автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области
- Автор научной работы
- Львина, Елена Дмитриевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Львина, Елена Дмитриевна, 2000 год
Введение.
1 ГЛАВА. Предметная область исследований этнического самосознания.
1.1. Соотношение понятий «этническое-национальное-кросскультурное», этнос - нация - народ в отечественной психологии.
1.2. Соотношение понятий сознание - самосознание - этническое самосознание в философии и психологии.
1.3. Соотношение категорий общее и особенное в философии и психологии. Проблема идеального.
Выводы по 1 главе.
2 ГЛАВА. Анализ исследований этнического самосознания в контексте взаимоотношений доминантного народа и национальных меньшинств.
2.1. Исследовательская традиция-в изучении этнического самосознания в трудах отечественных ученых.•.
2.2. Проблема этнической идентификации в зарубежной психологии.
2.3. Соотношение понятий «этническое самосознание» и «этническая идентичность» при исследовании общего и особенного.
2.4. Значение фактора этнической принадлежности в развитии личности.84 Выводы по 2 главе.
3 ГЛАВА. Сравнительный анализ общего и особенного в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области.
3.1. Особенности этнического состава Самары и Самарской области.
3.2. Методы и структура исследования этнического самосознания.
3.3. Результаты и анализ данных исследования общего и особенного в этническом самосознании самарчан и жителей области.
3.3.1. Анализ по компоненту «образ Мы» и компоненту «образ другого».
3.3.2. Анализ по компоненту «этнос во времени».
3.3.3. Анализ соотношения ролевых позиций «я сам», «мой идеал», идеал моего народа».
Выводы по 3 главе.
Выводы.
Введение диссертации по психологии, на тему "Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области"
Актуальность темы. В многонациональном обществе этническое самосознание - это наиболее чувствительная к политическим и социальным изменениям сфера. Несмотря на общеизвестной факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры человек утрачивает психологическую и социальную устойчивость, несмотря на все увеличивающееся количество этнических маргиналов, до настоящего времени социально-психологические проблемы этнического самосознания и его производной - межнациональных отношений остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации межнациональных отношений, поддержания целостности страны, вывода личности из кризисного маргинального положения приобретает все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Изучение национально-культурных особенностей этнической идентификации представителей различных национальностей, их влияния на взаимодействие с другими субъектами многонациональной среды являются важными компонентами этого научного поиска.
Выбор социальной психологии для этого поиска объективно обусловлен. «Изначально междисциплинарный характер социальной психологии как самостоятельной научной области является неслучайным. Он определяет существенную особенность этой отрасли психологии. Периодические всплески интереса психологов к тем или иным проблемам социальной психологии также подтверждает эту специфику. Несомненно, что наиболее успешно развиваются «стыковые» области социальной психологии» (Акопов Г.В.). В последние десятилетия заметно увеличилось количество исследований по проблемам этнического самосознания и этнической идентичности. Однако исследования конкретных этнических групп, проживающих в регионах России достаточно редки.
Этническая психология оказалась не готова к решению проблем, поставленных самой жизнью. На фоне резкого обострения межнациональных отношений особенно остро ощущается как отсутствие % глубоких теоретических разработок, так и дефицит прикладных исследований. Сказывается неразработанность теоретического аппарата: отсутствуют однозначные трактовки понятий, нет надежных методик и адекватных критериев оценки изучаемых явлений. Таким образом, целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес, связан с проблемой настоящей работы. Одним из необходимых условий решения поставленных задач является социально-психологическое изучение национально-культурных особенностей взаимодействующих субъектов полиэтнической среды, а именно их самосознания, детерминированного этнической принадлежностью. Также немаловажно выявление общности (или предпосылок общности) этнического самосознания этих субъектов.
Именно поэтому мы считаем актуальным рассмотрение основных ^ черт и особенностей этнического самосознания русских и наиболее многочисленных этнических меньшинств, проживающих в Самаре и Самарской области.
Объект исследования - Этническое самосознание представителей русской, мордовской, татарской, чувашской национальностей, проживающих в Самаре и Самарской области.
Предмет исследования общее и особенное, проявляющееся в этническом самосознании русских, мордвы, татар, чувашей как наиболее многочисленных национальностей Самары и Самарской обл.
Целью исследования является изучение самосознания различных этнических групп, в частности русских, мордвы, татар, чувашей; степень приятия опыта своего народа; степень идентификации со своей и другой национальностью, а также наличие общих и особенных характеристик 4 этнического самосознания.
Задачами исследования могут быть названы:
1) Обоснование теоретико-методических подходов изучения этнического самосознания, его различных проявлений.
2) Выявление характера идентичности доминантного народа по сравнению с малочисленными этносами.
3) Выявление степени идентификации со своей национальностью по сравнению с идентификацией с вышеназванными народами.
4) Проведение сравнительного анализа этнического самосознания русских, мордвы, татар, чувашей, проживающих в Самаре и Самарской области и выявление его общих и особенных признаков.
Гипотезы исследования.
Представители каждой из рассматриваемых национальностей имеют общую (сходную) картину мира, как в отношении своей национальности, так и в отношении других национальностей.
Представители малочисленных этносов склонны к идентификации с доминантным народом (в нашем случае с русскими).
Существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- Впервые проведено сравнительное изучение этнического самосознания представителей конкретных этнических групп - жителей Самары и самарской области).
- Апробирована методика исследования этнического самосознания с помощью ряда техник, не применявшихся в подобной комбинации ранее.
- Проведен сравнительный анализ этнического самосознания жителей Самары и Самарской области (русских, мордвы, татар, чувашей).
- Выявлено общее и особенное в этническом самосознании русских, мордвы, татар и чувашей.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической базой для постановки основных исследовательских проблем, гипотез и интерпретации эмпирического материала послужили работы следующих отечественных и зарубежных ученых. В области психологии личности - Б.Г. Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, В.Н.Мясищева, Б.Д.Парыгина, К.К.Платонова, и др.; психологии группы - В.С.Агеева, Г.В. Акопова, А.И.Донцова, А.Л.Журавлева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского и др.; по проблемам сознания и самосознания Г.М.Андреевой, Б.Ф.Ломова, А.Н.Леонтьева, В.П.Зинченко, В.В.Знакова, В.Ф.Петренко, А.Л.Свенцицкого, С.Л.Рубинштейна, и др.; анализ проблем этнической психологии, а так же закономерности взаимоотношений между людьми в зависимости от их этнической принадлежности представлены в работах Ю.В.Арутюняна, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, А.Ф.Дашдамирова, И.С.Кона, Н.М.Лебедевой, В.С.Мухиной, Л.Г.Почебута, Б.Ф.Поршнева, Ю.П.Платонова, Г.У.Солдатовой, Д.Н.Узнадзе, П.Н.Шихирева и др. Среди зарубежных исследователей должны быть названы: в области психологии личности - Г.Олпорт, З.Фрейд; в области изучения межгрупповых отношений - Т.Адорно, М.Шериф, Г.Теджфел, Д.Тернер; исследования в области кросскультурной психологии - Д. Берри, Я. Пуртинг, М. Сегалл, Р. Дасен, Брислин, Р.Левайн, Милнер, Либкайнд, F.Moghaddam, C.Macrae, G.Vaugan, M.McGoldrick, S.Solomon; работы в области методики исследования и анализа данных - S.Bochner, С.Seal и др.
В результате анализа литературы, нами был сделан вывод о том, что в последнее время реализуется комплексный подход к изучению такого сложного феномена как этническое самосознание. Данный феномен 4 рассматривается в единстве когнитивного, аффективного и регулятивноценностного составляющих, которые находят свое выражение в этнических знаниях о собственной и других национальных группах, в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности и субъективной значимости своего членства в ней, а также в этнических установках, которые могут воплощаться в реальном поведении. Однако нельзя не согласиться с тем, что эти сферы или компоненты являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, и акцентирование того или иного аспекта связано лишь с методическими целями. Методы исследования:
1. Теоретический анализ социально-психологической, социологической, философской, этнографической, этнопсихологической, методической литературы по заявленной проблеме.
2. Эмпирические методы: метод неоконченных предложений, метод множественной идентификации, субъективное шкалирование и др.
3. Методы интерпритации и обработки данных - контент-анализ, корреляционный анализ, анализ средних, дисперсионный анализ.
Достоверность результатов обеспечивается адекватностью методов, соответствующих целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; согласованностью эмпирических данных с теоретическими положениями.
Практическая значимость. Представляется, что разработка данной темы имеет для нынешней ситуации в России не только теоретическое, но и, в большой степени практическое значение. Оно заключается в возможности определять особенности этнического самосознания конкретных этнических групп. Исходя из этого, представляется возможным прогнозировать характер взаимодействия между этими группами. Соответственно, эмпирические результаты исследования могут найти применение при выработке подхода к регулированию национальных отношений как в Самарской области, так и Российской Федерации в целом. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы в этнопсихологической консультации и соответственно ориентированной психотерапии, в семейном консультировании (в случае смешанных браков). Эмпирический и теоретический материал диссертационного исследования может быть включен в программу курса «Этническая психология», а также в ряд специализированных курсов: «Психосемантический анализ общественного сознания», «Этничность и семейная терапия».
На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом нового большого исследования. Нам кажется, что оно может быть проведено по нескольким направлениям: более углублено по аспектам этнического самосознания или через специально выбранные сферы - например, семейно-бытовую, производственную и т.д. Кроме того, представляется возможным провести исследование, позволяющее сделать вывод о возможностях роста межнациональной напряженности и определить группы с наименьшим уровнем этнической толерантности. В нашем исследовании эта проблема была изучена лишь отчасти.
Представляется необходимым проведение комплексных социально-психологических исследований, направленных на изучение этнического самосознания, с целью поиска эффективных путей стабилизации межнациональных отношений, поддержания общественного согласия и разработки механизмов оказания помощи развивающейся личности.
Апробация результатов исследования и основные положения работы были представлены на следующих конференциях в форме докладов:
- Психосемантические методы исследования личности.
Этнопсихологический аспект./ XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». Москва, 1997.
- Этнические стереотипы жителей Самары и самарской области./ Вторая международная конференция по исторической психологии российского сознания "Российское сознание: психология, культура, политика". Самара, 1997.
- Peculiarities of ethnic identity of Russians in Samara Region. / Annual meeting of Mid-Atlantic American Academy of Religion and Mid-Atlantic Society of Biblical Literature. Washington, February 1999.
Основные положения работы также нашли отражение в следующих публикациях:
1. Этнические стереотипы русских школьников и студентов, изучающих английский язык. Международная конференция по страноведению. Санкт-Петербург, 1996.
2. Психосемантические методы изучения личности. Сборник "Методы изучения личности". Ростов-на-Дону, 1997.
3. Ethnic stereotypes of the residents of Samara and the Samara region. //The collection of abstracts and articles "Russian consciousness: the Past, the Present and the Future". Ed. by R.Gaspard, H.Soboleva. Samara, 1997.
4. Иноязычный опыт как фактор коррекции отношения к своей национальной группе. (Акопов Г.В., Соболева Е.Д.). Тезисы докладов Второго международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 1998.
5. Авто- и гетеростереотипы русских и национальных меньшинств Самары и самарской области. Сборник третьей международной конференции по российскому сознанию. Самара, 1999г.
6. Этнические стереотипы в области семейных отношений (на материале исследований национальных меньшинств и русских, проживающих в Самаре и самарской области). Конференция «Психологическое и социально-педагогическое обеспечение развития личности в системе образования на рубеже веков». Самара, 1999г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представители каждой национальности имеют общую (сходную) картину мира в отношении своей и аут-группы. В картине мира рассматриваемых этносов есть как особенное, присущее только каждому из них в отдельности, так и общее, характерное и для представителей других этносов.
2. Этническое самосознание, зависит, прежде всего, от национальной принадлежности человека, и в меньшей степени от пола, возраста, места проживания.
3. Представители малочисленных этносов склонны к идентификации с доминантным народом (в данном случае с русскими).
4. Существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 177 наименований, шести приложений. Также работа содержит 5 таблиц и 6 диаграмм.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Общие выводы.
Теоретический анализ и практическая работа, проделанные нами, позволяют сделать следующие выводы.
Основное отличие зарубежной кросс-культурной психологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в ней проверяются и разрабатываются, прежде всего, психологические теории и законы, психологическими же методами ведется поиск универсалий и культурной специфики.
Сегодня задача нашей отечественной этнопсихологической науки -понять роль и значение этнической или культурной принадлежности в жизни как отдельной личности, так и целого народа. С практической точки зрения, это формирование позитивной этнической и культурной идентичности и этнического самосознания. На наш взгляд, это можно сделать на основе выявления особенного, специфического. С другой стороны, наука должна ориентироваться на поддержание этнического самосознания и позитивной этнической идентичности. Для этого необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур, то есть, в нашей трактовке - общее.
Для того, чтобы привести довольно разрозненную теоретическую базу «к общему знаменателю», мы подробно рассмотрели соотношение понятий этнос - нация - народ. Из всех определений этноса наиболее близким к предмету этнопсихологии представляется подход С. А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова, выражающий понимание сути этнического разделения людей как разделения, имеющего информационную (или когнитивную) природу. Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю.В.Бромлеем: Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании. В своем исследовании мы придерживались именно данного определения.
Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу. В настоящее время, в отечественной этнопсихологии главным предметом теоретических и эмпирических исследований, являются этническое самосознание, идентичность и ее трансформации в постсоветский период. В последние годы исследования приобретают более прикладной и аналитический характер, нежели ранее. Это связано с возрастанием консолидирующей функции этнического самосознания.
Раскрытие понятия этнического самосознания, согласно тенденции существующей в современной этнопсихологии, исходит из понимания самосознания личности. Социальная, общая, возрастная психология, как и философия рассматривают этническое самосознание как феномен общественного (группового) и индивидуального сознания. В высшей степени своего развития самосознание группы состоит в том, что участники группы понимают не только общность своих интересов и целей, но и отличие их от интересов и целей других групп, и необходимость действий по их осуществлению.
Основной акцент в теоретических и эмпирических исследованиях делается на изучении когнитивных аспектов, хотя в структуре этнического самосознания некоторыми авторами и выделяются когнитивный, аффективный и регулятивный компоненты. В последнее время наметилась тенденция к рассмотрению этнического самосознания и этнической идентичности как комплексных феноменов.
Под этническим сознанием, понимаются скорее явления этнической жизни, близкие к понятию "психический склад". Этническое самосознание выступает при этом как стадиально более позднее явление и находится с этническим сознанием в том же отношении, что и самосознание вообще с сознанием. Этническое самосознание выступает как главный фактор этнической идентификации индивидов.
Мы определяем этническое самосознание как осознание и оценку собственных действий и чувств в связи с фактом своей принадлежности к одной из многих этнических групп, знание ее особенностей и готовность к совместным действиям.
Проанализировав точки зрения различных авторов, мы выявили, что единое представление об этих категориях как внутри различных научных школ, так и в отечественной науке в целом отсутствует. На наш взгляд наблюдается не всегда обоснованное использование этих понятий как взаимозаменяемых. В зарубежной науке отсутствует понятие этническое самосознание.
В определениях этнического самосознания и его структуры различных авторов есть схожие признаки и компоненты (см. В.С.Мухина, П.П.Шулындин, Б.Ф.Поршнев, Б.Винер и др.).
По выделенным этими авторами компонентам мы сопоставили понятия этническое самосознание и этническая идентичность. На наш взгляд сопоставление их структур является достаточным основанием для сделанных нами выводов.
Во-первых, понятие этническое самосознание является более сложным и общим, нежели этническая идентичность. В него входят компоненты, отсутствующие в последнем. В частности, к ним относятся такие объективные составляющие как язык, религия, историческое прошлое, обычаи, традиции и т.д. Мы считаем, что идентичность понимается, в первую очередь, как чувство принадлежности и удовлетворенность им (что само по себе является достаточно субъективным). Кроме того, в этническую идентичность входит отнесение себя к определенной этнической группе, т.е. этническая самоидентификация.
Во-вторых, в отличие от этнического самосознания, в этнической идентичности противопоставление может отсутствовать (только «я сам» и «мы»; понятие «они», «другие» не является обязательным). При первичной социализации этническая самоидентификация возникает у человека не на основе сопоставления знаний о собственных культурных признаках с признаками различных этнических групп, а благодаря усвоению представления о своей этнической принадлежности от других людей. Усваивая представление о собственной этнической принадлежности, ребенок может вообще не подозревать о существовании в обществе каких-либо еще этнических групп, за исключением его собственной группы.
В-третьих, в идентичности может присутствовать бессознательный аспект - когда отождествление себя с группой происходит неосознанно. В этом аспекте этническая идентичность может быть рассмотрена как понятие более широкое, чем этническое самосознание, так как, в отличие от последнего, включает в себя категорию бессознательного.
В-четвертых, необходимо заметить, что временные рамки существования идентичности ограничены настоящим. Тогда как этническое самосознание представлено на любом отрезке временного континуума - в прошедшем, настоящем и будущем.
Таким образом, мы считаем, что понятия этническое самосознание и этническая идентичность взаимозаменяемыми могут быть далеко не всегда и синонимами не являются. В тоже время допустимо использование понятия этническая идентичность, с учетом его вышеназванных особенностей, при описании определенных аспектов этнического самосознания, как являющегося его составляющей.
Давая обоснование важности фактора этнической принадлежности и, соответственно, этнического самосознания для развития личности, мы отмечаем, что оно носит психологический, морально-нравственный, регулирующий характер и является системообразующей составляющей личности. В условиях нынешних глобальных изменений в обществе поиски и трансформации этнического самосознания это не просто психологическая проблема. Это жизненно важный вопрос определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом. Поэтому мы не ошибемся, если скажем, что значение фактора этнической принадлежности в развитии личности трудно переоценить.
В заключении, мы пришли к выводу, что гипотезы, выдвинутые нами в начале работы, нашли подтверждение. А именно: представители каждой из рассматриваемых национальностей имеют общую (сходную) картину мира в отношении своей и аут-группы; картина мира, касающаяся этнического самосознания, зависит именно от национальной принадлежности, в меньшей степени - от возраста, она не зависит от пола, места проживания; существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству: например, доминантный народ имеет положительную идентификацию (по сравнению с недоминантным), представители малочисленных этносов склонны к идентификации с доминантным народом (в нашем случае с русскими);
В результате исследования нами были выявлены определенные общие и особенные составляющие этнического самосознания изучаемых народов. К общему относится:
- Сходство оценок мужчин и женщин в отношении своей национальной группы и аут-группы.
- Независимость этнического самосознания от места проживания респондентов (город-село).
- Зависимость оценок всех национальностей в отношении аут-группы от возраста.
- Притяжение национальных меньшинств (высокая толерантность) к русским как доминантному (титульному) народу и, соответственно, интолерантность по отношению к другим национальным меньшинствам.
К особенному относится:
- Разная степень этнической идентификации (самосознания) обследованных народов.
- Степень противопоставления аут-группе представителями различных национальностей.
- Различный характер идентичности изучаемых народов.
- Специфичность оценки по ролевой позиции «идеал народа» у представителей русской национальности и у представителей татарской национальности.
- Специфика взаимной оценки этносов в зависимости от их того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.
Заключение.
В условиях нынешних глобальных изменений в обществе поиски и трансформации этнического самосознания это не просто психологическая проблема. Это жизненно важный вопрос определения субъектом своей позиции в системе человеческих отношений в целом. Именно поэтому мы считаем чрезвычайно актуальным изучение проблемы этнического самосознания, его общих и особенных проявлений.
Целью исследования явилось изучение самосознания у этих народов, степень приятия опыта своего народа, степень идентификации со своей и другой национальностью и, соответственно, наличие или отсутствие высокого этнического самосознания; Проведение сравнительного анализа этнического самосознания жителей Самары и Самарской области (русских, мордвы, татар, чувашей) и выявление общих и специальных признаков.
Сделанные нами выводы о характере этнического самосознания у некоторых народов Среднего Поволжья, могут быть использованы в практической работе психолога-консультанта, в школах, национальных центрах и администрацией Самары и Самарской области.
На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом нового большого исследования. Нам кажется, что оно может быть проведено по нескольким направлениям: более углублено по аспектам этнического самосознания или через специально выбранные сферы (например, семейно-бытовую, производственную и т.д.)* Кроме того, можно провести исследование, позволяющее сделать вывод о возможностях роста межнациональной напряженности и определить группы с наименьшим уровнем этнической толерантности. В нашем исследовании эта проблема была изучена лишь отчасти.
В 1999г. при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда нами начато исследование «Этнические стереотипы в области семейных отношений».
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Львина, Елена Дмитриевна, Самара
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990. 239 с.
2. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов (по материалам этносоциологического исследования греков Целковского р-на Груз. ССР)// Духовная культура и этническое самосознание .М., 1990, вып. 1.
3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.
4. Акопов Г.В., Соболева Е.Д. Иноязычный опыт как фактор коррекции отношения к своей национальной группе. Тезисы докладов Второго международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 1998.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва, 1991.
6. Алексеев В.П., Панин Философия. Учебник для ВУЗов, М., 1998.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996.
8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., Современная социальная психология на Западе. М., 1978;
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
10. П.Арутюнов С. А. Билингвизм и бикультурализм// Советскаяэтнография. 1978, №2
11. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. Расы и народы. Вып. 2. М., 1972
12. Архив ИЭКА "Поволжье". Бурдина Г.Ю. Отчет об экспедиции 1997 г.
13. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности.// Вопросы психологии, 1979, №4.
14. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний М.,1977.
15. Баранова В.Л. Членство в группе как фактор самочувствия личности// Личность, общение, групповые процессы. М., 1991.
16. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.// Мир психологии, 1999, №3 (19), с. 140-146.
17. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1988.
18. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.
19. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. Спб, 1992., 168 с.
20. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Спб., 1994.
21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983.
22. Бромлей Ю.В. Этнопсихологические процессы в современном мире. М., 1987.
23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
24. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. Москва, 1994.
25. Винер Б.Ю. Дис. канд. социол. наук, М., 1999.
26. Воропаева М.П. Идентификация как психологический механизм.
27. Выготский Л.С. Проблема сознания // сбор соч. в 6-ти томах, т. 1 Вопросы теории и истории психологии /под ред. Лурия А.Р., Ярошевского М.Г.,М., 1982
28. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов/Дон, изд-во Ростовского университета, 1982г.
29. Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации// Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990, вып. 1, с. 5.
30. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей(по материалам этносоциоло-гического исследования)// Автореф. кандидатской диссертации. М.,1993.
31. Гозман Л., Эткинд . Идентичность, культура, самосознание// 50/50:
32. Опыт словаря нового мышления.М., 1989.
33. Губогло М.Н. Социально- психологические последствия двуязычия// Советская этнография, 1972, № 2.
34. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М., 1998
35. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
36. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса). Дис. канд. психол. наук. М., 1997.
37. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального сознания. Дис. Канд. филос.наук. М., 1968.
38. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности.// Вопросы психологии, 1997, № 6.
39. Дридзе Т.М. Человек в городском пространстве: социально-коммуникативные механизмы и социальное участие в формировании городской среды.// Мир психологии, 1995, №4.
40. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в транформирующемся обществе// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации нач. 1990 г.М., 1994, с. 16-47.
41. Дробижева JI.M. Социально- культурные особенности личности и национальные установки( на материале исследований в Татарской АССР)// Советская этнография, 1971, №3.
42. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности.// Сб. Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. Брушлинский А.В. и др. М., 2000.
43. Дубровский Д.И. "Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания" // "Вопросы философии". 1988. № 1.
44. Журавлев A.JI. Психологические особенности коллективного субъекта.// Сб. Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. Брушлинский А.В. и др. М., 2000.
45. Ильенков Э. В. "Проблема идеального" // "Вопросы философии." 1979. № 6, 7;48.3инченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1998г.
46. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. ML, 1991.
47. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание (на материале Карел. АССР). Автореферерат канд. диссертации .М.,1971.
48. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. Автореферат канд. диссертации, М., 1978.
49. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. // Советская этнография. 1974 №2, с. 12-24.
50. Копелев Л.З. Чужие.//Одиссей. Образ «другого» в культуре. М., 1994.
51. Кон И. С. Проблема имплицитной теории личности в этнокультурных исследованиях// Методологические проблемы исследования этнических культур .Ереван, 1978, с. 78-81.
52. Кон И. С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир, 1966, №9, с. 187-205.5 6. Конфликтная этничность и этнические конфликты. Под ред. Дробижевой J1.M., М., 1994.
53. Котов О.В. Этническое самосознание Кольских коми. Сыктывкар. Серия принтов "Научные доклады" Коми научного центра "РО АН, 1987, вып. 179.
54. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. 4.1,1. М., 1992.
55. Крюков В. С.Эволюция этноса и проблема этногенеза/ /Расы и народы, 1976, вып. 2.
56. Кушнер П.И. Национальное самосознания как этнический определитель. М., 1947.
57. Кцоева Г. У. Этнический стереотип в системе межэтнических отношений. М., 1985.
58. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. М., 1998.
59. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
60. Лебедева Н.М. К вопросу о методологии отечественной психологии. Журнал прикладной психологии 1999, № 1. С. 3-13.
61. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического самосознания // Советская этнография. № 4, 1983, с.75-78.
62. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического самосознания в семье. Психологический ж-л, 1992, №6.
63. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985, с. 138-143.
64. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. Очерки из области русской литературы XI- XVI 1 вв. М., 1945, -118с.
65. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
66. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945.
67. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л.,1947 .
68. Майерс Д. Социальная психология. С.-ГШ., 1997.
69. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. с. 189.
70. Массовое сознание и массовые действия. Ред. Ядов В.А. Институт социологии РАН, 1994.
71. Мейли Г.Структура личности // Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., 1975.
72. Микулич Т.Н. Этноязыковые процессы и система национального самосознания//Автореф. канд. диссертации., М., 1991.
73. Мухаметтбердиев О.Б. Национальное самосознание (социально-психологический анализ). М.,1992, 139 с.
74. Мухина B.C. Проблемы генеза личности. М., 1985.
75. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности иотношения к ней человека // Проблемы сознания. Мат-лы симпозиума. М., 1966.
76. Мясигцев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.
77. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллктива. М., 1988.
78. Обозов Н.Н. Психологическое обследование в психологической практике // Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. JT., 1984.
79. Общение и оптимизация совместной деятельности. Ред. Андреевой Г.М. М., 1987.
80. Официальный справочник «Самарская область 1996 год». Самара, 1996.
81. Паин Э.А. Система территориальных общностей и ее роль в формированиии и воспроизводстве этнокультурных традиций в условиях урбанизации//Советская этнография, 1987,№1.
82. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческогобытия. Знаков В.В.// Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред.А.В.Брушлинский, ИП РАН, М. 2000.
83. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997.
84. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988,- 207 с,
85. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П., и др. Общая психология. Уч. для пед. ин-тов, М., 1986.
86. Пименов В.В Удмурты// Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977. 61с.
87. Пименов В.В. Системный подход к этносу //Расы и народы. М.,Наука, 1986,с. 11-29.
88. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. 4.1. М., 1971. С. 422-424.
89. Платонов Ю.В., Кочебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
90. Подойницына И.И. Этнокультурные стереотипы производственного поведения в трудовых коллективах. Автореф. канд. диссертации. СПб., 1993.
91. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
92. Практическая патопсихология. Под. Ред. Блеихер В.М. Ростов/Дону, 1996г.
93. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
94. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
95. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе//Автореф. канд. диссертации. Спб., 1992.
96. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.
97. Симонян Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию.// Сб. Массовое сознание и массовые действия. Ред. Ядов В.А., М., 1994.
98. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. М.,1983.
99. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ред. Кохановский В.П. Ростов/дон, 1996.
100. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988.
101. Солдатова Г.У. Психологический потенциал сдерживания межэтнической напряженности в республиках России// Суверенитет и этническое самосознание : идеология и практика. М., I995.C.282-295.
102. Солдатова Г.У. Социально-психологические последствия межэтнической напряженности //Духовная культура и этническое самосознание. М., 1991, вып. 2, с. 178-200.
103. Солдатова Г.У. Установочные образования в этно контактной ситуации // Духовная культура и этническое самосознание. М.,1990 с.221-240.
104. Солдатова Г.У., Шлягина Е.И., Шайгерова JT. Трансформация этнической идентичности мигрантов (на примере русских мигрантов). //Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Киев, 1994, с.65-77.
105. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации.// Психологический журнал, 1997, т. 18, №1.
106. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
107. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросыопределения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М. 1985., с. 127-138.
108. Столин В.В. Самосознание личности.М., 1983.
109. Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта// Современная зарубежная этнопсихология.М.
110. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. Расы и народы. М. Наука, 1990.
111. Сусоколов А.А. Структурные формы самоорганизации этноса //Расы и народы, 1990, вып. 2.
112. Сухарев А.В. Проблемы воспитания, обучения и психотерапии маргинальной личности в связи с ее этническим самоопределением // Российский альманах, 1993, № 3.
113. Сухарев А.В., «Теоретико-методологические основы этнопсихологической консультации и психотерапии». Ж. Прикладной психологии 1998, №6, с.3-9
114. Терентьева А.Н. Определение своей национальной принадлежности подростков в национально-смешанных семьях//Советская этнография, 1969, № 3.
115. Тернер Дж., Оукс П. Дж., Хэслем А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа// Иностранная психология, 1994, т.2, №2, с.8- 18.
116. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей //Вопросы философии, 1964, №11.
117. Топоркова Ж.В. Особенности этнического самосознания детей 6-10 лет. Канд дис., М., 1996
118. Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности// Автореф. канд. диссертации. М., 1995.
119. Фарж А. Маргиналы// 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989, с. 143-146.
120. Философская энциклопедия. Гл. ред. В.Ф. Константинов, 1967.
121. Философский энциклопедический словарь. Ред. Аверинцев А.Б., М., 1989г.
122. Фрейд 3 . Психология масс и человеческого Я. М.,1925.
123. Фрейд 3. Недовольство культурой. М. 1930.
124. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности. Автореф. канд. диссертации. Ижевск, 1995.
125. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности; сущность, противоречия, проблемы формирования// Автореф. канд. диссертации, М., 1992.
126. Чагилов В.Р. Проблема социальной идентичности (этнокультурный аспект). Автореф. канд. диссертации.М., 1991.
127. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов (вступительное слово на симпозиуме). М., 1964.-19 с.
128. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в США. М., 1979.
129. Шихирев П.Н. Межнациональные отношения как объект социально-психологического исследования.// Сб. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993.
130. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы изучения этнической толерантности личности//Методы этнопсихоло-гического исследования. М.,МГУ, 1993.
131. Шмелев А.Г., Введение в экспериментальную психосемантику. 1983.
132. Шпак J1.JI. Социокультурная адаптация (сущность, направленность, механизмы). Автореф. канд. диссертации, Кемерово, 1992.
133. Шпак Н.С. «Национальное самосознание: сущность, функции, особенности проявления в современных условиях». Автореф. канд. диссертации. М., 1993.
134. Шулындин П.П. Национальная психология: сущность, структура, социальная роль. Дис.канд.филос.наук. Горький, 1986.
135. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
136. Юм Д. Соч.: В 2 т. М„ 1966. Т. 2. С. 25.
137. Bell D. Ethnicity and Social change // Theory and experience. Cambridge. 1975.
138. Berry J.W. & Pleasant s M. Ethnic tolerance in plural societies. International conference on Authoritarism and Dogmatism, Potsdam, N.J., Wiley, 1984
139. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.N. & Dasen P.R. Cross-cultural psychology: research and applications. N.Y., 1992.
140. Bochner S. The social psychology of cross-cultures Relations // Cultures in contact studies in cross-cultures Interaction. Oxford, 1982.
141. Cohen A. Urban Ethnicity. London. 1974.
142. Ethnicity and Family Therapy. Ed. M.McGoldrick et al, NY, 1990.
143. Fitts W., The Tennesee Self Concept Scale. 1965.
144. Gough H., Adjective check list as personality assesment research technique // psychol. Reports, 1960
145. Grossman В., Wirt R., David A. Selfesteem, ethnic identity and behavioral adjustment among Angolo and Chicano adolescents in West Texas // Journal of Adolescentce. 1985, v.8.
146. Handbook of Multicultural Counseling. Ed. J.G.Ponterotto/ Sage Publications, 1995.
147. Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values/ -Beverly Hills., 1984.
148. Hollis M. Models of mann. Gamburg, 1977, p.59.
149. Hutnik N. Aspects identity in multiethnic society // New community. 1985. V.12.
150. Kuhn M., McPartland Т., Twenty statements self attitude Test.// Amer.sociol. rev. v.19, 1954.
151. Lange A., Westin G. The generative Mode of Explanation in Social Psychological Theories of Racial and Ethnic relations, cognition and cross-cultural psychology. Stocholm, 1985.
152. Liebkind K. The Identity of Minority// Journal of Multilingual and multicultural Development. 1989, v. 10, p.47-57.
153. Lindsey G. On the classification of projective techniques //Psychol. Bull. V.56, 1959.
154. McKay J. An exploratory synthesis of primordial and mobilizionist approaches to ethnic phenomena // Ethnic and Racial studies, 1982, v.57, p. 395.
155. Methods and Data Analysis for Cross-Cultural Research. Ed. Fons J.R. van de Vijver. SAGE Publications, 1997.
156. Moghaddam F. Social psychology: exploring universals across cultures. NY, 1998.
157. Multicultural Counseling Competencies. Ed. D.B. Pope-Davis. SAGE Publications, 1997.
158. Okamura J. Situational ethnicity // Ethnic and Racial Studies. 1981.
159. Osgood C., Suci C., Tannenbaum P., The measurement of meaning. Urbana, 1957.
160. Paul M., Fisher J. Correlates of self-concept among Black early adolescents // Journal of Early Adolescentce. 1980, v.9.
161. Piers E., Harris D., Piers-Harris Children's Selt Concept Scale, 1964 .
162. Researching Society and Culture. Ed. C.Seale, SAGE Publications, 1998.
163. Schlenker B. Impression management: The self-concept, social identity and interpersonal relations. Belmont, 1980.
164. Solomon S. et al. "A terror management theory of social behavior: The psychological functions of self-esteem and cultural world views".// M.P.Hanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, 24, 1991. pp.93-159
165. Stereotypes and social cognition. Ed. J.-P. Leyens, V.Yzerbyt & G.
166. Schadron. SAGE Publications, 1994.
167. Tajfel H. Social Identity and intergroup behavior // Intergroup relations. Paris, 1982.
168. Tzuriel D., Klein M. Ego identity in Israel Oriental and Western ethnic groups. Psychological reports, 1977.
169. Vaughan G. Ethnicity and Child: Awareness, Attitudes and self-identification// Children ethnic socialization: Pluralism and Development. Number Park, 1987, p. 158-163.
170. Vletynen R., Sprachliche und kulturelle minderheiten in den USA, Schweden und in der BRD. Frankfurt, 1982.
171. White C., Bueke P. Ethnic role identity among Black and White college students: an interactionist approach // Sociological Perspectives. 1987. v.30.