Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Особенности этнического самосознания и "Образа Я" старшеклассников из русско-еврейских семей

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Румянцева, Полина Витальевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Особенности этнического самосознания и "Образа Я" старшеклассников из русско-еврейских семей», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Румянцева, Полина Витальевна, 2002 год

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию этнического самосознания и «образа Я» у потомков смешанных браков

1.1. Проблема этнического самосознания в современной науке

1.1.1. Структура этнического самосознания

1.1.2. Этническое самосознание и этническая идентичность

1.1.3. Особенности еврейского этнического самосознания

1.2. Этническое самосознание потомков смешанных браков 1.3 «Образ Я» как важнейший компонент самосознания личности :

1.4. Взаимосвязь этнического самосознания и «образа Я»

1.5. Ранняя юность как важнейший этап развития этнического самосознания и «образа Я»

Глава 2. Организация и методы исследования 2.1. Обоснование выбранного подхода 2.2 Организация исследования

2.3. Краткое описание методов и методик исследования

Глава 3. Результаты эмпирического исследования | особенностей этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения

3.1. Особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения по сравнению с этническим самосознанием и «образом Я» старшеклассников из однородных в этническом отношении семей

3.2. Особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения с различными типами этнической самоидентификации

3.3. Особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников, имеющих отца-еврея или мать-еврейку

Введение диссертации по психологии, на тему "Особенности этнического самосознания и "Образа Я" старшеклассников из русско-еврейских семей"

Проблема этнического самосознания выходцев из гетерогенных семей имеет исключительно важное и общенаучное, и прикладное значение. Рост числа межэтнических браков сегодня - это явление объективное и закономерное. Среди причин, вызывающих рост смешанной брачности у представителей различных этносов, отмечаются многие факторы: соотношение численности полов, динамика брачности, расширение межэтнических контактов, изменения образа жизни и ценностных ориентации (приверженность свободе, либерализму, вера в интеграцию групп меньшинства, отказ от этноцентризма и приверженность универсализму).

Как отмечает Е.М.Галкина (1993), «в ситуации однонациональных семей этничность для молодого поколения как бы задана априори, в многонациональных семьях, где постоянно взаимодействуют этнические компоненты как минимум двух культур, проблемы этнического самоопределения молодого поколения актуализируются. Процесс становления этнической идентичности происходит в этом случае эксплицированно, раскрываясь в каждом из аспектов идентичности: эмоциональном, когнитивном, поведенческом» (с. 6-7). В современном мире социальное и культурное пространство все более унифицируется, этническое своеобразие из сфер, доступных непосредственному внешнему наблюдению, погружается во внутренний план сознания, и именно в этих условиях изучение людей, являющихся членами нескольких культур, говорящих как минимум на двух «языках» - в самом широком смысле этого слова» - становится все более важно (Qureshi К., Moores S., 1999. Р. 314).

Кроме того, мы полагаем, что потомки смешанных браков являются отдельным объектом профессиональной деятельности практического психолога, поскольку наличие неоднородных этнических корней может значительно обогатить формирующуюся личность, стать источником новых направлений роста, но может и явиться причиной наличия мучительных разногласий с самим собой, внутренних конфликтов, тревоги и беспокойства, то есть всего того, с чем человек может обратиться к специалисту-психологу.

Но мы пока еще недостаточно много знаем об особенностях этнического самосознания детей из смешанных браков. Часто исследователи этого феномена ограничиваются фиксацией лишь одного компонента этнической идентичности - декларируемой этничности (то есть того, как сам человек определяет свою этническую принадлежность), а о более глубинных, содержательных характеристиках этнической идентичности людей смешанного этнического происхождения известно очень мало. Именно этим обусловлена актуальность данного исследования.

Целью нашего исследования было выявление особенностей этнического самосознания и «образа Я» у старшеклассников из русско-еврейских семей по сравнению со старшеклассниками из однородных по национальному составу семей русских и евреев.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Этническое самосознание и «образ Я» старшеклассников из русско-еврейских семей будет отличаться большей внутренней противоречивостью и эмоциональной напряженностью, чем этническое самосознание старшеклассников из гомогенных семей.

2. Старшеклассники смешанного русско-еврейского происхождения представляют собой психологически неоднородную группу, а за различными типами этнической идентификации скрываются содержательные особенности внутреннего плана сознания.

3. Характеристики этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного происхождения будут зависеть от того, кто именно из их родителей (отец или мать) является евреем.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотез было необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников из однородных по этническому составу семей русских и евреев.

2. Выявить особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения.

3. Сравнить основные особенности этнического самосознания старшеклассников из этнически смешанных и однородных семей.

4. Выявить различные типы этнической идентификации старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения.

5. Сравнить особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников с различным типом этнической самоидентификации.

6. Выявить различия в этническом самосознании и «образе Я» старшеклассников смешанного происхождения в зависимости от того, кто из их родителей (отец или мать) является евреем.

Объект исследования - учащиеся 9-11 классов школ Санкт-Петербурга, всего 165 человек. Из них были сформированы три группы: экспериментальная (подростки, у которых один из родителей еврей, а другой - русский, 77 человек) и две контрольных группы (подростки из семей, где оба супруга русские - 54 человека, подростки из семей, где оба супруга евреи - 30 человек). Возрастной диапазон - 15 - 17 лет. Средний возраст испытуемых составил 15,4 года. В исследовании приняли участие 74 юноши и 91 девушка. У 34 старшеклассников из экспериментальной группы евреем является отец, а у 43 - мать.

Предмет исследования - особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения, а также взаимосвязь этнического самосознания и «образа Я».

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили принцип целостного подхода в психологии, изложенный в трудах Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Панферова и др.; культурно-историческая теория развития личности Л.С.Выготского; подход к исследованию этнических процессов, разрабатываемый в рамках социального конструктивизма.

Методы исследования. Для реализации поставленных целей и задач использовался следующий комплекс методов: семантический дифференциал, методика «Символический анализатор мира» А.М.Парачева, «Методика исследования самоотношения» С.Р.Пантилеева, а также анкетный опрос.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась корректным подбором методов исследования в соответствии с поставленными целью и задачами, а также использованием методов математической статистики при обработке данных.

Научная новизна работы состоит в том, что полученные результаты позволяют расширить представления об особенностях этнического самосознания и «образа Я» потомков смешанных браков. Раскрыты различия во внутренней структуре самосознания старшеклассников смешанного происхождения в зависимости от типа этнической самоидентификации. Выявлены взаимосвязи между этническим самосознанием и представлением старшеклассников о себе. Установлены различия во временном аспекте «образа Я» у старшеклассников смешанного происхождения из семей двух типов этнического состава (семей, в которых еврейская мать и русский отец, и семей, в которых отец принадлежит к еврейскому этносу, а мать - к русскому).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что особенности этнического самосознания потомков смешанных браков соотнесены со структурой «образа я», то есть предмет исследования представлен совокупностью социальных, социально-психологических и этнопсихологических характеристик.

Практическая значимость работы заключается в том, что удалось получить важные результаты, показывающие большую противоречивость и эмоциональную напряженность этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников смешанного русско-еврейского происхождения по сравнению со старшеклассниками из гомогенных семей. Также полученные данные позволяют судить о наличии качественного своеобразия самосознания у старшеклассников смешанного происхождения в зависимости от избранного ими типа этнической самоидентификации, которое может быть связано с уровнем социально-психологической адаптации личности. Эти результаты могут быть использованы для составления психокоррекционных программ, планировании индивидуальной и групповой консультационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнические компоненты самосознания старшеклассников смешанного происхождения существуют отдельно от компонентов позитивно окрашенной личностной и социальной идентичности, что носит защитный характер.

2. Этническая социализация, главным институтом которой является еврейская школа, протекает у старшеклассников смешанного происхождения на негативном эмоциональном фоне, важной составной частью которого выступает антисемитизм.

3. Старшеклассники смешанного русско-еврейского происхождения склонны негативно оценивать иудаизм, видя в нем угрозу поддержания собственной позитивной идентичности.

4. Основные компоненты самоотношения старшеклассников смешанного происхождения - внутренняя конфликтность и самообвинение, причем данная структура самоотношения устойчива во времени.

5. Основные различия между старшеклассниками из семей с еврейскими матерями и русскими отцами и семей с русскими матерями и еврейскими отцами кроются во временном аспекте «образа Я», и могут быть интерпретированы, исходя из представлений о традиционном

разделении тендерных ролей в семье, согласно которым еврейская мать выполняет функцию обеспечения эмоционального комфорта ребенка на важнейших этапах его возрастного развития, а еврейский отец служит моделью человека, способного добиваться успеха в сфере профессиональной деятельности.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А.И.Герцена, на аспирантских семинарах; на Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург), Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология: Грань между целым» (Самара), VI Всероссийской конференции «Психология в школе» (Санкт-Петербург).

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. «Этническое самосознание у старшеклассников из национально-смешанных семей» // Психология XXI века. Тезисы международной межвузовской научно-практической конференции. - С-Пб., 2001. - С. 247 -249.

2. «Особенности этнического самосознания у старшеклассников смешанного происхождения» // Практическая психология в школе. Материалы VI Всероссийской конференции. - СПб.: «Иматон», 2001 г. -С. 206-208.

3. «Дети смешанных браков. Особенности этнического самосознания». // Новая еврейская школа. - 2001. - № 9. - С. 173 - 192.

4. «Особенности этнической идентичности подростков смешанного русско-еврейского происхождения» // Тезисы Девятой Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. - М., 2002. - С. 380 -383.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Текст

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Румянцева, Полина Витальевна, Санкт-Петербург

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. - № 1. - С. 95 - 101.

3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. - № 3. - С. 13 — 22.

4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании. // Вопросы психологии. 1968. - № 6. - С. 45 - 46.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI: ЛГУ, 1968. - 339 с.

7. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения. // Вопросы психологии. 1997. - № 6. - С. 23 -30.

8. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И.Б.Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

9. Арутюнов М.В. Фантом безэтничности. // Расы и народы. М.: Наука, -1989. -Вып. 19.-С. 22-24.Ю.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М.: Аспект-Пресс, 1999.-271 с.

10. Баранова Т.С. Теоретически модели социальной идентификации личности. // Социальная идентификация личности. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993. - С. 35 - 46.

11. Велик A.A. Психологическая антропология: История и теория. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии, 1993. - 192 с.

12. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 40 - 46.

13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Л., 1990 г. - 576 с.

15. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. 1955. - № 1. - С. 98 - 107.

16. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979. - № 4. - С. 23 - 34.

17. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. - 418 с.

18. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1981. - 390 с.

19. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия. // Советская этнография. 1969. - № 6.-С. 84-91.

20. Винер Б.Е. Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (на примере современного Петербурга). Дисс. . канд. соц. наук. СПб., 1998. - 191 с.

21. Винер Б.Е. Некоторые особенности этнических процессов на личностном уровне. // Обновление: межнациональные отношения и перестройка: Материалы научно-практической конференции. Л.: Лениздат, 1989. - С. 161-164.

22. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки. // Семья и семейная политика. М.: Изд-во Института социально-экономических проблем народонаселения. 1991. - С. 68 - 86.

23. Воронков В., Освальд И. Введение. Постсоветские этничности. // Конструирование этничности. / Под ред. Воронкова В. и Освальд И. -СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. 303 с.

24. Выготский JI.C. Педология подростка. Избранные главы. // Собрание сочинений. В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1982. - С. 5 - 242.

25. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка. М.: Изд-во АПН, 1956.-319 с.

26. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этнические самосознание как фактор развития индивидуальности. // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 69-75.

27. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве). Автореф. дис. . канд. истор. наук. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1993. - 30 с.

28. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Иудаизм в национальном самосознании российских евреев // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1994. - № 1(5). - С. 121 - 144.

29. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев. Материалы социологического исследования 1997 -1998 гг. // Диаспоры. 2000. - № 3. - С. 52 - 86.

30. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистически методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.

31. Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей). Автореф. дис. . канд. психол. наук -М., 1996. -22 с.

32. Гудков Л.Д. Антисемитизм в постсоветской России. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. / Под ред. Г.Витковской и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. М., 1999. - С. 44 - 98.

33. Гудков Л.Д. Антисемитизм в России. 1990-1997 гг. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1998. - № 2. - С. 4-34.

34. Гудков Л., Левинсон А. Отношение населения СССР к евреям // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1992. - № 1. - С. 6 - 41.

35. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса). Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1997. - 25 с.

36. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. - № 3. - С. 3 -13.

37. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. / Под общей ред. А.А.Белика. М.: Смысл, 2001. -С. 229 - 276.

38. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. - 56 с.

39. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности. // Вопросы психологии. 1997. - № 4. - С. 75 -85.

40. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. -1985,- №5. -С. 3-16.

41. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М., Кцоева Г.У. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований. // Психологический журнал. 1988. -Т. 9. -№3,-С. 26-34.

42. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: «Мысль». 1996. -386 с.

43. Елаева И.Э. Традиционные ценности и этническое самосознание бурят. // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М.: Изд-во Института этнологии и антропологии им. H.H.Миклухо-Маклая. 1994. С. 184 - 216.

44. Иберла К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. - 398 с.

45. Иванова A.A. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа). Автореф. дис. . доктора психол. наук. М., 2001. - 48 с.

46. Ильин В.И. Этнос как результат социального конструирования. // Человек и этнос: философия, социология, этнология. / Под ред.B.А.Семенова. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1998. - С. 35 - 62.

47. И о нин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000.-С. 641-655.

48. Калачева О. Бьггь, оставаться, становиться: этническая идентичность петербургских эстонцев. И Конструирование этничности. / Под ред. Воронкова В. и Освальд И. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998.C. 136-174.

49. Карпенко О. Быть «национальным»: страх потерять и страх потеряться. На примере татар Санк-Петербурга. // Конструирование этничности. / Под ред. Воронкова В. и Освальд И. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. - С. 37 - 96.

50. Кирсанов В.А. Маргиналъность и типы этнической самоидентификации. // Обновление: межнациональные отношения и перестройка: Материалы научно-практической конференции. Л.: Лениздат, 1989. - С. 159—161.

51. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). / Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

52. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления. // Советская этнография. 1977. - № 3. - С. 14-21.

53. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. -1967.-№2.-С. 100-111.

54. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - № 2. - С. 79 - 92.

55. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1983. - 335 с.

56. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История и психология. / Под ред. Б.Ф.Поршнева, Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 1971.-С. 122- 158.

57. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

58. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.

59. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

60. Кон И.С. Этноцентризм. // Философский энциклопедический словарь. — М: Советская энциклопедия, 1983. С. 812.

61. Конструирование этничности. / Под ред. Воронкова В. и Освальд И. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. 303 с.

62. Кораблина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. Учебное пособие по дисциплине «Основы социальной и практической психологии, культура умственного труда» для студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 1994. - 42 с.

63. Крюков М.В. . Этничность, безэтничность, этническая непрерывность. // Расы и народы. М.: Наука, - 1989. - Вып. 19. - С. 5 - 18.

64. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. 2-е изд., дополненное. СПб., 1995. -136 с.

65. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н.Миклухо Маклая.- 1949. -VIII.

66. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: «Юпоч-С». 1999. - 224 с.

67. Лебедева Н.М. Новая Русская Диаспора: Социально-психологический анализ. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1997.

68. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 48 - 58.

69. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Изд-во Института этнологии и антропологии РАН, 1993. - 195 с.

70. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье. // Психологический журнал. 1992. - Т. 13. - № 6. -С. 35-42.

71. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. // Советская этнография. 1973. - № 5. - С. 123 -131.

72. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука. 1985. С. 138 - 153.

73. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1945. - 121 с.

74. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии.- 1975. -№ 2.-С. 31 -45.

75. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 448 с.

76. Лурье C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. -448 с.

77. Львина Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области. Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Самара, 2000. 26 с.

78. Мавродин В В. Формирование русской нации. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 7 июля 1947 года в Ленинграде. Л. 1947. - 36 с.

79. Мамбеева A.C. Изучение русской этнической самоидентичности. Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1995. - 19 с.

80. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.

81. Милитарев А. О содержании термина «диаспора». (К разработке дефиниции.) // Диаспоры. 1999 г. - №1. - С. 25-33.

82. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1991.-21 с.

83. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера. // Психологический журнал. 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 44 - 52.

84. Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999. - 101 с.

85. Налчаджян A.A. Я-концепция. // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С. 270 -332.

86. Носенко Е. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков. // Диаспоры. 2000. - № 3. - С. 87 - 114.

87. Павленко В.Н., Корж H.H. Трансформация социальной идентичности в постготалитарном обществе. // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. -№ 1.-С. 75-88.

88. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. M.: «Смысл», 1993.-32 с.

89. Панферов В.Н. В поисках целостного подхода в психологии. И Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. - № 1. - С. 125 -130.

90. Панферов В.Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб., 2000. -160 с.

91. Парачев A.M. Символический анализатор мира (в рукописи).

92. Парачев A.M. Цветоассоциативное измерение эмоциональных значений. // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. М.: Изд-во Института лингвистики АН СССР, 1985. - С. 154 - 155.

93. Парачев A.M., Куликова О.В. Семантический дифференциал и цветовые ассоциации. // Материалы X Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. М. : Изд-во Института лингвистики АН СССР, 1991. - С. 152-154.

94. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. -400 с.

95. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям. // Советская этнография. 1987. - № 4. - С. 22 - 38.

96. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания. // Вопросы психологии. 1982. - № 5. С. 23 -35.

97. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. 2-е издание. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 214 с.

98. Петренко В.Ф., Сурманидзе Л.Д. Исследование стереотипов обыденного сознания методами психосемантики (на материале фразеологизмов грузинского языка). // Советская этнография. 1994. -№6.-С. 50-61.

99. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект. // Вопросы психологии. 1993. - № 3. С. 101-109.

100. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: «Речь», 2001. - 319 с.

101. Порпшев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического сознания. -М.: Наука. 1973. 88 с.

102. Порпшев Б.Ф. Социальная психология и история. M.: Наука. 1967. -218 с.

103. Психология современного подростка. / под ред. Д.И.Фельдштейна. -M.: Педагогика, 1987. 240 с.

104. Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общностей. // Советская этнография. 1973. - № 6. - С. 51 - 65.

105. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: Пер. с нем. M.: Мир, 1994. - 320 с.

106. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-712 с.

107. Русские (этносоциологические очерки). М.: Наука. 1992. - 464 с.

108. Рывкина Р. Социальные типы евреев в современной России // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996 г. - № 2. - С. 32-50.

109. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С. 174-207.

110. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.

111. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Институт «Открытое общество», 1996 - 204 с.

112. Сикевич З.В. Национальные движения и молодежь. // Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 204 - 217.

113. Сикевич З.В. Русские: образа народа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

114. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1999.-203 с.

115. Синельников А. Почему исчезает российское еврейство. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996. - № 2. - С. 51-67.

116. Синельников А. Некоторые демографические последствия ассимиляции евреев в СССР. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1994. - № 1(5). - С. 91-99.

117. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 184 с.

118. Собкин B.C. Еврейский подросток о семье: опыт социологического исследования // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1996. -№2. С. 4-31.

119. Собкин B.C. Ценностные ориентации еврейского подростка: опыт социологического исследования. // Вестник Еврейского Университета в Москве. 1995. - № 1,- С. 4 - 50.

120. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности. // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. В.С.Собкина М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 105 - 141.

121. Собчик JI.H. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Люшера. Методическое руководство. М., 1990. - 89 с.

122. Соколов E.H., Вартанов A.B. К исследованию семантического цветового пространства. // Психологический журнал. 1987. - Т. 8. - № 2.-С. 58-65.

123. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М„ 1989.

124. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл. - 1998. 389 с.

125. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. И Вопросы психологии. 1989. - № 2. - С. 27-35.

126. Снежкова И.А. Проблемы изучения этнического самосознания у детей и юношества. // Советская этнография. 1982. - № 1.

127. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

128. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. В.С.Собкина М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 85 - 104.

129. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

130. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 80 с.

131. Сталин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.

132. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта. // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. М., 1979. - С. 90 - 112.

133. Суходольский Г.М. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. - 429 с.

134. Терентьева JI.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях. // Советская этнография. 1969. - № 3. - С. 20 -30.

135. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. Казань: Форт-Диалог. 1996. - 164 с.

136. Тишков В. Идентичность и культурные границы. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей. / Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова и А.Малашенко. М.: Моск. Центр Карнеги, 1997.-С. 15-43.

137. Толстых H.H. Ранняя юность. В кн. «Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 372-426.

138. Фельдпггейн Д.И. Психологические проблемы изучения современного подростка. // Вопросы психологии. 1983. - № 1. - С. 33 -42.

139. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1989. 168 с.

140. Фрейд 3. Идеал «Я». // Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С. 442 446.

141. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1996. - 251 с.

142. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя. 2000. — 240 с.

143. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

144. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. -Ленинград: Изд-во НИИ им. В.М.Бехтерева, 1985. 20 с.

145. Чебоксаров H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов (Вступительное слово на симпозиуме). М.: Наука, 1964. - 20

146. Чистов K.B. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. - №3. С. 73-85.

147. Членов М. Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса) // Диаспоры. 1999. - №1. - С. 34 - 56.

148. Шелепов Г. В. Общность происхождения признак этнической общности. // Советская этнография. - 1968.- № 4. - С. 65-74.

149. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. - 448 с.

150. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.-480 с.

151. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С. 36 - 46.

152. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 589 с.

153. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.340 с.

154. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Под ред. Е. Ф. Бажина. JL, 1980. - С. 110—114.

155. Юхенева Н. Между традиционализмом и ассимиляцией (о феномене русского еврейства). // Диаспоры. 1999 г. - №1. - С. 160-178.

156. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. - С. 589 -601.

157. Яныпин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 200 с.

158. Ackroyd J., Pilkington A. Childhood and the Construction of Ethnic Identity in a Global Age. // Childhood. 1999. Vol. 6 (4). P. 443 454.

159. Allport G.W. Formation of In-groups. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 73 89.

160. Bauer Y. In Search of a Definition of Antisemitism. // Approaches to Antisemitism. Context and Curriculum. / Ed. by Michael Brown. New York, 1994. P. 10-23.

161. Bochner S. The Social Psychology of Cross-Cultural Relations. // Cultures in Contact. Studies in Cross-Cultural Interaction. / Ed. by S.Bochner. Oxford: Pergamon Press, 1982. P. 5 44.

162. Bruner E.M. The Expression of Ethnicity in Indonesia. // Urban Ethnicity. / Ed. by A.Cohen. London. 1974. P. 251 280.

163. Clark K. B., Clark M.K. The Development of Consciousness Of Self and the Emergence of Racial Identification in Negro Preschool Children // Journal of Social Psychology, S.P.S.S.I. Bulletin, 1939, # 10, P. 591-599.

164. Clark K. B., Clark M.K. Skin Color as a Factor in Racial Identification in Negro Preschool Children // Journal of Social Psychology, S.P.S.S.I. Bulletin, 1940, # 11, P. 159 169.

165. Cohen A. The Lesson of Ethnicity. // Urban Ethnicity. / Ed. by A.Cohen. London. 1974. P. ix xxiv.

166. Dale N. Jews, Ethnicity and Mental Health. // Soul Searching. Readings in Judaism and Psychotherapy. SCM Press Ltd., 1988. P. 68 79.

167. Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and Identity. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 5- 11.

168. Erikson E.H. The Concept of Identity in Race Relations: Notes and Queries. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 59 72.

169. Farris B., Brymer R. Differential Socialisation of Latin and Anglo-American Youth: an Exploratory Study of the Self Concept. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 145- 157.

170. Hauser S.L. Black and White Identity Formation and the Future. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 166- 172.

171. Himmelfarb H.S. Research on American Jewish Identity and Identification Progress, Pitfalls, and Prospects. // Understandig American Jewry. / Ed. by M.Sklare. New Brunswick. 1982. P. 56-95.

172. Hunter J. A. Inter-Group Evaluative Bias and Self-Esteem among Christians. // Current Research In Social Psychology. 1998. Vol. 3 (7). P. 74 -87.

173. Gitelman Z. The Evolution of Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. // Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. / Ed. by Y.Roi and A.Beker. New York, 1991. P. 3-24.

174. Gitelman Z. The Reconstraction of Community and Jewish Identify in Russia. // East European Jewish Affairs. Vol. 24. # 2,1996. P. 35 56.

175. Goldscheider C. Demography of Jewish Americans: Research, Issues, and Challenges. // Understandig American Jewry. / Ed. by M.Sklare. New Brunswick. 1982. P. 1 55.

176. Kogan M. The Jews of Leningrad According to the Census of 1989. // Jews in Eastern Europe. Winter 1994. P. 41-51.

177. Mann J. Status: The Marginal Reactions Mixed-Bloods and Jews. // Psychology and Race / Ed. by P.Watson. Harmondsworth: Penguin Education, 1973. P. 213 - 223.

178. Markowitz F. If a Platypus Is Both a Reptile and a Mammal, Can a Person Be Both a Russian and a Jew? Post-Soviet Teenagers' Constraction of Russian Jewish Identity. // East European Jewish Affairs. Vol. 26. # 2. Winter 1996. P. 27-40.

179. McClain E.J. Embracing the Stranger: Intermarriage and the Future of American Jewish Community. New York. Basic Books. 1995. 306 p.

180. Mitchell J.C. Perception of Ethnicity and Ethnic Behaviour: An Empirical Exploration. II Urban Ethnicity. / Ed. by A.Cohen. London. 1974. P. 1 35.

181. Park R.E. Human Migration and the Marginal Man. // The American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. # 6. P. 881 893.

182. Phillips B.A. Re-examing Intermarriage: Trends, Textures, Strategies. A Joint Publication of The Susan and David Wilstein Institute of Jewish Policy Studies and The William Petschek National Jewish Family Center, 1995.

183. Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research. //Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108. # 3. P. 499-514.

184. Piaget J., Weil A.M. The Development in Children of the Idea of Homeland and of Relations with Other Countries. // International Social Science Bulletin. 1951. Vol 3. P. 561 578.

185. Pushkin I., Veness T. The Development of Racial Awareness and Prejudice in Children. // Psychology and Race / Ed. by P.Watson. Harmondsworth: Penguin Education, 1973. P. 23 -42.

186. Qureshi K., Moores S. Identity Remix. Traditon and Translation in the Lives of Young Pakistani Scots. // European Journal of Cultural Studies. 1999. Vol. 2 (3). P. 311 -330.

187. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-image: Ethnic group differences. // Ethnic Identity in Society. / Ed. by A.Dashefsky. Chicago. College Publishing Company, 1976. P. 183 189.

188. Tajfel H. The Roots of Prejudice: Cognitive Aspects. // Psychology and Race / Ed. by P.Watson. Harmondsworth: Penguin Education, 1973. P. 76 -95.

189. Tajfel H., Turner J. An Intergrative Theory of Intergroup Conflict. // The Social Psychology of Intergroup Relations. / Ed. by W.G.Austin and S.Worchel. Monterey, Books Publishing Company, 1979. P. 33 49.

190. Tobin G.A. Jewish Perception of Antisemitism. New York, 1988. 328 p.

191. Tolts M. Jews in Russia: a Century of Demographic Dinamics // Диаспоры. 1999 . - №1. - С. 180-198.

192. Умный 3 2 1 0 1 2 3 Глупый

193. Жадный 3 2 1 0 1 2 3 Щедрый

194. Оптимист 3 2 1 0 1 2 3 Пессимист

195. Завистливый 3 2 1 0 1 2 3 Независтливый

196. Отзывчивый 3 2 1 0 1 2 3 Черствый

197. Общительный 3 2 1 0 1 2 3 Замкнутый

198. Альтруист 3 2 1 0 1 2 3 Эгоист

199. Националист 3 2 1 0 1 2 3 Интернационалист

200. Патриот 3 2 1 0 1 2 3 Непатриот

201. Хитрый 3 2 1 0 1 2 3 Простодушный

202. Рассудительный 3 2 1 0 1 2 3 Безрассудный

203. Доверчивый 3 2 1 0 1 2 3 Подозрительный

204. Настойчивый 3 2 1 0 1 2 3 Ненастойчивый

205. Умный 3 2 1 0 1 2 3 Глупый

206. Жадный 3 2 1 0 1 2 3 Щедрый

207. Оптимист 3 2 1 0 1 2 3 Пессимист

208. Завистливый 3 2 1 0 1 2 3 Независтливый

209. Отзывчивый 3 2 1 0 1 2 3 Черствый

210. Общительный 3 2 1 0 1 2 3 Замкнутый

211. Альтруист 3 2 1 0 1 2 3 Эгоист

212. Националист 3 2 1 0 1 2 3 Интернационалист

213. Патриот 3 2 1 0 1 2 3 Непатриот

214. Хитрый 3 2 1 0 1 2 3 Простодушный

215. Рассудительный 3 2 1 0 1 2 3 Безрассудный

216. Доверчивый 3 2 I 0 1 2 3 Подозрительный

217. Настойчивый 3 2 1 0 1 2 3 Ненастойчивый

218. Наглый 3 2 1 0 1 2 3 Тактичный