Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование личности в контексте идей православного христианства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Таран, Елена Алексеевна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация по психологии на тему «Формирование личности в контексте идей православного христианства», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Таран, Елена Алексеевна, 2001 год

Введение.

Глава 1. Процесс формирования личности в пространстве российской культурной традиции

1.1. Основные подходы к рассмотрению процесса формирования и развития личности в современной педагогической психологии.

1.2. Анализ представлений о личности и ее формировании в текстах Нового Завета.

Выводы.

Глава 2. Отражение православных идей формирования личности в отечественных философско-психологических концепциях личности.

2.1. Православные идеи формирования личности в непсихологических концепциях личности первой трети XX века.

2.2. Православные идеи формирования личности в психологических концепциях первой трети XX века.

Выводы.

Глава 3. Формирование личности в пространстве российской культурной традиции.

3.1. Влияние православного христианства на пространство предбытия личности XX столетия.

3.2. Механизмы формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

Выводы.

Введение диссертации по психологии, на тему "Формирование личности в контексте идей православного христианства"

Актуальность проблемы. Изменения, происходящие в экономике России в последнее десятилетие, затронули также науку, культуру, образование. Центр внимания перемещается на личность, и от степени осознания ее сущности зависит и решение целого ряда задач ее формирования на современном этапе развития общества.

Феномен личности задал ценностное и предметное содержание ряду конкретных научных дисциплин, что сделало обращение к «личностному» необходимым условием развития различных областей психологии. Современные тенденции гуманистического развития общества все более проявляются и в комплексе проблем, решение которых находится в компетенции педагогической психологии. Резкое изменение ценностных ориентаций, явления дезадаптации личности, фрустрации, распространение суицидов обусловливают необходимость обращения к гуманистическим нравственным ориентирам в процессе ее формирования и развития. С другой стороны, современную ситуацию развития личности в России характеризуют всплеск религиозности населения, значительная инертность ментальных процессов по сравнению с иными процессами социальной жизни, имплицитный характер представлений о личности в пространстве российской культурной традиции.

Современный период в истории России характеризуется возможностью поиска и реализации новых концепций образования, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились бы к духовно-нравственным, историко-культурным и историко-национальным традициям и особенностям психологии российского народа. Эти процессы затрагивают широчайший круг проблем, связанный как с анализом уже состоявшихся образовательных систем, так и с поиском новых путей формирования личности, которые должны вобрать в себя наилучший опыт.

Однако, само понятие «личность» пока еще относится к числу спорных и неопределенных в психологии. Несмотря на то, что в науке уже приняты подходы к пониманию личности как системного социального (А.Н. Леонтьев), сверхчувственного (A.B. Петровский) качества индивида, неопределенность одной из основных психологических категорий создает существенные практические и теоретические трудности как внутри самой науки, так и при взаимодействии с отраслями других гуманитарных дисциплин. По мнению И.П.Шкуратовой, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений (160, с. 15).

Это означает, что на данном этапе научная психология не может пренебречь опытом понимания личности, накопленным в различных сферах духовного производства: литературе, искусстве, религии и др. Сфера религии, на наш взгляд, представляет с точки зрения понимания личности особый интерес в силу ряда причин.

Религия, являясь частью культуры, способна оказывать обратное влияние на различные ее области (в том числе и науку). Кроме того, само возникновение и трансформация идеи личности в российской психологии обусловлено особенностями исторического развития страны, среди которых выделяется положение и роль в обществе православного христианства (77, с.46). И, наконец, важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается данными социологических исследований.

Здесь и в дальнейшем под религией будем понимать сферу духовной жизни общества, группы, индивида, целостный способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства (И.Н. Яблоков).

Большинство отечественных литературных источников, которые в течение последнего столетия освещали аспекты социального бытия личности, относящиеся также и к компетенции религии, можно соотнести с периодами политической жизни страны.

До Октябрьской революции религия естественно воспринималась в контексте окружающего мира, ее существование не возводилось в ранг проблемы. Конец XIX века характеризуется оживлением богословской мысли, появлением целого ряда блистательных произведений на философско-религиозные темы. Содержание философских направлений отражает тот интерес, который проявлялся к идеологическим функциям православия, а также его социальным задачам, преломившимся в современной им психологической проблематике. Опираясь на раннехристианскую апологетику и патристику, академическую философию развивали, в основном, профессора и преподаватели духовных академий: М.М. Тареев, В.Н. Карпов, В.И. Несмелое, П.Я. Светлов, П.Д. Юркевич и др.

Поиски и исследование исконно русских начал, нравственной силы русского народа, русского духа, сформированных православной церковью, привлекали внимание И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, A.A. Киреева, A.C. Хомякова.

Усилия философов нового религиозного сознания были сосредоточены вокруг реформирования идеологии православия, чтобы сделать его динамичным, способным увлечь не только интеллигенцию, но и широкие народные массы. Таковы учения Н О. Лосского, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Л.И. Шестова, H.A. Бердяева и др. Необходимо отметить, что представители этого философского направления предприняли в 1901 г. попытку диалога интеллигенции и православных священнослужителей в рамках религиозно-философских собраний в г. Санкт-Петербурге. Таким образом, современные опыт сотрудничества религиозных и светских деятелей в решении фундаментальных проблем человека имели свой прообраз в начале текущего столетия.

Наиболее стройную и законченную религиозную систему представляет собой так называемая метафизика всеединства. Провозглашенная В. С. Соловьевым, она была развита и дополнена С.Н. и E.H. Трубецкими, С.Л. Франком, Л.П. Карсавиным, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским и др.

Русские философы, определив свое отношение к человеку, к жизни, создали свое самобытное понимание личностной проблематики, опирающееся на духовные принципы православной церкви и российскую ментальность. И.Б. Котова отмечает, что русская религиозная философия стала одним из источников формирования отечественной психологии (см. 77).

Постановка и осмысление с различных мировоззренческих позиций проблем человека, личности, ее формирования и развития оказали плодотворное влияние на развитие отечественной образовательной теории и практики благодаря работам К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, А.Ф. Лазурского, H.H. Ланге, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого и др.

В период после Октябрьской революции 1917 г. аспекты социальной жизни, связанные с религией, не являлись предметом научного интереса за исключением ряда специальных отраслей философии вплоть до конца 60-х гг.

Возврат к научному изучению роли православной религии в истории, культуре и самосознании российского народа происходит примерно в середине 80-х гг. по мере снятия идеологических запретов. И хотя часть исследователей продолжает придерживаться атеистического подхода (В.И. Лебедев, В.В. Сапроненко и др.), все больше появляется работ, в которых сферы взаимодействия религии с материальной и духовной культурой народа исследуются с позиций феноменологического подхода, т.е. достаточно беспристрастно (А.Г. Ипатов, В.И. Корнев, С.И. Самыгин, Д.М. Угринович и др.). Ряд исследований связан с интересом к личностной проблематике в православии и отечественных религиозно-философских учениях (B.C. Братусь, А.И. Зеличенко, Ю.С. Комаров, И.Б. Котова, С.Н. Пушкин, и

ДР)

Исследования, проводимые в рамках философии, социологии, этнологии, педагогики и различных отраслей психологии показывают, что представления о личности, зафиксированные в православной догматике, прочно закрепились в ментальных характеристиках россиян. Проведенное в 1996 г. социологическое исследование (87) базовых ценностей россиян показало, что из семи терминальных ценностей пять напрямую соотносятся с христианскими: жизнь, «свобода для.», нравственность, общение, семья. В группе из семи инструментальных ценностей таковыми, по крайней мере, оказывается две: традиционность и самопожертвование.

При этом содержание самих конфессиональных ценностей и представлений до сих пор остается неотдифференцированным, интуитивными, слабо проанализированным в науке.

Между тем, потребность в четко сформулированных концепциях личности россиянина и ее формирования и развития испытывают сферы образования, социальной работы, практической психологии, политики и этнологии, и она ощущается все острее (Б.С. Братусь, Н.С. Бурлакова, Т.М. Буякас, О.Г. Зевина, В.В. Знаков, Е.Т. Соколова, A.B. Сухарев).

Противоречие между потребностями социальной практики и реальной степенью разработанности идей формирования личности в российском культурном пространстве, которое может быть охарактеризовано как пространство культурной традиции православного христианства (А.Г. Ипатов, В.И. Корнев, С.И. Самыгин,), определили проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: какие конфессиональные представления составили содержательную основу формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

С учетом актуальности, теоретической и практической значимости проблемы исследования была выбрана тема работы.

Объект исследования - процесс формирования личности.

Предмет исследования - представления о личности в пространстве культурной традиции православного христианства, составляющие содержательную основу ее формирования.

Цель исследования - изучение представлений о личности и механизмов ее формирования в пространстве культурной традиции православного христианства.

Реализация поставленной цели предполагала решение ряда задач исследования:

• проанализировать сущность основных подходов к формированию личности в отечественной психологической науке;

• на основании анализа текстов Нового Завета выделить представления о личности и ее формировании, актуальные для социально-этического учения православного христианства;

• проанализировать отражение основных христианских представлений о формировании личности в российских философско-психологических концепциях личности первой половины XX века;

• проанализировать механизмы формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что содержательную основу формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства в первой половине XX века составляли христианские «антропологические» и «социально-психологические» представления о личности.

Общей методологической основой исследования были избраны принципы историзма, детерминизма, системного, аксиологического и культурологического подходов.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения теории личности, развиваемые в трудах А.Г. Асмолова, B.C. Братуся, Л.С. Выготского, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, В.А. Петровского, С Л. Рубинштейна и др.; концептуальные подходы общей теории социализации, раскрывающие диалектику процессов формирования личности и отраженные в трудах Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, A.B. Мудрика, E.H. Шиянова, В.А. Ядова и др.

Этапы исследования.

Первый этап (1995 - 1996 гг.) - подготовительный, в процессе которого осуществлялось определение целей и задач исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение основных гипотез исследования; изучение психологической и педагогической литературы по проблемам формирования и развития личности в России.

Второй этап (1997 - 1998 гг.) - теоретический, в ходе которого было проведено изучение философских, социологических, исторических источников, конфессиональных текстов, документальных материалов по проблемам формирования и развития личности в русле российской культурной традиции, разработан и апробирован спецкурс «Психология религии» (54 ч.) для студентов СевКавГТУ.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) - обобщающий, в ходе которого осуществлялось углубление теоретических аспектов исследования, оформление результатов исследования в виде диссертации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов теоретического анализа психологической и педагогической литературы, а также сравнительного анализа философских, социологических, исторических, конфессиональных источников, документальных материалов.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

1. Представления православного христианства о личности содержат идеи «антропологического» и «социально-психологического» подходов к личности.

2. Христианские представления о личности составили содержательную основу формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

3. Идеи личности и ее формирования, содержащиеся в православном христианстве, явились значимыми для развития отечественной педагогической психологии в первой половине XX века.

4. Представления о личности в православном христианстве являлись имплицитной детерминантой пространства предбытия личности в XX столетии.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются применением комплекса методов теоретического анализа психологической, педагогической, философской и специальной конфессиональной литературы, адекватных предмету и задачам исследования.

Источниковедческой базой исследования стали тексты Библии, святоотеческая литература, труды российских ученых по психологии, педагогике, истории психологии и педагогики, философии и социологии, диссертации, авторефераты, научные публикации, учебники и учебные пособия по педагогике, педагогической психологии, психологии личности, истории психологии, работы, посвященные анализу философских и психологических взглядов выдающихся отечественных ученых.

Поскольку основным источником распространения конфессиональных ценностей и представлений у православных христиан являются тексты Нового Завета, в ходе реконструкции христианских представлений о личности мы опирались прежде всего на анализ указанных текстов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

• на основании анализа текстов Нового Завета выявлены «антропологические» и «социально-психологические» представления православного христианства о личности;

• отдифференцированы конфессиональные представления, составившие содержательную основу формирования личности в пространстве российской культурной традиции;

• дано определение понятия «пространство предбытия личности», которое находилось в научном обращении на уровне описания;

• выявлены факторы влияния религии на пространство предбытия личности;

• проанализированы механизмы формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения истории и теории педагогической психологии, психологии личности и психологии религии, для разработки новых концепций личности. Результаты исследования создают предпосылки для осмысления исторического пути, пройденного отечественной психологической наукой. Материалы диссертации также могут быть использованы в качестве источниковедческой базы в лекционных курсах для студентов психологических и иных гуманитарных факультетов университетов, для формирования психологической компетентности социальных работников и работников образования.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СевКавГТУ (1995-2001); докладывались либо были представлены в виде тезисов на научных и научно-практических конференциях различного уровня: XXVI научно-технической конференции по результатам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов за 1995 г., посвященной 25-летию создания вуза (Ставрополь, 1996), межрегиональной конференции, организованной совместно со Ставропольским Епархиальным Управлением «Философские и религиозные проблемы истории и современности» (Ставрополь, 1996), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (ВДЦ «Орленок», 1996), международной научно-практической конференции «Современное образование, воспитание и нравственные ценности», посвященной 2000-летию христианства (Ставрополь, 1999), научной конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов, 2001); публиковались в виде статей в научных сборниках и журналах.

Отдельные результаты исследования нашли свое отражение в содержании спецкурса «Психология религии», прошедшего апробацию в учебном процессе Северо-Кавказского государственного технического университета.

Струюура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы общим объемом 150 страниц. Список литературы включает 200 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"

выводы, прежде всего, относятся к православному христианству, традиционному для России.

Обозначенные подходы стали основой для осмысления конкретных представлений о личности, присутствующих в православном христианстве и составивших содержательную основу ее формирования. Поскольку основным источником распространения христианских православных ценностей является Священное Писание, а также учитывая, что остальная конфессиональная литература основана на нем, реконструкцию представлений о личности мы посчитали возможным осуществить на основе текстов только Нового Завета.

На основании анализа текстов Нового Завета выявлены «антропологические» и «социально-психологические» представления православного христианства о личности. Проведенная работа позволила также отдифференцировать конфессиональные представления, составляющие содержательную основу формирования личности в пространстве российской культурной традиции, и проанализировать психолого-педагогические механизмы формирования личности в пространстве культурной традиции православного христианства.

Анализ конкретных отечественных концепций личности, относящихся по времени своего появления к первой половине XX века, позволил выявить в их структуре сопряженность с основными личностными конструктами, обозначенными в текстах Нового Завета. Анализ исследований проблемы личности и ее формирования показывает, что и современные концепции личности различных авторов (А.Г. Асмолов, B.C. Братусь, B.C. Мерлин, A.B. Петровский, С.Л. Рубиншейн и др.) так или иначе отражают вопросы возникновения и развития личности у индивида, ее функционирования и структуры. Таким образом, христианские представления о личности, закрепленные на уровне ментальное™, сохраняют свое значение а различных областях культуры, к каковым относится и наука.

Как показывают данные психологических (A.B. Сидоренков) и социологических (Н.И. Лапин) исследований, понимание личности, присутствующее в Новом Завете и транслируемое через ценностную систему православия, продолжает оставаться имплицитной детерминантой формирования представлений о личности в пространстве российской культурной традиции.

Помимо теоретической значимости работа обладает перспективами практического использования. Результаты исследования могут быть востребованы в социальной и политической психологии, психологии рекламы, этнологии.

Ряд вопросов, изученных в рамках исследования, нашел отражение в содержании спецкурса, который может быть использован для повышения психологической компетентности студентов психологических, педагогических и социальных специальностей, а также практических работников указанных областей.

135

Заключение

Коренные преобразования в российском обществе имеют следствием изменение положения личности, изменение ее понимания и требований к ней со стороны социума. Это позволяет рассматривать обращение к проблеме личности и ее формирования своевременным и актуальным.

Сопоставление точек зрения различных исследователей показало неоднозначность имеющихся на сегодняшний день подходов к проблеме личности и сущности человека: от признания личности сущностью человека (Б.Г. Ананьев, A.B. Петровский, СЛ. Рубинштейн и др.) до формирующихся в последние годы трактовок личности как атрибута, социального инструмента (Б.С. Братусь, А.Б. Орлов, B.C. Слободчиков).

Анализ исследований отечественных ученых показывает, что понимание личности и отношение к ее проблемам во многом зависит от понимания социокультурных условий ее бытия и предбытия. Более того, в самих научных концепциях личности имплицитно прочитываются личностные конструкты, утверждаемые в пространстве определенной культурной традиции. Это заставляет с особым вниманием отнестись к факторам формирования указанного пространства и представлениям о личности, бытийствующим в нем на уровне ментальности. Изучение конкретных отечественных концепций личности, относящихся по времени своего появления к периоду становления педагогической психологии как науки, позволило выявить в их структуре сопряженность с основными личностными конструктами, обозначенными в текстах Нового Завета.

Изучение проявлений феномена ментальности как мировидения, состоящего из представлений показывает, что первостепенными в нем являются представления о пространстве и времени, об отношении земного мира с миром потусторонним, о сверхъестественном и естественном мирах, восприятие и переживание смерти (Т.М. Буякас,

A.Я. Гуревич, О.Г. Зевина, В.В. Знаков, A.B. Сухарев, В.А. Шкуратов,

B.Т. Щукин). Другими словами, в содержании ментальности, прежде всего, выделяются проблемы, находящиеся в компетенции религии.

На современном этапе развития гуманитарные науки (психология в том числе) все чаще приходят к необходимости осмысления фактов взаимодействия человека с реальностью существования сферы духовного (B.C. Братусь, A.A. Зеличенко, A.A. Крылов, В.И. Самыгин, B.C. Слободчиков). Это заставляет по-новому пересмотреть взаимоотношения науки и религии, культуры и религии, культуры и науки. При этом наибольший интерес представляют с позиций современности те подходы, которые в центр ставят человека.

Сейчас уже не надо доказывать, что религия является не просто проявлением индивидуальной психики, но и формой общественного сознания, и способом духовного производства и феноменом культуры. В рамках предпринятого исследования наибольший интерес представляли компоненты культуры, выступающие фактором трансляции религиозного содержания, поскольку именно они составляют источник воздействия религии на формирование пространства предбытия личности (Н.Б. Мечковская, А.Н. Ипатов, Н.И. Яблоков). Обобщение этих данных позволило выделить механизмы трансляции религиозного содержания в русле культурной традиции, а также определить понятие пространства предбытия личности. Мы считаем необходимым специально подчеркнуть, что полученные

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Таран, Елена Алексеевна, Ставрополь

1. Абульханова -Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. -М., 1989.

2. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века// ОНС. -1997. -- №3. с. 65 - 74.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1980. 230 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2.- М.: Педагогика, 1980. -- 287 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для факультетов психологии ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 425 с.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

7. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970.

8. Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психолргии// Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик. -М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-768 с.

10. Атеистические чтения. Вып. 20. М.: Политиздат, 1991. —176 с.

11. Афанасьев Н. Вступление в церковь. М.: Центр по изучению религий «Паломник», 1993. - 205 с.

12. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы/ Под ред. О.С. Газмана. М.,1989.

13. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.-252 с.

14. Бахтин М М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

15. Бахтин М.М. К философии поступка/ Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984 1985. - М., 1986.

16. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7-ми т. Т.5. Работы 1940х начала 1960 годов/ Сост. С.Г. Бочаров, Л.А. Гоготишвили. - М., 1996.

17. Бахтин М.М. Тетралогия/ Сот. И.В. Пешков. М.: Лабиринт, 1998.-608 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

19. Белоус В. В, Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвист, унта, 1996.-203 с.

20. Библия. Книги священного писания ветхого завета.-(Англия), 1990. 292 с.

21. Богатырева Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка// Вопросы философии. 1993. - №1. - с. 51 - 58.

22. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

23. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.

24. Бонецкая Н.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии// Вопросы философии. 1993. - №1. - с. 83 - 93.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. -435 с.

26. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века// Вопросы психологии. 1993. - №1— с. 6 - 13.

27. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. 1997. - №5. - с. 3 - 19.

28. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование. М., 1986.

29. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. -М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994. 60 с.

30. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. Вторая половина Х|Х начало XX века. - М., 1960.-348 с.

31. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. - 230 с.

32. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972. - 336 с.

33. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. Изд-во МГУ, 1968.

34. Булавка Л.А., Бугалин A.B. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма// Вопросы философии. -2000. ~ №1. -с. 119-131.

35. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании// Вопросы психологии. - 1997. - №5. - с. 44 -56.

36. Бычков В.В. Эстетический облик бытия. М.: Знание, 1990. - 63 с. - (Сер. Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 6/1990).

37. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект// Общественные науки и современность. 1993. - №5. - с.53 - 67.

38. Введение в русскую философию. М.: Интерпракс, 1994.304 с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Ред.В.В.Давыдов. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства /Сост., авт. послесл. с. 293 323, М.Г. Ярошевский; Под ред. М.Г. Ярошевского; Подгот. текста и коммент. В В. Умрихина. - М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

41. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т./ Гл. ред. A.B. Зопорожец. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии/ Под ред. А.Р. Лурия и др.-- М.: Педагогика, 1982. 487 с.

42. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2: Проблемы общей психологии/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

43. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З: Проблемы развития психики/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

44. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6: Научное наследство/ Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. - 397 с.

45. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М.: Наука, 1995.-223 с.

46. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. - №3. - с. 43 - 52.

47. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 1998. 336 с.

48. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии/ Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. -М.: Наука, 1989.

49. Гуревич П.С. Гуманизм и вера: (Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светских традиций). М.: Знание, 1990. - 63 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Атеизм и религия: история, современность; 1/1990).

50. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-н/Д, 1983. - 56 с.

51. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен// Психологический журнал. 1988. -- №2. - с. 108-117.

52. Деков В.У. Религия и духовная культура общества: проблема взаимодействия. М.: Общество Знание РСФСР, 1989. -- 43 с.

53. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. «431 с.

54. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

55. Добротолюбие. Т. 2. В рус. переводе репринт, воспроизв. изд. 1895 г. Изд. 2-е. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.

56. Дойков Ю.В. Материалы Питирима Сорокина в Пушкинском доме// Отечественные архивы. 1995. ~ №6. - с. 60 - 68.

57. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ// Вопросы психологии. 1993. -- №5. - с. 20 - 29.

58. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

59. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во трансперсонального института, 1996. -400 с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. 2-е изд. - Paris: YMCA-PRESS, 1989. - 477 с.

61. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. - 384 с.

62. Зинченко В.П. От классической к органической психологии// Вопросы психологии. 1996. - №5. - с. 7 - 20.

63. Зинченко В.П. От классической к органической психологии// Вопросы психологии. 1996. - №6. - с. 6 - 24.

64. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.

65. Знаков B.B Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры// Вопросы психологии. -1998. -- №3.-с. 104-114.

66. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания// Психологический журнал. 1993. - №1. - с. 32 - 43.

67. Иваненко Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции / Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981. - с. 50 - 151.

68. Ипатов А Н. Православие и русская культура. М.: Сов. Россия, 1985.

69. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.,1992.

70. Колга В. Проблемы личности: идеология и психология// Вопросы психологии. -1990 -- №4. с. 141 -147.

71. Колесникова В. Русские православные праздники. М.: Крон-Пресс, 1995. - 320 с.

72. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань: Изд-во Казанского университета, 1991.-186 с.

73. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. Политиздат, 1984. - 335 с.

74. Кон И.С. Ребенок и общество. -- М.,1988.

75. Корзинкин A.A. (Архимандрит Зиновий). Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. . канд. пед. наук. Курск, 1999. - 20 с.

76. Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. М.: Знание, 1991. 56 с. - (Сер. Культура и религия, 3/1991).

77. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-н/Д, 1994. - 290 с.

78. Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. -Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. 144 с.

79. Котова И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997.-143 с.

80. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1994. - 64 с.

81. Кочетов А.Н. Искусство и религия. М.: Знание, 1984. - 54 с. - (Сер. Науч. атеизм, 9/1984).

82. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. -М.: «Когито-центр», 1997. -431 с.

83. Кравец С.Л. О красоте духовной: ( П.А. Флоренский : религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. - 63 с. -(Сер. Новое в жизни, науке, технике. Этика, 6/1990).

84. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей// Вопросы психологии. -1996. --№6.-с. 53-64.

85. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. М.: ACT, 1996.-349 с.

86. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании// Вопросы философии. 1994. - №9. - с. 104 - 131.

87. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян// Социологическое исследование. 1996. - №5. - с. 3 - 23.

88. Левитин К.Е. Личностью не рождаются: (Об ученых психологах Л.С. Выготском, А.Н. Леонтьеве, А.Р. Лурия)/ Отв. ред. В.В. Давыдов; АН СССР. М.: Наука, 1990. - 208 с.

89. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -М.,1983.

90. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии. 1990. - №4. - с. 6 - 20.

91. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. -Киев: Наук. Думка, 1986. 247 с.

92. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.

93. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию// Вопросы философии. -1992. №7. - с. 64 - 76.

94. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 622 с.

95. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. Школа, 1Ü1. - 559 с.

96. Лосский Н.О. О детском мышлении// Вопросы психологии. -1996. №5.-с. 135-137.

97. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен: Дисс. . докт. филос. наук. Ставрополь, 1996. - 253 с.

98. Мень A.B. История религии: в поисках Пути, Истины и жизни. Т.1. Истоки религии. -М.: Изд-во сов.-брит- совм. предпр. Слово, 1991. 286 с.

99. Мень A.B. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992. - 495 с.

100. Мень A.B. Мир Библии. М.: Книжная палата, 1990. - 144 с.

101. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1988. - 80 с.

102. Методологические проблемы современного религиоведения: Науч.-анал. Обзор. -М.: ИНИОН, 1990.

103. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «Фаир», 1998. - 352 с.

104. Милосердие/ Под ред. М.П. Мчедлова. М., 1996. - 217 с.

105. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М.,1991.

106. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд. испр. И доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 200 с.

107. М М. Бахтин как философ/ С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др. М.: Наука, 1992. - 252 с.

108. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее// Психологический журнал. 1994. - №3. - с.42 - 49.

109. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений// Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1965. - 98 с.

110. Накамура К. Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития// Психологический журнал. 1996. - №4. - с. 20 - 32.

111. Начала христианской психологии: Учеб. Пособие. М.: Наука, 1995.-236 с.

112. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии. 1991. ~ №3. - с. 67 - 83.

113. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994. 192 с.

114. Новый Завет. С методическими указаниями. М., 1990.292 с.

115. Носович В.И. Психология веры. Л.: Лениздат, 1970.

116. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития// Вопросы психологии. 1996. - №5. - с. 30 - 38.

117. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии. 1995. -- №2. - с. 5 - 19.

118. Основы религиоведения: Учебник/ Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. Школа, 1994. 367 с.

119. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 254 с.

120. Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид и его потребность "быть личностью" // Вопросы философии. -1982. № 3.

121. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1999. - 528 с.

122. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 88 с.

123. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

124. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: наука, 1986.-254 с.

125. Платонов К.К. Человек и религия. Минск: Народна асвета,1984.

126. Половинкин А.И. Нравственно-этические законы и правила в Нагорной проповеди Иисуса Христа: Цикл дискусс. бесед. Волгоград: Универсал, 1991. - 39 с.

127. Половинкин С. М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса: ( Из цикла «Страницы истории отеч. филос. мысли»), М.: Знание, 1989. -63с. - (Сер. Новое в жизни, науке, технике. Философия, 2/1989).

128. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). М: Мысль, 1973. -216 с.

129. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. -440 с.

130. Психология/ Под ред. A.A. Крылова. СПб, 1998.

131. Психология личности и образ жизни/ Под ред. Е.В. Шороховой. М. Наука, 1987. - 220 с.

132. Психология, психотерапия, христианство. Круглый стол// Психологический журнал. 1995. - №1. - с. 176 - 178.

133. Психология развивающейся личности/ Под ред A.B. Петровского. М., 1988.

134. Психология: Словарь/ Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М; Политиздат, 1990. - 494 с.

135. Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизации. М.: Знание, 1990. - 62 с. - (Сер. Новое в жизни, науке, технике. Атеизм и религия: история и современность, 9/1990).

136. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. Ставрополь, 1993. - 24 с.

137. Раппопорт В. Системный подход в психологии// Психологический журнал. 1994. - №3. - с. 3 - 16.

138. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Для высш. уч. заведений. В 2-х ч. 4.1/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М: Наука, 1994. - 299 с.

139. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Для высш. уч. заведений. В 2-х ч. Ч. 2/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. - 202 с.

140. Российский менталитет и учет его особенностей в социальной работе// Социальная работа. Вып. 10. М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 155 с.

141. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-770 с.

142. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы психологии. 1986. ~ №4.

143. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1973.

144. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.415 с.

145. Русская философия: малый энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995.-624 с.

146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

147. Самыгин С.И. и др. Религиоведение: социология и психология религии: Уч. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 669 с.

148. Сафронова Т.А. Социальные процессы развития этнокультурной среды: Д. . канд. филос. наук. Саратов, 1995. -128 с.

149. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия: Уч. пособие для высш. уч. заведений. М.: Наука, 1994. -208 с.

150. Сестра Магдалина. Мысли о детях в православной церкви. -М.: Высокопетровский монастырь, 1992. 49 с.

151. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

152. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития// Вопросы психологии. -1998. №6. - с. 3 -17.

153. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1996.

154. Советский энциклопедический словарь/ Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: «Советская энциклопедия», 1982. - 1600 с.

155. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

156. Согомонов А.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина: Предисловие//Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.

157. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К обоснованию метода диалогического анализа случая// Вопросы психологии. -1997. №2. -с. 61 -76.

158. Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990.892 с.

159. Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.

160. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. - 560 с.

161. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т. Т. 2. М.: Наука, 1993. - 687 С.

162. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви// Социс. 1991. -- №8 -с. 121 -134.

163. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви// Социс. 1991. - №9.-с. 144-159.

164. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.

165. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособие/ Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. - 397 с.

166. Социально-психологические аспекты критики религии: Сб. науч. трудов. Л.: ГМИРИА, 1986. - 146 с.

167. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности/ Под ред. В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -159 с.

168. Социально-философские аспекты критики религии: Сб. науч. трудов/ Ред. кол. С.А. Кучинсжий и др. Л.: ГМИРИА, 1988. - 156 с.

169. Стефаиенко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН, «Академический проект», 199% - 320 с.

170. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-н/Д: Феникс,1997.

171. Сухарев A.B. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эмоциональных и поведенческих расстройств детей в условиях стационара// Вопросы психологии. 1997. - №3. - с. 92 - 101.

172. Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. -350 с.

173. Фестингер J1. Введение в теорию диссонанса/ Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.

174. Философские и религиозные проблемы истории и современности. Тезисы докладов на II межрегиональной конференции/ Ред. А.Ю. Коркмазов, А.К. Рабчевская. Ставрополь: АО «Пресса», 1996. - 116 с.

175. Фролов A.C. Особенности формирования социально-политических ценностных ориентаций/ Ценностные ориентации социалистического образа жизни. Л., 1979.

176. Флоренский П.А. Собр. соч. Т. 1: Столп и утверждение Истины. 1. М.: Правда, 1990. - 490 с.

177. Флоренский П.А. Собр. соч. Т. 1: Столп и утверждение Истины. 2.-М.: Правда, 1990. с. 494 - 839.

178. Флоренский П.А. Собр. соч. Т. 2. Ч. 1: У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. - 446 с.

179. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобр. искусство, 1996. - 332 с.

180. Флоренский П.А. Оправдание космоса: Сборник/ Изд. подгот. К.Г.Исупов. СПб: Изд-во Высш. гуманит. курсов, 1994. - 217 с.

181. Флоренский П.А. Особенное: Из воспоминаний П.А. Флоренского/ Сост. и вступ. ст. A.B. Гулыги. М.: Моск. Рабочий, 1990. -46 с.

182. Флоренский П.А.: PRO ET CONTRA/ Сост., вступ. ст. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб: РХГИ, 1996. - 752 с.

183. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.:Прогресс, 1990.368 с.

184. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

185. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. 2-е изд., испр. -М.: Политиздат, 1989. - 508 с.

186. Фудель С.И. Об о. Павле Флоренском (1882 1943). - 2-е изд. - Paris: YMKA-PRESS, 1988. -133 с.

187. Христианское воспитание детей. Репринт, воспр. изд. 1905 г. - М.: Синод. Тип.,1992. - 71 с.

188. Хоружий С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина// Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

189. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия// Вопросы философии. 1991. - №5. - с. 26- 57.

190. Чертков A.B. Православная философия и современность. Критический анализ «метафизики всеединства» и ее роли в идеологии современного православия. Рига: Авотс, 1989. - 361 с.

191. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник литературной и общественной мысли древней Передней Азии. М.: Политиздат, 1987. - 237 с.

192. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 310 с.

193. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д, 1994.

194. Шорохова Е В. Психология личности и образ жизни// Личность в системе коллективных отношений/ Под ред. A.A. Бодалева. -М., 1990.-288 с.

195. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека/ Биологическое и социальное в развитии человека.- М.: Наука, 1977. с. 65 - 80.

196. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка// Психическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1995.

197. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

198. Яблоков Н.И. Основы теоретического религиоведения. М Космополис, 1994. - 224 с.

199. Язов В.А., Беляев В.В., Родзинская В В. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдение поведения. -М., 1970.-230