.

революции 1917 года.

В 1924 году Туркменистан впервые в своей истории установил свою государственность (в составе СССР).

В целом, хозяйство туркмен издавна выло комплексным; Но в разное время в различных группах туркмен под влиянием природных, социально-экономических, политических и иных факторов те или'другие виды хозяйственной деятельности составляли основу существования. Поэтому и хозяйственно-культурный тип туркмен назывался скотоводческим или земледельческим. Исходя из этого,'а также результатов социологического исследования, автор утверждает, что доминантной чертой психического склада_на-■ рода является внутреннее, неосознанное влечение к скотоводству • и'земледелию, как к основным источникам жизнеобеспечения.

Изменения природно-климатических, географических условий и политической обстановки обуславливали необходимость перемен в хозяйственной деятельности, образе жизни, быте, духовной и материальной культуре, а следовательно, и в этнической психологии. Отмечается, что на протяжении всей досоветской истории туркмены вели общинный образ жизни, который в историческом развитии видоизменялся, совершенствовался и трансформировался в новые качества. Поэтому уже на историческом отрезке периода позднего средневековья - первой четверти XX века туркменская община типологически являлась общиной не периода разложения первобытно-общинного строя, а общиной вторичной -эпохи предклассовой, докапиталистической. В условиях отсутствия единой государственности у туркменского народа община являлась основным социальным органом, регулировавшим жизнедеятельность однообщинников*. следовательно, в этот период доминирует коллективистская психология этноса, формируется коллективное неосознанное и осознанное.

В пределах сельской общины осуществлялись хозяйственная деятельность и экономические отношения, устанавливались виды собственности и формы сотрудничества, которые, следовательно, формировали и соответствующую экономическую психологию. Длительное сохранение общинного образа жизни сформировало в национальном- характере туркмен устойчивые, трудноподдающиеся изменению архетипы, отразившиеся в образе мышления и зко-

1.дз^ев Ч. Водоземельная община у туркмен.- Ашхабад, 1989.-

номическом поведении, которые подтверждены и результатами исследования диссертанта.

В работе приводится описание хозяйственно-культурного типа турмлен на различных этапах его истории.

Со времени образования и до XIX века у большей части туркмен в хозяйственной жизни преобладало скотоводство.Следовательно, в психическом складе туркмен в той или иной степени сохраняются представления или черты, характерные дня хозяйствен ной деятельности того, длительного исторического периода.

Сохранились традиционные представления турилен с собственности на пастбища, на водные источники и скот. Щстбища и коло;] цы являлись общинной собственностью, однако скот всегда имел только частного владельца в лице больших или малых семей, т.е. существовала семейная - частная собственность на скот. Отсюда можно сделать вывод, что в экономической жизни туркмен были раз виты элементы либерализма и соответствующей - частно с о бств енни-ческой индивидуально-хозяйственной, психологии.

Исследования подтверждают, что установление колхозной собственности на скот противоречило твердо усвоенной традиции (или черте психического склада) только частного (семейного) владения скотом. Вместе с тем формы ведения скотоводческого хозяйства исстари были коллективными, что соответствует и сегодняшни представлениям сельских жителей об этой форме труда наиболее рациональной его организации. Поэтому формировалась и коллективистская экономическая психология этноса.

Переход туркменских племен к оседлости (начавшись в ХУ в) явился длительным этапом, растянулся на столетия и завершился только в советское время .

Занятие земледелием осуществлялось общинным способом, экономическим базисом являлись вода и земля. Вопросами ирригации, организации земледельческого хозяйства всегда занималась община, поскольку проведение каналов, устройство плотин,запруд и т.д. было не под силу одной семье. Общинная форма владения землей и водой, коллективное ведение хозяйственно-земледельческих работ сформировали общинную психологию у сельского труяе-

I. Майков Г. 5. Образ жизни туркмен в XIX - начале XX века //.

Вопросы истории. - 1933. - Я 12. - С.84.

ника, основными чертами которого являются стремление к коллективному труду и владению собственностью, а также твердое убеждение в возможности удовлетворения личных интересов только в коллективе и с помощью коллектива.

Отмечается, что в силу различных внешних обстоятельств и в зависимости от конкретной природно-географическоЯ среда, в которой они оказывались, туркмены умели быстро приспосабливаться к ней, за короткий срок меняли род занятий или умело сочетали многие их виды*. Это сформировало в характере народа наряду с такими качествами, как умение совмещать одновременно разные виды занятий, неторопливость в работе и в принятии хозяйственных решений и совершенно иные, такие как быстрота и решительность действий при возникновении внешней опасности или стихийных бедствий, непримиримость и готовность к самопожертвованию в борьбе и др.

Таким образом, ко времени завоевания Туркменистана Россией тип хозяйства туркмен являлся комплексным, скотоводческо-земле-дельческим, причем у большей части населения скотоводство было основным, ведущим занятием. Общинная хозяйственная деятельность одновременно сопровождалась постоянной готовностью членов общины к отпору внешних врагов. Эти исторические реальности, сопровождавшие наиболее длительное время жизни народа, сформировали основные доминанты национального характера туркмен.

далее в разделе описываются существенные изменения, происшедшие в образе жизни туркменского народа в связи с завоеванием ее царской Россией, которые повлияли на дальнейшее формирование национального характера. Отпала необходимость в сохранении военно-оборонительной функции общины и ее членов. В связи с расширением оросительных систем и водных сооружений силами новой власти, создалась возможность массового оседания племен и племенных групп и повышения роли земледелия в их жизни.

развитие в эти годы товарно-денежных отношений и проникновение элементов частной собственности в хозяйственную жизнь

I. Дхикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. - Ашхабад, 1983. - С.15.

и семено-бытовой уклад усилили разделение больших семей на малые1. Возникла новая, либеральная тенденция в развитии форм собственности. Сущность ее состояла в постепенном 'переходе от-общинной формы владения и пользования собственностью к частнособственнической, называемой мюльк. Это стимулировало процесс формирования индивидуалистической психологии, которая-начала вступать в противоречие с психологией коллективистской.

Короткий исторический период существования Туркменистана (как Закаспийская область) в составе царской России положил начало имущественной дифференциации среди туркмен-. В этом процессе руководители общин, через которых осуществлялась власть Российской штерт, оказывались 'в наиболее благоприятных условиях, чем ее рядовые члены.

Революционный переход к этапу социалистического строительства с присущими ей экономическими отношениями и государственной формой владения собственностью,' отменой и ликвидацией традиционных форм, видов и способов экономических отношений и хозяйственной деятельности не обошелся без психологического противостояния новым порядкам. Стремление новых властей к установлению централизованного государственного управления и ликвидации общинных отношений встретило противодействие со стороны части туркменских племен. С началом процесса коллективизации в Туркменистане проявилось острое противоречие между традиционными представлениями о частной и коллективной собственности, сформировавшимися у населения'(особенно у скотоводческой части) и практическими (нередко насильственными) мерами по передаче личного скота и привлечению лкщей в колхозы. Это стало одной из главных причин появления, так называемого, движения басмачества2.

Автор отмечает, что отрешение коллективизировать скот, во все века являвшегося только семейной (частной) собственностью как у скотоводов, так и у земледельцев,стало причиной

1. Язлыев Ч. Водоземельная община у туркмен. - Ашхабах, 1989. -С.23.

2. См.: Папоров Ю. Белое солнце пустыни // Юность. - 1990. -й I. - С.80-85.

жесточайшего сопротивления части парода*. Реформы, затронувшие основа собственности, вступив в противоречие с глубоко укоренившимися традиционными представлениями туркмен, вызвали из тайников коллективного бессознательного давно изжитое и неведомое тому поколению свойство общины, к немедленному объединению в племена, и организаций вооруженного сопротивления. 1ивот-новодство в системе колхозного производства, так и недостигло своего досоветского уровня развития, являясь и ныне само" отсталой и убыточной отраслью сельскохозяйственного производства, не обеспечивающего даже минимально необходимого уровня потребления мяса в республике.

Установившаяся тоталитарная административно-командная система государственного управления сформировала единый народнохозяйственный комплекс и однообразные формы экономических отношений, не оставляя возможности привязки производства и типа хозяйственных отношений к местным - региональным и национальным особенностями населения. Был отброшен опыт сельской общины в деле коллективизации сельского хозяйства, что привело к применению мер принудительного характера. Изменение экономического базиса способствовало непривычно резкому изменению образа жизни туркмен. Установление государственности и централизованно:! власти в Туркменистане несомненно способствовало, как подтверждают и результаты опроса, экономическому и социальному развитию народа. Однако начавшийся в конце 70-х годов экономический кризис, охвативший бывший .СССР, не обошел и эту республику. Вследствие однообразности экономической жизни, причины кризиса экономики в Туркменистане, как. и в других республиках, были однотипными. .Общность форм экономической зизни обусловила общую экономическую психологию и сознание. Основу экономического кризиса составило отчуждение людей от собственности, труда, власти. Ivb конечном счете, ото определило самоотчуздение человека, которое проявилось в апатии, безразличии, отсутствии интереса к развитию лачных способностей, к реализации своей творческой сущности. ... ,

I. См.: Гадельшн Г.-i. Путь туркменских кочевников к социализму. - Ашхабад, 198'?. -

- 24 -

Одним из главных источников отчуждения явилось огосударствление производства и распределения. Будучи недиалектичным, административным отрицанием различных форм собственности, оно породило форму ее нового отрицания - превратило собственность в ничейную в экономическом смысле этого слова. Государство монополизировало право "на владение собственностью, что обусловило монополизацию функций присвоения и распределения нацио-^ нального дохода, повлекло тотальную централизацию управления. Управление осуществлялось от имени трудящихся, но на самом , - деле оказалось неспособным уловить, органически соединить и реализовать всю гамму общенародных, групповых, коллективных и личных экономических интересов. .

. По данным социологического опроса проведенного автором только 5/о колхозников относятся к собственности колхоза как. к своей. Отсутствие чувства хозяина в своем колхозе является одним из основных причин, мешающих сельским труженикам работать эффективнее. • ' „

Психология иждивенчества, поровденная государственным социализмом, охватила и часть населения Туркменистана.

Находясь в прямой зависимости от государства, не обладая экономической свободой, люди выступали в роли постоянного просителя у последнего, что неизбежно породило у просителя иждивенческую. психологию, соответствующее.поведение и образ жизни.,

Отсутствие механизмов, утверждающих не на словах, а фактически, на'практике, сопричастность каждого члена колхоза к собственности коллективцого хозяйства и многие другие факторы оказали отрицательное воздействие на сложившийся веками коллективный тип мышления. £Место сопричастности; чувства хозяина это породило отчуждение, гипертрофированную экономическую психологию, разрушение этнического в характере народа. В работе утверадаетоя, что следствием в'.основном этих причин явились, негативные процессы в.экономике, остро обнажившиеся особенно на рубеже ТО-х и30-»х годов. В эти годы из ла-бесхозяйствен 1 ности были засален^ и выведены из севооборота^десятки тысяч гектаров плодородной земли, распространились очковтирательство и приписки в хлопководстве и в других сферах производства?

ч, 25 -

Безответственность и халатность при хранении, транспортировке и переработке приносили огромные убытки и потери сельскохозяйственной продукции.

Внедрение новых форм экономических отношений, т§ких, как семейный подряд и аренда, способствовало резкому увеличению числа сторонников колхозного строя и заметно повлияло на рост темпов развития сельского хозяйства за последние 4 года.

В диссертации приводятся результаты социологических исследований, которые подтверждают, что сочетание интересов личности с интересами коллектива, характерное для туркменской сельской общины и сегодня является доминирующей в экономической психологии туркменского народа. Наиболее приемлемыми формами владения собственностью в республике отмечается сочетание коллективной и частной собственностей.

Завершается раздел выводом диссертанта о том, что в экономической психологии туркменского народа сформировалось представление о возможности решения личных экономических интересов только коллективным способом, т.е. через коллектив, а это указывает на оптимальный путь развития национальной экономии в форме либерал-коллективизма.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы общие выводы.

XXX

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следущие материалы:

1. Традиции туркменского народа и экономический прогресс // Коммунист Туркменистана. - 1991. - В 9. - 0, 5 п.л. (на туркмен, яз.).

2. Традиции и экономический прогресс // Актуальные проблемы социопсихологии в управленческой деятельности. - И.: РАУ, 1991. - 0,5 п.л.