Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Елисова, Надежда Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Елисова, Надежда Николаевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПОМОРСКОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

1.1. Понятие и сущность музыкального календарно-обрядового фольклора.

1.2. Поморский календарно-обрядовый фольклор в контексте историко-культурологического подхода.

1.3. Восприятие и понимание дошкольниками и младшими школьниками музыкальных календарно-обрядовых произведений.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОМОРСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

2.1. Современное состояние проблемы воспитания детей средствами календарно-обрядового фольклора.

2.2. Принципы и условия приобщения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к поморской календарной обрядности.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору"

Актуальность исследования. Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру. В этой связи крайне важным видится вопрос об эстетическом воспитании детей, потому как процесс воспитания наиболее плодотворен, если он осуществляется с раннего возраста.

В решении задач эстетического развития ребенка значительное место всегда отводилось фольклору (К.Д. Ушинский, В.П. Аникин, В.А. Василенко, Т.Ю. Камаева, М.Н. Мельников и др.). Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к традициям, творчеству, искусству Родного края. Именно поэтому, знание фольклора воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Фольклор во все времена органично вписывался в народную педагогику. С его помощью испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Художественные формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные: крестьянский быт был наполнен народной музыкой и звучащим образным словом, играми и шутками, потешками и прибаутками, а благодаря этому формировалось образное мышление, развивались эмоции и чувства ребенка. Произведения народного творчества доставляли детям наслаждение, определяли объем жизненно необходимой информации.

Педагогическая направленность всех видов и жанров фольклора очевидна, поэтому обращение к сокровищам, сохраненным в фольклоре, является насущной необходимостью.

Дошкольное детство и младший школьный возраст по праву определяется психологами как период становления первооснов личности, как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания в восприимчивой детской душе начал духовности, гуманизма, творческого отношения к миру. Этому способствует высокая эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему миру, родственность природе, стремление к деятельности.

Приобщение дошкольников и младших школьников к фольклорной культуре можно считать одним из определяющих факторов воспитания личности. Освоение культурного наследия всегда расценивалось как восхождение растущего человека к вершинам ценностей, созданных человечеством.

Представляется, что наиболее отвечает особенностям детской психики обрядовый фольклор, который сочетает в себе музыку и движение, песню и танец, содержит элементы театрально-игровых действий.

Произведения словесного, музыкального, танцевального искусства всегда находят яркий отклик в детской душе, а их сочетание усиливает чувственное восприятие, делает его более глубоким и многогранным.

Взаимосвязь слова, музыки, театрального действия и танцевальных движений в произведениях обрядового фольклора позволяет задействовать воспринимающую, эмоционально-чувственную и двигательную сферы ребенка, что создает прекрасные возможности для комплексного решения многих задач эстетического воспитания и развития детей.

Образы, сюжеты, мотивы обрядовых песен, игр, хороводов естественны, просты, легки для восприятия, осознания, запоминания и, в своей основе, отвечают психологическим возможностям ребенка, соответствуют уровню его познавательной деятельности.

Ряд исследователей (М.Ю. Новицкая, O.JI. Князева, JI.JI. Куприянова, JI.B. Шамина, И.В. Кадобнова, В О. Усачева, JI.B. Школяр, JI.C. Стрельцова,

Н.Д. Тамарченко, Т.Д. Доронова и др.) предлагают ознакомление дошкольников и младших школьников с различными жанровыми разновидностями обрядового фольклора (календарным, семейно-бытовым).

Мы поддерживаем позицию авторов современных программ, которые рекомендуют использовать в педагогической работе с детьми дошкольного возраста произведения календарной обрядовой поэзии /84, 126, 130, 131, 161165 и др./.

Однако большинство созданных для детских садов и начальной школы программ ориентировано на региональные особенности средней полосы России и не учитывают специфического своеобразия Крайнего Севера.

С первой половины XI века Терский берег Белого моря осваивался и заселялся новгородцами, которые впоследствии были названы поморами, а их потомки в настоящее время представляют особую этническую группу русскоязычного населения Кольского полуострова, имеющую самобытный и оригинальный фольклор.

Многие названные педагоги подчеркивают значение национальных традиций в воспитании детей, что может предполагать региональный вариант решения проблемы. Формирование представлений о своей стране, усвоение понятий об общечеловеческих ценностях убедительнее осуществляется на близком для ребенка материале, который может быть включен в повседневную деятельность. Отсюда видится актуальным приобщение дошкольников, живущих на Кольском полуострове, к культурно-историческим традициям и обычаям поморов'.

Принимая во внимание региональные особенности Мурманского края, психологические возможности и потребности дошкольников и младших школьников, мы считаем, что детей, живущих в Кольском Заполярье, целесообразно приобщать к поморскому музыкальному капендарно-обрядовому

1 Поморы - этническая группа русскоязычного населения, проживающая в северном регионе России фольклору как доступному для детского восприятия и понимания, простому, но глубокому по содержанию и форме.

Глагол «приобщить» имеет значение «дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделать участником чего-нибудь», а «приобщиться» означает включиться или стать участником какой-либо деятельности /135, С.596/.

Следовательно, приобщение детей к поморскому музыкальному кален-дарно-обрядовому фольклору возможно при организации соответствующей деятельности. В данном случае такой деятельностью является участие дошкольников и младших школьников в календарно-обрядовых праздниках и действах, основанных на этнических традициях поморов.

В. Даль определяет значение слова «приобщать» также как «.присоединять, причислять, .прилагать одно к другому в одно целое, в один счет» /59, С.463/. Последнее, на наш взгляд, существенно. Важно не просто включить ребенка в обрядовые формы деятельности, а дать ему возможность почувствовать себя частью единого целого, ощутить соборность, полную причастность к тому, что происходит. Ибо, как полагает М.М. Бахтин ощущение праздника может иметь только его участник, но не зритель.

Нельзя сказать, что национально-региональный компонент не находит отражения в современной теории и практике /17, 18, 19, 58, 67, 166, 189, 196/, однако аспект приобщения детей к музыкальному поморскому календарно-обрядовому фольклору не был прежде предметом специального изучения в дошкольной педагогике и педагогике начальной школы.

Объект исследования - поморский музыкальный календарно-обрядовый фольклор как основа приобщения дошкольников и младших школьников Кольского Заполярья к национальной художественной культуре.

Предмет исследования - процесс приобщения детей к поморским национальным музыкальным традициям.

Цель исследования - определить воспитательные возможности произведений поморского календарно-обрядового фольклора и разработать методику включения детей в обрядовые формы деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить своеобразие поморской музыкальной обрядовой культуры.

2. Исследовать традиционные виды и формы приобщения детей к этнической календарно-обрядовой культуре и современные взгляды на воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыкального фольклора.

3. Определить наиболее эффективные и целесообразные формы приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста Кольского Заполярья к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору.

4. Разработать методику воспитания детей на музыкальных традициях поморов в условиях дошкольных учреждений и общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору станет наиболее эффективным в том случае, если:

- дети будут включены в разнообразную, яркую, эмоционально окрашенную жизнь, отвечающую традиционным занятиям и обычаям поморов;

- найдены способы обогащения эстетического и познавательного опыта ребенка, включающее как накопление впечатлений об окружающем мире, так и расширение знаний о содержании и форме музыкальных произведений народного творчества поморов;

- определены виды и формы деятельности, поддерживающие активность и творчество детей в освоении регионального музыкального материала.

Методологическую основу составили идеи, теории и концепции, позволившие обосновать возможность приобщения детей к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: этнографические исследования (А.В. Терещенко, М.И. Забылин, Т А. Бернштам, В.И. Чичеров и др.), работы по ис-я кусствознанию и культурологии (Э.А. Баллер, Д.С. Лихачев, М.С. Каган и др.), фольклористике (В.Я, Пропп, О.И. Капица, В.П. Аникин, Н.И. Кравцов, М.Н. Мельников, Ю Г. Круглов и др.), этнопедагогике (Г.Н. Волков, Т.С. Буторина и др.).

Музыковедческая база исследования представлена исследованиями И.И.Земцовского, Э.Я. Кокаре, Ю.Е. Красовской, В.А. Лапина, Д.М. Балашова и др., обосновывающими типологические и особенные музыкальные характеристики календарно-обрядового фольклора.

Психолого-педагогический аспект диссертации опирается на общую теорию деятельности Л .С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, Л.П. Робустовой, Л.В. Орловой, Е.И. Корнеевой и др.

Методы исследования: изучение этнографической, музыковедческой, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ для дошкольных учреждений и начальной школы; целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент; анализ детских творческих работ; математические методы обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

На основе сравнения русской и поморской календарной обрядности выявлены как общие (российские корни обрядовых традиций, календаря, основного содержания обрядовых праздников и ритуалов), так и особенные (локальное своеобразие, текстовые диалектные характеристики обрядовых произведений, иноэтнические элементы в содержании праздников и ритуалов) признаки календарно-обрядового фольклора поморов.

Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и возможность воспитания обрядовой культуры дошкольников и младших школьников в процессе приобщения к поморской календарной обрядности, а также их творческого развития в результате освоения музыкального календарно-обрядового фольклора поморов.

Разработана программа и методика приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарнообрядовому фольклору на основе комплексного подхода к воспитанию обрядовой культуры, интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности детей.

Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в практике работы учреждений в системе общего и дополнительного художественного образования. Предложенный в диссертации подход к воспитанию детей средствами поморской календарной культуры может использоваться при создании региональных программ, учебных пособий для музыкального развития детей в детском саду, школе и семье.

Результаты исследования, методические рекомендации по приобщению детей дошкольного и младшего школьного возраста к музыкальному капен-дарно-обрядовому фольклору поморов могут использоваться преподавателями ВУЗов и педагогических колледжей при разработке содержания курса теории и методики музыкального воспитания, спецсеминаров, факультативов.

Этапы исследования.

На 1 этапе (1994-1996) изучалась этнографическая, музыковедческая, фольклорная, философская литература, анализировалось состояние педагогической работы в воспитательно-образовательных учреждениях. Разрабатывалась программа исследования, определялись содержание и формы опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На 2 этапе (1996-1999) проводилась экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и начальной школы г.Мурманска. Отрабатывалась программа исследования по приобщению детей к традиционной культуре Кольского региона на основе поморского музыкального календарно-обрядового фольклора.

3 этап (1999 - 2001) был посвящен анализу и обработке полученных данных, работе над текстом диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поморский календарно-обрядовый фольклор обладает педагогическими возможностями музыкального, речевого, познавательного и творческого развития детей и является эффективным средством приобщения дошкольников и младших школьников к этнической культуре Кольского Севера.

2. Эффективность процесса воспитания обрядовой культуры обусловливается активизацией эмоционально-чувственной сферы дошкольников и младших школьников, их когнитивного и художественно-творческого развития; интеграцией видов деятельности, имеющих гуманитарно-эстетическую направленность; комплексным взаимодействием видов детской и педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в ясли-садах №№ 129, 138; общеобразовательной школе №11; путем обсуждения на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской Академии Образования (Москва, 1996 - 2001); Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, 1996); Международной научно-практической конференции «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (Москва, 1997); научно-практической конференции Мурманского областного института повышения квалификации работников образования «Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире» (Мурманск, 1998); в ходе работы курсов повышения квалификации работников образования (Мурманск, 1997-1999).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В художественном воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста Кольского Заполярья следует опираться на поморское народное искусство, фольклор и культуру, где органично соединяются языковые и духовные традиции, отражается региональное своеобразие Северного края.

Поморский музыкальный календарно-обрядовой фольклор является основой воспитания у детей этнической обрядовой культуры, формирование которой, в свою очередь зависит от усвоения дошкольниками и младшими • школьниками историко-культурологических знаний, стремления к получению таких знаний; эмоциональной восприимчивости детей при освоении поморского музыкального фольклорного материала; активности в празднично-зрелищных формах общения.

Ведущими видами педагогической деятельности по приобщению дошкольников и младших школьников к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору, позволившими сформировать у детей знания и представления о поморской этнической культуре, видах и жанрах поморского творчества, формах художественного отражения действительности; освоить щ художественно-выразительные средства произведений и найти способы их применения в собственной творческой деятельности; обогатить эстетический и познавательный опыт, явились музыкальное воспитание, познавательное и речевое развитие ребенка.

Наиболее эффективными видами и формами организации учебной и внеучебной (внеклассной) деятельности по воспитанию этнической обрядовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста явились календарные праздники, зрелища, развлечения, игры-занятия и игровые уроки (сю-жетно-ролевые, проблемно-моделирующие, путешествия, погружения и др.), экскурсии, викторины.

Вхождению дошкольников и младших школьников в обрядовую этническую культуру способствует разработанная программа «Край морошковый», основанная на общедидактических, современных и специфических принципах работы педагогов.

Проведенная работа по знакомству детей дошкольного и младшего школьного возраста с поморским народным творчеством показала, что дошкольники и младшие школьники проявляют интерес к поморской обрядовой культуре и фольклору, способны воспринимать, осознавать содержание и форму поморских календарно-обрядовых произведений разных жанров (игровых, плясовых, кружальных, хороводных, лирических песен, закличек и припевок), использовать музыкальные и поэтические средства малых жанров поморского фольклора в своей творческой деятельности.

Проведенная экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и начальной школе по приобщению детей к поморскому календарно-обрядовому фольклору убедила нас в том, что необходимыми условиями для педагогической работы являются следующие:

• обучение, как специально организованный процесс воспитания и развития, который охватывает все виды художественной деятельности, образное восприятие поморского фольклора;

• комплексное взаимодействие видов педагогических видов деятельности (музыкального воспитания, познавательного и речевого развития, экологического, физического и трудового воспитания);

• обогащение эстетического и познавательного опыта ребенка, предполагающее накопление впечатлений об окружающем мире; формирование знаний о содержании и форме произведений народного творчества поморов, их художественных средствах и способах применения при создании творческих произведений;

• включение дошкольников и младших школьников в игровые и праздничные формы общения.

Именно в этом случае впечатления, знания, полученные в процессе ознакомления дошкольников и младших школьников с народным творчеством поморов, способствуют отражению детских впечатлений о мире в образном слове, музыкальной импровизации, влияют на творческие проявления ребенка, потому как он получает возможность осваивать и действовать с богатым и разнообразным фольклорным материалом.

Ознакомление с поморским фольклором наиболее успешно осуществляется и тогда, когда дети включаются в активную познавательную деятельность: высказывают суждения, выражают представления и оценки.

Осваивая музыкальную фольклорную культуру поморов, ребенок приобщается к многовековым этническим традициям, постигает народную философию, мировосприятие.

На основании полученных данных предлагаем дополнить программу воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста региональным компонентом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Елисова, Надежда Николаевна, Москва

1. Абрамский А.С. Песни русского севера. - М.: Советский композитор, 1959. - 153 с.

2. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания //Проблемы фольклора. М. Наука, 1975 С.21-30

3. Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. Оса: Росстани-на-Каме, 1994. - 78 с.

4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школь• ников и молодежи // Развитие детского голоса / Под. ред. В Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. С 18-27.

5. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970. -122 с.

6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор (Исследования и тексты). М., 1957. 240 с.

7. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.

8. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры (на материале культурырусского Севера): Автореф. .дис. канд. философ, наук. М., 1995. - 20 с.

9. Баженова А.И. Солнечные боги славян // Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. С.3-16.

10. Ю.Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л. Наука, 1989.-31 с.

11. П.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб: Наука, 1993. -237 с.

12. Балашов Д.М. Как собирать фольклор. М.: Знание , 1971. с.

13. Балашов ДМ. Красовская Ю.Е. Русские свадебные песни Терского берега

14. Белого моря. Л.: Музыка, 1969. - 168 с ,Д.Балашова С.С., Шентшшнская Т.С. Музыкальный фольклор и школа

15. Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. - С 126-236.

16. Баплер Э.А. Преемственность и развитие культуры. М, Наука, 1969.

17. Беляева Л.С. Поморская музык^ьная культура //Учители, о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск. МГПИ, 1994.

18. Беляева Л.С. Саамская этническая педагогика: Учеб. пособие к спецкурсу.

19. Г Науменко. М.: Дет лит., 1980 - 63 с. 23 Бернштам Т А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века: Половозрастной аспект тргшиции культуры. - Л.: Наука, 1988.- 275 с.

20. Бернштам Т А. Поморы. Формирование группы и системы хозяйства Л.: Наука, 1978 174 с.

21. Бернштам Т.А. Роль верхневолжской колонизации в освоении Русского Севера (IX-XV в в.) // Фольклор и этнография Русского Севера / Отв. ред. Б.Н. Путилов, К В. Чистов. Л.: Наука, 1973. - С.5-29.

22. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX века. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. - 237 с.

23. Бернштам Т.А. Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб, 1992.-357 с.

24. Бернштам Т.А. Русский народный свадебный обряд. Мурманск: Книжное издательство, 1979. - 158 с.

25. Бернштам Т.А. Свадебная обрядность на Поморском и Онежском берегах Белого моря // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л. Наука, 1974. С. 181-188.

26. Бернштам Т.А , Лапин В.А. Виноградье песня и обряд // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. ~ Л., 1981. - С.3-109.

27. Бернштам Т.А., Лапин В.А. Поморы Кандалакшского и Терского берегов Белого моря // Новое в этнографических и антропологических исследованиях. М„ 1974. 4.1. С. 16-26.

28. Бернштейн Б.Н. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 107-109.

29. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.И. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1.465 с.

30. Боровиков Л.И. Принцип народности в практике обучения и воспитания средствами искусства // Формирование эстетического отношения к искусству. Т.2. М . 1991. С.122-126.

31. Боровина Л. Оберег: Программа комплексного изучения музыкальногофольклора в детском саду. М., 1996.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

33. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев //Советская педагогика, 1989 №7. С. I 11 -116.

34. Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб, 1902. -т.З. - №36. - С. 140.

35. Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. М.,1978. - С. 15-19.

36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, 1989. - 144 с.

37. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П. Платонова. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 197 с.

38. Ветлугина Н А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -416 с.

39. Ветлугина Н.А. Развитие слуха и голоса у ребенка 5-7 лет в процессе обучения пению // Развитие детского голоса / Под. ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С.213-227.

40. Виноградов Г .Д. Фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск, 1925. -с.

41. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

42. Виноградова Л.Н. Польские народные календы (Ист.-сравнит. анализ): Ав-тореф. дис. .канд.филол. наук. -М., 1973. 19 с.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 376 с.

44. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб, 1995.

45. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: Советский художник, 1972. - 350 с.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

47. Выходцев П С. Современное состояние русского фольклора на Беломорье (проблема регионального обследования) // Русский фольклор. Полевые исследования. Л.: Наука, 1984. - Вып. 12.

48. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983. - 239 с.

49. Герцова О.Г. Проект архангельского областного словаря. М., 1970.

50. Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.М. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -С.89-142.

51. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании // Советская этнография, 1981. №2. - С.110-134 с.

52. Гурина Н.Н. Некоторые данные о заселении южного побережья Кольского полуострова // Советская археология, 1950. №2. - С.105-127.

53. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: ГРДНТ, 1994. -233 с.

54. Грушанина О.С. Северное сияние: Региональная программа художественного воспитания детей дошкольного возраста. Мурманск, 1996. - 48 с.

55. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980.-Т. 3.-555 с.

56. Дерягин В.Я. Из истории лексических изоглосс в говорах Архангельской области // Этимология. М., 1966. - С. 25-28.

57. Дерягин В.Я. О развитии диалектов Архангельской области по данным истории и географии слов: Автореф. .канд. дис. М., 1966. - 21 с.

58. Детские праздники и развлечения. Йошкар - Ола, 1996. - 116 с.

59. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб: Изд-во «Акцидент», 1996. - 288 с.

60. Дмитриева С.И. Русские. Традиционный фольклор русского Севера. М., 1993.-200 с.

61. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М.: Наука, 1988. - 240 с.

62. Добров В.В. Население Кольского Севера. Мурманск: Книж. изд-во, 1973. 148 с.

63. Евтюкова О.А., Киселева Т.А., Иванова Е.В., Беляева Л.С. Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Мурманск, 1994. -112 с.

64. Иванова Ю.В. Следы солярного культа // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С. 105-116.

65. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М.: Наука, 1973. - 495 с.

66. История России с древнейших времен / Отв. ред. Н.А. Иванов. М.: Голос, 1993.-768 с.

67. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 44 с.

68. Кадобнова И.В., Усачева В О., Школяр Л.В. Шестилетние дети и музыка // Воспитание музыкой / Сост Т.Е. Всндрова, И В. Пигарева. М. Просвещение, 1991. - С. 11-31.

69. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -320 с.

70. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев /Отв. ред. С.А.Токарев. М.: Наука, 1983. -224 с.

71. Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. М.: Лайда, 1994. - 70 с.

72. Капица О.И. Детский народный календарь. Вступление и подготовка публикации Ф.С.Капицы // Поэзия и обряд: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1982. - С. 127-146.

73. Капица О.И. Детские фольклорные песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. - 222 с.

74. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 1998. - 304 с.

75. Князькина О.А. Обрядность как разновидность культурной жизни общества (на примере исторической традиции свадебного обряда Российских царей XVI-XVII столетий): Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1997. -16 с.

76. Кокаре Э.Я. Комплексный анализ народной песни // Фольклор: песенное наследие. М.: Наука, 1991. - С. 23-30.

77. Колпакова Н.П Песни и люди о русской народной песне. Л.: Наука, 1977. - 135 с.

78. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962. - 284 с.

79. Колпакова Н.П. Терский берег (очерки о старом и новом быте рыбаков-поморов). -Вологда: Сев. Печатник, 1937. 185 с.

80. Колпакова Карзубова Н. Фольклор Терского берега // Советская этнография. - 1934. -№1-2. - С.215-217.

81. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1995. 18 с.

82. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Сост., предисл., примеч. С.Л. Николаева М.: Экономика, 1993. 399 с.

83. Кошечкин Б.И. Открытие Лапландии. Мурманск. Книж. изд-во, 1983. -128 с.

84. Красовская Ю.Е. Интонационный строй песен Терского берега // Музыка, 1973. №3. - С.11-13.

85. Красовская Ю.Е. Человек и песня. М. Сов. Россия, 1989. 160 с.

86. Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.-С.З-11.

87. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1972. - 360 с.

88. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высш. школа, 1977. - 375 с.

89. Кривошеева Г.А. Народные праздники в детском саду. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Ульяновск, ИПК ПРО, 1995. - 48 с.

90. Криничная Н.А. Домашний дух и святочные гадания (по материалам северно-русских обрядов и мифологических рассказов). Петрозаводск, 1993. - 29 с.

91. Круглое Ю.Г. Русские обрядовые песни (классификация, поэтика, вопросы истории): Автореф. дис. докт, филологич. наук. М.,1984. - 38 с.

92. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой . М.: Правда, 1991. - 496 с.

93. Куприянова З.Н. Собирание и изучение фольклора народов Севера в Советскую эпоху. Л.,1969. - 148 с

94. Лапин В.А. Напевы свадебных песен Поморского берега Белого моря // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974.- С. 189-200.

95. Лапин В.А. Русские свадебные песни поморов, как музыкально-этнографическая система: Автореф. дис.канд. искусствоведения Л., 1976. -22 с.

96. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. М.-Л., 1958.-Вып. 3.

97. Литературный энциклопедический словарь / Под. общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А.Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

98. Лихачев Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни. М.: Молодая гвардия, 1989. - С.124-136.

99. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1984.- 605 с.

100. Максимов С.В. Крестная сила. Нечистая сила. М.: ACT, 1999. - 507 с.

101. Марков А.В., Маслов А.Л., Богословский Б.А. Терский берег Белого моря // Труды музыкально-этнографической комиссии общества любителей антропологии, естествознания и этнографии. -М., 1911. -т.2. -ч.2.

102. Мартынова А.Н. Детский фольклор. Поэтические жанры II Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. Отв. ред. Б.Н. Путилов. СПб, 1997. - т.15. - С.5-27.

103. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Новосибирск, 1971,- Вып. 11.

104. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240 с.

105. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. книж. изд-во, 1970. - 218 с.

106. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск: Книж. изд-во, 1979. - 184 с.

107. Миролюбов Ю. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. -М.: Беловодье, 1995. 320 с.

108. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / Сост., под-гот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1991. - Вып. 1.-589 с.

109. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выл.З. Юность и любовь: Девичество / Сост., подг. текстов, вступ ст. и коммент. Л.Астафьевой и В.Бахтиной. М.: Худож. лит., 1994. 525 с.

110. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание (1-4 классы): Программа для общеобразовательной школы / Н А. Терентьева, Р.Г. Шитикова; науч. ред. Н.А. Терентьева. М.: Просвещение, 1994. 69 с.

111. Музыкальное искусство (1-3 классы): Программа для общеобразовательной школы / Усачева В О., Школяр Л.В., Школяр В.А. М., 1995. - 32 с.

112. Музыкальный фольклор 1-4 кл.: Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. - 67 с.

113. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г.Д.Рыженков. М.: Современник, 1991. - 127 с.

114. Народы Европейской части СССР. М.: Наука, 1964. - т. 1. - 984 с.

115. Наумекко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Сов. Композитор, 1988. - 192 с.

116. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. ~М.: Издательский центр «Академия», 1996. 136 с.

117. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XIX в. - М.: Искусство, 1988. - 215 с.

118. Неруш И.А. Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове Мурманск: Книж. изд-во, 1978. - 112 с.

119. Новицкая М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор (стихотворные жанры): Автореф. дис. канд. фил ос. наук. JI., 1985. - 20 с.

120. Новицкая М.Ю., Соловьева Е.В., Царенко П.И. Наследие: Программа и руководство для воспитателей детских садов по патриотическому воспитанию и введению детей в традиционную отечественную культуру. Мурманск, 1998. - 56 с.

121. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре: Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». М.: Изд-е центра «Планетариум», 1994. - 26 с.

122. Обереги и заклинания русского народа / Сост. М.И. и A.M. Песковы. -М.: Просвещение, 1994. 192 с.

123. Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. В.К. Соколова. М.: Наука, 1982.-280 с.

124. Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подгот. текстов В.И.Жекулиной, А.Н.Розова. М.: Современник, 1989. - 735 с.

125. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

126. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. - №7. - С. 106-111.

127. Орлова Л.В. Формирование творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 15 с.

128. Отражение межэтнических процессов в устной прозе: Сб-к статей / Отв. ред. Э.В. Померанцева. М.: Наука, 1979. - 173 с.

129. Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск: Мурманское книж. изд-во, 1988. - 120 с.

130. Пантелеева JI.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага / Ред. Л.Ф. Жданова. Мурманск: МГПИ, 1994. - 115 с.

131. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып.1. - Мурманск, 1996. -122 с.

132. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 2. - Мурманск: Альта, 1998. - 110 с.

133. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 3. - Мурманск: Альта, 1999.- 116 с.

134. Песни Кольских поморов / Сост. И. Дубовская. Вып. 4. - Мурманск: Альта, 2000. - 97 с.

135. Подл асы й И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.

136. Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С.67-90.

137. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1987. -368 с.

138. Полевые исследования. Русский фольклор. Л.: Наука, 1985. - Вып. 23. - с.

139. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Пан-кеевым. М.: ОЛМА-Пресс, 1998. - Т.2. - 688 с.

140. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М„ 1975.- 191 с.

141. Потемкин Л. У северной границы. Мурманск: Книж. изд-во, 1965. -210 с.

142. Праздники для детей и взрослых: В 2-х кн. / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. -М: Изд-во ACT, 1999. 528 с.

143. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1987. - 192 с.

144. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4)

145. Сост. Л. А. Вохмянина, Т.В. Игнатьева, Е.О. Еременко. М.: Просвещение, *1998.-624 с.

146. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

147. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература, 1964. №4. - С.58-77.

148. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. - 144 с.

149. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 326 с.

150. Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. - С. 12-21.

151. Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. Л.: Наука, 1977. - С.3-14.

152. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей первой мл. группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.-224 с.

153. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй мл. группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1993.-224 с.

154. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей сред, группы дет. сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1994. -208 с.

155. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду (старшая группа). М., 1994. - в 2-х ч. - 351 с.

156. Радуга: Программа и методическое руководство (подготовительная группа).-М., 1996 189 с.

157. Развитие региональной системы образования: Материалы областной научно-практической конференции 27-28 апреля 1993. Мурманск, 1993. - 53 с.

158. Робустова Л.П. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1987. - 24 с.

159. Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы /Под ред. К.В.Чистова, Т.А.Бернштам. Л.: Наука, 1978. - 277 с.

160. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М.: Худож. лит., 1985. - 367 с.

161. Рыбаков Б.А. Рождение богинь и богов // Мифы древних славян. Велесо-ва книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. -С. 146-246.

162. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.-198с.

163. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

164. Сабурова Л.М, Об изучении народных обрядов // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1974.-С.З-8.

165. Святки: Сборник. М.: ЗАО РИФМЭ, 1997. - 128 с.

166. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. -С.39-54.

167. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1837. Вып. 1.-246 с.

168. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1838. Вып. 2. - 143 с.

169. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1838. Вып. 3. - 216 с.

170. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. -М.: Унив. тип., 1839. Вып. 4. - 41 с.

171. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начале XX в. М.: Наука, 1979. - 288 с.

172. Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах //Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. В.К. Соколова. М.: Наука, 1982. - С.11-25.

173. Соловьев С.М. Сочинение. В 18 кн. Кн. 11. - Т. 5-6. История России с древнейших времен / Отв. ред. Н.А. Иванов - М.: Голос, 1993. - 768 с.

174. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. - С.5-15.

175. Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев: Радяньска школа, 1985.-312 с.

176. Степанов К.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский Раритет, 1991. -80 с.

177. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа литературного образования в гуманитарных классах и школах. М.: Логос, 1991. - 32 с.

178. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

179. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький: Волго-Вят кн. изд-во, 1973. 254 с.

180. Телицына С.В. Поэтика саамского фольклора в обучении словесному творчеству детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.- 18 с.

181. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. -328 с.

182. Терещенко А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1997. - Ч. 1. -288 с.

183. Токарев С.А. Истоки этнографической науки (До середины XIX в.). М.: Наука, 1978. - 167 с.

184. Токарев С.А. История изучения календарных обычаев и поверий // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1983. - С.8-23.

185. Толстые Н.И. и С.М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974.

186. Томилов Ф.С. Север в далеком прошлом. Архангельск: ОГИЗ, 1947. -96 с.

187. Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического ВУЗа средствами поморских народных музыкальных традиций: Автореф. .дис. канд. пед. наук. Мурманск, 1998. - 22 с.

188. Угринович Д.М. Искусство и религия: Теоретический очерк. М.: Политиздат, 1982. - 228 с.

189. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. - 175 с.

190. Угринович Д.И. Психология религии. М.: Знание, 1969. - 48 с.

191. Ушаков И.Ф. Кольская земля. Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск: Книж. изд-во, 1972. - 672 с.

192. Философский словарь / Под ред. И Т. Фролов. М.: Политиздат, 1991. -560 с.

193. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах ученых // СЭ. 1964. - №4. - С.94-95,

194. Чистов В.К. Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера //Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор /Отв. ред. Б.Н.Путилов. Л.: Наука, 1974. - С.9-18.

195. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 236 с.

196. Шаповалова Г.Г Майский цикл весенних обрядов // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами / Отв ред. Б.Н. Путилов. Л.: Наука, 1977. С. 104-111.

197. Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Науч. ред М.Т. Картавцева. М.: МГИК, 1994. 72 с.

198. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков: Автореф дисс.канд. пед. наук. Петрозаводск, 1995. - 22 с.

199. Чуковский К.И От двух до пяти // Чуковский К.И. Собр. соч. М., 1965 -Т.1.

200. Эвальд З.В. Песни свадебного обряда на Пинеге // Искусство Севера. -Л.: Гос. ин-т истории искусств, 1928. т. 2. с.

201. Яковенко Н.Г. Терский берег. Мурманск: Книж. изд-во, 1985. 120 с.

202. Яшнов А.И. По русскому Северу. Новгород, 1913. 64 с.