автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние социально-психологических характеристик личности на автобиографическую ретроспективу
- Автор научной работы
- Абросимова, Екатерина Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Автореферат диссертации по теме "Влияние социально-психологических характеристик личности на автобиографическую ретроспективу"
005008687
АБРОСИМОВА Екатерина Анатольевна
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ НА АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ РЕТРОСПЕКТИВУ
Специальности: 19.00.05 - социальная психология, 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
12 я н б тг
Ярославль - 2012
005008687
Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова».
Научный руководитель -
доктор психологических наук, профессор Козлов Владимир Васильевич
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор Иванова Наталья Львовна
кандидат психологических наук, доцент Выбойшик Ирина Владимировна
Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Защита состоится 9 февраля 2012 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.002.02 в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова» по адресу: 150057, г. Ярославль, проезд Матросова, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова» по адресу: 150000, Ярославль, Подушкина роща, 1а.
Автореферат разослан 30 декабря 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета
Клюева Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Жизненный путь личности является одной из проблем, изучаемых психологической наукой в целом и социальной психологией, в частности (жизненный путь личности и жизненный путь большой группы людей, например, поколения). Жизненный путь личности и его социально-психологические феномены (события жизненного пути, фазы, периоды, пики жизненного пути, цели и смыслы жизни человека, время человеческой жизни и др.) всегда являлись предметами психологических исследований. Попытки изучения жизненного пути предпринимались зарубежными и отечественными учеными с начала XX в. Особенно следует отметить психоаналитическую школу (3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни), индивидуальную психологию А. Адлера, эпигенетический подход Э. Эриксона. Начало собственно психобиографическому направлению в психологии дала австрийский психолог Ш. Бюлер (1935), которая разработала схему периодизации жизненного пути личности, выдвинула идею многофазности жизненного пути человека и предположила, что главной движущей силой развития человека является самоосуществление.
В отечественной психологии в целом можно выделить два направления изучения жизненного пути и его феноменов: 1) философская концепция СЛ. Рубинштейна; 2) психологическая теория Б.Г. Ананьева. В рамках первого направления предлагался целостный подход к жизненному пути человека, подчеркивались движение человека к высшим, нравственным ценностям, а также его способность активно менять свою жизнь, воздействовать на мир. В рамках второго интегративного направления жизненный путь рассматривался как сочетание онтогенетических, исторических и биографических событий в жизни человека. Жизненный путь человека представал как целостное развитие человека в едином жизненном цикле. Оба подхода к изучению жизненного пути носят системный характер.
Теоретический анализ современных исследований показывает, что социально-психологические проблемы жизненного пути остаются недостаточно изученными. В отечественной психологической науке в течение последних десятилетий выделяется изучение жизненного пути человека как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлин-ский, A.B. Карпов, В.Д. Шадриков и др.). Понятия автобиографической памяти, психологического времени, удовлетворенности жизнью последовательно и системно рассматриваются в работах Т.Н. Березиной, Е.А. Головахи, A.A. Крони-ка, H.A. Логиновой, В.Г. Норакидзе, В.В. Нурковой. Многие отечественные ученые справедливо отмечают, что в российской психологии до сих пор не преодолен разрыв между субъект — объектным пониманием личности в обществе (Н.В. Клюева, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, В.В. Новиков). Исследование автобиографических воспоминаний, осуществленное в данной работе с позиций системного и интегративного подходов, подчеркивает целостность субъективной и социальной природы человека, его жизненного пути. Автобиографическая ретроспектива рассматривается в нашем исследовании как сознательное обращение человека к своему прошлому, осознание прожитой жизни как еди-
ной целостности. Автобиографическая ретроспектива предстает как вид ретроспективной рефлексии. Неразрывность явлений сознания и рефлексии подчеркивается в комплексной парадигме психологических исследований («рефлексивное сознание», по A.B. Карпову), поэтому анализ социально-психологического содержания автобиографической ретроспективы как явления рефлексии является составной частью анализа проблем сознания.
В современных условиях актуализируется проблема отдельно взятого человека и его способности сохранять свою целостность в существующей системе отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, успешно проходить этапы социального развития. Одним из следствий дисгармонии в системе социальных отношений становится проблема несформированности представлений человека о собственном жизненном пути, своем прошлом. Человеку, не осознающему личное прошлое, и будущее становится недоступным. Сознательная рефлексия собственной жизни ведет к формированию целостного представления о себе, позволяя личности успешно социализироваться, стать в полной мере субъектом собственной жизни.
Автобиографическая ретроспектива, на наш взгляд, является частью Я-концепции личности, и, как часть Я-концепции, она является результатом процесса социализации личности и одновременно его условием. Автобиографическая ретроспектива становится частью Я-концепции через осознание опыта прожитой жизни. К подобной рефлексии личность обращается в сложных жизненных периодах, когда необходимо сделать важный жизненный выбор. Мы предполагаем, что наличие в жизни переломных событий ведет к рефлексии прошлого опыта, к осознанию автобиографической ретроспективы, изменению идентичности и Я-концепции. Автобиографическая ретроспектива понимается дуалистически через анализ факторов «взаимосвязанности» и «отдельности». Данный подход является выражением основных позиций известных отечественных ученых в области сознания - двухфакторной концепции сознания Г.В. Акопова (факторы «контакта» и «свободы»), метасистемнош подхода к сознанию A.B. Карпова (эксплицитная и имплицитная формы взаимодействия психики со средой), психосемантических аспектов сознания В.Ф. Петренко и др. Факторы «взаимосвязанности» и «отдельности» рассматриваются в нашей работе через межличностное взаимодействие и его характеристики. Кроме того, исследование автобиографической ретроспективы как прикладная задача требует интегративного подхода, поскольку факторы «взаимосвязанности» и «отдельности», хоть и понимаются через противопоставление, но существуют в единой неразрывной целостности. Поэтому при исследовании автобиографической ретроспективы мы опирались на позицию интегративной психологии, которая основным своим постулатом выдвигает принцип целостности, понимая психику как «чрезвычайно сложную, открытую, многоуровневую, самоорганизующуюся систему, обладающую способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации» (В.В. Козлов). Рефлексивное понимание прожитой жизни и принятие ее основных итогов, уроков, удач и неудач ведет к личностной интегра-
ции, обеспечивая психологическое здоровье личности и эффективную социализацию.
Такие важные социально-психологические аспекты, как типы личностной идентичности, принадлежность личности к мужскому или женскому полу, а также возрастная принадлежность выступают как основания для автобиографической ретроспективы.
Практический интерес к проблеме автобиографической ретроспективы определяется тем, что анализ автобиографических воспоминаний помогает полнее изучить особенности процесса социализации личности, а именно каким образом автобиографическая ретроспектива влияет на формирование целостного самосознания личности. Анализ содержания автобиографической ретроспективы помогает более полному «представительству» метасистемы (реальности) в собственном содержании психики, следовательно, развитию социально-адаптационных возможностей личности.
Теоретический интерес к изучаемой проблеме определяется тем, что автобиографическая ретроспектива дополняет представления социальной психологии о Я-концепции как о важной части усвоения личностью социального опыта, приобщения к системе социальных связей; позволяет изучать ее более интегрирование и целостно с позиций двухфакторного анализа («взаимосвязанности» и «отдельности»). Изучение влияния подструктур личностной идентичности, из которых состоит Я-концепция, на автобиографическую ретроспективу, дополняет теоретические представления социальной психологии о проблеме социализации.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы автобиографической ретроспективы как целостного социально-психологического явления и необходимостью такого изучения для развития представлений социальной психологии о Я-концепции как части процесса социализации личности; влиянием личностных идентичностей как структурных компонентов Я-концепции на социально-психологические характеристики автобиографической ретроспективы и отсутствием теоретических и эмпирических данных об этом влиянии.
Объект исследования - автобиографическая ретроспектива личности.
Предмет исследования - влияние социально-психологических характеристик личности на автобиографическую ретроспективу.
Цель исследования - выявить особенности социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности с различным содержанием идентичности и половозрастных характеристик.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать зарубежные и отечественные подходы к проблеме жизненного пути и определить понятие «автобиографическая ретроспектива» с позиций социальной психологии.
2. Разработать и апробировать социально-психологическую методику (анкету) для изучения автобиографической ретроспективы личности.
3. Изучить влияние подструктур личностной идентичности на социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы.
4. Изучить половозрастные особенности социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы.
5. Выявить типы автобиографической ретроспективы личности.
Основная гипотеза исследования:
Социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы различается у лиц с материальной, социальной, духовной подструктурами личностной идентичности, а также у лиц с разными половозрастными характеристиками.
Дополнительная гипотеза:
Существуют определенные типы автобиографической ретроспективы личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного, метасистемного и интегративного подходов (А.В.Карпов, В.В. Козлов); теории «Я-концепции» и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р. Берне, У. Джеймс, Ч. Кули, Г. Мид, К. Роджерс, Н.Е. Харламенкова); подходы к изучению личности как активного субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, В .В. Знаков, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); социально-психологические подходы к изучению личности (Г.В. Акопов, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, A.B. Карпов, В.В. Козлов, А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, H.A. Логинова, Л.С. Рубинштейн и др.).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ и изучение теоретических и практических исследований общей, возрастной, социальной психологии, философии, гуманистической психотерапии.
2. Психодиагностические методы:
- для исследования социально-психологических особенностей автобиографической ретроспективы - методика «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головахи, A.A. Кроника для изучения психологического возраста и степени реализованности жизни; временной тест Т. Котгла для изучения особенностей восприятия времени жизни (прошлого, настоящего и будущего); методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Ротгера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда) для изучения степени самостоятельности жизненных выборов и жизненной стратегии в целом; вариант методики «Линия жизни» для изучения переломных событий автобиографической ретроспективы;
- для определения ведущей подструктуры личностной идентичности - методика ЛОСК (Личностный опросник самоидентичности, В.В. Козлов).
В ходе исследования была разработана социально-психологическая методика (анкета «Анализ жизненного пути» с использованием фотографий из личного архива испытуемых) для изучения автобиографической ретроспективы участников исследования.
3. Методы обработки и анализа эмпирических данных:
количественный и качественный анализ, методы математической статистики: первичная описательная статистика, кластерный анализ, методы оценки значимости различий: выявление различий в уровне исследуемого признака с помощью U-критерия Манна-Уитни, <р*-критерия - углового преобразования Фишера; выявление различий в распределении признака с помощью критерия Хи-квадрат - критерия Пирсона (х2), выявление силы и направления корреляционной связи между двумя признаками - коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.
При обработке данных использовался статистический пакет Statistica б.О for Windows, SPSS - версия 17.0.
Эмпирической базой исследования стали высшие учебные заведения г. Челябинска. В исследовании приняли участие 240 человек, из них - 87 человек - студенты очного отделения гуманитарных факультетов от 17 до 23 лет, 20 юношей и 67 девушек; 50 человек - студенты очного отделения технических факультетов от 17 до 22 лет, 31 юноша и 19 девушек; 72 человека - студенты заочного отделения гуманитарных факультетов от 21 до 45 лет, 57 женщин и 15 мужчин, получающие второе высшее образование; 31 человек -12 мужчин и 19 женщин разных профессий.
Организация исследования осуществлялась в три этапа.
На первом этапе — подготовительном (2005-2006 гг.) - изучалась психологическая, философская литература, определялась тема исследования, уточнялись предмет, цель, задачи и гипотезы исследования, обобщались полученные результаты теоретического исследования, разрабатывалась программа исследования.
На втором - исследовательском (2007-2008 гг.) - осуществлялся подбор психодиагностического материала, проводилось эмпирическое исследование по изучаемой проблеме. Эмпирическое исследование проводилось в высших учебных заведениях города Челябинска.
На третьем - заключительном (2009-2011 гг.) - обобщались полученные результаты эмпирического исследования, проверялись гипотезы исследования, проводилась статистическая обработка данных исследования, их интерпретация, систематизация, формулировались выводы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обширной теоретической базой, использованием валидизированных методик, репрезентативностью выборки, применением методов статистической обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.
Научная новизна исследования
Анализ социально-психологических особенностей автобиографической ретроспективы позволил взглянуть на заявленную проблему системно и целостно. Выявлено влияние ведущей подструктуры личностной идентичности на социально-психологические компоненты автобиографической ретроспективы. Доказано, что люди с гармоничной идентичностью обладают более целостной картиной автобиографической рефлексии, уравновешенной представленностью в автобиографической ретроспективе факторов «взаимосвязанности» и «от-
дельности»: обладают самостоятельной жизненной стратегией, совершают больше обдуманных выборов, психологически более зрелые, чаще рефлексируют свой жизненный путь, обладают большей субъективной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего. Сходными характеристиками автобиографической ретроспективы обладают люди с духовной идентичностью (психологически более зрелые чаще рефлексируют свой жизненный путь, обладают большей субъективной взаимосвязанностью прошлого, настоящего и будущего). Люди с гармоничной и материальной идентичностями ощущают свою жизнь более реализованной; у людей с материальной и социальной идентичностями в сознании субъективно преобладает настоящее время жизни, у людей с духовной и социальной идентичностями - прошлое время.
2. Выявлены половозрастные особенности социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы. Доказано, что мужчины психологически старше, осознают свою жизнь более реализованной, реже рефлексируют свой жизненный путь; у женщин шире проявляется фактор «взаимосвязанности» (общения) в автобиографической ретроспективе. Чем старше становится человек, тем меньше в его автобиографической ретроспективе проявляются фактор «отдельности» в рефлексии жизненного пути, сильнее преобладает прошлое в субъективном восприятии времени, увеличиваются показатели реа-лизованности жизни и психологического возраста.
3. Выявлены типы автобиографической ретроспективы (глубоко отреф-лексированная; достаточно отрефлексированная; недостаточно отрефлексиро-ванная).
4. Разработана и апробирована социально-психологическая методика исследования автобиографической ретроспективы (анкета «Анализ жизненного пути» с использованием фотографий из личного архива испытуемых), которая позволяет получить объемную информацию о первых и переломных событиях жизни, о важных жизненных выборах и степени их обдуманности, об особенностях общения с другими людьми, миром, с самим собой, о способности быть независимым от других людей, о психологическом возрасте, степени реализо-ванности жизни на настоящий момент и о самостоятельной жизненной стратегии.
Теоретическая значимость исследования
Результаты исследования уточняют представления социальной психологии о «Я-концепции» личности как важной составляющей процесса социализации, позволяя включить автобиографические воспоминания как вид ретроспективной рефлексии в процесс усвоения личностью социальных норм и влияний. Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы развивает представления о социальной психологии жизненного пути личности и ее автобиографической ретроспективе. Теоретически обосновано рассмотрение автобиографической ретроспективы через дихотомию факторов «взаимосвязанности» и «отдельности», что отражает новейшие исследования отечественной психологии в области сознания. Факторы «взаимосвязанности» и «отдельности» представлены как социально-психологический феномен. Автобиографическая ретроспектива как социально детерминированная рефлексия изучается через кате-
горию взаимодействия, общения личности с другими и с самой собой, а также через категорию «отдельности», независимости от других людей. Теоретический анализ понятия автобиографической ретроспективы позволяет по-новому осмыслить социально-психологические проблемы жизненного пути личности, социальную психологию «Я-концепции» личности, интегрировать автобиографические воспоминания в целостную картину представлений личности о себе. Выявлена и описана социально-психологическая специфика автобиографической ретроспективы через влияние ведущей подструктуры личностной идентичности, а также через половозрастные характеристики, что дополняет представления социальной психологии об идентичности. Результаты теоретического исследования вносят вклад в социальную психологию личности, позволяя изучать типы автобиографической ретроспективы, разрабатывать методы коррекции жизненных воспоминаний.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационной работы могут быть использованы для составления программ исследования социально-психологических особенностей жизненного пути и автобиографической ретроспективы конкретной личности в ситуации психологического консультирования, психологической диагностики, профилактики и коррекции. Практическое изучение автобиографической ретроспективы ведет к личностной интеграции, достижению внутренней согласованности и эффективной социализации благодаря рефлексивному пониманию и принятию собственной жизни.
Апробированный комплекс психодиагностических методик, а также разработанная качественно новая социально-психологическая методика изучения жизненного пути и автобиографической ретроспективы (анкета «Анализ жизненного пути» с использованием фотографий из личного архива испытуемых) применяются для выявления социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы, а также для определения психологического возраста и степени реализованное™ жизни. Результаты диагностики служат основой для разработки индивидуальных психологических рекомендаций.
Результаты диссертационной работы применяются для составления лекционных и практических занятий по социальной психологии для студентов ВУЗов соответствующих специальностей, а также для практических психологов на курсах повышения квалификации с целью повышения компетентности в сфере социальной психологии жизненного пути личности.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр специальной и клинической психологии Института психологии педагогики Челябинского государственного университета (2007 - 2009 гг.), социальной психологии Самарского государственного педагогического университета (2008 г.), социальной и политической психологии Ярославского государственного университета (2011 г.). Внедрение результатов теоретического и практического исследований осуществлялось посредством докладов на научно-практических конференциях и печатных статей по теме исследования.
Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях: Межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция «Личность в современном обществе» (г. Челябинск, 2006 г.); Международная научно-богословская конференция «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России», выступление «Логотерапия В. Франкла - лечение смыслом как «центральный стержень» автобиографии человека» (г. Челябинск, 2006 г.); Международная конференция «Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии», выступление «Экзистенциальный взгляд на проблему «жизненного пути» в творчестве С.Л. Рубинштейна» (г. Бирпггонас, Литва, 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности», доклад «Ценность биографической ретроспективы как основы сохранения психологического здоровья и становления личности» (г. Шад-ринск, 2008 г.); Всероссийская научная конференция «Компетенгаостный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях», доклад «Эмпирическое исследование автобиографической ретроспективы как компетентности личности в собственной жизни у разных возрастных групп» (г. Челябинск, 2011 г.).
Результаты исследования используются в курсе лекций и семинарских занятиях по социальной психологии со студентами ЧелГУ, а также на курсах повышения квалификации.
Основное содержание диссертации отражено в 14 научных статьях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-психологические компоненты автобиографической ретроспективы лиц с различными ведущими подструктурами личностной идентичности (материальной, социальной, духовной и гармоничной) будут значимо различаться в проявлении факторов «взаимосвязанности» и «отдельности»: в оценке психологического возраста, степени реализованное™ жизни, в характере рефлексии собственной жизни, в степени самостоятельности жизненной стратегии и совершении обдуманных выборов, а также в субъективном восприятии времени собственной жизни. Данные результаты раскрывают дополнительные теоретические аспекты социальной и личностной идентичности.
2. Социально-психологические компоненты автобиографической ретроспективы мужчин и женщин имеют значимые различия: в оценке психологического возраста, степени реализованносга жизни, в проявлении факторов «взаимосвязанности» и «отдельности» в детском и подростковом возрасте, в характере рефлексии собственной жизни, а также в субъективном восприятии времени собственной жизни. Данные результаты дополняют теоретические аспекты тендерных различий в социальной психологии.
3. Возрастные периоды жизни личности (юность, ранняя зрелость, средняя зрелость) оказывают значительное влияние на содержание социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы: в оценке психологического возраста, степени реализованности жизни, в проявлении факторов «взаимосвязанности» и «отдельности» в подростковом и юношеском воз-
и
расте, в характере рефлексии собственной жизни, а также в субъективном восприятии времени собственной жизни. Данные результаты вносят вклад в развитие теории возрастных различий в социальной психологии.
4. Автобиографическая ретроспектива личности имеет следующую типологию: глубоко отрефлексированная автобиографическая ретроспектива, достаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива, недостаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива, что позволяет изучать функции, типы, содержание автобиографической ретроспективы.
Структура и объём диссертации
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, библиографический список, состоящий из 138 работ, в том числе - 16 работ зарубежных авторов. Основной материал диссертации составляет 170 страниц. Иллюстрации к диссертации содержат 8 таблиц, 20 гистограмм, приложения на 25 листах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования, определяется степень ее разработанности, ставятся цель и задачи, излагаются методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическое и практическое значение работы.
В первой главе ««Я-концепция» и жизненный путь личности» определены основные понятия «Я-концепции», жизненного пути и биографического метода в социально-психологической науке, представлен анализ отечественных и зарубежных теоретических подходов к проблеме жизненного пути личности.
В параграфе 1.1. ««Я-концепция» как социально-психологический феномен» представлены основные отечественные подходы к определению личности (Б.Г. Ананьев, А.Н Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов). Проанализирован целостный подход к личности как социально-психологической системе (В.В. Козлов). Раскрыто содержание понятия «Я-концепция» как сложного образа, включающего в себя совокупность представлений индивида о себе самом вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Представлена история формирования научных взглядов на понятие «Я-концепции»: У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон. Социально-психологическое развитие личности проанализировано с точки зрения современных отечественных исследователей - К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Г.Э. Белецкой, Н.Е. Харламенковой. «Я-концепция» рассмотрена как совокупность установок личности, содержащая три компонента (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), направленных на саму личность. Проанализированы социально-психологические источники «Я-концепции»: представления о своем теле, речь, обратная связь от других людей, идентификация с полоролевой моделью поведения, особенности семейного воспитания. Структура Я-концепции представлена состоящей из различных идентичностей (материальной, социальной, духовной), которые образуют целостность на уровне предмета и свойств Я-концепции личности.
В параграфе 1.2. «Биографические методы исследования в зарубежной психологии» проанализированы подходы зарубежных авторов к биографическим исследованиям в психологии: психоанализ 3. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая теория К.Г. Юнга, эго-психология Э. Эриксона, аналитические теории К. Хорни и Э. Фромма, гуманистический подход А. Маслоу и К. Роджерса, бихевиористическое направление Б.Ф. Скин-нера, А. Стаатса, Ч. Толмэна, Д.Б. Уотсона, «событийный подход» к биографи-' ям Ш. Бюлер и П. Жане.
Теоретический обзор концепций жизненного пути в западной и европейской психологии позволил выделить основные социально-психологические направления исследования данного вопроса. Это, во-первых, теории, изучающие жизненный путь через описание «событий» (Ш. Бюлер, П. Жане). Введение событий позволяет разделить жизненный путь на этапы, в результате чего появляется возможность представить его динамику. Такой подход реализуется через идею о возрастной периодизации, фиксации изменений человека на протяжении его жизненного пути. Время рассматривается как объективное условие жизни независимо от личности, роль субъективного времени не учитывается.
Во-вторых, существуют подходы (в основном психоаналитические), авторы которых активно исследуют пространственно-временные характеристики жизни (А. Адлер, 3. Фрейд, К.Г. Юнг), в связи с чем возникает возможность изучения жизненного пути в качестве единого целого. Данные подходы рассматривают жизненный путь и личностное развитие, сосредоточиваясь на определенных жизненных периодах, чаще всего на влиянии детского опыта на последующую жизнь человека. Психотравмирующий опыт детства (3. Фрейд), или неспособность человека вступать в социальные отношения сотрудничества (А. Адлер), или неблагополучное разрешение кризисов предыдущей стадии развития (Э. Эриксон) могут отрицательно влиять на дальнейшую судьбу индивида.
В параграфе 1.3. «Жизненный путь личности как предмет исследования биографического метода в отечественной психологии» дается определение биографическому методу. Биографический метод - это способ изучения целостной жизни личности во всем ее многообразии. Предметом изучения биографического метода является жизненный путь человека. Г.Е. Соловьев и другие исследователи выделяют основные свойства биографического метода: историчность и ретроспективность, генетическая принадлежность, естественность и жизненность. Основной единицей биографического метода является биографическое событие. Характерными источниками изучения биографий являются: дневники, автобиографии, автобиографические анкеты, биографическое интервью, письма.
В отечественной психологии выделяются две основные концепции, различающиеся в своих подходах к жизненному пути человека и его биографии: «философская онтология и антропология» СЛ. Рубинштейна и «синтетическое человекознание» Б.Г. Ананьева. Современные отечественные исследователи жизненного пути, такие, как К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, H.A. Логинова, В.В. Нуркова и др., продолжают в своих исследо-
ваниях традиции данных двух отечественных направлений. Б.Г. Ананьев исследовал взаимосвязи и взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, изучая жизненный путь человека через познание, деятельность и общение. Историческое и психологическое время жизни здесь соединяются, происходит взаимовлияние стадий онтогенетического и собственно индивидуального развития. Данная психологическая концепция исследует социальное и индивидуальное развитие человека как субъекта деятельности; фиксирует в биографо-исторических датах главные события жизненного пути; связывает в единой системе отсчета биологическое, психологическое и историческое время. Простейшими элементами жизненного пути являются события - изменения в условиях жизни человека, его внутреннем мире, во внутренней и общественной жизни.
Для нашего исследования ближе понимание жизненного пути, данное в «философской антропологии» С.Л. Рубинштейна. Жизненный путь здесь представляется не как сумма жизненных событий и отдельных действий человека, а как целостное, непрерывное социально-психологическое явление. Психическое развитие человека, по мнению С.Л. Рубинштейна и его учеников, на протяжении всего жизненного пути опосредовано деятельностью: человек может и должен изменять собственную историю благодаря своим поступкам. В этом смысле важнейшее значение имеют так называемые «поворотные этапы» в жизни человека. Человек представлен в данной концепции как активный и ответственный творец собственной биографии, стремящийся к достижению высших, нравственных ценностей жизни. Жизненный путь определяется, по СЛ. Рубинштейну, прежде всего, осознанными отношениями и действиями человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Вторая глава «Автобиографическая ретроспектива личности как составляющая «Я-концепции»» включает описание центрального для диссертационного исследования понятия - «автобиографической ретроспективы». Вводится понятие автобиографической ретроспективы, ее содержательных социально-психологических характеристик.
В параграфе 2.1. «Понятие автобиографической ретроспективы личности и ее социально-психологические характеристики» вводится понятие автобиографической ретроспективы (АБР), понимаемой как сознательное обращение человека к своему прошлому, мысленный обзор прожитой жизни, а также осознание прожитой жизни как единой целостности. Автобиографическая ретроспектива является частью «Я-концепции» и отражает все три ее компонента — когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Социально-психологические характеристики автобиографической ретроспективы: социальность и субъективность, обусловленность восприятием человека и влияниями социокультурной среды, потребность в положительной оценке прошлого, усвоение опыта прошлого через обратную связь от значимых лиц.
В параграфе 2.2. «Автобиографическая ретроспектива и автобиографическая память: сходства и различия» анализируются зарубежные и отечественные подходы к феномену автобиографической памяти - наиболее близкому понятию для автобиографической ретроспективы. В зарубежной психологии
автобиографическая память рассматривается как неосознаваемое психологическое образование, искаженное защитными механизмами и детерминированное событиями раннего детства. Зарубежные исследователи изучают, в основном, непроизвольную функцию автобиографической памяти, а также подчеркивают ее особую эмоциональную яркость (Salaman, 1970; Brown, Kulik, 1977; Fitzgerald, 1988; Ross, 1991; Barclay, 1993). Эта способность автобиографических воспоминаний существовать в виде «живых» образов, быть «живой картиной» прошлого, в англоязычной литературе обозначается как «flashbulb». В параграфе рассматриваются традиционные для зарубежной психологии функции автобиографической памяти: идентификационная, социальная и директивная.
В отечественной психологии изучается, прежде всего, сознательный аспект биографической памяти, ее произвольная функция. Современные отечественные исследователи (Г.Ю. Малкова, В.В. Нуркова, Ю.Б. Шлыкова и др.) считают, что нельзя свести автобиографическую память к памяти эмоциональной или аффективной, хотя личные воспоминания о своем прошлом, как правило, ярко эмоционально окрашены. Автобиографическая память является, прежде всего, рассказом о своем прошлом, она реконструктивна по своей сути и имеет все характеристики рассказа, например, постоянно реинтерпретируется человеком. На содержание автобиографической памяти, кроме субъективного аспекта, по мнению отечественных ученых, особое влияние оказывает социальная среда, в которой живет личность. Автобиографическая ретроспектива отличается от автобиографической памяти, прежде всего, осознанностью, представленной в виде континуума двух полюсов («взаимосвязанность - отдельность»), особым типом событий (первое, переломное и яркое), произвольностью функционирования. Автобиографическая память - это более широкое понятие, это не только определенная реконструкция собственного автобиографического опыта, произведенная в соответствии с актуальным состоянием, это мнемиче-ский процесс, «субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний» (определение В.В. Нурковой). Автобиографическая ретроспектива является реконструкцией прошлого опыта в соответствии с актуальным состоянием личности, в этом смысле автобиографическая ретроспектива более узкое понятие, чем автобиографическая память. Предложены функции автобиографической ретроспективы - идентификационная, социальная (коммуникативная) и интегративная.
В параграфе 2.3. «Автобиографическая ретроспектива и ее социально-психологическое содержание» рассматриваются социально-психологические компоненты АБР.
Автобиографическая ретроспектива включает в себя первые воспоминания, переломные события жизни, осознание целостного времени собственной жизни (своего прошлого, настоящего и будущего), своего психологического и биологического возраста, степени реализованное™ своей жизни на настоящий момент. Осознание прожитой жизни как единого целого имеет двухфакторную структуру, представленную континуумом «взаимосвязанность - отдельность». Полюс «взаимосвязанности» данного континуума в автобиографической ретро-
спективе проявляется в общении. В предложенной анкете «Анализ жизненного пути» мы рассматриваем общение в детском (от 5 до 10 лет) и в подростковом (от 10 до 15 лет) возрасте. Полюс «отдельности» континуума автобиографической ретроспективы представлен важными выборами, которые осуществлял человек в разные временные периоды своей жизни; возможным отстаиванием своей точки зрения, даже если это противоречило мнению окружающих (близких) людей и последствиями такого отстаивания в личной жизни; переломными событиями жизни (событиями, изменяющими жизнь), а также степенью обдуманности важных жизненных выборов. В автобиографическую ретроспективу включаются следующие компоненты:
1) первые воспоминания в жизни человека и с чем они связаны: с событиями, со значимыми людьми, со своим внутренним миром, с «другим» миром (миром природы, музыки, искусства);
2) переломные события - события, когда был сделаны важные жизненные выборы человеком, самостоятельно или под воздействием обстоятельств;
3) общение в детском (от 5 до 10 лет) и в подростковом (от 10 до 15 лет) возрасте. Общение в этих возрастах рассматривается нами по нескольким критериям:
- с кем больше общается человек: со сверстниками, с родителями, с другими по возрасту ребятами, с самим собой (своим внутренним миром), с «другим» миром (миром природы, музыки, искусства);
- каков характер этого общения: глубокий и личностный; обычный, не очень глубокий; поверхностный, неглубокий.
4. Самостоятельность (несамостоятельность) важных выборов, сделанных личностью в разные временные периоды своей жизни.
5. Обдуманность важных жизненных выборов.
6. Отстаивание своей точки зрения, даже если это противоречит мнению окружающих (близких) людей и последствия такого отстаивания в личной жизни.
7. Рефлексия жизненного пути: насколько часто человек задумывается о том, какой он был раньше, какой он сейчас и каким он будет в будущем.
8. Самостоятельная жизненная стратегия: верит ли человек в то, что способен самостоятельно «строить» собственную жизнь.
9. Психологический возраст-то, на сколько лет «чувствует» себя человек в душе, независимо от хронологического возраста.
10. Реализованность собственной жизни на настоящий момент.
11. Осознание времени собственной жизни, которое делится на два фактора:
- наличие субъективной взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим;
- субъективное преобладание какой-либо временной категории (прошлого, настоящего и будущего) в настоящий момент; т.е. какая временная категория в настоящий момент является наиболее важной для человека.
В параграфе 2.4. «Личностная идентичность и ее взаимосвязь с социально-психологическими компонентами автобиографической ретроспективы»
анализируется понятие личностной идентичности как тождественности личности самой себе, миру и другим людям (Э. Эриксон). Личность рассматривается, с точки зрения интегративной психологии - как система внутренних идентич-ностей, «Я-идентификаций», придающих человеку структуру и смысл. Структура личности представлена тремя глобальными социально-психологическими подструктурами, с которыми личность идентифицируется и отождествляется: «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-духовное» (В.В. Козлов). Теоретически обосновывается идея внутренней гармонии личности, выраженной в триединстве Эго-идентификаций, а именно идея «гармоничной» идентичности. В теоретическом плане рассматриваются социально-психологические особенности автобиографической ретроспективы у людей с преобладанием той или иной подструктуры личностной идентичности. У данных категорий людей анализируются такие компоненты биографической ретроспективы, как психологический возраст, реализованность жизни, время собственной жизни, факторы «взаимосвязанности» и «отдельности».
В параграфе 2.5. «Влияние половозрастных характеристик личности на социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы» рассматриваются особенности автобиографической ретроспективы у мужчин и женщин, у людей разных возрастов. У данных категорий людей анализируются такие компоненты биографической ретроспективы, как психологический возраст, реализованность жизни, время собственной жизни, факторы «взаимосвязанности» и «отдельности». Теоретически изучаются взаимосвязи социально-психологических характеристик пола и возраста и содержательных аспектов автобиографической ретроспективы. Развиваются представления социальной психологии о тендерных различиях: большей социальной зависимости, межличностной направленности женщин и большей позитивной Я-концепции мужчин. Предлагается и обосновывается анкета для анализа автобиографической ретроспективы и жизненного пути человека - анкета «Анализ жизненного пути» с использованием фотографий испытуемых различных возрастных периодов.
Третья глава «Эмпирическое исследование социально-психологического содержания автобиографической ретроспективы личности в зависимости от половозрастных характеристик и подструктуры личностной идентичности» включает описание методов и методик эмпирического исследования, результаты изучения социально-психологических особенностей автобиографической ретроспективы в зависимости от половозрастных характеристик и подструктуры личностной идентичности, анализ и интерпретацию полученных результатов.
В параграфах 3.1. и 3.2. «Комплексный объект исследования и описание выборки» и «Методы и методики исследования» содержатся описание исследуемой выборки испытуемых, а также теоретическое обоснование и описание используемых методик.
В параграфе 3.3. «Содержание социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности в зависимости от подструктуры личностной идентичности» представлены результаты изучения парамет-
ров автобиографической ретроспективы у людей с «материальной», «социальной», «духовной» подструктурами личностной идентичности. Особое внимание уделяется социально-психологическим особенностям автобиографической ретроспективы так называемой «гармоничной личности» - личности, у которой все три подструктуры идентичности находятся в равновесии.
Анализ и обобщение полученных данных позволил сформулировать следующие выводы.
Автобиографическая ретроспектива имеет социально-психологические содержательные отличия у людей с различными подструктурами личностной идентичности:
1. Люди с гармоничной идентичностью имеют более высокую реализо-ванность жизни, чем люди с материальной и социальной идентичностями, т.е. ощущают свою жизнь как более насыщенную событиями, что подтверждает наши представления о гармоничной идентичности как об обладающей более гармоничной АБР (Шип групп «Я-мат.»/«Гарм.»= -3,39; р<0,05; 11эмп групп «Я-соц.»/«Гарм.»= -3,41; р<0,05). Люди с материальной идентичностью оценивают реализованность своей жизни на настоящий момент выше, чем люди с духовной идентичностью, так как видят реализованность в материальных аспектах - достижениях материального благополучия (Шип групп «Я-мат.»/«Я-дух.»= 2,46; р<0,05).
2. Люди с гармоничной идентичностью психологически старше. Далее высокий показатель психологического возраста имеют люди с духовной идентичностью. Следом более высокий психологический возраст показывают лица с материальной идентичностью. Ниже всех оценивают свой психологический возраст люди с социальной подструктурой личностной идентичности (Шип групп «Я-мат.»/«Я-дух.»= -5,19; р<0,05; №мп групп «Я-мат.»/«Гарм.»= -6,39; р<0,05; иэмп групп «Я-соц.»/«Я-дух.»= -4,42; р<0,05; Шип групп «Я-соц.»/«Гарм.»= -6,57; р<0,05). Данные результаты подтверждают наши предположения о большей психологической зрелости людей с преобладанием гармоничной и духовной идентичностей.
3. Лица с гармоничной и духовной идентичностями считают свое общение со сверстниками в возрасте от 10 до 15 лет более глубоким и личностным, чем лица с социальным и материальным подструктурами личностной идентичности (X2 групп «Я-мат.»/«Я-дух.»= -12,48; р<0,05; X2 групп «Я-мат.»/«Гарм.»= -16,07; р<0,05; X2 групп «Я-соц.»/«Я-дух.»= -11,32; р<0,05; X2 групп «Я-соц.»/«Гарм.»= -14,06; р<0,05).
4. Люди с духовной идентичностью и гармоничной идентичностью значительно чаще, чем люди с социальной и материальной идентичностями, задумываются о своей жизни, рефлексируют свой жизненный путь (X2 групп «Я-мат.»/ «Я-дух.»= -21,76; р<0,01; Х2групп «Я-соц.»/ «Я-дух.»= -19,3; р<0,01; X2 групп «Я-мат..»/ «Гарм.»= -11,69; р<0,05; X2 групп «Я-соц.»/ «Гарм.»= -8,63;
р<0,05); обладают большей субъективной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего времени своей жизни (Шмп групп «Я-мат.»/ «Гарм.»= -15,72; р<0,01; иэмп групп «Я-соц.»/ «Гарм.»= -14,45; р<0,05; Шип групп «Я-соц.»/ «Я-дух.»= -13,09; р<0,05; иэмп групп «Я-мат.»/ «Я-дух.»= -10,40; р<0,05). Также люди с гармоничным типом личностной идентичности обладают большей самостоятельной жизненной стратегией, чем люди с материальным и социальным типами идентичности (иэмп групп «Я-мат.»/ «Гарм.»= -9,02; р<0,05; иэмп групп «Я-соц.»/ «Гарм.»= -13,3; р<0,05). Таким образом, можно утверждать, что личностям с гармоничным типом идентичности свойственна более целостная АБР с равноценным сочетанием факторов «взаимосвязанности» и «отдельности», т.к. они обладают большей внутренней свободой от жесткой фиксации на определенном способе социального поведения, диктуемого материальным или социальным типом идентичности. Лица с духовной идентичностью показывают сходную АБР с преобладанием факторов «взаимосвязанности», т.к. духовное измерение - это стержень личностной интеграции.
5. Респондентам с любым типом личностной идентичности присуще преобладание будущего времени жизни, это объясняется сравнительно молодьм составом всей выборки испытуемых. Также у лиц с материальной и социальной идентичностями субъективно больше представлено настоящее время жизни (X2 групп «Я-мат.»/ «Я-дух.»= 17,45; р<0,01; X2 групп «Я-соц.»/ «Я-дух.»= 14,35; р<0,05); у лиц с материальной идентичностью выявляется высокая связь настоящего с будущим временем, что объясняется их нацеленностью на настоящие и будущие материальные блага, которых можно достичь (иэмп групп «Я-мат.»/ «Я-дух.»= -10,40; р<0,05; иэмп групп «Я-мат.»/ «Гарм.»= -15,72; р<0,01). У людей с духовной и социальными идентичностями в сознании преобладает прошлое время жизни (по сравнению с лицами с материальной идентичностью) (X2 групп «Я-мат.»/ «Я-дух.»= 17,45; р<0,01; X2 групп «Я-соц.»/ «Я-дух.»= 14,35; р<0,05).
6. Люди с гармоничной идентичностью делают в жизни (по их мнению) больше самостоятельных и обдуманных жизненных выборов, чем люди с социальной и материальной идентичностями (Самостоятельность: иэмп групп «Я-мат.»/ «Гарм.»= -15,03; р<0,05; иэмп групп «Я-соц.»/ «Гарм.»= -18,06; р<0,05; Обдуманность: X2 групп «Я-мат.»/ «Гарм.»= -13,07; р<0,05; X2 групп «Я-соц.»/ «Гарм.»= -15,09; р<0,01). Данные результаты подтверждают представления о большей самостоятельности и рефлексии лиц с гармоничной идентичностью, в связи с их большей внутренней свободой и гибкой жизненной стратегией.
№ 'б—--
40&%
28%
2? 'с 1 'о 20%
8% 159 )% 'о
1
очень редко редко часто очень часто
□ Гармоничная личность ■ Я-материальное а Я-социальное
Рис. 1. Рефлексия жизненного пути
Рис. 2. Самостоятельность жизненных выборов
В параграфе 3.4. «Содержание социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности в зависимости от половозрастных характеристик» представлены результаты изучения половозрастных особенностей автобиографической ретроспективы. Для эмпирического исследования автобиографической ретроспективы вся выборка испытуемых была разделена на мужчин и женщин, а также по возрастному принципу на группы:
«Юность» (от 17 до 21 года), «Ранняя зрелость» (от 22 до 30 лет) и «Средняя зрелость» (от 31 до 46 лет).
Анализ и обобщение полученных данных позволил сформулировать следующие выводы.
Социально-психологические компоненты автобиографической ретроспективы различаются у мужчин и женщин, а также у разных возрастных групп:
1. Мужчины ощущают в целом свою жизнь в большей степени реализованной, чем женщины (иэмп=2,34; р<0,05), а также мужчины психологически старше, чем женщины (Шмп=1,97; р<0,05). Исследования отечественных социальных психологов показывают, что мужчины обладают более положительной Я-концепцией вследствие того, что в современном обществе, несмотря на признанное равноправие, больше власти, свободы и ценностей отдано мужскому стандарту.
2. Лица мужского и женского пола имеют различные воспоминания об общении со сверстниками в раннем детстве и в подростковом возрасте: в детском возрасте мужчины, по их воспоминаниям, больше общались со сверстниками и с друзьями старше себя, а женщины - со сверстниками, родителями и младшими друзьями (ср*=12,15; р<0,05). Мужчины вспоминают о своем общении со сверстниками в подростковом возрасте как об обычном, неглубоком. Женщины, по их воспоминаниям, чаще отстаивали свою точку зрения в подростковом возрасте, а также называли свое общение со сверстниками в период подросткового возраста более глубоким и личностным, чем мужчины (Х2=11,40; р<0,01; Х2= 11,63; р<0,01). Эти результаты подтверждают известные данные социально-психологических исследований о большей коммуникативности, эмоциональности и экспрессивности женщин в общении.
3. Мужчины значительно реже склонны рефлексировать свой жизненный путь, чем женщины. Чаще всего задумываются о своем жизненном пути и о самих себе в аспекте прошлого, настоящего и будущего женщины (Х2=19,97; р<0,01). Эти особенности относятся к исследованным в социальной психологии - мужчинам в целом присуща оперативная тенденция к действию, они ориентированы на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия. Женщины опосредствуют контакты с другими людьми, построенные на эмоциональной близости и привязанности.
Таким образом, мужчины реже склонны к рефлексии своего жизненного пути, т.к. более направлены в жизни на действие, чем на рефлексию.
4. Степень реализованное™ жизни и показатель психологического возраста с прожитыми годами увеличиваются (№мп групп «Юность»/«Ранняя зрелость)^ -5,15; р<0,05; Шип групп «Юность»/«Средняя зрелость»= -8,5; р50,05; иэмп групп «Ранняя зрелость»/«Средняя зрелость»= -6,88; р<0,05). Наши эмпирические данные согласуются с результатами исследований A.A. Кроника и Е.А. Головахи, которые утверждают, что с годами показатели психологического возраста и реализованности жизни увеличиваются.
21
I
Рис. 3. Рефлексия жизненного пути
5. Юные и молодые люди чаще, по их представлениям, отстаивали свою точку зрения в юности, чем люди средней зрелости (№мп групп «Юность»/«Средняя зрелость»= 12,43; р<0,01; 11эмп групп «Ранняя зре-лость»/«Средняя зрелость»=10,84; р<0,01), а также вспоминают, что такое отстаивание, в целом, улучшало их жизнь (Х2=10,09; р<0,01; Х2=12,84; р<0,01). Лица среднего возраста (31 - 46 лет) вспоминают, что они реже отстаивали свою точку зрения в юности, а также считают, что такое отстаивание, если оно и было, ухудшало их жизнь. Данные результаты свидетельствуют о влиянии социальной ситуации на автобиографические воспоминания лиц различных возрастных групп. Автобиографическая ретроспектива молодых и зрелых людей различается потому, что эти люди «взрослели» и формировали свою «Я-концепцию» в совершенно разных социальных условиях. У зрелых людей, юность которых проходила в еще советские годы, полюс «взаимосвязанности» должен преобладать в субъективной оценке прошлого. Советское общество воспитывало у своей молодежи чувство коллективизма, не предполагало инициативы, «отдельности», индивидуальности, самостоятельности. Иметь свою точку зрения, не совпадающую с мнением большинства, в тот исторический период считалось исключением из правил. И, наоборот, юные люди," сейчас обучающиеся в университетах (от 17 до 23 лет), должны «сдвигаться» на предлагаемом континууме в сторону «отдельности», индивидуальности, поэтому тот факт, что зрелые люди (от 30 до 45 лет) реже отстаивали свою точку зрения в юности, не удивителен, а вполне оправдан. Юные люди Советской России соответствовали ожиданиям социального большинства, стандартам общества.
6. Люди среднего возраста намного реже склонны рефлексировать свой жизненный путь, чем молодые и юные люди: для большинства более старших людей такие вопросы, как поиски себя и своего места в мире, осмысление пройденного жизненного пути и обдумывание планов на будущее, являются
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 ОД 0
-—_____—_—-- ЬЬ%
12%
28%
— 22% 22% 18%
5%- ■ |
□ Мужчины
очень редко редко часто очень часто
менее актуальными, чем для молодых и юных людей (X2 групп «Юность»/«Средняя зрелость»=15,3; р<0,01). Мы предполагаем, что подобные отличия автобиографической ретроспективы связаны, прежде всего, со свойственными юности стремлениями к самопознанию, самосознанию, поиску своего места в жизни и утверждению обретенной идентичности.
7. У юных лиц больше настоящего и будущего в субъективно воспринимаемом времени, а у лиц среднего возраста прошлое преобладает в субъективном восприятии возможно потому, что его фактически было больше в их жизни (X2 групп «Юность»/«Средняя зрелость»= 25,8; р<0,01).
В параграфе 3.5. «Выявление типов автобиографической ретроспективы личности и качественный анализ переломных событий» с помощью кластерного анализа выделены следующие типы автобиографической ретроспективы:
- глубоко отрефлексированная автобиографическая ретроспектива (объединяет людей в возрасте 30 лет, имеющих высокую степень обдуманности важных жизненных выборов (от 70 % и выше), высокую реализованность жизни; умеющих совершать самостоятельные жизненные выборы; способных отстаивать свое мнение в подростковом и юношеском возрасте и считающих, что такое отстаивание улучшает качество жизни; субъективно направленных на настоящее и будущее время собственной жизни, обладающих в целом, гармоничной идентичностью);
- достаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива (объединяет людей в возрасте 18-19 лет, имеющих среднюю степень обдуманности важных жизненных выборов (от 40 до 60 %); умеющих совершать самостоятельные жизненные выборы; способных отстаивать свое мнение в подростковом и юношеском возрасте и считающих, что такое отстаивание улучшает качество жизни; субъективно направленных на будущее время собственной жизни, обладающих духовным типом идентичности);
- недостаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива (объединяет людей в возрасте около 24 лет, имеющих низкую степень обдуманности важных жизненных выборов (до 30%); совершающих в жизни, в основном, несамостоятельные выборы; считающих, что отстаивание своих взглядов в подростковом и юношеском возрасте никак не меняет жизнь; субъективно направленных на настоящее и будущее время собственной жизни; обладающих материальным и социальным типами идентичности).
С помощью качественного анализа в автобиографической ретроспективе выделяются семь наиболее важных переломных событий: поступление в учебное заведение; переживание смерти близких родственников и друзей; встреча со значимыми, любимыми людьми; свадьба; рождение детей; изменения, связанные с работой; расставание с близкими людьми.
В заключении подводятся итоги диссертационной работы, определяются перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы и формулируются следующие выводы.
1. Автобиографическая ретроспектива является важной частью социальной психологии жизненного пути и предметом анализа биографического метода. Под автобиографической ретроспективой понимается сознательное обраще-
ние человека к своему прошлому, мысленный обзор прожитой жизни, а также осознание прожитой жизни как единой целостности. Автобиографическая ретроспектива - это часть «Я-концепции» личности и результат процесса социализации личности.
2. Автобиографическая ретроспектива имеет двухфакторную структуру, представленную континуумом «взаимосвязанность — отдельность», рассматриваемым в социально-психологическом аспекте. Полюс «взаимосвязанности» в автобиографической ретроспективе проявляется в общении. Полюс «отдельности» континуума автобиографической ретроспективы представлен важными выборами, которые осуществлял человек в разные временные периоды своей жизни; возможным отстаиванием своей точки зрения, даже если это противоречило мнению окружающих (близких) людей и последствиями такого отстаивания в личной жизни; переломными событиями жизни (событиями, изменяющими жизнь), а также степенью обдуманности важных жизненных выборов. Автобиографическая ретроспектива включает в себя первые воспоминания, переломные события жизни, осознание целостного времени собственной жизни (своего прошлого, настоящего и будущего), своего психологического и биологического возраста, степени реализованности своей жизни на настоящий момент.
3. Социально-психологические компоненты автобиографической ретроспективы различаются у лиц с преобладанием различных подструктур личностной идентичности:
Люди с гармоничной и материальной вдентичностями ощущают свою жизнь более реализованной. Люди с гармоничной идентичностью обладают более целостной картиной автобиографической рефлексии, уравновешенной представленностью в ней факторов «взаимосвязанности» и «отдельности»: обладают самостоятельной жизненной стратегией, совершают больше обдуманных выборов, психологически более зрелые чаще рефлексируют свой жизненный путь, обладают большей субъективной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего.
Сходные характеристики имеют лица с преобладанием духовной идентичности: психологически более зрелые, чаще задумываются о своей жизни, рефлексируют жизненный путь, обладают большей субъективной взаимосвязью прошлого, настоящего и будущего времени своей жизни, чем люди с материальным и социальным типами идентичности.
У респондентов с любым типом личностной идентичности преобладает будущее время жизни. У лиц с материальной и социальной вдентичностями в сознании субъективно преобладает настоящее время жизни, у лиц с материальной идентичностью выявляется высокая связь настоящего с будущим временем. У людей с духовной и социальной вдентичностями в сознании субъективно преобладает прошлое время жизни.
4. Социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы личности имеет половозрастные особенности: мужчины психологически старше и осознают свою жизнь более реализованной, чем женщины.
5. Мужчины и женщины различаются по проявлению факторов «взаимосвязанности» и «отдельности» в автобиографической ретроспективе: женщины считают общение со сверстниками в раннем детстве и подростковом возрасте более глубоким и личностным, чем мужчины. Мужчины реже, чем женщины, склонны рефлексировать свой жизненный путь.
6. Лица разного возраста различаются по проявлению факторов «взаимосвязанности» и «отдельности» в автобиографической ретроспективе: юные и молодые люди больше рефлексируют свой жизненный путь, в их жизни чаще проявляется фактор «отдельности», чем у людей средней зрелости (по параметру «отстаивание своей точки зрения»). У юных индивидов больше настоящего и будущего в субъективно воспринимаемом времени, а у индивидов среднего возраста в субъективном восприятии преобладает прошлое. Степень реализованное™ жизни и показатель психологического возраста с прожитыми годами увеличиваются.
7. Автобиографическая ретроспектива имеет следующую типологию: глубоко отрефлексированная автобиографическая ретроспектива, достаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива, недостаточно отрефлексированная автобиографическая ретроспектива.
8. В автобиографической ретроспективе выделяются семь наиболее важных переломных событий: поступление в учебное заведение; переживание смерти близких родственников и друзей; встреча со значимыми, любимыми людьми; свадьба; рождение детей; изменения, связанные с работой; расставание с близкими людьми.
Таким образом, основная гипотеза исследования о том, что социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы различается у лиц с материальной, социальной, духовной подструктурами личностной идентичности, а также у лиц с разными половозрастными характеристиками и дополнительная гипотеза о том, что существуют определенные типы автобиографической ретроспективы личности, полностью подтвердились.
Перспективы дальнейшего изучения проблемы. Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы. Продолжение работы возможно в следующих направлениях:
- в русле социальной психологии с целью дальнейшего изучения социально-психологических особенностей автобиографической ретроспективы;
- в русле общей психологии с целью изучения функций, типов автобиографической ретроспективы;
- в русле исторической психологии с целью изучения биографического развития в контексте личностного, индивидуального и общественно-исторического развития.
Содержание диссертации отражено в 14 публикациях автора.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:
1. Абросимова, Е.А. Экзистенциальный взгляд на проблему «жизненного пути» в творчестве C.JI. Рубинштейна / Е.А. Абросимова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: ЧГПУ, 2008. - № 3 - С. 3-11.
2. Абросимова, Е.А. Автобиографическая ретроспектива лиц с различными подструктурами личностной идентичности / Е.А. Абросимова // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». -Тверь: ТвГУ, 2011. - № 2. - С. 49-58.
3. Абросимова, Е.А. Социально-психологические подходы к автобиографической ретроспективе / Е.А. Абросимова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Основной выпуск. - Кострома: КГУ, 2011. - Т. 17. - № 2. - С. 219-222.
Другие научные публикации:
4. Абросимова, Е.А. Жизненный путь человека в понимании СЛ. Рубинштейна / Е.А. Абросимова // Личность в современном обществе: сб. материалов межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции / Челябинск, 2006. - С. 130-135.
5. Абросимова, ЕЛ. Логотерапия В. Франкла - лечение смыслом как «центральный стержень» автобиографии человека / Е.А. Абросимова // Проблемы классического образования и духовные ценности современной России: сб. материалов международной научно-богословской конференции. - Челябинск, 2006. - С. 121-125.
6. Абросимова, Е.А. Проблема «жизненного пути» человека в понимании СЛ. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева / Е.А. Абросимова // Вестник института психологии и педагогики: Вып. 7. - Челябинск, 2007. — С. 114-124.
7. Абросимова, Е.А. Особенности психобиографического метода Ш. Бю-лер и П. Жане / Е.А. Абросимова // Вестник института психологии и педагогики: Вып. 10. - Челябинск, 2008. - С. 90-94.
8. Абросимова, Е.А. Кризис развития: автобиографическая ретроспектива / Е.А. Абросимова // Психологическая помощь в кризисных ситуациях: сб. материалов научно-практической конференции с международным участием. -Астрахань, 2008. - С. 4-9.
9. Абросимова, Е.А. Целостность биографической ретроспективы как основа сохранения психологического здоровья и становления личности / Е.А. Абросимова II Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности: сб. материалов международной научно-практической конференции. -Шадринск, 2008. - С. 361-366.
10. Абросимова, Е.А. Экзистенциальные подходы в психотерапии жизненного пути / Е.А. Абросимова Н Актуальные вопросы хирургии, сборник научно-практических работ. - Челябинск, 2008. - С. 256-260.
11. Абросимова, Е.А. Биографическая ретроспектива как психологическая проблема / Е.А. Абросимова // Вестник института психологии и педагогики: Вып. 11.- Челябинск, 2009. - С. 3-7.
12. Абросимова, Е.А. Эмпирическое исследование биографической ретроспективы как компетентности личности в собственной жизни у разных возрастных групп / Е.А. Абросимова // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: сб. материалов Всероссийской научной конференции. - Челябинск, 2011. - С. 90-92.
13. Абросимова, Е.А. Эмпирическое исследование особенностей биографической ретроспективы мужчин и женщин / Е.А. Абросимова // Седьмая волна психологии: Вып. 8. - Ярославль: МАПН, 2011. - С. 16-20.
14. Абросимова, Е.А. Биографическая ретроспектива как структурная часть Я-концепции личности / Е.А. Абросимова // Вестник интегративной психологии: Вып. 9. -Ярославль: МАПН,2011.-С. 35-36.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Абросимова, Екатерина Анатольевна, Ярославль
61 12-19/152
Федеральное государственное бюджетное ооразовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ЛИЧНОСТИ
НА АВТОБИОГРАФИЧЕСКУЮ РЕТРОСПЕКТИВУ
Специальности: 19.00.05 - социальная психология,
19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель -
доктор психологических наук, профессор
Козлов Владимир Васильевич
Ярославль - 2012
Наг писи
АБРОСИМОВА Екатерина Анатольевна
ДИССЕРТАЦИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................4
Глава 1. «Я - КОНЦЕПЦИЯ» И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ.............14
1.1. «Я - концепция» как социально-
психологический феномен.......................................................17
1.2. Биографические методы исследования в зарубежной
психологии........................................................................31
1.2.1. Психодинамическое направление в изучении биографий: Зигмунд Фрейд...........................................................................................31
1.2.2. Биография и жизненный путь человека в трудах
Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.................................................34
1.2.3. Эго-психология и связанные с ней направления
в области психобиографии: Эрик Эриксон, Эрих Фромм,
Карен Хорни................................................................................................39
1.2.4. «Событийный» подход к биографии человека:
Шарлотта Бюлер, Жан Пиаже, Пьер Жане..............................................45
1.3. Жизненный путь личности как предмет исследования
биографического метода в отечественной психологии..................53
1.3.1. Становление биографического метода в отечественной психологии и характеристики биографических источников.................53
1.3.2. Жизненный путь личности и его особенности как предмет исследования биографического метода в творчестве
С.Л. Рубинштейна и его последователей.................................................57
1.3.3. Жизненный путь как сочетание онтогенетических, исторических и биографических событий в жизни
человека в трудах Б.Г. Ананьева и его учеников...................................63
Глава 2. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ».............................74
2.1. Понятие автобиографической ретроспективы личности
и ее социально-психологические характеристики..................................74
2.2. Автобиографическая ретроспектива и автобиографическая
память: сходства и различия......................................................................82
2.3. Автобиографическая ретроспектива
и ее социально-психологическое содержание.........................................90
2.4. Личностная идентичность и ее взаимосвязь с социально-психологическими компонентами автобиографической ретроспективы............................................................................................99
2.5. Влияние половозрастных характеристик личности на социально-психологическое содержание
автобиографической ретроспективы......................................................106
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК И ПОДСТРУКТУРЫ
ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ........................................ 119
3.1. Комплексный объект исследования и описание выборки...............119
3.2. Методы и методики исследования.........................................................120
3.3. Содержание социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности
в зависимости от подструктуры личностной идентичности............... 127
3.4. Содержание социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности
в зависимости от половозрастных характеристик.................................144
3.5. Выявление типов автобиографической ретроспективы
личности и качественный анализ переломных событий.................157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................172
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................184
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Жизненный путь личности является одной из проблем, изучаемых психологической наукой в целом и социальной психологией, в частности (жизненный путь личности и жизненный путь большой группы людей, например, поколения). Жизненный путь личности и его социально-психологические феномены (события жизненного пути, фазы, периоды, пики жизненного пути, цели и смыслы жизни человека, время человеческой жизни и др.) всегда являлись предметами психологических исследований. Попытки изучения жизненного пути предпринимались зарубежными и отечественными учеными с начала XX в. Особенно следует отметить психоаналитическую школу (3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни), индивидуальную психологию А. Адлера, эпигенетический подход Э. Эриксона. Начало собственно психобиографическому направлению в психологии дала австрийский психолог Ш. Бюлер (1935), которая разработала схему периодизации жизненного пути личности, выдвинула идею многофазности жизненного пути человека и предположила, что главной движущей силой развития человека является самоосуществление.
В отечественной психологии в целом можно выделить два направления изучения жизненного пути и его феноменов: 1) философская концепция С.Л. Рубинштейна; 2) психологическая теория Б.Г. Ананьева. В рамках первого направления предлагался целостный подход к жизненному пути человека, подчеркивались движение человека к высшим, нравственным ценностям, а также его способность активно менять свою жизнь, воздействовать на мир. В рамках второго интегративного направления жизненный путь рассматривался как сочетание онтогенетических, исторических и биографических событий в жизни человека. Жизненный путь человека представал как целостное развитие человека в едином жизненном цикле. Оба подхода к изучению жизненного пути носят системный характер.
Теоретический анализ современных исследований показывает, что социально-психологические проблемы жизненного пути остаются недостаточно изученными. В отечественной психологической науке в течение последних десятилетий выделяется изучение жизненного пути человека как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлин-ский, A.B. Карпов, В.Д. Шадриков и др.). Понятия автобиографической памяти, психологического времени, удовлетворенности жизнью последовательно и системно рассматриваются в работах Т.Н. Березиной, Е.А. Головахи, A.A. Крони-ка, H.A. Логиновой, В.Г. Норакидзе, В.В. Нурковой. Многие отечественные ученые справедливо отмечают, что в российской психологии до сих пор не преодолен разрыв между субъект - объектным пониманием личности в обществе (Н.В. Клюева, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, В.В. Новиков). Исследование автобиографических воспоминаний, осуществленное в данной работе с позиций системного и интегративного подходов, подчеркивает целостность субъективной и социальной природы человека, его жизненного пути. Автобиографическая ретроспектива рассматривается в нашем исследовании как сознательное обращение человека к своему прошлому, осознание прожитой жизни как единой целостности. Автобиографическая ретроспектива предстает как вид ретроспективной рефлексии. Неразрывность явлений сознания и рефлексии подчеркивается в комплексной парадигме психологических исследований («рефлексивное сознание», по A.B. Карпову), поэтому анализ социально-психологического содержания автобиографической ретроспективы как явления рефлексии является составной частью анализа проблем сознания.
В современных условиях актуализируется проблема отдельно взятого человека и его способности сохранять свою целостность в существующей системе отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, успешно проходить этапы социального развития. Одним из следствий дисгармонии в системе социальных отношений становится проблема несформированности представлений человека о собственном жизненном пути, своем прошлом. Человеку, не осознающему личное прошлое, и будущее становится недоступным. Сознательная
рефлексия собственной жизни ведет к формированию целостного представления о себе, позволяя личности успешно социализироваться, стать в полной мере субъектом собственной жизни.
Автобиографическая ретроспектива, на наш взгляд, является частью Я-концепции личности, и, как часть Я-концепции, она является результатом процесса социализации личности и одновременно его условием. Автобиографическая ретроспектива становится частью Я-концепции через осознание опыта прожитой жизни. К подобной рефлексии личность обращается в сложных жизненных периодах, когда необходимо сделать важный жизненный выбор. Мы предполагаем, что наличие в жизни переломных событий ведет к рефлексии прошлого опыта, к осознанию автобиографической ретроспективы, изменению идентичности и Я-концепции. Автобиографическая ретроспектива понимается дуалистически через анализ факторов «взаимосвязанности» и «отдельности». Данный подход является выражением основных позиций известных отечественных ученых в области сознания - двухфакторной концепции сознания Г.В. Акопова (факторы «контакта» и «свободы»), метасистемного подхода к сознанию A.B. Карпова (эксплицитная и имплицитная формы взаимодействия психики со средой), психосемантических аспектов сознания В.Ф. Петренко и др. Факторы «взаимосвязанности» и «отдельности» рассматриваются в нашей работе через межличностное взаимодействие и его характеристики. Кроме того, исследование автобиографической ретроспективы как прикладная задача требует интегративного подхода, поскольку факторы «взаимосвязанности» и «отдельности», хоть и понимаются через противопоставление, но существуют в единой неразрывной целостности. Поэтому при исследовании автобиографической ретроспективы мы опирались на позицию интегра-тивной психологии, которая основным своим постулатом выдвигает принцип целостности, понимая психику как «чрезвычайно сложную, открытую, многоуровневую, самоорганизующуюся систему, обладающую способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации» (В.В. Козлов). Рефлексивное понима-
ние прожитой жизни и принятие ее основных итогов, уроков, удач и неудач ведет к личностной интеграции, обеспечивая психологическое здоровье личности и эффективную социализацию.
Такие важные социально-психологические аспекты, как типы личностной идентичности, принадлежность личности к мужскому или женскому полу, а также возрастная принадлежность выступают как основания для автобиографической ретроспективы.
Практический интерес к проблеме автобиографической ретроспективы определяется тем, что анализ автобиографических воспоминаний помогает полнее изучить особенности процесса социализации личности, а именно каким образом автобиографическая ретроспектива влияет на формирование целостного самосознания личности. Анализ содержания автобиографической ретроспективы помогает более полному «представительству» метасистемы (реальности) в собственном содержании психики, следовательно, развитию социально-адаптационных возможностей личности.
Теоретический интерес к изучаемой проблеме определяется тем, что автобиографическая ретроспектива дополняет представления социальной психологии о Я-концепции как о важной части усвоения личностью социального опыта, приобщения к системе социальных связей; позволяет изучать ее более интегрированно и целостно с позиций двухфакторного анализа («взаимосвязанности» и «отдельности»). Изучение влияния подструктур личностной идентичности, из которых состоит Я-концепция, на автобиографическую ретроспективу, дополняет теоретические представления социальной психологии о проблеме социализации.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы автобиографической ретроспективы как целостного социально-психологического явления и необходимостью такого изучения для развития представлений социальной психологии о Я-концепции как части процесса социализации личности; влиянием личностных идентичностей как структурных компонентов Я-концепции на социально-
психологические характеристики автобиографической ретроспективы и отсутствием теоретических и эмпирических данных об этом влиянии.
Объект исследования - автобиографическая ретроспектива личности.
Предмет исследования - влияние социально-психологических характеристик личности на автобиографическую ретроспективу.
Цель исследования - выявить особенности социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы личности с различным содержанием идентичности и половозрастных характеристик.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать зарубежные и отечественные подходы к проблеме жизненного пути и определить понятие «автобиографическая ретроспектива» с позиций социальной психологии.
2. Разработать и апробировать социально-психологическую методику (анкету) для изучения автобиографической ретроспективы личности.
3. Изучить влияние подструктур личностной идентичности на социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы.
4. Изучить половозрастные особенности социально-психологических компонентов автобиографической ретроспективы.
5. Выявить типы автобиографической ретроспективы личности.
Основная гипотеза исследования:
Социально-психологическое содержание автобиографической ретроспективы различается у лиц с материальной, социальной, духовной подструктурами личностной идентичности, а также у лиц с разными половозрастными характеристиками.
Дополнительная гипотеза:
Существуют определенные типы автобиографической ретроспективы личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системного, метасистемного и интегративного подходов (A.B. Карпов, В.В. Козлов); теории «Я-концепции» и развития личности (К.А. Абульханова-
Славская, Л.И. Анцыферова, Р. Берне, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, К. Роджерс, Н.Е. Харламенкова); подходы к изучению личности как активного субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, В.В. Знаков, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); социально-психологические подходы к изучению личности (Г.В. Акопов, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, A.B. Карпов, В.В. Козлов, А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, H.A. Логинова, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ и изучение теоретических и практических исследований общей, возрастной, социальной психологии, философии, гуманистической психотерапии.
2. Психодиагностические методы:
- для исследования социально-психологических особенностей автобиографической ретроспективы - методика «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головахи, A.A. Кроника для изучения психологического возраста и степени реализованности жизни; временной тест Т. Коттла для изучения особенностей восприятия времени жизни (прошлого, настоящего и будущего); методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда) для изучения степени самостоятельности жизненных выборов и жизненной стратегии в целом; вариант методики «Линия жизни» для изучения переломных событий автобиографической ретроспективы;
- для определения ведущей подструктуры личностной идентичности -методика ЛОСК (Личностный опросник самоидентичности, В.В. Козлов).
В ходе исследования была разработана социально-психологическая методика (анкета «Анализ жизненного пути» с использованием фотографий из личного архива испытуемых) для изучения автобиографической ретроспективы участников исследования.
3. Методы обработки и анализа эмпирических данных:
количественный и качественный анализ, методы математической статистики: первичная описательная статистика, кластерный анализ, методы оценки значимости различий: выявление различий в уровне исследуемого признака с помощью U-критерия Манна-Уитни, (р*-критерия - углового преобразования Фишера; выявление различий в распределении признака с помощью критерия Хи-квадрат - критерия Пирсона (х2), выявление силы и направления корреляционной связи между двумя признаками - коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.
При обработке данных использовался статистический пакет Statistica 6.0 for Windows, SPSS - версия 17.0.
Эмпирической базой исследования стали высшие учебные заведения г. Челябинска. В исследовании приняли участие 240 человек, из них - 87 человек - студенты очного отделения гуманитарных факультетов от 17 до 23 лет, 20 юношей и 67 девушек; 50 человек