автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах
- Автор научной работы
- Смирнова, Оксана Евгеньевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Кострома
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Автореферат диссертации по теме "Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах"
На правах рукописи
СМИРНОВА ОКСАНА ЕВГЕНЬЕВНА
МЕХАНИЗМЫ ФАСИЛИТИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ
Специальность 19.00.05 — социальная психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Кострома 2006
Работа выполнена на кафедре общей психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор
Кашапов Мергаляс Мергалимович
кандидат психологических наук, профессор
Кирпичник Анатолий Григорьевич
Ведущая организация :
Ивановский государственный университет
Защита состоится 29 декабря 2006 г. в 3 часов на заседании диссертационного совета К 212.094.03 в ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова» по адресу: 156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, д. 16 а, корпус В, ауд. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
Автореферат разослан 28 ноября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент
оА^/
Т. И. Миронова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
В настоящее время в социально-психологической науке и практике наблюдается значительное повышение интереса к изучению процессов межгруппового взаимодействия, где особое место занимает сфера исследования динамики развития, направленности неформальной молодежной группы. Однако, анализ научной литературы показал существование незначительного количества работ, посвященных исследованию социальной фасилитации и фасилитирующих воздействий [ Е. Г. Врублевская, Д. А. Леонтьев, Д. Майерс, Я. Л. Морено, К. Роджерс]. Указанные книги непосредственно посвящены изучению фасилитирующих воздействий отдельных малых социальных групп, в том числе музыкальных объединений, являющемуся в области социальной психологии в значительной степени инновационной тематикой.
Актуальность представленной работы обусловлена недостаточным изучением проблематики социально-психологических процессов музыкального восприятия [В. М. Авдеев, А. Л. Готсдинер, И. А. Логанова, В. В. Медушевский, В. И. Петрушин, В. Е. Семенов]. В связи с этим особый интерес представляют музыкальные самодеятельные объединения молодежи. Как отмечают И. Ю. Борисов и Л. А. Радзиховский, самодеятельность основана на внутренних побуждениях группы, при этом вектор социальной направленности может быть различным: от безусловно совпадающего с направлением развития общества до диаметрально противоположного — деструктивного направления.
Социально-психологические особенности проявления неформальных молодежных групп также представляют собой относительно малоизученный феномен. Теоретико-эмпирический анализ данной проблематики представлен в работах И. П. Башкатова, И. Ю. Борисова, А. И. Запесоцкого, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, Д. В. Ольшанского, Л. А. Радзиховского,
A. П. Файна, Д. И. Фельдштейна, А. С; Чернышева, Л. В. Шабанова и других. В данных исследованиях [А.Л.Журавлев, Л.И. Уманский, И. П. Башкатов, И. Ю. Борисов, А. И. Запесоцкий, В. Т. Лисовский, И. А. Невский, Д. В. Ольшанский, Л. А. Радзиховский, А. П. Файн, Д. И. Фельдштейн, А. С. Чернышев, Л. В. Шабанов] показаны особенности групповой сплоченности, групповых ценностей, норм, социальных установок, раскрывающих психологическую специфику неформальных молодежных групп.
Процессы взаимодействия, в том числе и в контексте групповой направленности, рассматриваются в отдельных работах, посвященных социальной интеракции отдельных членов группы, а также группы в целом [А.Л.Журавлев, А. Г. Асмолов, Г. Блумер., Н. А. Галкина, А. А. Малышев,
B. С. Мерлин, А. В. Петровский, С. Е. Поддубный, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Сидоренко, Ю. Ю. Устинова].
В данной работе акцентируется внимание на комплексном изучении проблемы фасилитирующего воздействия на групповые процессы и их динамику на примере неформальных молодежных групп. Исследование направлено на выявление, анализ особенностей социально-психологических групповых процессов, а также возможностей изменения специфики групповой направленности неформальной молодежной группы в результате влияния музыкальных объединений.
Объект исследования: фасилитирующие явления в системе музыкальных объединений и неформальных молодежных групп музыкальной и немузыкальной направленности.
Предмет исследования: особенности воздействия механизмов социальной фасилитации музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах музыкальной и немузыкальной направленности.
Цель исследования: изучение механизмов фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах.
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
- Систематизировать теоретико-эмпирические работы по исследуемой проблематике.
- Определить механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на неформальные молодежные группы.
- Провести сравнительный анализ специфики направленности музыкальных объединений и неформальных молодежных групп.
- Исследовать особенности групповых ценностей музыкальных объединений и неформальных молодежных групп.
- Изучить процессы взаимодействия неформальной молодежной группы немузыкальной направленности под влиянием фасилитирующих воздействий музыкального объединения.
- Исследовать динамику групповых процессов в неформальных молодежных группах немузыкальной направленности в результате фасилитирующих воздействий музыкальных объединений.
Гипотеза исследования
Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений обуславливают эффективность динамических процессов в неформальных молодежных группах.
Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
- музыкальные объединения обладают потенциалом фасилитирующего воздействия на неформальные молодежные группы музыкальной направленности;
- фасилитирующими механизмами являются опосредованно-деятельностная интеракция и перцептивно-оценочная интеракция музыкальных объединений и неформальных молодежных групп;
- социально-психологические компоненты музыкальных объединений (групповая сплоченность, групповые ценности, групповая направленность, психологический климат, а также общий уровень развития группы) оказывают фасилитирующие воздействия на неформальные молодежные группы;
- ориентация на внутригрупповое взаимодействие в большей степени выражена в неформальных молодежных группах музыкальной направленности по сравнению с неформальными молодежными группами немузыкальной направленности;
- групповые ценности музыкальных объединений оказывают фасилитирующее воздействие на выбор групповых ценностей в неформальных молодежных группах музыкальной направленности;
- воздействие музыкальных объединений на неформальные молодежные группы немузыкальной направленности способствует развитию позитивной динамики внутригрупповых процессов и общего уровня развития соответствующей группы.
В качестве методов нами были использованы наблюдение; письменный и устный опрос в формате психологического тестирования (в том числе и с позиции экспертной оценки), анкетирования, интервьюирования; а также эксперимент; контент-анализ; методы математической статистики (критерий Краскала-Уолисса, Т-критерий Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, корреляционный и регрессионный анализ). Объемные математические расчеты производились с помощью статистического пакета Statistika 6.0
Методологические и теоретические основы исследования составили:
- теоретические концепции социальной фасилитации (C.B. Врублевская, Д. А. Леонтьев, Д. Майерс, К. Роджерс);
- изучение психологических особенностей музыкального воздействия и музыкального восприятия (Л. Д. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, Г. В. Иванченко, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, В. М. Теплов);
- основные теоретические концепции социально-психологических феноменов личности и малой группы (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А. Л. Журавлев,
A.И.Донцов, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, Н. П. Фетискин);
- исследования социально-психологических особенностей неформальных молодежных групп (И. П. Башкатов, И. Ю. Борисов, А. И. Запесоцкий,
B. Т. Лисовский, И. А. Невский, Д. В. Ольшанский, Л. А. Радзиховский, A.A. Реан, А. П. Файн, Д. И. Фельдштейн, А. С. Чернышев, Л. В. Шабанов);
- научные работы, посвященные проблемам взаимодействия в малой контактной группе, исследованиям групповой направленности, вопросам социально-личностной проблематики (А. Г. Асмолов, Г. Блумер, Н. А. Галкина, А. А. Малышев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский,
C. Е. Поддубный, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Сидоренко, Ю. Ю. Устинова).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
- Выявлены опосредованно-деятельностный и перцептивно-оценочный механизмы фасилитирующих воздействий на динамические процессы в неформальных молодежных группах.
- Определена специфика межгруппового взаимодействия музыкальных объединений и неформальных молодежных групп.
- Выявлены социально-психологические компоненты, выступающие в качестве факторов фасилитации.
- Обосновано воздействие механизмов фасилитации музыкальных объединений на неформальные молодежные группы.
- Определены особенности групповых процессов неформальных молодежных групп музыкальной направленности в результате фасилитирующего воздействия музыкальных объединений.
- Обнаружены условия динамики групповых процессов в неформальных молодежных группах немузыкальной направленности под фасилитирующим воздействием музыкальных объединений.
Практическая значимость
- Разработана программа социально-психологического сопровождения, способствующая повышению уровня общего группового развития, групповой сплоченности, улучшению психологического климата, направленности на взаимодействие, коррекции самооценки в неформальных молодежных группах.
- Созданы и внедрены в воспитательную деятельность в средних специальных учебных заведениях интерактивные технологии с целью повышения конструктивного взаимодействия в неформальных молодежных группах немузыкальной направленности.
- Материалы проведенного исследования использованы в разработке программы музыкально-воспитательной работы со студентами ССУЗов.
Эмпирическую базу исследования составили материалы исследования 474 человек в возрасте от 15-ти лет до 20-ти лет. Испытуемые являлись студентами 1-4 курсов областного училища искусств г. Буя Костромской области, из которых 102 человека — студенты музыкального отделения, 104 человека — студенты художественно-прикладного отделения. В качестве испытуемых выступили также студенты Буйского сельскохозяйственного техникума (отделения: юриспруденция -126 чел.; бух. учет, анализ и аудит — 142 чел.).
В качестве испытуемых-экспертов (восемь человек) были привлечены заведующие по учебно-воспитательной работе областного училища искусств г. Буя и Буйского сельскохозяйственного техникума с опытом работы в своей должности в данных учебных заведениях от 5 до 12 —ти лет, а также методисты, педагоги-организаторы Центра молодежи г. Буя (шесть человек) с опытом работы от 3 до 8 лет.
Исследование проводилось в период с 2002-го по 2006 год в три этапа:
В 2002-2003 г. определялись основные подходы к разработке концепции исследования. Изучался и накапливался теоретический материал, разрабатывалась программа и методический инструментарий исследования;
В 2003-2005 г. было проведено пилотажное и основное исследование, осуществлялась статистическая обработка данных с помощью компьютерной программы Б1а1лз11ка 6.0 с последующей психологической интерпретацией;
В 2005-2006 г. был проведен анализ результатов исследования, определивший механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах; разработана программа социально-психологического сопровождения фасилитирующего воздействия неформальных молодежных групп.
Экспериментальной базой исследования являлись:
Буйское областное училище искусств Костромской области; Буйский сельскохозяйственный техникум; Центр молодежи г. Буя — учреждение отдела по делам культуры и молодежи г. Буя; отдел культуры Администрации Буйского района Костромской области.
Основные положения, выносимые на защиту
- Составляющими компонентами механизмов фасилитирующего воздействия являются опосредованно-деятельностная интеракция и перцептивно-оценочная интеракция.
- Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений оказывают интерактивное влияние на динамические процессы в неформальных молодежных группах.
- Музыкальные объединения обладают потенциалом фасилитирующего воздействия на неформальные молодежные группы.
- Развитие комплекса динамических процессов в неформальных группах музыкальной направленности значительно выше по сравнению с обычными неформальными группами сверстников.
- Доминирование интерактивной направленности в музыкальных объединениях соответствует высокому уровню выраженности процессов взаимодействия в неформальных молодежных группах музыкальной направленности.
- Групповые ценности музыкальных объединений оказывают фасилитирующее воздействие на выбор групповых ценностей в неформальных молодежных группах музыкальной направленности.
- Воздействие музыкальных объединений на неформальные молодежные группы немузыкальной направленности способствует повышению уровня развития динамических процессов соответствующей группы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением системно-структурного подхода, подбора методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных, а также
использованием обоснованных и корректных методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы и результаты исследования были представлены на научно-практическом семинаре для работников образования «Проблемы повышения качества подготовки учителя к инновационной деятельности» (Кострома-Москва 2001); международном психологическом конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты») (Москва-Кострома 2003); межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе» (Москва — Кострома 2004); международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (Москва-Кострома 2004); международном симпозиуме «Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке» (Москва-Кострома 2005); международном симпозиуме «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями» (Москва-Кострома 2006). Результаты исследования внедрены в деятельность Центра молодежи г. Буя, отдела культуры Администрации Буйского района Костромской области.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 34 приложений. Общий объем диссертации 287 страниц. Диссертация содержит 24 таблицы и 26 рисунков. Список литературы включает в себя 202 наименования, из которых 15 на иностранном языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость полученных результатов, формулируются гипотезы и основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретико-эмпирический анализ разработки проблемы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах» посвящена анализу трудов по теме работы и включает в себя три параграфа. В основе данного анализа лежат такие направления, как исследование проблемы фасилитирующих воздействий, в том числе и музыкальных объединений, на подростково-юношескую аудиторию, изучение социально-психологической феноменологии неформальных молодежных групп, в том числе исследование процессов взаимодействия в неформальных молодежных группах.
В первом параграфе «Характеристика проблемы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на подростково-юношескую
аудиторию» наше внимание было сосредоточено на анализе литературы по проблеме социальной фасилитации, изучении фасилитирующих воздействий музыкальных объединений и социально-психологическом влиянии музыки на подростково-юношескую среду.
При анализе проблемы социальной фасилитации, нами установлено, что данный термин (от «facilitate» - помогать) используется в двух основных значениях. В первом значении, фасилитация - «усиление доминантных реакций в присутствии других», во втором — «тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других». В практической психологии в сфере тренинговой деятельности также широко используется данное понятие в значении особой позиции, занимаемой ведущим, который отказывается от роли эксперта в пользу роли помощника. При этом задача тренеров заключается в том, чтобы поддерживать («фасилитировать») процесс формирования нового опыта (Д. А. Леонтьев, Я. JI. Морено, К.Роджерс, Р. Чалдини).
Процесс фасилитации рассматривается в работах Ф. Зимбардо, М. Ляйпе в значении организации, активизации, направления плодотворной дискуссии в группе. Роль фасилитатора в дискуссии заключается в том, что он поддерживает конструктивность, искреннюю заинтересованность в разнообразных точках зрения, мнениях ее участников. В качестве стилей фасилитации выступает стимулирование мыслительного группового процесса, юмор, мозговой штурм, постановка вопроса, решение общей задачи. Проблема фасилитирующих воздействий в общении в ряде работ раскрыта и с позиции саморазвития личности. Так, Е. В. Врублевская отмечает, что в социально-психологическом аспекте динамика совершающихся социально-культурных изменений в обществе характеризуется поворотом к человеку, его ценностям, потребностям, мотивам, особенностям его становления как зрелого социального индивида. В работах автора использован термин «актуализирующая фасилитация», определяемый как «целенаправленное, многоаспектное самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-пракгического самообогащения и саморазвертывания». Таким образом, взаимосвязь сущностных характеристик актуализирующей фасилитации с процессами саморазвития личности обнаруживается через взаимосвязь с другими процессами и феноменами личностного становления. Оказывая влияние через особенности общения и поведения, фасилитатор вызывает желание самопреобразования, самоизменения, т.е. сознательной саморегуляции поведения и деятельности субъекта. В нашей работе мы также придерживаемся данного определения.
Изучение фасилитирующих воздействий со стороны музыкальных объединений непосредственно затрагивает проблему социально-психологического влияния музыки. Вопросы социально-психологического восприятия музыки проанализированы в работах В. М. Авдеевой, И. А. Ло-гановой, В. В. Медушевского, посвященных проблемам музыкальной культуры и музыкального вкуса. Данные исследования отличаются
комплексностью в рассмотрении феноменов музыкального восприятия. Также авторы учитывают исполнительские факторы, стиль, форму, жанр произведения, а также традиции времени, опыт слушателя.
Весьма интересной в контексте социального значения музыки как вида искусства выступает концепция В. Е. Семенова, в основе которой система художественной коммуникации представлена в виде комплекса взаимодействий художника и аудитории, выступающих в качестве систем. Исходя из проблематики социально-психологической науки, В. Е. Семенов делает вывод о том, что предметом социально-психологических исследований в области музыкального искусства являются прежде всего общение, взаимоотношения и взаимовлияния, групповая деятельность, а также их субъекты как личности в процессах создания, оценивания, распространения, восприятия и воздействия произведений искусства в определенных условиях. При этом в художественном произведении выражается личность (ценности, опыт), социальное окружение (прежде всего референтные группы) художника, а содержание, интенции произведения в свою очередь опосредуются личностью (ценностями, опытом) и окружением (референтными группами).
По мнению И. А. Логановой, для юношеской среды очень важна компетентность в вопросах современной музыки. Хорошее знание популярных групп, певцов и их репертуара, обладание новыми записями и тому подобное становится одним из средств завоевания престижа у сверстников. Исследователь отмечает, что с учетом высокой степени конформности юношеских групп, данная тенденция способствует нивелированию художественного вкуса.
Согласно работам И. Ю. Борисова, Л. Л. Бочкарева и других, музыка выступает в качестве объединяющего фактора молодежи в самодеятельные объединения. В качестве основных причин и условий существования самодеятельных, в том числе и музыкальных молодежных объединений, исследователи рассматривают особенности активного психического развития личности в подростковом и юношеском возрастах; стремление к признанию их роли и значения в обществе; появление возможности утверждения новой социальной позиции; попытку творческого самовыражения, творческой самореализации посредством музыки; ориентацию на общую молодежную субкультуру.
По результатам исследования О. Д. Волчек, И. П. Салтанович, восприятие различных музыкальных стилей среди молодежи возможно классифицировать, исходя из рассмотрения популярной, авторской, джазовой, классической и бит музыки. Как полагают И. Ю. Борисов и Л. А. Рад-зиховский, анализ молодежной музыкальной субкультуры предполагает, что музыка обогащает духовный мир молодого человека, насыщает его новыми впечатлениями, эмоциями, повышает его культуру в целом.
Самодеятельные молодежные объединения, включающие и неформальные объединения, характеризуются широким спектром деятельности молодежи. По мнению авторов, самодеятельность основана на внутренних побуждениях
личности или группы, где вектор социальной направленности может быть различным: от безусловно совпадающего с направлением развития общества до диаметрально противоположного.
Во втором параграфе «Анализ подходов к исследованию социально-психологической феноменологии динамических процессов в неформальных молодежных группах» рассматриваются социально-психологические феномены неформальных молодежных групп, в том числе и неформальных групп музыкальной направленности.
Теоретико-эмпирический анализ данной проблематики представлен в работах И. П. Башкатова, И. Ю. Борисова, А. И. Запесоцкого, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, Д. В. Ольшанского, А. П. Файна, Д. И. Фельд-штейна, А. С. Чернышева, Л. В. Шабанова и других. По мнению исследователей (В. С. Агеева, Г. В. Акопова, А. А. Бодалева, М. Ю. Кондратьева, О. В Хулаевой), в подростково-юношеской среде наблюдаются противоречивые возрастные и социальные характеристики, предопределенные, с одной стороны, стремлением к активному общению, взаимодействию, объединению в социальные группы, групповой сплоченности, с другой — поиском своей индивидуальности, активным формированием индивидуальной «Я-концепции», что может сопровождаться протестным поведением.
Неразрывно связанной с проблемами социального становления молодежи выступает понятие «молодёжная субкультура» - система норм и ценностей, отличающих молодежь как группу от большинства обществ на основании общности стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Как отмечают М. И. Рожков с соавт., определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Согласно исследованиям В. Т. Лисовского и Д. В. Ольшанского, при рассмотрении проблемы молодежной субкультуры в условиях малого города, последний не создает условий для социальной мобильности, как горизонтальной (нет выбора для молодежи в проведении свободного времени), так и вертикальной (свободного перехода из одного социального слоя в другой), а также данная социальная среда не предоставляет возможность выбора кругов и групп общения. Молодой человек не может одновременно являться членом многих групп или проводить определенное время вне групп, среди неизвестных ему людей.
М. А. Ковальчук, А. М. Ходырев подчеркивают, что главной функцией любого объединения (самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа) является стремление к самореализации. В качестве наиболее значимых социально-психологических явлений неформальной молодежной группы И. П. Башкатов, Е. Л. Омельченко, Л. А. Радзиховский и другие выделяют социальную нормативность, конформизм, референтность и групповые ценности. Особенностью неформальных молодежных групп является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к
определенной цели или идее. Другая особенность данных групп -соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Данное обстоятельство приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны и состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. О. И. Карпухин указывает на существование в настоящее время ряда молодёжных общественных объединений как позитивной, так и антисоциальной направленности.
Отдельно нами рассмотрены социально-психологические проблемы неформальных музыкальных молодёжных объединений. Так, ряд исследователей (Л. А. Радзиховский, Д. И. Фельдштейн) отмечает наличие преимущественно «разрушительных мотивов» в «молодёжной» музыке. В исследованиях выявлена тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. Главная цель подобных молодёжных организаций — прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Авторы отмечают, что среди «музыкальных» неформальных групп наиболее известны такие группы молодых людей как «Металлисты», «Рэперы», «Брейкеры», «Битломаны», «Любители авторской песни».
В третьем параграфе «Теоретико-эмпирические предпосылки исследования проблемы интерактивной направленности в неформальных молодежных группах» рассматриваются проблемы взаимосвязи группы и личности, проблемы интерактивной направленности неформальных молодежных групп.
В современных исследованиях отечественной социальной психологии активно разрабатываются проблемы взаимосвязи психологии группы и личности. В итоге изучен и раскрыт целый ряд важных психологических феноменов, относящихся к формированию личности в рамках динамики групповых процессов, рассмотренных в работах А. И. Донцова, А. Л. Журавлёва, Я. Л. Коломинского, А. В. Петровского, А. С. Чернышева др. Так А. В. Петровским поставлена проблема о «внедрении» группы в личность и «внедрении» личности в группу, как ведущих направлениях оптимального взаимодействия личности и группы. В работах А. С. Чернышева сделан акцент на ведущую роль параметра направленности активности группы, форму и содержание совместной деятельности в ней и, соответственно, влияние направленности групповой активности на направленность личности. В этой связи представляется целесообразным рассматривать влияние на личность не только группы в целом, но и детерминации личностного развития участников группы со стороны отдельных системных свойств группы.
В отечественной и зарубежной социальной психологии существуют различные подходы к интерактивной тематике. Однако, анализ теоретико-эмпирических предпосылок изучения процессов взаимодействия направленности неформальной молодежной группы показал наличие
недостаточной разработанности проблемы групповой направленности. Так, комплексное изучение влияния направленности групповой активности на личностное развитие членов группы как субъектов совместной деятельности представлено в работах Н. В. Беляковой, Н. А. Галкиной, А. С.Чернышева, Ю. А. Лунёва, Ю. Л. Лобкова, С. В. Сарычева. Основными составляющими исследований в данных работах выступили особенности взаимодействия личности и группы в различных видах совместной деятельности, ведущие тенденции развития личности в группах с различными типами направленности.
Неразрывно связанным с проблемой групповой направленности является вопрос о направленности личности в группе. По мнению ряда исследователей (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев), направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные параметры поведения и деятельности, достижение относительно сложных жизненных целей, что отражает поведение в малой контактной группе.
Как отмечает Б. С. Братусь, оптимальное включение подростков и юношей в совместную деятельность позитивно влияет на личностное становление и развитие, что проявляется в расширении сфер общих интересов, обогащении мотивационных установок, ценностных ориентации и всей системы личностной направленности.
В работах Т. Шибутани проблема группового взаимодействия рассмотрена в рамках интеракционализма, согласно которому основной исследовательский интерес направлен на организацию поведения в группе. В рамках данного подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить вопрос о способах структурирования и управления ситуациями социального присутствия при помощи средств поведения (лингвистическая модель; модель социального навыка; программная; равновесная модели).
В отечественной социальной психологии проблема группового взаимодействия наиболее полно и ярко представлена в контексте исследования процесса общения как многофункционального комплексного феномена. В качестве одной из сторон общения определение интеракции заключается в организации взаимодействия между людьми, при необходимости согласования действий, влияния на поведение, распределение функций, что наиболее близко настоящему исследованию. При этом теоретико-эмпирический анализ литературы показал значительное количество материала по проблеме направленности личности, группового взаимодействия, но вместе с тем выявил неразработанность проблемы групповой направленности (Г. М. Андреева, Е. В. Андриенко, А. А. Брудный, О. В.Камалова, Е. В Конева).
Как отмечает В. Н. Куницына с соавт., одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов. Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это
взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, потребностями, психическими переживаниями.
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Исследователи (Ю. А. Лунев, С. Мадди) выделяют одно- и двустороннюю интеракцию, которая может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности, так и только какую-либо одну специфическую форму или «сектор» деятельности, которая воспринимается как соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих жизненный процесс. Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости жизнедеятельности от взаимоотношений.
Вторая глава «Исследование фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах» направлена на комплексный сравнительный анализ возможности фасилитирующих воздействий музыкальных групп на социально-психологические компоненты неформальных молодежных группах и включает в себя четыре параграфа.
В первом параграфе представлена характеристика этапов и методического обеспечения проведенного исследования. Каждому из этапов предшествовала пилотажная апробация используемых методик.
Руководствуясь общей стратегией и логической последовательностью реализации исследования, в качестве основных методик выступили: «Диагностика групповой направленности» H. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина; «Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах» (методика A.C. Чернышова, C.B. Сарычева); «Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах» (методика A.C. Чернышова, C.B. Сарычева); «Диагностика социально-психологической характеристики малой группы» Н. П. Фетискина; «Индекс групповой сплоченности» Сишора; «Оценка микроклимата группы» В. М. Завьяловой в модификации Н. П. Фетискина; «Самооценка» Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации В. В. Новикова, Н. П. Фетискина «Кто я в этом мире».
Программа исследования включала в себя четыре основных этапа.
В ходе первого этапа нами выявлена предрасположенность студентов ССУЗов к увлечению тем или иным музыкальным направлением, выделены неформальные молодежные группы по четырем музыкальным направлениям (авторская песня, джазовая музыка, популярная и рок-музыка); определены и проанализированы особенности неформальных молодежных групп немузыкальной направленности (увлекающиеся компьютерными технологиями, спортом), а также групп, объединившихся на основании личностных симпатий для совместного времяпровождения; рассмотрены механизмы и факторы фасилитирующего воздействия со стороны различных музыкальных объединений (формальных молодежных групп, исполняющих музыку соответствующего направления). Также на данном этапе было
проведено исследование уровня группового развития среди восьми неформальных молодежных групп немузыкальной направленности.
Второй этап исследования был направлен на выявление и сравнительный анализ процессов взаимодействия в неформальных молодежных группах музыкальной направленности из числа студентов 2-х, 3-х курсов, обучающихся по специальностям «бух.учет, анализ и аудит», «юриспруденция» в Буйском сельскохозяйственном техникуме и специальностям музыкального и художественно-прикладного отделения областного училища искусств (г. Буй).
Третий этап исследования заключался в выявлении й анализе ценностных ориентаций членов музыкальных объединений, неформальных молодежных групп музыкальной и немузыкальной направленности.
Четвертый этап исследования был ориентирован на повышение направленности на взаимодействие, повышение уровня развития групповых процессов в результате фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на неформальные группы немузыкальной направленности в процессе реализации программы эксперимента.
На различных этапах исследования для математико-статистической обработки экспериментальных данных использовались следующие методы: критерий Краскала-Уолисса, Т-критерий Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, а также был применен корреляционный и регрессионный анализ.
Во втором параграфе анализируются результаты проведенного эмпирического исследования, позволяющие констатировать особенности механизмов и факторов фасилитирующего воздействия со стороны музыкальных объединений на студенческую аудиторию ССУЗов и отдельные неформальные молодежные группы немузыкальной направленности. Факторами социальной фасилитации являются социально-психологические компоненты группового развития музыкальных объединений.
Механизмами фасилитации выступает опосредованно-деятельностная интеракция и перцептивно-оценочная интеракция. Компонентами опосредованно-деятельностной интеракции являются совместное восприятие художественного образа, музыкально-художественная корректировка, а также моделирование имиджа музыкального объединения. Компоненты перцептивно-оценочной интеракции: интерактивный анализ текстов и музыкальных средств, оценка качества воплощения художественного образа, совместный просмотр и анализ музыкальных записей.
Влияние механизмов фасилитирующих воздействий представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Блок-схема механизмов фасилитирующих воздействий
На основании наблюдения, данных авторских анкетных методик, а также интервьюирования руководителей, членов музыкальных объединений и экспертов были проанализированы особенности музыкальных предпочтений, досуговых увлечений, особенностей взаимодействия и взаимоотношений среди студентов училища искусств и сельскохозяйственного техникума. Под влиянием пяти разноплановых музыкальных коллективов оказалось десять неформальных групп музыкальной направленности. Наряду с данными группами нами было обнаружено существование восьми неформальных молодежных групп немузыкальной направленности. Из них, пять неформальных групп, члены которых не увлечены каким-либо одним видом деятельности, а также две группы, члены которых сплоченны интересом к компьютерным технологиям и одна группа, члены которой увлекаются бодибилдингом.
Сравнительный анализ уровня группового развития, групповой сплоченности, психологического климата группы, произведенный на основании применения методик «Индекс групповой сплоченности» Сишора, «Диагностика социально-психологической характеристики малой группы» Н. П. Фетискина, а также «Оценка микроклимата группы» В. М. Завьяловой в модификации Н. П. Фетискина показал, что неформальные группы музыкальной направленности находятся на более высокой ступени развития, чем неформальные группы немузыкальной направленности. В частности, групповая сплоченность и психологический климат неформальных групп музыкальной направленности имеют достаточно высокий уровень и приближены к аналогичным характеристикам соответствующего музыкального объединения.
В третьем параграфе внимание было сконцентрировано на исследовании групповой направленности и, в частности, направленности на взаимодействие, в сравнительном анализе музыкальных объединений и неформальных молодежных групп.
По методике Н. Е. Щурковой в модификации Н.П. Фетискина при помощи критерия Краскала-Уоллеса были обнаружены значимые различия только по одной шкале - «ориентация на личные (эгоистические) интересы».Показатели эгоистической направленности выше в неформальных молодежных группах (при СЫ-Бциаге = 13,74568, = 4, р = ,0082 и Н (4, К= 31) = 14,96839 р =,0048). По шкале «направленность на взаимодействие» различий не выявлено, что подтверждает общность типа интерактивной направленности между членами различных музыкальных коллективов. С помощью методик экспертной оценки взаимодействия в малых группах А. С. Чернышева и С. В. Сарычева (в роли экспертов выступили методисты ССУЗов и Центра молодежи, привлекаемые нами на предыдущих этапах исследования), нами были обнаружены значимые различия по шкалам «иерархия и вариативность взаимодействия», «самостоятельность и инициативность во взаимодействии», выявленных только по критерию СЫ-Бциаге на уровне тенденции.
По шкале «включенность во взаимодействие» различий не зафиксировано, что также свидетельствует о тенденции к взаимодействию внутри музыкальных коллективов, подтверждаемой с помощью экспертов. Различия на более высоком уровне значимости по критерию Краскала-Уоллеса (методика «Экспертная диагностика интерактивной согласованности в малых группах» А. С. Чернышева и С. В. Сарычева) обнаружены только по шкале «наличие и качество плана». По остальным шкалам, отражающим способность членов группы к согласованным действиям и совместной деятельности, различий не оказалось.
Также были выявлены значимые различия между группами по шкале «Ориентация на личные (эгоистические) интересы» (показатели направленности выше у представителей музыкальных объединений при СЫ-Эяиаге = 14,07678, с1Г= 4, р = ,0071 и Н (4, Ы= 77) = 30,46167 р =,0000), а также шкале «Маргинальная ориентация» (показатели направленности выше у представителей неформальных групп при СЫ-Бциаге = 14,22490, = 4, р = ,0066 и Н (4, Ы= 77) = 20,58953 р =,0004).
Анализ направленности групп, не увлеченных совместной музыкальной деятельностью (неформальные группы, не объединенные явно выраженной совместной деятельностью), проведенный с помощью тех же методик и статистического метода (критерий Краскала-Уоллеса), напротив, показал наличие значимых различий по всем трем шкалам, а также по шкале «Ориентация на взаимодействие» при СЫ-Бциаге = 17,961782, с^ = 4, р = ,0730 и шкале «Маргинальная ориентация» при СЫ-Бциаге = 10,63620, с1Г = 4, р = ,0610. Сравнительный анализ направленности всех типов неформальных групп был проведен с помощью критерия Манна-Уитни. По
всем шкалам выявленные различия носят статистически значимый характер (таблица 1.)
Таблица 1.
Сравнительный анализ направленности среди членов неформальных групп музыкальной (Группа 1) и немузыкальной (Группа 2) направленности по критерию Манна-Уитни. (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)
Критерий Манна-Уитни
Яапк Бит 11апк Бит УаН(1 N УаНс1 N
Группа 1 Группа 2 и р-1еуе1 Группа 1 Группа 2
Ориентация на личные интересы 3560 2995 557 0,000000 77 37
Ориентация на взаимодействие 5731 824 121 0,000005 77 37
Маргинальная ориентация 3366 3189 363 0,000000 77 37
Также нами был произведен корреляционный анализ по Спирмену между показателями групповой направленности музыкальных групп и соответствующих неформальных групп. В результате выявлены корреляционные связи среди направленности членов джазового коллектива, рок-группы «Армагеддон» (направленность на активность, взаимодействие) и неформальной группы (направленность на собственную личность); среди членов поп-группы «Цветы» (направленность по всем трем шкалам) и соответствующей группы (направленность на собственную личность); любителей бардовской песни (направленность на активность, взаимодействие).
В четвертом параграфе одним из факторов фасилитирующего воздействия со стороны музыкальных объединений на соответствующие неформальные группы музыкальной направленности выступили ценностные ориентации. Анализ ценностных ориентации также был проведен и в остальных неформальных молодежных группах.
По методике С.С.Бубновой также были протестированы члены и руководители музыкальных объединений. В ходе сравнительного анализа полученных данных обнаружилось наличие тенденции к сходству в выборе уровня значимости ценностей между всеми представленными музыкальными объединениями.
В качестве доминирующих были выбраны такие ценности как «любовь», «познание нового в мире, природе, человеке», «признание и уважение людей», «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «общение». Среди наименее значимых ценностей большинством
членов музыкальных групп были выбраны «приятное времяпровождение, отдых», «высокое материальное благосостояние», «высокий социальный статус и управление людьми».
Выявлено значительное сходство в ценностных ориентациях между неформальными группами музыкальной направленности. Интересным фактом является предпочтение молодыми людьми ценностей общения, социальной активности, любви, познания нового в мире, природе, человеке, при одновременном снижении значимости материального благополучия, стремления к высокому материальному статусу и управлению людьми. То есть прослеживается тенденция к выбору в пользу общечеловеческих, гуманистических жизненных принципов, что в определенной степени вступает в противоречие с данными теоретико-эмпирического анализа научной литературы по изучению ценностей в неформальных молодежных группах.
Явно выраженное сходство между ценностями музыкальных объединений и соответствующих неформальных групп свидетельствует о тенденции фасилитирующего влияния на процесс формирования ценностных ориентаций со стороны музыкальных объединений.
Анализ структуры ценностных ориентаций в неформальных группах немузыкальной направленности показал наличие выраженных различий в определении ценностей, по сравнению с ранее рассмотренным типом неформальных групп музыкальной направленности. Причем, внутри структуры ценностей между отдельными неформальными группами есть различия. Это относится к двум группам компьютерных фанатов, к одной группе увлекающихся бодибилдингом и пяти неформальным группам, не объединенных какой-либо деятельностью, по отношению к большинству представленных ценностей (рисунок 2).
Неформальные группы компьютерных фанатов( 2 группы)
Неформальная группа поклонников бодибилдинга (1 группа)
№1
Неформальные группы, необъединенных какой-либо деятельностью
( 5 групп)
(П
1,1,
1
[Ц
□ №1 ■ №2
□ №3
□ №4 ■ №5
I I
* I
о ? §
1 5 о
8 I &
а § Р
Рисунок 2. Выбор жизненных ценностей 8 неформальных групп немузыкальной направленности.
Сравнительный анализ полученных данных позволяет также сделать вывод о наличии противоположной тенденции в смещении ценностных установок неформальных групп немузыкальной направленности в сторону высокой оценки значимости отдыха, материального благополучия, стремления к высокому социальному статусу и низкой оценке значимости помощи другим людям, познания нового, стремления к социальной активности, что было нехарактерно для групп музыкальной направленности. Общими ценностями при этом выступают «любовь» и «общение».
Одинаковое отношение практически у членов всех групп (среднее значение) к такой ценности как здоровье.
По большинству из исследованных ценностей (22 ценности) по методике Ж.Нюттена, в результате использования критерия Краскала-Уоллеса нами не были обнаружены значимые различия. Значимые различия были выявлены только по пяти группам ценностей «служение обществу», в определении которых доминируют члены музыкального объединения бардов, а также «семья», «автономия», «избавление от дурных привычек», «аффилиация».
При сравнении результатов полифакторной оценки жизненных целей по критерию Краскала-Уоллеса среди неформальных групп музыкальной направленности также не зафиксировано наличия значимых различий по большинству ценностных групп. Тем не менее, в отличие от музыкальных групп, было выявлено наличие значимых различий по девяти из 22-х групп ценностей. Среди них «служение обществу», «счастье своих детей», «полноценная жизнь», «духовность и нравственность», «интеллект», «искусство», «автономия», «свободное время», «богатство и здоровье».
Также одной из важных задач для нас стало выявление корреляционных связей между ценностями членов музыкального объединения и ценностями соответствующей неформальной группы. Для этого нам потребовалось произвести вычисление коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Так, наибольшее количество корреляционных связей нами было выявлено между членами джаз-банды и соответствующей группы музыкальной направленности.
Восемь типов корреляционных связей выявлено между членами музыкальной группы «Цветы» и соответствующими неформальными группами. При этом наибольшее количество корреляций выявлено между ценностью музыкантов группы «полноценная жизнь» и такими ценностями членов неформальных групп как «фактор самоосуществления», «интеллект», «богатство, здоровье». Выявлено девять типов корреляционных связей между ценностями членов клуба авторской песни и неформальными группами музыкальной направленности. С ценностью групп музыкальной направленности «внешний успех» коррелируют такие ценности музыкантов, как «аффилиация» и «развлечение».
Пятнадцать типов корреляционных связей было обнаружено между ценностями музыкантов рок-группы «Слезы Сакуры» и ценностями в соответствующих неформальных группах. Причем, интересным фактом стало доминирование корреляции пяти ценностей музыкантов («семья», «автономия», «дружба», «богатство, здоровье», «фактор самоосуществления») и ценностей соответствующих неформальных групп («сила, независимость») над другими ценностями, представленными в методике.
Также вычисление ранговой корреляции по Спирмену выявило корреляционные связи между ценностями музыкальной рок-группы
«Армагеддон» — («семья», «автономия», «дружба», «понимание целей», «фактор самоосуществления», «богатство, здоровье», «аутизм») с ценностью соответствующей неформальной группы - «сила и независимость».
Третья глава «Социально-психологическое сопровождение фасилитирующей интерактивной деятельности музыкальных объединений» посвящена разработке и экспериментальной апробации программы повышения уровня группового развития, групповой сплоченности, улучшения психологического климата, направленности на взаимодействие, а также коррекции самооценки в неформальных молодежных группах немузыкальной направленности.
Результаты, полученные на всех предыдущих этапах выполнения данной работы, подвели нас к необходимости разработки и апробации программы, ориентированной на развитие интерактивных процессов, повышение уровня активности, общего развития неформальных молодежных групп немузыкальной направленности; увеличение уровня развития групповой сплоченности, повышение уровня благоприятного психологического климата и общего группового развития на фоне уменьшения выраженности эгоистической и маргинальной ориентации посредством проведения эксперимента. Участники программы (две экспериментальные и две контрольные группы) прошли все предыдущие этапы исследования и органично включились в экспериментальную программу, тем более, что она стала частью естественного процесса жизнедеятельности неформальных групп.
В основе диагностической части эксперимента остался методический инструментарий, тестовые методики по отслеживанию интерактивной направленности группы, которые были использованы на втором этапе в начале исследования (в том числе и методики экспертной оценки).
Участники экспериментальных групп вели дневники наблюдений, в которых они фиксировали динамику изменений направленности, процесс развития, выраженность активности их группы. Обработка полученных результатов проводилась с помощью метода контент-анализа, с применением непараметрического критерия Вилкоксона и вычисления критерия Краскала-Уоллеса.
Специфика выполнения экспериментальной программы заключалась в создании наиболее благоприятных условий для воздействия факторов, способствующих развитию динамических процессов в экспериментальных неформальных молодежных группах. Программу проходили члены двух неформальных молодежных групп немузыкальной направленности, не объединенных каким-либо видом деятельности, с изначально низким уровнем развития группы и процессов взаимодействия. Испытуемые контрольных групп (две неформальные группы, также не объединенные каким-либо видом деятельности) принимали участие в экспериментальной программе только на психодиагностическом этапе до и после реализации содержательной части эксперимента (рисунок 3).
Экспериментальная группа №1
Экспериментальная группа №2
На
взаимодействие, сотрудничество
Маргинальная Эгоистическая направленность направленность
Рисунок 3. «Дагностика направленности личности в группе»
Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина в экспериментальных
группах немузыкальной направленности до проведения эксперимента
Особенностью данного экспериментального исследования на первом этапе стало включение в естественную среду жизнедеятельности экспериментальных групп систематического влияния со стороны привлеченных нами музыкальных объединений различной жанровой направленности. Программа эксперимента также предполагала активное влияние на лидеров и членов данных групп посредством их привлечения для участия в различных мероприятиях на базе Центра молодежи, на которые в обязательном порядке приглашались ранее рассматриваемые формальные музыкальные группы.
Важное значение в эксперименте на всех этапах приобрели отдельные неформальные группы музыкальной направленности, в частности поклонники рок-групп «Слезы Сакуры» и «Армагеддон». Они выступали в роли связующего звена, активизаторов коммуникативных, деятельностных условий, а также способствовали фасилитирующему воздействию музыкальных объединений на неформальные молодежные группы.
В результате проведения эксперимента, уровень интерактивной направленности, а также уровень групповой сплоченности неформальных групп, не объединенных каким-либо видом деятельности, оказался выше (рисунок 4).
(%)
Экспериментальная группа №2
Экспериментальная группа №1
На Маргинальная Эгоистическая
взаимодействие, направленность направленность сотрудничество
Рисунок 4. «Диагностика направленности личности в группе» Н. Б. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина в экспериментальных группах немузыкальной направленности после проведения эксперимента (%)
Данные результаты нашли подтверждение при проведении сравнительного анализа показателей интерактивной направленности в контрольных группах. Психологический климат экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами стал более благоприятным. В отношении коррекции самооценки в экспериментальных группах произошли определенные изменения, проявляющиеся в уменьшении выраженности неадекватной завышенной самооценки.
Результаты эксперимента на втором этапе позволили осуществить разработку и экспериментальную апробацию музыкально-воспитательной программы для студенческой молодежи «Открой новый мир». В процессе реализации данной программы была поставлена задача привлечения как новых неформальных молодежных групп, так и прежних неформальных групп музыкальной направленности в качестве пропагандистов своего музыкального направления на волонтерских началах.
По итогам участия данных групп в экспериментальной программе были выявлены следующие показатели эффективности проведенного эксперимента: показатели группового развития и личностного роста.
В ходе эксперимента была выявлена тенденция к снижению выраженности направленности на собственные, эгоистические интересы, а также снижение маргинальной направленности (склонности к импульсивности, инфантилизму в поведении). Напротив, направленность на взаимодействие, сотрудничество стала более выраженной, что было обнаружено на уровне достоверного сдвига, согласно критерию Вилкоксона.
По результатам эксперимента при сравнительном анализе экспериментальных и контрольных групп было выявлено повышение уровня общего группового развития и тенденция к коррекции самооценки в неформальных молодежных группах немузыкальной направленности.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения фасилитирующих воздействий со стороны музыкальных объединений по отношению к процессу группового развития неформальных молодежных групп.
Выводы:
Социально-психологическую основу механизмов фасилитирующих воздействий составляют опоредованно-деятельностная интеракция и перцептивно-оценочная интеракция.
Опосредованно-деятельностный и перцептивно-оценочный механизмы фасилитирующих воздействий способствуют повышению эффективности интерактивного влияния формальных молодежных групп на динамические процессы в неформальных молодежных группах. Музыкальные объединения оказывают фасилитирующее воздействие на динамические процессы группообразования посредством формирования идентичности общего группового развития и уровня групповой сплоченности музыкальных коллективов и соответствующих неформальных молодежных групп.
Неформальные молодежные группы, не объединенные интерактивной деятельностью, отличаются средним и ниже среднего уровнями развития, что является основным отличием данных групп от неформальных групп музыкальной направленности. Направленность на взаимодействие отдельных музыкальных коллективов оказывает фасилитирующее влияние на интерактивную направленность в неформальных группах.
Групповые ценности музыкальных объединений оказывают фасилитирующее воздействие на выбор ценностных ориентаций неформальных молодежных групп музыкальной направленности. Фасилитирующее воздействие формальных музыкальных объединений обнаружилось в форме повышения общего уровня группового развития, активности, групповой сплоченности, улучшения психологического климата, позитивной самооценки в экспериментальных неформальных молодежных группах немузыкальной направленности. Реализация экспериментальной фасилитирующе-ориентированной программы фасилитирующего воздействия способствовала выявлению тенденции к повышению направленности на взаимодействие в экспериментальных неформальных молодежных группах (от 15% выраженности данной направленности до эксперимента до 24% выраженности после эксперимента) по сравнению с контрольными группами.
Основное содержание работы изложено в следующих публикациях:
1. Смирнова О. Е. Содержание и психологическая эффективность инновационных технологий на уроках музыки // Проблемы повышения качества подготовки учителя к инновационной деятельности: Материалы научно-практического семинара для работников образования. Изд. второе. — Кострома-Москва, 2001. - С. 49-54.
2. Смирнова О. Е. Музыкальная субкультура молодежи и ее ценностные предпочтения // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы международного психологического конгресса. Т.2. - Кострома, 2003.-С. 139-141.
3. Смирнова О. Е. Музыка как группообразующий фактор поведения молодежи // Тендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы международного симпозиума. В 2 т. - Т. 1. - Москва-Кострома, 2004. - С. 241-242.
4. Смирнова О. Е. Музыка как тендерный группообразующий фактор молодежи // Тендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке: Материалы международного симпозиума, Кострома, 27-28 октября 2005 г. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. - С. 334-335.
5. Смирнова O.E. Специфика фасилитирующих воздействий музыки и музыкальных объединений на детско-юношескую среду // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова / серия психологические науки «Акмеология образования». — № 1 . — 2005. — С. 8991. (Включен в перечень изданий ВАКа )
6. Смирнова O.E. Исследование фасилитирующего воздействия ценностных установок музыкальных коллективов на неформальные молодежные группы // Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями: Материалы международного симпозиума, Москва-Кострома, 27-28 октября 2006 г. — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. - С. 307-309.
7. Смирнова O.E. Исследование фасилитирующего воздействия музыкальных коллективов на интерактивную направленность неформальных молодежных групп // Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями: Материалы международного симпозиума, Москва-Кострома, 27-28 октября 2006 г. — Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. - С. 309-311.
8. Смирнова O.E. Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова / серия психологические науки «Акмеология образования». — № 1 . — 2006. — С. 271-272. (Включен в перечень изданий ВАКа )
Подписано в печать 28.11.2006. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. -1,0. Тираж 100 экз. Отпечатано: Салон оперативной полиграфии «GUT» г. Кострома, ул. Щемиловка, 15. тел.: (4942) 37-16- 41
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Смирнова, Оксана Евгеньевна, 2006 год
Введение
Содержание
1. Тсорсмпсо-эмпирпчсскнй анализ разрабопш проблемы фас1МН1ир)10щи\ ноздейемшй музыкальных объединений па днпампчеекпе процессы в неформальных молодежных
I руинах.
1.1. Харакюристка проблем!,i фасилшируютих нощейепшй музыкальных объединений на подрос ikOBO-ioiioniecKyio аудиюрию.
1.2. Анализ подходов к исследованию социально-психологической феноменоло1 ии динамических процессов в неформальных молодежных ip)inia\.
1.3. I еорешко-змпирические предпосылки исследования проблемы шперлкпшной направленност в неформальных молодежных финнах.
II. Исследование фасплишрунмцнх воздейеишй музыкальных объединений па динамические процессы и неформальных молодежных I р) пиа\.
2.1. Ортнишция и меюдичсское обеспечение змпирическою исследования.
2.2. Исследование особенностей фасили тирующих вощгйепшй м) шкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных фуппах.
2.3. Исследование ф)пповой направленносш мушкальных объединений и неформальных молодежных фупп.
2.4. Исследование ценносшых уекпювок му шкальных объединений и неформальных молодежных фупп.
III. Соцналыю-пспчоло! пческое сопровождение фаснлн1ир}ющсй нн icpaici ниноп дешелмшеш музыкальных обьединсний.
3.1. Специфика фаенлширующей программы иш срак шиной деяюльносш м) шкальных объединений.
3.2. Эффекппшосп» социально-нсихолог ическою фасилширующсч о сопровождения ишерлкжвной деяюльноаи м> шкальных объединении.
Введение диссертации по психологии, на тему "Механизмы фасилитирующих воздействий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных группах"
Актуальноеi ь исследованиянастящсе время в социально-исихологической науке п пракшкенаблюдаемся шачшелыюс повышение итерсса к изучению процессов межфупповою вшимодейепшя, где особое меею занимас1 сфера исследования динамики развижя, направленное in неформальной молодежной Iруины. Однако, анализ научной лшерагуры показал сущее пювапие нешачшелыюю количеета pa6oi, посвященных исследованию социальной фасилишции и фасилширующих вощейсишй [ Н. Г. Врублсвская, /I,. А. Леошьев, /1. Майерс, Я. JI. Морено, К. Роджерс). Указанные кит и пепосредстепно посвящены изучению фасилширующих вощепепшй 01 дельных малых социальных фунп, в юм числе музыкальных обьедпнепнй, являющемуся в облает социшп.ной психолотп в чначшелыюй ciencnn ппповационпой 1Сматкой.
Лкмуалыюсмь предешвлепной работ обусловлена недоекпочпым и учением проблема тки социальпо-психоло! ических процессов музыкальною восприяшя [В. М. Авдеев, A. JI. Го1сдипер, И. A. JIoiапона, В. 13. Медушевский, В. И. Пегрушин, 13. Ii. Семенов]. В связи с эжм особый итерес преде iaiuiHioi музыкальные самодсчпельпые объединения молодежи. Как ошечаю! И. 10. Борисов и JI. А. Радшховский, самодеятельное и, основана на впуфепнпх побуждениях фунпы, при лом вектор социальной направленное ж може1 бьнь различным: от безусловно совпадающею с направлением рашшпя общее та до диаметрально 11ро1ивоположпо1 о - дссфукмпвпою направления.
Социалыю-психоло1 ические особенное in проявления неформальных молодежных ipyini ингже предсмавлякн собой ошосшелыю малоизученный феномен. Теорежко^мпиричсскпй анализ данной проблема тки преде 1авлеп в paooiax И. II. 1>ашкагова, И. 10. Борисова, А. II. Запесоцкою, 13. Т. Лисовскою, И. А. Невскою, Д. В. Олыпанскою, JI.
Л. Радзиховскот, А. II. Файпа, Д. И. Фельдппейпа, Л. С. Чернышева, JI. В. Шабанова и друг их [13,23,52, 80,81, 105, 114, 136, 162, 163, 179, 181J. В данных исследованиях [А.Л.Журавлсв, Л.И. Уманский, И. II. Ьашкаюв, И. 10. Ьорпсов, А. И. Запесоцкий, В. Т. Лисовский, И. А. Невский, Д. В. Ольшанский, JI. А. Радзиховекий, А. II. Фаин, Д. И. Фельдппейн, А. С. Чернышев, Л. В. Шабанов] показаны особенное! и фупионой сплочснпосш, групповых ценностей, норм, социальных yciaiioBoic, раскрывающих психолог ическую специфику неформальных молодежных групп.
Процессы нзаимодейсгвия, в г ом числе и в кош ска с групповой паправлеппосш, раесмагриваюгся в отдельных рабогах, поенятенных социальной шперакцип отдельных членов группы, а также группы в целом [А.Л.Журавлсв, А. Г. Асмолов, Г. Блумер., II. А. Галкина, А. А. Малышев, В. С. Мерлин, А. В. Псгровский, С. \i. Поддубпый, С. JI. Рубинштейн, Н. В. Сидоренко, 10.10. Устинова].
В данной рабогс акцентируется внимание на комплексном тпученнп проблемы фасплтпрующсю воздействия па ipyiniOBbie процессы и их динамику на примере неформальных молодежных групп. Исследование направлено на выявление, аиали* особенностей социалыто-психолог ичсских ipynnoBbix процессов, а также возможностей изменения специфики I рупповой направленности неформальной молодежной ipyinibi в результате влияния музыкальных объединений.
Обьекч исследовании: фасили1ирующие явления в системе музыкальных объединений и неформальных молодежных трупп музыкальной и нему шкальной направленности.
Иредме! исследовании: особенности воздействия механизмов социальной фасилшацич муз1>1калын.тх обьедипепий па динамические нроцсесг.т в неформальных молодежных группах му зыкальной и нему зыкальной направленное г и.
Цель исследования: изучение фасилширующих воздейспзий музыкальных обьединепий па динамические процессы, в неформальных молодежных i руинах.
Для досшжепия цели исследования пофебовалось реши п. следующие задачи:- Сис1емаппирова1ь юоретко-эмпиричсские рабоп»1 но исследуемой проблема I шее.- Определиib механизмы фасилширующих воздейспзий музыкальных обьединепий на неформальные молодежные lpynin.i.- Провеет сравни к'льпый анализ специфики направленной и музыкальных объединений и неформальных молодежных ipynn.- Исследован» особенпосш фупповых цепное iei'i музыкальных объединений и неформальных молодежных ipynn.- Изучшь процессы взаимодейспзия неформальной молодежной iруины немузыкальной направленности под влиянием фасилширующих воздействий музыкальною объединения.- Исследован» динамику фупповых процессов в неформальных молодежных i руинах немузыкальной паправлсниост в резульнпе фасилиIирующнх воздействий му 31»1кальиых объединений.
Гипо1еза исследованииМеханизмы фасилширующих воздейспзий музыкалыи»1х объединений обуславливаюi эффектвноаь динамических процессов в неформальных молодежных iруинах.
В качестве меюдов исследования нами были использованы: наблюдение, письменный и устный опрос, меюд тестирования (в том числе и С позиции экспертной оценки), меюды анкетирования, шнервыоирования, эксперимента, кои теш-анализ; для обработки полученных данных использовались меюды математической стантстнкп (критерий Краскала-Уолисса, Т-кршерий Вилкоксоиа, критерий Манна-Ун т пи, а 1акжс корреляционный и регрессионный анализ). Объемные маклинические расчеты производились с помощью статистическою пакета Statistika 6.0Меищо.ни нмеские и icopeiнчссинс основы исследованиясоаавили:- 1еорсшческие концепции социальной фасили шции (С.В. Врублевская, Д. Л. Лсошьсв, Д. Майерс, К. Роджере);- изучение iichxojioiичсских особенное!ей музыкальною воздейспзия и музыкальною восприяшя (JI. Д. Ьочкарев, Л. JI. Гокушпер, Г. В. Иванченко, В. В. Медушевский, П. В. Пазайкинский, В. И. Пегрушин, В. М Гснлов);- основные 1еоре1ичсские концепции социально-психоло! ичсских феноменов личпосш и мшюй ipyinibi (B.C. Aiccb, Г.М. Андреева, А. Л. Журавлев, А.И.Донцов, А. II. Луюшкин, JI. И. Уманский, II. II. Фешскин);- исследования социально-нсихоло! ичсских oco6eiinocieii неформальных молодежных ipynn (И. II. Нашкатв, И. 10. Борисов, А. И. Запесоцкий, В. Г. Лисовский, И. А. Невский, Д. В. Ольшанский, JI. А. Радзиховский, А.А. Реан, А. II. Файп, Д. И. Фельднпейн, А. С. Чернышей, JI. В. Шабанов);- научные рабоп.1, посвященные проблемам взаимодейспзия в малой кошакшой I руине, исследованиям фупповой направленное! и, вопросам социально-личное I ной проблема тки (А. Г. Асмолов, Г. Ьлумер, II. А. Галкина, А. А. Малышев, В. С. Мерлин, А. В. Iкировский, С. Н. Поддубный, С. JI. Рубииппейн, Н. В. Сидоренко, К). 10. Уешпова).
Научная пошипи п ieopeiическая значимоеы» мселедокаппя- Выявлены оиосредованно-деягельносшый и перцетивно-оценочный Mexaini3Mi>i фасилитрующих воздейспзий па динамические процессы в неформальных молодежных i руинах.- Определена специфика межфуиповою втаимодейспзия музыкальных объединений и неформальных молодежных ipynn.- Выявлены социнл1.по-пеихоло1 ические компонешы, выступающие в качестве факюров фасплшации.- Обосновано воздействие механизмов фасилшацин музыкальных объединений на неформальные молодежные ipyinibi.- Определены особенное in фупповых процессов неформальных молодежных ipynn музыкальной направленносш в резулыак* фаенлшнрующею воздейспзия музыкальных объединений.- Обнаружены условия динамики фупповых процессов в неформальных молодежных ipynnax немузыкальной направленносш под фасилширующим воздейспзием музыкальных объединений.
ИракIпчеек'ая значимое!ь- Разрабокша профамма социалыю-пеихоло! ическою сопровождения, способепзующая повышению уровня общею фупповою развшия, фупповой сплоченное i и, улучшению iiciixojioi ическою климат, направленное in па взаимодейспзие, коррекции самооценки в неформальных молодежных ipynnax.- Созданы и внедрены в uociiniaiejibiiyio дея1слыюс1ь в средних специальных учебных заведениях ишеракппзпые icxiiojioihh, в целях повышения KoiieipyKiiiBiioio взаимодейспзия ранее нереферешпой музыкальной фупиы и неформальной молодежной фуппы немузыкальной направленное ж.- Maiepiuuibi проведенною исследования использованы в разрабопсе npoi раммы музыкалык)-воепи1а1ельной pa6oibi со С1удешами ССУЗов.
Эмпирическую базу исследования составили макриалы исследования 474 человек в возраск oi 15-ш лег до 20-ш лек Испьпуемые являлись смудешами 1-4 курсов обласшою училища искусспз г. 1>уя, из котрых 102 человека - сгудешы музыкальною о (деления, 104 человека - сгудешы художеСпзепно-прикладпою (пделепня. В качеспзе иепьпусмых выаупили шкже С1удешы 1>) некоюссльскочо jhi'ici hciiiioi о юхпикума (о1делепия: юриспруденция -126 мед.; бух. уче1, анализ и аудш - 142 мед.).
В камееIне испыгуемыхоксперюв (восемь человек) были привлечены заведующие но учебно-восншагельнои paooie облцепюю училища искусен» I. 1>уя Косфомской облает и Ьуйскот сельскохозяйспзенною 1ехннкума с оньпом paooibi в своей должное in в данных учебных заведениях oi 5 до 12 -т лсi, а кжже меюдис1ы, педаю1 и-оркшизаюры Цен фа молодежи i. 1>уя (шесп, человек) с оньпом рабопл oi 3 до 8 jici.
Исследование проводилось в период с 2002-ю по 2006 юд в ipn папа:В 2002-2003 г. определялись основные подходы к разрабопче концепции исследования. Изучался и накапливался 1Сорешчеекий ма1српал, разрабашвалась профамма и mciодический инсфумешарий исследования;В 2003-2005 I. было проведено нилоишпое и основное исследование осущеспзлялась сlainci ическая oopaooiKa данных с помощью комныо1ерной ирофаммы Statistika 6.0 с последующей iichxojioi ической шперпрекщией;В 2005-2006 г. был ироведеи анализ резулыаюв исследовании, определивший механизмы фасилишрующих воздейспзий музыкальных объединений на динамические процессы в неформальных молодежных I р) ппах; ра зрабопша upoi рамма социальпо-психоло! ическо1 о сопровождения фасили i ирующеч о воздеГ1С i вия неформальных молодежных I рупп.
Оксперимешальной базой исследования являлись:Ь>йекое обласшое училище искусспз Косфомской обдаст; Шуйский сельскохозяйа венный юхникум; Цешр молодежи г. 1>уя - учреждение oi дела но делам кулыуры и молодежи i. 1>уя; 01дел кулыуры Лдмнписмрации Ьуйскою района KoeipoMCKoii обдаст.
Основные положении, выносимые на защшу- Соаавляющими комиопешами механизмов фасилишрующсю воздейспзия являю 1ся опоередованно-дсякльносшая ингсракция и перцетивпо-оцеиочпая шиеракция.- Механизмы фасилишруюгцих воздейспзий музыкальных объединений оказываки ишерактвпое влияние па динамические процессы в неформальных молодежных ipynnax.- Музыкальные объединения обладаюi потенциалом фасилишрующсю воздейспзия па неформальные молодежные фуппы.- Развише комплекса динамических процессов в неформальных ipynnax музыкальной направленноеiи 'значшельпо выше по сравнению с обычными неформальными i руинами сверс!пиков.- /Доминирование ишеракшвной направленносш в музыкальных объединениях cooiBeiciByci высокому уровню выраженное i и процессов взаимодейспзия в неформальных молодежных ipynnax музыкальной направленное!и.- Групповые ценное ш музыкальных объединений оказываю! фасилишрующсе воздейспзие на выбор фупповых ценноеiси в неформальных молодежных ipynnax музыкальной направленносш.- Воздейспзие музыкальных объединений на неформальные молодежные группы немузыкальной направленносш способеiByei повышению уровня развшия динамических процессов соопзеюпзующей фуипы.
Достиерноеп, п обоснованное п> резулыаюв исследовании обеспечивалась применением сиаемио-сфуюурпою подхода, подбора меюдов, адеквашых целям и задачам исследования, сочекшием количеспзепиою и качеспзеппою анализа эмпирических данных, а шкже использованием обоснованных и коррекшых меюдов маюмашчсской ciaincniKH.
Апробации п впедреппе резулыаюв исследованииMaiepnajii.i и результаты исследования были представлены па научно-практическом семинаре для pa6oi пиков образования «Проблемы повышения качества иодюювки учителя к инновационной деятельности» (Кострома-Москва 2001); международном исихолот ическом кошрессе «Управление сис1емой социальных ценности личности и общеспза в мире изменений (крадосрочные и долювременные i ори зон ш») (Москва-Косфома 2003); межретионалытой научно-практической конференции «Проблемы туманизацни учебпо-воспи1а1елыюю процесса в общеобразова1елык)й школе» (Москва - Косфома 2004); международном симпозиуме «Гепдсрпые цеипост и самоактуализация личпост и малых ipynn в XXI веке» (Москва-Косфома 2004); мелсдунлродном симпозиуме «Гепдсрпые основания механизмов и профилакшкн девиат пою поведения личпосш п малых фупи в XXI веке» (Москва-Кос фома 2005); международном симпозиуме «Ортанизаюрские способпоеш в лотке мешальпою управления социальными фуппами и оркшизациями» (Москва-Кос фома 2006). Резулыапл исследования внедрены в дея1елык)сп. Цешра молодежи i. 1>уя, оiдела кулыуры Адмпписфации 1>уискою мупицппалыюю района Косфомской области.
СI р> i\ i} ра дисеер i ацниРабота сосют из введения, ipex ишв, заключения, списка лшера1уры, 34 приложений. Общий объем диссертации 287 сфаниц. Диссертация содержиI 24 кюлицы и 26 рисунков. Список jmicpaiypbi включае! в себя 202 наименования, из коюрых 15 па иносфаниом языке.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Выводы по 3 i лаке
Па чаверюм лапе исследования были получены следующие результаты:
1. В процессе реализации формирующею эксперимент обнаружена усюйчивая 1енденция к повышению выраженноеiи ишерактвнои направленное I и неформальных молодежных ipynn изначально немузыкальной направленноеi и.
2. Комплексная реализация авюрской программы музыкальною просвещения позволила выявить тенденцию к повышению выраженноеIи ишеракжвной направленноеi и эксперимешальных неформальных молодежных групп немузыкальной направленноеi и.
3. Воздейспзие механизмов фасилитирующею воздействия со аороны музыкальных объединений позволило выявип» тенденцию к повышению общею уровня групповою развшия, сплоченноеiи, улучшению психологическою климага, повышения личпоаною погеициала (корректировка самооценки) экспериментальных неформальных молодежных трупп.