Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения

Автореферат по психологии на тему «Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Чукова, Анна Сергеевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения"

На правах рукописи

м

005005483

ЧУКОВА Анна Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЩЕНИЯ КАК ФЕНОМЕНА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Специальность 19.00.05- социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

- 8 ДЕК 2011

Саратов - 2011

005005483

Работа выполнена на кафедре практической психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель -

доктор психологических наук, профессор

Гриценко Валентина Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Алишев Булат Салямович

доктор психологических паук, профессор

Ярушкин Николай Николаевич

Ведущая организация -

ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

Защита состоится 22 декабря 2011 г. в 12.00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.14. по присуждению ученой степени кандидата психологических паук при ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского» по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.ЮА, корпус 12, ауд. 329.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского».

Автореферат разослан « » ноября 2011 г.

Текст автореферата размещен на сайте: http://vak.cd.gov.ru « » ноября 2011 г.

Текст автореферата размещен на сайте Саратовского государственного университета: http://www.sgu.ai ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент ¿^¿У ^ в. Рягузова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется ростом социальной напряженности, увеличением числа межэтнических, межконфессиональпых, политических конфликтов, усилением нетерпимости к инакомыслию при декларируемых демократических ценностях равенства, свободы, права на самоопределение.

Расширение масштабов реальной и виртуальной коммуникации и взаимодействия часто приводит к тому, что конфликтных ситуаций в жизни человека становится все больше.

Увеличение числа разводов (особенно в молодых семьях), сокращение общения между супругами, родителями и детьми, непонимание потребностей ребенка, высокий уровень суицидных попыток в подростковом возрасте, -столь многочисленные и многообразные конфликтные ситуации ставят на повестку дня вопрос поиска путей и способов их регулирования и разрешения. Прощение можно назвать одной из альтернатив конфликтной ситуации наряду с приспособлением, компромиссом, игнорированием, соперничеством и сотрудн ичеством.

Сложность изучения данного феномена заключается в том, что, несмотря на широкую распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого, при проведении психологических исследований прощения возникают трудности терминологического характера, разработки методик, интерпретации данных.

К рассмотрению такого многогранного феномена обращались мыслители разных времен: Эпиктет, М. Моптень, Ф. де Ларошфуко, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, JL Толстой, И. Ильин, В. Янкелевич. В трудах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франкл), исцеления (Э. Фромм), принятия другого (Ю. Орлов), нравственного акта (A.A. Родионова), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Исследование феномена прощения за рубежом в последние двадцать лет носит междисциплинарный характер. Так, прощение является предметом изучения философии (J. North, N. Richards, L. Smedes, Т. Bedell, К. Trevino и др.), медицины (D. Kaminer, D. Stein, I. Mbanga, К. Lawler, J. Yonger, R. Piferi, E. Billington и др.), психологии (R. Enright, E. Gassin, R. Fitzgibbons, J. Smidt, M. McCullough, S. Sandage, E. Worthington, R. Emmons, K. Pargament, J. Berry, T. Hargrave, W. Hill, P. Madikizela-Gobodo и др.). В нашей стране исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (O.A. Апуневич, Ю.М. Орлов), психологии семьи (A.A. Родионова).

Анализ теоретических работ позволил выявить ряд объективно существующих противоречий, обусловивших актуальность разработки феномена прощения:

- между значимостью прощепия в процессе человеческого общения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной стороны данного феномена;

- между потребностью раскрыть психологические механизмы процесса прощения и отсутствием социально-психологических исследований прощения как важнейшего феномена межличностного общения;

- между запросами практики и недостаточным числом технологий по выражению и поиску прощения, выработанных наукой.

Проблема диссертационного исследования сводится к необходимости изучения социально-психологических характеристик межличностного прощения, на основе которых стало бы возможным создание условий для конструктивного взаимодействия лиц, оказавшихся в ситуации обиды, конфликта, кризиса межличностных отношений, реализация мер по формированию толерантности в современном обществе, разработка рекомендаций и технологий по поиску и выражению прощения.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Объект исследования: прощение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Основная гипотеза: прощение может быть представлено как феномен межличностного общения, который может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии, и может предполагать активность со стороны субъектов общения, ценностное отношение к другому, понимание его и самопонимание, готовность к диалогу.

Частная гипотеза: социально-психологическими характеристиками прощения, отражающими содержательно-динамическую сторону прощения как феномена межличностного общения, могут выступать мера (условия, при которых прощение происходит), избирательность (что прощается), парциальность прощепия (кому прощается).

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в диссертационной работе ставились и решались следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы прощепия в отечественной и зарубежной литературе и обосновать возможность его изучения как феномена межличностного общения с позиций иптерсубъектного подхода.

2. Изучить содержание представлений о функциях прощепия и субъектах прощения.

3. Провести социально-психологический анализ содержательно-динамических характеристик прощепия (мера, парциальность, избирательность), выявить их возрастные и половые особенности.

4. Проанализировать взаимосвязи между условиями прощения, установками на прощение и социально-психологическими характеристиками личности (эмпатическими тенденциями, эмоциональной направленностью личности, установками на альтруизм-эгоизм).

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые методологические принципы комплексного (Б.Г. Ананьев); системного (В.А. Барабанщиков, A.B. Брушлинский, В.А. Ганзеп, A.Jl. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); интерсубъектного (А.У. Хараш, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков и др.) подходов к изучению психических явлений.

Существенное значение в разработке проблемы имели основные положения теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), концепции социального восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, В.А. Лабунская); концепции субъектности (A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.П. Зинчепко), теории социальных представлений (С. Московичи, Т.П. Емельянова, P.M. Шамионов), концепции доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрсйченко), а также результаты зарубежных исследований феномена прощения (Р. Эирайт, Э. Гассин).

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения социально-психологической литературы по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования - контент-анализ, метод сочинений, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

3. Методы математической статистики: первичпая описательная статистика, метод оценки значимости различий по критерию t-Стьюдеита, коэффициент корреляции г-Пирсона.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса, психодиагностического тестирования и эмпирического исследования, проведенного с помощью методики сочинения. В исследовании, проводившемся в 2009-2010гг., приняло участие 333 человека (128 мужчин и 205 женщин).

Достоверность полученных результатов обеспечивается широкой теоретической базой, опорой на современные психологические исследования, репрезентативной выборкой, корректным применением статистических методов.

Научная новизна исследования.

Представлено понимание прощения как феномена межличностного общения с позиций иптерсубъектного подхода, согласно которому прощение может выступать как во виутриличиостном пространстве, так и во взаимодействии людей. Прощение - активный процесс, предполагающий ценностное отношение к другому, уважение к нему, готовность к диалогу, понимание субъекта и самопонимание.

Определены функции прощения как феномена межличностного общения: поддержание межличностных отношений (примирение, продолжение общения),

воспитательная (предотвращение неподобающего поведения обидчика в дальнейшем), общественная (поддержание мира и согласия в обществе), познание другого, самопознание, выражение отношения к другому; а также аффективная (облегчение эмоционального состояния), смыслообразующая (нахождение смысла в пережитом), личностный рост (возможность развития личности), прагматическая (стремление к выгодам).

Образы субъектов прощения: выражающего прощепие и ищущего его, -представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

Выделены и подробно описаны содержательно-динамические характеристики прощения: мера (при каких условиях ' выражается и ищется прощепие), избирательность (что прощается), парциальность (кому прощается). Выявлены возрастные и половые особенности проявления данных характеристик. 1 "

Установлено, что морально-нравственные условия, предполагающие учет интересов второго субъекта прощения, и готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Условия, предполагающие собственные выгоды, связаны с направленностью на самоутверждение и социально-психологической установкой па эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств по отношению к обидчику в момент нанесения обиды и в момент просьбы о прощении.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о прощении как социально-психологическом феномене.

Проведенное исследование с точки зрения интерсубъектного подхода расширяет представления о содержательно-динамической и процессуальной сторонах прощепия, вносит вклад в решение проблемы взаимосвязи между психологическими характеристиками межличностного прощения и определенными социально-психологическими характеристиками личности, а также в теоретическую часть социальной психологии личности и психологии общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут выступать базой для разработки рекомендаций, направленных на обучение конструктивному поведению в ситуации межличностного конфликта, и технологий по выражению и поиску прощения. Результаты эмпирического исследования могут быть включены : в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, психологии семьи, психологического консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностное прощение, согласно интерсубъектному подходу, может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии людей, его субъектами являются тот, кто ищет прощение и тот, кто его выражает. Данный феномен предполагает проявление ценностного отношения ко второму субъекту общения, уважение, готовность к диалогу, активное понимание душевного состояния субъекта и самопоиимание.

2. Распространенными функциями прощения как феномена межличностного общения являются функции поддержания межличностных отношений, воспитательная, общественная, познания другого, самопознания, выражения отношения к другому, а также аффективная, смыслообразующая, личностного роста, прагматическая.

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего прощение, представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

3. Основными характеристиками процесса прощения выступают мера (условия, при которых прощение выражается), парциальность (что прощается), избирательность (кому прощается):

а) прощение чаще всего выражается и ищется исходя из внутренних (морально-нравственных) условий, учитывающих интересы второго субъекта общения; условия внешние (утилитарные), которые формируются исходя из соображений собственных выгод или под давлением общества, играют меньшую роль в прощении по сравнению с условиями внутренними;

б) прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны для рационального объяснения и понимания, которые переживал когда-то сам субъект, и которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие;

в) прощение легче и чаще всего выражается тому, к кому испытывается аттракция, снисхождение, а также тому, с кем можно себя идентифицировать.

Тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается с возрастом; женщины чаще, чем мужчины прощают обидчиков.

4. Условия прощения, установки на прощение тесно взаимосвязаны с социально-психологическими характеристиками личности. Внутренние условия прощения, которые выработаны исходя из морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения, готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Внешние условия прощения, которые выработаны исходя из своих собственных интересов и выгод, связаны с глористической направленностью личности (направленностью на самоутверждение) и социально-психологической установкой па эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств при нанесении обиды (гнева, раздражения, отвращения к обидчику); редкое переживание злорадства и превосходства над

обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое - жалость и любовь к обидчику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр практической, общей и социальной психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чериышевского. Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и одобрены на второй международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», БФСГУ Балашов, 2005 г; международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2008 г.; международной научно-практической конференции «Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся мире», БИ СГУ, Балашов, 2009 г.; второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культуриой психологии», СГУ, Смоленск, 2010 г.; международной научной конференции «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», СГУ, Саратов, 2010. Основное содержание диссертации отражено в 12 научных статьях.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 164 источника, в т.ч. 35 иностранных, 11 приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются гипотезы и положения, выносимые на защиту.

Глава I «Теоретические основы изучения прощения как феномена межличностного общения» посвящена теоретическому анализу феномена межличностного прощения и включает в себя 4 параграфа.

В первом параграфе «Представления о прощении в положениях различных религиозных учений» рассматриваются особенности прощения с точки зрения некоторых конфессий. В некоторых религиях (иудаизм, христианство, мусульманство) личное прощение поощряется, так как оно воспроизводит отношение бога к человечеству. В основе прощения лежит милосердие и сострадание, а человек должен помнить, что сам не защищен от ошибок. Наиболее акцентировано прощение в христианстве (и в частности, в православии), оно представляет собой акт воли, предполагающий нежелание обиженного наказывать и осуждать обидчика, проявление милосердия по отношению к нему. Православное прощение безусловно и дается на основе любви к ближнему.

Во втором параграфе «Размышления о прощении в философских текстах» показано многообразие взглядов на сущность прощения в трудах философов. Встречаются упоминания о прощении и мести в древнекитайской (у Лао-Цзы) и древнегреческой философии (Эпиктет). Французские мыслители

писали об особенностях прощения: М. Монтень определял виды прощения, а Ф. де Ларошфуко говорил о прощении в контексте дружбы и вражды. Попытки установить, что такое прощение, делали немецкие мыслители XIX века: А. Шопенгауэр считал прощение идентичным забыванию, а Ф. Ницше определял прощение, прежде всего, как отсутствие мести.

Принципы всепрощения, «непротивления злу насилием», «всеобщей любви» лежали в основе так называемого «толстовства», возникшего в конце 1880-х годов. Л. Толстой проповедовал любовь, смирение, унижение, возмездие добром за зло. И. Ильи», христианский философ XX века, разделял личное прощение, когда человек может простить свою личную обиду, и так называемое «божественное» прощение, когда поступок обидчика уже становится делом общества.

Детально описывал феномен прощения в XX веке французский философ русского происхождения В. Янкелевич. Прощать, по его мнению, - это освобождать обвиняемого от его вины, наказания, или от части его наказания, или же освобождать его до окончания его наказания. Для Янкелевича настоящее прощение - безусловное, но, в отличие от безусловного прощения с точки зрения христианства, это не волевое решение, а порыв сердца, который внезапен, спонтанен и длится мгновенье. Кроме того, для прощения необходима просьба о прощении со стороны обидчика, в отличие от христианской позиции, которая предполагает, что обидчик может не делать первый шаг и не раскаиваться. Такое «чистое» прощение - это скорее идеал, к которому каждый человек должен стремиться, некий «измерительный эталон для оценки».

В третьем параграфе «Представления о прощении в психологических трудах» рассматриваются определения прощения в различных психологических работах. Одновременно с обсуждениями философов XX века появляются первые упоминания о феномене прощения и в трудах зарубежных психологов (В. Фраикл, Э. Фромм, Ж. Пиаже, К. Изард). Исследователи в русле разных направлений пытались дать определения прощения. Изучение феномена прощения в русле психологии личности ведется через изучение личностных свойств, которые могли бы «предсказать», спрогнозировать выражение прощения. Так, например, Р. Эммонс описывает прощение как личностный конструкт высокого уровня, определяемый набором особых качеств: восприимчивость к обстоятельствам, смягчающим злобу, навыки управления эмоциями, эмпатия, смирение, готовность воздавать добром и желание состоять в. гармоничных отношениях. Зарубежные исследователи говорят также о прощении как некоем акте. Так, например, Д. Хоуп определяет прощение как добровольный акт, выбор, сделанный по поводу того, как человек относится к своему прошлому. Обиженный может выбрать месть, воздаяние за обиды, либо может «разрешить» обиды и расстаться с чувством негодования. О прощении как отпущении чувства обиды заявляют Д. Ансбюргер, Т. Стивен.

При изучении феномена прощения ряд исследователей справедливо подчеркивают процессуальный характер прощения (К. Паргамент, Т. Хэргрэйв, Б. Кашшгэм, Р. Энрайт, Р. Мюррэй, Дж. Шмидт, Е. Уортингтоп, У. Хилл и П.

Муллеи, Дж, Пэттон, С. Сэндэйдж). Основными фазами динамики прощения являются осознание ситуации обиды, пересмотр своих взглядов, принятие решения о прощении и его дарование. Р. Эирайт и его коллеги также вводят заключительную результирующую фазу, которая предполагает осознание психологических и духовных выгод прощения. С точки зрения A.A. Родиоиовой, можно выделить такие стадии, как проступок, оценка нравственной ситуации, сопоставление нравственных альтернатив, принятие позиции другого человека, признание собственной вины, прощение (без примирения / с примирением) или непрощение, реализация нравственной потребности личности.

В четвергом параграфе «Изучение прощения как феномена межличностного общения» обосновывается необходимость рассмотрения прощения как феномена межличностного общения с точки зрения интерсубъектного подхода, в центре которого, согласно А.У. Харашу, стоит понимание «обращения человека к человеку» (личностное обращение). Согласно интерсубъектому подходу, прощение возникает во внутриличностном пространстве человека и проявляется во взаимодействии людей; данный феномен включает в себя ценностное отношение к другому субъекту взаимодействия, его понимание, способность к идентификации, эмпатии, рефлексии по отношению к нему, готовность к диалогу с ним. Опираясь на данный подход, а также результаты исследований Т.П. Скрипкииой в рамках проблемы психологии доверия, можно выделить характеристики прощения как самостоятельного социально-психологического феномена. Этими характеристиками выступают: мера, избирательность, парциалыюсть (по аналогии с феноменом доверия). Мера прощения дается обиженным, прежде всего, на основе морально-нравственной оценки поступка. Условия, при которых прощение дается, формируются либо исходя из морально-нравственных мотивов самого субъекта прощения, либо исходя из каких-то собственных удобств и выгод, или под влиянием общественного мнения. Таким образом, в качестве основных явлений, определяющих меру прощения, выступают понимание партнера, его внутреннего мира, способность встать на точку зрения другого, эмпатия, сострадание и сопереживание.

Парциалыюсть проявляется в том, что для одного и того же субъекта прощения существует ряд действий, которые могут быть прощены так или иначе с учетом определенных обстоятельств, и ряд поступков, которые простить не представляется возможным пи при каких обстоятельствах. Парциалыюсть может иллюстрировать механизм понимания не только внутреннего мира другого, но и самопонимания: человеку легче прощать те поступки, по поводу которых ему когда-то приходилось искать прощение самому.

Избирательность может определяться отношением к самому обидчику и зависеть от возраста, пола, социального статуса, психологической дистанции объекта прощения и т.п. Данная характеристика определяется взаимоотношениями с положительно значимым человеком, а также феноменом межличностной идентификации.

В результате научного анализа каждая из перечисленных характеристик выделяется как самостоятельная, по в реальной жизни этн характеристики будут выступать не отдельно и изолированно, а в тесном единстве друг с другом.

Во второй главе «Эмпирическое исследование социалыю-нсихологических характеристик феномена прощения» изложены результаты эмпирического исследования.

В первом параграфе «Описание методического инструментария и выборки исследования» описан методический инструментарий, использовавшийся в исследовании. Контент-анализ (сочинений и некоторых ответов испытуемых), анкетирование и психодиагностическое тестирование предоставило возможность для выявления основных особенностей и характеристик феномена прощения. Методика сочинений позволила изучить процесс прощения со вссмн его последовательными этапами, выявить отношение к прощению и его роли в жизни человека. Анкетирование помогло детально изучить характеристики прощения: меру, парциалыюсть и избирательность; эмоциональные проявления на некоторых стадиях процесса прощения; представления о прощении, его функциях и образах субъектов прощения. Психодиагностическое тестирование определило некоторые социально-психологические характеристики личности, что, в свою очередь, позволило прояснить взаимосвязи некоторых характеристик прощения с ними. В данном параграфе описана также выборка исследования. В исследовании, проводимом с помощью методики сочинений, приняло участие 50 человек (37 женщин и 13 мужчин) в возрасте 20-35 лет. Социально-психологический опрос охватил 283 человека в возрасте 20-65 лет, медиана - 32 года, 115 мужчин и 168 женщин. Общее количество испытуемых, участвовавшее в исследовании, составило 333 человека (128 мужчин и 205 женщин). Исследование проводилось в 2009-2010 гг.

Второй параграф «Представления о прощении в обыденном сознании» посвящен эмпирическому исследованию представлений о прощении, его роли и субъектах прощения.

Так, прощение для значительной части опрошенных представляется как акт, действие, которое направлено на второго субъекта прощения - 43% («Проявление доброты к тому, кто обидел»; «Снятие вины с души обидчика»; «Дарование шанса человеку по-новому начать свою жизнь»), 20% респондентов считают прощение идентичным пониманию и осознанию ситуации или обидчика («Когда ты понимаешь человека и готов принять его», «Осознание причин обиды»). Для 12,5% - это состояние, эмоции и чувства («Чувство, которое возникает, когда проходит обида», «Радостное чувство на душе»). Также можно отмстить, что некоторые респонденты предстаааяют себе прощение как умение и способность (10,1%), качество, свойство личности (7,1%), отсутствие негативных побуждений и чувств (5%), потребность (1%) и установку (1%).

Благодаря прощению поддерживаются и восстанавливаются межличностные отношения (45,4% по результатам сочинения и 24,8% -

опроса), улучшается психологическое и физическое самочувствие (21,6% по результатам сочинения и 44,8% - опроса). Кроме этих функций, выделены также смыслообразующая, личностного роста, познания другого, общественная, самопознания, выражения отношения к другому, прагматическая.

Образы субъектов прощения представляются справедливыми (средний балл оценки образа прощающего равен 5,90 и 5,70 - образа ищущего прощение), добродетельными (6,10 и 5,60 соответственно), умными (6,02 и 5,77), сильными (5,95 и 5,57) и искренними (5,74 и 5,43). Восприятие образов субъектов (прощающего и ищущего прощение) разнится: образ прощающего представляется более эмоционально благополучным: счастливым (1:., = 6,73, р < 0,001), спокойным (I, = 6,60, р < 0,001) и радостным (I, = 6,55,р < 0,001); уверенным в себе: уверенным (1, = 3,85, р < 0,001), сильным (I, = 3,10 при р < 0,01), авторитетным (I, = 5,50, р < 0,001), властным (I, = 4,04, р < 0,001), величавым (I, = 3,27, р < 0,01); более надежным (1э= 3,02, р < 0,01).

Третий параграф «Анализ содержательно-динамических характеристик прощения» позволяет охарактеризовать содержательно-динамическую сторону прощения.

Основными характеристиками процесса прощения выступают мера, парциальность, избирательность.

В результате эмпирического исследования меры прощения как меры ценностного отношения взаимодействующих субъектов были определены условия, при которых прощение ищется (рис. 1) и даруется (рис. 2).

1 Осознание вины перед тем. кого обидел ...

2.Стремлеиие восстановления прежних взаимоотношений

3.Возвращение своего душгвкосо покоя

4.Воз8раи>эние душевного покоя тому, кого обидел

¡».Переживание о том, что обменный испытывает негативные чувства к обидчику

б.Нежелание осуждения другими людьми

0 0.5 1 1.5 2 2,5 3 3.5 4 4,5 5

Рис. 1. Средние значения допустимости условий поиска прощения

1, Осознание обидчиком 8ИНЫ и его просьба о прощзнии 2 Допущение, что любой имеет право на ошибки 3. Осознание и переживание вины обидчиком 4 Чувство собственной вины: обидчик переживает из-за ссоры 5 Допущение того, что человек обидел, сам того не понимая б. Сохранение своего душевного покоя и здоровья

7. Выполнение обидчикам выдвинутых условий (просьба о про;цзнии, обещание возмещения потери и т.п.)

8. Требование моральных принципов отношения к людям 9 Нежелание угрызений совести 10 Стремление восстановления прежних взаимоотношений 11. Нежелание осуждения другими

0 0.5 1 1,5 2 2.5 3 3.5 4 4,5

Рис. 2. Средние значения допустимости условий выражения прощения

В результате эмпирического исследования меры прощения как меры ценностного отношения взаимодействующих субъектов были определены условия, при которых прощение даруется и ищется. Выявлено, что респонденты чаще всего выказывают прощение, исходя из внутренних морально-нравственных мотивов, которые, как правило, были сформированы с учетом отношения и интересов второго субъекта прощения, - обидчика. Это ориентация на переживание вины обидчиком, просьбу о прощении; осознание своей собственной вины; допущение, что любой может ошибиться, что обидчик мог обидеть, не осознавая своего проступка. Вообще условие осознания вины обидчиком является ключевым моментом и в выражении, и в поисках прощения. Можно сказать, что в качестве основных механизмов, определяющих меру прощения, выступают стремление понять и принять партнера по общению, встать на его точку зрения, сопереживание и эмпатия.

Сравнительный анализ оценки ситуаций, при которых может дароваться или искаться прощение, показал, что существует сходство между мужчинами и женщинами в оценке большинства ситуаций, за некоторым исключением. Женщины чаще, чем мужчины даруют прощение, исходя из поиска психологического спокойствия и здоровья (р < 0,001). По этой же причине женщины чаще, чем мужчины ищут прощение (р < 0,001). Кроме того, женщины чаще мужчин прощают людей под воздействием просьбы о прощении (р < 0,05), а также когда сами испытывают вину из-за того, что обидчик переживает из-за проступка (р < 0,05), и допускают, что другие имеют право на ошибку (р < 0,05). В условиях поиска прощения женщины чаще, чем мужчины ищут прощения, чтобы восстановить прежние отношения с обиженным (р < 0,01) и чаще, чем мужчины, просят прощения, потому что осознают вину перед обиженным (р < 0,05).

Определены также взаимосвязи условий с возрастом респондентов. Чем старше возраст, тем чаще человек руководствуется тем, что о нем будут думать другие люди, и стремлением улучшить свое душевное состояние. Так, у обиженных выявлены взаимосвязи с такими ответами, как «Не хочу, чтобы

13

меня осуждали другие» (г = 0,18, р < 0,05), «Не хочу, чтобы меня мучили угрызения совести» (г = 0,19, р < 0,05) и «Если я знаю, что прощение важнее для меня самого (хочу получить душевный покой; знаю, что обида может отразиться на моем здоровье)» (г = 0,24, р < 0,05). А самыми частыми утверждениями у обидчиков являются «Меня мучает, что тот, кого я обидел, плохо обо мне думает» (г = 0,13, р < 0,05), «Меня осуждают другие люди» (г = 0,15, р < 0,05), «Хочу, чтобы ко мне пришел душевный покой» (г = 0,13, р < 0,05). Чем старше человек, тем для него актуальнее становится прощение из чувства долга: значимой корреляцией с возрастом также является ответ дающего прощение «Этого требуют моральные принципы отношения к людям» (г = 0,24, р< 0,05).

В результате изучения парциальности прощения были определены ситуации, в которых субъект чаще или реже выражает прощение (табл. 1).

Таблица 1

Оценка возможности прощения различных ситуаций и проступков

Ситуации прошения Субъекты прощения

1 Неблагодарность за оказанную услугу 3,64

2.Словесное оскорбление 3,43

3.Невозврат долга 3,28

4.Психологическое насилие родителя 2,93

5.Кража имущества 2,63

б.Фнзическое насилие родителя 2,58

7.Психологическое насилие супруга 2,51

8.Измена супруга 2,34

9.Предательство близкого человека 2,13

10.Физическое насилие супруга 2,08

11 .Деспотизм, насилие незнакомого человека 1,75

Наиболее «простительными» являются следующие ситуации/проступки: проявление неблагодарности за оказанную услугу, словесное оскорбление, невозврат долга. А непрощение связано с предательством, насилием, изменой, а также кражей. Перечисленные проступки, которые чаще всего прощаются, на наш взгляд, оказывают меньшее психотравмирующсе воздействие, чем тс, которые прощаются реже или совсем не прощаются, а также более доступны для «понимания» и рационального объяснения со стороны респондентов. Другими словами, парциальность прощения определяется такими особенностями интерсубъектного общения, как понимание другого и самопонимание.

Сравнительный анализ оценки ситуаций, в которых может дароваться или не дароваться прощение, показал, что существует сходство между мужчинами и женщинами в оценке большинства ситуаций, за исключением четырех. Так, мужчины чаще, чем женщины прощают психологическое (р < 0,001) и физическое насилие супруга (р < 0,001), Мужчины чаще, чем женщины

прощают не только насилие супруга, но и психологическое (р < 0,05), и физическое насилие родителя (р < 0,01).

Корреляционный анализ переменных «ситуации прощепия» и «возраст» показал, что чем старше возраст респондента, тем чаще он может простить в таких случаях, как супружеская измена (г= 0,17, р < 0,05) и физическое насилие супруга (г = 0,14, р < 0,05).

В результате изучения избирательности прощения была определена частота прощения «объектов» (табл. 2).

Таблица 2

Частота прощения «объектов» прощения

Объекты прошении Субъекты прощения

По возрасту

1 .Дети 3,54

2. Подростки 3,20

3.Молодые люди 3,16

4.Люди среднего возраста 3,05

5.Пожилые люди 2,94

6.Старшей 2,86

По полу

1.Женщины 3,16

2.Мужчины 2,95

По статусу

1 .Люди одного со мной социального статуса 3,13

2.Люди ниже меня по социальному статусу 2,83

З.Люди выше меня по социальному статусу 2,65

По психологической близости

1 .Родные, близкие люди 3,51

2.Соседи, приятели 2,89

3.Малознакомые люди 2,40

4.Незнакомые люди 2,26

Респонденты чаще всего прощают детей и подростков, а реже всего -пожилых людей и стариков. Касательно пола объектов прощения,, то чаще прощают женщин, чем мужчин. Кроме того, респонденты прощают чаще всего людей одного с ними социального статуса, чем людей со статусом выше или ниже, реже всего прощают высокостатусных объектов. В, зависимости от степени психологической близости, респонденты прощают, как правило, родных и близких людей, реже всего - незнакомых. Проявление избирательности прощения активно задействует механизмы интерсубъектного общения: межличностной идентификации (уподобления, с лицами, одного социального статуса, возраста, пола) и аттракции (позитивного отношения к детям, подросткам, женщинам, симпатии и любви к близким и родным людям).

Если сравнивать мужчин и женщин по отношению к объекту прощения, то существует сходство между ними в оценке многих объектов прощения, но существуют и определенные различия. Так, обнаружена тенденция, которая выражается в том, что женщины, в целом, обладают большей склонностью к прощению. Они чаще по сравнению с мужчинами прощают молодых людей (р < 0,05) и людей среднего возраста (р < 0,05), мужчин (р < 0,001), людей одного статуса с ними (р < 0,001) и близких людей (р < 0,01).

Мы получили также взаимосвязи возраста испытуемых и объектов прощения. Так, мы можем сказать, что чем старше возраст респондентов, тем чаще они будут прощать детей (г = 0,33, р < 0,05), подростков (г = 0,30, р < 0,05), пожилых (г = 0,16, р < 0,05) и стариков (г = 0,19, р < 0,05). Чем старше возраст, тем чаще респонденты прощают людей статуса ниже своего собственного (г = 0,14, р < 0,05). Еще несколько корреляций указывают на тот факт, что чем старше респондент, тем чаще он прощает не только близких людей (г = 0,12, р < 0,05), ио и также малознакомых (г = 0,17, р < 0,05), и незнакомых (г = 0,20 при р < 0,05).

В четвертом параграфе «Анализ межличностного прощения как процесса» представлено понимание прощения, как сложного процесса, который требует осмысления и принятий определенных решений.

Этап открытия начинается с осознания обиды, ее последствий, эмоций и чувств, как со стороны обиженного, так и со стороны обидчика. Но если в данной фазе для обидчика актуальным является изменение отношения к себе (осознание своего поступка, вины, раскаяние, злость на себя) - 53% категории «Отношение обидчика к себе»), то для обиженного - отношение к другому,; к тому, кто обидел. Отношение к обидчику проступка меняется с положительного на отрицательное (22,3% категории «Отношение обиженного к обидчику»), характерно появление негативных эмоций и чувств (раздражение, гнев, отвращение) - 56,7% категории «Чувства обиженного»), которые подчас настолько глубоки, что могут перейти в серьезные психологические, соматические, психо-неврологические проблемы (9,2% категории «Чувства»), Характерно нежелание что-либо делать с ситуацией, «убежать» от нее, физически дистанцироваться от обидчика и не общаться с ним (22% категории «Мотивация обиженного»). Следующий этап - это принятие решения. Он предполагает серьезную внутреннюю работу, которая проявляется в решении у обидчика попросить прощения, а у обиженного - простить (23,4% категории «Мотивация обиженного»). Третий этап - этап действия, который предполагает, что нередко у обиженного начинает изменяться отношение к обидчику, появляется чувство жалости, эмпатии, сострадания (12,8 категории «Отношение обиженного к обидчику»). Просьба о прощении - важный момент в процессе прощения для обеих сторон (хотя и необязательный): для обидчика это серьезное решение, требующее осмысления и волевых усилий, а для обиженного данная просьба может облегчить процесс дарования прощения. На данном этапе негативные эмоции и чувства сменяются положительными. При этом самое сильное чувство, которое можно отметить и у обиженного, и у

обидчика в момент выражения просьбы о прощении - это облегчение (среднее значение оценки данного чувства у обиженного - 3,76, у обидчика - 4,25),

Прощая, обиженный пытается объяснить причины, почему он простил (44,1% категории «Мотивация обиженного»), а обидчик, в свою очередь, строит предположения, почему обиженный смог его простить (41,2% категории «Мотивация обидчика»). На заключительном этапе результата характерным будет возможное восстановление межличностного общения (11,4% категории «Общение»), положительные изменения по отношению друг к другу (37% категории «Отношения обидчика к обиженному» и 14% категории «Отношение обиженного к обидчику»),

В пятом параграфе «Взаимосвязи прощения с социально-психологическими характеристиками личности» были рассмотрены корреляции условий поиска и выражения прощения с социально-психологическими особенностями личности. Так, нами было выявлено, что чем чаще человек руководствуется в даровании прощения внутренними условиями (выработанные с учетом морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения), тем сильнее у него выражены эмнатические тенденции (г = 0,36, р < 0,05), альтруистическая (г = 0,36, р < 0,05) и коммуникативная (г = 0,31, р < 0,05) направленности личности, социально-психологическая установка на альтруизм (г = 0,31, р < 0,05). Кроме того, чем реже респондент руководствуется морально-нравственными мотивами, тем чаще он выбирает установку на эгоизм (г = -0,20, р < 0,05). Чем чаще человек ориентируется, прощая, на условия собственных выгод и удобств, тем сильнее у него выражена глористическая направленность личности (направленность на самоутверждение) (г = 0,28, р < 0,05), социально-психологическая установка на эгоизм (г = 0,19, р< 0,05).

Корреляционный анализ установок на прощение и социально-психологические характеристики личности показал, что чем выше человек оценивает установки на обязательность прощения, тем чаще он выбирает в своей жизни альтруистическую направленность (г = 0,22, р < 0,05).

Присутствие установки на прощение в межличностном общении имеет тесную положительную взаимосвязь с установкой па альтруизм (г = 0,17, р < 0,05) и отрицательную - на эгоизм (г = -0,20, р < 0,05).

Также в данном исследовании были установлены корреляции между установками прощения и эмоциональными реакциями, проявляющимися на этапах процесса прощения. Так, было выявлено, что те респонденты, кто выражал сильное согласие с установками на обязательность прощения, при нанесении им обиды реже испытывали такие чувства, как гнев (г = -0,18, р < 0,05), раздражение (г = -0,19, р < 0,05) и отвращение к обидчику (г = -0,12, р < 0,05). Те респонденты, которые чаще выражают сильное согласие с положительными установками па прощение в момент просьбы о прощении, реже испытывают злорадство (г = -0,22, р < 0,05) и превосходство над обидчиком (г = -0,17, р < 0,05), по чаще жалость к обидчику (г = 0,12, р < 0,05) и даже любовь к нему (г = 0,24, р < 0,05).

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, определяются перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы и формулируются следующие выводы.

1. Прощение с давних времен рассматривалось преимущественно философами и определялось с помощью таких понятий, как забывание, отсутствие мести, отказ от обвинения. Личное прощение поощряется в некоторых религиях, так как оно воспроизводит отношение бога к человечеству. В православии прощение безусловно, дается на основе любви к ближнему и определяется как акт воли, предполагающий нежелание обиженного наказывать и осуждать обидчика, проявление милосердия по отношению к нему, отказ от мщения. С точки зрения психологии личности, прощение является личностным конструктом; ряд исследователей определяет данный феномен как акт, действие, значительная часть специалистов рассматривает его как процесс. В основном, в зарубежных источниках прощение определяется как активное преодоление негативной ориентации по отношению к обидчику и развитие по отношению к нему позитивной ориентации.

2. Согласно интерсубъектному подходу прощение может происходить как во внутрнличностном пространстве человека, так и во взаимодействии людей. Процесс прощения предполагает активное проявление ценностного отношения к субъекту общения, понимание душевного состояния партнера по общению, уважение к нему, готовность к диалогу. Субъектами прощения могут выступать, с одной стороны, тот, кто просит прощения, и тот, кто прощает.

3. Прощение необходимо для того, чтобы поддерживать и восстанавливать межличностные отношения и улучшать психологическое и физическое самочувствие (функции поддержания отношений и аффективная). Кроме этих функций, выделены также смыслообразующая, личностного роста, познания другого, общественная, самопознания, выражения отношения к другому, прагматическая.

4. Образы субъектов прощения представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. Восприятие образов субъектов (прощающего и ищущего прощение) разнится: образ прощающего представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

5. Основными характеристиками процесса прощения выступают мера, парциальпость, избирательность:

а) мера определяется условиями, при которых прощение может происходить. Чаще всего прощение выражается, исходя из внутренних морально-нравственных мотивов, предполагающих учет интересов второго субъекта прощения - обидчика (ориентация на переживание вины обидчиком, своей собственной вины, просьба о прощении, снисхождение к ошибкам другого, допущение ситуации, что обидчик мог не осознавать своего проступка). Условие осознания вины обидчиком является ключевым моментом и при даровании, и в поисках прощения. Стремление понять и принять партнера по общению, встать на его точку зрения, сопереживание и эмпатия

выступают в качестве основных механизмов, определяющих меру прощения. Условия внешние (утилитарные), которые формируются исходя из соображений собственных выгод или под давлением общества, играют меньшую роль в прощении в сравнении с условиями внутренними.

б) парциальиость проявляется в том, что для одного и того же субъекта прощения существует ряд действий, которые могут быть прощены, так или иначе, с учетом определенных обстоятельств, и ряд поступков, которые простить не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Наиболее «простительными» являются проступки, оказывающие меньшее психотравмирующсс воздействие, и те, которые доступны для «понимания» и рационального объяснения. К ним относятся: проявление неблагодарности за оказанную услугу, словесное оскорбление, невозврат долга. Нспрощение связано с предательством, насилием, изменой, а также кражей. Другими словами, парциальиость прощения определяется такими особенностями интерсубъектпого общения, как понимание другого и самопонимание.

в) избирательность определяется отношением к самому обидчику и зависит от возраста, пола, социального статуса, психологической дистанции объекта прощения и т.п. Чаще всего прощают: по возрасту - детей, подростков, по полу - женщин, по психологической дистанции - людей положительно значимых для прощающего (близкие и родные), по статусу - людей одного статуса с прощающим. Избирательность проявляется благодаря задействованным механизмам интерсубъектного. общения: межличностной идентификации (уподобление с лицами одного социального статуса) и аттракции (позитивного отношения к детям, подросткам и женщинам, симпатии и любви к близким и родным людям).

г) между выражением прощения женщин и выражением мужчин больше сходств, чем различий. Однако, женщины чаще, в силу более развитой эмпатии, чем мужчины, прощают всех объектов. Мужчины, по сравнению с женщинами, чаще прощают семейное насилие, по той причине, что сами реже ему подвергаются. Тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается также с возрастом, что может быть обусловлено мудростью и большей терпимостью в силу своего жизненного опыта, в отличие от людей младшего поколения.

7. Прощение - сложный процесс, требующий осмысления, принятия определенных решений. Этап открытия начинается с осознания обиды, се последствий, эмоций и чувств, как со стороны обиженного, так и со стороны обидчика. Для обидчика актуальным является изменение отношения к себе (осознание своего поступка, вины, других чувств), для обиженного -отношение к другому, к тому, кто обидел. Характерно нежелание что-либо делать с ситуацией, «убежать» от нее, физически дистанцироваться от обидчика и не общаться с ним. Этап принятия решения предполагает серьезную внутреннюю работу, которая проявляется у обидчика в решении попросить прощения, а у обиженного - простить. Третий этап - этап действия, который предполагает, что нередко у обиженных начинает изменяться отношение к обидчику, появляется чувство жалости, эмпатии, сострадания. Просьба о

прощении - важный момент в процессе прощения для обеих сторон (хотя и необязательный): для обидчика это серьезное решение, требующее осмысления и волевых усилий, а для обиженного данная просьба может облегчить процесс дарования прощения. Прощая, обиженные пытаются объяснить причины, почему они простили, а обидчики, в свою очередь, строят предположения, почему обиженные смогли их простить. На заключительном этапе результата характерным будет восстановление межличностного общения, положительные изменения в эмоциональной сфере.

8. Внутренние условия, которые были выработаны с учетом морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения, связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с социально-психологической установкой на эгоизм. Внешние условия (утилитарные), сформированные исходя из соображений собственных выгод, связаны с глористической направленностью личности (направленности) на самоутверждение) и социально-психологической установкой на эгоизм.

Готовность к прощению связана с высоким уровнем эмпатических тенденций, альтруистической направленности личности и социально-психологической установки на альтруизм и не связана с установкой на эгоизм.

Выбор установок на прощение также предполагает редкое переживание гнева, раздражения, отвращения к обидчику при нанесении обиды; редкое переживание злорадства и превосходства над обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое - жалость и любовь к обидчику.

Таким образом, нами были решены все поставленные научно-исследовательские задачи. Основная гипотеза о том, что прощение может быть представлено как феномен межличностного общения, который может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии, и может предполагать активность со стороны субъектов общения, ценностное отношение к другому, понимание его и самопонимание, готовность к диалогу, подтвердилась. Также была подтверждена гипотеза о том, что социально-психологическими характеристиками прощения, отражающими содержательно-динамическую сторону прощения, могут выступать мера, избирательность и парциалыюсть.

Необходимо отмстить, что проблемы изучения межличностного прощения для отечественной науки являются достаточно новыми. Это открывает возможности для дальнейшего исследования данного феномена: его динамики, структуры, условий функционирования, факторов, оказывающих на пего влияние, взаимосвязи с личностными особенностями человека.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Чукова A.C. Социалыю-психологичсские особенности процесса прощения // Известия Смоленского государственного университета. - 2011 - № 2 (14).-С. 448-457.-0,7 п.л.

2. Чукова A.C., Гриценко B.B. Теоретические основы исследования прощения как феномена межличностного общения // Психол. журнал. - 2011. - № 5. - Том 32. - С. 16 - 22. - 0,7 пл.

3. Чукова A.C. Психологические характеристики межличностного прощения [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. жури. - 2011. - №5 (19). - URL: http://nsvstmly.ru - 0,6 пл. - Дата обращения: 10.11.2011.

Публикации в других изданиях:

4. Столбчепко (Чукова) A.C. Взаимосвязь прощения и религиозности: кросс-культурный аспект / A.C. Столбчепко // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Второй Международной конференции 26-27 мая 2010 г. В 2т. // Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2010. - Т. 1. - С. 267 - 270. - 0,2 пл.

5. Столбчепко (Чукова) A.C. Взаимосвязь религиозной идентичности и способности прощать / A.C. Столбчепко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй Международной научной конференции 22-24 сентября 2005г.; Отв. ред. В.В. Гриценко. - Балашов: Николаев, 2005. - С. 451 - 454. - 0,2 п.л.

6. Столбчепко (Чукова) A.C. Взаимосвязь религиозной идентичности, способности к прощению и цешюстных ориентаций личности / A.C. Столбчепко // Студенты в научном поиске: Тезисы докладов IV научно-практической конференции; под ред. А.Ахмерова, Е.Д. Дорофеева, СЛ. Дырииа. - в 2т. - Набережные Челны: Изд-во «Институт управления», 2007. -С. 189- 191.-0,1 п.л.

7. Столбчепко (Чукова) A.C. Психологический анализ особенностей межличностного прощения / A.C. Столбчепко П Актуальные проблемы пауки и образования: сб.науч.статсй; под общ. ред. С.А. Ляшко. - Балашов: Николаев, 2008.-С. 116-118.-0,2 п.л.

8. Столбчепко (Чукова) A.C. Процесс прощения как фактор личностного роста и поддержания психического и физического здоровья / A.C. Столбчепко // Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: матер, междунар. пауч.-практич. конф.; под общ. ред. Т.Н. Смотровой. -Балашов: Николаев, 2009. - С. 167 - 169. - 0,2 п.л.

9. Столбчепко (Чукова) A.C. Различие взглядов на прощение с точки зрения христианских традиций и западной психологии / A.C. Столбчепко // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурпой психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30мая 2008г.; Отв.ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - С. 200-203. - 0,2 п.л.

10. Столбчепко (Чукова) A.C. Роль эмпатии в даровании и принятии прощения / A.C. Столбчепко // Межвузовская научная конференция-семинар молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социологии: сб.трудов В 3 ч. Ч 3; под общ. ред. Я.А. Максимова; научно-инновационный центр. - Красноярск, 2010. - С. 64-65. - 0,1 п.л.

11. Чукова A.C. Особенности проявления чувств и эмоций обиженным и обидчиком на этапах нанесения обиды и выражения просьбы о прощении /

A.C. Чукова // Социальпо-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции (г. Балашов, 24 сентября 201 Ог); под общ. ред. Т.Н. Смотровой. - Балашов: Николаев, 2010. - С. 149 - 154. - 0,3 п.л.

12. Чукова A.C. Роль прощения в межличностном общении / A.C. Чукова // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы международной научной конференции. - Саратов: Наука, 2010. - С. 263 - 265. -0,1 п.л.

Подписано в печать 18.11.2011 Формат 60 х 48 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл.печ.л. 1,25. Тираж 120 экз. Заказ № 281-Т

Tffiioi рафия Саратовского государственного университета имени М.Г. Чернышевского 410012 г. Саратов, ул. Большая Казачья, д.. 112 а Тел.: (8452) 27-33-85

— 9.9

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Чукова, Анна Сергеевна, 2011 год

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения прощения как феномена межличностного общения

1.1 Представления о прощении в положениях различных религиозных учений

1.2 Размышления о прощении в философских текстах

1.3 Представления о прощении в психологических трудах 26 1.4. Изучение прощения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода)

Выводы по Главе

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик феномена прощения 66 2.1. Описание методического инструментария и выборки исследования

2.2 Представления о феномене межличностного прощения в обыденном сознании

2.2.1 Представления о понятии прощения

2.2.2 Функции прощения

2.2.3 Образы прощающего и ищущего прощение в глазах респондентов

2.3 Анализ содержательно-динамических характеристик прощения

2.3.1 Мера прощения

2.3.2 Избирательность прощения

2.3.3 Парциальность прощения

2.4 Анализ процессуальной стороны прощения

2.5 Взаимосвязь прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108 2.5.1. Взаимосвязь меры выражения и поиска прощения с социально-психологическими характеристиками личности 108 2.5.2 Взаимосвязь установок на прощение и эмоциональных проявлений субъектов прощения 116 2.5.3. Взаимосвязь установок на прощение и социальнопсихологических характеристик личности •

Выводы по Главе

Введение диссертации по психологии, на тему "Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения"

Актуальность исследования. Современный . этап развития общества характеризуется ростом социальной напряженности, увеличением числа межэтнических, межконфессиональных, политических конфликтов, усилением нетерпимости к инакомыслию при декларируемых демократических ценностях равенства, свободы, права на самоопределение.

Расширение масштабов реальной и виртуальной коммуникации и взаимодействия часто приводит к тому, что конфликтных ситуаций в жизни человека становится все больше.

Увеличение числа разводов (особенно в молодых семьях), сокращение общения между супругами, родителями и детьми, непонимание потребностей ребенка, высокий уровень суицидных попыток в подростковом возрасте, -столь многочисленные и многообразные конфликтные ситуации ставят на повестку дня вопрос поиска путей и способов их регулирования и разрешения. Прощение можно назвать одной из альтернатив конфликтной ситуации наряду с приспособлением, компромиссом, игнорированием, соперничеством и сотрудничеством.

Сложность изучения данного феномена заключается в том, что, несмотря на широкую распространенность понятия прощения в разговорном языке, литературе, богословии и философских теориях, содержание его неоднозначно. Вследствие этого, при проведении психологических исследований прощения возникают трудности терминологического характера, разработки методик, интерпретации данных.

К рассмотрению такого многогранного феномена обращались мыслители разных времен: Эпиктет, М. Монтень, Ф. де Ларошфуко, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, JI. Толстой, И. Ильин, В. Янкелевич. В трудах психологов мы находим понимание прощения как личностного смысла (В. Франкл), исцеления (Э. Фромм), принятия другого (Ю. Орлов), нравственного акта (A.A. Родионова), как активного преодоления негативной ориентации по отношению к обидчику и развития по отношению к нему позитивной ориентации (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Исследование феномена прощения за рубежом в последние двадцать лет носит междисциплинарный характер. Так, прощение является предметом изучения философии (J. North, N. Richards, L. Smedes, Т. Bedell, К. Trevino и др.), медицины (D. Kaminer, D. Stein, 1. Mbanga, К. Lawler, J. Yonger, R. Piferi, E. Billington и др.), психологии (R. Enright, E. Gassin, R. Fitzgibbons, J. Smidt, M. McCullough, S. Sandage, E. Worthington, R. Emmoris, K. Pargament, J. Berry, Т. Hargrave, W. Hill, P. Madikizela-Gobodo и др.). В нашей стране исследования феномена прощения носят фрагментарный характер, в основном, в русле психологии обиды (O.A. Апуневич, Ю.М. Орлов), психологии семьи (A.A. Родионова).

Анализ теоретических работ позволил выявить ряд объективно существующих противоречий, обусловивших актуальность разработки феномена прощения:

- между значимостью прощения в процессе человеческого общения и недостаточной изученностью содержательной и процессуальной стороны данного феномена;

- между потребностью раскрыть психологические механизмы процесса прощения и отсутствием социально-психологических исследований прощения как важнейшего феномена межличностного общения;

- между запросами практики и недостаточным числом технологий по выражению и поиску прощения, выработанных наукой.

Проблема диссертационного исследования сводится к необходимости изучения социально-психологических характеристик межличностного прощения, на основе которых стало бы возможным создание условий для конструктивного взаимодействия лиц, оказавшихся в ситуации обиды, конфликта, кризиса межличностных отношений, реализация мер по формированию толерантности в современном обществе, разработка рекомендаций и технологий по поиску и выражению прощения.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Объект исследования: прощение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения.

Основная гипотеза: прощение может быть представлено как феномен межличностного общения, который может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии, и может предполагать активность со стороны субъектов общения, ценностное отношение к другому, понимание его и самопонимание, готовность к диалогу.

Частная гипотеза: социально-психологическими характеристиками прощения, отражающими содержательно-динамическую сторону прощения как феномена межличностного общения, могут выступать мера (условия, при которых прощение происходит), избирательность (что прощается), парциальность прощения (кому прощается).

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в диссертационной работе ставились и решались следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы прощения в отечественной и зарубежной литературе и обосновать возможность его изучения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода.

2. Изучить содержание представлений о функциях прощения и субъектах прощения.

3. Провести социально-психологический анализ содержательно-динамических характеристик прощения (мера, парциальность, избирательность), выявить их возрастные и половые особенности.

4. Проанализировать взаимосвязи между условиями прощения, установками на прощение и социально-психологическими характеристиками личности (эмпатическими тенденциями, эмоциональной направленностью личности, установками на альтруизм-эгоизм).

Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые методологические принципы комплексного (Б.Г. Ананьев); системного (В.А. Барабанщиков, A.B. Брушлинский, В.А. Ганзен, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); интерсубъектного (А.У. Хараш, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.В. Знаков и др.) подходов к изучению психических явлений.

Существенное значение в разработке проблемы имели основные положения теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), концепции социального восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, А.И. Донцов, М.Ю. Кондратьев, В.А. Лабунская); концепции субъектности (A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.П. Зинченко), теории социальных представлений (С. Московичи, Т.П. Емельянова, P.M. Шамионов), концепции доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко), а также результаты зарубежных исследований феномена прощения (Р. Энрайт, Э. Гассин).

Методы исследования:

1. Методы теоретического анализа, синтеза и обобщения социально-психологической литературы по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования - контент-анализ, метод сочинений, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

3. Методы математической статистики: первичная описательная статистика, метод оценки значимости различий по критерию t-Стьюдента, коэффициент корреляции г-Пирсона.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-психологического опроса, психодиагностического тестирования и эмпирического исследования, проведенного с помощью методики сочинения. В исследовании, проводившемся в 2009-2010гг., приняло участие 333 человека (128 мужчин и 205 женщин).

Достоверность полученных результатов обеспечивается широкой теоретической базой, опорой на современные психологические исследования, репрезентативной выборкой, корректным применением статистических методов.

Научная новизна исследования.

Представлено понимание прощения как феномена межличностного общения с позиций интерсубъектного подхода, согласно которому прощение может выступать как во внутриличностном пространстве, так и во взаимодействии людей. Прощение - активный процесс, предполагающий ценностное отношение к другому, уважение к нему, готовность к диалогу, понимание субъекта и самопонимание.

Определены функции прощения как феномена межличностного общения: поддержание межличностных отношений (примирение, продолжение общения), воспитательная (предотвращение неподобающего поведения обидчика в дальнейшем), общественная (поддержание мира и согласия в обществе), познание другого, самопознание, выражение отношения к другому; а также аффективная (облегчение эмоционального состояния), смыслообразующая (нахождение смысла в пережитом), личностный рост (возможность развития личности), прагматическая (стремление к выгодам).

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего его, -представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

Выделены и подробно описаны содержательно-динамические характеристики прощения: мера (при каких условиях выражается и ищется прощение), избирательность (кому прощается), парциальность (что прощается). Выявлены возрастные и половые особенности проявления данных характеристик.

Установлено, что морально-нравственные условия, предполагающие учет интересов второго субъекта прощения, и готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями",' альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Условия, предполагающие собственные выгоды, связаны с направленностью на самоутверждение и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств по отношению к обидчику в момент нанесения обиды и в момент просьбы о прощении.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о прощении как социально-психологическом феномене.

Проведенное исследование с точки зрения интерсубъектного подхода расширяет представления о содержательно-динамической и процессуальной сторонах прощения, вносит вклад в решение проблемы взаимосвязи между психологическими характеристиками межличностного прощения и определенными социально-психологическими характеристиками личности, а также в теоретическую часть социальной психологии личности и психологии общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации могут выступать базой для разработки рекомендаций, направленных на обучение конструктивному поведению в ситуации межличностного конфликта, и технологий по выражению и поиску прощения. Результаты эмпирического исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии общения, психологии конфликта, психологии семьи, психологического консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностное прощение, согласно интерсубъектному подходу, может проявляться как во внутриличностном пространстве человека, так и в межличностном взаимодействии людей, его субъектами являются тот, кто ищет прощение и тот, кто его выражает. Данный феномен предполагает проявление ценностного отношения ко второму субъекту общения, уважение, готовность к диалогу, активное понимание душевного состояния субъекта и самопонимание.

2. Распространенными функциями прощения как феномена межличностного общения являются функции поддержания межличностных отношений, воспитательная, общественная, познания другого, самопознания, выражения отношения к другому, а также аффективная, смыслообразующая, личностного роста, прагматическая.

Образы субъектов прощения: выражающего прощение и ищущего прощение, представляются сильными, искренними, умными, справедливыми и добродетельными. В то же время образ дарующего прощение представляется эмоционально более благополучным, уверенным в себе и надежным, чем образ ищущего прощение.

3. Основными характеристиками процесса прощения выступают мера (условия, при которых прощение выражается), парциальность (что прощается), избирательность (кому прощается): а) прощение чаще всего выражается и ищется исходя из внутренних (морально-нравственных) условий, учитывающих интересы второго субъекта общения; условия внешние (утилитарные), которые формируются исходя из соображений собственных выгод или под давлением общества, играют меньшую роль в прощении по сравнению с условиями внутренними; б) прощение легче и чаще даруется в тех ситуациях, которые доступны для рационального объяснения и понимания, которые переживал когда-то сам субъект, и которые наносят меньшее психотравмирующее воздействие; в) прощение легче и чаще всего выражается тому, к кому испытывается аттракция, снисхождение, а также тому, с кем можно себя идентифицировать.

Тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается с возрастом; женщины чаще, чем мужчины прощают обидчиков.

4. Условия прощения, установки на прощение тесно взаимосвязаны с социально-психологическими характеристиками личности. Внутренние условия прощения, которые выработаны исходя из морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения, готовность к прощению связаны с выраженными эмпатическими тенденциями, альтруистической и коммуникативной направленностями личности, социально-психологической установкой на альтруизм и не связаны с установкой на эгоизм. Внешние условия прощения, которые выработаны исходя из своих собственных интересов и выгод, связаны с глористической направленностью личности (направленностью на самоутверждение) и социально-психологической установкой на эгоизм. Готовность к прощению предполагает редкое переживание негативных чувств при нанесении обиды (гнева, раздражения, отвращения к обидчику); редкое переживание злорадства и превосходства над обидчиком в момент просьбы о прощении, но частое - жалость и любовь к обидчику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались* на заседаниях кафедр практической, общей и социальной психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и одобрены на второй международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», БФСГУ Балашов, 2005 г; международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2008 г.; международной научно-практической конференции «Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся мире», БИ СГУ, Балашов, 2009 г.; второй международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», СГУ, Смоленск, 2010 г.; международной научной конференции «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», СГУ, Саратов, 2010. Основное содержание диссертации отражено в 12 научных статьях.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 164 источника, в т.ч. 35 иностранных, 11 приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

Выводы по второй главе

Результаты эмпирического исследования позволяют продемонстрировать многообразие проявляемых характеристик прощения как феномена межличностного общения. Мы попытались расширить представления о нем.

В соответствии с заявленным интерсубъектным подходом, мы показали процесс прощения и его содержание со стороны двух субъектов (прощающего и ищущего прощение), при этом не в отрыве друг от друга, а в едином ключе.

Прощение для значительной части опрошенных представляется активным и действенным. Прежде всего, данный феномен призван для того, чтобы поддерживать и восстанавливать межличностные отношения и улучшать психологическое и физическое самочувствие. Выявлены сходство и различие в содержании образов субъектов прощения: прощающего и ищущего прощение. Сходство состоит в том, что субъекты прощения характеризуются как сильные, искренние, умные, справедливые, добродетельные. Различие состоит в том, что образ прощающего выглядит эмоционально более благополучным, уверенным в себе и более надежным, чем тот, кто ищет прощение.

Респонденты чаще всего выказывают прощение, исходя из внутренних морально-нравственных мотивов, сформированных с учетом интересов второго субъекта прощения - обидчика. Условия внешние (утилитарные), которые формируются, исходя из соображений собственных выгод и под давлением общества, не играют столь сильную роль в прощении, как условия внутренние. Условие осознания вины обидчиком является ключевым моментом, при котором прощение и даруется, и ищется. Стремление понять и принять второго субъекта общения, встать на его точку зрения, сопереживание и эмпатия выступают в качестве основных моментов, определяющих меру прощения.

При исследовании парциальности прощения были выделены ситуации, которые охотно будут прощаться (проявление неблагодарности за оказанную услугу, словесное оскорбление, невозврат долга) и ситуации, которые представляются непростительными либо прощаются реже всего (предательство, насилие, измена, кража). Другими словами, парциальность прощения определяется такими особенностями интерсубъектного общения, как понимание другого и самопонимание.

При изучении избирательности прощения, было выяснено, что прощение охотнее всего выражается детям, подросткам, женщинам, людям одного статуса с обиженным, близким и родным людям.

Проявление избирательности прощения активно задействует такие особенности межличностного общения, как аттракция и межличностная идентификация.

Выяснение половых различий показало, что женщины чаще, чем мужчины прощают всех объектов прощения. Мужчины же чаще, чем женщины склонны прощать насилие. С возрастом тенденция прощать всевозможные ситуации и обидчиков увеличивается.

Прощение - сложный процесс, требующий осмысления, принятия определенных решений. Традиционно в нем выделяют четыре этапа: открытия, принятия решения, действия, результата. Представления об особенностях данных этапов расширены и углублены. При изучении фазы открытия, описаны изменения отношения к другому субъекту процесса прощения и к самому себе, особенности мотивационной сферы; более подробно описаны эмоциональные реакции. Фаза действия пополнена данными о взаимодействии субъектов и их эмоциональных реакциях во время просьбы о прощении, проиллюстрированы особенности самосознания и рефлексии. Также добавлены данные об изменении отношении субъектов друг к другу и себе на заключительной стадии процесса прощения - стадии результата. С помощью описания данного процесса проиллюстрированы особенности интерсубъектного подхода, согласно которому прощение может проявляться как во внутриличностном пространстве, так и во взаимодействии людей.

Корреляционный анализ условий прощения, и социально-психологических особенностей личности показал, чем чаще человек руководствуется в даровании прощения внутренними условиями (выработанные с учетом морально-нравственных мотивов, интересов второго субъекта прощения), тем сильнее у него выражены эмпатические тенденции, альтруистическая и коммуникативная направленности личности, социально-психологическая установка на альтруизм. Чем реже респондент руководствуется морально-нравственными мотивами, тем чаще он выбирает установку на эгоизм. Чем чаще человек ориентируется, прощая, на условия собственных выгод и удобств, тем сильнее у него выражена глористическая направленность личности (направленность на самоутверждение), социально-психологическая установка на эгоизм.

Корреляционный анализ установок на прощение и социально-психологические характеристики личности показал, что чем выше человек оценивает установки на обязательность прощения, тем чаще он выбирает в своей жизни альтруистическую направленность.

Присутствие установки на прощение в межличностном общении имеет тесную положительную взаимосвязь с установкой на альтруизм и отрицательную - на эгоизм.

Также в данном исследовании были установлены корреляции между установками прощения и эмоциональными реакциями, проявляющимися на этапах процесса прощения. Так, было выявлено, что те респонденты, кто выражал сильное согласие с установками на обязательность прощения, при нанесении им обиды реже испытывали такие чувства, как гнев, раздражение и отвращение к обидчику. Те респонденты, которые чаще выражают сильное согласие с положительными установками на прощение в момент просьбы о прощении, реже испытывают злорадство и превосходство над обидчиком, но чаще жалость и даже любовь к нему.