автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста
- Автор научной работы
- Асафьева, Наталья Валерьевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Асафьева, Наталья Валерьевна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНИМАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА
КАК ОСОБОГО ВИДА ИНФОРМАЦИИ
§ 1. Проблема понимания в психологии
§ 2. Специфика содержания произведений фольклора и особенности их понимания как текста
§ 3. Особенности понимания речевых сообщений и текстов различного рода младшими школьниками
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА
§ 1. Задачи изучения психологических особенностей понимания произведений фольклора
§ 2. Методика исследования психологических особенностей понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста
§ 3. Методы обработки результатов исследования
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА
§ 1. Понимание пословиц. Возрастные и индивидуальные психологические особенности
§ 2. Понимание сказок. Возрастные и индивидуальные психологические особенности
§ 3. Особенности понимания младшими школьниками пословиц и сказок с содержанием различной степени обобщенности
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста"
Проблема понимания является одной из наиболее актуальных и значимых в психологии мышления и обучения, поскольку она тесно связана с процессом интеллектуальной переработки человеком информации, присвоением новых знаний и способами их использования в практической деятельности. Современный человек с самого рождения живет в условиях все возрастающего потока информации, представленного в различных знаковых системах и, соответственно, требующего различных механизмов понимания.
Произведения фольклора, передающие от поколения к поколению накапливаемый народом опыт, являются своеобразным источником информации об окружающем мире. Обладая специфичной формой, насыщенные образными сравнениями, метафорами они представляют очень интересную и недостаточно изученную область в плане понимания.
Особое отношение устного народного творчества и действительности подчеркивается во многих работах фольклористов, литературоведов, философов. Исследователи отмечают неоднозначный характер возможных видов этого отношения. Но всегда, по мнению В.Я. Проппа, фольклор является сложной, подчас многоступенчатой трансформацией какого-либо аспекта действительности (127). Рассматривая историко-фольклорный процесс и его поэтику, Б.Н. Путилов говорит, что в произведениях фольклора трансформируется, переосмысливается, насыщается драматизмом, подвергается принципиальной перекодировке материал этносоциально-бытовой сферы народной жизни, тем самым представляя своеобразный фольклорный мир. Объем, границы, масштабы, способы отражения действительности в фольклоре глубоко специфичны (130). Н.И. Кравцов рассматривает кодовый и моделирующий характер фольклора, связывая его с мифологиз-мом и магическими функциями народного творчества (83). Изучая коллективную творческую природу фольклора, В.П. Аникин пишет, что его образная поэтическая система является неповторимым художественным ме то дом изображения реальности (7). Продуцируясь в текст, подобная система представляет сложнейшую взаимосвязь понятийного и образного. Понимание произведений фольклора основывается на способности перекодирования, заключающейся в них информации, умении отобразить фольклорное содержание в алфавите и по соответствующим правилам его кодирования.
Актуальность представленной темы прежде всего обусловлена необходимостью расширения способности человека к пониманию информации, передаваемой в различных знаковых системах, значимостью проблемы формирования у подрастающего поколения готовности к усвоению накапливаемых от поколения к поколению знаний и опыта, которые находят свое выражение в произведениях фольклора.
Актуальность изучения особенностей понимания устного народного творчества определяется, на наш взгляд, целым рядом аспектов. Важность использования произведений фольклора как средства познания ребенком объективной действительности подчеркивает в своих работах А.В. Запорожец (70). Кроме этого, приобщение к фольклору развивает интерес к народному слову, обычаям, устоям и традициям предыдущих поколений, создавая тем самым основы их преемственности. Также, произведения фольклорного творчества, преломляясь через бытовой уклад народной жизни, являются чрезвычайно богатым материалом для осознания детьми сложных социальных реалий. Многообразие художественных форм и жанров устной поэзии позволяет в интересной и доступной для ребенка форме раскрывать нормативно-ценностные отношения человека и общества, человека и природы, человека и человека; таким образом дети не только занимательно проводят время, но учатся сопереживать героям, выделять ценность того или иного их поступка, узнают об общечеловеческих представлениях добра и зла, справедливости и коварства, чести, красоты и др. Определенные жанры фольклора через использование сложных образов, их необычных трактовок, приводящих к образованию переносного смысла, активно способствуют развитию мыслительной деятельности, творческого восприятия окружающей действительности. Исключительно важной и интересной, на наш взгляд, поэтому становится проблема подготовленности детей к усвоению содержания устного народного творчества.
Воздействие фольклора на личность не происходит механически. Здесь следует выделить более значимый момент, когда результатом воздействия выступает понимание фольклора. Личностное отношение субъекта к чему бы то ни было формируется лишь в результате понимания, тогда, когда понимание не только переводит во внутренний план все то, что до этого принадлежало духовному миру народа, но и обеспечивает этому понятому определенное место во внутреннем плане индивида.
Объектом исследования нашей работы является понимание произведений фольклора как специфичного источника информации.
В современной психологии понимания представлено несколько направлений его изучения. Рассматривая понимание как процесс, психологи обращают внимание на его фазы, ступени, а как результат процесса - на его уровни, качества, виды. Единством процессуальной и результативной сторон определяется понимание в работах Г.С. Костюка (81, 82), А.А. Смирнова (152), М.С. Роговина (133), И.А. Зимней (71) и др. Многие исследования сущности понимания объединяет то, что авторы считают необходимым изучать понимание в связи с мышлением (В.А. Артемов (12), Л.П Доблаев. (59, 60), Г.С. Косиок (82) и др.). Вопрос о роли понимания в запоминании и запоминания в понимании разрабатывается в трудах А.А. Смирнова (152), П.И. Зинченко (72). С точки зрения Г.Г. Граник в процессе, направленном на понимание, стянуты в единый узел мышление, память, представления, воссоздающее и творческое воображение, другие психические процессы, свойства и способности личности (53). Значение влияния эмоциональной сферы на адекватность понимаемого подчеркивает Г.С. Кос-тюк (81), отношения индивида к содержанию сообщения - П.П. Блонский (27), Л.Л. Гурова (56). С.Л. Рубинштейн отмечает зависимость уровня понимания от уровня умственного развития (138).
Очевидно, что в изучении природы понимания проделан огромный труд, хотя до сих пор, по мнению А.А. Брудного, исследователи стоят перед многоаспектной проблемой создания ".науки, которой в сущности еще нет. Науки понимать" (36, с. 64). Настоящая работа в данной сложной и разносторонней сфере, не выходя из ее контекста, делает акцент на понимании произведений фольклора как объекте своего исследования.
Понимание устного народного творчества возможно лишь при результирующем взаимодействии образного и понятийного мышления, так как все фольклорное содержание построено на основе образов, кодирующих реальность в ее связях и отношениях, которые материализуются в знаке (обозначаются словом).
Предметом исследования являются психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста.
Анализируя специфику понимания фольклора необходимо выделить ее особенности при естественном и опосредованном путях передачи. Естественная передача фольклорного содержания осуществляется при помощи естественных способов: звучащего слова, жестов, мимики в условиях непосредственного контакта исполнителя и слушателя, когда наличествует органическая связь слова с невербальными средствами и ситуацией сообщения, наиболее полно способствующих реализации функционального назначения того или иного произведения. Опосредованный путь восприятия фольклора - через печатное слово - гасит все внетекстовые элементы содержания и предметом понимания здесь выступает лишь текстовая реальность, создаваемая фольклорной моделью мира.
Изучение психологических особенностей понимания произведений фольклора в нашем исследовании предполагает, прежде всего, уяснение особенностей процесса интериоризации заложенной в текст информации.
Начало направлению, изучающему текст как единое целое, в психологической науке положил Н.И. Жинкин. Текст, по его мнению, представляется иерархией элементов, осознание которой приводит к пониманию (68). Это же направление в изучении текста продолжают Л.П. Доблаев (59, 61), Т.М. Дридзе (62), Г.Д. Чистякова (174) и др. Текст, как многоуровневое образование, включающее денотатный смысловой уровень средств и способов выражения его предмета, рассматривается И.А. Зимней и ее школой. Указанное направление сосредотачивается в основном на научных, научно-популярных, учебных и публицистических текстах. Однако, объединяющий с ними элемент есть и у художественных текстов. Признаки текста художественного несет в себе произведение фольклора, обладая при этом своими специфическими характеристиками. Данные характеристики, на наш взгляд, могут задавать некие правила и закономерности образования смысла фольклорного текста.
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей понимания произведений фольклора младшими школьниками.
Изучение психологических особенностей понимания произведений фольклора позволит более эффективно доводить до маленького человека заложенную в них информацию, раскрыть специфику процесса понимания этой языковой реальности вообще и его возрастные особенности в частности.
Имеется целый ряд исследований, посвященных анализу проблемы понимания речевых сообщений и текстов различного рода (В.Т. Бадудин (18, 19), Л.К. Балацкая (20), А.А. Венгер (42), Л.П. Доблаев (59), О.И.Никифорова (111) и мн. др.), а также работы, изучающие понимание детьми разного возраста метафор, аллегорий, басен (В.П Гопфенгауз (52), В.И. Малинина (100), А.П. Семенова (148, 149, 150), О.В. Соболева (154) и др. Большинство авторов подробно анализируют возникающие уровни понимания, раскрывают причины неадекватного понимания, дают рекомендации по формированию умения осваивать содержание тех или иных текстов.
Произведения фольклора рассматриваются нами как носители конкретной информации, в образной форме раскрывающие знания народа о действительности, ее эмоциональную оценку и поведенческие эталоны. Каждый конкретный текст задает свою последовательность необходимых умственных операций, как бы управляет процессом понимания. В фольклорном материале нами выделяются простые описательные тексты, в которых прямо раскрываются отношения явлений во времени и пространстве и тексты более сложные - конструктивные, в которых даны взаимодействия предметов и явлений, изменяющихся во времени. Среди произведений фольклора мы также выделяем тексты с преобладанием фактуальной, концептуальной или подтекстовой информации.
Опираясь на анализ механизмов понимания текстов А.А. Брудного, который в качестве одной из сторон этой сложной деятельности видит структуру и семантику самого текста, в своем исследовании мы исходим из следующих гипотетических предположений:
• особенности построения содержания произведений фольклора различных жанров (пословица как мини-текст и сказка как развернутый сюжет) оказывают влияние на процесс их понимания;
• уровень понимания зависит от степени обобщенности содержания произведений фольклора.
Задачами работы являются:
1. Подбор произведений фольклора и обоснование их валидности предмету и гипотезе исследования;
2. Определение показателей понимания произведений фольклора;
3. Выявление психологических особенностей понимания младшими школьниками произведений фольклора в зависимости от жанровой формы построения и степени обобщенности содержания;
4. Определение уровней понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста;
5. Выявление возрастных особенностей понимания различных произведений фольклора учащимися начальной школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологические особенности понимания произведений фольклора определяются своеобразием образного выражения их смысла;
2. Показателями понимания произведений фольклора могут выступать: ъ количество выделяемых смысловых элементов содержания среди объективно имеющихся в произведении; значимость выделяемых отдельных элементов, связей и отношений для понимания общего смысла произведения; степень правильности устанавливаемых причинно-следственных отношений содержания; степень конкретности и обобщенности выделяемого значения; широта переноса выделяемого значения;
3. Уровень понимания зависит от таких характеристик фольклорного произведения, как особенности построения содержания и степень его обобщенности;
4. Возрастные особенности понимания произведений фольклора в начальной школе проявляются в различном влиянии на уровень понимания степени обобщенности и жанровых форм построения содержания произведений.
Результаты исследования апробировались через выступления автора на Герценовских чтениях и аспирантских семинарах, проводившихся на кафедре педагогики и психологии начального обучения РГПУ им. А.И.Герцена в 1996-1998 гг.; Российской научно-практической конференции "Образование - будущее России" (г.Уфа, 29-30 марта 1996 г.), VI герменевтической конференции: "Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании" (Тверь, 25-26 мая 1998 г.), V международной конференции "Ребенок в современном мире: Права ребенка" (Санкт-Петербург, 27-29 мая 1998 г.).
Структура исследования: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование психологических особенностей понимания младшими школьниками произведений фольклора, как особой формы выражения знаний народа об окружающей действительности, подтверждает правомерность выдвинутой нами гипотезы и защищаемых положений.
1. Сложная взаимосвязь образного и понятийного в произведениях фольклора определяет весь ход и сам результат понимания младшими школьниками информации, передаваемой устным народным творчеством.
2. Форма построения и степень обобщенности содержания произведений фольклора действительно оказывают влияние на уровень их понимания. Информация, изложенная в форме повествования (сюжета) в сказках понимается на более высоком уровне, чем информация, выраженная в форме мини-текста (концепта) в пословицах. При этом, различная степень обобщенности значения в пословицах оказывается все более сложным материалом для понимания младших школьников по мере ее возрастания.
3. Возможность отвлечения от известных по личному опыту характеристик образа при понимании пословиц у учащихся начальной школы оказывается ниже, чем при понимании сказок. Образный ряд пословиц детьми этого возраста чаще рассматривается не как частное проявление обширного множества явлений, а как единичное описание индивидуального случая. Образный ряд сказок является более доступным материалом для извлечения переносного значения. Понимание информации, заключающейся в пословицах с высокой степенью обобщенности, оказывается на более низком уровне, чем понимание информации, заключающейся в сказках с той же степенью обобщенности.
4. Понимание сказок носит более активный и эмоционально насыщенный характер и проявляется в более высоких результатах понимания.
120
5. Возрастные особенности проявляются в различном влиянии формы построения и степени обобщенности содержания фольклорных произведений на уровень их понимания младшими школьниками. Информация, выраженная при помощи образов с высокой степенью обобщенности постепенно становится все более доступной в процессе обучения от первого к третьему классу, по мере овладения детьми системой понятийных знаний.
Настоящая работа может оказаться полезной при разработке проблемы психологических основ понимания устного народного творчества во всем его жанровом разнообразии. Выявленные психологические особенности понимания различных форм построения содержания в пословицах и сказках, обладающих прямым и переносным значением, могут быть использованы при создании психологически обоснованной программы ознакомления детей с фольклором, при разработке практических рекомендаций для целенаправленного отбора в учебники для младших школьников фольклорного материала, в практике чтения курсов "Психология восприятия художественной литературы" в образовательных учреждениях.
121
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Асафьева, Наталья Валерьевна, Санкт-Петербург
1. Авоян Р.Г. Значение в языке: философский анализ. - М.: Высшая школа, 1985. - 104 с.
2. Азбелеев С.Н. К определению понятия "фольклор" // Русская литература.- 1974.- №3.- С. 94-113.
3. Азбелеев С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклорному материалу / Принципы текстологического изучения фольклора. M.-JL: Наука, -С. 260-302.
4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. - 240 с.
5. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959. - 255 с.
6. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. М.: Просвещение, 1971.-285 с.
7. Аникин В.П. Творческая природа и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре / Проблемы фольклора. М.; Наука, 1975. - С. 30-40.
8. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова1. Думка, 1988.- 184 с.
9. Антонов А.В. О понимании текстового сообщения / Мышление и общение. Алма-Ата, 1973. - С. 224-226.
10. МГПИИЯ. М., 1954. - Т.8. - С. 48-63.122
11. Афанасьев В.П. Живая вода и вещее слово (сборник статей). М.: Советская Россия, 1988. - 508 с.
12. Н.Афанасьев В.П. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.:
13. Советская Россия, 1986. 366 с. 15 Афанасьев В.П. Русский фольклор: Учебное пособие для филологических специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1987. - 285 с.
14. Ахманова О.С. О психолингвистике. М.: МГУ, 1957. - с. 64.
15. Бабий В.Н. Развитие понимания школьниками 2-4 классов противоречий в отношениях между явлениями / Ученые записки ЛГПИ им.
16. А.И.Герцена. Л., 1978. - Т. 59. - С. 45-67.
17. Бадудин В.Т. Процесс понимания переносного значения басен школьниками (2-4 кл.) // Вопросы психологии. 1968.- № 1. - С. 51-61.
18. Бадудин В.Т. Процесс понимания переносного значения басен школьниками (2-4 кл.). Автореф. дис. . к.пед.н. М., 1953. - 16 с.
19. Балацкая Л.К. О понимании пословиц учащимися младших классов // Советская школа. 1947. - № 2. - С. 18-26.
20. Бараг Л.Г. Сказочная фантастика и народные верования // Советская этнография. 1966. - № 5. - С. 15-27.
21. Башкирские сказки и легенды. Уфа: Китап, 1996. - 205 с.
22. Белянин В.П. Психолоингвистические аспекты художественного текста.-М.:МГУ, 1988.- 121 с.
23. Беришвили Т.Г. Психологические вопросы понимания текста в начальных классах (6-7 лет). Дис. . к.психол.н. Тбилиси, 1988. - 107 с.
24. Биева Е.Р. Факторы, влияющие на понимание текстов. Автореф. дис. . к.фил.н. М., 1984. - 19 с.
25. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935. - 166 с.
26. Блонский П.П. Память и мышление / Избр.психологические произведения. М., 1964. - С. 287-503.
27. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста. Автореф. дис. .д.филолог.н. JL, 1984. - 32 с.
28. Богин Г.И. Типология понимания текста. Калинин: КГУ, 1986. - 86 с.31 .Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы составления учебного словаря. Свердловск,1975.-95 с.
29. Божко Н.М. Восприятие и оценка психолого-педагогических текстов различными категориями взрослых людей. Автореф. дис. .к.психол.н. -Л., 1979. 17 с.
30. Бормут Д.Р. Методика дополнения // Советская педагогика и школа.
31. Тарту, 1974. Вып. IX. - С. 65-77.
32. Брудный А.А К анализу процесса понимания текстов // Знак и общение. Фрунзе: Илим, 1974. - 115 с.
33. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения / Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. - С. 162-172.
34. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. - 64 с.
35. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.230 с.124
36. Васильев Л.Г. Речевое общение и понимание высказываний / Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. - С. 127134.
37. Васильев Л.Г. Текст и его понимание: учебное пособие. Тверь: ТГУ, 1991.-171 с.
38. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, 1976. - Т.2. - 342 с.
39. Величковский В.И. Анализ процессов понимания / Современная когнитивная психология. М.: Из-во МГУ, 1982. - С. 221-237.
40. Венгер А.А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. . к.пед.н. (по психологии). М., 1958. - 16 с.
41. Венделанд А.Э. К вопросу о композиционно-смысловой структуре учебного текста и ее влиянии на понимание. Автореф. дис. . к.психол.н. -М., 1970. 14 с.
42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Госполитиздат, 1940.648 с.
43. Вригг Г.Х. Объяснение и понимание / Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986. - С. 35-241.
44. Выготский Л.С. Мышление и речь / Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. - 254 с.
45. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 575 с.
46. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
47. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 140 с.
48. Галяутдинова С.И., Асафьева Н.В. Психологические основы понимания фольклора / Материалы VI Герменевтической конференции "Понимание125и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании". Тверь, 1998. 1. С. 67-73.
49. Гвоздев А.А. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. - 471 с.
50. Гопфенгауз В.А. Понимание литературного образа учащимися 4 класса ( на материале басни) / Известия АПН РСФСР. Вып. 61. 1954. С. 53-84.
51. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста // Вопросы психологии 1993. - № 2. - С. 72 - 79.
52. Гуревич А.Н., Стрельцова JI.E., Тамарченко Н.Д. Концепция литературного образования в гуманитарных школах и классах: Объяснительная записка и программа. М.: Из-во АПН. -1991. - 44 с.
53. Гуренко Е.Г. Проблема художественной интерпретации: философский анализ. Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.
54. Гурова JI.JI. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы психологии. 1986. - № 2. - С. 126-128.
55. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. М.: Наука, 1986. - 319 с.
56. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
57. Доблаев Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1965. - 92 с.
58. Доблаев Л.П. Проблема понимания в советской психологии. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1967. - 66 с.
59. Доблаев Л.П. Психологические вопросы работы над книгой. М.: Книга,1970.-71 с.
60. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциологии. М.: Наука, 1984. - 268 с.
61. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.:1. Знание. -1995. 64 с.126
62. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 1996. - 54 с.
63. Жабицкая Л.П. Восприятие художественной литературы и личность. -Кишинев: Штиница, 1975. 134 с,
64. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. - 254 с.
65. Жинкин Н.И. Четыре языка и четыре коммуникативные системы / Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М., 1973. - С. 56-78.
66. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. - 156 с.
67. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994. -237 с.
68. Иванова В.П. Экспериментальный клиринг как способ выявления смысла текста / Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе, 1987, - С. 4456.
69. Илиева И.С. Психолингвистические особенности восприятия и оценки художественного текста. Автореф. к.филолог.н. М., 1983. - 29 с.
70. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках.-СПб., 1915.-с. 369.127
71. Интерпретация как историконаучная и методологическая проблема. -Новосибирск: Наука, 1986. 208 с.
72. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1968. - № 6. - С. 105-118.
73. Кокаре Э.Я. Теория и практика сравнительной паремиологии /Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. - С. 274-288.
74. Коммуникативная и когнитивная природы понимания. М.: ИНИОН,1989. 47 с.
75. Костюк Г.С. Вопросы психологии понимания // Советская педагогика.1949-№9.-С. 105-112.
76. Кравцов Н.И., Лазутин П.А. Русское народное поэтическое творчество. -М.: Высшая школа, 1977. 374 с.
77. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. М.: Гарант, 1994. - 212 с.
78. Кузьмина Д.А. Процессы абстрагирования в работе над текстом // Вопросы психологии. 1956. - № 6. - С. 55-63.
79. Леонтьев А.А. Язык и разум человека. М.: Политиздат, 1956. - 213 с.
80. Леушина A.M. О своеобразии образов в речи маленьких детей // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1946. - Т. 53. - С. 17-27.
81. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 552 с.
82. Лихачев Д.С. Текстология на материале русской литературы X-XII вв.
83. М.-Л.: АН СССР , 1962. 308 с.
84. Локалова Н.В. Стадии овладения учениками литературным текстом // Начальная школа. 1996. - № 7. - С. 75-80.
85. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.И. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. - 128 с.
86. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 374 с.
87. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. - 238 с.
88. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. - 319 с.
89. Любимова А.А. Образ, мысль и речь в разумной деятельности ребенка-дошкольника // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1946. - Т. 53.-С. 28-34.
90. ЮО.Малинина В.И. Понимание образной речи младшими школьниками / Вопросы психологии познавательной деятельности. Нижний Тагил,1962.-С. 79-97.
91. Малые формы фольклора: сборник памяти Пермякова Г.Л. М.: Восточная литература, 1995. - 384 с.129
92. Маранцман В.Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 54-61.
93. ЮЗ.Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. - № 4. - С. 5-17.
94. Мацковский М.С. Проблема понимания читателями печатных текстов (социологический анализ). Дис. . к.филос.н. М., 1976. -116 с.
95. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970. -32 с.
96. Юб.Методика исследования восприятия информации. JL, 1972. - 88 с.
97. Микулинская М.Я. Уровни понимания предложения и их диагностика // Вопросы психологии. 3 4. - С. 54-61.
98. Ю8.Морозова Н.Г. О понимании текста // Известия АПН РСФСР. М., 1947. Вып. 7. - С. 191-240.
99. Надршина Ф.А. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, загадки) // Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа,1974.-Вып. 1.- С. 122-126.
100. ПО.Наролина В.И. Диагностика уровней понимания текста / Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. - С. 122127.111 .Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Педагогика, 1972. -152 с.
101. Никифорова О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественном описании. М.: Известия АПН РСФСР, 1957. -Вып.7. - С. 121-162.
102. И З.Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983. - 215 с.130
103. Паремиологический сборник. Пословица. Загадка. (Структура, смысл, текст). М., 1978. - 320 с.
104. Переработка информации человеком // Материалы 18 симпозиума. -М., 1966.- 187 с.
105. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (заметки по общей теории клише). М.: Наука, 1970. - 239 с.
106. Пермяков Г.Л. О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений. Паремиологический сборник. М., 1978. -С. 105-135.
107. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. М.: Наука, 239 с.
108. Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М.: Наука, 1988. -236 с.
109. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.
110. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
111. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука,1977. - 120 с.
112. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. - 365 с.
113. Понимание как логико-гносеологическая проблема: сборник научных трудов. Киев: Наукова Думка, 1982. - 272 с.124 .Проблемы психологического анализа в литературе: межвузовский сборник научных трудов ЛГПи им. А.И.Герцена. Л., 1983. - 155 с.
114. Проблемы текстологии фольклора. М.: Наука, 1991. - 280 с.
115. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. - 168 с.
116. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М., 1976.-325 с.
117. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Из-во ЛГУ,1986. 365 с.131
118. Путилов Б.Н. Современная фольклористика и проблемы текстологии // Русская литература. 1963. - № 4. - С. 100-125.
119. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора / Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - С. 12-21.
120. Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности / Проблемы развития познавательных способностей.1. Л.: ЛГУ, 1983. С. 21-32.
121. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. - 160 с.
122. Роговин М.С Проблема понимания. Автореф. дис. . к.пед.н. (по психологии). М., 1956. - 15 с.
123. Родное слово: учебник по чтению для учащихся четырехлетних начальных школ / Составитель Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 1992. -206 с.
124. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.
125. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психологию. М.: Искусство, 1970. - 387 с.
126. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.
127. Рубинштейн С.Л. Осмысление и пути его исследования. М., 1968.145 с.
128. Русские письменные традиции и духовная культура. М.: МГУ, 1982. -218 с.
129. Русский фольклор: материалы и исследования. Л.: Наука, 1974. - 327 с.
130. Русский фольклор: песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, пословицы и поговорки. М.: Художественная литература, 1995. - 367 с.132
131. Русское народное творчество в Башкирии. Уфа, 1957. - 257 с.143 .Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
132. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961. - 357 с.
133. Савушкина Н.И. Гиперболизация в социально-бытовых сатиристиче-ских сказках // Фольклор как искусство слова. М., 1975. - Вып. 3. - С. 35-40.
134. Самарин Ю.А. Исследование психология ума. М.: АПН РСФСР, 1962. - 504 с.
135. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека (психологические исследования) М.: Педагогика, 1979. - 184 с.
136. Семенова А.П. Психологический анализ аллегорий, метафор и сравнений / Ученые записки ЛГПИ им. АИ.Герцена. Т. 35. Л., 1941. - С. 138200.
137. Семенова А.П. Соотношение конкретизации и обобщения при понимании переносных значений / Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т.65. Л., 1948. - С. 101-144.
138. Семенова А.П. Некоторые вопросы понимания школьниками аллегорий / Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Т. 96. Л., 1954. - С. 151169.
139. С лавина Л. С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся первого класса в учебной работе / Известия АПН РСФСР. М., 1965. Вып. 73. - С. 45-78.
140. Смирнов А.А. Психология запоминания. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. -328 с.
141. Смирнов А.В., Дудин-Барковский И.В. Курс теории вероятности и математической статистики. М.: Наука, 1969. - 512 с.133
142. Соболева О.В. О понимании мини-текста // Вопросы психологии.1995.-№1.-С. 46-53.
143. Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранного текста / Известия АПН РСФСР. 1946.- № 7.- С.163-190.
144. Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. - 233 с.
145. Суховей И.Н Перцептивные, мнемические и мыслительные компоненты понимания монотематических текстов. Автореф. .к.психол.н. Л.,1989. 24 с.
146. Сыдыкбекова Д.Р. О способах исследования понимания текста. / Мысль и текст. Фрунзе: КГУ, 1988. - С.81-84.
147. Сыркина В.Е. Понимание выразительности речи школьниками // Известия АПН РСФСР. М., 1968. - Вып. 73. - С. 163-190.
148. Традиции русского фольклора. М.: МГУ, 1986. - 203 с.
149. Тункель В.Д. К вопросу об устной передаче речевых сообщений. Автореф. дис. . к.пед.н. (по психологии). М.,. 1965. - 19 с.
150. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Общ.ред. и вст.ст. М.А.Кисселя. М.: Прогресс, 1980. - 716 с.
151. Унайбаева Р.А. Категории подтекста и способы его выявления (на материале англо-американской художественной прозы XX в.). Автореф. дис. . к.филолог.н. М., 1980. - 22 с.
152. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. -295 с.
153. Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение. -М., 1971.- 168 с.
154. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. М.:1. Гнозис, 1993. 332 с.134
155. Хоменко К.Е. Понимание художественного образа детьми младшего школьного возраста / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологи / под ред. И.М.Ильясова. М.: МГУ, 1980. - С.276.
156. Хомский Н. Язык и мышление. М.: МГУ, 1972. - 122 с.
157. Художественные средства русского народного творчества (Символ, метафора, параллелизм). М.: МГУ, 1981. - 126 с.
158. Чистов К.В. Современные проблемы текстологии русского фольклора // Доклад на заседании эдиционно-текстологической комиссии V Международного съезда славистов. М., 1963. - С. 3-47.
159. Чистякова Г.Д. Психологическое исследование структуры текста в связи с проблемой его понимания // Вопросы психологии, 1974. № 4. - С. 26-39.
160. Чистякова Г.Д. Формирование предметного кода как основы понимания текста // Вопросы психологии. -1981. № 4-5. - С. 50-59.